Дом там, где хочется его припарковать. Горный Алтай летом на прокатном Автокемпере

10.07.2019 | 67439 просмотров

Когда то давно, в 1996 году, в любимом журнале детства «За Рулём» были две шикарные статьи про Автодома на базе разных автомобилей или прицепов. Помню, как очень впечатлили эти красивые большие машины, с обстановкой внутри как в хороших квартирах. А фото, как правило, были сделаны в очень красивых местах или на дорогах. И главный мотив всего этого — куда бы ты ни приехал, чувствуешь себя как дома. На западе уже тогда это был очень развитый и рынок таких машин, и организация услуг их аренды, и кемпингов. Вот тогда и родилась мечта прокатиться на таком же Автокемпере со своей семьей когда-нибудь, и где-нибудь… Ещё больше она укрепилась недавно, когда культура путешествий на машине с комфортом, медленно и пока неуверенно, стала добираться и до нас.

Вот эта статья. Подшивку 1996 года я сохранил, как и все остальные тех лет. Тогда это был единственный источник информации. До полноценного доступного интернета было еще очень далеко…

С тех пор мы проехали много тысяч километров в путешествиях на обычных машинах, своих и прокатных. А когда я дописывал предыдущий рассказ Путешествие к «Золотым горам» Алтая золотой осенью, мы уже догадывались, что скоро снова сюда вернёмся. Скоро — это уже ближайшим летом, и конечно только с детьми, во время каникул. Так сильно нам понравилось путешествовать тут осенью, а также отличные дороги и виды Чуйского тракта, эта нетронутая природа, кристально чистый воздух… Очень хотелось показать это детям, дополнив маршрут еще и Телецким озером. Оставался один вопрос — снова ехать на своей машине или…

Или взять, наконец, и попробовать прокатиться на настоящем Автодоме! В Машине, где все создано для комфорта, как во время путешествия, так и на стоянках в кемпингах. Тем более, за год до этого нам подсказали и показали наши друзья, где можно на Алтае взять этот же самый Автодом.

Итак, станция проката есть в городе Барнаул, но это, на секундочку, почти тысяча километров от Красноярска! Но разве это нас когда-то останавливало?)) Тем более дорога уже знакомая. Кроме того, что в прошлый раз мы направлялись сначала до Бийска, а в этот раз проехали по весьма живописной дороге Кузбасс—Алтай, мимо Залесово в Барнаул. Ну и машина все та же — верный Аутбэк, который у нас уже почти 11 лет как! Поэтому небольшой отпуск нашей машине, пока мы будем кататься на другой — тоже не помешает.

Барнаул. Здесь докупили всё, что нужно для путешествия в Горный Алтай

До Барнаула доехали довольно быстро, за 11 часов. Ещё не пик сезона, дороги хорошие, свободные, ремонтов практически нигде нет. Большая пробка была только перед старым Коммунальным мостом через Обь, уже возле Барнаула. Неудивительно, там всего две очень узких полосы для проезда автомобилей. Этот мост закрыт для большегрузов, но фуры в пробке были, и разворачивались, видимо, их навигатор «не знал» об ограничениях. Есть там ограничение и по высоте в 3,5 м. Из-за этого некоторые фургоны проезжали ограничительную рамку впритирку, очень медленно. Всё это и создает пробки.

Сама столица Алтайского края нам понравилась. Красивый, современный город, с ухоженным историческим центром. Только очень уж много места занимают трамвайные пути. В отличие от Красноярска — здесь всё прекрасно с экологией. Покатались по городу вечером, поужинали в кафе у кинотеатра «Мир», возле легендарного танка Т-34!

Вечерний Барнаул и тот самый танк Т-34.

Памятник этой легендарной боевой машине расположен в самом центре Барнаула, на бульваре Защитников Сталинграда. Он был открыт в 1995 году, в день 50-летия Победы. Почему в Барнауле это место особенно знаковое? Дело в том, что в годы В.О.В. на заводе № 77 Наркомата танковой промышленности (ныне «Барнаулстрансмаш») было собрано 10 тысяч дизельных двигателей для Т-34. По словам историков, экземпляр, который представлен здесь — это не муляж и не модель. Он действительно участвовал в боях, имел дело с немецкими «пантерами». На нем бойцы прошли всю Европу, освобождали Прагу и другие города…

А в наше время совсем другую немецкую, но уже мирную машину, предоставляет в аренду одна из немногих пока на Алтае станция проката Автодомов «Автокемпер-Сибирь». Их контакты можно увидеть на бортах машины.

Переговоры с ними я начал вести примерно за 2 месяца до путешествия. Так как такая машина у них одна, конечно, было желательно забронировать всё заранее, на удобные нам даты с 11 по 15 июня включительно. Вообще, по-хорошему, мы должны были перечислить и предоплату, но с нас это и не требовали. Может быть, потому что больше в эти даты никто у них машину не спрашивал. А может быть, и упоминание о своем хобби — описывать наши путешествия здесь, в отчетах на дроме — сыграло свою роль;)

Есть еще сетевая компания по прокату Автодомов с филиалом в Горно-Алтайске. Но у них цены на обычные словенские Автодома Adria ещё выше, чем здесь за более комфортабельный и интересный Eura Mobil!!

Да и вообще, за все 5 дней на Алтае мы видели всего один подобный Автодом, и тот был на европейских номерах.

Маршрут путешествия по Алтаю на Автодоме на 5 дней выглядел так: Барнаул — Телецкое озеро — Чуйский тракт — Курайская степь — Манжерок — Барнаул.

Гугл карты показали общий расчетный маршрут 1655 км. По факту, с учетом всех поездок по интересным местам, магазинам и поиску мест для стоянок, получилось, конечно, больше примерно 1700 км.

День 1. Барнаул. Приём машины

Станция проката Автодома находится на территории небольшой старенькой гостиницы недалеко от центра Барнаула. Поэтому весьма удобно было после долгой дороги из Красноярска остановиться там же на ночь. Чтобы утром, не теряя времени, принять машину, пройти инструктаж и перекинуть все вещи из своей машины. И оставить её там же под присмотром. И ни за что не беспокоясь сразу отправиться в путь!

Когда вечером заехали в этот дворик у гостиницы и увидели там наш будущий Автодом, конечно, первым делом его осмотрели! Ух, впечатляет, большой какой, по нашим меркам. Хотя по западным — это обычный Автокемпер среднего размера.

А вот и Автокемпер. Из окна номера гостиницы видно, насколько он по габаритам превосходит всё, что рядом.

По проекту договора, что мне скинули для ознакомления заранее, машину передают только в 12:00. И с этого времени начинается отсчёт стоимости посуточной аренды. Всё по аналогии с гостиницами или базами отдыха. Ну, конечно, начать изучать машину можно и пораньше, опытный техник Виктор Фёдорович все расскажет и покажет. Естественно, свои нюансы и особенности эксплуатации ТАКОЙ машины есть, и всегда будут. У меня интерес впервые управлять такой машиной в принципе уже просто зашкаливал!

Пока Автокемпер готовят для передачи нам, есть время изучить её уже вживую.

Итак автомобиль FORD Transit Eurа Mobil A600 VB. На шасси прошлого, популярного 6-го поколения Транзита 2006-го модельного года. Старичок уже, но для коммерческой техники нормально. Дизель 2,2 л, простой атмосферник 115 л/с, 6-ступенчатая механика, передний привод. И очень приличные габариты: длина 6,5 м, ширина 2,2 м высота 3 метра! Почувствуй себя водителем грузовика, правда тут достаточно категории «B» в правах, так как вес машины не превышает 3,5 тонн. Но заправленная топливом, водой (бак для чистой воды на 100 литров, столько же для использованной), газом и т.д., с пассажирами и багажом машина весит гораздо больше. Все 4,5 тонны, судя по табличке.

Машина идеальна для путешествий с детьми любого возраста, причем их может быть до 4 человек. Все поместятся, и всем хватит места для сна. Автокемпер формально рассчитан на шестерых. А уж нам с двумя детьми вообще раздолье!

Проект договора со всеми условиями, спецификациями, правилами и стоимостью проката приложу в конце отчёта, чтобы не загромождать этими документами его сейчас.

Немецкая компания Eura Mobil известна на рынке Автокемперов уже давно. Основанная в 1959-м как производитель караванов, то есть автоприцепов-кемперов, а производством Автодомов она занимается с 1983 года! Сегодня новая серия полу-интегрированных Автокемперов Activa One, современный аналог «нашего» A600, собирается уже на базе шасси нового Fiat Ducato. А самая дорогая, полностью интегрированная серия Integra, использует своё оригинальное оперение и весьма стильный, не характерный для коммерческой техники дизайн.

Современный модельный ряд Eura Mobil 2018-2019 г.г.

Говорят (и в это нельзя не поверить), что конструкторы компании всегда сами любили и любят путешествовать в домах на колесах. Поэтому их энтузиазм и огромный опыт воплощены в каждом Автодоме Eura Mobil.

Наша же машина работает только на Алтае с 2016 года, а пробег на момент начала нашей аренды был уже 190 тыс. км! Но в целом машина остается в хорошем состоянии, как и жилой блок, и все оборудование. Жизненные вмятины/царапины снаружи, трещина снизу ветрового стекла — для такого пробега уже не принципиально. Главное, чтоб техника или оборудование не подвело в дороге, или тем более в каком-нибудь удаленном от цивилизации месте…

Из дополнительного оборудования, установленного уже в России, в машине только охранная сигнализация. Помимо своих прямых функций, очень удобно было ставить на охрану и соответственно закрывать на ночь все двери одним нажатием на кнопку брелока. Также в машине есть маячок и антенна для спутника, чтобы арендаторы в любой момент времени видели, куда это вы там направляетесь. И где, если что, потом искать вас или машину))

Вообще, Автодом отличают не только «домашние» двери и окна на бортах, но и обилие технологических отсеков со всех сторон. Тут для багажа и длинномеров, тут для газовых баллонов, здесь слив использованной воды, а вот тут самое главное — кассета на 18 л для септика. Всё отдельно, на своем месте, всё надёжно закрывается одним ключом. В багажнике нашлось место для ящика с комплектом ключей и кое-каких запчастей, даже запасной ремень генератора обнаружился, а также провода для зарядки и домкрат.

По поводу возможного самостоятельного шиномонтажа в дороге — до этого лучше не доводить)). Запаска даже визуально расположена неудобно где-то под днищем, а ставить домкрат к задней балке было бы жутко неудобно, орудовать им, соответственно, тоже.

Также в комплекте складной стол и пара простых складных стульчиков. (Еще два полноценных, взрослых купили сами). Очень полезная штука — выдвижной ролл-навес «Маркиза» с правой стороны кузова от дождя или для тени. Удобно открывается специальной штангой, которая также прячется в багажнике. А вот выдвижную лестницу для входа/выхода в жилой отсек потеряли/сломали какие-то предыдущие арендаторы. Теперь ее заменяет обычная металлическая складная стремянка. Которую нужно теперь ещё не забывать закинуть в салон или багажник.

Под капотом ничего необычного, двигатель компактный, сюда бы влез и побольше. Не видно только АКБ. Но её перенесли под водительское сиденье. Вторая батарея для пассажирского отсека — под местом штурмана.

Многочисленные технологические отсеки, розетки зарядки и заправки энергоносителей.

Теперь сажусь, вернее, залезаю на место водителя. Посадка тут, конечно, намного выше, чем в легковых машинах, а площадь остекления огромная, поэтому обзорность шикарная! Свисающий сверху козырек с кроватью неплохо защищает от солнечных лучей в жару. Эргономика неплоха для фургона. Сиденья очень хороши, отделка и обивка практичные, ничего не скрипит. Немец, одним словом. Удобный проход в жилой блок. Еще очень много ящиков и полочек под мелочи, шторки как в салоне. Две розетки прикуривателя, и сразу же обе в работе. Телефоны подзарядить всем, и навигатор прицепил свой, проверенный. Без него уже никуда, в любых путешествиях.)

Места водителя и штурмана — тут всё как в обычном фургоне Ford Transit. Кроме свисающего козырька крыши над лобовым стеклом…

…и удлиненных стоек боковых зеркал. Центральное зеркало заднего вида позволяет немного контролировать ситуацию только в салоне.

Вообще, опыт аренды переднеприводного Форда, на механике и с приличным уже пробегом у меня был: «Фокусы Крита», или Путешествие на Ford Focus по всему о. Крит (Греция). Та машина понравилась, управлялась просто отлично на серпантинах и показала приличную экономичность. И главное, не подвела нигде.

Но то была легковушка, а это практически грузовик, и передний привод! Сочетание так себе, конечно, но для оптимизации объема жилого отсека и подполья, в принципе такое решение оправдано. Больше всего беспокоили непропорционально узкая колея и широкий кузов, а также приличная высота машины, с центром тяжести гораздо выше обычного. Как это всё будет ехать на крейсерской скорости, и поворачивать, и как насчет проезда неровностей…? Еще добавьте сюда шипованную Хаккапеллииту по кругу, в июне (!), и тогда вопросов становится ещё больше.

Да, и в июне здесь в горах снег не редкость, и понятно желание прокатчиков перестраховаться. Но на нашем пути нигде не было такого похолодания или снежных осадков, и обычная летняя резина была бы уже предпочтительнее. Особенно, когда попали на обратном пути в сильнейший ливень.

Итак, инструктаж пройден, машина изучена, особенности конструкции и эксплуатации понятны, тут вопросов особых нет. Ну, разве что к расположению горловины топливного бака практически в кабине и необходимости открывать крышку ключом и куда-то класть её во время заправки. Очень неудобно! Так и не привык быстро заправлять и чтоб запах солярки не попал в салон!

Уютный и продуманный жилой блок Автодома уже готов принять путешественников.

Жилая планировка полу-интегрированных Автокемперов у Eura Mobil в основном схожа. Возле входной двери кухня с холодильником, плитой и раковиной. Напротив — складной стол, по бокам от которого друг напротив друга два дивана с ремнями безопасности, которые складываются в ночное время в двуспальную кровать. С другой стороны от входа, вниз доступ к кабине водителя и штурмана, вверх съемная лесенка на полноценную двуспальную кровать над кабиной. Дальше в конце салона шкаф для одежды, внизу доступ к багажному отделению, а выше него две полноценных одноместных кровати в 2 яруса. Между теми кроватями и складным сиденьем у столика — душевая кабина с туалетом. Все остальное пространство занимают ящики для непортящихся продуктов, посуды и прочего. Ну и не забыли компоновщики и про естественный свет, со всех сторон есть полноценные окна, а сверху большой люк, через который даже можно залезть на крышу, но только детям. Все окна со шторками и сетками.

Компоновка жилой части современного АвтоКемпера Eura Mobil почти полностью аналогична нашей.

Рентген компоновки уже практически аналогичной машины. Разница лишь в стороне расположения бокового окна в алькове наверху.

Гораздо интереснее оборудование жилого блока! Но и тут в принципе ничего сложного. Вполне полноценные душ, кассетный туалет (гениальное изобретение, удобно и безопасно для окружающей среды потом), горячая вода, газ для плиток, электричество для холодильника, доп. аккумулятор на 95 А*ч, обогрев и т.д. Мебель и вся фурнитура отличного качества, и тут все очень продумано как в плане компоновки, так и живучести и удобства пользования даже на ходу. Особенно впечатлила полноценная двуспальная кровать 2*2 м с матрасом в алькове над кабиной и два больших спальных места тоже по 2 м длиной в задней части! Свой автономный «коммунальный рай без хлопот и забот»!)). Машина уже заправлена всем, чем нужно. Техник всё доходчиво объяснил уже не только мне, но и Маше, а заодно и детям…

Детям, у которых уже глаза буквально горели! Так не терпелось опробовать все места для сна, сидения, кухню в деле и поскорее в движении, а потом на стоянке. И тут я их прекрасно понимаю — целый Автодом, на котором мы сейчас все поедем, по лучшим местам самого красивого региона страны!! Мечты сбываются!)

Пора уже в путь! Договор подписан, расплатился за аренду и сервисный сбор с руководителем Натальей и оставил залог. Всё, машина наша!

День 1. Барнаул — Телецкое озеро, с. Артыбаш, кемпинг «Вертолётная площадка». Всего 425 км.

Едем!!!! Выезд из Барнаула прошел нормально, думал, будет тяжелее привыкнуть к габаритам. Но нет, это просто полосы движения на улицах Барнаула слишком узкие!)) Пару раз заглох как новичок, пока не привык к коробке и сцеплению. Но потом всё быстро вошло в норму, как и предупреждали прокатчики. Да и после стольких лет на автомате покататься снова на ручке было в удовольствие.

Ну а другие «жители» Автодома были, конечно, в полном восторге! Улыбка до ушей не слезала практически всю поездку. :)

Такое сэлфи можно сделать только в Автодоме)

По ровной прямой трассе Барнаул-Бийск, Автокемпер едет вполне в темпе легковых машин. Медленные грузовики также можно спокойно обогнать, оперативно переключая передачи вниз. Высокая посадка позволяет контролировать ситуацию перед легковым потоком впереди. А огромные боковые зеркала «видят» что происходит сзади, кто там намерился обогнать. Каждый второй обгоняющий обязательно внимательно рассмотрит нас, а те, кто помладше, обязательно продолжат рассматривать и после обгона.

По возможности, я ещё сам как сознательные дальнобойщики, сигналил, особенно праворульным машинам, когда можно обгонять. За что приятно было получить «Спасибо» аварийкой.

Пришвартовались у кафе «Шёлковый путь». Одно из лучших и интересных в этой части Чуйского тракта.

С первыми эмоциями от поездки мы чуть не забыли, что не пообедали даже. Поэтому решили остановиться в кафе, которое присмотрели еще в прошлый раз. Возможности готовки еды прямо в Автодоме используем потом всё остальное время.

Останавливаюсь, глушу, то есть поворачиваю ключ зажигания и… вытаскиваю его. А двигатель продолжает работать!! Как так, это же простой атмосферник и машина не для гонок, зачем тут турботаймер, и зачем так пугать арендаторов?))

Через несколько минут пойдут первые интересующиеся, и первые вопросы: сколько, и как оно вообще?)

В навигатор забит Артыбаш. Куда точно, там пока не знаем, но одно местечко присмотрел на Гугл. картах. Эти карты, кстати, показывали основной маршрут по Солтонскому тракту через Турочак, что идет от Бийска на восток вдоль р. Бия до самого озера. Но та дорога мало пригодна для легковых машин и Автодомов, в основном гравийка разного качества. Так что едем по навигатору, по традиционному маршруту через Горно-Алтайск по Телецкому тракту.

Бийск, хорошо знакомый нам по прошлому путешествию, сейчас проезжаем не останавливаясь мимо символичного нулевого километра ЧТ. До Горно-Алтайска также отличная дорога, позволяющая ехать быстро.

Какая красота была катиться спокойно, но быстро по Чуйскому тракту! И я даже превысил там разок скорость. О чем «узнал» уже дома, как обычно. Но в нескончаемом Горно-Алтайске скорость упала сильно, всё-таки на такой машине по городу нужно ехать осторожно.

Дорога после Горно-Алтайска живописная, но местами очень узкая.

И это уже 160 км нового, неизведанного для нас направления. Также эта дорога не баловала особо качеством покрытия. Профиль был максимально естественным, то есть с обилием поворотов. Спусков и подъемов, хорошо хоть не очень высоких холмов. Это не добавляло скорости, зато позволило лучше почувствовать машину, и здесь за 3 оставшихся часа пути, я уже окончательно к ней привык.

Июнь — наверное, самый сочный месяц на Алтае. Всё уже расцвело, море зелени, но пока не сохнет под жарой середины-конца лета.

Забавный момент: показалось, что на табличке названия этой реки было четко написано моё имя. Но потом как выяснилось, речка называется вовсе не «Миша», а «Малая Иша». ))

Мостик через речку с интересным для меня названием.

Местами на трассе встречаются выбоины, ямы. Которые иногда «не успевал» объехать. Но никакого удара колесом или буха не было. Как? Смотришь в зеркало по борту — была же яма!!! Потом вспомнил, что ширина кузова одна, а колея с колесами намного меньше его. Сантиметров по 20 с каждой стороны. Как тележка вагона поезда.

Проезжаем, пожалуй, самое живописное село этой дороги, Чоя.

Просто огромное количество летающих насекомых.

Внимание на баннер справа.

Здесь, в Чое, уважаемые люди на баннерах обещают, что «Будут реализованы проекты по сохранению уникальной природной системы Телецкого озера». Хотя до озера еще остается еще около 100 км.

Сейчас трудно представить, что лет тридцать пять назад не было в привычном понимании этой дороги к озеру. Были только зимники, и дорога от Бийска для тракторов или тяжёлых грузовиков. Добирались до озера в основном по реке Бия.

Дальше из населенных пунктов остаются только сёла Советское и Ишинск,

в которых дорога уже откровенно так себе…

Тогда я еще даже и не догадывался, какие интересные события развернутся на этом участке от Горно-Алтайска до развилки на Новокузнецк на обратном пути!) Так до самой этой развилки больше не останавливались. А как только с правой стороны уже в предзакатное время появилась река Бия, стало понятно, озеро уже рядом.

В первом же, казалось, подходящем для съезда через лес к реке Бия месте, решили остановиться отдохнуть.

Хотя никто особо и не устал ехать, это же Автодом! Хочешь — сиди и смотри в окошко или играй, хочешь — полежи, отдохни на кровати или поспи, хочешь — перекуси за столом! Все дела можно сделать, не выходя из машины, опять же. :) Красота!!

Река Бия и наш Автодом перед закатом.

На обычной машине я бы даже не задумывался, а можно ли тут развернуться….

Надо только помнить, что этот Автодом лучше не загонять на неровности, от слова совсем. Безобидный с виду уклон, влажная трава, ямки и камни превращают попытку вырулить задним ходом в настоящее приключение. Трансмиссия рассчитана исключительно на ровные дороги. Буксовать буквально на ровном месте? Да, есть и такое. Пришлось постараться, чтобы развернуться, и снова потом выехать на трассу. Помогли несколько камней-упоров под все колеса, хитрые манипуляции рулем и газом и подсказки штурмана.

Конечно, до невероятных приключений героев фильма «Дурдом на колесах» (RV) с Роби Вильямсом нам было далеко, но все же…))) Кстати, отличная семейная комедия про путешествие. Всем рекомендую глянуть.

Ещё одна остановка на красивом берегу Бии. На этот раз машина осталась на обочине рядом)

В нашу коллекцию закатных фото красивых мест по дороге…

Когда выходили обратно, увидели табличку «Осторожно, клещи!». А я там по всему берегу побегал по кустам ради фото. Но, к счастью, не поймали ни одного за все время. Видимо, сезон активности в этом году в середине июня уже прошел. Хотя одежду мы почти всегда брызгали спецсредствами.

А здесь сразу и не понять, то ли это уже Бия, то ли еще Телецкое озеро.

Бия — красивая величественная река Горного Алтая, вторая по величине и значимости после Катуни. И единственная река, вытекающая из Телецкого озера, пройдя путь в 301 км по территории Турочакского района Республики Алтай и Алтайского края, чуть ниже Бийска, сливается с Катунью, образуя великую реку Обь — главную водную артерию Западной Сибири.

В алтайской мифологии Бий-суу — хозяин воды, центральная фигура многих алтайских легенд и сказаний. Бия имеет много притоков, самые крупные из них это Сарыкокша, Пыжа, Неня. В отличие от Катуни, которая в летний период отличается значительной мутностью, Бия весь год сохраняет высокую прозрачность вод, как в самом Телецком озере.

Телецкое озеро (Алтын Кёль) начинается вот здесь, на въезде в Артыбаш у моста к Иогачу. Мы приехали!!))

Прокатились через весь Артыбаш и дальше, пока не уперлись в какой-то забор. Но пока ехали, увидели на берегу просто шикарную почти пустую площадку под кемпинг. Решили развернуться и сразу туда. И не пожалели, это оказалось то самое место, что я присмотрел на картах ранее.

В общем, запоминайте: за Артыбашем в нескольких км от центра есть приличная территория под кемпинг прямо на берегу. Местные называют его «Вертолётная площадка». Потому что там реально иногда садятся вертушки, ибо более обширной и ровной площадки тут больше не найти. И с дороги её хорошо видно, не проскочить.

Проезд и остановка на этой территории платные — 300 руб. в сутки с машины. Но это того стоит. Тут и правда, очень много места на чистом красивом берегу. Одно «Но» для нас — въезд на территорию преграждает обычный, то есть низкий шлагбаум! И даже в своем верхнем положении он чуть ниже одного из краев крыши Автокемпера! Приходилось не просто выходить и поднимать его до упора, но и максимально задирать руками эту трубу выше. И только тогда впритирку можно было проехать. Первый раз это пришлось делать Маше. Потом помогал хозяин «Вертолётки». Сухие дрова за допплату тоже можно взять здесь.

Старенькая спортмастеровская складная решётка под гриль, которую мы купили ещё перед поездкой на Байкал в 2015 году, до сих пор в строю и незаменима!

Разожгли костёр, пожарили мяса, немного успели отдохнуть и всё это уже под чистым звёздным небом! Потом сразу спасть. А как прекрасно спится в Автокемпере на природе, на Алтае — отдельный разговор. Это что-то нереальное, необычное, интересное! Действительно удобно и сладко спится, особенно, конечно, детям!)

Место кемпинга за Артыбашем. В правой части этого своеобразного полуострова, где больше деревьев, мы и остановились.

День 2. «Телецкое озеро». От кемпинга до Артыбаша и обратно. Всего 5 км ))

Проснуться рано утром на красивом берегу озера, в тишине — дорогого стоит! И в отличие от туристов с палатками, у тебя, как дома, всегда под рукой и тёплая вода умыться, и кипяток в чайнике, и холодильник и все остальные дела… Но я, конечно, с удовольствием умылся и бодрящей водой озера прямо на берегу.

Утренний туман стелется над Телецким.

Да, вот ради такого, в том числе, мы и поехали на Алтай на Автодоме. Остановиться на ночь в самых красивых местах, проснуться утром почти в полном одиночестве и провести в этом месте и рядом еще целый день. Правда, к вечеру тут стало немного шумнее, ведь сегодня праздник 12 июня, День России!!!      Но пока мы реально наслаждаемся полной тишиной.

Вообще, Телецкое озеро — уникальный природный комплекс нашей планеты. В 1998 году Телецкое озеро включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в составе природной группы с названием «Золотые горы Алтая». Телецкое озеро часто называют «младшим братом Байкала». Алтын-Кёль — «Золотое озеро» — называют его коренные жители. Телецким же озеро стало около четырехсот лет назад, когда первые русские исследователи здешних мест окрестили его в честь одного из алтайских племён — телеутов (или телесов), обитавших на этих берегах.

Телецкое озеро протянулось на 78 километров с севера на юг. Площадь его относительно невелика 223 км², однако благодаря большой глубине (средняя глубина озера 174 м, максимальная 325 м напротив водопада Корбу, где мы сегодня обязательно побываем) в нём содержится 40 км³ пресной воды, прозрачной в глубину до 14 метров. Телецкое входит в число самых глубоководных озёр России. Единственная река, вытекающая из него — Бия, и она тоже славится кристальной прозрачностью.

Как же тут красиво и тихо ранним утром…

Ещё немного утренней свежести и нежности Телецкого озера…

Просто идеальное место для стоянки и отдыха.

По словам старшего по кемпингу, такие как мы, на Автодоме, здесь впервые! Да, мы уже поняли это по шлагбауму, спасибо!)

«Младшим братом» Байкала нередко называют Телецкое озеро, и действительно, если внимательно рассмотреть эти горные водоемы, можно найти много общего. Как и Байкал, Телецкое озеро является исключительной природной ценностью и уникальным явлением. Но Телецкое озеро — удивительное место, где нет границ между Природой и Человеком. Природа сохраняется в первозданном состоянии, и человеку не приходит в голову сопоставлять себя с ней, а тем более противопоставлять (в отличие от Байкала, где человек давно уже нещадно эксплуатирует его в своих потребительских целях).

Главенствует в этих местах природа. Телецкое озеро — непростая территория, это особый мир, живущий по своим законам и правилам. Пространство и время не укладываются в привычные рамки — здесь словно господствует особое, Телецкое измерение, как и во многих местах Алтая.

Обычный утренний чай или кофе с круассанами здесь особенно хороши.

Туман окончательно исчез, и Телецкое буквально превратилось в зеркало.

На сегодня у нас запланирована насыщенная экскурсия на катере по северной половине озера, называется она «5 чудес Телецкого озера». В 10 утра нужно уже быть на причале у одной из усадеб.

Как вариант изначально мы думали ехать дальше на Чуйский тракт сразу после экскурсии, но теперь точно решили остаться здесь ещё на день.

Дети проснулись по одному, и тоже в восторге от этого места. Наконец-то можно посмотреть в новый бинокль, что там на другом берегу.

А еще тут отличное место, чтоб поиграть в бадминтон, в качестве отличной зарядки перед завтраком:

Перед поездкой сюда, еще в Барнауле сразу закупились продуктами. Чтобы не ездить по магазинам на огромном Автодоме, и не тратить на это время. Объем холодильника, а также ящиков для непортящихся продуктов внутри, это позволял. Сами продукты выбирали исключительно местные: сыр, яйца, молоко, колбасу, творог и т.д. Алтайский край и республика Алтай — самый экологически чистый регион страны, и продукты здесь, соответственно, отменного качества и вкуса.

Первый раз готовим завтрак в Автодоме!)) Поражает, насколько здесь все продумано, удобно и всё высокого качества.

Готовить на газу оказалось очень просто, включил тумблер, повернул его, аккуратно поджег газ спичкой, и готовь на здоровье что угодно, как дома! Тут же большое окно на улицу и вентиляция. Удобно, что под рукой и стол, и раковина с горячей водой, и холодильник, и все ящички.

При движении все плотно закрывается, внутри тоже ничего не подпрыгивает и не грохочет. Ну а на стоянке можно расположиться на завтрак/обед/ужин как за столиком внутри дома, так и на улице. Красота!

Пока есть время, залез по стремянке почистить лобовое стекло, До такой витрины просто так не дотянуться!)

После завтрака спешим на долгожданную экскурсию. Буквально в паре километров отсюда находятся усадьбы, в одной из них по рекомендации местной жительницы Ирины, у которой также есть свой домик для аренды, мы и забронировали экскурсию. Катание на катере по озеру с обзором самых красивых мест северной половины озера, продолжительностью 3 с половиной часа. Взрослый билет 1800 руб., детский 1500 руб.

Поехали… Стоп! Так, что-то упало со стола, забыли убрать и закрыть. Хорошо не чайник с кипятком прямо в кабину)). Ну, это обычная проблема в Автокемперах — всегда что-то да забудешь убрать или закрыть.

Через 5 минут уже подъезжаем. Оставалось теперь только найти место, куда поставить Автодом. На территорию усадьбы «Жемчужина» можно спокойно заехать только на легковых машинах, поэтому нас на время экскурсии отправили припарковаться через дорогу на пригорок к строящемуся домику. Казалось бы, ничего сложного, но загнать в эту горку задним ходом такую машину оказалось непросто. В какой-то момент заднее левое колесо оказалось в ямке, и весь Автодом сразу накренился так сильно, что переднее правое оказалось в воздухе! А оно, на секундочку, ведущее! И всё, стоим. Мы даже перепугались, что сейчас этот холодильник ляжет на бок, прямо на дорогу! Твою ж… как так-то!!? Это что, все ходы подвески у него?? Да, простая балка на коротких рессорах… Все пассажиры быстро на правый борт!!! Но колесо всё равно беспомощно висит в воздухе и машина никуда не едет в формате 1WD. Чтобы снова было хотя бы 2WD, срочно выскакиваю из машины и ищу тут рядом на стройке подходящую доску. Подкладываю под колесо и сразу за руль.

Представляете да, у нас через 5 минут уже экскурсия, а я еще «не припарковался», потому что здесь на Автокемпере это тоже — то ещё приключение. К счастью, всё сработало, но перед тем как тяжелый Транзит тронулся с места и снова оказался всеми четырьмя колёсами на земле, пришлось немного шлифовать по доске. Сначала вперёд, потом снова назад уже по более прямой траектории мимо ямы, мы встали, наконец, более-менее ровно.

Припарковаться здесь оказалось тем еще приключением!

Да уж, такая машина с узкой колеей по отношению к широченному и высокому кузову, и зависимой подвеской сзади на рессорах — вообще не пригодна для неровностей. Зазеваешься, не увидишь ямку, неудачно съедешь с дороги на обочину и всё, запросто можно и опрокинуться. По легковым меркам — буквально на ровном месте. Эта особенность, пожалуй, была самой неудобной и опасной в машине.

Но это всё уже отошло на второй план, потому что мы плывём на катере!)

Катер «Жемчужина-2» полностью закрывается прозрачным колпаком от дождя и волн. Если бы не форточки, тут было бы как в теплице.

Экскурсия «то ли 5, то ли 7 или даже 9 чудес Телецкого» — это в нашем случае 5 водопадов, к трём из которых можно дойти, высадившись на берег. И прогуляться вглубь, что невероятно интересно и красиво! Нужно помнить, что за проход к самим этим водопадам билет для взрослых стоит 100 руб., для детей бесплатно. Деньги идут на облагораживание территории и поддержание экологической чистоты возле водопадов. Ещё пару водопадов можно увидеть прямо с воды, как они стекают с отвесных скал среди деревьев прямо в озеро. Ну и бонусом, парочка других легендарных мест Телецкого, вроде высокой скалы, похожей при определенном ракурсе на бородатого старца. Это Кедрогор — хранитель Телецкого озера.

Красивая тропа наверх вдоль каскада водопадов Эстюбэ.

Первый водопад, где мы высадились, называется Эстюбэ. Водопад расположен в русле реки Большой Эстюбэ, в сотне метров от ее устья. Попасть сюда можно только по воде на катере. Водопад небольшой, но очень красивый. По сути, это не один водопад, а целая череда небольших, до 3-5 метров высотой, каскадов. С грохотом и брызгами река пробивается сквозь узкое ущелье, отвесными скалами зажимающее реку, преодолевая завалы из камней и поваленных деревьев. Казалось бы, небольшая речка шириной всего в пару метров, но как завораживает!

И эта же тропа уходит вниз прямо к одноименной с водопадом базе отдыха на берегу озера.

Водопад Эстюбэ особенно красив весной, когда он становится бурным и мощным. Но и в начале лета тоже красиво!) Не случайно посещение этого водопада включается в туристические маршруты «Чудес Телецкого озера».

Наш катер (второй снизу) «Жемчужина-2», он же Yamaha FR-25 на 16 не самых удобных мест. Отправляемся дальше!

Вид из лодки с рабочего места нашего шкипера.

Красота Телецкого поражает! Проходим тот самый поворот на 90 градусов на юг, у мыса Куван.

Мы очень любим такие красивые экскурсии, позволяющие спокойно насладиться красотой природы, как с водной глади, так и с троп рядом. И отдохнуть после долгого пути на машине. Следующая остановка водопад Чоодор.

Легендарный без преувеличения теплоход «Пионер Алтая» возле водопада Чоодор.

Да, это тот самый «Пионер Алтая», работающий на Телецком озере аж с 1968 года, можно смело назвать легендой Алтая. Что только не пришлось пережить этому теплоходу… Сначала он прославился благодаря длительному перегону с завода в Москве прямо на Телецкое озеро, по Единой глубоководной системе, три года добиравшийся по морям и каналам, рекам Обь и Бия. Перегон осуществлялся в 1967-1968 годах. В 70-х, 80-х, в своё золотое время, теплоход был символом советского туризма на Алтае. Но затем с развалом СССР республика Алтай потерпела экономический упадок, так же коснувшийся и «Пионера». Теплоход много простаивал, к тому же ему требовался незамедлительный серьезный ремонт, денег на который не нашлось. 20 лет теплоход был заброшенным и никому не нужным. Так и стоял на берегу, изъеденный ржавчиной и разграбленный до основания.

В 2007 году, так как теплоход уже представлял опасность для Телецкого озера, его отправили было на утилизацию, но затем всё-таки выставили на продажу. Теплоход был выкуплен местным предпринимателем. Но он не планировал возвращать теплоходу первоначальное состояние — собирался отреставрировать, поместить на постамент и открыть в нем музей. А потом пришла идея превратить «Пионер Алтая» ещё и в ресторан... Все это время он стоял на берегу Телецкого около турбазы «Золотое озеро». А во время наводнения в 2010 году, когда поднялась вода и ресторан стал покачиваться на волнах, возникла мысль вернуть теплоход в строй и вновь, как почти 20 лет назад, катать на нем туристов.

И уже после полного восстановления теплохода в 2013 году, в 2014 году он вновь принял на борт пассажиров. Вот такая нелегкая судьба у этого теплохода, и местные жители, можно сказать, наделили его душой, теперь это неотъемлемая часть Алтая.

В следующий раз, когда мы будем здесь, на Телецком, надеюсь, теплоход еще будет в строю. И мы на нем обязательно прокатимся уже до самого юга Телецкого озера.

Вид на Телецкое озеро недалеко от водопада Чоодор.

Водопад Чоодор → там.

Водопад «Чоодор» (так называют его местные жители) в переводе с алтайского означает — черемуховый, рябой, корявый, шалаш. Река Чоодор падает с одноименного мыса, образуя восьмиметровый водопад. Мыс Чоодор находится примерно в шести километрах от Г-образного поворота Телецкого озера. Мыс практически отвесно обрывается к воде. Перед ним находится небольшая бухта, где останавливаются моторки.

В озеро впадает «ручей». Выше по течению этот «ручей» станет большим водопадом Чоодор, а в месте впадения в Телецкое озеро река имеет спокойное течение. Тропа идет по правому берегу реки, среди папоротника. По тропе установлены деревянные площадки и лестницы, чтобы удобнее было спускаться-подниматься. От одной из площадок тропа разветвляется, вниз — к водопаду, вверх — на отвесный мыс.

Живописная тропа к водопаду Чоодор.

Ещё недавно к водопаду приходилось идти по камням сквозь густую растительность вдоль русла. Сейчас же тут очень удобная эко-тропа со смотровыми площадками.

И собственно водопад Чоодор, красиво!

После водопада, поднимаемся на мыс. С такого «балкона» открывается шикарный, красивый вид на Телецкое озеро.

Ещё немного на юг, и практически на границе между северной и южной половинами озерами катер поворачивает к правому берегу. Ширина тут везде небольшая, и через несколько минут плывем уже вдоль другого берега.

Первый из заповедных водопадов, Аю-кечпес, уже на правом берегу озера. Целиком его хорошо видно только примерно с такого расстояния.

Водопад Аю-кечпес (Аюкечпес) находится на одноименной реке, впадающей в Телецкое озеро. Водопад представляет собой несколько каскадов. Можно сказать, что река каскадами падает с горы. Река прорезала себе путь в отроге хребта Корбу на восточном берегу Телецкого озера и образовала узкое ущелье. От водопада Корбу до места, где видно водопады реки Аю-кечпес, по воде около семи километров. На юге Телецкого озера есть еще две реки с таким же названием. Наш водопад Аюкечпес третий. Аю в переводе с алтайского означает медведь. Всё название переводится «медведь не пройдет». И действительно, узкое ущелье с отвесными склонами, крутой спуск воды не дает возможности перейти на другой берег реки.

С озера просматривается белая линия реки, прочерченная на зеленом отвесном склоне. Верхний каскад самый большой. Его видно только на значительном расстоянии от берега, когда плывешь на моторке по озеру. Это белая линия реки, сверху в низ справа налево на большой высоте — около 100 метров. Потом идут поменьше, вертикальные. Когда подплываешь ближе, верхние каскады водопада прячутся за деревьями и остаются для обзора два нижних водопада. Ходить здесь разрешено егерям и местным жителям — медведям, оленям. Высадка на заповедный берег не местным людям — запрещена.

Следующая же остановка самая долгожданная и продолжительная, знаменитый водопад Корбу! Без посещения которого экскурсия на Телецкое — и не экскурсия вовсе. До него с места высадки также несколько минут пешком по лесенкам и камням. Да еще каким, валунам!

«Пионер Алтая» пока идет по нашему графику, снова догнали его у водопада Корбу.

Кстати, примерно в этом месте, напротив Корбу и зафиксирована наибольшая глубина озера — 325 метров!

Место причала катеров и теплохода у водопада Корбу.

Между причалом и водопадом много сувенирных лавок.

Как здесь вкусно пахнет кедром…. И сувениры все красивые, искусные, и главное местные! Купили парочку здесь на выходе уже, в том числе и аутентичный алтайский магнитик с изображением озера, в нашу коллекцию.

И вот он — самый большой и красивый водопад Телецкого озера — Корбу! Даже издалека чувствуешь, как он освежает в жару!

В переводе с алтайского название водопада «Корбу» означает «ветка». Однако некоторые филологи считают, что правильнее будет перевести «корбу» как «смотри сюда». Одна из легенд рассказывает о бедном старике, который растил семерых очаровательных дочерей. И красивы они были, и стройны, и милы. Когда дочери подросли, влюбились они в столь же прекрасных молодых людей и вышли за них замуж. Однако счастье длилось недолго. На край этот, богатый соболем, зверем и золотом, напали враги. Отец девушек и их мужья отправились на войну. И не вернулись домой. Красавицы днями и ночами проливали горькие слёзы по своим погибшим мужчинам. А в один день, на том месте, где сидели и рыдали девицы, жители увидели вместо них цепь чудесных, невиданных ранее, гор. Жители сразу поняли, что от страшного горя и бесконечных страданий девушки превратились в горы. А их слёзы стали водопадом. Не могли люди сказать ни слова, лишь поражённые преданной любовью и восхитительным пейзажем твердили друг другу «кор бу, кор бу», в переводе на русский язык это означает «смотри сюда, смотри сюда». Так и сохранилось за водопадом необычное название Корбу.

Ракурс, когда на фоне Корбу больше никого кроме нас нет)

Самый популярный водопад озера действительно красивый и впечатляющий! Находится на реке Большой Корбу. Река берет начало с хребта Корбу. На всем своем небольшом пути — 7,6 км река образует маленькие водопады и затем обрушивается с высоты 12,5 метров водопадом! Так как падает вода не совсем отвесно, а по пути разбивается о камни, то образуется эффектный водяной веер. Особенно впечатляет водопад в большую воду весной и после дождей. Брызги долетают даже до обзорной площадки. Справа от водопада крутой, поросший смешанным лесом берег. Слева возвышаются высокие отвесные скалы.

Сразу после водопада Корбу, заходим в другую бухту, полюбоваться с воды на еще одного красавца. Водопад Киште, также одна из главных достопримечательностей правого берега Телецкого озера. Высадка здесь запрещена, да и зайти ближе невозможно из малой глубины. Весь правый берег Телецкого — это заповедная зона. Единственное место, где можно выйти, был как раз водопад Корбу.

Бухта водопада Киште.

Все водопады Телецкого слышно издалека, но Киште можно назвать самым громким. Скрытый за горами, шумом падающей воды он даёт о себе знать издалека. Не зря один из переводов названия «Киште» — «зовущий». И пусть по высоте он уступает знаменитому Корбу, но по объёму падающей воды превосходит его, и поэтому выглядит ничуть не менее эффектно!

Это маленькое чудо сибирской природы расположено в крупной расщелине. Мощный белоснежный поток воды стекает вниз с высоты трёхэтажного дома, образуя несколько каскадов. Под водопадом небольшая и очень живописная лагуна, ограниченная скалами. Удивительно, но на таких крутых скалах растут деревья!

Проплыли мимо села Яйлю, единственного населенного пункта в заповедной части, куда можно теоретически добраться на машине. И маленький островок в форме сердца у берега «Остров любви», где недавно обнаружили настоящую подводную реку с сильным течением. И всё, виден уже Артыбаш.

Отличная, насыщенная экскурсия, в которой дети даже немного ушатались на волнах и поспали. Да что уж там, нас тоже немного ушатало, да еще на солнце! Поскорее хотелось вернуться на наше местечко на «Вертолётке» и отдохнуть. Я же в такой жаре был готов искупаться в ледяных водах Телецкого!)) Поэтому садимся в наш Автодом и мимо магазинчика с мороженым едем «домой».))

Мы с нашим Автодомом снова «дома» на берегу Телецкого! Вокруг пока никого.

Солнце всё выше после обеда, жара, так что самое время позагорать и, может, даже искупаться.

Всё-таки шикарное место мы нашли тут, отгородившись от всего остального мира целым Автокемпером!

Тут у нас есть всё, и места для сидения со столиком, места для загорания, Место для костра на берегу с мангалом, и свой маленький выход к озеру, да ещё с плавучим пирсом! Ну и пока никого нет рядом даже, можно спокойно снова поиграть в бадминтон!

Приехать на Телецкое озеро летом и не попробовать искупаться!? Ооочень бодрит! Как заново родился!

На долгой стоянке, когда нужно подзарядить через инвертор все телефоны и камеру, главное не забыть завести двигатель. Инвертор работает только от включенного зажигания, и дневные огни при этом загораются автоматически…

Наша новая подруга )), местная, сибирская хаски.

Поиграли, подурачились,

Ну и, конечно, фото с местным символом – тотемом.

Классная штука эта «Маркиза» — легко устанавливается и в жару создает тень…

…а вечером в дождь позволит ещё посидеть за столом.

К вечеру подъехали несколько машин с палатками, прямо к дождю… Ну а нам это всё нипочем с Автодомом. Новые и промокшие соседи тоже поинтересовались, сколько стоит удовольствие и откуда едем. Посидели дотемна под шатром и спать. Отличный день получился, а завтра рано утром уже выезжаем обратно, и дальше по Чуйскому тракту...

День 3. Артыбаш, Телецкое озеро — Горно-Алтайск — Чуйский тракт до границы Кош-Агачского района. Всего 540 км.

Этот путь у нас занял почти 13 часов! Хотя я рассчитывал на 10. Конечно, с остановками на пикник, в магазин, заправиться, просто размяться в красивых местах тракта и т.д. Ну и бесконечные подъемы, спуски и повороты горной части тракта, а также дождь в конце пути. Поэтому средняя скорость на этом маршруте и получилась очень маленькая.

Без лишних сборов, так как всё со стоянки убрали еще вечером, выехали в 6 утра, когда дети еще спали в своих кроватях (мы же на Автодоме).

В Артыбаше пришло время убедиться на практике, насколько неудобен процесс заправки этой машины ДТ!

Кстати, по расходу топлива. Если по равнинной части Чуйского тракта, а также по всему Телецкому тракту расход топлива очень даже радовал, в среднем 11-12 л/100км, то в Горной части Чуйского он вырос примерно до 13-14 л/100 км.

Вернёмся к дороге с Телецкого озера. После развилки на Новокузнецк началось самое интересное. Сначала один за другим проехали навстречу 6 одинаковых красных пикапов Toyota Hilux с кунгами и боксами на крыше. Наверное, какая-то внедорожная экспедиция, подумал я тогда. Позже выяснилось, что это были машины организаторов и медицинской поддержки одного очень интересного соревнования…

А затем моему изумлению не было предела! Началось самое настоящее ралли!! Нет, Транзит не превратился в раллийную Fiesta WRC.

Сначала это выглядело так: «Ух, ты смотри, какая машина проехала, ретро, годов 50-х!» Потом ещё одна, почти такая же раритетная. Сняли на скорую руку фото на телефон… А потом ещё раритеты, и все они довольно быстро для своих лет едут! Что вообще происходит??!!)) Вместо номеров у многих какой-то знакомый интересный логотип… Ралли Пекин-Париж!! Ого, вот это да!!! Достали зеркалку и стали ловить машины на неё. Правда, всё равно они появлялись так внезапно и проезжали так быстро, что много фото сделать не удалось.

Первая пойманная на телефон «ух_ты_какая_машина!»

Это был экипаж аж из Новой Зеландии! На Chevrolet Super Deluxe Coupe 1941 года!! Причем рулевая экипажа — смелая дама по имени Шарлотта!

Логотип 7-го по счёту ралли Пекин-Париж 2019 года.

Навстречу стали попадаться настоящие боевые ретро и винтажные авто из легендарного ралли Пекин-Париж, это — как раз 2019 года. Я, конечно, кое-что слышал про это ралли и что оно периодически снова организовывается, но то что именно в эти даты, именно по этой дороге мы их встретим — стало настоящим сюрпризом! По дороге до самого Горно-Алтайска мы увидели около 40 экипажей из 120 заявленных. Остальные либо проскочили раньше, либо отстали, либо вообще не доехали. Это были самые разные машины от совсем раритетных 1930-х до «свежих» 1970-х годов. В основном европейских марок, но было много и американцев.

Причём это всё про машины не в статике на выставке или музее, или мирно катающихся «повыпендриваться» где-нибудь по Москве, а в настоящем боевом режиме, и не только по ровному асфальту!! С неповторимым рёвом многолитровых атмосферных двигателей, визгом в поворотах раритетных шин, запахом сгораемого бензина и масла тоже той, ушедшей эпохи. Пилоты и штурманы, особенно открытых машин, также были экипированы в духе той эпохи. Просто потрясающе!!

Жаль только, что не увидели совершенно невероятного экипажа на трицикле (!!!) Contal Mototri Tricycle 1907 года! А из тех, что успел увидеть, больше всего запомнились роскошные старые Роллс-Ройсы, Бэнтли и старые спортивные Мерседесы. В российской глубинке сегодня это смотрелось сюрреалистично. А еще, конечно, было бы круто увидеть их и на фоне Северо-Чуйского хребта в Курайской степи. Но наши графики немного не совпали. Завидую тем, кому они встретились именно там.

Местная, судя по номерам, Волга ГАЗ-21. Вне зачета, но с наклейкой Ралли.

Ретро-ралли Пекин-Париж, которое теперь проводится раз в три года, в 2019 году стартовало 2 июня из столицы Китая. 120 раритетных автомобилей, некоторые из которых достигли векового возраста, прошли за 36 дней более 15000 км. Участие в этом году принимали экипажи из 26 стран мира, а маршрут престижного автопробега проходил через 11 стран.

В момент нашей встречи с экипажами ралли, Китай и Монголия уже остались позади. Как и Чуйский тракт, после которого участники гонки держали курс на южную столицу Кузбасса — Новокузнецк, впервые включенный в маршрут. После Новокузнецка экипажи отправились в Новосибирск, а затем, теперь уже через Алтайский край в Казахстан. Затем автопробег снова продолжился через российские города. А далее по Европе: Финляндия, Эстония, Латвия, Польша, Германия, Бельгия и, наконец, Франция. Финиш был 7 июля в Париже.

Судя по официальному маршруту ралли, 13 июня у них был спецучасток Ая — Новокузнецк, на котором мы  их и встретили в районе Горно-Алтайска.

А судя по маршруту по России и датам, эти машины увидели еще много авторов отчётов на дроме и просто читателей. Так что, смело пишите в комментариях с фото кто, кого и где встретил из этих участников.

Событие это уникальное. Настоящая ожившая история, которую сегодня могли воочию увидеть сотни тысяч людей. Это не просто гонка миллионеров (взнос за участие составляет 44 тысячи фунтов, чуть более 3,5 млн. рублей), это состязание по-настоящему сильных духом, гонка мечтателей и авантюристов, которая дарит праздник, как самим участникам, так всем, кто стал зрителем этого исторического ралли.

Экипаж №14 из Великобритании на Bentley Speed 8 1931 года, с двигателем 6,5 литра!! Как же он ревёт на разгоне!!!

Впервые гонка по маршруту между Пекином и Парижем с дистанцией в 14994 км прошла в 1907 году. Авторство идеи проведения гонки принадлежит французской газете Le Matin, опубликовавшей следующее предложение: «Необходимо доказать, что пока у человека есть автомобиль, он может сделать всё, что угодно, и добраться куда угодно. Решится ли кто-нибудь этим летом проехать от Пекина до Парижа на автомобиле?» Гонка стартовала от посольства Франции в Пекине и из пяти автомобилей четыре добрались до Парижа, где их ждал шумный прием и всемирная слава. Маршрут был проложен по линиям телеграфной связи, что обеспечивало широкое освещение гонки в периодике того времени. Победителем гонки стал князь Шипионе Боргезе на автомобиле Itala 35/45 HP.

Экипаж №5 из США на Ford Victoria 1931 года, с двигателем 3,3 литра.

По Горному Алтаю ралли проходит уже в третий раз. Ведь Чуйский тракт официально входит в десятку самых красивых дорог мира. И теперь это — один из самых красивых участков маршрута ралли. Гонка шла от границы Монголия-Россия по тракту до Курайской степи, где машины сходили на грунтовки в степь, в обход Курая! Но многие машины, особенно класса «Винтаж» не рискнули заезжать в саму степь и прошли по асфальту.

Экипаж №92 из США на Porsche-911 1973 года, и следом экипаж №69 из Австрии на Peugeot-504 1974 года - уже по улицам Горно-Алтайска.

Удалось даже поймать невозмутимое лицо пожилого водителя экипажа №59 из Финляндии на Volvo-PV544, 1962 года.

Видно, что в машине стоят современные, более удобные и безопасные ковши Sparco! Вряд ли бы старые оригинальные кресла позволили проехать такое расстояние, не угробив спину!) Какие же это всё-таки смелые и сумасшедшие на всю голову люди! Нормальный человек согласится на такую авантюру?! К тому же, по условиям соревнований, техническое сопровождение старинных машин не допускается — возникающие на трассе проблемы члены экипажей должны решать самостоятельно. Большинство успешно решали, но были, конечно, и те, кто не справился на Алтайском участке.

Сразу после финиша этого ралли, из Парижа в обратную сторону в Пекин стартует другое, в том числе с более современными машинами 80-х, даже 90-х. годов. Участников намного меньше и такого Хардкора уже не будет. И маршрут более простой и прямой через Байкал.

Чуйский тракт, река Катунь. Завтрак.

Вот так мы и стали случайными свидетелями и почти что участниками это исторического ралли!) С такими мыслями незаметно проехали Горно-Алтайск, вышли на Чуйский тракт и стали искать место для завтрака. Дети, конечно, уже проснулись, даже успели увидеть несколько этих раллийных машинок. Как обычно, самое главное в пикнике на Автодоме — это найти подходящий съезд с дороги к подходящему месту. Без горок, камней и ямок. Нашли такой перед перекрестком с Чемальским трактом.

Ещё один домашний завтрак скоро будет готов.

Пока же спустимся по тропинке до берега Катуни, посмотрим, что там.

А Катунь в начале лета, в отличие от золотой осени, далеко не прозрачная и бирюзовая, а мутная и песочного цвета.

Но сверху через лес на берегу, всё равно выглядит красиво. И это отличный фон для завтрака!)

За мостом через Катунь начинается спокойная часть Чуйского тракта. Горы постепенно всё выше, машин всё меньше…

Перед Семенским перевалом настоящие поля жарков.

Между Семенским и Чике-Таман тоже земля пылает огнём жарков, но уже на фоне снежных вершин!! Наверное, такое можно увидеть только здесь…

Остановка на смотровой Чике-Таман. Как всегда, на стоянке не протолкнуться от машин.

На сам Чике-Таман заехали под дождём, но спустились с него, и снова стало жарко и сухо. Перевалы не заняли много времени, но впереди еще горы. К чести Автокемпера, со своим не самым мощным дизелем, на перевалах он позволял идти более-менее в темпе. Пришлось постоянно переключать передачи. Но зато теперь понятно, почему такие машины с коробками-автомат редкость, ведь здесь они далеко не уедут.

Ещё в прошлом году присмотрел следующую остановку в очень красивом и популярном месте. Тогда здесь Катунь была во всей красе, максимально яркая, насыщенно бирюзовая и прямо перед тобой! А именно на песчаном пляже возле кемпинга, в месте впадения в Катунь реки Большой Яломан. Туда как раз есть хороший подъезд.

Но в начале июня весь этот красивый песчаный пляж был ещё под водой, как и огромные камни в рост человека. Мутная Катунь как раз в месте слияния разлилась прилично. И народу там…. Остановились немного в стороне от всех и от кемпинга, на берегу Б. Яломана.

А вот прозрачный Большой Яломан, эффектно смешивается с мутной Катунью сразу за Автодомом.

Но чем выше в горы (над уровнем моря), тем тяжелее разгоняться, мощности дизеля уже явно не хватало. Это очень напрягало и меня и экипаж, что в итоге так долго пришлось ехать до места отдыха.

Ещё одно легендарное место: Тёмно-зеленая и почти прозрачная Чуя сливается с песчаной мутной Катунью… Нет, всё-таки осенью тут было намного красивее и ярче!

Так же, в отличие от осени, Катунь очень сильно разлилась и здесь.

Едем, пусть и не так быстро, дальше по Чуйскому тракту уже настоящего Горного Алтая. Впереди ещё одно место, которое непременно я хотел показать своим сыновьям! И рассказать, кому посвящено это место.

Парочка экипажей ралли тоже отметились здесь)

Белый Бом и его знаменитый памятник водителям Чуйского тракта. Мне посчастливилось немного посидеть за рулём этой легендарной машины в прошлом году. Поразило тогда, что почти всё было в оригинале, на месте все приборы и даже коврики. А ведь открытая машина всё время стоит под открытым небом! Сегодня она так же в прекрасном состоянии, как и её сосед грузовичок, полуторка АМО.

Я уверен, такие фото есть и должны быть у любого мальчишки возрастом от 5 до 75 лет, путешествующего по Чуйскому тракту сегодня.

Всегда тоже восхищаюсь колоссальным трудом тех, кто пробивал дорогу сквозь горы, рискуя здоровьем и жизнью. Остановиться и мысленно поблагодарить водителей и строителей той эпохи нужно всегда. Благодаря им мы теперь с комфортом ездим по этим дорогам и любуемся этими невероятными видами.

Залезать в кабину трудяги АМО уже не стали, поехали дальше.

Время пятый час вечера, а мы еще не доехали до Акташа, где планировали заехать в магазин за шашлыком. Начинает моросить дождь и в самом Акташе переходит в настоящий ливень. Но дальше в сторону Курая небо вроде чистое. Едем туда, на берег Чуи в поисках места для ужина, отдыха и ночёвки. Устали уже очень. Даже меня эти бесконечные повороты, подъемы-спуски и переключения коробки немного вымотали… Но мест, куда можно съехать на нашем Кемпере и чтобы было красиво и свободно, немного…

Наконец прямо на границе Кош-Агачского района увидели более-менее ровный съезд к Чуе, откуда должен быть даже виден кусочек Северо-Чуйского хребта…

Нас даже не смутило, что там на площадке уже стояли две машины! Точнее экспедиционный полноприводный грузовик Мерседес и старенький, тоже переделанный под экспедиционника, полноприводный фургон, тоже Мерс! Обе машины родом из 80-90-х! Так что у нас сегодня однозначно день винтажных и классических авто!)

А кто у нас ездит на таких машинах по всему миру? Конечно, немцы!) Эти были ещё и с двумя маленькими детьми. Так что соседи интересные, адекватные, можно расположиться и тут. Ну а если вдруг застрянем или забуксуем на мокрой траве обратно, будет кому вытащить))

Красный — знаменитый неубиваемый фургон Mercedes 609D Campervan, с вишнёвой кабиной — также популярный в 90-х грузовик Mercedes SK-серии, но с современным жилым кунгом!

Традиционно, мы всегда и везде за укрепление отношений с Евросоюзом)) Поэтому, когда перестал лить дождь, с удовольствием немного пообщался с ребятами. Спросили, кто откуда и куда едет, им, конечно, очень нравится наша природа и само их путешествие, даже в такую погоду и даже с детьми на грузовиках. Посетовали они только на уж очень большие расстояния! В России они уже были на своих грузовиках, только так далеко не забирались, а сейчас едут открывать для себя Монголию. В их машинах всё для этого есть, молодцы! Пожелали удачи друг другу!)

Наши новые соседи на сегодняшний вечер — из Германии. Едут всей семьей на грузовиках в Монголию! А что, это совсем недалеко от них, на таких-то машинах))

До Монголии им тут, кстати, рукой подать. Завтра уже пересекут днём границу. Машины у них тоже интересные, особенно серьезный экспедиционный полноприводный грузовик, но с забавными рисунками по бортам. Какие-то немецкие мультяшные герои путешественники.

Дождь разошёлся, но шатёр можно опустить максимально низко.

Наше место для ночёвки сегодня — как и планировал, пусть пока дождливый, но красивый берег Чуи. Только ехали дольше, чем хотелось.

Лучшего места на сегодня уже не пытались искать. Правда, пока не видно хребта со снежными шапками. Постоянно моросит дождик и тучи. Но с помощью зонтика удалось и костер развести, и даже пожарить купаты. Ну, а наши соседи, видимо, устали от своих грузовиков ещё больше и заснули рано.

Вообще, место популярное для ночёвок, даже наездили колею через лесок рядом. Но вот мусора там, в лесу много, к сожалению. А убирать за кем-то уже не было сил.

Мы в горах, здесь поздно вечером и ночью очень прохладно, так что зимняя куртка из моего личного «спасательного комплекта», что я вытащил из своей машины, тоже пригодилась

Наше сегодняшнее место отдыха и ночёвки на реке Чуя.

День 4. Граница Кош-Агачского района — Курайская степь — обратно до п. Манжерок (ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»). Всего 420 км.

Конечно, сегодня мы не могли отказать себе в удовольствии снова прокатиться до Курайской степи. Подняться повыше и полюбоваться на заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта и показать это всё детям.

Рядом с нашей стоянкой высокий холм, откуда утром открывается прекрасная панорама. На горы, Чую и на наш совместный российско-немецкий лагерь)

Утренний туман и тучи уже немного приоткрыли белые шапки хребта.

С добрым утром!)

Даже хмурым утром здесь показывают неплохую картинку Алтая.

Но мы знаем, что здесь рядом есть «кино» гораздо лучше! До красивых видов горного Алтая, куда можно доехать на обычной машине, рукой подать. Несколько километров дальше в сторону Монголии — и вот Северо-Чуйский хребет во всей красе. В прошлый раз на Аутбэке мы легко заехали на самый верх холма, откуда открывается самый лучший вид. Он до сих пор перед глазами в осенних красках. Но сейчас у нас в руках тяжёлый, неуклюжий на бездорожье и поэтому никакой в подъёме в горы, Автодом. Это надо учесть.

Для детей смена декораций до и после сна снова получилась неожиданной)

Но, тем не менее, на один небольшой холм вдали от тракта, мы всё же заехали. Хотя было страшновато, когда тропинка шла под уклон в бок, с креном. И если бы какая-то яма была еще на пути…

В прямом эфире смотрим, как туман потихоньку отступает и открывает нам эти горы!

Но сидеть и ждать так можно долго, и после завтрака пойдем пешком ещё выше, на другой высокий холм. До середины его можно было бы проехать на любом полноприводном авто, но на самый каменистый верх никаких тропинок для машин уже нет, только пешком.

Посидим на дорожку.

От места стоянки до верха холма примерно полтора-два километра, или полчасика в гору. Неплохая утренняя семейная прогулка)) И вот отсюда уже открывается совсем другой вид! Туман уже отступил, но белые облака всё равно висят ниже вершин хребта.

Первые двое из нас уже на вершине.

Вся команда была в сборе. Ради такого семейного фото стоило проехать 2000 км и еще 2 км пешком! И ещё столько же потом обратно.

Показать детям настоящий Горный Алтай. Сделано!

Видно наш Автодом на этом фото? Да-да, оттуда мы и пришли сюда пешочком ради всех этих шикарных видов…

На холм, куда мы забрались, какой-то деятель воткнул в землю табличку «Частная собственность». Ну что ж, смело!!! Хотеть «прихватизировать» себе такой красивый знаковый участок. Только что-то не видно никаких построек, заборов и злых собак. Видимо, «хотелки» оказались не по зубам.

Но через дорогу от тракта, на другом склоне несколько обособленных, огороженных участков с домиками всё же есть. Представляю, каково жить тут, каждый день за окном такой вид!! И в разумных пределах вдали от цивилизации.

Дымовые факелы — в честь наступающего, уже 10-го дня рождения парней. Юбилеи должны запоминаться!)

Если бы мне было 10 лет и мы с родителями поехали в такие красивые места на таком Автодоме, я бы точно запомнил это на всю жизнь! ))

Так что, думаю, и они запомнят этот момент!

Формально на крышу этого Автодома залазить нельзя, да и снаружи это сделать нереально. Но детям, из салона, через люк, теоретически, по краешку… Не успел я об этом подумать, как они уже были там! Надо было передать им камеру, чтоб сняли панораму с самого верха.

Но и такая панорама впечатляет!

Круговая панорама с этого места:

Уезжать отсюда прямо сейчас не хотелось, но уже пора.

По договору уже завтра в 12:00 нужно быть в Барнауле и вернуть машину в том виде, в каком нам её и передали. То есть успеть очистить всё в ней, прибраться и заправить полный бак ДТ. Поэтому сегодня надо доехать до Манжерока.

Так что разворачиваемся, аккуратно спускаемся с холма и снова на Чуйский тракт, обратно.

Но... как можно просто так проехать мимо такой красоты…

Здесь год назад я показательно катался, чтобы сделать отличный кадр с холма для заглавной фото прошлого рассказа.

Дорога очень опасная! Можно легко заглядеться и заехать за сплошную… Как «держались» здесь участники ралли Пекин-Париж, не представляю. И время быстрое нужно показать, и на память запечатлеть себя с машиной тоже хочется.

Покидаем Кош-Агачский район, здесь слева от дороги мы ночевали сегодня.

Гейзерное озеро. Всегда популярно. Не скажу, что наш приезд вызвал здесь фурор, но определённый интерес точно.

Пока Маша с детьми идут смотреть озеро, заряжаю на стоянке инверторам всё ,что нужно. Украсил немного место штурмана, подстаканники как будто для этого и созданы!

Обычное, не постановочное фото интерьера во время стоянки.

Редкий момент с лёгким творческим беспорядком в доме)) Обычно у нас тут было всё всегда убрано. Навести порядок тут на 6 квадратных метрах недолго. Неудобно только тянуться на лестнице заправлять эту огромную кровать на втором этаже))

Бесконечные повороты вдоль Чуи.

Радует, что обратно едем теперь постепенно вниз. Двигатель снова просыпается, и машина катится легче!

Немного дорожных фото с места штурмана.

В этом месте, да с такой посадкой, обзор на Катунь шикарен.

Если приглядеться, видно, что всё лобовое стекло выполнено с оригинальной сеткой электрообогрева.

Чуйский тракт Горного Алтая прекрасен в любое время года.

После перевала Чике-Таман съехали отдохнуть с трассы, по мостику через реку Урсул вот к этому лесочку слева.

Отличное местечко, простой подъезд почти без кочек)

На этой полянке возле Урсула ещё один наш пикничок и остановка на обед.

Мостики тут старенькие, деревянные, но живучие и крепкие.

И снова огромные, пылающие огнем жарков поля за Семинским перевалом, даже остановились сделать фото в поле.

Нам будет не хватать теперь таких видов и такого обзора через витрину лобового стекла .

Прокатились и по красивой аллее (улице) в сторону Шебалино, туда-обратно.

Наверное, это самая интересная и необычная из всех улиц Советских.

Сегодня планировали доехать до Манжерока и остановиться либо на берегу Катуни, или как вариант возле озера Ая. Но к этому маленькому озеру нет прямого подъезда на машине и остановки на ночь с видом на него. Да и погода… всё последнее время поливал дождь, переходящий в ливень, а какие страшные жирные молнии тут били, это надо видеть!!! Плыть под таким ливнем на такой яхте с шипованной резиной было, конечно, не очень удобно. Но потихоньку миновали самый пик ливня.

Поэтому едем на территорию Особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». По телефону нам сказали, что место для кемпинга, или хотя бы стоянки возле реки, у них есть. Но мы объехали у них всё по периметру и ничего указывающего на кемпинг не нашли. Хотя береговая линия там огромная, можно было организовать уже что-то вроде полноценного кемпинга, даже в разных местах. Были только пара обычных парковок у искусственного озера, вдалеке от берега и небольшая заросшая травой гравийная площадка, но хоть уже со спуском к берегу. Дальше ехать что-то искать было уже не охота, поэтому остановились тут.

Ну а заранее, как бы ни хотелось, всё учесть было невозможно. Какое-то место может понравиться сильно, а какое-то наоборот. Или просто, учитывая возможности машины, не подойти для парковки, так что лучше проехать подальше.

Последняя наша ночёвка, на этот раз рядом с берегом Катуни. И снова дождь и тучи уже третий вечер подряд!

Так что, чистым звёздным небом мы полюбовались только в самую первую ночь на Телецком. Дальше звёзды что-то не сошлись.

Берег так себе, зато напротив, с густым лесом, каменными утёсами и порогами, показался красивее))

Главное преимущество этого места — тут больше никого нет, и территория вся закрыта и под охраной. И выход по тропинке к берегу. Больше ничего и не нужно. А завтра утром отсюда близко и до последней нашей цели на Алтае, перед тем как ехать обратно в Барнаул.

И последнее место ночёвки в нашем путешествии, на берегу Катуни.

День 5. Манжерок. ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» — Гора Малая Синюха — Барнаул. Всего 300 км.

Сегодня по-хорошему нужно было выезжать рано, но… В прошлый раз в нашем путешествии остался один незакрытый вопрос. Приехали уже было в Манжерок, чтобы подняться по канатной дороге на вершину горы Малая Синюха, но подъёмник тогда не работал, везде ремонт. В этот раз всё работает, но только с 10 утра. Ладно, едем!) Вот только и время экскурсии на гору займет часа полтора, не меньше, и мы вряд ли успеем потом доехать и сдать машину в условленное время в Барнаул. Но этот вопрос мы решили с арендодателями по телефону.

Итак, билеты уже у нас на руках. Спешим на канатно-кресельную дорогу, кстати, самую длинную в Сибири (протяженность 2389 м). Время подъема на высоту 1012 м в экскурсионном режиме составляет 25-30 минут, перепад высот 633 м. Посадка на кресла производится по четыре человека, то, что нам и нужно!)

Начало нескончаемого подъёма на гору Малая Синюха.

Параллельно действующей ККД строится и новая более современная. Все перекопано, и остается открытым вопрос — а как потом кататься, объезжая постоянно все эти многочисленные опоры прямо по центру склона? Возможно, старую ККД позже демонтируют, либо появится новый склон в стороне.

Природа Алтая на высоте за 2300 метров. Какой тут воздух!!!

На верхней станции находится смотровая площадка, зона отдыха, кафе, комплекс «Легенда Алтая» и музей «Алтай Аил».

Комплекс «Легенда Алтая» и музей «Алтай Аил».

Смотровая площадка горы в летний сезон. Чтобы полюбоваться красивой панорамой без канатной дороги и людей, нужно уйти в сторону от неё.

С канатной дороги чистый кадр сделать тоже невозможно. Канаты и кресла с людьми никуда не денешь. Но всё равно впечатляет!!

Вот теперь точно всё, пора уже в Барнаул. По дороге съехали с трассы, прибрались в машине, привели всё в порядок и уже на въезде в Барнаул заправляюсь до полного бака. Визуально осматриваю передние колёса, вроде всё в порядке, но…

Ведь всё это время, по дороге обратно с Курайской степи, со стороны левого переднего колеса был шум. По нарастающей шёл характерный звук ступичного подшипника с заканчивающимся ресурсом. Сначала еле заметный, еле слышный только на большой скорости, без каких-либо вибраций. Но особых опасений это пока не вызывало, я был уверен, что ресурса этого узла точно хватит, чтобы спокойно доехать. Потом гул стал чуть больше… Ближе к Барнаулу звук стал ещё громче, появилась вибрация! Скорость пришлось сбавить. Думал даже остановиться совсем, или в ближайшем сервисе убедиться, что дотяну, или уже нет. Но Автосервисов, да еще способных принять такую машину, по трассе было сходу не найти, пришлось ехать осторожно так. А когда до цели оставалось всего около 15 км, звук при вращении колёс был совсем страшный, металлический, уже практически хруст! Особенно жутко было ехать по железной клетке Коммунального моста в Барнауле… Скорость минимальная, по городу последние километры уже буквально ползли на аварийке. Но главное в итоге доползли же. Мы это сделали!!!)))

Выхожу, визуально колесо также стоит ровно, заглянул под низ, тоже ничего криминального. Кроме того, что диск колеса в районе ступицы был очень горячим…

Страшно представить, что было бы, случись такая поломка/конец ресурса на Телецком озере или в Курайской степи, днём или двумя ранее. Незапланированных приключений было бы не избежать. Пришлось бы вызывать техника, ему искать нужные детали, нам ждать, затем разбирать всё на месте или искать эвакуатор (поди найди еще там и такой подходящий), доехать до сервиса километрах так в 300… В общем весь отпуск был бы в… Но, к чести машины, даже в таком состоянии она довезла нас. Передал по телефону всё, что почувствовал и все свои догадки технику. Как выяснилось позже, это была действительно ступица с подшипником. Цена ремонта для прокатчиков по её замене в сборе оказалась 10 тыс. рублей.

Это тот самый случай, когда прокатчикам не в чем было упрекнуть меня, ведь целенаправленно или даже случайно такой узел убить нельзя. Если только специально не дрифтить, на Автодоме, с передним приводом))) Так же и мне не в чем винить компанию-арендатора. На момент передачи машины и ещё долго после этого она была абсолютно исправна. Подшипники никаких посторонних звуков не издавали. Но при определенном пробеге в путешествии такие узлы как ступичный подшипник могут, конечно, выйти из строя, или по крайней мере начать издавать характерный гул, предупреждая о необходимости скорой замены. Мы проехали не меньше полутора тысяч км, пока не стало ясно, что один подшипник кончился.

Такое может случиться с любой машиной. Те водители, что ездят на автомобилях и после того, как заканчивается гарантия, не дадут соврать. Здесь как повезёт, вернее не повезёт. И при общем пробеге автомобиля около 200 тыс. км, этого стоило ожидать.

В остальном по машине никаких нареканий по технической части и надёжности не было. Очень ровная работа дизеля, даже в высокогорье он совсем уж не скисал. Простая надёжная механическая коробка, нормальные тормоза, рулевое, подвеска…. По хорошей дороге отличная для таких габаритов конструкция шасси и, конечно учитывая шипы, управляемость. Достаточная, комфортная крейсерская скорость и приличная экономичность. Да, машина не предназначена даже для лёгкого бездорожья. Но у нас на маршруте и было 99% — обычные асфальтовые дороги. В жилом блоке и всё многочисленное оборудование — вообще без нареканий.

Думаю, своим владельцам эта машина послужит ещё долго. И ещё много семей смогут также необычно путешествовать и колесить, как мы, по всему Алтаю;)) Главное, своевременно выявлять подобные моменты ещё в сервисе.

Автокемпер добрался до своей стоянки. Перегружаем вещи, пока машину принимают.

Забираю залог. Несмотря ни на что, конечно, благодарим и прощаемся с арендаторами, и стартуем в сторону дома. Конечно, сегодня после такой долгой эмоциональной поездки до Барнаула, дальше до Красноярска уже не успеть. Поэтому планируем ночёвку в Кемерово. Чуть больше 400 км.

После высокой посадки, что была все 5 дней, в Аутбэке теперь приходится привыкать заново к обычной низкой легковой… А также к тому, что багажник здесь все-таки ограниченного объема, по сравнению с огромными трюмами Автодома. Зато к нормальной маневренности в городе, устойчивости на трассе и динамике снова привык быстро;) Так же было снова приятно осознавать, что можно съехать с трассы почти в любом месте, где тебе понравится.

Обратно с Чуйского тракта в сторону Кемеровской области свернули немного раньше времени и попали на дорогу через Заринск. В принципе такая же обычная асфальтовая дорога районного значения. Только от Заринска до Залесово, около 20 км раздолбанной дороги, местами без покрытия. Так что гораздо лучше и быстрее было ехать как в первом варианте, по трассе Кузбасс—Алтай, что севернее.

Ну, это смотря с чем сравнивать. Вот участок Богучаны—Кодинск, по которому я езжу регулярно, вот это 120 км отборных ям, камней и «стиральных досок»! А тут всего 20 км относительно разбитой дорожки.

Под вечер добрались до Кемерово, нашли нужную квартиру возле моста через Томь, по которому всегда и ездим. И завтра последний рывок, и мы дома в Красноярске) Очень быстро, ведь хорошо, когда у жены есть права и страховка, и она может тебя подменить, хотя бы на часик-два. )

Вот и всё. Наше, пока самое необычное и удивительное семейное путешествие удачно завершилось. Это было настоящее приключение, чего иногда так не хватает. И что обязательно запомнится на всю жизнь!

Время подвести итоги путешествия:

За 5 неполных дней и 4 полных суток аренды Автодома по 9500 руб./сутки вышло 38,0 тыс. руб. Отдельно Сервисный сбор (страховка с франшизой), аренда посуды инвертора и т.д. на 5,1 тыс. руб. За всё вместе сразу компании-арендатору заплатили 43,1 тыс. руб.

Наименование услуг/оборудования Стоимость,руб/сутки Количество суток Сумма, руб.
Прокат Автокемпера 9 500,00 4 38 000,00
Сервисный сбор (по договоренности сторон) 3 500,00 1   3 500,00
Посуда (комплект) 1 000,00 1 1 000,00
Инвертор (за весь срок проката) 600,00 1 600,00
Всего к оплате:     43 100,00

Общий пробег на Автодоме по Алтаю составил 1700 км, прибавим пробег на Аутбэке из Красноярска до Барнаула и обратно ещё 1900 км. Итого мы проехали в отпуске 3600 км.

Дизельного топлива в Автокемпер я заправил 205 литров по чекам, на сумму 9585,34 руб. Средняя цена литра ДТ составила 46,73 руб./литр. Самое дешевое было в Барнауле 45,20 руб./литр, а самое дорогое в Акташе 48,00 руб./литр. Итого 9,6 тыс. руб.

Средний расход ДТ получился ровно 12,0 л/100 км. Это даже меньше, чем я планировал исходя из отзывов в 12,5-13,0 л/100 км. То есть Автокемпер даже такой массы, такой аэродинамики, и по дорогам, изобилующим перепадом высот и поворотов, оказался весьма экономичным. Но нам, можно сказать, повезло в том, что почти по всему маршруту не было сильной жары и необходимости включать кондиционер.

Ну а с Аутбэком всё было более предсказуемо, бензина на дорогу из Красноярска и обратно ушло около 180 л. И стабильные 9 л/100 км с полной нагрузкой и приличной средней скоростью по трассе. Получилось примерно 7,5 тыс. руб.

Проживание в городах по пути: одна ночь в Барнауле в гостинице и обратно одна ночь в квартире в Кемерово. Всего 4,0 тыс. руб.

Кемпинг: 300 руб./ сутки с машины на Телецком озере, плюс охапка дров. Итого 700 руб.

Экскурсии: По Телецкому озеру на 2 взрослых и двоих детей, с оплатой отдельно за вход к трём водопадам. Итого 7,2 тыс. руб. Экскурсионный экспресс-подъем по канатной дороге на гору Малая Синюха в Манжероке по 700 руб. за билет. Итого 2,8 тыс. руб. Всего 10,0 тыс. руб.

Ещё, позже уже в процессе написания отчета, пришёл привет с Алтая. Штраф за превышение 20-40 км/час. С Чуйского тракта, в населённом пункте, где, видимо, не успел среагировать на знаки… 280 руб. со скидкой, но с комиссией.

Итак, на всё это с учетом «трансфера» из Красноярска до Барнаула потрачено 75,0 тыс. руб. Остальное не считал. У каждого же свои предпочтения и вкусы. Но цены на Алтае на местную продукцию в самой популярной сети «Мария-Ра», к примеру, не выше, чем у нас в Красноярске.

Ещё, конечно, нужно учесть отдельно залоговую сумму в 30,0 тыс. руб. наличкой. Её вам вернут сразу, как примут машину обратно. Если, конечно, вы её вернете в целости и сохранности, в салоне порядок, всё, что нужно, слито, с полным баком ДТ. И если на момент передачи не будет информации по штрафам.

Вот такая цена исполнения давней мечты, которая, безусловно, стоит того, чтоб попробовать сегодня исполнить её на Алтае вместе с семьей.

Конечно, сейчас многие подумают: «Ого, да за такие деньги можно было бы…» И я отвечу, что, конечно, можно! Но будет ли это так необычно, так интересно и настолько запоминающимся?) И это то, что стоит попробовать хотя бы один раз. Когда дети уже в том возрасте, что всё запомнят, и пока ещё в том возрасте, когда им интересно путешествовать с родителями.

Ещё мы хотели взять с собой и нашу собаку, маленького йорка. Но п. 11. Правил проката Автодома, сделал его глаза очень печальными и грустными, когда мы уезжали без него… Но позже мы убедились, что в такую погоду, что сопровождала нас каждый вечер, собакам там точно не место, и не закрепить нигде во время поездки. Да и кому понравится брать такую машину, если в ней постоянно ездят не только люди. В общем, не рекомендую никаких даже самых любимых животных.

Зато рекомендую всем провести так отпуск, отправиться в такое путешествие, в такие же места, и на этом же самом автодоме! Только записываться бронировать лучше заранее! Контакты написаны на машине)

Возьмём ли мы еще так подобный Автокемпер в аренду? В ближайшее время, наверное, нет. В Сибири других таких красивых локаций и подходящих по дорогам для Автокемпера нет. На Байкале на подобном Автодоме спокойно можно было бы доехать разве что до переправы на Ольхон. Дальше там одна гребёнка или просёлочные дороги! Хотя мест для стоянки на красивом берегу там раздолье. А другие регионы Байкала с отличными дорогами из Иркутска, вроде Листвянки или Байкальска, малоинтересны для путешествия туда на Автокемпере. Со стороны Бурятии, наоборот, красивых мест полно, но есть ли там подобные Автодома в аренду в Улан-Уде, пока не ясно.

В других красивых регионах России в принципе можно, почему бы и нет… но позже. Ну а путешествие на подобной машине по Европе или Америке — это пока вообще нереальная мечта. )) Но радует, что начали с осуществления реальных.

В Горный Алтай же мы ещё вернемся скоро, и не раз. Следующая цель Кату-Ярык, долина Чулышмана, ЮБТО, «Марс» и т.д. То есть те места, куда в этот раз на Автодоме было добраться либо нереально, либо проблематично. В планах, конечно, уже поменять машину на более новую, и тогда путешествие продолжится!

Предвидя многочисленные вопросы от путешественников и просто интересующихся в комментариях… :

Дополнительные материалы по аренде Автодома (Не является рекламой)

Приложение №1

Бак для использованной воды 100 л
Бак для сточных вод туалета 17,5 л
Оборудование
Ремни безопасности в жилом отсеке и кабине
Нагрев и вентиляция
Отопитель Combi C4
Нагреватель воды Combi C4
Замки для газовых баллонов 2 x 11:13 кг
Холодильник 100 л
Количество конфорок на газовой панели 3
Светонепроницаемые шторы с противомоскитной сеткой на окнах
Душевая кабина и умывальник (разделенные)
Кассетный туалет
Дополнительная батарея для жилого отсека 95 Ач
Розетка 220 В
Панель управления в жилом отсеке
Разъем для подключения 240 В
Люк на крыше с противомоскитной сеткой
Наружный кладовой отсек
1 ключ на все замки
Материалы стен, пола, крыши VTR - GRP - GFK — Poliestirol
Повышенная теплоизоляция
Дополнительное оборудование
Крепление для велосипедов
Маркиза (навес) Fiamma F 35
Мебель для кемпинга (1 стол алюминиевый, 2 кресла)
Газовый баллон (2 шт.)
Аптечка.
Знак аварийной остановки, трос.
Кабель и переходник для подключения к электросети 220 В.
Электрический удлинитель кабеля
Огнетушитель порошковый

Приложение №3

ПРАВИЛА ПРОКАТА ВО ВРЕМЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТС

1) Пробег ТС не ограничен.

2) К управлению ТС допускаются только Заказчик и лица, указанные в договоре проката п. 2.2 При этом, управление разрешается при условии наличия у Заказчика и лиц, допущенных к управлению ТС, водительского удостоверения с открытой категорией «В».

3)Заказчик гарантирует, что он, а также лица, допущенные к управлению ТС:

• Не имеют физических или (и) психологических заболеваний, которые являются противопоказанными для управления ТС.
  • На момент передачи ТС в прокат, Заказчику и лицам допущенных к управлению ТС, исполнилось 23 (двадцать три) года, и они имеют водительский стаж соответствующей категории, не меньше, чем 2 (два) года.
  • Не имеют фактов уголовного преследования вследствие дорожно-транспортного происшествия.
  • Не были отстранены от управления ТС по причине злоупотребления алкоголем или (и) наркотическими препаратами.

4) Топливо для ТС и другие текущие расходы (ремонт колёс, шин, оплата парковки), связанные с эксплуатацией ТС, Заказчик оплачивает самостоятельно. В случае нарушения ПДД, Заказчик самостоятельно оплачивает штрафы, предусмотренные действующим законодательством, а также пребывание ТС на штраф площадке, если эта принудительная мера была использована в случае нарушения Заказчиком ПДД.

5) В процессе использования ТС в порядке п. 2.1 разрешается перевозка в ТС мелких бытовых вещей, продуктов питания общей массой до 350 (триста пятьдесят) кг., которые должны размещаться в соответствующих местах ТС.

6) В случае возникновения технических неисправностей, Заказчик обязан немедленно сообщить Исполнителю по телефону +7 (3852) ***-***; 8-983-***-**-** о возникновении таких неисправностей.

7) В случае возникновения поломки ТС, Заказчик должен устранить поломку с помощью сервисного центра, в компетенцию которого входит ремонт поломки. Исполнитель возмещает Заказчику понесенные им затраты при наличии чеков или квитанций, выданных сервисным центром с обязательным названием сервисного центра, который выполнял работу и указанием перечня робот, которые проводились на ТС. Возмещение происходит в случае, если поломка ТС произошла не по вине Заказчика.

8) ТС предоставляется Заказчику с полным топливным баком, заправленным ДТ, заправленным баком чистой водой, с чистой кассетой био-туалета, пустым баком для использованной воды и с заправленными газом газовыми баллонами.

9) Заказчик должен возвратить ТС с полностью заправленным топливным баком ДТ, чистым унитазом и пустой и чистой капсулой для био-туалета. В случае возврата ТС с не полным топливным баком, Заказчик уплачивает сумму за ДТ, которого не хватает из расчета 35 руб. за 1 литр топлива. В случае возврата грязной и полной капсулы био-туалета или грязного унитаза био-туалета, Заказчик оплачивает штраф в размере 500,00 руб.

10) Курить внутри ТС — запрещено. В случае возврата ТС с запахом сигаретного дыма или другими следами курения (в пепельнице находится пепел и т.д.), Заказчик оплачивает штраф в размере 2000,00 руб. В случае повреждения внутренних элементов интерьера ТС вследствие нарушения данного пункта, кроме штрафа, Заказчик обязан возместить стоимость восстановления и ремонта ТС, или замены поврежденных элементов по выбору Исполнителя

11) В ТС запрещается перевоз животных. В случае нарушения данного пункта Правил, Заказчик оплачивает штраф в размере 2000,00 руб. и возмещает Исполнителю расходы на химчистку салона ТС и ремонт (замену) элементов интерьера, поврежденных животным.

12) Во время движения ТС все двери и шкафчики должны быть закрыты, дверцы холодильника заблокированы. Все вещи должны быть надежно зафиксированы, чтобы исключить возможность их самовольного падения.

13) Зарубежные поездки (выезд за пределы Российской Федерации), допускаются только при условии предварительного получения письменного согласия у Исполнителя на осуществление таких поездок с согласованием страны выезда и маршрутом поездки.

14) Заказчик самостоятельно обеспечивает сохранность ТС на протяжении всего срока пользования. Заказчик несет полную материальную ответственность в случае повреждения, отсутствия или других замечаний, касающихся наличия комплектующих ТС.

15) Заказчик обязуется не использовать ТС для поездок по бездорожью, буксировки других ТС, соревнований, обучению вождению ТС, а также с другими целями, которые противоречат целям использования ТС, указанным в данном Договоре.

16) Запрещаются поездки в зоны боевых действий и приравненных к ним зонам локальных конфликтов.

17) Запрещается отчуждение ТС в любой форме, в том числе предоставление ТС в субаренду, осуществление частной перевозки грузов или пассажиров с целью получения прибыли, передача прав по договору третьим лицам.

18) В случае дорожно-транспортного происшествия, Заказчик обязан оставаться на месте ДТП, и немедленно сообщить Исполнителю, о факте и месте ДТП по тел.: +7 (3852) ***-***; 8-983-***-**-**, дорожно-патрульную службу, полицию (милицию), страны в которой пребывает Заказчик. Принять все меры для уменьшения размеров убытков, получить копию протокола с детальным описанием ДТП и перечнем повреждений, записать свидетелей ДТП, в десятидневный срок предоставить документы, подтверждающие факт ДТП. В случае не предоставления Заказчиком справки о ДТП, Исполнитель будет вынужден обратиться в суд с иском о возмещении убытков Заказчиком.

19) В случае повреждения или утраты ТС в следствии стихийного бедствия, противоправных действий со стороны третьих лиц (кража, повреждение ТС, уничтожения и т. д.), в случае угона ТС, утери ключей от ТС, Заказчик обязуется немедленно обратиться в органы внутренних дел России, полицию (милицию), страны в которой пребывает Заказчик с заявлением о происшествии и поставить в известность Исполнителя немедленно. Заказчик обязуется в десятидневный срок предоставить Исполнителю справку из органов МВД о случае, который имел место.

20) Заказчик возмещает Исполнителю убытки в размере, установленном Исполнителем, если повреждения или утрата ТС стали вследствие не страхового случая, повреждения не возмещаются страховой компанией, в случае невыполнения Заказчиком п. 18 и 19 данных Правил.

21) Максимальная скорость движения ТС — не более 100 км/ч, но при условии соблюдения скоростного режима на конкретном участке дороги.

22) Исполнитель имеет право досрочно приостановить действие Договора, если Заказчик нарушил условия Договора, предоставил неправдивую информацию во время заключения договора. Заказчик обязан немедленно возвратить ТС Исполнителю после получения уведомления о приостановлении действия Договора.

Приложение №4

ТАРИФЫ (по состоянию на июнь 2019 г.)

1. Стоимость проката:

Компенсационная стоимость

Инвертор   600руб

3. Сервисный сбор:

3500 (три тысячи пятьсот) рублей. В стоимость сервисного сбора включает в себя: мойку, уборку ТС, дезинфекцию санузла, оформление страхования гражданской ответственности перед третьими лицами, оформление страхования от повреждения и стихийного бедствия (с франшизой 30 000 рублей) Исполнитель единоразово, в рамках сервисного сбора, осуществляет заправку газовых баллонов, заправку бака чистой водой. Исполнитель предоставляет гигиенический пакет: туалетную бумагу, бумажные полотенца, бумажные салфетки, жидкость для био-туалета.

4. Залоговая сумма за автомобиль:

30 000,00 (тридцать тысяч) рублей как компенсация возможного повреждения ТС и дополнительного оборудования. Залоговая сумма возвращается Заказчику по окончании срока проката при условии возврата ТС и дополнительного оборудования своевременно и в неповрежденном состоянии.

Теперь точно всё)

Всем спасибо за внимание.

Михаил424, г. Красноярск

Отличный отчёт! Дети растут и скоро догонят маму))
А за такую рекламу автопроката ваша поездка на этом кемпере должна быть просто бесплатной.
Удачных путешествий!

красотища! это пять)
владимир
Неторопливое путешествие по красивейшему Горному, да еще и с комфортом - что еще надо для семейного отдыха? Молодцы земляки! Небольшое уточнение - «Пионер Алтая» до ЮБТО не ходит, а вот с частниками можно договориться - только для этого удобнее 4-6 местный катер. И успехов в последующих начинаниях!
Красота, сам очень хотел так с детьми, а у меня их 3-ое. Аренда такого автодома конечно не бюджетное мероприятие, но соглашусь - очень интересное и гораздо более комфортное для большой семьи. Просто ездил из Новосиба на Черное море 3-е взрослых, 3-е детей - самое не простое - это конечно дорога и ограниченное пространство в машине (авто Peugeot 4007/он же 7-ми местный Outlander). Автору путешествия большущий респект, вы большие молодцы. В какой-то момент показалось, что вы автодом фотографируете чаще чем себя :-) (грешным белом подумал, что рекламная статья). А всем остальным совет, отдыхайте обязательно с семьей и детьми, последние (как правильно заметил автор), будут помнить это всю жизнь!
Папа молодец.Организовал отличный отдых своим Любимым.Мир Вашему дому.
андрей
Отличный отчет. Молодцы.
Небольшие уточнения:
- Форд-американская компания, автомобили Ford tranzit производят в США, Турции и раньше в России ( автор пишет про немецкое качество)
- На этой машине, также как и на всех других подобных им современным коммерческим авто стоит турбодизель TDCI, (автор пишет что у него атмосферник), за счет турбины он хорошо возил вас по перевалам чуйского тракта и порадовал низким расходом топлива, атмосферный дизель в горах не едет совсем
- слово шкипер на флоте используют для названия человека исполняющего роль капитана на несамоходном судне (барже), которую тащат на прицепе, и в американских мультиках, когда вас катали на катере, правильнее было сказать капитан.
Прошу прощения за занудство. Алтай прекрасен, ездил туда с семьей из Иркутска. Путешествие на автодоме пока только в планах.

Кемерово ЛП
Интересный, конечно, опыт. Но, думаю, еще ой как далеко до полноценных кемпингов в нашей стране. К сожалению.
13 июля опять старт, планируем до Джазатора :-)
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)
Владимир42
13 июля опять старт, планируем до Джазатора :-)
Привет Аргуту, Самахе и Карагемскому прорыву! Ни гвоздя, ни жезла!
Отличный фотоотчет! Все очень красиво!

Круто!!! Вы молодцы!!!! Мы встретились с вами в Большом Яломане )))) А дети, действительно, это запомнят на всю жизнь! Ваши фото шикарны, какой у Вас фотоаппарат?
Престидижитатор
Отличный отчет! Помню ваш авто возле гостиницы "Жемчужина", мы там жили 4 дня, да и к вертолетке я подходил на своей надувной лодке с мотором, вы там тусовались. Выехали мы домой тоже 13.06.2019 в 07-00 и тоже видели кавалькаду пробега Пекин-Париж. Трицикл удивил, парень ехал в кресле впереди, помахал нам. Другие тоже махали, мы им. Класс! Мы их наблюдали от Турочака до самого Бийска. Потом узнали, что пробег ушел в Новокузнецк.

Путешествие на автодоме это круто, безусловно! Но для путешествий по Алтаю надо бы что-то более проходимое. Такие в принципе есть, но и ценник у них "маманегорюй".

Автотуризм, какой он должен быть! Осталось немного - выбрать нормального правителя, который обеспечит достойный уровень жизни для всех)))
gunn40
Выбери - кто не дает? И постарайся всякую политическую хрень не тащить сюда - многие будут за это благодарны!
Спасибо, Михаил, за еще один интересный отчет!
Я всегда поражалась вашим возможностям так часто ездить всей семьей в путешествие!
Автодом - это моя мечта! Но пока я могу слышать о нем только в ТВ, интернете, книгах и теперь в вашем отчете! Это очень здорово, что вы делитесь о путешествиях с нами да еще так, что, действительно, хочется оказаться в этих местах, самой увидеть эту красоту природы!
Здорово. Все в подробностях расписано. Алтай, прекрасное место для семейного отдыха. Мы тоже ездили в этом году с малышом 11 месяцев. И тоже отдыхали на берегу Чуи. Очень красивое место. В прошлом году в сентябре, малышу 1,5 месяца только исполнилось были на южном берегу телецкого.
Как всегда подробно, интересно с потрясаще красивыми фото. Я залипла😄
Вы-молодцы! Дети точно это запомнят и будут вам благодарны.

Отчет еще читаю, но да, правильно упомянули выше - 2.2 только турбо! 115 сил для атмосферного дизеля это что из ряда вон :)
Даже на каравеллах от Вага 84 сильные дизеля на 2 литра и те с турбиной. Был у нас с отцом атмосферный дизель в 90ые, на LT модели, там было 2.4 литра 6 горшков и всего.... 70 сил.

молодцы!
Зачем нам такой мир, если там не будет России?
Очень интересная статья!Всё подробно расписано 👍Отдых великолепный, да ещё на такой то машине!!! Теперь и мне на домике хочется покататься)))) Это и правда рай! Замечательная семья! Фото улыбнули) Детишки прелесть) Молодцы!

На Алтае
Автор молодец, мечту юности осуществил. Детям вообще удовольствие. Жаль, что на таком автомобиле далеко от тусовочных мест не уедешь. И наверное прокатная контора ненавязчиво к отзыву причастна. Уж слишком подробно и контакты, и характеристики.

томск
Собираюсь в августе в те края, из Томска. Но конечно такой бюджет на автодом для меня сильно. По старинке на своем авто, на форд куге. А так Алтай моя родина - он прекрасен. Прошлый год ездил в эти края. Стыдно сказать не был там с 1986 года, 32 года прошло. Изменения для туристов колоссальные! Всем удачи на дорогах.

Шикарно!!!Молодцы!!!Меня маленьким мальчонком возили родители на Кавказ.Уже внуков вожу на Кавказ.Самое главное не сидеть на диване!!!

шуркец
По сравнению с автодомом ничего не потеряешь. По маршруту, доступному автодому, везде есть базы отдыха. Бюджетнее и комфортнее. Зато не привязан к большой дороге ни по проходимости, ни по габаритам. К примеру Кату-Ярык и ЮБТО на автодоме даже в мечтах недоступны, а на Куге вообще без проблем. ИМХО- автодом удобен при путешествии по историческим местам и городам (к примеру Золотое кольцо), но не для гор. Это конечно не в обиду автору отзыва. Он достоин уважения даже потому, что не пожалел немалых денег для исполнения мечты юности. Ну и опять же- оригинально, не как все, по маршруту окружен вниманием публики.

Опыт интересный но для России не лучший вариант, 4 дня это очень мало для путешествия, а стоимость суточной аренды превосходит проживание в отличных условиях гостиниц включая еду без всяких лишних замочек, плюс сильные ограничения по возможностям для посещения мест. А все остальное было на 5!

Миша, каждый твой отчет читается на одном дыхании. Какие вы молодцы! Да, все верно, у мальчишек самый такой возраст, когда и запоминается и им интересно с вами путешествовать. Именно семейное путешествие с сыновьями, это стоит дорогого, и в деньгах не оценить насколько это дорого. Событие, запоминающееся на всю жизнь. Маша как всегда красавица, впечатлило её фото на Телецком озере рано утром укутанной в одеяло, красиво! А фото её селфи с мальчишками вниз головой (как же они подросли), и твоими мыслями о сбывшейся мечте, так вообще тронуло до глубины души. История про "Пионер Алтая" очень интересна, прям как про судьбу человека, которого бросили, а потом вернули к жизни. И восхищения о случайной встрече с ралли Париж Дакар, как будто сама их случайно встретила вместе с вами))) интересно! 8 июля был праздник, день семьи и верности, так вот, я хочу поздравить вас с этим праздником, хоть и прошедшим и пожелать вам еще больше ярких путешествий в полном составе семьи и пора вам уже о доченьке задуматься. Ведь это такое счастье, помощница Маше будет. От всей души желаю вам счастья! Ждем еще много-много отчетов, я знаю, они всегда будут интересные и яркие, позитивные, к тому же познавательные. Всегда что то новое познаю с твоих отчетов. Удачи!
FORESTER 158 лошадок
Мой Белый Рыцарь

томск
tutoleg
Согласен. Прошлый год заехал на вершину одной горы, увидел что дорога какая то идет для обслуживания вышки сотовой связи. Заехал туда,вылез из машины и орал, ОРАЛ от красоты окружающей и переполняющих чувств - минут десять наверное.

Орск
Молодцы! Детям точно запомнится! Кто-бы не писал, что дорого и т.д. и т.п. Это совсем другой формат отдыха, другие впечатления.
Отличная статья! Самим захотелось отправиться в такое путешествие!
Удачи и еще больше ярких моментов в путешествиях!)
Алекс
Автору только +5!!!! Классные фото-отличная семья,а авто ...мммм. Тоже 22.07 махну на Алтай ....обожаю это место и главное,-ничего кровососущего))))
Forester4ever
Сам как неделю назад вернулся с тех мест, ездили с братом вдвоем с Тюмени на 120ой королле,
тоже неделя, те же маршруты, даже на верт. площадке останавливались, на семинский в снегопад попали, доехали до Монголии и обратно.
Останавливались палатки+ 1 раз в домиках, шоб в бане помыться.
Так у нас все путешествие, с бензином, сувенирами вышло 40 тысяч на двоих.
Кемпер оно конечно прикольно, только переплачивать смысла не вижу, чуйский тракт сейчас отлично закатан. Можно на любой пузотерке проехать практически везде.

А за путешествие семьей, да на Алтай, всегда 5!!!

Ндаа, афигеть! 10 100 рублей за сутки! За маленький (6,5 - очень маленький, такой планировки обычно 7,3), слабенький (115 лс вообще ни о чем, даже по маленьким горкам обычный фиатовский 130 и то в напряг), старенький (190 тыс! и по нашим дорогам!) - ниче так наживаются! В Прибалтике в пик сезона - в 3 раза дешевле!! А это уже даже не финские дорогие, а - американские цены за новый (максимум год) класса "С" или даже "А" автодом длиной 10+ метров и весом 5-7 тонн!!!
(полная масса европейских, кстати, все же 3,5т - иначе по "В" бы их не пустили)
Интересно, а сколько расценку у другой алтайской, "дорогой" фирмы?
И что, берут люди напрокат???
Хмм, то ли бизнес организовать - такие можно сдавать вдвое дешевле с приемлемым наваром... )))
Хотя, по нашим дорогам, как правильно написано про поломку - они и не предназначались конструктивно, ну их, это нужно американские Хэви Дьюти ))
ЗЫ вот из-за таких грабительских цен и не развивается у нас такой вид туризма ((
ЗЫЫ на Алтае полно гостиниц-кемпингов где остановиться, аренда автодома дороже раз в несколько. Это вот в Магадан съездить... если не развалится... в принципе, один ездил, и вернулся... и даже в Монголию на автодоме ездили... но лучше - не на таком ))

А в остальном, рассказ конечно интересный

KSY25
)) ага, соседи, привет!! Долго там стояли после нас ещё?) Спасибо за фото, особенно за задний план;)) А фото в основном на обычную старую зеркалку Canon Eos с парой разных объективов, а также разбавлено телефонами Nokia и Huawei.

ретропробег встретил в монголии в районе улангома. на обочине стояла альфа-ромео 75г, а под ней лужа масла...
экипаж : отец и сын ,итальянцы.
в одной гостинице(ачит-нур) ночевали. с тех пор следил по- новостям за этим мероприятием. очень впечатлило!

Престидижитатор
Да, видели лодочников на "нашем" пирсе)) Ребята на трицикле одержали победу в своем классе, правда конкурентов у них не было))) но сам факт что они вдвоём на такой коляске конструкции 1907 года проехали всю Евразию.... значит они где-то остановились, что мы их не заметили.

Неистовый вожак
Что-то более проходимое мы оставили в Барнауле)) зато осенью на своей машине прокатились не только по асфальту, и в следующий раз тоже.

tutoleg
Конечно причастна контора, раз машину именно они дали в аренду. ))) И всем кто думает что это реклама, и мне ещё заплатили, я вас разочарую)) все что указано я оплатил сам. Единственное что нам сделали скидку на те несколько часов, что мы накатали сверх положенного времени. И обещали скидку если мы возьмём машину у них а следующий раз.
Витя
Кодинск
Михаил, спасибо тебе за такое подробное , интересное повествование ваших приключений, читал - как сам побывал в этих сказочных местах!
Близнецам действительно этот День Рождения запомнится на всю жизнь. Счастья твоей семье!
Просто отличный рассказ: спасибо за такое детальное раскрытие темы. Пару фоток (из серии "это любопытно") американских RV (дом на колесах).
Как всегда на 5+++!!! Очень интересно, крутые фото!!! Наверное,многие из нас мечтают о таком путешествии на автодоме,но и многим кажется,что как- то это нереально...сложно...такое только в фильмах))) Миш,действительно,как посмотрела фильм))) интересный фильм)))) Я бы променяла свой южный отдых на такое крутое и интересное путешествие!!!! И муж меня бы поддержал))) спасибо за столь увлекательное путешествие)))

Очень интересно и полезно.
Понравилась откровенная подача информации.
Справедливые и понятные итоговые цифры, и резюме по использованию похожего автомобиля в дальнейшем.
Особенно на других территориях РФ, за Уралом.
На youtube - Sanych NSK
спасибо большое за великолепный отчет!сами ездили на телецкое дважды из новокузнецка и остались очень довольны!!!!

ГАРА
шуркец
Ага. колоссальное , везде соточку готовь, скоро к катуни не подъедешь. Так же и на телецком лет так 6 назад спокойно можно было встать с палаткой, теперь усе, кемпинг типо и все такое денежку давай

Неплохая реклама средненького кемпера за десять рублей в день...Такую сумму лучше потратить на Европу...Ну тут уж решает и тратит свои деньги сам...
Лексус GX470

За 9500 в сутки на Алтае можно жить в самых крутых гостиницах до которых этому кемперу как до луны. Имхо очень дорого. И вообще потратить на 5 дневный на Алтае около 100 это конечно жесть. За такие деньги этот кемпер нафиг не нужен потому и ажиотажа на него нет он всегда свободен.
Впервые встречаю людей, которые умеют так отдыхать, как вы! Семья путешественников! Молодцы!!! Очень полезный отчет со всеми подробностями. Каждый раз когда читаю ваш рассказ, хочется все те места на фото увидеть своими глазами, очень захватывающе)) Жду новых фотоотчетов!!!
Прочитал на одном дыхании - супер, впрочем как и все остальные Ваши путешествия...! Особенно запомнился момент с потерей ключей от субарика... Давно читал, а помнится - хороший стиль повествования. Только 5+

Алекс
Ошибаешься. Клещ в этом году.
Вот это да!!! Какое классное путешествие! Я прямо сразу вспомнила все лучшие американские фильмы, где тоже были путешествия в "доме на колёсах" 😊 Я всегда хотела бы в таком побывать, попутешествовать... Твой рассказ прямо вдохновляет!! А какие красивые фото..... Класс класс класс!

Михаил424
Где-то час еще там были, рыбачили )) Мы уже назад возвращались, доезжали до Кош-Агача, Марс, Кату-Ярык, ЮБТО.
Как интересно вышло, фотографировала девчонок и вы попали :) Ваш автодом привлекает внимание, конечно, ну и мальчишки одинаковые, хорошие такие! У нас тоже сын такого же возраста, спал он только :) В сторону моря в Крым не собираетесь на следующий год?

Неистовый вожак
Чет фотка не подгрузилась

"Ну а путешествие на подобной машине по Европе или Америке — это пока вообще нереальная мечта."

Ерунда )) Если вы выложили 75 тыр за 5 дней - по 15 за день!! - то в Европе всё порядком дешевле - там в среднем день обходится в 100 евро, что дешевле вдвое. Правда, без дороги до туда (а смотря на чем ехать / лететь), но зато со всеми сувенирами, шопингами и т.д. - у меня даже меньше вышло (на четверых) в считающейся дорогой Норвегии (и с паромами) ))
В Америке всё еще дешевле - там проще на 2 месяца купить б/у автодом, а одни показательные итальянцы вот уже летом вдвоем жили месяц в ЛА на 10 долларов в день (правда, это уж совсем без сувениров и развлечений). Но в сша из наших краёв визу не сделать ((

Чет фотка не подгрузилась

достаточно попроще - ... че-то фотка тоже браузер глючит - можно задать Dynamax Isata 5 https://dynamaxcorp.com/class-...
Всего-то 140-160 тыд с завода за 36 футов, слегка б/у можно меньше 100 тыд найти, а уж 10-летней или больше давности так вообще )))
Иркит
Очень интересно читать . Вот только про резину шипованную не понятно. Летом движение на шипах запрещено .

Egen
"Итак, на всё это с учетом «трансфера» из Красноярска до Барнаула потрачено 75,0 тыс. руб. " "Ну а путешествие на подобной машине по Европе или Америке — это пока вообще нереальная...
Все это конечно здорово)) Вот именно что самое дорогое это перелёт до туда, тем более всей семьей. На своей машине ехать не вариант - долго. Нам же просто захотелось именно поближе, на Алтай. Чтоб уложиться со всеми дорогами в неделю ровно.

Ну а такие машины как Вожак тут нарисовал, это конечно очень дорого и "хрен достанешь". А на Алтае лучше экскурсию на ГАЗ-66 или Урал-375 заказать, если хочется совсем уж приключений на бездорожье)))

Сумасшедшие фотографии Горного Алтая!!! Был там раз пять, но такого не видел! (((
Возьмем тоже этот баркас и прокатимся!
Михаил, ну я честно, не удивлюсь, когда увижу вашу семью в какой-нибудь рекламе)))) Настолько вы идеальны, гармоничны и красивы, а твои отзывы красочны и интересно написаны, что это непременно должно принести свои плоды! Удачи, вам ребят! Вы потрясающие!)))

В нск есть контора они прицеп сдают вроде бы за 5000 в день. тоже дороговато.

Для себя думаю если такое брать в пределах 3-4 тысяч считаю оптимальным))) хотя конечно это мечты..
Мой отзыв: Ford Explorer 2000
Я просто обожаю такой отдых и путешествие в автодоме-моя мечта.Спасибо огромное за такой подробный и интересный рассказ-как будто сама там побывала) И теперь мое желание путешествовать в доме на колесах еще больше укрепилось.
Как всегда шикарные атмосферные фотографии,глядя на которые не перестаешь удивляться-какая же все-таки у нас красивая страна!
Egen
А зачем людям Европа, если хочется на Горный Алтай?
Ко$$
А автору отчета с семьей захотелось именно так, как они и исполнили и исполнили очень даже неплохо! Молодцы!
Отчёт великолепный 😎👍👍👍 неописуемая красота природы явно того стоила 😉 на автодроме так просто сказка для детей думаю 😊точно всем запомнится поездка )
Отличный фотоотчет и интересное путешествие! И очень хорошее решение - автодом! Ко всем эмоциям плюс комфорт!
Всем привет 👋 статья супер 👏 читается на одном дыхании. Спасибо большое.

Создать по всей стране сеть проката кемпингов, инфраструктуру, подтянуть дороги, сделать маршруты, POI, рекламу. Хотите по проверенным маршрутам, хотите нет - мы бы без нефти и газа только бы за счёт внешнего туризма имели бы доход. Но это только государство может потянуть. Но не интересно.
Равный богу........ да, именно так..........
Мой отзыв: Toyota Duet 1999
Дом на колесах-моя мечта! Очень интересное получилось путешествие, я вам даже завидую) У вас обворожительная семья!😉

Здорово , тоже хочу на Алтай. А то все Турция и Греция - ради моря и детей.

Печенег
Полегче, полегче!! Может в других регионах да, но вот Горный Алтай точно трогать не надо. Байкал уже превратили почти в тур.помойку с китайцами, хотите чтоб так и с Горным было? Тут только внутренний туризм, и тот бы я ограничил, чтоб сохранить всю эту красоту и чистоту.

Глубочайший респект автору! Один из лучших отзывов здесь!
Как будто сам снова побывал в тех местах. И отличные фото.

Шутник
Ребят, а правда че так дорого 10ка в день аренда ??? реально кто то их берет за такую цену или может один раз в сезон ? В нск есть контора они прицеп сдают вроде бы за 5000 в день. тоже дороговато....
3-4 тысячи - это цена обычной легковушки. Кто за эти деньги сдаст тебе целый автодом?
Какие вы молодцы. Очень интересно. Отличный отчет. Шикарные фотографии. Увлекательное путешествие. Самой захотелось побывать в тех местах!!!!

ух ты..крутяк.

для зомбиапокалипсиса самое то!...

мне не понравилось ,, что в верхнем ярусе. нет хоть какого -либо лобового стекла..едешь и зырешь на дорогу..красотень
...хоть и против правил как бэ
SUV Japan
magistr
ух ты..крутяк.

для зомбиапокалипсиса самое то!...

...хоть и против правил как бэ
Из-за требований безопасности - при резком торможении «зырящий» может вместе со своим лобовиком улететь существенно дальше, чем через стекло видно

Хороль
Отчет, как обычно, просто шикарный! Молодцы!
А мальчишки какими стали взрослыми!!!!
Я - исключение из всех правил
Я словно прокатилась с вами по этим живописным местам) Я тоже мечтаю отправиться в путешествие в кемпинге с семьёй. Особенно, посмотрев, последнюю часть мультфильма "История игрушек", где семья едет в доме на колесах, детям понравилась идея такого путешествия. Считаю, цена аренды для семьи не такая уж и большая. Михаил, спасибо за интересную подачу и за мотивацию исполнять свои желания👍

Egen
Я имел ввиду что-нибудь подобное ))) Чет фотка не подгрузилась Это "подобное" стоит пол-ляма в баксах - самый крутой кемпер однако считается ))) достаточно попроще - ... че-то фотка тоже...
Так я и говорю дорого это, даже кемпер на базе Мерседеса Спринтера полноприводный и немного лифтованный уже космических денег стоит.

Михаил424
В Хакасии почти никакого туризма нет, так природа ещё держится из последних сил ))))

Хотя местные в плане засерания местности весьма преуспевают (((

AlFor06
Ну езжайте и тратьте туда, кто не даёт? Я захотел так, так и сделал. И как захотел, так и описал в отчете. И еще раз повторю, для ВСЕХ тех кто в танке или бронепоезде: Если на Автодоме на фото присутствует реклама, телефоны и т.д. - это не значит что я что-то рекламирую. Или мне по вашему нужно было фото выбирать только в таких ракурсах, чтоб ничего не видно было? Или по новому тупому закону закрашивать все логотипы и все что укажет на рекламу? Или вообще намёками рассказывать, без фото, без описания?
Михаил, я когда читаю ваши "Записки путешественника", ощущаю себя там, в этих самых записках! Вот снова как будто на Телецком вновь побывала! И теперь тоже хочется арендовать дом на колёсах и сбежать в горы!
> Вот эту фразу я сейчас напечатаю и повешу на стену в офисе!!!

Спасибо огромное за эмоции, невероятные виды и финансовые подробности. Вот теперь сижу и думаю... а ведь нас тоже 4, может махнуть на Алтай!?

владимир
через маленьких пары-тройки иллюминаторов не вылетишь...
но у нас даже с глухой стеной нельзя перевозить лежа...
SUV Japan

Константин З.
Чудесный рассказ! Благодарю! С большим удовольствием прочитал и просмотрел фотографии.
Отличный рассказ!
Путешествовать в доме на колесах мечтают многие) Круто, что вы осуществили мечту детства, детям точно запомнится такой день рождения. И, конечно, как всегда шикарные фото, смотреть-одно удовольствие)

владимир
По требованиям безопасности в алькове при движении вообще никого не должно быть. На сиденьях в кемпере ремни безопасности не просто так сделаны. Пассажиры должны быть там. Это хорошо путешествие прошло без происшествий, а так, остановивший автора принципиальный гаец должен был влупить по 3р. штрафа на брата. И был бы прав.
А по сути автору выговор за несоблюдение безопасности с занесением в грудную клетку.
Из современного дизельного 2.2 без турбонаддува можно выжать максимум лошадок 80. Все что выше 80 л.с. , все с трубо. На дизелях с 98 года.

Gmanfall
В армии переслужил что-ли? Или тот самый принципиальный гаец?))) С чего это вы взяли что в движении в алькове кто-то был? Кроме лестницы. А Фото сделано на остановке.
Gmanfall
Сразу видно, что Вы издалека - попробуйте сначала на Горном найти гайца, причем любого: принципиального или нет! За тысяч 20, не менее, км, намотанных по Горному Алтаю, гайца видел всего дважды - один раз даже остановили, но искали беглого «убивца», абсолютно не интересуясь происходящим в собственно авто!
Очень красочный и увлекательный рассказ! Все как в американском кино,только с родными красотами)) у вас прекрасная семья,думаю,мальчишки на всю жизнь запомнят это путешествие в преддверии юбилея!

Вообще, не то что по правилам, а и по разумной безопасности, при движении не то что наверху в автодоме нельзя, а и вообще ходить по нему. Ибо, нужно понимать что такое "автодом" - это такая легкая пластиковая фигня, поставленная на шасси категории В, с прикрученной мелкими шурупчиками мебелью. Но "фигня" эта по объему - большая. Если у меня кроссовер (без рамы т.е.) даже пустой весит 2250, а снаряженный и груженый, с семьей, +- 3т, то в автодоме вес ограничен 3,5т - всего на 500 кг больше. Правда, его бывает грузят и чуть ли не до 4т, но это он почти сядет на подушки, хоть и пневма. Отсюда можно представить, насколько легкая конструкция "будочки" должна быть чтобы вписываться в эти весовые параметры. И соответственно, насколько она опасна если 3*тьфу чё.
Нередко отмечаются случаи даже при экстренном торможении а уж при небольшом столкновении (резкой остановке) отрывается внутри мебель и летит вперед - понятно, на головы. При авариях при остановке когда догнал кого-то, отмечены случаи съезда будки вперед, а если догоняют сзади, то могут доехать чуть ли не до кабины. При перевороте просто плющит в лепешку. Всё потому, что надстройка - сильно легкая. Европа. Поэтому, находиться в алькове при движении - любое динамическое изменение нагрузки может просто его оторвать, несмотря на типа балочную конструкцию.
Не случайно, американцы-автодома, сделанные даже на базе европейских Мерса, Транзита или такого же по размерам Рэм Промастер, весят начиная от 4-4,5т, а 10-метровые и все 6 и больше - именно из-за усиленной по сравнению с европейскими конструкции. Хотя, тоже, до нормальных автобусов с вагонным кузовом, любой надстройке далеко...
Нет, я не призываю не путешествовать на кемперах ), наоборот, вот выше наконец-то вышла последняя часть моего путешествия на кемпере по северной европе ) - но призываю понимать, что кемпер - средство повышенной опасности по сравнению с обычной пузотеркой, тем более семью везете, нужно быть вдвойне осторожным! Да, на кемпере я и сам кочегарил бывало 130, и дети во время движения сзади бывало спали, и туалетом на ходу пользовались - на то он и автодом чтоб комфорт предоставлять )) - но всё это аккуратно, осторожно, с повышенным вниманием и - ответственностью...
В общем, перед путешествием на кемпере (и тем более - с жилым прицепом) нужно бы к этому подготовиться, для чего - почитать профильные форумы... ))

SSSMOKE
я не уверен что 3-4 тысячи это цена легковушки)

Круто. Так же хочу как нибудь. Надо подумать.

О, Шутник! Сейчас расскажет, как правильно на Алтай ездить! (на полном серьезе - я-то так лебедку и не поставил ( ). В этом году чего куда, в Монголию желания нет в августе? )

3-4 тысячи - это 50+ евро. Если на срок 2+ недели, то нормальная цена за день для обычной прокатной конторы и машины. Если поискать по сусекам, то не-новую в маленьких конторах и небольшого размера, можно найти и дешевле. Как-то брали в сезон (август) в Испании в гостинице маленький дизельный Фиесту на сутки за 30е. Автодом у меня на месяц+ вышел выходит по 65 за день, но это "под ключ", со всеми мебелями, посудами, инвертерами, постелями и газом.

Кемерово ЛП
владимир
В 2013 году от Маймы до Чемала четыре экипажа стояли и всех тормозили. А так да, не напрягают.
Не спорьте с дураками. Они стащат вас на свой уровень и задавят опытом :-)

Привет, Евген, в этом году на мультинские, и в сентябре думаю еще куда-нибудь сгонять.
Михаил424
Полностью согласен! Я из Иркутска, так что про китайцев и Байкал знаю не понаслышке. Плюс ко всему прочему здесь (в Восточной Сибири) живет много, как бы помягче сказать, не очень умных людей, которым пофигу на то, что происходит вокруг. А происходит следующее: воду из Байкала без кипячения уже опасно пить, омуль практически полностью истреблен, горы мусора на берегах никто не убирает и похоже не собирается, понастроена куча турбаз, отходы от которых сливаются прямо в Байкал. Очистные сооружения? Не, не слышали! В общем ничего хорошего здесь не будет, озеро погибает на наших глазах, а местные власти сетуют на слабый туристический поток. Нужно, говорят, усиленно развивать туристический бизнес на Байкале! Занавес...

Михаил как всегда всё так опубликовал что можно в дорогом глянцевом журнале про путешествия печатать для завести всем читающим как можно интересно отдыхать на наших российских просторах.
Отличные фотографии и как всегда всё очень содержательно и информативно!
P.S. За такую рекламу услуг проката подобных автомобилей считай на весь мир (интернет всё-таки и очень популярный ресурс) нужно не деньги брать, а доплачивать ещё, так как человек будучи на отдыхе большую работу сделал :)
Range Rover TDV8
Мой отзыв: Subaru Outback 2004
Интересный рассказ, очень красивая природа, в нее влюбляешься с первого взгляда.
Михаил
Михаил я видел ваш автодом на берегу катуни (крайняя ваша остановка на горном алтае). С женой обсуждали " типа ого как люди отдыхают" Знал бы что это вы ..... нравятся ваши отзывы о путешествиях. Мы там отдыхали в отеле "малина".