|
В этом отчёте хочу рассказать про поездку в Черногорию в Марте 2019 года. Авто прокатное — Hyundai i20, 2018 года выпуска (апрель). Машина отличная, правда не знаю, что будет года через 3-4 её прокатной жизни.
Началось всё с того, что когда-то давно лет 12-13 назад, а может и еще больше, услышал я про такую страну как Черногория, тогда еще самое молодое государство, в принципе, как и сейчас. И что-то меня зацепило, начал узнавать про эту страну, шерстил интернет, тогда толком еще не понимал, что я вообще хочу. Просто рассматривал красивые места в интернете. Потом уже в более сознательном возрасте я понял, что хочу туда. Тогда это была мечта, которая впоследствии стала целью. Хотелось улететь еще летом 2018, но пришлось поменять работу и отпуска было не видать до этого года.
Настраивался на лето 2019, но тут наткнулся на очень дешевые билеты на март и понял, что либо сейчас, либо еще полгода жить в предвкушении. Плюс, когда есть огромное желание отвлечься от всего этого и побыстрее уже собрать вещи и улететь, при всём при этом на температуру воды было плевать. Я думал так: купание — это не самое главное в отпуске, и ничего страшного, если не окунусь в воды Адриатического моря (не тут-то было), а просто посмотрю природу, подышу морским воздухом, понаблюдаю великолепные черногорские закаты, зато туристов будет намного меньше и, соответственно, цены ниже. В январе были куплены билеты на самолет Екатеринбург — Тиват с пересадкой во Внуково.
Сразу же начал читать, точнее перечитывать рассказы с этого сайта, а также очень помогли посты про Чеоногорию и из других источников и более или менее начал для себя собирать кусочки пазла в общую картину, где конкретно я хочу побывать, что посмотреть и так далее.
Первым делом после билетов на самолёт было промониторино жильё, встал вопрос в каком городе лучше поселиться. Будва — центр туризма и ночной жизни Черногории, или какой-то другой город. Читал и не раз, что Будва очень шумный город и с большим количеством отдыхающих, но с этого города легче, чем из других, добраться до любой точки. Но дело было в марте и было решено жить в Будве, так как туристов еще очень мало и до сезона еще далеко. Были забронированы апартаменты на сайте www.airbnb.ru всего за 15 евро в сутки. Скажу только, что этот же номер, но уже в августе стоит 60 евро за сутки. Плюс хороший бонус за новых пользователей этого сайта нам очень помог, с помощью которого мы сэкономили 2000 рублей. Вот этот номер.
Следующим стал вопрос об аренде автомобиля и вообще нужен ли он нам, но так как я хотел посетить очень много мест, до которых на автобусе добраться проблематично, а на такси дороже, чем арендовать авто, то вопрос отпал сам собой. Так же, как и с жильём, было просмотрено много сайтов, предоставляющих авто в аренду. Промониторена цена и выявлен самый бюджетный вариант (все же любят экономить) за 12 евро в сутки, хотя средняя цена во всех остальных была чуть выше, и там требовался залог в размере 200-300 евро плюс навязывались всякие дополнительные услуги типа разных страховок и так далее. Здесь же просто отдаешь сумму за неделю и все, никаких залогов и переплат. Вот сайт.
Сначала был забронирован автомобиль toyota yaris, так как расход был указан всего 4,5 литра на сотню. Но потом кое-что пошло не так и автомобиль нам был предоставлен другой, почему так, узнаете дальше.
Третий вопрос был такой: так как мы живем в городе Омск, а вылет из Екатеринбурга, как добраться. Было несколько вариантов: поезд, бла-бла кар, или свой автомобиль. Я люблю ездить на своей машине, на поездах ездить не люблю. Осталось найти парковку на неделю около аэропорта Кольцово. По отзывам и по цене была выбрана парковка «Кредо». Цена за неделю около 1000 рублей.
Все предотпускные дела сделаны, осталось дождаться сам отпуск и отправиться в путь.
И вот утром третьего числа выезжаем с женой из Омска, ранее было решено заехать в Тюмень с ночевкой к своим приятелям, которые недавно перебрались жить в этот город. Доезжаем без каких-либо проблем, 600 километров уже вроде и немного. Ну и как следствие вечерние посиделки и всё то, что обычно бывает в таких случаях.
На следующий день в Тюмени нас повезли гулять в «Гилёвскую рощу», красивое место, как оказалось, летом там будет просто шикарно. Много мангальных зон и самое главное бесплатных. Люди даже в марте приходят семьями и компаниями и отдыхают. В Омске я такого не видел, хотя и город миллионник.
Вечером выезжаем в Екатеринбург, а точнее в аэропорт Кольцово, он немного ближе самого города. Доезжаем быстро, находим нашу стоянку, правда не с первого раза. Заезжаем, оплачиваем, нам предлагают вызвать такси до аэропорта, но мы отказываемся и пользуемся всем известным онлайн сервисом по вызову такси. Оставляем все зимние вещи в машине и едем в аэропорт. Дальше как обычно. Пересадка в Москве продолжительностью четыре часа. И вот в предвкушении прекрасного отпуска прилетаем в аэропорт города Тиват. На улице +16 градусов, а в Москве и Екатеринбурге был минус.
Тиват нас встречает шикарным видом и дождливой погодой, но никакой дождь не испортит наш отпуск!
В аэропорту нас должен был встречать человек с бумажкой или картонкой с моим именем и сдать нам автомобиль, как вы помните, это должна была быть тойота ярис. Но не все так легко и просто. Человека с моим именем и фамилией мы не увидели. Была просто надпись с моим именем, я подошел и спрашиваю: «Я Юрий машина toyota yaris». Ответили, что, видимо, я не тот человек, так как машина Hyundai i20. Начали переживать, что отпуск начинается не очень хорошо, нет нашего автомобиля. Решили ждать минут 20, может, опаздывают. Никого нет, начинаем нервничать еще сильнее. При выходе из аэропорта много людей арендуют автомобили и, соответственно, народа много, также таксисты и другие бизнесмены, которые хотят сдать своё авто на месте туристам, которые не бронировали автомобиль дома. Отдыхающие все разъехались, остались только местные, подходят спрашивают проблему, предлагают свои авто за 20-25 евро в день. И смеются над нами, когда узнают, что мы арендуем авто за 12 евро, мол, таких цен не бывает. И вот когда мы уже совсем расстроились и почти решили идти на остановку, находим wi-fi и отыскиваем номер телефона людей, у которых бронировали автомобиль. Звоним им, по-русски говорят хорошо. Выясняется, что они были у аэропорта, сдавали девять машин, восемь сдали, а нас не нашли и на нашей девятой машине уехали домой. Они вернулись, только почему-то на Hyundai i20, а не на тойоте, как мы бронировали. Выясняется — тойоты у них закончились и, не предупредив меня, поменяли машину на Hyundai. То есть тот человек, который был с картонкой, на которой было моё имя, и был тем, который должен был нам сдать авто. Ругаться не стали, отдали деньги, составили договор аренды, сделали фото повреждений (было не много, в основном царапины на бамперах). Также тут предлагают сделать грин карту для посещения соседних стран и вписать второго водителя в страховку абсолютно бесплатно, в других прокатных организация за это берут дополнительную плату.
Одна проблема решена, едем заселяться. Смотрим по сторонам, наблюдаем красоту природы и мусор.
Обочины все загрязнены, мы такого не ожидали. Хотя в последующем мы больше его не замечали, видимо, страна готовится к туристическому сезоны и проводит «субботники». Первое время стараюсь ехать по правилам, соблюдаю скоростной режим, чем нервирую водителей, сзади собравшихся уже в приличную колонну, съезжаю на обочину, пропускаю всех вперед и выезжаю за последним. Позже я делал так — нахожу кого-нибудь местного и еду за ним, немного превышая скорость.
Приезжаем в Будву, по памяти и без навигатора нахожу отель, куда нам нужно заселяться, но не был уверен, что правильно приехал. Решаем звонить хозяйке отеля, тоже очень хорошо говорит по-русски. Объясняет, как нам доехать, немного поплутали и, как потом оказалось, с первого раза я приехал правильно, но с другой стороны. Нас встречает женщина, которая по-русски вообще не говорит, да и по-английски тоже у неё не получается. Показывает нам номер, и наконец-то заселяемся.
Думали в первый вечер просто отдохнуть и выспаться после перелёта, но находим в себе силы и идём гулять. Первым делом надо дойти до моря, что мы успешно выполняем. Гуляя по набережной, рассматриваем яхты, которые для нас в диковинку. Заходим в старый город, фотографируемся.
Поднимаемся на цитадель, вход стоит 3,5 евро, любуемся открывшимися видами.
В цитадели есть две комнаты, которые нам понравились, это библиотека, в которой стоит непередаваемый запах книг и комната с кораблями.
На сегодня хватит, идём обратно, по дороге заходим в супермаркет «voli», покупаем еды и, конечно же, прекрасного черногорского вина Plantaze Vranac. Первый день, а точнее полдня закончились, и мы после ужина уставшие падаем спать.
Второй день. До приезда в Черногорию хотелось посмотреть, как можно больше, поэтому в первоначальном маршруте было очень много точек для посещения, но, как оказалось на деле, это всё посетить мы не успеем. Итак, первым делом решаем ехать на остров цветов (как оказалось, можно было и не ехать). В первое время заезжаем к каждой церкви, останавливаемся около всяких красивых камней и так далее. Посещаем как можно больше. Удивляет, что у каждой церкви или часовни находится кладбище, у нас я такого не видел. Причём все кладбища очень ухоженные и красивые. После острова цветов поехали смотреть заброшенную базу подводных лодок. По дороге останавливаемся на красивой смотровой площадке с видом на Которский залив, но только до самого узкого места, а не как в Которе после.
При подъезде к базе автомобиль приходится оставить далеко вверху и спускаться пешком. Спустились на бетонный пирс, вода прозрачная, видно все очень хорошо. Посмотрели на рыбок и решили зайти в тоннель, где раньше была база, но, пройдя немного вглубь, поняли, что без хорошего фонаря там делать нечего, а на телефоне фонарик не вариант, да и еще напугал нас внезапный шум, который доносился откуда-то из глубины тоннеля. Нам там было некомфортно, и мы поехали дальше.
А далее нас ждал самый красивый, самый захватывающий и самый яркий серпантин в Черногории, который приведёт нас в деревню Негуши. Потому что я очень хотел попробовать пршут и сыр местного производства, а как известно, самый лучший продукт производят именно в этой деревне. Немного слов о серпантине, внизу температура была +16 градусов, когда поднимаемся, температура падает, на последнем повороте температура уже всего +8 градусов. Этот серпантин это нечто, я привык в Сибири к прямым дорогам, выходишь на трассу и пошёл прямо, до ближайшего поворота километров сто, а может и все двести. А тут всё по-другому, дорога очень крутая на подъем и очень резкая в поворотах, перед поворотом сбавляешь скорость и еле поворачиваешь, так как боишься, что вдруг кто-то вылетит из-за поворота, зона видимости буквально 2-3 метра. Все повороты пронумерованы, и чем выше поднимаешься, тем ярче открываются виды. Этот серпантин оставил очень сильные впечатления.
Далее деревня Негуши, особо выдающегося ничего нет. Почти на каждом доме висит реклама, что пршут, сыр, вино и ракия продаётся здесь. Заехали почти в самый первый двор, нас завели в коптильню, показали, как всё это делается.
Запах там просто нереальный, не передать словами. Купили нарезку пршута и немного сыра на пробу, за всё отдали 10 евро. Развернулись и поехали в национальный парк Ловчен. Вспомнили, что забыли поторговаться, ну ладно, едем дальше. При въезде в парк стоит очень много специальной техники, как оказалось, делают новую дорогу через парк. Тут еще лежит снег, и температура опускается еще ниже, до +4 градусов.
Летом, когда тут всё зеленое, наверно очень красиво. В один момент попадаем в облако, ничего не видно, скорость около 10 км/час. Хотели заехать в мавзолей Негоша, всё-таки одно из самых известных мест в Черногории, откуда видно почти всю страну. Но не тут-то было, после последней развилки вся дорога была завалена снегом и на обычном авто там было не проехать, что делать, едем дальше в культурную столицу — город Цетине.
По дороге в Цетине случился неприятный момент. Скорость около 40 км/час, и мне показалось, что на дороге лежит просто кусок снега, хотел пропустить его между колёс и ехать дальше, но не всё так просто, это оказался не снег, а камень, и мы налетаем на него с диким визгом (да простит меня прокатная контора). Выхожу посмотреть, что же случилось, вроде ничего серьезного, сдаю назад и едем дальше, и тут появляется какой-то небольшой скрежет. Настроение падает, доезжаем до города, паркуемся около Цетинского монастыря и идём гулять по городу.
В Цетине очень красиво, много посольств разных стран, и кажется, что каждая страна хочет выделиться сильнее других.
Проходим центральную улицу, выложенную брусчаткой, заходим в магазины, в одном из них видим пршут по меньшей цене, чем мы взяли, немного расстроились (как потом оказалось, зря, Негушский был самым лучшим). Возможно, если бы с автомобилем было все отлично, то прогулка понравилась бы нам еще сильнее.
Выезжаем из Цетине, звук не уходит. Решаем остановиться и снять колесо. Откручиваю, и откуда-то выпадает небольшой камень, ставлю всё обратно, звук пропал. Едем на смотровую площадку реки Црноевича. По дороге стоят указатели на это место, поворачиваем по одному из них и попадаем на самый страшный серпантин, который я видел. Дорога еще в свое время строилась, наверно, для лошадей, с первого раза попадаю не во все повороты, приходится сдавать назад.
Если бы ехал навстречу другой автомобиль, то я не знаю, что бы нам пришлось делать. Разъехаться было бы трудно даже с велосипедом. Но открывшийся вид того стоил.
Останавливаемся внизу, фотографируемся и обратно решаем ехать по другой дороге.
На сегодня всё. Очень вымотались и решаем дальше немного упростить намеченный маршрут. Едем в сторону дома, заезжаем в магазин за моим любимым вином и дегустируем с пршутом и сыром.
Третий день. Вечером предыдущего дня я договорился об экскурсии в винный подвал «Шипчаник», где хранится вино Plantaze. Утром находим, где платить туристический сбор и оплачиваем его. Выезжаем в сторону Подгорицы, по дороге проезжаем всем известный остров Свети-Стефан. Мы еще туда заедем.
Проезжаем по платному туннелю и, не доезжая Подгорицы, уходим в сторону границы с Албанией, по дороге везде стоят указатели в это место, не заблудитесь. До приезда в Черногорию я думал, что их язык очень похож на наш и будет все понятно. На деле оказалось всё по-другому, понятного мало. Ты понимаешь, только если они говорят медленно и повторяют все по несколько раз. Поэтому экскурсию брали на английском языке.
Послушали рассказ, поняли, честно скажу, не всё, но самое главное что? Правильно — дегустация, мы брали экскурсию с дегустацией трёх вин.
Самое интересное, что там без проблем могут подливать сколько понадобится, для того чтобы распробовать вино. Жаль, я был за рулём и в последующем предстояло еще много дел, а вот жене повезло больше. В итоге жена, у которой с английским плохо, вполне себе сносно беседовала с экскурсоводом и что-то ей доказывала. После всего этого пошли в магазин при погребе и купили три бутылки вина, те же, что и были продегустированы. После погуляли недолго по окрестностям, подышали и отправились гулять по столице.
В Подгорице припарковались около памятника Высоцкому и пошли изучать окрестности.
После памятника направились к дворцу короля Николы Петровича (не обязателен к посещению), окна все заколочены, в общем, ничего интересного.
Далее отправились в храм Святого Воскресения, он шикарен, особенно внутри.
Справа от храма маленький памятник Николе Тесла.
По пути к автомобилю зашли в несколько бутиков, жена хотела себе что-нибудь из итальянской одежды, в итоге она появилась только у меня.
Выезжаем в сторону дома и сразу же сворачиваем в Дайбабский монастырь, ничего интересного для меня я не увидел, пробыли там минут пять и поехали дальше.
Следуем в первую столицу Черногории — крепость Жабляк Црноевича. Долго искали, как туда подняться, получилось раза с третьего. Первый раз подъехали неправильно. Переехали на другое место, когда пытались залезть, в первый раз нас догнал местный веселый пёс и, как мы думали, он пытался нам показать правильную дорогу. С первого раза не нашли, вернулись, начали подниматься еще раз, и тут нас догнал местный житель и в итоге провёл для нас очень познавательную экскурсию, за что и был вознаграждён небольшим пожертвованием в виде 5 евро.
Снежные вершины — уже Албания.
В общем, рассказывал он много правда не всегда понятно, в итоге с помощью местного, русского и английского языков мы друг друга более или менее поняли. Он открыл нам часовню на кладбище, показал могилы своих предков, показал ту, которая уже для него приготовлена. Объяснил почему у них хоронят на земле, а у нас в земле. Рассказывал про Скадарское озеро. Ну и, самое интересное, провёл нас по всей крепости, рассказал про каждую комнату в ней, что в этой крепости учился еще его отец, а он уже в Подгорице. В заключение всего этого позвал нас к нему домой пить ракию, но мы отказались, сославшись на усталость и так как за рулем и далеко еще ехать. О чем потом пожалели и подумали, что надо было зайти на некоторое время и посмотреть быт местных, но увы.
Четвёртый день решили начать с посещения острова Свети-Стефан. И далее доехать до города Ульцинь, чем мы и занялись. Заезжаем на стоянку около острова, выходим из авто и идём фотографироваться и смотреть окрестности. На остров, как мы и ожидали, нас не пустили. После возвращаемся, и оказывается, мы заехали под шлагбаум и стоянка платная, пришлось заплатить 2,5 евро и ехать дальше.
Едем в город Бар, по дороге решаем попробовать местную выпечку, о который были много наслышаны, но еще не сталкивались. Как оказалось, жаль, что мы не столкнулись с ней раньше. Позавтракав булочками и другой вкусной выпечкой, поехали дальше.
При въезде в Бар стоит храм святого Владимира, мы не проезжаем мимо и останавливаемся. Храм очень большой с красивой внутренней росписью. Посмотрев храм, поехали дальше в старый Бар.
Тут мы приехали, еще было мало народа, лавочки почти все закрыты. Внутри старого города долго гуляем и любуемся окрестностями. В крепости набрели на комнату типа музея, там хранятся элементы древней архитектуры, которые были обнаружены во время раскопок. В общем, очень интересное место для посещения. По пути из крепости все лавочки уже открыты, и каждый зовёт пробовать свою ракию и вино. Жаль, что я за рулём.
После Бара отправляемся в город Ульцинь, если честно, то я думал искупаться на великом пляже. Но приехав туда и увидев в каком состоянии пляж и волны, то на тот момент я передумал. Пляж был очень грязный. В итоге посмотрели на большие волны, развернулись и поехали в сторону дома.
Хотели заехать в старый город Ульцинь, но решили, что одного старого города на сегодня хватит. По дороге домой заехали в супермаркет, набрали побольше местной еды, надо же всё попробовать. Дома отдыхали и набирались сил перед следующим днём. Он будет очень насыщенным.
Пятый день. Самый продолжительный и самый протяжённый из всех проведенных здесь. Просыпаемся очень рано, завтракаем и вперёд на север страны. В планах очень много мест. Первым делом едем в монастырь. Острог это действующий монастырь, расположенный в горах на высоте 900 метров над уровнем моря.
Есть нижний монастырь и верхний более известный. Есть легенда, что монаху, который пройдет расстояние между нижним и верхним монастырем пешком, сразу отпускаются все грехи. Мы не решились этого делать, так как расстояние приличное, да и мы не настолько религиозные. Хотя видели пару человек, которые преодолевали это расстояние пешком. Там есть специальная лестница для пешеходов. Заехали мы почти на самый верх, где-то за 800 метров до конца стоит будка со шлагбаумом, которая в несезон не работает, и табличка, что дальше на авто могут ехать только инвалиды и беременные женщины, а остальные должны оставить машины здесь. Что мы и сделали, оставили автомобиль на стоянке и дальше пошли пешком. Кроме нас стоял еще один авто и всё, тогда мы подумали, что приехали рано и людей в храме еще нет. Как оказалось, спустя несколько очень сложных минут, поднимаясь к верхнему монастырю, никто на эти таблички внимание не обращал, и верхняя стоянка оказалось забита автомобилями почти вся. Ну, ничего страшного, провели небольшую тренировку. В монастыре для посещения туристами открыта только малая часть, большая часть закрыта и причём самая интересная. Но виды оттуда открываются захватывающие. Кстати, дорога до монастыря тоже запоминающаяся, едешь, а как заканчивается асфальт, сбоку сразу идет высокий обрыв, заграждения есть не везде.
Налюбовавшись видами с монастыря, отправляемся дальше в город Никшич. Здесь посещаем очень красивую церковь Василия Островского.
Заезжаем сфотографироваться на Карев мост и едем дальше на север.
Выезжаем из города, фотографируем издалека развалины очередного старого города и следуем до Пивского озера.
В планах было доехать до дамбы Мратине. Но не всё так просто. После Никшича погода начала портиться, а мы и так едем на север. Начал появляться снег, и плюс ко всему этому идёт дождь. С гор на дорогу падают камни, пусть они и небольшие, но все же, машина-то в аренде. На въезде в город Плужине нас первый и единственный раз останавливают доблестные полицейские. Они не как наши сидят в засаде с радарами, а именно выходят на центр дороги и «стреляют» в тебя, то есть ты все видишь. Поэтому еще издалека сбросил скорость, но, видимо, либо мало сбросил, либо остановили просто так. Протягиваю документы, спрашивают: «Rent a car?», я говорю: «Да», и они отпускают. Я не знаю, остановили меня просто так или просто не стали разбираться. Но закончилось всё хорошо.
Едем дальше, проезжаем город Плужине и далее выезжаем на дорогу, которая ведёт нас по берегу Пивского озера. Пейзажи нереальные, я таких озёр еще не видел, какое-то оно необычное. Проезжаем мост через озеро, и дальше начинается нечто, тоннель один за другим, причем они без света, не оборудованы, как все нормальные, а просто вырублены в скале.
Идёт дождь, внутри сырость, иногда падают камни, дороги как таковой нет. Справа и слева скала, ещё и сверху. Короче, у меня появилась фобия таких мест, развернулись и поехали на смотровую площадку над мостом, а потом в город Жабляк и парк Дурмитор.
Но как вы знаете, не всё так просто. Мы хотели проехать до Жабляка через парк Дурмитор, но проехали несколько метров, и навстречу попадается автомобиль, от которого мы узнаём, что дорога завалена и мы там не проедем. Что делать, приходится возвращаться, намотали лишние сто километров, да и быть в Черногории и не побывать в Дурмиторе нельзя.
Доезжаем до национального парка, платим за стоянку и за вход 8 евро и заходим в парк. Пока шли до Чёрного озера, все ноги промокли. Всё тает, вода бежит по дороге, но это не мешает нам наслаждаться красотой этих мест.
Доходим до озера и видим лёд нереального голубого цвета, а над озером возвышается одна из самых высоких точек Черногории.
Очень красивое место, летом тут ещё можно погулять вокруг озёр, здесь много пешеходных троп. Зимой и в +3 градуса мы это делать не стали. Нас ждут сегодня еще интересные места и следующее это — мост Джурджевича через реку Тара.
Наконец, снега закончились, и стало теплее. Добираемся до моста, проезжаем его и возвращаемся обратно на стоянку около моста. На стоянке уже работают множество всяких лавочек с сувенирами. Оставляем авто и идём на мост пешком.
Высота моста над поверхностью реки составляет 172 метра. Этот мост является чуть ли не самым высоким арочным мостом в Европе. С моста открываются очень яркие виды на каньон реки Тара. Проводим там некоторое время и отправляемся в сторону Будвы. Вся дорога идёт вдоль каньонов и виды, которые открываются за каждым поворотом, один лучше другого.
Останавливаемся около красивого небольшого водопада и едем дальше.
По пути домой заезжаем в монастырь Морача, гуляем там. Тоже очень красивый монастырь, особенно территория около него. Очень ухоженные, есть рукотворные маленькие водопады. Хотя шум воды от этих водопадов слышен издалека.
На сегодня хватит, едем домой. Перед Будвой попадаем в туман или облако, даже в тоннеле ничего не видно. Скорость около 20 км/час, это длилось минут 20.
Наконец спустились с гор, видимость улучшилась, и мы без проблем вернулись домой. День был очень долгий, но завтра нас ждут новые приключения.
Шестой день. И наконец всеми любимый Котор. Первой целью на этот день было подняться на крепость и посмотреть старый город. Перед поездкой из некоторых источников мы узнали, что за вход на крепость с человека берут 8 евро, нам это не понравилось и был найден выход. Оказывается, есть вход с другой стороны, и он бесплатный. Но сразу предупреждаю, восхождение будет не из лёгких, и советую взять с собой воды.
До Котора доезжаем без проблем, долго кружим по кругу в надежде найти бесплатную парковку, но не удалось. Оставляем на платной и вперёд в «горы». На этом подъеме людей очень мало по сравнению с основным. Тропа идёт серпантином, и вокруг ничего особенного, только чем выше, тем лучше вид на Боко-Которскую бухту.
Не скажу, по времени сколько мы поднимались, но устал я знатно. В конце «запасной» тропы есть окно в стене, его иногда заколачивают вот от таких туристов как мы. Но на этот раз нам повезло. После того как залезаешь в это «окно», вид сразу открывается неописуемый, ты просто стоишь и смотришь на эту красоту.
Далее, чтобы забраться на самую верхнюю точку крепости, остаётся еще немного пройти пешком по лестнице основной тропы. Тут туристов уже очень много, несмотря на то, что еще не сезон. Забираемся наверх, отдыхаем и, побыв немного там, начинаем спускаться уже по основной тропе.
Как оказалось, позже на выходе кабинка с контролёрами была пустая, на основании чего можно сделать вывод что в несезон за вход на крепость деньги никто не берёт. Ну ладно, идём гулять по старому городу Котора. Посещаем церковь святого Николая, внутри ничего примечательного нет.
Далее собор святого Трифона, но он закрыт, поэтому наблюдаем только снаружи.
После такой прогулки в местном кафе перекусываем и пьём кофе. Хотели найти самую узкую улицу, но у нас не получилось. Выходим из города, фотографируемся на фоне крепостной стены и направляемся в сторону Херцег-Нови.
Дорога проходит вдоль залива, и виды открываются удивительные. Повсюду стоят устричные фермы, которых очень много. В городе первым делом направляемся в крепость Шпаньола, опять же ничего примечательного, либо нам уже приелись крепости. Осматриваем её, забираемся на самый верх.
Едем дальше в старый город Херцег-Нови. В старом городе удалось только зайти в монастырь, две крепости, которые я хотел посетить, одна из которых стоит на самом берегу, оказались закрыты.
Церковь Святого Архангела Михаила.
Прогуливаясь по старому городу, натыкаемся на мемориальный парк, где видим пиратские принадлежности (якоря и пушки).
После старого города едем в монастырь Савина.
Монастырь опять же очень красивый, рядом стоит старая церковь, и опять же кладбище рядом (в Черногории так почти везде). На старых могилах выгравирована символика пиратов, заметно, что в этом городе их было много.
На обратном пути было решено не ехать вокруг залива, а немного срезать и прокатиться на пароме. Он ходит в самом узком месте залива. Паром стоит 4,5 евро. Заехали почти самые первые, подождали пока паром заполнится, и буквально через пять минут мы уже на другом берегу. Направляемся в Тиват, а конкретней в порто Монтенегро.
Как мне кажется, это было самое дорогое место, где мне удалось побывать. Вокруг всё в камне, стоят очень дорогие яхты, вокруг магазины этих яхт, дорогие рестораны и так далее. Там очень шикарно, особенно на закате. Проведя там некоторое время, отправляемся в сторону дома. Завтра нас ждёт последний день. По пути заезжаем в пиццерию, попадаем на очень хорошие скидки, покупаем пиццу и едем домой.
На последний седьмой день погода сильно испортилась, был сильный ветер, иногда капал дождь. Машину в этот день мы решили оставить дома и гуляли пешком по Будве. Ещё раз сходили в старый город. Дошли до памятника балерины, потом до пляжа Могрен.
Где я как сибирский парень и окунулся в море. Потому что подумал — если не сейчас, то еще неизвестно когда. Вода, кстати, прохладна ещё. Вернулись в старый город, закупились сувенирами и пошли обратно. Зашли ещё на местный рынок, где купили пршута и ракию в Россию. Что, конечно, зря, так как ракия не долетела, что меня очень расстроило. Вернулись домой и начали готовиться к вылету.
На следующий день я на мойке помыл автомобиль. Сдали квартиру и поехали в аэропорт. Автомобиль тоже сдали без проблем. Но на этом наше путешествие не закончилось. Вылет из Тивата отменили, так как из-за сильного ветра самолёт, на котором мы должны были улететь, не смог сесть, и нас на автобусах отправили в аэропорт Подгорицы. Там ветер был не намного слабее, поэтому при взлёте поседело полсалона. Опять пересадка в Москве и посадка в Екатеринбурге, правда со второго раза. Забираем автомобиль со стоянки без проблем и под утро выезжаем в сторону Омска. С небольшими остановками на отдых доезжаем к вечеру и, ура, мы дома.
Выводы можно сделать такие: для посещения некоторых мест не хватило времени. Многие места хочется увидеть летом. Перед вылетом постоянно смотрели погоду на нескольких сайтах, и все передавали на всю нашу неделю дожди, но, как мы убедились, не стоит верить синоптикам, погода испортилась только в последний день. По передвижению на авто проблем нет, только черногорцы не всегда включают поворотники и сильно высовываются со второстепенных дорог, приходится или выезжать на встречную полосу, объезжая их, или пропускать. Дороги везде отличного качества, кроме неосновных, хотя они тоже все асфальтированы. На серпантинах местные не притормаживают, а проносятся на скорости в нескольких сантиметрах от твоего зеркала. Если человек притормаживает, значит он не местный. Автомобиль однозначно стоит брать, иначе вы пропустите много интересного. Ещё в Черногории каждый город имеет свой собственный вид, там нет похожих городов, все абсолютно разные. Навигатором нам служила программа maps.me с картами Черногории. Накатали за неделю 1300 километров. Аренда авто с бензином вышла около 15000 рублей. А весь отпуск обошелся в районе 80000 рублей.
Спасибо за внимание!