|
(с заездом в Елец, Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, Горячий ключ)
Приветствую всех, кого заинтересовало автопутешествие по данному маршруту.
Ни для кого не секрет, что в этом году состоялись зимние Олимпийские игры в славном городе Сочи, которые прошли на довольно высоком уровне, несмотря на многие скептические взгляды. Особенно порадовала наша олимпийская сборная, которая смогла выйти в лидеры по всем показателям. Честно признаюсь, лично мне было приятно смотреть эту Олимпиаду. Но, речь всё-таки не о ней, а о путешествии, на которое сподвигло именно данное событие.
Периодически слыша и читая в СМИ, как Сочи преобразился в связи с Олимпиадой, общаясь с приятелями, которые там побывали и подтверждают, что действительно есть на что посмотреть, постепенно зрело желание там побывать. Ну и вот, наконец, оно окончательно созрело, когда я в шутку сказал подруге: «Может айда в Сочи на майские?!». И она загорелась этой мыслью так, что отступать уже некуда было.
И где-то недели за три до майских праздников начался активный процесс планирования данной поездки. Практически сразу было решено, что едем на машине, а не самолетом летим, потому что не надо, думаю, тут объяснять все плюсы именно автопутешествия, когда ты сам себе хозяин и куда захотел, туда и поехал; где захотел, там и остановился; а пейзажи, которые можно увидеть при данном виде путешествия, запоминаются на всю жизнь, расширяя общий кругозор.
Посмотрев расстояние от Москвы до Сочи, порядка 1700 км, решили не ставить рекордов по времени езды из пункта А в пункт Б, ведь основной целью было отдохнуть и посмотреть как можно больше нового за эту поездку, поэтому разделил маршрут на две ночевки туда и так же две ночевки обратно, заранее забронировав отели.
Москва — Воронеж (расстояние 510 км)
Итак, выезжаем в воскресное утро, вдвоём, из Москвы, на рестайлинговом Toyota Prius в 20-м кузове, включаем навигатор, вешаем радар-детектор, видео-регистратор на лобовое стекло, надеваем солнечные очки, сбрасываем одометр на нули, и держим курс по трассе М4 «Дон» в направлении первого запланированного места ночевки — город Воронеж.
Трасса, надо отметить, хорошая, по две полосы в каждую сторону, но до Воронежа есть несколько платных участков, которые сделаны с целью объезда населенных пунктов, и на некоторых из них есть ограничение скорости 130 км/ч. Подробнее о платных участках и стоимости их проезда можно ознакомиться на сайте Автодора: www.avtodor-ts.ru/paid_tariff
Если нет желания тратить лишние деньги, то можно потратить лишнее время, поехав в объезд платной дороги, при этом посмотрев, как живут деревеньки и провинциальные городки. Качество дорог на этих объездах удовлетворительное, одна полоса в каждую сторону, но любителям погонять лучше ехать по платному участку, потому что встречаются населенные пункты и много дальнобоев, которые не хотят платить четверной тариф.
Первую остановку, поехав в объезд платного участка, мы сделали в городе Елец — одном из древнейших городов России, входящем в состав Липецкой области. Город во всем своем великолепии считается святейшим городом России, имеющим множество храмов, церквей и монастырей, сохранившим большое количество памятников архитектуры прошлых веков. Долго задерживаться мы там не стали, подъехали к главному собору города — Вознесенскому, прогулялись там немного по местной Красной площади и поехали дальше. Для тех, кто не любит брать еду в дорогу и питаться в придорожных кафе: в Ельце можно зайти в Макдональдс, чтобы размяться и перекусить.
Стела на въезде в Елец и МиГ-25 на заднем фоне.
Памятный знак в честь 850-летия основания города Ельца. Установлен в 1996 году.
Крайний платный участок мы тоже решили объехать и не пожалели, потому что после Задонска начался небольшой участок соснового леса. Время уже было к обеду, и мы свернули на одну из дорожек, которая шла вдоль территории Задонского мужского монастыря и через метров сто вывела к крутому спуску левого берега Дона. Место невероятно живописное! Там мы устроили небольшой пикник и поехали дальше.
Забор ограждает территорию Задонского мужского монастыря.
Небольшой пикник на левом берегу Дона.
Часа в три по полудню мы въехали в Воронеж и первым делом свернули на улицу Генерала Лизюкова, чтобы увидеть своими глазами памятник «Котёнку с улицы Лизюкова», поставленный там по мотивам одноименного советского мультфильма. Многие воронежцы шутят, что о Воронеже знают только по этому мультфильму. Возле этого памятника расположен Макдональдс, где любители фастфуда могут перекусить.
Памятник мультипликационному котёнку с улицы Лизюкова.
Покатавшись немного по центральным улочкам, приехали на Адмиралтейскую площадь, которая находится на Петровской набережной правого берега Воронежского водохранилища. На этом месте когда-то строились первые корабли Российского флота. Площадь начинается с красивых арок, которые являются символом выхода России в море в качестве военно-морской державы. В наши дни на площади проводятся массовые мероприятия, концерты, городские праздники. Площадь также является официальным местом сбора байкеров и одно из обязательных мест в прогулочной программе молодоженов.
Петровская набережная правого берега Воронежского водохранилища.
Осмотрев город из окна машины, мы поехали искать наш, заранее забронированный, хостел «Крыша». Навигатор нас вывел во двор с новостройками, где и предстояло его найти, что, скажем прямо, является задачей не из лёгких. Он находится в заднем фасаде многоэтажного жилого дома за обычной железной дверью без каких-нибудь легкозаметных вывесок. Нам повезло, что мы объезжали дом по кругу, и эта дверь была открыта. Заглянули и по яркой окраске холла мы стали догадываться, что это и есть наше спальное место на сегодня. Ну, что можно сказать… хостел, он и в Африке хостел. Всё довольно прилично сделано, есть общая кухня, общая ванна с туалетом, обстановка приятная. Единственное, было немного обидно, что за отдельное койко-место на двоих, без окон, но с зеркалом, мы заплатили столько же, сколько платили в других городах за полноценные номера со своим туалетом и ванной. Но чтобы переночевать, данный хостел вполне подойдет. Стоит отметить, что может возникнуть проблема, где поставить машину на ночь, потому что отдельной парковки нет, только дворовая, которая и так переполнена, но в окрестностях можно найти свободное место.
Расположившись в хостеле, мы узнали у вежливого и отзывчивого администратора, где находится ближайший продуктовый магазин, чтобы купить еду в дорогу, и где можно перекусить. По его совету, отправились в торговый комплекс, который находится в семи минутах ходьбы от хостела. Там поужинали и зашли в О’Кей докупить всё необходимое. После чего направились обратно, чтобы поскорее уже лечь в кровать и уснуть от такого насыщенного первого дня путешествия. Следующий день обещал быть ещё более насыщенным с ранним подъёмом.
Воронеж — Краснодар (расстояние 830 км)
Будильник прозвенел в 4:00 утра, оповещая о том, что пора ехать дальше. Быстро умывшись и собравшись, выезжаем по ночному Воронежу на М4 «Дон» в направлении Краснодара. Ехать по ночной трассе не составляет никакого труда, поскольку продолжаются две полосы в каждую сторону, главное не уснуть от монотонности. Трасса ничем не примечательна, но впечатление производит своими полями, степями и вспаханным чернозёмом. До Ростова-на-Дону доехали довольно быстро, по дороге никуда не заезжали, да и сам Ростов оставили на обратный путь, заехали только в Мега-Аксай, где выгодно пообедали в ресторане ИКЕА, заодно и размялись.
При выезде из Ростова остановили сотрудники ДПС на посту для проверки документов. Все документы в порядке и нас быстро отпускают с пожеланиями счастливого пути. Следующий контроль на посту ДПС нас ожидал при въезде в Краснодарский край, там уже, помимо документов, поинтересовались, не везем ли мы что-нибудь запрещенное. Получив отрицательный ответ, нас так же быстро отпускают с улыбкой на лице и теми же пожеланиями счастливого пути. Обратили внимание, что на этих постах останавливали всех с неместными номерами.
Добро пожаловать в Краснодарский край!
Подъезжая к Краснодару, попадаем в довольно продолжительную пробку из-за ремонта дороги. И вот, после утомительной пробки, наконец-то мы въезжаем в Краснодар, или по-старому — Екатеринодар. Тут же попадаем на главную городскую Красную улицу, паркуем машину и отправляемся гулять по ней. Заходим в цветущий сквер и выходим по нему к Александровской триумфальной арке, построенной в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани. Первоначальная арка, построенная в 1888 году, была снесена в 1928 году под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, но жители Краснодара приняли решение восстановить арку, и в апреле 2008 года состоялось её торжественное открытие. Правда, сооружение стоит не на своем изначальном месте, так как облик этого участка за продолжительный промежуток времени уже изменился, и сейчас этот перекресток сильно загружен транспортом.
Александровская триумфальная арка.
Этот красивейший город был основан черноморскими казаками в 1793 году на территории, которую им даровала Екатерина II, в её честь и поставлен памятник возле триумфальной арки. Отсюда и берется его первоначальное название.
Прогулка по Красной улице произвела массу положительных эмоций и впечатлений. На пути встречаются разнообразные, легкоузнаваемые памятники, как, скажем, памятник Шурику и Лиде из «Операции Ы и другие приключения Шурика», который никак не ожидали там увидеть.
Прогулочная аллея на Красной улице.
Все, наверное, знают такую картину русского художника Ильи Репина, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так вот, в Краснодаре любой желающий может стать её участником, присев за стол в одноименной скульптуре.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
По дороге встретился выделяющийся из общих зданий ирландский паб с креативным граффити. Так и зазывал зайти своим видом, но времени было мало, к тому же «за рулём» туда бессмысленно заходить, поэтому мы отправились дальше лицезреть красоты главной улицы.
Местный ирландский паб на центральной улице.
Креативное граффити на стене ирландского паба.
Если у вас на Кубани нет своего коня, воспользуйтесь велопрокатом.
Обелиск в честь двухсотлетия Кубанского казачьего войска.
Театр Драмы им. Горького на площади Октябрьской революции.
Памятник Кубанскому казачеству у здания администрации Краснодарского края.
В народе получил неформальное прозвище «Конь с яйцами».
Мемориальная арка «Ими гордится Кубань» на входе в сквер им. Г.К. Жукова.
Конечной точкой нашего пешего маршрута стал памятник собачкам, установленный в память о фразе, произнесенной гостившим некогда в Краснодаре поэтом Владимиром Маяковским: «Это ж не собачья глушь, а собачкина столица!». По городу ходит легенда, что если потереть носы собачкам с памятника, то обязательно случится что-нибудь приятное.
Хочется отметить, что пользователей телефонного приложения «Афиша-мир» ждет неприятный сюрприз, потому что по её данным этот памятник находится недалеко от Триумфальной арки. Хорошо, что в Краснодаре живут добрые и отзывчивые люди, которые большими глазами на нас посмотрели, когда мы поинтересовались, где здесь этот памятник, и отправили нас в нужном направлении, по которому мы и шли неспешно около получаса.
Памятник влюблённым собачкам. Юмористическая городская скульптура, навеянная литературным произведением В.В. Маяковского.
Проголодавшись на обратном пути, чтобы не тратить много времени, мы зашли в Макдональдс, расположенный в сквере на Красной улице. После чего на машине направились к Кубанской набережной, где расположен мост Поцелуев, перекинувшийся через залив «Затон» реки Кубань. Пешеходный мост соединяет «большую землю» с оконечностью парка 30-летия Победы. Хоть это и является одной из основных достопримечательностей города, особого впечатление не произвело. На подъезде какая-то неприглядная и неаккуратная набережная из-за строительства новостроек. Сам мост тоже не очень впечатлил и уже заметно, что подизносился. Единственно, что понравилось, это пешая аллея на другой стороне моста. Окружающие виды не сказать, что завораживают, но впечатление остаются положительные. Может, ночью это место эффектнее смотрится, за счет подсветки моста, но мы не стали дожидаться темноты и отправились на поиски нашего забронированного отеля «Славянка».
Пока ехали до отеля, обратили внимание, что в Краснодаре, практически в центре города и на окраинах, очень много частных жилых домов различной постройки, и деревянных, и кирпичных, и новых, и старых, чего не ожидаешь увидеть в таком крупном городе. Но надо отметить, что смотрится это намного лучше «хрущевок», которых множество в других городах.
Поиск отеля не занял много времени, но по вине навигатора, который вывел нас немного не в то место, пришлось ехать по разбитой, проселочной дороге. Оказавшись возле отеля, мы увидели, что можно было проехать по нормальной улице, не разбивая подвеску, чем и воспользовались, когда поехали в ближайший продуктовый магазин за продуктами для следующего дня путешествия. Продуктовых магазинов, надо отметить, немало в окрестностях отеля. Также при отеле имеется небольшая парковка у входа, поэтому проблем с оставлением машины на ночь не должно возникнуть. Сам отель тоже произвел приятное впечатление, особенно после хостела в Воронеже. Тут уже и своя отдельная ванная комната с туалетом, и телевизор, и окна, и тумбочки всякие со шкафом, в общем, в отеле можно не просто переночевать одну ночь, но и достаточно бюджетно пожить, если захочется задержаться в Краснодаре.
Краснодар — Сочи /Адлер/ (расстояние 320 км)
После раннего подъёма в Воронеже, решили немного подольше поспать и проснулись в семь утра. В Краснодаре у нас оставалось не осмотренная ещё одна запланированная достопримечательность, один из самых больших храмов России — Свято-Екатерининский кафедральный Собор. Доверившись навигатору, строго следовали его указаниям, но тут он стал показывать поворот с улицы Мира на улицу Коммунаров, где установлен знак «Движение запрещено». Туда мы, естественно, не стали поворачивать, чтобы не иметь проблем с сотрудниками ДПС, которые любят появляться из ниоткуда в «нужную» минуту. Вместо этого стали ездить кругами и искать место парковки, что тоже было затруднительно, потому что, либо висит знак «Остановка запрещена», либо свободные места заняты. Заехали в какой-то двор, где нас встретила предупреждающая вывеска, что не надо там парковаться, рисковать получить прокол мы не стали, да и мест там тоже особо не было. В итоге, плюнули на эти знаки, выехали из двора налево, тут же припарковались одной стороной на тротуар, как машина перед нами, и пошли в храм. Подойдя к храму, мы поняли нашу изначальную ошибку, что надо было «плевать» не на знаки «Остановка запрещена», а на знак «Движение запрещено», потому что у храма имеется открытая парковка, специально для прихожан, проехать к которой можно только под знак на улице Коммунаров. Сам храм, конечно, произвел впечатление, своим внушительным видом, внешней нестандартной окраской, а также внутренним убранством.
Свято-Екатерининский кафедральный Собор.
Не став долго задерживаться, мы возвращаемся к машине и выезжаем из Краснодара в целевой пункт нашего путешествия — Сочи, а точнее в Адлер, где расположен Олимпийский парк и наш отель, забронированный на три ночи, недалеко от него.
Отъехав километров 50 от Краснодара, заезжаем в город-курорт Горячий ключ, известный своими минеральными водами. Немного поездив по центру, решили опять довериться приложению «Афиша-мир», которое вывело нас на ж/д вокзал, где, по его мнению, расположен санаторий. Зарекшись больше не пользоваться данным приложением, возвращаемся обратно в город и, по указателям, едем к санаторию «Предгорье Кавказа».
Прогулка по санаторию заняла у нас больше времени, чем мы планировали изначально. Но это было связано с тем, что там настолько располагающая к этому атмосфера, что хотелось идти всё дальше и дальше, любуясь окружающими красотами. Но мы решили ограничиться Счастливым мостом через реку Псекупс, где открывается живописнейший вид и находится скала «Петушок», названая так потому, что своим видом напоминает гордого петуха.
На обратном пути к машине решили заглянуть в Питьевую галерею, где купили пластиковый стаканчик за 2 рубля, и попробовали разные минеральные воды из-под крана, с ярко выраженным запахом сероводорода, не очень приятные на вкус, но, говорят, полезные. Чтобы запить неприятный привкус во рту, взяли себе там же кислородный коктейль и пектин, вот они намного вкуснее и тоже полезные.
Выезжая по городу на трассу, попали к Горячеключевскому заводу минеральных вод, возле которого находится магазинчик, где можно купить воду прям с завода. В магазине состоялся приблизительно такой диалог с продавщицей:
— Дайте нам одну, пожалуйста.
— Одну что? Упаковку?
— Эээ… нет бутылку.
Уже потом мы обратили внимание, что там все закупают эту воду упаковками, в которой 9 бутылок, и поняли, почему на нас так недоумённо посмотрели. Ещё купили там лимонад этого же завода, так вот, вкуснее лимонада я в жизни не пил! Он как будто натуральный, хоть и состав говорит об обратном, но явной химии не чувствуется, как в обычных лимонадах.
«Горячеключевской» завод минеральных вод.
После Горячего ключа трасса М4 уже перестаёт быть четырёхполосной и превращается в обычную двухполоску приемлемого качества. Отъехав от Горячего ключа километров 50, надо быть внимательным и не пропустить развилку на которой надо свернуть с трассы М4 на М27 в направлении Джубги. Лично мы заболтались и не заметили эту развилку, поехав в сторону Новороссийска. Заметили это километров через 15, когда обратили внимание на навигатор, который указывал нам на необходимость развернуться при первой же возможности.
В этом месте надо быть внимательным и не проскочить нужный поворот.
Доезжаем до Джубги, проезжаем немного дальше, и вот, наконец открывается вид на долгожданное Чёрное море. В дальнейшем дорога будет пролегать как вдоль него, так и уходить по крутому серпантину в горы. Серпантин — это, конечно, нечто. Постоянные перепады высот, сопровождающиеся крутыми поворотами на 180°, уши закладывает, как в самолете, и всё это протяженностью около 150 км. Вроде расстояние не такое и большое, но ехали мы его часа четыре. Особо на нём не разгонишься, особенно если какая-нибудь фура идёт в горочку, но тихоходы охотно уступают дорогу при первой возможности. Рисковать и идти на обгон здесь нет особого смысла, во-первых, практически везде сплошная разметка и встречаются сотрудники ДПС, которые контролируют этот процесс через бинокль; во-вторых, видимость ограничена и это довольно опасный маневр; ну и, в-третьих, особо далеко по такому серпантину всё равно не уедешь.
Что касается Prius’а, то он как будто создан для таких дорог. На спусках нет никаких проблем за счет рекуперативного торможения, которое не задействует тормозные колодки, а заряжает батарею, тем самым сохраняя тормозные колодки и предохраняя тормозные диски от перегрева. В режиме «B» селектора коробки передач идёт ещё более интенсивное торможение без нажатия педали тормоза, то есть создаётся эффект торможения двигателем. На подзарядившейся батарее довольно бодро идёт на подъём, при этом, не расходуя много бензина. В целом, ехать по серпантину, которым многие пугали перед поездкой, понравилось, и пейзажи красивые, новые ощущения от езды, но постоянно по нему кататься, наверное, утомительное занятие.
Долгожданный вид моря с трассы.
Если у кого-то есть свободное время и желание, то по этой дороге можно посетить разнообразные курортные места. Такие как: детский лагерь «Орлёнок», который находится недалеко от Джубги; скала Киселева в районе Туапсе, где снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука»; и прочие, но мы всё это проезжали мимо, потому что свободное время практически всё исчерпали в Горячем ключе.
О том, что мы въезжаем в Сочи, символизирует красивая колоннада, установленная в преддверии Олимпиады, после которой находится пост ДПС со «Стоп контролем». Пост проехали спокойно, и никто не обратил на нас внимания, хотя предполагали, что на въезде в Сочи проверяют всех.
Колоннада на въезде в Сочи.
Город-курорт Сочи протянулся вдоль побережья Чёрного моря на протяжении 145 километров и является одним из самых длинных городов мира. В административный состав Большого Сочи входят 4 района. С запада город начинается самым протяженным — Лазаревским районом, который и будет первым на пути. Следующий, наиболее густонаселенный — Центральный район, где находятся не только административный центр, но и большинство достопримечательностей Сочи. Центральный район переходит в самый теплый — Хостинский район, который граничит с высокогорным Адлерским районом.
На подъезде к Центральному району Сочи серпантин заканчивается и начинается новая дорога, построенная к Олимпиаде. По свежему, гладенькому асфальту, с разделенными потоками движения, ехать одно удовольствие. Так и хочется «поддать газку» после изнурительного серпантина, но делать этого не стоит, поскольку слишком много камер там понатыкано на измерение скорости. Да и простых камер мониторинга дороги там полно, практически на каждом столбу. Олимпийская символика также присутствует в любом проявлении: на прилегающих рекламных щитах, на зданиях, на самой дороге прорисованы олимпийские кольца. Проезжая дорожную развязку «Адлерское кольцо» на аэропорт, лицезреешь два объёмных олимпийских кольца с названиями континентов «Europe» и «Australia» на внешних гранях. Наверное, с высоты птичьего полёта, авиапассажиры могут наблюдать полную композицию из пяти колец.
С парковкой возникли некоторые проблемы, так как возле Розы Хутор на дороге машину не оставишь, ввиду наличия знаков «Остановка запрещена» с предупреждением об эвакуации, а найти в окрестностях место, где можно безопасно оставить машину, мы не смогли, поэтому пришлось заезжать на платный многоуровневый паркинг со стоимостью 100 руб./час.
Вышли на улицу, стало уже немного прохладнее, нежели у нас возле отеля, о чем свидетельствовал термометр в машине, который показывал постепенное понижение температуры по мере приближения к этому горнолыжному курорту.
Прогуливаясь по набережной горной реки Мзымта в Розе Хутор, попадаешь в маленький уголок красивейшего древнеевропейского городка. Всё сделано в однородном приятном глазу стиле. А плюс к этому ещё и окружающие Кавказские горы создают непередаваемую красоту. Это место обязательно к посещению, как говорится, must see.
Горнолыжный курорт «Роза Хутор».
Долго не задерживаясь внизу, учитывая, что мы припарковались на платной парковке, отправились туда же, куда и небольшие кучки туристов — в кассу на фуникулер. Цена билета впечатляет, как и сам курорт. Чтобы подняться на самую высокую точку Роза Пик (2320 м) необходимо отдать 850 руб. с человека. Есть вариант побюджетнее, подняться наполовину к Роза Плато (1170 м), но в Сочи не каждый день бываешь, поэтому мы взяли полный подъём. Особых очередей на кабинки фуникулёров не было и можно было подгадать, чтобы проехаться в свободной кабинке.
Поднимаясь на Пик, необходимо сделать две пересадки. Первая — это Роза Плато (1170 м). Здесь уже становится заметно холоднее и открывается потрясающий вид на горы. Немного портит картину продолжающая стройка и возникающая слякоть вокруг ввиду таянья снега.
«Роза Плато» — 1170 метров над уровнем моря.
Чтобы пройти дальше на подъём, необходимо опять пройти турникет, который отсеивает тех, кто не оплатил полный подъём. Поднимаемся всё выше и выше, открываются невероятные горные виды.
Вторая пересадка происходит на небольшой площадке, на которой долго не задерживаешься, потому что температура воздуха так же понижается, как высота подъёма растет.
И вот, долгожданная горная вершина. Высота 2320 метров, температура -1°С, лежит снег и нулевая видимость. А нулевая видимость из-за пасмурной погоды, ведь это уже уровень облаков. Долго не мерзнув, забегаем в ресторан «Небеса», чтобы немного погреться. Посмотрев цены, мы просто зашли в туалет, чтобы отметиться на вершине, ещё раз убедились, что ничего не видать с вершины, и направились к кабинке на спуск. По дороге встретили проходящих горнолыжников и сноубордистов, ведь сезон здесь ещё не закрыт и катания продолжаются.
«Роза Пик» — 2320 метров над уровнем моря.
В конце апреля горнолыжный сезон ещё не закрыт.
Только отъехав от площадки посадки в кабинку, повиснув над ущельем, фуникулер останавливается и по громкой связь объявляют: «Техническая остановка. Сохраняйте спокойствие». Простояли мы не так и долго, минуты три, после чего благополучно продолжили спускаться.
Спускаясь вниз, мы стали размышлять, что можно было и не покупать полный билет до самого верха, учитывая, что с погодой нам не очень повезло, и там ничего не было видно. Но, оправдывая себя, мы сделали вывод, что не зря поднялись на вершину: во-первых, не такая большая переплата, а, во-вторых, можно дольше насладиться этими красотами. Но, если вы не фанат гор и приехали сюда в пасмурную погоду да ещё и без тёплой одежды, то на Пике вам делать нечего.
Выйдя из фуникулёра, мы поняли, что проголодались и зашли в местный Макдональдс. И ооочень удивились, что там цены рублей на 30-50 дороже, чем в обычном Макдональдсе в другом городе. Да, он красиво обделан внутри под дерево, да, там даже лифт есть, но такого я не ожидал, потому что думал, что у него по всей России фиксированная цена и впервые столкнулся с такой разницей.
Отстояв очередь, быстро перекусили и бежим к машине, чтобы не оплачивать ещё один час. В итоге мы отстояли почти полные три часа на парковке и, оплатив стоимость на выезде в паркомате, направляемся к отелю. По дороге решили заехать в Красную поляну и сфотографировать стелу, как все туристы. Сам посёлок не произвёл сильного впечатления, особенно после Розы Хутор.
Подъезжаем к отелю. Погода наладилась, светит солнце, температура воздуха так же растет, как падала до этого. Переодевшись в более лёгкую одежду, направились пешком в Олимпийский парк, через дворовую территорию отеля. И всё-таки приятно себя ощущать где-то на заграничном курорте, при этом зная, что ты в России.
Внутренний двор-парк отеля с пальмами.
Вышли мы прямиком к стадиону Фишт, где вспомнили картину из открытия Олимпиады, когда Владислав Третьяк и Ирина Роднина выбегали из ворот этого стадиона и бежали к олимпийскому факелу, чтобы его зажечь.
Прогулялись по кругу возле всех стадионов и пришли к выводу, что в этом парке самое впечатляющее — это факел. По замыслу авторов, он похож на Жар-птицу, но в нём можно так же разглядеть лебедя или нос корабля, особенно в незажжённом состоянии. На что бы факел ни был похож, со всех ракурсов он смотрится красиво и украшает полную картину. Не хватает только самого огня.
Олимпийский факел, вид сзади, со стороны ворот стадиона «Фишт».
Ледовая арена «Шайба» и ледовый дворец «Большой».
Дворец зимнего спорта «Айсберг».
Конькобежный центр «Адлер-Арена».
Кёрлинговый центр «Ледяной куб».
Вокруг парка строят трассу Формулы-1, поэтому некоторые участки огорожены сеткой, с запрещающей надписью о проходе. Возле Олимпийского парка находится ещё тематический парк развлечений — Сочи парк. Когда мы там были, то он ещё не функционировал, но его открытие было намечено на 1-е июня этого года. В территорию парка также входит гостиничный комплекс «Богатырь», напоминающий своим внешним видом сказочный средневековый замок.
Гостиничный комплекс «Богатырь».
Время близилось к вечеру, и мы отправились на машине к морскому вокзалу в Сочи. При планировании поездки нам казалось, что в Сочи всё близко, но на самом деле это не совсем так. Чтобы попасть из Олимпийского парка в Адлере в центр Сочи, на машине по новому хорошему шоссе, мы тратили где-то около получаса.
Сам Сочи, как говорится, цветет и пахнет. Очень оживленно на дороге, еле нашли место, чтобы оставить машину не под запрещающий знак. На улице зелено, полно отдыхающих туристов, которые фотографируются у каждого памятника и пальмы. На самом морском вокзале лёгкий бриз Чёрного моря освежает от пока ещё неустоявшейся жары. Причаленные яхты дополняют картину роскоши этого места.
Прогулочная Навагинская улица.
Пальмы — непременный атрибут Сочи.
Памятник Петру I в самом южном российском форпосте.
Сочи готовится к предстоящим праздникам.
В Сочинском морском вокзале снимался эпизод фильма «Бриллиантовая рука».
Вечерняя подсветка морского вокзала и фонтан со скульптурой богини мореплавания.
Скульптурная композиция «Морская прогулка».
Стало уже темнеть, и мы отправились в машину, по дороге зашли в фирменный магазин Bosco, где цены на олимпийскую атрибутику и сувениры не из дешевых, но всё же купили там по скидке кружки с символикой Олимпиады, на память. Поняв, что мы так увлеклись достопримечательностями, что за целый день только завтракали и перекусывали в Макдональдсе, решили всё-таки поужинать в отеле, потому что ни одна кафешка на пути нас не привлекла. Однако зашли в Макдональдс ради интереса, возле морского вокзала, где были точно такие цены, как и в Розе Хутор. Делать нечего, раз уж зашли и голодные, то немного перекусили и поехали в отель.
Ночной Сочи не менее красив, чем дневной. Дорога освещена различными фигурами, символизирующими виды спорта, намекая на столицу зимних олимпийских игр 2014, а также имеется подсветка с пальмами и чайками, намекающая на курортную принадлежность.
Олимпийские кольца на развязке «Адлерское кольцо» в районе аэропорта.
Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя.
Упомянутый выше гостиничный комплекс «Богатырь» имеет очень красивую подсветку, которая переливается различными цветами. По сравнению с ним подсветка нашего отеля — детский лепет.
Разноцветная подсветка гостиничного комплекса «Богатырь».
Блёкленькая подсветка Azimut hotel напротив.
Поужинав по акции в отеле, переполненные впечатлениями за день, отправились спать в удобную кровать, чтобы выспаться и набраться сил перед следующим не менее насыщенным днём.
Сочи — день второй
Утро снова началось с потрясающего завтрака, после чего мы направились к смотровой башне на горе Ахун. Находится она в Хостинском районе в междуречье рек Агура и Хоста. Ехать надо всё по тому же шоссе и смотреть указатели на Большой Ахун. После съезда с шоссе, начинается продолжительный подъём в гору с крутыми поворотами серпантина.
Поднявшись на вершину горы Большой Ахун (663 метра над уровнем моря), оставляем машину на небольшой парковочной площадке с сувенирными лавками. Эти сувенирные лавки со всеми дарами Краснодарского края тянутся до самой башни. Вход на башню платный — 60 руб.
Гора известна своей смотровой башней, построенной в 1936 г. высотой 30,5 м, которая увеличивает круговой обзор до 693,5 м. С башни открывается великолепная панорама побережья от Лазаревского до Пицунды и Кавказских гор. Поднимаясь по лестнице, уже начинаешь наблюдать живописную панораму Чёрного моря, совмещенную с горными хребтами. На вершине можно долго наслаждаться открывающимися пейзажами. Смогли разглядеть даже наш отель возле Олимпийского парка.
Где-то вдалеке можно разглядеть Лазаревское побережье.
Где-то там, за горами, находится Абхазия.
Вдалеке виднеется небольшой кусок побережья Пицунды.
А вот и большой купол стадиона Фишт в Адлере.
Вдоволь налюбовавшись панорамой, направляемся к машине и спускаемся к подножию горы, где расположен поворот к Агурским водопадам. Это популярное туристическое место, представляющее из себя систему сменяющихся водопадов, расположенных на речке Агуре. С этим местом связана легенда коренных жителей Черноморского побережья Кавказа о Прометее, который украл у богов огонь и подарил людям. В наказание, по приказу Зевса, его приковали к скалам (Орлиным скалам). Каждый день к нему прилетал орел и клевал его печень, которая снова отрастала. Девушка, по имени Агура не осталась равнодушной к страдальцу и каждый день приходила к нему, принося еду и воду, чтобы облегчить его муки. Но однажды ей не удалось остаться незамеченной от зоркого взора стража непокорного героя, бога Ахына, и он превратил её в горную реку, бегущую у подножия скалы.
Оставляем машину на небольшой парковочной площадке и идём пешком к входу. Вход на маршрут к Агурским водопадам платный — 60 руб. Всех проходящих встречает тот самый злобный орел, который клевал печень Прометею на вершине Орлиных скал.
Злобный орел, клевавший печень Прометея.
Маршрут к Агурским водопадам пролегает вдоль реки Агура, по ущелью. Тропа, высеченная в скалах еще в далеком 1911 году, идёт по краю ущелья и огорожена металлическими поручнями.
Через 300 метров от начала тропы, она выводит к первому Агурскому каньону — «Чертовой норе». Каньон расположен по левую сторону от тропинки, и в глубине просматривается живописный водоскат в 3 м, низвергающийся в «Чёртову купель» — так называют небольшое озеро, образованное рекой. Здесь останавливается большинство местных жителей, особенно с детьми, и устраивают небольшие пикники, чтобы далеко не ходить.
«Чертова нора» с «Чёртовой купелью». Страшное название, но место красивое.
После этого водопада тропа уходит вверх по склону, а затем идет на понижение. От каньона до Нижнего водопада идти ориентировочно 1,5 км.
Поскольку ночью шел дождь, то тропа была не в лучшем состоянии, и мы поняли, что пойти туда в обычной обуви было ошибкой. Но не идти же обратно, и, стараясь как можно меньше испачкать обувку, мы продолжили путь, любуясь живописными пейзажами.
Усталые туристы развлекаются, как могут.
Нижний водопад представляет собой два каскада: нижний высотой 18 м и верхний 12 м. Под ним широкий и глубокий бассейн голубой воды, в котором желающие могут искупаться в знойный летний день и взбодриться, поскольку температура воды значительно ниже температуры воздуха. Тот, кто не запасся водой или проголодался, может это исправить в мини-кафе возле водопада.
Глядя на дорогу до третьего водопада, было желание плюнуть и пойти обратно. Начинался подъём в гору по скользким, после дождя, камням, смешанным с грязью, которые служат подобием лестницы. Но отступать, не достигнув цели, как-то неправильно, и мы пошли дальше.
Идти вверх по петляющим лестницам и подъемам необходимо около 200 м., после чего попадешь к Верхнему — 21-метровому водопаду. Здесь имеется небольшая лужица в камне, куда надо бросать монетку, по старой доброй традиции. Вблизи Верхнего водопада слева от тропы высятся скалы, названные Орлиными.
Из всех трёх водопадов, больше всего понравился Нижний. Там и площадки для отдыха есть, да и внешне он показался наиболее привлекательным.
Изначально, когда планировали поездку, то хотели подняться ещё выше и дальше, к Орлиным скалам, посмотреть на скульптуру Прометея, разрывающего цепи, но время было ограничено, да и не хотелось уже больше по грязи лазить, поэтому мы стали спускаться к выходу. Всего на этот маршрут у нас ушло около двух часов.
Закончив на этом осмотр достопримечательностей, мы отправились в крупный гипермаркет О’Кей, чтобы купить продуктов в дорогу. Там же нашли недорогую хинкальную, где вкусно, а главное сытно пообедали блюдами кавказкой кухни.
После такого похода надо сытно пообедать местными блюдами кавказской кухни.
По дороге к отелю начался ливень, как бы намекая на то, что нечего уже больше на улице делать, а надо идти в спа, чтобы окупить деньги, потраченные на отель. Туда мы и направились, чтобы отдохнуть перед дальней дорогой. Придя в номер, собрали вещи, чтобы утром не тратить время и легли спать. Местные пейзажи настолько поразили, что с закрытыми глазами стали видеться различные горные виды.
Сочи /Адлер/ — Ростов-на-Дону (расстояние 590 км)
Позавтракав утром в первых рядах, взяли с собой по йогурту в дорогу, и пошли к местному пляжу, а то за все дни ни разу на море не побывали. Вдоль пляжа протянулась новая дорожка с подсветкой для прогулки/бега. Сам пляж галечный. В сезон, наверное, будут предлагать шезлонги с зонтиками, а пока никакого намёка на это в начале мая. Но мы всё равно занырнули, а то получился бы неполноценный отдых, если в море не искупаться на курорте. Вода, надо сказать, очень бодрит. Даже охранник отеля, который издалека наблюдал эту картину, поинтересовался: «Как водичка?».
Прогулочная дорожка вдоль черноморского побережья.
В сезон тут будет не пройти от отдыхающих.
Честно говоря, уезжать из Сочи совсем не хотелось. Даже были мысли ещё продлить наш отель, но тогда бы горели другие планы. За эти два дня, что у нас были в распоряжении, мы постарались максимально охватить интересующие нас места, но, конечно же, остались и те, которые не удалось посетить. Это и знаменитый дендрарий, который все советуют обязательно посетить; парк Ривьера; пингвинарий; 33 водопада; Воронцовские пещеры; и многие, многие другие места. Но, как говорится, зато будет повод вернуться, может, уже на более продолжительное время, и отдохнуть на чёрноморском побережье, параллельно изучая местные красоты.
Но хотелось, не хотелось, а надо было выезжать и держать курс в направлении Ростова-на-Дону, следующего города, который входил в программу нашего путешествия для осмотра. По дороге снова заезжаем в Горячий ключ, но уже не задерживаемся там, а едем прямиком к Горячеключевскому заводу минеральных вод и покупаем пару упаковок воды домой.
Погода в пути нас ожидала переменчивая. Светящее солнце поглотили тучи и разразились проливным трёхминутным ливнем, после чего появилась красивая радуга.
Памятник «Казак» у музейно-туристического комплекса «Поле казачьей славы».
Двойная радуга над чернозёмом.
В Ростов-на-Дону мы приехали ближе к вечеру. Сразу поехали смотреть левый берег Дона, о котором слышали, что надо обязательно там побывать. Или мы не там ездили, или не поняли изюминку этого берега, но ничего интересного там не нашли. Поехали в одну сторону, там одни кафе и рестораны, не очень привлекательные на вид, может летом они становятся и привлекательнее, но вечером, в начале мая, после дождя они не очень впечатлили. Потом решили поехать в другую сторону левого берега, а там какой-то промышленный район. Вдоволь уже накатавшись по этому левбердону, поехали смотреть центр, на Большую садовую улицу и прогулялись по Пушкинской улице, где зашли поужинать в суши-бар. Хотели найти, где поесть раков за не очень дорого, потому что все советуют здешних раков, но наши поиски не увенчались успехом, поэтому зашли в первое более-менее приличное на вид заведение.
Памятник «Тачанка-Ростовчанка» на южном въезде в Ростов-на-Дону.
После ужина мы, уже традиционно, поехали искать нашу ночлежку. На этот раз это была гостиница «Альфа», которая находится среди коттеджей и не сильно от них отличается. Искали мы её, когда на улице уже стемнело, поэтому полностью понадеялись на навигатор, который нас вывел на нужную, коттеджную улицу, и стали там искать номер нашего дома. Дом нашли, но подумали, что ошиблись, потому что опять никаких вывесок, указывающих, что это отель, мы не видели. Позвонили в домофон возле калитки, к нам вышел доброжелательный хозяин отеля с приветственными словами: «Добро пожаловать на Донскую землю!» Открыв ворота к себе во двор, где уже стояло много машин, мы кого-то перекрыли, по его указаниям, и пошли регистрироваться в отель. В номере всё просто, без изысков: две кровати, тумбочка, шкаф, ванная комната с туалетом. Переночевать самое оно.
Ростов-на-Дону — Воронеж (расстояние 560 км)
Утром нас ожидал завтрак, включенный в стоимость, и довольно неплохой: йогурт; бутерброд с маслом, сыром и колбасой; сырники; чай/кофе.
Выселившись из отеля, сразу направились к Центральному рынку, где расположен главный собор Ростовской епархии Русской Православной церкви — Храм Рождества Богородицы. Собор является уменьшенной копией Храма Христа Спасителя в Москве. Жалко только, что в момент нашего визита, он находился на реставрации. Перед Храмом, на Соборной площади, установлен памятник митрополиту Дмитрию Ростовскому.
После соборной площади выехали на Большую садовую улицу, и попали на площадь Советов, где находится Администрации Ростовской области.
Храм Рождества Богородицы. Уменьшенная копия Храма Христа Спасителя в Москве.
Памятник митрополиту Дмитрию Ростовскому, в честь которого назван город.
Фонтан со львами возле входа на площадь Советов.
«Монумент Первоконникам» (памятник красноармейцам с Буденным на коне).
Немного познакомившись с Ростовом-на-Дону, мы поехали к выезду из города, где снова заехали в ИКЕА, чтобы пообедать перед дорогой. В Ростове у нас возникла небольшая проблема с сувенирами. В каждом городе мы покупали магнитики на память, но здесь мы никак не могли найти, где их купить. Вроде бы ходили по туристическим местам, а нигде не кинулись нам в глаза различные сувениры. Выкрутились из ситуации, выехав из города и заехав на новую, симпатичную заправку «Башнефть», где и были куплены магнитики на память, с несильной переплатой.
Дорога до Воронежа ничем примечательным не запомнилась. Всё то же шоссе, по которому уже ехали, всё те же пейзажи за окном. Доехали мы довольно быстро, но, поскольку выехали из Ростова поздно, то на улице уже вечерело, и мы сразу отправились на поиски забронированного отеля «Норд».
Вот здесь мы решили понадеяться на навигатор от Гугл, где наш отель был обозначен. В дальнейшем мы поняли, что зря это сделали, и надо смотреть по сторонам, а не только на навигатор. В районе отеля, на который ссылался Гугл, велась стройка, и к нему никак было не подъехать по тем путям, которые прокладывал навигатор. Объездив все дворы и закоулки, мы совершенно случайно обратили внимание на вывеску нашего отеля, когда в очередной раз хотели заехать в изученный уже двор. Оказывается, он стоит возле дороги, у него есть небольшая вывеска и найти его не так трудно, особенно днём. Отель расположен в обычном доме и занимает несколько этажей. Возле него есть небольшая уличная парковка с камерой видеонаблюдения.
Не знаю с чем это связано, но в Воронеже были самые дорогие отели на всём нашем пути, исключая Сочи. Наш Воронежский хостел стоил не дешевле полноценных отелей, а этот «Норд» стоил заметно дороже аналогичных номеров в других городах, хотя был одним из самых бюджетных вариантов в Воронеже. Номер в нём без всяких изысков: двуспальная кровать, тумбочка, шкаф, телевизор, туалет/душ.
Воронеж — Москва (расстояние 510 км)
В стоимость отеля был включен завтрак, но он такой, что лучше бы его не включали, потому что толку от него никакого и всё равно надо искать место, чтобы нормально поесть. Поэтому мы сразу направились на выезд из города, где заехали в большой торговый центр, там полноценно позавтракали в понравившемся заведении общественного питания, а заодно зашли в Ашан, чтобы купить немного еды и воды в дорогу.
Погода была солнечная, и мы решили заехать на Кудыкину гору. Это не шутка! В Липецкой области на самом деле есть такой детский сафари-парк. Находится он в небольшом отдалении от трассы недалеко от Задонска. С трассы М4 необходимо повернуть на Задонск. Въехав в Задонск, мы поехали направо через Задонский монастырь.
Дальше проехали мост и повернули в первый поворот налево. Поворот очень незаметный и крутой, будьте внимательны. Проехали несколько населенных пунктов по главной дороге до указателя «Кудыкина гора» и далее до села Каменка. Проехав немного, мы наконец-то увидели этот дивный пейзаж.
Это огромная огороженная территория в 500 га, разделённая на тематические блоки. Первое, что бросается в глаза, это великолепный пейзаж, открывающийся у подножия горы. Тут есть и экзотические животные, и троянский конь, и три богатыря, и город мастеров, и ещё много чего удивительного. Место это действительно интересное, особенно для детей, но добираться из Москвы не очень удобно, всё-таки до него 450 км ехать и столько же обратно.
Тематический сафари-парк в Липецкой области.
Огромная территория «Кудыкиной горы».
Верблюд посреди поля в Липецкой области О_О
По территории парка организована прогулка в лошадиной карете.
Три богатыря на привале. В этом месте нет отбоя от посетителей парка.
На обратном пути попали в интересное явление на этом участке трассы М4 «Дон»: пробки перед пунктами оплаты платной дороги. Причём пробки довольно приличные, что заставляет задуматься о целесообразности проезда по бесплатному участку, чем стоять и тратить время. Я понимаю, что воскресенье вечер — самое пробочное время на въезд в Москву, но за что тогда деньги платить, если в итоге всё равно стоишь в пробке. Но об этом забываешь, когда проезжаешь пункты оплаты, так как дальше идёт потрясающая трасса с небольшим потоком машин.
Доехали до Москвы без приключений и вот наши расходы на всю поездку.
Расходы
В общей сложности проехали: 3 843.3 км.
Израсходовали 92-го бензина: 190 л (5 900 руб.).
Затраты на отели: 15 300 руб. (из них 6 050 руб. на промежуточные ночёвки).
Затраты на еду, развлечения и прочее: около 10 000 руб.
Затраты на платную дорогу: 300 руб.
Итого: 31 500 руб.
Впечатления от поездки: бесценно!
P.S.В целом, эта недельная поездка оставила массу незабываемых и положительных впечатлений. Ни на чуть не пожалели, что поехали именно на машине, а не на самолёте, несмотря на все пугалки, которые слушали и читали про эту дорогу. За весь путь видел только одну серьёзную засаду сотрудников ДПС, на серпантине: они стояли на вершине с биноклем и караулили обгон через сплошную. Но если не нарываться на нарушение, то и не придется общаться со строгими сотрудниками ДПС. Остальные засады на скорость, коих было не очень много, легко распознавал радар-детектор.
Во время поездки пользовались навигатором от Яндекса, показался очень удобным, а поскольку мы путешествовали по России с безлимитным интернетом, то активно пользовались корректировкой маршрута с учётом пробок. Правда, иногда он нас вёл непонятными тропами, где человек-то с трудом пройдёт, не говоря уже про машину. Например, в Воронеже, он нас вывел в какой-то переулок с крутой горкой, которая к вершине суживается и дорожное покрытие превращается в какие-то хаотично разбросанные булыжники, хотя пробок на дороге не было. Пришлось сдавать задом по проделанному пути, и выезжать на нормальную дорогу, благо потом он перестроил маршрут на нормальный.
Prius всю дорогу тоже держался молодцом и преодолел этот путь без неожиданностей. Всегда заводился с одного нажатия кнопки и исправно ехал. Ехать было комфортно, иногда ехали с круиз-контролем, климат-контроль поддерживал комфортную температуру в салоне, даже в условиях юга. Преодолев такой немалый путь, чувствовали себя абсолютно неуставшими. Главный его козырь, конечно, это расход топлива, как у малолитражки, и при этом комфорт, как у машин D-класса. Всего на заправки заезжали 6 раз, и то, на шестую заехали перед Москвой, чтобы дозаправить полный бак бензином по цене немного ниже, чем в столице. Средний расход за всю дорогу составил около 5 литров. По Сочинским серпантинам получилось очень экономно проехать, с расходом меньше 4,5 литров. Заправили под горлышко возле Горячего ключа, когда ехали в Сочи, накатали там ровно 900 км, на обратном пути заправились там же в Горячем ключе, и в баке ещё оставалось две палки бензина.
В общем, если у вас есть желание проехаться к черноморскому побережью Сочи и полюбоваться захватывающими горными видами, необходимо воплощать это желание в реальность, собираться и ехать, расширяя свой кругозор. Эта поездка не оставит вас равнодушными и вы привезете с собой обратно колоссальные впечатления. Ни гвоздя, ни жезла вам на дорогах!