Путешествие из Комсомольска-на-Амуре к Восточным Саянам

16.01.2014 | 17244 просмотра

28 июля — 16 августа 2013 г.

Это наши впечатления, наши эмоции, наши дороги. Надеемся, кому-то пригодится информация, почерпнутая от поездки. Ветер странствий заставляет ехать все дальше. В 2012 путешествовали по Байкалу (от Улан-Удэ — на север), были очарованы поездкой, природой и людьми. Но ехали наобум — не знали, где заправиться, где переночевать. В этот раз много проще: дорога до Улан-Удэ знакома, расстояния до заправок знаем, трасса обустраивается, появляются новые мотели и кафешки. Едем дальше!

1-й день путешествия.

Комсомольск-на-Амуре — мотель около Углегорска (Амурская область)

От подъезда дома отъехали в 6:20 утра. Заехали в Биробиджан, отобедали в кафе «Бурекас» (еврейская кухня) и посетили автосервис. Дороги местами очень неплохие, исключение — около 20 километров перед Архарой в Еврейской области, где идет реконструкция дороги через перевал Соколовский. Заправки — на протяжении всего пути.

Как таковой, дороги нет. Навряд ли в 2014 дорога будет построена, с нашими-то темпами!

Подъехали к мотелю «Меркурий» (за Углегорском) в 23:10. Рядом — заправка Роснефть. (Время будем указывать по часовому поясу Хабаровского края, чтобы не было путаницы). Стоимость двухместной комнаты — 1500 руб., грязно, умывальник и душ на этаже почти в нерабочем состоянии. Недалеко есть другие мотели! Надо сказать, еще в Биробиджане начался дождь и весь день — от накрапывания до проливного ливня!

Итог дня: проехали 1152 км, не считая остановки в Биробиджане, время в пути — 14 часов, за которые четыре раза заправлялись, два раза останавливались отдыхать и перекусывать.

2-й день путешествия.

Мотель около Углегорска (Амурская область) — Чита (Забайкальский край)

Проснулись в 6:00, отъехали от мотеля — умываемся, варим кофе, запариваем чай. Мы всегда в поездки берем с собой газовую плиточку с баллонами, и в любое время — свежесваренный кофе!

В 7:20 — в дорогу. На трассе заправок становится меньше. Есть «Альянс» перед поворотом на Шимановск и через 300 км — заправка «Талдан». Цены растут.

Дисциплинированные коровы в Амурской области (перед Шимановском).

В Магдагачинском районе на дороге начинаются «амурские волны» — это когда дорога проваливается, хотя асфальт есть. Озеро Херак, Магдагачи, Худагачи — «ехал плача»... Пошел дождь, как и вчера, местами до сильного.

Неплохо пообедали в кафе «Уют», есть там и гостиница. Это рядом с развязкой на Читу и на Якутск (1056 км), на Магадан (3177 км).

А это Харлей байкера, якута, который возвращается из Читы домой в Якутск. Отважный парень, промокший насквозь, обедает в кафе.

Следующая заправка «Альянс» через 93 километра (поворот на Урушу). И дальше, 157 км, заправок нет до Амазара (уже Забайкальский край). А в Амазаре 95-го нет, так как, цитируем, «у нас его никто не покупает», но 92-й оказался неплохого качества.

От Амазара до Чернышевска 362 километра довольно безлюдной трассы, на которой нет стационарных заправок. Дорога вся в «амурских волнах». Если интересно, километров за 80 перед Чернышевском, можно подняться в часовню на перевале имени Ю.Тэна.

Вот такие необыкновенные пейзажи сразу за Чернышевском:

От Чернышевска до поста ДПС перед Читой 275 километров хорошей, отремонтированной дороги, можно топить...

Читу проехали мимо, остановились в мотеле «Ковчег» в 22:10. Местечко называется «Дворцы». Очень комфортно, недорого: просторный двухместный номер стоит 2000 р., полноценный ужин на двоих, который подали в номер через 20 минут, — 400 р. За стоянку на территории мотеля денег не берут. (Адрес: г. Чита, Дворцовский тракт 56, 8-924-385-37-23)

Итог дня: за день проехали 1296 км. Время в пути — 15 часов. 3 раза заправлялись, обедали в кафе «Уют», варили кофе и отдыхали на трассе.

3-й день путешествия.

Мотель "Ковчег" (рядом с Читой) — Улан-Удэ (республика Бурятия)

Выехали в 9:45. Дорога вначале неплохая, пейзажи очень разнообразны, встречаются интересные местечки. Например, Абалтуйский бор — деревня на самом деле находится в сосновом бору вдоль трассы. Кстати, здесь купили Куку и Лялечку (названия воды).

Откровенно убитая дорога началась за 100 км перед Ареем. Арей — это озеро в Забайкальском крае, местные жители приписывают ему ну очень целебные свойства и богатую историю, связанную с Чингиз-Ханом. Можно остановиться, посмотреть: на берегу живут в палатках или в гостинице «Огненный дракон», мажутся лечебной грязью, купаются в озере, в которое, по словам, впадает множество минеральных источников, находчивые местные продают вымоченную в озере картошку, вылечивающую якобы от всех заболеваний.

За Ареем продолжается плохая дорога. Но можно остановиться через 50 километров на небольшом перевальчике рядом с буддийским памятником-ступой. И обязательно подумать о хорошем!

Несмотря на то, что состояние дороги не радует (всю душу вытрясла до Хилка и после!), наслаждаемся открывающимися просторами:

Кстати, цвет у асфальта постоянно меняется: мы отметили красный, белый, зеленоватый, черный, коричневатый, и даже с голубинкой.

Ждем — не дождемся заправки в Бурятии, так как топлива осталось маловато. Бензин там много дешевле, чем в Забайкалье. К примеру, в Чернышевске 95-й по 35,70. В Никольске же на заправке Роснефть (недалеко от въезда-стелы «Бурятия») 95-й по 30,40.

Правда, дороги в Бурятии оставляют желать лучшего, хотя местами они отремонтированы. Внимательно смотрим на обочины — выискиваем сусликов, они очень забавны, когда столбиками стоят у дороги. Раз чуть не задавили одного, но... пронесло. Над степями парят птицы, высматривают, наверно, все тех же сусликов.

Пейзажи постоянно меняются и удивляют: голые степи, покатые холмы, сосновые боры, живописные деревни, скалы, реки — есть всё!

Остановитесь в местечке, которое называется Бар, попробовали буузы (по-другому, позы) — лучшие на трассе! (326 км от мотеля «Ковчег» у Читы или 67 км от Улан-Удэ). Закусочную видно сразу, там останавливаются дальнобойщики, микрики с пассажирами и т.п.

Трасса перед Улан-Удэ очень узкая и извилистая, много деревенек. Интересной показалась деревня Десятниково — вдоль федеральной трассы на полметра от дороги в ряд стоят яркие деревянные домики с окнами-ставенками.

А это сбербанк России.

В Улан-Удэ въехали в 17:30. С учетом трехчасовой разницы во времени, в запасе полдня, чтобы осмотреться, выбрать гостиницу, сдать документы на визу в Монголию и заранее купить билеты на автобус в Улан-Батор (столица Монголии).

Осталось еще время погулять по городу. Интересный город, особенно старые районы — двухэтажные каменные дома, одноэтажные деревянные с резными ставенками… Раньше назывался — Верхнеудинск. У старого города (в центре) какая-то своя аура, а торговые центры, как и везде, — блестяще, зеркально, ярко, рекламно.

Остановились в гостинице «Крона» на въезде. 104-й микрорайон, дом 1, телефон 204-143 плюс код города. В сутки двухместный номер стоит 2500 р. Очень комфортно: по пять полотенец на брата, махровые халаты, кондиционер, в стоимость включен полноценный вкусный завтрак, вай-фай, правда, слабоват.

Итог дня: 653 км, 8 часов в пути, 1 заправка, 1 раз в дороге пообедали.

4-й день путешествия.

Отель "Крона" (Улан-Удэ) — турбаза на Байкале

Утром встали поздно — отдыхали, расслаблялись. В 12:00 выехали из гостиницы (по бурятскому времени в 9:00, разница три часа). Очень хотели посмотреть новый дацан Ринпоче Багша на Лысой горе. Навигатор сломался, но дацан нашли по карте. Кстати, мы покупаем карты всех местностей и городов, куда собираемся ехать. Таки, пригодились!

Справа — самая большая ступа в Бурятии, она действующая.

Только что закончилась служба.

Прошли «дорогой долгой жизни» — 2 км вокруг дацана. Мысли, честно, были только благие!

Деревянные ступеньки «дороги долгой жизни» сначала спускаются по Лысой горе, затем её огибают и поднимаются вверх к дацану. На протяжении дороги расположено двенадцать беседок в соответствии с названием года по восточному календарю. На столбе — мантры, можно медитировать!

Кем она была в прошлой жизни?

Вернулись в гостиницу, отдохнули, собрали вещи и дальше, в путь. Отъехали в 16:30. От Улан-Удэ до Иркутска трасса называется «Байкал». Дорога неплохая, но уставшая. Красивейшие перевалы вдоль Байкала, сосны, множество речушек. Но решили нигде не останавливаться до самой турбазы.

В 18:45 свернули с трассы на указателе «Байкальский прибой» — это 275 км от гостиницы. Проехали километров пять к Байкалу, и началась улица с турбазами. Заехали на территорию одной из них, оказались свободные места на 2-3 дня. Надо учесть, что был будний день, на выходные места забронированы. Название турбазы узнали только на следующий день — «Посольская». Заплатили за 2 дня на двоих 1600, плюс 200 руб. за машину. Питание в день стоит 500 рублей на человека.

Вот здесь, на втором этаже мы и поселились.

По местному времени в 16:00 ушли на берег Байкала — отдыхаем, купаемся до позднего вечера.

Вода теплая, дно песчаное, водоросли, глубина по пояс — от берега метров 200. Похоже на приморские турбазы (есть катамараны, бананы). Вдоль всего берега в беседках также отдыхает-бухает народ. Рядом на песке расположилась семья из Улан-Удэ. Это старший — Баяр: Привет тебе!

Полное ощущение моря, только запаха нет, комаров, кстати, тоже нет.

Итог дня: 254 км, время в пути — 2 часа 30 минут, 1 заправка.

5-й день путешествия.

Турбаза «Посольская» на Байкале

В 10:00 завтрак, как в пионерском лагере. Весь день отдыхаем. Сходили на соседнюю турбазу. Принцип один, все турбазы одинаковые, только на «Зените» столовая больше в разы.

В деревне купили омуля горячего копчения, по полкилограмма каждый.

6-й день путешествия.

Турбаза «Посольская» на Байкале — Иркутск

Всю ночь шел дождь, утро прохладное, морось… Решили выехать пораньше. Дорога узкая, очень извилистая, на подъемах скапливается «поезд» из машин. По всей трассе продают клубнику. Море клубники!

Слюдянка, Култук, рядами стоят прилавки с омулем (горячего, холодного копчения, свежий, сушеный…). Култук — это угол, где трасса уходит серпантином от Байкала.

Перекусить остановились на трассе, в кафе «Каретный двор». Очень прилично. По дороге звоним Наташе, которая сдает квартиры в Иркутске (телефон узнали еще дома — 89643582000). Договариваемся о встрече на улице Красногвардейская, это в районе автовокзала почти в центре.

В Иркутск въехали в шестом часу по нашему времени, и полчаса плутали по центру — искали подъездные пути к назначенной улице. Уж очень бестолково расположены улицы: то одностороннее движение, то тупики, то закрыто на ремонт!

На двое суток сняли квартиру-студию в новом доме. Заплатили 3400. Очень уютно, евроремонт, есть все необходимое (холодильник, стиральная машина, плита, микроволновка и т.п., …вай-фай).

Местное время — около трех дня. Бросаем вещи, машину — отправляемся гулять по городу. И это правильно. Чтобы почувствовать город, надо обойти его пешком. Что мы и делаем: рассматриваем здания старинной архитектуры, гуляем по набережной, по центральным и не очень, улицам города, заходим в монастырь, к памятнику Александру III, сидим в пивоварне.

Это памятник Колчаку. Говорят, недалеко от этого места он был расстрелян.

Рядом расположен монастырь, действующий (богатейшая история!)

Герб города на входе в 130 микрорайон. Странное животное! Мы так и не определили, кто это и что оно держит в зубах.

Пешеходная улица, дома или реконструированы, или воссозданы, но были в истории города и принадлежали реальным людям.

Вечер завершили в пивоварне в 130 микрорайоне. Все очень вкусно, пиво варят по немецким старинным технологиям.

Итог дня: 317 км, время в пути — 6 часов 40 минут с получасовым отдыхом и обедом.

7-й день путешествия.

Иркутск — Листвянка — Иркутск

В 12:20 нашего, 9:20 местного времени выехали в Листвянку. Вернулись в 22:00 местного.

Листвянка не впечатлила. Длинная улица вдоль Байкала, к которому с гор спускается 4 распадка.

В Листвянке мы встретились с приятелем, он с семьей на машине приехал из Комсомольска-на-Амуре к родственникам. Они научные сотрудники музея Байкала. Этот музей надо обязательно посетить! У нас была персональная экскурсия, которую провел Виктор Владимирович Галкин, кандидат наук, работник музея. Очень интересно! Почти два часа пролетели, как мгновение.

Мама Виктора Владимировича, Валентина Ивановна, всю жизнь проработала в этом музее, была его руководителем, сейчас на пенсии — пригласила нас к себе в гости.

Поразительные люди. Очень гармоничные. Всю жизнь прожили на Байкале, их небольшая двухкомнатная квартирка видывала много знаменитых людей: здесь был Владимир Высоцкий, руководители нашей страны разных времен и так далее…)

Валентина Ивановна угощала нас интересными рассказами, а также омулем и байкальским сигом, приготовленными самыми разными способами. Это объедение — для души и для тела!

Фото на память с Виктором Владимировичем (справа).

Гуляем по Листвянке. Кругом столпотворение народа, запах копчения омуля, жарения шашлыков, множество лотков с сувенирами.

В этой гостинице есть номера по 5 000 долларов за сутки. Зато кофе здесь варят отличный! Причем, это единственное место в Листвянке, которое мы нашли, где варят кофе.

Отправляемся дальше. Нам посоветовали подняться на так называемый камень Черского, откуда открывается изумительный вид на Байкал и исток Ангары.

К сожалению, в воздухе стоит дымка, и фотография не может передать всей глубины экспозиции. Это надо увидеть своими глазами.

Тот самый камень Черского.

На обратной дороге в Иркутск заехали в Тальцы — этнографическая деревня.

Итог дня: 152 км.

8-й день путешествия.

Иркутск — Аршан

Утро. Спасибо съемной квартире: отдохнули, почистили перышки. Дальше — в путь! Выехали в 13:20 (9:20 местного). Залили 20 литров на выходе из города на заправке Крайснефть. Возвращаемся по трассе «Байкал» около 90 километров от Иркутска до Култука, где нам надо свернуть на указателе — «Монды».

Перевернутый прицеп на серпантине в Култуке.

Доливаем в Култуке еще 30 литров бензина. Та же заправка — Крайснефть, но бензин на рубль дешевле.

Путешествие на автомобиле само по себе интересно, и в очередной раз поражает смена пейзажей, их необыкновенная красота. Мы едем по Тункинской долине, которую часто сравнивают с альпийскими лугами. Это национальный заповедник Бурятии в предгорье восточных Саян.

Через 85 километров от поворота в Култуке — поворот по указателю на Аршан. Еще 25 километров — и мы въезжаем на знаменитый курорт.

Здесь много ведомственных пансионатов, санаториев, частных гостиниц, и почти все местные жители сдают жилье для отдыхающих: стоят на трассе с табличками «жилье». Условия на любой вкус. И на любой кошелек. Мы медленно едем по центральной улице, вглядываемся, ждем, когда интуиция подскажет, где остановиться. Доезжаем до центра, по мостику переезжаем через речку Кыргынга и сворачиваем на боковую улочку.

Проехав метров 20, видим объявление о сдаче жилья. Открываем калитку и понимаем, что нам очень повезло. Анатолий Александрович и Тамара Степановна, собственники сдаваемого жилья, оказались людьми хозяйственными и аккуратными. Сразил наповал «японский садик» во дворе, ручей, выложенный камнями, деревянный мостик, беседка, утопающая в зелени. За сутки с человека 400 рублей. Отдали за 5 дней четыре тысячи на двоих. Мы очень рады: отдельная комната в летнем домике, пахнет сосновой доской. В комнате — кровати, стол, стулья, телевизор, посуда. Готовить можно на хозяйской летней кухне. Тут же умывальник с горячей и холодной водой. Во дворе есть душ.

Отправляемся знакомиться с окрестностями. Гуляем в парке, идем к источникам с минеральной водой. Очень понравились лошади. Говорят, монгольской породы, низкорослые и спокойные.

А здесь все как-то спокойно: неторопливые и обстоятельные хозяева, ленивые собаки и коты, журчание ручья, и … горы, надвигающиеся на дома.

Вечером началась гроза. Молнии где-то в горах и совсем рядом. Запланированный на завтра поход в горы откладывается.

Итог дня: 216 км, время в пути 3часа 20 минут, два раза заправлялись.

9-й день путешествия.

Аршан — Монды

Утром дождь прекратился. Очень свежо и прохладно. Воздух стал прозрачнее, краски ярче. А вчера Саяны были в какой-то дымке, Анатолий Александрович говорит, что это с Алтая надуло, там лесные пожары.

Может быть…

Если в горы нельзя — поедем разведывать другие места.

Возвращаемся на трассу по Тункинской долине и едем в сторону Монд. Наша цель — местечко под названием Нилова пустынь. Там источники с минеральной водой и санатории. Горы, речки, сосны, старинный бурятский дацан. Места просто божественные!

От дома, где мы остановились в Аршане и до Ниловой пустыни 71 километр, последних 7 километров от поворота с трассы — гравийка.

Речка называется Ехэ Угун, в переводе Большая речка. Очень живописно.

А это и есть Нилова Пустынь. По берегам горной реки находится несколько санаториев.

По дороге в дацан Бурхай Баабай, расположенный недалеко от Ниловой Пустыни, встретили группу конников, которые едут на перевал Шумак в Саянах. Говорят, на Шумаке находятся замечательные и очень целебные источники с минеральной водой, которые лечат от всех хворей. К сожалению, автомобильных дорог там нет, и добраться можно только вертолетом или верхом на лошадях.

Едем дальше, в Монды. Вдоль трассы тянется большая и длинная деревня Кырен, наверно, районный центр. Решили узнать у местного бурята, спрашиваем: «Это районный центр?». Отвечает: «Нет, это поликлиника. Центр через два дома». Конкретное мышление!

Дорога все время незаметно ползет вверх. Рядом с трассой река Иркут.

От Аршана до Монд приблизительно 130 км. В Мондах расположен пограничный пункт — автопереход в Монголию. На въезде нас остановили пограничники, проверили документы.

Потрясающие виды во все стороны!

Река Иркут, протекает посередине деревни.

По поводу «конкретного» мышления. Вот и пример: магазин № 4

В Мондах пообедали в кафе «Китой» — бурятская кухня на границе с Монголией. Супер!

На обратном пути заехали в «Жемчуг», там также, как и в Ниловой Пустыне, и в Аршане, есть минеральные воды. Приняли ванны — метаново-какие-то.

Стоимость ванны (15 минут) — 200 рублей. Много людей с палатками, отдыхают и лечатся дикарями. Еще больше останавливается в частных пансионатах. Но «Жемчуг» не впечатлил — кругом грязь, нагромождение построек, деньги делаются на всем.

Итог дня: 312 километров, один раз заправились в районном центре Кырен.

10-12-й дни путешествия.

Аршан

Два дня ходили в горы, посетили местный дацан с вековыми соснами, в окрестностях собирали грибы, гуляли в парках, наслаждались природой!

У хозяйки покупали свежие овощи, яйца, рыбу, нам приносили домашний творог и сметану.

Про горы. В Аршане 12 водопадов. До первого, местные зовут его «Мишка», проложена прогулочная тропа, она хоть и ведет в горы, но идти по ней несложно. А дальше — у кого сколько сил и здоровья. Встречаются альпинисты со специальным снаряжением.

Мы посмотрели все водопады. Вышло это случайно, так как у нас нет опыта ходить в горы. Мы просто пошли не по той тропе. Скажу честно: было очень страшно. Но красиво-то как!

В очередной раз пошли гулять в горы. Кругом сосновый бор. Множество тропинок ведет вверх, неизвестно, куда. Выбрали ту, что левее.

Над нами небольшие пещерки. Это вымылась земля из-под сплетенных корней. Туристы любят здесь фотографироваться. Правда, нам не очень повезло с погодой, туман почти не рассеивался, и некоторые фотографии не получились так, как мы хотели — нет желаемой прозрачности и глубины.

В километре от дома, где мы остановились, находится старинный дацан. Решаем сходить, посмотреть.

Поразили вековые сосны рядом с дацаном. Обхватить руками ствол невозможно, рук не хватает!

Назад возвращались лесом и набрали грибов. Попадается земляника (в августе!). В одно время растут грибы, спеет голубица, земляника и орехи.

У нас пакет с грибами, а вечером — целая сковорода жареных грибов. Тамара Степановна посоветовала добавить в них ложку домашних сливок. Вкусно.

Фотография хозяйки.

Купили на рынке травы (чабрец, садан дали), чагу, орехи, мед. Повезем домой.

Аршан — это место, в которое хочется вернуться, чтобы еще раз увидеть его красоту, дышать горным воздухом, наслаждаться душевным покоем, до одури гулять по окрестностям.

Отдых здесь на любой вкус: можно совместить его с лечением (санатории, минеральные воды и тому подобное); можно тусить и развлекаться (ночные клубы, бары, кафе, шашлыки с компанией…); можно заниматься альпинизмом и покорять вершины.

А можно просто отдохнуть душой, как мы.

Женя:
— Мы сибареи!
Я:
— Нет, сибариты!
— Да.

Пять дней пролетели незаметно. Пора возвращаться в Улан-Удэ — и дальше, в Монголию.

13-й день путешествия.

Аршан — Улан-Удэ

Уезжать не хотелось, в дорогу отправились попозже и не спеша, в 11:.40 выехали из поселка. А дальше дорога знакома: по Тункинской долине, до Култука, поворот на трассу «Байкал». Обратили внимание на фирменные магазины под названием «Омулёк», там цены от производителя (в Тарантуево). Если бы возвращались сразу домой, то купили бы 9-литровое пластиковое ведро с омулем (в рассоле), стоит всего 2400. Можно купить омуля на вес, в зависимости от размера, килограмм стоит от 230 до 250 рублей.

В 18:30 мы в центре Улан-Удэ, в туристической фирме забираем визы и билеты на автобус в Улан-Батор. В турфирме договариваемся, что в Улан-Баторе нас встретят, так как автобус приходит поздно, и нам надо помочь поселиться в гостиницу.

А пока ищем место для ночлега в центре Улан-Удэ, так, чтобы было недалеко от места посадки на междугородний автобус, а главное, чтобы рядом была охраняемая стоянка для нашего Баргузинчика (так с прошлого года мы называем свою машину). И нам все удается! Даже остается время погулять по городу.

Ужинаем в пабе на центральной площади.

Итог дня: 462 км, время в пути 6 часов 30 минут.

14-17-й дни путешествия.

Улан-Удэ — Улан-Батор — Улан-Удэ

По бурятскому времени отъезд междугороднего автобуса от центральной площади Советов в 6:30 утра. Автобус полон: здесь и монголы, и буряты, и русские, молодая англоязычная пара: черный парень и белая девушка.

Едем в Кяхту. Кяхта — это пограничный пункт с Монголией. За рулем монгольский водитель, поэтому едем очень медленно. От Улан-Удэ до Кяхты, 220 километров, проехали за 4 часа. Ближе к границе леса сменяются холмистыми степями, нет ни одного деревца. А на обочине красочный плакат «Берегите лес от пожара!».

Два с половиной часа проходим таможню. На монгольской стороне обедаем в монгольской забегаловке. Обед на двоих 10700 тугриков (около 250 руб.)

И, наконец, едем по монгольской земле. Жадно вглядываемся в пейзажи, все интересно: безграничное небо, степи, холмы, юрты, стада лошадей, овец, коров. Очень безлюдно.

Дорога от Кяхты до Улан-Батора асфальтированная, но очень узкая. А это монгольские парни не справились с управлением авто на повороте и перевернулись. Снимок сделан после того, как наши мужики из автобуса поставили машину на колеса.

От границы (Кяхта) до Улан-Батора — 345 километров. Особенно долго и медленно ехали в пригороде Улан-Батора и по самому городу — автомобильные пробки! В столицу Монголии прибыли затемно, часов в одиннадцать вечера по бурятскому времени.

Как и обещала турфирма, нас встречали. И опять везение — мы знакомимся с монголкой, ее зовут Сараа (ударение на последнюю гласную в имени). Она говорит по-русски, занимается с друзьями туризмом, у них есть гостиница, квартиры для жилья туристов, машины для поездок (sar_saranka@yahoo.com). Мы проводим вечер с ней в ресторане, договариваемся с гостиницей и машиной на два дня для поездок.

Главная площадь Монголии — площадь Сухэ-Батор. В центре памятник легендарному Сухэ-Батору (как наш Ленин), а в центре правительственного здания, в нише, памятник Чингис-Хану. Справа и слева, в нишах, сыновья Чингис-Хана. Вообще, в Монголии культ Чингис-Хана: исторические раскопки, памятники, сувениры…

А это та же площадь, но с другой стороны. Город расположен на равнине, со всех сторон окружен горами.

Самый большой Будда в Монголии — 30 метров — на фоне горы, где находится памятник советским воинам.

Вид на город со ступенек памятника советским воинам

Улан-Батор стремительно строится. В центре — многоэтажные дома, на окраинах трущобы (ветхие деревянные дома и юрты).

Впрочем, юрты можно встретить и в центре города, рядом с благоустроенными домами. В них живут.

Как рассказывала Сараа, есть очень благоустроенные юрты: с «теплым полом», спутниковым телевидением, со всевозможной бытовой техникой.

Дороги Монголии…

Самый большой в мире памятник Чингис-Хану, сделанный из металла.

Что-то неуловимое от Ленина есть в Чингис-Хане, не так ли?

Сапог Чингис-Хана. Это все внутри памятника — музеи, выставочные комплексы, разные экспозиции. На смотровую площадку внутри головы можно подняться на лифте.

Все для туристов. Рядом с памятником Чингиз-Хану, вдоль дороги, расположено множество юрт, в которых варят, парят, пекут. Обедаем в монгольской юрте (можно и на улице, за пластиковым столом, но там очень ветрено и пыльно). Монгольская кухня непритязательна: мясо и еще раз мясо! Зато очень много, и разное — говядина, конина, баранина…

Здесь обедают не только туристы, но и сами монголы. Вот так: привязал лошадь, перекусил, и дальше, кто на лошади, кто на машине.

Это в Улан-Баторе, на подходах к старейшему дацану — тысячи голубей! На заднем плане монгол в традиционной монгольской одежде, видимо, приехал в столицу по каким-то своим делам.

А городские жители одеваются и живут по-европейски, их в Монголии большинство. То есть, основная масса населения живет в городах (в Улан-Баторе и еще в паре-тройке городов), и совсем немного монголов, буквально несколько сот тысяч, живет на бескрайних просторах Монголии, занимается, в основном, скотоводством. Живут они в юртах, у них остался традиционный, веками сформированный, уклад жизни.

Из разговора в ресторане:
— У вас чай есть?
— Нет. Только Липтон.

Сараа рассказывает, что все больше монголов перебираются жить в столицу, продают свои стада (лошадей, овец…). И через год-два спускают все деньги, пополняя ряды малообеспеченных, нищих жителей города. Грустно как-то…

В Улан-Баторе современный парк машин. Наших «уазиков», «газиков», «буханок» мы не видели. Зато японский автопром представлен почти полностью: у них беспошлинный ввоз машин из Японии. И очень досаждают пробки! Вообще, впечатление от страны осталось неоднозначное. Но вернуться сюда хочется. Хочется проехать вглубь страны, может, в пустыню Гоби и еще куда-нибудь. Может быть…

13 августа (семнадцатый день путешествия) возвращаемся из Монголии в Улан-Удэ около девяти часов вечера по бурятскому времени. Останавливаемся в гостинице. Завтра — домой!

18-й день путешествия.

Улан-Удэ — Нерчинский район

Выехали в 11:20 местного времени. Дорога знакома. Появилась традиция — заехать в Бар на вкуснейшие буузы. И дальше, дальше… домой.

Этот Крест под Читой поставлен в память погибшим в репрессиях.

На обратном пути узнали новое место для отдыха — гостиница «Пламенный дракон», 244 километр Нерчинского района. (Если ехать из Комсомольска-на-Амуре, то направо перед деревней Богоместново). Стоимость двухместного номера 1200 руб., в номере туалет, умывальник с горячей водой, душ на этаже. Стоянка машин бесплатная, кормят вкусно и очень дешево.

Итог дня: проехали 983 км, время в пути 11 часов, 2 заправки.

19-й день путешествия.

Нерчинский район (д. Богоместново) — Амурская область (район Белогорска)

Весь день в пути. Обмениваемся впечатлениями, строим планы на будущее. Ближе к вечеру начинается ливень — дороги совсем не видно, едем медленно. На одном участке пути, уже совсем затемно, начинается реставрация дорожного полотна: насыпанная глина под ливнем превратилась в вязкую, скользкую грязь, машину стаскивает на обочину, тащит юзом. Кругом темнота и непрекращающийся дождь. И останавливаться нельзя — застрянем! По-настоящему страшно. Но… пронесло.

В 22:10 подъезжаем к кафе «Встреча». Есть здесь и гостиница. Все — отдых!

Итог дня: проехали 1188 км, время в пути 12 часов 40 минут, 5 раз заправлялись.

20-й и последний день путешествия.

Выехали рано — в 8 часов утра. Дождь ночью не прекращался, и всю дорогу по Амурской области льет и льет.

Еврейская область нас встречает солнцем.

Останавливаемся в памятных для нас местах, заезжаем в Известковый, к другу, которого муж не видел больше 35 лет…

Звонят из Комсомольска — предупреждают, что дорогу Хабаровск — Комсомольск собираются закрывать для автомобильного транспорта, так как вода из озера Гасси подступила вплотную к трассе и насыпные сооружения не помогают. Мы торопимся!

Нам опять везет: трасса не перекрыта, вода дорогу не залила, хотя, действительно, подступила вплотную. Дорогу закроют на следующий день…

А мы дома, у своего подъезда в 11 вечера.

Итог дня: 888 км, время в пути 15 часов (с учетом разъездов по гостям), 2 заправки.

Итак, за двадцать дней мы проехали на своей машине 7911 километров, (с учетом Монголии — 9161 км)

А дальше — есть силы, есть планы, есть желания. Что-то будет дальше!

Молодцы земляки. Отличное путешествие.

Буряад Улс

еще раз через нашу Республику поедешь, это твоя последняя поездка будет, все на Азиатов гоните что приезжают не уважают, так к нам в гости едешь веди нормально себя, не пиши ерудну
улан-удэ
сравнение курятники-бурятники , не входит не в какие рамки , очень возмущен

Евгений Петрович Ира-Молодцы!!!
чего в гости не заехали?

В Мондах ,от погранзаставы, вправо можно было рвануть на Окинское плато, в сторону Орлика, или на оз.Ильчир,виды потрясающие!!!
Отличное путешествие! Давно хочу побывать в Монголии,но что-то все никак не решаюсь...:)

Извините за нескромный вопрос. А сколько денег было потрачено на бензин, гостиницы и т.п.? Какая машина? Понятно, что Nissan Liberty, а на автомате или вариаторе?
Приму в дар любые жесткие диски (HDD), CD-/DVD-приводы.

Как раз таки многоквартирные дома это и есть натуральные курятники

Purbo:
Люди вели себя нормально, а с такими угрозами кто ж теперь поедет в "нашу Республику".
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2011

Отличная поездка.По поводу (бурятников) чутка переборщил...

А что в Жемчуг на горячие источники не заехали?

Извеняюсь пропустил

Странный зверь - чёрный бабр держащий в пасти червлёного соболя. источник: http://ru.wikipedia.org А с "бурятниками" действительно переборщил, прямо глаз резануло.
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999

Я в прошлом и этом годах побывал во многих местах, где и вы были. Все очень знакомо. Отчет скоро выложу. Думаю вам тоже он будет интересен. Почитайте. А в Бурятии и Забайкалье виды вообще очень потрясающие. Особенно все завораживает, если погода хорошая.

serg007:
Приезжая к людям в гости, говоря про дома этих людей, а дом подчеркиваю это место где живет семья человека, и называя это курятником, если ты считаешь это нормальным поведением? я тебе скажу что ты мало чем отличаешься от быдла и так называемых "чурок" которые приезжают к вам на заработки, приехал в гости прояви уважение!

Я не знаю как они себя вели, под ручку с ними по Республике не гулял, я просто читаю и смотрю фото (пиво, водочка, рыбка), читаю текст (дома-бурятники-курятники) и мне совсем не влом оказать меры физического воздействия на человека который назовет мой ДОМ "бурятником".

Если я приеду к тебе в город и скажу, что люди которые в нем живут, обитают в "свинарниках" это не очень хорошо согласись.

674serega:
сравнение курятники-бурятники , не входит не в какие рамки , очень возмущен
Полностью солгласен, знаю бурят хорошие ребята.
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz
UB

Улан-Батор
Здравствуйте
Писали спрашивали как куда, ну все таки приехали в Монголии когда я был в России. Давай приезжай еще раз, прокачу в глубь Гоби.

Бурятники Зачет!!!
Stream RN6

Purbo:
я тебе скажу что ты мало чем отличаешься от быдла и так называемых "чурок"
слышь, ты культурный меня то зачем оскорблять, теперь мне совсем понятно кто живет в "наша Республика".

serg007:
я тебе скажу что ты мало чем отличаешься от быдла и так называемых "чурок"
"если ты считаешь это нормальным поведением? я тебе скажу что ты мало чем отличаешься от быдла"
как увидел эти слова так и определился, читать научись :))) а то все под себя замел

Город-Герой!
все впечатление о поездке смазал этим выражением про "Бурятники". за речью, то надо следить хоть элементарно. Согласен с негодующими полностью.
Красивая природа!
Жизнь Родине-Честь никому!

Про курятники -резануло, фу на вас, не Тарантуево - а татаурово и турунтаево фу на вас ещё раз, и на арее продают не ВЫМОЧЕННую в озере картошку, а водяные яблочки — сфероностоки, фу на вас третий раз (осторожнее с высказываниями и умозаключениями)

Молодцы.А крикунов везде валом по клаве стучать не мешки таскать.Я у себя в городе гостинки гадюшниками называю и ты назови пену пускать не буду.Был в Бурятии и часто люди есть хорошие а есть не очень а так нравится город.Хотя таксисты сами называют его Шанхай.А то что густая застройка так это заметно как вьезжаеш в Читинскую обл.

Интересный, позитивный и достаточно познавательный отчет о поездке. Ошибки и описки в рассказах об увиденном могут быть у всех, а потому на откровенно хамские комментарии не обращайте внимания. Здесь полно любителей все грязью перемазать. Съездили хорошо. Счастливых Вам дорог.

если бы маскаль про курятники-бурятники написал - никто бы не удивился и не расстроился. а так - очевидное пренебрежение и расизм. Автор, повышайте свой культурный уровень: не забывайте, как вести себя в гостях.

Потрясающие снимки. Афтар, вам отлично за отзыв !
Пешы исчо :)

То что хорошо прокатились - молодцы. А вот отношение к окружающему нужно изменить на позитив обязательно!!! Не всё хорошо у нас в Стране, и не все богатые! Главное хороших людей у нас много!!!!!!

Энгельс
Спасибо! Отчёт хороший! Путешествие интересное, насыщенное! Пейзажные фотографии в окрестностях Аршана супер!

Фото ст. Известковая если есть выложите пожалуйста ?

Зачёт!!!Фото класс!

Отлично прокатились.Интересный отзыв и фотки зачетные.Улыбнула фраза---"Город быстро расстраивается: деревянный, низкорослый, некоторые районы напоминают курятники (бурятники)… " :))) Автор-респект(как увидел,так и ассоциировал).

Zrencr
фотки красивые природа сибирская рулит...

Весёлый70:

GBR

В Мондах пообедали в кафе «Китай» — бурятская кухня на границе с Монголией. Супер!
видимо автор действительно некультурен и неграмотен. Кафе скорей всего называется "Китой" - это название местной реки.

архара
Перевал Соколовский надится в Амурской области,примерно в 50-55 км от Архары.

свежий воздух- это хорошо

Нет плохих наций есть х....е люди))) И это везде
Премио 2008 г.в., 1.8 АКПП

Путь хороший. Возмущения аборигенов уместны - я сам абориген. Но мне кажется автор косячнул не со зла. Простим?
Dinamo vivitari est!
SR-20 VE.

Просто отличные фото!!!)

Город-Герой!
asics:
Бог простит, а автору надо хоть иногда думать, что пишет(судя по виду не пацан уже)
Насчет нет плохих наций а есть Х..... люди согласен полностью!) Люди! Воспитывайте своих детей хорошо и не будет Х..... людей!)
Жизнь Родине-Честь никому!

New Zibirsk
просто отлично. фото супер
Улыбайтесь, это раздражает

автор молодец. хорошо все написал. про бурятники думаю не со зла, т.к. просто первый раз увидел такое. но можно было это сюда не писать, я вот у вас в городе был буквально в среду (15.01.14) и есть там у вас негатив (пожрать нормально только в кафешке деревяннй такой модно но цуко там дорого... на 8 челов 45 тр оставили....) и много чего еще....у вас там такой же криминал как и в У-Уде, аля 90-е все пацаныы на фоксе, чекавона.

пспс до 14 лет сам жил в Зун-Мурино (Тункинская долина), и всегда удивляло меня почему буряты обижаются когда их называют бурятами)))))
эээээто не розжиг, просто жизненное
Мужчина должен быть надежным, как Toyota, и большим, как Sequoia. Факк Fuel Economy/

Комсомольск-на-Аму
красиво..... чингисхан -круто!
Заправка лазерных картриджей
ММС CHARIOT 4G63 1992. (В-909-ВВВ-21-2б)
ниссан Тиида, Тойота Хариер

Andron Irkutsk:
Типа как у нас в Ново-Ленино? :-) Костюмчики абидас, кожаные кепочки... :-)
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

Усть-Кут
хорошее путешествие и рассказ хороший, но фраза (даже цитировать не хочу, выше в коментах из-за нее чуть не нац. конфликт разыгрался) испортила всю картину. Что вызвало такие высокомерные восклицания у автора не понял, нормальный пригород, домики-котеджики, как у всех городов нашей необъятной... Писала как я понял женщина, простим ее ребята...

Street Storm:
опять ты повторяешься

GBR:
согласен с вами

Стерлитамак
Молодцы ! Запоминающая поездка, фото красивые ! И бутылочку беленькой что то долго мучали ))

супер

Да смешное словечко просто, и че все так прицепились. Весь отчет-то написан с внимание и уважением к нашим местам ))

Purbo:
Друг, ты чего так возбудился? Злой или просто нервный? Ведь о твоей Республике люди судят не только по этому отчёту, но и по твоим коментам. Не надо продолжать эстафету зла....

Сообщений: 19693
Конечно резануло про курятники-бурятники...Но с другой стороны город действительно в пригородах весь деревянный. Люди даже в деревнях свои дома разбирают и перевозят. Строятся самозахватом... С другой стороны, пригороды американских городов тоже сплошь из таких курятников-бурятников... А в целом отчет позитивный. Мне очень понравился. Раз люди второй раз приезжают в нашу Бурятию, то значит искренне ее полюбили. Ну а горячим "финским" парням надо все-таки выбирать выражения, ведь авторы не со зла.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)

Листвянка его не впечатлила-да тебе за счастье что ты там побывал хоть хотя и не везде конечно
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Нормальное путешествие получилось.

молодцы зачётная поездка, но про бурятники конечно перебор, вроде взрослый человек не 15 лет
Мой отзыв: Toyota Camry 2007

ну и землякам обращаюсь не поддавайтесь на провокации будьте выше этого, мало ли что написано, бумага ведь все стерпит, как было написано выше не продолжайте эстафету зла

Красивые снимки. Природа просто завораживает. А на своей машине в Монголию въехать нельзя?
Honda HRV

Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Воронок, ухади! (с) все

alexandr20072008:
А на своей машине в Монголию въехать нельзя?
на своей машине можно заехать но там настолько хаотичное движение что лучше пешком, и скорость прохождения границы на частном транспорте и общественном в разы отличаются

с бурятниками переборщил мужичонка.. каменты только спасли тебя Моисей от ведра каках))), проще надо быть, скромнее чтоль и уважительно относиться к другим городам/сёлам/хуторкам.
TOYOTA GAIA SXM-10, 3S-FE.

Сообщений: 19693
Ну я уже выше писАл, что резануло это выражение. Надеюсь не со зла. А форумчанам скажу, что улан-удэнцы, написавшие здесь свои резкие отзывы, по своему правы. У нас стараются изжить высокомерное отношение к нашему народу.

Сообщений: 2096
Молодцы, ребята! Хорошее путешествие!!! Позитивный отзыв!!!
П.С. Некультурного поведения, злого умысла и свинского поведения автора не заметил. Надеюсь, что агрессивные всплески коментаторов-бурятов не характеризуют общее духовное состояние Бурятии. Ниразу не был в Бурятии. В моих представлениях это волшебная духовно развитая страна.
Toyota Sai Led S 2AZ-FXE 2011 год

Flyerkhv:
Страна! Что вы имеете в виду?

Сообщений: 2096
Ока:
Страна! Что вы имеете в виду?
А это как Москва, как Дальний Восток и так далее. Все вроде живём в одной стране - в России, НО!!! В каждом регионе свой уклад жизни. Бурятия, тем более обособленный регион с совершенно иной культурой, с иными обычаями, с иной верой.
Toyota Sai Led S 2AZ-FXE 2011 год

Сообщений: 19693
Насчет страны все правильно. Республика Бурятия, то есть автономное государство в составе федерации. Насчет веры...У нас мирно сосуществуют буддизм школы гелугпа (т.е. тибетский), шаманизм, две ветви христианства - никонианская РПЦ и старообрядческая,или древлеправославная. Сейчас в связи с миграционными потоками появились муслимы. В основной массе пока не агрессивны, но отдельные экстремисты среди них уже есть. Раньше в Бурятии жило много евреев, с царских времен, когда им запрещали жить в крупных городах. В основном они жили в Баргузине (там есть крупное еврейское кладбище), в Улан-Удэ раньше была синагога, в ее здании сейчас (кажется) один из корпусов педагогического колледжа. Также в городе есть пара новохристианских церквей. Но там всегда безлюдно, непонятно кто туда ходит. Также в Бурятии в советское время жило много немцев в Закаменском районе, в основном потомки сыльнопоселенцев из Волжской немецкой автономии, расформированной (кажется) в 1941 году.

Flyerkhv:
С совершенно иной культурой? 66% населения Бурятии русские.
Удачи на дорогах.

Хорошая поездка.

Поездка замечательная. Про картошку вымоченную в озере улыбнуло. )