|
Несколько лет назад в интернете я узнал о заброшенной церкви в селе Булзи. Захотелось поехать, посмотреть, узнать, как там внутри, ведь в действующих церквях можно посмотреть не всё. Да и снаружи церковь интересная. Да и не знаю, что меня туда потянуло, и зачем мне это нужно.
Посмотрел дорогу до церкви, и обнаружил, что в округе множество заброшенных церквей и монастырь даже есть, и они образуют кольцо. Составил маршрут поездки, собрал друзей и тронулся в путь.
Хочу отметить, что в отчете фотографии разного времени года сентябрь и октябрь. По данному маршруту я путешествовал с единомышленниками не один раз и для отчета выбрал лучшие, вот и получились по природе разные картины. Но маршрут, о котором пишу, это тот самый, с которого всё начиналось. И впечатления — те, самые первые.
Отправная точка мини путешествия — город Челябинск.
Первая остановка — белая церковь в селе Большой Куяш.
Куяшское имение и c. Куяш были основаны помещиком Алексеем Федоровичем Турчаниновым в 1776 году. Земли эти принадлежали башкирам. Заводчик А.Ф.Турчанинов выкупил у башкир обширные земли вокруг озер, о чем свидетельствует купчая крепость от 19 сентября 1776 года. Из своих имений Нижегородской и Пензенской губерний Турчанинов переселил сюда своих крепостных крестьян.
Храм начала 18-го века. Заложен храм в честь Рождества Христова. Храм представлял собой большое каменное архитектурное сооружение с огромным куполом. В 1937 году храм был закрыт.
В село приехали утром. Храм на пригорке, освещенный утренним солнцем, немного затянутая утренней дымкой гладь голубого озера, блестящие капли на траве, — все это впечатляло и радовало. Внутри церкви было холодно и тихо. Заглядывали в дымоход, обсуждали варианты, как взобраться на полуразрушенную колокольню, фотографировали все и везде…
Предположили, что когда-то вокруг церкви был водяной ров и в церковь можно было попасть по мосту.
Что еще меня поразило, так то, что около входа были колонны, я такого не встречал в церквях. Колонны, четкие геометрические формы — все это признаки классицизма в архитектуре, характерного для церквей 18-го века на Урале. Но в Челябинске не сохранилось таких старых церквей. Храм наряден и красив благодаря аркам, ажурным решеткам, повторяющемуся декору вдоль всего здания.
От местных жителей узнал, что это одно из старейших уникальных храмовых сооружений Южного Урала, единственный храм в области, который посвящен победе в войне 1812 года.
Церковь в основном посещают вот такие «прихожане».
В самом селе можно посмотреть старый купеческий дом и старую конюшню.
Следующая остановка — село Булзи.
Однопрестольная каменная Покровская церковь заложена в 1835, освящена в мае 1841. Церковь — необычный для Южного Урала памятник архитектуры. Представляет собой тип храма «кораблём». Архитектурно-художественное убранство фасадов решено в духе эклектики, тяготеющему к так называемому «кирпичному стилю» с элементами неовизантийского стиля. В советское время храм использовался как склад, западный вход был расширен для въезда автомобилей, внутреннее пространство разделено на ярусы.
Внутри сохранились фрески, вход на колокольню так и не нашли. Видно комнаты где «обитали» святейшие, в одной из таких комнат я сел в углу и представил, что вот, 150 лет назад тут кипела жизнь, все было в убранстве золотом, люди венчались, крестились, все сюда стремились, кипела жизнь…
а счас… счас тишина, и эхо от взмахов залетающих голубей.
Местные жители рассказали, что на расстоянии километров десяти, в глуши стоит заброшенный женский монастырь и вокруг ни души.
Искали место монастыря на ощупь, просто ткнув точку на gps. Женский голос из gps настоятельно указывал нам дорогу, проехать по которой было невозможно из-за канав и рытвин… результат один: были дожди, не проехать… Было принято решение — в путь к монастырю пешком! Поставил автомобиль около старенького домика (когда вернулись, заметил, что машину старожила бабушка возраста своего дома)… Ласковый голос gps подсказывал и отсчитывал километры (10км в одну сторону).
И вот, мы наконец на месте.
Перед нами поле, здание, мало напоминающее храм…
Из истории:
На таежных болотах за селом Булзи «Булзинское подворье» — заимка Ново-Тихвинского монастыря — было заложено в 60-х годах XIX века. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Св. Магдалины. После варварского налета в 1920 году большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом шести монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. И сейчас на свободе только ветер гуляет среди руин. Монастырское подворье располагалось метрах в 400 от храма. Тут остались кучи битого кирпича, на некоторых обломках видны демидовские клейма, из-под земли торчат оскаленные каменные фундаменты, рядом с ними куски кровельного железа, поеденные ржавчиной. Неподалеку от собора стоит полуразвалившаяся водонапорная башня. Нижняя ее часть была выложена из дикого камня, верхняя — из красного кирпича.
Внутри — потертые фрески, полузасыпанные подвалы и доска-лестница на крышу.
Побродили вокруг: подвалы, склады, водонапорная башня… С нее можно окинуть взглядом поле, вокруг множество подземных ходов, который вел, скорей всего, к зернохранилищу, так же много фундамента от домов, ходит легенда, что по этим ходам можно пройти в храм в Булзях.
Заметил одну особенность: с правой стороны здания, чувствуется тепло, радость, солнце, умиротворенность, а если зайти с левой стороны здания, появляется непонятная тревожность, начинаешь чувствовать, что ты тут один, и хочется поскорей уйти, убежать.
Сохранились фрагменты кованых решёток в окнах паперти и храмовой части. А внутри сплошные надписи: кто был, что делал и как зовут гулящую бабу….
Дорога обратно в Булзи, посередине фотографии маааленькая «пимпочка», это колокольня храма в Булзи.
Вернулись в Булзи, поблагодарили бабушку за надзор за нашей машиной. Повстречали местную жительницу которая рассказала, что Храм с забором пережил сталинское время, просто был закрыт. После пятидесятых годов использовался под хознужны, а разбирать по кирпичикам стали в конце восьмидесятых начало девяностых годов. Кто просто камешки побросать, кто себе на постройку ангаров.
В селе много заброшенных домов:
Село Багаряк. Церковь Вознесения Господня.
«Багаряк — старинное русское село на Урале. В ноябре 1687 г. в Тобольске в приказной палате боярину Головину была подана челобитная. С ней обратились драгуны (казаки) Шадринской слободы Иван Кузнец с сыном Данилом, да Катайского острога крестьянский сын Панкратий Жданов. Челобитчики просили разрешить постройку слободы на р. Багаряк. Прошение челобитчиков у властей встретило поддержку. 31 октября (10 ноября) 1688 г. в Тобольской приказной палате была составлена указная память об основании Багарякской слободы. И вот на реке Багаряк застучали топоры. Поблизости в древности тут были городища первобытных людей. Поскольку Багарякская слобода находилась в зоне военных набегов, она, как и другие, была укреплена. Такие укрепленные пункты тогда назывались острогами, и среди острогов на 1696 г. значится Багарякский. Деревянная крепость длительное время была неотъемлемым признаком слободы. Она была укреплена деревянным оплотом с двумя башнями и снабжена двумя пушками. Такие укрепления были необходимы в виду соседства Багарякской слободы с башкирами, которые большую часть земель слободы считали своей. В лихое время здесь, в крепости, спасались жители самой слободы и примыкавших к ней деревень.
Настоящий храм заложен был в 1818 г. 21 сентября, по благословению Преосвященного Иустина. В 1918 г. колчаковцами были расстреляны священники. Вступление отрядов Красной армии в Багаряк произошло 4 ноября 1919 г. и сопровождалось настоящим боем. Белые в нескольких местах в Багаряке поставили пушки для отстреливания наступающих красных, которые тоже обстреливали Багаряк. Но особого вреда эта перестрелка не принесла, кроме того, что от выстрелов поставленной рядом с церковью пушки, в храме сотрясались стены, соскочила штукатурка и выбиты стекла. Белые вынуждены были отступить, отряды красных заняли Багаряк и утвердились в нем.
В начале 30-х гг. в Багарякском районе началась насильственная коллективизация. С этого времени было закрытие и разрушение храма и гонения на верующих православных крестьян.»
Церковь стоит высоко, на изгибе реки. Церковь поражает своим размахом.
Храм образец запоздалого перехода от барокко к классицизму.
Из церкви открывается вид на старый пятиарочный мост, который делали по старинной технологии… из яиц.
На самой главной улице села стоит вот такой «роскошный магазин».
Главная улица.
Заметил, что земля в Багаряке имеет оттенок красного цвета.
Дальше — село Огневское.
Старинное селение, основанное в самом начале ХVIII в. (1701 — 1705 гг.) в числе первых русских поселений в области, относилось к ведомству Багарякской слободы. Называется по фамилии первопоселенца Огнева.
В 1827 году в селе была построена церковь Святого Пророка Илии, в 1841 году — земское училище. Огневский храм оказался единственным в округе, где после советских атеистических лет сохранился шпиль с позолоченным крестом. В середине позапрошлого века в окрестностях села действовала алебастровая копь, принадлежащая церкви. Кроме того, жители занимались намывкой золота на реке.
Внутри мы отыскали винтовую лестницу на колокольню, очень узкую, делающую множество поворотов по спирали. Протискиваясь, я думал, как тут могли ходить величавые толстые батюшки, облаченные в рясу, светя себе путь только свечой…
… пожалуй, в этой церкви больше всего сохранилось фресок, на фресках видны следы пуль. В деревне сказали, что в церкви большевики, увидев иконы, стали стрелять в лица изображенных святых…
… и все эти фрески, в дождь, поливает через дырки в потолке…
Следующий пункт остановки — это село Юшково.
Крестовоздвиженская церковь в Юшково. Существующий ныне каменный храм заложен был 1 июля 1892 года. Строился он частью на деньги, пожертвованные в количестве 5 000 руб. крестьянином села Коневскаго Иваном Петровичем Алыбиным, частию на добровольные пожертвования прихожан. Храм окончен постройкою и освящен 31 октября 1897 года. Храм заброшен. Крыша переделана. Скорее всего, в здании размещался склад, т. к. внутреннее пространство перегорожено. Храм, судя по всему, однокупольный и одноалтарный с колокольней. Апсида полукруглая с ориентацией на восток. С северной и южной стороны четыре оконных проема в виде вытянутых вверх арок. Над арочным входом с южной стороны окно круглой формы. Арочные окна украшают полуколонны.
В селе в качестве проводника нам навязался местный пьяница, он рассказал, что церковь масонская, насколько правда, не знаю, рассказал историю строительства и запустения, что пару раз пытались восстановить, после пытался за свои услуги стрясти на литр самогона…
Зайдя в одну из комнат церкви, я решил присесть и подумать об утраченном. На улице в тот момент поднялся сильный ветер, который стал теребить крышу, издавая вой со скрипом. И снова появился какой-то бред мысли, что вот сотни лет назад стояла церковь, в этой комнате находился дьячок, вокруг пустота, ночь, за окном мороз под 20 градусов, воют волки, а он один в этом большом здании, горит свеча, мерцающая около иконки, и никто не может утихомирить бурю за окном, и чтоб как-то держаться, не бояться, этот человек стоит на коленях и молится, молится, молится, молится…
Настала пора возвращаться, решили на обратном пути посмотреть наш местный стоунхендж, заехав в деревню Аллаки.
Недавно археологи обнаружили здесь писаницы — рисунки древних людей, возраст которых около 3000 лет.
Пока смотрели, перекусывали, солнце зашло, потемнело и пора ехать домой.
В нашей области не так много исторических памятников, и эти храмы по праву относятся к ним. Путешествие мне так понравилось, что через месяц я позвал еще друзей прокатиться по «Мини «золотому кольцу» Южного Урала», а потом ещё, и ещё… и покатились колеса в разные стороны нашего Урала… Примерно через полгода помог одной девушке в университете, факультет туризм, придумать тему и написать диплом «Мини «золотое кольцо» Южного Урала». Именно это путешествие и было на защите диплома. Представитель одной туристической компании предложил вместе с ним проработать туристический маршрут этого кольца, мы не согласились, в голове рисовались самостоятельные большие планы, но не получилось и забылось.
P.S. В настоящее время церкви в селах Большой Куяш и Булзи восстанавливаются.