1987 год в цвете. Поездка Кемерово — Байкал — Чита

14.10.2019 | 28326 просмотров

Четверг (накануне). Жертва

6 августа 1987 года первое, что я услышал сквозь пелену утреннего пробуждения, были слова папы, который гладил нашу собаку, крупного щенка дворняги «подвального рыжака» Майку. «Чистенькая»,- приговаривал он. В воздухе стоял легкий запах керосина. Я сразу вспомнил, Майку вчера вечером мыли с керосином, а понадобилась такая процедура для того, чтобы взять её в поездку на машине от города Кемерово на Байкал и далее в Читу, и на ней гарантированно не было бы блох.

Перевернувшись на другой бок, снова уснул. Голова кружилась от радости, предвкушение путешествия, да какого! В десять лет это не в сорок, радость ощущаешь физически и в груди, и в животе, и даже в ногах.

Окончательно проснулся я часов в девять от того, что Майка после утренней прогулки пришла в мою комнату и начала будить меня, облизывая мне лицо. Родители уже давно ушли на работу. Начался день, события которого, спустя тридцать два года, до сих пор живы во мне.

После завтрака я гулял на улице. Стояла теплая солнечная погода, было душновато. Около двух часов ко мне в гости пришел друг Вовка, это был еще детсадовский знакомец, и хотя мы учились в разных школах и жили достаточно далеко друг от друга, отношения сохранялись. Я позвал в гости еще соседа с третьего этажа Женьку, и мы начали играть в солдатиков, запускать железную дорогу. Собрали из конструктора крепость и, расставив на башнях и стенах шахматные фигуры, расстреляли ее из пистолета с присосками, предварительно сняв с пулек резиновую часть для того, чтобы конструкции крепости и находящиеся там фигурки эффектно разлетались. На улице слышалось какое-то громыханье еще часов с двенадцати. В пять вечера неожиданно потемнело и громыхнуло так, что задрожали стены. Майка, заскулив, поползла под стол, она очень боялась грозы. Я предложил приятелям пойти на улицу и посмотреть на грозу.

Мы стояли под козырьком подъезда и смотрели на разгул стихии. Молнии сверкали беспрерывно, причем между вспышками и звуком практически не было интервалов, то есть мы были в эпицентре грозы. После нескольких порывов ветра хлынул ливень сплошной стеной. Потоки воды залили все пространство двора. Рядом с подъездом был парковочный карман, на углу которого два бордюрных камня неплотно прилегали друг к другу, образуя брешь, через которую хлестал поток воды.

«Побежали строить плотину», — крикнул я. И под дождем мы бросились к этой бреши. Замысел состоял в том, чтобы перекрыть ее грязью и образовать пруд из парковочного кармана. Это нам почти удалось, но тут ударил град, да крупный! Чуть меньше голубиного яйца. Удары градин по голове и плечам прижигали (потом я был весь в синяках), не сразу мы оставили нашу запруду и спрятались в подъезде. Такого крупного града в нашем городе я ни до, ни после не видел, на некоторых автомобилях побило стекла. Женька ушел домой, мы с Вовкой сушились у меня дома.

Пришла Бабушка, она весь день была на огороде, который был на другом конце города в доме её сестры. Бабушка сказала, что нужно снова «ехать до наших», так она называла дом сестры с огородом. Нужно было привезти овощей для дальнего путешествия. Гроза кончилась.

Майка запросилась на улицу, и я выпустил её, она часто гуляла одна. Потом мы с бабушкой пошли «до наших», а Вовка пошел домой. У подъезда мы встретили маму, она шла с работы. Майка лежала на траве около «плотины» и была уже вся мокрая. «Лывы», как говорила моя бабушка, стояли огромные.

До огорода мы доехали на троллейбусе, около километра надо было идти пешком. Сестра бабушки напоила нас чаем, а потом мы пошли копать морковь. Тут снова начался дождь. И он все лил, лил, лил и лил.

Меня начала одолевать какая-то тревога. Я ходил по дому и по деревянным тротуарам вокруг дома, и все время просил бабушку идти домой, но она говорила: «Подожди дождь кончится», приходилось только ждать.

Домой мы приехали около девяти вечера. С порога отец спросил меня: «А где Майка? Хороший хозяин в такую погоду собаку не выпустит!», все оборвалось внутри у меня. Вспомнил я и про собачников, и про туберкулезников, и про корейцев, и про то, что Майка с одной из прогулок уже возвращалась с обрывком веревки на шее.

Майка была такой.

Искали по округе мы до двух ночи. В этом помогали нам и соседские мальчишки. Около трех я уснул на мокрой от слез подушке. С рассветом поиски возобновились, мы обошли все дворы нашего района в радиусе полутора километров, но все было тщетно.

Самый радостный день в жизни, которого я так ждал, день начала поездки на Байкал, превратился в самый черный. До этого ни близких родственников я не терял, ни животные у меня на руках не умирали. А тут горечь утраты смешалась с чувством вины, зачем я её выпустил? Зачем под градом побежал строить эту плотину? Была еще надежда, что Майка вернется сама, дома оставалась бабушка.

Вещи в машину были уложены еще позавчера. Около часа дня, присев на дорожку на лавочку под большим карагачом, мы выехали. Было 7 августа 1987 года, пятница.

«Невестушка»

«Невестушка» июль 2019 г.

«Жигули» ВАЗ-21061 1982 года выпуска, за светло-белый цвет и нарядный красный салон, блестящие хромированные молдинги и колпаки мы назвали ее «Невестушка».

Когда я родился, у нас был ушастый Запорожец, беленький. Он исправно возил нас по окрестностям. До моего рождения папа ездил на нем в Среднюю Азию, доезжал до Алма-Аты.

Наш Запорожец.

Летом 1982 года мы его продали за 3000 руб. Еще деньги были накоплены. Папа мотался по командировкам и неплохо зарабатывал. Проблема была в очереди на покупку машины, будучи беспартийным инженером, отец стоял в очереди у себя на работе и был одним из первых. Почему-то он хотел Москвич-2140 с дефорсированным двигателем, который работал на 76-м бензине. Пришло восемь москвичей, но интриганы отправили отца в командировку на месяц и все машины распределили без него. Пришлось обращаться за помощью к дедушке, он был ветеран войны, жил в Чите и имел право на покупку машины без очереди. В августе 1982 года папа и мама поехали в Читу и пригнали оттуда «Невестушку».

Эта машина и сейчас на ходу, я берег ее как память об отце, о дедушке и своем детстве и юности, простояла в гараже 12 лет. Столько с ней связано. Учился на ней ездить, спал в ней на рыбалках и в других разных походах, возил первую любовь, учил вождению разных девчонок… И вот продал ее в 2019-м… В Омск своим ходом уехала.

На ней было осуществлено главное событие моего детства — поездка Кемерово—Байкал—Чита—Байкал—Кемерово, 5666 километров счастья.

Подготовка

Замысел путешествия возник по впечатлениям, оставшимся от перегона в 1982 году. Тогда родители спешили, но все равно оценили сказочную красоту и богатство Забайкалья, Байкала и Восточной Сибири.

В 1987 году я был уже достаточно взрослым, сестра уехала в ВУЗ учиться в другой город, машина была исправной, да и отпуска на лето выпадали, поэтому решили ехать.

В качестве универсального платежного средства, периода еще действующей антиалкогольной кампании, были запасены 10 бутылок водки на случай непредвиденных обстоятельств в дороге.

Спать в дороге планировали в машине на разложенных сиденьях, на которые укладывались надувные матрасы, на жигулях классике можно получить достаточно ровное спальное место. Питаться хотели, готовя еду на костре или бензиновом примусе «Шмель» во время остановок.

Об отсутствии асфальтового покрытия по востоку Красноярского края и большей части Иркутской области, а также моста через Бирюсу знали. Для навигации использовался атлас автомобильных дорог СССР 1979 года. Хотели за 3 дня доехать до Байкала, отдохнуть там 3-5 дней, еще за 2 дня доехать до Читы, погостить там у бабушки и дедушки неделю и вернуться в Кемерово за 6-9 дней той же дорогой. По дороге, если попадется, собирать грибы-ягоды, рыбачить. Мама записывала основные события по пути в еженедельник 1980 года.

Атлас автомобильных дорог СССР 1979 г. и путевой дневник.

С собой мы взяли надувную лодку «Нырок-4» (грузоподъемность 250 кг). У нас был фотоаппарат «Зенит-Е», снаряженный слайдовской ГДР-овской пленкой ORWO Chrom UT18. Оцифрованные мной слайды в отчете.

Цветные слайды, оцифрованные изображения с них в отчете.

7 августа. Кемерово—Большой Кемчуг

Итак, в 12:55 мы отъехали от дома в сторону Мариинска. Стояла жаркая погода, после вчерашнего дождя парило. Я сидел на заднем сиденье и всхлипывал, все думал про Майку.

От Березовского пошла гравийка, тогда на участке Березовский—Золотой Китат асфальта еще не было. Дорога петляла по Мариинской тайге. Запомнился очень крутой затяжной спуск в Успенке (сейчас новая дорога его обошла), пылили грузовики, с трудом преодолевая подъемы. За мостом через Китат начался асфальт.

Проезжая Красный Яр, увидели очередь, мужики дальнобойщики стояли с канистрами и банками, папа сказал, что в этом поселке всегда продают хорошее разливное пиво из райцентра Яи, где главный технолог пивзавода немец, поэтому все проезжающие всегда покупают там пиво. Мы не остановились…

Не доезжая Верх-Чебулы остановились на привал, съехав с дороги. Поели. Заехали в Верх-Чебулу, объездной тогда не было. На центральной площади поселка остановились, стоял аромат свежеиспеченного хлеба, по запаху нашли поселковую пекарню, купили 2 булки горячего белого хлеба. Буханку можно было сжать в кулак, она все равно принимала потом первоначальную форму, а вкус! Я съел в машине буханку целиком в сухомятку, когда мы отъехали. В целом поселок был чистый и ухоженный, на улицах паслась скотина (да тогда во всех поселках коровы гуляли). Сейчас знаменитого чебулинского хлеба нет, пекарня подверглась оптимизации.

Далее был Мариинск, переехав Кию, оказались на хорошей прямой дороге. Незаметно преодолели границу нашей области и Красноярского края. Дорога пошла бетонка — плиты со слоем асфальта сверху. Солнце клонилось к закату. В стороне остались трубы и отвалы Ачинского глиноземного завода.

За Ачинском начали искать место для ночлега. Карта показывала, что впереди трасса пересекает две речки, большой и малый Кемчуг. Уже в сумерках нашли съезд к Большому Кемчугу и остановились. Там уже стояла зеленая шестерка, горел костерок. Папа спросил, не против ли будут хозяева этой машины, если мы встанем недалеко от них, получил утвердительный ответ, и мы начали разворачивать бивак.

Большой Кемчуг.

В мои обязанности входило собрать дров, накачать ручным автомобильным насосом надувные матрасы, постелить подстилку и простыни, взбить подушки и положить одеяла. Папа развернул столик с походными стульчиками и развел костер, мама начала готовить. Наши соседи на зеленой шестерке предложили разделить с ними ужин. Мы согласились.

Юрий Александрович, так звали нашего случайного соседа, мужчина лет пятидесяти с седыми слегка вьющимися волосами оказался очень общительным, знал подход к десятилетним пацанам и меня просто очаровал. Он был с супругой. Выяснилось, что они в отпуске, машине их нет и года и это тоже ВАЗ-21061, и он, будучи каким-то специалистом, работающим недалеко от Красноярска, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции год назад. Он угостил нас только что сваренной ухой из окуней. Шутили, что за столом собрались три Юры — Александрович, Гаврилович и Юрьевич. За разговорами у костра наступила ночь, и я пошел спать в машину.

Запись в еженедельнике от 7 августа 1987 года.

Выехали в 12:55 из Кемерово. Погода отличная +30°С. Едем по Мариинскому тракту. Не доезжая Верх-Чебулы сделали остановку — поели (стоянка 30 минут). Затем проехали Верх-Чебулу (отличный поселок, ухоженный). Затем был Мариинск и далее Красноярский край. Дороги здесь хорошие. Заправились недалеко от Козульки. Остановились на Большом Кемчуге в 10 часов. Отличная речка, вода чистая. На стоянке с нами была еще пара из Красноярска-3… У них мы купили бутылку масла, т.к. свою забыли дома.

Прошли 451 км. Заправка 25 литров (10 рублей).

8 августа. Большой Кемчуг — левый берег Бирюсы

Ночью мне снилась Майка, как будто она вернулась и, виляя хвостом, ластится ко мне… Проснулся поздно. На костре кипел чайник. Пошел к маме, рассказал ей свой сон — она сказала, что, скорее всего, надо трактовать его наоборот и Майка не вернется.

За ночь вокруг машин автопутешественников поприбавилось. Все ехали с запада на восток. Несколько мужиков, в том числе мой отец и Юрий Александрович, собрались на импровизированную планерку у костра с чаем. Обсуждали дальнейший путь и делились впечатлениями от уже проделанного. Мужчина лет 30 из Киева с южно-русским говором, двигающийся на своей машине копейке на постоянное место жительства на БАМ в Тынду, рассказывал, как ловко он проехал Кемерово, все время держась трамвайных путей, однако сам город ему не понравился из-за ручьев канализации, как ему показалось, текущих вдоль дорог. Все сошлись во мнении, что в крупных городах легко заблудиться, указатели толковые есть не везде. Главной проблемой считали участок от Канска до Иркутска. Дескать, там-то и начнется самое страшное…

Потихоньку все разъехались. Позавтракав, и мы двинулись в путь.

В Красноярске до этого я никогда не бывал. Субботний город встретил нас полупустыми улицами и отсутствием указателей. Сам Красноярск показался очень просторным, похожим этими просторами, широкими улицами и большими разрывами между домами на Кемерово. Мы достаточно быстро заблудились, переехав Енисей по какому-то мосту, сделали несколько петель и снова вернулись на этот же мост, знаки, запрещающие разворот и остановку, заставили нас вернуться на левый берег. В итоге мы остановились у машины ГАИ и спросили дорогу. Милиционер подробно объяснил, как выбраться из Красноярска в сторону Иркутска. Из города удалось вырваться часов в 12.

Недалеко от Бородино свернули направо, в чистую березовую рощу. Нужно было готовить обед. Костер, тренога, и вот в котелке забулькала вода. Картошка, пакет с концентратом «Суп вермишелевый с мясом», банка говяжьей тушенки, и вот уже готова вкусная сытная походная похлебка. Попив чаю, двинулись дальше.

Стоянка у Бородино.

1111На подходе к Канску обратил внимание на памятник — серебристый хвост реактивного истребителя с красной звездой, наверное, разбился летчик здесь. За забором аэродрома виднелся ряд хвостов самолетов. Въехали в Канск. Обычный городок, панельные пятиэтажки. Остановились у продуктового магазина, выяснилось, что город неплохо снабжается, на прилавке свободно стояли банки с венгерским зеленым горошком и сгущеное молоком с какао. Взяв 5 банок горошка и 2 сгущенки, двинулись дальше. В Нижней Пойме асфальт кончился.

В сумерках доехали до Бирюсы. Паром уже не курсировал. Отъехали вниз по течению и встали на ночевку на берегу. Сготовили ужин, приготовились ко сну. Бирюса поразила меня тем, что несмотря на илистый берег и дно (я-то привык к каменистым рекам), течение было стремительное, мутная вода неслась, образуя буруны и водовороты. Второй день нашего путешествия окончился.

Запись в еженедельнике от 8 августа 1987 года

День прекрасный. Встали в 7 часов, но принялись все перепаковывать — все в машину с верхней подставки. Поели, помыли машину и поехали в 10:30. Ехали до Красноярска нормально, в Красноярск поехали по верхней дороге, объезжая город, но заблудились. Пришлось спрашивать у милиционера. Он все рассказал, но кружились по Красноярску около трех часов. После Красноярска остановились поесть, стояли с 1 часа до 3 часов, очень симпатичное место в березовом лесу, но воды не было. Затем поехали. Хорошая дорога все шла до Поймы, а в Пойме (из 3 шт.) уже плохая. По новой дороге везде сделаны объездные дороги. Заправились бензином в Канске. Здесь же купили 5 банок зеленого горошка, папиросы, минеральной H2О. До реки Бирюсы ехали до 11 часов. На Бирюсе остановились — ночевка. Юрашка очень устал, дорогой не очень-то любуется — больше молчит.

Прошли 487 км. Заправка 35 литров (14 рублей).

9 августа. Сплошная елань

Позавтракав, выдвинулись к парому. Переправа легковой машины стоила, по-моему, 1 рубль. Паром на тросах, перекинутых с берега на берег, прижимался к пристани с работающим двигателем, швартовался, машины переезжали на него. Влезало на паром примерно машин 10. Отчалили, я стоял у борта и смотрел на несущуюся воду Бирюсы, река казалась мне какой-то недоброй.

Начинался участок пути с самой плохой дорогой на всем маршруте. Отец всегда берег машину, старался объезжать ямки, а то, что невозможно объехать, пересекал по диагонали. Двигались со скоростью 20-30 км/час, во многих местах просто переползали огромные выбоины. Прошли селение со смешным названием Разгон, поиронизировали по поводу того, что особо тут не разгонишься. После Нижнеудинска неожиданно возник участок нового асфальта, дали по нему 110 км/час, но поплатились. Стык двух слоев свежего черного асфальта образовал трамплин, который папа не заметил, я сидел впереди, и ремень безопасности был еще не инерционный, свободно болтался. Нас подбросило так, что я головой ударился о потолок машины, мы полетели. Приземлились, слава богу, на дорогу с прямым рулем. Остановились перевести дух. Дальше уже не торопились.

Дорога представляла то разбитую гравийку, то пыльную ухабистую грунтовку, во многих местах шел ремонт (либо строительство) дороги. Особенно муторный участок был возле Худоелани. Посмеялись, не зря в названии поселка затесалось худо.

Остановились на обед, свернув к железной дороге. По Транссибу часто шли поезда. Любитель всякой техники с интересом рассматривал пролетающие составы. Сначала с востока прошел товарняк с контейнерами, на которых красовались надписи на английском языке, насчитал 72 вагона. Потом с запада пролетел пассажирский поезд. Вспомнив, как радостно мне было, когда, едучи в поезде, я видел, как махали нам вслед незнакомые дети на безвестных полустанках, и я тоже махал им в ответ, помахал рукой проходящему составу. В окне одного из вагонов мелькнула женщина, которая тоже мне помахала — день удался, а может быть жизнь удалась?..

Двинулись дальше, в одном месте, объезжая ремонтируемый участок дороги, заблудились. Дали крюк примерно 15 км. Снова выехали на эту трудную трассу. Смеркалось, потом потемнело, взошла луна — огромная, красная, завораживающая. Вокруг расстилалась степь с редкими березовыми перелесками. Уже в темноте свернули влево с дороги и остановились возле морковного цвета автомобиля «ИЖ-Комби» с башкирскими номерами.

Мне страшно хотелось спать, но надо было поужинать. Семья из Уфы пригласила нас к своему костру, хозяйка предложила мне кружку домашнего молока, которое они купили по дороге. Едут в Тынду с тремя детьми мал-мала-меньше башкиры. В общем, поужинали вместе с ними, открыв сгущенку, купленную нами накануне. Как я заснул, не помню.

Запись в еженедельнике от 9 августа 1987 года.

На Бирюсе встали в 7 часов. Сварили, позавтракали и подъехали к переправе в 9:30. Переправились благополучно. В 10 часов 5 минут поехали. Дорога красивая, но плохая. Сначала были горы, затем спустились в Тайшет. В Тайшете чуть не заблудились, но потом выехали. После Тайшета дорога все хуже и хуже, особенно в Худоеланском. Выбрали поляну красивую и остановились на обед часа в 4. Очень хорошо в лесу, рядом проходит железнодорожное полотно. Через 2 часа снова поехали. Такая дорога отвратительная продолжается. В Тулуне хотели заправиться, но проскочили заправку. Пришлось ехать дальше до Куйтуна. Заправку тоже проехали, да вовремя остановились. Заправились, поехали дальше. Ехали по ухабам до ночи. Взошла луна, она была красная, как солнце. Остановились в перелеске, семья с 3 детьми едет в Тынду. Заночевали. Вечером попили чай.

Прошли 379 км. Заправка 30 литров (12 рублей).

10 августа. Мраморная дорога

Солнце, поднимаясь все выше и выше, начинает заглядывать мне в глаза через закрытые веки. Просыпаться не хочется, но понятно, что сейчас машина нагреется и дальше оставаться в ней будет нестерпимо. Приходится открыть глаза, лежа на боку, я рассматриваю красную обивку правой задней двери «Невестушки». Мушки жужжат, на заднем стекле, пытаясь вырваться, ничего, поедем — выдует вас.

Башкиры еще спят, а мы поедем, пожалуй. Заехали в сельпо первого попавшегося поселка — ничего интересного нет, видать, скудно село в Иркутской области снабжается, но хлеб вкусный. Остановились за Заларями у какого-то болотца, насобирал я дров, и уже опять зашкворчала в котелке консервированная гречка с мясом. Двинулись дальше, до Байкала доедем сегодня.

Дорога между тем все лучше и лучше, асфальт пошел свеженький. Появились признаки наличия поблизости химической промышленности, нас, кемеровчан, в 80-х годах запахом смога было не удивить, но тут было нечто особенное. Леса, что хвойные, что лиственные, стояли желтые. Это было Усолье-Сибирское. Потом долго мой папа говорил: «Да в плане экологии Кемерово это цветочки, а вот ягодки Усолье-Сибирское и Ангарск!»

Выбрались из шлейфа промышленных гигантов, приближался Иркутск. Отсутствие толковых указателей и средств навигации, которые появятся массово через 20 лет, привели нас в центр города. Необычайно плотный трафик и узкие улицы, красивая церковь, вот чем он мне запомнился. Остановились спрашивать дорогу, многие толком ничего не могли объяснить, таксист на Волге предложил вывести нас к выезду в сторону Шелехова, попытались ему заплатить, но он оскорбился и ничего не взял, сказал следовать за ним. Таксист «дал по коробке», Волга рыкнула и понеслась, отец едва успевал за ней, вот и выезд. Таксист мигнул нам фарами — хорошо, когда есть хорошие люди и тебе хорошо.

В Шелехове остановились. Купили продуктов в гастрономе, зашли в кафе, в котором продавали позы (нечто вроде мантов, сейчас их называют буузы). Позы оказались необыкновенно вкусные, поели их в кафе и с собой взяли в дорогу. До Байкала оставался последний рывок.

Красивая дорога петляла через перевал, необычным было то, что обочины были отсыпаны белой мраморной крошкой, спуск и — водная гладь священного моря, сливающаяся с небом, открылась мне, сердце затрепетало.

В Култуке остановились на смотровой площадке, которая тоже была отсыпана мрамором, пофотографироваться (не думаю, что мои пузырящиеся короткие трикушки сильно испортили фотографию).

Смотровая площадка в Култуке.

Где конкретно остановиться, у нас плана не было из-за недостатка информации. Двинулись в сторону Улан-Удэ, решив действовать по обстоятельствам. Проехали Слюдянку, Байкальск с его знаменитым целлюлозным комбинатом, Выдрино. Разговоры были в основном про байкальскую экологию и про комбинат, который неплохо было бы закрыть. Темнело.

Синева.

За Танхоем свернули налево к берегу, нырнули под Транссиб и выехали к Байкалу. Место было хорошее, невдалеке волны омывали разрушающиеся конструкции пирсов из почерневших стволов лиственницы, укрепленных камнями. Дров было в достатке. Рядом была территория Байкальского заповедника.

Выйдя на берег, первым делом напились воды прямо из озера.

Ужин был шикарный, пылал большой костер, разогрели позы из Шелехова, поставили на стол домашние огурцы и дошедшие за время пути помидоры «Бычье сердце», шоколадные конфеты «Турист» с чаем. Папа раскупорил бутылочку, мне-то в 10 лет это было непонятно, но потом он долго вспоминал, что эти помидоры были волшебной закуской.

Запись в еженедельнике от 10 августа 1987 года.

Выехали в 7 часов, не ели. Проехали километров 120, потом остановились у болота и сварили немного. Это село (З…). Поехали к Черемхово. Наконец, там пошла хорошая дорога. Но опасная, нас на повороте обогнал грузовик и чуть не задел. Но проскочили. Ехали на скорости 90-100 км/час. Черемхово осталось в стороне. Усолье-Сибирское проехали мимо. Там стоял сильный смог, веянье которого за 20-30 км от Усолья-Сибирского. Затем поехали в Ангарск, там заправились (10 литров). Поехали в Иркутск. В Иркутске заблудились и поехали в город. Потом нас таксист вывел на дорогу. Поехали в Шелехов. В нем взяли хлеба, молока, сметану, пирожных. Поехали на Байкал, дорога красивая, но виляет. Проехали до Култука. Оттуда вид на Байкал. Сфотографировались. Поехали на Выдрино. Заправились в Слюдянке (10+5 литров 6 рублей). Дальше ехали до ночи и проехали Выдрино до Танхоя, там, наконец, приехали к Байкалу. Разожгли костер, поели. Ночевка Танхой.

Прошли 529 км. Заправка 25 литров (10 рублей).

11 августа. 14°С

Жаркий солнечный день, на Байкале штиль, я обошел окрестный берег. Вода плещется у камней и черных бревен старых пирсов, прозрачная невероятно, видно все, кажется, на глубине 5-6 метров (у пирсов глубоко, должно быть здесь швартовались крупные суда).

После 4 дней пути отдыхаем, понятно, что поймать какую-нибудь стоящую рыбу с берега не получится, но я захотел порыбачить. Обычная поплавковая удочка, червячков подкопал и стою на бетонной плите, лежащей у уреза воды. Начали клевать гальянчики, сажаю их в котелок. Потом вытащил рыбку, которой раньше не видал — бычка подкаменщика. Потом еще, потом еще.

Моя рыбалка на Байкале.

Надеваю червячка.

Из поселка пришли две девчонки лет по 13, надули круги и стали купаться. Вода же холодная! Я спросил у них, как им там, в воде? Они сказали, что температура воды 14°С и для них это привычно, они при такой температуре всегда купаются. Побежал за плавками.

14°С.

Когда заходишь в воду, всегда самое трудное, находясь уже по пояс в воде, окунуться полностью с животом. Бултых, нырнул, открываю под водой глаза, все видно, как в маске. Поплавал я минут 5, выскочил на берег с ощущением эйфории. Я купался в Байкале!

Любимые Кирзачи.

Когда заходил в воду, обратил внимание,что бычки подкаменщики стоят на дне и их можно, наверное, как-нибудь ловить не на удочку. В наборе туристической посуды нашлись обыкновенные вилки. Мои любимые кирзовые сапоги (в них я считал похожим себя на военного, а авторитет армии в моем детстве был непререкаем) были промазаны дегтем и не промокали. В сапогах с вилкой в руке я пошел в воду колоть бычков, увидишь его, прицелишься и пригвазживаешь ко дну, берешь под брюхо и в котелок. Достаточно быстро я набил их штук 15.

Мама варит уху.

Несмотря на то, что мой улов состоял из мелкой рыбы, все же решили сварить из него уху. Чистила и потрошила рыбу мама. Картошка, лук, немного риса, черный перец горошек, рыба — все, что нужно для классического блюда.

У Озера.

Вечером опять был большой костер. Уха из гальянов и бычков оказалась очень вкусной и наваристой!

На небе вызвездило. Из-за прозрачности воздуха в бездонном черном бархате небосвода видно множество звезд и Млечный Путь. Берешь одеяло, ложишься на спину и смотришь в космос, боковым зрением ловя отблески костра. Думаешь о том, что такое бесконечность? Следишь за светящимися точками проходящих спутников. Изредка проскакивают метеоры. Сон прерывает даже самые волшебные вечера.

Запись в еженедельнике от 11 августа 1987 года.

Байкал! Ура! Отдыхаем. Заповедная зона. Купался Юрашка! Удил рыбу, ухи сварили из бычков и гальянов. Я ходила на станцию, взяла хлеб, кулич, очень вкусный. Погода хорошая, у Юрашки обгорела шея!

( Бензин 0, км 0)

Примечание рукой отца — 249 км. Знак заправки под мост на Байкал.

12 августа. Ивановка

Ну что, нужно дальше ехать. Берег Байкала провожал нас прекрасной погодой.

В 1982 году во время перегона родители наткнулись на речку Ивановка, вокруг которой были очень хорошие места. Тогда там им попались поляны, покрытые груздями и волнушками сплошным слоем, причем не червивыми, и при желании можно было грибами забить машину до перегруза. Тогда они спешили, и до дома было далеко — ничего не взяли, теперь до Читы был день пути, а значит, следовало попытать удачу.

Мост через Ивановку.

Ивановка оказалась каменистой речушкой с быстрым течением и прозрачной холодной водой, харьюзовая по всем признакам. Мы пофотографировались. Фотки получились хорошие.

Красивая речка Ивановка.

Перекат.

Просто хорошая фотка.

Родители на Ивановке.

В лесу была брусника, но мало, грибов не было совсем, черника присутствовала в нормальном количестве. Решили ее собирать. Поехали по трассе назад до ближайшего свертка и углубились в лес. Наткнулись на стоящий Москвич-2140 ярко-желтый. Остановились рядом, меня оставили караулить машину, родители пошли собирать чернику.

Часа 2 я, найдя палку, рубил ей траву и ветки, воображая, что воюю с белыми. Потом из леса вышли хозяева москвича пожилые две женщины и мужчина. У них были ведра с черникой, но не полные и инструменты, которыми они ее собирали. Битки или еще как их называют скребки — совочки у которых с одной стороны расческа, которой прочесывают кустики, оставляя ягоду внутри этого совка. Потом вышли и родители. Собиратели ягоды из Бабушкина сказали, что черники в этом году мало и ее и со скребком замучаешься-то собирать.

Мы собрали руками черники литра полтора и сочли это занятие бесперспективным. Решили ехать дальше.

Снова замелькали за окном байкальские пейзажи, а потом дорога ушла в сторону Улан-Удэ. Ну, до свиданья Байкал!

Интересно устроена память. Какие-то события той поры помнишь до мельчайших деталей и запахов, а что-то стирается навсегда. При проезде Улан-Удэ запомнился только буксир на Селенге, толкающий баржу. Ближе к вечеру, когда проезжали Харашибирь смеялись над этим именем. Мне кажется, что в тот вечер я из десятилетнего возраста вдруг провалился в пятилетний, как встали на ночевку, не помню.

Запись в еженедельнике от 12 августа 1987 года.

Встали, сварили. Все собрали, еще раз все посмотрели и поехали на Ивановку-речку. На Ивановке остановились, место хорошее. Пошли посмотрели лес. Есть немного черники, брусники мало. Решили съездить в лес за черникой. Поехали, увидели съезд и поехали за Ивановку в сторону Танхоя. В лесу встали у машины желтой. Немного ягоду пособирали, но потом Юра скомандовал — поехали! Ехали мы до Харашибири и заправились 30 л. Поехали до Новопавловки и еле легли спать.

Прошли 476 км. Заправка 30 литров (12 рублей).

13 августа. Туман

Необычный свет разбудил меня. Было не пасмурно, не солнечно — машина стояла в плотном тумане, подсвеченным снаружи ярким солнцем. Я всегда спал справа, посередине мама, а отец, чтобы никто кроме него ногами переключатели фар, поворотников и дворников не поломал — слева.

Сегодня уже в Чите должны быть, вставать надо.

По радио звучат позывные Маяка, новостные передачи, музыка, радиоспектакли. Как я любил слушать эти спектакли! Если покрутить настройки, можно услышать китайскую музыку и их непонятную речь. Вдруг по-русски, но не с нашими интонациями: «Сегодня мы поговорим об Иисусе…» — «баптисты» из США ведут пропаганду на СССР. Уходим на другую волну, там про важность договоров между ядерными державами о сокращении вооружений. Звучит обнадеживающе, значит, наверное, ядерной войны, которой я боялся, когда мне было 6 лет, уже не будет.

Позавтракали, туман рассеялся, двинулись. Замечаю, забайкальские леса отличаются от наших, подлеска и буреломов нет, прозрачные они очень. Мама уроженка Читы рассказывает про красоту цветущего багульника. Справа петляет Ингода, съезжаем к ней, решили искупаться. Вода мне показалась холоднее байкальской. Двинулись дальше.

Впереди показалась Чита — конечная цель нашего пути. Петляем около ГРЭС, оказывается, можно заблудиться и в родном городе! И вот — дом бабушки и дедушки. Поднимаемся на пятый этаж. Звонок в дверь. Бабушка открывает, не спрашивая кто там, и говорит: «Заходите, пожалуйста!». И только потом узнает нас — радости нет предела.

Приехали!

Запись в еженедельнике от 13 августа 1987 года.

Утром встали и поехали после того, как поели. Ехали почти без остановок. Заправились в Улетах. Затем остановились в 50 км от Читы. Отдохнули и поели, купались в Ингоде, но нас закусали комары, и мы поехали скорее. Вода очень-очень холодная! По Чите ехали через ГРЭС, запутались, еле доехали!

Ура! Дома!

Прошли 412 км. Заправка 35 литров (14 рублей).

Арахлей

Больше недели мы гостили в Чите. Ну, штришок времени это то, что папа спал все дни в машине ночью во избежание угона. Уже криминал по стране начал голову поднимать. Зимой того года наш гараж взломать пытались, благо ворота и стены крепкие оказались, жуликам времени не хватило.

Вообще, кто не знает — Чита солнечный город, по количеству солнечных дней из областных центров в России на первом месте. Ходишь, свет яркий, настроение хорошее. Минеральных вод вокруг Читы разных несколько источников, в бутылки очень вкусную воду КукА разливают. Есть где прогуляться, большущее озеро Кенон в городе расположено.

Дедушка предложил на выходные съездить на озеро Арахлей, там турбаза от его работы хорошая была.

Арахлей расположен в 50 км от Читы за Яблоновым хребтом, это самый большой водоем из группы Беклемишевских озер. Размер 10 на 6 километров и глубины метров до двадцати, вода чистая пресная.

С погодой опять повезло. В Арахлее я купался вволю, берег и дно песчаные. Кроме того, напрокат мы брали весельную лодку и я научился грести. Катал на лодке по озеру маму и бабушку.

Катание на лодке по Арахлею.

Купаюсь в Арахлее.

На второй день решили с папой пойти на рыбалку. Узнали у местных, как в озере рыбу ловить. Нужно было наловить живца в ручье, впадающем в озеро, и с лодки на короткую удочку рыбачить на глубинах 2-3 метра, удерживая приманку у дна. У отца в машине была зимняя удочка, которую он приспособил для себя, а мне дал обычную телескопическую с поплавком, просто удлинив леску, чтобы живец и грузило болтались у дна.

Живца ловили котелком, это были в основном гальяны, но попались и несколько странных рыбок, которых местные мальчишки называли песчуга, отец сказал, что они похожи на вьюна.

С утра на лодке вышли на озеро и забросили удочки, у меня сразу нырнул поплавок, я подсек и вытащил окунька грамм на 200. Дело пошло. Почему-то у меня клевало лучше, чем у папы.

На жарёху мы рыбы наловили. Вообще, тогда Арахлей был отличным местом для отдыха.

Вернувшись в Читу, начали собираться в обратный путь.

21 августа пятница. Молоко

Плотно позавтракав, попрощавшись, поздним утром выехали из Читы домой в Кемерово.

День был пасмурный, яркое читинское солнце скрылось. Выезжая из города, наткнулись на ремонтируемый участок дороги, транспорта было мало, и его пустили в объезд по какому-то проселку.

Мы, старательно объезжая колдобины, умудрились сесть на брюхо. Застряли, ни туда ни сюда, колесо заднее беспомощно крутилось в воздухе. Пришлось применить «Закон Ома: есть трос — будешь дома!» Трос у нас представлял стальной строп с петлями на обоих концах. Папа закрепил его спереди под днищем за штатный кронштейн, и мы стали пытаться кого-нибудь остановить, чтобы нас дернули. Остановилась автоцистерна молоковоз на базе ГАЗ-53. Водитель мужчина лет сорока с длинными, чуть не до плеч, волосами, узнав, в чем дело, подогнал свою машину, трос был зацеплен. Он плавно натянулся, когда «Молоко» тронулось, но кронштейн на выдержал, и строп повис, не стронув нас ни на сантиметр. Второй раз зацепили за рычаг поперечной устойчивости и были вытянуты на ровную дорогу. В благодарность шоферу папа предложил деньги и одну из бутылок водки, запас которой мы пока так и не расходовали, водитель со смущенной улыбкой отказался. Пожелали ему счастливого пути, ну и сами дальше поехали.

Такая автоцистерна нас вытащила.

Снова замелькали забайкальские сопки. Голубика — голубица, как называют ее читинцы, манила нас. Дикая забайкальская голубица имеет необыкновенный затягивающий вкус, и хороша она засахаренная в собственном соку и в виде варенья тоже. У нас было желанье набрать ее товарное количество и приготовив из нее толченку, привезти домой. Сначала остановились после Арея, заходили далеко в лес и слева и справа от дороги, ягода была, но мало. Собирали втроем, руки сделались синие, но собрали совсем чуть-чуть. Поехали дальше. У Дуты, большого покинутого села, наткнулись на голубицу, и было ее много. Я остался у машины в карауле и на костре, а мама и папа ушли ее собирать.

Машина стояла метрах в сорока от дороги, по которой, может быть, проходила одна машина в тридцать минут. Под вечер машин не стало совсем. По обеим сторонам дороги стояла хвойная тайга, дров было много. Нодья ярко пылала в сгущающихся сумерках. Уже в темноте пришли с ягодой родители. Учитывая, что собирали голубицу руками без скребков, набрали чуть больше пятнадцатилитрового эмалированного ведра. Назавтра решили еще ведерко собрать. Поужинали и опять у костра в темноте любовались на звезды.

Часов в девять издалека послышался громкий стрекот, с запада приближалось неизвестное транспортное средство, сверкнули фары, и к нашей стоянке подрулили Жигули 2-й модели. Судя по всему, у этого автомобиля был оторван глушитель.

Пассажирами оказалась необыкновенно энергичная семья из Якутска. Двое мальчишек один лет 12, второй лет 8 и муж с женой. Путешествуют в отпуске по СССР, были в Ленинграде, уже 10 дней едут домой, в Чите загрузятся на платформу и до Тынды, а там и до Якутска. Они развернули необычное приспособление для готовки — легкую сварную конструкцию, на которую можно было поставить две кастрюли, к днищу каждой подходила стальная труба, которая раздваивалась из общей, в которую в свою очередь задувала пламя обычная бензиновая паяльная лампа. Паяльная лампа загудела, и направляющие трубы быстро раскалились докрасна.

Отец семейства, резкий и быстрый мужчина, рассказал, что на участке Тайшет—Залари оторвал глушитель, и едет теперь, подвязав болтающиеся штаны и резонатор проволокой. Оптимизм, однако, бил от него через край. Попили вместе чаю, и я пошел спать. Позже подъехала к нашему лагерю на ночлег еще одна машина. Я ее уже не видел. Последнее, что помню красные отблески, раздуваемого ветром костра на серой дырчатой обивке потолка Невестушки.

Запись в еженедельнике от 21 августа 1987 года.

Выехали из Читы в 11 часов утра. Выезжая из Читы, при объезде дороги сели в кювет. Но нас вытащил молоковоз. Спасибо шоферу, даже не взял денег. Трос у нас первый раз оторвался. Второй раз вытащил. Ехали потом по старой дороге, но через 14 км выехали на трассу. Ехали 250 км заправились в Улетах (8 л) 3 руб. 20 коп. Около Арея, вернее после него, смотрели голубицу. Набрали за 2 часа немного. Сходили на разведку на восток — ничего не было. Поехали до с. Дуты и вышли — там оказалось много ягоды. Мы начали собирать и собирали до ночи. Стало темно. Поели. К нам пристали еще 2 машины. 1-я из Якутии в Тынду едет с Байкала, 2-я тоже из Якутии едет в Тынду из Ленинграда. Спали все втроем.

Прошли 250 км. Заправка 8 литров (3 руб. 20 коп.)

22 августа Суббота. Дута

Тишина. Хмурое, но сухое утро. По той дороге, которая сегодня называется «Федералка», никто не едет. Ветер шумит в кронах лиственниц. Толстые сухие сучья этой же породы дерева горят в костре. Сижу на походном складном стульчике и засовываю в самый жар кусок алюминиевой проволоки, найденной неподалеку. Когда она раскаляется, макаю ее в ведерко с водой, раздается шипение. Повторяю эту процедуру несколько раз, интересно, можно таким образом закалить алюминий?

Мама пошла собирать голубицу, папа отправился в Дуту километра за два с десятилитровой канистрой набрать воды. Почему это село бросили? Место хорошее — странно.

Подвывание дизеля слышно издалека, вот показался МАЗ с голубой кабиной, пролетел и снова тишина.

Дута.

Из-за поворота появляется отец с канистрой, говорит, что в селе есть колонка с водой, дома стоят заколоченные. Потом из леса появляется мама с маленьким ведерком ягоды, которую она набрала за утро.

Надо теперь голубицу переработать, а для этого сахар купить, дальше ехать пора.

Папа выжимает сцепление, вытягивает «подсос», поворачивает ключ — на высоком тоне жигулевский двигатель набирает 2500 оборотов. Потихоньку подсос убираешь и прогреваешь машину на 1500-1700 оборотов в минуту. Стрелка указателя температуры от нуля оторвалась — можно ехать.

Ну, до свиданья, Дута! Свидимся ли еще?

Много позже я узнал, что в окрестностях Дуты в 1977 году был произведен подземный ядерный взрыв с целью сейсмозондирования…

Забайкалье.

Там же, но фотографирую я…

Едем, песни поем, вспоминаем. Про Байкал «Славное море…», про Забайкалье «По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах…». Романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Хорошо, все свои, семья музыкальная.

Вот и Бурятия. Видим живописную скалистую сопку. Тогда мы не знали, что называется она Хабсагай хада или Спящий лев.

Омулевая сопка и ИЖ-412.

Почти цифровое фото…

Фотографируемся около нее. В воздухе какой-то запах неприятный, не иначе птицефабрика рядом. Место для ночлега нашли на берегу Селенги, не доезжая Улан-Удэ. Река большая, вода в ней какая-то серая. Мимо огромную отару овец прогнали на водопой. Погода пасмурная, но дождя нет, дров в округе тоже мало. Разожгли примус «Шмель», на нем еду сготовили и спать. Завтра Улан-Удэ.

Стоянка на Селенге.

Запись в еженедельнике от 22 августа 1987 года.

Утром в 7:30 пошла на ягоду. Набрала котелок через 3,5 часа. Роса, вся промокла. Юра ходил за водой в Дуту. Заброшенная деревня, там живут дорожники. В 12:20 выехали. Место было отличное. Ехали, останавливались фотографировались. Вид за Ареем, вид у скал в Бурятии. В Харашибири купили хлеб, папиросы и заправились 35 литров 14 рублей. Затем поехали к Улан-Удэ. Остановились у Селенги, сварили, поели, в 10 часов легли спать. Хотим в Улан-Удэ купить сахар.

Прошли 372 км. Заправка 35 литров (14 руб.).

23 августа Воскресенье. Сахар

Слухи о том, что должны ввести талоны на сахар начали циркулировать в городе Кемерово с июня. Сахара, как я себя помню, всегда было в магазинах завались, продавался он в бумажных пакетиках и стоил 84 копейки за кило. До 1987 года в нашем городе не было талонов ни на какие продукты питания, некоторые товары у нас были в дефиците (гречневая крупа, например, сгущенка, копченая колбаса), но распределения не наблюдалось.

С началом в стране антиалкогольной кампании 1985 года, народ стал гнать самогонку в больших объемах, чем раньше, а алкаши так не заморачивались, ставили брагу из дрожжей и сахара. Я в свои 10 лет технологию самогоноварения уже представлял, наличие доступного сахара делает это дело очень простым.

В июле мы с бабушкой пошли в магазин и набрали 20 кг сахара, запасались, так сказать. Одновременно сосед Мишка с четвертого этажа со своими родителями тащил вместе с нами из магазина полные сумки сахара. То есть сахар сметал народ на панических слухах с прилавков. Но в августе он еще присутствовал в свободной продаже. Однако долго это продолжаться, учитывая ажиотажный спрос, не могло.

Так выглядел сахар в 1987 году.

Дождливым воскресным утром мы въехали в Улан-Удэ. Задачей было купить сахар для приготовления толченки из голубицы. Сахара нигде не было. Мы нарезали круги по городу, заезжая во все увиденные продуктовые магазины, все без толку.

В одном из магазинов, услышав наш разговор с продавщицей, что у нас ягода может пропасть, пожилая женщина подсказала нам ехать к аэропорту, там в продуктовом сахар еще есть. Поблагодарив ее, мы выдвинулись в указанном направлении и, к счастью, нашли этот магазин. Купили сахар, толкушку, чтобы толочь голубицу, еще каких-то продуктов и направились к Байкалу.

В нашем городе талоны на сахар ввели осенью того года, потом по талонам стали продавать чай, мыло. Моей обязанностью было днем, когда все на работе, ходить по магазинам, стоять в очередях, отоваривать талоны. Помню, как я счастлив был, когда мне удалось отоварить талоны на сахар на всю семью за 3 месяца, как тащил я 13,5 кг сахара в большой наволочке.

На Байкале решили остановиться в том же месте у Танхоя. Без приключений доехали, развернули лагерь и сели перебирать голубицу. Занимались этим делом допоздна.

Здравствуй, Байкал.

Запись в еженедельнике от 23 августа 1987 года.

Встали в 8 часов. Развели костер, поели, собрались в дорогу. Погода хмурится, собирается дождь. Мы выехали в 10 часов, и пошел дождь. Ехали через Улан-Удэ. Искали сахар, ходили в три магазина, но потом женщина сказала, что на 10-м есть. Поехали туда, к аэропорту. Купили 11 кг. Сахара, хлеб, горчицу, сухари, толкушку и «Полет», конфеты. Потом поехали дальше, все время шел дождь. Заправились за Тимлюем —залили 15 литров (6 рублей). Потом ехали до Танхоя. Приехали на Байкал — дождь перестал, но хмуро. Соорудили стоянку, разожгли костер. Поели, наладили постель. Затем я стала перебирать ягоду, и в 1 час легли спать.

Прошли 267 км. Заправка 15 литров (6 руб.).

24-26 августа. Омуль

Три дня мы отдыхали на Байкале. Погода стояла хорошая.

В первый день мы доперебрали голубицу и растолкли ее с сахаром. Получилось литров 15 прекрасной толченки, которую мы по приезду домой расфасовали по банкам и ели до весны.

Командир экспедиции.

Побывать на Байкале и не попробовать омуля не входило в наши планы. Местные рыбаки, которых мы видели плавающих на черных, длинных, деревянных лодках с высоко задранными острыми носом и кормой, проявляли активность, но, по их словам, омуль не шел. Вдоль берега мальчишки таскали кораблики (водяные змеи), но на них тоже ничего не ловилось. Подсмотрев, какими снастями рыбаки пытаются ловить с пирсов и лодок (какая-то разновидность спиннинга), мой отец тоже сделал себе такую и присоединился к местной компании, но результаты все три дня были нулевые.

Мне так омуля не поймать…

Подходило судно (небольшой катамаран) к берегу возле нашей стоянки, но не причаливало. Запечатлели на снимке этот момент.

Катамаран.

Я пытался рыбачить у берега, колол бычков, выстругивал топором и стамеской из тяжелой массивной найденной на берегу доски кораблик (он до сих  пор валяется у меня в гараже).

Кораблик с Байкала, пролежал в гараже 32 года.

Приделав к нему руль из жести от консервной банки, киль из какой-то стальной полоски, мачту и бумажный парус, запустил его в Байкал. Он описал дугу метров 100, его вынесло назад на берег — решил забрать его с собой.

Пускаю кораблик.

С погодой повезло.

Штиль.

Мама ходила в магазин в поселок по шпалам, в лес за малиной. 26 августа я ходил на станцию Танхой в магазин вместе с ней. Люди в поселке были добрые, чувствовалось это. Много позже я видел фильм «У озера» 1969 года, в общем, людские типы там схвачены достоверно, рассказывается об этих же местах. У одного дедушки купили молоко, у него же сети на омуля стояли где-то далеко от берега, договорились с ним, чтобы он нам продал улов, когда поедет их проверять.

25 августа на Байкале поднялся сильный ветер и пошли очень высокие и крутые волны, которые разбивались о берег и пирсы с грохотом и шипеньем. Снова рыбалка не удалась.

26 числа рыбаков вышло что-то очень много, но рыбы не было.

Рыбаки на Байкале.

Первого сентября мне в школу было надо — решили собираться в дорогу.

Запись в еженедельнике от 24 августа 1987 года.

Сегодня ясно, погода обещает быть хорошей. Не знаем сколько времени Солнце. Юра разбирает сиденье для сушки. Я пошла в магазин. Топать до магазина 30 минут. Вышла 10 минут второго. В магазине купила хлеб, виноград, сахара нет. У бабки купила полведра картошки. Зашла на почту, отослала письма, телеграммы. Возвратилась обратно. Погода начала хмуриться, но дождя нет. Юра занимается снастью для ловли, но ничего не получается.

Запись в еженедельнике от 25 августа 1987 года.

День теплый, но пасмурный. На Байкале волна сильная. Банки для ловли живцов исчезли. Пока поели, пока Юра ходил на ловлю, бесполезно — не клюет. В 12 часов пошла в лес. Наткнулась на малину — собрала неполный котелок. Черники мало, она далеко в лесу. Брусника белобокая. Пришла, перебрали малину, засыпала сахаром. Лес тут влажный, болотистый. Видела в лесу бурундука. Не боится людей.

Очень многие ловят рыбу — здешние рыбаки. Но клюет мало.

Поели картошки и легли спать.

Запись в еженедельнике от 26 августа 1987 года.

Встали в 9 часов, погода отличная, солнечная. Будем загорать, вода в Байкале холодная после шторма. Варим уху из консервов. Затем ловили бычков. Ходили с Юриком в магазин за хлебом. Вечером варили уху из бычков. Очень вкусна. Купили у старика молока 1 литр. Легли спать в 10-11 часов.

27 августа четверг. Ольха

На берег накатывали крутые волны. Моросил небольшой дождь. Я, проснувшись, услышал окрики, громкую ругань. Вышел из машины и увидел воинский эшелон, стоящий на рельсах недалеко от нашей стоянки. На платформах стояли накрытые чехлами БМП-2. Солдаты расхаживали вдоль поезда, офицер командовал, они искали солдата со среднеазиатской фамилией, нашли. «Интересно, они что, внутри боевых машин на платформах едут?» — подумал я. Вся группа военных удалилась вдоль состава в сторону станции. Минут через 10 эшелон двинулся на восток.

Погоды не было, делать на Байкале было больше нечего. Сходили к дедушке, у которого стояли сети, оказалось, что из-за волны он не выходил их проверять. Омуля мы так и не попробовали.

Перед отъездом.

Собрались, позавтракали и выехали домой. До настоящего времени я у Байкальского берега больше не был.

Возле Слюдянки останавливались фотографироваться, зашли в лес. Там я нашел дерево с небольшими шишечками, отломил ветку. Папа сказал, что это ольха. Взял ветку с собой в машину.

Темноватая фотка, такая пленка…

Прощание с Байкалом.

Возле Слюдянки.

Последняя фотка с Байкалом.

По радио звучали детские передачи какой-то местной радиостанции. Запомнились две песенки: про крысу, которая советовала кошке не облизывать лап, и песенка из фильма «Про красную шапочку» о капитане, который поплыл на барабане, а не пароходе. Пока ехали по Иркутской области, эти песни повторились раза три.

Вот за спиной Байкал остался, преодолели перевал, в Шелехов заехали. Купили позы в знакомом кафе, мама в магазин зашла, какие-то вещи купила.

Иркутск проехали быстрее, чем прошлый раз. Погода разгулялась, солнечно стало.

Ехали до темноты, а потом при свете фар вперед и вперед. У жигулей, когда ближний свет включен, зеленая лампочка в районе спидометра светится, а когда дальний — синяя еще. Папа, как встречная машина попадается, с дальнего на ближний переключается, как правило, встречные делают то же самое. Я сижу на заднем сиденье, смотрю, как то зеленый, то синий индикатор загорится. Потом с мамой местами поменялись — вообще красота впереди. «И какой же русский не любит быстрой езды?» — сказал Гоголь. «Какой же русский не любит ночной езды?» — говорю я. Навстречу несется разметка, вспыхивают подсвеченные фарами дорожные знаки и указатели. Вокруг чернота, а в машине хорошо и уютно. Только двигатель припевает своим чуть женственным голоском, и вот уже кажется машина живой, а ты вовсе не человек, а часть машины, и все твои спутники часть тебя. Перехватывает дыхание, щемит сердце. Встречные фары показались. Какая-то вселенная маленькая навстречу летит. Представляешь, кто там внутри едет, что думает? «в-в-в-В-Ух» — встречная машина проносится, оставляя эту тайну навсегда. Вот вдали огоньки деревни. Там, наверно, люди за столами сидят, чай пьют, живут, не знают, что на огонек их окна я сейчас смотрю. Исчезает в темноте деревенька. Только ветер в приоткрытых окошках посвистывает, антенна воздух рассекает, радио бормочет тихо, да секундная стрелка часов бежит, с каждым своим шажком приближая нас к самому главному концу дороги…

Запомнились факелы заводов, полыхают в темноте на полнеба, у нас такой в Кемерово тоже был, коксовый газ дожигали.

Усталость свое взяла, заснул на ходу.

Запись в еженедельнике от 27 августа 1987 года.

Встали — дождь. Решили собираться в дорогу. Ходила к старику за рыбой, но он из-за вала не ездил проверять сетей. Поехали в 11 часов. Идет дождь, набрали воды в речке и ехали до Слюдянки. Фотографировались, заправились у Слюдянки (…л). Поехали дальше в Шелехов. В Шелехове ели позы (8 шт.) и купили свитер и варежки. Поехали в Иркутск. По Иркутску немного плутали. Погода уже ясная. Проехали Ангарск, заправились в Усолье-Сибирском (…л). Ехали по плохой дороге и от Черемхова заблудились (прокладывают новый тракт). Выехали по лесной дороге и вновь на трассу. Ехали до ночи, Юрик не ел, хотел спать. Легли в 1 час. Место у д. Листвянка.

Прошли 516 км. Заправка …. литров (….. руб.).

28 августа пятница. Переправа

В этот день опять нужно было преодолевать самый сложный в плане дорожного покрытия участок. Благо хоть погода была хорошая.

Потянулась изматывающая дорога со сплошными ямами. Ехали очень медленно. На обед остановились в том же месте, где останавливались на пути к Байкалу и я махал рукой проходящему поезду.

Всегда было много работы на остановках по костру, дровам и перекладыванию вещей в машине. Меня в тот раз лень-матушка обуяла, и я что-то сказал папе по поводу нежеланья помогать в наглой форме. Удар резиновым напольным ковриком по спине вернул меня к адекватности.

На подходе к Тайшету нас обогнала красная девятка, редкая на тот момент машина, вслед которой заглядывались. В Тайшет заехали уже по темноте, заблудились. По счастью, армейский ЗИЛ-131 вывел нас на трассу. Подъехали к переправе через Бирюсу.

Паром был у противоположного берега, несколько легковых машин скопилось с нашего, в том числе красная девятка, хозяевами которой оказались два армянина. Они прямо рядом с машиной на дороге развернули примус «Шмель» с двумя горелкам и что-то варили. В нетерпении они мигали на противоположный берег дальним светом, выражая таким образом просьбу их переправить.

Паром двинулся к нам, пристал, с него съехали несколько машин. Паромщик сказал, что уже поздно и больше он рейсов делать не будет, он был явно пьян. Армяне пустились в переговоры, в итоге он согласился перевезти всех по трешке за машину. Мы-то переправились успешно.

На ночевку решили встать рядом с переправой, на которой развернулись события. Пока мы переправлялись, на левом берегу опять машины скопились. Когда проезжали мимо вереницы машин, мне запомнилась восьмерка, внутри которой горел свет, на заднем сиденье на белой меховой подстилке сидели с босыми ногами две девочки и играли в куклы. Нетерпеливые водители опять стали уговаривать перевезти их, паромщик, видать, «поддал» еще и согласился за 5 рублей с машины (так переправа стоила рубль). Паром не был пришвартован, а удерживался у пристани, прижимаясь двигателями. Когда машины начали на него заезжать, он дал задний ход. Восьмерка полная людей свалилась в реку, и ее подхватило течением. По счастью, машина не успела утонуть, ее протащило метров 40 и вынесло на отмель, так что крыша осталась на поверхности. На крышу через выдавленное изнутри ногами лобовое стекло вылез мужчина, потом женщина и две девочки. Водитель проигнорировал плакат на въезде на переправу о необходимости высадки пассажиров.

Паромщика чуть не линчевали. Все, кто был на переправе, начали спасательную операцию. Тогда ни МЧС, ни других соответствующих служб еще не было. Людей сняли с крыши машины. Мужики начали решать, как вытащить восьмерку из реки. Она стояла метрах в тридцати от берега, и течение было очень сильное. Решили зацепить трос и тянуть к берегу вручную, подъехать было невозможно.

Несколько мужиков разделись и по грудь в ледяной воде перетаскали на берег вещи из машины. Потом зацепили стальной длинный трос, который оказался на пароме. Взялись тянуть человек тридцать и оторвали штатный кронштейн. Еще несколько попыток окончились так же. Водитель Урала, молодой парень, решил нырнуть и попытаться пропустить трос вокруг задней балки. Нырял он минут двадцать, наконец-то это ему удалось. Машину вытянули на берег, а потом и на дорогу.

До сих пор в памяти стоит бурная река в свете фар автомобилей и полуголые советские люди, которые рискуя здоровьем в холодной, почти осенней воде, спасали чужое имущество.

В спасении людей и машины принимал участие и мой отец. Уснули мы часов в пять.

Запись в еженедельнике от 28 августа 1987 года.

Поели у Листвянки и поехали. Дорога очень плохая. Худоелань да и только. Остановились поесть в красивом месте, где раньше останавливались. Поехали дальше, дорога ужасна. Доехали до Тайшета. В темноте там заплутались, но нас вывела машина военных, потом на Бирюсу поехали, к 10:30 были там. Переправа была в 12 часов ночи, уговорили, взял по 3 рубля.

Переправились благополучно, отъехали, стали спать ложиться, как услышали крики. Оказывается, машина упала в реку с людьми (Жигули 08). Спасли людей и машину. Юра помогал тоже.

Прошли 391 км. Заправка 35 литров (14 руб.).

29 августа суббота. Енисей

Утром я пошел к парому. У дороги стояла злополучная восьмерка, рядом куча вещей, возле которых сидела женщина. Детей уже не было. Мужчина при мне пытался завести машину. Стартер крутился, но двигатель не заводился. Как они до своей Тынды доберутся?

Нам спешить надо, осень уже березы кистью с желтой краской обводить начала. До Нижней Поймы плохая дорога, а дальше асфальт. В Канск заехали, опять сгущенки с какао купили, а мне портфель для школы и дальше.

Не доезжая Красноярска, решили на Енисей заехать, на Великую Сибирскую реку посмотреть. Где-то у Березовки направо повернули и на берег выехали. Да, грандиозная река. Меня больше всего интересовали суда, которые туда-сюда по Енисею ходили. Были и довольно крупные, потом прошла «Ракета». Вода показалась холодной (не в плане температуры) и неживой.

«Ракета».

Судоходство на Енисее.

На этот раз сам Красноярск проехали быстро. Заехали на Большой Кемчуг. МошкА там была такая, что мы оттуда сбежали через 5 минут. У меня от укусов отекли уши и веки — вот же напасть.

Доехали до Ачинска и там заблудились. Женщина лет сорока на велосипеде «Урал» объяснила, как правильно проехать.

Опять опустилась темнота, и я ехал в состоянии эйфории от того, что несемся при свете фар и все у нас так хорошо. Пересекли границу Кузбасса и остановились где-то в поле у стога, там и заночевали.

Запись в еженедельнике от 29 августа 1987 года.

Встали, поехали в 9:00. 91 км плохой дороги до Н. Поймы. Заправились в Нижнем Ингаше (25 л) 10 рублей. Поехали в Канск. Там купили сливки и портфель, кофе со сливками. Едем на Красноярск. В Красноярске остановились на Енисее. Фотографировали пароходы. Поехали в 6 часов. Заправились в Емельяново 30 литров 12 рублей. Поехали до Ачинска, в нем заплутали. Заправились 10 л (4 руб.) Поехали в темноте до Тяжина. Заночевали у стога сена. Холод собачий. Ели при свете лампы в машине.

Прошли 645 км. Заправка 65 литров (26 руб.).

30 августа Воскресенье. Дом

Утром нас разбудил вой техники. Комбайны убирали пшеничное поле, рядом с которым мы остановились. «Нивы», «Сибиряки» шли строем по диагонали, вращая мотовилами. От этого зрелища становилось радостно и спокойно.

Быстро собрались и поехали. Мариинск прошли, Красный Яр и решили на Золотой Китат заехать, отдохнуть. Это небольшая речка, золотого в ней только название.

Я опять ловил рыбу, и мне попались штук пятнадцать пескарей. Взяли их с собой. Последний рывок остался.

Золотой Китат.

За Глухаринкой начался дождь и шел, не переставая, до самого города Кемерово. Когда спускались по Терешковой к «Новому» мосту, открылся вид на левый берег нашего города. Светло-голубые девятиэтажки и шестнадцатиэтажки Ленинского и Центрального районов, бордово-серые и сине-серые многоэтажки района Шалготарьян рассыпались в увядающей зелени заката лета. Трубы заводов дымили, пылал любимый факел «Коксохима». Родина принимала меня, детство уходило, как и страна, жить которой оставалось четыре года.

Майка так и не вернулась.

Запись в еженедельнике от 30 августа 1987 года.

Выехали в 8 часов 30 минут. Ехали до Верх-Чебулы. Заправились 15 л (6 руб.). Останавливались на Золотом Китате 3 часа. Поехали потом в Кемерово, шел дождь (начался на Глухаринке).

Прошли 280 км. Заправка 15 литров (6 руб.).

Как в свое детство окунулся. Приятно читать, спасибо автору.
Сейчас Rexton, 2006
Были: Presage TU31, 2004, 2WD, QR25
N-Avenir PW11, 2001, 2WD, SR20
Мой отзыв: SsangYong Rexton 2006
Толково и позитивно, спасибо за рассказ.
А Чита и особенно Забайкалье мне понравились больше расфуфыренного "Золотого яйца" и шняг по "крымнашу" от крымнашистов.
Вам карточки откуда прицепить - С Читы, Шилки, Агинского или с Забайкальска и урановой столицы России.
Которую хотят переименовать в Хадикград, потому, что Ходорковскийград звучит нелепо.

Классный рассказ! Автор, даёшь пробег по местам этого путешествия!

Отличный отзыв, обожаю читать про такие ретро-путешествия.
В отличии от любого вояжа современности, их повторить (увы!) невозможно...
Я шел на это смело.
Я знал, на что иду.
И пусть я начал дело
Себе же на беду. ©

прочитал, как фильм посмотрел.....спасибо

Однозначно в Золотой Фонд!
Суперский отчёт! Вот это память...
Историю одной семьи можно было реально тиражировать на многие другие. И про кирзовые сапоги, и про первую машину Запорожец, и про поиски брусники или голубики на каждой остановке в лесу)

Черногорск
все это конечно прекрасно, но на жигулях и 4-ех ступенчатой коробке путешествовать словно на гусеничной технике ехать. Зато время было такое когда омуль был на байкале

Иркутск 900
круто, очень понравилось, тогда в 87 г мне было 21год, эхх молодость!! тоже приходилось по тем дорогам проезжать!
Lexus
88/
А у вас сейчас жигуль 8 или 10 ступенчатый?
Или что-то поменялось за последние пол-века?
Черногорск
А у вас сейчас жигуль 8 или 10 ступенчатый?
Или что-то поменялось за последние пол-века?
а че бывает такой 8 или 10 ступенчатый? я только знаю четырех и пяти. PS за последние пол века если вы не заметили поменялось всё, от слова совсем
владимир
Шикарный даже не отчет, а рассказ! Про времена когда не только «трава была зеленее», но и люди добрее и отзывчивее! Думаю, что прочитают его намного больше человек, нежели про какой-нибудь современный вояж по мажористому маршруту! Автору респект и уважение такое ретро, которого, к сожалению, в нашей жизни никогда уже не повторится! Успехов, дружище, в жизни и путешествиях!

Да, было время. Сейчас наоборот - собрался ночевать на природе, лучше наоборот подальше от людей.
Классный рассказ! Автор, даёшь пробег по местам этого путешествия!
Ощущения все равно будут уже не те - тогда романтика присутствовала в самом процессе перемещения в пространстве - сейчас так уже не получается: от нашего с тобой города до города автора 6 часов просто езды, от нас до Иркутска 12 часов опять же просто езды и это просто езда из пункта «а» в пункт «б» - суше мы стали, практичнее, рациональнее и автор просто молодец, что заставил вспомнить времена когда и страна была другой, и мы в ней другие! По старой привычке всегда останавливаюсь если людям нужна какая-то помощь, что раньше было естественным на дороге, а сейчас часто вызывает удивление у тех, кому она нужна.

мариинск

Nachtwandler
Это точно - если где на трассе, то сам стараешься от нее уйти хотя бы на километр-другой, а авто, случайно выскочившие ночью на твою стоянку, сваливают со скоростью Формулы 1

ionin
"Это писал счастливый человек..." (к/ф "Живёт такой парень")
........ которому есть, что вспомнить!

88/
От слова совсем - изменилось только количество малограмотных. Их стало в РФ в сотни и тысячи раз больше. Чем было раньше. И новые предложения они обычно начинает не с заглавной буквы, а с прописной. И с банального "а че"
Но если вы лично ЕЩЁ не слышали о 6 и 8 ступенчатых, а на некоторых моделях грузовиков есть и 12-16 ступенчатые, то это не говорит, что их нет в природе.
Ничего личного...

владимир
Владимир, вынужден с Вами согласиться. Все меняется, в том числе и мы с вами. Это ни хорошо, и ни плохо. Это течение жизни. Ощущения разумеется будут не те, они будут новые, все мы с возрастом становимся чуточку сентиментальнее..

действительно, сахарок пропал аккурат в середине августа 87-го, по всей стране
сначала алкашня выгребла, потом дачники-ягодники подтянулись
мы с классом тогда были в турпоездке, захотелось чайку вечером попить - а сахара в магазинах нет
пошёл в нашу столовую и выкупил у поваров пачку ровно за 87 копеек))

88/
поменяло все и восприятие тоже, но все же жигуль и раньше не был гусеничной техникой. По хорошей дороге 110 вполне можно было ехать. Да, тяжелее чем на современном авто, но мы ежегодно ездили в гости в Алма-Ату 1000 км в одну сторону одним днем.
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 2007

Прочитал на одном дыхании . Интересно и как-то немного грустно ... Спасибо .

Поражает, как вы все умудрились документально зафиксировать в борт.журнале своем, и сохранить его!!! Фото для того времени тоже очень хороши. Словно чувствовали, (или знали?) что спустя 32 года всё это пригодится для написания рассказа на дроме))

Тоже была в семье 2106 и тоже 1982 года, осталась после деда... Классная и очень удобная машина для тех лет. Потом была такая же, 1994 года, но качество в 90-х было такое, что АвтоВАЗ стал АвтоТАЗом. Но на Байкал нас исправно повозила, благодаря тому, что отец мог её везде отремонтировать сам.
А Байкал тогда был совсем другой, почти не было туристов на машинах, китайцев не было совсем)), только первозданная природа.

Эх были времена... Спасибо за воспоминания!
Да уж, зДорово... Хорошо, что еще память есть ), можно вспомнить, записать, и для себя в старости и для потомства... В 1987 я и сам еще школу только заканчивал, всё начало 80-х ездили, также на Жигулях, из Кемерово не дальше родной деревни под Новосибом, 600 км в один конец это в детстве было громадное путешествие и приключение! С обязательными остановками на перекус бутербродами, разложиться на багажнике или капоте... бензин по талонам по сколько-то копеек... Беззаботное детство...
Увы, с годами всё забывается, помнится смутно, больше отрывочными впечатлениями чем фактами (( Поэтому, просто - спасибо за рассказ! ))

Михаил424
Миша, тут нашлись карточки и с 1981 года :))) https://www.youtube.com/channel/UCIKV1bF63dNTS5Fon1fRfcQ/videos Да ещё и с таких мест, где туристы бывают один раз в 10 лет.
Помню пиво из Красного яра. Первое пиво, которое пробовал в жизни!

Спасибо за рассказ, приятно почитать! Настоящая дальняя поездка, в отличие от поездки в моём детстве, в 1985 году с родителями за 500 км ездили. Приятные воспоминания, сам как в детство окунулся.

Интересно почитать как было,сравниваю сейчас дорога конечно не та, и машины уже не те!

.........
С упоением читал!Не оторваться!Как будто в детство вернулся! Песеля жалко правдо(

Маленький
Ну и сканы слайдов - это нечто. Они не просто раскрасили отзыв, но придали ему ту самую, так нежно лелеемую каждым из нас, атмосферу советского детства. Прочитал с утра и зарядился положительными эмоциями на весь день.

Вован-70
действительно, сахарок пропал аккурат в середине августа 87-го, по всей стране сначала алкашня выгребла, потом дачники-ягодники подтянулись мы с классом тогда были в турпоездке, захотелось чайку вечером...
сделали из двух бритвочек кипятильник и пили чай

Яйский пивзавод.... Верно автор написал про воспоминания до мельчайших деталей и вкуса.
А про Золотой Китат не совсем верно, есть у данного Китата своя золотая история.

Анадырь
1987...я только родился.
Прочитал взахлёб!!!
Спасибо,автор,от души!!!

Вознарович Александр Владимирович
Автору большое спасибо за рассказ и впечатления! Соглашусь со многими, что после прочтения куча эмоций (ностальгия, грусть, но какая-то добрая что ли).

15 литров на 6 руб. Литр 2.5 руб. Эххх...
Ну так то 40 копеек если что!

Ахах
Класс

AK800
Как в свое детство окунулся. Приятно читать, спасибо автору.
Спасибо, я очень долго писал эти воспоминания.

Классный рассказ! Автор, даёшь пробег по местам этого путешествия!
Спасибо, думал повторить поездку и написать отзыв в духе "Было-стало", но годы идут, а времени на поездку нет.

прочитал, как фильм посмотрел.....спасибо

Мелекесс
У меня до сих пор такой атлас лежит. Ностальгия!
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

ionin
"Это писал счастливый человек..." (к/ф "Живёт такой парень")
Спасибо, этот фильм для меня один из самых любимых. Как то сопровождал группу детей в поездке на поезде и рассказал им историю про женщину с белой тканью из этого фильма, как бы от себя. Слушали с открытыми ртами.

Foxsing
Прочитал на одном дыхании . Интересно и как-то немного грустно ... Спасибо .
Спасибо, для меня важно было описать чувства и эмоции, чтобы была радость узнавания.

Спасибо за похвалу.

lis@ndrew
Автор, низкий Вам поклон! Очень приятно читать грамотную речь, со знаками препинания и адекватной лексикой. Не каждому дано так писать! Ну и сканы слайдов - это нечто. Они не просто раскрасили отзыв,...
Спасибо, Вы мне льстите. У меня по Русскому между 3 и 4. В тексте куча пунктуационных ошибок.

1987...я только родился.
Прочитал взахлёб!!!
Спасибо,автор,от души!!!
Спасибо за добрые слова.

1. Собаку любили - но выгуливать собака себя сама ходила. А какашки, простите, кто за ней убирал?
2. Папа был инженер и Деньги были ( как и у всех в ссср, зарплаты ведь были большие у всех а цены маленькие), но машину не удалось купить даже по полагающейся квоте из за плохих людей.тогда авто оформили на деда фронтовика. Чем вы лучше тех плохих людей? Кому-то значит тоже не досталась Машина. (Всех ведь сейчас возмущают истории, когда ветеранам выдают Квартиры, а живут в них внуки- правнуки)
3. Машину все эти годы берегли как память, а сейчас в итоге продали. Зачем?
4. 1982 год, ваз 2106, москвич 2140. Это год в котором вышли в свет всеми любимая Ауди 100 селедка, третьего поколения, бмв 3 е30, Машина с плакатов ваших сверстников За железным занавесом Ламбо каунтач, первы Паджеро и многие другие.
5. Для меня абсолютно не понятно, как в стране, претендовавшей на звание самой интеллектуальной, нельзя было организовать в крупных городах объездные дороги, ну или раз уж страна такая нищая, разработать хотя бы систему дорожных знаков, выводящих из города.
6. В путешествии ни разу не остановились в придорожном кафе. Все консервы на костре. Хотя, судя по описанию деньги были. Сеть придорожного сервиса тоже не для советского человека? Ах да, дороги как таковой вообще не было.
7. «Часа два, я найдя палку, рубил ей траву и ветки, воображая, что воюю с белыми» - звучит очень жутко. Надеюсь не воображали себя под руководством Тухачевского, солдатом, травящим газом деревни под Тамбовом?
8. Папа в Вите все дни спал в машине ночью во избежание угона - какой ужас.
9. Собирание ягод в Дуте, на месте секретных ядерных бомбардировок - отличная иллюстрация скотского потребительского отношения советского режима к населению
10. До 1987 года в городе не было талонов ни на какие продукты питания - за 70 лет после революции снова замаячили талоны.
А в целом, почему вся поездка по природным местам? Проехали полсибири, а фотки и описание только природы. Неужели ничего интересного не было, созданного руками человека?

До последнего надеялся, что Майка вернулась..
Спасибо за Ваш комментарий. Грустить не надо.

lis@ndrew
Спасибо Вам. Сканы слайдов пришлось вручную обрабатывать, устраняя мелкие дефекты. На это месяц ушел.

Lucky Buster
Спасибо за погружение в эпоху. Что бросилось в глаза, скорее не к автору претензии а к времени и условиям в которых жили люди. 1. Собаку любили - но выгуливать собака себя сама ходила. А какашки, простите,...
что за бред сивой кобылы?

Германия
Дядя, ты дурак?!

Lucky Buster
Какой длинный комментарий! Спасибо.
Но текст Вы прочитали невнимательно, прочтите еще раз.
Спасибо АВТОРУ))))))))))) Вот же, было время!!!!!!!!! И бензин.....35 литров, 14 рублей)))))))))

Поребрик Сити
Эстетика перестройки.... Круть!
Некроводство течет во мне и я един с некроводством.
Один из лучших рассказов на дроме! Эх.. В 87-ом я только родился)))

Если 35 литров бензина стоили 14 рублей. То на среднюю зарплату в 170 рублей можно было купить 425 литров. А сейчас 425 литров будут стоить 17 000 рублей. То есть жить то стали лучше. При средней зарплате в 30 000 рублей мы уже почти в два раза больше себе можем купить бензина.
Алексей пч
У Вас Замечательные родители!!! Такие поездки меняю к лучшему детей (людей)!!! Вам Обязательно нужно проехать по этому маршруту!!! Спасибо и Доброго Пути!!!

Во дела! А либералы нам говорят что люди траву жрали, были рабами и приписаны к деревням, шагу без аусвайса ступить нельзя было. Машин, квартир, мебели и еды не было. Кому верить????

Детские воспоминания самое лучшее, что есть в жизни.
Прекрасный рассказ, спасибо.
Жаль собаку...
Ed
Сколько тебе лет мальчик? по рассуждениям лет 13

Краснокаменск
Lucky Buster
Вы, вероятнее всего, "весёленького" табачка перекурили?
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.

Краснокаменск
Верьте в истину...
Когда-нибудь сама история расставит всё на свои места.
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.

Имя пользователя Николай
подняли до 40 копеек, кажись, в том же 87 году
и это было дофига по тем временам
помню, батя, с его з/п под 4 сотни, негодовал)
ну там страна с конца 87-го уже конкретно покатилась под откос
чего и с чем тут сравнивать?

Ed
Сколько тебе лет мальчик? по рассуждениям лет 13
Это не мальчик, это уже взрослая тварина которая знает что делает.

Тамбовская пчела
деньгам надо верить, у кого денег больше - тот и прав)

Tores 33
Верьте в истину...
Когда-нибудь сама история расставит всё на свои места.
История никогда ничему не учит, никогда не восстанавливается истина с справедливостью. История ходит по кругу. Точки над И надо расставлять здесь и сейчас, иначе это будет сделано другими и за вас в нужном ключе.

Автор, у Вас феноменальная память или дневник вели? Я не помню, что позавчера было, а у Вас в 1987 году, в 12:55.........Рассказ классный, спасибо!)

Уфа-(Эфэопия)
Спасибо за интересный рассказ!Отличные родители, красивая и заботливая Мама! Как сложилась их потом судьба, больше никуда вы потом не ездили вместе, например на юг, на море?)

Тамбовская пчела
Не ломайте копья, рассказ о любви, а не политике.

synchro
Сочетание путевого дневника и памяти, впечатления были настолько яркими, что запомнились навсегда.

.. на длинный коммент вверху ))
А ведь и правда, совсем другое время было!
- и собака у нас сама ходила гулять! Выпускали из квартиры, она сама шла гуляла сколько хочет, и никто не обижал, все всех местных собак знали. Когда приходила в подъезд, стояла у лифта, кто ехал, на нашем этаже останавливали, выпускали. Она лапой скреблась в двери, которые, впрочем, и на замок-то не закрывали!
- кафешек на дорогах особо не помню в середине 80-х, но а зачем они надо? В том-то и дело, брали в дорогу свое, яйца-огурчики, это была традиция остановиться разложиться поесть, особенно в несколько машин когда ехали, а то и останавливался кто еще!
- машины и правда брали "как придется". На грани 70/80, давали в первую очередь, по очереди, передовикам и т.д. Так и бабушке, депутату райсовета, с кучей грамот и медалей, в 1980 в деревне выделили Жигули-011 желтого цвета, на которых дядя (а потом и я) ездил больше 15 лет...
- да, и спали в машине - хоть и неудобно, но мысли не было про какие-то гостиницы, да их по дороге и не было )
и т.д.... в общем, совсем другое время и жизнь была, кто тогда не жил - не поймет! Но может хоть задумается - поэтому, повторюсь, данный рассказ и важен!

Ивановка
Эстетика перестройки.... Круть!
ага, Модерн Токинг, аэробика, "мульфильм, зарядка, музыка", "ускорение", "гласност", игры доброй воли
днём трескотня горбача
ночью голоса с небольшим акцентом из радиоприёмника "афганские партизаны оказывают сопротивление группировке советских войск"
потом пустые полки
всё...
Раиса кстати быстро откинулась со стыда
а этому хоть ссы в глаза

val-102rus
Спасибо за добрые слова.
Потом было не до поездок, в "благословенные" 90-е огород занимал почти весь досуг. Но вышли без потерь из них, в отличии от половины моих одноклассников и дворовых приятелей, которые на Южном кладбище теперь.
Семья- высшая ценность.

DeadMorose
Спасибо, автор за возможность очутиться в детстве :-) ЗЫ.Сахар в КО был по 84 коп и по 76 (или 78?) копеек

Я помню запах керосина
Да. 32 прошло годков
Я помню Запорожец сильный
Ведро, вы скажете, болтов
Я даже помню эту дату
Когда из Майка гнали блох
Я вспомнил это всё и сразу
Когда собрать все мысли смог
Я помню дальнюю поездку
Из дома на Байкал, в Читу
Машину белую, шестерку
Ту, что на долго сохраню
Как ехали и ночевали
И мама как вела дневник Названия деревень читали
Смеялись, кто же тот шутник
Коленки свисшие в трико
И сапоги, что по колено
Как было всё - таки легко
Мне на костер тащить полено
Я помню лень меня взяла
Но это было лишь однажды
Резинка по спине легла
Не повторяет папа дважды
Я помню ягоды и хлеб
И сахар позже по талонам
Я помню маму, этот смех
Молчание отца в салоне
Ах память, память, ты смогла
Всё освежить, что там пылится
События, даты, города
Далёкие, родные лица...
С уважением и улыбкой...
Бред какой-то...

Koreec4
Спасибо за добрые слова. На юг мы летали на самолете много раз на море, на машине нет. Была идея в 1990-м повторить на Байкал поездку, но в стране начинался крах. Потом было не до поездок, в "благословенные"...
Это правда.
Повезло тем, кто родился и жил в настоящей крепкой семье.
Эти люди и детям впоследствии передают семейные ценности.

Пока читал, в голове мелькало: "Ну и память..!", "Эх, времечко..!", "Какие слайды классные.. никто не помнит, что такое Orwocolor".
Спасибо, почти без грусти о прошлом..))

Живу продолжительное время на Средней Волге. Все что находится за Уралом и дальше к Владивостоку для меня неизвестные места, я никогда там не был, хотя путешествовать люблю. Но - в противоположном направлении от Д.В.

Koreec4
Зато написано очень красивым языком! Это я Вам как филолог говорю))
Огромное спасибо за Ваш интереснейший рассказ!

Северск
Ух ты! Настоящий Байкал, без блекджека и китайцев!!!

Отличный правдивый рассказ, как будто в свое детство вернулся, спасибо автору. А что грустный немного так это нормально, всегда грустно когда вспоминаешь что то хорошее.

Собаку так и не нашли?

D:5

Тепло написано, приятно читать - спасибо!
Арей-то мимо чтоль проехали?!..
https://travel.drom.ru/59308/ ;)

Сергей правый руль
Лучший отзыв в дроме!!!!!!!. Только пять!!!!!!

Тамбовская пчела
Это не мальчик, это уже взрослая тварина которая знает что делает.

D:5

Невестушка с номером 2091 продана в 2019 :) судьбааа...

своих детей (внуков) провезти

своих детей (внуков) провезти
призыв автору :)

Беззаботное детство... И фотки сохранили. Очень интересный отзыв

Спасибо, для меня важно было написать правду.
ну ... правда, когда её ищут....здесь рассказ - повесть из жизни! никто не смеет вас упрекнуть в том, что возможно Вы где-то, что-то и приукрасили...))) смысл абсолютно не в этом....

Vic Hera
Не надо забывать что люди тогда тоже встречались разные!
"Больше недели мы гостили в Чите. Ну, штришок времени это то, что папа спал все дни в машине ночью во избежание угона. Уже криминал по стране начал голову поднимать"

Кстати, известны случаи когда присутствие спящего владельца в машине не мешало банде открутить все колёса и забрать аккумулятор. А что ты сделаешь один против четырёх отморозков?
Также помню случай когда в середине 80-х прямо при выходе из моего НИИ средь бела дня начотдела-владельцу новой шестёрки пшикнули в лицо из баллончика "Черёмухи" и угнали её.
Другой знакомый принципиально никогда не мыл свою шоху,полученную для него дедом-ветераном и даже бампер открутил чтобы производила впечатление раздолбанной в качестве "средства минимизации" подобного грабежа.
Sever
Надым
Отлично! Спасибо!

HunT00110
Собаку так и не нашли?

Вениамин
Lucky Buster
Автор, как говорится, от всей души писал, а Вы своим неуместным комментарием как в душу плюете. Столько комментариев и все добрые, а Ваш - самая натуральная ложка дегтя в бочке с известным пищевым продуктом. Будьте добрее!
Эх.
Круто написано и с душой.
Непарадный СССР как он есть.
А сейчас посмотришь на окружающую действительность - и фиг пойми - то ли изменилось за 32 года все, то ли ничего...
Alex-real
Не дочитал?
Где-то я уже это читал, кажись в 2015. То же был солидный отчет. И так же многие писали тогда в комментах что долго и нудно
Кажись здесь, хотя могу и ошибаться https://travel.drom.ru/34693/
Вениамин
Из своего детства помню, что в Чувашии сахар-песок в те годы стоил 90 копеек за пачек, т.е. за килограмм.
Koreec4
Спасибо, я очень долго писал эти воспоминания.
Жаль только, что они первые и очень боюсь, что будут и последними.
Хотя безусловно и доберутся до "Золотого фонда" обязаны добраться.
По поводу слова "последними"
Не тот стал дром, не тот, совсем не тот. ИМХО
...бордово-серые и сине-серые многоэтажки района Шалготарьян рассыпались в увядающей зелени заката лета. Трубы заводов дымили, пылал любимый факел «Коксохима». Родина принимала меня, детство уходило, как и страна, жить которой оставалось четыре года.

Майка так и не вернулась...(с)

Спасибо за рассказ, брат..

2519856
Спасибо Вам, автор, за отличный рассказ....Душевно написано....Тоже нет-нет да вспоминаю свои поездки в конце восьмидесятых с отцом по рыбалкам да охотам. Ещё и порулить удавалось))) Десятилетнему пацану много ли было надо для счастья?))))
Спасибо ещё раз!
P.S. Честно говоря, тоже надеялся, что Майка вернётся....

Такие правила инета,
Друзей на Ты, врагов на Вы,
И если друг твой полон света,
Ты с ним общаешься...
... а если нет - уВЫ
Lucky Buster
Набежали ностальгирующие и заминусили.
п. 10 Слайдовая цветная пленка да еще ГДРовская была жутким дефицитом. У автора судя по 1 снимку была только одна катушка

Набежали ностальгирующие и заминусили.
Ну, хоть просмотрели бы отчёт целиком, там более сорока снимков оцифрованых со слайдов. А вообще у меня более семисот оцифрованых слайдов, охватывающих период 1978-1990.
Внимательнее надо быть, чтобы так в просак не попадать.
сергей барадин
Классное путешествие! Сережа 33 годика.

Талантливо написано. Мне рассказы Ивана Шмелева вспоминались, когда читал, там так же светлО про детство написано.
Вдвойне приятно что написано земляком, да еще и ровестником ))
www.beton42.ru
монолитный железобетон

"Все элементы подвески отец протянул по принципу «Видишь гайку — тяни», на крышу был установлен багажник, который дал на время сосед по гаражу. Была куплена 30-литровая кислородная подушка, в которой мы везли с собой питьевую воду. Заменили моторное масло. На фары надели самодельные защитные колпаки из оргстекла. С собой везли в запасе 20-литровую канистру бензина. К стандартному радиоприемнику подключили две самодельные колонки, которые положили на полочку заднего стекла.

Об отсутствии асфальтового покрытия по востоку Красноярского края и большей части Иркутской области, а также моста через Бирюсу знали. Для навигации использовался атлас автомобильных дорог СССР 1979 года."

Ну что, читатель, хочешь обратно в СССР? :)

Хочу.

Да Автор удивил ты меня, мой мир в года описанные тобой был радиусом 40 км и далее терра инкогнита, а тут прям бесконечный космос аж дух захватывает. И при это отличные фото, интересное атмосферное описание и часть нашей великой истории! Браво!

Lucky Buster
Всегда найдется в кустах персонаж с экскрементами

"Собрали из конструктора крепость и, расставив на башнях и стенах шахматные фигуры, расстреляли ее из пистолета с присосками, предварительно сняв с пулек резиновую часть для того, чтобы конструкции крепости и находящиеся там фигурки эффектно разлетались."...Да, было дело...

Alex-real
Каюсь :(

На Алтае
Какое светлое повествование! Воспоминания о тех годах. Как все тонко и точно передано. В те же годы путешествовали сначала на Москвиче 2140, а потом на такой же ВАЗ 21061 (ценилась больше, чем чистая шестёрка). И сыновья- один на годок постарше автора, второй на четыре помладше. И примус "Шмель"тот же, и сам дух того времени. А звёзды на Байкале действительно ярче, чем где бы то ни было. Особенно в августе. Талант писателя не прячь в себе. Пиши ещё.
Новоалтайск
Я до сих пор храню авто моего отца ВАЗ 2101, 1974 года,брали его новым,все родное , без аварий,на бодром ходу,продавать не собираюсь.(Сам передвигаюсь естественно на другом авто)

Нерюнгри
Хочу.
Тоже хочу
А сколько надо за квартиру заплатить, налоги, лекарства, детям за учебу, кружки, остальное на еду, а на бензин уже не остается со средней зарплаты, которая только по статистике, у нас 15 тыс. праздник. у многих меньше.
Классный рассказ! Автор, даёшь пробег по местам этого путешествия!
И желательно с внуками. Как настоящий пилигрим. По местам своей памяти. Шикарный вариант продолжения... рассказа

Новоалтайск
JokerSL
Спасибо, почти без грусти о прошлом..))

Lucky Buster
Но в плюсе была мощная держава, с которой считался весь мир, народ своим трудом (титаническим) создавал для будущего поколение задел, чтобы они уже ни в чем не нуждались, им это удалось, но мы не сумели этим воспользоваться и еще смеем им указывать на какие то недостатки. Кто мы такие, чтобы вообще их критиковать. Мы разучились работать, общество потребителей и продавцов китайских товаров.
Сначала АИ-93 стоил 9,5 коп/литр, полный бак в Москвич - 4 рубля, потом подняли до 20, потом до 40. Молодежь не знает, что сначала в магазине "Авто-мото" нужно было купить талон, его отдаешь на заправке. В оба подорожания обидно не повезло - на вчера купленный талон наливали уже половину, очень хотелось воспользоваться машиной времени. А в более древние времена шофера накручивали спидометры и приписывали тонно-километры, на них выделялся бензин, а куда его девать - говорят даже в канавы сливали.
Имя пользователя Николай
Не совсем корректное сравнение, в Сибире зарплата была значительно выше, я в 1982 году устроился работать на завод без каких либо навыков, получал 250 - 300 рублей, в 1987 году уже 500 выходило, но тогда было все бесплатно: учеба, медицина и т.д., не было ипотеки, квартплата вообще была копейки. Правильнее было бы сказать, что уровень жизни в целом мало изменился за 30 лет, возьмите для сравнения Китай, посмотрите у них рост зарплаты за этот же период, будете немного удивлены. В то же время шахтер имел заработную плату близкую к зарплате министра, то есть было уважение к рабочему, сейчас к сожалению наоборот. Итого имеем 30000 рублей, 15000 отдай за ипотеку, 5 за квартплату, а на оставшиеся 10000 выбери или бензин машине или себе хлеб с маслом.
Юрий
Спасибо автору, нахлынули воспоминания, прочитал на одном дыхании!
В 1990 году ехал по этому же маршруту, перегоняли с другом мою первую машину ВАЗ 2105 из Томска на моё место работы в город Краснокаменск (привет энергетику Tores 33 от энергетика Томска). Помню эту кошмарную дорогу от Тайшета до Зимы, примерно 400 км., правда парома через Бирюсу не помню, по моему был уже мост. Также по пути ночевали и на Байкале и на Арахлее, доехали за 5 суток, без приключений не обошлось, но чувствовали себя героями, что преодолели такой путь. В 2014 году повторил этот же маршрут спокойно без приключений, доехал не торопясь за 4 суток заезжая в намеченные перед поездкой места. Так что поездки в 1987-1990 и 2014-2019, это совершено разные по ощущениям перемещения в пространстве, и возраст уже не тот, машины естественно другие более скоростные и комфортные, по пути кемпинги и закусочные, дороги стали лучше, путешествуй пожалуйста с комфортом, страна у нас большая есть что посмотреть. Автору еще раз спасибо.

Orvocolor совсем не Свема В 70-е годы к нам в универ с лекциями приходил Генри Рудольфович Левенштейн ( замечательный человек суровой судьбы, из репрессированных поволжских немцев) объехавший много стран, тогда это была большая редкость. Он показывал слайды снятые на ГДРовскую и нашу пленку - небо и земля.

Какие внуки в 42 года?

agip
Самое смешное что те кто хаят совок даже не вспоминают откуда у их дедушек, бабушек и родителей взялось теперешнее жилье, в котором они с радостью живут или профукивают….

Это наверно государство за годы рабства давало. Во искупление. Попробуй сейчас купи квартиру или потребуй от работодателя)
это как свема и тасма...только Orwocolor...)))
Производства ГДР. Лучшая из доступных на тот момент в СССР.
Если не было доступа к Агфа, Фуджи, Кодаку или Фомке - Фома (ЧССР).
Редко кто из фотолюбителей знал об этом и ещё реже кто-либо снимал на таких материалах.
Да и обработать их можно было только в ТАСС, АПН (основные) или за бугром, за валюту.
Можно было и самому пробовать и даже находились такие умельцы. Из среды "химиков" высокого "полета".
За которыми цепко следило КГБ. Но без фирменной химии это были печальные рез-ты.
это как свема и тасма...только Orwocolor...)))
Производства ГДР. Лучшее на тот момент, что можно было "достать".
Можно было снимать на Агфа, Фуджи, Кодак или Фомке - Фома (ЧССР) но они были малодоступны. И не очень распространены в среде фотолюбителей. Из-за сложности обработки и отсутствия фирменной химии. Мало кто об это знал, ещё меньше фотолюбителей снимало. Обработать можно было в ТАСС и АПН или спецлабах КГБ. Были химики из "касты" птиц высокого полета, которые это умели делать "на коленке". Но под колпаком КГБ.
В негативе пользовались "родными" ДС- и ДС-4, выдавить из которых родной цвет было большой проблемой. Вот такой как на снимке образца 1981года. Снято в августе на полуострове Шмидта возле мысов Елизаветы и Марии.
agip
После слов "считался весь мир" можно смело отрывать розетку и глушить комп.
Мир в то время тупо ржал над тщетными попытками титанического труда пропагандистов кремля. Выдать нечто под видом конфетки в красивой обертке, но с лажовой начинкой.
Хотя ГОСТы и Стандарты со СНИПами и были высокими, но весьма далекими от идеала.
В землю закапывались сотни миллиардов долларов. И вместо дорог и жилья - строились пусковые установки (шахты) СС-20.
А весь ВПП пахал на оборонку - выделяя крохи на социалку и поддержку штанов.
88/
Я с Красноярска в Сочи ездил на шестерке (4х ступке) - в то время это красотищща!!! 6 дней в дороге .... и все нравилось.... было всего 24 года и жене 22 а детей родителям в деревню ( с собой побоялись) Потом в среднюю Азию пару раз - это надо видеть + Советский союз.....

Литр стоил 40 копеек 93 го

Очень душевный рассказ. Читал и вспоминал свое советское детство. Спасибо Автору !!!

Lucky Buster
Похоже что этот лайка бустер вообще не советский человек. Его комментарий даже не глупый, нет , его комментарий смешной.
Улыбнуло.
к Олег
И я туда приехал в тоже время, в том же возрасте и заболел навсегда тем образом жизни, который с годами и там закончился.

Приморье
Автор,прочитал,не отрываясь.У Вас явно писательский дар.Спасибо.

Victor Hera
Альтернативное воспоминание о счастливой советской юности в недавней прессе):
евгений
Спасибо за отзыв. Аж прослезился вспомнил как сам маленький с родителями ездил. Как время быстро летит.

Maryschka
Зато написано очень красивым языком! Это я Вам как филолог говорю))
Огромное спасибо за Ваш интереснейший рассказ!
Спасибо, придется наверное блог завести.

D:5
Тепло написано, приятно читать - спасибо!
Арей-то мимо чтоль проехали?!..
https://travel.drom.ru/59308/ ;)
Спасибо, но нельзя объять необъятное!

Жаль только, что они первые и очень боюсь, что будут и последними.
Хотя безусловно и доберутся до "Золотого фонда" обязаны добраться.
По поводу слова "последними"
Не тот стал дром, не тот, совсем не тот. ИМХО
Не понял Вашей мысли.

Андрей Андрей
Спасибо за это слово, тронули до глубины души.

TOMAT
Вдвойне приятно что написано земляком, да еще и ровестником ))
Спасибо, мне хотелось подражать стилистически Николаю Носову за его ясность и простоту и Владиславу Крапивину за задушевность.

tim204
Спасибо, старался.

это как свема и тасма...только Orwocolor...)))
Ну вообще-то на ORWOchrom UT18 слайды в отчете сделаны.

Юрий
Спасибо автору, нахлынули воспоминания, прочитал на одном дыхании! В 1990 году ехал по этому же маршруту, перегоняли с другом мою первую машину ВАЗ 2105 из Томска на моё место работы в город Краснокаменск...
Спасибо за высокое мнение о отчете. Мост через Бирюсу в 1988 году сдали.

Производства ГДР. Лучшее на тот момент, что можно было "достать". Можно было снимать на Агфа, Фуджи, Кодак или Фомке - Фома (ЧССР) но они были малодоступны. И не очень распространены в среде...
Одна секретная лаборатория видать была замаскирована под фотоателье на перекрестке Ленина и Волгоградской в городе Кемерово, где были приобретены и проявлены все ГДР -овские слайловские пленки из моего архива за период 1978-1990.
Для интереса оцифрованные слайды проявленные химиками из "касты" птиц высокого полета за 1979 и 1990 год.

После слов "считался весь мир" можно смело отрывать розетку и глушить комп. Мир в то время тупо ржал над тщетными попытками титанического труда пропагандистов кремля. Выдать нечто под видом...
Бесполезные шахты сс-20. Каддафи бы очень оценил твой юмор, если бы был жив.

Усть-Ордынский
Михаил424
Я не знаю чтоза 06я попалась вам, у нас была 21053я 1994 года, вполне сносный авто, только шаровые опоры, рулевую трапецию+механизм+ рычаги приходилочсь менять почти каждый год, в остальном всё норм, а шаровые порой менялись раз в полгода, пробеги были маленькие, всего где то 25т.км в год

Усть-Ордынский
Меня статья вернула в август 87 года, мне 6 лет и родители купили как раз 2 августа свой первый личный авто Москвич 412, который прослужил верой и правдой 10 лет и 230т.км, хотяв последние 2 года уже были другие машины. но в 1997 году у москвича сломалось почему то всё,что могло сломаться(хрустела кпп, двиг начал плохо заводиться и жрал масло, исчезали тормоза и т.д) в общем на семейном совете родители решили его не ремонтировать.

Koreec4
Ваша осведомленность по поводу спецлабораторий КГБ поражает, сразу видно, что умеете пользоваться поиском GOOGLE. Одна секретная лаборатория видать была замаскирована под фотоателье на перекрестке...
с братом в детстве увлекались фотографией, естественно, ч/б на простую Смену
но родственники-северяне снимали и цветные фото на Зенит, и цветную киноплёнку, и, насколько я помню, отправляли её на проявку и печать почтой в Новосиб
ну и там совсем другие деньги по сравнению с ч/б
а так, чтобы тогда кто-то заморачивался с самостоятельной проявкой - о таком не слышал: закосячить легко, а плёнка и реактивы дорогие
у меня разрыв шаблона случился, когда я в середине 90-х за пол-зарплаты купил Зенит полуавтомат, нафоткал на Кодак и отдал на проявку и печать (в городе появились кодаковские бандуры навроде русской печки) - вот там уже сочные цвета пошли

Koreec4
Коллега! Спасибо за высокую оценку, признание и комплимент в одном стаканЕ. К сожалению для меня и несомненной радости для окружающих, гуглями и яндексами только начинаю пользоваться. Учусь, точнее - внучки учат. Обычно пользовался раньше и сейчас пользуюсь пыльными архивами. Судя по тому, что вы родились где-то в одно время с нашей дочерью и очень хорошо осведомлены по поводу спецлабораторий КГБ, то расшаркиваюсь в очень глубоком книксене (до шпагата) и снимаю шляпу перед вашим талантом.
А в указанном фотоателье обрабатывали Агфу, и Фуджи с Кодак_ом? Именно о них и шла речь. Какое открытие! Жаль, что АПээНщики и ТАССовцы не знали о таком счастье неслыханном.
А вот как раз ОРВО и ФОМКУ мои ученики обрабатывали сами, в обычных бачках, со спиральками. Чёрненькие такие. Вот как раз в то самое время... когда вы появились на свет.
Их снимок с 1981 года, сделанный на ДС-2 и на ДС-4 ещё раз прикрепить? Он уже есть в комментах.
Вам очень здорово повезло. Подожду вторую часть, когда вы прокатитесь по этому маршруту с внуками и выложите на дроме новый рассказ. Желаю удачи.
Nachtwandler
Бесполезные шахты сс-20. Каддафи бы очень оценил твой юмор, если бы был жив.
Коллега, ценю ваш (не совсем уместный) юмор.
Может тогда просветите меня и по поводу "Логова САТАНЫ"?
Координаты подкинете, дорогу укажете, приметы, как разыскать, как сейчас выглядят!
А то пятью годками раньше поехали в Саратовскую губернию посмотреть на ШПУ, а там уже "голый Вася" в чистом поле.
Рванули на Валдай, а там мужики кувалдометрами крошат последний бетон, арматуру извлекают на металлолом.
Намылились было в Карелию и до Териберки - так говорят "поздно Клава пить боржом - печень отвалилась" - вы опоздали.
Всё, кранты...
Не понял Вашей мысли.
Вы про дром или про золотой фонд?
андрей
Замечательный рассказ про другое время, или даже эпоху. Все течет, все меняется, такова правда жизни. Спасибо автору.

Вы про дром или про золотой фонд?
Я про связку этих вещей.
Дром уже не тот - это ясно, золотое время для ресурса было 2005-2011, и еще когда были https://AUTO.VL.RU.
А попадет отчет в золотой фонд, не попадет- это не важно.
Сейчас большие тексты не в моде.

Не знаю как (Я в то время был мал), но мой дядя как то делал в начале 80-х цветные слайды. Потом всей семьей мы их смотрели через проектор для диафильмов. А вот фотографии он делал дома, но только чернобелые.

В золотой фонд !
Ну и Память у автора, я свои то недавние путешествия не помню в таких подробностях )
---- No Time for Downtime

Я про связку этих вещей.
А попадет отчет в золотой фонд, не попадет- это не важно.
Сейчас большие тексты не в моде.
Думаю, что попадёт.
Всё равно больше "попадать" там как бы уже и нечему. Солидные авторы ведь давным-давно свалили.
А литературную премию, которую магаданцы предлагали учредить за свой кошт, дром профукал.
Хотя лишние десять или сто килорублей для авторов были бы очень не лишними... для мотивации и стимула.
Вот вы утверждаете, что якобы большие тексты не в моде.
Тексты ведь разные бывают...
Зато в моде (ох, эта новая мода от ББ!!! чёрт бы её побрал... вместе с ББ) длинные видео рассусоливания.
Некоторые выкладывают и выливают в виде смачных помоев на ютюб - часа на полтора-два.
Но Альбина Павловна остается верна традициям и готовит новый блог с массой карточек.
Намедни консультировал её как раз по теме фото.
Готовится новинку выложить, традиционно, про зимники Якутии.
Так же собирается покинуть дром и перейти в стан влогеров на ютюбе...
Очень уж геморно, в её-то возрасте! подгонять под убогие стандарты 90-х свои снимки.
Да и качество, аж блевать охота!!!
Как было в 90-е - таким и осталось, убогим и пошлым.
Ну вот как-то так, что бы не сильно дразнить... кихотов, ой, гусей дромовских.
}{ -) }{ -)

cyberhawk (nsk)
В золотой фонд !
От холодильника до клозета или от клозета до кухни :)))

прекрасный очерк

Хорошо помню те времена. Снимал на ORWOcrom на Зенит-ЕТ, а ч/б на Смену-6. Проявлял сам. Проявитель для ORWO продавался в коробках (полный комплект пленки на 3). Правда это было в ЗАТО и то приходилось ловить.
Первая 1989г. Камчатка
Вторая 1990г. Козулька (партизаны)

Очень хороший рассказ! Было приятно почитать. Напомнил моё первое путешествие на ВАЗ-21063 в 1990 г. из Сургута в Ленинград, с женой и 11 летним сыном. До Тюмени дороги не было ехали на платформе. Многое вспоминается из того интереснейшего путешествия. Помню учительница спрашивала меня, правду ли написал мой сын, в сочинении "Как я провёл лето". По тогдашним временам это было необычно, ведь он увидел только кремлей, аж 5 штук, и много интересных городов.

Врете вы батенька. Катались и на 63 и на 65 и на 61, увы, на картиночке 2106 чистая. Нравилась. что по п*****му и 3 с места трогался. Двигун тянул именно тянул .
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней

Вранье прыщавого мальчика. Извините. Полный пиз**ж. И тода миля мы миля дедушку миля.. дурак? Дурак. ДЕДУШКА дурак, был миля движущим локомотивом миля семейной экономики. Когда в 85 взяли первую 2108, пол машины маде ин и полный бардачек гарантийных нарядов. Дедушка принимал в этом мероприятии полное участие.
1 руль, 2 педали, 3 зеркала, 4 цилиндра, 5 колёс, 6 подушек, 7 ремней

Koreec4
Спасибо, но нельзя объять необъятное!
с внуками ;) обязательно заедьте! правда, убивают Арей - лучше не тянуть, ехать следующим летом!

vya270
Устали читать? Не напрягайтесь так сильно!
Обратите внимание на фотку в объявлении, где на шильдике указана модель 21061

красноярск
понравился рассказ .. и фото такие душевные. автору спасибо

Красноярск и 9ка
Это просто шедевр, читал вдумчиво 2 дня (чтобы ОТ и ДО, а не по диагонали когда отвлекали).
Однозначно в ЗОЛОТОЙ ФОНД ДРОМ.РУ
Особенно за поездку в Забайкалье и Читу!
Я сделан в конце 84го года, но прямо кайфанул :)))
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU
Мой отзыв: Mazda Familia S-Wagon 2000

Красноярск и 9ка
Я помню запах керосина Да. 32 прошло годков Я помню Запорожец сильный Ведро, вы скажете, болтов Я даже помню эту дату Когда из Майка гнали блох Я вспомнил это всё и сразу Когда собрать все мысли...
Вот это четко! Только, знаки препинания нужны обязательно, для полноты картины.
Запчасти МАЗДА и для других иномарок WWW.24SHOPIK.RU

Koreec4

Надо же! Когда читал статью про крапивина вспомнилось. Всего его перечитал, причем болше половины уже во взрослом возрасте с электронной книги. Значит вам удалось!
Спасибо за статью. Очень отличается от других на сайте
Мой отзыв: Volvo 940 1993

Аратюнинг сними. Не порть классику!
agip
Сейчас зато не ГОСТов не СНИПов, пальмовое масло в молоке и дома, даже при строительстве под усиленным надзором, через несколько лет приходят в негодность. Строящиеся в то время пусковые установки позволяют еще вам жить на своей земле, мир не так дружелюбен как хотелось бы.

Мне тоже в 87году было 10 лет, но у нас машины не было. Родители всю жизнь простояли в очереди, но так и остались ни с чем(
Кто с мечом к нам придёт того проще застрелить.

Хорошо написал! С удовольствием прочитал! Спасибо!

Черногорск
от слова совсем изменилось количество через чур диванных петросянов вроде вас.. ничего личного. И при чем здесь грузовики 16 ступенчатые когда речь шла о жигулях ??? или ума хватило только остроумничать а про ЧЕ разговор забыли.
Petrovich185
да можно то оно можно оборотов только 4 тысячи так себе комфортно

Bosss_Krasnoyarsk-26
Вот это четко! Только, знаки препинания нужны обязательно, для полноты картины.
Хорошо.

Отличный рассказ! Автор, у вас феноменальная память. Моложе меня на год,но я таких подробностей уже не помню. Однозначная пятерка!

кемерово
как хорошо написано.я читаю и вспоминаю то время. грустно.

Хорошее слово молвил, добрый молодец! :)
За речь такую - о краях наших, Сибирских- не стыдно и в пояс поклониться и руку пожать!
Ай, бравенько! :)
ПатфайнПатролСандероДастерL200RX350RAV4+RAV4КРУЗЕР100Туарег3.2ШкодаОктавия,Мазда СХ-7

Небольшое пожелание - поправить текст там, где речь идет о комбайнах: "вращая жатками" на "вращая мотовилами" -так правильно называется эта конструкция, которая прижимает колосья к жатке, во время уборки зерновых "напрямую". Когда колосья не скошены, в валки.
Когда колосья скошены и лежат на поле валками, тогда их убирают "подбором", уже без мотовила.
Еще раз благодарим за душевный рассказ!

Орск
Тяжело Вам жить...
agip
Сейчас есть и ГОСТы, со СНИПами и даже РосСТАНДАРТ, но они очень сильно отличаются от параметров СССР и далеко не в лучшую сторону. Если вы занимались сертификацией продукции, то смогли бы обратить и на ЭТО внимание.
А так как здесь сборище карманных гераклов, кухонных путешественников и все прям настоящие ГУРУ (карманного формата) то и говорить об этом бессмысленно.
-Может лучше про реактор, про любимый лунный трактор (с) В.С.Высоцкий
88/
Ага, "забыть не могу" как говАривал Жванецкий.
Вам приводился ПРИМЕР, что есть и 16 ступенчатые.
Но вы так "скромненько" заткнулись и промолчали про 6 и 8, крыть то нечем.
Одни понтЫ тупорылого понтореза.
Но елозите елдой по губам и гнусавите про 16-ступенчатую.
Уводя разговор в сторону от темы ролика
И показывая свою
а)малограмотность
б)недоразвитость
в)тупость
Подтверждая тем самым прописные истины дремучего дрома - про сборище дремучих неадекватов.
Вы это хотели услышать?
Так я могу ещё и растереть вас как плевок на паперти - другими словами.
А оно мне нужно?

Koreec4
У меня все руки не доходят написать про Чита Алтай Чита, который я за последние 6 лет проехал неоднократно. И когда у нас ещё ребенка не было и уже с ним.. Год как уехали из Читы, но закрываешь глаза и видишь перед глазами ленту дороги...

Какие внуки в 42 года?
Моей однокласснице тоже 40. Дочь выдала замуж в прошлом году. Как я понимаю внуки со дня на день ожидаются.

Черногорск
Ага, "забыть не могу" как говАривал Жванецкий. Нужны вы мне со своим рассусоливанием про белого бычка как медведю шнорхель, а лисе лебедка - на передницу и на задницу. Вам приводился ПРИМЕР,...
ты че несёшь вообще имбицил? я сказал жигули 4 ступенчатая, затем ты за тупок спросил у меня, а какая бывает 6 или 8 ступенчатая видно не зная о том что бывает 5 ступенчатая!! потом про каких то грузовиков начал мне втирать. Понты тут одни у тебя обезьяна т упая если ты пишешь сначала тут какую то дич и сам уже забыл про че начинал, то иди у бейся об стену перхоть
владимир
“Цифровые» ребята! У меня к вам огромная просьба - не портите шикарный отчет и нормальные комменты к нему срачем, а? Думаю к моей просьбе присоединится подавляющее большинство прочитавших! И к модераторам тоже просьба - удалите, скажем так, излишне «горячие» комментарии - они тут явно неуместны, чесс слово!

От холодильника до клозета или от клозета до кухни :)))
Если вы про свои такие "путешествия" то мне вас искренне жаль.
---- No Time for Downtime

Шаман Шаманыч
Благодарю за внимательное прочтение отзыва.
Благодаря Вашему замечанию разобрался в терминологии.
Администратору https://Drom.ru направлена просьба на внесение правки в текст.
С уважением.

ОрвоКолор это негативная пленка, ОрвоХром - обращаемая

12071779
Очень добрый рассказ. Эти воспоминания очень дорогого стоят.

Олег
Лузино
Шаман Шаманыч
Лёха это ты?

DeadMorose
Родные негативные пленки 80-х, например ЦН(Д) давали, в принципе, неплохую цветопередачу, а вот обращаемые цветные (ЦО) имели менее насыщенную (как тогда говорили, "акварельные цвета") цветопредачу по сравнению с импортными (ORWO, FOMA, FORTE) аналогами

Koreec4
Благодарю за внимательное прочтение отзыва.
Благодаря Вашему замечанию разобрался в терминологии.
Администратору https://Drom.ru направлена просьба на внесение правки в текст.
С уважением.
Правка внесена.

Олег
Лёха это ты?
Увы, нет.))

Вот молодёжь ведь пошла! Дочка в 16 лет шляется всю ночь по дискотекам, чёрт знает чем занимается, а маму с 30-летием поздравить забыла!..

Да.. Были времена..

Сыктывкар
Koreec4
Так нечестно ! Было бы очень интересно почитать ! Надо просто брать и ехать, тем более вам там не далеко :)
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

Сыктывкар
Koreec4
У Вашего рассказа (повести) есть душа, а это главное, такие мелочи как пунктуация в этом случае не замечаются ... читается как кино просмотрел.

88/
Мои искренние сочувствия автору очень хорошего отчета.
Повторяю - ОЧЕНЬ хорошего.
Достойного журналистской премии Елены ВЕСЕЛКОВОЙ, которая так и НЕ была учреждена дремучим дромом с его ДРЕМУЧИМИ понторезами.
Снимки с места трагедии, где закончился путь "На край земли" лидера байкальских Амазонок, талантливой журналистки из Иркутска, мамы троих детей...
Давно это было...
Извини брат-рассказчик...
Не личное, но отношение имею прямое
cyberhawk (nsk)
Если вы про свои такие "путешествия" то мне вас искренне жаль.
Уже давно не публикую ЗДЕСЬ свои отчеты...
Рылом не вышел, как написали мне однажды...
Да и смысла нет "метать бисер перед свиньями" в кавычках - это афоризм.
После просмотра карты путешествий можете смело и искренне пожалеть себя.
Мне ваша жалость не нужна...
Здесь ссылка путешествий по РФ https://smorodina.com/checkins/dewa43
Карты путешествий по Евразии, Африке, Мексике прикре******нужно?
Или сами раскопаете?
DeadMorose
С фото надо было немного поработать над цветокоррекцией. Судя по тонам, использовался субтрактивный способ цветовой коррекции, который несколько уступает аддитивному, более сложному, способу коррекции....
Где-то я уже это слышал, давненько правда... Ещё лет за десять до рождения дрома.
Мне болгарский переводчик переводил с немецкого на русский приблизительно такие же слова.
О! вспомнил - это было в 80-е ХХ века, в Ляйпциге (ГДР) где проходила моя первая персоналка. Кажись говорили это на закрытии выставки коллеги из Праги или Дюссельдорфа давая мне советы.
Спасибо, что напомнили.
Я передам своим ученикам. Им будет очень интересно услышать и ваше мнение.
...Если речь идет о карточке с этих походов... где я был спецкором в одном походе и руководителем группы в другом.
Мои извинения автору отчета, что отвечаю на непрофильные ответы в его теме.

Евгений U_U
Спасибо друг за рассказ, за то что постарался не халтуря и вложил душу в строчки! Читается легко, воспоминания детства окружают и погружают сразу с первых строк!) Каково было писать все вспоминая, как будто Вы, автор вновь в той поездке!) Далеко не каждый может похвастаться таким детским приключением!) Спасибо за рассказ друг!

А зачем удалять?
Народ должен знать своих "героев"
И цифровых, и...

А зачем удалять?
Народ должен знать своих "героев"
И цифровых, и...
Да вроде человеки сюда заходят по другому поводу, нежели «насладиться» конфликтами и скандалами, не?
Уже давно не публикую ЗДЕСЬ свои отчеты... Рылом не вышел, как написали мне однажды... Да и смысла нет "метать бисер перед свиньями" в кавычках - это афоризм. После просмотра карты путешествий...
для 16672931
Странные у Вас путешествия. Если смотреть на Вашу карту то видно что в крупных городах будь то СПБ, Иркутск или Севастополь вы не выходите за границы центра для туристов. И как сочетается Обелиск Московской заставы в Костроме и Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Иркутская область, Саянск посещенные вами 1 сентября 2019 года одновременно ???? как??? И для чего столько промежуточных точек? Посмотреть Ваш маршрут даже если он очень интересен. не представляется возможным. Спасибо.
для 16672931 Странные у Вас путешествия. Если смотреть на Вашу карту то видно что в крупных городах будь то СПБ, Иркутск или Севастополь вы не выходите за границы центра для туристов. И как сочетается...
Вероятно, вы перепутали ВРЕМЯ занесения объёктов на сайте СмоРодины (Смотри Родину) и время посещения этих объектов.
Например, в сева100поле был в 1968-м, В Иркутске в 2015-2016, карта путешествий с 2014-го.
Сочетаются очень просто - прикрепляются снимки. Пишутся рассказы для внучек и... путешественников. Размещаются в блогах и с августа 2019-го на ютюбе. Найдете сами или подсказать?
А много точек (как вы написали - промежуточных) это как раз и есть те города где удалось побывать и проводить или НЕ проводить съёмки. Для занесения объектов на сайт.
Но если бы вы посмотрели внимательнее (это от недостатка опыта и винить вас не в чем) то обратили бы внимание, что большинство объектов заносилось одним и тем же автором. Забайкалье и Якутия, Дальний Восток и Сахалин, Приполярье и Заполярье.
Даже изюминки китайской Маньчжурии есть среди объектов на сайте... РФ.
Великолепные изюминки!!!
Которых теперь уже и в СССР нет. А вот в Китае есть... копии...

Floyd
Но путешествовать то с грудничками есть смысл? Думаю, что они должны достичь возраста автора (на момент описываемых событий), чтобы воспринимать прелесть путешествий. А так то известны случаи и 25-летних бабушек.

На Алтае
Сразу видно- написал, и тут же себе на плюсик жамкнул.
tutoleg
Сразу видно- написал, и тут же себе на плюсик жамкнул.
Таким садомазохизмом не страдаю уже третий год, а может и больше. С рождения ленивый, к тому же пофигист, агностик и занимаюсь более важной ерундой. Чем отвечать на гнусные ИНСИНУАЦИИ с провокациями не совсем адекватных малолеток в слюнявчиках и памперсами... на голове.
Но если вом больше не чем или не за что "укусить" попробуй_ТЕ прищемить дверью или апарелью собственную:
а)голову
б)головку
в)причендалы
Это идеальное средство для лечения таких тяжких неврозов от собственного "пупизма и крутости"
И перестаньте здесь паясничать и "самоутверждаться". Думаю, что автору не понравится, да и лишнее это ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО лишь нивелирует приятное впечатление от прочитанного великолепного отчета.
Ковров
Огромное спасибо автору за этот рассказ!!!
Прочитал с удовольствием, как в своём детстве побывал.

правильные родители, ребенка человеком сделали, путешествие на всю жизнь, еще и девушек на этой машине учил. Не то, что современные родители с орущими детьми, летящими в Турции
гибрид победид

До последнего надеялся, что Майка вернулась..
Надежда умирает последней... жаль, что не нашлась!

интересно

Спасибо, для меня важно было написать правду.
Спасибо тебе Юра огромное! душевно всё пересказал, на 5 минут вернул меня в 87 год в наш Кемерово. Эта была другая жизнь, другие люди, другая страна, я в свои тогда 15 лет был счастлив как бы там не было, сердце вот только защемило от воспоминаний.

Хороший рассказ

Потрясающе!
Светопрозрачные конструкции из ПВХ и Al. Экспертный подход.
Тел. 96 - двенадцать - 96
Мой отзыв: Nissan AD 1999

Что и требовалось доказать про дремучих понторезов на страницах дремучего дрома. И добавить больше нечего. Мои искренние сочувствия автору очень хорошего отчета. Повторяю - ОЧЕНЬ хорошего. Достойного...
Ну что ж вы так расчувствовались сразу..

Приятно читать, грамотно написанный текст со знаками препинания. Сразу чувствуется советское образование.

konstantin
надо было маму научить пользоваться зеркалкой..
везде либо один либо с мамой на фото...

Автору спасибо за отчёт такой необычный :)

А почему никнейм Кореец3, Кореец4, потому что Майку скушали что ли? )))))

Автору спасибо за отчёт такой необычный :)

А почему никнейм Кореец3, Кореец4, потому что Майку скушали что ли? )))))
Спасибо за прочтение отчёта.
Никнeйм Koreec на Drom. ru зарегистрировал в 2006 году, увидя у кого-то Никнейм Варяг. Выросший на литера турных произведениях о Русско-Японской войне, решил называться в честь канонерской лодки "Кореец". Потом утерял пароль один раз, потом ещё и теперь уже зарегистрировался 3-й раз под Кoreec3, 4.
Задумался, ведь в судьбе собаки виноват я, так что Ваши " )))))" очень уместны. Выходит я Кореец, как и мой земляк Е. Гришковец, который в 1987 году съел собаку во время службы на Тихоокеанском флоте.

Спасибо! Нам повезло с местом и временем рождения.

Koreec4
Спасибо за прочтение отчёта. Никнeйм Koreec на Drom. ru зарегистрировал в 2006 году, увидя у кого-то Никнейм Варяг. Выросший на литера турных произведениях о Русско-Японской войне, решил называться...
Спасибо, что пояснили :)
В отчете просто была сия ирония :)
А так, я сам не приверженец конечно стереотипов

agip
>>В то же время шахтер имел заработную плату близкую к зарплате министра, то есть было уважение к рабочему,

Это как раз одна из причин, почему СССР рухнул.
Потому, что это было не уважение к рабочему, а неуважение к министру. В результате, министры сделали так, что на свою зарплату шахтер ничего купить не мог. А министр имел возможность покупать в спецмагазинах, спецраспределителях и прочих изысках эпохи. так что министр на свою зарплату покупал что хотел, а шахтер свою складывал "на книжку", где все благополучно в 93-м и сгорело.

Спасибо автор, прочитал, аж ностальгией накрыло
я как раз почти ровесник и этот поздний СССР прекрасно помню :)

Ну и в 2011м ехал из Мск в Якут по тому же маршруту.

Ну и понаписал...
5. Не было необходимости. Не было такого трафика, вот никто и не парился. той дорожной сети хватало с лихвой. а для транспортной логистики использовался ж/д транспорт.
6. Не было необходимости. Не было такого трафика, вот никто и не парился. Даже в СССР никто бы не стал ставить кафешку у дороги, по которой проезжают 50 машин в час.
7. Еще как представляли. И главный враг во всех детских играх, о ужас, были "немцы". Других героев не было. мужики в трусах поверх колготок еще не добрались до детских умов.
8. Реалии позднего СССР. машин было мало, и даже при наличии денег купить просто так было нельзя.
9. Читай про американские испытания, где солдат через час после взрыва в эпицентр погнали даже без респираторов.
10. Реалии позднего СССР.
В целом, из тебя*****о лезет по стране, которой уже нет, без малого, 30 лет.
И да, открою страшную военную тайну - там и счас ничего нет. Это Сибирь. можно лететь два часа по пустой федералке на 110км/ч и даже деревня за окном не мелькнет, только пейзаж медленно меняется.

Литр стоил 40 копеек 93 го
Это ты ищо молодой. В 1978 году купил себе Яву, бензин АИ-93 стоил 7 коп./литр. Но скоро поднялся до 14. Когда он стоил 40 копеек, водочные бутылки принимали по 20 копеек. Сдал бутылку - поллитра бенза.)

16819466
Большое спасибо, вы просто большой молодец, такое путешествие , для нас , рождённых в СССР, дорогого стоит, ещё раз спасибо.

MCSerg
Автор! Даёшь рассказ с подробностями как учил девушек в этих жигулях.

Купорос
Автор, удачи тебе и спасибо и здоровья родителям, если живы.
7 копеек литр стоил 72 бензин, а не 93 .

Купорос
В 1978году , цена поднялась в два раза, 93стал стоить 19 копеек литр

Заозёрный
Очень занимательный рассказ!

Сам путешествую с 87 года. Сначала один на мотоцикле, затем вдвоем на мотороллере, затем на шестерке всей семьёй (+двое сыновей). Вся техника была с именами собственными, как Невестушка.
Читал и воспоминания всплывали сами собой. Очень замечательно. От души благодарю Юрий Юрьевич.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2010

Корнетов
Низкий поклон автору, как будто в прошлое окунулся. Так замечательно переданы эмоции, любовь к ближним, любовь к родине! Сам путешествую с 87 года. Сначала один на мотоцикле, затем вдвоем на мотороллере,...
Благодарен за высокую оценку! Вы поняли о чем я хотел рассказать, и ещё меня просто поразило насколько много людей нашли отклик в сердце своём на мои сугубо личные воспоминания!Теперь жалею, что сокращал рассказ для краткости. Спасибо огромное!

_m

Офигеть... Отличный рассказ, продолжайте описывать свои архивы!
Цветные снимки советского времени в хорошем качестве это, увы, редкость. Спасибо доблестной советской легкой промышленности, которая до конца своего существования так и не осилила выпуск доступной фототехники и расходных материалов к ней в достаточных количествах.

Вашим снимкам одной кнопке в фотошопе можно вернуть натуральные цвета. Вот, например:
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012

Усть-Кут
Автору земляку большое спасибо душевный отчет, я в детство свое вернулся молодец, такой отчет в золотой фонд

Классный ретроотчет

Александр Кураленко
Благодарю за рассказ! Это всех нас история!