Зимняя сказка с восточным колоритом: Казахстан накануне Нового Года 2020 (Боровое и Астана)

17.02.2020 | 8761 просмотр

Маршрут: Пермь — Курган — Боровое — Нур-Султан (Астана) — Пермь

Заканчивающийся 2019 год у нас в семье прошёл под знаком Кавказа и был очень богат на путешествия: в январе — санаторий в Сочи; в мае — КавМинВоды, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная и Южная Осетии, Ингушетия; в августе — Дагестан и Чечня.

А поскольку супруге после полугода работы в новой организации предоставили первый двухнедельный отпуск с 20 декабря, вставал вопрос, куда бы нам податься на предстоящую кучу выходных. Тот факт, что у меня к этому времени из 28 законных отпускных дней оставался всего один, не мог нас остановить. Я добавил 4 дня за свой счёт, и с 21 декабря по 8 января стал абсолютно свободен. В нашем распоряжении почти три недели, это ж целая вечность!

Хотелось бы завершить такой плодотворный год тем же, с чего он начался — то есть Кавказом. Рассматривали направления Адыгея-Сочи-Абхазия или Дагестан (жена в августе туда со мной не ездила). Как запасной вариант, на втором месте терпеливо ждал своего шанса Крым, а на третьем почти безнадёжно маячили Алматы. Но судьба распорядилась иначе, о чём мы с Леной теперь ни капли не жалеем.

Мои одноклассники в группе в «вацапе» кинули клич собраться в нашем родном городе 1 января. Обещали подъехать ребята из Москвы, Тюмени и Екатеринбурга. Грех было пропускать редкую возможность встретиться и пообщаться со школьными друзьями в одном месте, поэтому мы тоже перестроили наши планы и «разбили» отпуск на 2 части — до нового года и после.

Кавказ, Крым и Алматы автоматически отпали по причине больших расстояний и нехватки времени. Надо было найти им на замену что-то не очень далёкое, но не менее достойное, и желательно, чтобы в этом новом выбранном месте присутствовали горы.

Открываю карту. Сколько там у нас километров от Перми до Астаны? 1500? Так это ж как до Москвы всего, сутки на дорогу, лёгкая прогулка для нас. Уже хорошо. А что по пути есть? О, Боровое — национальный парк Бурабай, он же «казахстанская Швейцария». Давно хотел там побывать. Правда, летом. В декабре озёра наверняка замёрзнут, но лес и горы-то никуда не денутся.

В 2013 году мы уже бывали в этой стране, ездили с ознакомительными целями на пару дней в Костанай во время майских праздников, впечатления хорошие остались. Но с тех пор много воды утекло, пора освежить память.

Решено, едем в Казахстан.

Забегая вперёд — после новогодних каникул по результатам путешествия я смонтировал трёхминутный видеоклип, в котором показал Казахстан нашими глазами, каким его увидели и прочувствовали мы.

В дороге я периодически ловил местные радиостанции в машине. И когда в эфире звучали песни на казахском языке, они всегда были настолько задорными и заводными, что если бы я в этот момент не рулил, то начал бы танцевать. От них исходило просто море позитива и хорошего настроения.

Так что через музыку в этом фильме я постарался передать то радостное праздничное настроение и мощный заряд положительных эмоций, которые мы испытали на себе во время отдыха в Казахстане. Надеюсь, мне это удалось. Приятного просмотра.

А пока готовимся к отпуску. Бронирую гостиницы на «букинге» — 2 ночи в Боровом и 4 ночи в Астане. И тут вспоминаю, что в Казахстане базируется хоккейная команда КХЛ «Барыс». Пара минут поисков в интернете, и я сообщаю жене радостную новость — нам улыбнулась удача попасть на «большой» хоккей. В наши даты пребывания можно было посмотреть даже два матча — с питерским «СКА» и/или с «Динамо» (Москва). Лично я предпочёл бы «СКА», но Лена у меня фанатка московского «Динамо», поэтому выбор был очевиден. :)

Оплачиваю два билета на 27 декабря, места с хорошим обзором за скамейкой команды гостей. Пусть эта игра станет мажорной нотой, вишенкой на торте в завершение нашего путешествия, так как 28-го утром надо выезжать домой.

Цена удовольствия — 2800 тенге/чел (≈ 460 руб.), вполне демократично.

Пусть читателей не удивляет, что я называю столицу республики Астаной, а не Нур-Султаном. Даже сами казахстанцы ещё не привыкли к очередному переименованию города и продолжают называть его «Астана» (в чём мы не раз могли убедиться), что уж тогда про нас говорить. В России многие и не в курсе, что Астану официально переименовали. Когда правильно отвечаешь на вопрос:
— Куда ездили в каникулы?
— В Нур-Султан, — видишь непонимание в глазах и слышишь: «А это где?»

Шутка ли, город пережил уже 5 названий за последние неполные 60 лет: до 1961 — Акмолинск, до 1992 — Целиноград, до 1998 — Акмола, потом до 2019 Астана и вот теперь Нур-Султан. Пожалуй, больше нигде в мире не случалось пятикратной серии переименований за такой короткий промежуток времени.

В том же Казахстане есть ещё два города, сменившие 5 имён — Кызылорда и Тараз, но всё-таки в их случае эта чехарда происходила не настолько быстро.

Корпорация Гугл в своей программе Google Earth даёт сразу оба названия, старое и новое на выбор, кому какое больше нравится. ))

В общем, в своём отчёте я буду чаще использовать предпоследнее, привычное для слуха название столицы Казахстана, как оно и было с нами в этом путешествии.

Чтобы сделать поездку ещё более насыщенной и приятной, я включил в маршрут остановку с ночёвкой и купанием в горячем источнике «Баден-Баден», что под Курганом. На Урале это почему-то достаточно распространённое название для термален. Возможно, региональная сеть с общим владельцем.

Тоже через «букинг» заказал комнату в гостинице при термальне с 21 на 22 декабря. Из-за выходных цена оказалась выше, чем в будни — 3100 рублей/сутки без питания, но в стоимость включено неограниченное пользование бассейнами и банями.

У нас намечалось ещё одно дело в Екатеринбурге, надо было утром в субботу заскочить ненадолго к друзьям в гости. Поэтому из Перми мы стартовали в 21 час 20 декабря. Дорога грязная, движение плотное, незамерзайка расходуется литрами.

Проехали 250 км и у известного кафе «Три медведя» на трассе покемарили в машине. Зимой мы предпочитаем путешествовать на полноприводном кроссовере жены SsangYong «Actyon» (2013 г.в., пробег на момент выезда был 65480 км), а мой KIA «Grand Carnival» в этот раз остался дома отдыхать.

Около 9 часов были у друзей. Они нас накормили завтраком, порешали нужные дела, и в 15:30 мы добрались до «Баден-Бадена». Суббота, погода не морозная, поэтому я ожидал увидеть на месте аншлаг. Однако перед комплексом стояло всего 4-5 машин. Что ж, отсутствие толп отдыхающих только радует.

В холле гостиницы уже ощущается приближение Нового Года.

Заселились в номер, пообедали в местном заведении, получили комплект фирменных халатов и пошли принимать водные процедуры. Рядом находится кафе с приемлемыми ценами, а в соседнем здании русская и турецкая бани, тёплая соляная «пещера» с шезлонгами и комната отдыха, где можно расслабиться на кожаных диванах у телевизора.

Людей в комплексе было от силы человек 10, включая нас. Мы чередовали плавание и бани несколько часов. Отличный релакс перед броском до Борового.

Следующее фото сделано уже утром 22 декабря.

Наша чумазая машина вторая справа от двери гостиницы. Стыдно на такой ехать в гости в другую страну, надо бы где-то помыться.

При комплексе имеются горка, залитый ледяной каток, лыжные прогулочные трассы. Любой необходимый инвентарь для катания можно получить здесь же в пункте проката. Очень удобно.

Мы как следует выспались, позавтракали в кафе и в 10:30 выехали из «Баден-Бадена». На термометре было -12 градусов.

Проезжая через Курган, увидели свободную автомойку. Загнали туда «Actyon» и через 40 минут на сияющей белой машине понеслись по пустой степной дороге в сторону казахстанской границы на Петропавловск. Дорога по качеству на четверку, трафик почти нулевой, стационарных камер единицы, была парочка засад с треногами. В общем, при желании можно ехать быстрее допустимых 109 км/ч.

Что приятно удивило в Курганской области на трассе — у каждой автобусной остановки обязательно имеются отдельно стоящие туалеты с разделением на М и Ж и содержатся они во вполне приличном состоянии.

И ещё удивил со знаком минус один «кадр» на старой тагазовской «Cherry», с полным салоном пассажиров, летевший со скоростью 150 км/ч, не считаясь ни с кем и ни с чем. Но дело даже не в скорости, а в его агрессивном поведении — он, выскакивая на обгон в лоб на любые встречные машины, идя на таран и словно проверяя их на слабо — свернут-не свернут. Прижимались на обочину даже «камазы». Так и хочется процитировать знаменитую фразу Сергея Викторовича Лаврова: «Д.б.»

Жена специально сфотографировала этого отмороженного — страна должна знать таких «героев».

В 13:30 добрались до погранперехода Петухово. Поскольку Лена является владелицей «Актиона», то роль водителя при пересечении границы досталась ей. Метров за 500 до поста стоит длинная колонна фур, Лена её объехала, и оказалось, что из легковых машин мы единственные.

Как выяснилось в процессе, здесь прохождение несколько отличается от знакомой и привычной нам по европейским поездкам процедуры. У знака «Стоп», расположенного метрах в 20 от будки со шлагбаумом (знак может быть как шестигранным красным, так и на белой прямоугольной табличке), надо не приостановиться, а полностью встать, всем выйти из машины и подойти к сотруднику в будке.

Подходим, предъявляем ему в окошко российские паспорта, он выдаёт талончик, предупреждает, что откроет не тот шлагбаум, который прямо по направлению, а тот, что на встречном пути, и велит ждать в машине.

Сзади подъехал КИА «Спортидж» в старом кузове и потихоньку начал объезжать нашу машину, двигаясь к шлагбауму, но там бдительная сотрудница показала ему: «Давай назад, они первые».

У здания таможни надо снова остановиться, всем выйти из машины и зайти внутрь для прохождения паспортного контроля. Первым должен предъявить документы водитель, затем пассажиры из его компании. Водитель сразу после проверки отправляется к своему автомобилю и подгоняет его на таможенный досмотр, а пассажиры обязаны находиться в здании до тех пор, пока их транспорт не будет выпущен из зоны досмотра. На российской и казахстанской границах эта процедура одинаковая.

Российскую часть мы прошли быстро. На соседней сначала заполнили миграционные карточки. На вопрос пограничника:
— Куда едете?
Ответили:
— В Астану.

Он нас не поправил. Я в карточке в соответствующей графе машинально так и написал: Астана.

В общей сложности на обе границы ушло 30 минут. Как только я сел в машину, Лена пересказала мне такой диалог с казахстанским таможенником, случившийся при осмотре «Актиона». Тот заметил, что на некоторых буквах надписи ACTYON на двери багажника облезло от коррозии хромированное покрытие.

— Ооо, как у вас краска-то послезала! Дороги, наверно, солью посыпают.
— Есть такое дело.
— А у нас в Казахстане ничем вообще не посыпают, вы сейчас поедете и сами увидите. Машины не гниют и грязи меньше.

И это оказалось правдой — за неделю мы не видели ни одной посыпанной дороги ни на автобанах, ни в городах. «Актион» как помыли в Кургане, так на чистом и въехали в Россию обратно.

Покинув территорию таможни, проехали метров 100 и остановились у единственного здесь кафе под названием «Лада». Рядом с ним в крохотном домике оформили автостраховку (аналог нашей ОСАГО) на 15 дней, это минимальный срок. Заплатили 1200 рублей наличкой. Вписали обоих водителей, цена от этого не зависит. Сама страховка оформляется в электронном виде в базе данных, а нам просто для информации выдали распечатанный белый листок формата А4 без подписей и печатей.

В «Ладе» пообедали, рассчитались тоже нашими деньгами. И у них же поменяли 5000 руб. на тенге по курсу 1 руб. = 6,1 тенге. Утром я смотрел курс ЦБ в интернете, это нормальное предложение, нас устроило. Больше нигде наличку не меняли.

Перевели часы на местное время (1 час вперёд).

После обеда поменялись с Леной местами, я сел за руль и проложил маршрут на навигаторе до отеля в Боровом. Дорога от границы до Петропавловска протяжённостью 60 км плохая и практически вся находится в состоянии подвешенного ремонта. Хотя местами качество асфальта позволяет ехать стандартные 90 км/ч и даже больше, но установленные на этих хороших отрезках жёлтые временные знаки с ограничением 40 сразу напомнили нам Калмыкию.

В Казахстане ненаказуемое превышение скорости составляет +9 км/ч, штрафы по нашим меркам огромные, а про коварство и хитрость казахстанских «гаишников» ходят легенды.

Но я всё-таки осознанно превысил скорость на одном из нормальных участков дороги. Правда, без фанатизма, больше 80 км/ч не гнал. И тут по закону подлости мой радар-детектор коротко пикнул и замолчал. Мгновенно почуяв неладное, я резко надавил педаль тормоза, да так, что даже «аварийка» автоматически включилась.

Навстречу двигалась какая-то машина. Через пару секунд у неё на крыше замигала переливами красно-синяя «люстра». Полиция. Мне моргнули фарами — останавливайся. Ну, приехали.

Встаю на обочине, они разворачиваются и тормозят сзади. К моей двери подходит сотрудник в офицерском звании, представляется, просит предъявить документы:
— Нарушаете?

Какой смысл отпираться, если виноват.
— Согласен, — говорю, — превысил немного. Могу ли я надеяться на вашу благосклонность?

После непродолжительной беседы инспектор ограничился в отношении меня предупреждением. Нам повезло, хороший человек попался.

— Вы поаккуратнее на будущее, это в России можно на +19 скорость превышать, а у нас в Казахстане максимум +9.
— Спасибо, обязательно учтём!

На пути до Петропавловска, чуть позже после этого инцидента, нам повстречалась ещё одна патрульная машина, стоявшая в засаде и измеряющая скорость, но мы теперь были учёные.

В Казахстане водители часто предупреждают о засадах миганием дальнего света, как и в России, но машин на трассе очень мало, и может так случиться, что предупредить вас будет некому, как и произошло с нами. Для сбережения кошелька и нервов правила лучше соблюдать на 100 %. Проверено на собственном опыте.

Поэтому дальше до конца путешествия я уже не злоупотреблял гостеприимством казахстанских «гаишников», 40 так 40, 60 так 60. Хотя многие местные постоянно нарушали скоростной режим и обгоняли нас на разных дорогах, но я не горел желанием испытывать судьбу и повторно общаться с полицией. В другой раз тот же фокус может и не пройти.

В Петропавловск мы заезжать не стали, обогнули его по краю, и сразу за городом пошла качественная трасса.

На заправке Казмунайгаза залили 33 литра 95-го бензина по 165 тенге. Пересчитали в рубли и офигели — 27,04 руб. за литр. У нас в Перми 46-47 руб., разница почти вдвое, а с Европой так все четыре. Вот и началась восточная сказка…))

Миновали относительно крупный город Кокшетау.

За ним дорога стала 4-полосной магистралью с разделительной полосой и ограничением 110 км/ч.

С северного направления до Борового можно добраться двумя путями — первый более короткий, через национальный парк. Днём дорога там, говорят, очень живописная, но за въезд в парк надо заплатить некоторую сумму.

Не люблю ездить по горам ночью — окружающей красоты не видно, но мы всё равно попытались сунуться сюда. Тёмный лес и девственно запорошенная свежим снегом дорога без следов транспорта смутили меня, и я поехал кружным маршрутом через Щучинск.

В 21 час подъехали к отелю «Insar». Нас уже заждались. Оформили заселение, нам досталась комната на 3-ем этаже. Двухместный номер без удобств, но учитывая, что других постояльцев не было, оба санузла на этаже с душем и туалетом оказались полностью в нашем распоряжении.

При заказе гостиницы в Боровом на эти даты особого выбора «букинг» не предложил. Видимо, не сезон. «Insar» подкупил положительными отзывами и ценой. За две ночи, включая завтрак, мы заплатили всего 2000 рублей. Из бонусов — своя закрытая парковка, интернет, круглосуточный ресторан на 1-ом этаже и въезд/вход в парк Бурабай сразу за отелем. Летом, наверно, актуальна ещё и близость к озеру.

Первым делом мы заказали ужин в ресторане, вкусно поели и пошли гулять по городку.

Время позднее, улицы пустынны, но многие продуктовые магазинчики ещё работают. Дошли до центра, где по дороге в отель видели ледовый городок. Маленький, но симпатичный.

Ночь, и только мы вдвоём в этом сказочном царстве льда и снега. Накатались, как дети, с горок до боли в попах, нафоткались от души.

Лена попыталась запечатлеть снегопад:

Поплутали по лабиринту:

Кто первый добрался до трона — тот и царь ))

Композиция «Щуки во льду» (рыбины настоящие).

Всё хорошо, но ветры в Казахстане — это нечто! Вернулись в номер отогреваться горячим чаем и отдыхать.

23 декабря.

Пожалуй, нынче у нас первый отпуск за все годы, когда не надо вставать ни свет ни заря и куда-то нестись навстречу новому и неизведанному. Поэтому каждое утро, кроме последнего в Астане, мы просыпались не раньше 9 часов, до 10 успевали позавтракать в отеле и затем уже посветлу отправлялись на прогулки.

На завтраке в ресторане вместе с нами сидела ещё одна семья казахов с двумя маленькими детьми. Здесь мы впервые услышали и удивились такому наблюдению — казахи-родители общаются со своими чадами на русском языке.

Ночной снегопад прекратился, сквозь пелену облаков проглядывало солнышко, термометр в машине показывал -10. Мы оплатили посещение национального парка «Бурабай» по 253 тенге с человека (≈ 41,5 руб). По выданному чеку можно въезжать и выезжать через любой из трёх пропускных пунктов неограниченное количество раз до 24 часов текущих суток.

Вид на просторы озера Боровое с одной из каменных скал, которых много разбросано по берегу и вдоль дороги:

На льду одинокая рыбацкая палатка.

Я спустился к «воде».

Высокая скала — Окжетпес (Слон), камень на поверхности озера — Жумбактас (он же Сфинкс).

Чуть дальше по дороге, у подножия Слона обнаружилась небольшая парковка, где мы оставили машину и пошли к Сфинксу.

На фоне скалы Слон.

Вид в другую сторону:

На открытом пространстве ветер ещё страшнее, хочется зарыться в снег или спрятаться за каким-нибудь укрытием. Я забрался на «туловище» Сфинкса, камни очень скользкие под снегом. Лена полезла за мной, но, поскользнувшись, так и съехала на пятой точке почти до основания скалы. Хорошо хоть без травм обошлось.

Атлант.

Вот и казахи с детьми из нашего отеля подтянулась. Мы с ними помогли друг другу сделать семейные фотографии на фоне скал.

Видимо, после завтрака они выселились, т.к. позже вечером официант сказал, что на вторую ночь кроме нас вообще никого не осталось.

Затем мы переехали на поляну Абылай-хана. Я надеялся, что здесь будут работать сувенирные точки, кафе, но всё оказалось закрыто. Хотя с десяток машин на парковке присутствовало.

Поляна Абылай-хана.

За облаком скрыта вершина горы Синюха (Кокше). Если верить приложению Maps.me, высота её составляет 947 м.

Кто же такой Абылай-хан, чем прославился, почему это место назвали в его честь, что за стела возвышается в центре поляны и почему все туристы бегут в лес к какому-то непонятному камню — над этими вопросами на тот момент мы не сильно задумывались, но позже ответы на них случайно сами на нас свалились. И я расскажу об этом в конце отчёта.

Какой-то камень, обнесённый ажурной оградой, к которому все идут в лес. Никаких указателей и табличек рядом нет.

А пока по совету официанта Александра, кормившего нас ужином и завтраком, едем к пятизвёздочному отелю Rixos Borovoe, что на берегу Щучьего озера, в местную «Лапландию» — резиденцию Санты (интересно, почему в Казахстане Санта Клаус, а не Аяз Ата или на худой конец не Дед Мороз?!).

По случаю понедельника Санта решил устроить себе выходной. Собак, оленей и шаманов тоже отпустил в отгул — все избушки и юрты на клюшке, заявленные катания на хасках и оленях не работают. Парк словно вымер.

Жизнь обнаружилась только в прокате тюбинга. Мы взяли у них спаренную тандемную «ватрушку» и накатались вволю с большой деревянной горки.

Пока впадали в детство, на территории открылось кафе грузинской кухни «Софико». Время уже обеденное, решили зайти к ним. Заказали хачапури по-мегрельски, литровый чайник чая на травах и фруктах, большой кусок домашнего вишнёвого торта.

Очень душевно посидели, при этом доброжелательно и культурно пообщались с хозяином-грузином, в том числе и на политические темы о взаимоотношении наших стран. Он оказался родом из Кахетии, где мы были в 2013 году. А вчера в Боровом в ледовом городке видели летнее кафе с таким же названием «Софико», выяснилось, что оно тоже принадлежит ему.

После обеда поехали обратно, по дороге в лесу и на поляне Абылай-хана я позапускал квадрокоптер.

Справа озеро Боровое.

И потом возле Сфинкса ещё полетали.

Гора Слон.

Тяжко зимой дроном управлять — в перчатках неудобно, а некоторые задачи и вовсе невозможно выполнить. А без перчаток пальцы быстро становятся деревянными и толку тоже ноль.

Прокатились по улицам Борового при свете дня. Кроме ледового городка, из достопримечательностей есть ещё небольшой краеведческий музей и мини-зоопарк. Мы решили их не посещать, возможно в другой раз.

Прикололись над друзьями, отправив им вот эту фотографию:

Здесь фишка в надписи на синем знаке, типа смотрите, куда нас занесло. Полная же картина выглядит несколько иначе.

Лошадки на въезде в Боровое:

Вид на горы с окраины посёлка:

Больше, в общем-то, смотреть оказалось нечего, и мы сместили акцент на гастрономическую тему — заказали в ресторане нашего отеля один салат, две тарелки говядины с картошкой и грибами и кружку карагандинского пива. Из-за стола кое-как потом встали, порции салата и горячего настолько огромные, что говядину можно было смело одну на двоих брать, а салата половину. Ужин обошелся в 1000 рублей. Для Казахстана это очень много.

24 декабря.

Встали поздно. Бессменный официант Александр накормил нас завтраком, и мы уехали в Астану, оставив большой отель совсем без гостей.

От Щучинска до Астаны построен прекрасный шестиполосный автобан с ограничением скорости 130 км/ч. Машин практически нет, шокирующий контраст с российскими федеральными дорогами.

Несмотря на скучные пейзажи за окном, ехать здесь — одно удовольствие, и даже гнать 130 почему-то не хочется. На скорости 120 км/ч я передал управление круиз-контролю.

Название города на указателях уже успели переписать.

Машина едет практически сама, вокруг ничего интересного не происходит, и мы продолжили слушать аудиокнигу пермского писателя Алексея Иванова «Вилы», начатую сразу после выезда из дома. Вообще аудиокниги — это наш семейный рецепт или способ скрашивания долгих часов и километров пути. Музыка тоже дело хорошее, но она быстрее надоедает.

Эту книгу «Вилы» я не выбирал как-то специально, просто увидел папку в компьютере, скачанную когда-то на всякий случай, чтобы было, скопировал на флешку… и попал в «десятку».

Это оказалось, на наш взгляд, крайне занимательное произведение об осмыслении бунта Емельяна Пугачёва 1773-1775 гг. Книга не художественная, скорее её можно отнести к научно-популярному жанру. Центральная тема — Пугачёвский бунт, но автор рассказывает о нём в контексте истории Поволжья, Урала, Зауралья, некоторых территорий нынешнего Казахстана; раскрывает характеры живущих там народов, причины их междоусобных конфликтов, судьбы национальных героев и известных исторических личностей.

В книге мелькают названия знакомых городов, где восстание начиналось и пронеслось кровавым огнём и мечом — Оренбург, Уфа, Челябинск, Сатка, Яицкий городок и Гурьев (теперь соответственно Уральск и Арытау в Казахстане), Екатеринбург, Кунгур, Оса, Ижевск, Казань, Шадринск, Саратов, Чебоксары и многие-многие другие.

Мне запали в голову такие строки Иванова: «…историю России понимают как череду войн русских с иноземцами — монголами, немцами, поляками, шведами, французами, турками, японцами… Но подлинная, глубинная, сокровенная история России — это войны русских с русскими». И если серьёзно задуматься над этими словами, то писатель в чём-то прав. Мы крайне плохо знаем внутреннюю историю нашей страны, к собственному стыду.

Короче, книжка весьма увлекательная. Интересующимся данной темой рекомендуем почитать или послушать, да и для общего развития полезно. А этим литературным отступлением от темы своего отчёта я хочу сказать, что территории, события и люди, описанные в «Вилах», как калька наложились на нашу поездку, сквозь толщу времён связывая её с историей России, и в свете новой полученной информации путешествие заиграло ещё более яркими красками, оставляя глубокий след в памяти.

Перед самой Астаной неожиданно возник автоматический пункт оплаты дороги. Когда подошла наша очередь встать перед шлагбаумом, я слегка растерялся — с ходу не очень понятно, сколько и как надо платить. Увидел мигающую щель купюроприёмника и наудачу сунул в неё банкноту 500 тенге. Аппарат выплюнул несколько монет сдачи и выдал чек. Путь открылся.

Я передал чек и горсть монет Лене, она посмотрела, и оказалось, что за проезд 250 км по автобану с нас взяли 400 тенге (≈ 65,6 рублей), т.е. тариф получился 26 копеек за километр. Сколько в Москве берут за платный участок М-1 протяжённостью 20 км от МКАДа до Минского шоссе? Больше 100 рублей, мне кажется. Это к вопросу об уровне цен в Казахстане.

В 14 часов столица встретила нас жуткими пробками. Ещё на въезде в Нур-Султан с северной стороны в районе какого-то ж/д переезда сломалась фура, пришлось вообще разворачиваться, возвращаться на объездную и проникать в город с востока.

Но и там ситуация была не лучше. Поначалу я пытался сворачивать на какие-то боковые улицы, искал объезды, но быстро понял, что весь город стоит и дёргаться бесполезно. Дальше всецело доверились навигатору и с маршрута уже не сворачивали.

В четвёртом часу всё же добрались до нашего нового пристанища на ближайшие 4 ночи — отеля «Тенгри». Я остановил свой выбор на нём по ряду критериев: наличие бесплатной парковки (небольшая общественная, но свободные места всегда были), приличный завтрак по типу «шведский стол», комфортный номер с удобствами и холодильником, разумеется, интернет, относительная близость к центру и, конечно же, цена — за 4 ночи 6200 рублей (1550 руб. в сутки).

Номер нам достался на 9-ом этаже, можно сказать с видом на президентский дворец, Астана-сити и башню «Байтерек». Ну и на гаражный комплекс тоже. ))

На дальнем плане центр Астаны (фото сделано следующим утром).

Если задействовать зум на камере телефона, то можно разглядеть объекты поближе.

В центре выделяются две золотые башни, часть административного комплекса «Дом министерств». Эти конусовидные здания образуют символические ворота бульвара Нуржол.

Также образ золотых башен, по задумке авторов-архитекторов, должен ассоциироваться с военными башнями средних веков, встречающимися на территории Казахстана, а их оборонительный характер — создавать дух защиты и силы.

Самое высокое здание справа — это небоскрёб «Абу-Даби Плаза», астанинский долгострой. Местный водитель нам позже рассказал, что здание уже четыре раза горело, а пожары в нём устраивают якобы намеренно для списания растрат.

Башня «Байтерек».

Мы бросили вещи в номере и спустились в холл к стойке администратора. Спрашиваем у молодого казаха, прекрасно говорящего по-русски:
— Подскажите, где у вас можно пообедать, чтобы была какая-нибудь готовая национальная еда?

Он подумал несколько секунд и ответил:
— Рекомендую сеть кафе «Дастархан», — достал телефон, нашёл адреса на карте. — До ближайшего далеко, лучше поехать на такси.
— А вы можете нам его вызвать?
— Да, но дорого выйдет. Вам надо выйти на улицу перед отелем и остановить машину.
— В смысле ждать проезжающее такси или просто поднять и выставить руку? — удивились мы, и для правильности понимания даже продемонстрировали «голосующий» жест, которым обычно ловят тачки на дороге. — У вас так ещё можно поймать частника?!
— Да, можно. Кто-нибудь обязательно остановится.

Чудеса. Как будто перенеслись на машине времени лет на 20 назад.

Вышли на улицу, но прежде чем «голосовать», я решил проверить сам, сколько километров до ближайшего «Дастархана». Приложение maps.me показало 700 метров. Так это же рядом совсем, и пешком дойдём.

Кафе оказалось круглосуточным, зал пустой, работников тоже не видать. Мы даже засомневались, может закрыто? Нет, всё нормально, две женщины вышли из кухни на раздачу.

От выбора блюд разбежались глаза. Взяли каждый по тарелке супа, по горячему, огромный кусок медового торта на двоих и по большой кружке чая с лимоном. Порции опять наложили такие, что нам стало страшно за свои желудки.

Хотя, с другой стороны, завтракали мы уже давно, а от ужина можно будет отказаться. С трудом, но осилили. Всё было очень вкусно, а самое приятное — это сумма 2480 тенге (≈406 рублей) за такой обед. Определённо, Казахстан нам нравится всё больше и больше. :)

После обеда пошли по навигатору в сторону центра.

На другом берегу реки Есиль (русское название Ишим) начинается самое интересное.

Быстро стемнело, везде зажглась иллюминация. Вот и дворец казахстанского Елбасы (главы государства).

Золотые ворота.

Причудливое здание концертного зала «Казахстан».

Бульвар Нуржол и башня «Байтерек».

Один из двух анимированных домов с бегущими поздравлениями с Новым Годом на двух языках. Вживую смотрится очень круто.

Пешеход-камикадзе.

Вид на президентский дворец через Золотые ворота.

Удивило, что главную туристическую улицу города не чистят от снега.

Идею и форму Байтерека придумал сам Нурсултан Назарбаев,
мы потом видели в музее его эскиз, нарисованный ручкой.

Подошли к Байтереку и заметили, что башня работает, можно подняться в стеклянный шар. Билет 700 тенге/чел (≈ 115 руб.). На первом этаже информационный центр, сувенирная лавка, гардероб и туалеты. Наверх туристов поднимает лифт с одной прозрачной стеной, через которую видно часть города.

В самом шаре ещё 3 этажа с лестницами.

Драгоценный отпечаток ладони Нурсултана Назарбаева.

Вид через стекло на президентский дворец.

Другая часть бульвара Нуржол, в конце видно конус торгового центра «Хан-Шатыр» .

Ну что, разведку с ориентированием на местности провели, город сверху посмотрели, можно обратно выдвигаться. Весь центр — одна сплошная автомобильная пробка.

Возвращались в отель 4 километра пешком, по мосту Архар через Есиль (Ишим), мимо мюзик-холла «Астана» в виде опрокинутого кувшина, мимо красиво переливающихся домов и других ярких красот.

Мост Архар.

Он же.

И снова он.

Отсветы от моста на снегу.

Мюзик-холл «Астана».

Просто красивые дома.

Ёлка в виде юрты.

По пути зашли в продуктовый магазин «Магнум», приценились к потенциальным покупкам на сувениры и взяли на дегустацию бутылку казахстанского вина.

Вино в номере открыли, попробовали…Скажем так, дипломатично — не казахстанский это продукт, коньяк у них гораздо вкуснее получается. Домой вино покупать не стали.

Шагомер показал, что мы нагуляли по Астане 10 километров.

Отдыхая, я включил телевизор и наткнулся на местный спортивный канал, там транслировали в повторе какой-то осенний матч «Барыса», так интересно — минут пять комментирует один человек на русском, потом минут пять другой комментатор на казахском. И так они чередуются всю игру.

Вечерний вид из нашего номера.

25 декабря.

В 9:30 спустились на второй этаж на завтрак. Вход в ресторан оформлен в национальном стиле, выбор еды приличный, голодным не останешься.

Сегодня у нас по плану посещение океанариума в развлекательном центре «Ailand» (ранее назывался «Думан»), а во второй половине дня — торгового центра «Хан-Шатыр» (Хан-Шатёр, или правильнее «Хан среди шатров»).

После мытарства по вчерашним пробкам брать свою машину расхотелось, а от гостиницы до океанариума 6 километров.

Проконсультировались у Данияра, нового администратора, насчёт общественного транспорта. Он сообщил, что добираться туда надо с пересадками, а по деньгам ещё и дороже выйдет, чем такси.

Поэтому мы воспользовались вчерашним советом молодого человека — прямо у входа в отель поймали частника. Действительно, не пришлось и пяти минут стоять с поднятой рукой, даже замёрзнуть не успели.

По ценам на такие поездки администратор нас сориентировал ещё вчера, так что сегодня мы были уже подготовлены к торгу. За 700 тенге (≈ 115 руб.) договорились.

Водитель, мужчина примерно нашего возраста, попался эмоциональный и разговорчивый, прямо как в фильме «Брат-2», только не агрессивный, а доброжелательный. Хотя казахстанскую власть тоже поругивал, не без этого. :)

Он, когда узнал, что мы приехали сюда из Перми на машине, причём не в гости к кому-то, а просто так, да ещё на неделю, восторженно воскликнул:
— Вот! Молодцы! Так и надо отдыхать в жизни! :)

Мы с ним поделились, как нам понравилось вчера обедать в «Дастархане», Лена говорит:
— Мы тут у вас такое хорошее кафе нашли, «Дастархан» называется. Вкусно и недорого.

В ответ мужик возмутился:
— Да это ж дорогое кафе! Вы лучше сходите в такое-то (название, к сожалению, не запомнили), вот там точно дёшево будет.

Хотя казалось бы, куда ещё дешевле-то? Всё-таки столица государства, как никак, и двести рублей на человека за обед из трёх блюд — более чем хорошо. Ну да ладно, всё равно мы не искали то кафе, которое он посоветовал.

А ещё этот водитель сказал нам такую фразу:
— В Казахстане недавно дали негласное указание «гаишникам»: не кошмарить без причины автомобили с российскими номерами. То есть если они не нарушают правила — не трогать и не докапываться, пусть туристы ездят в страну спокойно.

И мы можем подтвердить, что нас полицейские после того случая действительно ни разу больше не потревожили. Ну, а мы, в свою очередь, соблюдали все ПДД как положено.

В развлекательном центре «Ailand» можно посмотреть одну или несколько локаций на выбор в любой комбинации: океанариум, террариум, джунгли и аквапарк. В аквапарк мы не собирались, но когда увидели через стекло, что там нет практически ни одного купающегося, мелькнула шальная мысль: а может поплаваем?

Просто если вспомнить наше посещение аквапарка в Екатеринбурге в ноябре, где на каждую горку надо было простоять в очереди минут 10, а на одну вообще около часа, то возникшее желание станет понятно.

Только силой воли удержались от соблазна. Купили билеты на всё остальное. Осмотр начали с террариума. Не ожидали, что в нём будет так интересно. Кроме всяких насекомых и гадов ползучих, там содержатся и некоторые птицы, и млекопитающие. Вот несколько фотографий забавных зверушек.

«Сова, открывай, медведь пришёл» (Винни Пух ©)

Я только недавно узнал, что у сов, оказывается, очень длинные лапы. А с виду и не подумаешь.

«Подойдите на один шаг... Ближе... Ближе...» (Каа, Книга Джунглей ©)

Бородатая агама.

Жемчужная ящерица.

Шлемоносный василиск. Отличный бегун, способен находиться под водой до получаса.

Он же.

Жёлтый питон. Красавец!

Его сородич.

Хамелеон.

А ещё у них там живёт макака-девочка с подружкой — декоративной крыской. В клетке у макаки расстояние между прутьями решётки сантиметров 10, поэтому возник вполне логичный вопрос к работнице террариума:
— А крыса из клетки не убегает?
— Да вы что! У них такая любовь, зачем ей куда-то бежать. Ей и здесь хорошо. :)

Потом мы посетили аттракцион «Джунгли», туда запускают каждые 30 минут в сопровождении экскурсовода. В нашей группе были только мы с Леной.

Сам вход в джунгли уже предвещал загадочное и волнительное приключение.

С этой жуткой каменной мордой, охраняющей вход в пещеру, с началом сеанса происходит метаморфоза — глаза раскрываются, моргают, горят красным, потом зелёным цветом, двигаются челюсти, издавая устрашающие звуки, и наконец, она отъезжает назад, впуская нас внутрь.

Девушка-гид, красивая молодая казашка (надо сказать, в Казахстане много красивых девушек), в каждом зале по ходу движения рассказывает подводящую историю и запускает действие — на тебя неожиданно нападают гигантские крокодилы, динозавры, змеи, пауки, обезьяны и другие сказочные существа.

Сделано всё достаточно реалистично, проработаны детали: слюни в пасти тиранозавра рекса, дождь льётся, молнии сверкают, землетрясение шатает пол под ногами. Чувствуешь себя героем известных голливудских фильмов (если смотрел их, конечно) — Парк Юрского периода, Затерянный мир, Анаконда, Мумия, Индиана Джонс, Кинг-Конг и др.

Есть даже целая деревня пляшущих в ритуальном танце аборигенов:

И минутка юмора с весёлым ансамблем:

Развлечение, конечно, рассчитано в основном на юных зрителей, но и для нас зрелище показалось впечатляющим, получили от экскурсии массу положительных эмоций.

Лена потом сказала, что аттракцион динозавров в венском парке Пратер (она там была в одной из наших поездок) рядом не стоит с этими «Джунглями».

Ну и в завершение программы сходили в океанариум. Посетителей там тоже почти не было, на представление с кормлением рыб и черепах в 12 часов мы смотрели одни.

Рыбы водят хоровод вокруг ёлки.

Крокодила видите? А он есть ))

В одном из залов встретили папу с сыном лет 4-5, казахов. Так вот ребёнок, не замолкая, с отцом по-русски разговаривал:
— Папа, смотри какая рыба!
— Папа, я хочу увидеть большую черепаху, где она?
— Папа, вон акула!

Все три мероприятия нам понравились, зарядились от них позитивной энергией.

Отсюда пешком направились в сторону торгового центра «Хан-Шатыр».

Театр «Астана Опера».

А вот и «Хан-Шатыр».

Но мы пока проходим мимо, ищем с помощью программы maps.me в телефоне другое кафе сети «Дастархан», расположенное в центре, чтобы пообедать. По пути снимаем всё интересное.

Кафе нашлось недалеко от мечети Нур-Астана, только оно оказалось закрыто на новогодний корпоратив.

Но рядом в соседней двери заметили ещё одно заведение, тоже сетевое, называется «Избушка». Интерьер весь из светлого дерева, еда готовая и, судя по количеству людей внутри, это мега-популярное место у жителей столицы. Мы решили здесь остаться.

Слушайте, такого ошеломляющего разнообразия восточной и европейской кухни в одном месте мы не видели, пожалуй, никогда в жизни. Одних только вторых блюд десятка три на выбор, а выпечку и сладости вообще не сосчитать. Жаль, нельзя объять необъятное.

Цены здесь повыше, чем во вчерашнем «Дастархане», обед на двоих у нас вышел около 600 рублей.

Потом решили сходить в мечеть.

Мечеть Нур-Астана.

Хорошо, у Лены в новом смартфоне есть широкоугольный объектив, теперь все крупные объекты с близкого расстояния в кадр помещаются.

Зашли внутрь. Просторно, светло, красиво.

Народ активно прибывал и занимал места на коврах, через несколько минут должен был начаться намаз. До его начала мы поспешили уйти, и пока я надевал ботинки и завязывал шнурки в коридоре, со мной уважительно поздоровались несколько мужчин, протягивая для приветствия обе руки.

Вот теперь можно и в «Хан-Шатыр» пойти.

Снаружи он не кажется огромным, но это ощущение обманчиво — внутри масштаб поражает.

В центре расположен столб с аттракционом «Свободное падение», по периметру магазины известных брендов, фуд-зона.

Мы пришли сюда с конкретной целью: на шестом этаже, под самым куполом, находится тропический рай Sky Beach Club — бассейны с песчаными пляжами и водяными горками. Между прочим, песок привезён с Мальдив. Вот там мы и хотели зависнуть на весь вечер.

Поднимаемся в Sky Beach, интересуемся условиями посещения. Цена, однако, немного «кусается», 10000 тенге/чел (≈ 1640 руб.). За весь день это может быть и нормально, а за несколько часов как-то дороговато. Но девушка на кассе подсказала нам альтернативный выход — с 18 до 21 ч. стоимость снижается на 50%.

Нас это предложение устроило, и оставшиеся два часа мы посвятили шопингу. Присмотрели для меня две зимних куртки, несколько футболок и рубашек по приятным ценам. Магазины работают до 22 часов, поэтому куртки сразу покупать не стали.

Вернулись в Sky Beach Club к началу льготного времени, оплатили билеты, получили два больших полотенца. Их дают на случай, если нет своих.

И опять, уже как закономерность, что ли, очутились вдвоём на всём пляже. Конкретно масть попёрла, вот душу-то отвели! ))

Покатались с горок, их там две. Когда уже надоело, минут двадцать общались с мальчиком, который за горками следит. Поговорили о путешествиях, о жизни в Казахстане. Спросили, почему так мало людей везде. Он сказал, что не сезон и будний день, поэтому.

После плавания в бассейне заказали пива в баре, съели мороженое. Полежали в шезлонгах. Снова покатались. Сходили погреться в детский бассейн, там вода потеплее. Снова поплавали. А до закрытия всё равно далеко.

Часов в 20 на дальнем конце пляжа началась какая-то суета — у края бассейна поставили столик, на него цветы, на песке выложили свечами символическое сердце. Появились фотограф и скрипач. Похоже, у кого-то намечается романтическое свидание.

И вот уже мимо нас по деревянному настилу на полу юноша осторожно и нежно ведёт за руку девушку с завязанными глазами. Когда они ступили на песок, повязку с девушки сняли. Её реакцию издалека было не разобрать, но наверняка она приятно удивилась.

Скрипка заиграла лирическую мелодию, молодые сели за стол, фотограф защёлкал затвором.

Весь свободный персонал сбился в кучку рядом с нашими шезлонгами, наблюдая за происходящим таинством. Я спросил у них:
— Он делает ей предложение руки и сердца?
— Да.
— Молодец, романтик.

Плавать в такой обстановке и мешать их интимной атмосфере не хотелось, и мы ушли в раздевалки чуть раньше закрытия.

Переоделись и сходили в два бутика за понравившимися мне ранее куртками, потом посетили на нижнем этаже продуктовый магазин, где набрали казахстанского чая в сувенирных упаковках. В 22 часа с пакетами покупок чуть ли не в зубах, вышли на улицу.

Возвращаться пешком с полными руками далеко, надо найти такси. Рядом на парковке как раз дежурит несколько машин, причём именно такси, с «шашечками» и в соответствующей раскраске кузова.

Для себя прикинул цену — если утром мы доехали за 700 тенге до океанариума (6 км), а сейчас ещё дальше от гостиницы находимся, да и время позднее, почти ночь, 800 наверно нормально будет. Спрашиваю у одного из таксистов:
— До отеля «Тенгри» сколько будет стоить?
— 2000.
— Нет, спасибо.

Тут же выхожу на обочину и поднимаю руку. Не прошла и минута, останавливается старенькая вазовская «десятка». За рулём парень лет около 30.

— До отеля «Тенгри» подбросите?
— А сколько дашь?
— Ну, сюда утром за 700 доехали, сейчас 800 готов дать (≈ 131 руб.).
— Садитесь.

Пока шёл этот короткий диалог, за «десяткой» ещё одна машина встала в ожидании, вдруг нас не возьмут. Борьба за потенциального клиента нешуточная.

Не успели устроиться на заднем сиденье, как от парня последовал классический вопрос:
— А дорогу покажете?

Мы с Леной переглянулись и чуть не скорчились от смеха. ))
— Нет, — говорю, с трудом сдерживая эмоции, — мы же туристы, сами не знаем. Но там ещё рядом торговый центр Астана-Молл.
— А, понял, где это.

Тронулись. В отличие от утреннего разговорчивого «таксиста», этот молчал. Зато он не выпускал из рук телефон и всю дорогу смотрел ролики в ютубе, причём не только на светофорах. Лена временами была готова выпрыгнуть прямо на ходу. Но ничего, доехали до нужного адреса в целости и сохранности.

26 декабря.

Сегодня мы планируем посетить Национальный музей Республики Казахстан. От отеля до него 3 километра. Прогулялись пешком, маршрут проходил мимо интересных мест.

Мечеть Хазрет-Султан.

Американские супергерои.

Монумент «Казахский народ» на площади Независимости.

Он же с другой стороны.

Стена Мира. Нижняя её часть представляет собой экран типа телевизора.

Круглое здание в центре — Казахский национальный университет искусств.

Панорама площади, узорчатое здание справа — Дворец Независимости.

Вот и главный музей Казахстана.

Билеты продаются на 2 направления — золотой зал 700 тенге/чел (≈ 115 руб.) и всё остальное 1000 тенге/чел (≈ 164 руб.). Мы купили туда и туда.

В холле под потолком висит фигура гигантского орла, сделанная из «золотых» шаров.

В 12 часов он должен был махать крыльями, но в тот день по техническим причинам эта функция не работала.

В центре холла сидит Нурсултан Назарбаев.

Посетителей снова очень мало, буквально на пальцах можно пересчитать. Мне больше всего понравились современные технологичные экспонаты — 3D-шоу Астаны и комната со стеклянными палочками, наглядно демонстрирующая принцип работы оптоволокна.

3D-представление проходит в специальном зале дважды в день в 13:00 и в 16:30. В полу по заданному алгоритму открываются прямоугольные плиты и оттуда медленно поднимаются на поверхность центральные районы Астаны, а затем остальные дома выезжают прямо из пола. Всё это сопровождается красочными световыми эффектами и энергичной музыкой. В динамике действие впечатляет.

Вылезают бульвар Нуржол, Байтерек, президентский дворец.

Круглая площадь, ТЦ «Хан-Шатыр», мечеть Нур-Астана.

Пирамида Дворца Мира и Согласия, Площадь Независимости.

Оптическая магия.

Часть музея посвящена современному периоду развития Астаны, после принятия решения о переносе столицы на это место. И там мы увидели фотографию 2003 года, сделанную с воздуха — одинокая башня «Байтерек» возвышается в чистом поле. А прошло-то всего 17 лет с тех пор. Темпы и масштабы строительства города поражают.

Но самый главный и известный экспонат музея — Золотой человек, Алтын адам по-казахски. Нам повезло, он был на месте в это время.

Золотой человек найден археологами в 1970 году недалеко от озера Иссык. Воин, облачённый в золотой костюм с алыми вставками и высокий конусообразный шлем, теперь стал государственным символом страны.

Его изображения запечатлены на деньгах, реконструированы в музейных экспозициях, упоминаются в школьных учебниках, на сувенирах, магазинных вывесках.

На табличке написано:
Реконструкция одеяния и вооружения «Золотого человека», курган Иссык, V-IV вв до н.э.
Автор научной реконструкции: К. Акишев.

Мировая география и расписание выездных выставок этого костюма очень насыщенны, так что в другое время его можно не застать в музее.

История обнаружения этой грандиозной находки произошла в точном соответствии со старинной русской пословицей: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

7 июля 1963 года в районе озера Иссык случился сильный сель, мощный поток грязи и камней смывал всё вокруг. Из-за стихийного бедствия погибло много людей, разрушились дома, а древний водоём утратил свой прекрасный вид.

Иссыкский сель считается самым крупным и разрушительным среди когда-либо происходивших в СССР. Восстановление озера и пострадавших строений началось позже, в ходе тех работ и произошло археологическое открытие.

В 1969 году, перед тем как сравнять с землёй курганы гробниц, в Иссык была направлена историко-археологическая экспедиция. Советский археолог Кемаль Акишев возглавил работы на левом берегу озера, где находилось более пятидесяти сакских курганов.

В течение двух сезонов специалисты изучали усыпальницы, но ничего выдающегося их раскопки не принесли — курганы уже успели разграбить «чёрные копатели». На этапе завершения работ один из учёных попросил бульдозериста снять кусок земли недалеко от последнего кургана. Рабочий начал готовить указанное место, как внезапно оттуда выскочила балка, служившая опорой гробницы, где впоследствии и найдут останки древнего воина.

Участники экспедиции позднее вспоминали, что костюм во всей красе лежал перед ними, поблёскивая золотом. Интересно также и то, что знаменательное событие совпало со столетним юбилеем со дня рождения Ленина, поэтому пришлось как раз на всесоюзный субботник, который оказался сорван — люди толпились вокруг могилы, чтобы посмотреть на изумительную находку.

Кроме костюма Золотого человека, в музее представлены и другие похожие одеяния с украшениями:

В одном из залов мы увидели бюст Абылай-хана (в честь которого названа поляна в Бурабае) и прочитали о нём краткую историческую информацию.

Большой интерес у Лены, да и у меня тоже, вызвали макеты и фотографии нескольких древних мавзолеев:

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, г. Туркестан.

Мавзолей Арыстанбаба, Отырарский район.

Мавзолей Джучи-хана, старшего сына великого монгольского завоевателя Чингиз-хана, Улытауский район.

Внезапно у нас обоих, не сговариваясь, возникла идея прокатиться когда-нибудь целенаправленно по историческим объектам южного Казахстана, увидеть вживую эти и другие памятники архитектуры, побывать в городах Туркестан, Тараз, Шымкент. Только не зимой, конечно, а в конце весны или в начале осени.

В залах новейшего периода истории Казахстана явственно прослеживается культ личности бывшего президента страны, Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Одно из его высказываний, зафиксированное на специальной табличке вместе с другими мудрыми цитатами (жаль, не догадался сфотографировать), в какой-то степени объясняет хорошее знание русского языка среди молодёжи, школьников и даже маленьких детишек. Дословно не помню, но суть такая: «Будущее величие Казахстана я вижу в изучении трёх языков: казахского, русского и английского».

Если проанализировать наш личный опыт, то до этого визита в Казахстан я могу вспомнить только две из девяти республик Советского Союза, в которых мы с женой бывали в 21-ом веке, и где наблюдалось такое же свободное владение русским языком у жителей всех возрастов, использование его в быту, на улицах, в разговорах между собой — это Белоруссия и Молдавия.

Допускаю, что такая ситуация сложилась только в столице, а в глубинке страны всё может быть по-другому.

Ещё нас заинтересовали «рогатые» лошади, мы их уже видели на улице у входа в музей.

Спросили у молодых сотрудниц, откуда пошли эти рога, что они символизируют. Как предположение — служат для устрашения врага в бою.

Но девушки сказали, что «рогатые» скелеты лошадей были найдены в различных захоронениях. Вероятно, рога использовались просто в качестве ритуальных украшений животных.

В целом, мы прогуляли по музею 4 часа. Спустились в сувенирные магазины на первом этаже и уловили аппетитный запах горячих беляшей. Оказывается, в цокольном помещении есть столовая. Продуманно. В ней и пообедали.

После обеда конкретных планов не было. Прошли половину обратного пути до отеля, а потом решили поехать к необычному пешеходному мосту под названием Атырауский и там по набережной реки Есиль погулять до вечера.

Снова поймали тачку, и пока я разговаривал с водителем, сзади остановилась ещё одна. Но мы уже договорились с этим.

— До Атырауского моста подвезёте? За 800 тенге.
— Хорошо, а где это? Дорогу покажете? )))
— Дорогу нет, но на карте могу показать.
— Тогда я сам сейчас найду на телефоне.

Нормальный дядька оказался, пообщались пока ехали. Он нам и рассказал про четыре пожара в недостроенном небоскрёбе. А потом он вспомнил, что жена ему рассказывала про этот новый мост.

— Подвезу вас да хоть сам посмотрю на это чудо, — и провёз нас по дворам прямо к мосту.

Вот так два туриста помогли местному жителю узнать что-то новое о своём городе. ))

Атырауский мост.

Кстати, вот и пример подтверждения слов Назарбаева об изучении трёх языков. Обратите внимание, что надпись на казахском сделана уже латиницей.

Вид с моста на северную сторону.

Наш «таксист» показал рукой на четыре высотки:
— Вон те дома называются «Северное сияние».

Уже зная, какая продвинутая в городе иллюминация и сколько красиво подсвеченных зданий, я спросил:
— Почему? Они как-то особенно светятся вечером?
— Да никак они не светятся, это просто название жилого комплекса.

Мы попрощались с водителем и перешли на другую сторону моста, потом по набережной и по льду реки к этим домам.

На застывшей поверхности реки организованы зимние развлечения — естественный природный каток, горки на береговом скате, танцевальная музыка, всё вместе вызывая ощущение скорого наступления праздника.

Здесь обнаружился ещё один любопытный в вечернее время пешеходный мост под названием Серуен. Интересно было наблюдать с разных ракурсов за динамично меняющимися режимами его подсветки. На видео смотрится очень красиво.

Мост Серуен.

В соседнем доме оказалось кафе уже знакомой нам сети «Избушка», и мы отправились туда погреться и поужинать.

Интерьер «Избушки»

Два зала из трёх были заняты детским новогодним «утренником». Пока мы ели и ещё какое-то время после, следили за этим весёлым мероприятием. Малышей детсадовского возраста 3-5 лет развлекали аниматоры в костюмах различных сказочных и мульт-героев.

И снова, к нашему удивлению, общение с ребятами происходило на русском языке:
— Размахнулися тихонько, рубим дерево в лесу. Тянем за уши слонёнка, ковыряемся в носу. Ручки-ручки — хлоп-хлоп-хлоп, ножки-ножки — топ-топ-топ, побежали по дорожке, развернулись на опушке, почесали ручкой ушки…

Единственное, что прозвучало по-казахски — это всем известная песенка «В лесу родилась ёлочка», и то не дети её пели, а музыкальная аппаратура.

Молодцы, казахи, детишек своих с малых лет двум языкам обучают, билингвов воспитывают. Чтобы потом, во взрослой жизни, у них было больше возможностей построить успешную карьеру.

После ужина мы пошли в гостиницу.

Светящаяся крыша дома слева напоминает казахскую национальную шапку.

Атырауский мост в вечернем режиме.

Переливающаяся радугой арка моста Караоткель.

Столичный юмор, москвичам должно быть знакомо ))

Когда зашли в номер, Лена посмотрела наш «пробег» на шагомере — 15 километров находили сегодня пешком по Астане, неплохой результат.

27 декабря.

Вечером мы идём на долгожданный хоккей. Ледовая арена «Барыс» находится на другом конце города, в 9 км от нашего отеля, да и матч закончится поздно, сложно будет выбираться оттуда, поэтому решаем ехать на своей машине. Тем более, что после 22 часов заторов на улицах не должно быть.

К тому же, недалеко от хоккейного стадиона есть выставочный центр ЭКСПО-2017 и новый мега-молл «Silk way» («Шёлковый путь») длиной полкилометра. До начала матча можно посетить оба эти объекта.

Машину оставили на бесплатной части парковки возле «Шёлкового пути» (там есть и платная парковка) и пошли пешком в ЭКСПО.

Визитная карточка выставки, её главный павильон — сфера «Нур Алем» (Сияющий Мир) высотой 100 метров и диаметром 80 м. Это самое высокое в мире здание сферической формы, но уступает в диаметре шведской арене Эрикссон-Глоб.

В Нур-Султане вообще много чего самого-самого, попавшего в книгу рекордов Гиннесса или в книгу рекордов Казахстана (да, есть и такая):

- здание ТЦ «Хан-Шатыр» высотой 150 метров признано самым высоким шатром в мире;

- мечеть Ырыскельди Кажы — самая экологичная мечеть в республике с необычным дизайном, она отапливается и снабжается электричеством с помощью «зелёных» технологий (мы её не видели);

- самое большое колесо обозрения;

- гигантские часы на набережной реки Есиль, претендующие на включение в мировую книгу рекордов Гиннесса.

А часы-то мы видели, я только сейчас это понял! Вот они попали в кадр на моём фото с Атырауского моста:

Прошли тогда мимо них и не догадались, что за сооружение перед нами. Ещё обсудили между собой какое-то непонятное огромное кольцо и предположили, что похоже на фонтан, просто необычной формы. А фонтаны в наших зимах практически всегда не работают, поэтому и не удивились.

А оказывается, это голографические часы, и в рабочем состоянии они могли бы выглядеть вот так:

Астанинские часы (фото из интернета).

Ну да ладно, может, в следующий раз повезёт и увидим ещё эту красоту.

А пока идём на выставку «Энергия будущего» в сферический павильон. Билет стоит 1500 тенге/чел (≈ 246 руб.), продают их в киоске на улице.

Когда мы увидели из окна машины огромный сверкающий на солнце шар, Лена вспомнила сценку из передачи КВН, где команда «Казахи» показывала миниатюру «Казахи в креативном агентстве». Было это в 2010 году. Тема сюжета — мечта о том, как сделать Казахстан центром мирового туризма.

Итак, представьте, креативное агентство, пятый день раздумий. Поступила куча бредовых смешных предложений, и в какой-то момент Нурлан говорит:
— Нет, Турсынбек, нам нужна достопримечательность, понимаешь? Надо что-то посерьёзнее, как Эйфелева башня, как Кремль, а у нас?
— А у нас светящийся алюминиевый шар!

Ярослав удивляется:
— Подожди-подожди, какой ещё шар?

Турсынбек (по-моему, он самый прикольный игрок команды) быстро и со смешным акцентом говорит:
— Вот видишь, заинтересовался! Может построим светящийся алюминиевый шар?

Нурлан:
— Хорошо, отлично. А что отпугивает туристов?

Турсынбек:
— Таможня!

Нурлан:
— Вот, давайте покажем таможню.

Таможенник (Турсынбек) спрашивает у туриста (Ярослава):
— Здравствуйте! Казахстанская таможня. Цель поездки?
Турист:
— Хочу посмотреть на светящийся алюминиевый шар.
Турсынбек поворачивается к Нурлану и эмоционально говорит:
— Клянусь, надо строить светящийся алюминиевый шар!
Таможенник туристу:
— Наркотики есть?
— Конечно, иначе зачем бы я поехал смотреть на светящийся алюминиевый шар.
Зал взрывается от смеха.

Турсынбек опять поворачивается к Нурлану:
— Вот видишь, идея работает! )))

Наступил 2017 год, выставочный комплекс ЭКСПО построен и открыт, в Астане проходит летний кубок КВН, на сцене команда хозяев в том же составе:
— КВН магическая игра, и она умеет предсказывать будущее. Но такого предсказания вы ещё не видели! Внимание на экран.

На экране показывают запись миниатюры 2010-го года о светящемся алюминиевом шаре, и после слов Турсынбека: «Вот видишь, заинтересовался! Может построим светящийся алюминиевый шар?», появляется сфера главного павильона ЭКСПО-2017… Та-даам!

фото из интернета

Дальше Нурлан торжественно говорит на камеру:
— Нурсултан Абишевич, круто вы нашу идею профинансировали!

Что ж, как говорится, мысли материализуются, мечты сбываются.

Вообще, классные команды из Казахстана были в КВН — «Казахи», «Astana.kz», «Спарта». Яркие, смешные, харизматичные игроки, запоминающиеся лица. Жаль, что представители этой страны перестали участвовать в конкурсе. Надеемся, они просто взяли временную паузу и мы ещё увидим казахов на сцене КВН.

Ну, а это мои скромные снимки «светящегося алюминиевого шара»:

Днём перед экскурсией

и вечером с парковки перед выездом на хоккей.

В павильоне снова было почти пусто. На лифте поднимаешься на 8 этаж, откуда начинается осмотр выставки, постепенно спускаясь по лестнице ниже и ниже.

В холле сферы.

Каждый этаж посвящён определённой теме, связанной с видами энергий на Земле — Космосу, энергии солнца, ветра, воды, растений.

Здесь мы узнали, что собой символизирует название и образ башни «Байтерек»:

Макет Астаны.

С высоты восьмого этажа город хорошо просматривается:

Футуристический вид с балкона вниз.

У меня как у инженера многие экспонаты вызывали большой интерес. Да ещё перед самой поездкой я посмотрел российский фильм «Салют-7», поэтому на этаже Космоса задерживался почти у каждого стенда.

Космическая беговая дорожка.

Космическая кофе-машина.

Модель солнца (нижняя часть на следующем этаже).

Модель Земли.

На этаже энергии растений в ячейки на полу засыпаны всевозможные крупы и орехи.

Экспозиция «Фонтан ветра».

На этаже ветра за магическими воздушными пируэтами этого куска материи можно наблюдать долго-долго. Здесь даже скамейки предусмотрительно поставили.

Как забавно звучит название Японии на казахском языке. ))

На некоторых этажах можно пообщаться с милыми симпатичными роботами. Они прикольные. Когда я подошёл к одному в первый раз, он со мной заговорил:
— Привет, красавчик! Шикарно выглядишь. Как дела?

Это было неожиданно. Всё-таки не каждый день доводится с роботами общаться. ))

На Лену он среагировал по-другому. Потом мы поняли, что с помощью камеры он умеет идентифицировать пол стоящего перед ним человека и исходя из этого строит последующий диалог. Он пытается шутить, а иногда в его голосе даже проскакивают флиртующие интонации.

Если скажешь роботу «Привет», он тоже представляется и начинает вещать о предмете, за который он отвечает (солнце, ветер, растения и т.д.)

За два часа мы прошли все восемь этажей, посмотрев и потрогав всё что можно. Немного расстроило, что большинство интерактивных стендов почему-то не работало. То ли они по расписанию включаются, то ли с организованной экскурсией демонстрируются.

У тех же роботов есть функция фотографирования, моментальной печати снимка или отправки его по электронной почте. Но ничего из этого не фурычило, мы проверяли. ))

После выставки мы пошли в ТЦ «Silk way» коротать время до начала матча. Во время обеда в одном из многочисленных барно-ресторанных заведений увидели дяденьку в джинсах с кучей карманов. Меж собой мы называем штаны такого типа «путешественные», и уже давно, но безуспешно, охотимся именно за джинсами. Специально высматриваем их при случае в магазинах России и Европы, но до сих пор они нам нигде не попадались. На людях — да, встречаются изредка, а вот чтобы на прилавках — ни разу.

Чуть позже, бродя по торговому центру, мы снова наткнулись на этого мужчину в компании друзей. Лена не выдержала и подошла к нему сделать комплимент:
— Добрый день! Какие у вас обалденные джинсы. Можно нескромный вопрос — а где вы их покупали?
— О, да этим джинсам уже столько лет! А покупал я их в Алма-Ате.
— Жаль. У нас пока не получится туда попасть.

И тут в разговор вмешался товарищ обладателя замечательных брюк.
— Не надо никуда ехать, в Астане тоже можно купить. У меня на рынке знакомый ими торгует. Зовут его Игорь. Давайте я ему позвоню, договорюсь и вы сейчас съездите.
— Сейчас никак, нам на хоккей надо скоро.
— Тогда завтра.
— И завтра нельзя, мы в 7 утра уезжаем домой.
— Ну, возьмите хотя бы его номер телефона, вдруг у вас что-нибудь изменится.
— Это вряд ли. Ладно, видимо, не судьба.
— Дело ваше, конечно. Но на всякий случай рассказываю, как найти Игоря — зайдёте в центральный вход, потом прямо до второго ряда, там повернёте направо, третий контейнер.
— Хорошо, спасибо!

На хоккей мы поехали пораньше. Это было мудрое решение, потому что за несколько кварталов до стадиона уже скопилась приличная пробка. Кое-как её проскочили и поставили машину во дворах через пару перекрёстков.

Благополучно попали внутрь арены, купили в буфете чай и выпечку в качестве ужина. После перекуса Лена надела синий динамовский свитер. У сидящих рядом болельщиков глаза начали расширяться от удивления.

И удивлённых лиц было бы ещё больше, если бы не совпадение — домашняя форма у «Барыса» оказалась такого же тёмно-синего цвета, как и у «Динамо» (а мы-то привыкли видеть по телевизору белую форму у барысовцев), поэтому разглядеть в моей жене динамовского болельщика мог только внимательный зритель, прочитав название клуба.

Утром в Алматы произошла авиакатастрофа, и перед началом матча все почтили память погибших людей минутой молчания.

Потом прозвучали гимны двух стран в исполнении оркестра и оперных певцов, мужчины и женщины. Большой красивый стадион заполнен, наверно, на треть.

Было очень здорово снова окунуться в хоккейную атмосферу. За 2019 год у нас это второе посещение матча КХЛ — в начале января в Сочи ходили на игру с «Сибирью», и вот закрываем год тоже хоккеем.

Круто увидеть в двух метрах от себя вживую знаменитых спортсменов, игроков сборной России — Максима Афиногенова, Александра Ерёменко, Вадима Шипачёва, тренера Владимира Крикунова. И не важно, что у некоторых сейчас карьера близится к завершению, от этого их былые заслуги и достижения не становятся меньше.

В перерывах мы выходили в холл погулять в поисках чего-нибудь интересного. Вот сфотографировались с Брэндоном Боченски. ))

Бывший американский хоккеист, всю карьеру в КХЛ Брендон провел в «Барысе»,
за который выступал с 2010 по 2017, экс-капитан клуба и сборной Казахстана,
завершил карьеру летом 2019 г.

Зашли в фанмагазин за сувенирами, и там Лену вычислили две болельщицы-казашки в «барысовских» свитерах, одна нашего возраста, а вторая бабушка совсем (как оказалось, дочь и мама). По-доброму с нами пообщались, а на прощание попросили разрешения сфотографироваться с Леной на память. Разве можно было отказать приятным женщинам. ))

А вот и Дед Мороз со Снегурочкой, развлекают юных болельщиков конкурсами и подарками. И опять на русском, кстати.

Игра получилась замечательная, с интригой и непредсказуемым финалом. Сначала гости забросили две шайбы; во втором периоде хозяева сократили разрыв, 2-1; в третьем сравняли и даже повели 3-2.

За 4 минуты до финальной сирены москвичи сняли вратаря и вшестером сравняли счёт. Овертайм. Я уже предвкушал увидеть серию буллитов, но Вадим Шипачёв забросил красивый победный гол.

Когда забивали «барысовцы», стадион стоял на ушах, а когда «динамовцы» — в мёртвой тишине прыгала от радости только Лена. )) А я просто наслаждался качественной игрой и атмосферой спортивного праздника. Кто в итоге победит, лично для меня было неважно, но когда жена довольна — и мне хорошо. ))

Выйдя на улицу, обратили внимание, что полиция перекрыла всё движение на примыкающих дорогах и выпускала машины только со стадионной парковки, чтобы болельщики могли свободно и быстро разъехаться. Обычно после таких культурно-массовых мероприятий (на которых я сам присутствовал) при выезде со стадионов, театров и т.п., всегда напряг, часами можно выбираться на дорогу.

Именно поэтому, на основании нашего российского жизненного опыта, мы и поставили машину подальше от арены. А тут всё наоборот — 5 минут, и огромная парковка опустела. Опять же молодцы казахи, грамотно разруливают проблему.

Вернулись в отель, собрали вещи к отъезду. Завтра самый ранний подъем за весь отпуск.

28 декабря.

Встали в 6:30, в 7 позавтракали в ресторане, сдали комнату и взяли курс на север, в сторону дома.

За покупками заехали в большой супермаркет «Магнум». Традиционно затарились подарками исключительно местного производства для родных, друзей и коллег. На сувениры взяли шоколадки «Казахстан», чай «Пиала» (как мы поняли, это чай № 1 в стране — его подают во всех кафе, столовых и отелях), «Тенгри», «Казахстанский шай» (это не опечатка), карагандинское пиво разных видов, лимонады, минералку, мёд, конфеты, сыр, копчёную колбасу и коньяк.

Уж не знаю, из чего в Казахстане делают коньяк, но, по общему мнению всех приятелей, кто знаком с предметом не понаслышке, продукт действительно качественный и при этом недорогой. Пить казахстанский коньяк приятно и последствий потом никаких.

Закупочная программа выполнена, едем на выезд из города. Я глянул в навигатор — по пути будет центральный рынок. Спрашиваю Лену:
— За джинсами заедем?
— Давай.

Честно говоря, мне не верилось в успех этой авантюры, но попытаться стоило.

Заходим в главное здание рынка… Блииин, тут же заблудиться можно. И где того Игоря искать? Вот какие-то джинсы продают. Спрашиваем у мужчины:
— У вас есть джинсы с кучей карманов?
— Нет, но посмотрите на нижнем этаже, там тоже джинсами торгуют.
Объяснил, где найти эту точку.

Спускаемся на этаж ниже, находим.
— У вас есть джинсы с кучей карманов?
— Нет, но вам надо выйти из здания во внутренний двор, в таком-то ряду такой-то контейнер. У них вроде были.
— А продавца там случайно не Игорь зовут?
— Да, Игорь!
Это должен быть он!

Вышли во внутренний двор… Мама дорогая, там целый город из контейнеров и ларьков. Свернули в какой-то ряд, увидели джинсы и мужик вроде русской наружности.

— Здравствуйте! Вы Игорь?
— Нет, — он смеётся, — а что, похож?
— Очень! ))
— Жаль, но я всё-таки не Игорь. Пойдёмте, я вас к нему отведу.

Вот так мы и нашли таинственного Игоря, торговца эксклюзивными джинсами, которого все знают. ))

У него даже большой выбор таких штанов оказался, разного цвета, фасона и количества карманов. И я стал счастливым обладателем «путешественных» джинсов.

Цена 11000 тенге. У нас столько налички уже не осталось, Игорь согласился взять рублями, с 2000 тысяч рублей дал сдачу 1000 тенге.

Лена хотела и себе подобные купить, но женских брюк у Игоря не было.

Потом мы ещё немного походили по рынку, купили по паре зимних и осенних кожаных перчаток, красивую тарелку и пиалки, расписанные в национальных казахских узорах. Здесь они раза в 3-4 дешевле, чем в сувенирных магазинах.

Все пиалки раздарили на новый год, а вот такую тарелку Лена оставила себе:

Шопинг в Казахстане удался. На выезде из города остановились пообедать в другом торговом центре «Магнум» — не отпускает нас Астана, просит ещё задержаться.

Наконец, только в 15 часов выбираемся на платный автобан. При оплате той же самой дороги обратно автомат взял с нас почему-то меньше, 300 тенге (≈ 49 руб.), туда платили 400.

Возвращаясь домой, мы продолжили слушать аудиокнигу «Вилы» Алексея Иванова. Каково же было наше удивление, когда в событиях пугачёвского бунта стало часто упоминаться имя Абылай-хана. Да-да, того самого, в честь которого названа поляна в Боровом.

Иванов пишет:

В степях поднимался Аблай-хан — новый национальный вождь. Вскоре он объединит все три Жуза на борьбу с джунгарами. Аблаю суждено будет сокрушить Джунгарию и вернуть столицу казахов в Ясы — в город Туркестан. Через много-много лет Аблая с высшими почестями похоронят в мавзолее Ясави...

…Весной 1774 года в Белорецком заводе Пугачёв продиктовал письмо хану Аблаю. Башкиры, братья Шукур и Упак, умчались в Казахстан. Они нашли Аблая, и хан ответил, что поддержит Пугачёва — но на обратном пути власти схватили гонцов. Хотя Пугачёв уже ушёл с Урала, и союз с Аблаем потерял своё значение…

… Пугачёвщина оголила границу, обескровив сторожевые крепости на Яике. Летом 1774 года небо над Яиком затянули тучи пыли от казахской конницы…

Вот так в нашем путешествии история переплелась с реальностью, и я обещал рассказать об этом человеке поподробнее.

Абылай Абильмансур, годы жизни 1711-1781, выдающийся государственный дея­тель, храбрый и талантливый полководец, даль­новидный политик. Хорошо знал и любил фольклор казахского народа.

Мальчик рос храбрым и умным, с юных лет познал тяготы жизни. Оставшись сиротой, пас верблюдов. Абылай уже в молодости стал известным воином, в одном из сражений против джунгар обрёл славу батыра, а после победного боя стал султаном Среднего Жуза (исторически сложившееся объединение родовых племён казахов, существовало три отдельных Жуза — Старший, Средний и Младший).

В августе 1740 г. вместе с ханом Среднего Жуза Абилмамбетом и 120 старейшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства.

В 1772 году Абылай повторно присягнул на верность России, что позволило, с одной стороны, обезопасить юго-восточные рубежи ханства от возможной китайской агрессии, а с другой — вести отношения с Россией в рамках существовавших в то время правовых норм.

Все свои силы он отдавал укреплению Казахского ханства и сумел объединить три жуза, превратив их в единое мощное военное государство. Во время восстания Емельяна Пугачёва Абылай с войском в 3000 человек атаковал русские крепости.

Провёл жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс в Южно-Казахстанской области. Похоронен в г. Туркестане в мавзолее Ходжы Ахмеда Ясави (макет которого мы видели в музее и куда хотим съездить в будущем).

У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жён. Образ Абылая нашёл отражение в казахском искусстве и литературе. В его честь названа улица в Астане.

В год празднования 280-летия Абылай-хана (1991г.) на поляне в парке Бурабай была установлена памятная стела и основан музей.

А что же с каменным троном на поляне? Чем он знаменит?

У подножья горы Кокше (Синюха) в Бурабае есть священное для казахов место — естественный гранитный трон Абылай-хана и поляна Абылай-хана — уникальный памятник живой природы, который характеризуется исключительным микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм человека «омолаживается».

По преданию, представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабулака, по происхождению Абильмансура, на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим ханом. И стал он именовать себя ханом Абылаем. Роды Атыгай и Карауыл отдали ему в жёны шесть самых красивых девушек и поставили шесть белых юрт.

Духом-покровителем Абылая был жёлтый верблюд. Считалось, что если верблюд лежит на дороге, ведущей к месту сражения головой вперёд, то Абылая ждёт победа над врагами, если наоборот — жди неудачи в походе или поражения.

Абылай-хан на банкноте 100 тенге.

В Кокшетау мы потратили в магазине оставшуюся наличку на фрукты и сладости.

Перед границей на АЗС «Казмунайгаз» залили полный бак дешёвого бензина. На таможню подъехали в 23 часа. Машин нет. Остановились у таблички «Стоп», сходили в будку, сдали миграционные карточки, которые заполняли при въезде в страну (их надо сохранять до выезда), и пошли обратно в машину.

Сидим, ждём, когда нас запустят. Через пару минут подъезжает вазовская «десятка» и, не особо скрывая своих намерений обогнать нас, останавливается не сзади, а слева чуть впереди. Ну что ж за люди, всего одна машина перед ними, и то без очереди норовят влезть.

Лена, обычно спокойная за рулём, начала «закипать»:
— А вот фиг ты у меня первым проскочишь!

И в тот миг, когда палка шлагбаума поползла вверх, обе машины рванули, как гоночные болиды на Гран-при Формулы-1. Только наша трасса длиной всего 20 метров, и одновременно прийти к финишу (то бишь въехать в узкие ворота пропускного пункта) может только один пилот.

У полноприводного «Актиона» при резком старте на заснеженной дороге образовалось преимущество в долю секунды, и к створу ворот мы на полкорпуса опередили «десятку». Тот, понимая, что Лена не свернёт и готова идти до конца, уступил.

Казахстанский таможенник узнал нас по облезшим буквам надписи ACTYON на багажнике. Обрадовался как старым знакомым. ))

Никому не было никакого дела, сколько мы провозим алкоголя. В целом без заморочек прошли обе границы за 20 минут.

В России трасса была щедро посыпана химикатами, машина мгновенно перекрасилась в грязный цвет, запасы незамерзайки таяли на глазах. Определённо, лично мне казахстанский вариант обслуживания дорог понравился больше.

29 декабря.

Поспали в машине около 5 часов, я проснулся и продолжил путь. Через час понял, что переоценил свои силы и остановился досыпать. Ещё полутора часов отдыха мне хватило.

В 12 были у тех же друзей в Екатеринбурге. Умылись, поели, обменялись впечатлениями и подарками.

Вдохновлённые нашими рассказами о Казахстане, друзья в компании других общих знакомых оперативно запланировали поездку в Боровое в середине новогодних каникул, 8 человек на двух машинах. Жили они две ночи в той же гостинице «Insar», что и мы, только отель оказался забит битком, свободных номеров не было.

В 19 часов мы были дома. Общий пробег за 9 суток = 3067 км.

Затраты:

• бензин 10 786 руб. (302 литра, средний расход 9,86 на 100 км);
  • отели 11 409 руб.;
  • страховка 1 200 руб.;
  • платные дороги 115 руб.;
  • хоккей 920 руб.;
  • вход в парк Бурабай 83 руб.;
  • штрафы 0 руб.

Итого 24 513 руб. Остальное ушло на развлечения, питание, шопинг.

Подытожим, что нам понравилось в Казахстане, кроме природы Бурабая и архитектуры Астаны:

• низкие цены на топливо, жильё, питание и всё остальное;
  • доброжелательное отношение местных жителей (хотя здесь, скорее, работает принцип взаимности — как ты к людям, так и они к тебе);
  • отсутствие языкового барьера;
  • малое количество туристов и посетителей на всех объектах (возможно, нам просто дико везло в этом плане);
  • изменения в лучшую сторону со стороны дорожной полиции (при условии соблюдений ПДД вас не трогают).

Так что теперь мы точно знаем, что в Казахстан поедем ещё, там классно! ))

Жана Жылынызбен! С Новым Годом!

И пусть Ваши мечты сбываются!