История о том, как мы год мечтали о Грузии, а рванули в Дагестан и нисколько об этом не пожалели

23.10.2019 | 21593 просмотра

Я не была везде, но это в моем списке.
Сьюзен Зонтаг.

Дорогие любители путешествий, здравствуйте!

Еще в сентябре прошлого года мы решили, что хотим в Грузию, и планомерно начали готовиться к путешествию. У каждого члена команды были свои пожелания: рыбалка, море, горы, исторические места, замки с привидениями… Мы старались спланировать маршрут так, чтобы все мечты сбылись!

Но за три недели до отъезда политическая обстановка изменилась и перед нами встал серьезный вопрос: Куда же? За короткий промежуток времени появились еще два варианта:

1. Ехать в Грузию, но не заезжать в Тбилиси.
  2. Прокатиться по Дагестану и Северному Кавказу.

И в ходе жарких дебатов и обсуждений мы выбрали путешествие по нашей огромной стране! Нет, нет, вы не подумайте, что мы отказались от мечты. Мы просто отложили ее на время!!!

В процессе планирования вот такой маршрут у нас получился:

1-й день. Пятница.
Пермь — Набережные Челны, 494 км от Перми, 8 часов.

2-й день. Суббота.
Набережные Челны (памятник В. Высоцкому) — Замок Гарибальди в Хрящевке 130 км от Самары — Тольятти (Памятник преданности) — Саратов, 816 км, 11 часов 30 минут.

3-й день. Воскресенье.
Саратов — Утёс Степана Разина — Музей «Селитренное городище» — Озеро Баскунчак — Гора Большое Богдо — Астрахань, 800 км, 11 часов. Проезжаем Волгоград (350 км от Саратова 4 часа 30 минут), Цаган Аман (615 км от Саратова 7 часов).

4-й день. Понедельник.
Астрахань (прогулка: кремль, набережная) — турбаза 200 км (вечерняя рыбалка).

5-й день. Вторник.
Турбаза (утренняя рыбалка) — Махачкала, 311км 4 часа 30 минут (море, прогулка по городу).

6-й день. Среда.
Махачкала (море и окрестности). Чиркейская ГЭС — Сулакский каньон в Дагестане — Бархан Сары-кум — Ахульго.

7-й день. Четверг.
Махачкала (море и окрестности). Карадахская теснина и Хунзахский водопад Тобот.

8-й день. Пятница.
Махачкала — Дербент, 130 км 2 часа и окрестности. Гора Пушкин-Тау и крепость Кала-Корейш, прогулка по Дербенту, крепость Нарын-Кала, музей и море.

9-й день. Суббота.
Дербент (море и окрестности). Крепость-призрак Гамсутль, Подземный водопад в Салтинской теснине.

10-й день. Воскресенье.
Дербент — Грозный, 286 км 3 часа (прогулка) — Владикавказ, 400км, 6 часов.

11-й день. Понедельник.
Владикавказ — гора Столовая — Владикавказ.

12-й день. Вторник.
Владикавказ — Дзивгисская наскальная крепость, 46 км, 40 минут от Владикавказа — «Город мертвых» (Даргавс).

13-й день. Среда.
Владикавказ — водопад Гедмышх. Пятигорск Гора Машук, озеро Провал, «Бесстыжие ванны» — Кисловодск 230 км.

14-й день Четверг.
Кисловодск.

15-16-17-й день Дорога домой. Пятница-Суббота-Воскресенье.
Волгоград 650 км 10 часов.
Самара 800 км 12 часов.
Пермь 800 км 12 часов.

Ура! Мы дома!

Сразу оговорюсь, что запланировано было по максимуму, и мы понимали, что не все успеем и чем-то придется жертвовать. Но ведь лучше, когда есть выбор, чем когда его нет…

Кроме этого по ходу нашего путешествия ещё и жизнь вносила свои корректировки, но на них я остановлюсь подробней по ходу своего повествования.

Ну что? Поехали!

Ах, да! Забыла представиться — Наталья.

Наша команда: я, муж Александр, дочь Настя и наши верные друзья Дмитрий и Елена.

Наши «боевые кони»: Рено-Дастер и Хонда CRV.

Наш девиз: «А хрен ли дома-то делать?» (слова Фёдора Конюхова).

Наш путь начинается прямо с порога офиса пятничным вечером. Покатили!

День первый.

Пятничное утро началось для нас на пару часов раньше, нужно было загрузить вещи, походные кресла, столик, посуду, перекусы, воду. Обязательным атрибутом багажника являются 2 канистры, т.к. заправки в Дагестане оставляют желать лучшего, да и большие перегоны по степям Калмыкии нас тоже ждали. Как говорится, «запас карман не тянет».

Стартуем в 17 часов из Перми. Главная задача — вырваться из города до пятничных пробок и добраться до Набережных Челнов.

Как гласит голландская пословица: «Для тех, кто только что вышел за дверь, самая трудная часть осталась позади». И у нас тоже! Движемся навстречу новым впечатлениям и открытиям. Друзья впереди. Муж за рулем.

Дочь уютно устроилась в телефоне.

А я наслаждаюсь видами за окном.

Мимо пролетали поля, перелески, села и автомобили…

Полюбовались Воткинским водохранилищем.

Поужинали в кафе.

Только отъехали от Пермского края, а уже побывали в Баку.

В этот день план не выполнили, переночевали в Менделеевске, до Набережных Челнов не доехали несколько сантиметров…

Итоги дня: проехали 421 км, 5 часов и три субъекта Российской федерации. Дороги в Пермском крае на четверочку. А в Воткинске с годами ничего не меняется, дороги на х…, но не хорошие. Заправок много, в том числе и брендовых. Гостиницу нашли с первого раза.

День второй.

Встали раненько, планов на этот день было громадье! Позавтракали в номере и в дорогу.

У гостиницы стоял эффектный автомобиль, не удержалась, сфотографировала.

Первым пунктом нашей остановки был памятник Владимиру Высоцкому в Набережных Челнах. Он посещал этот город в 70-х годах с труппой «Театра на Таганке».

(Адрес: Ул. Гидростроителей, Набережные Челны.)

Почему-то на ум пришли строки Владимира Семеновича:

«…Электророяль мне, конечно, не пара.
Другие появятся с песней другой,
Но кажется мне — не уйдем мы с гитарой
В заслуженный и нежеланный покой...»

Татарстан нас встретил дождем, зато в Самаре солнечно и жарко.

Решили размяться, прогуляться по набережной и встретиться со старыми друзьями.

На пляже проходил турнир по волейболу. Множество команд, болельщиков. Были все от мала до велика.

Порадовались за народ, что ребята так активно проводят выходные. Но мы пошли другим путем, наши мужчины прогуливались в сторону пивзавода, так хотелось знаменитого жигулевского!!! А те, кому нет 21, хоть рыбки попробуют.

(Памятник Пивовару. Адрес: Волжский проспект, 4, Самара).

Гуляя по Волжскому проспекту, наткнулись на памятник первому радиатору.

Долго рассуждали на тему греха. Решили, что грех есть и пить тоже грех, но мужики настойчиво продолжали путь к пивному магазину.

Оценили бережное отношение к природе в целом и каждому дереву в частности.

Добрались до магазинчика, отстояли очередь и вот оно, жигулевское, уже в пакетике! А жизнь-то налаживается. Чувствуем, что и мы уже всем сердцем любим Самару!

И кто чей командир, а Митька????

В этом городе мы бывали не раз, стоит отметить, что с годами он становится все краше и краше.

Но что-то мы задержались, у нас на этот день еще много планов!

Движемся дальше, на пути город Тольятти. В этом городе много интересных мест, но на этот раз мы выбрали «памятник Верности».

Меня очень зацепила история российского «Хатико». Пес со своими хозяевами попал в аварию. Ребята погибли, а пес очнулся у дороги. И в течение пяти лет их ждал на том месте, где в последний раз видел своих хозяев. Его подкармливали, несколько раз забирали домой, но пес возвращался на прежнее место.

(Памятник стоит у 21 квартала на пересечении Южного шоссе и улицы Льва Яшина у десятиэтажного дома № 25).

В память об этом псе местные жители собрали денег и на перекресте дорог, недалеко от того места, поставили памятник.

Горожане передают эту историю из уст в уста. А нам в красках и со всеми подробностями рассказал ее человек большой души и наш друг Евгений. Он умудрился буквально за пять минут поведать нам всю историю Тольятти, описать море интересных мест, где можно было бы побывать. И почти организовал нам стол, баню и …. Ну, впрочем, девочки были свои.

Как жаль, что нет времени задержаться, но нас сегодня ждало еще одно удивительное место — замок Гарибальди.

Нам пришлось свернуть с основного маршрута, от Тольятти 44 км в село Хрящевка. И скажем прямо, об этом мы нисколько не пожалели.

Увидеть где-то в Самарской глубинке такое! Можно я тихонько помолчу…

Кони превратились в мышей, лакеи — в крыс, Золушки скинули бальные платья. Только карета сохранила пока свое новое обличие…

Три богатыря.

Вот так богатый человек воплотил в жизнь свою мечту — построил замок. И не спрятал всю эту красоту за трехметровый забор, а делится с людьми. Местные жители и все желающие могут погулять, отдохнуть, сходить в кафе. Есть парковка, до замка сделана хорошая дорога. Девушки и молодожены приезжают сюда на фотосессии. Нас это место восхитило! Хочется сюда возвращаться и возвращаться!!!

Уже надвигались сумерки, нужно было двигаться дальше. Под Сызранью с третьего раза нашли номер в придорожной гостинице. Достался последний четырехместный на пятерых. В тесноте, да не в обиде. Не успев долететь до подушки, уже видели сладкие сны. Этот день подходил к концу. План опять не выполнили, до Саратова не добрались.

Итоги дня: проехали 527 км, в пути были порядка 7 часов. По Татарстану ехали не по центральным дорогам, поэтому сказать, что дорога отличная, не можем, такая же ситуация и по дорогам Самарской области. С заправками проблем нет. А вот с гостиницами возникли, т.к. все едут на отдых. Для себя сделали вывод, что ночлег нужно начинать искать часов с 20, а не затягивать до ночи.

День третий.

Этим утром решили встать пораньше, в 7 утра по пермскому времени, но, когда после завтрака вышли на парковку, наши машины стояли одни. Все уже давно разъехались. Только случайный попутчик ждал нашего отправления.

Сегодня нам нужно максимально приблизиться к Астрахани. Решили оставить утес Степана Разина на обратный путь. Озера и горы тоже отложили, т.к. турбаза с рыбалкой была заказана, ее перенести и передвинуть мы не могли. Покатили!

Хорошая дорога и позитивная музыка поднимали настроение. Уже пришло полное осознание того, что мы в отпуске и отдых начался. Пролетели Самарскую область, чуть-чуть зацепили Ульяновскую. Пообедали в придорожном кафе «Лада», уж очень приглянулось название и машин стояло большое множество.

А дальше в наши планы вмешался господин Случай по имени Дмитрий. Оказалось, что в небольшом уездном городке Камышин нас давно ждут, и стол накрыт, и щи сварены, и водочка заиндевелая в холодильнике. Делать нечего, сворачиваем в Камышин.

«… Ты все, что есть, неси на стол, оставь на после злые вести.
Мы наконец-то снова вместе, я прилетел часов на…………два!»

Нас приняли как дорогих гостей, напоили, накормили, показали достопримечательности своей малой родины. Буквально через забор располагался дом-музей М.А. Шолохова.

«В сущности, человеку надо очень немного, чтобы он был счастлив»
Михаил Шолохов, «Тихий Дон».

Прогулка по набережной дала возможность отдохнуть от дороги.

Сделали коллективное фото на память с великим Петром.

Спасибо, Дмитрий, за душевный прием, за позитивные эмоции и отличную экскурсию. Особое спасибо Любаше за великолепные щи! Еще раз убедились в том, что широту русской души ничем не измерить!

Прогуливаясь по улочкам Камышина, наткнулись на интересный объект, такого у нас нет.

Это колонка, просто так из нее воды не набрать, не испить водицы одинокому путнику. Приложите карту, товарищи.

За этот день смогли добраться только до Волжского. Остановились в гостинице «Вилла».

Свободные номера были, друзья разместились сразу, а мы еще минут сорок пытались устроиться. Вначале нас поселили в номер, когда в него зашли весь потолок был усеян комарами. Какой сон со стаей комаров, а выспаться — это первостепенная задача. Пошла к стойке регистрации, у администратора ничего от комаров не было, переселили в другой номер. Завтраки были только после девяти часов в кафе на территории гостиничного комплекса, а ждать мы не могли, пришлось спускаться за посудой и чайником. Можно сказать, что получили от администратора урок степенности, спокойствия и уравновешенности. Скрасил все неудобства стаканчик самарского пива.

Итоги дня: за этот день было пройдено 676 км, в пути 7 часов. Познакомились и полюбили еще один город России — Камышин. Проехали Волгоградскую область, дороги на троечку, но очень много участков с дорожными работами и реверсивным движением. Гостиница нас устроила. Все удобно, комфортно, не хватало только завтрака, но и эту задачу мы решили.

День четвертый.

В этот день мы должны были успеть на вечернюю рыбалку, поэтому подъем переносился на 6:30 по пермскому времени. Сонную дочь переместили в автомобиль, сами позавтракали в номере и помчались на Каспий, чтобы мечта №1 сбылась.

Пейзаж за окном сменился, вдалеке виден колодец-журавль.

Обязательным посещением на сегодняшний день был музей «Селитренное городище». Это комплекс масштабных декораций к фильму «Орда» в степи, под открытым небом. Они были созданы «Мосфильмом» в 2010 году. После завершения съемок, по просьбе местных властей, комплекс не был разобран, а превратился в культурный центр. Здесь можно прогуляться по улицам золотоордынской столицы, прикоснуться к домам, юртам и ханскому дворцу.

Для того, чтобы добраться до культурно-исторического центра, требуется через 7,5 км после Тамбовки свернуть на проселочную дорогу. Указатель у дороги на городище есть. После съезда с шоссе нужно проехать ещё около 5 км. Музейный комплекс находится недалеко от посёлка Селитренное. Дорога оставляет желать лучшего, будьте к этому готовы.

Купили билеты и пошли гулять по городу. На территории работает аудиогид, поэтому не тратьте лишние деньги, не берите экскурсовода.

Зашли в юрту, осмотрели, потрогали, померили предметы одежды. Интересно познать, как же у них все было устроено.

Поднялись на территорию декораций. Прогулялись по улочкам древнего города. Народу почти не было, ничто нам не мешало познавать традиции и нравы другого мира.

Это невольничий рынок.

Мужа всегда интересовал вопрос, какую функцию несут в себе палки на крыше. Оказывается, это крыша пекарни, а т.к. там всегда очень жарко, глина постоянно трескается. Палки на крыше выполняли роль лестницы, чтобы было легче латать сооружение. Вот такой интересный факт.

В закоулках города сушится кизяк, где-то вдалеке работает водяное колесо и шумит восточный рынок…Включите воображение и все увидите, а если уж никак не получается, то пересмотрите фильм «Орда».

Аудиогид нам поведал о невольничьих рынках, о нравах и традициях того времени. Мы с большим удовольствием послушали и погуляли. Решили перекусить в кафе, взяли различных блюд. Все было долго, невкусно и дорого. Поэтому не рекомендуем это кафе, а экскурсия понравилась.

Возвращаемся на трассу и летим в сторону Астрахани. Рыболовная база «Русская усадьба» находится в 100 км от Астрахани в деревне Воскресеновка. При отвороте с трассы 20 км грунтовая дорога.

Рыбака остановить было невозможно, он летел сломя голову навстречу своей мечте. Хочу отметить, что рыболовный сезон здесь начинается с сентября, в июле на базе никого нет. Мы были единственные посетители.

Это наш домик, мы занимали правую половину.

А на базе текла тихая деревенская жизнь. На территории паслись гуси, куры, индюки, козы, бегали маленькие поросята.

После плотного обеда, плавно перетекшего в ужин, мы отправились на рыбалку. Мальчики ушли на одной лодке, а мы покатились на другой.

Мы узнали, что воды в этом году очень мало, протоки сильно обмелели, на лотосовые поля не попасть. Мы порадовались и этим красотам.

Узнали, что лотос можно есть. Нам провели мастер-класс, как правильно это делать, хотя на данный момент он еще не созрел.

Орешек достаешь, зеленую оболочку с него убираешь, орешек раскусываешь, внутри зеленый червячок, его выплевываешь — он горький, остальное ешь. Нам понравилось.

Догнали рыбаков, не стали их отвлекать. Полюбовались издалека.

Визуально кажется, что воды очень много, а на самом деле это не так. Мы даже искупаться не смогли, воды по пояс. Местные жители жаловались, что воды нет, рыбы нет. Беда. И рыбаки вернулись ни с чем…. Вся надежда на утренний выезд.

Итоги этого дня. Проехали 545 км, 6,5 часов на автомобиле и 1,5 часа на лодочке по водной глади. Не увидели ни одного ползучего гада, не убили ни одну рыбу. Зато зарезали арбуз.

День пятый.

Какое замечательное утро, можно выспаться вволю. Никуда не торопимся, не спешим, не едем. Мы решили, что сегодня спим, отдыхаем и гуляем, выезд после обеда. Ночёвка нас ждет в Махачкале.

После вкусного завтрака (на турбазу мы заехали с питанием) мы с Леной пошли гулять по территории.

Вышли на маленькую набережную, с которой отправлялись вчера. А там нас ждал сюрприз — бесплатное «Шоу змей». С каждым шагом у нас из-под ног змеи начали выскакивать то в одну, то в другую сторону. Ужей я узнала, но там были не только они, другие мне не представились… Лена от испуга так кричала и исполняла шаманский танец, что я не сразу сообразила, чего мне больше бояться. Когда немного успокоились, пошли обратно искать хоть одну, чтобы сфотографировать. Нашли. Барышня, кто же ты?

После этой встречи ходили только по дорожкам и внимательно смотрели под ноги.

К обеду проснулся рыбак. По его довольному виду мы поняли, что рыбалка удалась на славу. Часть улова была приготовлена к обеду.

Жареный окунь — пальчики оближешь. С этой горкой мы справились с большим удовольствием!

После обеда загрузились и продолжили свое путешествие.

В Астраханской области заправили авто до полного. И двинулись в Дагестан.

При въезде в республику прошли блокпост. Останавливали все машины без исключения, проверяли паспорта и документы на машину, а также открывали багажник. Заметили, что на блокпосту ребята славянской внешности.

Немного забегая вперед, скажу, что по всей территории республики постов очень много, людей с автоматами встречали и на улицах больших городов. Останавливали очень часто, но чаще просто потрещать, узнать, как машина, куда едем, почему решили именно сюда, как море, как кухня и т.д. и т.п. Если к этому вопросу подходить с точки зрения нашей безопасности, то пусть так, лишь бы не было войны!

Пока ехали до Махачкалы, нас веселили, удивляли и ошеломляли заправки. Смотрите сами!

Заметили лишнюю черточку?

А еще были замечены заправки под названием «ГаСпромнефть», «Юкос», «Lуккойл», «Укойл», и даже «Нефтехим». Посмеялись, вздохнули и всплакнули…

Деревянные человечки вдоль дорог круглосуточно несли свою вахту.

Ближе к Махачкале проехали Люксембург.

И в районе 18 часов по местному времени добрались до столицы. Город кипел, все поочередно давили на клаксон, а наша задача была добраться до гостиницы без происшествий.

Мы выбрали мини-отель в центре города, на берегу озера, но мест в нем не было. Администратор нам посоветовал гостиницу «Адмирал», и места есть и до пляжа недалеко. Так и порешили. «Адмирал», так «Адмирал».

Заехали, заселились на три дня. И довольные пошагали к морю воплощать мечту номер два.

В округе нет никого, только пожилой мужчина следил за двумя мальчуганами, которые барахтались на волнах. Он нам подсказал, что на городском пляже лучше не купаться, там очень грязно. Все местные жители ездят на пляж в город-спутник Каспийск. Там лучше. Мы приняли эту информацию к сведению, решили, что завтра проверим. А водичка теплая-теплая! Ура! Мы на море!

«...От Махачкалы до Баку волны катятся на боку.
И вздымаясь бегут валы от Баку до Махачкалы…»

Помните эту детскую песенку? Мы от радости с удовольствием ее исполнили.

Вечером разыгрался аппетит, решили прогуляться по городу и поужинать.

Наткнулись на кафе «Прибой». Мужчины не сразу поняли, что это кафе, подумали, что это пляжные домики. Мы узнали, что здесь принято сидеть в отдельных кабинках. На улице тоже стояли столики, вокруг было много зелени и журчал фонтан, мы решили разместиться на улице.

(Отдельные кабинки на заднем плане).

Мы попробовали местную кухню. Узнали, что такое «Чуду», это тонкая лепешка с начинкой, а еще это чудо бывает с творогом, с тыквой, с зеленью, с картофелем, с мясом. С творогом нам понравилась больше, чем с тыквой.

Кизлярский коньяк и местное красное вино, красивая живая музыка и прекрасная компания поставили жирный восклицательный знак в конце этого дня. До завтра!

Итоги дня. Проехали 420 км, 5 часов. Дороги в Дагестане удивили хорошим качеством, даже разметка везде есть. Отметили, что пляж не очень чистый, списали на то, что дикий. Заметили, что все девушки одеваются очень строго, открытые только лица и кисти рук. Многие в черном. А мы на море загорать приехали…

День шестой.

«Утро было прекрасно уже тем, что оно наступило». Абсолютно согласна с Ф. Искандером. А тем более это солнечное утро на берегу моря. Ну, пусть не моря, огромного озера.

Да еще и завтрак входил в стоимость проживания. Довольны были все, Настя получила блинчики, муж — яичницу, а я кашу.

Сегодня в наших планах было насладиться морем. После двенадцати — посетить Сулакский каньон, берег Чиркейского водохранилища и плотину ГЭС, а на обратном пути заехать на бархан Сарыкум.

Дорога до дикого пляжа занимала 10 минут. Буквально переходишь улицу, пять минут по пустынной улочке.

Пять минут через заросли камыша, и мы на море.

Этим утром мы решили остаться на диком пляже. Отсутствие людей нас очень даже устраивало. Но по пути на пляж молодой человек нам сделал замечание, что у них так ходить не принято. Наши сарафаны и шорты дочери не в их обычаях и нравах.

На пляже пробегающие спортсмены на нас тоже смотрели искоса. Неподалеку женщины купались либо полностью одетые, либо в шортах по колено и футболках.

Дмитрий решил прогуляться до городского пляжа, он находился в пределах видимости. В этот день на пляже было не много людей, т.к. дул сильный ветер и волны. На городском пляже есть кабинки для переодевания, зонтики, лежаки и очень мало людей в купальниках. В связи с этим мы решили остаться на диком пляже. Тем более уборку территории провели, а все остальное у нас с собой было.

Солнечные и водные ванны получили, пора исследовать окрестности. Зашли в придорожный магазин, купили овощей, фруктов, домашнего сыра и собрались в маленькое путешествие.

До Сулакского каньона порядка 85 км по хорошей асфальтированной дороге в сторону поселка Дубки. Но мы решили свернуть чуть раньше, чтобы устроить себе маленький пикник. Да, зрелище на каньон потрясающее!

Вокруг такая оглушительная тишина, только ветер разносит звуки природы. А большие, я бы даже сказала, огромные птицы, добавляют движения этой статичной картинке.

Сулакский каньон считается самым глубоким в Европе, а в мире уступает только двум каньонам в Перу каньонам Котауаси и Колка. Его глубина достигает 1920 метров, а протяженность 53 км. И вот в таком восхитительном месте мы сегодня устроили себе пикник!

Настя с удовольствием взялась за кисти.

Там вдалеке виднеется поселок Дубки, а не прокатиться ли до той вершины?

В поселке есть смотровая площадка, небольшое кафе и много туристов и мусора. Посидеть в одиночестве и посозерцать не получится. Зато вид на каньон открывается еще прекраснее!

У реки можно разглядеть поселок, там можно прокатиться по реке на лодочке. Дорога от Дубков до поселка 29 км 1,5 часа. Таким количеством времени мы не располагали, поэтому решили полюбоваться сверху.

А еще с этой точки видно водохранилище.

«Жизнь — это не то, сколько вдохов ты сделал, а то, сколько раз у тебя перехватывало дыхание» Майя Энджелу.

Вернулись на площадку, собрали лагерь, весь мусор свой и не свой. Еще раз восхитились каньоном!!!

(Сулакский каньон в Дагестане на карте:

Адрес:Дагестан, поселок Дубки Казбековского района

GPS: 43.0342664060348, 46.8119502067566)

И покатили дальше.

На обратном пути заехали на Чиркейскую ГЭС. Она находится по пути из Дубков в Махачкалу. Немного не доезжая до офисного здания есть отворот с трассы, до смотровой площадки буквально метров сто.

ГЭС расположена в Чиркейском ущелье на реке Сулак и является самой мощной гидроэлектростанцией на Северном Кавказе, а по высоте среди арочных — первая в стране.

Красота сумасшедшая! Но и опасность велика, т.к. вся ответственность лежит только на вас. Место для туристов никак не организовано, начиная со строительного мусора вдоль дорожки к обрыву и заканчивая самой площадкой. Как говорит моя мама: «Будьте внимательны и осторожны!»

(Чиркейская ГЭС и водохранилище в Дагестане на карте:

GPS: 42.9483813976531, 46.9149470329285)

Погуляли минут пятнадцать и в дорогу. Сегодня нас ждала еще одна остановка — бархан Сарыкум. Он находится у нас на пути, в 18 км от Махачкалы.

С основной трассы его хорошо видно, и есть указатель на отворот.

Бархан Сарыкум входит в состав государственного природного заповедника «Дагестанский». При подъезде к бархану вы уткнетесь в шлагбаум. На территорию заповедника вход платный. Мы купили билеты и проехали на стоянку.

Заезжая на парковку, наблюдали вот такую картину. Эта нахальная птица гуляла по всем автомобилям.

На бархан проложена дорожка. Подъем по ступенькам занял минут пять-десять. Вдоль лестницы расположены стенды с познавательной информацией.

И вот мы забрались на один из самых высоких барханов в мире. Откуда между горами и степью появилось это чудо — науке неизвестно…

Сары-Кум уникален по многим причинам. Это единственная пустыня на территории России. Так же это второй по величине бархан в мире. Выше него только Большой Эрг в Сахаре. Бархан окружен степью. Его высота достигает 252 метров. Есть свидетельства, что в 1878 году он был высотой почти 500 метров. К сожалению, бархан разрушается, за последние полвека он потерял почти 18 м.

Так же бархан Суры-Кум известен тем, что здесь проходили съемки популярного советского фильма «Белое солнце пустыни».
— Гюльчатай, открой личико!!!

И эта вершина покорена. Уже в сумерках мы возвращались в Махачкалу. На подъезде к городу заметили очень приличную заправку, заехали, заправились. И машина, и мы были довольны.

Заправка новая, являются представителями Лукойл, но карточки не принимают. Машин заправляется много. Для себя решили, что заедем сюда еще не раз. На территории заправки есть хорошая столовая, но она работает до 19 часов. В этот день поужинать здесь не успели.

Отметили тот факт, что на территории каждой заправки в Дагестане есть молебная комната.

Поужинали в кафе гостиницы. Узнали разницу между хинкал и хинкале. Оказывается, это абсолютно разные блюда. Лена попробовала хинкал с пухлым тестом, а я с тонким. Первый вариант нам понравился больше.

Итоги этого дня. Проехали порядка 200 км. Искупались в самом большом озере, побывали в одном из глубочайших каньонов в мире, посетили самую мощную на Кавказе ГЭС, забрались на самый высокий бархан. Подвигов на этот день достаточно. До завтра.

День седьмой.

И сегодняшним утром меня встречает день, в котором я никогда не была, и мир, который еще не видала. Какие новые эмоции и открытия он несет? Посмотрим.

За окном ясная погода, город уже давно проснулся, а нас ждет вкусный завтрак и теплое море. На сегодня мы запланировали Карадахскую теснину и Хунзахский водопад Тобот. Вперед за новыми впечатлениями!

В этот день море показало себя с другой стороны. Был полный штиль, ни одного барашка. Наплавались вволю. Настя решила купаться в футболке. Лена на пляж оделась, как капуста. А я не стала вносить изменения в свой гардероб, т.к. считала свой наряд достаточно скромным для любой нации.

Пообедали на заправке первое, второе, булочка и компот! Очень вкусно и недорого. Заправили автомобиль и взяли перекус для пикника, т.к. путь нас ждал не близкий. До теснины навигатор показывал порядка 2 часов. Уселись в одну машину и покатили.

Дорога прямо порадовала!

Проехали четыре туннеля, один из которых протяженностью 4,3 км.

Какая же красота вокруг! За каждым поворотом новая картинка, новые горы!!!!

Услышали «Два голоса в горах», подслушали такой вот разговор…

— Твердят, что здесь погрязло все во зле,
Здесь издревле жестокость почиталась!

— Неправда, здесь, как на любой земле,
Ценили сострадание и жалость.

— Что ж было свято в давние года
Для этих гор, для здешнего народа?
 Здесь было и осталось навсегда:
Священны хлеб, работа и свобода!

— Здесь, говорят, сражались племена,
Чем кровь врага, вода была дороже!

— Здесь знали: кровь людей у всех красна,
Хоть разны боги их и цвет их кожи!

— Чужую жизнь никто здесь не ценил,
Здесь кровь текла, как в половодье реки!

— Неправда, тот, кто кровь чужую лил,
Презренен был и проклят был навеки!

— Не здесь ли Прометея Зевс карал,
Цепями к скалам приковав когда-то?

— Быть может, здесь, но ни одна из скал
В жестокости богов не виновата!
Кайсын Кулиев

Так, за время литературной странички, мы добрались до аула Карадах. Не доезжая аула повернули направо на грунтовую дорогу в сторону села Маали. Проехали буквально 500-600 метров и очутились на мосту через маленькую речушку Квартах. Это в ее долине находится теснина.

Мы остановились у моста, там уже стояло несколько машин.

Рядом с мостиком располагался стенд с названием природного памятника, но никаких указателей не было. По описанию, которое мы нашли в интернете, нам нужно было двигаться вдоль русла реки куда-то туда.

Ну, что, пошагали! Дорожка каменистая, речка мутная, бычки горные.

Скалы прекрасные.

На пути встречаются небольшие водопады.

Встретили иностранцев, которых вел местный гид, и путешественников, таких же, как мы. Ребята из Москвы рассказали нам, что впереди нас ждут фантастические виды и две шатких лестницы. Эта первая.

Говорят, что Карадахскую теснину называют «Воротами чудес». Этот уникальный памятник природы представляет собой узкий каньон высотой 170 метров при ширине не больше 2-4 метров и протяженностью 400 метров. Это место напоминает сказочные ворота в затерянный мир. Вот они!

Сюда не попадают прямые солнечные лучи, и даже в полдень здесь стоит полумрак. Как приятно в жаркий день спрятаться от палящего солнца и окунуться в прохладу…

Слышно долгое эхо от шагов и звонкое журчание ручья. Мрачную красоту дополняют огромные камни, застрявшие между причудливых изгибов отполированных водой стен. Невольно хочется пробежать быстрее этот участок пути, ведь неизвестно, останутся на месте валуны еще тысячи лет или стремительно рванут вниз именно в это мгновение…

Говорят, если посмотреть на ущелье с воздуха, кажется, что горный хребет разрублен огромным мечом сказочного великана. Может быть, это тот великан, который высыпал песок из своих сандалий в окрестностях Махачкалы. И именно так появился бархан?..

А перед нами с каждым шагом открываются еще более восхитительные виды!

Так добрались до второй лестницы. Она очень шаткая и на вид уж очень неустойчивая.

Зато за ней отрывается еще один водопад и поляна.

Какое же чудо сотворила природа. Так не хочется расставаться с этим восхитительным местом, но нужно перелистнуть страничку и помчаться дальше к новым открытиям! Прощальное фото и в путь.

Карадахская теснина на карте:

Адрес: Россия, Республика Дагестан, Гунибский район

GPS: 42.4712184871388, 46.8837645929307

Теперь наш путь лежал в поселок Хунзах к водопаду Тобот. Он находится всего в 30 км от теснины. А горы уже совсем другие!

Дорога отличная, прямо до водопада. Водопад находится почти в поселке. Есть площадка, кафе и чудесный вид!

Хунзахский водопад — одна из самых впечатляющих и в то же время легкодоступных природных достопримечательностей горного Дагестана. 70-метровый водопад образует река Тобот, падая с крутого обрыва Хунзахского плато.

Мощная струя Хунзахского водопада создала внизу небольшое озеро. В мириадах брызг отражается солнечный свет, образуя многочисленные радуги. Особенно красивые цвета можно наблюдать ближе к закату.

Неумолимо приближался вечер, а нас ждал обратный путь длинной в 130 км.

Спустившись с плато, остановились перекусить и выпить по кружечке чая.

Как жаль, что бумага не может передать всю красоту пейзажа, аромат трав и теплоту лучей заходящего солнца.

На пути к водопаду проезжали обвал, он, видимо, был давно, т.к. уже организована объездная дорога, основную еще не разобрали.

До города добрались без происшествий, но было уже поздно. На этот день наши приключения окончились!

Сердце восхищенно стучало, вспоминая красоту гор и отстукивало фразу «…но ни одна из скал в жестокости богов не виновата!» Даже на этот момент можно с уверенностью сказать, что мечта №3 — горы — тоже сбылась!

Итоги дня.

Проехали 120+30+135=285 км. Путешествие заняло почти весь день. Дороги отличные. Погода прекрасная. Перепады высот перенесли стойко, у девочек закладывало уши. Спасали леденцы и вода. Все планы этого дня выполнены. Усталые и счастливые, допили самарское пиво и доели астраханский арбуз.

День восьмой.

Море, солнце и вода — наши лучшие друзья! Поэтому завтракать — и на море! Дочь решила, что в ее список друзей море не входит, поэтому осталась в номере. А мы с большим удовольствием искупались, приняли солнечные ванны и пошагали собираться. Сегодня нас ждал Дербент — самый древний город на территории Российской федерации и крепость Нарын-Кала.

Каких-то 130 км по отличной дороге, и здравствуй, город Дербент!!!

Уже по привычной схеме с первого раза в гостиницу не попали, но нам посоветовали гостиницу совсем рядом, которая открылась только неделю назад. Мы решили заехать.

Адрес: ул. Х. Тагиева 22 «А»

Заехали, узнали цены и свободные номера. Завтрак включен, парковка есть, море рядом, набережная в двух шагах, номер лучший за все путешествие. Берем. Согласны!!!

А это Настина часть. Своя комната, кровать, диван, шкаф и телевизор. Ребенок счастлив.

На море любуемся из окна, жаль балкончика нет….

Сегодня должна сбыться еще одна мечта, мы едем в крепость Нарын-кала — одно из самых значимых исторических мест Дагестана и всего Кавказа.

От гостиницы до крепости пешком далеко, значит опять в авто. Проехали по узким, запутанным улочкам Дербента, поднялись к крепости, еле нашли место для парковки и пошли обедать.

Вид на город открывался шикарный!!!

Продолжили изучать местные традиции и кухню.

Пока ждали заказ, наблюдали, как мальчишки требовали выкуп за проезд у свадебного кортежа.

Попробовали новые блюда.

«Дюшпере» — это суп на говяжьем бульоне с картофелем, местным горохом-нут, зеленью и маленькими пельмешками. Очень вкусно и сытно!

Еще одно первое блюдо «Пити» — суп из баранины с картофелем и нутом, морковкой и луком, и — внимание — со сливой. Готовится в горшочке. Нам его принесли в горшочке и при нас переложили в тарелку. Этим блюдом тоже остались довольны!

А напоследок чай и восточные сладости. И можно в школу не ходить! Шутка.

Подкрепились, а сейчас и за новыми знаниями. У входа купили билеты, оплатили услуги гида и пошли на экскурсию. Фатима нам поведала много интересных фактов.

Небольшая историческая справка: до сих пор ученые спорят о истинном возрасте крепости Нарын-Кала, ее самые ранние постройки уходят корнями в шестой век, к временам правления шаха Кавада. Он начал строительство крепости, которую назвал в честь любимой жены Нарын, что в переводе означает нежная. Кала переводится как крепость. Чуть позже его сын Хосров закрыл проход между Каспием и Кавказом крепостной стеной, длина которой достигала сорока километров, укрепил цитадель Нарын-Кала и построил порт.

Если вы будете гулять по старому городу, то обязательно наткнетесь на остатки этой стены.

Узнали, что смертная казнь — отрубание головы — это счастье, а не наказание. А вот высокопоставленных особ умертвлять запрещалось, поэтому их скидывали в яму и закрывали камушком. Без еды, воды и от трупного запаха они в муках умирали сами.

Яма для высших особ. Чтобы не было слышно криков и стонов, ее прикрывали плитой.

А чтобы трупные запахи не разносились по дворцу, вокруг садили деревья-вонючки. (Простите, не помню, как они называются).

Узнали несколько легенд о том, для чего же предназначался этот «язык» на фото ниже. Мне понравилась история о честных боях. Кто выстоял — тот победил. По-моему, честно!

Поразил тот факт, что уже в те века в крепости был водопровод и резервуары с водой такие огромные, что крепость могла удерживать осаду годами.

Кроме этого побывали в бане, в которой уже в те далекие века были теплые полы и паровое отопление.

Четверг был мужским днем, а пятница — женским. Рассказывают, что если женщина посмотрит в четверг в сторону бани, то ей выкалывали оба глаза, ведь для того, чтобы качать колыбель, не нужны глаза. А если мужчина смотрел в пятницу в сторону бани, то ему выкалывали один глаз. Во время сражений эти мужчины были в первых рядах…

За время экскурсии мы узнали множество интересных фактов и легенд. Погуляли по стенам крепости.

Полюбовались видами на город.

Встретили горца.

Зашли в музей. Осмотрели предметы быта и одежды.

Полюбовались на невест. Видимо, в городе традиция заезжать в крепость на свадьбу. Мы встретили пар пять. Такие красивые!!!

А лет через пять или шесть будет вот такая семья. Жена, укутанная с ног до головы, и ребятишек мал-мала меньше. Не подумайте, я ни в коем случае не осуждаю. Это их жизнь, нравы и традиции. Я просто констатирую факт.

Наша прогулка затянулась почти до закрытия, а хотелось еще зайти на пляж. Поэтому построились и на выход.

Пляж разочаровал меня до слез. От отеля до моря пройти 50 метров, но эти метры ты идешь по помойке. И на всем пляже такая же история. Пришли, собрали мусор хотя бы в диапазоне 5 метров от нашей остановки.

На море была волна, а на берегу большие плоские валуны. Попытались зайти в воду, чуть не сломали ноги. Втроем пошли по пляжу искать более удобный вход в воду. Пока шли, поняли, что в купальниках только мы с Леной и все взгляды прикованы к нам…. Блин, чувствовала себя как Серсея Ланистер из «Игры Престолов», когда она голая шла по городу. Правда помидорами и камнями не кидали.

В море зашли, поплавали, еле вышли. Полное разочарование!!! Добили меня продукты жизнедеятельности, а по-простому гавно, которое качалось на волнах. Люди, вы же здесь живете! За что же вы так ненавидите свой собственный дом! Ведь завтра вы придете сюда, в этот хлам со своими детьми. И это сделали ВЫ, а не туристы, ведь кроме нас больше туристов не было!!! ААААА……………………..

Вначале сфотографировала весь этот срач! Но потом удалила, не хочу чернить память. Пусть только хорошие воспоминания останутся.

Вечером пошли гулять по набережной. Совсем другое дело.

Множество людей с детьми, дорожки, клумбы, лавочки, фонтаны, порядок.

Заметили кафе «Зулька». Обрадовались родному имени.

Наткнулись на детский кинотеатр на открытом воздухе. Детки усаживались на мешки, скоро включат мультики.

Нагуляли аппетит. Зашли в ресторан в гостинице «Метрополь». Пожить не получилось, не было свободных номеров, хоть поедим…)))

В этот жаркий вечер попробовали Дербентский коньяк, для закуски заказали восхитительный садж и заели свое разочарование!

Итоги этого дня. Проехали 130 км. Дороги отличные, гостиница шикарная, история великая, еда восхитительная. Срач безумный!!!

Девятый день.

Как говорится, вставать в 8 часов утра — легко. Главное, подобрать удобный часовой пояс. У нас получилось.

Завтрак нас ждал отличный. Фрукты, овощи, сыр, колбасы, масло, чай, кофе выбирали сами. А кашу или яичницу, сырники или блины заказывали у повара.

Т.к. завтракали в новом месте, муж прочитал все инструкции и чуть не заставил нас мыть за собой посуду. Оказывается, эта информация была написана для людей, которые пользовались кухней в дневное и вечернее время. Повеселились.

После моря на этот день мы выбрали экскурсию в два места: древняя крепость Кала-Корейш и аул Кубачи. Они находились неподалеку друг от друга. Остальные достопримечательности пришлось отложить до лучших времен, т.к. они уж очень разбросаны по территории и расстояния от Дербента немаленькие.

На море солнце, в горах облачно, но это нас совсем не смущало, зато не сгорим, главное — удобная обувь и хорошее настроение.

Выезжаем на одном автомобиле. От Дербента до Кубачи 89 км, из них 13 км грунтовка. Крепость находится по пути, не доезжая 5км до посёлка. Слышим любимую фразу: «Маршрут построен!» Поехали!

По горам, по долам! Нынче здесь, завтра там! Асфальтовая часть отличная, а грунтовка выглядит так.

Дорога вполне доступная для любого автомобиля. На многих участках ее выравнивают и подсыпают, стоит техника, значит, ремонтируют.

Проехали 8 км по грунтовке, у указателя на крепость оставили машину. Взяли только воду и хорошее настроение.

Крепость Кала-Корейш в Дагестане на карте:

Адрес: Россия, Дагестан, Дахадаевский район

GPS: 42.1029, 47.656754

От основной дороги еще 1,5 км шли по проселочной дороге, если бы знали ее состояние, то спокойно бы поднялись на машине. Но дорога настолько узкая, что разъехаться было бы очень сложно. Да и прогулка нам была на пользу!

Кругом красота, чистый воздух, аромат трав и жужжание пчел.

Дорожные знаки тоже присутствуют.

Дорога упиралась в площадку, на которой установлен стенд. Дальше шагаем по тропинке. Тропа одна, заблудиться невозможно!

Немного расскажу, куда же мы идем. Кала-Корейш — дагестанская Атлантида, которая не ушла под воду, а напротив, вознеслась высоко над миром, надежно укрытая от чужих глаз горными перевалами.

Когда-то давно село было столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этой исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII−XIX веков и мечеть XII века.

Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение.

У этого легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10-14 миллионов лет назад.

Другая легенда приписывает основание крепости арабам-корейшитам — мекканскому племени, к нему принадлежал и пророк Мухаммед. Поэтому это место считается священным для многих мусульман.

А сохранившаяся Джума-мечеть XII века и пантеон кайтагских уцмиев с уникальными надгробиями XI−XIX веков — это то, ради чего в Кала-Корейш поднимаются и паломники, и туристы, и ученые.

На могильных плитах из местного камня арабской вязью вырезаны коранические тексты, философские изречения, стихи, их оплетают геометрический и растительные орнаменты. Удивительно: на редких могилах встретишь имя покойного.

«И днем, и вечером прибывают обитатели земли, и стираются их прекрасные черты» — изречения на надгробьях говорят о тщете всего сущего, о том, что имя человека забудется, останется лишь вечная мудрость.

Ученые смогли прочесть надписи на надгробиях в селе Кала-Корейш, вот некоторые из них:

«Сгинули все, и некому поведать тебе»

«Где тот, что был унижен, и тот, что был превознесен?»

«Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?» «Смерть — это дверь»

Мы не заходили во внутрь мечети, посчитали, что это не этично. Мы другой веры. И покой предков тоже старались не нарушать, посмотрели издалека, не заходя на кладбище. Зато погуляли по тропинкам среди развалин города-призрака (последние жители покинули поселение в 1944 году) и отдохнули на поляне, наслаждаясь прекрасными видами.

Прикоснулись к древней цивилизации, напоследок заглянули на арабское кладбища IX-XII веков. Это плиты могил.

И пошли в сторону автомобиля. Путь с горы показался намного короче и быстрее. Выйдя на дорогу, заметили дорожный знак, на котором отпечатался грозный, импульсивный горский характер.

Попрощались с этим необычным местом и покатили дальше. Нас ждал аул мастеров — Кубачи, что в переводе обозначает «кольчужники». Мы поднимались все выше, а облака все ближе и ближе…

Вдали виднелся уже поселок.

А навигатор вел нас в центр поселка на центральную площадь. Навстречу нам попадались местные жители. Кубачинки от мала до велика ходят в национальных платках белого цвета, расшитых золотом и тесьмой ручной работы. Этот платок называется «каз».

На центральной площади есть сувенирный киоск, мы зашли поглазеть. Продавец-бабушка очень-очень преклонного возраста показывала туристам сувениры. Оружие, браслеты, серьги удивительной красоты, но на всех предметах написаны коды. А чтобы узнать цену, нужно обратиться к бабушке, она откроет амбарную книгу, найдет код, и тогда ты поймешь стоимость этих драгоценностей.

Мы, жители мегаполисов, постоянно бегущие куда-то, не можем тормозить, попадая в омут размеренной и степенной жизни. Поэтому не дождавшись, когда продавец освободится, покинули киоск. Будем считать, что вся красота умельцев бесценна.

Больше сувенирных лавочек, мастерских мы не заметили. Отправились в старую часть аула, где находились сторожевые башни. А еще навигатор нам пообещал в той стороне наличие кафе. Кушать уж очень хотелось!

Вот она башня, а рядышком находилось кафе. Мы зашли в кафе, властная старушка объявила нам, что все, что мы закажем, нужно готовить, поэтому порекомендовала нам выбрать что-то одно — хинкал. Она гарантировала нам, что все будут сыты, все будет вкусно и у нас 40 минут. Мы согласились и пошли на башню.

Зайдем-ка внутрь. У дверей нас встретила удивительная девушка Фатима, хранительница музея. Она рассказала о нравах и традициях своего народа, его историю и жизнь людей сегодня. Мы рассмотрели предметы быта, одежду и украшения местных народов и поднялись на самый верх.

Люди, проживавшие в этом поселке, исповедовали древнюю религию Зороастризм и всегда были толерантны к проживавшим здесь же иудеям и христианам. Аул Кубачи дольше всех в Дагестане сопротивлялся исламизации и, насильственно приняв семь веков назад новую веру, до наших дней сохранил в бытовой культуре и искусстве загадочные традиции «огнепоклонников».

Круглая каменная башня похожа на традиционную зороастрийскую башню молчания «дахме», но некоторые ученые склоняются к тому, что крепостные стены с башнями-фортами вокруг Кубачи носили чисто оборонительный характер. Исследователи датируют строительство стен Зирихгерана, остатки которых сохранились доныне, XIII-XIV веками. А местные жители считают, что башня стоит тут с V века. Эту загадку еще предстоит решить археологам.

Представляете, сейчас в одной из них живут люди. Она перестроена под жилье.

А с высоты башни открывается шикарный вид. Прогулка в облаках.

Нам повезло, погода позволила насладиться видами, открывающимися со сторожевой башни. А посмотреть есть на что!

Перед нами панорама на старую часть аула. Фатима пояснила нам причины такой плотной застройки. Никогда не бегала по крышам домов, прямо захотелось вот прямо туда вдаль…

Если переместить взгляд правее, то открывается вид на горы. Фатима утверждает, что именно там, на вершине горы, предки оставляли трупы умерших, а не на этих башнях. Этот факт подтверждают и раскопки!

А если посмотреть налево, то увидишь дорогу, по которой мы приехали.

Мы еще долго обсуждали сегодняшнюю жизнь селения и всей нашей необъятной страны.

Фатима с большим трепетом делилась всем, что знает, за что радеет и чем живет. Она с гордостью рассказала о том, что по платку-«казу» можно узнать кубачинку в любой точке мира. Хотя они стараются не выделяться и носят платки вне селения только по праздникам.

Сколько лет казам и откуда именно в этом селе взялась традиция носить этот платок, точно неизвестно. Местные жители говорят, что казам столько же лет, сколько и селу. А это примерно 15 веков. По рисунку можно понять замужем женщина или нет, в трауре или на празднике.

В Кубачи каждая женщина с детства учится вышивать каз. Старшие женщины в семье (сестры, мамы, тети, бабушки) учат этому девочек еще с дошкольного возраста. Порой малышка еще не умеет читать и писать, но уже уверенно держит в руках иголку. Правда, носить каз они начинают гораздо позже — в 15-16 лет. Носят и дома, и на улице, и в школе, но все это по желанию, без «обязаловки». А с недавних пор в селе появилась новая традиция: 1 сентября одиннадцатиклассницы обязательно одевают каз.

Кубачинки сохранили традицию передавать по наследству бахрому для казов. Чем старше бахрома на платке, тем он ценнее. Потому женщины совсем не ленятся перешивать полосы с одного платка на другой. И даже сейчас в селе носят казы с бахромой, которую на своем платке носила кубачинка, жившая в XIX веке. А может, и раньше.

Об этом и о многом другом нам рассказала Фатима. Не взяв с нас ни копейки, потратив больше часа и поделившись с нами своими знаниями!

Как же богата земля удивительными людьми! Спасибо Вам, Фатима, за Вашу чистую душу и беспокойное сердце.

А мы в полном восхищении от увиденного и услышанного пошагали в кафе.

Ах, да, я ведь еще не раскрыла тайну, что же такое «Хинкал».

«Хинкал» — это блюдо, где мясо, тесто и бульон подают отдельно, а сегодня нам принесли еще и вареный картофель.

Это только первая часть «Марлезонского балета», а после каждому принесли бульон и по тарелке с тестом, которое нарезано на квадратики примерно 3*3 см и отварено в этом же бульоне. Сказать, что мы наелись — это значит ничего не сказать, мы просто обожрались.

Счастливые и довольные, попрощались с этим удивительным местом. И покатили обратно в Дербент.

1,5 часа и мы в гостинице. По пути, в пригороде Дербента, встретили новую заправку. Отличный вариант, слава Богу, не обсохли.

И этот день подходил к концу.

Как говаривал Максим Горький: «Знание — это абсолютная ценность нашего времени». Ценностей получили с лихвой!

Итоги этого дня. Проехали порядка 180 км, прошли более 5 км, доползли до постели 20 м. Прикоснулись к древности, встретили удивительных людей и узнали много нового. День прожит не зря!

Десятый день.

Сегодня мы прощаемся с морем, а оно такое нежное, теплое, спокойное. Зато нас ждал грозный Грозный и гостеприимный Владикавказ.

Позавтракали, искупались и в дорогу. Спешили заехать в магазин при коньячном заводе, который работает с 10 до 12 каждый день. Успевайте за 2 часа.

Купили презенты и подарки. У нас на Урале таких марок нет.

Наш путь сегодня лежал через Махачкалу, Грозный, Назрань и заканчивался во Владикавказе. Должны проехать порядка 400 км.

В Махачкале заехали на уже полюбившуюся заправку, еще и пообедали.

При въезде в республику прошли блокпост и больше нас в Чечне нигде не останавливали!

Дороги отличные, чистота идеальная, люди доброжелательные, водители спокойные. Как будто в другой мир заехали. Ограничение скорости 110 км/ч.

Издалека виден район «Грозный-сити».

Остановились в центре города и пошли гулять.

Перед нами красовался великолепный храм — мечеть «Сердце Чечни».

Мы подошли, полюбовались красотой сооружения, заходить внутрь не стали. Люди вокруг доброжелательные, светлые. Мы себя чувствовали намного легче и спокойнее, чем в Дагестане. Я бы сказала: «Ислам не давил, а возвышал»!

Столько зелени, цветов, клумб, красоты! Аааааааааааааааа…..

Мы встретили медведицу с медвежатами, гуляющих на лужайке.

Мне попали в объектив три тельца.

Попили кофе и съели мороженое в тени водопада.

Заглянули на площадку с тренажерами.

Встретили по городу вот такие мусорные урны. Круто. Нам не в лом кинуть бумагу в бумагу, а природе хорошо.

Наша прогулка по Грозному заняла часа 2,5. Мы были от города в полном восторге, очень хотелось остаться, но нас ждала Осетия.

На прощанье помахали сторожевым башням. Поехали.

Во Владикавказе были уже в районе 19 часов. Подъезжая к городу, заметили, что в горах идет гроза, а мы планировали на следующий день подъем на гору Столовая. В дождь и в облачную погоду поход не имел смысла, поэтому, проверив прогноз погоды, решили восхождение отложить. А следовательно, урезать проживание до 2 дней.

В гостинице «Владикавказ» мест не было, мы нашли другую гостиницу, созвонились и поехали размещаться.

Номера были, цена нас устроила, от центра не далеко.

— Ку-ку! Я в домике! — сказала Настя и не пошла с нами гулять по вечернему городу.

От повозки мы отказались и прогулялись пешком.

В кафе на пешеходной улочке мы встретили популярного телеведущего, продюсера множества передач таких как «Дороги России», «Выходные на колесах» Андрея Леонтьева. С ним и его командой мы уже встречались в Кубачи. Они снимали сюжет в башне. Видимо, едем одним маршрутом.

Попробовав осетинскую лепешку, грузинский шашлык и европейский салат, мы, довольные, побрели в гостиницу.

Итоги дня. За этот день мы проехали 400 км. Дороги отличные, брендовые заправки появляются уже в Чечне, в Осетии их очень много. В этот день мы позавтракали и искупались в Дербенте. Заправились и пообедали в Махачкале. Погуляли и перекусили в Грозном. Зацепили чуть-чуть Ингушетию, видели из окна автомобиля Назрань. Отужинали и заночевали во Владикавказе.

Одиннадцатый день.

В эту ночь мы потеряли одного бойца. Острая, жирная грузинская кухня поссорилась с желудком, который в свою очередь высказал свое «Фи» всему организму.

На сегодняшний день мы запланировали «Город мертвых» (Даргавс) и Дзивгисскую наскальную крепость, а друзья — постельный режим.

От Владикавказа до крайней точки 65 км, покатили. Дорога отличная.

Очень надеялись, что пасмурная погода не испортит наше маленькое путешествие.

На пути встретилась часовня Архангела Михаила.

Вдоль дороги бурлила речка. То с одной, то с другой стороны дороги наблюдали небольшие водопады и каскады воды.

Когда мы въезжали в Куртатинское ущелье, буквально напротив Дзивгисской крепости, увидели площадку и экскурсионную тропу. Доброжелательная кассирша рассказала нам, что можно посмотреть, сколько это займет времени и сколько нужно заплатить за это счастье.

Мы купили билеты (по 100 руб. взрослый, сговорились на детский за 50 руб.) и пошли гулять.

Вид на ущелье открывался восхитительный. Удобные дорожки, медведи в клетке, леопард, и конечно же природа!

Речушка Фиагдон пробивает себе путь.

Прогулка заняла минут 30. Если честно, то можно было бы и обойтись без этой экскурсии, тем более что наблюдать животных в клетках мы не очень-то любим.

А напротив в скалах затерялась крепость. Приглядитесь внимательней.

Дзивгисская наскальная крепость представляет собой естественные выемки, проделанные в известняке водой и ветром и заложенные каменными стенами. Возраст ее отсчитывается с XIII века.

Пойдем посмотрим. Вот она — красавица.

В главной пещере могли разместиться не менее сотни человек.

Пещера заканчивалась глубоким карманом, который упирается в тупик на отметке 65 метров. А внутри она выглядела так.

Глубоко в тупик мы не полезли, но красотой из окон крепости полюбовались!

Место расположения:
Российская Федерация, Республика Северная Осетия-Алания, Алагирский муниципальный район, селение Дзивгис (осет. Дзывгъис).
Координаты:
42°52′33.96″ с. ш. 44°18′55.2″ в. д. / 42.8761° с. ш. 44.315333° в. д. (G) (O) (Я)

Прямо у подножья крепости течет обычная сельская жизнь.

Неподалеку древнее кладбище.

Там в скале можно заметить пещерный склеп.

Если приблизить объектив, вот такая картинка получается.

Напротив кладбища расположен древний храм св. Георгия. Он по сей день находится в неплохом состоянии.

Два старинных церковных колокола над аркой при входе на территорию храмового комплекса — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах как приношения, дабы «на глас их приходили осетины прославлять Троицу».

Калитка на территорию храма была закрыта, мы полюбовались строением со стороны и отправились дальше. Навигатор писал нам 19 км за 47 минут.

Куда ни бросишь взгляд, всюду горы, укутанные в облака, сторожевые башни и история осетинского народа…

«…Здесь каждый род имеет башню,
Чтоб защищать поля и пашню.
Дозор на башнях тех несли,
Коль виден враг, костер зажги…»
В. Винников

А мы не ищем легких путей, мы в горы к облакам.

По идеальной грунтовке, но с нулевой видимостью, мы перебираемся через перевал.

Вид из окна авто.

Вдоль дороги на опасных участках отбойники, на них каждые 50 метров телефон эвакуатора. Тоже неплохо.

Наконец-то, выплываем из облаков, проезжаем поселок Даргавс, и нам открывается вид на памятник всемирного наследия ЮНЕСКО «Город мёртвых».

У входа на территорию памятника нас ждал добродушный местный житель.

Мы купили билеты и пошли гулять, стараясь разглядеть в траве ежиков.

«Город мёртвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь. А спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, учёных и туристов.

Сам некрополь состоит из 97 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные. Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды.

Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков. Таким образом, в некрополе покоится около 10 тысяч человек. Причём многие гробы выдолблены в форме лодки. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам «Города мёртвых» и в крохотные «окна» склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами и своей историей. Все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

Учеными установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни.

Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью, смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Неизвестно доподлинно, кто сделал её, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение.

Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 1990-е годы XX века, приняли её за каракули вандалов и закрасили известкой.

Да, удивительное место. Окинули взглядом в последний раз город.

Поднялись к сторожевой башне.

И собрались в обратный путь.

После прогулки по «Городу мертвых» Настя нам сказала, что обещали ей замки с приведениями, а привезли на кладбище. Но в целом мы были очень довольны.

На перевале в тумане стояли пасеки. Мы купили меда в сотах. Так захотелось мед с молоком и хлебом, ух!!! Видимо, подходило время обеда.

Спустились из облаков на асфальтированную дорогу и помчались в сторону Владикавказа.

По пути мы встретили необычный памятник. Как будто над дорогой кружили белые лебеди. Решили заехать.

Это памятник семи братьям Газдановым, уроженцам этого селения, отдавшим жизнь за Родину на различных фронтах Великой Отечественной войны. «…Семь сыновей она на фронт послала. Семь воронов накликали беду…»

Рядом с обелиском прочитали стихи, посвященные подвигу этой простой осетинской семьи. Да уж, лучше не скажешь.

Прочитали, смахнули накатившиеся слезы и поехали дальше.

…………………………………………………………………………….

После посещения таких мест хочется помолчать, подумать в тишине…

Но время неумолимо бежит дальше, приехали в город, перекусили, отдохнули чуток и пошли гулять по городу. Как здорово, что люди гордятся своими земляками!

Мы решили прогуляться по центру. Заглянули на выставку картин местного художника.

Познакомились с городничим на проспекте Мира.

Отдохнули в тени деревьев на лавочке в компании местных жителей.

Зашли в парк имени Коста Хетагурова. Флажки нам напомнили пионерское прошлое.

Заглянули в биллиардную. Там стояло много столов для бильярда и настольного тенниса, и людей было не мало.

Вышли на вольный Терек. Что-то, видимо, не в этом месте пели песню вольные казаки. И река не широкая, и не глубокая и серого бетонного цвета… И где же 40 тысяч лошадей?

Прогулявшись по набережной, подошли к мечети Мухтарова.

Рассматривали интересную кладку домов из кирпича и местного камня.

Полюбовались лебедями в небольшом пруду.

И вдоволь нагулявшись, повернули в сторону гостиницы. Город оставил очень хорошие впечатления. Чистый, уютный, доброжелательный, красивый. Жаль только, с погодой не повезло, но не может же все быть идеально.

Поужинали в кафе при гостинице и на покой. Впечатлений на этот день достаточно.

Итоги дня. Проехали порядка 130 км по отличным дорогам, находили больше 20 тыс. шагов по улочкам Владикавказа. Увидели много нового, узнали столько интересного, и поплакали, и посмеялись. Заправок много, но здесь был самый дорогой бензин более 48 рублей за литр. Бойца в строй поставили кашками и фруктами.

Двенадцатый день.

«Эх, жить хорошо! А хорошо жить — еще лучше!», — сказала я, процитировав фразу из известного всем фильма, и опять начала мечтать о ждавших нас сегодня приключениях.

Сегодня был запланирован удивительный водопад Гедмышх. Это зрелище мы не пропустим при любой погоде. А дальше путь лежал через Пятигорск, Ессентуки до города Кисловодск.

Позавтракав в гостинице, сдав номер, мы отправились дальше. Дороги прямо отличные, правда погода подкачала.

Прощай, Осетия! Здравствуй, Ставропольский край!

До водопада Гедмышх порядка 207 км — это 197 км по отличной дороге до п. Хабаз и 10 км по плохой грунтовке. Хуже дороги за все путешествие не было. Да еще отвратительная погода и МЧС предупреждал, что ничего хорошего нам не ждать. Сильный дождь, гроза, град, а в горах сход селей — замечательный прогноз на этот день! А мы все равно двигались к цели.

Острые камни, лужи, ручьи, повороты, узкая дорога и скорость 10 км/ч.

Но мы добрались. У маленького кафе оставили машины и пошли удивляться. До водопада осталось метров 300 в гору.

Координаты водопадов: 43°41'30.8''N 42°50'46.7’’E

43.691889, 42.846306

Водопад расположен в верховьях правого притока реки Гедмыш, но имеет множество названий. Его также называют Гедмишх, Гедмиш, Гедмыш. «Он же Гоша, он же Гога, он же Жора…» Еще он известен под туристическими названиями: «Царские водопады», водопады «Царская Корона», водопады «70 струй» и «Аватарские водопады».

Боже мой! Какая красота. Вода везде!

Даже в тумане при плохой погоде это потрясающее зрелище!

Вода несется куда-то туда!!!

На водопад и обратно нас провожал пес. Оказалось, что он потерялся. Когда подошли к машине, он съел у меня весь хлеб и осетинские лепешки, был такой голодный. Больше ему дать было нечего. Жаль пса, надеемся, что он найдет своих хозяев.

Обратный путь был нам знаком, но от этого он не стал проще.

Коровы живут и в этих местах. Добродушная Буренка махала нам хвостом.

Еще один рывок, и мы на хорошей дороге. Слава Богу, все прошло без происшествий.

Кто-то из великих сказал: «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Сегодня мы заехали туда, где нет асфальта, но очень хотелось на асфальт.

Выбравшись на дорогу, стали искать придорожное кафе, время подходило к обеду.

Проехали отворот на Кубу, на Эльбрус, но решили все-таки в Пятигорск.

А в Пятигорске облачно. Опять срываются наши планы из-за погоды. Мы собирались посетить гору Машук и озеро Провал. В облачную погоду подъем лишался смысла. Мы в этом городе уже бывали и многое видели, поэтому приняли решение ехать в Ессентуки.

Еще 20 км и мы в Ессентуках. Такое чувство, что город замер. За 11 лет абсолютно ничего не изменилось!

Те же люди, те же лавочки, те же кружечки с носиком, такая же вкусная вода! В императорские ванны не нырнули, но к зданию подошли.

По центральному парку погуляли, асфальт на дорожках присутствует не везде, клумбы не ухожены. Уныние!

Почесали гриву льву и поехали дальше.

Еще 20 км и мы в г. Кисловодск. Говорят, что в этом городе 360 дней в году солнечно. Мы приехали в один из пасмурных дней.

Недалеко от федеральной трассы А-157 Пятигорск—Карачаевск, в 3 км от развилки в сторону Кисловодска расположена знаменитая гора Кольцо, грех не заехать.

Михаил Лермонтов в романе «Герой нашего времени» так описывал это место: «Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это — ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний, пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко…» Романтично, не правда ли?

И мы в лучах заката полюбовались на город.

Погуляли минут 30, позвонили в гостиницу, места были. Поехали заселяться.

Гостиница «Атлантида» адрес: г. Кисловодск, Широкая Улица 43 A.

Отель оказался очень уютным и удобным. Наш номер выглядел так:

Дочь, как всегда, сразу окунулась в глубины интернета.

Заселились и пошли гулять по ночному городу в поисках ужина…

Буквально в квартале от отеля наткнулись на кафе, оттуда неслась громкая музыка. Мы зашли, нам предложили более тихое место, но рядом гуляли армяне. Боже, какие они шумные, но как красиво говорят тосты!

И этот день подходил к концу. Вкусный ужин под удивительные армянские тосты поставил жирную точку.

Итоги дня. За этот пасмурный день было пройдено порядка 330 км, из них 20 км самой сложной дороги за весь маршрут. Зато мы были вознаграждены удивительными видами на красивейший водопад. Дороги отличные, заправок много, а вот солнышка мало!

Тринадцатый день.

Какое восхитительное утро! Завтрак в постель, сырники и горячий кофе! Красота! Сегодня мы никуда не едем, устроили день отдыха перед броском до дома.

Сегодня в наши планы входила прогулка по парку Кисловодска. Ну что, пошагали!

Определенный маршрут не выбирали, гуляли хаотично, но предложения были.

Мы побывали в долине роз. Каждый квадратик определенный вид розы. Ароматы и красота удивительная.

Как жаль, что невозможно передать все благоухание и разнообразие ароматов.

Встретили гигантские ландыши.

Прокатились на канатной дороге. Народу много, но ждать пришлось не долго, минут 15.

С высоты птичьего пилота увидели цветочек аленький.

Вниз решили спускаться пешком, это порядка 5 км зигзагами. Ну, в принципе, все как мы любим. Не на машине зигзагами, так пешком.

А виды открывались великолепные и на город, и на горы. Очень много народу бегает, ходит с палками, гуляет, катается на велосипедах, отдыхает, одним словом, а у нас пешая прогулка. Нам вниз.

Вдоль всех дорожек много лавочек, где можно отдохнуть и полюбоваться красотой природы.

Услышать щебетание птиц.

Вспомнить слова великого Лермонтова:

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…»

Пособирать грибы.

Покормить белочек

И ту, и другую!!!

Нагулялись так, что под ложечкой засосало. Спросили у отдыхающих про кафе, нам посоветовали «Чудный дворик» и показали, как дойти. Туда и направились!

Еда была отменная, разнообразная, но оплата только наличными. Мест почти не было, но нам повезло и столик нашелся, и дождь переждали, и червячка заморили.

Едаааааааааааааааааааа!!!

После обеда направились попить Нарзана. Конечно, лучше бы перед едой, но кушать уж очень хотелось. По пути наткнулись на интересные сейды.

Добрались до нарзанной галереи. И нарзанчика попробовали, причем воду трех видов: сульфатную, доломитную и общую.

Истоптали все сандалии и направились в сторону гостиницы. Путь наш лежал по пешеходной улице. Море цветов и народа, фонтанов и музыкантов, магазинчиков и сувенирных лавок, но при этом идеальная чистота. Глаз радуется!!!

Конечно, как и в любом городе мира, есть в Кисловодске и такие улочки.

Но свалок и грязи мы нигде не обнаружили.

Добрались до гостиницы уже под вечер, прошли более 22 тысяч шагов. Вечерком посидели в шатре у гостиницы с бутылочкой вина и баюшки-баюшки.

Итоги дня. Проехали 0 км, но зато обошли весь город. Кисловодск очень понравился, и люди, и парки, и вино. В нашем рейтинге городов Северного Кавказа он занял первое место.

День четырнадцатый.

Сегодня наконец-то поворачиваем в сторону дома. Отдохнули так, что файлы обнулились напрочь, начали забывать простые слова, падежи и род слов. Перешли от сложноподчиненных предложений на словосочетания… Значит, отдых удался на славу!

Блинчики и кофе были заказаны и доставлены в 8:00. Завтрак, сборы и в дорогу.

В планах было заехать в Железноводск, попробовать Славяновской водички и добраться до Волгограда.

Каких-то 45 км и мы в новом городе!

Железноводск удивил нас дорожными знаками. Навигатор вел нас под знаки, куда поворот запрещен или совсем движение запрещено. А местные жители едут… Ну и мы за ними.

Добрались до центра, припарковались у памятника Владимиру Ильичу и пошли к источнику.

Где наша большая кружка?

«Я всегда удивляюсь, почему птицы остаются на месте, если они могут лететь куда угодно. И тогда я задаю этот же вопрос себе». Харун Яхья

Но в Железноводске и у синичек комфортабельные дома! У нас на Урале им похолоднее будет.

Подошли к источнику в неурочный час. Все закрыто. Что же делать? Как же быть? Ждать 1,5 часа открытия нереально — дорога зовет. Подергали все двери, нашли открытую дверь. Ура! И эта мечта осуществилась. Правда, попало от уборщицы, но зато набрали водицы.

У Смирновского источника нам повезло меньше. Воды не испили, но хоть сфотографировались.

В парке у Пушкинской галереи удивила клумба. Там специально для отдыхающих пишут точную дату. Чтобы люди не терялись во времени, цифры меняются каждый день. Здорово.

Теперь я точно знаю, что в Железноводске мы были 25.07.2019 г.!

Напоследок, полюбовавшись Пушкинской галереей, мы повернули к стоянке.

Город оставил светлые впечатления, захотелось сюда еще раз вернуться.

А мы спешим в дорогу.

Проезжая Минводы, поняли, что появились проблемы с колесом. Решили заехать на шиномонтаж, т.к. тянуть некуда, впереди степи Калмыкии. Оказалось, не зря. Поймали болт.

Сняв колесо, заметили, что еще и защита открутилась.

На все про все потратили минут 40 и 400 рублей. Зато можно дальше продолжать спокойно путь.

Как ни странно, но в степи было пасмурно и дождь. Видимо, погода удивляет в этом году все уголки России.

В маленьком поселке Благодарном нам удалось попробовать дагестанское блюдо «Курзе». Это оказались национальные пельмешки из говядины. Кроме формы большой разницы во вкусе мы не заметили. Было сытно, вкусно и совсем не дорого.

До Волгограда добрались ближе к 20 часам. Заселились в придорожный отель «Браво».

На первом этаже располагалось кафе, решили ничего не искать и поужинать в нем. А зря. Нас встретила старушка, очень похожая всем своим видом на Бабу Ягу. Мы долго выясняли, что же можно поесть, с горем пополам выбрали.

Честно скажу, было невкусно и дорого.

Итоги дня. Проехали 685 км, в пути были 8 часов. Всю дорогу было пасмурно, даже в Калмыкии моросил дождь. Очень много ремонтных работ. Боялись, что будут проблемы с заправками, все обошлось. Даже в Элисте было две Лукойловских заправки. Правда, бензин дорогой 48,12 руб. В Волгограде — 47,12 уб.

День пятнадцатый.

Ранний подъем, завтрак в номере и по «матрёшкам»! На улице проливной дождь, поэтому утес Степана Разина был отменен.

Всю Волгоградскую область были дожди, В Саратовской — облачно, а в Самаре — ясно!

Уже в сумерках остановились под Самарой в поселке Красный яр. В этом месте ночует много дальнобойщиков и, соответственно, для них висит множество объявлений таких как: «Туалет платный 15 руб.» или «Душ 30 минут 100 руб.» У нас же в отдельных домиках за 1,5 тыс. руб. был свой душ, свой туалет и каждому по кровати, прикрученной к полу, чистое белье, полотенца и даже гели для душа, как в приличных гостиницах.

Итоги дня. Проехали 870 км. Много ремонтных работ и реверсивного движения.

День шестнадцатый. Проснулись в приподнятом настроении, сегодня будем дома! Ура! Нас ждет любимый дом и мамины шанежки! Всего каких-то 808 км и мы в Перми!

Плотно позавтракали в гостиничном комплексе. Выбор огромный, каждый нашел себе завтрак по вкусу. И последний рывок.

И вот уже бескрайние степи сменяются на холмы и перелески!

Следует отметить еще одно место в Татарстане, куда мы заехали случайно пообедать, — это кафе «Носорог».

Если будете проезжать, обязательно загляните. Очень вкусная и разнообразная еда. Мы, конечно, не удержались и попробовали настоящие татарские манты и элеш.

Но кто-то на заднем плане доедает, облизывая тарелку с традиционным «Греческим» салатом.

Наше путешествие подходило к концу, и этот факт тоже нас радовал!

Очень хочется согласиться с цитатой из известного фильма «Загадочная жизнь Бенджамина Баттона»: «Возвращение домой — забавная штука: знакомые картины, звуки, запахи. Единственное, что изменилось — ты сам».

6,5 тысяч километров позади и снова здравствуй, любимый город, дом и работа!

В конце своего повествования поделюсь немного полезной, на мой взгляд, информацией.

Машина (писал муж Александр): Наш автомобиль «Рено-Дастер» 2,0 л. АКПП, полный привод, 2015 г.в. Перед отпуском на 106 тыс. было проведено плановое ТО и диагностика подвески, поменяны расходные материалы (масло, фильтры, передние тормозные диски и колодки). После диагностики подвески поменяны втулки стабилизатора поперечной устойчивости и сайлент-блоки рычагов подвески. Стойки до сих пор родные. На момент путешествия пробег составлял 106 тыс. с небольшим.

После путешествия на пробеге 113 тыс. поменял масло в двигателе. Автомобиль продолжает радовать. Проехал по всем дорогам и направлениям. Это не гоночный болид, поэтому обгоны совершаю обдуманно. Старались везде ехать по правилам, поэтому штрафов не привезли. Расход по трассе составил 10 л. Как уже писал в предыдущем отчете, недостаток один — это маленький бензобак. После путешествия критического износа достигли летние покрышки «Амтел-круиз», установленные с завода. Покрышки в целом не плохие. С учетом пробега автомобиля и того, где он побывал, зарекомендовали себя хорошо. На следующий летний период буду покупать новую резину, какую, еще не решил.

У наших друзей автомобиль «Хонда СРВ» 2009 г.в. 2,4 л. АКПП. Автомобиль на протяжении всего путешествия вел себя достойно.

Дороги и бензин: Трассы между городами везде в хорошем состоянии, либо ремонтируются. Худшая дорога за это путешествие — это 10 км до водопада Гедмышх. А лучшая — от Махачкалы до Хунзахского водопада. С заправками проблем почти не возникало. Самый дорогой бензин на заправках Лукойл во Владикавказе 48,4 руб./л, а самый дешевый в Татарстане 44,5 руб./л.

Гостиницы: гостиницы нигде заранее не бронировали, больших проблем с поиском жилья не возникло. В среднем везде жилье стоило в диапазоне 2,5 т.р. за двухместный стандартный номер +/- 500 р. Так как мы были втроем, то нам приходилось снимать либо полулюкс, либо люкс. Самый дорогой номер был в Дербенте 5 т.р., а самый дешевый в придорожном отеле за 1,5 т.р.

Еда: Кавказ нас восхитил своим разнообразием и многогранностью. Множество блюд грузинской, азербайджанской кухни замечательно сочетаются с дагестанской и осетинской. Как ни странно, блюда не жирные, но с большим количеством мяса и овощей. Пробуйте и наслаждайтесь!

А напоследок хочу напомнить слова великого Ошо: «Быть живым — это подарок. Быть счастливым — это ваш выбор». Выбирайте путешествия, и вы будете обязательно счастливы!

Надеюсь, что Вам пригодится наш опыт. До новых встреч! До новых путешествий!