Любопытства ради, или Маленькие поездки по Среднему Уралу

11.10.2019 | 10954 просмотра

Смотрю на своих крымских друзей, они постоянно открывают на полуострове для себя новые, неизведанные ранее уголки и делятся этой красотой с близкими по духу людьми. А интересного в Крыму, смотреть  не пересмотреть. Но ведь в любой местности на территории России есть что посмотреть и что показать. Хочу поделиться с любителями путешествий своими короткими поездками по интересным местам в окрестностях Перми.

Заметки без какой-либо последовательности, просто отдельные очерки, больше похожие на фотоотчёты. Цель их — показать интересные места, заинтересовать любителей путешествий по возможности заглянуть в эти уголки.

Давно мечтал съездить на гору Колпаки, что находится почти на границе меж двух частей света Европы и Азии. Отправились туда в длинные праздники, посвящённые Дню Победы, со своей постоянной спутницей, внучкой Викторией.

Денёк выдался яркий, солнечный, дорога живописная, первую остановку сделали у памятника пермской нефти.

Каюсь, фотка не моя, у моей оказался горизонт завален, а я знаю, как ревниво многие относятся к таким погрешностям. Но профессионалов-фотографов среди нас немного.

После поворота на г. Горнозаводск, обратили внимание, что на теневой стороне ещё полно снега, журчат весёлые ручьи и цветут подснежники.

За Горнозаводском дорога стала похуже, но скорость в пределах нормы держать можно. Прошли пос. Тёплая гора, наш отворот в пос. Промысла. Пошла грунтовка, местами убитая в хлам, хоть здесь и курсирует автобус. Но ехать нам всего 5км, поэтому терпим. Вот, кажется, и наш отворот. Подъём проходим на гору только для джипа, ну а мы с удовольствием прогуляемся пешком.

Здесь мы и повернули.

Запарковались и потихоньку начали восхождение. Высота горы всего 614 метров, в начале прошлого века была искусственно засажена сосняком, но сейчас это уже смешанный лес. На самой вершине есть и кедры, которые цепляются за жизнь в самых неподходящих для произрастания местах.

Как видим, народ здесь бывает, даже оборудовано место для отдыха.

Последний подъёмчик и перед нами открывается гряда скал, перед ней поляна, на самой высокой отметке оборудована смотровая площадка с покривившейся лестницей. Несмотря на частых посетителей, на поляне чисто, есть стол, старые костровища. Но мы готовить не планировали, поэтому наш путь наверх.

Уральские просторы. На переднем плане кедры.

Как видим, без «художников» не обошлось.

На высшей точке.

Через расщелину, которую мы миновали, находится ещё одна гряда скал. Перебрались туда.

Здесь ещё и снег лежит в тенёчке.

Чёртов палец.

Сидя наверху, шумно восхищались открывшимися красотами. Вдруг Вике послышалось какое-то ворчание.

— Деда, там медведь рычит.
— Да, ладно, это мотороллер по дороге едет.

И мы опять включили эмоции, но теперь уже и я стал прислушиваться внимательней. Что-то эта моторыга слишком долго мимо нас едет. Только мы притихли, ворчание прекратилось. От греха подальше засобирались домой. Когда перебираясь через гряду, нечаянно столкнули камень и создали шум, ворчание вновь послышалось. Тогда и я склонился к мысли, что мы нарушили чьё-то уединение. Сделав ещё несколько снимков, направились под гору. А навстречу уже поднимались туристы толпами. Первыми шли ребята из Челябинска, мы им сказали про наши опасения, но они суровы и им по фигу. Добравшись до машинки, перекусили и отправились в обратный путь. Но перед этим заехали к стеле Европа—Азия. Кучи мусора, которые скопились возле двух баков, оставили неприятный осадок. Ведь пешком сюда никто не приходит, так неужели нельзя забрать с собой остатки своего пребывания в столь посещаемом месте.

Но и те, кто эти баки поставил, должны периодически их опорожнять.

Панорама Чусовского завода, или его остатков.

Река Шалашная.

Отсюда уже недалеко и до дома. Пришлось отстоять вечернюю пробку на сужении Чусовского моста. Народ едет с выходных…

Городок Усолье, известен с 1600 годов как центр солеварения. Находится на севере Пермского края, аккурат напротив г. Березники. Ныне печально знаменитого своими провалами. Но сегодня речь не об этом.

В один из дней раннего мая, мы и отправились в эти края. Снег уже сошёл, весна вошла в свою силу, разлились реки, на деревьях набухли вот-вот готовые распуститься почки, но в это утро зима ещё показала свой норов. Ночью выпал снег, местами по пути перехватывала пурга. Пермский край богат реками, вот и на нашем пути встретились Чусовая, перед её впадением в Каму, Косьва, Яйва.

Дорога, это всегда здорово. За музыкой и разговорами прибыли в Березники  — город большой химии.

В центре города.

Но наш путь лежит через Каму, в город, где долгое время было главное имение Строгановых в Прикамье. После раздела соляных промыслов в Усолье возникли усадьбы-резиденции Голициных, Абамелек-Лазаревых, Шуваловых. В 1950-х годах, из-за строительства Камской ГЭС, часть города ушла на дно водохранилища. Но и осталось ещё более 40 объектов культурного наследия прошлого. Небольшая часть из них реставрирована.

Постройки, которым уже более двух столетий, стоят, к ним бы ещё денег добавить, да руки приложить, такая красота. Но у Большой химии Березников сейчас свои проблемы. В городе образуются провалы на месте подземных выработок, и новое жильё возводят на другом берегу Камы. Денег надо много. А господа, которые денежки заработали, живут за границей, и живут припеваючи. Туристы сюда едут, но это не ближний свет, более 200 км от Перми, поэтому на них много не заработаешь. Прикладываю фотоотчёт к этому предисловию.

Никольская церковь, построена в память о победе в Отечественной войне 1812 г.

Такая красавица встречает путников на въезде в заповедник. Построена на средства Г.А. Строганова.

Палаты Строгановых.

В настоящее время используется как выставочный зал работ учащихся Строгановского художественного училища. Восстановлены и шикарные изразцовые камины в помещениях музея.

Артобъекты на фоне развалин жилого дома.

Спасо-Преображенский собор и колокольня.

Дом Абамелек-Лазаревых.

На заднем плане дом Голициных.

Видно, что дирекция заповедника что-то делает, но нехватка средств эти действия замедляет. Побродили среди этой красоты вперемешку с запустением, грустно, но это наша Родина.

На обратном пути опять попадали в полосы метели, и остановились возле двух кафе. Одно азербайджанское, коих по всей России расплодилось как тараканов, другое грузинское. Естественно, что при таком раскладе отдали должное второму. И не пожалели. Хозяин, колоритный горец, встретил очень радушно и накормил вкусно, а на сувенир взяли грузинского домашнего вина. Вино понравилось, поездка тоже.

А впереди нас ждала поездка в Грузию. Но это будет совсем другая история.

В одном из комментариев к ранее напечатанному сборнику воскресных поездок прозвучал вопрос о стрелке, месте слияния двух знаменитых рек России, Камы и Чусовой. Считается местом силы, естественно, мы там бывали, т.к. это совсем рядом.

Отправились туда в самом начале ноября, уже землю прихватил первый морозец, а небо было мрачное и хмурое.

Восточный обход г. Перми.

Впереди мост через реку Чусовая.

За мостом ошиблись с поворотом, прошли посёлок и прибыли в тупик. Слева Чусовая, справа железная дорога.

Вдали автомобильный мост.

Вернулись на трассу и сделали ещё одну попытку. Наконец всё получилось, и мы продолжили путь по узким улочкам садового кооператива.

Вот и искомый объект, осталось спуститься. Тропинка узкая и крутая. Есть спуск и для авто, но мы предпочли ножками.

Дачный посёлок, вид от стрелки.

Кама, вид на микрорайон Заозерье.

А это Чусовая, вдали виден железнодорожный мост.

Медитирует.

Ещё в древние времена людям полюбилось это место. При раскопках были найдены наконечники стрел, обломки посуды и орудий труда. А известный астролог П. Глоба определил его как место рождения пророка Заратустры. Это, конечно, красивая легенда, но люди сюда стремятся, чтоб почерпнуть силы, полюбоваться мощью воды и красотой земли пермской.

А мы, нагулявшись, отправились в сторону машины. Пришлось преодолеть не хилый подъём.

Пока мы гуляли, подъехала ещё машинка. Молодая пара, выйдя из машины, с удовольствием вдохнув морозный воздух, воскликнули: «Как же здесь здорово».

Вот и мы познакомились с ещё одним интересным объектом нашей малой Родины.

Плотина Камской ГЭС.

Многие, наверное, слышали про городок Сарапул, что находится на берегу Камы в Удмуртии. А кто знает сколько там замечательных старинных зданий сохранилось до нашего времени. Кроме этого с городом связано имя Н. Дуровой, первой русской женщиной-офицера, бывшей ординарцем у М.И. Кутузова. Отец Дуровой служил в Сарапуле городничим.

В городе есть своя Красная площадь и Потёмкинская лестница. Узнав про все интересности, мы и отправились туда в новогодние каникулы. Отдохнуть от отдыха.

Новодельная Никольская церковь откровенно не впечатлила.

А вот здание городской администрации, шедевр.

Или здание ЗАГСа.

А вот и сама кавалерист-девица.

Покушали в кафе, купили продуктов на ужин, договорились о жилье и поехали в музей. Здание музея тоже старинный особняк, но сама экспозиция бедненькая. Нам не очень приглянулась. А так как мы много путешествуем, то и есть с чем сравнить. Заметили на лавочке Железного дровосека, сидел недалеко от Потёмкинской лестницы, грустил…

По жилью с риэлтором договаривались на 2-комнатную квартиру, но у ней что-то там не срослось, и нам достался целый дом с евроремонтом, что вполне устроило. Машина под окнами.

С утра были планы продолжить знакомство с городом, но у дочери разболелась голова, пришлось довольствоваться малым. В первую очередь заехали на дачу бывшего Главы города, купца и мецената П.А. Башенина. Здание было построено в 1909 году в лесном пригороде. Построено из камня и стилизовано под дерево. Является памятником архитектуры федерального значения. Удивительной красоты творение.

Церковь Ксении Блаженной.

Церковь находится рядом с дачей. Следующим объектом для осмотра являлся прозванный народом «царь-дом» того же Башенина. Ещё один шедевр русского зодчества.

А наше свидание с этим удивительным городом закончилось, хотя осталось ещё много интересного, но, увы… Мы едем домой. Закончилась очередная поездка, будем ждать следующей.

Пит-стоп для внука.

Ещё один интересный объект, который раскручивается в последнее время, рукотворный канал  — копань. Находится недалеко от города Очёр, более знаменитого тем, что в 1949 году здесь были найдены останки звероящеров, живших 250 миллионов лет назад. Ещё до эры динозавров. Этих чудовищ сделали брендом города. Здесь очень хороший краеведческий музей, который занимает классные места среди музеев малых городов России.

Один из этих.

Красивая церковь, поражает огромным количеством старинных икон.

Солнечные часы, отлиты на местном заводе и установлены в 1885 году.

Очёрский пруд, для дополнительной подпитки которого 200 лет назад и был выкопан рукотворный канал.

Необычное место для установки памятных знаков.

Осмотрев городские достопримечательности, пересекли плотину и свернули в крайнюю улицу, идущую вдоль пруда. Асфальт вскоре закончился, как и сам город. Дальше километров 20 шла пыльная гравийка, хорошо, что недавно грейдер прошёл. А к каналу вела обычная полевая глинистая дорога. Хорошо, что сухо.

1,5 километровый канал, выкопанный вручную крепостными крестьянами, надежд не оправдал. Воды прибавилось немного.

Вот один из питающих источников.

А вот другой. Водопадик красивый.

Мы нагулялись.

Такое интересное место и практически рядом с домом. Всего-то чуть больше 100 км от Перми. От трассы М7, может, километров 25, рискните, не пожалеете.

А ещё мы с вами заглянем в Кунгур, о котором все наслышаны, благодаря знаменитой ледяной пещере. Но кроме этого, в старинном купеческом городе масса интересных домов и церквей. Кое-что мы и попытались посмотреть. А ещё в городе, и это тоже делает его уникальным, в реку Сылву впадает три реки: Ирень, Бабка и Шаква. Как в песне у В. Меладзе, только там они впадают в океан. Поэтому реки на всём протяжении ограждены дамбами, которые спасают город от наводнений. При въезде в город сразу пересекаем реку Ирень и тут же, пройдя перекрёсток на ул. Ленина, приближаемся к следующему мостовому переходу через Сылву. Слева от нас высится красавица Успенская церковь.

Река уже вскрылась, а мы, найдя место для парковки, пошли искать «Пуп Земли», так кунгуряки самоуверенно решили, что здесь и находится пуповина нашего шарика. Старинные купеческие особняки протянулись вдоль улицы Карла Маркса, бывшая Киттарская. Здесь был центр торговли города. А чуть дальше, на свободном пространстве и разместился данный шедевр.

А наш путь лежит через мост к ещё одной  — Свято-Преображенской церкви. Освящена в 1781 г., закрыта советской властью в 1929, долгое время пустовала, затем использовалась для разных нужд. Возвращена верующим в 1994 г. В стилях не разбираюсь, но понравилась. Особенно впечатляет колокольня.

Далее мы направились в кладбищенскую, Всехсвятскую церковь. Была построена на средства купечества и освящена в 1847 году, а в советское время реквизирована государством. Пустовала, размещались разные службы. Вновь была открыта в 1943 году.

Ну и, приехав в Кунгур, как обойти своим вниманием знаменитую пещеру.

После осмотра церкви, двинулись по Берёзовскому тракту до отворота, и преодолев приличный спуск, вскоре прибыли к месту назначения.

Фотографии пещеры лучше посмотреть в инете в профессиональном исполнении, а я покажу виды с Ледяной горы.

Всехсвятская церковь.

Вновь пересекли реку Сылву и прибыли к ж.д. вокзалу. Кунгурский вокзал был открыт в 1909 году, с тех пор здание практически не изменилось и является памятником архитектуры регионального значения. В 1917 году в депо станции работал военнопленный Иосип Броз Тито. Будущий лидер республики Югославия. Есть здесь и свой Ленин.

Двигаясь к центру города по улице Свободы, упираемся в красивое здание Свято-Никольского собора. Свою историю храм ведёт с 1773 г., когда на месте деревянной кладбищенской часовни начали возводить каменное здание. Много раз перестраивался и переделывался. Настоящее состояние обрёл в 1903 году. После революции постепенно пришёл в упадок, а в 1931 году в храме были организованы кузнечно-прессовые и сварочные участки для близлежащей колонии. При этом были переделаны все внутренние интерьеры, а художественная роспись утрачена. И только в 1990 г. храм был передан верующим и начались восстановительные работы. Сейчас церковь является действующей, а в 1996 году её посетил Патриарх Алексий ӀӀ. Территория бывшей колонии вернулась женскому монастырю.

Что интересно, после заключения бывшие узники, покинув заведение, выходили на улицу Свободы.

И чтобы уже закончить с темой храмов, посетили главную церковь города, во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Как правило, каменное здание возведено взамен деревянного в 1763 году, а в 1880 по инициативе купца Дубинина, жившего по соседству, полностью реконструировано. Особняк купца и церковь стали смотреться в одном стиле, особый колорит добавила выстроенная колокольня, ставшая гордостью города. Кстати, имеет отклонение от вертикали около 3 градусов, что позволяет жителям города сравнивать её со знаменитыми падающими сооружениями: Пизанской, Невьянской и Сююнбике в Казани.

Площадь здесь вылизана под туристов, со смотровой площадки хорошо видно заречную часть города. Да и городское начальство в особняке Дубинина заседает.

Особняк купца Дубинина.

Вид со смотровой площадки на заречную часть города.

Мы же отправились на дальнейший осмотр и выбрели к зданию гостиного двора на Соборной площади. Постройка 1865-1867 гг. Даже в советское время там по периметру размещались всевозможные магазины, а сейчас всё в запустении. Недалеко обнаружили памятник самовару, тоже старинный промысел города, краеведческий музей, здание малого гостиного двора, где расположился Музей истории купечества. Посему оно и сохранилось в хорошем состоянии. Здесь же Мемориал ВОВ с танком и вечным огнём.

Краеведческий музей размещается в доме воеводы и очень приличный по содержанию.

Кроме показанного в очерке, в Кунгуре ещё множество памятников и интересных старинных зданий, но не буду вас дольше утомлять. Город расположен рядом с шоссе М7, и все желающие могут насладиться его красотами.

Здание Гостиного двора.

Малый гостиный двор и здание воеводы.

На этом наша маленькая поездка закончилась, хотелось ещё попасть в художественный музей, но он оказался закрыт. Потрапезничали в рядом расположенном кафе и отправились восвояси.

Такие маленькие поездки мы совершаем в межсезонье и в ожидании большого путешествия. Могли бы и из других регионов автотуристы выпустить такие сборнички по своим интересным местам. Наверняка ездят все, на выходные, на рыбалку, да даже в богатое грибное место.

А с вами был yakushev, на ярко-синей Нексии.

Хороших вам дорог и интересных путешествий.