|
Предисловие
Так получилось, что совершенно случайно и неожиданно я стал обладателем автомобиля «Тойота-Хайлюкс пикап» 1999 года выпуска из Германии, т. е. с левым рулем. Было проведено ТО, заменены колеса, регистрация и т. д. После этого было решено опробовать машину в деле, т. е. на Алтае. Хотелось увидеть места ранее недоступные на прежних машинах (Toyota Sprinter Cielo, MMC Chariot, Toyota Ipsum, Suzuki Grand Escudo, несколько «жигулей» и АЗЛК2141).
Итак, на работе взяты отгулы ― впереди неделя приключений!
Часть 1. БУГУЗУН
Выехали (я и жена) из Новосибирска утром, не спеша доехали до Семинского перевала, переночевали. На другой день к обеду добрались до Акташа, чтобы получить пропуск в пограничную зону. Т. к. был воскресный день – пропусков не давали. На вопрос «что делать?» сказали: «Приезжайте завтра!» День терять не хотелось, поэтому поехали без пропусков. Едем. Проехали Кош-Агач, Кокаря. Началась полевая дорога по Чуйской степи. Брод через реку Бугузун не очень глубокий, примерно полметра. Дальше дорога шла вдоль реки . GPS у нас не было, а были карты двухкилометровые и рассказы людей, там побывавших. По рассказам, надо было ехать все время вдоль реки, потом дорога должна была идти по самой реке и в конце выходить на перевал. Так мы и ехали: вдоль реки, потом прямо по реке, потом дорога совсем пропала. Выхожу из машины, ищу колею дороги – еду дальше. И через некоторое время понимаю, что заблудился. Время к вечеру. Вокруг никого: только горы и, непонятно какая, речка. Темнеет… Принимаем решение остаться на ночевку здесь же, посреди долины, вокруг ни одного дерева. Начинается дождь. Хорошо, что есть чай в термосе, перцовка в бутылке и колбаса в холодильнике. Ночевать устроились прямо в машине, потому что не хотелось мочить палатку под дождем. Стемнело. Вдруг послышался шум мотора. Выхожу, смотрю – к нам едет УАЗик, номера синие, значит, милиция. Вылезают три парня в камуфляжах, поздоровались: «Кто такие, что здесь делаете?» Говорим, что едем на перевал Бугузун, наверное, заблудились. Они показали место на карте, где мы сейчас находимся, стало понятно, что мы проскочили нужный поворот налево. Потом они говорят, что давно идут по нашим следам, ищут тувинцев, которые угнали то ли скот, то ли лошадей у местных алтайцев. У них это происходит регулярно. Мы подумали, ведь это ж надо пробираться по таким колдобинам, чтобы красть скот, которого и у тувинцев навалом. Пожелав спокойной ночи, они уехали. На следующее утро мы доехали до нужного сворота и отправились на покорение Бугузуна, однако, сверяя у встречающихся чабанов правильность направления.
Постепенно дорога превратилась в нагромождение камней, потом пошла по руслу реки.
Затем заброшенный милицейский блокпост, дальше довольно крутой подъем, иду на второй пониженной. Автомобиль идет играючи, температура не поднимается. И вот перевал Бугузун, соединяющий республику Алтай и Туву. Как всегда, на перевале куча камней, традиционные ленточки, шикарный вид на открывшуюся долину. Наливаем по пять капель, отмечая покорение перевала.
Итак, цель достигнута: нами разведана самая трудная часть будущего, планируемого на «когда-нибудь» путешествия Алтай ― Тува ― Хакасия. Каких-то особых проблем в плане бездорожья не было, так как большой дорожный просвет, полный привод и пониженная передача сделали свое дело. И все равно мы были счастливы, так как ни на одной из прежних наших машин мы бы сюда не доехали, даже на «Эскуде» ободрали бы все бампера. Обратная дорога до Кош-Агача много времени не заняла.
Часть 2. ТЕПЛЫЙ КЛЮЧ – ДЖАЗАТОР
Наша следующая цель – разведка пути на плато Укок. В комендатуре Кош-Агача взяли пропуск на проезд в пограничную зону. Дают разрешение на проезд только до заставы Аргамджи. Чтобы проехать дальше, надо было ехать за разрешением обратно в Акташ. Поэтому на само плато Укок мы попасть не смогли. Едем. Километров через 20 – шлагбаум. Пограничники регистрируют машину. Дорога ― сплошная гребенка, скорость не более 40 км/час. Вот и развилка: направо в Джазатор, налево Горячий ключ. Еще 30 км удовольствия по разбитой дороге, небольшой перевал, и перед нами огни рудника. Недалеко от него домики. Это местный курорт – радоновые источники «Теплый ключ».
Подъезжаем. Знакомимся с народом. В основном местные алтайцы и казахи, но есть и приезжие (Томск, Казахстан). Время – около 8-ми вечера. Подошли три пограничника и проверили паспорта и пропуски. Потом подошел сторож, проверили паспорта и пропуски и записал в журнал. «Граница на замке».
Свободных домиков нет, страшный ветер – палатку ставить не охота, ночуем опять в машине. Утром проснулись – чудесная погода, светит солнце, и ветра нет. Пошли принимать радоновые ванны. Ванны находятся в трех домиках, которые стоят на одном и том же ручье. Большинство народа купается в самом верхнем по течению ручья, домике, он же самый глубокий и в нем топится печка. Дрова привозят все с собой. Мы тоже взяли дрова и пошли принимать ванны. Заходим, горит печка, тепло, от этого кажется, что вода холодная, на самом деле она теплая (20 градусов по Цельсию, по сравнению с окружающими речками – почти кипяток). Сама ванна – деревянный сруб, внизу чистый, крупный песок из которого поднимаются пузырьки. Довольно приятно. После принятия ванны почувствовали прилив сил и готовность к новым приключениям. Трое пограничников на лошадях и их верный пес отправились на защиту рубежей нашей родины, а мы поползли вверх на перевал.
Дрога представляла собой не дорогу, а нагромождение валунов, ручьев, иногда грязи. Ползем со скоростью 5 км/ч и испытываем наслаждение от этого. 7 км от источника до перевала проехали за 1час 20 минут. Вот и перевал (высота – около 3 км), вокруг тишина, красота, небо совсем рядом. Это вам не Ая и не Чемал, и сюда не доедет ни одна машина с пластиковым бампером. Вместо традиционных для Алтая веревочек на кустах, стоит православный крест. Рядом красивое озеро, а дальше спускается дорога на плато Укок, но все это в будущем.
А пока мы возвращаемся до развилки и поворачиваем налево по направлению на Джазатор.
Впереди открывается шикарный вид на долину реки Джазатор. Дорога вполне нормальная, можно ехать и 60, и 80 км/ч. Кругом ни одной деревни, и вдруг вагончик с надписью «Закусочная». Заходим, решили попробовать покушать, оказалось вполне вкусно и съедобно. Едем дальше, дорогу пересекают красивейшие речки и ручьи.
На подъезде к селу Джазатор распложена ГЭС на одной из маленьких речушек. Деревня не показалась такой приветливой, как об этом писали в Интернете, и мы поехали в обратном направлении. Нашли живописное место около реки, раскинули палатку и наконец-то хорошо выспались, позволив себе встать на следующее утро попозже.
Собрались, поехали. Впереди справа на машине появился стук. Обследование показало, что разбилась верхняя опора амортизатора. До Кош-Агача еще километров 90. Колесо болтает на каждой ямке и кочке. Кое-как добрались до асфальта в Кош-Агаче. Спрашиваем у местных жителей про сервисный центр Toyota. Они говорят: «Жок», ― что в переводе означает «нет», но есть мастер Толгаев. Доехав по указанному адресу, находим этого мастера, он прилаживает к нашему амортизатору резинку от «Жигулей», цена нормо-часа у мастера Толгаева – договорная. Мы едем дальше, цель – Актру.
Часть 3. АКТРУ
На самом Актру интересовала, собственно говоря, дорога до верхнего лагеря. Провожавшие нас в Новосибирске люди говорили, что туда мы ни за что не проедем. Мы решили это проверить. Подъезжаем к нижнему лагерю, видим стоянку машин, на которой собраны, в том числе: Honda FIT, Toyota Harrier, BMW X5, Nissan X-Trail, TLC-80 в силовом обвесе и в супер-грязевой резине, Nissan Patrol. Почему-то, они отказались от поездки в верхний лагерь, стало грустно, неужели нам туда не попасть, кроме как в кузове ЗИЛ131?! Спрашиваем у местных экспертов – мальчишек-сторожей, они говорят, если переедете речку, то дальше будет легче. Но только ехать надо ОБЯЗАТЕЛЬНО ВБРОД, а не по мосту – сказали эти «доброжелатели». Подъезжаем к переправе через ручей Актру, перед нами селевой поток шириной метров 100, несущийся с бешеной скоростью.
Обследуем мост, в принципе, проехать можно, но нам строго сказано ехать вброд. Ну, вброд – так вброд. Высаживаю штурмана, она со мной прощается, включаю пониженную и въезжаю в реку. Машина куда-то проваливается, раздается скрежет железа о камни, вода переливается через капот. Машина ни вперед, ни назад, но мотор работает. До берега метров 10. Мысленно прикидываю, идти по дну или плыть за буксиром. Решаю еще раз попробовать выехать, кручу рулем вправо, влево, вдруг переднее колесо за что-то цепляется, и автомобиль прыжком выскакивает из западни. Дальше проще, брод порядка 80 см. Выбрался на берег, вода стекает с машины ручьями, штурман обнаруживает пропажу – нет переднего номера, его вырвало с мясом, однако на бампере ни царапинки. Как это произошло, до сих пор не понимаю. Дальнейшая дорога к верхнему лагерю представляет из себя нагромождение валунов и камней среди леса при постоянном крутом подъеме.
Встречные пешеходы, возвращавшиеся с верхнего лагеря, говорили, что дальше совсем не проехать. Ледник тает, и река вверху разлилась. Река действительно разлилась, затопив при этом дорогу, то есть неизвестно было, куда двигаться.
По еле заметным признакам выбрали верное направление и доехали до цели – верхнего лагеря. Других машин там действительно не было, за исключением одного Patrol. Договорились о ночевке, обильно поужинали и заснули, весьма довольные собой и своим автомобилем. За ужином встретились с владельцем Nissan. Он сказал, что ехал по мосту, местные обитатели сказали, что вброд ездит только ЗИЛ131 а все «УАЗики» ― только по мосту. Обратно решили так и поступить. Подъехали, поправили бревнышки, наметили траекторию движения колес, штурман впереди показывал дорогу – мост был успешно преодолен без каких-либо проблем.
Часть 4. ОРОКТОЙ
Еще стоя в Кош-Агаче у комендатуры в ожидании пропуска, познакомились с парнем на Suzuki Escudo. Он сказал, что ездить через Семинский перевал – пошло и не достойно, надо ездить через Ороктой. Раз надо, значит надо (мы же на джипе). Карты данной местности у нас не было, и единственным ориентиром был указатель на Н.Талду. Поехали по указателю. Добрались до деревни Н.Талда. Дорога – великолепный грейдер, почти как Чуйский тракт, стало немного скучно, спрашиваем у местных дорогу дальше. Они говорят: «ТУДА», только вы там не проедете, потому что двое суток льет дождь, а там чернозем. Но мы же на джипе. Едем дальше, дорога из щебеночной становится просто сплошным месивом жирной черной грязи. Дорога имеет уклон вверх и в бок, усугубленный колеей. Машина ползет то боком, то задом, то сплывает куда-то вниз. Хорошо хоть назад выезжает благодаря LSD. Километров через 10 этого ужаса уперлись в закрытые ворота, кругом ограда из сетки. Выхожу из машины, ноги по щиколотку уходят в грязь. Смотрю со стороны на машину, вижу грязного монстра черного цвета – и это моя машина.
На воротах надпись «проехал – ЗАКРОЙ ЗА СОБОЙ!». И таких ворот – несколько штук. Едем дальше, дорога постепенно забирается вверх, ехать становится легче – начинают попадаться камешки. Дождь кончился – спустился туман. Видимость 20-30 метров. Карты нет, куда ехать, не понятно, из тумана показываются молчаливые коровы, как приведения. Мы сами чувствуем себя «ежиками в тумане». Наконец, крутой подъем и заветные ленточки на кустах – ясно, что мы взяли перевал.
Затем начался очень крутой спуск. Разница в отметках: перевал 1 700 метров, подножие перевала 500 метров и все это на расстоянии 3-5 км. Дорога пересекла заброшенный мраморный карьер, наверное, вокруг очень красиво, только мы из-за тумана ничего этого не видим. Дальше все просто: мост через Катунь, 30 км, и Чемал. Встречные отдыхающие на своих машинках в ужасе шарахались в сторону при виде нашего боевого вида. Сняли комнату в Чемале, баня, ужин, фронтовые 100 грамм, и конец нашего путешествия!
Вместо заключения
Одной из задач поездки была проверка возможностей Toyota Hilux Pick Up в качестве внедорожника, а также приспособленности к дальним экспедициям.
Движение по шоссе: крейсерская скорость 100-110 км/ч. Возможности двигателя 2LT не позволяют безнаказанно ехать с большей скоростью, но при этом расход ДТ – едва ли превышает 8-9 литров на 100 км. Подвеска довольно жесткая, все-таки, это почти грузовик, на жестких рессорах. В тоже время, движение с такой скоростью абсолютно не напрягает, поэтому даже после 500 км безостановочного движения усталости не чувствуется.
Движение по бездорожью: высочайший клиренс (если не считать заднего редуктора, то не меньше 30 см, и это под передними рычагами, в остальных местах, порядка 40 см). Задний LSD-мост, раздаточная коробка, крепкая рама, отсутствующий передний свес – все это делает утилитарный пикап неплохим внедорожником, которому, для полного счастья, не хватает лебедки, шнорхеля и комплекта серьезной резины (у нас стоят обычные Brigestone duller A/T размерность 245/75/R16).
По итогам поездки не было ни одной проблемы в техническом плане (за исключением резинки амортизатора), ни разу стрелка температуры не шевельнулась вверх. В Интернете много пишется о ненадежности и склонности к перегреву 2LT, может быть, это характерно для машин с АКПП, так как на автомате невозможно точно держать обороты двигателя в оптимальном режиме. При недостаточных оборотах в тяжелых условиях движения резко ухудшается смазка двигателя и его охлаждение. При езде по бездорожью моя правая рука ни на секунду не отпускала рукоятку КПП, чтобы переключаться на более низкую передачу и держать обороты порядка 3 тысяч. Этому же способствует своевременный переход на режим 4L. То есть, этот режим служит скорее не для преодоления бездорожья, а для езды с малой скоростью при высоких оборотах двигателя. Все это, при условии своевременной замены масел, чистого снаружи и внутри радиатора, гарантирует долгую работу дизеля 2LT.