На скутере в Грузию, или Путешествие в поисках утраченного рая. Часть III

16.08.2013 | 26943 просмотра

На скутере из Сибири в Грузию с целью понять, почему наши братья вдруг стали врагами и так ли это на самом деле

Данная экспедиция на треть была осуществлена благодаря поддержке читателей сайта Drom.ru.

Если вы считаете, что деятельность автора (http://www.spasi-hram.ru/) важна и полезна людям, прошу поддержать следующую скутер-экспедицию автора, которая состоится в конце августа-октябре 2013 года по маршруту Сибирь—Беларусь. О задачах экспедиции можно прочесть в конце очерка или на сайте автора.

Опыт прошлых лет показывает, что самостоятельно автор может оплатить только 50 процентов от стоимости экспедиции.

Без Божьей и вашей помощи следующая экспедиция не состоится!

Автор просит помолиться за тех, благодаря кому появился очерк, который вы читаете: Александр, Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Владимир, Мераби, Татьяна, тяжко болящая Ольга...

В третьей части повествуется о путешествии собственно по Грузии и о пути автора назад в Сибирь.

Не все должны путешествовать, но иногда должны путешествовать все.

Часть 3. Грузия — это штат США

Три года я готовился к этой экспедиции, собирал информацию, копил деньги, а главное ждал, пока в наших отношениях начнется потепление. И дождался — когда я находился в пути, Грузия отменила визы для российских граждан.

Теперь для въезда в Грузию нам нет ни каких ограничений.

Нашу таможню прошел быстро, на грузинской стороне вместо стандартных десяти минут продержали аж два часа. Пришлось ждать, пока таможенник, вежливо попросивший меня отойти в сторонку, сделает бессчетное количество звонков по мобильнику, согласовывая мой проезд. В конце концов, он дозвонился, как мне показалось, до самого президента, после чего мне разрешили въехать в Грузию.

В Грузии намного безопаснее

Пока проходил таможню, наступили сумерки и нужно было срочно где-то ставить палатку. Обе таможни работают круглосуточно, на русской стороне я спросил у последнего солдата, можно ли поставить палатку на нейтральной полосе, а в Грузию въехать утром. Меня удивил ответ русского солдата: «Я вам все же советую пройти таможню и поставить палатку на грузинской стороне, в Грузии намного безопаснее».

В некотором смысле, в Грузию я ехал с неблагодарной миссией — помирить два дружественных народа, двух вековечных братьев, которые в глубине души искренне любят друг друга, но из-за политических дел эта любовь стала затухать.

Сначала я хотел встретиться в Грузии с известными людьми, на этот случай у меня есть удостоверение журналиста, но потом понял, что гораздо больше узнаю о Грузии, если буду разговаривать с простым народом.

Разговаривал я здесь с бензозаправщиками, с монахами, строителями и продавцами, с крестьянами и обычными прохожими. Не беседовал только с полицейскими и пограничниками и чиновниками, этим хорошо платят, чтоб они не говорили ничего лишнего.

Скутер — это очень общительный транспорт. Одно дело, когда ты подъезжаешь на джипе или крутом мотоцикле — тогда к тебе одно отношение. Народ он во всех странах живет бедно и к скутеристу относится как к родному, понимая, что эти экстремальные ночевки в палатке под открытым небом, эти готовки еды на костре, одним словом, все эти каждодневные испытания, которые он переживает, все это в наши дни почти подвиг.

В результате вражды с Россией, бензин в Грузии не дешев. Вблизи границы он еще дороже. На границе выходит чуть не два доллара за литр. Но зато грузинские заправки — верх похвалы, некоторые с непривычки путаешь с комплексами по управлению космическими ракетами — все в огнях, масса каких-то непонятных кнопочек.

С кем бы я здесь ни заговорил, все мои собеседники, все без исключения, как только узнавали, что я из России, обязательно поднимали вопрос о войне. Война с Россией вошла в плоть и кровь грузинского народа (их президент даже успел объявить о всеобщей мобилизации). Это для нас она была очередной, незаметной, даже какой-то телевизионной войной, где-то там на далекой границе. Мы о ней давно забыли. Для маленькой Грузии эта война будто была вчера, они до сих пор не верят, что это вообще могло случиться.

Здесь и боль, и непонимание, но главное, нет агрессии к русским. К политикам, к Путину, к Саакашвили — есть. Все-таки грузины очень древний, а значит, и очень умный народ, они понимают, где политика, а где народ. Они понимают, что Грузия — это большая и грязная игра политики.

И в то же время, дружелюбное отношение к русским у грузин осталось в прошлом. В общении с русским чувствуется страх, настороженность, между нами появилась невидимая «стена», которая, правда, скоро исчезает. У меня были случаи, когда с одним и тем же человеком я встречался несколько раз и на следующий день он принимал меня уже как родного, несмотря ни на какие СМИ.

Штат США

Более всего меня удивили здесь своей вежливостью и подчеркнутым вниманием полицейские. Мы, россияне, давно от этого отвыкли. Сидят они в прозрачных офисах-аквариумах, — своеобразный «Дом-2»  по-полицейски. Получают они за это шоу тоже неплохо. Таким образом грузинский президент борется с коррупцией в полиции. Пока по российским СМИ передают страшилки о пытках в Грузии, в реальности все видят подчеркнуто честную и максимально прозрачную полицию. Да, Саакашвили многим не нравится, но придя к власти, он первым делом поменял высшее руководство в силовых структурах, чтоб не тратить время на их перевоспитание. Теперь любой грузин вам с гордостью скажет, что их полиция взяток не берет и это действительно так.

У Грузии есть чему и нам поучиться. А, за одно и вспомнить, что творится в наших собственных тюрьмах. (Меня, например, давно просят написать о незаконно осужденых подростках томского села Петухово, где живут мои родители. Там год назад шесть подростков арестовали по модной сегодня статье — педофилия. По этой статье можно посадить вообще любого и доказать ничего невозможно. Особенно если ты бедный сельский житель. Так и здесь, все село знает, что они не виновны, что дело выдумано, знают кем и почему. Но прокуратуре правда не нужна, ей требуются громкие дела, ей нужны очередные звездочки на погонах, нужен, в конце концов, новый 37-год… И подобных дел в России тысячи.

Ничего не скажу о грузинских тюрьмах, думаю, везде они примерно одинаковы, но грузинские полицейские кардинально отличаются от российских, им и в самом деле невозможно дать взятку. В Грузии существует даже специальная служба провокаторов, которые специально дают взятки. Если взял, то сел и надолго. Жаль, в России это пока невозможно.

Встречал я здесь полицейских постоянно. Меня они тормозили каждый день, но должен сказать, что ни разу не проверили даже документы. Спрашивали откуда еду, с какой целью в Грузии, не нуждаюсь ли в помощи и отпускали с Богом, иногда, правда, ехали за мной несколько километров, все же я для них представитель враждебного государства.

Одно плохо, трудно было понять, чьи это полицейские — американские или грузинские. Одеты они практически в американскую форму, ездят на огромных автомобилях, у них очень большие для Грузии зарплаты. Еще, почему-то большинство встреченных мной полицейских, были в черных очках. Я даже подумал, что черные очки им выдают специально.

Американских флагов в Грузии я нигде не видел, это и не нужно и так повсеместно чувствуется, что Грузия — это филиал Америки на Кавказе, так же как Украина — это филиал Америки в Восточной Европе (правда, один знакомый киевлянин мне уточнил, что Украина сегодня — это филиал Израиля).

Посмотришь на этих полицейских и понимаешь, что Грузия за последние годы превратилась в один из штатов США, точнее в ее 51-й кавказский заокеанский штат. Говорят, в Тбилиси теперь есть даже улица имени Джорджа Буша. Ничего не поделаешь, Америке нужна Грузия, ключевая страна на Кавказе, а нищей изможденной Советами Грузии нужна была чья-то поддержка.

Грузия вся живет будущим. На обещании строится вся ее нынешняя политика. В Грузии много чего делается, пусть и за счет иностранного капитала, который рано или поздно придется отдавать. Грузины понимают, что Саакашвили уйдет, а долг у народа останется.

Если сейчас что-то строится, рядом на видном месте стоит огромный плакат, где показано, что это будет за строение в будущем и в таких плакатах вся страна. Потому Саакашвили еще называют президентом-менеджером.

Я не мог понять, почему в нищей Грузии такой твердый и стабильный курс валюты — за один лари дают пять рублей, и курс этот не меняется годами. Как могло случиться, что в стране, где нет крупного производства, где почти нет полезных ископаемых, в этой стране почти нет и инфляции. Ответ на этот вопрос можно поискать на Украине — ведь сегодня Украина и Грузия — это близнецы-братья. Здесь тоже со времен оранжевой революции установился стабильный курс валюты и тоже один к пяти — за одну гривну дают примерно пять рублей.

Тост — это та же молитва

В одном из высокогорных селений (Гудаури), я познакомился с монахом, охранявшим и одновременно живущим в недостроенной церкви. Долгое время он жил в России, потом на Украине, а когда стал монахом, ему сказали, что монахом лучше быть у себя на родине. Он сказал, что это село, как и почти все высокогорные села Грузии, полуязыческое. Его жители, например, считают, что застольный тост — это тоже молитва. Еще сказал, что недалеко от них, в Ачхоти, находится высокогорная резиденция грузинского патриарха Илии II, где тот хочет построить церковь второго пришествия Христа, единственную в мире. Эту церковь увидел в пророческом сне его отец-священник, которому было сказано, что его сын приведет народ ко спасению. На обратном пути я заеду в это село, найду дом патриарха, но о церкви второго пришествия тут никто не слышал.

Так случилось, что большинство грузинских монахов и священников духовное образование получили в России, в Грузии на тот момент не было своей духовной академии и даже семинарий. Потому, нравится это кому-то или нет, но грузинское православие имеет «русские корни»  и все грузинские батюшки, как правило, хорошо знают русский язык. Во всяком случае, те, с кем беседовал я, говорили почти без акцента.

Про грузинского патриарха мне рассказали такой случай, что когда его не хотели отпускать из России, он сказал, что если они его не отпустят, он пожалуется на них Богородице. Только после этого отпустили.

Я спрашивал грузин, как они относятся к «сексуальной революции», к тому чтоб сексуальное воспитание преподавали в школах. Потому что давно замечено, что чем больше мы образовываем детей в этом вопросе, тем меньше у них впоследствии будет детей. В Грузии во всех киосках, в отличие от нас, не торгуют эротическими СМИ. Так же как и нет «ночных бабочек», которые в России стоят при въезде в любой город. В Грузии они тоже где-то есть, но их нигде не видишь.

На мой вопрос о сексуальном воспитании в школах, один дедушка ответил так:
— У моего папы было 13 детей, у его папы было 15 детей, у меня их восемь, и никто нас ничему этому не учил.

Грузия — это Горная Россия

Я все делаю интуитивно, все важные решения принимаю слушая свое сердце — какую выбрать машину или купить квартиру... Въехав в Грузию, я почему-то почувствовал, что это вовсе не заграница, что я нахожусь у себя дома, — странное и непонятное чувство. Нечто подобное я испытал, когда посетил алтайскую деревню, откуда пошел наш род, где находится дом моего прадеда, где могила моей бабушки… Я стоял на той земле и слышал, как земля поет от радости, что вернулся ее внук и ту же песнь я услышал в Грузии.

Возможно, это было только мое ощущение, потому что по отцовской линии мы происходим от кубанских казаков, то есть почти горцев. Мне не раз говорили, что я похож на грузина.

Где-то я слышал, что по одной из гипотез, в античные времена Грузия и Россия были одной страной. Это подтверждает и славянское происхождение имени «Грузия», что означает «Горная Руссия»  (так же как Белоруссия — белая Русь, а Украина — окраина Руси).

Зная, как легко переписывалась во все времена история, я спросил у знакомого историка, как он относится к этой гипотезе. «Маловероятно, — ответил он, — чтоб русские жили на территории нынешней Грузии, скорее горцы, то есть грузины, жили в Южной России. То есть все было наоборот — часть нынешней России принадлежала когда-то Грузии». В конце концов, какая разница, кто был больше, кто меньше, главное, что мы были одной страной.

Тут нередко можно видеть, как из земли бьет самый настоящий боржоми с газом, тот самый, за который мы отдаем огромные деньги, покупая его в аптеках. Да, если каждый день его пить, то грешно будет не дожить до ста лет.

Рай для туристов

В Грузии очень мало русских туристов. Русским здесь некомфортно, их здесь уже никто не ждет. Это была негласная политика правительства прошлого президента, который не мог принимать все, что связано с Россией. В Грузии теперь редко встретишь русские надписи, все они заменены на английские. Разговаривая с грузинами, я часто от них слышал: наш президент настроен на добрососедские отношения с Россией, но вы против. Пренебрежение и даже запрет всего русского и славянского — это один из главных показателей реальной любви к России. В школах русский язык перестал быть обязательным, хотя для грузин он гораздо важнее английского. Много раз я слышал от простых грузин: «Зачем нам этот английский — где Америка и где Россия?». Но, несмотря на официальный запрет, русский язык знает практически все взрослое население и недостатка в общении нет. А так как русских в Грузии мало, то где бы ты ни заговорил, как только слышат русскую речь, бросают все дела и спешат на помощь. Лишь в высокогорных селениях меня действительно не понимали. И все дети и подростки, рожденные в эпоху Саакашвили, не знают русский язык.

Нелюбовь Саакашвили ко всему русскому и славянскому порой доходила до абсурда. Например, он предложил литовцам, чтоб те называли Грузии на английский манер Джорджией, а не по-славянски Грузией, как принято в Литве. На что литовцы ответили: «У каждой страны сложились свои традиционные именования той или иной страны, например, сама Грузия себя называет вовсе не Джорджией, а Сартавелло».

Насколько Саакашвили любит Россию можно судить и по его отношению к чернобыльцам. В Грузии есть свои чернобыльцы, которым президент фактически отказал в пенсии. Он расценил так, если Чернобыль это советское порождение, то пусть ее наследница, Россия о них и заботится.

И в то же время, я каждый день встречал подтверждение того, что официальная нелюбовь к России, неестественна для грузинского народа. Зачастую, разговаривая с каким-нибудь крестьянином, я слышал от него чуть ли не извинения за политику своего государства.

Сейчас я хотел сбросить с себя муравья и поймал себя на мысли, что это ведь грузинский муравей, не русский. Хотя если бы этот муравей встретился с русским муравьем, разве бы они не поняли друг друга, разве бы они не кинулись вместе защищать свои муравейники от внешнего врага.

В России мы всего боимся, мы запуганы до последнего предела, в Грузии нет этой атмосферы всеобщего страха. Только ради этого одного стоит сюда приехать, чтоб побыть в незнакомой атмосфере, отдохнуть от страха. На мой вопрос, можно ли бензин залить в пластиковую тару, бензозаправщик в Грузии мне отвечает «конечно, можно». Здесь свободная страна, им все позволено. Свет у автомобилей они тоже не включают. Хотя на всех российских автомобилях свет горит. Говорят, что это значительно уменьшает число аварий. Но они свободная страна, они сами выбирают, жить им или нет.

У нас заправщица всего боится, она сидит за пуленепробиваемым стеклом. В Грузии заправщик ждет тебя на улице, берет деньги, сумка с деньгами у него висит на плече и он ничего не боится, никто его не грабит.

Грузины захотели победить коррупцию и бандитизм и они их победили.

Все русские хотят победить коррупцию, мы все пишем и говорим только о борьбе с нею, но в жизни ничего не меняется. Дальнобойщик по-прежнему едет и платит, едет и платит.

Зарисовка из жизни современной Грузии. На одну из старинных тупиковых улочек Тбилиси заехал небольшой мусоровоз и водитель стал звонить в колокольчик, созывая жителей выносить мусор.

Европейских туристов в Грузии очень мало. Эти напуганы недавней войной. В реальности войны в Грузии нет, последствий ее тоже почти нет, нищета да, она повсеместно.

Отсутствие туристов удивляет еще и потому, что Грузия это настоящий рай для туристов, как по своей сути, так и по задачам ее правительства. В Грузии всегда основной отраслью промышленности было сельское хозяйство, которое может развиваться только при добрососедских отношениях с северной Россией. А так как сейчас эти отношения хромают, то они делают упор на туризм. Туристов в Грузии все ждут как манны небесной, но они все равно особо не едут.

В этой нацеленности на один туризм нет ничего хорошего. Массовый туризм еще никому ничего хорошего не принес, ничего кроме денег. Потому и Грузии хочется пожелать, чтоб она стала не туристической меккой, а сельскохозяйственной страной, каковой она всегда была.

Покупать туристам в Грузии тоже особо нечего, Грузия по-прежнему мало что производит. Правда, у дороги здесь сидят женщины, которые хоть как-то спасают положение, они безостановочно вяжут сувениры для туристов. Где-то еще есть мастера, изготавливающие клинки, шахматы, значки и прочий ширпотреб… На больших дорогах часто встречаются торговцы гончарных изделий, но купить двухметровый глиняный кувшин может себе позволить не каждый турист. Еще в Тбилиси я нашел огромный блошиный рынок. Думаю, это один из самых больших блошиных рынков на территории бывшего СССР. Откуда в Грузии нашлось столько старинных вещей? Подобный блошиный рынок мог родиться только в очень бедной стране с богатым прошлым, смутным настоящим и еще более туманным будущим.

Зато в продуктовых магазинах продаются только товары местного производства. Вообще русским в Грузии очень печально заходить в продуктовые магазины. Супермаркетов здесь пока мало, потому все продукты только отличного качества — сыр, масло, вино, даже хлеб — все высшего, то есть домашнего качества. А такого вкусного сока, как в Грузии, я еще не пил ни где. Было печально, потому что все это для нас потеряно. После возвращения из Грузии, я теперь не могу есть русские пельмени, после настоящих грузинских.

Грузия очень древняя страна и подтверждения этому находишь постоянно. Я даже не говорю о древних церквях или монастырях, которые встречаешь на каждом шагу. В Грузии какой-нибудь каменный забор или сарай воспринимается как посланник из далекого прошлого. Смотришь на такую стену и не можешь понять, когда она была сложена, сто лет назад или может быть тысячу — и такие стены в Грузии встречаешь повсеместно.

Еще никогда я не фотографировал так много, как в Грузии. Будь у меня пленочный фотоаппарат, я бы разорился на нем — потому что интересно в Грузии буквально все и древности ожидают тебя на каждом шагу. А так как туристов очень мало, то все сохранилось в первозданном виде. И ты понимаешь, что в следующий приезд всего этого может уже не быть, потому что никто ничего не охраняет. Грузины не понимают, зачем и от кого охранять свои древности, кто может на них поднять руку? С другой стороны они в них не видят ценности, они для них естественны, это неотъемлемая часть их жизни.

Зашел в очередную крепость. Как всегда, никого. Только мальчишка лет шести, ни слова не говорящий по-русски, пытался продать свой товар, мешая осматривать древность. На выходе я нашел надпись, что это Сурамская крепость. Ого-го! Так это значит здесь снимал свой фильм легендарный Параджанов.

Русских автомобилей в Грузии мало и в основном это старые модели, сразу видно, что все они были куплены в досаакашвильную эпоху. В основном «Жигули», «Лад»  очень мало, путинских «Калин»  не видел вообще ни одной. Есть много старых «Волг», гораздо больше, чем теперь ездит их в России. Видно, что грузины любили и любят большие имиджевые авто. А вообще, меня все время удивляло, что они ездят на наших авто, учитывая что у них таможенные пошлины минимальны и иномарки в два раза дешевле, чем у нас.

Есть в Грузии прекрасная традиция, о которой я узнал здесь впервые. В прошлые времена именитые люди завещали хоронить свой прах в полу храма, чтоб их подданные ходили по ним. Замечательная и сверх-смиренная традиция. Думаю, ни в каком другом народе, кроме грузинского, такая традиция зародиться не могла бы.

«Грузины не воруют»

В Грузию я ехал, чтоб перенимать опыт. У России с Грузией единое советское прошлое и от ошибок этого прошлого маленькая Грузия смогла освободиться быстрее нас. Так почему нам не воспользоваться их опытом? Нельзя отрицать, что за последнее десятилетие Грузия избавилась от коррупции и бандитизма, хотя бы на нижнем уровнях. В советское время в Грузии было самое большое количество воров в законе, сегодня их нет вообще, во всяком случае нет на территории Грузии. Как говорят сами грузины, при Шеварднадзе машину невозможно было оставить на улице, приходишь, колес нет. Теперь в Грузии воровства нет и этим все очень гордятся. Один грузин мне так и ответил, на мой вопрос, не опасно ли у них оставлять скутер без присмотра: «Запомни раз и навсегда, что грузины не воруют».

Меня мало волнует, что происходит в высших эшелонах власти, меня больше интересует, что происходит на улице где я живу, в школе, куда ходят мои дети. Потому мне было так важно услышать, что в Грузии все тихо и спокойно, а значит, и у нас есть надежда.

Как строился мой разговор? Обычно они заговаривали сами, сначала интересуются, откуда я приехал, из какого города, есть ли у меня семья, сколько детей? Я отвечаю, что из Томска, и в ответ спрашиваю: «Знаете такой город?». Почти всегда слышал в ответ: «Да, конечно»  (не знаю почему, но это «конечно», одно из самых часто употребимых грузинами слов). И начинает вспоминать ближайший к Томску город, где он был в советское время. Чувствуется, что это светлые воспоминания. Сегодня грузины не имеют возможности бывать в России — им нужна виза и приглашение, и деньги, которых у большинства нет. Многие вспоминают свою службу в советской армии, причем всплывают тоже только положительные моменты. Хотя как сказал один грузин, служивший в Ханты-Мансийске: «Было так холодно, что за время службы, двое грузин застрелились, не выдержали сибирских холодов». Вот вам и ответ на вопрос, почему в Тбилиси появился музей советской оккупации. Зачем нужно было теплокровных и жизнерадостных грузин посылать служить в хмурую и холодную Сибирь?

Чудесная Грузия

Грузия — это глубоко верующая страна, и с этим нельзя не считаться. Вера это то, что спасало Грузию во все времена. Их веру не смогли пошатнуть даже годы безбожного коммунизма, когда были закрыты монастыри и почти все церкви. У одного монаха я спросил, оставались в советские годы в Грузии монахи, то есть была ли прервана монашеская традиция? «Официально, — ответил он, — их не было, но он мог жить при церкви, скажем, сторожем, а кем он является на самом деле, никто не знал». Сегодня в Грузии ускоренными темпами идет строительство церквей и монастырей. В России их тоже строят, но в основном в больших поселениях. В Грузии же я встречал села с численность в 200 человек, жители которых строили себе церковь. В России такое невозможно. У нас, чтоб построить церковь нужно не менее 2 тысячи жителей, то есть веры в нас ровно в десять раз меньше. В том же сибирском селе Петухово, где живут мои родители, из 300 жителей в старинную, чудом сохранившуюся церковь, ходит от силы три человека, больше она никому не нужна. И такое отношение в России повсеместно, и виновна в том не советская власть. Неверие в русских проявилось задолго до 17 года, у нас и революция произошла от глубокого неверия.

В Грузии очень много придорожных каменных крестов-оберегов. Больше всего таких крестов на Военно-грузинской дороге, по которой, как утверждает легенда, шел крестить Русь апостол Андрей Первозванный.

Грузия она вся насквозь духовна. Здесь тебя не покидает такое чувство, что каждая веточка, каждый камешек, каждое дуновение ветерка, все наполнено сакральным смыслом. И в самом деле, это как же Господь должен был любить этот маленький народ, чтоб одарить его такой райской землей, еще и названной первым уделом Божьей Матери.

Все то время, что я был в Грузии, меня не переставало покидать чувство, что все, происходящее здесь со мной — это чудо. Вот я остановился перекусить на поляне у древнего каменного креста. Через какое-то время мимо проходит древний дедушка, который вскоре вернется с сумкой полной фасоли, это, похоже, его каждодневный путь — и это тоже воспринимается как чудо. Этот дедушка присел отдохнуть, мы разговорились, и на мой вопрос, как грузины относятся к русским, он завернул рукав своей рубашки и тяжело вздохнул — это был шрам от советской пули, навылет, «подарок от Хрущева», когда советские войска разгоняли студенческие демонстрации в Тбилиси — кто скажет, что это не «чудо».

Или представьте себе перевал, по склону которого идет отара овец голов в пятьсот. Я стою у дороги, перекусываю, чем Бог послал, наслаждаюсь, так сказать, мирной картиной, отдыхаю душой и телом. Овечки, они же не просто идут, они вековечным делом занимаются, подравнивают травку. Скажем, вся Америка с Европой помешаны сегодня на газонокосилках, вслед за ними перенимаем эту моду и мы. А в Грузии нет газонокосилок, но травка здесь по всей стране аккуратно подстрижена. Этим занимаются те, кто делал это испокон веков — овцы, козы, коровы, ослики… — и разве это не чудо!

Стадо прошло. Ко мне подошли три огромные кавказские овчарки, пасущие это стадо и сели рядом, уставившись на меня голодными глазами. Я слышал, что это очень умные собаки, но все равно, стало как-то не по себе. Мясного у меня ничего не было, стал бросать им косточки от слив, которые ел — они их щелкают как семечки. Кинул им помидорку, съели.

В Грузии пес, это чаще всего кавказская овчарка, но не такая, как у нас. Наши русские кавказцы «чистопородные»  и они мало похожи на настоящих грузинских кавказцев. Здесь из поколения в поколение вывелась своя кавказская порода, которая пасет скот. Здесь за чистотой внешней породы никто не следит, собака здесь работает, в ней ценится не внешность, а ум, доброта, интеллект и бесстрашие, таких щенков и оставляют.

Грузинские коровы не знают правил дорожного движения, они часто лежат посреди автомобильной дороги, и заботливые грузинские водители их объезжают. И это прекрасно, потому что пока в Грузии встречаются такие мирные картины, до тех пор будет существовать и эта страна.

Интересно, будут коровы лежать в Тбилиси. Вчера в центре Владикавказа я видел стадо гуляющих коров. А одна 90-летняя москвичка мне помнится рассказывала, что после войны в Москве было полно коров и петухи пели по утрам. Как сильно мы изменились с тех пор.

Иногда на дороге лежит и огромный пес, и его тоже объезжают все водители. Потому что пес на Кавказе — это больше, чем пес. Грузия это все еще сельскохозяйственная страна, потому без помощи собаки жизнь крестьянина здесь немыслима.

В Грузии меня не покидала мысль, что если грузинский президент не начнет сближение с Россией, то народ его заменит. Не успел я вернуться, как грузины решили заменить своего президента.

Однажды мне попалась заметка гениального Гришковца, где тот описывал свою встречу в ресторане с грузинским президентом — это было неприкрытое отвращение. Я задумался, а может Саакашвили и в самом деле самодур, как все утверждают. Американцы, они ведь тоже умные ребята, они понимали, что только президент-самодур сможет в одиночку напасть на огромную Россию, объявив всеобщую мобилизацию.

Да, эпоха Саакашвили, к счастью, завершилась, потому что он успел надоесть всем, надоел Америке, ибо выполнил перед ними свою задачу, но еще больше он надоел и самой Грузии, и прежде всего своей раболепской любовью к Америке. Поэтому Грузия решила заменить своего президента.

Кто такой Иванишвили?

На смену Саакашвили пришел Иванишвили. Конечно, не мое дело писать о политике, но все же я задумался, а чем они отличаются. Лично мне история с выборами в Грузии очередной раз показала, что простой народ сегодня ничего не решает, во всем мире народ давно никого не выбирает. Народ выбирает только из тех, из кого ему позволяют выбирать и так происходит везде, во всех так называемых демократических странах. Только на примере маленькой Грузии это заметно наиболее хорошо.

Американизация Грузии началась задолго до Саакашвили и закончится явно не с его уходом. За два десятилетия, начиная с Шеварднадзе, США вложили в Грузию не один миллиард долларов и в одночасье оттуда не уйдут.

Но если вдуматься, то понимаешь, что не Америка должна помогать и учить Грузию, а наоборот, Грузия должна учить Америку как ей жить, как сохранять традиции, уважать старших, как воспитывать детей и как ей верить в Бога. В конце концов, сколько лет Америке и сколько лет Грузии. Также у Грузии многому можем научиться и мы, и поэтому я здесь.

А что собственно хорошего можем дать Грузии мы? Сегодня Россия может дать Грузии коррумпированных полицейских, одебиленное развратом телевидение, практически платную среднюю школу, переставшую лечить медицину, дедовщину в армии и безнадежную демографию… Мы больны и пока мы больны, мы будем одиноки. Я твердо убежден, что не только Грузия, но и все страны СНГ вернутся под крыло России, преодолей мы свои главные болезни. И к счастью, мы начинаем это понимать.

Путешествуя по Грузии, я никак не мог понять, почему грузин так мало, всего четыре с половиной миллиона. Я в это не верил до последнего и как только вернулся, навел справки. Действительно, два Новосибирска или треть Москвы. Грузин в самой Грузии осталось очень мало, но с каждым годом их численность возрастает на 100 тысяч, за счет возвращающихся и рождающихся. Численность же моей родины с каждым годом уменьшается почти на миллион.

Еще я задумался, а почему в Грузии нет терроризма? В России он повсеместно, во всяком случае, нас в том постоянно уверяют. В Грузии его нет нигде. Это тем более удивительно, что Чечня совсем рядом. И при этом, на каждом шагу ты не видишь вооруженных до зубов блокпостов, как в соседней российской Осетии, о Чечне я даже не говорю. А есть здесь повсеместно атмосфера любви, благожелательности и взаимного доверия. Я даже думаю, что это и есть одна из причин, почему в Грузии нет терроризма, воровства и коррупции. И вообще непонятно, как в такой благостной стране можно кого-то взрывать и убивать.

Продолжительность жизни грузин больше нашей. Грузины в среднем живут на 10 лет больше россиян. Хотя, как они сами признаются, в последнее время продолжительность жизни и у них сократилась — некачественные продукты, экология, стресс. И все таки они живут больше нас. Я даже задумался о срочном переселении в эту страну, где и климат райский, и вера в народе сохранилась и 10 лет лишними никогда не будут.

Злой лик президента

А теперь пришло время признаться в страшной мысли — мне перестало нравиться лицо моего президента. Я всегда считал, что лицо человека, его лик, это видимая поверхность его души, тут невозможен обман, здесь не помогут ни какие пластические операции. А лицо президента — это еще и лицо целой нации. Если в самом начале карьеры Путина, у него было лицо послушника, позже с этим лицом тоже можно было как-то мириться, то теперь это лицо жесткого, грубого, часто злого человека.

Как-то я беседовал с настоятелем молодого сибирского монастыря, который сказал, что их задача состоит в том, чтоб построить монастырские стены, а настоящие монахи-молитвенники придут после них. Каждый человек должен заниматься своим делом — будь то строительство монастыря или целого государства. Наш президент почему-то решил, что он незаменим, что он единственно возможный путь спасения России. Может быть на данном этапе он один такой, но этот этап ему так понравился, что он его растягивает до бесконечности и никого близко не подпускает (в том он действительно близок со Сталиным) и еще он перестал замечать то болото, в котором мы все оказались.

Нет, я вовсе не против Путина, можно сказать, что я даже его люблю. Просто я убежден, что любая власть нуждается в критике. Мы не должны забывать, что за годы его правления Россия уменьшилась примерно на 5 млн. человек. При Николае II население России увеличилось более чем на 62 миллиона человек. При нем и значительно возросло число храмов. При Путине храмы тоже растут как грибы, осталось дело за «малым», вспомнить теперь о людях.

Но подвижки уже есть, чиновники уже обязаны подавать декларации о доходах как на себя, так и на своих супруг. И оказалось, например, что глава МВД Томской области генерал М. имеет ежегодный доход в 2 млн. рублей, а его нигде неработающая жена — в сто раз больше. Узнав об этом я понял, что мой скутер, который в прошлом году был угнан прямо от дома, не будет найден никогда. Если главный милиционер области нечист на руку, то что говорить о прочих чиновниках.

Мы все поголовно ругаем Путина, мы сделали его мальчиком для битья, а он все рулит и рулит нами и никого даже близко нет. Почему? Да потому, что он всем нам нужен как воздух. Именно он нас устраивает прежде всего тем, как он «борется” с коррупцией, с этой главной русской болезнью последнего времени. Он борется с нею 24 часа в сутки, а она только увеличивается. Как сказал какой-то умный человек: «Задача Путина не победить коррупцию, а бороться с нею вечно».

Гори

Я очень хотел узнать, как грузины относятся к Сталину, кто он для них — гений или диктатор? Чтоб разобраться в этом, я даже решил съездить в город Гори, где он родился, но увидев, сколько стоит билет в музей его имени, подумал, что не мы должны платить Сталину за посещение этого музея, а он нам.

Саакашвили сделал из Сталина одну из приманок для туристов — сегодня в Гори есть единственная в мире улица имени Сталина и один из последних его памятников (Интересно, на родине Адольфа Гитлера есть улица его имени или памятник?). И еще при въезде в одно из отдаленных грузинских сел, я видел мемориал погибшим в Великой Отечественной войне с изображением нашего генералиссимуса — в России даже такая мелочь уже невозможна. Правда, плита с изображением Сталина была кем-то разбита, наверно кем-то из русских.

У молодого грузина я спросил, как грузины относятся к Сталину, и в частности, к советскому прошлому.

— Я тебе отвечу на это словами моего деда, — сказал он, — это ветеран войны и, вообще, он очень умный человек. Так вот, он считает, что Советский Союз это была грузино-советская империя, где ровно половину срока правил грузин, а другую половину, 35 лет, правили русские. Поэтому и рассматривать это прошлое нужно как наши общие ошибки.

Гуляя по улицам Гори, я узнал, что в этом небольшом городке родился еще один гений ХХ века, философ и гражданин Мераб Мамардашвили. Я же подзабыл, что наш Мамардашвили был на самом деле грузин. В конце жизни, в смутные 90-е, он был вынужден вернуться на родину. Грузины так и не смогли ему простить, что он по-русски говорит без акцента. А главное, его слов, сказанных с трибуны: «Если мой народ пойдет за Гамсахурдиа (тогдашний президент Грузии, диктатор и самодур), я откажусь от своего народа».

Горная Сванетия

Мне не однажды советовали, если я хочу увидеть настоящую Грузию, то должен обязательно побывать в Сванетии. Сванетия — это высокогорная Грузия, где почти не знают русский язык. Здесь в селе Галистари в одном из храмов я встретил бывшую русскую женщину. В 17 лет она вышла замуж за грузина и вот уже более двадцати лет живет в Грузии. По-русски она теперь говорит очень медленно и с сильным акцентом, потому что русские туристы бывают здесь не каждый год. Я поинтересовался у нее, как к ней относились местные жители, когда русские бомбили грузинские города, не было ли агрессии с их стороны? «Что вы, —  воскликнула она, — наоборот, жалели». В этом вся Грузия.

Грузия — это такая страна, куда нужно приезжать несколько раз и желательно всей семьей. Одна поездка — это лишь вступление в тему. Грузия на самом деле глубока и непостижима, и за одну поездку здесь ничего не понять.

В Грузию я ехал еще и для того, чтоб встретиться с героями Данелии. Я очень люблю фильмы этого режиссера, по которым россияне в основном и судят о Грузии. Для русских Грузия — это Данелия, Данелия — это Грузия. И должен сказать, что большинство людей, которых я встречал здесь, так или иначе, являются его «героями». То есть Данелия очень честен в изображении своей родины, и когда связь между нашими странами прервалась, он не смог снять ни одного фильма.

Разговаривая в Грузии с простыми людьми, я слышал от них одно и то же: «У Грузии нет другого будущего, кроме как быть с Россией». Простые грузины прекрасно понимают, что Америка возьмет свое и ее любовь на этом закончится. И останется опять только Россия. Да, наше прошлое было не самым светлым. Сейчас грузинам твердят о некой советской оккупации, но вся Россия была в советской оккупации. Только какой смысл обвинять мертвецов, когда нужно строить отношения с живыми.

Грузины — миролюбивая нация, они не любят воевать, а Америке нужна Грузия только в состоянии войны или вражды с Россией. Жизнерадостные грузины умеют петь песни, произносить тосты, умеют верить в Бога, они умеют дружить и, наконец, умеют торговать, но они не любят и не хотят враждовать с братской Россией. Как правильно написал гений:

И божья благодать сошла
На Грузию! — она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.

Раньше Грузия, Тбилиси, Сванетия, Гори были для меня пустыми словами. Как много теперь стоит за каждым из них. Да, на эту экспедицию я затратил большие деньги, она стоила 10 процентов от стоимости моей квартиры, но по какой шкале оценивать то, что я получил в результате. Да и то что я теперь везу из Грузии не оценить ни какими деньгами.

В Чечню, в Чечню

Выехав из Грузии, я задумался, а почему мне теперь не заехать в Чечню, до которой рукой подать. Эта мысль посетила меня еще тогда, когда я проезжая Калмыкию, зашел в кафе, принадлежавшее пожилой чеченке. Более часа она мне рассказывала, как сейчас хорошо в Чечне.

Там действительно стало очень хорошо, в Чечню пошли русские деньги, огромные деньги. Чечня сегодня — один из самых финансируемых из федерального бюджета регионов России. Говорят, у президента Чечни как-то спросили: «Кто ему дает деньги?». Кадыров воздев руки к небу, сказал: «Аллах». Когда Путин узнал об его ответе, то покраснел от удовольствия. Шутки шутками, но если так пойдет и дальше, то скоро мы начнем убегать в Чечню за хорошей жизнью, это один из немногих регионов России, где можно жить по-человечески, не покидая Россию.

Не понимаю, не политик я, не экономист и не военный. Я экстремальный путешественник на скутере, мое дело молиться, путешествовать и иногда размышлять. Так вот я не понимаю, зачем нам нужна эта независимая Чечня, такой дорогой ценой, почему мы не можем ее отпустить с Богом на все четыре стороны. Тем более, что Чечня для России всегда была воротами в Грузию, но Грузию-то мы уже потеряли. Зато я начинаю понимать, почему нас и наших детей в больницах не лечат, а калечат, а в школах все более одебиливают, и почему в каждом российском киоске торгуют порнопродукцией.

До 2025 года Чечня хочет получить от России 500 миллиардов рублей. Это плата за то, чтоб они не хватались за автоматы. После этого, наверно, выжатая, обескровленная и обезлюдевшая Россия просто перестанет существовать. В конце концов, если мы их не хотим отпустить, то Чечню нужно обнести высокой стеной с колючей проволокой, чтоб остальным завидно не было.

На небеса с «мигалкой»  не пустят

На моем скутере сзади есть надпись «Экспедиция Сибирь—Грузия»  и меня часто останавливают. Я уже привык к этому и не удивляюсь, если машина, обогнавшая меня, вдруг тормозит и водитель выскакивает и просит остановиться — случаются очень интересные встречи. Так я однажды познакомился с семьей осетин — папа, мама и взрослая дочь. Сначала они спросили меня, видел ли я сзади страшную аварию, две легковушки столкнулись лоб в лоб, от машин ничего не осталось, одни ошметки. Отец семейства сказал: «Я был на войне в 92-м, но такого не видел, по разные стороны дороги валялись руки, ноги, куски искореженного металла». Это называется съездили две семьи отдохнуть на море.

Как слабо и беззащитно наше тело. Вот этот пальчик ты любил и лелеял всю жизнь, или этот глазик, сколько средств ты, возможно, в него вложил, чтоб он видел или этот позвоночник, который теперь рассыпан по грязной дороге. А волосы, ноги или руки — кто-то их любил, гладил, целовал — и во что это все теперь превратилось?

Разве за 70 лет советской власти и 20 последующих лет капиталистического беспредела нельзя было сделать нормальных дорог с разделительными заграждениями, хотя бы на областных и республиканских дорогах? Россия — крупнейшая страна в мире, а если посмотреть как живут наши чиновники и политики, то это одна из богатейших стран, но все дело в том, что по этим дорогам ездят не политики, а народ, а если едет политик, то с мигалкой спереди и с мигалкой сзади, чтоб народ, который его кормит и поит, от усталости не уснул за рулем и его не дай бог не покалечил.

Я проехал за это путешествие более пятнадцати тысяч километров и все время удивлялся, почему наши российские дороги так опасны. В полуметре или метре от тебя постоянно проносится твоя смерть — встречный автомобиль. Это ведь наши с вами жизни, жизни наших детей. И такие аварии-столкновения происходят постоянно. Каждый год на дорогах России гибнет более 25 тысяч человек — это потери в афганской и чеченских войнах вместе взятых. И если о потерях в этих войнах мы помним постоянно, то о бесславно гибнущих на дорогах никто никогда не помнит и не вспоминает, кроме их родных, как будто этих людей вовсе не существовало.

Наши политики действительно не хотят замечать наших дорог. Им проще пустить рядом с собой автомобиль с «мигалкой», чем все менять. Одну такую сцену я наблюдал при подъезде к областному центру. Едет кортеж, один из тех бесчисленных кортежей, которые мы видим постоянно — впереди «мигалка», сзади «мигалка», справа длинный джип «защиты», и все это прикрывает черный лимузин какого-то чиновника областного пошиба.

Не думаю, чтоб это ехал бизнесмен. Ни один бизнесмен, каким бы вторым Ходорковским он ни был, не будет так разбазаривать свои, то есть народные, деньги, демонстрируя им свою власть. Это может быть только политик.

И кто, собственно, решил, что этот чиновник так бесценен, что его жизнь дороже любой из нас? Насколько ценен тот чиновник, будет ясно, когда он потеряет свою должность, а это неизбежно случится. В нашем городе еще вчера был всесильный мэр, сегодня он сидит в тюрьме, всеми забыт и отвергнут. Все заканчивается и чиновникам об этом нужно постоянно напоминать, они слишком быстро об этом забывают. Им нужно знать, что на небеса с «мигалкой»  не пускают.

Российское недержание

Перед тем, как расстаться с осетинской семьей, я дал им свою визитку, с тем чтоб они зашли на сайт. На что глава семьи ответил: «У нас нет компьютера и не будет никогда. Я сказал своей дочери, когда выйдешь замуж, тогда вы сами будете решать, что покупать, а из моего дома ты должна выйти чистой. У нас в Ингушетии с этим строго, у нас даже табаком и спиртным в магазинах не торгуют».

Молодцы кавказцы, сохранили традиции, не забыли и о нравственности. На Кавказе, я например, за всю поездку не увидел ни одного писающего мужчины у своего автомобиля — в России это видишь постоянно, как будто у всех русских автомобилистов вдруг случилось недержание и они не могут добежать до кустов. На Кавказе традиция подменила культуру, у нас с вами, похоже, не осталось ни традиции, ни культуры.

В Ставропольском крае у дороги стоит древний каменный крест. Недалеко от него построили часовенку в честь Животворящего креста Господня. Смотрительница этой часовни рассказала, что раньше подобные кресты стояли как ориентиры на всей дороге Тифлис—Санкт-Петербург, сейчас сохранилось только два, здесь и в Осетии. Создан он, если верить табличке, в 1041 году. А часовню построили 10 лет назад усилиями председателя совхоза села Дмитриевского Николая Леонидовича Душко. Недавно он умер, теперь совхозом руководит его жена.

Еще смотрительница рассказала, что недалеко от них в селе Привольное родился сам Михаил Сергеевич Горбачев. И я решил заехать на родину последнего царя эпохи советской, хотелось узнать, часто ли он бывает на своей родине и вспоминает ли о своих односельчанах.

Мы о политиках обычно судим хуже, чем они есть на самом деле. Но ведь они то же люди и ничто человеческое им не чуждо. Пусть на Горбачева все дружно плюнули, но сам Михаил Сергеевич не забыл о своем родном селе и посещает его, несмотря на преклонный возраст. Здесь даже есть его личный дом, правда не родовой, тот где он родился, была завалюшка, которую давно снесли. А своим односельчанам он даже построил больницу и замечательную каменную церковь.

Я зашел во дворик к Михаилу Сергеевичу. Хозяина на месте не оказалось, а весь двор был усыпан спелым виноградом. Для меня это экзотика, а местным жителям он не нужен, они сказали, что им «свой девать некуда». Спасибо вам, Михаил Сергеевич, за подарок, о котором вы даже не подозреваете — набрал полную каску винограда от Горбачева и буду его поедать в пути. Дворик весь заросший, хозяин тут не появлялся уже несколько лет, но администрация только вчера траву скосила, видать, почувствовала, что «ревизор»  едет. На то они и администрация, чтоб все предвидеть.

Мы переоценили Горбачева, СССР развалился бы и без него, это был естественный и необратимый процесс, может только чуток позже. Другое дело, естественный и необратимый процесс — откол от России ее «колоний»  (Сибири, Кавказа и Дальнего Востока). Этот откол медленно назревает, хотя мы из последних сил стараемся его не замечать. Я только знаю, что жизнь моя в Сибири и моих родителей — это самое настоящее насилие. Все наши родители и деды были сюда сосланы и по своей воле они бы здесь никогда не оказались. И если калмыки и чеченцы, например, сохранилось чувство родины и после падения диктатуры они все вернулись в Калмыкию, то русским возвращаться, зачастую, некуда. Нас уверяют, что эта колония, не колония, а это наша родина. Потому мы остались в Сибири как на вечном поселении, где без тепла и солнца жить нельзя и никогда Сибирь не была массово заселена, как в советскую эпоху в результате ее насильственного заселения.

Мы все здесь ссыльные, нам просто перестали напоминать, что Сибирь — это ссылка и жить здесь нельзя, тут можно только мучиться, но человек ко всему может привыкнуть, особенно русские, — вот мы и привыкли. Ведь кому-то нужно жить и в Сибири. Богатств здесь действительно много, но жить тут все равно нельзя.

Возможно меня обвинят в антипатриотизме. Да, России сегодня нужна Сибирь, мы во многом живем Сибирью. А в ответ на обвинение я призываю переселяться к нам в Сибирь, а нашим правителям делиться с нами, и столицу перенести, скажем, в Новосибирск. Лично я не буду возражать, если от моего дома до столицы будет всего 4 часа езды на автомобиле, а не четыре дня, как сейчас.

Оказалось, что село Привольное очень плодовито на известных людей, помимо Горбачева, здесь еще родился писатель Иван Аксенов и основатель «Ласкового мая»  Андрей Разин, у которого здесь осталась дача и родственники.

Трагедия «Ласкового мая»

При подъезде к Привольному я стал свидетелем последствий автомобильной катастрофы, легковушка залетела под «Камаз»  и нас заставили объезжать место трагедии полями. Когда в Привольном я зайду в магазин, то случайно услышу, что в той машине ехал первый солист «Ласкового мая»  Юрий Гуров, также живший здесь.

«Ласковый май»  — это легендарная группа моей молодости. Тогда, в конце 80-х возникли две сверхпопулярные группы, воспевавшие долгожданную свободу — «Ласковый май»  у нас и «Modern Talking»  у них. Очень легкие и свободные песни, мы сходили с ума по этим песням ни о чем и, как нам казалось, обо всем. Нам нужны были они, чтоб перебеситься после диктатуры и застоя и войти в новую еще более страшную реальность. И вот сегодня эпоха ласкового мая закончилась, во всяком случае, для ее первого солиста, когда-то бывшего сверхпопулярным и баснословно богатым, в одночасье ставшего никем, потом охранником, безработным, а теперь расплющенном на наших дорогах «Камазом».

Не знаю почему, но люблю наблюдать, как комбайн идет поле. Есть в этом что-то метафизическое. Пока движется комбайн, значит жизнь продолжается, значит ничего не потеряно. Раньше так шел по полю сеятель, разбрасывая зерна, потом он шел за плугом — и это была вечность. Потому пока сейчас идет комбайн по полю — жизнь будет продолжаться.

Никогда не думал, что так выгодно покупать айран. Раньше я не пил эту гадость, а в Осетии польстился на надпись и купил, ничего другого не было в магазине. Вот теперь пью эту бутылку уже пятый день, а он все не кончается. С одной стороны гадость, с другой — напиток долголетия. Хочешь долго жить — пей гадость, хочешь мало жить — наслаждайся «Пепси-колой». И главное, много его не выпьешь. Раз глотнешь и второй раз уже не захочется. И срок годности у него выгодный, аж 90 суток, то есть можно эту бутылку пить до зимы. Обман конечно, в напитке с таким сроком хранения ничего полезного нет, но один раз купить можно.

Настало время рассказать о транспорте, на котором я путешествую. У китайского скутера очень небольшая цена и небольшой ресурс, через 5-10 тысяч километров пробега его можно выкидывать, или нужно делать капремонт. И все равно для России китайский скутер — это спасение. В Москве я зашел в один скутер-магазин, где продавались китайские скутера и рядом стояли точно такие же итальянские. Внешне они почти не отличались, если не считать цены, итальянец был в 10 раз дороже. Странно это, как такое возможно, не в десять же раз итальянец лучше. Проще каждый год покупать нового китайца и потом выкидывать, потому что прослужит ли итальянец беспроблемно десять лет, это еще большой вопрос.

Зимовники — война все спишет

Сейчас я проезжаю по родственным моему роду местам. Где-то тут родился и жил мой таинственный дед, которого не видел ни я, ни мой папа, его сын. Чтоб хоть чуть-чуть приоткрыть загадку нашего рода, я решил сделать большой крюк и заехать в поселок Зимовники. Буду ли я еще в этих местах, неизвестно.

Хорошо все же быть путешественником. Мой папа за всю свою жизнь так и не приоткрыл загадку, кто был его отец, жив ли он, почему его оставил? Конечно, всему виной война и страшный и ужасный ХХ век. Шла война. Родина деда, Зимовники, были под немцем. После ранения ему полагался отпуск, и он поехал с другом-однополчанином на Алтай. Тут встретил мою бабушку, родился папа… Деда призвали опять на фронт, бабушка вскоре умирает, с ним связь утеряна. Теперь я еду в Зимовники, чтоб приоткрыть завесу тайны рода Сотниковых. Это жутко интересное занятие, может где-то здесь живут мои близкие родственники, о которых я даже не подозревал. Вот едет мужчина на велосипеде, а может это мой троюродный брат или дядя?

Заехал к председателю совета ветеранов, говорит: «Надежды почти нет, очень мало ветеранов осталось, если десять лет назад их в районе было пять тысяч человек, то теперь осталось пятьсот».

От деда нам осталось в память одно единственное письмо и фотография. Теперь я еду по казацкому поселку и постоянно встречаю таких же смуглых мужчин, очень похожих на моего деда в молодости, оказывается, мужские казацкие прически за 50 лет совсем не изменились.

В Волгодонске, небольшом городке Ростовской области, у меня произошла важная встреча. У меня теперь времени нет на остановки, но здесь произошло исключение, не случись его, я мог бы и вообще никуда не доехать.

Проезжая вечером через Волгодонск, спросил о дороге у паренька на скутере. Разговорились, я рассказал о своем путешествии. Он так искренне попросил у него переночевать, что я не смог отказаться. Обычно я очень настороженно отношусь к подобным предложениям, мне проще поставить палатку, чем выстраивать новые отношения с человеком. Но тут был несколько иной случай. Он чуть ли не с мольбой в голосе попросил остаться, и мы поехали к нему домой. Жил … он один, жена на эти дни ушла к родителям, что-то у них не клеилось.

Весь вечер мы проговорили — в том числе о вреде развода, что нет ничего ужаснее в жизни, хуже только смерть — он согласился и позже, узнаю, они с женой продолжат жить вместе.

Потом мы съездим с ним искупаться на речку, а когда будем возвращаться, он заметит: «Что-то у тебя колесо спущено». Действительно, заднее колесо у моего скутера было почти сдуто. А дело в том, что я уже перестал думать о скутере. Я был в таком состоянии, когда все равно, голова, переполненная впечатлениями, ничего не соображает, теперь я мог только выжимать газ и ехать вперед, это обычное состояние в конце экспедиции. Мы подкачали колесо и на следующий день поехали с ним на шиномонтажку к его знакомому. Оказалось, что этот паренек на скутере, Александр Костенко, был хозяином фирмы по ремонту американских фур. А на скутере он ездил, потому что это самый удобный транспорт в таком маленьком городке, как Волгодонск, к тому же он лишен комплекса неполноценности, как большинство зрелых скутеристов. Когда мы будем подробно обследовать сдувшееся колесо, найдем в нем аж три прокола. Не встреть я чудесным образом моего спасителя, то до Москвы скорее всего б не доехал, во всяком случае, на этом колесе.

До Москвы осталось 800 километров. Еду я теперь вдоль границы с Украиной и даже серьезно подумываю заехать на Украину, у меня вечная по ней ностальгия — мама украинка, я с детства слышал украинскую речь и рассказы о Малороссии. А тут выяснилось, что заезжать нет надобности, хоть я и ехал по России, но в этом районе все местные жители говорили исключительно на украинском языке, то есть по-русски они понимали, но говорить не могли, потому что русская речь здесь вообще не употребляется — вот вам и Россия.

Село Лосево. На автостоянке здесь стоит старинная колокольня святителя Митрофана Воронежского. Охранник этой автостоянски сказал, что редко, но случаются в ней службы.

При подъезде к Воронежу увидел самую лучшую социальную рекламу, какую только можно себе представить — «Простите нас»  и фото убиенной царской семьи. Вот только кто это просит прощения — народ или государство? Вот когда при въезде во все города России будет висеть такая «реклама», тогда жизнь у нас действительно изменится к лучшему.

После Воронежа, можно было ехать по платной дороге, но я выбрал другую, бесплатную. Не то что мне было жалко 50 рублей, я бы при въезде в каждую область платил эту сумму или даже больше, только б они дороги ремонтировали, чтоб не было такого чувства, что они построены интервентами, которые преследуют одну цель — постепенное уничтожение русского народа.

Я всегда считаю, что в одеянии мотоциклиста (скутериста), есть что-то от рыцаря. А вы не согласны?

Задонск. Здесь я чуть не проехал святое место. Дело в том, что я уже устал от святынь, все-таки два месяца в пути, еду я уже на «автомате». Проезжая этот городок, где слева увидел много золотых куполов, подумал, что если кто меня сейчас остановит, то пойду смотреть. Остановился перед продуктовым магазинчиком. Подходит нищенок, протягивает руку, просит подаяние… А потом говорит: Что же вы, проезжаете мимо, к нашей главной святыне не прикоснулись, здесь святой Тихон Задонский и животворящая икона…

Я мог предложить ему шоколадку, зная, что подавать можно только продукты. Он ответил, что у него сахарный диабет и шоколад он не ест. Тогда я отломил кусок сыра, чтоб он доверие к людям не утратил. Эти нищенки они, ведь, не просто так здесь стоят, они на службе, их призвание не дать в нас засохнуть остаткам милосердия. После того как я отломил ему сыр, он даже улыбнулся, что я ни как не ожидал увидеть на его печальном лице.

Как только выеду из монастыря, где попрошу помощи в пути у Тихона Задонского, начнется проливной дождь. Пришлось спрятаться под козырек, под которым я простою два часа. Когда сил стоять больше не останется, я решил ехать в дождь. Одежды от дождя у меня серьезной нет, потому скоро промок насквозь.

Когда пришло время ставить палатку, я попрошу, чтоб дождь прекратился. Пока ставил палатку, он действительно ненадолго затих. Одна стойка у палатки вышла из строя, палатка старая, года три как эксплуатируется в жестком режиме.

Всю ночь шел дождь. Проснулся ночью от того, что лежу в луже, спальник промок наполовину. Все вещи намокли, паспорт, книги, документы. Слава Богу, хоть фотоаппарат остался цел. Палатка она сама не промокает, но снизу подтекает и оказалось, что я лежу в луже. Сел на корточки, посреди остался сухой островок. Стал читать, спать в луже было как-то некомфортно. Благо фонарик есть. Прочитал до рассвета. Дождь так и не прекращался. Палатку я решил тут и оставить. Кому нужно, тот возьмет. В Москве на рынке «Экстрим», как всегда, куплю новую. Выжал спальник, выжал куртку, штаны и поехал в Москву. Последние сутки перед Москвой будут самыми сложными, даже сейчас не могу вспоминать о них без содрогания.

Встретил меня холодный дождь и не менее холодный встречный ветер.

До Москвы осталось 500 километров — для скутера это приличное расстояние, но так как палатки нет, то буду ехать до последнего. Сначала ехал в сандалиях и в легкой одежде, чтоб не мочить, но постепенно одел все, что было, стало заметно теплее. Как-то резко стало очень холодно, я теперь еду на север и не успеваю привыкать к холодам. Сегодня так холодно, что порой кажется, будто на дороге вот-вот образуется лед. Я даже остановился и потрогал асфальт, нет, вроде не скользко. Жутко замерзаю. Вскоре я нашел способ, как согреваться. Останавливаюсь и приседаю или отжимаюсь до изнеможения. По 50-70 присядешь, потом можно ехать дальше, пока через пару часов опять не окоченеешь. Дождь закончится только к вечеру.

Последние километры мчался уже 70-75 километров, что я себе обычно не позволяю. То есть скутер уже не берег, было на все наплевать — главное доехать. Думал, если двигатель «стукнет», то поймаю «Газель»  и на ней доберусь. Приехал в Москву в 2 часа ночи.

Назад в Сибирь

На обратном пути дневник почти не вел, сил не осталось. В Москве сдал скутер, на будущий год, если будут средства, попробую съездить в Сербию. Зачем мне эта Сербия? Очень много вопросов она вызывает. И первая мировая и вторая начались именно с нападения на Сербию. А третью мировую, на которую нас провоцировали в 90-е, бомбя Сербию, Господь не допустил.

Еду опять в автомобиле. В горах Урала на стоянках часто вижу странных мужиков с несчастными лицами, которые при приближении машины начинают махать руками, как будто им холодно. Это они так показывают, что здесь покупают дизель. Не знаю, кто придумал такую унизительную «рекламу», но ничего кроме жалости это не вызывает. Одно избессчисленных порождений капитализма. Пока такой последний мужичек стоит и машет, стоит и машет, счастья у нас точно не наступит.

Думала ли мать, которая его рожала, растила, предполагали ли его учителя, которые в него душу вкладывали, что он будет всю жизнь стоять и руками махать и это главный смысл его жизни.

Ночую я теперь в автомобиле. Когда стемнеет, заезжаю в какой-нибудь городок или большой поселок, где останавливаюсь во дворике. Сейчас на пути у меня встал небольшой поселок Чистоозерье. Заехал в центр, ищу тихое место под ночевку. Вдруг я попал на центральную площадь, где у храма стоит большая скульптура Георгия Победоносца, освещенная прожекторами. Откуда это все в небольшом поселке? Переночевал по соседству со скульптурой, чтоб утром узнать ее историю.

Оказалось, что в Чистоозерье один бизнесмен создал свиноферму, колбасный цех «Велес», снабжающий своей продукцией чуть ли не всю страну. Бизнесмен этот оставил бизнес и ушел в политику, став народным депутатом, живет в Москве, а директором оставил своего брата.

Свиней здесь выращивают по канадской технологии, от которой, как мне сказали, все цивилизованные страны давно отказались. Их кормят химикатами, и те быстро набирают вес.

Говорят, что сегодня время быстрого накопления капитала прошло, но сколотить быстро капитал нечестным путем, например, производя некачественную еду, можно всегда. За время этого путешествия, я познакомился с двумя типами фермеров, один выращивал свиней почти в естественных условиях (Калмыкия) и с этим бизнесменом-политиком.

Но с другой стороны, для Чистоозерья этот «Велес»  — есть самое настоящее спасение. Потому что у селян появился не только храм, но и больница и детсад, а главное, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Ну и что из того, что это все некачественно, сегодня вся еда одинаково некачественная, одной колбасой больше, одной меньше — ни мы не заметим, ни они. Но все равно, если увидите где продукцию «Велеса», лучше обходите ее стороной.

Под Омском я съеду с трассы и углублюсь на пару километров в поле для перекуса. И тут на дороге увижу огромного дикого гуся. Увидев меня, он, как бы нехотя, тяжело и неохотно подпрыгнет и с трудом взлетит, медленно набирая высоту. И в самом деле, гуси осенью в большой цене. Вспомнилась сказка, где гуси унесли братца Иванушку. На таком гусе и в самом деле можно полетать.

Перед Омском остановился на заправке, нужно было подождать, пока сольют бензин. Собралось много машин. Здесь мы все станем свидетелями эсхатологической сцены. К стоявшей фуре шла женщина. Ну, шла и шла. Все было нормально, если не считать, что она была практически голая. Вместо майки на ней висела какая-то прозрачная сетка, совсем не прикрывавшая грудь, из остальной одежды на ней была мини-юбочка и сумочка.

Чем дальше мы живем, тем чаще задумываемся, что такое демократия и зачем она нам нужна? Увидев эту жрицу, я понял, что вот это и есть демократия, о которой мы все так мечтали. Высшее достижение любой демократии, это максимальная свобода и мы наконец к ней пришли. В истории все повторяется. Когда-то человечество уже приходило к полной демократии, именно тогда возникли города Содом и Гомора и мы все прекрасно знаем, чем это закончилось.

Въехал в татарское село перед Барабинском. Удивительно, но дети здесь здороваются даже с незнакомыми людьми. Я так думаю, что пока здороваются сельские дети, до тех пор останется надежда, что не все потеряно, что мы будем жить.

Крестьянин у своего дома реанимировал комбаин «Енисей»  84 года с полопавшимися покрышками. У меня машина тоже старая, 91 года, но это японка, то есть лучший в мире автомобиль на тот период. Как же он собирается работать на советском комбайне, которому почти тридцать лет? Да этому крестьянину нужно за это памятник поставить.

Томское село Петухово, где живут мои родители, наверно скоро войдет в книгу рекордов Гиннеса, потому что здесь собрано огромное количество памятников. А все потому, что один местный житель, перебравшись в Германию и мучимый ностальгией, каждый год приезжает в родное село и по непонятной никому причине в каждый свой приезд он создает очередной народный памятник — здесь уже есть памятник первому председателю колхоза, первому учителю, первому пионеру, конюху и т.д. Увидев сейчас этого крестьянина, восстанавливающим вечный «Енисей», я наконец понял, что двигало тем ваятелем петуховских памятников — каждый русский человек, а в особенности русский селянин, достоин иметь свой памятник, потому что жить и выжить в сегодняшней России, есть величайший земной подвиг. Огромный тебе поклон, русский человек.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из главных задач экспедиций А. Сотникова является создание очерков-бесед из цикла «Житие русского человека». Публикую одну из глав будущей книги:

Святая русская женщина

Житие учительницы

Есть в Ивановской области, на берегу Волги небольшой старинный городок Юрьевец. Собственно, его и городом-то назвать трудно, и приезжие, забываясь, часто называют его поселком, на что местные очень обижаются и обязательно поправляют. Есть в этом маленьком Юрьеце одна главная достопримечательность, о которой мало кто знает — это простая русская женщина, инвалид с детства, о мужестве которой ходят легенды. Она просто родилась здесь, жила и работала учителем, но за ее жизнь и работой стоит такая мука, что хватило бы на восьмерых. Она перенесла восемь сложнейших операций и все ради того, чтоб держать указку. Пусть о себе она расскажет сама.

Мой первый хирург

Вся моя жизнь — это хождение по хирургам. С рождения я не могла ходить, стопы были опущены вниз. У моего первого хирурга была фамилия Бом. Помню приехали мы в Москву все вместе, папа, мама и я, мне тогда было меньше трех лет, но я все хорошо помню. Он взял меня на руки и спросил: «Сколько тебе лет?». Я ответила: «Когда яблочки поспеют, мне будет три года». — «Вот когда тебе исполнится три годика, ты снова ко мне приедешь», — сказал он, такой ласковый был. Я попросила: «Хорошо, до свидания, пустите меня к маме с папой». Я раньше очень сильно врачей боялась.

Первая операция

Потом на все операции я ездила с папой. Папа у меня изумительным человеком был. Он не выпивал, он отработал на заводе от простого рабочего до заместителя директора. Когда мне исполнилось три года, он повез меня в Москву. И я год лежала в московской клинике на Ордынке. Когда папа через год приехал, я его не узнала. Он стал мне рассказывать о семье: «Мама ушла на работу, деда печку топит…». А у папы был значок на груди в виде распустившегося парашютика — что он означает, я до сих пор не знаю — я смотрю на костюм и говорю: «А у моего папочки тоже такой значок есть». Он заплакал: «Что же ты, значок узнала, а папу нет».

Первые шаги

После третьей операции я начала ходить. Но сначала я боялась перешагнуть, мне казалось, что чуть ветер колыхнет и я полечу вниз. Папа мне сделал такую конусообразную держалку на колесиках и потихоньку, потихоньку я стала ходить. Потом пошла в школу. Учительница сначала отказывалась меня брать, говорила: «Тут высокая лестница, вторая смена, мало ли что может случиться». Тогда я написала письмо в «Пионерскую правду», они прислали отношение к учительнице, где обязали окружить девочку заботой и вниманием. Так я пошла в третий класс, первый и второй я не ходила, братишка с сестренкой учили, я вместе с ними запоминала; быстренько я догнала сверстников; учеба мне вообще легко давалась. Мало-помалу закончила семь классов, потом перевели в гимназию — это нужно было уже подальше ходить. Но как-то я туда смело ходила. Помню однажды, весенним паводком — а у нас там, в одном месте склон с одной дороги на другую и труба проходила — вот я туда и полетела. Прохожие меня подняли. Все мокрая пошла в гимназию, домой не вернулась. Папа меня предупреждал: «Не забывайся, если только упадешь, я тебе еще добавлю», — это он так шутил. Но я не очень часто падала. Десятый класс я закончила в 44 году. Я тогда решила: буду учителем. Во-первых, мне это очень нравилось, а во-вторых, я нигде более себя не представляла. И я поступила на исторический, хотя очень любила математику, но в математике много нужно писать на доске, а я не могла. Институт я закончила с двумя четверками.

Я очень рада, что ученики меня не забывают. Когда приезжают к нам в город, всегда заходят, проведывают. Оружейник из Тулы, Вася Кулик недавно заходил. Прямо на крыльце встал на колени: «Спасибо, — говорит, — моей учительнице». Он отлично поет, мы с ним попели, потом я стала читать стихи. Он говорит: «Спасибо, я словно в Большом театре побывал».

Я должна указку держать

Однажды, когда мы собирались ехать в Москву на очередную операцию, пришло письмо от хирурга, он писал, что все бесполезно, приезжать не нужно. Папа мне это письмо не показал, но когда стали собираться, мама начала меня отговаривать: «Наденька, может быть, не поедем, говорят все бессмысленно». Но я врачам всегда верила и была уверена, что все будет хорошо. И сказала, что надо ехать. Когда мы приехали, хирург говорит: «Я же писал, чтоб зря не приезжали». На что я сказала: «А я в вас верю». До этого мне делали операцию на левой кисти, делал известный профессор Николай Алексеевич Богораз. После того как руку исправили, у меня улучшилась походка, я стала ходить прямее. На следующий год стали делать эту операцию. Операция была очень сложная, длилась она четыре с половиной часа; мне сняли большую грудную мышцу, поставили ее вместо дельтовидной и трапецевидной.

Потом я еще с месяц жила у сестры в Москве и оттуда ходила на лечебные процедуры в клинику. Однажды произошел такой случай, помню, было это после Пасхи: сестра Нина меня обычно провожала до метро, а потом уходила. Я к кому-нибудь подходила и просила: «Помогите мне, пожалуйста, встать на эскалатор». Меня обычно чуть поддерживали и все, — а тут получилось, что я некрасиво поступила. Я только ступила, меня отпустили, и я села. Остановили эскалатор — я встала. Как только эскалатор пустили, толчок, я опять села. Тогда ко мне подошел милиционер, говорит: «Что это вы, ездили все нормально, а сегодня что случилось?». Проводил меня до улицы. Пришла я домой, ничего не говорю, сидела, сидела, а потом расхохоталась, говорю: А знаете, что со мной сегодня случилось, и рассказала им. «Смотри-ка, — говорит Надин муж, — и среди милиционеров бывают хорошие люди». Я ведь без прописки жила. Посмеялись.

Операция же была далеко не смешная, было очень больно. Меня курировала девушка из Чувашии, изумительный человек, носилась все со мной, как с собственной дочкой. Как только мы зашли в операционную, дали наркоз, меня разрезали, — она расплакалась, и ее удалили из операционной. После операции я долго не приходила в память, не могла вернуться. А потом смотрю на потолок, чуть-чуть огонек горит, стала лампочку различать. Я спрашиваю: Уже все? А Захаровна, моя врач рядом была, говорит: «Ну что ты, милая, конечно все».

Было ужасно больно, впечатление такое, как будто мне раскаленный кирпич положили на грудь. Казалось, ни на миллиметрик не сдвинусь с места, — очень больно. Но ничего, как-то вытерпела. Хотела пить, не давали — нельзя было, говорили, будет рвать, и что-то внутри может порваться.

Когда меня спрашивали: «Зачем нужны все эти операции?», — я отвечала, что должна держать указку».

Смерть мамы

На следующий день лежу в палате, слышу, как кто-то говорит: «Смотрите, к нам старый большевик пришел». Я повела глаза на дверь, смотрю: мой папа стоит. Папа действительно был похож на старого большевика: волосы с проседью, волной, краси-и-ивый. Я говорю: «Ой, каким образом ты здесь?»  — «Да вот, — говорит, — в Вязники ездил, и по дорожке к тебе заглянул». — «Да уж, по дорожке из Вязников в Москву». Довольно долго я там пролежала, потом боли стали утихать, стало успокаиваться. Я начала проситься домой. Папа писал, что мама в очень тяжелом состоянии, у нее был декомпенсированный порок сердца. Меня уже было ничем не удержать и я одна поехала. Автобусы тогда еще не ходили — я многих рабочих знала — посадили меня в кабину грузовика, дорога неровная, ямы, — было страшно, казалось, что мышцы у меня сейчас оторвутся. Доехали до дома. Мама лежала на кровати. Мне почему-то стало страшно. Через несколько дней пришел учитель из школы рабочей молодежи, говорит: «Собирайся, пойдем на работу». И меня взяли на работу учителем истории. 21 января, помню, я должна была читать доклад о Ленине и у меня умерла мама. Но я все равно, сжав зубы, его прочитала.

Вторая мама

Папа у меня был золотой, изумительный был папа. Он только ради меня второй раз женился. Все родные стали говорить: «Алексей Георгиевич, давай-ка, милый, женись, нужно и Наде помочь». Папа говорит: «Ну что ж, если Наде, то я женюсь». Взял он женщину из прядильного цеха. Он потом говорил ей: «Если бы не Надюшка, то я бы и не женился». На что она отвечала: «Если бы не Надюшка, то я бы и не вышла за тебя замуж». 28 лет мы с ней прожили. Я не чувствовала к этой женщине ничего чужого, мне она очень нравилась. Как-то пришли к нам гости, двоюродная сестра у меня спрашивает: «Как ты ее зовешь?»  Я говорю: «Никак не зову». — «А она хочет, чтоб ты ее называла мамой». Я говорю: «Хочет, значит, буду». Позвали ее, она меня обняла: «Не беспокойся, — говорит, — все будет отлично». Я как-то так воспряла после этого.

Мы с неродной мамой отлично жили, но заболел папа. Дело было так. Его товарищ прислал письмо: «Алексей Гаврилович, прости, помоги поставить машину, не могу один». И папа сказал: «Что же мои милые, давайте, отпускайте меня, а оттуда я сразу поеду в областную больницу». У него заболел желудок и ему назначили консультации. И все, больше я папу не видела. Папа действительно поставил машину, а когда пошел ее проверять — упал. Вызвали скорую, отвезли в гостиницу. На следующий день он опять поехал проверять. На этот раз упал и уже не вставал. Пролежал он ровно месяц, у него оказался рак поджелудочной железы, а ее тогда еще не оперировали. И все, папы не стало. Он наказывал: «Живите так же дружно, как и жили раньше». Так я осталась с неродной мамой, но у меня не было ни малейшего сомнения, что она меня оставит или еще что-то — это была святая женщина.

Святая женщина

Состояние у меня тогда было действительно тяжелое: я отравилась наркозом, и в течение тридцати лет не ела ни хлеба, ни пирожка, ни печеньки, — желудок вообще не воспринимал ничего мучного. Однажды лежу в больнице, со мной в палате лежала пожилая женщина, она говорит: «Матушка, а ты не святая? Мы вот и едим, и пьем, а ты ведь и глоточка за все время не сделала». Есть я, дейтвительно, не могла, но мне без конца делали вливания. Главный хирург Москвы мне говорит: «Я хочу, чтобы у вас все было хорошо и предлагаю вам больницу в Стрешнево, там даже наши врачи лечатся». Я там у них довольно таки долго в тяжелом положении пробыла, голова кружилась, есть я ничего не ела. А однажды упала в обморок. Там был сад, я шла-шла и полетела. Подняли меня, положили, говорят: «Ты нам голодные обмороки не устраивай, мы за тебя и так боимся». Врач сказал, что он бы меня держал и год и два, но у них можно лежать не более одиннадцати месяцев. Я отшучивалась: «Все будет хорошо, я поеду домой, меня воздух родной лечит, я, как только вдохну нашего волжского воздуха, так никаких обмороков у меня больше не будет».

Дома я ела одну картошку, но рвота все равно не прекращалась. Нужно было работать, я пошла в школу. Помню, идем с учительницей математики, она меня провожала, подходим к двери. Я говорю: Ты мне открой дверь, я осторожненько пройду в класс. Подходила к учительскому столу, держалась за него и начинала урок. Однажды подошел ко мне хирург наш и говорит: «Учти, не будешь есть, не встанешь». И постепенно-постепенно, не считая тридцатилетнего недоедания в мирное время, я втянулась и стала понемножку есть.

Здоровая больная

Кисть руки у меня при рождении была загнута назад, мне ее поднимали, сухожилие складывали и скрепляли металлическими скрепками, до сих пор, если дотронешься до сустава больно.

Как-то я упала и сильно ударилась, появился синяк, оказалось, что я сломала в локте руку. Пришла к хирургу заложить лангетку, а он говорит: «Лангет можно и не закладывать». Я спрашиваю: «А как тогда я буду заправлять койку?»  Он удивился: «Вы сами заправляете?»  — «Конечно, и еще писать доклады нужно». Он еще больше удивился и попросил: «Напиши мне на память что-нибудь». Он был страшно доволен. «Смотрите, — говорит, — какой у нее подчерк красивый».

Все мои операции оплачивало государство. Разве сегодня я смогла бы получить образование, сделать столько операций? Даже намека такого не было, чтоб платить. Все операции делались бесплатно и в Москве. Из восьми операций только последнюю, аппендицит, сделали здесь.

О вере

Папа у меня был членом партии, мама — верующая, неродная мама тоже была верующая. А я была комсомолкой, членом партии.

Время было такое, что сказать было ничего нельзя. Как-то в техникуме в начале 70-х меня попросили прочитать лекцию о Сергии Радонежском. Я подготовилась, пришла и сказала перед лекцией: Вы меня извините, но я должна признаться, что я была атеистом, хотя в душе постоянно обращалась к Богу. Потом ко мне подошла одна женщина, говорит: «Я писала дипломную работу по этой теме, но я столько не знала, сколько вы нам рассказали». Так постепенно, постепенно я возвращалась к вере.

Мне сейчас помогают чужие люди, приходят работники из соццентра, правда, много делаю я сама: цветочки поливаю, посуду мою… Уже много работников сменилось — нужна человечность, нужно помнить, что они не должны стоять выше нас, которые оказались в таком незавидном положении. Сейчас ко мне приходит хорошая женщина, она во всем помогает и по дому, и с огородом. Они получают зарплату в соццентре, помимо этого я доплачиваю. У меня живет студент ветеринарного техникума, мой дальний родственник, попросился пожить, мне не жалко, все лучше, чем в общежитии.

Брат у меня погиб под Сталинградом. Я сама как-то путешествовала по Волге. Была в Волгограде на Мамаевом кургане. Как поднялась туда, как увидела стелу, как расплакалась, меня еле успокоили. Сама удивилась, я когда подошла вплотную к скульптуре «Скорбь матери», стала вдруг декламировать стихи: «Все люди спят, а мать не спит сейчас и льются слезы из усталых глаз. Была война и сын погиб в бою, склонил он голову за родину свою. Ей не поднять своих детей, как не поднять могучей иве своих поникнувших ветвей».

Справка:

Голикова Надежда Алексеевна родилась в 1928 году в г. Юрьевце, Ивановской области. Перенесла восемь операций. В 34 года ей присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР. Ныне находится на заслуженном отдыхе.

Андрей Сотников (http://www.spasi-hram.ru/)

ВНИМАНИЕ!

В конце августа-октябре 2013 года планируется следующая экспедиция А. Сотникова и его проекта «Спаси храм»  по маршруту из Сибири в Беларусь. Как поддержать экспедицию вы можете узнать на сайте spasi-hram.ru в разделе «Помочь проекту».

Задачи экспедиции:

Поиск храмов нуждающихся в помощи и размещение их на сайте spasi-hram.ru, чтобы потенциальные благотворители могли на них выйти.
Сбор информации для создания паломнической карты Сибири, России и Беларуси.
Съемка фильма-паломничества.
Создания цикла очерков-бесед «Житие русскогочеловека».

Как вы можете поддержать экспедицию?

Помолиться за грешного Андрея.

Перечислить любое пожертвование на экспедицию с любого банкомата или «Сбербанка» (счет можно посмотреть на сайте http://www.spasi-hram.ru/ в разделе «Помощь»).

Приобрести почтой фильм А. Сотникова «Путешествие в поисках русской Гипербореи». На диск также записаны все предыдущие очерки А. Сотникова о путешествии (в Карелию, Сахалин, Монголию, Алтай и Грузию (полный вариант) с большим количеством фотографий. А также книга «Житие русского человека»  Высылается почтой. 470 рублей (кроме авиа-пересылки). Как оформить заказ, смотрите на сайте автора.

Телефон и адрес А. Сотникова для оформления заказа т.: 8 953 160 41 83, a_sotnikov@rambler.ru

Объявленная ранее экспедиция в Сербию из-за финансовых трудностей не состоится.

ПОЧЕМУ ИМЕННО БЕЛОРУССИЯ?

Нет страны более нам близкой и более от нас далекой и нам незнакомой.

Автор прежде всего должен изучить состояние белорусского села. Говорят, оно тоже гибнет. Это странно, неужто это «естественный»  глобалистический процесс, который даже в консервативной Беларуси возможен. И конечно же, показать состояние веры в современной Беларуси. Ведь в СМИ ничего не поймешь. Президент Лукашенко к вере и церкви, похоже, стал поворачиваться лицом. Если бы коммунисты сделали то же самое, то они бы продержались гораздо дольше. Пример Беларуси показывает, что из этого может выйти.

Кроме того, не нужно забывать, что белорусы — это лучшие люди на земле. Белоруссия — это крепость России, нации больше пострадавшей в войнах в мире просто нет, это выработало особую «выкованную страданиями»  нацию, может поэтому сегодня из всех наших республик им повезло более всего.

Беларусь планирую объехать примерно по кругу на скутере, посетив все основные области.

Сотворите благую милость, помогите совершить экспедицию проекта «Спаси храм». Без вашей помощи экспедиция, скорее всего, не состоится. Оплатить все затраты автор просто не в состоянии.

Очень необычное путешествие, не простое только за это уже 5+.

Я прочитал все отчеты автора о его путешествиях. Мне одному кажется, что порой его мысли за гранью разумного, я бы сказал на грани бреда.

Н Новгород-Киев
Автор, с конца 2008 года 1$ на Украине стоит чуть более 8 украинских гривен, а не 5 как было ранее, при чем это произошло одномоментно, а не ползучим образом как в РФ. Т.е. в одночасье государство обокрало свое население на 60%. Думаю такая "стабильность" никому не нужна.

По моему автор окончательно на голову ослаб..

Как там?? Не возгордись и не осуждай??
Связь по тел. 8(495)728-89-80

За мыслью глубоко верующего человека тяжело следить.
Другие ценности, другие обуждения

А я перестал читать писания автора - жалко время попусту тратить, так фотки просматриваю

Очень интересно спасибо, После таких расказов появляеться желание посетить эти места. Так было сомной я Посетил Алтай и Иссыкуль теперь на очереди Грузия. По моему мнению есть один недостаток много политики.

г. Выхлопдар
Утомил! Прости прощай, православный интриган.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Супер

Курган.обл.
Я вот только из Грузии приехал. Только я на машине ездил. Там очень красиво и к русским отношение хорошее.

Реутов
Затея хорошая и правильная,это про Спаси Храм,только,что то автор нить этой темы потерял.
Сначала сам Храму помоги,а уж затем и проси помощи.Взбесило то,что старушки восстанавливают своими силами,как могут Храм божий,наш путешественник приехал поглазел,давай кричать - люди помогите этим бабушкам.
Накипело,везде это проскакивает у него.
Субару Форестер 2,5L CVT 2014

Хоккейная столица России
Не знаю, во 2-м отчете автор достаточно сильно ударился в рассуждения о жизни через религиозную призму - и там действительно сложно было его понять. Да к тому же начал бред нести, дескать русские в РФ - самые лодыри и безбожники. Я тогда крепко обиделся на автора.

А здесь он пишет о простых людях простым языком. И получается, что в общей массе плохих людей - не так уж и много. Везде ему попадались открытые и отзывчивые люди - а это радует. Несмотря на то, что он ездил по стране, с которой мы 5 лет назад воевали (Грузия).
Мой отзыв: Лада 2109 1988

“Что ищешь, странник, - всё с собой несёшь, и не находишь нового теряешь с каждым шагом”. из притчи "Два брата" книги В.Мегре "Сотворение".

"...вижу странных мужиков с несчастными лицами, которые при приближении машины начинают махать руками, как будто им холодно.Это они так показывают, что здесь покупают дизель..."
Скорее всего автор говорит о т.н."чекистах"
...да, пусть пишет- его право,не судите строго.
Есть в его отчётах что-то такое...интересное.
Удачи тебе автор.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Хайфа
"...Потому что давно замечено, что чем больше мы образовываем детей в этом вопросе, тем меньше у них впоследствии будет детей..."
Когда же люди начнут понимать, что ГЛАВНОЕ, это НЕ количество жизней, а их качество! Планета и так трещит по швам! 7 миллиардов, из них половина за чертой бедности. Автор, сам-то задумайся.
"Человеческая жизнь - самое главное" - жвачка для бедных, как раз для тех, которые плодятся десятками, а потом причитают "Нам нечем кормить своих 38 детей! Подайте христа ради!"

Сообщений: 11915
Осетины у себя-то может и высоконравственные, но как приезжают с гор в Россию... тут то они дают копоти

Не помню где ,прочла интересное высказывание...вера ,это как пенис,хорошо что он есть и вы им гордитесь,но плохо,когда вы достаете его на людях и размахиваете :))
Автор акцентирует ,что он человек глубоко верующий,но в конце повествования вдруг...устал от святынь...как так? Еще например,если бы автор расширял свой кругозор,то он не "открывал бы Америку" рассказывая нам ,что грузины додумались захоранивать в полу церкви...в Европе так считай в каждом соборе.
И вообще прочтя почти все его отчеты сделала для себя вывод..автор играет в веру ,а не искренне верит...просто он не хочет работать и придумал для себя всяческие МИССИИ,то церкви фотает,то народы мирит,а на самом деле это человек (как он сам писал в одном из своих отчетов ),который смотрит в дырку забора за которым средь фонтанов и роскоши резвятся богатые дяди и ждет прихода,нет не Миссии ,а второго 1917 ,ждет искренни ,а для чего?...что бы быть там за забором,средь фонтанов,а опосля можно и за убиенную Царскую семьи помолиться .

А за "Житие русского человека " спасибо.

Урал
Почитал пару статей автора..., одного не пойму! Откуда все эти высказывания про то, что мы плохо живем? Я хоть и не Русский по национальности, но родился и вырос в России, у нас в конторе весь состав СССР и все пашут и живут не плохо. И знакомые все вроде не в нищете по два-три ребенка у каждого, все на авто, хоть одно в семье, но авто! Умудряются учить детей, покупать квартиры, ездить на отдых. Все это говорит, что живем то не плохо. У автора в голове творится какой-то бардак. Ныть, что все херово и при этом на пожертвования кататься хорошо, иди работать автор!!!

сколько воров в законе именно грузины? телек хотя бы включи.
я понимаю, что это "апельсины". но сами же грызуны этим гордятся

Бердск
Для верующего человека не слишком ли много фотографий с изображением автора? Скромностью и не пахнет!
Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем.
Е. П. Блаватская

Я притомился читать опусы этого блаженного чудилы-бездельника.

Но, читая именно этот - про Грузию, понял. что со многими его мыслями согласен.
И про Путина, и про коррупцию с воровством и т.д.
Ничего по сути нового или оригинального автор не высказал, но слава богу, не утомлял слишком своей религиозной болтовней.

Понравилась фраза "...важные решения принимаю слушая свое сердце — какую выбрать машину или купить квартиру..." :-) тут просто - no comment. Недурно для странствующего миссионера-бессеребренника.

ЮФО-СПБ
За одну гривну дают 4 ру***, уже давным давно.

А мне нравится, это лучше чем сидеть на работе с 8 до 5 и о чем то рассуждать ,ничего не видя в жизни ...

VVO
О, борода с нами! Соответственно не читал, фото посмотрел. Все как обычно - автор и храмы.
V8
2.4 vtec
600 dual vtec

Автор, типичный коммунист. Товарищ Лейба Бронштейн (Троцкий), закончивший, как и многие его соратники, духовную семинарию - примерно также рассуждал. И ничего, что у того руки по локоть в крови были, главное - всеобщее счастье. И ещё..., он, кстати, понимал, что не церкви строить надо, ибо бесполезно это, а трудовые лагеря.

Для журналиста, слишком много ошибок. Норма времени видать.

Урюпинск
Спасибо автору за отчет и в правду в Беларуссии живут одни из лучших людей.
Удачи на дорогах.
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

Чайлд фри, не?
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

Плато Путорана
Очень интересно, в прочем как всегда. Не понимаю, почему некоторые скептически относятся к очеркам автора? Ну если не хватает вам, умишки понять того, о чем он пишет.. Или разобрать его мыслей и слов.. Не читайте тогда. Чья в том вина, что вы не имеете даже среднего интеллекта?

Север8877:
Вы превосходно уличили нас в отсутствии интеллекта! Показав свой!

Н Новгород-Киев
Давайте каждый будет заниматься своим делом, политик политикой, монах молитвой. Вот такие мысли приходят в голову просле прочтения частями данного отчета.

Спасибо за труд, Андрей! Очень интересно читать...

Реально мысли за гранью разумного!!!За это необычное путешествие 5!

Эта часть отчета мне понравилась больше других. Здесь есть впечатления именно путешественника, по интересной и уже мало знакомой нам стране.

Взгляды (в т.ч. религиозные или политические) каждого из нас будут неизбежно сказываться на том, что мы видим и как это воспринимаем. Когда автор комментирует свои впечатления, нормально, что заодно мы что-то узнаем и о его убеждениях или стиле жизни, согласны мы с ним или нет. Другое дело, что не стоит вставлять длинные отступления, политические листовки или проповеди в отчет о путешествии. Не надо смешивать жанры.

Молодец!!!

Исписался((

борода ты скутеров уже изъездил?)
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Самрат:
Самрат, Вы знаете, не совсем так хорошо как Вы описываете. Вы никогда не проезжали мимо глухих сибирских, поволжских, дальневосточных и.т.д. городков и сел? Вы знаете, как там вообще люди живут?? Про отпуск там многие и не мечтают, потому что работать негде. Денег нет, разруха, люди в прямом смысле охреневают от жизни такой.. При всём при это многие остаются людьми. Вы описали некую, городскую прослойку людей (средних и крупных городов).. И не более. Жизнь в России она совсем не такая, как вами было написано выше. Я тоже думал по другому, пока не начал кататься (путешествовать, если угодно) по этой стране.

Север8877:
Про ужасную коррупцию забыли рассказать, а также бедствующих врачей-учителей...

Север8877:
По какой "по этой стране"? Вы там в своей Москве совсем уже не осознаете что говорите! Какая прослойка? Знаю людей из деревень добившихся не малых результатов, главное человеком остаться и трудится в поте лица, это уже по-моему все осознали, а кто еще нет, тот сидит на месте и охеревает от "такой" жизни. Так что не надо нам тут про дальневосточные деревни! Знаем, местные.

Самрат:
А я смотрю, Вам Москва всё покоя не даёт...

Север8877:
А я смотрю, Вам Москва всё покоя не даёт...
Да нет, Москва отличный город, народец там своеобразный. А что Вы больше не смогли ни за что зацепится, кроме фразы про Москву? Да и фраза была не про город. Зрите в корень уважаемый.

Не разделяю религиозных настроений автора,но полностью согласен с ним во всем,что касается России,Грузии,Америки,путина и российской корупции.Да автор я полностью согласен с тобой во всем ,что касается наших дорог и наших чинуш.Есть с чем сравнивать,тоже проехал по Америке восемь штатов,а по России на автовозе из Владивостока до Черного моря

Цитата автора《Русские бомбили Грузинские города.》
Странно , что из читателей не кто не отриогировал на заявления автора по повода Сталина. Автор сравнивает Сталина и Гитлера и этот челоаек говорит , что не смотрить долбо ящик!

Такой резонанс на обычного дурика.
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.
заинск
не обижайте автора,в его словах есть доля правды,которую мы не видим,ну или не хотим.

Кому жизнь буги-вуги, а кому полный бред.......

Урюпинск
Жанна Д"Арк на мопеде))) И с бородой))

Жанна Д"Арк на мопеде

О-о-о.... Борода!!!!!! Давно не читал. Норм прокатился, с чем то согласен, с чем то нет....Про Пу ф точку!!!!

Самрат:
Родился и живу в Москве как мои родители и деды. Сегоднешния Москва мне не подуше. Вам не нравятся люди? Москва если вам не известно это срез России, чтобы найти москвича надо постораться. Сейчас два милиона только Среднеазиатов проживают в Москве. Причем это два милиона лиголизовавшихся и получивших гражданство РФ Среднеазиатов. Делайте выводы сами , кто насамом деле вам не нравиться в Москве...

mihay45:
Видимо, не у меня одного, из посетивших совсем недавно Грузию, несогласие с мнением автора. Да, и Грузию-то, со своей точки зрения, автор нам совсем не показал. Так, несколько кадров крепости Аннанури.
Андрей, да был ли ты в Тбилиси-то?
Про дороги согласен, и в одном из своих отчетов, почти слово в слово, об этом же писал.
В остальном...
Мне твое отношение к жизни, стремление понять ПОЧЕМУ? - симпатично. Но не тот сайт, или не тот стиль изложения для этого сайта ты выбрал.
Здесь всегда будешь, по меньшей мере, человеком слегка не в себе, а по максимуму.... Наверно, уже не раз утирал слезу обиды, читая комментарии некоторых местных "умников" и "знатоков" жизни. Так, что, не мечи бисер... А путешествовать... Это, ведь, больше для себя, для познания жизни. Другие пусть познают ее своими средствами и строят, как считают нужным.

Я, конечно, страшно извиняюсь.. Но, по моему личному мнению, такие авторы дискредитируют вменяемых верующих не хуже чем господин Гундяев всю РПЦ. ТС - копи на новую экспедицию :))

зик 2011 ты (вы) не прав, врачи -учителя имеют достойную зарплату. А за автора рад что он вернулся. думал не доедет....

есть много интересного в рассказе, но автор слишком кичится своей бедностью, не украшает это

Ока:
А при чем тут кто то в Москве? Я что сказал, что там кто то плох? Или что то про среднеазиатов? Я сам к последним отношусь, хотя могу Вам рассказать историю своего рода и показать на карте что мои всегда жили на территории сегоднешней России. если Вас не устраивают среднеазиаты, то могу вам рассказать что недавно нас кинули на лям рублей один Башкирин и Русский, при чем тут национальность? Еще пример, знакомого парня на дроме с Магнитки кинули Украинцы на лям зеленых. И что вы мне можете сказать по этому поводу? В столицу лезет много народу в их числе много и уголовников и мошенников, это к слову "своеобразный"! Отвечая на Ваш вопрос могу сказать, что мне не нравятся в Москве люди называющие мою Родину "этой страной", будучи её гражданином.

практик 669:
Это был сарказм с моей стороны)) Про коррупцию у нас все всё знают! Но как спросишь: - " когда лично с тебя взятку просили" - стоит и глазами хлопает...

Сергей ekb:
В чем неловкость? Человек оторвался от суеты, высказал свои мысли.Практически " глас народа"Повторите ,если сможете такое же путешествие.Поспите в палатке, покушайте на природе" чем бог послал" и поймете ,что автор свободный человек. Может говорить все что хочет, в отличии , от большинства " электората" .Автору удачных поездок!
Судя по количеству негативных комментариев, к "гласу народа" сие писание имеет весьма и весьма опосредованное отношение. Не там славен русский народ, что ездит в рубище и при каждом удобном случае бьет себя по башке, призывая в чем-то там покаяться. Давно пора уяснить молодежи, что мы - Великая Нация, как бы не убеждали нас наши либеральные креативные и толерантные граждане...

Мне этот дядя если честно не нравица.

Я царя и не царя тоже, не убивал и не надо мне чувство вины прививать !
Николай от престола отказаля самолично, вместо того что бы костьми лечь за отечество. Следоательно убили БЫВШЕГО царя.
Дорогое надо тратить на братву и девочек.

Don Omar:
Мне этот дядя если честно не нравица.
Я царя и не царя тоже, не убивал и не надо мне чувство вины прививать !
А французы ваще всех у себя поубивали и ничё - живут и не каюца вроде, и не собираются даже, и их никто к этому не принуждает, и не обвиняет.
Дорогое надо тратить на братву и девочек.

Автор примерил на себя рубище странствующего философа - дервиша. Получилось бездарно, ибо все это понты и не более.

Вера-то, она длжна быть, прежде всего, в душе, а не зависеть от количества храмов и рекламных щитов с покаяниями.Это мое мнение, и я его никому не навязываю.

{f,fhjdcr
Зачётно! Хорошо! Понравилось! Мысли хорошие.. - что то свежее, что то подчеркивает в собственных мыслях и отношении... как будто открывает глаза на ситуацию в стране... Надо признать, сознание наше затуманилось, кровь загустела... мы реально становимся зомби смотря новости и ходя каждый день на работу, тем самым раскачивая маятник, с которого не можем вырваться.... Деструктивный маятник!

Хабаровск.

иркутск
habug:
Иисус тоже многим казался странным
Кстати,слова странный и странник имеют один корень...
Не суди....

!Irkutskberg!
Спасибо за рассказ. Сильно...
Делаю мир лучше. Присоединяйтесь!

алек38:
Иисус тоже многим казался странным
Кстати,слова странный и странник имеют один корень...
Не суди....
Не всякий бродяга - Иисус

Ваш очерк, оставил двоякие впечатление, с одной стороны интересно, а с другой все очень пессимистично, и в каждой части проскакивает нетерпимость и осуждение других людей (при этом Вы набожный православный человек, но забываете: "Не судите и не судимы будите"), например:
- в 1 части Вам написали о человеке с большим крестом на груди. Насколько я понимаю, Вы его даже не знаете - но уже осудили, причем публично и при этом выложили фотографию с его изображением. На мой взгляд это, как минимум не этично
- во второй части Вы затронули уже другую религию и народ.
- в третьей другую страну.
Мой отзыв: Skoda Octavia 2013

Кубанские казаки - "волнодумцы", бежавшие от российсих царей и селившиеся на берегах Дона. Позже, ставшие на государеву службу и охранявшие южные рубежи Империи. Украина - Русь то Польская, окраина Польского королевства. Есть другая версия: это вовсе не окраина, крайняя земля, а страна - край по другому. Ну а Горная Руссия - вообще из области фантастики. Сами грузины - это вовсе не "грузины", а представители нескольких народов, объединение которых происходило на протяжении нескольких веков через войны и не только междуусобные. Да и общее понятие "Грузия" на грузинском произносится как "Картли". Некую точку в чехарде междуусобных войн и иностранных вторжений поставил царь Георгий XII, попросивший Российского императора Павла I принять Картли-Кахетское царство в состав Российской Империи: "чтобы с этих пор царство картлосианов считалось принадлежащим державе Российсой с теми правами, которыми пользуются находящиеся в России другие области." Википедия, однако.

Но сам поступок - поездка на скутере - заслуживает уважения. Спасибо за рассказ !
Мой отзыв: Nissan AD 2008

"Кроилово ведет к пападалову" - старинная drom-овская мудрость.

Плакат с царской семьей ввел в недоумение. Что хорошего сделал Николай 2 для России? Проиграл все войны, воевал с собственным народом. Ничтожный отпрыск действительно великих правителей. Природа конкретно отдохнула... На авторе, впрочем, тоже. Хотя пишет интересно. Но уж больно бредово.
Овощи - не еда, это то, что едят с едой!
Мои отзывы: Peugeot 206 2006, Toyota Cynos 1998

Отчаянный парень. Про ВВП согласен.

Интересный и своеобразный рассказ,есть что вспомнить и есть о чем задуматься!!!

Самрат:
Соглашусь меня самого бесят граждани называющие нашу Родину 《этой странной》.
Удачи на дорогах.

Кропоткин
Попрошайка бредит
"К правительству лететь — гравицаппу надо иметь! Правительство на другой планете живет… родной."

ОТВЕТЫ АВТОРА:

ОДИН ЛИТЕРАТОР СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО БЕЗУМИЕ,ЧИТАТЬ НА ФОРУМАХ ОТЗЫВЫ О СВОИХ ТВОРЕНИЯХ, НИ КТО МОЛ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕТ, ЧТОБ НЕ СВИХНУТЬСЯ, НО ИЗ УВАЖЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ДРОМОВЦАМ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ КАЖДЫЙ ГОД ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ЭКСПЕДИЦИИ ПРОЕКТА «СПАСИ ХРАМ» И ТЕМ ЧТО БРОСАЮТ РАЗУМНЫЕ ЗЕРНА, МНЕ ПРИХОДИТСЯ ЧИТАТЬ.
Спасибо тем, кто осилил до конца сей опус.
1. Да политику буду сильно сокращать – сейчас готовлю книгу из моих десятилетних поездок «Можно ли путешествовать на скутере», там действительно, главным образом, выброшу политику.
2. На Владимира Мэгре уже ссылаются как на Библию? Это что-то новое.
3.. Недавно задумался – почему чем более семья верующая, тем более в ней детей, так что можно даже по количеству детей судить о вере. Но как всегда есть и исключения, когда зачинают в пьяном бреду. Кстати, последователи В. Мэгре, исповедующие единение с природой, не стремятся заводить большие семьи.
4. Еду теперь в Беларусь, чтоб рассказать о «самых лучших людях в России или на земле».
Пока не выехал в Беларусь из-за недостатка средств. Сам я могу оплатить только половину затрат на экспедицию. Кроме того, я считаю, что путешествую не только для себя. Как только начну для себя, сразу прекращу.
5. В том то и дело что все грузинские воры в законе убежали из Грузии, во всяком случае, до последнего времени бежали.
6. В Москве есть то что нравится (культура) и что не нравится (доллары в глазах).
8. Наиболее ценные комментарии с сайта ДРОМ я дублирую на своем сайте «Спаси храм».
9. Что это за человек с крестом в первой части? Пересмотрю.

ОТВЕТЫ АВТОРА:

9. Что это за человек с крестом в первой части? Пересмотрю.
Для быстроты поиска, текст идет прямо под фотографией: "И едут в Ложок и едут люди, и несут и несут они отсюда святую воду. Кого только здесь нет. Вот в купель входит женщина с младенцем на руках, за ней мужчина весь в наколках и с большим золотым крестом на груди. Чем меньше веры, тем больше крест и тем, наверное, больше рисунков на теле. Ну что же, и ему сюда нужно, и у него есть неразрешимые проблемы. Вошел грешником — вышел безгрешным, и опять можно грешить."

ой, ой... каша в голове прогрессирует. пгм, ниче не поделаешь. :(

tata991:
Не стоит и начинать, дружище((

vb2002:
ой, ой... каша в голове прогрессирует. пгм, ниче не поделаешь. :( стесняюсь спросить: а что вторая мировая началась с нападения на сербию? я что-то пропустил в курсе истории?
Да по моему, автору в принципе все равно, какая мировая война по счету началась с нападения на Сербию :) Мне про Грузию другие фотки понравились : http://kirill-anya.ru/2012/geo... Более представительно и полно отображена национальная архитектура. Глупо проводить взаимосвязь между верой и количеством детей в семьях. Например, если порыть в инете, то можно найти материал о исследовании зависимости степени веры и интеллекта человека :) Но в любом случае автору спасибо !
"Кроилово ведет к пападалову" - старинная drom-овская мудрость.

Опять дурацкие религиозные бредни........................ ............
ОТВЕТЫ АВТОРА:
Оставь скутер - это все от лукавого - путешествуй пешком.

Cranby:
Очень верное высказывание. Очень глупо, однако автор проводит... Почему любой тоталитарной властью изничтожалась в первую очередь интеллигенция? Тот же ответ и про РПЦ. Чтобы властвовать - нужны толпы безголовых и не думающих, а не самосознательных и вменяемых....

Ebaches:
Почему любой тоталитарной властью изничтожалась в первую очередь интеллигенция?
Примеры можете привести?
Не слушайте либеральные сказки - при "тоталитарных" режимах науки и искусства (т.е. результат деятельности интеллигенции) отнюдь не чахли...

"И в то же время, дружелюбное отношение к русским у грузин осталось в прошлом."
Мой товарищ только что приехал из Грузии, куда он ездил отдыхать с детьми. Говорит, что такого радушного отношения к себе он еще нигде не встречал. Встреча с хозяевами гостиницы, в которой он жил, началась с застолья и тостов.
Другой приятель ездил в Грузию год назад. Его рассказы аналогичны. Один из рассказов - братание с грузинской полицией в ресторане и дальнейшее совместное распитие вина.
Так что в недружелюбное отношение простых грузин к русским, как и наоборот, я не верю.

Киев
Нормально.
Я удивляюсь, когда гости спрашивают:
- У Вас есть туалет?
- О, ГОСПОДИ, НЕТ! МЫ СРЁМ В ОКНО.

Где-то за Уралом.
Автора к сожалению бросает из крайности в крайность.
Если текст не пропитан религиозностью-то он пропитан политикой.
Насквозь!
А я в этот раз о Грузии почитать хотел.....

Ну что же...Лучше, значительно лучше. Но все так же плохо.
Пока вы описываете места - это все не плохо, читабельно и, сравнительно, познавательно. Но как только появляется ваше личное отношение, которое базируется на глубокой ненависти к прошлому этой страны, не пониманию кто и что делал, профанации исторических моментов... Читать становится тяжело. Разруха в голове, отсутствие целостной картинки бытия - сразу режет взор.
Вы либо займитесь самообразованием - то есть цифры, факты, цепь событий. Либо корректируйте на то, что нам то, грешным, манной небесной питаться не получается. Быт простого человека финансируется им самим на 100%, а не на 50%. И виртуальная доброта одних, порой злее реальной злобы других.
Ну а в дороге - удачи. Пусть вам больше встречается добрых людей.

Ufa
Хотите узнать о Сербии и почему сербы всю жизнь прикрывались жизнями русских солдат, сами при этом воевать не желая- А. Бушков " Распутин. Выстрелы из прошлого".

Хотелось бы узнать, что автор полезного сделал в жизни?
Например: кому-то дом построил, дорогу отремонтировал....
zakazall.tomsk.ru. Сигнализации, брелоки, автокрепеж

не нравиться у человека философия побирушки, а кто не дал тот плохой. Вопрос когда он катается по миру кто его детей кормит, жена любимая на себе все тащит? Это же сколько терпения должно быть.

Кстати, борода, где твой ниссан ад, который ты в 2008 перегонял? продал? деньги на "храмы" отдал?

Борода что в "эпосе о перегоне" чуши написал, что тут, что про Осетию.Короче балабол. имхо

gurskih:
Хотелось бы узнать, что автор полезного сделал в жизни?
Например: кому-то дом построил, дорогу отремонтировал....
а почему автор должен кому-то дом построить или дорогу отремонтировать, дорогу должны дорожники ремонтировать, а дом строить сибе каждый сам, а то вот так и привыкли в России, что-бы кто-то строил, ремонтировал , любой, но только не тот кто должен этим занематься.

коммунист:
Вопрос был не про "должен"...
Что он сделал полезного для страны в которой живет?
zakazall.tomsk.ru. Сигнализации, брелоки, автокрепеж

Да,как всегда автор в своём стили,филосовствует.

andreika1403:
Да,как всегда автор в своём стили,филосовствует.

Автор молодец!
По крайней мере он приносит больше пользы чем путешественник Конюхов.
А вот сиди он дома, чего делал бы? Вопрос... Специальность какая-нить есть?
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве/ Н.Бонапарт

А критиковать много ума не надо. Не нравится - не читай, проходи мимо.
Попробуйте сами написать хоть-бы пару страниц связного текста о своем отпуске.
Думаю 99% критиков на втором предложении бросят это занятие. Т.к. это тоже труд.

истина где то рядом...
Мои отзывы: Ford Mondeo 2007, Ford Mondeo 2005

zik2011]То, чем он занимается "философствованием" не называется. Вряд ли он слышал о законах диалектики, софистике и дидактике)))
... и с немецкой классической философией видимо тоже не знаком.

Энергодар, Запорож
А мне нравится. Не могу сказать что с автором со всем согласен,
но уже надоело читать про поездки на моря.

Сумбурно и противоречиво написан отчёт,не совсем понятна цель,кроме как посетить Грузию или роль мессии выполнял?
а помимо очерков и путешествий ,чем ещё полезным для семьи,общества занимаешься или так проще жить,на своей не всегда и не всем "понятной" волне?)))

не спалось. холодный мускат с минералкой,вяленое мяско,салатевич...а вот арбуз был лишний на ночь.он и не дает спать.тот кто приезжал на Кубань поймет о чем это я.Да,на Кубани есть что покушать и есть что продать чтобы покушать. а вот Чечня-у них ведь только нефть и оружие.и продают они эту нефть через Новороссийск по 2 танкера в неделю. а это около 250 тыс тонн.безостановочно.продавали и будут продавать.Какая дотация для Чечни?это миф.там столько бабок после авизо и Березовского помимо нефтяки,что про дотацию говорят только....Не надо им завидовать-все проходит,все временно на свете.../Семья осетин не может жить в Ингушетии. Их бы вырезали давно,факт.На половину крещенные язычники не живут там уже.А вот что-то отделять от территории России,пусть даже забором,это вы здря,и еще раз здря.Катайтесь мирно,развивая своими шикарными волосами и поглядывая на свою страну через очки-стрекозы. Как писали уже тут выше-о чем вы,батенька?Все это имхо,а потому без обид.По любасу- удачи, но о встрече не мечтаю.

"Да, подумал я, моя мама тоже была десятая в семье, а мне, как и большинству моих знакомых, разрешено иметь только двух детей и это обязательный лимит."

Ждал рассказ о Грузии, так как три года подряд в 90-х,
пришлось там побывать. С каждым годом страна и люди
притягивали к себе всё больше и больше.
Сейчас не только на Дроме есть рассказы о поездках
в гости, или на отдых в Грузию.
Но мнение автора для меня было важным, прочитал
и соглашусь с выводами.... они не всем пришлись
по вкусу, но давайте будем вежливее.

По всей России есть писающие мужчины и женщины,
любых национальностей. Но в летне-отпускной период
лично мне попадают 86 и 89 регионы на обочинах при
наличии чистых туалетов и летящие бутылки, коробки,
пачки из окон этих автомобилей.

Никого не хотел задеть за живое, безусловно в каждом
регионе своих хамов хватает, но что есть, то есть...
AIR-S 3л. 4WD.

Извините меня, пожалуйста, но...
Автор может быть сколь угодно верующим или неверующим человеком, но сообщать информацию, выдавая её за факт - это несколько нечестно по отношению к читателю.
Откуда дровишки, что слово Грузия образовалось от словосочетания "горная Россия"? Это кто такое придумал вообще? Обратимся к Википедии. Статья "Этимология названий стран".
Википедия:
Грузия — Самоназвание грузинского народа — картвелы, а страны, иначе известной как Грузия, — Сакартвело этимологически объясняется следующим образом: В I тыс. до н. э. западная часть Грузии по имени народа колхи называлась Колхида. Собирательное название древнегрузинских картвельских племён восходит к наименованию восточно-грузинского племени картов и совпадает с самоназванием народа — картвелы. На Востоке этот же народ называли гурз, гурдж, из этого названия в России образовался этноним «гурзин», что позднее в результате перестановки звуков превратилось в «грузин».
Почему автор считает, что в России нет улиц Сталина?
21 улица в России называется "Сталина" или "Сталинская". А также 15 - Сталинградская. На проверку этой информации у меня ушло 2-3 минуты.
Вопрос автору - зачем писать чушь и выдавать за истину?

Гордон Шамуэй:
+1 Может, это как раз Николай и просит прощения, по замыслу автора баннера, у России, которую благополучно про..ал, попивая чай с дядей, катаясь на велике и стреляя по воронам? http://old.computerra.ru/own/v...

Viktor4555:
Ждал рассказ о Грузии, так как три года подряд в 90-х,
пришлось там побывать. С каждым годом страна и люди
притягивали к себе всё больше и больше.
Сейчас не только на Дроме есть рассказы о поездках
в гости, или на отдых в Грузию.
Но мнение автора для меня было важным, прочитал
и соглашусь с выводами.... они не всем пришлись
по вкусу, но давайте будем вежливее.
По всей России есть писающие мужчины и женщины,
любых национальностей. Но в летне-отпускной период
лично мне попадают 86 и 89 регионы на обочинах при
наличии чистых туалетов и летящие бутылки, коробки,
пачки из окон этих автомобилей.
Никого не хотел задеть за живое, безусловно в каждом
регионе своих хамов хватает, но что есть, то есть...
Место жительства - Шадринск?
То-то и оно, транзитом ч/з твой город едут исключительно 86 и 89 регионы. Понятное дело, среди 1000 экипажей один да и попадется со свинскими наклонностями. И (как ни удивительно) он тоже будет из машины 86/89 региона (другим попросту неоткуда взяться).

Гордон Шамуэй:
Думаю, что за дела? Мнение совпадает с моим, ник мой. но ведь я этого не писал!!!! :-)
Потом дошло, что тут я совсем под другим ником! ;-)

По привычке Дром читаю, но похоже сокоро перестану ) Феерический ******ец

Такое ощущение, что автор все больше теряет контакт с реальностью.
Несколько особо покоробивших моментов:
"я теперь не могу есть русские пельмени, после настоящих грузинских"- автор в курсе, что грузинских пельменей не существует?

"Запомни раз и навсегда, что грузины не воруют».- конечно, все грузинские воры еще со времен советской власти у нас промышляют.

"Зачем нужно было теплокровных и жизнерадостных грузин посылать служить в хмурую и холодную Сибирь?" - видимо границу страны должны охранять только те кто на ней родился?- все 17 юкагиров?

"Сибирь — это ссылка и жить здесь нельзя, тут можно только мучиться"- автор, может все ваши предки и были ссыльными. Видимо поэтому ты и родину свою не любишь. А мои предки приехали в Сибирь работать и зарабатывать- и до революции жили очень неплохо= земли всем хватало, только не ленись!И основное население Сибири- потомки тех людей, кто хотел и мог зарабатывать. И те, кто при Союзе сюда приехал- самые активные, самые работящие, самые жадные ( в хорошем смысле). Автор- не помню в Ваших отзывах хоть что то хорошее о Вашем доме. В других местах- и климат лучше и природа и люди честнее и воруют меньше.

Место жительства - Шадринск?
Увы, город мой чистотой не блещет и без транзита свиней хватает.
А замечен 86 и 89 и на дорогах Краснодарского края, где и с чистотой
туалетов в порядке, и плакатов, призывающих к чистоте в достатке.
AIR-S 3л. 4WD.

"В результате вражды с Россией, бензин в Грузии не дешев. Вблизи границы он еще дороже. На границе выходит чуть не два доллара за литр. "

странный ты парень автор.
а почему он там должен стоить дёшево?
т.е. если бы не было вражды, то бензин в грузии должен стоить дешевле чем у нас.
грузия. может сама его производит в больших количествах?
в советские годы кормили ,так, что и сейчас надо?
пиндосы пусть кормят, это же их штат.

" В России такое невозможно. У нас, чтоб построить церковь нужно не менее 2 тысячи жителей, то есть веры в нас ровно в десять раз меньше. "

ну не кизди только.
недавно в одной деревне был. там думаю и 100 человек нету, а Храм построили. Было бы желание.
я как то в предыдущем обсуждение спрашивал, но ответа не получил.
ТС брал благословение на поездку и на выкладывание сего опуса тут или нет?

а кто запрещает?
наверное, мировая жидо-массонская закулиса каждую ночь пробирается в спальню и держит его :)

ПГМ, кто понимает молоцез

...ЛЁХУС...:
тут копоти дают русские, чем же осетин "хуже"?

молодес

dark13:
тут копоти дают русские, чем же осетин "хуже"?
тем что осетин

Место жительства - Шадринск?
нифига, трасса транзитная, много там регионов мелькает

сам-то чьих будешь?

vb2002:
ну это не самое страшное. возможно как только второй рождается приходит комиссия и серпом по ....., ну сами знает по чему вот это куда хуже.

...ЛЁХУС...:
сам-то чьих будешь?
а с какой целью вы интересуетесь? :)))))))))))))))))))))))

1 лари= 20 рублей, приехали только из Грузии,Русских там очень любят...

Днепропетровск
Автор, Спасибо за очередной труд!
Так и думал, что международное положение дел характеризует пословица: Паны ругаются, а у холопов лбы трещат.

«Грузия — это филиал Америки на Кавказе, так же как Украина — это филиал Америки в Восточной Европе (правда, один знакомый киевлянин мне уточнил, что Украина сегодня — это филиал Израиля). »

Скорей филиал Америки в Восточной Европе –это Польша, а утверждение, что Украина- это филиал Израиля, здаётся, недалеко от истины, как и то, что Америкой правит «Сионское Оккупационное Правительство», насаждая по миру Новый Мировой Порядок под своего сверх-царя.

ЗЫ С точки зрения льва или крокодила, к примеру, человек - просто кусок мяса)
Не думаю, что ценность жизни (когда новая душа обрела бытие) зависит от качества её материального существования. И КТО будет судить отношение её ценности к её качеству?
Бедность одних - обратная сторона жадности других!

А “проблема перенаселённости земли” и призванная её решить концепция “золотого миллиарда” даже самым мирным и вместе одиозным способом –насаждением в развитых странах толерантности к СОПЛИ (СоОбществу П-тов Лес-ок и Извр-в -по слову одного православного блогера), реализуется преимущественно за счёт атеистов или религиозно безразличных людей –это факт.
Семьи религиозных людей (особенно это заметно по иудаистам) как правило, многодетны, поскольку надеятся не только на свои силы, но и на помощь Свыше, чем укрепляются в решимости давать жизнь новым душам: «если дано дитя, то дастся и на дитя” или как у Шуфутинского поется: “будет день –и будет пища”

«Дети-наше будущее», и оно –потенциально- за отсталыми верующими, пока прогрессивный класс едва успевает родить и воспитать 1-2-детей, в погоне за благами цивилизации (по мановению маркетологов) и достижения достойного в их понимании уровня потребления остаёся мало времени непосредственно для Будущего –что и требуется правящей “элите”!

«Грузины не воруют»

-наверное, этим утверждением грузинский народ благородно отрекается от своих “блудных сыновей” (воров в законе)

Днепропетровск
«В Грузии же я встречал села с численность в 200 человек, жители которых строили себе церковь. В России такое невозможно. У нас, чтоб построить церковь нужно не менее 2 тысячи жителей»

У меня относительно нынешней РПЦ создалось иное впечатление: чтобы построить с нуля церковь, нужен в первую очередь солидный спонсор, желательно -олигарх, а уже потом -приход -ячейка Церкви, состоящая наполовину из «униженных и оскорблённых» теми “великими мира сего”, а если собирать с миру по нитке на строительство храма –получится на очень далёкую перспективу.
А где-то некий священно-монах дерзнул спросить у Самого благотворителя -строителя храма, поместятся ли в нём все обездоленные им и найдут ли здесь участие и отраду, соразмерную причинённому, чем и призвал к покаянию!

Днепропетровск
«Неверие в русских проявилось задолго до 17 года, у нас и революция произошла от глубокого неверия. »

Согласен, и началось оно как бы не с упразднения патриаршества и “всешутейных соборов» Петра Великого, когда вопреки Православным Канонам во главе русской церкви стал мирянин –царь (по типу англиканской) и тем сам подпал под анафему...Бедная царская семья и народ!

С тех пор державное пленение церкви продолжалось до 1917 года и избрания Патриархом Святителя Тихона, и похоже – ныне вновь возвращается «византийская «симфония» в самом кощунственном виде: Святой Церкви и совсем несвятого государства?
Сразу вспомнилось "Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2Кор. 6:15) или Есенинское "розу белую с чёрной жабой…"

Днепропетровск
«Как-то я беседовал с настоятелем молодого сибирского монастыря, который сказал, что их задача состоит в том, чтоб построить монастырские стены, а настоящие монахи-молитвенники придут после них.»

Хотелось бы в это верить, но как-то более вспоминается эсхатологическое -как в последние времена всюду будут строиться храмы и слышны христианские чины, но это только внешнее возрождение, внутри -отступление от веры.
А настоящие молитвенники не спустятся с неба - самим стать таковыми или воспитать собственным примером -"спасись сам и тысячи спасутся вокруг" -задача верующих, начиная с Патриарха...

moscow
Автор пишет: "Неверие в русских проявилось задолго до 17 года, у нас и революция произошла от глубокого неверия". Прочитал и подумал: Ничто так нераз"единяет и неразобщает людей, как вера, она же религия. Милллионы и миллионы загубленных человеческих жизней вызваны религиозными войнами и конфликтами. Мусульмане против христиан, католики против протестантов..., что там еще из истории? гугеноты всякие, гуситские войны... и т.д. С глубокой древности идет эта вражда и не кончается. И, как правило, с особой жестокостью и непримиримостью воюют и убивают друг друга. И Россия с Грузией, вроде обе православные, а подиж ты, тоже схлестнулись.

Sergey_Ufa:
А критиковать много ума не надо. Не нравится - не читай, проходи мимо.
Попробуйте сами написать хоть-бы пару страниц связного текста о своем отпуске.
Точное замечание

Точное замечание
а ума вообще не надо.
вот к примеру на вопросы отвечать, надо или нет?

А кто вам запрещает?

usama_chr:
.Почему автор считает, что в России нет улиц Сталина?
Спасибо вам за Сталина, внесу изменения в текст.
Собственно я затем и публикую здесь предварительно, чтоб читатели что-то исправляли. Про улицы Сталина в России сам удивился и до конца в это не веру, пока сам их не увижу. А что в Германии тоже есть улицы Гитлера?

fareast:
странный ты парень автор.
а почему он там должен стоить дёшево?
Говорят в дружественной нам Беларуси, куда собираюсь ехать в сентябре, если все сложится и найду наконец средства, бензин качественнее и немного дешевле чем в России.

fareast:
Да, это вопрос спонсорства, бывает богатый москвич строит храм в вымершей деревне, где он когда-то родился и где жителей теперь нет вообще. Но село в 100 жителей храм не вытянет, это я вам как специалист в этом вопросе говорю. В нашем Петухово где 600 жителей вчера на Преображение службы не было, потому что священнику из города за 30 километров ездить неудобно, у него и без того дел много, а в селе придет 3-4 жителя. И так везде по стране.

Funcruuser:
Перестал общаться с близким по духу другом, потому что его жена сказала, мы сначала купим холодильник, машину, а потом заведем ребенка.

tata991:
Автор, слишком много ты негатива в России видишь. Сравниваешь постоянно.
И бензин плохой и недешевый.
И церквей мало строят.
И дороги так себе.
То слишком холодно.
То слишком сыро.
То слишком жарко.
Слишком ветренно.
Слишком большие расстояния.

Список бесконечен.
Может, имеет смысл переехать? В ту же Белорусию (я без иронии, вполне серьезно).

Климат много лучше, на мопеде можно круглый год рассекать.

Поджог Сараев:
Автор, слишком много ты негатива в России видишь. Сравниваешь постоянно.
И бензин плохой и недешевый.
И церквей мало строят.
И дороги так себе.
То слишком холодно.
То слишком сыро.
То слишком жарко.
Слишком ветренно.
Слишком большие расстояния.
Список бесконечен.
Климат много лучше, на мопеде можно круглый год рассекать.
Думаю что там и хорошее есть, пусть я Россию и ругаю, но в душе считаю ее лучшей в мире страной. Разве это не читается в моих опусах? А себя считаю одним из главных патриотов, это то уж точно читается наверняка.

Томск (spasi-hram.ru)
Вчера случился не совсем обычный телефонный разговор. Звонит некто неизвестный. Он долго не мог начать, рассказать по какому поводу звонит. Я уже говорю: Ну вы начните с чего-нибудь, там само получится. Оказалось, что у него магазин в Новосибирске по продаже туристической одежды и снаряжения и, он прочитав о моих странничествах и паломничествах, просит зайти к нему, и взять любые вещи в очередное путешествие «на испытание». В том и есть смысл подобных публикаций, пусть это вызывает ругань и даже иногда агрессию, в тех в ком есть злость и агрессия – это нормально. Но всегда есть и добрые отклики и подобные звонки, которые понимают за призмой всей этой ругани есть что-то важное, что я делаю, что нужно не мне одному.
У меня именно сейчас действительно большая проблема в теплых вещах. Скоро приходится выезжать в сентябре, а одежды толковой нет, палатка одно название, ливня не выдержит, но ехать все равно нужно. И ехать на скутере под проливным дождем, а потом еще ночевать в луже – это смерти подобно. И тут появляется помощь. Пусть возможно ничего из этого звонка стоящего не получится, но потенция уже есть, шаг сделан.

Есть 10 заповедей. Соблюдай.
Есть календарь религиозных праздников, пост, пасха и прочие мероприятия. Соблюдай.
Поставил дома несколько иконок - молись если угодно.
Тем более, если вера - семейное дело, то иконы должны быть переданные от старшего поколения.

[quote=tata991]Одно плохо, трудно было понять, чьи это полицейские — американские или грузинские. Одеты они практически в американскую форму, ездят на огромных автомобилях, у них очень большие для Грузии зарплаты[/quote]
Про большие авто - это наверно то ли с перепугу, то ли на фоне скутера показалось ;-))..
Бо ездит у нас полиция в основном на Шкоде Октавия (для справки автору - это гольф-класс)..
Реже встречаются патрульные на пассатах, которые тоже большими авто не назовешь.. Ну в удаленных местностях полиция разъезжает на пикапах Тойота (реже Ниссан).. И то не на самых крупных моделях - Хайлюксе и Наваре..
[quote=tata991]В результате вражды с Россией, бензин в Грузии не дешев. Вблизи границы он еще дороже. На границе выходит чуть не два доллара за литр.[/quote]
Бензин в Грузии стоит:
92й - 1,95-2,05 лари ($1,18-1,24);
95й - 2,25-2,3 лари ($1,39);
98й (встречается редко) - примерно 2,5 лари..
У границы может быть копеек на 10 подороже, а может быть и нет ;-)).. Но все равно, ни окаких 2х долларах за литр речи быть не может..
[quote=tata991]Посмотришь на этих полицейских и понимаешь, что Грузия за последние годы превратилась в один из штатов США, точнее в ее 51-й .[/quote]
Ну с какого перепугу автор постоянно это подчеркивает? Только на основании того, что наша полиция цивилизовалась, а улицы назвали именами Буша-младшего и качиньского, но не Пу и не Мед-а?
Еще один зашоренный взгляд
[quote=tata991]Так случилось, что большинство грузинских монахов и священников духовное образование получили в России, в Грузии на тот момент не было своей духовной академии и даже семинарий. Потому, нравится это кому-то или нет, но грузинское православие имеет «русские корни» и все грузинские батюшки, как правило, хорошо знают русский язык. Во всяком случае, те, с кем беседовал я, говорили почти без акцента.[/quote]
Это в Грузии то не было семинарий???? Даже при СССР в Грузии с вопросами веры было проще, чем в России, где и церквей то работающих почти не оставалось..
[quote=tata991Мне не раз говорили, что я похож на грузина.
Где-то я слышал, что по одной из гипотез, в античные времена Грузия и Россия были одной страной. Это подтверждает и славянское происхождение имени «Грузия», что означает «Горная Руссия» (так же как Белоруссия — белая Русь, а Украина — окраина Руси).
[/quote]Аффиар, вас коварно обманули - на грузина (пусть даже прежднего, без влияния турецкой крови) вы похожи не более, чем штангист на балерину - да, количество конечностей и голов совпадает, но общего больше ничего нет ;-))
Про славянское происхождение слова Грузия слышу впервые, особенно в такой трактовке..
Название Грузия происходит от исковерканного русскими турецкого названия грузин - гюрджи.. кстати, и название самой крупной в Закавказье реки Кура, принятое в России, тоже имеет те же корни - от турецкого Кюр (по грузински река называется Мтквари)
Вообще то, автору не мешало бы подучить историю, и не писать наобум (а может сознательно??) провокационные вещи типа Украина -окраина Руси.. К вашему сведению, когда был основан и славился Киев, в России ни одного города не было еще в течение более чем 300 лет.. И еще автору стоит поинтересоваться у беларусов, насколько они считают свою страну Белоруссией (а не Беларусью), а себя славянами ;-)))
[quote=tata991]«Маловероятно, — ответил он, — чтоб русские жили на территории нынешней Грузии, скорее горцы, то есть грузины, жили в Южной России. То есть все было наоборот — часть нынешней России принадлежала когда-то Грузии». В конце концов, какая разница, кто был больше, кто меньше, главное, что мы были одной страной..[/quote]
а после такого высказывания даже не знаешь что сказать.. Типа, раз Россия оттяпала у Грузии ее земли, то можно и замять этот вопрос.. А вот когда Грузия захочет вернуть свое, вот тут то Россия костьми ляжет, но этого не допустит?? ;-))
[quote=tata991]И еще, я не пишу монографию, это эссе и в мою задачу не входит проверять каждую строчку, так ни чего не напишешь.[/quote]Да, это понятно.. Но с такой формулировкой получается, что можно написать любую х№%ню, и взятки будут гладки, так что за излагаемымыми фактами стоит все таки следить..

[quote=tata991]например, сама Грузия себя называет вовсе не Джорджией, а Сартавелло». .[/quote]Грузины называют свою страну САКАРТВЕЛО (а себя картвелеби).. За поездку уж можон было бы выучить правильное название (если конечно было желание)
Короче, писать можно много, но ИМХО этот отчет классическая иллюстрация высказывания "Благими намерениями вымощена дорога в ад"..
Да, может у автора и были благие намерения, но после стольких искажений фактов и откровенного вранья (ну или если культурно, фантазий автора), я в этом сомневаюсь..

tata991:
А моежт все таки стоит попробовать поработать и ЗАРАБОТАТЬ САМОМУ хотя бы на часть необходимых вещей? Палатка и куртка не тысячи долларов стоят.. Понятно, что это труднее, чем разговорами заниматься, но здоровому мужчине христарадничать вроде как и не к лицу ..
Хотя, опять же, каждому - свое..

tata991:
Спасибо вам за Сталина, внесу изменения в текст.
Аффтар, ну не сравнивайте выпостоянно Иосифа Виссарионовича и Адольфа Шикельгрубера..
Да, ни тот, ни другой подарками не были, но это все таки совершенно разные люди, с совершенно разными целями, правившие в совершенно разных странах, и совершенно различными итогами....

А кто вам запрещает?
ТС ты с дуба рухнул?
ты же жалуешься, не я , что тебе больше 2 детей иметь нельзя .Причём не только тебе , но всем в стране.
я и спрашиваю.
тебе запрещают? если кто ?
если ты верующий , то должен на всё забить.

Но ты отвечаешь вопросом на вопрос? ты часом не из избранной нации?

тебя спрашивают про благословение опять молчок

tata991:
ну не говори ты за всю страну. лучше за своё петухово.

куча ошибок - надо автору книг читать побольше, а не мотаться на скутере и пропагандировать всякую муть
если царь Давид Строитель когда-то завещал себя похоронить именно так, то это вовсе не означает, что это стало традицией
о Грузии всем рекомендую эпос писательницы Анны Антоновской "Великий Моурави" (Диди Моурави в некоторых изданиях) - сами грузины пишут, что это лучшая книга о Грузии

Грузия = Горузия (аналогия с Этрузией по версии акад РАЕН Чудинова), Сакартвело на ихнем

Поставил дома несколько иконок - молись если угодно.
Зачем ходить в школу, университет..., если все это можно сделать дома, но можно не дома, но лучше во много раз?
Для верующих не существует таких вопросов

3М:
Грузины называют свою страну САКАРТВЕЛО (а себя картвелеби)..
Спасибо за Сакартвело, внес исправления.

То что грузинские священники все учились в России, это говорили сами священники и сам ваш патриарх.

3М:
Укажите 10 различий между ними. Думаю, что Гитлер уничтожил немцев меньше, чем Сталин русских.
Знаю только, что Стали был в тот момент в каком-то смысле благом и искуплением для России. Думаю нечто подобное был и Гитлер для немцев.

Томск (spasi-hram.ru)
Спасибо за "Великий Моурави", попробую прочесть, только что-то это книга очень большая, состоит из нескольких книг.
Чем вам не понравилась грузинская традиция хоронить свой прах в полу храма? Весь храм был в таких захоронениях (кажется в Мцхете).
Мой сайт Спаси-храм. ру.

для 3М : Варяги пришли и сделали Киев столицей из Новгорода (новый город), который намного лет моложе той же Ладоги - и это по официальной истории, которая, как известно, просто отбросила всю русскую историю дохристианского периода; хотя раньше некоторые факты были ещё на памяти у людей : например в книге Екатерины 2-й (многие сейчас даже не подозревают, что она писала вообще!) написано об участии русских в походах Александра Македонского и существовании грамоты об этом, написанной золотыми чернилами самим Македонским, которая погибла в пожарах после взятия турками Константинополя. Также раньше никто не сомневался, что земли Восточной Пруссии были заселены славянскими племенами (которые похоже не приняли христианства, за что и были всеми забыты). Городов с названием Кыив-Киев очень много оказывается, версия Киевской Руси сейчас подвергается сомнениям. Горузия - просто страна гор, а не Горная Рузия)) - Чудинов вычитал это название на каких-то камнях или ещё где-то - не помню, у него на сайте ( http://chudinov.ru) впрочем есть поиск; с другой стороны переделка из турецкого слишком сложна, путь из Горузии в Грузию гораздо короче и проще))

а - ну если в полу храма - это другое, могила царя Давида Строителя расположена в арке, на входе, так что пройти по другому, не ступив на её плиту, просто невозможно

впрочем я тоже уже забыл детали где она (эта могила), был там по путёвке во времена СССР

вот тут Чудинов пишет о Горузии (надпись на этрусском зеркале) http://chudinov.ru/rus-i-moskv...

EU_Gene:
Всё не так просто...

Действительно, отношение к Христианству разъединяет людей во всём мире и даже в семье:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф.10:34-37),
при том в Христианстве нет никаких оснований для насильственного обращения, а в выше приведенной цитате "меч" означает Слово Божие, т.е. не для того Он пришел, чтобы примирить истину с ложью, мудрость с глупостью, добро со злом, правду с насилием, целомудрие с развратом, но чтобы отсечь и отделить одно от другого -через свободный и сознательный выбор людей, при том «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18).

Но отношение к Христианству и объединяет людей со всего мира в Единую Соборную Апостольскую Церковь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»(Ин. 13:34-35) и «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино»(Ин. 17, 21).

Не стоит смешивать религию и политику, ведь ничто так не объединяет людей разных национальностей, как общая вера, основанная на христианской любви (а не на насилии одних и покорности других), и ничто так не разобщает как политика с извечным принципом “разделяй и властвуй”, но в случаях с противостоянием правителей Грузии и России (или Украины и России) оказывается, что народы мудрее политиков и не так много “холопов” и фанатиков, готовых биться с братьями по вере (или просто братьями) ради политических или экономических интересов временщиков.

tata991:
наверное, всё-таки это друг перестал общаться по настоянию жены (просто знаю такую семью)...но ведь Церковь нужна и для взаимной поддержки верующих, создающих в семье свою Малую Церковь, без которой крест христианина становится слишком тяжел, хотя не непосилен.

Для верующих не существует таких вопросов
Именно! Достаточно прочесть книгу Деяний Апостольських, чтобы это понять, но одновременно и ужаснуться столь разительному положенню дел в церкви…
так, на праздновании 1025-летия Крещения Руси Патриарх Иерусалимский Варфоломей-III в проповеди затронул эту больную тему противоречия проповеди и жизни:
“В наши дни многие Святые Ольги и многие Святые Владимиры приходят к нам, в поисках животворящего послания Евангелия, но они уходят разочарованными. Они приходят на поиск Воплощенного Света, но они находят только тени. Они приходят, чтобы пить из Воды Жизни, но они не могут приблизиться к Источнику.
Мы должны быть честными с самими собой, что все это слишком часто правда, и мы должны быть осторожны, чтобы не быть похожими на фарисеев, против которых наш Господь дал строгое предупреждение: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Цар¬с¬т¬во Небесное человекам, ибо сами не вхудите и хотящих войти не допускаете.", (Мф. 23:13).
Церковь дается Богом для спасения всех, и это наша обязанность, чтобы гарантировать, что врата спасения проводятся открыто для всех, кто стремится найти "Свет истинный, Который просвещает всякого человека." (Ин. 1:9).

Оригинальный текст послания на английском взят с сайта Иерусалимской Патриархии и переведён в гугле.

на праздновании 1025-летия Крещения Руси Патриарх Иерусалимский Варфоломей-III
Простите за ошибку -правильно: Феофил-III.

как всё запущено.
да не ходи, никто же за руку тебя не тянет.
про таинства знаешь, нет?
про покаяние?

tata991:
Вы сами сможете это сделать. Сравните, что из себя представлял СССР в 1922 и в 1953. Аналогично - Германия в 1933 и 1945.

tata991:
Товарисч! Вы зря снимаете с себя ответственность за написанное , т.к. оно имеет вид эссе .
Исторические ,этнические , религиозные и бытовые ляпы к добру не приведут. Вы хоть почитайте перед дорогой в Сербию академика Тарле, рекомендованного выше Бушкова , наконец.
Удачи Вам!

[quote=tata991]ОТВЕТЫ АВТОРА:

Литератор,вот в этом весь ты,создаёшь тему и больше не заходишь.
А потом обижаешься когда народ ржёт над тобой..

Nickich:
Удачи Вам!
Сдается мне, он не совсем понимает о чем вы пишите))

tata991:
Какое чувство собственной важности - позволить себе перестать общаться с человеком. Всего лишь холодильник, а вы в крестовый поход на человека! Вера, она ведь не из головы происходит, а из области которая ближе к сердцу. А в сердце - принятие мира и людей такими, каковыми они являются.

Алексин
Shakh:
Скорее всего автор говорит о т.н."чекистах"
...да, пусть пишет- его право,не судите строго.
Есть в его отчётах что-то такое...интересное.
Удачи тебе автор.

Нет вы не одиноки

Sergey B.:
Очень необычное путешествие, не простое только за это уже 5+.
полностью согласен

как всё запущено.
да не ходи, никто же за руку тебя не тянет.
про таинства знаешь, нет?
про покаяние?
Может ли капитан дальнего плавания (работник полярной станции, космонавт, бурильщик на нефтяном месторождении, матрос на подводной лодке, повар на авианосце) считаться верующими? Ведь они не ходят каждое воскресенье в церковь (нет такой возможности - по 6-9 месяцев они вообще оторваны от цивилизации).

И даже пост соблюдать не получится - т.к. меню продиктовано спецификой автономки.
И даже по выходным работать придется (а как иначе - вахта же, корабль плывет, бурмашина грызет землю, подводная лодка движется, жизнь на ней кипит).

Если мы их считаем такими же верующими - то зачем тогда и другим ходить в церковь (разве что как клуб по интересам, собраться в кучу, пообщаться)?

Если тру-верующими их уже считать нельзя - то получается без посредников (попы) и материальных условностей (стены, колокола, иконы) с богом никак не наладить связь?

raven1:
Чайлд фри, не?
Ага. На 7-м месяце) Мысель-то понял или просто типа "свысока" высказать квазиостроумный комментарий?)

Хайфа
Автор, недавно я подвез одного священнослужителя. Просто случайно тормознулся, он подошел, а я отказывать не стал. Хотя специально не остановился бы стопудово.
Вот что мне понравилось - он не пытался мне навязывать свои религиозные бре... хорошо, нравоучения. Я ему превентивно заявил (после его фразы "с богом), что не верю в бога просто потому, что не хочу. И тем не менее, это мне не мешает делать... не то, чтобы прям пипец, какие добрые, но неплохие дела. Зла я никому никогда не делаю. Ну если только в ответ - я злопамятен и всегда отвечаю злом на зло. Если Вам угодно, этому я научился из сатанинской библии)
Так вот, человек был ненавязчивый и это не отталкивало от него. Мысль отслеживаете? Я читаю Ваш первый отчет и от меня ваш так называемый проЭкт точно никакой помощи не дождется. Плохо это, хорошо... мне по барабану) А вот Вам стоило бы задуматься и слегка пересмотреть концепцию своих опусов и по максимуму исключить религиозную составляющую. И пафоса поменьше. Станьте проще и люди к Вам потянутся)

По поводу детей (если там кто из "особо одаренных" решил, что я "чайлдфри"... продолжайте так считать) Я перед Вами оправдываться не собираюсь. Мной правит исключительно трезвый расчет, логика и здравый смысл. А какие тараканы в вашей голове...

Томск (spasi-hram.ru)
РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ О ГРУЗИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. Весной готовлю книгу очерков скутер-путешествий, куда он войдет, сильно сокращенный. Вот небольшое дополнение к очерку:

В Элисте мне посоветовали посмотреть город шахмат или Нью-васюки, построенные недавним президентом Калмыкии Кирсаном....
И вообще, это очень любопытное явление, что одним из главных символов советской бессмысленной эпохи, в большом смысле и безыдейной, стал именно вор и проходимец Остап Бендер, пусть по своей слабости чтущий закон. За это время о нем сняли два бессмертных фильма, а книга издана баснословным тиражом и ее можно обнаружить почти в каждом доме, то есть на эти годы она заменила собой Библию. И в завершении всего, в Калмыкии был построен чуть ли не целый город Остапа Бендера.

TonY60:
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ ОТЗЫВ. Вообще я и публикуюсь здесь для того, чтоб понять реально внутреннее состояние современного общества.
Хотя верю, что вы человек не злой, просто нормальный.
А Библия учит как раз противоположному. Это просто не ваша книга.
Еще подумал, что если 50 процентов Россиян будут мыслить так же, то нам скоро будет хана и очередной гитлер-наполеон нас точно завоюет.
Подумал, что

Поджог Сараев:
, что значит может? если он себя таковым себя считает, то безусловно.
относительно моряков и прочих автономщиков.
вы подменяете понятия.
или вы думаете, что батьки только на меринах по городу гоняют?
Вообще то вам бы с батюшкой на эту тему поговорить, если какие вопросы есть.
Кстати как там в Грозном , Храм работает?
я как то с бабулей там был раза два. Если память не изменяет он на другом берегу Сунжи он был. Мы Ленинском районе жили, в районе тюрьмы

Томск (spasi-hram.ru)
Тот батюшке и не мог вас учить, они ничему не учат, только если просят. Но если я не буду "учить", то кто еще ЗДЕСЬ будет чему учить - ведь кроме этого больше учиться то и нечему, а все остальное по большому смыслу бессмысленно.
А то что автор за гранью - это только признание. И Достоевский, и Лермонтов... все они за гранью, то есть больные.
То что во мне много нравоучений, это показатель моей незрелости, надеюсь со временем это пройдет

fareast:
, что значит может? если он себя таковым себя считает, то безусловно.
относительно моряков и прочих автономщиков.
вы подменяете понятия.
во первых они там не всю жизнь живут. Придёт с вахты и в перёд. Хотя последнее время даже у вахтовиком мини церкви есть. Не у всех конечно, но кое где есть. Во вторых молитва ради молитвы без покаяния, это пустая трата времени., в том плане, что меняется весь смысл веры. Для чего тогда молиться , если конечная цель не будет достигнута?Это не я придумал. раньше на кораблях батюшки были .возможно и по метеостанциям ездили. Вполне возможно это можно делать и сейчас если кто батька вызовет.
Конкретики не вижу в вашем тексте.
"Возможно, вероятно, вполне себе иногда, когда приедет - тогда и вперед".

Ок. Сформулирую еще более четко: Верующий человек как вы, внезапно попал на необитаемый остров, прям как Робинзон Крузо.

Где ему, верующему, взять батюшек?
Иконы?
Церкви?
Мощи?
Крестный ход, православный календарь и прочий тюнинг?

И что ему остается делать со своей верой, ежели без кучи материальных причиндалов и посредников ввиде священослужителей она не самодостаточна?

Вот вы говорите "Молитва ради молитвы без покаяния - это пустая трата времени".
Покаяние обязательно должно быть перед кем то (я так понимаю, это батюшка)?
Где его взять на необитаемом острове (или в кругосветной автономке на АПЛ, например)?

По мне, чем больше я вижу ИСТОВО молящихся, соблюдающих все мыслимые и немыслимые процедуры, предписанные религией - тем больше мне это напоминает маскарад.

tata991:
Я вам постов 20 назад писал о том, что вы видите все в черных красках на тему советской эпохи. Вы продолжаете смаковать.

Вот для меня символом советской эпохи являются полет Гагарина, лагерь Артек, бесплатная медицина, дружба народов, великая держава, великие открытия и прорывы в технологиях.
Разрыва между бедными и богатыми такого небыло - не было и зависти.

Да, был перегиб в сторону оборонки - именно это и тормозило выпуск товаров народного потребления. Но эта задача вообще пустяковая была.

томск
tata991:
Да уж... Как я не узнал Учителя?
tata991:
Хотя верю, что вы человек не злой, просто нормальный.
А Библия учит как раз противоположному. Это просто не ваша книга.
Подумал, что
Т.е. если будет молиться, то нас никто не завоюет?
Электромонтаж и видеонаблюдение.

Разрыва между бедными и богатыми такого небыло - не было и зависти.
В очередной раз удостоверился, что если бы мы жили под властью религии, не важно какой: Христианства, Ислама или еще чего. Мы бы до сих пор жили в веке так 14-15-том. И ходили бы и молились на батюшек в золотых рясах. При слове церковь или Мечеть, я вижу толпы фанатиков рьяно рвущихся исполнять божью волю, написанную человеком. Вера она это... в голове и если угодно в сердце!

Я даже скажу больше.
Была советская власть - и было понятие "дружбы народов" в СССР. Реально было.
Щас все такие религиозные стали - и христиане, и мусульмане. А конфликтов на межнациональной почве в разы больше.

Я даже скажу больше.
Была советская власть - и было понятие "дружбы народов" в СССР. Реально было.
Если голову не заполняют знания, её заполняет дурь!!!

Разрыва между бедными и богатыми такого небыло - не было и зависти.
Вы думаете что все дело было в оборонке?

zakazall:
Да уж... Как я не узнал Учителя?
Ответь Учитель, что ты полезного сделал для мира, кроме своей "миссионерской" деятельности?Т.е. если будет молиться, то нас никто не завоюет?
. О том что автор сделал можно узнать на его сайте, сделайте движение, зайдите – и восстановленный храм и созданные уникальные очерки, и информация о храмах, найденные им в потаенной глубинке, о которых ни кто не знал…

Поджог Сараев:
...Если человек верующий, попадет на необитаемый остров, где нет церкви, календаря, попов нет, икон, нет возможности соблюдать пост (ибо жрать надо то, что только что перед тобой пробежало/выросло) - разве он перестанет из-за отсутсвия МАТЕРИАЛЬНОГО быть ВЕРУЮЩИМ? Нет, не перестанет.
Так, но ведь Церковь –это в первую очередь ДУХОВНАЯ поддержка в борьбе со страстями через Таинства, важнейшие из которых –Крещение, Покаяние (через исповедь Богу но при свидетельстве и помощи священника) и Причащение, а без них –ох как трудно (если вообще возможно) на острове придётся поневоле стать монахом-отшельником. Вспомнилось житие Святой Марии Египетской, как борясь с греховными навыками, она удалилась от соблазнов города в пустыню и полвека была без церковных таинств, и лишь при смерти промыслительно её нашёл священник и напутствовал в Жизнь Вечную. А если бы не нашёл, то не думаю, что она бы не спаслась, ведь главное -была жажда Богообщения через преображение своей падшей природы в таинствах, не было только возможности ФИЗИЧЕСКИ прийти в храм для того. Без чудесной встречи со священником, осталась бы она неизвестной подвижницей, как наверное. не мало святых не были явлены миру для назидания, но есть свидетельства, что отшельников и затворников посещают ангелы (речь не о падших духах, внушения которых постоянно испытывает каждый но необязательно понимает) и таинственно укрепляют подвижника -но то исключительные случаи!

Согласно Канонам Православной Церкви, подвергается анафеме, т.е. отлучению уклонившийся от воскресной службы 3 раза подряд без уважительной причины, поскольку непосещение литургии и непринятие таинств, опущение молитвенного правила и т.д. может свидетельствовать о нерадении о своём спасении, падении в грехи, унынии и утрате веры (в святость церкви или вообще в возможность собственного освящения)

Днепропетровск
Зачем ещё ходят в церковь?
Как правило, семья для христианина –это малая церковь, где он любит и любим близкими по плоти и по духу, на приходе эта любовь укрепляется а в секулярном обществе она подвергается испытанию, т.к. приходится строить свои отношения с неродными по плоти, и по духу, но “ Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его” (Иак. 1:12)

Здания, золотые облачения и даже иконы -это не обязательные средства для спасения души, в отличии от Священного Предания и Писания. В сталинских лагерях священники и епископы тайно служили литургию по памяти, в бараках, без всех “причиндалов” и на соке вместо кагора, и по свидетельствам, никогда ещё не было ощущения столь близкого присутствия Христа среди них, как в тех экстремальных условиях на волоске от физической гибели!
Кто-то сказал, что истинные христиане – те, у которых если полностью изъять Новый Завет, то они его напишут сами, пусть не в точности по букве, но главное -по Духу!

А по поводу «маскарада” –театральности, внешней набожности и обрядоверия (без понимания СУТИ) –испытываю аналогичные впечатления от созерцания массовых мероприятий, не относящихся непосредственно к Спасению, как крестные ходы или купание в иордани, но объективно судить могу только о себе самом. И ведь никто не обязывает верующего участвовать в них, даже слово духовного наставника –это совет и рекомендация, решения же принимает каждый за себя и отвечает “там” за них то же сам. Не стоит обременять батюшку излишней ответственностью -отказом принимать решения самому прихожанину, напротив, берегитесь “всезнающих” и “прозорливых” младостарцев!
Как сказал Кураев, входя в Церковь, надо снимать шляпу, а не голову.

Funcruuser:
Очень напоминает исключение из клуба или партии за неуплату членских взносов.

Днепропетровск
Очень напоминает исключение из клуба или партии за неуплату членских взносов.
Напоминает -правда, да и вообще -многие религии (а советский атеизм с "мощами" вождя?) похожи своей обрядовостью при нередко прямо противоположной сути учения.

В храмах РПЦ жертва "на церковь" (десятина) не регламентирована, как в протестантских, и получается, что храм, особенно в центре города, фактически содержат не бабушки-одуванчики (в своей массе составляющие приход), а несколько предпринимателей и чиновников.

Самрат:
Согласен, выбор религии (или атеизма) – дело добровольное и даже интимное, а когда это из духовной (или философской) сферы становится политической властью, т.е. добровольно-принудительной, то это профанирует саму религию (или атеизм) как явление во всяком случае -профанирует религию христианскую.
На Руси центрами "книжности" и просвещения были монастыри. И академическая наука зародилась в христианской Европе, у её истоков стояли верующие христиане, нередко- священнослужители, как тот же Дарвин, а дарвинисты и прочие "исты" обычно паразитировали-"модернизи ровали" труды учёного, насколько членство в масонских ложах обязывало к этому -отсюда же возникли небылицы про церковность "охоты на ведьм" (а не самосуд суеверов) кровавость Инквизиции и “учёного” Джордано Бруно (тогда и Елена Блаватская –тоже учёный?)) Воистину, "никто так не изменил историю, как сами историки"
-та же самая заангажированность современной науки в интересах “элиты” (причём никем не избранной) присутствует и в других сферах, напр. в медицине/фармакологии и раздувании прибыльных “эпидемий”.

Автор постоянно ровняет Гитлера и Сталина, считаю это абсолютно неприемлемо. В методах между ними отличий нет, есть отличие в цели: Гитлер пытался уничтожить человечество (устроить рай для кучки избранных), а Сталин спасти (устроить рай для всех, я утрирую для ясности). Получилось у одного точно плохо, поэтому покончил с собой, у второго очень спорно, но плюсов явно больше чем у первого.
Еще раз повторю, что глобально их отличают цели. Но наверное мой пост больше про отличие фашизма от коммунизма чем про этих двух "вождей". Но тем не менее.
Автору удачи.
Мой отзыв: Subaru Outback 2008

Алексин
Киса,талант к нищенству (попрошайничеству) у вас заложен с детства.А если серьезно, считаю этого мопедиста телом недостойным и корыстным.

Хорошая поездка. Был три недели назад в Грузии, ощущения похожие.

Про политику многовато, но это не главное по-моему.

Многие пишут, не нравится, не читаю, а комментариев то автор собрал, извините меня.

Томск (spasi-hram.ru)
Пусть вопрос с поездкой еще окончательно не решен, еще остается масса проблем - со спонсорами, с финансами, но сегодня (неожиданно) отслужили молебен по путешественнику Андрею, отправляющемуся в дальний путь. Оказывается есть такое церковное таинство. Я тоже первый раз его видел и сам батюшка, отец Сергий, его свершивший, сказал, что и он первый раз служил полный молебен о путешественнике. В прошлом году я тоже пытался перед экспедицией выйти официально на главу нашей епархии, получить у него благословение, но он так занят, что встретиться не пришлось и я просто передал ему свой фильм.
Мой сайт Спаси-храм. ру.

Мне показалось? какой-то мотив уверенно в статье идёт: грузины - древний народ, мудрый, добрый, работящий и т.д. и т.п. ...
русские - алкаши, тунеядцы, без роду-племени, а главное, без хождения в РПЦ и вовсе ничто...

Автора эмоции переполняют, он пишет - а вот за смыслом надо разумом следить. Если не умысел конечно.

Томск (spasi-hram.ru)
Все люди работают с утра до вечера, и ваш покорный слуга крутится с утра до вечера, чтоб с голоду не пропасть. Брал интервью как-то у бомжа и они так же крутятся. А выжить свободным художником, не имея стабильной зарплаты - о-о-ох как сложно, потому нас и единицы. Но ведь кто-то должен и "делом" заниматься,а не только деньги зарабатывать.

Отлично прокатился

АлександрFCSM72:
Киса,та лант к нищенству (попрошайничеству) у вас заложен с детства.А если серьезно, считаю этого мопедиста телом недостойным и корыстным.
М-да!

Привет,нужна помощь в строительстве монастырского комплекса,на южном берегу байкала,принимается любая помощь,нужны люди,сторожа,строители,на эту зиму нужен человек не пьющий чтоб следил,или просто чтоб был,на время когда нет рабочих,может есть знакомые кому не куда десять на эту зиму?ответ в личку,можешь сам приехать,а не касаться по ближнему зарубежью,когда дома нужна реальная помощь,ответ можете написать на мою почту makskyl_1981@ http://mail.ru
Мой отзыв: Opel Zafira 2007

Все верно сказано, за Россию обидно.

У каждого своё восприятие Мира. Не надо обвинять автора, что ваше мнение расходится с его мнением. Читайте сквозь сито ваших взглядов на жизнь. Автор был там, где не были вы, причём, на скутере далеко не высшей надёжности. Именно поэтому его рассказы привлекают читателя.

Ухта
Отчет прочитал! Неоднозначно! Много личных политических суждений и выводов))) Из отчета для меня лично хочется больше узнать о странах, городах, людях, традициях и т.д., а не о политике))) Политика не главное - главное люди!!! Как писал человек в отчете о поездке в Грузию на машине с семьей))) Но все равно я считаю вас смелым человеком путешествуя на скутере))) Удачи)))

tata991:
ахаахахах, этот пост меня просто убил... особенно фраза про "заниматься делом" и "деньги зарабатывать", если ты такой "умный", то почему такой бедный (умом). Я себе такого раньше не позволял, но сейчас скажу автор фееричный *******!!!

Ratnik:
Такие же ощущения от прочитанного.

Маразм.

tata991:
А в этом я поддержу автора.

Согласен с автором в 90 % написанного , Но не все у нас так плохо как он пишет есть и позитивные моменты жинь стала лутше, поевляются дороги, но чиновника да воруют.

Автор удивляется почему грузин всего 4-е миллиона, Я отвечу :Потому что они все в Москве :-(

Я не знаю, кто ты? И за что - ты? Но, естественно, не последняя инстанция в моей и своей жизни. Я не русский, я - россиянин. И мне не понятны некоторые твои рассуждения по поводу моей Родины. Не страны... Родины! Не все так плохо в нашей совместной жизни! Время рассудит, что уйдет... , что останется? Дети, внуки, дела наши и друзья наши, родственники и хорошие знакомые! Только не надо "плевать" на нас и нашу историю!

Когалым
Автор - гражданин, переживающий за свою страну. искренне верующий.
Иногда его заносит - про политику и т.п....
Но неравнодушие - просто подкупает. Такое сейчас редко встретишь.

Да,на скутере просто жесть.....