Лайт-путешествие «Лесника» к горячему источнику Нахот

20.02.2014 | 32342 просмотра

Есть такое замечательное место в Якутии Нерюнгринского района — Нахот. http://nahot.com/newportal/ru/gallery

Зимой сюда приезжает много желающих искупаться в горячем источнике в якутские морозы. Не стали и мы (я и мой верный штурман, мой вдохновитель на путешествия и просто моя вторая половинка Юлия) в эту суровую зиму исключением. Благо, живем мы от него всего в ~ 240 км.

Итак, предварительно договорившись на работе (поменялся дежурствами), созвонившись накануне с людьми, занимающимися гостиничным бизнесом, и договорившись за съем квартиры (об этом по ходу рассказа), проверив все техжидкости и основные узлы нашего лесника (такое испытание морозом, а в эту зиму доходило только в Тынде до — 53, было для него впервые), запасшись второй запаской , 20-литровой канистрой бенза, а также лопатой и топором, мы приготовились стартануть в Нахот 1-го февраля 2014 г.

Так как путешествие «лайт» по расстоянию и по программе, сразу обозначили, что мы хотели:
— посетить поселок, по пути к Нерюнгри, Иенгра, познакомиться с бытом эвенков, по возможности приобрести сувениры;
— остановиться в Нерюнгри (найти теплую стоянку, место на ночлег);
— посещение самого источника Нахот (купанье, визги-радости, купанье);
— возвращение в Нерюнгри на ночлег, кушанье местной кухни, посещение кинотеатра (тындинский не работает вот уже как с полгода), утренний осмотр достопримечательностей города, посещение музея;
— возвращение в Тынду (переваривание увиденного, разделение эмоций с родными, знакомыми);
— написание отчета о путешествии с вставками некоторых советов.

В Нахот я ездил уже не раз, дорогу (М-56, она же «Лена») прекрасно знаю, да и коллега по цеху по прошествии вот уже 3-4 месяцев сгонял туда уже трижды, так что свежей информацией о состоянии маршрута я владел.

Выехали в 08:30. Торопиться было некуда, хотелось, чтоб побыстрей рассвело, чтобы можно было пощелкать «никоном». Утром в Тынде на муниципалитете градусник показывал все -40 С, значит, смело можно было прибавлять у речки еще -5, а в районе мкр. Беленького все -10.

Настроение отличное, музыка в салоне последний хит от шведского диджея Авичи, дорога асфальт. От Тынды к Нерюнгри асфальта ~ 70 км, далее гравий, перевалы, летом местами несносный (непродолжительные участки дороги с грубо торчащими камнями-булыжниками), далее перед самым п. Беркакитом снова асфальт (латаный, прелатанный, но сносный особенно зимой), который тянется до самого п. Чульман, где и нужно сворачивать в тайгу к частной базе отдыха Нахот, преодолев 20 км по проселочной дороге (зимой так здорово укатанной, что проедешь даже на низкопрофиле с юбкой по кругу).

Ничего не предвещало беды, только вот окно лобовухи в самой верхней части никак не хотело отогреваться, что и заставило меня включить печку на обдув под 30 С. Это и было роковой ошибкой или стечением обстоятельств, кому как удобно, когда от наших же передних колес камушек мм в 5 отскочил и влетел в лобовое стекло чуть выше дворников. Мне, как и любому водителю впрочем, и раньше прилетали камни в стекло, вызывая тем самым и погрубее сколы (однажды даже, когда я стоял и никого не трогал, подкачивая колесо!), но в этот раз вылилось все в метровую трещину.

Ну и бл… подумали мы, и настроение улетело, как будто и не было. Супруга хотела даже развернуться и поехать домой. Какое-то время ехали молча…

Традиционная фотосессия у стелы «Республика Саха Якутия».

Ленточку вязать не стали, не оказалось таковой, да и религия эта не наша. Хотя есть следы, задабривающих духов и в виде брошенных монет.

С площадки-пакровки открываются красивые виды:

Вскоре, проехав 150 км от Тынды, въехали в небольшое село Иенгра.

Своё название село получило от реки Иенгры, на берегу которой оно расположено. С эвенкийского«ийэ» — рог, «-нгра» — аффикс, обозначающий названия гор, рек, озёр или местностей, данные по характерному для них предме­ту, указанному в основе слова.

Здесь мы планировали хоть как-то познакомиться с культурой эвенков,

(фото с нета).

если повезет, лицезреть праздник оленеводов, посетить местный музей,

прикупить сувениры и не только (очень хотел себе «волосатые» ботинки из шкуры оленя или сохатого, жене же легкие и теплые унты).

На деле же оказалось все иначе.

Праздник оленеводов в этом году начинается 01.03.14 (мы не знали, да и инфы взять неоткуда). Нас любезно пригласили посетить это красочное действие.

В музей мы хоть и попали (даже за вход брать деньги отказались), но осмотреть все нам не удалось. Объяснили — просто остальные помещения используются как для обрядов, так и для местного пользования, в общем, не все вхожи.

Последний, так и не оставивший преемника после себя, иенгрийский шаман Савей… Уходя к праотцам, как нам поведала смотритель музея, предсказывал, что зима в этом году будет ой как лютая. Не ошибся.

Его национальные одеяния. Я так понял, в музее хранятся все атрибуты, некогда использованные шаманами.

Оленичья упряжка.

Думаю, если на работе срастется, то обязательно поедем на день оленевода 1-го марта, по расстоянию всего ничего, да и «волосатые ботинки» мне покоя не дают.

Местные умелицы-рукоделицы.

Делают вот такие изделия и не только.

Рядом с Тындой так же есть поселение эвенков, даже «этническую деревню» для туристов за счет областных денег построили.

(фото из нета).

Сам губернатор прилетал на открытие… Только вот не работала она, да и работать вряд ли уже будет. Что же до самих эвенков, живущих в с. Первомайском, праздники свои как-то скромно проводят, по тихому.

А вот сюда нас не пустили.

Культурно обогатившись, двинули дальше. До г. Нерюнгри оставалось всего-то ~ 55 км. На выезде из села видели все-таки бабушек, торгующих унтами из шкуры оленя, но останавливаться уже не стали.

Да, для тех, кто соберется ехать в Нахот издалека: на расстоянии от Тынды до Нерюнгри по федеральной дороге М 56 (~ 200 км) всего одна АЗС (не считая, что можно с трассы свернуть на Беркакит почти перед самым Нерюнгри), да и то не внушающая доверия. Бензинка АИ 92 там точно есть, а вот про дизель не уверен. Взятая с собой 20-ти литровая канистра как-то отмела нужду заботиться о заправках.

Подъезжая к Беркакиту, пересекаешь единственный пост ГИБДД. Странная у них пропускная система — перед самой будочкой с гаишниками (ну очень уж маленькой) стоит знак «стоп», ты останавливаешься и, пока выжидаешь время остановки, гаишники решают выйти из теплого местечка посмотреть на твои права или нет. Замечал, что якутские водители как-то излишне подольше стоят, а мож показалось.

За постом, минуя сворот на Беркакит (чтоб заехать в поселок надо уйти с федералки М56 налево), по дороге нередко встречаются знаки, предупреждающие включить свет из-за низко стелящегося тумана.

Наблюдали интересный момент (не сфотографировали): встретили по дороге 4 туристов-велосипедистов, в синей одинаковой экипировочке такой, при полном наборе (палатки, рюкзачки, запаски покрышек). В памяти сразу всплыло, как годика два назад зимой мимо Тынды проезжала семейная пара немецких туристов в возрасте на велосипедах. В интервью, помнится, на вопрос журналистки, что самое трудное в дороге, пара ответила: «Ну, наверное, разворачивать палатку в мороз под -35, -40 С, устраиваться на ночлег». И так стало жалко этих туристов-экстремалов за езду на велике в мороз -40 С, и одновременно восхищало их мужество на подобное путешествие. Вот все-таки тянет зарубежного брата в наши края, несмотря на суровый климат.

Нерюнгри.

(фото с нета).

Нерюнгри интересный, молодой и красивый город. Удивлением для меня было то, что он представляет собой второй город по величине в Якутии и это при чуть больше 60 тыс. населения.

При въезде в город, конечно же, снимки со стелой.

Первым делом нашли теплую стоянку для машины. Спасибо совершенно незнакомому парню на белом инфинити, показавшем нам, хоть и подальше от центра, но зато теплую стоянку — гараж СТО «Лада-центр». Цена вопроса 500 р. за сутки. Есть где то еще в центре, чуть ли не за 250 р., но я так и не нашел. В крайнем случае, если заморозитесь, услуга отогрева есть, 1,5 рубля.

Затем разыскали заранее забронированную квартиру по улице К. Маркса, 1. Вообще, проблем с проживанием не в праздники нет, но на верочку я бронировался в 2 местах. Понравился первый: приветливый мужчина сдал нам двухкомнатную квартиру за 1,5 рубля/сутки (телефон 8-924-862-26-30). Никакого залога (записал только данные паспорта), квартирка простая, две кровати, диван и тахта, на кухне простецкая утварь, в ванной стиралка, в спальне плазма, без ограничений по количеству проживания людей. Рекомендую. Второй вариант предполагал не квартиру, а номер, 800 р. с носа, тел. 8-914-243-80-81 (есть и квартиры, но хозяйка какая-то уж больно несговорчивая, нет брони на квартиру). Вариант, если ничего другого не нашел.

Застолбили ночлег и поехали дальше к Чульману, вновь вернувшись на трассу М56. В Нерюнгри, как и в Беркакит, надо сворачивать с трассы. Очень удобное решение отодвинуть город подальше от дороги, в отличие, скажем, от Тынды. Весь транспортный поток спокойно проезжает мимо, экологичней опять же.

Не доезжая до самого п. Чульман, всего 20 км от Нерюнгри, имеется сворот направо в лес к Нахоту. Вывески нет, легко пропустить. Я запоминал по наличию автоколонны слева после того как свернул на проселочную дорогу (какая уж не знаю МК с большегрузами, затаборилась здесь со времен как начали тянуть нефтяную трубу).

Дорожка по лесу занимает ~ 20 км, отлично накатана, чистится.

Подъезжая к самой базе отдыха, нужно пересечь быструю, бурную речку Горбыллах. Раньше это делали по ветхому мостику.

(фото из архива поездки в апреле 2011 г.).

Сейчас же мостика нет

и посему в летнее, весеннее, осеннее время машины бросают перед речкой, а всех желающих посетить источник перевозят в борту старенького УРАЛа вброд.

Зимой разрешают проезжать по льду в отведенном месте.

Добрались. На въезде КПП, заплатили за час на двоих (цена на одного 260 р. + проезд на территорию всего получилось за час с двоих 570 р.). Домик в этот раз не снимали, по мне дороговато будет (ценник есть на сайте Нахота), решили, если захотим, то просто продлим время.

Раздеваться, сушиться, греться в общей, ЖЕНСКОЙ, раздевалке. Лет 7 езжу, ничего не поменялось, экономия.

Ну и, конечно же, сам минеральный источник!

Немножко поснимали вокруг.

Закончив купаться, позировать на камеру, быстро собрались, обсохли и двинулись обратно в Нерюнгри. Уезжая узнали новое: теперь появилась (может, уже давно, раньше, по крайней мере, не предлагали) VIP раздевалка. Находится она внутри крытого бассейна, цена вопроса рубль за час + 100 р. с каждого человека. Может, кому полезно будет знать, но по мне, повторюсь, дороговато, хотя... Это ж Якутия, цены соответствуют.

Обратный путь он быстрый как-то. Чуток снимков, ну очень уж красиво здесь зимой, и мы вновь в Нюрке.

Вечером ужо сытенько и вкусненько поужинали в чудесном кафе, на наш взгляд, «Дружба» (да простят меня местные, если путаю название). А подчивали мы себя в этот раз тушеным кроликом в горшочке, жаркое из курочки по-домашнему в горшочке, шашлычком из палтуса и каре-шашлычком какой-то там экзотической птички (ну не запомнил я, вкусно — эт точно), салатиками из национальной кухни. Отправились на последний сеанс в кинотеатр «Октябрь». Умственно отдыхали-развлекали себя мы просмотром фильма «Вий». Фильм тоже очень понравился, тем более, что наш кинотеатр, да будет к стыду сказано тындинской администрации, типа на ремонте, не работает.

Утром 02.02.14 не торопились. То ли усталость за весь день сказалась, то ли ночной сеанс дал о себе знать, проснулись мы к 10:00. На улице туман, морозец, настроение как-то не на продолжение культурной программы в городе.

Перед поездкой советовали проехаться по старому району города, полюбоваться старинной архитектурой. Поехали.

Архитектуры как-то в тумане не нашли, покатались мимо памятников.

Поглядели на грандиозную добычу угля.

Подымаясь к насыпям, поначалу даже не понимаешь, что верхняя белая кромка это вовсе не тучка,

а продолжение искусственной сопки-отсыпки (на снимках, может, и не видно, снимали в туман, но белена та, что выше черной отсыпки, продолжение ее только под снегом).

В центр заезжать с посещением двух площадей, музея (сомневались, что он работал в воскресенье), центрального рынка для покупки строганины из оленя или хариуса, больше не стали: может, из-за того, что как-то разрядилась батарейка эмоц. фона, может, из-за того, что вечером снова на работу, а хотелось бы еще отдохнуть с дороги…

Полюбовались еще раз суровым зимним утром Якутии и двинули в обратный путь домой.

Обратный путь не занял много времени, «пилил» местами под 90-100 км/ч. По расходу топлива получилось даже литров на 7-10 меньше, чем в первый день (за полбака 29 л, считай, потратили на ~ 240 км).

Резюмируя все выше сказанное, могу утверждать, что побывать на горячем источнике Нахот в зимнее время года, особенно как в эту зиму с её морозиками под -50 С, стоит.

Стоит оно того, даже если соберетесь вы ехать издалека (я ездил самое дальнее из Благовещенска, ~ 1060 км), только совет хотелось бы дать такой: если собрались посетить горячий источник, нужно брать побольше друзей, да не в одну машину. Так и гораздо веселее получается и надежней на дороге.

Всем, кто осилил сей опус, большое спасибо. Надеюсь, что кому-то эта информация поможет правильно сформировать планы на уикенд.

Crow028.

Далёкие красивые края, отличное путешествие.

Где это в Нерюнгри "старинная архитектура", балки, что ли? Или бараки БАМовские? А так молодцы. только в -50 это уже не лайт-путешествие, а полный экстрим! Лучше всё-таки двумя машинами, мало ли что...

В -50 это не "Лайт-путешествие" а полный экстрим.. А где это в Нюрке "полюбоваться старинной архитектурой" можно, балками, что ли, так их вроде уже все посносили... А так молодцы, и место замечательное, мы ещё было дело в кузове от самосвала плескались...

Лютое путешествие

Сурово, но виды тайги не поразили. На Урале красивей.

Красиво...жаль что очень далеко.Если срастется к 1 марта,Вы обязательно отчет напишите и если не сложно ,нафоткайте по больше сувениров .Очень интересны их промыслы...ну и цена на унты :))))

Алтай...ГоА
Кросавчеги, немного завидую...
Шашлык без водки едят только собаки!!!

Пойду чаю горячего попью, от фотографий замерз)))
Молодцы, хороший отдых для хорошей семьи.
Гауранга

СССР
Ambarish:
Пойду чаю горячего попью, от фотографий замерз)))
Молодцы, хороший отдых для хорошей семьи.
какие вы нежные в Омске)) без обид )

N.Novgorod
УУУУУУУУУУУ..... Счастливые! Зиму хочу! 4 года назад переехал на ПМЖ в Нижний Новгород из ХМАО, по зиме скучаю. В Н.Н. вместо зимы слякоть.

Усть-Кут
Хорошо, молодцы!

класс

Просто здорово!Молодцы!!!)))
Удачи!)

Нерюнгри
Молодцы что не побоялись. Старины у нас нет конечно же, городу и 40 нет. Еще надо было Вам в Техропарк заехать.
Toyota Crown E-JZS141, 2.5 Royal saloon-был
Toyota Vista Ardeo '01 sv50-была
Crown jzs141-есть

Бавляндия
Прикольно ! Автомобиль в стоке, или спец якутская подготовка с утеплением салона и моторного отсека ! А?

отлично скатались

Ярославль
Спасибо, мне понравилось.Достаточно информативно.Ничего лишнего ,в меру фотографий.Хороший отчет о поездке. Удачи вам друзья !
Мой отзыв: Subaru Forester 2002

Люди с Якутска на Нахот частенько приезжают, живут там сутками особенно на НГ. Сам каждый год езжу ) только двух часов мало, нужно на 4-6 самое то
Nissan "Elgrand" 99г. E50
Subaru R2 '06г (отдам в хорошие руки)

Молодцы,классно прокатились

Спасибо за информацию. Жалко что нельзя проехать на машине в другие времена года - а то мы планировали сделать в этом году летом.
Полноприводный кемпер МАН
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2006

Понравилось.Лаконично и всё понятно. Удачи.

Молодцы, был там в 2008 году и, так тянет обратно Восток притягивает......, наш Дальний Восток!

Молодцы!, был там в 2008 году, ничего не поменялось, но радостно, что ДВ все таки рулит и, так хочется там побывать еще раз.....

А мне что-то надоели зимы по полгода.
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999

VirginiaCo:
летом, это не то пальто )))) тока от -25 и вода там становиться только теплее )))
Nissan "Elgrand" 99г. E50
Subaru R2 '06г (отдам в хорошие руки)

проклятые севера))) в свое время работал на руднике Нежданинский Южно-Верхоянские горы рядом с Оймяконом самой холодной точкой России, сурово было, обратно не хочу)
Мой отзыв: Toyota Camry 2007

расскажи больше про машину и ее поведение на бездорожье, очень интересна данная модель

Тында
Всем спасибо за положительные отзывы.
Мой отзыв: Nissan Primera 2001

Тында
Всем спасибо за положительные отзывы.

Тында
Всем спасибо за положительные коменты.

Almaz933:
Это может в Якутске клеят вторые стекла, утепляют все войлоком как расписано недавно в статье про дастер... В Нерюнгри же просто ставят рашнвинтеркартонку перед радиатором и катаются... На дизелях еще кидают войлок под капот... Хоть и температура под минус сорок, ни каких супер-пупер утеплений как в статье про дастер не делаем...

VirginiaCo:
Раньше можно было и летом проехать... Потом случились какие то терки и мост признали не пригодным, решение - снести... Хотя он простоял бы еще долго...

manyfaces:
Сам каждый год езжу ) только двух часов мало, нужно на 4-6 самое то
+1, Шесть часов самое то...
Что бы успеть шашлычек пожарить, водочки попить и окунуться... :-)

сиала:
Если приехать в Иенгру на этот праздник, то можно унты на 0.5 водки купить... Да и оленя полностью за ящик водки... :-)
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

Хорошо! В Магаданской области тоже есть горячий источник на Мантыклее, может к нам в след.раз?!

Сколько я поездил за грибами по этой дороге - Чульман -Нахот. Тогда только ездили набирали воду в канистры. Спасибо за воспоминания о Чульмане, Нерюнгри, Беркаките, Тынде. А я когда то повёз молодую жену показать Тынду))))))))))))))))))) Сейчас бы с удовольствием искупался в Нахоте, но живу далековато, на Кубани))))))))))
Мы выполнили все пункты от А до Б.
В.С. Черномырдин

INTELligent:
Не неси чушь,и не вводи людей в заблуждение за 0.5 водки тебе покажут фотографию тех самих унтов.

Агрю
даааааа классно! Круто я бы тоже хотел искупаться в теплом источнике в хороший минус. Так сказать по лечится и омолодится:) Автору пятерка!
— О-о-о!.. Етит твою мать,
профессор!!!

Zokirjon14 Як:
Ну это я образно сказал что за 0.5. За ящик точно отдадут ближе к вечеру праздника.

Almaz933:
Авто в абсолютном стоке. У нас это нормальное явление кататься в морозики на машинах, у которых термометр ниже - 30 не показывает. Японцы рулят!

site4ko:
Что тут сказать... Постоянный полный симметричный привод + курсовая устойчивость и антизанос позволяют, по крайней мере мне, подниматься на укатанном снегом гравие до 100 км/ч. В начале выпуска SH5 кузова слышал, что задние аморты козлят на поваротах, но к 2009 г вроде как такую проблему устранили. За своей такого не наблюдал. В остальном отзывы самой машины больше расскажут

интересное построение жилых домов. Какой смысл в этом прoслеживается? Отзыв и фото на 5

Приятный короткий,но информативный отчёт.Молодцы,что поехали и "лёгкие на подъём".
А какая температура воды в источнике,реально?

класс!!!

ник волгоград:
А какая температура воды в источнике,реально?
Не опускается ниже + 30 С.

Хорошее путешествие,красивые зимние фото.

Новосиб
5 за рассказ, 5 за женщину, 5 за форик)))
Разработка бизнес-плана. Финансовый анализ. Оценка бизнеса. Маркетинговые исследования.

Геленджик
Бывает же у людей зима...Не то, что у нас - дожди и грязь

crow028:
спасибо)

Отличный отзыв.Далеко ехать только.

Андрей_нск:
5 за рассказ, 5 за женщину, 5 за форик))) но фотопарат у тебя не к черту! меняй камеру, снимки могли бы быть такими красивыми, если бы был норм фотик и оптика
Цифровая зеркалка норм - никан как никак, оптика слабая, согласен, а вот качество снимком так это от меня зависит. Если честно, я только сейчас стал познавать премудрости диафрагмы и выдержки, учусь.

За отчет 5! Был в Нерюнгри в командировке, купался в этом источнике. Правда был ноябрь и температура всего -16.

Russian Federation
За фильм "Вий"! отдельное уважение! Молодцы, что поддерживаете киноиндустрию! Хотя вы там на что угодно бы сходили).
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Когда жили в Тынде, тоже неоднократно посещали Нахот, эх были времена! В Краснодаре таких зим нет.
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль

КЛАСС. МОЛОДЦЫ

Нерюнгри
Кафе "Дружба " отстой ! Местные туда не ходят.
Чем больше я узнаю людей , тем больше мне нравятся собаки.

Хороший отзыв, отдыхать всегда лучше чем пахать безвылазно на работе. Выкроить бы пару деньков, да и махнуть куда нибудь (на недельку) !!!

Jakut60:
Кафе "Дружба " отстой ! Местные туда не ходят.
Не соглашусь: в первый раз посещения Нерюнгри сами местные подсказали нам это место. Меня и супругу кухня там очень устроила, да и столики в этот раз не все свободны были значит ценят местные это кафе. Хотя ИХМО.

Купание в мороз это здорово.

Круто.

новомосковск
красиво.
Ну Ты это, заходи если ЧЁ! (с).