Наконец-то Великий Новгород!

13.01.2021 | 5591 просмотр

Наступивший 2021 год для нашей семьи (автор этих строк, супруга Наталья, дочери Ксюша и Катюша) в определённой степени «этапный» для наших автопутешествий. Ровно 14 лет назад летом 2007 года мы совершили первую «дальнобойную» поездку на малютке Оке (СеАЗ-11113) из Санкт-Петербурга в Москву, с определёнными приключениями.

Первый автомобиль в нашей семье СеАЗ-11113 «Ока».

Далее, приобретя в декабре 2010 г. уже «полноценный» автомобиль Фольксваген Поло (седан), мы с 2011 года начали серьёзные марш-броски на новом автомобиле из Санкт-Петербурга в Белоруссию (Витебск, Минск, Кобрин, Брест), Украину (Луцк, Почаев, Львов). В 2012 году совершили «громадное» путешествие в Крым, как через указанные города, так и через Киев, Одессу, Николаев, Херсон, Джанкой, Севастополь, Ялту, проехав за одну поездку 7500 км (включая поездки по Крыму: Керчь, Феодосия, Симферополь, Ялта, Севастополь, Алупка, Алушта, Ливадия и др.).

Въезд в Крым со стороны материковой Украины.

Ялта 2012 г.

В 2013 году мы «умудрились» совершить аж четыре поездки за год: в январе — г. Псков и окрестности; в мае — Москва, Подмосковье (Клин, Сергиев Посад), Годеново (Ярославская область); в августе — Белгород, туда через Москву, Тулу, Орёл, Курск (автодорога М2 «Крым»); обратно через Воронеж, Елец, Каширу, Москву (автодорога М4 «Дон»). В сентябре — Кронштадт по дамбе через Финский залив.

В 2014-2018 гг. были регулярные летние поездки (не считая зимних) в Дивеево (Нижегородская область); Белгород (через Задонск, Елец, Воронеж); Тверь; Сергиев Посад; Великий Новгород; Калугу и окрестности (Оптина Пустынь, Шамордино, Козельск, Боровск).

Белгород 2015 г.

Все поездки до 2017 года (с приключениями, подробностями, большим количеством фотографий) мною описаны в опубликованных рассказах на travel.drom.ru/ (мой прежний Ник «Vitaliy Avenirovich»).

Восполняя пробел, представляю читателям, описание трёх последних (не опубликованных ранее в рассказах) автопутешествий: в Великий Новгород (2017 г.); Калугу и окрестности (2018 г.) и ближайшие прекраснейшие пригороды г. Санкт-Петербурга — Ломоносов (Ораниенбаум) и Павловск (2019 г.). К большому сожалению, в 2020 году по объективным причинам (рождение внучки Даши; пандемия коронавируса) дальних поездок мы не совершали. Надеемся, что с этого 2021 года наши автопутешествия возобновятся — планы у нас «обширные».

Прежде всего, почему я назвал свой рассказ «Наконец-то Великий Новгород!». Дело в том, что в прошлых поездках мы «проскакивали» этот город, надолго не задерживаясь в нём (максимум на 1-1,5 часа), тем более что новая трасса М11 «Нева» позволяет это сделать без всяких проблем. А хотелось подробнее познакомиться с этим старинным городом, пешком побродить по его тихим (и не очень!) улочкам, увидеть основные достопримечательности.

Въездная стела Великого Новгорода.

Итак, летом 2017 года, через Интернет мы заказали трёхместный номер (младшая дочь Катя в это время уже создала свою семью и с нами не ездила) в местной гостинице «Роза ветров». Гостиница, в принципе неплохая: тихая, спокойная и, что хорошо, имела на этаже помещение кухни, где можно было вечером что-нибудь сготовить из собственных продуктов.

Гостиница «Роза ветров» в г. Великий Новгород.

Совсем рядом с гостиницей было интересное сооружение — как мы узнали из описания, это «Крепостной земляной вал Окольного города».

Новгород имел внешние укрепления, которые охватывали кольцом весь древний город по обеим сторонам Волхова. Окольный город состоял из земляного вала с крепостными стенами и башнями и обводненного рва с внешней стороны. Окончательное формирование Окольного города произошло в конце ХIV века, когда город сформировался в нынешних границах и потребовались новые оборонительные рубежи. Протяженность только земляного вала вокруг города, кроме береговых укреплений, была свыше 6 км. Большая часть его сохранилась до настоящего времени. Несмотря на утраты, вал и ров Окольного города являются уникальным по протяженности и редким по сохранности памятником древнерусского военно-оборонительного зодчества.

Крепостной земляной вал Окольного города.

Недалеко от гостиницы находился также красивый фонтан, около которого супруга и дочь поочереди сфотографировались.

Фонтан вблизи от гостиницы.

Поскольку в Великий Новгород мы прибыли уже к вечеру, то подробное знакомство с городом начали на следующий день.

По пути к Кремлю (естественно, пешком!) прошли красивый сквер Воинской славы, с установленной 8 мая 2010 г. стелой «Город воинской славы».

Сквер Воинской славы, с установленной Стелой «Город воинской славы».

На подходе к Кремлю, в Кремлёвском парке сфотографировали памятник уроженцу Новгородской земли Великому русскому композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. Поразила высота памятника — 3,6 метра. Когда смотришь издали, то это не так заметно, но когда вблизи — то размер памятника впечатляет.

Следующий объект, который мы посетили и на который хотелось бы обратить внимание читателей, — это Новгородский кремль.

Новгородский Кремль (Детинец) — один из древнейших памятников военно-оборонительного зодчества России XV-XVII вв. Общая площадь крепости внутри стен — 12,1 га. Глубокий ров окружает его с севера, запада и юга. Крепостные стены, стоящие на валу, имеют протяженность 1487 м, высоту от 8 до 15 м, толщину от 3, 6 до 6, 5 м. Из двенадцати башен, которые имелись в Детинце XV в., сохранилось девять: Дворцовая, Спасская, Княжая, Кокуй, Покровская, Златоустовская, Митрополичья, Федоровская и Владимирская.

Памятник композитору Сергею Рахманинову в Кремлёвском парке.

У стен Новгородского кремля.

Стены и Башни Новгородского кремля.

В Кремле находятся: самый древний храм России Софийский собор (1045-1050), который мы посетили, увидев древнейшую икону Божьей Матери «Знамение» и древнейшие интерьеры собора.

Софийский собор Новгородского кремля.

Древнейшие интерьеры Софийского собора.

Помимо уникального Софийского собора в Новгородском кремле находятся и многие другие памятники: белая башня-часозвоня, построенная в 1673 году по заказу новгородского митрополита Иоакима на месте старой башни 1443 года, Звонница Софийского собора, Памятник Тысячелетию России, Главное здание музея (Здание Присутственных мест) и др.

Иоанновский корпус и башня-часозвоня.

Звонница Софийского собора.

Воскресный колокол Софийской звонницы.

Праздничный колокол Софийской звонницы.

Памятник Тысячелетию России 1862 г.

Главное здание музея (Здание Присутственных мест) и Часовня святого новгородского князя Владимира Крестителя Руси.

На территории Кремля.

Древние стены Новгородского кремля.

Вход в Кремль со стороны Софийской площади и выход к Софийской набережной р. Волхов.

Погуляв по Кремлю и ознакомившись с его достопримечательностями, мы вышли на Софийскую набережную реки Волхов, откуда открывались красивые виды, как на саму реку, так и на противоположную («Торговую сторону») города.

Софийская набережная реки Волхов.

Панорама реки Волхов, вид на мост Александра Невского и Владимирскую башню Новгородского кремля.

Вид на Торговую сторону города. На переднем плане: аркада Гостиного двора, вдали — Николо-Дворищенский собор.

Виды с пешеходного Кремлёвского моста: панорама реки Волхов и фрегат «Флагман».

Вид на Кремль от набережной Александра Невского.

Панорама смотровой площадки.

Церковь Дмитрия Солунского на Торговой стороне Великого Новгорода и панорама Большой Московской улицы:

Парк 30 лет Октября и Памятник Воинам-афганцам:

Здание Областной администрации.

В Кремлёвском парке.

Вдоволь, нагулявшись по городу, вернулись «домой» в гостиницу, «переваривать» впечатления насыщенного дня.

В последующих планах было посещение одного из близлежащих монастырей Новгородской области. Поскольку, в 2016 году, мы уже посещали «основной» монастырь Новгородской епархии — Свято-Юрьев мужской монастырь — см. предыдущий мой рассказ «Небольшое путешествие между двумя столицами« (travel.drom.ru/47431/), то лишь коротко напомню основные сведения об этом монастыре и приведу несколько сделанных нами фотографий на территории монастыря.

Свято-Юрьев мужской монастырь — самый крупный из новгородских монастырей. По преданию, обитель при истоке Волхова из озера Ильмень, заложил князь Ярослав Мудрый (во святом крещении Георгий) в 1030 году. Им же построена была деревянная церковь во имя Св. Великомученика Георгия. Обитель занимала особое место среди новгородских монастырей и именовалась лаврою.

Монастырь владел огромными земельными угодьями и осуществлял сложнейшую хозяйственную деятельность. Юрьевский архимандрит считался вторым духовным лицом в Великом Новгороде после архиепископа. В 1119 году Св. благоверный князь Всеволод Мстиславович, совместно с игуменом Кириаком заложил каменную соборную церковь, уступающую по своим масштабам только Софии Новгородской. Георгиевский собор-одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры, созданное выдающимся зодчим средневековой России, мастером Петром. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри, и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году. По указу императрицы Екатерины II “О секуляризации церковных земель” Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России причисленных к 1 классу. Новое возрождение древней обители начинается в начале 19 века, и связанно с именем архимандрита Фотия (Спасского), чья глубокая вера, благочестие и деятельный характер, вызывали уважение в самых высоких кругах, в том числе и у императора Александра I.

В 20-30-е годы ХХ века монастырь разделил судьбу всей Православной Церкви в России, он был закрыт и разграблен, во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова. Только в 1991 г. благодаря усилиям архиепископа Льва, Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться.

Юрьев монастырь: Крестовоздвиженский собор.

Юрьев монастырь: Спасский собор.

Юрьев монастырь: Георгиевский собор.

На территории Юрьева монастыря.

В 2017 году, в рамках поездки в Великий Новгород, мы посетили Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь (http://www.klopsky.ru/).

Опять же приведу краткое описание летописи монастыря и далее расскажу о впечатлениях от посещения данного места.

Троицкий Клопский монастырь был основан на правом берегу реки Веряжа недалеко от впадения в озеро Ильмень. Самое раннее упоминание о монастыре относится к 1412 году. Новгородские летописи к этому времени единодушно относят строительство деревянной Троицкой церкви.

Преподобный Михаил пришёл в Клопскую обитель в 1408 году. Будучи близким родственником великого князя Дмитрия Донского, он принял на себя подвиг юродства.

Христа ради покинул Москву и в рубище пришёл в Троицкий Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Лишь через 10 лет тайна его высокого происхождения была случайно раскрыта. 44 года служил Михаил примером для братии во всех иноческих подвигах, изнуряя своё тело в трудах, бдениях и различных лишениях. Он обличал пороки сильных мира сего, не взирая на лица. Господь сообщил ему силу творить чудеса и дар пророческого предвидения. Когда в Новгороде случилась сильная засуха, то преподобный указал место, где явился источник, напоивший всю округу.

Преподобный Михаил Клопский мирно почил в 1453 году.

До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. Это дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников).

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита, дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц — 50 лет.

Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора — «храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы» и «образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная». «Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8 клеймами, с сиянием «Всевидящее око», кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4 колонках установлен балдахин (...)»

В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой — 102 пуда.

В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. Сегодняшнее состояние сохранившихся строений вызывает глубокую печаль и тревогу.

Уже в наше время монастырь был передан Православной церкви и начал постепенное возрождение.

Наместник монастыря — игумен Иаков.

На момент посещения нами Михайло-Клопского монастыря (лето 2017 г.) он ещё находился в стадии глубокого возрождения, что хорошо видно на приведённых фотографиях. И ещё личное впечатление — места, вокруг монастыря очень красивые и интересные.

Что интересно, при посещении нами монастыря на его территории не было ни души. Поэтому мы самостоятельно осмотрели его постройки, зашли в Троицкий собор.

Дорога к Михайло-Клопскому монастырю.

Подъезд к монастырю. На переднем плане Троицкий собор.

Окрестности монастыря. Река Веряжа.

Река Веряжа.

У входа в монастырь. Троицкий собор.

Территория монастыря.

Монастырские постройки.

Возрождение монастыря.

Внутри Троицкого собора.

Сохранившиеся фрески Троицкого собора.

Обратная дорога от монастыря.

Что ещё подумалось при посещении этого монастыря. Как легко разрушить то, что создавалось нашими предками и несло духовный и физический смысл и как тяжело всё это возрождать «из пепла», восстанавливать, чтобы вновь наслаждаться красотой творения рук человеческих.

Таковы краткие итоги посещения нами Великого Новгорода и окрестностей.

УДАЧИ И БЕЗАВАРИЙНЫХ ПОЕЗДОК ВСЕМ В НОВОМ ГОДУ!