К Афгану на Оке

К Афгану на Оке

29.01.2014 | 71001 просмотр

Особая благодарность Файзали и Далеру,
и многим другим людям, не оставшимся
равнодушными к чужой беде.
Время стерло их имена, но
благие дела их живы.

Предисловие

С чего же начать… Столько воспоминаний, столько всего в голове, начну с самого начала. Для начала перенесемся на год назад, когда мы с отцом прибыли с первой нашей поездки по Средней Азии, намеченной цели мы не достигли, поэтому было очевидно, куда мы отправимся на следующий год. Подготовка и разработка следующего путешествия началась сразу же: карты, подбор информации, подготовка машины.

Это отчет-продолжение. В 2011 году мы с отцом побывали в Казахстане, Киргизии и Алтае, но до цели своей не доехали по нескольким причинам, не буду их перечислять. А цель была Памир, Таджикистан. Поэтому в 2012 году было выбрано направление, мы могли поехать только туда, в Таджикистан! Много недосказанности было в прошлом путешествии, много чего не получилось посмотреть (ссылка на отчет: https://travel.drom.ru/18308/). Увидим ли мы в этом году Памир? Скоро вы узнаете.

Дорогие читатели, этот отчет всего лишь очерк о нашем с отцом путешествии к истокам рек Амударья и Сырдарья. Это история моей жизни так, как я ее помню. Это не более чем мое виденье, тем более это не докладная записка. Это рассказ о людях, которым посчастливилось оказаться в центре Памира, об их приключениях и о том, что сопутствовало им на пути к Памиру.

Для чего? Чтобы набраться новых впечатлений, узнать людей получше, приобщиться к чужим культурам, узнать, чем живут люди в Таджикистане. Вот это мне интересно! Поэтому за время путешествия я очень много общался с местными жителями по своей воле, а иногда и нет. И у меня сложилось своё виденье этих людей. Все диалоги, приведённые ниже, воспроизведены с абсолютной точностью и с максимально возможной передачей чувств и эмоций. Я буду писать о жизни людей и описывать их традиции и манеры поведения, их странности, по мнению русского человека. Главные герои не мы с отцом, а люди, проживающие на этой земле, обрабатывающие и сеющие на этой земле, простые, много простых. Что за народы населяют Среднюю Азию? Что у них за обычаи? Какое их мнение на события в мире? Вы узнаете из этого отчета для себя много нового, чего не знали о среднеазиатских республиках. Их отношение к религии, к богу, к женщинам и не только. Прекрасные люди, мое отношение к ним менялось от «я лучше людей и не знал» до «как их земля». А какая там природа!

Я попытаюсь описать события так, чтобы вы, дорогой читатель, очутились мыслями в тех далеких краях, где мы побывали, пережили то же, что и мы. Попытаюсь описать события так, чтобы когда вы читали, у вас сложилось впечатление, что вы находитесь там же, не имеет значения где: на плоскогорье Памира или в Ошской долине. Вы ощутите то же, что и я в те мгновения. Радость, горечь, страдание ожидания, безысходность, удивление.

Я пытаюсь описать мир через образы. Через фото. Я стал лучше понимать горы. Не знаю, поняли они меня, но я их точно.

 

Все мои фотографии — часть рассказа. Рассказа о том, где проехала Ока, и что она видела. Не пробки на Ленинском проспекте, а что-то необычное и интересное.

Так много всего было… Что не знаешь с чего начать. Хочется сказать, что это место, где горы исчисляются миллионами. Что это место, где погода меняется за пару минут. Страна, где живут люди внешне очень похожие на нас, но живущие другой жизнью. Край географии с истоками двух великих рек, наполняющих Азию жизнью. Места, где люди живут так высоко, что Альпы кажутся лишь прыщиком, бугорком на земном шаре. Где… Где. Что-то внутри меня переполняется, когда я начинаю вспоминать, ЧТО ТАМ. Наверное, прежде всего, это места, где были другие эмоции. Все, что я увидел, было столь необычно, что навсегда врежется в мою память. Это места, где похожие внешне на нас люди живут по-другому. Здесь по-другому едят, другие устои. Я помню, как мы стояли в глухой памирской деревушке на высоте почти в 4000 метров и думали про Родину. Мы думали, что здесь живут совсем другие люди, а на проверку…

Все там было: и горечь, и разочарования, и необоснованная радость, и эйфория, и все это чередовалось. И так быстро. Я хочу поведать тебе, мой дорогой читатель, не о себе, а о природе тех мест, где мне посчастливилось побывать в то жаркое лето 2012 г.

В моем отчете вы не найдете бравады, которой полно в подобных отчетах, переполненных пафосом и самолюбованием. Здесь вы такого не найдете, зато найдете правдивую историю про двух дурачков, которые от нечего делать поехали исследовать Среднюю Азию. Самодовольству нет места. Только исключительно грубые факты.

Может кому-то не понравится, но в данном отчете будет немного описаний качества дорог, где вкусней пожрать. Этой информации будит минимум. Основной упор в моем необычном отчете будет сделан на детали и на людей, кто эти люди, населяющие Среднюю Азию. Как живут русские в Узбекистане и Таджикистане. Средняя Азия земля контрастов не только географических, но и душевных. Где раскаленные пустыни чередуются Памирскими ледниками, горными хребтами, а люди готовы отдать последнюю рубашку. Это необычный отчет, это скорее рассказ про людей, про народы, про ИХ жизнь. В отчете я много буду говорить не только о людях, но и о деталях их быта: что смотрят по телику обычные таджики, на каких болонах ездят на наших ЗиЛках на Памире, что за грузовики в этой горной стране. Я буду описывать эти деталюшки, чтобы через них показать их мир. Ведь правда в деталях, мир состоит из деталей. Без деталей не будет полной картины Средней Азии.

Я пишу для людей, у которых есть желание или интерес побывать на Памире, пишу то, что не нашел в отчетах других путешественников, исследователей Средней Азии, но считаю это очень важным. Например, где получить пропуск в погранзону Киргизии, Таджикистана, России и Казахстана. Обычно авторы подобных отчетов или не пишут вовсе ничего про пропуска, или пишут вскользь. Поэтому я решил ликвидировать данный пробел и писал то, что не находил в подобных отчетах, в то же время очень нужное и важное, что может пригодиться путешественникам. Конечно, я расскажу о знаменитом среднеазиатском «разводе» на деньги. Как же без него.

В этом отчете вы найдете интригующие факты: как утрамбоваться в Оку трем мужчинам и при этом заснуть! Лежа! Один из которых являлся незнакомым поляком. Нет вру, имя, конечно, мы его знали — Лукас. Как ехать со сломанной ступицей по дороге, на которой и машина в день не проезжает. Как не только ехать, но и преодолевать перевалы высотой 4 тысячи метров. Как найти в памирской глуши ступицу на такую машину, которой в Таджикистане не было никогда!!! И сразу же её сломать. Две ступицы сломать за 600 км, как вам? Как не окоченеть на Памире?! Где температуры ночью близкие к 0 градусов. Как найти запчасти на машину в незнакомом Киргизском городе-полумиллионнике, где таких машин на всю округу всего четыре? Соломинка в стогу сена. И у нас получилось благодаря прекрасным людям, живущим в городе Оше. Я не знаю, какие дифирамбы петь им, чтобы было понятно, насколько прекрасны эти люди, несмотря на национальность, хоть он Узбек, Киргиз или Русский. В каком месяце лучше заехать в Горно-Бадахшан, чтобы увидеть медведей. Расскажу, где находятся самые хорошие и самые плохие дороги Евразии. Я расскажу, как можно умудриться и получить в Таджикистане штраф на пару тысяч долларов, а также познакомлю заочно с туристом из западной Европы, для которого ночёвка в канаве обычное дело при путешествиях по таким странам как Таджикистан и Пакистан, и еще кто знает, где он «бомжевал»... Как пройти таможню с наименьшими убытками для себя и многое, многое другое... Вроде того, что посмотреть в такой далекой и такой Близкой Средней Азии.

Перед отъездом планов было громадьё. Всё хотелось посмотреть, объехать, во все щели мира сунуть свой нос. Примерный маршрут, по которому мы хотели проехать: Москва—Оренбург—Аральск—Чимкент—Ташкент—Пскент—Бустон (Таджикистан)—Айни—Пенджикент—Айни—Мастчок—Пик «1000-летия крещения Руси» (Горный район Каравшин)—Дюшамбе—Джиргаталь—далее едем максимально возможно по течению Муксу—Пик «Каржаневской» и Пик «Коммунизма»—Ванч—Чихох—Ледник Медвежий—Хорог—Долина Чилдухтарон «Долина Сорока Девушек»—Ишкашим—Афганистан—Файзабад—Джурм—Савабхана—Ишкашим—Харгуш (Таджикистан)—Джелонди—Аличур—Конакурган—Токтомуш—Шаймак—Рошара—Караат—Сары—Таш (Киргизия)—Кара-Мык—Лянгар—Ош—Балыкчы—Каракол—Энгельчик—Пик Победы и Пик Хан Тенгри—Бишкек—Алма-Ата—Кеген—Чунджа—Пристан Добынь—Аягоз—Озеро Зайсан—Буран—Шенгельды—Аксуат—Берель—Усть-Каменогорск—Кош-Агач—Монголия—Ховд—Озеро Увс-Нур—Кызыл—Ергаки—Абакан—Заповедник Кузнецкий Алатау—Иркутск—Улан-Удэ—Усть-Баргузин—Туран—Хурга—Тулун—Красноярск—Москва. Это был МАКСИМАЛЬНЫЙ маршрут, в него вошло всё, что можно. Ну и, конечно, не везде мы побывали, где планировали.

Про средство передвижения.

Во время путешествия по Памиру использовался транспорт: китайская фура, старенький уазик, такси, тойота ленд крузер прадо, на внедорожнике, на паркетнике и, конечно, на ногах по 13 часов, только на ослике не удалось покататься. Да часть пути проехали на Оке и, конечно, вышеперечисленный список далеко неполный. Далеко неполный…

За нашу Окушку предлагали и Тойоту королла и старенький УАЗик, когда она была сломана, но мы были неприступны. И Тико предлагали, и даже деньги!!! Но мы все равно её не отдали.

Возможно, кому-то покажется безумием отправиться в одиночку на Памир, а почему нет? Действительно, и мне, по прошествии лет, кажется безумием проехать весь Памир с двумя работающими тормозами. Тормоз передний горел. Да и со всеми работающими тормозами перегревы случались на затяжных спусках, еще тот запашок. Дороги плохие в Таджикистане, даже очень, но ехать можно! После Таджикских дорог я понял, что в России хорошие дороги, лишь был бы асфальт. А всё другое неважно.

Ока была главная, а мы были при ней. Поразительная машина, сколько она вынесла. Вам не представить! Были моменты, когда думал: «Ну все, придется бросать машину и ехать на попутках». Уже прощались с Окушкой, просчитывались варианты возращения домой, как... Чудесным образом все менялось с ног на голову. Чудеса, да и только. И столько раз происходило одно и то же — «Ну все, приехали, хана!...» А нет, варианты находились как еще пару км проехать на полуживой Оке. Как часто отец любил повторять «Хана...»

Как повела себя изнеженная столичная штучка на дорогах Памира. Как птица феникс. Сама исцелялась. Как она выдержала подъёмы и спуски Таджикистана, привыкшая к хорошим московским дорогам, как она смогла выжить в горах Памира? Не сломалась ли? Да и в правду пришлось пару раз доставать лебедку, пару раз на грани залезали в горку, въезжала из последних сил. Но въезжала!!! Ока отдавала последние силы по воле обезумевших владельцев. И всё обходилось. Это пока все, дальше подробности.

Ока.

Про наше средство передвижения: машина ОКА, цвет синий, год выпуска 2002. На момент отъезда по спидометру 73317 км. Знаете, наша малютка таксикоманка. Да и в правду некоторые Оки страдают данным «недугом».

Из запчастей взяли: две катушки зажигания, два датчика хола, два или три камутатора, предохранители, топливный насос, топливный фильтр, колодки для задних тормозов, карбюратор, много свечей, провода высокого напряжения, две камеры, два соска, шланги ну и по мелочам. По пути было подкуплено сцепление. Но об этом позже. Что самое интересное, ничего из этого списка не понадобилось! Закон подлости,что берёшь, то и не ломается, а что думаешь никогда и не сломается, по закону жанра и ломается. Из инструмента взяли: конечно, кувалду, россыпь ключей, дрель ручную, сверла, гаечки, болтики, шайбы. В пути все может понадобиться. В машину положили лебёдку, которая пару раз нам очень сильно помогла,  а также две треноги и трос на 30 метров + монтировку. Когда приперло, и тридцати метров не хватило, нежданец. Стандартно: огнетушитель (с ним связаны две забавные истории в Киргизии и в Таджикистане), аптечка, насос, домкрат, гидравлический домкрат, парочку дощечек. Инструмент и ещё всякое: набор для заделок дырок — сырая резина, четыре упора под колеса, много, много ключей, два набора с накидными ключами, парочку разводных ключей, шкурку, огромные кусачки для резки троса, отвертки, хомуты разных размеров, моток проводов, изоленту, герметик, может ещё что? Также жидкости: тормозуха и антифриз. Все, что могло понадобится, попытались взять, все же может произойти в пути, но все не предугадаешь. Стандартную запаску R 12 было решено не брать, а зря. Тогда мы думали, на кой она нам, только вес создает и место под капотом занимает. Цепи решили не брать как в прошлый раз и не прогадали! Наверх были заброшены 4 баллона Barum, ну и всё! Во время прошлой поездки по Киргизии мы сточили четыре баллона! Не просто сточили, а до раккорда. После того, как появлялся раккорд, мы проезжали на этом колесе ещё по 500-1000 км. Подкачивали и ехали.  Поэтому неудивительно, что мы в новое путешествие взяли также четыре запаски. Страх остаться без резины ещё был в нас. Не хотели повторения истории.

Из дома также были взяты солнцезащитные очки две штуки, не пользовались, а зря. Также был взят Коран и словарь ваханского языка. По-моему, неправильно ехать в чужую страну не зная о ней почти ничего, а так можно составить своё мнение хоть как-то. Ниже объясню, почему лучше носить на Памире черные очки.

Из фотоаппаратуры: две цифровые зеркалки Nikon D2x и Nikon D3200 + штатив и несколько объективчиков.

Подготовка к отъезду.

Надо было готовить машину к отъезду. А делать было что! После этих работ у меня выявилась ненависть к виду кувалды. Одни жестяные работы. Сколько раз я поднимал на домкрат Окушку! Какое-то отторжение появилось от всего этого. Но на Памире нам с отцом пришлось все повторить, через каждые полкилометра поднимать на домкрат машинку, откручивать болты снимать колесо, а подробности далее, как мы дожили до такой жизни.

Продолжаю о тюнинге: насмотревшись на Оки с колесами от жигулей, было решено найти ступицы на Оку на четыре шпильки. Эти мысли появились у меня после путешествия по Русскому Северу весной 2012 года. Во время езды по Костромской области в городе Буй была замечена Ока на 13 дисках. Немного поговорил с хозяином, выяснилось, что не он занимался переделкой машины. Он её приобрел год назад у товарища за 40 или 30 тыс. рублей. Мы с отцом не могли насмотреться на данное чудо-юдо с запаской в багажнике. Передаю привет хозяину самоделки из 44 региона. Я думаю, он меня не забыл, очень колоритно я смотрелся на фоне залитой водой дороги в розовой футболке и в семейных труселях,  босиком, в апреле месяце. Знаете, весеннее половодье, а брод надо искать, даже в городе!!!

Что сделано: поставил ступицы на четыре шпильки (продаются, заводские делаются в Самаре 300 руб. за шт.). Шпильки поставил длинные нивовские, немного подпилил их болгаркой, чтобы встали, как я знаю, некоторые Субаровские шпильки также подходят, но дорогие, сволочи. Проставки на перед 26 мм, на зад 20 мм. Жестяные работы, домкратом гидр. арки задние выгибал, ну и помаленьку еще много что сделал.

У машины ухудшились разгонные характеристики с колесами R 14 165/80, но по трассе самое оно. Устойчивость машины на трассе повысилась, спокойно едешь 110-120 км уверенно, только заботишься о повышенном расходе бензина. Сноса нет данной резине, хоть по гравийке, хоть по грунтовке. Намного мягче ход, кочки почти не замечаешь. Брюшком не цепляешь, ну еще много достоинств есть в переходе на 4 шпильки.

Поговорили о машине, теперь поговорим о нашем настроении перед предполагаемой поездкой, что нас будоражило в это время, что нас беспокоило. Что было на душе. Что тяготило наши души. Как я уже писал, мы очень настороженно относились к Узбекистану. Из-за информации из интернета, а также от родни, которой «посчастливилось» отслужить в УзССР в стройбате, картина выходила не из прекрасных. Отчеты о путешествиях, где описывались зверства и издевательства, вымогательства со стороны погранцов Узбекистана, а также необычайная рьяность местных ГАЙцов. Также не последнюю роль играли рассказанные мне истории про узбеков от Казахов и Киргизов во время прошлого путешествия к Тянь-Шаню. Также резня в ферганской долине 1989 г. Ошские дела и т. д. Кроме этого у меня имелся принеприятнейший опыт общения с людьми данной национальности в Москве. Такой багаж информации делал нас очень озабоченными проблемой «Как проехать Узбекистан с наименьшими потерями?» Скажу заранее, нечего бояться Узбекистана, все страхи на проверку оказались лишь клише, или все уже изменилось (это я про ГАИшников, теперь они милейшие люди). Но этого всего я не знал перед поездкой, а мог судить по этой стране только по интернету, как сказал выше, и милицейским сводкам, где очень часто фигурировали граждане этой страны. А отец мог судить об этой стране по воспоминаниям из прошлого, а также об узбеках, с которыми он служил. Но сколько времени прошло с тех времен, все переменилось, думал отец. В какой-то степени он оказался прав, а как жалко...

Также материал для размышления давал и Таджикистан. Перед отъездом я наткнулся в сети на открытое письмо русских из Душанбе к Лимонову. Где было представлено положение русских, мягко сказать, несолнечным в этой южной, солнечной стране. Это письмо завило во мне червь сомнений в правильности выбора Таджикистана как места для отдыха и туризма. Я задумался, в российских СМИ часто муссируется положение русскоговорящих в Прибалтийских странах, типа «Вон эти нацики опять русских зажимают. Выгоняют, выселяют, дискриминация!» А про положение русскоязычного населения в Среднеазиатских республиках молчком, вроде бы и русских там нет, да и лучше вообще не вспоминать про эти страны. Молчат нацисты... Лучше поговорим о Новальном-Ональном и так далее в таком же духе...

И с таким багажом знаний мы отправлялись можно сказать в неизвестность... Нет, не прав, не в неизвестность, а в принеприятнейшую известность, страну, где мы были бы нежеланными гостями. Ну, так я думал. С огорчением признаю это сейчас.

Когда я оказался в Узбекистане, в этой прекрасной, душевной стране, правда, душевной, я понял, почему так много грязи СМИ выливает на граждан данной страны и не только на граждан этой Среднеазиатской страны. Но пускай это останется секретом, на время секретом.

Прежде чем приступить к описанию событий, предпочту, как я уже говорил, опубликовать полезную информация для покорителей Средней Азии, которой мне самому не хватило.

Узбекистан. Пересечение границы пешком и на колесах.

Между Казахстаном и Узбекистаном в районе Ташкента есть только один погранпереход для автомобилистов. Это Яллома (с казахской стороны называется Конысбаев), 80 км от Ташкента. Как доехать до неё? Проезжаете мимо погранперехода Черняевка (не знаю, как он там по-узбекски), увидите его слева. Там только пеший переход. И едете вдоль границы мимо Ташкента километров 70-80. Ташкент будет всё время слева. На последней кольцевой развязке не ошибитесь и не уедьте направо по главной, нужно налево на незаметную дорожку. И упретесь в границу прямо посреди деревни. Длинная колонна из фур.

В Узбекистан точно без загранпаспорта вас не пустят. Таджикистан под вопросом. Если у вас нету загранпаспорта, то где вам будут ставить штамп о прибытии и убытии из страны (желательно жирный, а то могут начать придираться к дате приезда и т. д.)? Информация для автолюбителей: если вы всё же решитесь на поездку в Узбекистан, то вам будет интересна информация о том, как надо вести себя с ГАИшниками Узбекистана. Сейчас в Узбекистане все хорошо с этим, навели порядок. Гаишник теперь друг, а не враг на дороге. Если всё же начнут разводить на деньги, то грозите звонком в родное посольство, это действует.

Таджикистан. Пропуска в погранзону ГБАО и регистрация, и ещё много всего.

В Таджикистане двухчасовая разница во времени с Москвой.

Таджикские деньги можно наменять в Москве в паре обменников, один из них «49 валют» находится на ул. Пушечная д. 3.