Поездка из Томска в Зеледеево двух мотоавантюристов, ​или Почему мотоцикл это лучший в мире транспорт для путешествий

13.01.2020 | 14968 просмотров

Здесь вы прочтете о том, как мы тушили пожар в Кузбассе, какими методами сегодня ведется война с Россией, почему полезно строить дома из кедра. Помимо этого узнаете, почему великий Чехов чуть не утонул в Томи и как можно реально вылечиться от разного рода зависимостей.

На фото путешественник и патриот Андрей Сотников.

Решили мы с женой вдвоем впервые в жизни совершить на маленьком китайском мотоцикле небольшое путешествие, точнее даже паломничество. Сначала обдумывали поездку в Могочино, где есть один из немногих настоящих монастырей в Сибири. Собрались только к обеду, а потому поехали не на север, а на юг, в сторону Кузбасса. В Могочино мы бы не успели на последнюю переправу. В Могочино обязательно еще съездим.

Почему решили ехать? Устали от своего города. Когда-то я читал интервью с томскими байкерами, где они рассказывали, что, когда устают от города, садятся на мотоцикл и катят до Юрги. Всего сто километров на хорошем мотоцикле это не расстояние, а по затратам на двух колесах это вообще копейки. Вот и мы на выезде из города залили бензина на 150 рублей, этого вполне хватило на поездку в соседнюю область. Расход у 115 кубового Ирбиса Вираго два с половиной литра на сотню. А то, что ехали на нем двое, на расход сильно не повлияло.

Итак, едем. На дворе середина октября, последние тёплые деньки. Скоро начнутся дожди. Заметил, что перед дождями и особенно перед снегом мотоциклисты особо любят седлать своих железных коней. Утеплились по максимуму и в путь. Главное, чтоб дождя не было.

Как себя будет вести транспорт при поездке вдвоём я ещё не знал. Это один из самых дешёвых мотоциклов и самых, кстати, надежных. Потому просто решил делать частые остановки, чтоб транспорт отдыхал. Мотоцикл маленький, он сам весит всего 80 кг и каждый из нас столько же, — нагрузка на него была запредельная.

Если у нас паломничество, то на выезде из города зашли в первую часовню, на сей раз армянскую, построенную при армянском ресторане. Это, кстати, одна из немногих часовен в Томской области, где за свечи деньги не берут. Просто стоит ящичек, и ты сам кидаешь, сколько твой доход позволяет. Еще такая же правильная церковь есть только в Зоркальцево. Останавливаюсь на этом подробно, потому что, собственно, такими храмы и должны быть. Храм — это не коммерческая организация, а нечто ей прямо противоположное.

Хозяин армянского ресторана человек явно не стандартный, помимо часовни он создал рядом с рестораном целый зоопарк и тоже бесплатный. Это единственный в нашем городе зоопарк. В нем есть медведи, лисы, волки, страус, косули, зайцы и ещё много всего. А вложений это все требует немалых. У нас, например, в деревне есть овчарка, так съедает она не намного меньше свиньи, почти целый день приходится только ей готовить.

Кафтанчиково

Первый заезд был в село Кафтанчиково. У нас паломническая поездка и задачи соответствующие, поэтому едем прежде всего по храмам, святым местам. Здесь тоже есть часовня, которая, правда, особо никому не нужна. Построили её несколько лет назад, но так и не запустили «в производство». Проходящий местный житель сказал, что службы в ней случаются крайне редко и одно время она даже стояла открыта, он из неё мальчишек гонял. Вид у неё и правда нежилой и какой-то несчастный.

В Кафтанчиково у меня живёт стародавний знакомый Влад Ш. Было время, когда он считался ярым рерихнутым, как все мы когда-то, а последний раз видел его в сане дьякона, теперь он, наверно, уже священник... Но судя по заброшенному состоянию часовни, он ею тоже не занимается.

А мы едем дальше. Конь наш не очень приспособлен для дальних поездок. Во-первых, тихоходен и больше шестидесяти на нем не разгонишься. Да и лёгкий очень, быстрее ехать просто страшно. Во-вторых, сидушка у него узкая, заднее место быстро устает, и ноги перестают действовать. Ты же фактически без движений едешь — работают только руки. После последней экспедиции, когда я более месяца сидел на мотоцикле, а ноги просто висели, то после того как сел в автомобиль, в один момент понял, что нога не жмёт на тормоз, она просто онемела и перестала работать. Хорошо скорость была небольшая, почему и смог затормозить.

Кандинка

Проехав ещё десять километров, свернули в Кандинку, где тоже есть храм. Посёлок этот знаменит еще тем, что здесь лет десять назад кришнаиты порешили свою кришнаитскую церковь построить. Я, собственно, против них ничего не имею, кроме того, что все эти новоявленные секты — рерихи, кришнаиты, иеговы… все они работают на разрушение России, не случайно умные люди их называют филиалами ЦРУ. Это один из методов, как сегодня ведётся война против нас. Атомная бомба уже не нужна, война ведётся абсолютно по-иному. Они поняли — старым традиционным способом Россию не взять. Методов у них тысячи, и они очень дешёвы и эффективны. Например, один из методов это надписи на одежде. Я, например, давно ищу майки своим детям, где было бы что-то написано на русском языке, но найти их не так легко. Хотя, казалось бы, что может быть проще, в России выпускать майки с надписями на своём родном языке. Уверен, если б Илья Муромец с детства ходил в «фирменной» майке от монтано или адидаса, он бы никогда не стал Муромцем и защитником Руси...

Но вернёмся к кришнаитам. Я тогда вздумал за них заступиться и написал огромную статью. О кришнаитах я судил по одному единственному человеку, своему знакомому, Станиславу Шубину. Человек этот вызывал у меня уважение, и я решил их поддержать. Но после выхода статьи выяснилось, что кришнаитом он уже быть перестал, он сам ими ненадолго увлекся.

На фото: это что создал бывший менеджер Станислав, который не хотел больше обманывать русских людей и стал лесорубом.

И вот, только въехав в Кандинку, я чуть не выпал из седла — сразу на въезде за длинным красивым забором располагается целый строительный комплекс, где рубят из огромного кедра дома для новорусских, депутатов и прочих газпромовцев. Это мой знакомый Станислав развернулся.

Десять лет назад он приезжал к нам в село Петухово с желанием купить дом и начать своё дело. Я его тогда отговорил, ибо село наше тупиковой и безнадёжной криминальности, хоть и сохранило старинную церковь. И вот теперь он развернулся на большой трассе в Кандинке.

Когда-то Станислав сказал, почему решил резко поменять свою судьбу и найти другую правильную работу. До сих пор он работал менеджером и каждый день был вынужден обманывать людей. Сказал, что устал обманывать и хочет работать честно.

И вот теперь он рубит дома для богатых москвичей и не только. Недалеко от нашего Петухово есть, так называемые, газпромовские дачи, где останавливался президент В. Путин, когда был в Томске. Судя по почерку, рубили их тоже мастера Станислава.

Проехали ещё километров двадцать и въехали в родную Кемеровскую область. Сразу за въездом находится деревня Алаево. Никогда здесь не был ранее, но мотоцикл раздвигает рамки нашего личного пространства. Раньше я думал, что автомобиль тоже раздвигает, теперь в том сильно усомнился. Автомобиль на самом деле мало где проедет. Ни один Ленд Круизер не проедет туда, куда проеду я на своём лёгком мотоцикле Ирбис (аналог нашего Минска), хотя этот мотоцикл дешевле крузака раз в сто. И самое главное, на автомобиле за каждый километр ты платишь минимум три рубля, на мотоцикле километр обходится тебе в 50-80 копеек. То есть почти незаметно для бюджета.

Очень недешевенькие здесь домики. Жилых домов нет, одни дачи и, судя по автомобилям, это дачи томичей. Последние десятилетия вблизи городов идёт процесс перехода бывших деревень в дачные посёлки, но это процесс не безнадежный, потому что со временем эти дачи опять перерастут в полноценные жилые деревенские дома, то есть станут деревнями. Происходит это естественным образом, люди начинают понимать, что истина не в городах.

К примеру, не дай Бог, случится война. Все горожане побегут спасаться в деревни. Что такое война? Это значит, не будет света, тепла в домах, не будет почти продуктов в магазинах и бензина на заправках. А если в домах отключить тепло, вся Сибирь в первую же зиму замерзнет. Потому что нас с вами за последний век переселили в благоустроенные квартиры, где нет даже печек. Случись что, и мы вымрем как мамонты.

Я, кстати, для этой цели специально купил буржуйку, чтоб свою семью спасти. Ведь и в оккупированном Ленинграде люди гибли не столько от голода, сколько от холода, замерзали в своих квартирах.

Алаево находится на берегу Томи и сразу на противоположном берегу видна другая уже томская деревня. Сто и более лет назад, когда люди жили рекой и у всех были лодки, это наверняка была одна деревня.

Варюхино

Далее на нашем пути встало знаменитое село Варюхино, где более ста лет назад останавливался великий Чехов по пути на Сахалин и даже чуть не утонул, когда стал переправляться на ту сторону Томи. В доказательство этих событий, в семье, где он пару дней жил и хозяин которой переправлял его через реку, долго хранились подаренные Чеховым золотые часы.

Будущий музей А. П. Чехова в селе Варюхино.

С последними представителями этой семьи я когда-то встречался, только люди эти слегка деградировали, а чеховский дом теперь стоит заброшен, как и очень многие дома в сельской России (смотрите фото). А ведь тут можно было создать дом-музей великого писателя. Варюхино находится на большой трассе, и от посетителей здесь отбоя не будет.

В Томске, например, не сохранился дом, где Чехов останавливался. Зато один скандальный скульптор, создал памятник пьяному мужику, установленный на набережной, который по недоразумению стали называть Чеховым, а либералы даже сделали из него символ умного Томска.

В Варюхино часовня тоже когда-то была, лет десять назад я встречался с бабушкой, которая мне показывала перекрёсток, где она стояла. А пока Варюхино не до церкви, ей бы дом Чехова сохранить и музей в нем создать.

Зеледеево

Едем уже в ночи. Впереди видно зарево. Похоже где-то впереди дом горит, у кого-то из селян случилась трагедия. Так и есть, не поездка, а сплошное приключение, — горит совхозное сено в Зеледеево, около сотни бобин или даже больше. Сказали, что за два дня это уже третий пожар. То ли пал идёт по траве, то ли кто-то с коровами войну ведёт.

Пожар он всегда завораживает. Народ собрался, смотрит. Только какой-то мужчина, начальственного вида, сильно переживает. Тушит пожар один трактор Беларусь, обкапывая место пожара, чтоб он дальше не распространялся. Странно, что они это раньше не сделали? Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится. Трагедией нас встретило Зеледеево, что-то будет дальше.

Прежде чем зайти в реабилитационный прицерковный центр в Зеледеево, конечный пункт нашего паломничества, мы зашли за печеньками в соседний магазин. Продавец была не очень озлоблена на жизнь в капиталистической России, и я её немного порасспрашивал про зеледеевскую церковь. Но в ответ услышал один негатив, как будто она с утра до вечера смотрит телевизор, для которого церковь и религия главный враг.

Реабилитационные центры — это не совсем обычные и мало понятные нормальным гражданам заведения. По большому счету, это те же тюрьмы, только замков и решеток здесь нет. И приходят сюда люди по своей воле. Один из реабилитантов нам так и скажет, что он потому пришёл, что в миру получил условный срок и понял, что обязательно сядет, если не возьмется за ум и не придёт к вере.

В зеледеевском реабилитационном центре постоянно лечится и живёт шесть человек, шесть молодых мужчин, приехавших сюда со всей России — Питер, Красноярск, Томск… Они должны прожить в центре минимум год, и тогда у них появится надежда, что они излечатся и вернутся к жизни. А лечат здесь двумя основными лекарствами — трудом и молитвой.

Настоятеля, отца Дионисия, руководителя этого центра, на месте не оказалось. Ему всего сорок лет, а он уже почти десять лет руководит реабилитационным центром в Зеледеево и даже имеет учеников, основавших аналогичные центры в других регионах, в том числе в нашем Томске.

У отца Дионисия пять своих дочерей, тут он ещё каждый год возрождает к жизни взрослых людей. Лечение, как я понял, у них проходит бесплатно, главное, чтоб было желание и отец Дионисий в вас поверил.

Собственно, что такое церковь или монастырь? Это та же больница, но лечат здесь душу, а это более ответственно, чем то, что лечат в обычных поликлиниках или больницах. И это не должно никого удивлять. Господь так и сказал: «Я пришёл к больным, а не к здоровым». Другое дело, что в наши последние времена почти нет здоровых, достаточно подойти к зеркалу и внимательно всмотреться в него.

В России сейчас идет самая настоящая война, прежде всего война духовная, в результате этой войны так много гибнет от алкоголя, наркотиков и прочих зависимостей. Один из реабилитантов так и скажет, что сейчас, с появлением всякого рода спайсов, зависимости стали уже даже не физическими, а психическими и вылечиться от них становится все сложнее и сложнее.

Если кому интересно, что такое генная война, которая идет против России, смотрите в Ютубе ролик Виктор Ефимов «Знаменитая лекция офицерам ФСБ».

Антиалкогольных и наркотических центров сейчас расплодилось огромное множество, во всех городах все столбы и заборы заклеены их рекламой, как будто это какой заговор против России.

Но лечат там в большинстве случаев не бесплатно, а очень даже платно, и эффективность их невысока. Вроде вылечат человека, проходит время, а он возвращается на круги своя. Потому что лечат они не там и не то. Лучшие нарколечебницы находятся именно при монастырях и храмах, а их не так много. Например, на всю Томскую область есть всего пара таких прицерковных центров, а больных тысячи и тысячи.

Во всех шести реабилитантах я заметил нечто общее — они все прошли через большую трагедию, многое пережили, и все они нашли в себе силы возродиться к новой жизни. И самое главное, все они, пройдя через ад, обрели Бога, то есть они открыли что-то очень важное и большое, что большинство людей не знает. Это их всех здесь и объединило и связало. В какой-то мере они даже благодарны, что Господь их сделал зрячими, пусть ценой такой большой трагедии.

После совместного чая мы пошли на общую вечернюю молитву. У всех реабилитантов очень жесткое расписание, в которое входит обязательная совместная молитва утром и вечером. Читают молитвы они по очереди и достаточно быстро, как все те, кто делает это часто. И ещё, молитвы у них заканчиваются общим прощением, когда они по кругу подходят друг к другу и просят прощения и троекратно обнимаются, естественно, только мужчины. Такой обряд я встречал только в одном мужском монастыре на Урале, отличающемся строгим уставом. Кстати, у русских никогда раньше не было приветствия при встрече только пожатием руки, как теперь принято, а именно ещё и обниманием, сегодня это осталось у чеченцев, грузин, армян… и воцерковленных русских. Поэтому я всегда и говорю, что человек, обретший веру, становится как бы представителем иной нации, он создал свое государство в государстве.

С одной стороны, рабилитационный центр в Зеледеево бесплатный, но реабилитанты работают здесь сами с утра до вечера, оплачивая свое лечение, и работают они действительно много, потому что это одно из главных условий выздоровления. Встают в 6 утра и до позднего вечера заняты. Выйти за территорию центра без разрешения они не могут, стоит хоть раз даже закурить, все, контракт разрывается и лечение для них в этом центре заканчивается.

Почему они уезжают лечиться так далеко и, как правило, в другую область? Очень неполезно, малоэффективно лечиться от зависимости рядом со своим домом, родной средой, которая во многом и породила эту болезнь. Вроде вылечился человек, но вернулся в привычную среду — друзья, семья… И все, опять тебя затягивает.

У меня есть знакомый, который когда-то сильно пил, потому что вся его семья пила и в конце концов спилась. Он решил спастись, продал квартиру и переехал в глухую деревню, где живёт один уже 15 лет. То есть он создал как бы свой реабилитационный центр для одного человека, и он тоже пришёл к Богу. У него появилось много времени, и он даже четыре раза прочёл Библию. Сказал, что начал её понимать только на третий раз. Сейчас, наоборот, к нему ездят люди, которых он лечит от разного рода проблем (смотрите о нем очерк Андрея Сотникова «Отшельник села Магадаево»).

Или этим летом, когда я ехал на Владивосток, пытаясь разобраться, когда Сибирь и Дальний Восток отойдут Китаю (очерк об этой поездке опубликую здесь попозже). В Бурятии я встретился с мужчиной, который поселился отдельно от всех, в вымершей деревне. На мой вопрос — почему, он ответил, что спился бы, если б остался жить в деревне, потому что там все пьют. И это при том, что человек он вообще-то непьющий, исповедующий здоровый образ жизни (это, кстати, один из ответов, почему русские стремительно теряют Сибирь и Дальний Восток).

Внимание!

Новости из новых экспедиций путешественника Андрея Сотникова вы теперь можете читать в режиме реального времени в соцсетях. Во время экспедиции новости выкладывается ежедневно, везде, где есть связь.

Один из зеледеевских реабилитантов сказал, что он сделал открытие: те, кто критикует и осуждает, живут хуже тех, кто никого не осуждает и не критикует. И когда он сам других критиковал и осуждал, жил тоже плохо — негатив обращался против него. А люди, чистые в своих помыслах, они и жизнь чистую ведут, достаточно просто посмотреть на своих знакомых. Потому во всех религиях осуждение является одним из главных смертных грехов.

Ферма

После общей вечерней молитвы мы пошли смотреть ферму при зеледеевском реабилитационном центре, нам устроили своеобразную экскурсию. Живности у них очень много: 8 коров, 2 коня, козы, бараны, свиньи, кролики, куча кошек, которых им постоянно подбрасывают… Но дохода это все хозяйство им почти не приносит. Например, все восемь коров сейчас осенью дают всего литров 50 молока. Хозяйство это они завели не для доходности, а чтобы быть постоянно занятыми, чтоб трудиться.

Сейчас в России пытаются ввести инновационную программу по западным лекалам, которая предполагает, что люди будут меньше трудиться, а за них начнут работать роботы. Только это не спасение, освобождение от труда ведёт к дальнейшей деградации человека, к нашему расчеловечиванию, и реабилитанты это знают лучше, чем кто-либо. Поэтому они все здесь и оказались.

Все шесть реабилитантов производят впечатление интересных людей, а отнюдь не серой массы, которая нас с вами чаще всего окружает. То есть они начали не просто жить, а задумываться о чем-то важном. Это даже не поиск смысла жизни, а нечто более важное, что и словами не передашь. У них в глазах появился блеск жизни.

Попробую объясниться. Сейчас, когда мы входим в магазин, продавщицы нас встречают словами: «Чем вам помочь?» Мне это так надоело, что я как-то ответил: «Да, пожалуйста, подскажите мне, в чем есть смысл жизни». Это была уже пожилая продавщица, которая сформировалась ещё в советское время, когда люди были более мудрыми, потому что жизнь была более правильная и справедливая. Не сильно задумываясь, как будто она каждый день только и делала, что отвечала на подобные вопросы, она ответила: «Мне думается, что смысл жизни в том и заключается, чтоб не искать смысла жизни». Так я получил ответ на один из самых жизненных вопросов.

Мы с вами ошибочно думаем, что главные книги, которые мы должны прочесть и получить ответы на самые важные вопросы, это Библия или Коран… А это на самом деле не так, самая главная книга, которую мы должны прочесть, есть сама жизнь, только её надо уметь правильно «читать», не пролистывая самое интересное, а что-то перечитывать по несколько раз.

Путь домой

Выехали из Зеледеево мы в ночь. Едем назад в Томск. Долго ждали, пока дождь закончится. А он все лил и лил, хоть и не сильно. Ехать на мотоцикле в дождь очень неприятно, осенью особенно, а уж тем паче ночью.

Господь внял нашим молитвам, и через полчаса дождь закончился. Иначе и быть не могло. Помните А. П. Чехов в повести «Дуэль» рассказывал о священнике, который, когда в засуху выходил в поле у Господа просить дождь, всегда с собой брал зонтик.

И все же поездка наша имела последствия, почки я застудил, последствия давней аварии. Этим летом проехал на мотоцикле две экспедиции, каждая по несколько тысяч километров и ничего. А тут чуть проехал и уже последствия…

Доехали до Томска благополучно, хоть и в два часа ночи. Почти без приключений, если не считать, что свернули в село Курлек, с намерением проехать по поселку по параллельной дороге и потом выехать на трассу, устаешь от однообразия автострады. Ехали, ехали, свёртка все не видели. Потом въехали в тупик, где работали Камазы, пришлось возвращаться. Одним словом около часа ездили, пока нашли выезд. Все здесь было, как в страшной ночной сказке.

На подъезде к городу увидели горящую лампу у дороги и закрытое кафе. Решили остановиться, ноги поразмять. Подойдя поближе к кафе, увидел со двора столик и сидящего за ним человека. Это была деревянная механическая кукла. «Странно, — подумал я, — что он так просто сидит и его никто не охраняет». Только подумал, как из-за дома вышел огромный пес водолазной масти. К счастью, его кто-то позвал и он убежал. А я быстренько вернулся к мотоциклу.

Вскоре к нам подошёл сторож. Он сказал, что куклу сделал Владимир Захаров, знаменитый томский кукольник, который не так давно погиб при пожаре своего театра. Я много думал о нем и его уникальном театре и даже написал своеобразный некролог, где пытался понять, почему он ушел раньше времени. Человек он был неординарный, и люди к нему тянулись, одно но — глубоко неверующий. Господь терпел-терпел, и случилось то, что всем известно.

Владимир Захаров всю жизнь создавал свой театр одного актёра, без чьей-либо помощи, по крупицам. Этот театр мы с детьми называли театром Ёжика, потому что главным его героем был ёжик. И вот, наконец, когда он все создал, когда его театр стал лучшим детским театром в Сибири, а может и в России, он гибнет при пожаре своего театра. А сейчас, в эту паломническую ночь, мы получили от него привет.

Перед въездом в Томск заехали в армянское кафе-ресторан на шашлычок. Взяли один на двоих — больше семья интеллигентов позволить себе не может. Хотя один знакомый, специалист по шашлыкам, мне говорил, что шашлыки здесь уже не те. Ресторан этот сильно раскручен, и качество шашлыков сильно снизилось, мясо теперь закупают поточное. Но после стольких испытаний мы были всему рады.

На выходе, когда вернулся к мотоциклу за молоком, которое нам пожертвовали в реабилитационном центре, увидел у мотоцикла четверых подвыпивших молодых людей, рассматривающих фотографии моих поездок. Я привык к тому, что к мотоциклу постоянно подходят. Для того и расклеены фотографии моих экспедиций на мотоцикле за два десятка лет, чтоб люди видели, это едет не турист, а путешественник. И подходят обычно люди нестандартные, то есть происходит своеобразный отбор. Завязался разговор. Оказалось, что двое из них живут во Владивостоке. Я рассказал о своей недавней экспедиции на Владивосток, когда я ехал с намерением понять, когда Сибирь и Дальний Восток отойдут Китаю. Они подтвердили, что процесс этот уже идёт и на Дальнем Востоке он более заметен и он неизбежен, если у нас, у русских, не произойдет революции в мозгах. Потому что проблема не в китайцах, или американцам, а в русских, забывших веру, традиции предков, переставших уважать своих родителей, увлеченных западной модой, не поющих больше за столом народных песен, переставших любить своих детей…

Кстати сказать, на Байкале я хотел встретиться с шаманом, который шел пешком через всю Россиию с целью поговорить с Путиным, потому что его о том попросили его боги. В ютубе встречи с ним пользуются милионными просмотрами. Так вот, задача этого шамана была, на самом деле, не поговорить с Путиным, а поднять народ, чтоб он задумался и чтоб революция у нас в мозгах произошла. Это все понимают, монахи, священники, шаманы, ксендзы, ламы, не понимает только русский народ, что он стремительно несется в пропасть. Что теперь идет третья мировая война, только абсолютно иными способами. Понимает ли это Путин, я еще точно не знаю. Мы с ним лично не встречались, на ушко не шептались. Может, он и правда понимает, но ничего сделать не может, а делает по чуть-чуть. Два шага вперед, один назад (как сказал ветеран войны). А если он начнет в отрытую шашкой махать, то неизбежно начнется третья мировая война, только уже не тайная, а явная.

С шаманом я не встретился, но встречал людей, которые его видели. Они подтвердили мою мысль.

Я-то думал, что его за такие мысли случайно собьет машина, а его, говорят, на психу оформили, вспомнили старое русское средство.

Так наша первая в истории совместная поездка на мотоцикле благополучно завершилась. До конца мотоциклетного сезона оставались считанные дни. Мне поездка стоила застуженных почек, которые теперь лечу. А моей супруге пришло понимание, что путешествовать вдвоём на мотоцикле она навряд ли будет. Для мотоцикла поездка вдвоём тоже имела последствия, на следующий день он еле-еле завёлся. А такое с ним случилось впервые в жизни.

Фильм Андрея Сотникова.

Цель ежегодных экспедиций путешественника и писателя Андрея Сотникова — создание очерков и фильмов об интересных людях (ветеранах, многодетных, священниках, отшельниках, людях, исповедующих здоровый образ жизни).
За два десятка лет путешественник совершил более пятнадцати экспедиций, объехав Крым, Украину, Молдавию, Приднестровье, Армению, Грузию, Беларусь, Сахалин, Монголию…
Читайте и заказывайте почтой книгу путешествий и паломничеств Андрея Сотникова «Быть русским».

Смотрите на ютуб канале и заказывайте почтой фильмы путешественника Андрея Сотникова.

Читайте статьи, набрав в Гугле «Сотников скутер».

Как поддержать следующую экспедицию путешественника, писателя и патриота Андрея Сотникова, смотрите на сайте путешественника в разделе Помощь.

Без вашей поддержки очередные поездки могут не состояться. И хоть путешественник экономит на всем — живет в палатке, готовит на костре и газе — но поездки получаются очень затратные. Путешественник может оплатить только треть затрат на экспедиции.

В последние годы у путешественника был генеральный спонсор, московская компания Ирбис мото, которая пока помогать не может.

Планируемые мото экспедиции Андрея Сотникова (если будут собраны средства):

• По Дальнему Востоку;
  • Юг Казахстана и Киргизия;
  • Китай;
  • По Прибалтике и Калининградской области.

Досье: Андрей Сотников — путешественник, паломник, писатель, свободный журналист, путешествует на скутере, легком мотоцикле и автомобиле более 15 лет. Издал патриотическую книгу путешествий и пять фильмов (ещё пять находятся в работе).

Задача путешественника Андрея Сотникова проехать и все бывшие республики СССР. Путешественник уверен, что мы опять будем вместе. Проехал пока половину республик.

Женат, воспитывает двух детей.

Спонсоры экспедиции 2019 г. — компания Ирбисмото, предоставившая мотоцикл Ирбис Вираго.

Этим летом автор совершил две экспедиции на мотоцикле: по северному русскому Казахстану и на Владивосток. Подробности читайте здесь через месяц.

Ресурсы путешественника, писателя и патриота Андрея Сотникова:

Аккаунт в ВКонтакте

Fecebook

Одноклассники

Сайт

Внимание!

Новости из экспедиций путешественника и патриота Андрея Сотникова теперь можно читать в режиме реального времени в соцсетях. Во время экспедиции новости выкладывается ежедневно, везде, где есть связь.

Приложение 1:

Мы жили в хорошее время

Философия ветерана

Мне всегда было интересно узнать у ветеранов Великой отечественной войны, за такую ли Россию они воевали и довольны ли они нынешним временем.

Разговор с ветераном войны Леонидом Павловичем Огородниковым, 95 лет.

О заградотрядах, о воспитании детей, о том, как переписывают нашу историю, и сможет ли сегодня себя защитить Россия, случись война?

Нынешние историки знают историю из книг и газет, я ее знаю изнутри, я жил в то время.

Я пожил при разных формациях, пожил при социализме, пожил при капитализме. И я могу сказать, что после переворота 90 года — теперь понимаю, что это был переворот — я не ощущаю, что жить стало лучше.

Слушаю я теперь в основном радио, к телевидению интереса большого нет. Разве что последние известия за неделю слушаю, что в стране и мире делается.

Раньше фильмы смотрел. Первые фильмы снимали еще фронтовые корреспонденты, у них была правда. А потом в фильмах правды все меньше и меньше. Начали накручивать разные небылицы и оказалось, что правды осталось совсем чуть-чуть, а в основном все придуманное.

Раньше нас учили сначала думать о государстве, а потом о себе. А сейчас думают только о себе. Если в советское время Родиной считался Советский Союз, а малой родиной — где ты родился и жил, то сейчас Родины практически нет, а Родина там, где больше тебе денег платят.

Не знаю я, что хочет та кучка людей, которая руководит нашей страной. Думаю, что они хотят войти в общую семью капиталистических стран. Очень сомневаюсь, что это будет для нас лучшим вариантом. Они тут не столько о стране думают, сколько о личной выгоде.

Одним словом, ничего хорошего от того, что жизнь мы поменяли, я не вижу.

Сейчас идет мощная пропаганда, что народ стал жить лучше. Но по какой шкале они решают? Вот они мерят, что теперь в каждой семье есть автомобиль. Я, например, считаю, что это даже во вред, а не на пользу людям.

Государство должно заботиться о людях, и в советское время оно гораздо больше заботилось. А насчет того, что бедно жили, что заработки ниже были… Это все пропаганда — все у нас было. Заработка нам хватало, чтоб жить не бедно, и с каждым годом жизнь улучшалась.

Я доволен своей жизнью

Скажу честно — я доволен своей жизнью. Казалось бы, какие трудности были — война, а это далеко не радость, после войны разруха — тоже горе. И все-таки я считаю, что пожил в хорошее время. Потому что тогда были настоящие государственные руководители, а не то что после переворота, неизвестно кто и что. Я пожил при социализме, и я рад, что жил в этот период.

Строилось наше государство, может быть, с большими недостатками, но оно перевернуло весь земной шар. СССР показал, что для людей можно устроить лучшую жизнь. Я не скажу, что не люблю или недоволен сегодняшней жизнью, но я вижу разницу, понимаю, что лучше не стало.

Раньше трудно было, но веселее жить. А сейчас я не знаю, кто у меня в подъезде живет на первом этаже. Если раньше друг другу говорили — брат, то сейчас как серые волки стали. Сейчас хорошо жить тем, кто воспользовался всеми благами государства, кто во время переворота присвоил себе народное добро.

Свобода имеет пределы

Я член КПСС с 1946 года, и я до сегодняшнего дня не менял своих убеждений. А сейчас десятки партий развелись. Говорят — это делается для свободы. А свобода это не значит, что я что хочу, то и ворочу. Свобода она имеет определенные пределы, которых должен каждый человек придерживаться.

Я почему даже радио стараюсь не слушать? Потому что все известия — это рассказ, где кого обманули, кого ограбили, или убили, и я не слышу на каком предприятии выпустили продукцию, или что хорошего в сельском хозяйстве произошло...

Я родился в 1923 году на Дальнем Востоке, мы жили в 18 километрах от границы с Китаем. Когда Япония начала потасовку, люди стали разъезжаться.

Отца у меня не стало, когда мне трех лет не было. Поэтому мы жили вдвоем с мамой. Я в основном воспитывался у бабушки с дедушкой, мама постоянно работала. С 6 лет уже копна возил во время покоса, во всей работе участвовал. И это правильно, это я теперь понимаю, когда детей с малых лет приучали к труду. А не так, как сейчас, когда их приучают только пользоваться сотовыми телефонами.

Я окончил 9 классов, война началась, и меня призвали в армию. Я был минометчиком 88 мм миномета. Нас подготовили отдельно лыжный минометный сибирский батальон и направили на Карельский фронт. Потом попал в Чехословакию и Польшу. Пошёл я на фронт с тремя друзьями, и только один я вернулся.

В 1947 году я пошел на подготовительное отделение Томского электромеханического института железнодорожного транспорта. И после этого уже по ступеням, по ступеням.

В 1953 г. окончил институт и два года проработал на партийной работе — удалось им меня уговорить. Спасибо, что отпустили, так я попал на электротехнический завод. И с 1955 года до 1987 я там проработал. Сначала приняли конструктором, потом начальником цеха. Работа ответственная. За все время, что я там работал, наш коллектив не был причиной тормоза в работе. И день, и ночь, зима или лето, если авария, мы не считались ни с чем. Что на войне, что здесь.

Я в рубашке родился

Перед самой войной бабушка в Томск к дочери переехала, а дедушка поехал к брату на Украину. И что с ним стало, мы не знаем, связь потерялась. А бабушка-то меня дождалась. Правда, она уже больная была, с постели не вставала. Помню ее слова: «Ну, теперь можно и умирать». Она меня, считай, и воспитала. Маме некогда было мной заниматься, постоянно на работе. Один раз меня даже потеряли — мне тогда год или два было. Я один дома всегда оставался. Меня, конечно, запугивали, мол, волки, но один раз я все же ушел. Потом бабушка сказала, когда я подрос: «Ты, наверно, в рубашке родился».

У нас рядом с домом лес рос. Все было огорожено, так я нашел выход и ушел в лес… Вся деревня меня искала, не одна мама. А волков, действительно, было много, все таскали из хозяйств. Мама потом вспоминала: «Уже солнце садилось. Я посмотрела, там что-то шевелится, то ли птица, то ли что». Туда пошла и нашла меня. А я уже спать устраивался.

Сталин

Когда Ленин был уже больной, он говорил своему окружению, чтоб Сталина не допускали к руководству страной, очень он жесткий. А оказалось, что в тех условиях только он и мог спасти страну. И не только победить в войне, но и после все восстановить — ведь с 1948 года по 1953 цены на основные товары только понижались. А что у нас сейчас?!

Рука у него была очень жесткая — он обязательно требовал выполнения своих указаний, и дисциплина была. Сам о себе он не думал, а думал о государстве.

Новые историки столько на него грязи понавесили. Совесть не позволяет повторить то, что они говорят — что он уничтожил тысячи людей, что жутко и страшно было жить тогда — ничего подобного. Если кого и сажали, то по делу. Сажали ту самую пятую колонну, которая теперь в России воду мутит, которая теперь должна быть за решеткой. Сталин всю эту пятую колонну еще до войны вычистил, без этого мы войны бы точно не выиграли. Может, кто-то и несправедливо попал под этот каток, надо понимать, что это было предвоенное время, ситуация была очень суровая, одно слово — война, но могу сказать, что в моем окружении никого не арестовали. Не ошибаться он тоже не мог, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А в то, что до войны столько лагерей было — не верю я во все это.

Я не большой человек, и мне не все известно. Но я знаю одно, если б немцы могли внутри страны сделать переворот, зачем бы они так напрягались. А при Сталине они ничего сделать не могли, сейчас им бы было гораздо проще.

Была так поставлена жизнь в стране, и ее устои были такие, охрана отечества, и воспитаны люди были как надо. А теперь историки говорят, что это он первый начал войну. А молодежь, что ей ни скажи, они во все верят. А я в это не верю и не только я один.

Сталина ужасным стали делать только после перестройки. Без развенчания Сталина не было б ни перестройки, ни развала СССР.

Сейчас говорят, богатство — это же не плохо, почему не разбогатеть. А я вам скажу — зачем богатеть, если страна бедная?

Сталин вел себя так, как надо было в той ситуации себя вести. Ведь не зря теперь сравнивают Наполеона и Сталина. А на Наполеона до сих пор никто грязи не льет, что бы он ни делал.

Единая и неделимая

Мне кажется, Путин сейчас всего себя отдает, чтоб Россию сохранить как государство. Потому что сейчас идет такая пропаганда: мол, Россия имеет много природных богатств, так почему она одна должна ими всеми пользоваться. Они потому и хотят прибрать к рукам Россию, чтоб ее потом разделить, раздербанить.

В основе капитализма лежит капитал. А капитал сам собой не приходит, его надо завоевывать. Поэтому без войны не получится, чтоб Россия сама отдала свои земли. Как они на Украине сейчас пытаются сделать. Нет, русские никогда на это не пойдут. Была Россия единая и неделимая и ею останется, мы за это воевали. Недаром вместо 7 ноября сейчас стали праздновать 4 ноября, день объединения и вспомнили Минина и Пожарского, которые когда-то спасли Россию от оккупантов.

Путин тоже всего себя отдает, чтоб успеть организовать защиту. Я вот думаю, это какую же надо иметь силу воли и здоровье, чтоб работать так, как он работает. Я удивляюсь, как он может даже выдерживать такие перелеты с одного места на другое. Я, например, на курорт летал, потому что у меня был неполадок с сердечно-желудочной системой. Врачи посоветовали — я летал пить водичку. Я знаю, что это не такое легкое дело. Так я один раз в год летал, а он может не один раз в сутки место поменять. Он не считается ни со своим здоровьем, ни с опасностью.

Соляной кислоты у меня в организме совсем не было, и кислотность у меня постоянно падала. «Вы попробуйте съездить на курорт», — посоветовала мне врач. И я 12 раз ездил во время отпуска в Ессентуки, только 30 процентов сам оплачивал. Эта водичка меня и спасла. Я очень благодарен врачу, который меня спас.

Мы с женой прожили больше 60 лет. Ребенок у нас один, и тот, к сожалению, прожил только 40 лет.

Я энергетик, одно время мне предлагали быть инженером. Больше зарплата. Я сказал нет. Потому что здесь у меня все получается, люди меня знают. Зачем я туда полезу, если не смогу потянуть. А сейчас сами навязываются — смогут или нет, это их не волнует.

Завод наш и сейчас работает, но только его десятая часть осталась, все распродали, растормошили. Директор наш ушел из жизни, его заменил другой, тот долго не продержался, его заменили и пошло-поехало. То, что мы накапливали столько лет, новые директора этим жили.

Здоровье

Сам удивляюсь, что столько лет прожил. Во-первых, организм закалился во время войны. Потом учился и работал. Последние 40 лет я каждый день делаю гимнастику. И если не сделаю, весь день чувствую себя вялым. И я не болею, не простываю. Потом — постоянно в труде. Потому что всю жизнь работа была очень напряженная, потому что ответственная. Когда ушел на пенсию, занимался огородом и машиной, в ней постоянно что-то ломалось. Я же до 80 лет был за рулем. А последнее время столько много транспорта развелось, что пришлось отказаться.

В армии я курил, но когда диплом защищал, бросил. Потому что на второй этаж поднимался, и у меня одышка появилась. Побоялся, что не подготовлюсь и не сдам.

Я никогда не рассчитывал, что столько проживу.

Встреча вторая

В советское время разрыв между богатыми и бедными тоже был, но гораздо меньше, тогда отличие между директором и простым трудящимся было всего восемь процентов. А сейчас это десятки, а то и сотни раз.

Хотя кто-то говорит, что у нас ещё социализм. Мол, главные улицы носят имя Ленина, на центральных площадях все еще стоит Ленин, и в чем-то они правы.

В советское время, если что-то новое появлялось, какое-то достижение, старались, чтоб об этом все знали. Если что-то хорошее появлялось, это начинало распространяться по всей стране. Всегда вспоминаю в этом случае Стаханова, который за смену вырабатывал десять норм. И помогали друг другу освоить это новшество. Это и есть настоящая жизнь.

А сейчас я не знаю в школе есть такие понятия как честь, совесть, уважение к старшим...

Вот сейчас все стали называть компаниями, а я не могу никак понять, что это за компании такие? Раньше компаниями называли нехорошие, бандитские сборища, а теперь все называют.

Образование у нас в советское время было самое лучшее, это даже на Западе теперь признают. И вы, наверно, слышали, что, наша Конституция была гораздо лучше американской, которая была создана гораздо раньше. И образование и медицина — было все бесплатное. Жильё трудящимся давали. А сейчас что? В кабалу люди влазят, только чтоб её выплатить. Я вот эту квартиру тоже получил. Она небольшая, две комнаты, но мне пятикомнатная и не нужна, нас всего трое в ней жило. Сейчас строят эти семнадцатиэтажные дома, а дворов-то в них и нет. А тогда дети могли и поиграть. Если нет дворов, ребёнок сидит дома, он уходит в компьютер или телефон. Сейчас даже старикам лавочки негде поставить, чтоб посидеть на улице.

Хорошо мы жили. Только нынешнее поколение этого уже не знает. Разграбили практически всю основу социалистическую. Только у народа память-то хорошая. Сколько лет прошло, а люди стали возвращаться к советской линии.

Почему Китай поднялся? Потому что Советский Союз ему помогал, хотя там народу в несколько раз больше.

И самое главное, цель была поставлена, чем будет крепче государство, тем жизнь людей будет лучше в этом государстве. Это заставляло людей трудиться, чтоб делать богатым государство. Я ещё помню то время, когда не было ни праздников, ни выходных, а все стремились ежемесячно выполнять план. А планы были большие и сложные, и качество требовалось. У нас на заводе выпускалась такая продукция, которую принимали даже военные. За качеством они строго следили. И если из партии сделанного найдут на испытательной станции брак, значит, вся партия браковалась.

А сейчас приходит на предприятие молодой и сначала спрашивает, сколько мне платить будете. А он ещё не знает, как работает этот механизм. Почему сейчас падают и самолёты, и вертолеты, и спросить не с кого. Да потому, что специалистов нет, откуда им браться?

У нас на предприятии и семейные были участки, начиная от деда и кончая внуками, которые шли по стопам. Прямо семьями, пофамильно, несколько таких семей было.

А сейчас я даже не знаю, кто у меня в подъезде живёт. Кто они такие, чем живут, где трудятся. И мы проходим друг мимо друга и даже не здороваемся. А ведь тогда, чтобы молодежь не поздоровалась с незнакомыми людьми, это был большой грех. Так старые люди говорили. И с детства детей поучали уважать старость.

Поэтому и победили в войне, что патриотическое воспитание было поставлено. Потому и гитлеровцы быстренько за неделю-другую расправились с западными государствами, а нас взять не смогли.

Немцы очень жестокая нация, они другие, нам непонятны их действия. Русские, например, если видели раненого немца, могли его и перевязать, а они всех добивали. Перед ними задача была поставлена — уничтожить весь русский народ. Это, наверно, природой так предопределено, что разные народы по-разному относятся к жизни, к себе, к другим.

Говорят, что генералы немецкие предупреждали Гитлера, чтоб не лез в Россию. История показывает, сколько войн ни было, всегда они терпели поражение в России.

Хожу в школы рассказывать о войне правду. Когда приглашают, всегда откликаюсь, пока силы есть. Я вижу, что сейчас молодежь не вся плохая, тоже есть настоящие патриоты, не хуже тех, что были когда-то. То есть осталась у них любовь к Родине. Они не уезжают из России, остаются здесь, работают и науку поднимают.

Есть и такие, которые получают здесь образование и уезжают за границу, потому что им там больше платят. Это разве патриоты? Эти самые настоящие предатели. Но не все такие. Большинство остаются в России.

Заградотряды

Заградотряды вынуждены были создавать, когда немцы близко к Москве подошли. Потому что было решено Москву не сдавать. Я, например, за всю войну никаких заградотрядов не видел. А то, что наговаривают, наплетут, я в то не верю. Это как на главнокомандующего. Недаром народ ему присвоил звание генералиссимуса. За те зверства, которые на него теперь навешали, ему надо не генералиссимуса присвоить, а черте знает что. Переделывать историю могут люди, которые не были ни на фронтах, ни на войне, которые никаких трудностей не испытывали. Сейчас дошло до того, что и книгу «Майн кампф» на Западе выпускают.

Жукова тоже начинают ругать, потому что он был первый помощник Сталина. Солдаты его любили за справедливость. А в армии справедливость это первое дело. Он старался и победить и сохранить людей, а это сложнейшая задача. Нынешние историки, которые не видели и не знали войны, говорят наоборот. Поэтому я и говорю, что надо читать литературу, воспоминания командиров и рядовых солдат, а не новых историков слушать.

Репрессии

Я жил в деревне у китайской границы. Никто там о репрессиях не слышал, все было тихо-мирно. Единственные наши враги были это хунхузы-китайцы, которые угоняли скот на свою территорию. Организовывались отряды для охраны, но деревенские были с вилами, а те нападали с оружием. Наверно, и отец мой погиб в такой потасовке. Мне было три года, когда он погиб. Деревенский парнишка я был, бабушкой воспитанный, до сих пор помню, что она мне говорила.

Я атеист

В церкви я был один раз и то на курорте на Кавказе. Там церкви не закрывались, а не так, как у нас в Сибири. Священника за всю войну я ни разу не видел. Икона эта бабушкина висит, она была верующая.

Я минометчиком был. Говорят, что минометчики меньше гибли? Но авиация она никого не щадила, ни минометчиков, ни стрелков, ни артиллеристов, авиация она все решала. Я в январе прибыл на фронт, а в апреле уже был ранен. Авиация нам не давала спокойно жить.

Я прошёл Западную Украину, Польшу и Чехословакию. Там для меня война закончилась, 80 километров до Праги не дошел. Поляки, скажу я вам, очень отрицательно относились к советской армии. Мы их освобождали от немцев, а к ним зайдешь, спросить воды попить, отвечают: нету, все немцы забрали. Как волки на нас смотрели. Они и боялись, потому что у нас тоже разные были солдаты, были и из заключённых. Поляки, кажется, были даже рады, что немцы пришли к ним. В Чехословакии нас совсем по-другому встречали, с радостью. О Западной Украине ничего не могу сказать. Когда мы брали город, людей там не видели, все попрятались по погребам, по подвалам. В городах пусто было. Одних угнали в Германию, одних расстреляли, потому что много потом находили мест, где совершались убийства. Война это страшное дело, никому не пожелаю ее пережить.

Внимание!

За 2020 год Андрей Сотников планирует подготовить сборник с последними ветеранами Великой Отечественной войны, где главным вопросом будет — такую ли Россию они строили.

Приложение 2

Мое дело землю пахать

Фермер-пенсионер из Лучаново Александр Бурденко

Если русскому селянину повезет и он доживет до пенсии, то будет наслаждаться заслуженным отдыхом. Но Александр Павлович Бурденко из деревни Лучаново пошел по иному пути. Отработав всю сознательную жизнь электриком-слесарем и родив трех сыновей, выйдя на пенсию, он сам стал фермером, чтоб обеспечить детей жильем. Теперь, по прошествии 10 лет, у него 100 гектаров земли в собственности, несколько тракторов, комбайн, сушилка. Все, что необходимо, чтоб быть независимым и выращивать свое зерно.

Фермер пенсионер

По профессии я электрик-слесарь и на пенсию ушел как электрик-слесарь. Я работал в НИИ сельского хозяйства и торфа и в сельском хозяйстве разбирался. Присматривался, как работают агрономы, разговаривал с ними на разные темы, слушал и анализировал. Вышел на пенсию и стал фермером. Если бы сын старший не поддержал, я бы, может, и не стал. У меня три сына.

Семенами я всего 10 лет занимаюсь. Муку пока не делаю, мельницы нет. Старший сын предлагает водяную мельницу поставить. На реке Басандайке в деревне Вороново раньше была водяная мельница. Мой дед, кстати, оттуда родом. Он оттуда и на фронт ушел.

О правительстве

Слова они говорят хорошие, а реального подъема страны я не вижу. Вокруг Москвы да, там они все строят, все проекты только там. А Россия большая и необъятная их мало интересует, и все деньги только у них крутятся. В тех же США в каждом штате свои законы и налоги идут им, а не в центр уходят, как у нас.

В итоге умные ребята все в Москву едут, где заработки, где перспективы. Да, мои сыновья здесь остались, они другие, я их не на тех ценностях воспитал, для них деньги не самое главное в жизни.

А если честно, если между нами говоря, я бы эту Москву колючей проволокой огородил от остальной России, и чище бы в России намного стало. Только я бы и московских священников из Москвы не выпустил.

Мы коммунистов ругали, но у них был табель о рангах. Если ты, например, первый секретарь райкома партии, ты на сто тысяч можешь иметь квартир, машин, дач, а если превысишь, тебя они же сожрут.

Китайцев я особо не боюсь. Не думаю, что они будут в Сибири в ближайшие сто лет, им тут холодно. Отдельных управленцев, да, они могут прислать, могут здесь все скупить. Но я бы не хотел, чтоб мои дети на них работали. Хотя они и так на кого-то работают. Надеюсь, со временем поумнеют и будут работать на себя.

Сидоренко

Все, что в Богашево и его окрестностях, это заслуга Сидоренко, все он создал. Вот это личность была, еще сталинской закалки. Для себя он не жил, все для людей старался. Жалко, рано умер, сжег себя работой. Ему и звезда героя шла, но он умер, ее дали другому. Если бы Сидоренко был жив, у нас бы везде асфальт был. Он еще при жизни асфальтовый завод поставил, потом его в бетонный завод переоборудовали. Он не успел его запустить, умер. А у нас до сих пор до Петухово и Лучаново асфальт не проложили.

ОПХ имени Сидоренко начали уничтожать в 90-е, потому что им нужны были земли в пригороде Томска. Поселок Апрель ведь возник на бывших землях ОПХ Сидоренко, но его раньше других прихватизировали. ОПХ было должно всего 9 миллионов, 12 миллионов администрация областная выделила на его восстановление и все равно его угробили, потому что изначально такая задача была поставлена.

Германские фермеры

Здесь в Лучаново был рабочий поселок, был стекольный завод, на котором работали немцы, нагнанные сюда во время войны. Здесь у нас столько было немцев, что мама не горюй. Они теперь все назад в Германию вернулись. Говорят, коренные немцы с ними не очень общаются, они для них «испорчены» славянизмом. Некоторые приезжают, один из них работал там у фермера, рассказывал, как и что.

Их фермеру говорит государство, например: «Ты сеешь столько-то зерна. То, что ты посеял, государство у тебя купит. Государство покупает у него зерно за одну цену, а продают это зерно потом в два раза дешевле. И никакие дотации здесь не нужны. Это все я говорил нашей администрации, но они ничего сделать не могут, это надо законы менять.

У нас в России дают дотации на солярку и многое другое, но я, мелкий фермер, получить их практически не могу. Мне нужно такую кучу бумаг собрать, так хорошо владеть компьютером, чтоб их получить. Зачем я тогда буду землю пахать, если я хорошо владею компьютером, мне проще будет на компьютере деньги зарабатывать. Я два раза пытался эти бумаги собрать, и ничего у меня не получилось.

У меня есть три трактора, сеялки, культиваторы, один комбайн, грузовик Зил — я могу все это сам водить, все могу сам починить. Сушилку я раз в два года унифицирую, что-то дорабатываю. И компьютер мне при этом нафиг не нужен, это не мое дело, мое дело землю пахать.

Мне говорят: ты самый богатый в поселке. А у нас со старшим сыном одна легковая машина на двоих, гнилой Жигуленок. Мы машину не можем поменять уже много лет.

Почему сейчас люди перестали держать хозяйство — нет возможности взять дешево комбикорм. Я держу корову, потому что у меня свое зерно.

Чтоб что-то в нашей жизни изменить, снизу невозможно менять, все бесполезно, менять можно только сверху на законодательном уровне, но инициатива должна идти снизу. На губернатора Тулеева местные жаловались, что засиделся у власти, а сельское хозяйство-то у него процветало. У него, если фермер тысячу гектаров посеял, он комбайн бесплатно ему выделял. Я нашим чиновникам в пример ставил — смотрите Пашково, самый северный, самый глухой поселок Кемеровской области, там новые трактора по полям бегают, с новыми рулонниками, новые комбайны, и асфальт они проложили...

По отцовской линии я не знаю, информации не сохранилось, а по материнской мы казаки — на старых фотографиях все в лампасах.

В Лучаново церкви никогда не было, в соседнем Ипатово была большая церковь, там сейчас одни дачи. А Лучаново было захудалым хутором, всего три дома, Ипатово было центром. Сейчас Лучаново развилось, но дальше не разрастается. Даже Кресс хотел землю взять, не смог, земля вокруг нас принадлежит Российской сельхозакадемии. А церковь у нас начали строить — землю уже выделили у озера, года через два, глядишь, будет.

Землю не выгодно в аренду брать

Я не люблю в душу к другому человеку лезть и не люблю, чтоб ко мне лезли. Вот прицепится кто-нибудь, а что ты там у себя на поле делаешь, а зачем ты взял сто гектаров земли? Я говорю, я двести тысяч за эту землю отдал, а это большие для меня деньги, в кредиты залез. Хотите знать, что я там делаю, приезжайте со мной поработать. Я поначалу эту землю на 5 лет аренды взял, а после аренды можно уже в собственность взять.

Только землю выгодно в собственности иметь, а не арендовать. За 9 месяцев я всего заплатил 4000 налог, а когда она у меня была в аренде, я за год заплатил 26000. Мне знакомый один подсказал: «Ты оформляй ее в собственность. Пока срок аренды не вышел, ты можешь ее взять без аукциона в собственность».

Пока у меня силы есть, я буду фермерствовать. Техника у меня есть. Я могу осенью вспахать, заборонить, потом прокультивировать, посеять, у меня все эти агрегаты есть. Могу протравить зерно от сорняков. Комбайном я уберу, вывезу на сушилку, отсортирую и высушу. Муку только делать не могу. Со старшим сыном думаем выйти на производство муки, чтоб войти в программу поддержки сельхозпроизводителей. Написали заявку, что хотим купить мельницу, она полмиллиона стоит. Я мог бы ее и сам купить, но у меня все деньги детям ушли, чтоб им жилье купить. Им где-то жить тоже надо.

Проблем с техникой у меня нет. Проблема только в том, что у нас урожайность не очень. Когда мы начинали 8 лет назад, у меня зерно принимали по 8-10 рублей и сейчас за столько же принимают. Но тогда цена на солярку была 18 рублей, а теперь в два раза больше. Поэтому у нас не выгодно заниматься зерновыми. С переработкой да, это другое дело.

Я не думаю, что хлеб, который в Томской области, растет хуже. Ведь когда Колчака выгнали, именно Томская губерния спасла Москву от голода. Правда тогда в Томскую губернию входили и Кузбасс, и Красноярск, и Новосибирск, и Алтай, и даже часть Казахстана.

Непонятно, откуда молоко берем

Я время от времени смотрю телевизор, все больше новости. А тут попалась передача, где глава администрации президента Иванов, раньше он был министром обороны, отвечает на вопросы. Его спрашивают, где в магазинах можно купить нормальное молоко? И он на всю страну открытым текстом отвечает: «В магазинах нет молока, молоко можно купить только в деревне». Если бы оно было настоящее, не из сухого молока сделано с добавлением пальмового масла, он бы, наверно, так и сказал. Вы спросите у любого фермера, никто не понимает, откуда мы столько молока берем, что все магазины переполнены, мы столько молока не производим, сколько продаем. Говорят, из других регионов везут. Но дело в том, что молоко особо болтать нельзя, оно сбивается. Вот эту водичку, что они за молоко выдают, можно хоть через всю страну провезти, с нею ничего не случится.

У меня сейчас одна корова, нам с сыновьями пока ее продукции хватает. Летом она до 25 литров дает, молоком, маслом, сметаной всех детей обеспечиваем.

У жены старшего сына одно время работы не было, говорю ей: «Давайте для начала три коровы заведем, техника у меня есть, сеном, комбикормом вас обеспечу, и работа тебе не нужна будет». Куплю тебе доильные аппараты и все, что надо, но она пока не хочет. Люди сейчас такие стали, что молоко нам проще в магазине покупать. А его уже и молоком скоро перестанут называть.

По телевидению у нас одна Украина. Какое шоу ни включи, везде только с нею разбираются — вечную тему нашли. А что разбираться-то, прекратите транзит дешевого газа через нее, и они сразу изменят к вам отношение.

Зимой я подрабатываю в газовой котельной, я же электрик. У нас тут остался небольшой завод, к нему газ подключили. Томская область реально газифицирована всего на 8 процентов, а они пишут, что на 60. Мы живем на газе, и у нас его нет. Что далеко ходить, мой дом в 50 метрах от трубы находится, но газа в нем нет. Ее через нас в Коларово тянули, там дачи богатеев, сын Макарова и другие.

Даже лучановская средняя школа отапливается до сих пор электричеством. А купить газовую котельную, газифицировать ее у них ума не хватает, потому что хозяина ни в школе, ни в районе нет. Говорят, что у них денег нет. Да они в год тратят, может быть, больше, чем стоит эта газовая котельная. Просто никому до того дела нет. Страна богатая, зачем напрягаться, что-то менять. Школа трехэтажная, вы представляете, сколько у них денег уходит, чтоб ее отопить электричеством. Мама не горюй. Миллиона четыре ежегодно, как раз столько и стоит газовая котельная. Они каждый год обещают ее перевести на газ, уже 20 лет собираются, никак не соберутся. Уже десять котельных можно было за это время купить, десять школ газифицировать, а воз и ныне там. А вы хотите, чтоб мы с Украиной разобрались. Нам бы у себя порядок наладить.

Есть у нас фермер З. Мы с ним вместе начинали еще в 90-е годы. Он говорит: «Я буду на печи лежать, а за меня там все будут работники делать». Говорю ему: «Этого еще лет 50 не будет, потому что нас коммунистами до того воспитали, что мы на частника будем вкалывать только в самом крайнем случае». Фермер сегодня не может лежать на печи, он должен все сам делать и во все процессы вникать. А он новый трактор купил, у него человек восемь на нем сменилось, и что стало с этим трактором, в каком он теперь состоянии? Если техника по рукам пойдет, она не будет долго жить. Это редчайший случай, что кто-то может хорошего управляющего найти, который будет за него управляться. Если хочешь что-то сделать, делай сам или наравне с работниками, тогда все у тебя будет.