|
И снова здравствуйте, уважаемые форумчане! 1-я часть моего отчета закончилась благополучным прибытием в г. Зеленоградск, где предстояло провести ближайшие три недели. Пару слов о самом городе.
Въезд со стороны Калининграда («Cranz» — с немецкого языка переводится как «венок») …
В немецкой Прибалтике этот городок всегда позиционировался как курорт. По имеющимся данным, в 1945 году он был занят советскими войсками, практически без боя, и поэтому больших разрушений здесь не было. Отдельные памятники героям боев, конечно же, имеются, но массового характера они не носят. Все, в основном, посвящено королеве Луизе — жене одного из прусских правителей (Фридриха Вильгельма III) — городской сквер, отель, бювет с минеральной водой и т.д. Кроме того, Зеленоградск знаменит тем, что, благодаря прибывавшим сюда вместе с переселенцами из Советского Союза кошачьим представителям животного мира, со временем удалось вывести особую популяцию кошек и котов, которые «ходили в бой» на многочисленных здешних крыс и мышей совершенно без страха.
Вот памятник им от «благодарных потомков» …
Как город Зеленоградск производит впечатление не до конца обустроенного, но, в целом, понравился.
Вид из пансионата на набережную и пляж …
То же самое, но со стороны моря …
Очень много домов еще, видимо, немецкой застройки …
Памятник архитектуры — водонапорная башня …
Встречаются и такие «жилища» … Но окна стоят пластиковые …
Повторюсь, город понравился — чисто и тихо. Во время отдыха держалась вполне «южная» температура — 30-32С. Вода в море прогревалась до 19-22С. Народ поприезжал со всех концов нашей необъятной Родины: Москва, Санкт-Петербург, Мурманск, Калуга, Татарстан, Челябинск и т.д.
На городском пляже …
… как говорится, «яблоку негде упасть» …
Вечерний променад …
И даже такой экстремальный вид отдыха имеет место быть …
Вдоль всей набережной построены красивые домики (в основном, это виллы, пансионаты и отели) …
Море рядом, цены — на любой кошелек …
В эти дни в Зеленоградске проходил международный фестиваль балтийских народов (так, по-моему, сие мероприятие называлось). А по-простому говоря, это была костюмированная реконструкция образа жизни местного населения в Средние века.
Таких бравых «воинов» удалось увидеть, что называется, вживую …
Само мероприятие проводилось в течение 2-х дней на окраине города и вылилось впоследствии в масштабную инсценировку какой-то битвы местного значения.
Сражение в самом разгаре …
Единственное, что не понравилось — стрелы из луков сражающихся летели, порой, в окружающую ристалище толпу зрителей, что, на мой взгляд, серьезно нарушало все требования техники безопасности.
Следующий пункт, запланированный к посещению — Светлогорск. Дороги в Калининградской области, надо отдать должное властям, находятся в прекрасном состоянии — по крайней мере те, что связывают основные населенные пункты региона.
Дорога на Светлогорск …
Светлогорск по размерам меньше Зеленоградска, но более обустроен, и, по ощущениям, чаще посещаем отдыхающими.
На набережной …
Солнце, ветерок, море слегка штормит и … становится трудно удержаться от соблазна залезть в воду. Оказывается, что желающих уже достаточно много …
А вокруг — смех, шутки, веселье …
Прогулочная зона …
Как и в любом курортном месте, тоже много пансионатов, вилл, домов отдыха различных класса и платежеспособности.
Сувенирные ряды …
И сохранившаяся немецкая брусчатка на дороге …
В общем, достаточно комфортный для отдыха курортный город, где есть что посмотреть и в удовольствие отдохнуть. Рекомендую.
О Калининграде много рассказывать не буду — на форуме достаточно отзывов об автопутешествиях с его посещением. «Выложу» лишь несколько, быть может, не совсем известных широкой общественности фотографий.
Памятник капитану 3-го ранга А. И. Маринеску …
Короткая справка: 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием А. Маринеску отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10 582 человека: 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. А по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По некоторым оценкам погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа.
Памятник В.С.Высоцкому …
И еще об одной достопримечательности г. Калининграда рассказали, кстати, сами калининградцы. Это памятник, типа, «Родина-мать зовет». Надо обратить внимание на положение ее правой руки (на фото она с вытянутым книзу указательным пальцем).
Эта же рука, но с другого, «нужного» ракурса …
Комментарии, как говорится, не нужны ...
По совету московского товарища, который родился в Калининграде и посещает его в качестве «малой родины», был нанесен визит в ресторан «Редюит».
Вот он на фото …
Заведение находится в одном из сохранившихся участков крепостной стены и имеет удобное расположение — ходит прямой автобус от городского рынка. Что сказать — великолепная мясная и рыбная кухня, вкуснейшее пиво (говорят, что варят сами) для употребления как в ресторане, так и «на вынос», ненавязчивое обслуживание, хороший интерьер. При этом подавались очень большие порции — не зная этого, позднее пришлось «напрягаться». Сразу поясню, что дело не в принципе «заплачено — съешь», а просто было очень вкусно. Цена вопроса (первое, второе и третье блюда с парой 0,5 пива) — около 900 руб. на человека (но можно обойтись и более скромной суммой). Полагаю, что в отпуске можно себе позволить. Также рекомендую.
Следующий пункт посещения — пос. Янтарный (до 1946 года носил название Пальмникен). В посёлке расположен один из наиболее привлекательных туристических объектов Калининградской области — единственный в мире комбинат, добывающий и перерабатывающий янтарь.
Дорога до Янтарного выглядит так …
И вот так …
Более того, когда навигатор повел короткой дорогой не по основной трассе, а через поле, то пришлось удивляться — тоже все заасфальтировано!
В «калининградском» поле …
На въезде в Янтарный …
Это типичная российская «глубинка» …
… но все, более-менее, в ухоженном состоянии …
Рядом с посёлком находятся самый широкий в Калининградской области песчаный морской пляж. Его ширина не уменьшается из-за берегового течения, так как постоянно подпитывается пульпой (смесью твёрдых частиц и жидкости) янтарного комбината. Не опасно для здоровья.
Народу здесь непривычно много. Даже в палатках живут …
И «куршская коса» у них тут своя …
По указателям и путем опроса местных жителей удалось достаточно быстро найти здание комбината …
Вот оно …
Далее, проехав по, казалось бы, «бесхозной дороге», утыкаешься в шлагбаум. Да-да — посещение карьера платное (140 руб. «с носа»).
Через 1,5-2 км попадаешь на смотровую площадку, с которой видно и карьер, и окрестности. А что ищет нагнувшийся на следующем фото справа внизу молодой человек — станет понятно чуть позже.
Смотровая площадка …
А вот, собственно, и сам карьер по добыче янтаря …
Для тех, кто жаждет непосредственно прикоснуться к поиску загадочного морского камня, здесь насыпана «песочница», где, конечно же, при очень большом везении, можно найти его (шучу — все, кто копался тут, не остался обиженным).
Как в Калифорнии (или на Колыме?) на «мойке» золота. Лица сосредоточены, еще немного усилий, терпения …
… и вот она — УДАЧА! Ну как дети, ей-богу …
А для пользы тела (и душИ) имеется вот такая янтарная пирамида — естественно, со всеми приписываемыми ей мыслимыми и немыслимыми целительными свойствами. Причем эффект достигается очень легко — необходимо пару-тройку минут просто посидеть внутри.
«Целебная» пирамида …
Что ж, до свидания, Янтарный! Снова пора в путь, следующая остановка — Балтийск.
Короткая справка: Балтийск (до 1946 года носил название Пилла́у) — расположен на берегу Балтийского пролива, соединяющего Калининградский залив с Гданьским заливом, а затем Балтийским морем. Является самым западным городом России. Крупный морской порт, паромный терминал, железнодорожный вокзал.
Вот такой здесь «жилой фонд»…
Сохранившаяся шведская крепость (и шведы, оказывается, здесь бывали!) — но, … проход туда запрещен (расположение воинской части).
Мощности судоремонтного завода …
Памятник Петру I …
… и многометровый пирс, тянущийся далеко в море — в конце его и находится самая западная точка России. Справа виден памятник императрице Елизавете Петровне (она на коне, в мундире полковника лейб-гвардии Преображенского полка)…
И я не поленился — дошел-таки до края Родины!
Взгляд оттуда на российский берег. Вдали виден, соответственно, самый западный пляж в РФ. Народ в тот день очень активно купался …
Рядом находится старое немецкое кладбище. Его, скажем так, внешний вид немного непривычен для нас, но дорожки подметены, песочек посыпан, могилки ухожены. Иногда, говорят, даже родственники из Германии сюда приезжают …
Тихий ветерок, негромкий шелест листвы, слышен шум моря … Наверное, такая она — ВЕЧНОСТЬ …
Куршская коса … Сюда можно ездить бесконечно — какой-то здесь особый дух, что-ли. На российской стороне имеется орнитологическая станция, где энтузиасты (проработавшие, по их словам, тут не один десяток лет) за смешные, по нашим временам, деньги занимаются проблемой миграции птиц.
В руках у сотрудника станции пойманная птичка — всей честной компанией (экскурсионной) «окольцовываем» ее …
… и дружно поднимаемся на дюну Эфа …
Сходить с мостков строго-настрого запрещено, только по «проторенной дорожке».
Долог путь, да и погода в этот день не задалась — пасмурно, дождик …
Вид с вершины дюны Эфа …
Взгляд в другую сторону … Дикая природа, ходить туда нельзя!
На близлежащем пляже в этот день, разумеется, почти никого: ветер, море штормит …
На «танцующем» лесе тоже много останавливаться не буду — на форуме имеется достаточно фотографий — «выложу» несколько своих …
Надо же — никто так до сих пор и не нашел разумного объяснения этой загадке природы …
Пришлось приехать сюда еще раз — в хорошую погоду. Естественно, что за каждое посещение Куршской косы необходимо заплатить 300 руб.
Ну вот, совсем другое дело: солнце (температура около 30С) и вОды Балтийского моря. Но оно все равно «бодрит», не в Сочи …
Это пляж в районе н.п. Морское — даже в такой день очень мало посетителей …
Похоже на «Баунти — райское наслаждение», нет? …
Время пребывания в «гостях» в Зеленоградске потихоньку подходит к своему логическому завершению. Разумеется, встает вопрос об обратном маршруте, но ехать по той же дороге не захотелось. Однако еще перед приездом сюда прочитал в Интернете о знаменитой «Горе Крестов» под Шауляем. Что ж — время позволяет, почему бы и не посмотреть? Соответственно, обратный маршрут был несколько видоизменен: необходимо было по Куршской косе вновь добраться до Клайпеды, а из Клайпеды — «уйти» на север по Е272 и выйти на дорогу А11 Паланга — Шауляй. Что, впоследствии, и было проделано (забегая вперед, скажу, что навигатор опять не подвел). Про Куршскую косу я уже рассказывал, дорога при возвращении ничем не отличалась, единственно, что вновь пришлось заплатить за экологию 300 руб. «в кассу» российского государства и 30 лит отдать Литовской республике. Но что поделать — хочется доехать без «лишних простоев», так как вечером этого же дня предполагалось прибытие в Гродно (Белоруссия). Да, и как было обещано самому себе еще по пути сюда (я упоминал об этом в первой части отчета), была запланирована остановка в Юдокранте на обед.
И снова территория Куршской косы …
Не перестаешь удивляться, не побоюсь избитой фразы, «девственной красоте здешних мест» …
Накануне дня отъезда, на Куршской косе, как на российской, так и на литовской ее частях, случился пожар (23 июля, даже в новостях сообщали). Соответственно, в течение 2-х дней движение через нее было перекрыто. Но к утру 25 числа транзит в сторону Литвы был восстановлен. Может быть, это тоже сыграло какую-то положительную роль: на российско-литовской границе в этот день также было немного народу. Но, все-таки, оповещение у нас на региональном (местном) уровне не на высоте: даже утром при отъезде из пансионата, обслуживающий персонал при прощании сомневался, что дорога все еще не заблокирована.
Граница. На «все-про все» ушло около 1 часа, да минут 20 было отдано приглянувшемуся ранее «дьюти-фри». Однако, несмотря на то, что тщательного осмотра багажника автомобиля сотрудниками литовской таможней снова не проводилось, они строго спрашивали о количестве ввозимого на их территорию алкоголя. Если я не ошибаюсь — можно было иметь с собой 1 бутылку крепкого и 2 бутылки чего-то полегче. Соответственно, в «дьюти-фри» были приобретены литровая бутылка виски и две бутылки шампанского, которые стояли в пакете на заднем сиденье и демонстрировались интересующимся на границе. После этого вопросов о дополнительном наличии этого вида товара в багажнике автомобиля больше не возникало ни у кого.
А вот и Юдокранте …
Все заведения, расположенные вдоль главной улицы этого курортного городка «заточены» под отдыхающих: сувениры, пиво, морская рыба всевозможного вида, кафе, прокат велосипедов, катеров и т.д. Погода великолепная, жарко, на море — полный штиль.
Улица вдоль моря …
В первом же приглянувшемся визуально кафе были заказаны: какой-то суп по литовскому рецепту, знаменитые «цепеллины» (большой клубень картофеля с мясом внутри), салат и чего-то попить. К сожалению, не оказалось супчика, приготовленного в хлебе (в пустую внутри хлебную буханку наливается суп), очень хотелось попробовать. Обслуживает молодежь, уже очень неважно говорящая по-русски и которой ближе английский язык (несколько раз переспрашивали — нельзя ли перейти на оный). Но кухня на высоте, никаких тебе «сюрпризов» — они лучше лишний раз уточнят, если что-то непонятно. Цена вопроса (опять карта «Visa» в действии) — 40 лит на человека (курс уже был 1 лит к 13,70 «наших»), то есть около 550 руб. Несколько удивила высокая цена на пиво (оно и на «вынос продается) — порядка, 150-200 руб. за 1 литр. Но отмечу — пиво очень вкусное и разных, непохожих сортов (все было выпито по приезде в Гродно). Спасибо, понравилось. Еду дальше.
Снова на горизонте Клайпеда …
Кстати, билет, купленный в Клайпеде при переезде на Куршскую косу, действует и в обратную сторону без срока давности. То есть, 40 лит за перевозку автомобиля на пароме — это цена вопроса, что называется, «туда - обратно». Очень удобно.
И вновь «опасный» паром … но сегодня, помня о той истории с зеркалами на пути сюда, я был очень аккуратен …
«Встречка» в Куршском заливе … В нем не купаются — грязно …
Но все-таки на палубе очень тесно …
Преодолеваю Клайпеду уже в обратном направлении — а пробки здесь тоже, оказывается, бывают …
Теперь, главное, не проскочить поворот на Палангу. Здесь, судя по картам «Гугл», тоже какая-то нелогично большая «развязка».
Ага, нашел, сворачиваю …
И вот такой была увидена северная Литва …
Нам, привыкшим, например, к московскому «размаху» на автомобильных дорогах, приходится ощущать себя здесь несколько по-другому. Иногда даже возникает чувство какого-то сюрреализма: дороги есть (и хорошие) — а для кого они, народ-то где?
Такая «дорожная картина» наблюдается на протяжении двухсот с лишним километров до Шауляя…
Все непривычно маленькое и аккуратное …
Сразу видно, что «гигантизмом» здесь не страдают совершенно. Коттеджи, небольшие домики, велосипеды и, в основном, подержанные автомобили из Западной Европы. Несколько, скажу так, проcтовато, что ли.
Но сразу хочу оговориться — не осуждаю, не оцениваю и не предлагаю никаких «рецептов». Это их право и выбрали они такую жизнь сами. Что-то, видимо, в этом им нравится. …
А вот уж и «Гора Крестов» показалась … «Гора» — это, конечно, громко сказано — скорее, холм …
Короткая справка: Гора Крестов (лит.
Kryžių kalnas) — святыня, место паломничества в Литве. Расположена в 12 километрах от города Шяуляй на дороге Калининград — Рига. Представляет собой холм, по всей видимости, городище, на котором установлено множество литовских крестов, общее их число составляет приблизительно 50 тысяч. Несмотря на внешнее сходство, Гора Крестов не является кладбищем. По народному поверью, тому, кто оставит здесь свой крест, будет способствовать удача. В настоящее время на Горе Крестов можно найти кресты самых разных видов: от огромных деревянных (высотой до нескольких метров), до нательных, гроздьями которых увешаны более крупные кресты. Одно из распятий было установлено Папой Римским Иоанном Павлом II во время его визита в Литву 7 сентября 1993 года, что сделало Гору Крестов известной во всём мире и привело к значительному увеличению посещающих гору паломников и туристов.
Вблизи …
Машины подъезжают и уезжают часто: паломников и туристов достаточно много, в основном, Литва и Латвия ...
Что сказать — необычно, один раз посмотреть можно: кресты висят просто гроздьями, как виноград. Размеры — на любой вкус и цвет. Автомобиль можно спокойно оставить на обочине рядом — местность хорошо просматривается издалека.
Все, без исключения, посетители стремятся в сердце «Горы Крестов» — к статуе девы Марии на голубом постаменте …
Обратная сторона «Горы Крестов» … Многоконфессиальная такая гора получилась …
Походил, посмотрел — в этом «крестовом массиве» даже улицы проложены, то есть, можно из центра холма походить по его разным ярусам. Ну, думаю, чем я рискую — повешу свои крестики, да и попрошу тоже удачи у литовских святых! Сказано — сделано ...
И, знаете, по возвращении в Москву вопрос, который не решался в течение НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ВООБЩЕ, неожиданно решился. Причем решился по самому выгодному для меня варианту. Вот и не верь после этого в высшие силы!
Все — с Литвой завершаю. Вернувшись на трассу А1, после Каунаса надо «уйти» на юг в сторону Алитуса и Друскининкая по дороге № 129. Вечереет, с этой стороны трассы Каунас просматривается очень хорошо …
За Каунасом надо свернуть с А1 на дорогу № 129 и по ней ехать аж до границы с Белоруссией. Учитывая, что прощание с «Горой Крестов» было закончено в 18 часов, понимаю, что на МАПП «Друскининкай—Привалка» (Литва—Белоруссия) приеду глубокой ночью. Ладно, как-нибудь …
Вечереет. На 129-й дороге народу нет вообще …
Ночь наступает быстро, места достаточно глухие, вокруг лес, но асфальт отличный. Чтобы в темноте не свернуть куда-нибудь не туда, последние километры до границы еду за фурой, ориентируясь по ее «бортовым» огням (сообразил, что мне с ней по пути). Граница с Белоруссией была пройдена тоже быстро — в течение, что-то, около 40 минут. Времени уже — глубокая ночь, а до Гродно еще 40 км. Там перед отъездом был забронирован номер в гостинице «Турист», цена вопроса — 2230 руб. 15 коп. в сутки (в том числе, стоянка автомобиля, завтраки). Но при желании можно было и что-то более бюджетное найти, выбор номеров имеется. Комнаты чистые, мебель новая — рекомендую. На осмотр города было «отведено» 2 дня.
Короткая справка: Гродно является одним из старейших городов, в котором сохранились многочисленные памятники архитектуры и достопримечательности. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1128 годом.
В центре города: драматический театр и танк …
Здесь же рядом находятся Фарный костел, монастырь бернардинцев, восстанавливаемая на пожертвования прихожан синагога, набережная реки Неман и др. Все это, практически, в одном месте: от снимаемой гостиницы «Турист» на автобусе без пересадок нужно проехать не более 20 минут, а на машине — и того быстрее.
Фарный костел (он же костёл Св. Франциска Ксаверия) — выдающийся памятник архитектуры Белоруссии XVII—XVIII веков …
Там же внутри — но на это великолепие нужно смотреть «вживую» …
«Новый замок» — королевский дворец, построенный в 1734-1751 гг., где впоследствии проходили генеральные сеймы Речи Посполитой …
Вид на р. Неман от стен Нового замка …
Монастырь бернардинцев …
Пожарная каланча постройки начала XX века, до сих пор используется по назначению. Внизу, в виде полукруга — фрески с изображением работы пожарных расчетов …
Купаться в Немане я не рискнул, но руки «омыл». Прямо впереди за рекой виден костел францисканцев (он же — костёл Девы Марии Ангельской) …
Вообще, надо отдать должное властям города: везде оборудованы стоянки для автомобилей, да и пешком гулять — одно удовольствие. Красивый и чистый город, настоятельно советую посетить. В общем, двое суток «пролетают» неожиданно быстро, пора двигаться дальше, в Минск, а уже оттуда — домой в Москву. Но дальнейший маршрут в этом направлении был проложен через Мир и Несвиж, где были охвачены осмотром, соответственно, Мирский и Несвижский замки.
Дороги на юго-западе Белоруссии — как и везде, выше всяких похвал …
В этом направлении передвигался так: Гродно — Скидель — Щучин — Березовка — Новогрудок — Кореличи — Мир — Несвиж. Дороги и указатели, повторюсь, великолепные, плюс к тому же навигатор и, в крайнем случае, «сейчас у кого-нибудь спросим». Особенное удовольствие доставило перемещение из Мирского замка в Несвижский замок (между ними расстояние около 35 км и находятся они на одной «прямой»). Эти замки я, бывая достаточно часто в Белоруссии, пытался посетить в течение 3 последних лет — но, как всегда: то далеко ехать, то неохота, то не успеваю по времени и т.д. Но в этот раз — все, однозначно еду.
Вот и Мирский замок вдали показался …
Стоянка для автомобилей небольшая — но народ подъезжает, уезжает, дождаться места можно. Ну, думаю — сувенирчики прикуплю, в кафешку схожу, замок осмотрю и т.д. Однако … была «белорусская» суббота, и банки (а их здесь просто навалом — аж ДВА!) работали до 14 часов. Я, естественно, опоздал. И, несмотря на то, что в кармане было всего понемногу — остатки наличных долларов, евро, российские рубли, карта «Visa» и даже 12 лит (из Литвы остались) — это «безобразие» никак не конвертировалось в полновесный (в данном случае) белорусский рубль. Ходил, ходил по сувенирным лавкам, присмотрел небольшую картинку с нарисованным замком (30.000 в «местных»). Что делать? У продавца тихонько спрашиваю — давай, мол, я тебе 1.000 руб. «наших», а ты мне — выбранное и сдачу в «ваших». Помялся он немного — но на том и порешили. Мораль — всегда надо иметь с собой чуть-чуть белорусской валюты.
Справа напротив замка и находятся эти сувенирные ряды …
Поближе …
Внутри …
За углом …
На мой взгляд, смотреть особо нечего — обычный «новодел». Но, вопросов нет: чисто, монументально и красиво. Внутри есть кафе, где можно перекусить, попить кофе или чаю. Цены вполне гуманные. Помню, что через 30 с чем-то км по этой же дороге находится Несвижский замок. Вперед!
Заезжаю в Несвиж (на возвышенности — белорусский вариант названия города) …
К замку — все время прямо …
Вид на Несвижский замок …
Внутри …
С другой стороны. Расположение замка стандартное — остров, ров, перекидные мосты …
Озеро и прогулочная зона …
Что касается места для парковки, то здесь его навалом: возле сувенирных рядов есть платная стоянка. Но спешить не нужно — если принять левее и проехать вдоль озера чуть дальше, то там имеется огромный пустырь, сплошь заставленный приехавшими на автомобилях туристами (я его нашел самостоятельно). Все, как будто бы, бесплатно.
В-о-о-н платную стоянку видно слева за озером, а та, что «халявная» — начинается правее по его берегу (кусочек ее наблюдается) …
Но когда припарковался здесь, вдруг подошел ко мне мужичок такой, обычный, из местных, не быковатый, одет прилично, культурно разговаривает. Привет! — Привет. Да Вы из Москвы, а я там работал недавно … То да се… Жду, чем закончится разговор … В принципе, догадался: а нет ли чутка денег на пиво? Ладно, хоть честно сказал. Откажешь, думаю, он обидится, придешь потом обратно — а на машине, не дай бог … (ну, Вы меня поняли). Даю 100 руб., спрашиваю, мол, нормально? Отлично! А за авто присмотришь? Да не волнуйся, говорит, у НАС тут все нормально, еще никто не жаловался. Уж не знаю, смотрел он там за машиной в мое отсутствие или нет — но рисковать не хотелось, да и 100 руб., согласитесь, при моих расходах на бензин и проч. особой погоды уже не делали. Да и платная стоянка у сувенирных рядов все равно обошлась бы дороже. Вот так. Но утверждать, что так подходят к каждому приезжему человеку, я не берусь, не видел. Может, кому-то и повезло остановиться без такой «косвенной» оплаты.
Здесь же на берегу озера находится монумент воинам Советской Армии …
Такие места в Белоруссии красивы и опрятны везде — будь то город или маленькая деревенька — их состояние не идет ни в какое сравнение с подобными памятниками на Украине (удалось в прошлом году проехаться до Львова, что называется, еще до «известных событий»). Вроде бы, Белоруссия не очень богатая страна, но находят же деньги на содержание.
Да, что касается стоимости «посмотреть» внутри замков. В них обоих предложения различные и зависят от того, что собираемся посетить: 1, 2, 3 и т.д. «музейных» мест. Диапазон цен широк — от 20 до 70 тыс. белорусских руб. Каждый для себя решает сам. Но, на мой взгляд, смотреть особо нечего, так, кое-какие бытовые вещи, книги и т.д. Все мы прекрасно понимаем, что это — новодел и, как оказалось, замки эти восстанавливались чуть ли не в начале 2000-х годов. В общем, один раз съездить можно с целью — « … да, бывал …». Причем здесь, в Несвиже, понравилось больше, чем в Мирском замке.
А самое интересное оказалось впереди.
Смотрю, а рядом с сувенирными рядами находится невзрачный на вид костельчик …
Вывесок никаких на нем нет, а так как все рядом уже осмотрено — дай, думаю, тоже зайду, гляну, что называется, «до кучи».
Внутри …
Спустя некоторое время (тут еще народ подтянулся) подходит женщина средних лет и предлагает экскурсию по этому костелу с тем, что такого рассказа, как у нее, нигде не услышать. А цена вопроса — 20.000 белорусских рублей (примерно, 70 руб. «наших») с человека, причем так — кому не понравится, может не платить. Заинтриговала! Все присутствующие (а было нас уже человек 5-6) дружно согласились. Ну и начала. Оказывается, это родовой костел и, соответственно, усыпальница князей Радзивиллов (о них рассказывать много не буду, кому интересно — Интернет, Википедия). Всех членов этой достойной семьи эта женщина называла по памяти: кто и когда родился, крестился, с кем и где жил, дети и т.д. Очень много интересных фактов рассказала, как говорится, «в новом прочтении». Молодец! Ну, и под занавес своего «бенефиса» открывает в полу неприметный люк и предлагает спуститься вниз и посмотреть на захоронения семьи Радзивиллов! Спускаемся и — картина как в императорском некрополе: на сухом полу стоят штабели гробов (аж 72 штуки — но сам не считал, поверил экскурсоводу на слово). То есть, те, о ком она рассказывала ранее, почти все, бедолаги, здесь. Особенно поразил гроб одного из них (по-моему, какой-то полковник): в свое время он откуда-то привез жутко дорогую вазу и, находясь при смерти, пожелал быть погребенным с ней. Ваза высокая и, естественно, гроб соответствующей формы. Вот это люди жили!
Все. В этот же вечер был в Минске и, после ночевки, на следующий день, спустя 9 часов, прибыл в Москву. Подведу некоторые итоги и сделаю краткие выводы:
На этом заканчиваю свою «эпопею» и благодарю всех ее прочитавших. До встречи на страницах «Дрома»!