Как мы ехали на Памир, а оказались на Тянь-Шане, увидели Восточный Казахстан и Алтай

05.12.2011 | 45237 просмотров

Сначала маленькое предисловие, как родилась такая «мировая» идея, как «Проехать пол-Азии на машине «Ока». Все началось с выбора, куда отправиться в путешествие на лето. В прошлом году мы доехали до Мурманской области полуостров Рыбачий и немного попутешествовали по крайнему северу и по Карелии, посетили мы Умбу и Лоухи и также Петрозаводск при жаре +35. «Окушка» выдержала все невзгоды наших российских неповторимых трас и грунтовок, 6 100-6 700 км пути. И оправдала наши ожидания.

Первое направление, которое приглянулось — Чуйский тракт, Горный Алтай, 7 700-8 200 км. «А это почти как до  Байкала», — воскликнул отец, когда я его проинформировал о длине маршрута. Так родился новый удлиненный маршрут, до Байкала и на обратном пути — красавец Алтай. Я посчитал, получилось расстояние, равное 12 000-13 000 км. И сообщил об этом папе. Он задумался и выдал идею, а не махнуть ли нам на Памир (крышу мира). Расстояние же равное, а возвратимся в Россию через Алтай и заглянем напоследок на Байкал, но последнее сказанное, конечно, было в шутку. Так и родилось это грандиозо.

Карта пройденного маршрута.

Я проанализировал маршрут и осознал, что оно потянет на более, чем полтора месяца, как минимум. Нас на столько не отпустят… Поэтому решено ехать только на Памир через Киргизию. Возвращаемся через Западно-Казахстанскую область, город Акколь, и прямиком на Ахтубу, поселок Болхуны, где нас бы уже ждала родня. Но это были только планы, реальность оказалась обескураживающей. И все пошло не по планам, но об этом позже…

Сборы, взяли с собой и помогло: лебедка, в первую очередь — фомич и кувалда, дрель ручная, две треноги и ПДД Казахстана последнего года в обязательном порядке, а то от беды не убережёшься.  Фомич, чтобы, на что было накидывать трос, а его вбивать в каменистую почву. А то деревьев там почти нет, особенно помогает на крутых подъемах по крупной гальке. Можно с помощью лебедки и затащить свою легковушку.

«Ока», которую мы затаскиваем в гору, Восточная Киргизия недалеко от Кен-Суу, бывшей геологической станций и в 40 км от Энгельчика.

Мы выехали в 23:00 первого июля 2011 г., рассчитывали, что пробок не будет в такой час в Москве, но не так-то было, М-5 стояла.  Причина — чинили мост, в шесть часов выехали с грехом пополам на оперативный простор. Под вечер были под Самарой, по М-5 ездят нормальные дальнобойщики, всегда уступают место для обгона, прижимаются, не нажимают резко на газ, когда ты их обходишь. В общем, нормальные водилы, такие водилы до Оренбурга и до границы с Казахстаном.

До Самары к тому же хороший по качеству асфальт и местами трехполоска. После Самары надо не пропустить поворот на Бузулук и Оренбург. Поодаль дороги Самара—Оренбург не редки встречи с небольшими нефтекачалками, и запах необычен в тех местах. Под Оренбургом такие просторы и бугры, красная почва — Южный Урал.

Во второй день проехали границу, взятки не вымогали, за два часа прошли и русскую и казахскую таможню. Интересную информацию нам поведал русский пограничник: «Что с самообороной гр РФ в Казахстане строго, посадят и к гадалке не ходи, особенно, если холодным оружием». Сразу же после пересечения границы ударил в нос феноменальный запах для этих мест: это был запах СВИНАРНИКОВ. Город Актобе проехали.  Гаишники Казахстана хамло только по национальности казахи, а русские гаишники в Казахстане  — вменяемые люди, но взятки тоже вымогают.

Пример: въезжаем мы на территорию KZ, и нас тут как тут поджидают, не проехали и 5 км. Тут такое случилось, что мы не закрыли заднюю дверь «Оки», а только прикрыли, и она стала стучать, и мы остановились в аллее. Закрыли и поехали дальше, застегнулись, тут на повороте их дорожная полиция, до них метров 500. Папа сразу включает свет, который он забыл включить. Нас останавливают, и отец идет в их машину. Там ему так спокойненько говорят: «Вы не волнуйтесь, права мы вышлем в Россию, у нас договоренности между РФ и Казахстаном». Папа начал говорить русскому гаишнику, обрюзгшему, с русыми волосами и водянистыми глазами, алкаш алкашом: «А что за невключенный свет уже права отбирают причем я его включил?». Гаишник: «Это вам не Россия, Отбираем и за это, при этом по Международной трассе без света двигаетесь».

В общем это издевательство кончилось, когда они узнали, что у нас есть их ПДД и сказали в конце: «Сколько не жалко», — эта фраза неотъемлимо связана с ихнеми полицаями. Дал отец 100 руб., поехали дальше по так называемой «международной трассе» — волнообразной и почти однополосной, но, слава Богу, асфальтированной. Почти каждый гаишник, который нам встречался по пути к киргизской границе за редким исключением, считал своим долгом остановить нашу малолитражку, а потом что-нибудь повыцыганивать, даже квас московский, и такое было.

Более 20-ти раз тормозили нас гайцы. По сравнению с Россией, полицейское государство. Всегда их полицаи заставляют записываться в «амбарные» книги ВСЕХ, и даже казахов, но не на всем пути трассы Актобе—Тараз. Для чего, для кого, чистой воды профанация, очковтирательство. Мы поехали дорогой через населенный пункт Эмба — не езжайте, колейность, которой вы, наверно, не встретите нигде, узкая дорога, машину бросает по этим волнам.  Хорошо, что нам сказали, не доезжая до Эмбы 100 км, что дорога дальше ЕЩЕ хуже, что мы до Аральска не доедем.

Там нехилое количество комаров, большая территория то ли заболочена, то ли это рукава рек. Мы не стали испытывать судьбу и поехали назад в Актюбинск.  С грехом пополам нашли все же поворот на алматинскую трасу М-32, и поехали по свежему асфальту, притом первые 40 км трассы идет четырехполоска от Актюбинска.  Открывается панорама Южного Урала, нехилые живописные бугры. Где-то 200-350 км идет хорошего качества дорога с маленьким трафиком, почти нет машин, ни встречных, ни попутных. Далее идет дорога так: участок нового асфальта только-только что положенного, а потом знак «Объезд» по щебенке и грунтовке, скорость 30 км, более не поедешь. И вот такими полосками дорога идет до города Шымкент, после него дорога стабильно на троечку.

Международная трасса.

Я думаю, за пару месяцев они сделают эту дорогу от начала и до конца.  Что занятно, на постройке этой трассы работают грузовики «Мерседес-Бенц», бразильские, оранжевые, безносые, с округлыми мордами. Как будто они выехали к нам из 60-х годов, очень приятные, чисто визуально. Как я понял, по Казахстану ведется капитальная реконструкция дорог и строятся новые дороги.

В Казахстане лучше при себе иметь канистру. А то между бензоколонками бывает разрыв в 300-360км- этот участок начинается после Карабутака, а заканчивается недалеко от города Аральск. Бензин стоит постоянно на всех бензоколонках от Актобе до Тараза 92-й — 102 тенге. На этой пустынной трассе были не редки встречи с воздушными хищниками  — орлами, которые питаются животными, которых давят авто.

Казахский орел.

Нет водоемов до Аральска и немного далее, кроме нескольких именных озер, как помнится, коих два или три, отдушина для покорителей пустынь — бедуинов тогда, а сейчас это немногие осмелившиеся на смелый путь… дальнобойщики, бедуины 21 века, но эти слова относятся только к дальнобойщикам из стран СНГ, которые способны на езду по ровной дороге со скоростью от 5 до 15 км… ! Мы тоже остановились и ополоснулись, как сделал лис пустыни — дальнобойщик на другой стороне, так незаменимого здесь озерца. После Реки Сырдарья все в зелени, она дарит жизнь всему окружающему. Трудно ехать по пустыне под зноем все испепеляющего солнца, 45 градусов в тени.

Недалеко от Аральска. Грустный ослик.

Видели, то ли не доезжая Аральска, то ли после развалины древней крепости огромные камни размером с КамАЗ, они были выстроены в ряд недалеко от дороги, и мы ехали параллельно с этим сооружением пару км. Я предположил, что это руины древнейшей крепости.

Не заливайте в радиатор воду, как мы перед поездкой, в жару в путешествии по бескрайнем степям и пустыням — КИПИТ, когда процент антифриза становится менее 50 и в радиаторе, как у нас, притом он немного подтекал. На третий день нашей трофи-экспедиции у нас застучал мотор посреди бескрайных барханов с одной стороны, а с другой стороны нас окружала безжизненная степь, которую украшали лишь пара двугорбых верблюдов вдали в дымке.

Позади остались 2 800 километров не самых лучших дорог. Температура зашкалила за 120 градусов, ни я, ни отец не придали значения стуку из-за покрытия дороги кое-где была щебенка, как стиральная доска, но, славу Богу, я взглянул на индикатор температуры движка. Отец сразу выключил зажигание, и мы покатились по инерции. Открыл капот, чтоб остывал, а папа в это время решил вздремнуть. Не прошло и нескольких минут, как к нам подкатил мотоцикл ИЖ «Планета-5», я сидел на асфальте в тени от Окушки, встал…

Началась беседа в начальнико-следовательском тоне со стороны казахов, их двое, один немного понимает по-русски, другой не черта. Шел разговор в виде допроса, самая распространенный вид разговора с казахами и киргизами с их стороны к чужакам, хозяйско-хамский образный стиль разговора. Куда, зачем, почему, что с машиной, куда держим путь. Спросили, не нужно ли что. Я ответил, что почти нет воды. В это время папа не смог заснуть из-за разговоров и встал.

Казахи, услышав о нашем бедственном положении, сразу тормознули первые две машины, поговорив с первым водилой, казахи от него ничего не добились и перешли ко второму, который им и протянул баклажку с водой.  Баклажка — очень интересное слово, оно есть и в казахском языке, и в киргизском языке, при общении с этими народами они говорили только слово «баклажка», а не «канистра», «бутылка», «фляга». Залили в радиатор воду, которую мы взяли из Москвы, то есть, вернее, то, что осталось, в основе мы ее выпили, остались жалкие остатки. И воспользовались предложенной водой, залили. Они спросили, не продаем ли машину? Мы отшутились и сели в машину.

Этот вопрос звучал еще не раз в разных формах: «А не гоните "Это" на продажу в Таджикистан?». Такое изречение я услыхал от гаишника KZ. В другой раз сказали: «На продажу гоните?» и в таком же духе. Оку повсеместно именовали «ЭТО». Пожали на прощанье руки, и на нас упали разочаровано недовольные взгляды, только потом мы расшифровали их.  Они хотели за их добрый поступок-помощь деньги или может они хотели подкупить ТЁТЮ «Оку,» после этих размышлений не странно звучит их разговор о продаже «Оки», и поехали мы с остывшим мотором дальше к уходящему за горизонт солнцу.

Отличительная черта казахского и частично киргизского народов, что они видят вместо нас мешки с деньгами. Забавно, что мешки денег едут на «Оке». Пример, чтобы не быть голословным. К какой бы то либо бензоколонке мы не подъезжали на территории KZ, мы всегда спрашивали, а переночевать у вас на территории бензозаправки разрешите. Нам отвечали всегда однотипно. Сначала говорили, что не разрешено, но сразу продолжали, что можно договорится за некоторую сумму.

Совет, если едете в Казахстан летом, запаситесь водой для себя и для машины на всякий случай. Когда мы ехали по пустыне, почти три дня ничего не ели. В день на одного человека выходило по 6-4 литра воды.

Казахи заливают тосол, говорят, хорошо. Запаситесь тосолом или антифризом и следите постоянно за индикатором температуры. Это важно! Местные жители в основном ездят ночью, чтобы не поджариться. Удивительную картину мы наблюдали с отцом, не доезжая Аральска километров 70-ти в пустыне, над дюнами планировали чайки, да чайки, и они нам встречались до самого города Аральска.

Почти все ездят в районе Аральска на «Меседесах-Ешках», в общем, «Мерседес E» у них очень популярен и китайские грузовики тоже. Поразительно, ночью поток машин становится явно больше. По этой трасе встречаются русские машины, видели, микроавтобус из Калининграда и крайне редко наши фуры, легковушки в основном башкирские, одну такую повстречали на песочном берегу реки Сырдарьи, её болтала по песчаной дороге в разные стороны, и в итоге «пятнашка» остановилась и стала рыть яму, не добравшись до спасительного зеленого островка, на котором стояла наша Ока.

Вмиг выскочили три молодых, накачанных парня небольшого роста и не без труда вытащили машину на твердую почву, припарковались рядом с нами. Первое, что они спросили: «А что за речка?». Папа ответил, Сырдарья.

Они держали путь на Иссык-Куль, четверо парней, как они в «пятнашке» умещались, и спали там как? Из этого случая видно, что где «Ока» проедет, там зубиле делать нечего. Когда мы выезжали обратно на трассу, мы не застряли в песочных ловушках. Сырдарья теплая, быстрая, грязноватая река, не слишком широкая, дарит жизнь на сотни километров, арыки повсюду, течение в них бешеное, смывает. Огромное количество арыков и в Киргизии. В пустынной части Казахстана встречаются по ходу трассы молельные дома для правоверных мусульман.

Совет: в магазинах казахи любят надувать россиян. Что я могу сказать о городе Туркестан, он грязный, но в меру, разбитые дороги, но не до основания, как в Воронеже, не видел старых строений. Не шибко много многоэтажек, в основном, одноэтажные строения из глиняных кирпичей, которые здесь же и изготовляются на дому и сушатся рядом.

Туркестан очень быстро разрастается, как правило, именно глиняными строениями, такие городки, как Туркестан, в Казахстане все строятся и разрастаются. Города провинциальные увеличиваются.

В Туркестане мы тоже немного поблуждали и поспрашивали дорогу у русских и казахов, они очень сильно жестикулировали — черта казахов. В маленьких казахских городках невменяемые пешеходы и велосипедисты. Один такой пер на меня по разделительной полосе, и он оказался не последним камикадзе на пути следования. Пешеходы идут почти по середине дороги, и это не только дети! Это повсеместно! Чимкент понравился, большой город, ещё сохранились некоторые древние здания, русское население ещё присутствует. Какой я бы ни увидел автобус в Казахстане, всегда он был оснащен шнорхелем. За сто пятьдесят километров до Тараса стали видны реальные горы, горный хребет со снежными вершинами, у подножия горы идет железнодорожное полотно, по которому мчался поезд.

Все окружающие поля засеяны пшеницей, необычный цвет земли поражает, очень живописно…

Южный Казахстан, не доезжая 60 км до города Тарас.

Хребет уходит вдаль в предзакатную дымку, поворачивая на 90 градусов, и исчезает с наших глаз, а мы движемся прямо, оставляя за собой грандиозные пейзажи и сценки повседневной жизни: крестьяне ещё работают на полях, трактора отправляются на базы, а комбайны виднеются вдали («Извилистая дорога, маленького перевала Казахстана», по этому видео можно судить о качестве покрытия трассы).

Остаться бы здесь…

Город Тараз оставил впечатление омерзения и презрения и люди богомерзкие, но это только про казахов. Немцы и русские — вменяемые люди, только-только у них можно спрашивать дорогу, во-первых, потому что казахские казахи дальше своего носа не видят и не хотят видеть, а если спросите, в лучшем случае ответят, не знаю. А в худшем пошлют в обратную сторону с улыбкой. Тараз — это отдельная песнь о казахской душе: каждый казах, у которого мы спрашивали дорогу, на казахско-киргизскую границу, считал своим долгом предложить нам такси родственника, друга, папы и т. д. За нами даже увязалось такси, коих в Казахстане, а тем более в Тарасе, бесчисленное множество и ехало достаточно долго, даже останавливалось там же, где мы, но в итоге оно от нас отвязалось, когда мы на достаточно долгое время остановились.

Горы Южного Казахстана.

В основном, в Тарасе, как и в других казахских городах, казахи так объясняют дорогу: вначале они говорят, на каком первом или третьем светофоре повернуть, потом налево, направо и начнут даже рисовать схему, а потом наступает долгая пауза…, они хватаются за голову и начинается… «Это невозможно, если я вам и нарисую, то все ровно вы не выедете, слишком сложно…, вот у меня сосед, он подтаксовывает за 500 тенге, вас выведет». Когда нам третий раз подряд предложили подобные услуги знакомого таксиста, отец сдался, как никак по советам казахов уже полтора раза проехали Тараз. Дали 100 рублей и мелочь и поехали за ним по всему городу, он как будто специально поворачивал на каждом повороте, хотел что ли доказать, какая сложная дорога, то ли он хотел отработать деньги.

В итоге доезжаем до окраины города и таксист нам говорит: «Дальше я не поеду, езжай по этой трассе прямо-прямо и будет тебе таможня». Поехали, и что вы думаете, никакой таможни нет, вернее, год назад была закрыли, сказали нам пограничники. Пограничники очень примерно объяснили, как проехать, вернее, просто дали направление к оставшейся таможне, которых недавно было три, а сейчас одна. В итоге, как мы узнали позже, пограничники были правы. Мы поехали в обратном направлении и увидели стоящую на обочины «Ауди-80» и остановились спросить дорогу — большая ошибка.

Сразу перейду к главному, он тоже предложил ехать за ним и уверил, что уж точно привезёт к рабочей таможне за 2 000 тенге. Проехали с ним весь город и остановились около развилки. Вышли, и он говорит: «Вот езжай прямо 40 км и будет тебе таможня». Начал ему говорить отец: «Мы так не договаривались, ты говорил, до таможни отвезешь, это кидалово». Таксист: «Не-е-е-е, давай пойдем в магазин, они тебе так же скажут, что через 40 км таможня. Пошел папа с ним, но уже отдал деньги. Продавец казах, честный попался и сказал: «Не езжайте, там ничего нет, только время потеряете». И нарисовал схему проезда к таможне на противоположной стороне города, то есть, вернее сказать, пригорода, это несколько деревенек, расставленных в ряд по дороге к таможне. В итоге отец на него поорал, таксист проговорил, что это не по-мужски. И разъехались.  Мы видели, что он на развилке поехал в другую сторону, противоположной той, по которой он нам предлагал ехать.

И из чего мы сделали вывод, что он нас сюда завез потому, что эта дорога идёт по направлению к его дому. Так у него получилось убить двух зайцев и деньги взять и домой доехать… Мерзость!!! Вот какой ты, Тараз, мы по тебе едем не то третий, не то четвертый раз, а всё НЕ хочешь нас отпустить. Едем мы в ночи по главной улице города, освещаемые лучами фонарей, сконцентрированы, чтобы не пропустить нужный поворот по схеме, и тут с нами поравняется машина дорожной полиции на светофоре и из окна нам говорят что-то нечленораздельное. Отец переспрашивает. И они говорят: «А где ремни безопасности, пристегнуты?». Мы одновременно продемонстрировали, что ремни безопасности надеты, гаишника вместе с напарниками расстроил этот факт, хотели подзаработать, а нет. На безрыбье они нам приказали остановится для осмотра. Остановились, предъявили все документы, в основном, гаишников Казахстана интересует только страховка, пару раз даже у отца не смотрели права гаишники. Задали пару стандартных вопросов, таких: «А вы на этом сюда приехали?», «Куда держим путь», «Не здесь это чудо купили?». Гаишники подтвердили правильность нашего направления.

Горы Казахстана.

Удивились, в какой дальний путь отправилась наша малютка. Потом они задали вопрос, который нам задавали ещё не раз пограничники, пастухи, трактористы и ещё много кто:  «А из самой мы Москвы?».  Папа ответил: «Что в паспорте написано? Из Москвы». А они и отвечают тихо: «А написано, из Подмосковья». И так повторялось пару раз — держит паспорт и говорит про Подмосковье, что, читать не умеет, не понимаю…

Гаишники у них, может, и хамоватые, но дорогу хотя бы они подсказывают правильно, это относится ко всем правоохранительным службам KZ. Совет: если нужно спросить дорогу, ни в коем случае не обращайтесь к казахам, исключение составляют молодые казахи, правоверные мусульмане в тюбетейках.  А у русских смело можно спрашивать дорогу, то же относится и к немцам, все доходчиво объяснят.

Дорога, идущая к киргизской таможне проходит через село Дунганово. Если всё же захотите спросить дорогу на таможню, спрашиваете на Дунганово, не ошибётесь. Все же мы подъехали к долгожданной таможне. И не было нашему удивлению границ, казахские пограничники очень корректные, понимающие люди, все, как на подбор, плечистые рослые мужики, на всех бронежилеты, у каждого АК-74 или АК-74М.  Заехали за шлагбаум на территорию таможни, к нам через пять минут подошёл погранец в звании полковника, луч света от фонаря осветил два просвета и три блестящих больших звезды. Поинтересовался, куда держим путь, и ошалел, куда мы собрались.  По его словам, в Киргизии нет порядка и нет закона, потому что Киргизия — сплав народов, ничем друг с другом не объединяющихся, такого же мнения он и об Узбекистана — киргизы, узбеки под национальности, русские… А про Таджикистан нечего и говорить, хорошо, если просто ограбят и сожгут машину, на таможне ради отчетности подкинут наркоту, как нечего делать. Ошская область — это особая история, там ваши номера ненавидят могут тормознут и все отобрать, перестрелки по ночам… Сары -Таш, Дары-Каргон, там перегораживают трасу и таким образом тормозят, а потом и грабят, даже фуры, забрасывают их камнями, там все кладут на власть и закон… Не то что в Казахстане…

«А это у вас канистра, полная?». Папа: «Да, полная канистра, и бак заполнили до отказа. Полковник: «В Казахстане вывоз бензина запрещен, только в баке». Папа: «Ну, что его выливать?». Полковник: «Я поговорю, может, обойдётся». «А это, что? — показал погранец на этюдник, — Нельзя ли его открыть?». Я объяснил, что так просто его не откроешь, нужно все сначала разобрать.  В это время я подкачивал колеса и говорил. На удивление полковник был очень приветливый и человечный.

Полковник: «Ну тогда идите, оформляйте документы». Подмечу, что у казахов таможня очень современная и хорошо оборудована новой техникой.  Когда мы подходили к Оке, не было границ нашему удивлению. Полковник подкачивал колесо! И говорит: «Подустал». Дальше он нам велел проехать дальше.  Там немного посветили фонариком и приказали некоторые вещи вытащить.  Все вежливо и корректно с их стороны. А потом поинтересовались, для чего мы собрались в Таджикистан, если в Казахстане есть прекрасные Алматинские горы… Мы объяснили, что хотим повыше… А нам объяснили, что в этом году уже пара инцидентов произошло граждан Казахстана на Иссык-Куле, избили, а после сожгли машины, это факты. «А самое главное, я два месяца тому назад ездил в Киргизию и проезжал перевал Отмёк (3 330 м), шёл снег, а снега по по колено… Ваша машинка не проедет даже его. Вот машина — сказка, как раз для прохождения перевалов». И показывает на «Ауди А-8», это изречение немного насторожило нас,  сказанное не в шутку, а всерьёз. Как «А-8» может передвигаться по сугробам? Но папу обрадовала сама мысль, что на автоперевалах столько снега, что скоро мы переместимся в зиму. Но не верилось… Погранец продолжал: «И с бензином там сложно и дорого, да и качество сомнительное… Да и кто тот гений, который разработал этот маршрут?». Я проговорил, что это я.

Погранец: «Лучше на оставшиеся деньги езжайте по горному Казахстану и на Алтай, в крайнем случае можно заехать на Иссык-Куль». Я перед этим рассказал ему о целях и контрольных точках путешествия, в коих числился Алтай.

Нас пропустили на территорию Киргизии, где их пограничники начали разбератся с нами. Первый погранец Киргизии, с которым нам пришлось пообщатся, был меланхоличный, усталый и без лоска, коего у казахских пограничников в избытке… Как помнится, он был в звании старшего лейтенанта и уже сразу чувствовалось, что мы не в Казахстане, у него не было бронежилета и форма какая-то поблеклая и мятенькая, вокруг него все время мельтешил солдатик с медом, на котором висела форма и АК-74, без рожка, похоже никакого доверия нету к призывникам… Как я понял, он ему разрекламировал этот чудесный медок, какой он вкусный и полезный. В общем, о киргизских пограничниках создалось мнение, как о полувоенных людях-партизанах. А казахские военные — это полная противоположность, суперсолдаты. И деньги киргизы вымогают, в отличии от казахстанских… Расскажу поподробней об этой проблеме.

Военный в гражданской одежде, на его тщедушном тельце сидела кожаная курточка, приказал отцу пройти в то здание, перед этим погранцы провели стандартную процедуру: посветили фонариком по салону, а после рассказали, как у них все хорошо и в Таджикистан тоже можно ехать. Чем они объяснили снисходительное мнение о их родине казахов? «Так это они нас не любят и всех остальных… Они говорят, а может и думают, что у них порядок в стране. Но на деле по-другому. Пренебрежение к нам проявляется во всем…» Но киргизы в долгу не остаются, так же много грязи сливают на казахов. Казахи себя считают основополагающим народом в Средней Азии. Киргизы подсмеиваются над ними: «Никакие вы не главнюки», или, как выразился герой-киргиз из фильма «Максим Перепелица»: «Никакой ты не командир!». Ещё одна подметка по сравнению с Казахстаном, на киргизской таможне нет инноваций, все убогонько, все бедненько, не попадалась дорогостоящие оборудование на глаза.

Папа прошел в здание, и я стал ждать. За это короткое время у меня попросил прикупить солдат, и я прошёл маленький допрос у тщедушного военного в кожанке, он все не мог поверить, что я не киргиз: «А точно ты русский, а не киргиз?». А может, издевался. Киргизы и казахи из правоохранительных органов здороваются так: сначала протягивают руку и говорят «саля молекум», а потом само рукопожатие.

Я устал ждать и пошёл в здание разобраться, что к чему. Там проходил допрос с «пристрастием» отца. Этот мужчина выполнял роль высокодорогостоящего оборудования, которое определяет — врешь или не врешь, везешь или не везешь наркотики. Для чего закупать ультразвуковые сканеры, если есть такой непревзойденный сотрудник-психолог.

Я присоединился к мероприятию, целью которого было сказать, как-нибудь поинтеллигентней нам, дай на лапу. С помощью таких изящных, обходных фраз: «Уже поздно проверять машину, не сможем, придется ждать утра, а хотите уехать сейчас?». Папа отвечал: «Вы начальник, вам решать». После этого следовали ничего не обязывающие разговоры, где он показывал, что здесь в Киргизии «Щи не лаптем хлебают», которые чередовались вопросом, обращенным к нам: «Не желаете ли уехать сейчас?», и так длилось три или четыре часа.  В конце он стал обращать свой вопрос только мне. Я отвечал: «Сейчас бы поспать, а с машиной как вам видней». Поговорили о политике, о армии и киргизских немцах, и о жизни. Все это кончилось так: он сказал, езжайте, только надо дать на магарыч, солдатам на курево. Папа спросил: «Нормально 100 сом?». Психолог: «Норма». Подъезжаем к шлагбауму. Папа выходит и протягивает документы, смотрит и говорит солдатик. Отец три раза переспрашивает и протягивает 100 сом. Оказывается, он хотел на чай.

И вот мечты сбываются, мы в Стране гор и чистой воды на пятый день нашей эпопеи.  Мы в мечте, мы ликуем, несмотря на все трудности, выпавшие на нашу машинку, более 10 раз кипела, из-за песка у нас перестала работать бибикалка — контакты, по той же причине у нас даже перестала заводится «Ока» в казахских пустошах  — клеммы аккумулятора, но Ока, несмотря ни на что, выдержала. Немного проехали и легли спать посреди безымянной деревушки. Проснулись и поехали, сразу бросилось в глаза, по сравнению с Казахстаном, множество водяных колонок, коих в Казахстане я не заметил, и огромное количество подзаборных алкашей-киргизов, которые ещё наслаждались утренней прохладой, которую в скором сменит полуденный жар 35-36 градусов. Заливайся водой.  Множество новеньких мечетей, в Казахстане их тоже немало. Шпили из листового железа, блестят. Едем по трассе в город Талас, наслаждаемся горными красотами.

Один населенный пункт сменяется другим и так до самого городка, где мы сделали регистрацию. Делается у ментов и ни у кого другого, как помнится, работают они до 16:00. По пути туда мы проехали ГЭС, наверху которой установлен монумент, изображающий гигантскую голову товарища Ленина.

Начали снимать, прибежал мент и сказал, что здесь не разрешена съемка, он поинтересовался, куда держим путь, и он тоже отваживал от мысли ехать в Таджикистан.  Он рассказал про своих товарищей из батальона, коих отправили в Ош, и что они рассказывают. Про Ош: режут, насилуют, перестрелки по ночам, не удосуживаются даже трупы спрятать, так сбрасывают в овраг и все. А про Таджикистан он рассказал следующие: из части отправили туда КамАз, на них напали, ели ноги унесли ВООРУЖЕННЫЕ ЛЮДИ военные и менты, машину сожгли…

А дальше водохранилище, искупались в прохладной воде, но чистая. Под аккомпанемент Верки Сердючки игравшей из пансиона рядом. Ещё отличие Киргизии от России и Kазахстана. Там сельское хозяйство развивается, все поля не стоят без дела, трактора бегают, а комбайны убирают урожай. Глаз радуется. А в Казахстане плодородные земли долины в основе стоят без дела, редко когда узреешь собирающих колхозников урожай пшеницы, но и такое видал.

До Таласа дорога неплохая, асфальтированная, только узкая, заправки имеются, даже одна заправка «Газпрома», цены примерно как в европейской части России. Также много частников, которые барыжат солярой и бензином, около домов много таких вывесок: бензин. Талас понравился несмотря на то, что машина пару раз кипела. В нем я увидел единственную православную церковь, встретившуюся нам в Средней Азии. В том районе породистые жеребцы, неописуемая грива у этих коняк, ухоженные, глаз радуется. Население неплохое, приветливое, дороги средне-гавнистые, есть и старые строения в городе.

До Тараса у нас по спидометру получилось, где-то 3 700-3 800 км. Когда мы искали здание милиции, мы подвезли поддатенького мужичка, который нам поведал, что если ехать 40 км на юг от города нам откроются шикарные места водопады, зеленые пастбища, горные речушки, сосны и ели, венцом всего этого являются снежные вершины, место отдыха для туристов.

Мы туда не отправились. Менты их не хамы, окрестили нас «баклашачники» из-за того, что наверху у нас находилась до десяти бутылок с водой для радиатора. Дальше наш путь лежал через перевал Отмёк, 3 330 метров.

(вот ссылка на видео), до него проложена идеальная дорога, такую не встретишь и в Москве, но не доезжая его, мы лицезрели пару длинных колонн машин чиновников, впереди менты с мигалками и сзади.

Очень интересный рельеф местности и красивая дорога до перевала Отмёк, очень переменчива погода, солнце чередуется ливнем.

Это знают местные и ездят туда на лимузинах отмечать свадьбы.  Прелестные фото получаются, невеста по пояс во ржи, освещенная предзакатным солнцем, а само поле все в солнечных проплешинах, а наверху чудесные облака.  Перед въездом на перевал шлагбаум, а до него деревня немалая, в которой, по моим ощущениям, вечно дождь.

Мужики перед шлагбаумом собирают с каждого дань, долго прикапывались к машине, но ничего не нашли и сказали: «Сколько не жалко». Дали 50 сомани.

И поехали на перевал. Взобрались на перевал, выключил мотор папа, поставил на нейтралку, и покатилась Окушка по инерции, только успевай притормаживать, вот мы и на распутье… Поворот на Ош, или на Бишкек.  Взвесив все «за» и «против», решили не рисковать и поехали по бишкекской трассе.  Отъехав от развилки немного, где наверху постамента сеял Манас, мы съехали на обочину и заехали за бугор, чтоб не видно было нас, и легли на боковую. Так прошёл 6-й день.

Седьмой день мы провели в разборе вещей, переукладки багажника. И отдыха от дороги — папа. В этот день наслаждались окружающей нас красотами, всюду юрты, из их буржуек поднимается дымок. На зелённых склонах гигантские стада пасутся.

Такое умиротворение. Местные жители неприветливы.  Отец мой художник, не теряя времени сбацал работу, и тут начался дождь, он здесь нередок.

Но и облака в этих местах феноменальные. Остаток дня мы провели в машине, фотографируя монументальные пейзажи.

В короткие моменты солнца мы выходили размяться и опять же пофотографировать грандиозные тучи.

Удивительно, но поток машин ночью не уменьшался на перевале. Так и закончился этот день…

Восьмой день. Утречком папа нарисовал этюд, и поехали дальше. Солнце светило, освещая снежные шапки гор. Нас обходит «Калина» с башкирскими номерами и приветливо посигналила нам. Вот мы и доехали до развилки дорог, одна на — Бишкек, а другая на — Чаек. От Таласа до этой развилки шикарная дорога, а как говорят местные, до самого Бишкека того же качества трасса.

Мы двинули на Чаёк, дорога сменилась с прекрасного асфальта на грунтовку с щебенкой, так называемая «стиральная доска», иногда такая дорога сменяется раздолбаным асфальтом. Но дорога — это не главное, главное, что нас окружало в пути, а окружали нас горные хребты, куда ни падали наши взоры, везде горы, около них всегда пасутся тучки, а поля фиолетовые и желтые.

Дорога извилистая, часты мосты, дорога идет по течению речки, горы сыпучие, красные, цвет марсианский.

Через каждые 15-20 км дороги встречается населенный пункт. В их магазинах нету хлеба зато «Марс» и «Баунти» в наличии.  В такие маленькие населенные пункты частенько приезжают бензовозы, но только с 80-Аи, вот такой бензовоз мы и встретили на пути в деревушки. Остановился на главной улице селения-трасса, люди набежали, очередь.

Кстати, насчет бензовозов — это одна из излюбленных машин киргизов по всей территории страны, кроме восточного района Энгельчик. Там-то и машин мало, дорога упирается в пограничный город Энгельчик.  Киргизы считают, что их страна более свободная, по сравнению с другими средне-азиатскими странами. Это проявляется к отношениям к женщинам, которые в Киргизии и владеют магазинчиками, и водят, и одеваются как европейки, такое невозможно в Узбекистане, а тем более в Таджикистане, где отношение к слабому полу хуже, чем к скотине…

Свобода проявляется так же в том, что гаишников нет. Совсем нет, мы их видели только на местах аварий. Доверие к народу. Почти нет ментов, пока еще у них милиция, но через пару месяцев переименуют в полицию. То же самое с бензином, невозможно представить себе в России, чтоб бабулька на скамеечке продавала бы соляру. Сразу бы подъехали менты и взяли бы её под белы ручки.  Потому что у неё нет лицензии на торговлю. А в Киргизии всё возможно. Поэтому в Киргизии очень популярен бензиновый бизнес, всем позволяют подзаработать. Свобода торговли.

В середине дня остановились на привал, не доезжая до Чаека 30 км. Заехали на нашей внедорожной «Оке» вверх по буграм.

Папа стал писать этюд, а я сверху стал наслаждался прелестями лета в горах.  Там внизу текла с бешеным течением мутная горная река, а вдалеке блестела крыша одинокого домика, окруженного зеленой порослью, дул приятный ветерок.

Для нас обычный день в горах…

Девятый день.  В этот день мы проехали Чаёк.

Последние 30 км дороги до города асфальтированы. В конце Чаёка имеется заправка с Аи-80; 92. Попутно по дороги встречаются новые кладбища, рядом с которыми старые глиняные мавзолеи полуразвалившиеся, обточенные сильным горным ветром, очень колоритно.

Некоторые мавзолеи украшены по углам советскими красными звездами, а наверху купола мусульманский серп. Есть и огромные образцы почти в три этажа. По пути нам встретилось такое интересное место на дороге, дорога проходила через горку. Дорога идет в тех местах то резко вверх, то вниз, так до перевала Кыз-Арт, если сравнивать с другими киргизскими перевалами, то этот пологий.

Все зелено, пасутся жеребцы возле юрт вместе с буренками, а около юрт стандартно припаркованы «Ауди-100» восьмидесятых годов, или старенькая «Нива». «Ауди-100» в Киргизии самая распространенная машина, а из наших машин распространен «Москвич-412».

Спуск с перевала по направлению к населенному пункту Кочкорка не шибко сильный, равномерный, открывается великолепная панорама, а справа гора со снежной шапкой на дней повисли концентрированные тучи.

Спускаешься, то тут, то там в отдалении виднеются домишки, друг от друга разбросаны, хозяйства рядом, солнце…

Видно, как на глазах разрастаются их деревушки, к десятку домикам присоединяется в отдалении еще пара домиков, это молодые семьи переехали туда от родителей. И таких в отдалении домов от деревни все больше и больше, у новеньких домов крыши блестят на солнце.

В 9-й день проехали Кочкорка, там есть заправка с Аи-80 и -93, а если проехать дальше 2-3 км по направлению к Нарыну, есть шашлычные — средней шашлык готовят примерно 100 руб. два шампура, барашек. Там мы и проехали почти до перевала Долон.

(Вот ссылка на видео, как мы понимаемся на перевал Долон)

Под вечер встали на ночёвку.

Десятый день.

Дорога на спуск с перевала Долон убитая, но асфальтирована.

Но когда спустились, дорога не улучшилась, а только ухудшилась колейность, ямы с «Оку». Нам объяснил лесник на лошади, почему дорога такова… Он говорил, что уроды китайцы разбили дорогу своими 80-тонными фурами, все скупили. Китайцев там все ненавидят. Говорил, что это одно из красивейших мест Киргизии — это он доказал тем, что при общении с лесниками из других районов, они признавали, что это место одно из интереснейших. Лоси ходят в заповеднике среди елей. Приглашал на обратном пути к себе в гости в юрту.

Эта дорога проходит между двух хребтов. Бычки резвятся на зеленом ковре из диких цветов и эдельвейсов, таково я еще не видел, чтоб бычки бегали друг за другом, задравши хвост, втроём вдоль горной ледяной реки.  Более счастливых животных я не видел. Связь ловится только на дороге, отошел на метр от трассы и связи нет. Шашлык вкуснейший можно купить в конце ущелья. Друг за другом идет три или четыре шашлычные, они находятся друг от друга на расстоянии 1 км и меньше. Дальше по трассе их не будет. В самой последней и готовят необыкновенный шашлык, можно подкупить там же и кумыс. Ужасно красивый вид открывается на везде в Нарын, дорога проложена вниз сквозь красную гору.

В городе Нарын несколько бензоколонок и одна госпромовская, на ней стандартно очередь, а на других хорошо, если хоть кто-то заправляется.  Я подметил, что на госпромовские заправки всегда огромные очереди в отличие от других киргиских АЗС.

Поехали дальше на перевал Кызыл—Бель, с этого перевала открывается вид на зеленые барханы, дорога по качеству в основном грунтовая с щебенкой.

На спуске по направлению к Ат-Баши китайские фирма ремонтирует дорогу, рабочие — киргизы, а инженеры-геодезисты — китайцы. Не доезжая километров десяти, до поворота на Ат-Баши стоит газпромовская заправка. Мы захотели проехать вокруг озера Чатыр-Кёль и поехали дальше не заезжая в Ат-Баши.

Вечер приближался, дорога напоминала стиральную доску, и мы свернули с трасы, проехали по границе свалки. Заехали на бугор и наслаждались открывшимся видом.

С одной стороны горный хребет с заснеженными вершинами, на которые наседают облака, а в низине посёлок Ат-Баши с другой стороны в отдалении округлые сыпучие горы, и всё это при закате солнца.

Ещё долго я любовался в ночи огнями поселка.

11-ый день. Двинулись в путь в 6:00. Но долго не выдержали, дорога с каждым километром становилась хуже и хуже, так, и не доехав до озера, мы повернули. И пейзажи стали безликими, однотипными. Мы заехали повторно в Нарын и стали искать поворот на Таш-Башат — объездная дорога на Сары-Булак. На выезде я увидел прелюбопытнейшую сценку: две девчонки лет пяти-шести голосовали у дороги, на наших глазах они подошли, подняли руки и сразу впереди идущая машина останавливается и подбирает ребятишек.  После этого я стал больше наблюдать за автостопщиками и, что я заметил в некоторых случаях мать стояла в кустах, а дочка голосовала, и это не единичный случай.  В общем, у них очень много людей голосуют по сравнению с РФ и Кз.  Нас стремились стопить многие из них, что не видят старые тетки, что у нас машина запредельно загружена, плюс говно сверху навалено. Немало алкашей в этом городишке.

Мы едем по объездной дороги, она проложена через деревушки, первые 30-20 км асфальтированы, а после моста и серпатинного подъёма на другой стороне, начинается грунтовка.

Вот на этой дороге мы и встретили велотуристов из Шотландии, муж и жена держат путь в Джалал-Абад. По-русски не слова не понимают В этих местах есть болотца, и в них растут желтые длинные растения, это в долине, двигаемся по прямой дороге.

Спускаемся вниз, дорога становится каменистой и с большими ямами. Видим за мостом турбазу, так называемую, с виду не поймешь. А дальше идет дорога вверх к неописуемым пейзажем, дорога очень узкая даже для одной машины. Ели, дикие цветы, мох — дико напоминает все это Карпаты. Киргизские Карпаты.

(Вот ссылка на видео Киргизских Карпат)

Едешь по этой дороге, выгляни в окно, а там пропасть…

Очень сильные подъёмы.

Искупались в горной речке около водопада, там была бухточка, где не было течения. Вода освежает на +5. Заночевали около свисающей на нас каменистой горы прям на дороге. Ночью нас разбудили звуки падающих камешков на крышу машины. После второго удара отец не стал ждать третьего побольше, и мы отъехали с небезопасного места, а всё из-за сумасшедшего ветра. Заснули на новом весте. Сквозь сон послышался звук автомобильного сигнала, так и есть.  Наша «Ока» перегородила дорогу микроавтобусу «Мерседес» 90-х годов, эта машина стала первой и последней, которую мы повстречали на этом участке дороги. Папа дал задний ход и разъехались впритирку. Поговорили, сказали, что на этой опасной дороге нередки велотуристы, большими группами с инструкторами.

(Вот ссылка на видео)

Двигаемся дальше не выспавшиеся.

Вот мы и выехали на просторы, послышались странные звуки — цвырканье, после одного сразу несколько вторят им. Это суслики, здесь их не счесть. Глупые зверьки, в небе парят орлы, а они так просто выдают себя.

12-ый день. До конца объездной дороги осталось примерно км 30-40, но это стали незабываемые километры не только по красоте, но и по состоянию дороги, казалось суслики прям на дороги делали норы в чудовищном количестве, крути, не крути баранку, всё равно окажетесь в яме. Бывало все четыре колеса попадали в ямы. И такая дорога идет на протяжении 60 км, она началась еще до того, как мы в 11-й день легли спать. Что интересно, население в этих районах есть, все электрофицированно. В середине этой дороги есть деревня и там, если не у каждой второй, то у каждой третий семьи есть ТВ-тарелка.

Мы остановились в месте, где неблагоприятные погодные условия все время — то тучи, то дождь. Рядом с нами развились молодые, любопытные яки.  А старые яки стояли в сторонке от нас посунувшись.  Вожак як выделялся из своих соплеменников коричневый. На удивление, вокруг нас проезжали местные на таких дешевках, как Toyota RAV4, «Ауди 100» 90-х годов, Mitsubishi Delica конца 80-х годов. Конечно были и «Вазики», «таблетки» проезжали.

На этом участке было хорошее движение машин, в отличие от других дней, когда мы ехали в одиночестве.  Многие останавливались и предлагали помощь. Мы стояли и разбирали с крыши вещи, переупаковывались. Хозяин яков вскоре подошел и спросил, откуда мы, он себя вел по-хозяйски, что понятно. Это его земля. Узнав, что мы из Москвы. Он сказал: «Я в Москве служил, красные погоны под Липецком».  Это не редкость для среднеазиатов, не знать, что Москва и Липецк — это разные вещи.

Когда он узнал, что отец служил с дунганами, он сразу начал огульно охаивать их. Не учатся они, не служат, только торговлей занимаются… Он и зимой там живет, -40, в каменном домишки. На буграх гуляли и щипали травку яки, а зимой киргиз рассказал, ветер такой сильный, все сдувает, там ни снежинки не бывает. А зимы снежные. Яки все равно в -45 на вершинах бугров ищут мордой травку. А летом он живет в юрте вместе с женой и детьми, идиллия. Упаковались и двинулись в путь под аккомпанемент сусликов. Скорость небольшая, 15-20 км из-за дороги, которая вся в ямах.

Что забавно, все едут с такой скоростью, даже «Делика», которую мы обогнали. Когда мы ехали по этой убитой дороге, нас окружали грандиозные облака.

Последние 20 км удовлетворительный асфальт. Мы выехали на трассу и поехали по направлению к Кочкорка.  Сразу же нам повстречались на дороге велотуристы. Двое из Чехии, а один из Бельгии, с щетиной. Из столицы Бельгии Брюсселя он выехал и сюда на велике доехал. Два месяца в пути. Самое трудное, по его словам, был Казахстан, жарко. Это не первое его путешествие по странам СНГ, он проехал Памирский тракт. А чехи из Алма-Аты стартовали.

Поехали дальше уже под вечер, не доезжая 20 км до города Балыкчы, завиднелось озеро, не Иссык-Куль, параллельно дороги оно находится.  На этой дороги будет шлагбаум, надо заплатить 500 сомов, чтобы проехать дальше то ли в заповедник, то ли в охраняемую зону Заночевали на окраине какого-то села.

13-й день.  Мы в этот день проехали Балыкчи и Каракол и Нововознесеновку.

В последних двух населенных пунктах русское население преобладающее, немецкое население тоже имеется. Каракол очень понравился, много туристических магазинчиков, альпинистических.

ХАНИН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ ДЕЛАЕТ ПРОПУСКА В ПОГРАНЗОНЫ КИРГИЗСТАНА, ЭНГИЛЬЧЕК И Кен-Суу. ЕГО КОНТАКТЫ: г. КАРОКОЛ, ул. КАРАСАЕВА, 154. Тел.: +996 555 445174; +996 3922 59486; e-mail: Khanin2003 @mail. ru; alp-tour@yandex. ru. Пропуск в погран зону у него будет стоить 70$ на человека. Делать заказ надо заранее, делается примерно 5 дней, но могут и 14 дней.

Иссык-Куль.

Вид с северного берега Иссык-Куля.

Немного проехав за Нововознесеновку по направлению к Энгильчеку, мы с папой узрели прям швейцарские пейзажи, приправленные закатом.

Начали залезать на перевал, мотор закипел.  Остановились поспать. И тут же подъехал грузовик ГаЗ, наполненный крестьянами, чтобы из ручейка налить воду в радиатор. Пацан спрыгнул из кузова с ведром. Набрал, налил.  И оставшиеся капельки выплеснул на девчонок в открытом кузове. Девичий смех. Всё это словно кадры из сталинского фильма про счастливую советскую жизнь.

14-й день начался с того, что не прошло и двух минут, как мы очухались, тут как тут появляются «паломники» местного значения. Подъехал на «Ауди 80», вышли и повязали ленточку на ветку. Сели на камешек и начали выпивать, водочку.  Отмечу, что валуны здесь на каждом шагу, все во мху. Через пару минут подъехала вторая машина, набитая под завязку людьми так же, как и предыдущая: дети, женщины.  Они присоединились к выпивающей компании. Через пару минут, когда мы чистили зубы у ручейка, нас позвали присоединится. Конечно, отец не стал пить, за рулём — отговорка. Как мы стартовали, так они сразу же за нами поехали. Остановились посмотреть памятник строителям дороги, которую, в итоге, из-за перестройки и не построили, но на картах всех она изображена, как построенная притом хорошего качества.

ОТ ЭНГИЛЬЧЕКА ДО КАРА-САЙ ДОРОГИ НЕТ. Постамент — это огромный валун, подъехавшие вслед за нами «преследователи» объяснили, что наверху него стоял гусеничный трактор «Казахстан», но разобрали на запчасти.

Очень красивые места нас окружали по дороги на перевал Чонг-Ашуу 3 822 м, всюду сосны, всюду валуны, даже видали ушастого зайца, который сначала перебежал дорогу, а потом выбежал сзади и побежал прямо по дороге в клубах пыли, поднятой «Окой».

Встретили геологов на «таблетке», все русские, кроме одного, сказали, что везде пропустят без пропусков в погранзону, что люди понимающие. Рассказали, что в этих горах находится вся таблица Менделеева и золото, и серебро, и даже платина.

На мой взгляд, самые живописные места Киргизии именно здесь в приделах 100 км до Кен-Суу, бывший геологической станции и до погрангородка Энгильчека.

На самом перевали мы остановились на привал, полазили по хребту.

Снег, град начался, когда папа стал рисовать этюд — холодно. Двинулись дальше, дорога становилась хуже асфальт раздолбан до основания.

На одном из участков дороги река смыла полдороги. На другом обвалы уже полдороги завалено, типа, щебнем.  Странно смотрится столбы электропередачи, заваленные камнем, только верхушки столбов виднеются и провода тянутся.

А на третьем упал огромный валун на проезжую часть, асфальт смят, полдороги занимает. Под вечер добрались до Энгильчека, шлагбаум, погранцы. К нам вышел сержант и пара солдат. Они сказали, что без пропуска никуда не пустят. И попросили папу пройти в домик к ним. В это время я сделал пару снимков гор на горизонте, без палева, там запрещена фотосъемка.

Вот такой вид открывается с моста, ведущего к Энгельчику.

Отец вернулся и поведал, что рассказали ему погранцы, а поведали они следующее: «Если хотите посмотреть Хан-Тенгри, езжайте в Каракол, там за несколько дней вас проверят, дадут пропуск, после поедите в ту ту турфирму, купите путевки. Поставите машину на стоянку и поедете сюда на автобусе с инструктором. Все равно ваша малютка там не проедет». По этому разговору мы поняли, что погранцы в сговоре с турфирмой, да какого черта нам нужен инструктор мы же не в горы собрались, а так издалека пофотографировать. Поехали назад, расстроеные, уже в темноте. Съехали с трассы на заросшую грунтовку, но перед тем, как спать. Насладились звездным небом в горах, тому кто видел, всё понятно и без пояснений, какие же они яркие в горах…

15-ый день. На этой дороги есть один сворот, и только один, туда мы и двинули. Но перед этим встретили Subaru Forester с русскими, местными на борту, оказалось, они изучают насекомых, бабочек. Они были уже в районе пика Хан-Тенгри и пика Победы и свернули на единственном повороте на Кен-Суу, и 4x4 Subaru выдержала, только бак пробили, повредили защиту картера и бампер оторвали.  Посоветовал не сворачивать, не проедете, твердил он. «Да и для чего, смотреть-то нечего». А оказалось, посмотреть есть на что! Удивился он, что нас погранцы не пропустили, говорит, если бутылку дали, то пропустили бы. Рассказал про то, что в Оше он был нормально. Это разборки между киргизами и узбеками, это их дела, русских не трогают. Дорога из Бишкека до Оша просто класс, заснуть можно, настолько хороша, по его словам. Он еще много чего нам насоветовал…

Я уговорил отца свернуть, «Все ровно сюда приехали, там не пропустили, но, может, здесь нам улыбнется удача». А оказалось, если проехать 20 с лишним километров, откроются и впрямь Укоковские красоты (Плато Укок — плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России).

На этих 20 км необыкновенной дороги встретились нам несколько бродов, иногда дорога идет вровень с уровнем реки, которая течет параллельно, а дорога узкая.

На одном из участков дороги очень много острых камней торчат, за которые легко проскрести пузиком

(Вот ссылка на видео)

Очень интересный зверь — суслик, имеет излишек веса и видно это явно, когда он бежит и, что интересно, ему надо перебегать дорогу, когда мы проезжаем её, в другое время он это не может делать. Раз в сутки проезжает машина, но он знает своё дело и перебегает именно тогда, когда она проезжает. Очень смешно его жирный хвост на бегу туда-сюда болтается.

Выехали на равнину и остановились понаслаждаться мгновением… Нам открылся вид грандиозного массива гор.

Один хребет, второй хребет и так их много…

16 день. Рядом с нашей «Окой» прогуливались мохнатые яки.

Я снимал защиту картера, которой хорошо досталось от булыжников и выпрямляю. В это время папа писал пейзаж. Вот я стою и бью кувалдой по этой железяке, и к нам подъезжает всадник. Представляется, показывает документ. Говорит, разведчик. Работает вкупе с погранцами. Приказал ехать к погранцам, которые находились в пяти км от нас, чтоб нас записали. А то они к вам сами подъедут и на четверо суток оставят у себя в обезьяннике до выяснений обстоятельств и личности, посадят на казенные щи, но после этого пояснил, по документам — на казенные, а в реальности — за свои кровные денюжки, да и тех щей не увидешь. Потом рассказал, что в Оше дела плохи… Папа спросил, а если бутылку погранцам поставить, то пропустят без пропусков?

Отдых водителя.

Разведчик: «Скорее всего, нет». Вскоре он уехал, а я поставил защиту картера. И мы поехали в погранчасть. Не доезжая её метров 100 или 50, расположены ДЗОТы по периметру. Погранчасть находится в низине, мы стояли у шлагбаума и ждали, когда спустится солдатик с вышки. Спустился с «калашом» за спиной. Мы его спросили, можно оставить здесь машину, чтоб потом можем и не залезть в эту горку по этой дороги из бульдиков, а наклон дороги был в пределах 16-20 гр. Он, похоже, мало, что понимал по-русски. И только говорил: «Проезжай», — с улыбкой. Ну, съехали мы к ним, их яки пришли с кормежки, это их яки интересовались нашей машинкой по утру. Подошли, там два начальника разбирались с немцами-альпинистами. И до нас дошли, сразу спросили пропуска, мы ответили, нема, они никак не могли уразуметь, для чего мы сюда без пропуска приперлись и как сюда «Ока» добралась.

Мы сказали, что нас сюда разведчик послал. Они сказали, что он сам по себе, они сами по себе. Записали нас. Папа не верил, что мы по этим бульдикам выедем в гору. Я вышел из машины, чтобы машину облегчить, так она легче могла выскочить из этой низины. И всё получилось, только в конце она начала загребать передними колёсами большие бульдики, но всё обошлось. С той же улыбкой он с нами попрощался. Это погранчасть находится на высоте 3 300м над уровнем моря, численность заставы два или три призовника и два офицера с семьями и всё…

17-й день. Проснулись пораньше, в часа 4, и поехали на новое место по направлению к выезду на трассу, поехали назад, сразу заморосил дождик.

Там был один поворот, а потом на железный мост, и мы решили, если мы здесь, грех будет туда не проехаться. Дождь усиливался. Около моста 1 959 года мы решили переждать дождь, выспаться. В часов 8-9 проснулись.  И попробовали заехать в горку, но ничего не получилось, колеса буксовали по мокрой почве. Так и оставили «Оку» стоять под уклоном и пошли по дороге, которая вела к снежным хребтам.

Надо пройти в гору примерно 2-3 км, и откроются необыкновенные просторы, очень похожие на плато Укок. Пожухлые поля, роса на полевые цветах, суслики…

Эти же места я наблюдал с горы, на которую мы вместе с отцом взобрались в 15-й день, неописуемо красиво.

Рассказчик и по совместительству в поездке штурман.

Штурман.

Только возвратились, машину спустили, папа только-только начал писать этюд, и начался ливень, продлившийся весь день…

18-й день. Выехали от места стоянки поутру. Прошли 20 км опасного участка без эксцессов, только один раз доставали лебедку. По дороге на Каракол опять встретили преследователей. Говорят, у подножия Хан-Тенгри обитают тигры.

В этот день мы проехали поселок Барскоон и в ночи почти доехали до перевала Барскоон, но так получилось и за то, что после Барскоона мы никак не могли найти места для

ночевки.

Иссык-Куль перед закатом.

19-й—20-й день. В 19-й проехали перевал Барскоон и поехали дальше, в этих местах добывают золото, пятое месторождение в мире. Ездят огромные фуры «МАКИ» и отвозят руду. Совет: если хотите съездить за перевал Барскоон, то сразу же в этот же день езжайте оттуда. Ни в коем случае не ночуйте там.

После того как мы в 20-й день переночевали там при минусовой температуре, стекла покрылись льдом, замерзли, чтобы как-то согреться и чтобы не порвало движок, завели мотор, у нас то в радиаторе вода была. У меня после этой ночи заболела голова, ломало кости, невозможная усталость, которая продлилась более, чем на неделю. Но это не из-за мороза. Это из-за пыли, надышались.  Едешь по дороге, словно по цементу, шлейф из пыли на километр и цвет такой же. Отец тоже заболел.  Да и смотреть там не на что, только  пологие горы и болота, поэтому лучше не суйтесь.

21-й. Нам удалось сбежать из этого ада. Проснулись на том же месте, что и в 18-й день. Проехали город Балыкчи и двинули по северной стороне Иссык-Куля в надежде пересечь граничу на востоке страны около Кенг-Суу. На северной стороне Иссык-Куля делать нечего, пейзажи намного хуже южной, земля и небо. Но зато народа на южной намного больше, не протолкнутся.

Северная сторона Иссык-Куля.

Перейду сразу к главному около Кенг-Суу, таможня не работает, после Ошских событий и, что интересно, почти всё местное население не знает об этом.  И говорят, типа, езжай, езжай, брат, проедешь, мы русских любим, а казахов мы трясем. Но туда поехать стоит, там мед делают, места похожи на уральские, да же лучше, этакий киргизский Урал. Там же мы и заночевали.

22-й. Озлобленные неосведомленностью местного населения, из-за которых нам пришлось сделать 500 км крюк, но, конечно, нельзя винить население в том, что они недалекие, поэтому нельзя перекладывать вину на них… Мы двинули на другой конец Киргизии, через Тюп по южной стороне Иссык- Куля. Кстати, насчет Иссык- Куля, киргизское правительство молодцы, что сейчас сделали запрет на хождение всех плавающих средств по озеру. Сохраним природу Иссык- Куля, или что от неё осталось! После Балыкчы открываются очень красивые горные пейзажи, горы там без травяного покрова, сыпучие, такое природное чудо длится до Кемина.

В этот день мы доехали до окраины Бишкека и повернули на погрангород Кордан, часть города киргизская, часть — казахская. Были проблемы с киргизским погранцом, который говорил, что кроме регистрации обычной, нужно было сделать регистрацию на авто. Начал совать какие-то документы и спокойным голосом повторял: «Незнание законов, не освобождает от ответственности». Сказал: штраф 10% от стоимости машины. Долгая пауза… «А можем по другому — 1 000 сомов». Я сказал, что у нас 500 рублей и 100 сомов. Пойдет, сказал таможенник. Казахскую таможню прошли, как всегда, без проблем. Папа потом долго жалел, что дал на лапу тому киргизскому таможеннику, потому что он блефовал. Огромная очередь из машин на въезд в Киргизию, наверно, на километр, а всё из-за того, что в эту страну можно въехать только в двух местах.

23-й день. Понедельник. Доехали до Алма-Аты в самый час пик. Но нам повезло, пробка, кипит машина, и мы увидели, что машины друг за другом съезжают на одну из улиц города, неасфальтированную и мы за ними.  Встали, осмотрелись, мотор остыл, а поток машин по этой улице только увеличивался, и мы за ними гуськом. Местные знают, как объехать по дворам пробки. Выехали на главную дорогу города, стало полегче, двигаемся со скоростью 10-15 км, но едем.

Пару раз останавливались, до остывания мотора. А на улице почти 40 градусов жары… В одной из таких остановок мы спросили дорогу на Талдыкорган, сказал, что будет большая развязка и будет знак на Усть-Каменогорск. С этим мужиком папа очень долго спорил, у кого власть хуже. И у кого в стране меньше порядка. Договорились до того, что в Казахстане хуже: «Все распродали китайцем, станки с шикарной точностью, на которых торпеды делали, продали и завод закрыли». Этот диалог был похож на диалог русского и украинца и кого всё же хуже. Русский: «А у нас президент педорас». «А у нас уголовник, женские шапки воровал», — украинец.

Добро, попрощались со спорщиком и поехали, да там был знак, но название на нем было другое написано. Оказалось, переименовали Усть-Каменогорск. Впечатление от Алма-Аты осталось, как о разросшейся деревне до каких-то невообразимых размеров.

24-й день. Проехали Талдыкорган и немного дальше. Наслаждались на горизонте горными хребтами со снежными вершинами.

25-й день. Проехали Усть-Каменогорск и доехали под вечер до города Лениногорска, его т же переименовали.  Восточный Казахстан — красивейшее место, на их горах растут и березки, и дубы, и сосны. Речки, прелесть. Местные называют свой край второй Швейцарией. Гаишников нет. Когда поподаешь туда, сразу чувствуешь себя, как на родине, — знакомые домики, срубы, славянское население — все приветливы. Заночевали в высотном лесу.

26-й день. Мы держали путь на Карагай в России, но не суждено было нам там оказаться. Потому что нам сказали, во-первых, там заповедник, пропуск, во-вторых, вы там не проедете, там только лесовозы «Уралы» проезжают. Поехали обратно в Усть-Каменогорск, история повторяется, повторно мы накручиваем крюки. Выезжая из Лениногорска, мы увидели гору под названием «Три Брата».

Гора Три Брата.

Прискорбно, что Нурсултан Назарбаев завозит в Восточный Казахстан казаков из Монголии, он пытается заменить коренное население пришлым. Все так же, как и в России. И самое плохое, что наши русскоговорящие диаспора национальностью Казахи уезжают из Монголии. Пересекли границу около Шемонаихи. Нормально прошли и их, и нашу таможню, только нюанс, все машины, побывавшие в Киргизии, проверяются лучше, полностью заставляют вытаскивать вещи, приходит человек с собачкой. В общем увеличивает по времени проход таможни на два часа. Уже на родной земле легли спать.

27-й день. На родной земле, даже ГАИ-шники милы и приятны. Как приятно вернутся на родину.

Алтайский край.

Проехали Барнаул и почти доехали до Бийска. Интересны эти места тем, что от Москвы они находятся на расстоянии 4 000 км, а природа такая же, что и в Подмосковье, удивительно.

28 день. Доехали до снежных вершин на горизонте, это Северо-Чуйский хребет, Горный Алтай, и заночевали.

29-й. День. Проснулись и осмотрелись, где же мы заснули, рядом с нами ручеёк, ели, но всё загажено людьми и, похоже, местными. Папа пошёл пробежаться, а я остался в машине. И тут к нам подъезжают знаменитые своим нравом алтайцы, причем пьяные! Вышли из машины, один не смог выйти, так как пьян был в стельку. Я поздоровался, один поинтересовался, откуда мы.  Всё обошлось, они занимались своим делом, наливали в бадьи воду и распивали спиртные напитки, не мешая никому. Они уехали сразу вслед за нами. Красивые места на Алтае, спору нет.

Если вам нужен пропуск в погранзону, допустим, на плато Укок, лучше его сделать в Кош-Агаче, как мы и сделали за пару часов, потому что в Акташе делают за несколько дней, причем за деньги, такую информацию нам поведали новосибирцы. Мы попробовали двинуть на Укок, но передумали после 20 км гравийной дороги и знака «До Беляши 130 км» (или более, я не помню точной цифры). Мы решили, не рисковать, потому что у нас были очень сильно сточены шины.

Алтайцы — пьющий народ. Кош-Агаченская местность — это большая долина, просматривается местность на 60 км. Вместо Укока поехали по направлению к Республике Тыва к посёлку Кокоря, дорога хорошая. Дальше поехали по грунтовке, взобрались на гору и легли спать.

30-й день. По утру пошли исследовать местность, рядом протекала река, из которой образовался каньон, внизу плодородная долина.

Пришли к машине и рванули в обратный путь, решив заехать посмотреть на гору Белуха, а потом к родной деревни Болхуны.

Не доезжая до Иня 5 км, мы свернули на грунтовку, которая вела в Инегень, проехались по натяжному мосту  и поехали по дороге, вырубленной в горе, здесь две машины не разъедутся.

Повстречали сибиряка из Новосибирска, приехавшего отдохнуть, таких здесь много. Он говорит, что это хорошая дорога по местным меркам. Рассказал очень интересные истории, как алтайцы бесчинствуют, после которых мы задумались, а следует ли нам продолжать маршрут к Белухе. А что он рассказал: «Во-первых, вы до Тюнгура не доедете, только пешком, дорога убита. А после Тюнгура ещё два дня пешкодралом 40-60 км по лесам и горам. Потом здесь очень опасное население, могут запросто наставить ружьё, могут попросить денег, а могут ради забавы выстрелить, могут ради смеха кинут в лобовое стекло кирпич.

У моего друга был такой случай, вызвал ментов, они приехали и побратались с этой гнидой алтайской, и сразу посылают моего друга на три буквы.  Вот ещё был случай около озера Телецкое. Алтаец решил развлечься, а как? Взял ружьё и стал палить по палатки, итог, девчонку лет 13-и подстрелил, и не посадили. Со мной было два случая, в первом нас порезали и подстрелили, мы ОМОН вызвали, им тоже за это ничего не было. Во второй случай заходят два поддатых алтайца с ружьями в палатку, а с нами женщины и дети, и говорят: «Мы сейчас убивать вас будем». Слава богу, смогли их разговорить, напоить водкой и отделались от них не большой суммой».

После разговора с ним мы еще немного проехали и выехали на равнину и, обдумав все «за» и «против», поехали обратно подальше от этих алтайцев.

Не доезжая до Белухи…

31-й день. Проехали Новосибирскую область, понравилась, жарко, комаров нет. Видели новосибирское водохранилище, да после того зрелища сразу становится понятно, почему его называют Новосибирское море, оно до горизонта.

33-й день. Проехали Омскую область, ужас, сколько комаров, болота…

35-й день. Приехали в рыбный край, село Болхуны Астраханской области.

Болхуны.

Эпилог

Киргизия — интереснейшая страна, она объединяет в себя природу Памира, Тянь-Шаня, Алтая и Карпат, в этой стране вы уведите и первое, и второе, и третье. «Ока» преодолела все трудности на пять с минусом. Ни разу не прошла за 35 дней техобслуживания. Поломки начались только в России после Барнаула по возращению: полетела гидравлика на задних барабанных тормозов и сами барабанные тормоза, переломилась труба, которая соединяется с рычагом переключения передач, в рулевой рейке износились пальцы и таблетки, а так же пластмассовая втулка разрушилась от чудовищных ударов. Так же очень сильно упала мощность мотора, потому что моторесурс очень сильно потратился из-за того, что моторчик в основном в Киргизии работал на максимальных оборотах, причем всегда на грани кипения на перевалах. При этом всём мы в Киргизии 1 000 км накатали, заправляясь 80-м бензином. В чем прелесть «Оки»? Это то, что такую машину не жалко бросить в дальних походах, если что-то экстренное случится, иногда на «Оке» поедешь туда, куда на другой бы не поехал, в смысле пожалел бы машину, а на «Оку» запчасти дешевые, можно рискнуть. Вот на северном берегу Иссык-Куля видел «Mercedes-Benz S500» последнего поколения с ленинградскими номерами, вот такую машину жалко по таким дорогам использовать — убивать, но хозяин «мерина» другого мнения на этот счет.

И самое главное, извиняюсь, не сказал, почему мы в Таджикистан не попали, потому что после ошских событий все дороги перекрыли. Сейчас нету дороги, для всех желающих соединяющий Киргизию и Таджикистан Памирский тракт перекрыт в начале своём в Оше. Тракт сейчас действует только для тех, у кого имеется пропуск в погранзону Ошской области, а пропуск в погранзону 70 $ стоит и неделю ждешь в Оше, делается в погранчасти какой-то, недалеко от какой-то горы, мы узнавали, и с этим документом вы уже сможете добраться до Таджикистана. На счетчике добавилось 1 4284 новых километра. Всем советую проехать каждый из этих километров…

(Вот ссылки, где вы сможете посмотреть остальные мои фото: www.photosight.ru/users/373971/ и fotki.yandex.ru/users/kostromov-kozma/ и ещё здесь club.foto.ru/gallery/photos/author.php?author_id=301629)

А здесь вы можете посмотреть картины моего отца периода путешествий по Киргизии.

Drom.ru

опупеть

Потрясающе!!! ОКА с наклейкой "инвалиды" проехала там, куда как говорят "проедут только джипы с наклейками больших спонсоров"!!! :о))) Молодцы, очень интересно было читать.!Очень понравилось, что показывали в основном прекрасную природу и не ставили фото не всегда чистых азиатских городов!!! :о)) Пишите еще!!!

на "оке"... жостко ))) Неосилил весь текст. А фотки норм!
Toyota

45 city
спасибо за рассказ, фотографии красивые!

хороший отсчет!!!

Читал ваш отчёт на автотуристу по моему :)
Toyota Mark II GX110 02 (Был)
Toyota Camry Gracia Wagon 98 (Был)

На Оке, вдвоем, на Памир .... :))) Эту страну не победить. 5ть! за смелость.

Фоток много зачет. Вы ваще отважные на ОКЕ то )
GS7

Обалдеть! На ОКЕ и в такой маршрут!

На ОКЕ это конечно круто, но я не понимаю какое удовольствие ехать в страну, в которой ВСЕ "представители закона" лупят с тебя бабки. Какой-то мазохизм.

Смело и позновательно

Свердловская обл.
ОКАительно, молодцы

Тында
О-очень МНОГО буковок... Не смог прочитать до конца...
Если враг не сдаётся - его уничтожают!

энгельс

Какие красивые виды!!!

Мужики, мой вам поклон.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Да, красиво там. Но ехать туда, где русских ненавидят и расценивают только как дойную корову - ЗАЧЕМ?!! Есть ведь ещё куча интересных мест на Земле, куда не докатилась волна постимперского национализма. Это всё равно, что на Кавказ поехать, типа, на горных лыжах покататься - спасибо, в Альпах оно как-то спокойнее.
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

Караганда
Здорово! Вы как на танке - без комфорта и везде. На такое ж надо еще и решиться. Поздравляю с возвращением) Удачи!
Были: T.Estima 3C-TE 94г, T.Surf 1KZ-TE 96г.
Сейчас: T.Caldina 7A-FE 99г.

Жесть! Ничего подобного не встречалось в автопутишествиях! За всё огромное СПАСИБО!!!

Дамм, на Оке да туда, да столько проехать - это подвиг! Круто!
Не Тарас а Тараз!

чита
Мужики я в шоки!Низкий вам поклон за смелость.Пока есть такие ЛЮДИ,Россия не победима.++1000000000000000000 0000000.

Самарская область
Квашня рулит! Фото классные респект и уважуха!

Нахожусь в глубочайшем шоке от пока что увиденного (начал с просмотра фотографий)... ОФИГЕННО!!!! Поражает как природа, так и машина, на которой до этой самой природы удалось добраться... ))) Молодцы и так держать! Теперь пошел читать )))
Honda Fit 2003 1.3
Ка бы не было зимы...

Очень интересно, уважуха за Восточный Казахстан, умилительно было читать про Папу , который постоянно рисовал этюды:)

Троицк Московской
Такой маршрут только в Кащенко можно смастерить.
Наифигенейший.
Счастье, что вы на Оке.
Была - Caldina 1999, Hyundai Solaris 2011
Сейчас - KIA Cee'd 2013, АКПП

Просто супер молодцы!Лифты ,тапки,отдыхают.

Добрый день уважаемый.
Всем участникам такого сложного пробега, безусловно, +5.
(как машинка «Ока» поживает после всех приключений)

Читается не просто, а фото супер.

ну вы герои5555
Nissan LAUREL HC-35
Мой отзыв: Nissan Laurel 2000

комсомольск на аму
ОКА зачетное авто!

Ребята,что за фотоаппарат?

а вам зачем
Прочитал до конца просто опупеть как на такое решились МОЛОДЦЫ пишу большими буквами от уважения к вам.

Бедный ослик, какие печальные глаза............... Что он сделал в прошлой жизни?
Блин после выборов ощущаю себя таким осликом. Морковка впереди, и весь воз на мне.

Маршрут отличный, но!
очень уж неуважительно вы высказываетесь о жителях стан в которых побывали.
Если так часто к вам плохо отноятся, то может в вас причина?

bi72:
Очень спорное ощущение от впечатлений автора о Казахстане. Я, человек с абсолютно европейской внешностью, проживший в Казахстане добрую половину жизни, да и сейчас ежегодно проезжающий по нему не одну тысячу километров на машине с российскими номерами, со многими выводами автора мягко говоря не согласен. Дорожная полиция - по сути те же наши гаишники, национальность здесь не имеет значения. Да, они предвзято относятся к машинам с иностранными номерами и не делают секрета из того, что это для них способ срубить денег по-лёгкому. А чем наши лучше? Спросите любого казахстанца, выезжающего в Россию на авто - большинство кладёт в ближайший карман несколько сторублёвых бумажек для "подкормки" российских труженников жезла, которые обязательно попадутся по пути. В Казахстане нет бедуинов, бедуины живут в Аравии, к чему было употре******это слово? В большинстве случаев вместо прилагательного "казахский" следовало бы употребить "казахстанский", там где вы пишете о границе, таможне, городах. Разница очевидна. Абсолютно не понравился акцент на приветливости славянского населения и богомерзкости, невменяемости азиатов. Типичное проявление великоросского шовинизма, которое, увы, так часто встречается в РК и КР у заезжих россиян, осчастлививших своим приездом национальные окраины империи, которой давно нет. Множество откровенно субъективных выводов, не имеющих общего с действительностью страны, которую вы так и не узнали... Выдающаяся протяжённость маршрута, экзотическое средство передвижения и на самом деле очень хорошие фотографии уже не в состоянии устранить неприятный осадок от текста.
Больше верю ему, а не тебе т.к. не первый отзыв, что в казахстане не все так благоприятно.
Мой отзыв: Nissan Wingroad 2000

Хмм.
1. Идея отличная, реализация также. За это ПЯТЬ.
2. Несмотря на это, от лица граждан РК с "пьяной славянской рожей", к которой и я отношусь(судя по вашему рассказу), попросил бы Вас более не посещать нашу страну и не писать все то националистическое "великорусское" гамно, которое вы излили в вашем отчете. Колесите лучше по своей "азиатской" части страны.

ЗЫ. Как-нибудь собирусь и напишу отчетец, о всей мразоте в погонах в Омской и Челябинской областях, и как она себя вела со славянскими гражданами РК.
Удачи на дорогах.
С.У. Евгений

bi72:
"Я, человек с абсолютно европейской внешностью, проживший в Казахстане добрую половину жизни, да и сейчас ежегодно проезжающий по нему не одну тысячу километров " ...."Дорожная полиция - по сути те же наши гаишники, национальность здесь не имеет значения". Да, они предвзято относятся к машинам с иностранными номерами и не делают секрета из того, что это для них способ срубить денег по-лёгкому. А чем наши лучше?""...Выдающаяс я протяжённость маршрута, экзотическое средство передвижения и на самом деле очень хорошие фотографии уже не в состоянии устранить неприятный осадок от текста."
1. По поводу человека с европейской внешностью,это Вы так думаете? А мозги тоиже Европейские?
2. Дорожная полиция, да ведь будте честнее, доят всех заезжих, и ДПС РФ, то же самое, безнаказанность, короче УРОДЫ.
3. А фотографии, класс.
4. Отношение малых народов на дороге все ощущают, "я щас при палке и погонах и ты никто".

Напомнило фильм, почему-то, "Безумный Макс"! )))
Безумно интересная поездака! Респект из Сибири!
49R

49 / 54
Этт ппц, просто нет слов.
честная 5
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

По поводу малых народов погорячился, просто это ощущается во всех ВЕЛИКИХ респупликах СНГ (кроме Бурятии, обожаю Бурятов) наверное это самые .... просто самые, без коментариев.

Новосиб
Здорово...Около трех братьев родина моя..(Слова из песни)
Ниссан Wingroad ...
Тойота Надя
Субару аутбэк 2002 (японец)
Мой отзыв: Toyota Nadia 1998

Фото класс!!! Текста очень много. Месяц жить в оке - это жесть! Уважаю. 5

Интересное путешествие! Но мировозрение автора оставляет ощущение мерзости. Там, где описаны местные жители, в каждой строке сквозит неприкрытая неприязнь и шовинизм. От этого впечатление от рассказа значительно портится. Точно такой же фильм сняли англичане про Казахстан. В их фильме только верблюды, ишаки, разбитые дороги "Нивы", "Москвичи" и чумазая ребятня.

пока Ангарск
Отношение к жителям республик - это либо юношеский максимализм, либо уже национализм граничащий с шовинизмом???

интересное путешествие, фотки отличные. Но вот что писал "москвич" то заметно, Алма-Ата почему-то для автора большая деревня ( это очень красивый город в красивом месте ) Москва тоже не блещет красивостью, где сборище алкашей , бездомных и преступников. Гаишники российские такие-же ган..ы, как и казахские, к чужим номерам придираются. Дороги такие-же как и везде в СНГ, есть очень хорошие, есть очень плохие. Людей и там ******ов хватает и там.

СУПЕР!
Дизайн интерьеров.

Там где нас нема
Смело, молодцы +5

Ребята, вы молодцы!!!! Осилить такое путешествие не каждому под силу, да ещё и на Оке!:)))

P.S.:Фото просто чудесны

harddrinker:
А Вам, точнее тебе с пьяной славянской РОЖЕЮ, ну не всем же повезло родиться КАЗАХАМИ, коротче цитирую ТЕБЯ "ГАМНО".

Magadanec:
А вот и Юрий, поприветствуем. Типичный представитель так сказать))
В первом же личном мессадже скатился до личных оскорблений.
Юрий, я на убогих не обижаюсь.

Удачи)))

вообщем, рассказ хороший и интересный, грамматика бы была еще получше-) Про ущелье Барскоон не понял - вы там что, на водопады не ходили?
Nissan Patrol 2011
KIA Sportage 2014
Кто куда, а я с Ритой!
Мэйн-куны рулят!

Сообщений: 2099
bi72:
Поддерживаю. Действительно, фото понравились, а вот текст и умозаключения автора - нет. Много стереотипных высказываний, да и владение русским языком очень слабое ((
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

Саянский
Да!!! Такого путешествия ещё не было! Места очень красивые, фото хорошие!
Но так ездить, это, действительно, мазохизм.
И сколько, интересно, мальчику лет? Его учительницу русского языка и литературы, похоже, увезла неотложка в больницу с инфарктом. Это же надо, так не дружить с русским языком!

Не дать, не взять отчаянные ребята. Молодцы.

За фотки плюс,за отношение к местным жителям и московское отношение ко всем ЗАМКАДНИКАМ огромный жирный минус.Особенно умилили слова о населении Республики Алтай из темы одна бабушка сказала...Везде не без уродов но подводить общую черту под всех мягко говоря ГЛУПО.
QD32 Nissan для души энд Мерс Варио для работы)))))))))))

ЗЫ Про алтайскую "гостеприимность" уже далеко не в первый раз слышу

ЭТО СКОЛЬКО НАДО БЫЛО ВЫПИТЬ ???? ЧТОБЫ НА ОКЕ В ТАКУЮ ПОЕЗДКУ ОТПРАВИТЬСЯ. За смелость 5+ !!!!!!!!!!

Поеду завтра Покакулину зацеплю наверно ... )))
Гайка

Усть-Каменогорск
За мега-путешествие, да еще и на "Оке" - низкий поклон! Молодцы!!!
До Белухи могли бы добраться по Казахстану, тоже довольно интересный маршрут!
Кстати, на фото в Киргизии - это не суслики, а сурки...

САТАРЫН:
Ребята,что за фотоаппарат?
Фотографировали в основном на зеркалку Nikon D2X ,а видео снимали на Panasonic Lumix DMC-FZ38 ,но конечно пару кадров в отчете есть снятые на FZ38 .

Ока нормальный машин, как то из Омска на ней в Абхазию ездил, фотографии тоже хорошие.
и шепотка соли:
-А улыбаться не пробовали когда с местными разговаривали, спросить о жизни, попытаться понять этих людей? я думаю этому просто ПАПА не научил. На востоке люди очень гостеприимны, это у них в крови. Да и цивилизация пришла с востока.
- понравился юмор: - всякие дешевки в виде РАФ-4 для человека едущего на ОКЕ - еще не все потеряно:)
Удачи Вам в дороге и учитесь понимать людей.
На востоке принято дарить подарки и если ты с подарком то и тебе помогут. Не забывай сказать Рахмат когда тебе помогли воды найти или другим чем помогли... Удачи и любви.
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Не удивлен. Как-то весной возвращались с рыбалки, в одном грязном месте все пузотерки застряли. И только "Ока"процарапалась. Да, и до Гибралтара девчонка из Питера на "Оке" ездила. Отчет на http://Marshruty.ru Так что, дело не в машинах, а в желаниях. Маршрут и поездка достойные. Не каждому по духу дано.

kovtun:
За мега-путешествие, да еще и на "Оке" - низкий поклон! Молодцы!!! Я живу в Усть-Каменогорске и понимаю, что Восточно-Казахстанская область все же приграничная область с Россией, но вы как будто другую страну описываете (это я про Казахстан). Не нужно перегибать палку, чересчур мрачно все в вашем рассказе... До Белухи могли бы добраться по Казахстану, тоже довольно интересный маршрут! Кстати, на фото в Киргизии - это не суслики, а сурки...
Я автор. Я в восторге от Восточного Казахстана ,но не восторге от того как эту красоту разбазаривают .Поясню в Усть-Каменногорски построили заводы толи перерабатывающей молибден ,толи другой метал. Из -за этих заводов воздух загажен , природа изменяется не в лучшею сторону . Из -за этих заводов народ валит от туда .
Приведу рассказ жителя Лениногорска с которым нам посчастливилось пообщатся ,что бы не быть голословным :-"Нурсултан Назарбаев выступая на телевиденьи сказал -"Я пожертвую двумя городами ,но подниму промышленность Казахстана"
Вот так Нурсултан Назарбаев готов пожертвовать двумя русскими городами ,не Казахскими , а Русскими . Самое отвротительное в словах Нурсултана Назарбаева заключается ,что его слова фикция ,не собирается он поднимать не тежолую ни легкую промышленность Казахстана . И промышлености не будет и Русских городов не будет...
Вы говорите можно было добраться до горы Белуха со стороны Казахстана. Да вы правы. И мы почти поехали в Рахмановыские Ключи. Мы спросили у пары человек можно в Рахмановыские Ключи добратся ,бес всяких дополнительных бумажек . Говорят можно.Но потом оказалось нельзя нужно разрешение в погран зону, возможно нужен пропуск в заповедник ,нам такую важную информацию поведала Казашка приклоных лет ,местная бизнес -вумен владелица пары магазинов. И еще она добавила -"Погранцы не зачто не пропустят"
kovtun если у вас есть информация где эти бумажки получить в Казахстане ,то пожалуйста напишите адрис по которому можно получить эти бумажки и после насладится пейзажами Белухи и перед поселком Рахмановыские Ключи.

Да уж!!!
Но!
Портит весь рассказ отношение к местным жителям(((
Чёрный Форик.

Чёрный Форик.

фото - 5, записульки - 2!!! Если считаешь, что умные и трезвые люди живут только в москве - нечего соваться за мкад. На Алтае живут прекрасные, доброжелательные и открытые люди. И не надо писать ерунду, про то как там всех приезжих "стреляют и им за это ничего не бывает" Тоже относится и к жителям Казахстана и Киргизии. Читать было противно.
Каких феев заказывали, такие и фокусы будут
F**K Роснефти и Газпрому. Езжу на электричестве.

Sevavda:
Често говоря это уже тенденция - как москвич не публикуется здесь - так сразу все встречающиеся лица в поздке - алкашня, быдло и хамье, особенно если другой национальности. Все это вызывает у меня чувство брезгивости к таким авторам.
Особенно меня добило описание ужастных алтайцев - которые если судить по отзыву автора только младенцев живими не едят. А по мне так нормальные люди - просто надо оставаться человеком и с уважением относится к людям к которым на приехал в гости.
Москали одно слово.А землячек то из Новосиба непрост ой непрост, байки нарассказывал, напугал доверчивых (поржал поди, как старшеки над малолетками в пионерском лагере, пугалки травят) правильно на Алтае и так народу приезжего много.

Garribaldi:
Охренеть! Откуда столько времени на отдых? Завидно, блин... А каков бюджет поездки? ЗЫ Про алтайскую "гостеприимность" уже далеко не в первый раз слышу
Я был на каникулах .А отец свободный художник. На поездку было затрачено 40000 руб + ,-1000 руб , скорее в минус ,чем в плюс ,из низ 20с чем то тыс на бензин. Как нам рассказали Новосибирцы алтайцы это еще терпимо ,можно ехать ,а из республики Тувы ты имееш огромные шансы больше не вернутся...

Павлодар
как бы не хочу грубым показаться, но.... не от мира сего люди, имхо конечно.
странно всё это и безрассудно как то, подростковое что то. но это моё мнение, простите если что...

Ока:
Давайте с цитированием осторожнее... Полиметаллические месторождения Алтая известны более 200 лет. Цветные металлы в Лениногорске (Риддере) добывают более 100 лет. Изначально это была концессия с царской Россией. Не было бы этого, там был бы поселочек махонький...
В Усть-Каменогорске промышленность появилась во время ВОВ. Не буду объяснять, что за причина заставила правительство СССР поставить там много "грязных" производств. Строительство Усть-Каменогрской ГЭС стало комсомольской стройкой. Не вдаваясь в подробности можно сказать, что за последние 20 лет воздух стал чище в У-Ка.
Другое дело, что готов подписаться под каждой фразой, где лейтмотив "берегите природу". Нельзя оставлять детям свалку мусора вместо природы только на том основании, что если отъехать еще 5-10-50 км свалки еще нет.
Думаю, что задав вопрос о поездке по Восточному Казахстану заранее, вы узнали бы и как проехать на Рахманы и что для этого стоит сделать и как побывать во многих местах вроде Тургусуна, Зайсана, Таинтов или ... Даже не знаю. Много куда можно съездить, многое можно посмотреть.
А то, что русское или казахское...
Ведь эти города не только русские поднимали. И хохлы, чечены, белоруссы, уйгуры, кого только там не было. Наверное многие не знают что Мосфильм войну в Алма-Ате переживал. А цинковый завод Усть-Каменогорский - это бывший Электроцинк Владикавказский (Ордженикидзе) Это все было сделано в СССР. Справедливо все это называть советским, в лучшем понимании этого слова.
Заводы о которых вам рассказывали, давали для СССР следующие металлы: свинец, цинк, медь, серебро, тантал, титан, беррилий, золото, серебро. Кроме того, там обогащали уран, на которых работали атомные станции в СССР. Как ситуация сегодня - не в курсе, но львиная доля производств все еще на плаву, они работают, а люди получают зарплату. В области строят дороги, мосты, благоустраивают города. Безусловно, это не в тех масштабах, как хотят люди. Но это делается.
Как можно столь односторонне смотреть на вещи? Недалеко от Талды-Кургана (вы проезжали его, когда уехали из Алма-Аты) есть город Текели. Там всего километров 40 сравнительно не плохой дороги. Вот там никто ничего не "загаживает". Там было одно из богатейших месторождений цинка. Пленные немцы строили, частично. Но месторождение закрыли. Фабрику то же почти закрыли. И что?
Города нет. Дома пустые. Целые кварталы размороженных домов. Люди бросили все и уехали оттуда. Там нет будущего. Никакого будущего -ни грязного, ни чистого. Никакого. Там очень красивые места. Удивительный микроклимат. Яблоки, сливы, которые за деньги не купишь. Но это все умрет и это вопрос времени, если там не сделают что то взамен.
В общем как в песне: "Но видно в море не бывал, кто так сказал"

не, я понять не могу. Что движит этими людьми!?????????
Конечно сам люблю дальняки, но так откровенно .. на оке... с москвы...и тем более по западному рк+ юг рк.
Не понимаю!!!
Честно, рад за Вас! молодцы.

А вообще, РК это как дрын двух концов.

Будеш в Москве, спроси у москвича дорогу (если найдеш москвича) такого понаслушаешся, век плеваться будеш.

Светоч Zарты:
Я считаю ,что умные и трезвые люди живут "ОФ Америка " там ангилы. А мы здесь все дикие алкаши .Где вы видели умного человека на Оке?
Я лично не чего дурного от Алтайцев не получил .Это не мои слова "Как там всех приезжих "стреляют и им за это ничего не бывает" это слова повстречавшего нам на горной дороге Новосибирца. Я только процитировал его .Но я ему верю ,для чего ему врать?
Я вам скажу как москвич ,у нас такое есть ,что стреляют ,убивают ,насилуют ,давят народ и все это без наказано. Приведу два примера у нас в политехникуме №39 отделение Академическое убили парня и парезали двух других с первого курса .Падцанам по 15 лет.Как все так получилось? Этот падцан ,что то не поделил на районе с Северо Кавказцем то же лет 15 и забил ему стрелку. На стрелу Вместо падцана северо кавказца пришло около 7-и бандитов шкафов с нажами... Итог падцан мертв. Приступники на свободе и некто не собирается их искать. Русским больше ,русским меньше кому это интересно... Толька нациков это волнует ...А место нацыков в тюрьме.-это мнение Единороссов.
Второй пример: "Любимец Богоностного народа " Эдвард Радзинский ,задавил насмерть в Подмосковье молодую женщину. И не чего! СМИ это неинтерестно...

В такую поездку на Оке - то ли круто, то ли безрассудство.... зато в любой момент можно бросить и уехать на автобусе/поезде/самолете.... Пейзажи хороши - понимаешь каким в Великим и многогранным был Советский союз и обидно что вот сейчас так все презренно друг друга доят... Да описывать все окружающие народы в негативном ключе это моветон.... На Дроме как-то читал отзыв о поездке по восточным странам так так не только великолепные пейзажи, но и быт местного населения показан, фотопортреты лиц национальным колоритом! В разы интересней читать и смотреть.
Мои отзывы: Ford Focus 2007, Honda HR-V 2001

Л957:
я как раз в Рахмановские и ездил, посмотреть на Белуху с юга; нигде ни одной бумажки никто не спросил. В Рахмановских сами нашли егеря и оплатили стоянку (там какая то особая экологическая зона), но если б сами не заплатили, возможно никто и не спросил бы...
В каком году?

Shopengauer:
Автору не повезло увидеть Алма-Ату. Наверное этот город должен кто то показывать, потому что так просто сказать, что это "большая деревня" у знающего человека, язык не повернется. Москва - большая деревня, Новосибирск - большая деревня. А Алма-Ата - это город. Может быть не совсем понятный, возможно что со специфическим восточным колоритом, но это город. Там понятная схема, улицы, в своем большинстве, пересекаются под прямым углом. Основу города формировали несколько проспектов, которые формировали прямоугольник. Это позволяло очень длительный промежуток времени нагружать город, фактически не развивая транспортную инфраструктуру. Но путешествие впечатляющие. И транспорт и маршрут подлежит только похвалы. Фотографии природы очень хорошие. Если не секрет чем фотографировали, на что? Много времени ушло на фотошоп?
Я видел только малую часть Алма-Аты ,скорее всего вы правы ,но на мой субьективный взгляд город Алма-Ата показался растянутой деревней может по тому что мы объезжали пробки по окраинам Алма-Аты ,виделись мне в основном двух этажные домики из красного кирпича.

Shopengauer:
Камера Nikon D 2x ,на фотошоб потрачено не шибко много времени.

YuriyNsk:
Извините ,но вы видете только плохое. А не замечаете положительного. Я много написал про коректных ,душевных Казахов . Хотя бы погранцы прилестные люди у них работают в погран войсках : красивые ,мужественные .Настоящие мужики!Потом ,многие ГАИшники Казахстата добро и с улыбкой провожали нас в путь. То же самое можно сказать про местных жителей городишки Туркестан. Почему многие здесь обращают внимание только на порочное и грязное. Да я писал про порочное и грязное ,но это было!!! Почему я не должен говорит о люцких пороках! Почему мне не говорить о падали не имеющее собственное достоинство .Который сначало пытается отнять права ,а потом клянчит Московского Кваса . Наши ГАИшники до такого не опускаются... Но и частенько у нас в России ,ГАИшеские подставы. Кстати в разы меньше мы отдали Казахским ГАИшникам ,чем нашим .7000 Нашим 700 руб Казахским и 1000 Киргиским.

Jonik:
Нет не ходили.

Л957:
Да уж!!! Замысел грандиознейший! И фото хорошие и папины картины! И самое главное - сильны вы с папой духом! Но! Портит весь рассказ отношение к местным жителям((( Я ездил в 2007 в Казахстан - Гайцы там очень вежливые и доброжелательные (по крайней мере мне попадались). Дать конечно пришлось, но во первых - сам был виноват, а во вторых - рожи у тех, которым пришлось дать были рязанские (если покорректнее - то лица славянской наружности), т.е. почти наши. С местными не было ни одной проблемы: вежливость на вежливость. Да и новосибирец на Алтае вас как то чересчур запугал. Новосибирцев и других приезжих на Алтае каждое лето тысячи, а нехороший случай за последние лет 10 я помню только один: какой то псих пострелял людей. Ну так в том же Новосибе шанс попасть в неприятность гораздо выше!
Когда ехали по Республике Алтай создавалось впечатление ,что больше машин с Новосибирскими номерами ,чем с местными. А к местным жителям отношение только доброжелательное . Жаль ,что вы видете в основном только чернуху...

2 вопроса автору.
1. Сколько автору лет?
2. Почему такой слабый русский язык? Вы окончили среднюю школу?

harddrinker:
Зы magadanec, настоятельно советую Вам посетить курсы русского языка, коим вы, судя по вашим сообщениям, крайне плохо владетете. Необходимо "подтянуть", как грамматику так и пунктуацию. Стыдно батенька, поучаете так сказать "малые народы", "малые земли", а сами не особо соответствуете Великой нации. Удачи)))
Я не кого не поучаю ,а рассказываю всё как было .
Я себя не причисляю к Великой нации ,я считаю ,что за всё время человечества не существовало Великой нации. Существовали великие вожди ,такие как :Тактамых ,Чингисхан,Александр Македонский,Сталин и Гитлер. При них как раз и становились народы великими ,но без них они просто стадо баранов.
Это ваше право причислять себя к Великой нации.

Kisentai:
Родился,живу в Москве!!! ВСЕГДА!!!!! помогу,отвечу,покажу куда идти,в конце концов отведу за руку если время есть!!!

Антон96:
прокуратор, но в чем то афтор прав. то што они маскали это одно, но и местные не лучше. Такое же отношение. Встречаются правда Люди! а не дай денег( сразув лоб,или коньяк,водка есть?) Скажу по себе: вот приходит поезд с моей родины- такая скотобаза!!!! Обидно знаешь.
Спасибо Антон96 ,что поддержали. Встречаются правда Люди !И в основном такие люди нам встречались в Киргизии в горах в труднодоступных местах ,где один человек на десятки километров. Вот это люди! Не имеет значение ,что они по Русски не слова не понимают,но отних кака ета теплота душевная излучается.

raven1:
По мне лучше в Киргизию ,чем в Австрию.

Ока:
Ездил несколько раз в Тыву, и с пьяными тывинцами тоже приходилось общаться, и никаких проблем не было. Ибо, как ты к людям относишься, так и они к тебе! В любом русском городе получить пинды намного проще.
"Русский: «А у нас президент *******». «А у нас уголовник, женские шапки воровал», — украинец." - улыбнуло!
За фотки - пять! За мировоззрение автора - неуд!
Чёрная CR-V 2000 г.в. с люком
Чёрная CR-V 2000 г.в. (отдал в хорошие руки)
Чёрная CR-V 98 г.в.

... Слов нет, даже не знаю что сказать. За путешествие только - 5, круто скатались! За малютку ОКУ - +500 за суждение жителей - 2. Я тувинец - а тувинцы по вашим словам плохие... :( обидно! (ща модераторы удалят мой коммент, и отнимут очередную звездочку... =) )

Sergey B.:
Добрый день уважаемый. Безусловно, мужественный поступок Вашего родителя (ответственность на нем все же), очень познавательно для Вас лично, в молодости посмотреть на людские взаимоотношения в таком разрезе, ну и настоящие испытание для «Оки». Считаю что поездка интересна не только в плане красот природы (хотя это, безусловно, основное) но и в плане отношение к русским в республиках средний Азии. Всем участникам такого сложного пробега, безусловно, +5. (как машинка «Ока» поживает после всех приключений)
Нормально поживает "Окушка" в Москве.
После приезда была удостоена чести стоять в гараже.

Щёлково
Ока:
Что и требовалось доказать ,вы гражданин Казахский националист. Вы видите только ,что хотите. А видите вы самодовольных Маскалей.
С уважением...
Ага красавчик, знатно отжег, вот только одна проблема, я русский, казахского языка толком не знаю, женат на русской. Но в отзыве все равно сквозит пренебрежение именно на национальной почве.

ШТРАФБАТ:
Прошу прощенье , если обидел.Я такого не говорил ,что тувинцы плохие .Я просто цитировал человека ,который 5 лет тому назад путешествовал по Туве. По его словам в Туве власти нет. Я сам там не был .Опираюсь только на слова этого Новосибирца.

Щёлково
Антон96:
Встречаются правда Люди! а не дай денег( сразув лоб,или коньяк,водка есть?)
Скажу по себе: вот приходит поезд с моей родины- такая скотобаза!!!!
Обидно знаешь.
Да конечно во многом прав, у нас много негатива, но если ехать через юга, то надо быть готовым к бардаку и разводам. Но вспомните из всех городов хоть один ему понравился? Все везде тупые. Сами поехали маршрутами по которым мало кто ездит. Но заранее ими поинтересоваться не удосужились. Зачем-то залили в радиатор воду, заранее интересоваться разводами не стали, а потом нарезали круги. Ну разве не так?

коммунист:
Согласен по всем пунктам .

места красивейшие,
Оооо. Депрессия? Давно не виделись! Проходи! Чай, кофе или сразу водочки?

Ока:
Я судорожно извинюсь, за не правильно помятые Ваши слова! (я не правильно прочитал, торопился =) ) Дико извиняюсь!!!

Дух захватывает! Фотографии умопомрачают! Зависть захлестывает! Слюни текут!
Спасибо что поделились частичкой вашего приключения и за труд написания рассказа.