Путешествие в страну победивших туннелей (Норвегия июль 2019)

13.12.2019 | 21063 просмотра

Часть 1

Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот и прошел, пролетел год с нашего прошлого Евротурне (travel.drom.ru/66374/), и мы отправились в новое путешествие. Все предшествующее время было пронизано подготовкой к этой поездке, мечтами о манящей Норвегии, поэтому в мыслях намного раньше намеченного старта постигали Скандинавскую страну с ее удивительными природными красотами.

В итоге, забегая вперед, скажу, что все прошло на УРА, даже несмотря на маленькие шероховатости. Получена масса положительных эмоций и впечатлений, достигнуты все поставленные цели и задачи, принесшие огромное удовлетворение. Ввиду этого, с радостью хочу поделиться с вами воспоминаниями о поездке, вылившейся в одно большое приключение. Рассказ о Норвегии будет насыщен превосходными степенями, местами даже немного пафосен, но это простительно и как же иначе, эмоции-то через край, а без них повествование — скукота и сухость. Путешествие — это отрыв от повседневной рутины, это творчество, это поэзия жизни, если хотите, это стремление «пожить без рамок и форматов…», как поет В.Сюткин.

Поскольку без планов, составления маршрутов и другой теоритической подготовки вряд ли можно достичь результатов, то был прочитан и исследован большой объем информации (отчеты о поездках, отзывы о конкретных объектах и городах и прочее). Также считаю очень полезными для себя виртуальные путешествия в Google картах — находятся неожиданные достопримечательности, смотровые площадки, места отдыха и наглядно видно, где и как можно припарковаться, как выглядят отели и кемпинги и подъезды к ним.

Так как было принято решение окунуться в молодость и пользоваться для ночевок в Норвегии кемпингами и стоянками для отдыха, с целью удешевления бюджета планируемого мероприятия и некоего романтизма, то требовалось приобрести соответствующий туристический инвентарь. 2-местная палатка, спальные мешки, самонадувающиеся коврики, газовая плитка с баллончиками, палки для скандинавской ходьбы, треккинговая обувь, непромокаемая походная одежда, утепленные вещи, рюкзак — все это, в течение зимы и весны, подкупалось на туристическом интернет-магазине и в сети Decathlon и Спортмастер. Весь этот инвентарь планируем использовать и в дальнейшем, а спортивная одежда прекрасно носится в повседневной жизни, поэтому траты эти не считаем излишними и конкретно на это турне не записываем.

Путем сопоставления цен разных паромных компаний выбрали «Stena line» и рейс Вентспилс—Нюнесхамн, так в наших планах появилась Латвия, о чем ни разу не пожалели. Билеты на дневные рейсы забронировали и оплатили еще в декабре 2018 г., так выходило подешевле. Туда стоило на авто + 2 сидячих места в пассажирском салоне —104 евро примерно 8 тыс. руб., обратно — авто + каюта на двоих — 130 евро.

Вообще-то, цели жестко экономить на всем и вся не преследовалось, так, где это было не внапряг и просто хотелось избегать ненужных и необоснованных трат.

В ожидании старта возникли два сомнительных момента:

1. Человеческий фактор — запланировал три горных восхождения с целью покорения Языка Тролля (Trolltunga), Кафедры Проповедника (Prekestolen) и Горошины (Kjeragbolten) следующих одно за другим. Сможем ли, сдюжим ли? «Силы наши уже не те», как говаривал персонаж фильма «Вождь краснокожих». Отзывы других путешественников на этот счет были весьма противоречивы.

2. Природный фактор — погода во время всего путешествия и в дни восхождений, в частности, будет ли благосклонна к нам небесная канцелярия?

Как все вышло с этими моментами, узнаете далее.

А так выглядят сидячие места на пароме, согласитесь, вполне себе комфортно:

А это наше средство передвижения и, по совместительсту, дом на колесах:

Старт запланирован на раннее утро 1 июля 2019 г. Автомобиль все тот же — Ford Explorer 2008 г.в., 4 л, 212 л. с. — обслужен, ухожен. В этот раз впервые использовал багажный бокс. Много читал о мнениях автомобилистов по поводу увеличения расхода топлива (в моем случае бензина) с боксом на крыше. Плюнул на все это, цифры приведу в конце отчета. Наловчился быстро устанавливать его и снимать стоя на заднем колесе — пригодилось. Зимой, когда бронировал паром, указывал параметры автомобиля, в частности высоту до 2 метров, следующий параметр — высота до 3 метров, а это уже другая цена. Летом же, когда решили ехать с боксом, высота увеличилась явно больше 2 метров, встал вопрос: что делать? За несколько дней до поездки звоню в паромную компанию и мне на чистом русском объясняют (компания латвийская), что раз габариты не вписываются в заявленные, то надо доплатить и поскольку это совсем вот перед рейсом, то это сумма будет в переводе на рубли около 5 тысяч, а еще же и обратно ехать. Подумал, прикинул, плюнул еще раз и решил снимать бокс перед паромом и класть в салон, благо места предостаточно, а по прибытии устанавливать на место. Так и делал. Так что будьте внимательны при заполнении габаритов авто на сайте паромных компаний.

В бокс уместился весь туристический инвентарь плюс 10-литровая канистра с бензином, а также всякая неповседневная мелочевка. Таким образом, при разложенных задних рядах сидениях, мы имели постоянное двуспальное полноценное место, застеленное на матрац и всегда готовое к употреблению по назначению, как же это выручало в дальней дороге!

Что еще, начитавшись про дороговизну продуктов в Норвегии, закупили необходимый объем продуктов: каши и овощные супы быстрого приготовления, заварное картофельное пюре, пару упаковок минеральной воды, карамельные конфеты, консервированные персики и ананасы в банках, печенье, сухофрукты, орешки, чай, кофе и, может, еще какая мелочь. Добавили 2-3 бутылки вина и столько же крепких напитков — вдруг пригодится. Все в пределах норм и без запрещенки. Как-то возвращались из Чехии с явным перебором пива, и когда на границе белорусские таможенники принялись подробно расспрашивать и проверять багаж, натерпелся я несколько доооолгих неприятных минут. С тех пор все — нервы дороже, да и не пьется дома чешское пиво так, как оно же пьется в Чехии.

Трехлетние греческие шенгенские визы еще позволяли не заботиться об этом вопросе, навигация — I GO в авто, Гармин в запасе, а для подстраховки и пеших маршрутов MAPS.Me в смартфонах, гринкарта, медстраховки — можно ехать.

Ах, да, экипаж, позвольте представиться, идейный вдохновитель, организатор, водитель, штурман, гид в поездке — ваш покорный слуга и моя супруга Татьяна — тыловое обеспечение, ответственная за хорошее настроение в коллективе и удачу в пути, любящая семейная пара слегка за 50, не потерявшая вкус к жизни.

Теперь точно стартуем!

День 1.

Наверняка многим знакома ситуация, когда ночью перед дальней дорогой трудно заснуть. А тут целое путешествие впереди! Зачем себя мучить — выезжаем вечером, часов в 9, 30 июня. Только завелся мотор и тронулись в путь, как сладостное чувство разлилось по организму, именно с этой минуты началось то, чего так ждали и к чему стремились, да, мы в пути, мы в отпуске, мы готовы к приключениям, а над нами расстилается дивная летняя ночь, которая так хорошо описана у некоторых авторов.

От Московской области до Вентспилса 1000 с небольшим километров, а граница примерно посередине. Основной погранпереход Бурачки, если двигаться по М-9, но, судя по отзывам и опыту наших друзей, которые несколько часов провели там на границе, мы двинули на соседний погранпереход Григоровщина — Патарниеки через Беларусь и, надо заметить, не прогадали. Езды километров на 80 больше, но во времени может быть большая разница. За Витебском и до границы покрытие среднего качества, сильно не разгонишься, именно поэтому, наверно, успел затормозить, когда на рассвете прямо перед машиной через дорогу бросилась косуля — пронесло или пронеслась. Видели огромного лося, горделиво бегущего по полю параллельно движению. Велико же было наше удивление, когда ранним утром мы подъехали к погранпереходу — мы первые и, похоже, единственные! Нас вернули на километр назад, чтоб в офисе на стоянке большегрузов зарегистрироваться в электронной очереди и снова на границу. Ну что сказать, из-за отсутствия других автомобилей проверяли довольно тщательно и белорусы и латыши, но без фанатизма. Показали содержимое бардачка, бокса на крыше, что между сиденьями, под сиденьями, открыли все двери, предъявили содержимое многих сумок и коробок, проверили все имеющиеся документы вплоть до диагностической карты ТО. Все так вежливо, культурно, плюс с помощью сотрудников заполнили декларацию на латвийской стороне (общаются по-русски). На все про все около 40 минут и мы в ЕС. В принципе, совсем не напряжно прошли, хорошее впечатление осталось. И да, подъехала таки еще одна легковушка за нами, так вдвоем и прошли.

Далее пересекли всю Латвию.

До Риги второстепенная дорога так себе, но терпимо. Где-то рядом со столицей почувствовал наваливающуюся усталость, остановились на АЗС со всей инфраструктурой и, вытянувшись в полный рост в машине, хорошо поспал пару часов.

Отлично отдохнув, по хорошему шоссе прибыли в Вентспилс. Коровы — своебразная фишка города, их тут много в разнообразном исполнении. Но осмотр Вентспилса оставим на обратный путь, а сейчас в супермаркет — закупаться. Приобрели продукты для дальнейшей дороги: сосиски, колбасу, яйца, хлеб, консервы, немного пива. Заселились в двухкомнатные аппартаменты Oranzais nams на тихой улице в частном секторе, которые забронировали еще весной по цене 21 евро за ночь. Две ночи взяли и на обратной дороге. Отличная русскоязычная хозяйка все рассказала, объяснила, кстати, впоследствии, и в магазинах, и в порту, и в отеле, и в кафе с нами общались по-русски. На улицах люди между собой общаются на русском и латышском примерно в равных пропорциях.

Вечером прогулялись до пляжа, помочили ноги в Балтийском море, брррр, холодная вода.

ДЕНЬ 2.

Паром отходит в 10:00 по местному времени (совпадает с московским), зарегистрироваться и получить посадочный талон нужно до 8:00, поэтому приехали пораньше.

Команда парома работает очень шустро и слаженно — фуры и грузовики в одну колонну, легковые в другую. Вообще, переправа на пароме нам понравилась, кресла удобные — поспали пару-тройку часов, побродили по открытой палубе, наверно, тут Татьяну и продуло, посидели в кафе с wi-fi, испили кофею, почитали книжки, так и пролетели 8 с половиной часов переправы.

Прибываем в порт Нюнесхамн в пригороде Стокгольма:

На выезде из порта устроили проверку (я так и не понял, пограничники или таможня) как на границе, хотя это же и есть граница Швеции. Заглядывали в машину, спрашивали: кто, куда, на сколько, с какой целью (правда, уже на английском), проверили паспорта и отпустили куда глаза глядят, или дорога поведет. Но некоторые машины заворачивали в сторонку и устраивали настоящий шмон, а нас дорога повела в сторону Норвегии.

Сначала по отличным трассам Е 20 и Е 18, потом по региональной 61 дороге к полуночи добрались до приграничного Шарлотенбурга и на стоянке у супермаркета, в компании нескольких кемперов, остановились на ночлег. Но, странное дело, ночью так и не стемнело до конца, сумерки и сумерки, ну что ж поделать — такие они, белые ночи.

ДЕНЬ 3.

Ночью температура заметно упала и стало ощутимо холодно, мы впервые ощутили полезные свойства спальных мешков. Но, судя по набирающему силу солнцу, Норвегия встречает нас хорошим настроением. Конечно же, мы знали о неустойчивости местной погоды, частоте дождей, облачности и сырости и внутренне готовились ко всяким атмосферным капризам, и не только внутренне. Как говорят местные жители: «нет плохой погоды, есть плохая одежда» и, поскольку у нас нет причин не доверять местным жителям, в плане защиты от дождя и ветра подготовились тоже неплохо. Но, зная о плаксивости норвежских небес, как же хотелось тепла и солнца! Мы же в отпуске, в конце концов.

Наша задача на сегодня по дорогам Е-6 и Е-136 добраться до городка Ондалснес и стать там лагерем в местном кемпинге.

Но сперва надо заправиться под горловину еще на шведской территории, ведь в Швеции бензин подешевле норвежского. Из-за раннего утра АЗС с операторами еще на работают, да да, не удивляйтесь, у большинства заправок есть график работы, а так как ждать пару часов до открытия не хочется, пробуем залить горючее на автоматической колонке прямо перед границей с Норвегией. При помощи русскоязычного дальнобойщика из Эстонии, случайно оказавшегося рядом, и нашей карты с платежной системой Visa заправляем полный бак, и… у меня блокируют на карте 1200 шведских крон (умножаем на 7 и получаем рублевый эквивалент), значительно больше суммы, на которую залил бензина. Я читал об этом перед поездкой, поэтому не сильно удивился, но вопрос лишь в том, когда вернут остаток на карту?

Забегая вперед, скажу, что в Норвегии пришлось еще раз заправляться на автомате и заблокировали примерно такую же сумму в рублях, так вот, деньги вернулись на карту в целости и сохранности, но сразу по приезде домой. Я потом смеялся, ведь сэкономил практически дважды: и бензин чуть дешевле и деньги целы остались, а так бы разлетелись. Что касается заправочного автомата, так я точно и не разобрался, может, там надо набирать конкретную сумму или количество литров, а загвоздка именно в заправке до полного бака, в остальных случаях пользовался АЗС с оператором. К слову, в Норвегии самые популярные и многочисленные сети АЗС — ESSO, Shel, Circle K и еще какие то имеются. Цена 95-го колеблется от 115 до 130 рублей, причем может меняться от утра к вечеру и зависит от дней недели и месторасположения станций. Какая в этом система, я не понял, но местные знают, в какое время будет скидка, например, в четверг вечером и пополняют свои баки в это время.

Два слова о самом важном, о деньгах. В течение полугода подкупал в одном из банков Москвы наличные норвежские кроны, так мне показалось немного выгоднее, чем постоянно пользоваться картой в Норвегии (комиссия банка за конвертацию, за операцию). Вывел для себя среднюю стоимость норвежской кроны — 7,8 руб., на эту цифру и ориентировались при покупках и тратах. Также была некоторая сумма денег на карте и несколько сотен Евро для Латвии и на всякий случай.

Продолжаем движение. Ford, заглотив дорогущего бензина, радостно наматывает километры норвежских дорог, мерно урча мотором. За Лиллехаммером заехали в развлекательный парк, дабы взглянуть на самого большого тролля и испросить его благоволения на дальнейший проезд по местным горам, но парк был еще закрыт, познакомились через забор:

Дороги Норвегии хорошего и отличного качества, даже второго больше. Хорошо оборудованы, размечены, знаки и указатели в исчерпывающем количестве. Подавляющее количество дорог двухполосные с разрешенной максимальной скоростью 80 км/ч, иногда и того меньше, в населенных пунктах 50 км/ч. Только два участка в стране, с двух сторон от Осло, имеют бОльшую разрешенную скорость. Скоростной режим вполне достаточен, так как много изгибов, поворотов, серпантинов, подъемов и спусков, разгоняться более 80 км/ч зачастую и негде, и опасно. Есть дороги узкие, а есть очень узкие с карманами для разъездов, но покрытие везде высокого уровня. В общем, за рулем автомобиля в Норвегии надо быть всегда внимательным и расслабляться не приходится.

Городок Ондалснес, в который мы едем, выбран нами как самая дальняя и как самая северная точка нашего путешествия, оттуда начинается 63 туристическая дорога, оттуда рукой подать до Олесунна.

Постепенно природа вокруг меняется, к дороге подступают крутые горы, на них видны водопады и водопадики, на самых высоких лежит снег.

Но, к сожалению, меняется и погода, висят тяжелые тучи и моросит дождь, и тут я неожиданно понимаю, почему это происходит — тут рулят другие тролли:

Именно с этого момента у нас с Татьяной родился слоган, употребляемый и в дальнейшем:
— Это Норвегия, детка!

А дождь, то усиляясь, то слабея, заполняет все пространство:

Ну и что, мы же знали про погоду, мы же готовились.

Прибываем и заселяемся в кемпинг. 440 крон за две ночи на авто плюс два человека и палатка, берем жетоны на душ по 20 крон на каждого. Приблизительно 3500 тыс. руб. за две ночи. Располагаемся, ставлю палатку, выбирая место среди луж и решаем попробовать подняться на смотровую площадку Rampestreken, находящуюся на ближайшей горе. Мы не планировали этот подъем, ничего не знали про него, лишь видели красивые фото сверху, но поскольку приехали раньше, то решили испытать ненадеваемые раньше треккинговые ботинки. Сказано — сделано. Подъехали к началу трека и поперли вверх. Подъем достаточно крутой, скользкая земля, сплошь корни деревьев, покрывающих склон и камни. Супруга подстыла ранее и при физической нагрузке чувствовала себя неважно, да и я, если честно, устал, да и мелкий постоянный дождь настроения не прибавлял, так что решили спускаться вниз. Вот что бывает, когда несерьезно относишься к мало-мальски ответственному делу, на будущее нам урок, хотя мы же прогуляться вышли. А ботинки, кстати, отлично себя проявили — хорошо держат ступню, почти не скользят, не промокают и очень удобны! В награду остался этот снимок с подъема — вид на Ондалснес:

Ну что делать, забурились в супермаркет. В Норвегии преобладают следующие сети: Coop, KIWI, Rema 100, Spar. Цены не сильно разняться, что-то подешевле, что-то подороже. Приобрели хлеб, йогурты на завтрак и, по совету одного из дромовских путешественников, консервы с макрелью. Кассир на вопрос про дождь грустно ответил, что он тут идет каждый день (по-английски).

В кемпинге сходили в душ — опускаешь жетон и горячая вода льется 5 минут, вполне успеваешь помыться, переоделись в сухое, поужинали в кухне-столовой и полезли в палатку спать. Под ударами струй дождя по тенту палатки было сказано:
— Это Норвегия, детка.

ДЕНЬ 4.

Утро 4 июля выдалось безрадостным, как мы ни были готовы к плохой погоде, но действительность превосходила нашу готовность. Дождь лил всю ночь и к утру даже не собирался ослабевать. Капли стекали по внутреннему тенту и намочили в местах соприкосновения подушки и спальники в ногах, было ощущение невероятной сырости. Я расстроился, что протекла новая палатка, какой ужас, но потом понял — это конденсат.

Надо выползать, нацепив ботинки, выглянул наружу — даааа, печалька — кругом лужи и по-прежнему с неба льет. Справедливости ради, замечу, что на поляне для палаток был дренаж, иначе бы уплыли. Добежали до кухни, принялись готовить завтрак. Танюша моя приуныла, вижу настроение у нее на нуле. Перекусив, прыгнули в машину, и я понял, что автомобиль — самое уютное место для нас на ближайшее время. Говорю «Поехали», и мы рванули за пелену дождя, в тот момент было неважно куда, а важно, что отсюда.

Ну план-то, конечно, был. Отойдя от своих принципов, придумал радиальный выезд в Олесунн, поэтому и 2 ночи в Ондалснесе.
— А далеко ли туда? — поинтересовалась жена.
— Да нее, парсеков сто, — спародировал я незабвенного Громозеку из мультфильма «Тайна третьей планеты». В нашем случае это значило сто километров с маленьким хвостиком.

Олесунн — это город в стиле модерн, располагается между фьордов Хьюронд и Гейрангер, внесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. Сами норвежцы считают Олесунн красивейшим городом страны, сюда едут все те, кто хочет увидеть Норвегию настоящей и самобытной. Один из немногих городов в мире, построенный в стиле ар нуво или норвежский модерн. Таким он стал после страшного пожара 1904 г., когда город выгорел почти полностью. Под руководством архитекторов, поклонников ар нуво Олесунн был заново отстроен в едином стиле за три года.

А этот, сегодняшний вид, является визитной карточкой не только Олесунна, но и всей Норвегии.

Сюда-то мы и приехали первым делом. Это вид с горы Аксла, которая нависает над городом. На ней оборудована смотровая площадка, есть ресторан и небольшая парковка, на которой нам посчастливилось занять единственное свободное местечко. Тут всегда полно туристов.

Уважаемые читатели, наверно, заметили, что на фото город в лучах солнца!
— Свершилось чудо! —это возглас известного скандинава Карлсона. Но ведь и правда, пока мы ехали, дождь прекратился и выглянуло солнце, и хоть тучки и налетали порой, но они уже не изливали на нас свое содержимое. Настроение неимоверно улучшилось, особенно у Татьяны, и мы пошли на прогулку по городу. Между горой Акслой и самим городом лестница в 420 ступеней, как же хорошо было спускаться вниз, постоянно встречая пыхтящих туристов, идущих навстречу.

Так это смотрится снизу:

Домики действительно выглядят самобытно:

Вот теперь мы действительно начинали испытывать эмоции, за которыми и ехали, даже дождливый Ондалснес вызывал улыбку, после небольшого испытания непогодой, на контрасте, наше настроение повернулось на позитивный лад и оставалось таким уже до окончания путешествия.

Местные тролли весьма симпатичны.

В столь быстрое строительство города в 1904-07 гг. внесло свой вклад частичное финансирование германским императором Вильгельмом II, который любил отдыхать в окрестностях Олесунна.

Как и много веков назад, сегодня в городе имеется один из крупнейших в Норвегии рыбный порт, а норвежский рыболовецкий флот один из лучших в Европе.

Далее мы отправились на еще один туристический объект — маяк Алнес (мыс Эльфов) на острове Годой, но перед этим пришлось и самим изрядно попыхтеть, поднимаясь на Акслу к автомобилю.

Этот маршрут — отдельный аттракцион, доложу я вам! Острова соединены подводными туннелями с уровнями подъемов и спусков в 10-12%. Сначала долго вниз, скорость растет, ограничение в 70 км/ч, потом затяжной подъем, и скорость непроизвольно заметно падает, приходится поддавливать гашетку. Дальше крутой спиралевидный подъем по кругу, выскакиваешь на остров на пару минут и снова туннель, и снова подъемы и спуски, повороты и изгибы, и еще, и еще, и все это в туннелях! Адреналин заметно поднимается в крови, в конце даже появляется небольшое чувство, когда кажется, что едешь вниз, но на самом деле ты на поъеме и нужно напрягать движок. Последний трехкилометровый туннель уже на острове Годой, прорыт специально для туристов из-за популярности маяка, однополосный с карманами для разъездов, и в нем надо быть особенно внимательным.

И вот прибыли к маяку. Его в 1974 году едва не демонтировали как безнадежно устаревший, но жители поселка Алнес взяли на себя заботу о сооружении и превратили его в полноценный туристический объект. На самом маяке музей и выставочный зал, рядом кафе и автомобильная стоянка.

Суровый северный пляж — место отдыха местных жителей и приезжающих горожан.

Красно-белые на краю земли.

Результатом нефтяного бума в Норвегии после открытия месторождений нефти в 1969 году стал подъем экономики и как следствие грамотного вложения средств бурное развитие дорожной инфраструктуры. Качественные дороги пришли в самые отдаленные и труднодоступные населенные пункты, а в особо сложных местах прорыто множество туннелей, построено большое количество мостов и паромных переправ. Туннели в государстве всевозможные и разные: протяженные (несколько раз проезжали по туннелям в 10-11 км) и не очень; одно- и многополосные; с качественной внутренней отделкой и вовсе без отделки — создается ощущение реального движения в скале; хорошо освещенные и без освещения (во где адреналин); с крутыми подъемами и спусками; закрученные как штопор и с немыслимыми поворотами и изгибами. А какая туннельная инфраструктура по городам, особенно в Осло! Можно весь город проехать в туннелях с развилками, съездами, перекрестками, круговыми движениями. А чего только стоит Лердальский туннель длинной 24,5 км с оригинальной подсветкой! Везде оборудованы в туннелях места для разъездов, вынужденных остановок и просто отдыха. Именно поэтому Норвегию иногда называют страной победивших туннелей. На некоторых особо сложных новых устанавливают оплату за проезд, но когда сумма строительства отбивается, оплату снимают. За проезд по нескольким туннелям и сегодня существует оплата.

В отличном расположении духа возвращаемся в кемпинг Ондалснеса мимо гор со снежными шапками.

Нам очень понравился Олесунн и сегодняшняя поездка в целом, а окружающие природные красоты невообразимо радуют глаз. Норвегия являет нам свою суровую красоту и получается проникаться ею, но то ли еще будет!

Вернувшись в Ондалснес, обнаружили все тот же унылый моросящий дождь, но он уже не сможет испортить нам настроение. Палаток на поляне заметно прибавилось, и проходящий мимо швед, как выяснилось позднее, поздоровался и, показывая на российские номера, попытался пообщаться с нами на английком. Но как же мне стыдно, что до сих пор не могу устранить этот пробел в знаниях. Односложные ответы на уровне школьной программы явно не способствуют нормальной коммуникации. Весело пообщавшись, как смогли,выяснили, что швед приехал покорять Rampestreken и что сегодня тут весь день шел дождь. Будем привыкать к особенностям норвежской жизни — местных, как мне показалось, дождь вообще не колышет.

И тут случилось еще одно примечательное знакомство, имевшее продолжение. Только собрались поужинать, как подошел мужчина в возрасте, завидя наши номера, стал звать за собой, все время повторяя «Русиск, русиск!» Что делать, пошел за ним. В общем, привел он меня познакомить со своей женой, которая оказалось русской и живет в Норвегии уже 15 лет. Зазвали нас в гости, они сняли тут домик в кемпинге, как у них называется, кабина, полилась интересная беседа, кстати, жену зовут тоже Татьяна. Очень оказались приятные интересные люди, потчевали местными продуктами, а также креветками, угощали вкусным вином. Засиделись допоздна, Татьяна рассказала нам много интересного про свою жизнь и про жизнь в Норвегии, была переводчиком между нами и мужем.

Очень интересовал меня вопрос оплаты проезда там, где имеются считывающие камеры. Татьяна объяснила, что это касается местных и туристов из соседних стран, а в частности для нас это не актуально и можно ездить спокойно. Но если вдруг когда-нибудь пришлют квитанции к оплате, добросовестно оплачу и дело с концом, тем более, что немного нам этих камер и попадалось.

Замечательно пообщались, очень милые люди, общаемся и сейчас посредством интернета, зовут в гости и, чем черт не шутит… Норвегия нас манит снова. Пользуюсь случаем, передаю Татьяне и ее мужу огромный привет! Когда уже вечером разошлись, я взял бутылку водки, вернулся и вручил Таниному мужу как сувенир из России. Сувенир был принят с благодарностью и, надеюсь, пришелся по вкусу. А мы решили провести эту ночь в машине.

ДЕНЬ 5.

К утру дождь закончился, выглянуло солнце, выспались прекрасно. Заглянул в палатку — влаги нет, значит точно был конденсат. Пока собирались, палатка просохла, и мы двинулись в путь, день обещал быть богатым на впечатления.

Такой маршрут нам предстоял на сегодня.

Время, обозначенное на скринах, весьма условно, потому что поездка по дорогам Норвегии это не путь от А до Б, а удовольствие от самого движения по этим дорогам. Спешить абсолютно не хочется, вокруг открываются потрясающие виды, зачастую останавливаешься для фотографирования или простого любования, особенно это касается туристических дорог, кои являются самостоятельными большими достопримечательностями. Хотя вопрос спорный, отмечается, что все дороги в Норвегии по количеству красот вдоль них одинаково хороши.

Сегодня нас ждет известная туристическая дорога за номером 63, которая начинается в окрестностях Ондалснеса.

Очаровательный тролль желает нам счастливого пути:

Вскоре дорога вдоль долины упирается в неприступную горную стену:

Чтобы преодолеть ее и соединить два района Норвегии, в 30-х годах 20 века был построен горный серпантин с 11 крутыми поворотами, поднимающийся на высоту 858 м.

Это и есть Лестница Троллей, трасса настолько узкая, что в некоторых местах ее ширина доходит до 3,3 м, обочины дороги огорожены маленькими, скорее, чисто символическими заборчиками из камня. Поездка по этому серпантину испытание не для слабонервных, Лестницу Троллей смело можно назвать гармонией природы с архитектурой. Дорога невероятно органично вписывается в местные ландшафты.

Наслаждаться прелестями дикой природы Норвегии можно не только из окон автомобиля (ну, это для пассажиров), но и со смотровых площадок, основная из который расположена на самом верху. Где-то в начале подъема остановились пофотографировать водопад Стигфоссен и пообщались с парой из Калифорнии, путешествующих на арендованном авто. Они были в совершеннейшем восторге от окружающих красот, впрочем, как и мы. С наилучшими пожеланиями друг другу продолжили путь.

Наверху всегда многолюдно, но важно, чтоб погода позволила насладиться восхитительными видами, нам определенно стало везти в этом плане.

На стоянке есть все необходимое в таких местах: кафе, туалеты, множество сувенирных магазинов. Жаль не всем их можно посещать:

Погуляв тут около часа, надышавшись чистейшего горного воздуха, который бодрящей субстанцией заполнял легкие, продолжаем путь.

63 дорога открыта с конца мая до глубокой осени, а шесты вдоль обочин — это ориентиры для техники, очищающей снег. А меня все-таки не покидает ощущение какого-то сюрреализма в окружении заснеженных гор в середине лета, но как же это красиво, хотя и прохладно.

Часть 2.

День 5 (продолжение).

В месте пересечения дороги и реки Вальдола последней пробито ущелье в скале и образован порог 20 м высотой и 5 шириной и, конечно же, необходимо остановиться и прочувствовать мощь бурлящего потока.

Неистовство воды, брызги и шум, стоящий вокруг, дают возможность проникнуться необузданностью сил природы. Место сие называется Гудбрандсьювет.

А мы продолжаем движение и, когда наблюдаем вдоль дороги плантации клубники, решаем, по советам бывалых путешественников, полакомиться этой яркой ягодой. У шоссе часто попадаются точки продаж, приобретаем коробочку и с превеликим удовольствием уплетаем эти спелые крупные ягоды. Вальдальская клубника нам очень понравилась, так что рекомендуем попробовать следующим путешественникам.

В какой-то момент подъезжаем к паромной переправе. Норвежские паромные переправы удивляют своей отлаженной работой. Дорога приводит прямо к паромному причалу — заблудиться невозможно. Обслуживающий персонал прибывающий транспорт расставляет по колоннам в порядке очереди, так же осуществляется и погрузка, пока первая колонна целиком не въедет на паром, вторая ждет и так дальше, схитрить не получится, да никто и не лезет. Пока ждешь погрузку, персонал с кассовым аппаратом проходит по колоннам и принимает оплату у автомобилистов. Погрузка проходит быстро и четко, машины устанавливают довольно плотно. Когда паром в движении, можно подняться на открытую палубу, посетить туалет, посидеть в кают-компании. Выгрузка происходит так же шустро в рабочем режиме. Мы воспользовались паромами пять раз, цены были от 119 до 154 крон в среднем по тысяче рублей с хвостиком, более десяти минут не ждали отправления ни разу.

Хочу отметить один важный момент: от некоторых причалов паромы могут отправляться в два разных места, поэтому надо знать, куда вам надо, и уточнять при погрузке. Помимо транспортной составляющей паромные переправы являют собой водную прогулку по фьордам, что есть несомненный плюс.

Тем временем, 63 дорога приводит нас к Гейрангерфьорду, занесенному в наследие ЮНЕСКО и являющемуся одним из красивейших фьордов Норвегии. Со смотровой площадки открывается потрясающая панорама. Вид на поселок Гейрангер:

Взгляд в другую сторону:

Несколько минут молча созерцаем открывшуюся красоту и радуемся тому, что вот так просто сели и приехали в такие удивительные места, о которых раньше только мечтали и любовались на картинках! Узкий, глубоко врезавшийся в сушу морской залив в обрамлении скал в снежных шапках — вот каким мы увидели Гейрангерфьорд. А если учесть, что глубина некоторых фьордов достигает 1000 м, то можно представить, какие глубокие борозды оставил древний ледник.

Вниз, к Гейрангеру, ведет крутой серпантин под названием Дорога Орлов, еще один аттракцион на нашем пути. Понижаем передачу и вперед вниз. У меня сложилось впечатление, что Дорога Орлов покруче будет Лестницы Троллей.

Гейрангер — маленький поселок с парой дорогих отелей и кучей магазинчиков, имеются так же два кемпинга. Периодически сюда заходят океанские круизные лайнеры и все пространство заполняется многочисленными туристами. В этом плане нам не повезло — красавца лайнера не было, зато тихо спокойно погуляли.

Ну, и как же без Тролля, наверно, самый фотографируемый тролль в Норвегии:

Эти ребята с большими ушами и носами определенно умиляют всех. А нам пора двигаться дальше, дорога от поселка резко забирает в гору и, я снова даю мотору потрудиться от души.

Наша цель гора Дальснибба, а по пути сделаем остановку еще на одной смотровой площадке.

Красотища — глаз не оторвать! Хорошо видна Дорога Орлов На том берегу. Но обратите внимание на отвесную скалу справа внизу снимка. Если подобраться к кромке, правда придется перешагнуть через ограждение, можно сделать классный снимок, только и фотографу нужно спуститься туда, где сильно наклоненное дерево, ну это не опасно для фотографа, просто нужно найти место для правильного ракурса. Об этом я прочел в одном из отчетов по Норвегии и решил повторить.

Что и говорить, дух захватывает и сердце учащенно бьется. Жаль, не было солнца в этот момент, но не было и дождя, а это, я считаю, важнее. Еще читал, что это место называется малый Язык Тролля.

Сегодня не приходится много ходить, ко всем достопримечательностям подведены дороги и оборудованы стоянки. Так и на гору Дальснибба поднимается хорошая дорога, но что это за подъем, доложу я вам. Если ведем отсчет от Гейрангера — 0 м над уровнем моря, то за 20 с небольшим км взбираемся на высоту 1500 м над уровнем моря. Зато какие виды открываются сверху! Рекомендую к обязательному посещению. Придется лишь оплатить проезд в размере 120 крон, примерно 940 руб.

Гейрангер далеко внизу.

Царство снегов. Очень кстати выглянуло солнце.

Облака чиркают буквально по макушке.

Получив ярчайшие впечатления, спускаемся вниз.

И не спеша продолжаем путь по 63 дороге, любуясь окружающими видами:

Вскоре сворачиваем на дорогу 15, наша цель, сделав небольшой крюк, проехать по 258 дороге, иначе именуемой Старой Стрюнской дорогой. В настоящее время она используется только как туристический объект и является самостоятельной достопримечательностью. Но едва начав подъем в горы по Старой Стрюнской, упираемся в закрытый шлагбаум, стоп, очень жаль, придется возвращаться. Ну что ж, помимо Rampestreken, эта дорога остается пунктиком для следующего путешествия в Норвегию.

Начало 258 дороги.

На сегодня осталось добраться до городка Лом, который находится в начале еще одной туристической дороги за номером 55, ожидающей нас завтра. Располагаемся в кемпинге Лома за 265 крон (душ включен) и за неспешным ужином обсуждаем такой богатый на впечатления день.

ДЕНЬ 6.

Великолепно отдохнув, позавтракали, споро свернули лагерь и стартуем навстречу новому дню. Впереди туристическая панорамная трасса номер 55 Согнефьеллет, являющаяся самой высокогорной дорогой в Северной Европе. Высочайшая точка — 1434 м над уровнем моря. Считается, что Согнефьеллет самая красивая дорога в Норвегии и одна из самых красивых в Европе. Хотя в Норвегии некрасивых дорог не бывает, эта явно выделяется.

Поднимаемся все выше и выше, периодически останавливаясь для лицезрения окрестностей и фотосессий.

На шестах по обочинам нанесены отметки, которых в разное время достигал снежный покров, самая высокая метра полтора примерно. Дорога качественная , но узкая и местами встречный разъезд весьма проблематичен.

Достигаем зоны тундры, из растительности лишь мхи и лишайники. Водопады и водопадики — обычное явление для Норвегии, их достаточно много срывается с гор. Норвежцы вполне оправданно гордятся чистотой своих вод. Набрать воды и напиться можно в любом водопадике и горном ручейке, чем мы и пользовались неоднократно.

Въезжаем в зону облаков, становится сыро, и достигаем высочайшей точки дорожной сети Норвегии:

Очень впечатляет, и промозглый холод, усиленный ветром, лишь добавляет эмоций от соприкосновения с дикой северной природой в этот июльский день.

Капельная взвесь из облаков, казалось, проникает под любую одежду. Но мы же закаленные туристы, поэтому оставив машину на стоянке возле туристического центра, гуляем по окресностям. Отсюда расходятся многие пешие маршруты, в том числе на ближайший ледник и в окрестности высочайшей горы Норвегии Галхепиген — 2469 м над уровнем моря. В туристическом центре можно отдохнуть, обогреться, принять пищу, зарядить телефон.

А Танюша тем временем решила стать звездой экрана и влезла в норвежский «телевизор»:

Не знаю, откуда такое название, но очень похоже.

Испытав все прелести сырости и холода (температура близилась к нулю), прыгаем в Ford и катим дальше.

Теперь начинаем спускаться с плато, и природа потихоньку меняется, становится теплее. Не хочется разговарить, а лишь смотреть и впитывать эту красоту.

Нет, это не на другой планете, это на нашей матушке Земле и, мы счастливы, что побывали тут, спасибо за это 55 дороге.

Часть 3.

ДЕНЬ 6 (продолжение).

В местечке Гаупне сворачиваем на 604 дорогу и движемся на север. Следующий пункт сегодняшней программы ледник Нигардсбреен. Самый большой ледник континентальной Европы Юстедальбреен занимает площадь более 400 кв. км, имеет толщину до 600 м и стекает с гор языками по склонам в долины. Известнейший такой язык с наилучшей доступностью Нигардсбреен. 604 дорога поднимается по красивейшей долине вдоль реки бирюзового цвета, цвет дает талая вода ледника. За пару километров до стоянки дорогу преграждает шлагбаум с автоматом оплаты проезда. Картой оплачиваем 80 крон (примерно 620 руб.) и движемся дальше.

Такая картина открывается еще издалека.

Паркуемся и до ледника совершаем треккинг по пересеченной местности, а кому лень топать по камням, к их услугам катер, естественно, не бесплатный, но он преодолевает только половину пути, и еще с километр придется подниматься к леднику. Поскольку нам надо тренироваться, идем пешком.

В самых трудных местах установлены лестницы и мосточки. А погода шепчет, настроение великолепное, аж припекает на солнышке, коим не избалована норвежская земля.

Стояночка все дальше и дальше:

Чем ближе к леднику, тем сильнее он впечатляет своими размерами, мощью, цветом. От него веет холодом, опять приходится утепляться, а эффектности прибавляет бурная река талой воды, текущая из недр ледника.

Ледяное дыхание этого гиганта ощущается все явственней, но зрелище завораживает и притягивает. Цвет льда удивительный! Лед очень плотный, и в нем нет пузырьков воздуха, и цвет получается голубой из-за особенностей преломления света через такой лед.

Ледник не статичен, он медленно сползает вниз и периодически глыбы льда, подтаяв, с грохотом и треском обрушаются.

Вдоволь налюбовавшись, в бодром темпе отправляемся назад к парковке. Физическая нагрузка благотворно влияет на организм, а чистейший горный воздух с ледника расправляет легкие и бодрит необычайно. Тренировка перед восхождением на Язык Тролля прошла успешно.

Далее движемся… нет, не хочется так говорить, мы не просто движемся от одной достопримечательности к другой, мы всеми фибрами души впитываем каждый километр пути с природными красотами раскинувшимися вокруг, с милыми домиками местных жителей, разбросанными по склонам там и тут. Наслаждаемся видами всех этих гор, водопадов, рек, фьордов, растительности и непременными цветочками возле каждого домика. А у нашего Форда своя радость — кати да кати по хорошему асфальту, лишь для тренировки периодически забираясь в крутые подъемы и витиеватые серпантины.

Городок Лердальсойри органично вписался в межгорную долину на берегу самого большого фьорда Согнефьорда. Он хорош сам по себе, особенно его старая часть. Самый мимимишный городок Норвегии — так назвал его один путешественник и с ним трудно не согласиться. Просто посмотрите несколько фото с одним комментарием — все домики жилые, просто был вечер субботы и на улицах крайне малолюдно:

Полюбовались? Отправляемся дальше. От Лердальсойри начинается Снежная дорога и Лердальский туннель, что выбрать? Поступим по советам опытных автопутешественников — проедем немного по туннелю, развернемся и на Снежную дорогу. Итак, Лердальский туннель — самый длинный автомобильный туннель в мире (24,5 км) является частью дороги Е 16 между Осло и Бергеном. Строительство его было завершено в 2000 г.:

Но его еще характеризуют как самый красивый туннель. Уникальной особенностью этого чуда техники является наличие трех крупных искусственных гротов с оригинальной подсветкой. Гроты равноудалены друг от друга. Это сделано для того, чтобы водителей не убаюкивал однообразный монотонный пейзаж, они могли остановиться, отдохнуть, и, при необходимости, развернуться, как мы и поступили. К сожалению, фото получились явно некачественные, поэтому, кому интересно, взгляните в интернете. Заметили такую особенность, когда остановились в первом гроте: если движется по туннелю даже легковой автомобиль, то нарастает такой гул, когда он проезжает мимо, что, кажется, будто проносится курьерский экспресс.

Полюбовались и возвращаемся на Снежную дорогу. Снежная дорога или Fv 243 до открытия туннеля была единственной дорогой, соединяющей Осло и Берген, часто зимой ее закрывали и приходилось долго плыть на паромах. Ее длина 48 км, максимальная высота 1306 м. Название намекает, что тут всегда лежит снег и открыта она с 1 июня по 15 октября, ездят по этому горному перевалу сейчас в основном любопытные туристы.

Начало подъема. Снова дали порезвиться старине Форду.

То ли зима была малоснежная, то ли жаркий июнь, но снега на перевале было откровенно немного, а Татьяна очень хотела сфотографироваться возле снежной стены возле дороги.

Пейзажи все равно фантастические, и я бы хотел отметить, Снежная дорога отличается от 55, трудно выразить чем, но она другая, совершенно нет ощущения повторения.

И что бы вы думали, на самом перевале, в откровенной глуши, находится высокотехнологичный туалет на солнечных батареях. Вы знаете, а я даже и не удивлен уже.

Начинаем спуск.

Но прежде надо пополнить запасы питьевой воды:

Перед серпантином на спуск расположена смотровая площадка Stegastein, выполненная в оригинальном стиле. Она нависает над городком Aurland, стоящем на берегу одноименного фьорда.

Слово красота все еще работает?

На спуске главное беречь тормоза, дорога узкая, разъезд со встречными затруднен, расслабляться не приходится. На сегодня остается выбрать место для ночлега и хорошенько поужинать. Мимоходом заезжаем в городок Флом посмотреть на поезда известной панорамной железной дороги Фломсбана.

Двигаясь по Е 16 в сторону Бергена, находим очаровательное местечко для отдыха на берегу быстрой реки в окружении отвесных скал. Таких стоянок для отдыха на дорогах Норвегии предостаточное количество, они являются для нас альтернативой кемпингам с целью немного сэкономить. Что они из себя представляют: специально отведенное место рядом с дорогой со столиками и лавочками, возможностью установить палатку, с различными информационными стендами со схемами пеших туристических маршрутов в окрестностях, а главное — это наличие туалета с горячей и холодной водой, туалеты обязательно имеют кабины для инвалидов и ежедневно обслуживаются специальными людьми, поэтому всегда чистота и порядок. (Да простят меня читатели за упоминание столь важного для быта объекта, но его наличие является составной частью комфорта в путешествии, особенно для автотуристов с семьями, избавляет от необходимости бегать по кустам).

Эти стоянки облюбовали туристы на кемперах (для них, зачастую, есть возможность набора и слива воды) и прочие автопутешественники. Стоянки для отдыха обозначены на любых картах. Надо ли говорить, что окружающая природа дает полный релакс. Хочу добавить, что в Норвегии можно стать с палаткой в любом подходящем месте, если это не частная территория и не ближе 150 м от ближайших жилых строений. Так что поиск места ночевки в Норвегии не вызывает беспокойства, тем более что и кемпингов огромное количество. Главное — при любом выборе это будет безопасно.

После ужина пообщались как могли с туристами из Нидерландов, ставших рядом. Их заинтересовал наш автомобиль, ведь Explorer-4 не поставлялся напрямую в Европу и, вправду, я не встречал за рубежом подобных экземпляров с европейскими номерами. Пожелав друг другу доброй ночи, отправились спать по своим машинам.

ДЕНЬ 7.

Утро началось новым знакомством. Во время нашего завтрака подкатывает машина с норвежскими номерами, выходят ребята и, проходя мимо нас, на чистом русском желают приятного аппетита. Ну, естественно, разговорились, оказалось, что это парни из Латвии едут на заработки в Берген. Работают в среднем до полугода, потом возвращаются домой. Совершив моцион, ребята погнали дальше. Пора и нам проследовать в том же направлении. Первая наша цель — отель «Сталхейм» на одноименном перевале, буквально в нескольких километрах от нашей ночевки, которые мы преодолеваем, поднимаясь вверх в туннеле, открытом в 1980 году.

Этот отель считается самым невезучим в Норвегии, он полностью сгорал в 1900, 1902 и 1959 годах, а в 1882 году еще и сносился, в то же время это один из самых знаменитых норвежских отелей — список только европейских коронованных особ, посетивших гостиницу, может занять не одну страницу.

Так он выглядит сейчас:

Интерес в том, что, пройдя мимо рецепшна, можно попасть на смотровую площадку с другой стороны отеля, с которой открывается головокружительный вид на долину Нерой.

Нет, такое великолепие не может надоесть!

Теперь мы спустимся назад в долину по серпантину Сталхеймсклейва, который открыт сейчас для движения только в одну сторону — вниз. После открытия туннеля дорога работает только летом, в 2004 г. дорога внесена в списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Сталхеймсклейва является одной из самых крутых дорог (в обоих смыслах) в Европе, в некоторых местах уклон достигает 20%. Представляете, как раньше по ней карабкался транспорт в обоих направлениях, особенно зимой.

Начало спуска.

Через несколько сот метров открывается водопад Сталхеймфоссен 126 м, а затем с другой стороны — Сивлефоссен 142 м.

Потрясающая поездка, к сожалению, сам серпантин из-за густой растительности сфотографировать не получилось, но поверьте, он действительно крут. Потом снова в туннель и по Е 16 на Берген.

Так это выглядит на карте:

Наша главная цель на сегодня — посещение Бергена, а маршрут таков:

В дороге нам попадается еще один красавец — водопад Твиндефоссен, один из самых посещаемых в Норвегии, это обусловлено тем, что дорога проходит рядом с водопадом. Он несомненно впечатляет:

Часть 4.

ДЕНЬ 7 (продолжение).

Водопадов в Норвегии великое множество, по какой бы дороге и в каком бы направлении вы не следовали, обязательно увидите эти удивительные творения природы. И сколько бы много вам ни попалось водопадов в путешествии, взгляд все равно цепляется при виде каждого следующего даже в конце поездки.

А нас дорога привела в древнюю столицу Норвегии город Берген, а также прошлую и нынешнюю столицу дождей не только скандинавского государства, но и всей Европы. Вот посмотрите, как говорится, про местную погоду в климатической справке: климат умеренный морской с огромным количеством осадков — в год выпадает порядка 2250 мм осадков, зима очень мягкая и снежная, лето холодное и дождливое, круглый год доминирует пасмурная погода. Местные говорят, что дождь идет не менее 300 дней в году. Не попали в исключение из этого правила и мы, но что нам дождь — у нас есть защитное заклинание «Это же Норвегия, детка!»

Паркуемся через залив от старого города.

Интересуемся у подъехавшего следом норвежца насчет необходимости оплаты парковки. Ну, как норвежца, нам так только показалось, на чистом русском, поздоровавшись, объясняет, что сегодня воскресенье и парковка в данном месте бесплатно. Вот нам повезло, а то начитались о трудностях парковки в Бергене. Спросили у парня, как живется в таком климате, он ответил, что за 10 лет так и не привык. Распрощавшись, открыли зонты и пошли гулять по городу.

Берген — город на западе Норвегии, расположился на полуострове на берегу Северного моря. Второй по величине город страны имеет большой порт, университет и является центром нефтяной промышленности. Идем к главной достопримечательности города — знаменитой набережной Брюгген (памятник ЮНЕСКО).

В 1360 г. в Бергене было создано представительство Ганзейского союза и город превратился в важный торговый центр. Был построен знаменитый Немецкий причал и целый квартал для жизни и нужд ганзейских купцов. Основой экспорта была и есть рыба, в основном, особым образом вяленая треска, а импорт — зерно из Европы. Долгие века город управлялся и расцветал, благодаря купцам из Ганзы. Но мне лично трудно представить, как жили купцы в этих неотапливемых домах в столь сыром климате, бррррр.

В Бергене всегда много туристов, поэтому цены здесь высоки даже для остальной Норвегии. Из города начинаются многие туристические маршруты для воспользовавшихся авиасообщением, и не случайно Берген называется воротами фьордов.

Город удивительного очарования, тут самобытные живописные домики взбираются по склонам, тут почти всегда идет дождь или висят туманы, тут природа гармонично сочетается с городской средой.

Вдали виден Рыбный рынок, направимся туда.

Рыбный рынок — еще одна достопримечательность, место притяжения всех туристов. Вся живность, какая водится в море, присутствует тут в свежем или обработанном виде. Конечно же, рынок — это туристический аттракцион, с соответствующими ценами, но побродить и поглазеть стоит каждому, временно скрывшись от дождя.

По желанию клиента могут приготовить блюдо из любой рыбы или морского гада прям на месте, а можно выбрать уже готовое. Не удержались и мы, надо же отметиться, а заодно и перекусить, взяли такие бутерброды по 45 крон:

Довольно-таки неплохо подкрепились, идем дальше, тем более что дождь утих.

Забираемся вверх по уютным улочкам Старого города, любуемся очаровательными белыми домиками:

Сколько же их там много и какие разные все на вид. К слову сказать, все жители частных домов в Норвегии обязаны следить за внешним видом и состоянием своих домов. Вот они их подмазывают и красят каждый или через год (рассказывали местные), иначе администрация населенных пунктов или коммун (не знаю, как правильно) по головке не погладит.

Очень хотелось посетить музей Лепры, говорят, производит сильное впечатление, в хитросплетении улочек нашли его, но… попали в неурочное время.

А вот и главный лютеранский собор города, здание постройки 1550 гг.:

Тут мы снова прочувствовали, какую же радость приносит прекращение дождя и появление просветов на небе! Идем снова на набережную Брюгген, так понравившуюся нам.

Почувствовав некоторую усталость, решили заканчивать прогулку по городу, что и говорить, не зря сюда едут туристы со всего мира. Именно дождливый Берген раскрывается своей естественностью, он такой всегда, он настоящий. Берген в дожде — как вишенка на торте в туристической Норвегии. Мы видели много еще интересного, не вошедшего в отчет, и все нам очень понравилось, в общем, Берген — must see, как сейчас модно говорить.

Напоследок посещаем Макдональдс, взяв по чашечке кофе, связываемся с родными и близкими по интернету, за несколько дней взаимно соскучились.

Вот теперь можно ехать. Напевая песенку «У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать», по туннелям, развязкам и путепроводам без помех выбираемся из Бергена, минуя пригороды и предместья. Задача двигаться в сторону города Одда, ведь завтра… завтра нас ждет начало самой сложной части нашего путешествия — подъем на Язык Тролля, а пока, в хорошем расположении духа катим к месту ночевки.

Находим отличную стоянку для отдыха на дороге Fv 7 на окраине городка Norheimsund у водопада Стейнсдальсфоссен.

От дождя не осталось и следа, он остался там, в Бергене. Неспешный ужин с бокалом вина, чарующая природа вокруг, шум водопада и быстрой реки рядом умиротворяют необычайно, такие минуты непременно дарят ощущение радости жизни.

Поскольку в этих широтах в это время полная темнота не наступает, воспользуемся возможностью для прогулки. Познакомимся со Стейнсдальсфоссеном. Его особенность в том, что он один из двух водопадов Норвегии имеет оборудованную тропу за потоком. Эта особенность привлекает сюда множество туристов, днем экскурсионные автобусы подкатывают один за другим.

Достаточно мощный поток и шумит изрядно.

Ну, хватит водопадов на сегодня, идем спать.

ДЕНЬ 8.

«Вставайте, граф, нас ждут великие дела» — что-то вспомнилось поутру. Жаль, я не граф, но событие нас ожидало сегодня огромной важности — восхождение на Язык Тролля. Весь предшествующий год мы мечтали, как будем штурмовать эту достопримечательность мирового значения, и вот мы на пороге этого события. Сердце заходилось в томительном предвкушении, настроение было приподнятым.

Язык Тролля (Trolltunga) — каменный выступ на горе Скьеггедаль, расположенный вблизи города Одда, возвышающийся над озером Рингедалсватн на высоте 700 м. Своей формой напоминает язык, представляет собой кусок отколовшейся скалы, застывший на ее краю в горизонтальном положении, одно из самых красивых и опасных мест в Норвегии. 2009 год стал переломным для этого места: свет увидела обзорная статья в известном туристическом журнале, что повлекло за собой толпы любопытных туристов со всего мира.

Язык был главной целью нашей поездки, с мыслью о нем был построен весь маршрут, к нему мы сейчас направлялись.

Это будет настоящая проверка бодрости духа и тела. Из отчетов путешественников мы вынесли для себя, что это не легкий трек и решили растянуть его на два дня с ночевкой наверху у Языка. Супруга переживала за свои физические возможности, тем более что симптомы простуды едва миновали, но желание пересиливало и звало в путь. У ночевки наверху, кроме распределения физической нагрузки, есть еще преимущества: во-первых, вечером и утром следующего дня будет мало народа наверху и можно спокойно фотографироваться (рассказывали, что во время особого наплыва туристов, ожидание своей очереди на фотографирование доходило до 1,5 часов), во-вторых, появлялся шанс избежать плохой погоды, случись она в один из двух дней. Но был и очевидный минус: придется тащить наверх тяжелый рюкзак с палаткой, ковриками и прочим инвентарем. Хорошо все взвесив, выбрали вариант с ночевкой, опять же — лишнее приключение.

Миновали город Одда, кемпинг которого постоянно забит желающими начать восхождение с утра пораньше, то же можно сказать и про все окрестные отели. В местечке Тисседаль уходим на тупиковую дорогу, которая приведет нас к парковке у начала подъема. Дорога эта просто обалденная, сначала крутой серпантин, потом узкая полоска асфальта по краю скалы над пропастью и со слепыми поворотами. Один раз пришлось откатывать назад метров 300, чтоб разъехаться со встречкой. Кстати, кемперам наверх нельзя, они остаются на парковке в Тисседаль. Так как мы не спешили, парковка была почти заполнена, с трудом находим пару свободных мест. Машин очень много, тут впервые заметил пару автомобилей с российскими номерами. Основная масса туристов совершают восхождение за один день, но все больше появляется желающих подняться с палаткой.

Рядом припарковалась машина с группой молодежи, поздоровались с нами по-русски, познакомились, ребята и девчонки из Украины. Вшестером на арендной легковушке, все жизнерадостные, веселые, просто молодцы.

Переобуваемся, экипируемся не спеша, идем в туристический офис оплатить стоянку, дабы избежать встречи с парковочным автоматом. Стоимость одного дня до полуночи 700 крон, мы же оплачиваем два дня — 900 крон (примерно 7 тыс. руб.), недешево, но впоследствии даже не вспоминали про эту сумму.

От парковки до Языка — 14 км, как видите на фото, на месте старого фуникулера проложен серпантин (вообще крут!) длиной 3 км, его можно преодолеть на шаттле — зеленом микроавтобусе, совершающем рейсы по расписанию и до определенного времени. Некоторые, особо спортивные, штурмуют серпантин в пешем порядке, но мы не ищем легких путей и идем разбираться с шаттлом. Кстати, наверху серпантина есть небольшая парковка, на нее пускают в 7 утра и машины определенной высоты — установлен шлагбаум. Та парковка мгновенно заполняется, а очередь на нее занимают часов в 6 утра не позже.

У остановки шаттла касса, там встречаем украинских ребят (они не в курсе про микроавтобус, но что-то слышали про доставку наверх), и вот они с кассиром лопочут на английском, но ни фига друг друга не понимают. Смеясь, они переводят, что кассир предлагает вызвать такси за 300 евро, а парень этот в кассе хитро так улыбается. А мы-то ждем шаттл, тем более что и расписание сбоку висит. Я им объясняю про рейсовый автобус, они думают, что он и есть такси, в общем, веселились так минут пять, пока не подкатил зеленый микрик. Тут выходит этот парень-кассир и, уже не сдерживаясь от смеха, продает всем билеты на проезд всего по 40 крон. Ребята давай угорать вслед за кассиром, нам тоже весело, но до конца не понимаем, что к чему. Когда поехали наверх, украинские ребята сделали предположение, что кассир этот, просто прикалывался над ними, предлагая дорогое такси, наверно, девчонки симпатичные ему приглянулись. А они смеялись оттого, что вроде зная английский язык, так ничего толком и не поняли. Успели еще рассказать, как им «везет» в этой поездке. Сначала им вместо обещанного минивэна дали легковушку, и они в ней гоняли как сельди в банке, потом, имея желание подняться на Горошину, сели не на тот паром, потеряли время и никуда не попали, вот и сегодня, кавардак с этим кассиром. Но самый прикол, что у них ровно через сутки самолет, но они уверенно так прут на Язык Тролля. Классные ребята, желаю им дальнейших успехов, с таким позитивным отношением к жизни все по плечу, там, где иные расстроятся, они все переводят в шутку.

Вернемся к восхождению. Хрупкая молодая девушка-водитель, лихо закладывая на виражах, подняла нас к началу тропы. Сразу бросились в глаза сильно уставшие, но счастливые лица возвращающихся назад.

Татьяна попросила делать привалы по первому ее требованию, что и выполнялось неукоснительно. На всем маршруте расставлены километровые столбики, которые и были нашими путеводными вехами. Итак, 11 км впереди. Сначала измучил полуторакилометровый подъем по каменным ступеням и бараньим лбам, часто отдыхали, потом пошло легче.

Взгляд назад после восхождения.

Своя ноша не тянет?

Движемся в неспешном темпе, со скоростью комфортной для Татьяны. Восхитительные окружающие пейзажи и чистый горный воздух незаметно крадут время, а с ним и километры. Периодически из горных ручьев пополняем необычайно вкусной водой бутылочку, взятую с собой.

Очередной привал.

Чем ближе цель, тем сложней рельеф тропы, главное не пропустить красную букву Т на камнях.

Хочется отметить интересную особенность: все туристы на тропе, идущие во встречных направлениях, приветствуют друг друга, улыбаются, все люди очень доброжелательны, и такой позитив передается, что придает сил.

И вот, преодолев последний, самый бугристый километр, усталые, но довольные мы вышли к обрыву с Языком Тролля.

Зрелище фантастической красоты открылось перед нами! Скинув рюкзаки, мы молча стояли и смотрели, просто смотрели. Впитывали в себя эту раскинувшуюся панораму. Как будто и не было трудных километров пути.

Чтобы выйти на Язык, нужно спуститься по металлическим скобам, вбитым в скалу и тут необходимо быть аккуратным. А вообще сам выступ достаточно широк. Очереди практически не было (1-2 человека), и мы несколько раз выходили на Язык для фотографирования. Встретили тут наших новых украинских друзей, они уже отправлялись в обратный путь, пожелали друг другу удачи.

Да простят меня читатели за подобные фото, но тут одним снимком никак не обойдешься.

Только теперь догадались присесть и отдохнуть. Созерцали, медитировали, улыбались друг другу, и тут непроизвольно у обоих сорвалось с уст: «Это Норвегия, детка!»

Но пора было подумать о ночлеге и хлебе насущном. В округе мало ровных мест, пригодных для установки палатки, тем более что все ближайшие уже занимались туристами. Я где-то читал, что метрах в трехстах за Языком должен быть домик для экстренных случаев, но он не виден для основной массы туристов, так как находится за бугром, и вот в нем можно остановиться.

Домик оказался на месте и не занят, мы решили в нем заночевать.

Внутри было изрядно пошарпано, но имелись двухъярусные нары, на них и разместились. Поужинали на свежем воздухе, рядом водопадик с чистейшей водой, в общем, голодными не остались. Было интересно наблюдать, как округа заполнялась туристами и палатками, только в поле видимости я насчитал порядка пятнадцати палаток. Люди ужинали, разговаривали, гуляли по окрестностям. Подходили и к домику, общались с нами, абсолютно доброжелательная атмосфера, а мы-то грешным делом переживали, что в горах будем одни ночевать, что местные тролли примутся нас пугать, а тут — Бродвей, время к одиннадцати вечера, а солнце еще не зашло, люди гуляют. Посидели на пригорке, прошлись промеж палаток, видели, как ребята-поляки принимали ледяной душ в маленьком водопадике, раздевшись до трусов. Потом мы пошли в домик спать. Как же хорошо залезть в спальник и с приятными мыслями провалиться в сон.

Но ночью имело место быть забавное происшествие. Проснулся от непонятного звука, как будто постучал кто по окошку или дождь так стучит по подоконнику. Не поленился, вышел на улицу — никого, лишь водопад шумит невдалеке. Видно хорошо вокруг — белые ночи. Белые ночи — беззащитны шипы… о чем это я? Ах да, ложусь, только засыпаю, опять этот звук, уж не тролли ли куражатся? Вот и Татьяна голову свесила с верхней полки, тоже слышит. Проснулся окончательно и стал по звуку всматриваться в полутьму комнаты и… заметил движение — это жирная мышь или лемминг какой носится по комнате. Я вскочил и загнал ее в щель, теперь можно спокойно спать — никакие это не тролли.

ДЕНЬ 9.

Лишь озарило солнце горное плато, смотался по-тихому на Язык, чтоб запечатлеть молочную облачность над озером, по-моему, успел:

Вернулся, Татьяна уже проснулась, умылись в ручье — романтика, посмеялись над проделками ночной посетительницы, позавтракали остатками еды и собрались в обратный путь. Кстати, что бы вы думали есть недалеко от домика? Правильно — кабинет для раздумий, правда деревянный, обычный деревенский, только без двери.

Постояли у выступа, облачность уже развеялась, не отказали себе в удовольствии сделать еще пару фото. А то как же без меня:

Вот и преимущество двухдневного похода — другое освещение и фото другие.

Появились первые туристы, ранние пташки. Народ вокруг, ежась, вылезал из палаток — ночью было откровенно холодно, а мы уже ступили на тропу. В поиске красных Т:

Цифра нисколько не пугает, мы неплохо отдохнули и чувствовали себя бодрячком:

Постепенно возрос встречный поток туристов, люди привычно доброжелательно здоровались. Повстречали пару в возрасте из Москвы, пообщались, было интересно обменяться впечатлениями от путешествия по Норвегии. Стало заметно теплее, сняли ветровки. Периодически попадались русскоязычные туристы, так на одном из привалов с удовольствием пообщались с парой из Литвы. Тут, на тропе, люди открытые, добродушные, сюда не везут массового туриста на автобусах, как на другие достопримечательности, здесь те, кто добрался самостоятельно, а значит, искренне желал покорить Язык Тролля.

Но вот и затяжной основной спуск, как же нас измотало это каменное подобие ступеней. Колени были перегружены, особенно этому способствовал тяжелый рюкзак. Дааа, вниз тоже трудно спускаться, напрягаются другие группы мышц и связок, зато дыхалке лучше.

Все когда-нибудь кончается, прибыв на остановку шаттла, почувствовали невероятное облегчение, а скинув рюкзак, подумал, что взлечу сей же миг. Минут через 10 подъезжает зеленый микрик, за рулем знакомая уже хрупкая девушка. Она же еще помогает грузить рюкзаки! Билеты не спрашивает, вниз везет бесплатно. Как же виртуозно она рулит по серпантину в сантиметрах от пропасти! Реально становится не по себе, вниз страшнее, чем вверх. Когда прибыли к стартовой точке и вывалились из микроавтобуса, я вспомнил советскую комедию «Спортлото-82». Там есть такой момент: после поездки с лихачом-мотоциклистом Сан Саныч выходит из кустов и, прислонив шляпу к груди, так, в поклоне, с надрывом в голосе произносит: «Спасибо за все!» Почему-то улыбнула эта аналогия.

Тем не менее, главное восхождение этой поездки завершено! Хоть и сильно устали, но мы были чрезвычайно счастливы, весь оставшийся день пребывали в состоянии легкой эйфории. Это было преодоление не только километров и гор, но и преодоление себя. Открыли какие-то новые семейные ценности, утвердились в необходимости слаженной работы в команде в трудных условиях. Моей горячо любимой жене выражаю благодарность и нижайший поклон за эту «прогулку». Танюша, ты умница! Огромное спасибо Trolltunga за то, что ты есть!

Краткое резюме: не каждому Язык Тролля готов покориться, но при соответствующем настрое, физической подготовке, хорошей обуви — это вполне возможно для среднестатистического туриста. Очень важно, чтоб повезло с погодой. Мы затратили на это со всеми привалами вверх 4 часа 40 минут, вниз на час меньше и, если еще доведется побывать здесь, справимся за один день.

К сведению, у основания Языка заметил трещину, так что рано или поздно это чудо природы рухнет вниз, надеюсь, это произойдет еще оооочень не скоро, посему не откладывайте посещение Языка в долгий ящик:

А погода разгулялась не на шутку, солнце припекает по-летнему, будто спешит насытить теплом суровую норвежскую природу. Умывшись и переодевшись (достаточно футболок и легкой летней обуви), пытаемся перенять навыки девушки-водителя из зеленого шаттла, спускаемся в Тисседаль. Выходим на дорогу с красивым номером 13 и быстро прибываем в уютный городок Одда.

В супермаркете пополняем запасы: хлеб, йогурты, яйца, рыбные котлеты, консервы и икра в тюбиках, очень вкусная штука — тресковая икра в разных вариациях. Если кому интересно, спиртное продается в специальных магазинах Vinmonopolet, работающих в определенное время и в мало-мальских городах. Можно представить, какие там цены, если пиво, продающееся в обычных супермаркетах, стоит порядка 350 рублей за бутылку 0,5 л, и это еще не самое дорогое.

Дальше по дороге останавливаемся у двойного водопада Лотефоссен.

Еле втиснулись в освободившееся местечко. Сколько уже видели водопадов, но каждый новый поражает снова и снова, вызывает массу эмоций, а такой красавец тем более.

Погуляли, посидели на камушках у быстрой реки, пришлось воспользоваться солнцезащитным кремом, ну а как же, это же Норвегия, тут ничего нет вполсилы.

Подошел парень молодой, сам из Санкт-Петербурга, путешествует с девушкой, поделился проблемой — его коптер улетел за реку и там потерпел авиакатастрофу, не могли бы ему чем-то помочь или посоветовать что.

Река быстрая холодная, у противоположного берега стремнина. Взял я веревку из машины, привязал парня за пояс, а он пошел через реку, покуда хватило веревки. Через стремнину либо вплавь по острым камням, либо никак. Ногами не пройти — сильное течение. Пробовал парень и так, и эдак — замерз в ледяной воде, вытянул я его обратно, говорит: «Шут с ним, молодой еще, заработаю на новый, здоровье дороже». На том и порешили. Молодец, все в шутку перевел, а коптер этот может и вовсе разбился — парень даже не знал, где он на том берегу.

Ух и силища!

Путь наш и дальше пролегал по красивой дороге номер 13.

В какой-то момент остановились в дивном месте на стоянке для отдыха на берегу реки с водопадом напротив. Пообедали, любуясь великолепным видом, набрали воды и поехали дальше.

Назавтра по плану было восхождение на Кафедру Проповедника, Preikestolen по-местному. Единогласно и с воодушевлением было решено штурмовать и эту достопримечательность, хотя изначально все было под вопросом, в зависимости от состояния, погоды и желания, но мы вошли во вкус и хотелось новых свершений. К вечеру нашли еще одно хорошее местечко с видом на залив Северного моря недалеко от Кафедры. Расположились в соседстве с кемперами и прочими автомобилями. Ужин с вином на фоне великолепной панорамы, достойной самых дорогих отелей, мы точно заслужили:

Часть 5.

ДЕНЬ 10.

Хороший сон залог успешного дня. Еще раз напомню, что размер спального места позволял высыпаться вполне. Переставив некоторые вещи на передние сиденья, я, при росте в 185 см, имел возможность вытянуться, ни во что ни упираясь ногами, ширина тоже достаточна для двоих, а если добавить, что под нами толстый мягкий матрац, то комфорт был обеспечен. А с этой ночи мы уже не пользовались спальниками, то ли погода стала лучше сама по себе, то ли сказывалось движение на юг Норвегии.

На подъезде к достопримечательности есть кемпинг, но зачастую, как и в Одде, бывает переполнен. Не доезжая до основной парковки нас завернули на большую новую в лесу, что добавляло метров 500 к общему маршруту. Кафедра проповедника или Скала-кафедра гигантский утес высотой 604 м над Люсе-фьордом. Вершина утеса площадью 25 на 25 м квадратная и почти плоская. Со скалы, нависающей над фьордом, открывается великолепный вид, благодаря чему скала известна как одна из главных достопримечательностей Норвегии. Несмотря на то, что туристов сюда завозят в массовом порядке, путь на Перекестулен сложен, местами тропа очень крута. Оплачиваем в автомате 250 крон (примерно 2 тыс. руб.), если не подводит память, экипируемся и отправляемся в путь. От нашей парковки до Кафедры порядка 5 км, что займет примерно 2 часа.

Такие подъемы очень выматывают, как и все туристы, периодически устраиваем привалы. Отметили для себя, что, вероятно, из-за массовости и доступности маршрута, незнакомые туристы уже не приветствуют друг друга, как это было на Языке.

В таких местах просто отдыхаем на ходу.

Дорога на Прекестулен проложена на разных высотах и проходит через несколько различных поясов растительности, от лесов у основания до мхов и лишайников на высокогорье.

Затяжной подъем в конце маршрута и выходим к цели восхождения.

На Кафедре и рядом с ней столпотворение туристов, с целью созерцания окрестностей ими облюбованы все соседние скалы.

Люди отдыхают, перекусывают, наслаждаются природой. Наверно, все они так же, как и мы, рады совершению такого нелегкого мероприятия, а кто-то и имеет основания гордиться собой.

На фото заметна трещина, постепенно отделяющая утес от основания.

Внизу раскинулся еще один красивейший фьорд — Люсефьорд.

Магнетическая сила так и тянет заглянуть в пропасть. Противоречивые чувства вызывает взгляд вниз: мурашки пробегают по коже от вида этой бездны, но в то же время щенячий восторг заставляет сердце биться чаще.

Разный подход к страху высоты.

Здесь мы провели один из самых запоминающихся часов нашей жизни.

Ну что же, пора возвращаться. На адреналине, после увиденного, дорога вниз проходит заметно легче, только спуск по бесконечным каменным ступеням отзывается ломотой в коленях. Те же два часа неспешной дороги, и мы на парковке. По пути, зайдя в лес, полакомились черникой. Сегодняшний день дарит нам новую проверку физических возможностей и массу положительных эмоций, с проверкой этой справились превосходно — нет разбитости в теле, нет физического изнеможения, нет чрезмерной усталости, зато есть бодрость, несомненная польза от физической тренировки и чистейшего горного воздуха, а также огромная радость от пройденного маршрута. Спасибо, Preikestolen, ты сделал нас сильнее и счастливее.

Сегодня нам еще нужно добраться до Люсеботна — городка в самой дальней восточной части Люсе-фьорда. Это можно сделать двумя способами: на туристическом пароме, который курсирует по фьорду два раза в день (цена на этот паром очень высокая) или, как мы, объехав фьорд по кругу.

Из-за сложности рельефа на берегах Люсе-фьорда находятся только два населенных пункта — Люсеботн и Форсанн. Интересующий нас Люсеботн, население которого в основном состоит из рабочих двух электростанций, соединен с остальным миром дорогой Fv 500, переходящей в Fv 986, которая, в свою очередь, была проложена при строительстве этих электростанций. В нем имеется кемпинг, заселенный, по большей части, бэйсджамперами, облюбовавшими соседние скалы для своих прыжков, и туристами, штурмующими плато Кьераг с еще одной достопримечательностью — Горошиной или Камнем, в переводе с норвежского.

По пути встречаем поселение с характерными для Норвегии травяно-земляными крышами:

Дорога к Люсеботну проложена среди фантастических ландшафтов и сама по себе является достопримечательностью:

На краю плато расположена парковка, откуда начинается трек на Горошину, и кафе со смотровой площадкой Орлиное гнездо:

Ну а дальше к поселку ведет совершенно шедевральный 7-километровый серпантин, один из лучших, виденных мною в Норвегии. Он делает 27 крутых поворотов с набором (или потерей) высоты более 600 метров от Люсеботна до Орлиного гнезда и еще 300 метров до верхней точки плато.

Не забываем беречь тормоза.

Внизу серпантина еще один удивительный туннель в виде шпильки, узкий, темный с разворотом на 180 градусов.

В общем, еще раз пощекотали себе нервы. При заселении в кемпинг, стрелка на Reception приводит нас в кафе-бар, где весьма многолюдно. Бармен за стойкой оказался и администратором, пришлось выстоять очередь из желающих перекусить и выпить пива, зато посредством отличного wi-fi связались с Родиной. 260 крон стоило наше пребывание в кемпинге одну ночь (чуть более 2 тыс. руб.).

Желающие установить палатку (тельт по-норвежски) на предоставляемой тележке от центральной парковки катят вещи на поляну для палаточников, нам это показалась неудобным, (а может поленился ставить тельт), и мы стали среди кемперов, дабы переночевать в машине.

За ужином пришли к полному удовлетворению от достигнутых целей и пройденных маршрутов. Место само по себе красивое, дорога с серпантином как приключение, фьорд великолепный — можно и расслабиться.

Но в мозгу занозой сидела еще одна цель — покорить Горошину. Как оказалось позднее, мы оба хотели совершить это восхождение, но я не хотел напрягать супругу, а она не хотела подводить меня. Основной проблемой была возможность взойти на сам Камень — вот в этом я не был уверен, поэтому решение данного вопроса отложили на утро, вверив его поведению капризной местной погоды. Ибо хорошая погода — залог нашей победы, как говорили шведы под Полтавой.

Часть 6.

ДЕНЬ 11.

Утро выдалось великолепным, посему решение, давно зревшее в наших головах, выразилось в безапелляционной фразе «Идем на Горошину!», произнесенной одновременно обоими.

Еще раз воспользовавшись всеми благами цивилизации, имеющимися в кемпинге, совершили подъем по Люсеботнскому серпантину, что несомненно добавило адреналина в крови. Запарковались у Орлиного гнезда, оплатив 300 крон (примерно 2350 руб.), и отправились в путь.

Кьерагболтен (он же Горошина, он же Камень) — огромный булыжник объемом около 5 кубометров, застрявший между двумя вертикальными скальными стенами, пропасть под камнем достигает глубины примерно километра. Популярное туристическое место, летом в хорошую погоду сюда стремятся сотни туристов из разных стран. В особо сложных местах, в местах крутых подъемов для удобства восходителей организованы перила (металлические стойки, вбитые в камни, с протянутой между ними цепью), которые рекомендуется использовать не только при подъеме, но и при спуске. Чтобы добраться до верхней точки плато, необходимо преодолеть три подъема и два спуска, общий набор высоты составляет около 500 метров.

Штурмуем первый подъем.

К рекомендациям, собирающимся подняться к Кьерагболтену, хочу отнести наличие удобной обуви, которая надежно фиксирует голеностоп и не скользит по камням, а также очень уместными будут перчатки, чтобы не стереть ладони о цепи. Запас питьевой воды можно пополнять на маршруте.

Подъемы и спуски происходят по так называемым бараньим лбам, что в сырую дождливую погоду может быть весьма небезопасно из-за возможности поскользнуться.

Снова вспомнился фильм «Спортлото-82», когда Степан и Сан Саныч рассуждают, что же это, мол, маршруты то сходятся, то расходятся: «А на то они и маршруты».

Весь трек до Горошины составляет не менее 5 км, добавим сложный рельеф и большой набор высоты, получаем довольно трудный в физическом плане маршрут. А еще в конце желательно взобраться на сам Камень, что является дополнительной трудностью. Встретили молодых ребят из Прибалтики, так они уже второй раз пытаются покорить Горошину, пару лет назад взобраться на камень не удалось из-за сырой погоды.

Третий подъем, взгляд назад.

Мы идем налегке, настроение великолепное, солнышко припекает, физически втянулись в нагрузки и вошли в тонус. Конечно, делаем привалы, переживаю за Татьяну, как она справляется с дорогой — вроде ничего, держится. И вдруг на одном из крутейших подъемов влегкую обгоняет меня и говорит: «А ну ка, сфоткай, как я лезу по цепям!» Ого, думаю, сил еще много и настрой боевой.

Местами тропа проходит по краю обрыва, что, несомненно, добавляет колорит в маршрут.

Самый верх третьего подъема, далеко внизу Люсеботн.

Далее путь пролегает по более-менее плоскому плато и преодолевается без трудностей. Через некоторое время нам открывается небольшое ущелье, в конце которого застряла достопримечательность:

Дааа, дух захватывает! Особенно, когда понимаешь, что под камнем километр пропасти.

По сравнению с другими маршрутами, туристов намного меньше и очереди на фотографирование практически не наблюдается (иногда только 2-3 человека ждут особо задерживающихся на камне). Чтобы взойти на Горошину, нужно обойти ее слева, если смотреть по фронту, и несколько метров пройти по узкому уступу над пропастью. Некоторые уже на этом этапе отказываются от дальнейших действий. В самом узком месте, где можно пройти лишь боком, из стены торчит кольцо на манер гайки, и я, просунув в него палец, проскочил опасное место. И вот передо мной Горошина! Но просто так на нее не ступишь — надо сделать легкий прыжок. Тут тоже некоторые разворачиваются. В принципе, в физическом плане запрыгнуть на Камень не составляет сложности, мы ежедневно в обыденной жизни совершаем такие широкие шаги-прыжки, но тут другое дело — под тобой будет пропасть и страх высоты никто не отменял. Что касается меня, то да, я испытываю этот страх, что греха таить, но вот победить этот страх мне очень хотелось. Глядя как некоторые молодые туристы лихо запрыгивают на достопримечательность, для себя решил, главное абстрагироваться от окружающей действительности — есть только я и камень — и не смотреть вниз. Что может быть проще? Но, как и бывает в подобных ситуациях, черт меня дернул в самый последний момент посмотреть в пропасть рядом с Горошиной:

Страх с новой силой сковал мое тело… В общем, не получилось грациозного прыжка, пришлось вот так вползать:

И внезапно налетевший ветерок качает, и поверхность Горошины вовсе не плоская, но я сделал это, преодолев свой страх, встал на этот камень. Ах, если б вы знали, как я был счастлив в этот момент! Стоящие рядом туристы поднятыми вверх большими пальцами и возгласами одобрения встретили меня, сходящего с камня — спасибо им за поддержку. Еще несколько минут потребовалось, чтобы унять барабанящее в груди сердце. Логическое завершение сегодняшнего трека было весьма удачным.

Татьяна была очень рада за меня, но сама даже не думала проверять свои нервы на прочность, она и так молодец, что забралась в это прекрасное место. К слову сказать, далеко не каждый пришедший сюда становится на Горошину, так что еще одна цель достигнута. Ура!

Теперь можно отдохнуть и полюбоваться окружающими красотами:

Снова, как и год назад, снежки из июльского снега:

Опять хочу отметить доброжелательность и радушие туристов, прибывших на Кьерагболтен. Все приветствуют друг друга, запросто общаются, улыбаются. Очень было интересно пообщаться с мужчиной из Польши, пришедшим сюда с дочкой. Он несколько лет работал в Москве, поэтому владеет русским языком. Разговаривали о жизни, о Норвегии, о бытовых мелочах, просто обычный разговор как промежду добрых соседей водится. Им даже было предложено испить, по чуть-чуть, крепкого напитка за дружбу и покорение Горошины, но, памятуя о дальнейшей дороге за рулем автомобиля, пришлось вежливо отказаться. Хотя при других условиях был бы рад составить компанию приятному человеку.

Путь вниз занял примерно те же 2 с половиной часа, что и наверх, а вы думаете, что по таким лбам вниз легче?

Ребята-парковщики радостно приветствуют возвращающихся туристов, они-то наверняка знают, что значит сходить на Камень. Эмоции переполняют, мы рады не только потому, что завершили этот сложный трек, но и от того, что удачно сделали три подряд восхождения, которые планировали! Поверьте, это дорогого стоит, по крайней мере, лично для нас. Подъем на Горошину получился самым эмоционально окрашенным, не знаю, может потому, что он был финальным, а может сам по себе, но нам показалось интересней карабкаться по бараньим лбам, чем по бесконечным ступеням, хотя это карабканье более энергозатратно. Трек на Язык Тролля гораздо продолжительней, поэтому стоит, однозначно, особняком и требует какой-то подготовки. А вообще, эти три восхождения были цельной программой для нас и нет желания как-то их выделять или разделять. Программа нашего путешествия явно перевалила за экватор, и теперь можно было немного расслабиться.

Немного отдохнув, выдвигаемся в сторону норвежской столицы, куда доедем, там и заночуем. Маршрут, тем не менее, выглядел так:

Дороги региональные, проложены по удивительно красивым местам (а разве другие места в Норвегии бывают?)
Сначала проехали долину с пирамидками:

Потом заметили оборудованное место на реке, где загорали и купались местные и туристы:

Купание в бодрящей воде очень освежило и придало сил.

Далее проехали мимо огромной плотины или дамбы:

У местечка Dalen пободались с неожиданными серпантинами сначала вниз, потом вверх, крутизна их не уступала самым известным норвежским серпантинам, а я, немного расслабившись, почувствовал запах паленых колодок.

Проехав по самой норвежской глубинке, где периодически овцы, оккупируя дорогу, реально мешали движению, нашли замечательное местечко для отдыха и ночлега с набором необходимых деталей на берегу озера.

День 12.

Стоит ли говорить, что новый день обещал быть солнечным и теплым, кстати, обещание свое выполнил. А мы, как всегда не торопясь, наверно поэтому везде успевая, собрались и выдвинулись в сторону городского кемпинга Ekeberg в Осло. Да-да, мы едем в столицу Норвегии Осло.

Внесу маленькую ремарочку в свое повествование, при подготовке маршрута, еще зимой, забронировал в Осло хостел по приемлемой цене с отдельным номером и собственной ванной комнатой и туалетом, а также с парковкой. Бронь осуществлял посредством Booking.com с предварительной оплатой и частичным возвратом средств в случае последующего отказа бронирования. Каково же было мое удивление, когда после полной оплаты за проживание нам предложили оплатить парковку по прибытии, в размере 4000 руб. за две ночи.  В Европе так всегда, стоимость парковки накидывают после бронирования, но 4000 руб. — это явный перебор, как поет Гарик Сукачев. Порывшись в интернете, нашел городской кемпинг Ekeberg и решил отменить бронирование хостела, несмотря на возможные потери. Каково же было мое удивление, когда в течение недели вернули полностью все средства! Спасибо хостел, спасибо Booking!

В Хеддале остановились возле местной ставкирки. Она самая большая из сохранившихся каркасных церквей. Церковь была построена в начале 13-го века. При строительстве использовалась качественная древесина, так что сейчас здание все еще содержит около трети древесины, использованной при строительстве в 13-м веке. Снаружи церковь покрыта дегтем, деготь регулярно обновляется.

Ставкирки (каркасные церкви) в Норвегии являются достопримечательностями, и к ним возят туристов.

На подъезде к Осло трасса, наконец-то, позволила разогнаться более 80 км/ч, такое приятное подзабытое ощущение. Наш кемпинг находился на другой стороне города, но поскольку пересекали Осло под землей, в туннелях, это не создало ни минуты задержки. Эта поездка снова вызвала у меня восхищение: информативная составляющая на высоте, так как навигатор сник в подземелье, развилки, съезды, разъезды, даже был один светофор, в общем, благополучно пересекли столицу по туннелям и прибыли в кемпинг.

Кемпинг находится в черте города, поэтому нам озвучили цену в 920 крон (7 тыс. руб. с копейками) за две ночи с палаткой плюс душ. Ну что же, такая же сумма была и в хостеле, но тут парковка включена, плюс смотровая площадка над городом, плюс парк скульптур рядом. Короче, заселились, без сомнения.

Вид со смотровой кемпинга на центральную часть Осло.

Пока устанавливаю палатку, скажу пару слов об автотранспорте на дорогах Норвегии. На всех дорогах в самых удаленных местах можно встретить кемперы: так я называю все транспортные средства, приспособленные для жилья, это и собственно кемперы-автодома, и микроавтобусы, и минивэны со спальной крышей, и жилые прицепы-караваны и т. д. Также множество и легковых машин, по номерам которых (а также по номерам кемперов) можно изучать географию Европы. Сюда можно прибавить огромное количество арендованных авто, и, принимая во внимание развитую дорожную инфраструктуру и опираясь на личные встречи и наблюдения за массовыми туристами, я делаю вывод, что Норвегия на сегодняшний день является популярнейшим туристическим направлением. Это наблюдение косвенно подтверждают почти ежедневные встречи с русскоязычными туристами.

Теперь о кемпинге. Ekeberg, раскинувшийся на огромной территории, представляет из себя целый город — многоязычный и разнообразный, в плане автомобильном, но являющий собой образец порядка и умиротворения.

Хочу показать вам фото того многообразия самодвижущихся жилых объектов, которое окружало нас:

Поляна для палаток.

Очередь на заселение в кемпинг вполне не редкое явление.

До ужина прогулялись по окрестностям, после ужина по кемпингу. На сон грядущий взглянем на ночной Осло и на боковую.

Да-да, это именно ночной Осло, а не вечерний, на часах полночь.

Часть 7.

ДЕНЬ 13.

Новый день не позволил усомниться в великолепной погоде, видать норвежские тролли были к нам благосклонны. Первым делом на ресепшн кемпинга купили проездные билеты на все виды городского транспорта на целый день по 115 крон на человека и отправились на прогулку по столице. Сначала хотелось посетить самую неоднозначную достопримечательность всей Скандинавии- парк скульптур Вигеланда. Парк создан скульптором Густавом Вигеландом в 1907-1942 годах, занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений.

Темой парка являются состояния человека, каждая из статуй передает определенный набор эмоций, человеческих отношений, нередко с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции сложными для восприятия.

Вигеланд не просто с помощью скульптур передавал свое видение человеческих эмоций, а предварительно подвергал их глубокому анализу для максимально точного выражения задуманного.

Если греческая скульптура превозносит красоту человеческого тела, то у Вигеланда скульптуры поражают своей натуралистичностью.

А если вспомнить в какое время были созданы парк и скульптуры, то можно попытаться проникнуться духом той эпохи (я к тому, что это не современный новодел).

Одним словом, нам в парке понравилось, пара часов пролетели незаметно.

Итак, Осло — благополучный и благоустроенный, пример сдержанности, трудолюбия и целеустремленности северных народов, которым для выживания необходимо было усердно работать и постоянно изобретать что-то новое. В норвежской столице объединились лучшие веяния современной архитектуры и прогрессивные решения в области городской архитектуры. С другой стороны, в Осло почти не осталось старинных зданий и кварталов.

Купленные билеты позволяли передвигаться по Осло на любом виде городского транспорта. Мы проехались на разных маршрутах автобусов, на трамвае (есть интересное место, где трамвай проходит через фонтан на одной из площадей), на метро, спасаясь от полуденной жары, прокатились на кораблике, который курсирует между городской пристанью и ближайшими островами, входящими в городскую черту. Используя отличную погоду и выходной день, горожане массово отправлялись на эти островки с оборудованными пляжами.

После морской прогулки отправляемся исследовать норвежскую столицу в пешем режиме.

Замок Акерсхус — центр мощного средневекового укрепления, в 19 веке была произведена полная реконструкция.

Ратуша является значимым памятником архитектуры 20 века и известным символом Осло:

Королевский дворец, выглядит достаточно скромно и подчеркивает северную норвежскую сдержанность.

Далее направили свои стопы по улице короля Карла Юхана, по большей части пешеходной.

Норвежский национальный театр.

Вышли на площадь железнодорожного вокзала, где всегда многолюдно:

Татьяне очень понравился тигр.

Далее проследовали к оперному театру.

Поднялись на самый верх по наклонным крышам. В архитектуре здания оперного театра преобладают ассиметричные линии, необычные формы и большие пространства.

Вероятно, кто-то со мной согласится, что самый лучший отдых, это смена видов отдыха, поэтому, проведя день в большом городе после природных красот, почувствовали какую-то новизну ощущений, положительные впечатления гармонично легли в копилку общих эмоций от путешествия. А что касательно Осло, город современный, ухоженный, может, без какой-то особой изюминки, но оставил вполне себе приятные воспоминания.

Прогулявшись еще немного по набережной, решили возвращаться. Перед ужином прошлись по парку скульптур рядом с кемпингом, который был наполнен подобными образчиками современного искусства:

Вечером общались в кемпинге с семьей из Подмосковья, они тоже завершали поездку по Норвегии, и было интересно сравнить наши впечатления. Потом разговаривали с семьей из Тулы (Олег, огромный привет), они, наоборот, только начинали свое путешествие, и мы поделились некоторыми советами. На такой мажорной ноте жаркий день плавно перетек в довольно теплую ночь, и как же хорошо спалось в палатке под звездным норвежским небом!

ДЕНЬ 14.

Сегодня мы покидаем Норвегию, поэтому завтракаем и собираемся подчеркнуто медленно, как бы неосознанно пытаясь затянуть свое пребывание в этой удивительной стране с чарующей природой. Старина Форд, впервые за время поездки получивший столь длительный отдых, готов был снова отправиться в путь, наматывая километры дорог на колеса. Погода опять радовала теплом и солнцем, будто норвежские тролли вовсю старались угодить нам в этом путешествии. В этот воскресный день планировалось пересечь Швецию, добравшись до Нюнесхамна (преодолеть 538 км), заночевать там в окрестностях порта, чтобы завтра с утра загрузиться на паром.

Трасса Е 18 позволяет держать приличную для Скандинавии скорость. После пересечения административной границы со Швецией заправились слегка подешевевшим бензином, нашли работающий в выходной день супермаркет, прикупили продуктов на два ближайших дня и через некоторое время прибыли в город Эребру. Дабы откровенно не проследовать Швецию транзитом, решили посетить этот город, стоящий на пути. В центре города, на одном из речных островов, возвышается ренессансный замок Эребру с четырьмя башнями, ныне музей, ресторан и турцентр. Он является одним из наиболее известных и исторически значимых замков Королевства Швеции.

Реконструкция, закончившаяся к 1900 г., восстановила облик замка в период его расцвета в середине 17 века.

Центр города оказался тихим и ухоженным, народ в этот воскресный день мирно прогуливался и отдыхал в парках и скверах у реки.

На одной из площадей увидели такую гламурную антивоенную инсталляцию:

Татьяна моя нашла новое развлечение, жаль, у меня не хватило сил запустить ее в полет:

Одним словом, хороший уютный город, прогулялись не спеша, отдохнули в тени парка среди прочих горожан и отправились дальше.

К вечеру прибыли в Нюнесхамн и озаботились поиском парковки для ночлега. Все прилегающие к порту и паромному терминалу парковки оказались платными, и на них, кстати, было много машин, ожидающих своих паромов. В принципе не страшно, но время позволяет и почему бы не поискать бесплатное место. На огромном информационном стенде-схеме парковок находим единственную бесплатную в окружении платных. Вы находите в этом логику? Парковка эта оказалась возле конечной железнодорожной станции, примыкающей к паромному терминалу. Нюнесхамн является городком-спутником столицы Швеции Стокгольма, и люди утром оставляют транспорт на этой парковке и пригородными электропоездами добираются на работу или по делам в столицу, а вернувшись вечером, разъезжаются по домам. Все просто, в этом, вероятно, и логика.

Так же Нюнесхамн, помимо паромных переправ, используется жителями столицы как дачное место на берегу Балтийского моря, имеются хорошие места отдыха с оборудованными пляжами. Найдя местечко на довольно плотно заставленной парковке, прогулялись в соседний парк на берегу водоема, где в уютном закутке поужинали, наблюдая за водоплавающими птицами, похожими на уток. На сон грядущий прогулялись по городку, заглянули в паромный терминал, воспользовались wi-fi и туалетом.

ДЕНЬ 15.

На регистрацию на погрузку следует прибывать не позднее чем за 2 часа до отправления парома (отправление в 9:00), а если учесть, что надо еще снять бокс с крыши, то ночевка в непосредственной близости к паромному терминалу вполне оправданна. Девушка в окошке компании Stena line все нам разъяснила на русском языке, и мы спокойно встали в очередь на регистрацию и погрузку. Опять порадовались слаженной работе персонала и удивились, какое большое количество фур помещается в недрах парома. Благополучно пристроив автомобиль на огромной грузовой палубе, заселились в каюту и с удовольствием предались в объятия Морфея на широких мягких постелях. Обратно паром шел 10 часов, и мы после сна проводили время в приятном ничегонеделаньи — читали книги, посидели в кафе, постояли на открытой палубе.

По прибытии в порт Вентспилса прибавили по часу на часах и заселились на 2 ночи в те же апартаменты.

Часть 8.

ДЕНЬ 16.

Сегодня мы отдыхаем и знакомимся с городом Вентспилсом. Вентспилс — не просто является крупным морским портом, но и одним из самых динамично развивающихся городов Латвии. Грузовой портовый терминал во времена Союза считался «нефтяными воротами» большой страны. Потихоньку, некогда унылый серый город превратился в замечательный, цветущий и чистый Вентспилс сегодняшний.

Прогулялись на мол, потом закупились рыбой и разнообразными рыбными консервами в палаточке при местном рыбозаводе. Ох и вкусно же все это было!

Хотелось, конечно же, искупаться, но холодная вода Балтики и ветер позволили лишь окунуться.

Обустроенность пляжа, имеющего свой голубой флаг ЕС, вызывает восхищение.

Для детей тут множество всяких развлекух, а взрослым подолгу можно наслаждаться морским воздухом, сидя на удобных лавочках. Развитая портовая инфраструктура не мешает Вентспилсу быть и прекрасным морским курортом.

На западной окраине города находится Приморский парк, именуемый у местных так же парком Якорей, совершить путешествие по которому можно не только пешим способом, но и на поезде начала 20-го века носящим гордое название «Кукушка».

Парк и правда хорош, особенно для семей с детьми. Рядом с парком находится аквапарк, температура воды в нем не опускается ниже 23 градусов. Также для детей в Вентспилсе работает шикарный Детский городок, считающийся одним из самых лучших в Восточной Европе.

Множество цветов и цветочных композиций просто очаровывает:

В городе находится замок Ливонского ордена с музеем, которые мы, к сожалению, обошли стороной.

Теперь позвольте познакомить вас с вентспилскими коровами. В 2002 г. город принял «Парад коров», только начинавший набирать популярность в мире. На улицах Вентспилса появились 26 скульптур коров, как обычных, так и очень оригинальных. Все это дело очень понравилось горожанам, и когда пришло время расставаться со скульптурами, то усилиями местных предприятий с аукционов было выкуплено 6 коров, которые и остались на память вентспилчанам. Но этого оказалось мало! В 2012 г. Вентспилс снова становится коровьей столицей мира и принимает у себя второй парад. Теперь слова Вентспилс и коровы просто нельзя оторвать друг от друга, коровы повсюду: у Ратуши, у спортивных центров, на городских улочках, на набережной Венты, на морском пляже…

И еще многие-многие другие, а с самой большой — цветочной коровой, вы ознакомились в начале отчета.

День был насыщенный и пролетел незаметно, хотя прогулки имели неторопливый спокойный характер. Отдохнули замечательно, Вентспилс понравился и оставил исключительно положительные эмоции.

А вечером отдали должное латвийскому пиву и местной же рыбе:

Особо оценил сливовое:

ДЕНЬ 17 и 18.

Следующие два дня мы провели в столице Латвии Риге и были просто очарованы этим городом. Но обо всем по порядку.

Единственным минусом в путешествии по Латвии было качество второстепенных дорог, как только съезжаешь с основных трасс, которые имеют приличное покрытие, начинается довольно ощутимая тряска. Асфальт старый и местами убитый и сплошные латки на латке.

Первым делом закупили в супермаркете рижского бальзама в ассортименте, в качестве сувениров для родных, потом, по совету соседей по апартаментам в Вентспилсе, поехали в рыбный ресторан «Бермуда», что в окрестностях Юрмалы, в котором знатно отобедали, в конце путешествия позволяем себе кулинарные слабости. На первое фирменное блюдо — солянка из рыбы и морепродуктов, на второе — фаршированный кальмар и рыба с овощами, все очень вкусно, пальчики оближешь и ценник приемлемый.

Тому, кто будет в тех краях, очень рекомендую. Затем прогулялись по Юрмале: набережная, Йомас, не забыть оплатить 2 евро при въезде в город. Чисто, аккуратно, у концертного зала Дзинтари суета — подготовка к выступлению заезжих артистов. А мы снова дышим морским бризом.

«Давненько я не брала в руки шашек».

Через час прибываем в отель Viktorija на улице Александра Чака, забронированный много ранее, паркуемся на платной охраняемой парковке в соседнем дворе и получаем ключи от великолепного 2-комнатного номера с эркером на углу здания (за два дня — 79 евро + 10 евро парковка). Надо ли говорить, что на ресепшн с нами общались по-русски.

Отель Viktorija.

Рига долгое время, как и Берген, была ганзейским городом, поэтому преобладает европейская архитектура. Исторический средневековый центр внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его окружают кварталы в стиле модерн, очень напоминающие подобные кварталы в Санкт-Петербурге.

Нас, конечно же, интересует Старый город. Путь к нему держим через парк Аркадия, где всякий проводит время на свой вкус:

Два дня мы гуляли по Старому городу и впитывали его удивительную атмосферу. Центр Риги очень колоритное место, куда хочется приезжать еще: средневековые улочки, современные кафе, много туристов и молодежи, уличные артисты и музыканты, отсутствие языкового барьера.

Домский собор.

Домская площадь.

Дом Черноголовых памятник архитектуры, в средние века здесь проводились разные собрания и советы. Сильно пострадал во время Второй мировой войны.

Площадь Ливу — одно из главных культурных мест города, где довольно оживленная ночная жизнь.

Забавный памятник бременским музыкантам, множество туристов фотографируются с этой компанией и с удовольствием трут мордочки животным на счастье:

Обедали в Lido — сеть ресторанов быстрого питания с достаточно разнообразным меню. Еще меня в Риге интересовали места, где снимали советский фильм про Шерлока Холмса с В. Ливановым. Перенесемся на улицу Яуниела:

Вот она, узнаете? Здесь снимались не только «Приключения Шерлока Холмса», но и другие фильмы, в том числе «17 мгновений весны». В Риге есть и другие места, связанные со съемками фильма про знаменитого сыщика.

Есть в Риге и свой замок:

Вышли на набережную Даугавы.

Вид с моста на Старый город.

Рига замечательный позитивный город, неудивительно, что сюда едут много туристов, я так же заметил приличное количество автомобилей с российскими номерами. Окраины столицы не осматривали, говорить не буду, но центр Риги с прилегающими районами производит впечатление развитого европейского города.

Во время пребывания в Латвии, особенно в Риге, у меня возникло некое подобие диссонанса. Ну, посудите сами, в магазинах, кафе и ресторанах, отелях, паромной компании, на экскурсиях и в прочих общественных местах, а также просто на улицах люди общаются на русском языке, а расплачиваются везде в евро. Ну, каково. Нет-нет, конечно же, половина населения говорит на латвийском, и на английском во многих местах туриста поймут, но мы нигде не испытывали языкового барьера.

Что-то вспомнилось: Я в кафе уже устала тебе место греть,
Заходи, давно заждалась, твоя … Шутка.

Заканчивается наше большое путешествие, завтра нас ждет дорога домой. В конце мы замечательно отдохнули и расслабились, программа выполнена полностью, в голове эмоции и впечатления от пройденного пути, но в ней не осталось целей и задач, надолго ли?

В первый вечер гуляли до позднего, во-второй устроили праздничный ужин. Под рижское игристое перебирали в памяти интересные моменты, делились переживаниями от увиденного.

ДЕНЬ 19.

Осталось сказать о дороге домой и подвести некоторые итоги. Из Риги по А6 добрались до того же погранперехода, по которому въезжали в ЕС: Патарниеки — Григоровщина. И опять мы оказались первыми и единственными, через некоторое время подрулил еще один автомобиль. Снова тщательная проверка машины и вещей, с проверкой всех документов как на латвийской, так и на белорусской стороне, и через 25 минут мы въехали в Беларусь. Для нас это рекорд по времени перехода границы. Дальше заправка до полного бака, остановка в Витебске для закупки белорусских продуктов и известная дорога до дома. Позднее были удивлены, узнав, что все дни нашего отсутствия были дождливыми, кстати, дождь накрыл еще в Смоленской области. Так что нам очень повезло с погодой в путешествии, и я не знаю, кого за это благодарить: либо небесную канцелярию, либо норвежских троллей.

Резюмируя, хочется сказать, что мы были в полном восторге от поездки, эмоции периодически всплывают по прошествии нескольких месяцев. Норвегия очень приспособлена для автомобильного туриста: хорошие дороги, стоянки, кемпинги позволяют достаточно комфортно путешествовать по этой стране. Для тех же, кому нужен адреналин и экстрим существуют головокружительные серпантины, горные дороги с пропастями и крутыми скалами, пешие маршруты любой сложности, каякинг, бэйсджампинг, снег и лед летом и многое другое, так что развлечения в Норвегии можно найти на самый притязательный вкус. Поток туристов в последние годы в эту страну непрестанно растет, сюда едут как экстремалы-одиночки, так и семьи с маленькими детьми. А главное, что Норвегия одна из самых безопасных стран во всех аспектах. Помимо любования красотами, мы много общались с людьми, завели новые знакомства, это тоже добавляет красок в путешествии. Недавно просматривали фото, и Татьяна заявила, что хочет опять в Скандинавию, а я уже набросал новые интересные места для посещения, кто знает, может через пару-тройку лет и вернемся. А сейчас увлечен новой идеей и почти разработан маршрут на будущий год.

Теперь немного цифр.

Форд проявил себя исключительно с хорошей стороны, нигде и никогда нас не подводил — ехал и ехал.

Пройдено — 5784 км; потрачено горючего — 666 л; расход составил в среднем — 11,5 л на 100 км. К вопросу об увеличении расхода с боксом на крыше, в прошлой поездке по Европе без бокса, с сопоставимым пробегом, средний расход был 11,2 или 11,3 л на 100 км. Как видите, разницы почти нет, да и то, я эту разницу отношу на большее количество горных дорог в Норвегии. На бензин потрачено — 64 с лишним тысячи рублей.

Разницу в расходе и динамике движения на российском 92-бензине и на европейском 95-м я не ощутил.

Паром Латвия — Швеция — примерно 18000 руб. (суммы слегка округлены из-за разницы курса евро в разное время года). Паромы в Норвегии — 5200 руб.; кемпинги — 15000 руб.; парковки и билеты — 15000 руб.; отели в Латвии (5 ночей) — 11400 руб. Округляем в целом — 129000 руб., суммы, потраченные на питание, покупки, сувениры приводить не буду, они у каждого свои, но поверьте, они не велики.

В итоге по цене поездка в Норвегию оказалась вполне сопоставимой с прошлогодней поездкой в Италию. Но знаете, что я вам хочу доложить, уважаемые читатели, каким бы замечательным и интересным не было любое путешествие, так приятно всегда возвращаться домой!

Хочу поблагодарить руководство на работе за то, что пошло навстречу; Алексея Л. за то, что поработал за меня; Московскую Транслаб за качественное регулярное ТО автомобиля. Спасибо всем, кто прочитал до конца, кто прочитал по диагонали, кто посмотрел только фото.

Путешествуйте с удовольствием, берегите себя и своих близких, до новых встреч!