Записки Марсианки. Путешествие на Киин-Кериш, Восточный Казахстан

20.09.2013 | 14021 просмотр

Идея этой поездки возникла около года назад. Тогда я увидела несколько красивых фотографий с видами восточного красавца — Киин-Кериша. Сказочные каньоны манили своей неизведанностью и сочными красками, которых в других местах днём с огнём не найдёшь. Даже не верилось, что такая красота может быть так близко к нам!

Смущало отсутствие опыта в такого рода путешествиях и неточности описания маршрута туристами, побывавшими там. Особенно усугубляло положение, что предстоящий путь надо было прокладывать через Зыряновск, ибо там нашлись энтузиасты, готовые разделить радость путешествия «на Марс»… Несмотря на то, что мы прочитали несколько отчётов на разных сайтах, и послушали несколько советов побывавших там людей, поехали мы, как в сказке — «Туда, не зная куда», «найти то, не зная что»… Путешествие на Марс планировалось на начало августа, но по сложившимся обстоятельствам, было принято решение ехать на выходные 27 и 28 июля 2013 года. В 13:25 мы стояли на выезде из Зыряновска, ожидая наших спутников на Делике. Сами же мы ехали на Паджеро моего брата.

Когда они подъехали, мы уселись поудобнее и поехали за мечтой! Путь предстоял не столько долгий, сколько загадочный. Погода 27 июля была облачной и дождливой, что было нам на руку — мы не мучились от жары. Пока мы проезжали населённые пункты: Соловьёво, Чиркаин, Большенарым, Свинчатку — душа была спокойна, здесь мы бывали, поэтому чувствовали себя в своей тарелке.

Но вот, когда мы заправились в Курчуме (в 16:50) и поехали дальше, стало нарастать напряжение из-за отсутствия точного курса движения . Перед самым выездом мы нашли истину: на одном из сайтов кто-то очень просто написал дальнейшее движение от Курчума, не цитирую, но смысл сводился к этому: через 79 км от Курчума — поворот направо и едем 18 км, держим курс на аул Аманат, здесь и будет Киин-Кериш, а так как недалеко от него находится местечко Шекельмес, на берегу Зайсана, то ночевать мы собрались там, оставив Киин-Кериш на 28 июля.

Но, к нашему великому сожалению, водитель второго «марсохода» Лёша этого не знал, и гораздо раньше свернул направо в сторону Ак Суата, и мчался с бешеной скоростью по степным дорогам, повинуясь своей интуиции. Мы решили, что он знает, куда едет, и ехали за ним. В 17:55 Делика остановилась в местечке, в котором когда-то, судя по развалинам, жили люди.

Тут мы и поняли, что «Сусанин» завёз нас «не в ту степь», но решили продолжать движение, не возвращаясь на трассу. Далее наш путь пролегал вдоль берега Зайсана. Проехав Ак Суат, душа пела, ожидая встречи с Шакельмесом.

Тот самый Ак Суат.

В 19:00 мы остановились на берегу Зайсана полюбоваться Шакельмесом. Сделали несколько памятных снимков, сняли пострадавшую противотуманку, и не найдя спуска вниз, решили определяться с местом стоянки и вставать на ночлег. Стоянку постановили сделать на мысе. Продолжая спуск к воде, мы были искренне удивлены, увидев маршрутный автобус, Сканию, с алматинскими номерами, стоявший на дороге . Дорогами там называют те места, где несколько раз проезжали колёса машин. Как автобус по такой дороге доехал в это место, не было понятно никому. Потому что дорога была настолько экстремальна, что всё и все, находившиеся в машине приехали «не в себе», особенно пострадала пластиковая банка с шашлыком, которая первая была подвергнута процессу приготовления на ужин. Каким был процесс — опишу чуть позже…

Это и есть долгожданный Шакельмес!

Экипаж нашей машины Мицубиси Паджеро.

А это я собственной персоной.

Пострадавшую противотуманку сняли, чтобы не потерять.

Вид на Шакельмес издали.

Немного правее дерева и решено было сделать стоянку на ночлег.

В 19:30 мы «высадились» на берег Зайсана! Что удивительно — здесь светило солнышко, и было очень даже тепло. Напрягали какие-то букашки, которые летели прямо в лицо, когда ноги касались травы, но когда мы стали ходить по берегу, букашки уже не беспокоили. Также нас очень порадовало наличие связи в этом забытом Богом уголке земли! Поэтому все принялись звонить родителям и рассказывать о первом дне поездки.

Едва потрогав воду озера, и осознав, что вода не то что тёплая, а очень тёплая , вся наша компания за несколько минут оказалась в воде. После пыльной и утомительной дороги вода показалась целебным источником и оттуда никак не хотелось выходить. Но вопрос пропитания стоял очень остро, поэтому пришлось заняться ужином и расстановкой палаток, пока солнце не скрылось за горизонтом. Закат был прекрасным! Эмоций не передать словами, лучше об этом расскажут фотографии.

Лучше я здесь расскажу поподробнее о том, как мы остались без шашлыка, имея с собой, по крайней мере, восемь килограммов мяса… Экипаж Делики забыл дома свою решётку для шашлыка, и позвонил сообщить нашему экипажу о своей проблеме. Наш водитель Вова сказал: «Всё ок, у нас есть решётка, не переживайте!». Вечером мангал поставили, заложили дрова, и тут встал вопрос решётки для шашлыка. Мы перерыли всю нашу машину, решётка не находилась. Вова был в ярости и в недоумении — куда она могла деться. Ещё на раз обыскав машину, мы пришли к выводу, что её всё-таки нет в машине. Все были крайне разочарованы, но есть всё же хотелось, поэтому пришлось делать просто варёное мясо в кастрюльке на газовой плиточке.

Портить остальное мясо мы не решились, поэтому увезли его обратно домой, и этот шашлык был съеден только 29 июля, уже дома… Зато консервы, колбаска, и другие продукты пошли на ура. С наступлением темноты стали беспокоить комары, от которых пришлось избавляться антимоскитным спреем, но по несколько ранений от этих безжалостных «зубатых» получил каждый. Особенно досталось маленькому Илье, который отправился в путешествие в свои четыре года и стал самым юным покорителем Марса в нашей группе.

Ночь была тёплой, мы с мужем ночевали в палатке, в спальных мешках, и наши опасения, связанные с ночёвкой под открытым небом, оказались напрасными. Уснули мы быстро, после тяжёлой дороги хотелось спать, и хотелось, чтоб поскорее пришло завтра, и чтобы завтра была хорошая погода… Мечты ведь по одной не приходят!

28 июля 2013.

В 7:22, несвойственное мне для подъёма время, я всё-таки встала, увидев на небе жуткие сине-чёрные тучи, был организован экстренный подъём, сбор вещей, потому что эти мероприятия смутно представлялись во время дождя. Но пока все встали, умылись, и кушали, от чёрных туч и следа не осталось, и снова мы очутились в объятиях воды Зайсана!

Утро — 7:30. Экстренная эвакуация.

А это фото сделано в 9:02, картины одна с другой не вяжутся, но так оно и было…

Т

Такой тёплой воды не найдёшь на территории Бухтарминского водохранилища уже несколько лет… Купания продолжались до 11:30. А группа Делики за это время успела прогуляться в сторону мыса, а потом мы пытались впихнуть в машину всё, что выпихнули вчера вечером из неё, за редким исключением того, что было съедено. Мусор, как настоящие туристы, мы забрали с собой. Погода снова начинала пугать, и отъезжая с места стоянки в 12:25, мы снова увидели жуткие чёрные тучи на небе.

Было страшное ощущение, что посмотреть сегодня Киин-Кериш нам не удастся, потому что начался дождь… Был взят курс на Аманат аулы, по дороге мы встретили пару журавлей! Они были очень красивы, но далеки от наших глаз, и лишь фотоаппарат смог немного приблизить их.

Приехав в Аманат в 13:00 (15 км. от места стоянки), мы расспросили у местных, как нам проехать до Киин-Кериша, они подсказали.

Мы продолжали движение к маленьким холмикам, на которые нам показал мужчина. Дождь усиливался, сверкала молния, гремел гром, но ничего похожего на Киин-Кериш на горизонте не наблюдалось. Дороги размыло, машину бросало из стороны в сторону, она была совершенно неуправляемой. Когда мы увидели нечто, похожее по цвету на Киин-Кериш издалека, мы остановились. Я, как любой фотограф, выскочила из машины, снять несколько пейзажей. Дождь немного крапал, но не так, как до этого. Сделав всего несколько шагов около машины, и сфотографировав наши колёсики, я осознала, что к моей обуви налипла глина, и когда я подняла ногу, то увидела целую платформу из глины, высотой сантиметров в три, прилипшую к моим шлёпкам…  А так как следом за мной из нашей машины вывалились ещё два человека, то мы втроём стали ломать голову, как с такой обувью теперь залезть в машину, водитель Вова ругался очень… Зачем, мол, мы все втроём вывалились на улицу, но у каждого нашлась своя отговорка на эту тему. Подручными средствами мы счистили глину и положили обувь в пакеты. Сидя босыми в машине, мы размышляли — есть ли смысл ехать дальше по такой дороге.

В раздумьях — как ехать дальше, и ехать ли… Было ощущение участия в настоящем ралли,
когда ошмётки грязи летели во все стороны и на стёкла…

Вот такие «каблуки» для обуви мы обрели за несколько минут ходу около машины…

Некоторые стали говорить, что, похоже, не видать нам сегодня Кериша, как своих ушей… Меня это ввергло в недоумение… Вершины Киин-Кериша, выступающие из земли манили к себе. Всего несколько километров отделяло нас от цели нашего путешествия, и вот так просто развернуться и уехать — мы не могли… Мы продолжили движение в сторону красных холмиков, машина вела себя более спокойно, дорога была уже песчаной, с каждой секундой мы приближались к цели! Одно было досадно— неужели нам не удастся походить по горкам Кериша? После нашей высадки на глиняную дорогу это казалось вполне возможным развитием событий. В голове мелькнула мысль: « Ну, хотя бы пейзажей несколько снимем из машины….»

И вот мы у подножья города Киин-Кериша…

Пока мы думали, что делать, марсианка Настя уже бежала по просторам «Марса»!!!

Увидев, что глина не липнет к её обуви, мы тут же повыскакивали на улицу. Ужаснувшись виду наших колёс, в 13:57 мы начали путешествие по городу духов . А дух, действительно, захватывало от увиденного! Ни одна фотография, ни одно видео не передадут атмосферу, царящую в каньоне! Одна за другой покорялись горы и склоны, с вершин которых спускалась красная вода, образуя живописные ручьи.

На этой фотографии видны остатки глины на моих «очищенных» шлёпках.

И хотя многие из нас, в целях сохранения в нормальном состоянии кроссовок, отправились в путешествие в шлёпках, залазить и слазить с горок получалось легко. Наша компания разделилась на две группы (в прямом соответствии с экипажами машин), и начались съёмки фото и видео, и бесконечный восторг от встречи с чудом. От души желаю увидеть это чудо каждому, кто читает эти строки, или не читает, но хотел бы попасть в это загадочное место.

Мой муж карабкается наверх… Прямо человек-паук!

Экипаж Делики за фотосессией на Киин-Керише.

Некоторым от увиденной красоты хотелось летать!!!
Я с удовольствием фотографировала эти моменты!

Передний план — следы наших ног на глине. А на заднем — как будто кексы,
облитые шоколадом и припудренные сахарной пудрой…

Растительный мир Киин-Кериша в июле не радовал разнообразием.

Очередные попытки взлететь от счастья!

Исследования местности длились всего лишь час, время поджимало, нужно было выдвигаться в обратную дорогу, потому что погода могла быстро измениться, мы это поняли, находясь здесь всего пару дней. Было жаль уезжать так быстро, но зато теперь есть повод вернуться туда снова. Остался необследованным нижний и самый верхний «слой» Кериша. Я достала из машины штатив, и, поставив на него фотоаппарат, с помощью пульта, сфотографировала всю нашу экспедицию, в составе 10 человек! А назвала её — «Мы сделали это!»

Колёса были в красной глине, пока мы бегали по горам она уже присохла, казалось, что от неё никогда не избавиться, но к счастью по дороге обратно она вся отвалилась.

Делика после экстрима.

Водители наших «Марсоходов» — Вова и Лёша, и самый молодой участник похода — Илья.

Вопреки, или благодаря действиям природы, мы не мучились от жары, не замёрзли, проехали по плохим дорогам и достигли главной цели поездки — и это радовало! Взяв курс на Курчум, в 15:10 мы отправились в обратный путь. Но, чтобы не была обратная дорога скучной, Лёша предложил « прокатиться» на паромах, мол, «таким Макаром» по той ужасной дороге не поедем, и впечатления новые будут! До Курчума доехали с двумя небольшими неприятностями: у Делики отвалилось запасное колесо, а мы чуть не въехали в бочину аульному пьяному ковбою на уазике, которого штормило и бросало по дороге не по-детски. А когда мы решили его быстро обогнать, этот слабоумный, без включения сигнала поворота пошёл налево. Испугались мы вполне, чтобы нажелать «Шумахеру» всего хорошего, и высказались, кто и что о нём думает. Но тратить время на перевоспитание было некогда, и мы ехали дальше.

Тот самый беспредельщик, из-за которого могли пострадать много людей.

В Курчум мы въехали в 17:20. Он очень порадовал своей ухоженностью, светофорами с шевелящимися человечками, о которых мы читали в одной из статей о путешествии. Удивились мы и стройкам, ведущимся там, и каруселям, и детским площадкам, и красивой школе на въезде. Теперь все мысли были настроены на то, чтобы успеть на Казнаковскую переправу, ну а потом — на Васильевскую.

Приехали мы на Казнаковскую переправу в 17:50, но следующий паром ожидался только в 19:00, поэтому было принято решение подкрепиться. В кафе мы отведали пельменей и пирожков, и стали ждать прибытия парома.

Очереди на паром летом огромные, благо паромы могут за один раз взять на борт больше 20 машин.

Условий для ожидания парома абсолютно никаких нет, поэтому каждый «развлекался» как мог. В 19:15 подошёл паром, разгрузился, и пришло наше время заезжать. Погода к тому времени была пугающей— чёрные тучи и усиливающийся ветер. В 19:32 мы вышли со стороны Курчума в сторону Усть-Каменогорска. Ветер был штормовой, и казалось, что паром стоит на месте, хотя катер усердно рычал, но даже стрелка навигатора (который, к слову, выручал нас очень хорошо в пути много раз) стояла на месте! Кругом сверкали молнии, казалось, природа осерчала на людей и показывала свою немилость. Очень долгую качку на воде мы перетерпели, и в 20:38 прибыли в Кызыл кум.

Ощущения, испытанные нами в этот вечер и ночь, не передать словами. Ночка была ещё та и в Зыряновске, и в Усть-Каменогорске…

И тут понеслось — нам было просто необходимо успеть на паром Васильевской переправы, поэтому уже в темноте мы продолжали свой путь . Пролетев указатели: Казнаковка, Самарское, Миролюбовка, мы въехали на паром «Одесса» — большой, солидный. Он ждал нас, спасибо паромщику со стороны Курчума, который предупредил о наших машинах по рации с противоположного берега, иначе нам предстояло бы ночевать у переправы, или отправиться в путешествие через Усть-Каменогорск и ехать по дороге до Зыряновска!

Вместо 21:00 паром отдал швартовы в 22:15, всё это время мы наблюдали сверкание молний, гром и дождь. Пару вспышек неба удалось даже сфотографировать. Прибыв на противоположный берег, мы подзаправились из канистры, и продолжили путь уже по знакомым местам: промелькнули Алыбай, Приморск, развилка на Большенарым, Чиркаин, Соловьево, развилка на Греховку, и вот он родной Зыряновск!

На часах 0:04 наступило уже 29 июля, и мы в родных пенатах!! ! На площади Зыряновска было сделано отчётное фото сборной компании с двух машин!

Наше приключение было закончено, нужно было разъезжаться по домам, где уже не находившие места родители, были встревожены долгим нашим отсутствием. Зато мы чувствовали прилив сил и эмоций. Это приключение навсегда останется в нашей памяти. Благодаря тому, что есть на огромной планете земля такое волшебно-красивое место — Киин Кериш!!!

Итого — на поездку с Зыряновска до Шакельмеса потрачено 5 часов 25 минут времени, и пройдено 348 км.

На дорогу в обратную сторону, учитывая 1 час, проведённый в Киин-Кериша, и 2 переправы — 12 часов, и 390 км (километраж, пройденный по воде, неизвестен).

Итого по земле мы проехали 738 километров.

На всякий случай напишу географические координаты мыса Шакельмес (градусы): 48.069248 и 84.139694 (по ним мы и добрались до ночёвки).