Грузия. Сочиняя мечты

20.03.2019 | 43191 просмотр

Омск — Майкоп — Верхний Ларс — Степанцминда — Тбилиси — Сигнахи — Кутаиси — Батуми — Боржоми — Уплисцихе — Владикавказ — Омск.

Исходные данные:

• верный друг и товарищ Hyundai Tucson (2009 г. выпуска, полный привод, газ);
  • семья ленивых туристов:
    папа Илья (водитель, ответственный за финансы и технические аспекты поездки),
    мама Настя (штурман, навигатор, гид, ответственная за маршрут, места ночевок, пропитание и хорошее настроение, автор отчета),
    сын Игорь (7 лет),
    дочь Арина (2 года);
  • отпуск мужа с 7 по 28 июля 2018;
  • 8 лет мечтаний о Грузии. Но всегда были свои «НО», препятствующие этой поездке;
  • огромное желание успеть ВСЕ. Но здравый смысл и наличие двух шилопопных созданий вносят свои коррективы, поэтому остается просто  Огромное желание увидеть основные (скажем так «попсовые») достопримечательности Грузии + заглянуть немножко вглубь страны, пообщаться с местными людьми;
  • весьма скромный бюджет;
  • готовность менять маршрут по погоде и потребностям семьи.

Единственное, чего я боялась, это схода селя на Военно-Грузинской дороге (как в 2016 году). На случай плохих погодных условий и закрытой границы я подготовила план Б и даже план В. Один был — ехать в Грузию через Азербайджан. Второй план был остаться на Кавказе: Эльбрус — Домбай — Грозный — Махачкала — Дербент (Каспийское море). При любом раскладе мы получали горы + море. Но хотелось именно Грузию.

Подготовка машины к поездке:

• замена комплекта ГРМ и межвальной цепи с натяжителем;
  • полностью перебран генератор, заменены все подшипники и щетки (износ был около 60%), заменены оба задних ступичных подшипника.
  • перебрана муфта полного привода, заменены все подшипники и сальники, залито свежее масло.

Так как у меня все еще декретный отпуск, то я им вновь пользуюсь на полную катушку: с 29 мая по 10 июля я с детьми навестила всех южных родственников (Сочи + Симферополь), а также провели неделю на море в режиме сон-еда-море и на 3 дня заскочили проведать прабабушку в Майкопе (Адыгея).

Собственно, в Майкопе мы и встретили нашего папу.

Маршрут Омск — Майкоп муж ехал один. Выехал из Омска 7 июля в 5 утра, приехал в Майкоп 10 июля около 12 часов дня.

11 июля в 06:00 выехали из Майкопа сразу на Верхний Ларс.

В районе 14:00 мы встали в очередь 2,5 км до КПП.

Настрой был боевой — мы со свежими силами, игрушек много, есть запасы наклеек, еда есть, вода есть, до туалетов только идти 2 км, Терек шумит, мы все вместе, романтика. Дочь ушла на дневной сон сразу после Владикавказа и прекрасно поспала в очереди еще 2 часа.

Двигались мы очень медленно (100 метров за 15 минут).

Примерно в 16 часов приехал наряд, с автоматами, и стали разворачивать «особо торопливых». Работали, кстати, неплохо. Очередь стала двигаться заметно быстрее.

В 16:30 солнышко спряталось за гору и перестало так жарить. Еще 2 часа мы с Аринкой провели, изучая флору и фауну Дарьяльского ущелья — мочили ножки в Тереке, смотрели на кузнечиков, бабочек и местных лягушек, нюхали цветочки.

Самое непонятное началось внутри. Мы провели уже на самом КПП 1,5 часа. Из них досмотр и проверка паспортов длились 3 минуты. Работали все 4 окна на выезд из РФ, плюс 2 дополнительных. Но почему-то очень долго. Особенно тщательно досматривали армян.

На Грузинском КПП я с детьми прошла все за 3 минуты. Муж стоял в очереди примерно 25 минут. Через 2 км после КПП оформили страховку (950 руб.), можно было и он-лайн сделать это из дома или даже стоя в очереди перед Верхним Ларсом.

И так в 20:30 11 июля мы въехали в страну моей мечты.

Больше всего я боялась в ней разочароваться. Бывает же вот такое, когда очень сильно чего-то ждешь, а потом бац, и ОНО не соответствует твоим ожиданиям. Оно, может, и не плохое, но не такое, каким ты себе ЕГО нафантазировал.

Степанцминда

GPS 42.65771, 44.64062

В 21:00 мы уже были в Степанцминде и заселились в наш номерок. Нас встретил добрейшей души человек. Я впервые удивилась умилительной реакции мужчин на Аринку. Потом мы прозвали это явление «Магия Хвостиков».

Спали в первую ночь как убитые. Усталость + эмоции + высота (1800 м над уровнем моря) сделали свое дело. Утром я не сразу поняла, где я вообще нахожусь. А потом вышла на крыльцо и увидела Казбек! Красавец! Это стоит того, чтобы стоять хоть 12 часов в очереди.

Итак, 12 июля утро. Степанцминда и Казбек во всей красе.

Весь день отводим на осмотр достопримечательностей Военно-Грузинской дороги.

Погнали!

Троицкая церковь Гергети (Цвинда Самеба)

GPS 42.66244, 44.62045

Этот храм стал визитной карточкой региона Казбеги. Все, кто приезжают в Казбеги, непременно хотят увидеть гергетскую Самебу — Троицкую церковь 12-14 века, возвышающуюся на холме в деревне Гергети, на отметке 2170 м, у подножия горы Казбек.

Раньше в случае нападения на Грузию сюда свозили все церковные ценности страны, в том числе здесь хранился крест святой Нино.

К церкви можно подняться пешком из поселка (часа 2,5-3 в одну сторону), можно подняться на внедорожнике (огромное количество Делик внизу дежурит, мест хватит всем желающим), можно на своей машине.

Нашему Грызуны не хватило пониженной передачи и мощности движка. Мы не осилили последний крутой подъем с поворотом. Машину оставили рядом с австрийцами на рав4, прям вдоль дороги на горе. Посадили Ариныча в рюкзак и пошли пешком. Шли недолго, нас подобрала одна из делик и за 15 лари за четверых поднялись до церкви. Попутно пообщались (почти на пальцах) с восторженными немцем и французом.

Гора Казбек (Мкинварцвери)

Это одна из самых высоких гор Кавказа, наряду с Эльбрусом. Высота 5034 м. Часть пути на вершину идет по леднику, поэтому без подготовки и кошек там делать нечего.
Из известных личностей, кто взошёл на вершину горы — это бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, совершил он это восхождение в возрасте 45 лет.
Говорят, что Казбек капризный и показывается не каждому. Самые большие шансы увидеть его утром на рассвете или на закате.
Нам несказанно повезло — 3 раза из 3 мы видели Казбек. И он прекрасен!

Интересные места в окрестностях:

• Бассейн с минералкой (42.646306, 44.62939), он в нескольких км от Степанцминды находится, мы не нашли его.
  • Зато нашли Нижний (42.630271, 44.597112) и Верхний (42.631910, 44.592853) Аршинские водопады.

Оба водопада видно с дороги. Подъем к ним легкий. Старший товарищ прошел вприпрыжку.
Собственно, эта вылазка дала нам понять, что в этом году горных тропок нам не видать. Слингожизнь придется оставить в прошлом, слишком тяжелым стал кенгуренок наш. Жаль, мне она нравилась. Возможно, в следующий раз будем искать уже просто походный рюкзак со стульчиком для ребенка. Либо подождем еще годик, а там в 4 года Аринка уже сама сможет везде с нами ходить.

Деревня Сно

GPS 42.60535, 44.63847

Каких-то 7 км от основной трассы. И тишина невероятная. Сюда едут те, кто планирует много ходить. Мы планировали доехать до Джуты (насколько сможем), посмотреть массив Чаухи (говорят, что это самая фотогеничная гора в Грузии), прогуляться по ущелью Трусо.
Но мы потратили почти полдня на Церковь Гергети, и стоило нам только сесть в машину после водопада, как Аринка уснула. Тревожить ребенка не стали, ограничились осмотром долины и фотографиями на пустой дороге.

А еще там есть поле с громадными камнями, на которых вырезаны портреты известных грузин.

Военно-Грузинская дорога — одна из самых красивых дорог на Кавказе!

Трасса, длинною в 208 км, соединяет Россию с Грузией (из Владикавказа в Тбилиси) через Крестовый перевал.

Строительство дороги началось ещё в 18-м веке, сразу после подписания Георгиевского трактата о переходе Грузии под протекторат России. По сути, это единственная транспортная магистраль, соединяющая Россию с Кавказом — Грузией и Арменией, а также с Турцией (её ещё называют «воротами в Грузию»). Погранпереходы через Цхинвал и Абхазию не функционируют. Грузия не признала их отделение.

Часть дороги прорубалась сквозь горную породу, местами она идёт практически по краю ущелья рек Арагви и Терек.
По этой дороге на Кавказ, в поисках музы, путешествовали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов.

По-хорошему на путешествие по Военно-Грузинской дороге стоит выделить хотя бы пару дней.

Минеральный источник

GPS 42.50426, 44.45356

С одной стороны — оранжевый каменный водопад, по нему вода течет. С другой стороны — источник с минеральной водой, можно набрать и попить. Вроде лечебная.
Это место сложно пропустить. Оно прям вдоль трассы, его видно издалека, и здесь всегда много машин.

Крестовый перевал

GPS 42.50426, 44.45356

Древний каменный крест, установленный на высоте 2395 м в 1824 году. С самого перевала никаких красот особых не видно.
Но стоит чуть спуститься.... И дух захватывает.

Перевал ведет через главный Кавказский хребет, из долины реки Терек (мутный и быстрый) в долину реки Арагви (бирюзовая и более спокойная).

Сразу после поворота на спуске с перевала есть площадка для парапланеристов. Здесь почти нет людей, шикарные виды и возможность насладиться альпийскими лугами.

Арка Дружбы Народов расположена на высоте 2384 м.

GPS 42.49237, 44.45295

Арка огромная, яркая, с красочной мозаикой. Построена в 1983 году в честь 200-летия с момента подписания трактата о присоединении Грузии к России.

Дальше идет сам спуск. С высоты 2300 м за каких-то 100 км спускаемся до уровня 450 м над уровнем моря. Спуск серпантинистый, но не такой тягомотный, как в Сочи.

В деревне Пасанаури мы решили, что пора уже и пообедать.

Очень голодный муж заказал 20!!! хинкали на нас четверых. С его слов: «Я спросил, какие они по размеру, мне показали как наш пельмень почти. Ну, я и решил, что 20 пельменей нам в самый раз».
После того как мы съели по 2 куска хачапури, стало понятно, что хинкали можно было вообще не заказывать.

Остаток мы попросили нам сложить с собой. И еще 2 вечера ими ужинали в Тбилиси.

По ценам.

Это домашний ресторан.

1 хинкали стоил 0,7 лари (около 20 руб). Хачапури — 6 лари (6*27=162 руб.), лимонад и боржоми по 2 лари.

Цены примерно во всех ресторанах и кафе были одинаковые (+/-1,5 лари). Не важно, в Батуми мы были, в Тбилиси, в Пасанаури или под Телави.

Крепость Ананури

GPS 42.163894, 44.703019

Эта древнейшая крепость 16-го века стоит на Жинвальском водохранилище. Крепость возвели как форпост, и изначально она перекрывала дорогу. В её истории была драматичная страница о великой осаде крепости, о предательстве и проклятиях.

Вход на территорию крепости бесплатный. И лазить можно везде. Вид с колокольни просто потрясающий.

От крепости до Тбилиси 70 км.

Близился вечер, мы торопились заселиться, поэтому посещение монастыря Джвари и Мцхеты мы отложили на следующие дни.

В Тбилиси нас ждала небольшая квартирка с просторным залом и кухней.
Особенности улочек Тбилиси — очень много односторонних. Поэтому до места назначения мы добирались какими-то окольными путями. Плюс это было 12 июля. А 12 июля, как оказалось, в Грузии празднуют Петре-Павлоба — День апостолов Петра и Павла. В этот день Патриарх Грузии сам лично и бесплатно крестит третьих и последующих детей в семьях, родители которых венчались в церкви.
А жили мы как раз у этой самой церкви.
Такое скопление машин и людей я видела, пожалуй, только на набережной на салюте 9 мая. Мы еле пробрались к нашей квартирке.

Цминда Самеба

GPS 41.697510, 44.816666

Собор Святой Троицы в Тбилиси был достроен 10 лет назад на холме Святого Ильи. По слухам, собор был построен на средства грузинских миллиардеров.

Сама церковь — огромная! Все вокруг ухожено. Это целая территория, почти парковая. ДО 22:00 ворота открыты всем, и неважно какой ты веры, есть ли крестик и какой длины у тебя юбка/шорты. Единственное, что нужно учитывать — время в Грузии отличается от московского (+1 к Москве). Ну, и в сам храм, конечно, вход только в соответствующей одежде. Но мы внутри не были.
А снаружи все очень душевно и для людей. Никто не шикает на прыгающих детей. Наоборот, сюда вечером приходят именно погулять и побегать с детьми.

Дети умотались так, что уснули в процессе опускания головы на подушку.
Мы же, как и все последние 7 лет, в это время не спим. Вспоминаем веселые моменты рождения нашего сына, и каким же крохой когда-то он был.

И когда только вырос-то....
7 лет товарищу.

13 июля. ТБИЛИСИ

Утро началось с поздравлений сыну, подарков и телефонных звонков. Выползли мы на улицу лишь в 10 утра. Маршрут строили так, чтобы было интересно имениннику и нам.
Хотели с утра пойти в Тбилисский зоопарк, но уже утром было +32. Так что мы решили, что пойдём гулять по городу, мелкими перебежками между ларьками с мороженым.

Синий (маршрут от нашего дома): Цминда Самеба — Кафе Воды Лагидзе — метро Авлабари — площадь Европы — парк Рике — мост Мира — площадь Свободы — Национальный музей Грузии — Парламент Грузии — Тбилисский Фуникулер — Мтацминда парк.

Красный (обратный маршрут): Мтацминда парк — (на автобусе) Площадь Свободы — старая городская стена - Театр Марионеток — Дом Юстиции — Кафедральный Собор Сиони — Серные бани — памятник Вахтангу Горгасали — метро Авлабари — Цминда Самеба.

Площадь Европы и парк Рике

На площади Европы можно погулять по уютному парку Рике (огромные шахматы, к сожалению, уже сломаны наполовину).

Мост Мира
GPS 41.693, 44.80846

Стеклянный мост, построенный в 2010 году по инициативе Михаила Саакашвили. Архитектором был итальянец, дизайнером — француз. Мост получился очень даже симпатичным. Споры среди правителей и местных жителей о нем не утихают до сих пор. Его даже хотели снести недавно, но все обошлось.

Тбилиси нам с мужем запомнился и понравился как раз тем, насколько гармонично рядом уживается прошлое и настоящее. Старинные дома и современные казино. Церковь и бок о бок с ней ночной клуб. И как-то это все не режет глаз.

В Батуми, например, четкой была грань между старым городом, новостройками и «трущобами».

Первый вечер в Тбилиси и мои ощущения — очень шумный. После тишины-то гор.
Второй день в Тбилиси, и я полюбила этот город. Основные достопримечательности города можно обойти за один день, если вы без детей. С детьми 2-3 дня. Но есть в этом городе что-то такое притягательное, что хочется вернуться еще.

Мтацминда и Тбилисский фуникулер

Рекомендуют подниматься на гору Мтацминда на фуникулере, а обратно спускаться пешком по эко-тропе, заглянув по пути в церковь и пантеон писателей и общественных деятелей Грузии на горе Мтацминда. Там похоронен Грибоедов, мать Сталина и другие знаменитые люди.
От площади Свободы мы поднимались до Тбилисского фуникулера пешком в гору минут 30. Хотя казалось, что вот он рядышком уже.

Дальше на самом фуникулере (2,5 лари за взрослого + 2 лари карточка парка) поднялись на гору Мтацминда.

Тбилисский фуникулер

Соединяет центр города с горой Мтацминда, где находится большой парк аттракционов.
Открыли фуникулер в 1905 году. В 2000 году оборвался трос, и аж 13 лет фуникулер был на реконструкции.

В самом парке мелкая сразу же уснула в коляске, а Игореха опробовал все аттракционы, которые хотел. Правда, в рамках бюджета. Мы оговорили с ним бюджет, положили на карточку парка что-то около 40 лари.
Стоимость аттракциона в районе 3-4 лари (80-110 руб.) для детей от 5 лет. Аттракционы для самых маленьких — 2 лари (55 руб.).

Часа через 3 ребенок старший был счастлив и доволен и готов дальше исследовать город.

Вниз до площади Свободы мы спустились на автобусе — 50 тетри за взрослого (13,5 руб.)

Театр Марионеток

(Адрес: Тбилиси, пер. Иоане Шавтели, 13)

GPS башенки 41.695815, 44.806534

Построен в 1981 году. Резо Габриадзе — скульптор, режиссер и драматург.
Пишут, что есть возрастное ограничение на посещение спектаклей — от 12 лет. Билеты раскупают там аж за месяц до представления, стоимость около 25 лари.

Рядом с театром построена и украшена самим маэстро башня с часами, на крыше которой растет гранат. Каждый час из нее появляется ангел и бьет в колокол молоточком. В 12:00 и 19:00 прямо на улице можно посмотреть маленькое представление «Цикл жизни».

Нужно учитывать, что начинается оно на 5 минут раньше.
Мы успели к самому концу, но и этого хватило. Дети и взрослые как завороженные стояли и смотрели.

Очень многие интересные места в Тбилиси скрыты в переулках. Если специально не искать, то можно запросто пройти мимо.

Серные бани

Находятся они в районе Абанотубани. Лучше всего отправляться в бани вечером после прогулочного дня в Тбилиси. Это общественные бани, вода в которых насыщена серой и поступает из-под земли. Цены разные, от 35 лари за номер за час.

Самый интересный вариант — это Баня №5. Там более привычные для нас номера. Но бронировать их надо утром на вечер. Иначе все занято.
Цена что-то от 50 лари.
Друзья же советовали посетить бани не в районе Абанотубани, а на озере Лиси. Там открылся новый комплекс, цены ниже, а качество, говорят, лучше.

И все же, когда на улице +40 в тени, в баню идти совсем не хочется. Как-то у нас баня лучше идет, когда на улице -25, и ты такой из парилочки да в снежочек бульк.

Ну и «аромат» серы — это однозначно на любителя.

А вот прогуляться по району Абанотубани нужно обязательно. И не полениться спуститься вниз по лесенкам. А еще там за домами дорога идет по ущелью Легвтахеви и заканчивается у водопада. Вот так, в самом центре города есть красивый водопад.
Удивительный Тбилиси.

А с тортиком для именинника была милая история.
Было уже темно, мы возвращались домой от метро Авлабари. И между собой разговаривали, что «вот сейчас найдем вкусный тортик и попьем чай дома». И тут к нам обращается молодой человек (грузин), говорит, что случайно услышал и знает, где тут кондитерская. Провожает нас до нее, несмотря на то, что ему идти в другую сторону и он с двумя приличными пакетами из магазина.
В кондитерской стоим и обсуждаем, что надо маленький тортик купить, так как большой не съедим. Хозяйка кондитерской спросила, какой у нас повод для тортика. Игорь гордо сообщил, что у него сегодня День Рождения. И… получил большой кусок Наполеона в подарок.
Просто так.
Ничего другого мы там больше не купили, ибо кусок был почти в половину обычного торта.

14 июля. В планах — Монастырь Джвари, Мцхета и Тбилисский зоопарк.

Монастырь Джвари

Сегодня он один из самых знаменитых монастырей в Грузии.
Эти строки Лермонтова из поэмы «Мцыри» знают почти все:

Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

Монастырь нынче очень популярен. Сюда приезжают молодожены на фотосессию, на венчание внутри храма. Очень много туристов. Дорога до Храма отличная, главное не пропустить нужный поворот с трассы.

Погода в Грузии решает все за нас. На улице к 12 часам было уже +40. Издеваться уж совсем над детьми и собой не хотелось. Поэтому вместо мостовых и храмов Мцхеты мы поехали... купаться в Тбилисском море.

Тбилисское водохранилище
Искусственный водоем Грузии был создан в середине 20 века для снабжения Тбилиси водой. Для его сооружения потребовалось затопить водами реки Иори три солёных озера, которые ранее находились на этой территории. Длина его 9 км, а ширина 3 км. Средняя глубина около 26 метров, но в некоторых местах она превышает 45 метров. Вода прозрачная и чистая, быстро прогревается и к июлю часто достигает температуры 28 градусов.
Водохранилище от автотрассы отделяет сосновый бор, в котором чистый и ароматный воздух.

Вода, действительно, очень чистая и очень теплая.

В районе 6 вечера решаем поехать в зоопарк и там гулять до темноты. Но без приключений же жить неинтересно.

Еще когда спускались к водохранилищу, немного не рассчитали траекторию и не в том месте спустились с бетонки. В итоге, как первоклассники, повисли защитой на краю дороги. Обратно выскакивали тяжко, благо 3 ребят помогли.

Передние колеса изрядно так «врезались» в край бетонки и не хотели заскакивать обратно.
Как результат — на дороге потом поняли, что машину хорошо так ведет влево. Нужно искать СТО и делать развал-схождение.

И на самом выезде уже на трассу прокололи колесо. Боковой порез, свищ слышно даже внутри машины. Нашли ближайшую шиномонтажку, на пальцах объяснили что и как. Цена вопроса — 10 лари и 30 минут времени.

За эти полчаса со всех сторон набежали черные тучи, началась гроза и проливной дождь. Мы решили, что если б не прокол колеса, ливень нас бы в зоопарке как раз застал.
Вечером играли дома, бегали во дворе под дождем и пили вино.

А Мцхета и зоопарк остались на следующий раз.

15 июля

Понимаем, что по прогнозу в Вардзии дожди уже 3 дня. Ехать туда смысла нет.
Меняем план — сначала смотрим, что с машиной, потом либо остаемся в Тбилиси и ремонтируемся, либо едем в Сигнахи.

Все оказалось довольно просто — чуть-чуть погнули новую стойку. Отклонение некритичное. Пошаманили, подпилили болт крепления амортизатора, сделали развал. Цена вопроса 30 лари за все. 1,5 часа времени.

Адрес СТО — 6 University St, T'bilisi, Грузия.

Увидев, что у нас маленький ребенок с милыми хвостиками, нас пропустили вне очереди. «Магия хвостиков» в Грузии срабатывала безотказно.
А еще обнаружили, что коробка немного в масле. Возможно от высокой температуры за бортом «выплюнула» масло.
Учитывая погнутую стойку, колесо с заплаткой и непонятки с маслом в коробке, решаем, что в этом году будет лайтовое знакомство с Грузией — едем только хорошими дорогами. Маршрут Боржоми — Ахалцихе — Сэрм — Багдати — Кутаиси отменяем. В Кутаиси едем как белые люди — по автостраде.
Хотели, конечно, интересный маршрут, но в итоге первое знакомство с Грузией вышло по весьма таки попсовым направлениям. Но хуже оно от этого точно не стало!

Монастырь Бодбе

Пожалуй, это самый душевный и романтичный монастырь из всех, что мы видели.

Здесь похоронена Святая Нино. Именно она в начале 4-го века принесла христианство на землю Грузии (более чем за шесть с половиной веков до того, как крестилась Русь).

Нино родилась на территории нынешней Турции, в провинции Каппадокия. В 14 лет к ней во сне явилась Богородица и, вручив ей крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила проповедовать на территории нынешней Грузии, в тогдашней Иверии, и попутно разыскать хитон Господа, в который он был одет незадолго до казни и который якобы попал в Грузию. 14 лет ей было в 294 году, а в тогдашнюю Иверию она прибыла лишь в 319 году!

Но в итоге миссию свою она выполнила, и в 324 христианство стало официальной религией Грузии. После этого Нино уединилась в тогда глухом уголке, возле небольшого села Бодбе, где попутно проповедовала новую тогда религию.

Здесь есть несколько храмов. Маленький — это вот как раз самый старый, из того, что сохранилось. Построен он в 9 в. н.э.

Большой храм — это новодел, но построен красиво и с душой.

Спустившись на 800 ступенек вниз, можно попасть к 2 часовням, купальне и источнику святой Нино. Мы не дошли, так как за 15 минут до нас был сильный дождь и глиняную дорогу прилично размыло. Проход был закрыт из-за опасности схода оползня.

Даже если вы не самый верующий человек (как мы), побывать тут однозначно стоит.

От монастыря до города Сигнахи всего 2 км. Мы не планировали в него заезжать, а уж тем более ночевать. Но так сложились звезды (= нашептала погода), что мы оказались именно там, где нам нужно было. И, пожалуй, самые теплые и романтичные воспоминания у нас с мужем именно отсюда.

Сигнахи

Сигнаги — город любви в Алазанской долине. Этакая грузинская Италия в Кахетии.
Город построили для туристов. Изначально это была нежилая крепость. В случае опасности сюда поднимались жители из 8 окрестных сел в Алазанской долине.
Крепостная стена сохранилась и по сей день. И она имеет 8 ворот, по количеству сел в Алазанской долине. Сохранились 28 сторожевых башен и 5 ворот.

Это второй город в мире (после Лас-Вегаса), где можно пожениться в любое время суток!
Городской ЗАГС приглашает влюбленных на торжественное бракосочетание круглосуточно. Здание очень достойное, отличный интерьер и романтичная атмосфера.
Ну и именно в Сигнахи, по местному преданию, влюбленный художник Нико Пиросмани покрыл цветами площадь перед гостиницей, где жила любимая женщина (песню Аллы Пугачёвой «Миллион алых роз» знают все).

Чтобы влюбиться нужно 2 вещи: сначала романтично попасть под проливной дождь, потом так же романтично согреться в ресторане у того самого круглосуточного ЗАГСа. Добавим ко всему прочему романтичное настроение после посещения монастыря Бодбе… И вкусный ужин.... и вино… На выходе получаем влюбленную парочку (с двумя детьми, правда), которая бродит по пустым улочкам красивого городка и наслаждается тишиной, видами, крышами и невероятно чистым воздухом.

Свадеб в тот вечер не было, был финал ЧМ по футболу.

На футбол мы успели. Последние 20 минут. И потом еще пересматривали самые ключевые моменты вместе с хозяином дома, под его домашнее вино.

16 июля.

Утром мы немного осмотрели город и окрестности и обратно до Тбилиси решили ехать другой дорогой. Крюк км в 70 получался.

Корпорация Киндзмараули

Если вы в Кахетии, то просто невозможно не побывать на одном из винных заводов или частной винодельне. Их тут очень много.

Экскурсия на завод Киндзмараули бесплатная. Дегустацию мы не брали. Цены в магазине при заводе на 4-8 лари ниже, чем в Тбилиси, Батуми или Кутаиси. Приезжать и покупать тут вино очень выгодно. Киндзмараули с черной этикеткой тут стоит 11 или 13 лари (в других магазинах от 18 лари). Хванчкара тут 28 лари (в других магазинах 38-45 лари за бутылку).

Это один из крупнейших винных заводов на территории Кахетии. Расположен в центре маленького городка Кварели. Экскурсия на завод интересная. По времени — около 30 минут. Здесь можно увидеть и классический грузинский «сацнехели» (пресс), и дубовые бочки, и квеври (глиняные огромные кувшины, их закапывают в землю, и там вино бродит), и новые цистерны.

По классической грузинской технологии (в квеври) сейчас изготавливается лишь 10% всей продукции. Остальное делается по европейской технологии.

Вообще, на Кахетию лучше заложить 2 дня. Таких полноценных. Чтобы и винодельни посмотреть, и дегустировать. А если приехать в сентябре, то можно поучаствовать в винных турах (сбор урожая, давка винограда древним способом, вечернее застолье у хозяев частной винодельни).

Замок Греми — это замок XVI века, визитная карточка Кахетии.

На месте бывшего города Греми сейчас можно видеть собственно «замок» и кое-что вокруг.
Замок стоит прямо над трассой, у трассы есть парковка. Территория замка обнесена невысокой стеной. Внутри находится Архангельский храм и башня с музеем.

Мальчишки тут, конечно, получили уйму эмоций. Как обычно — везде можно залезть и все осмотреть. Круче всего оказался подземный ход. Он ведет от стен крепости вниз, к трассе. Внизу выход закрыт. Ход такой, каким он был при кахетинском царе Георгии I — с летучими мышами, без освещения и без лесенок.

На этом мальчишки решили, что монастырей уже достаточно. Пора подкрепиться и в дорогу. А нам предстояло проехать каких-то 350 км до Кутаиси. По нашим меркам, 350 км — это вжух и там. А навигатор писал о каких-то странных 8,5 часах на это расстояние.

Монастырь Некреси, Алаверди и еще огромное количество интересных и старинных мест мы проехали мимо. Не могу сказать, что мне безумно грустно от этого. Нет, я точно знаю, куда мы поедем в следующий раз в Грузии.

В поисках кафе мы проехали сам город Телави. Дворец Царя видели, крепость в центре города видели, на рынке побывали, аэропорт «Мимино» видели. Вопль мужа «Смотри МИМИНО летит над горами» слышала.

Сразу на выезде остановились в первом кафе. Оказался чудесный ресторан, с вкусной кухней, прекрасной жареной форелью и нереально чумовыми видами из окна!

А еще забыла про чистоту. Придорожное кафе. Что можно ожидать от туалетов в таких кафе? А вот и неправильно — идеальная чистота! И живые ЦВЕТЫ в маленьких вазочках на раковинах!

Перевал Гомбори

GPS 41.864157, 45.279468

С одной стороны перевала виден холмистый Гомборский хребет, с другой дорога спускается к началу Алазанской долины.

Наивысшая точка — вершина горы Циви (порядка 2 тыс. м над уровнем моря). Высота самой дороги — 1640 м над уровнем моря. Протяженность Гомборского хребта — 65км. Сам перевал — это крутой серпантин. Резко вверх и крутые повороты-развороты на 180. Благо дорога почти без трафика и хорошего качества.

На протяжении этих 65 км я насчитала 8 крепостей. Это только те, к которым стояли указатели, и которые были вдоль трассы. Но у нас после сытного обеда мирно посапывает на заднем сиденье Аринка, поэтому мы едем дальше. Да и расчетное время прибытия в Кутаиси нас как-то напрягает.

Дорога до Кутаиси была странной.
Незаметно выползли на автостраду (скорость 110 км/ч, красота), так же незаметно она закончилась и сжалась до размеров по одной полосе в каждой сторону, потом опять автострада, потом резко закончилась... Скорость то 110, то еле плетемся через населенные пункты или по узкому ущелью.
В Кутаиси мы приехали лишь в 8 вечера.

310 км и 6 часов пути.

Сил смотреть город не было. Заселились, дошли до ближайшего магазина, накупили продуктов и пошли ужинать на общей кухне.
Общая кухня была хороша. Там было 2 русских семьи, поляки, австрийцы и латыши. С латышами разговорились часа на 1,5.
Однозначно, общая гостиная или кухня — это место, которое сближает многих людей. Мы можем смотреть новости, но так ничего и не знать об этой стране. Намного важнее общаться с людьми.
Как показала Грузия: люди и политика — это разные вещи, порой совсем не совместимые.

В самом Кутаиси мы не собирались ничего смотреть. Это была транзитная точка нашего маршрута.
А вот рядом с Кутаиси есть несколько интересных мест. За день можно побывать в двух из них.

• Сатаплиа (не работает по вторникам). Вход 15 лари взрослый;
  • Пещера Прометея (не работает по понедельникам). Вход 15 лари взрослый, 7 лари детский;
  • Каньон Окаце. В этом году вроде бы вход тоже платный. Около 15 лари. Не пускают детей, ниже 120см ростом;
  • Водопад Кинчха (его в том году оборудовали, вход теперь тоже платный);
  • Мартвильский каньон (тоже платный вход).

У нас вторник, 17 июля. Значит, Сатаплиа уже отпадает. В Окаце нас не пропустят, так как оба ребенка ниже 120см. Предложила мальчикам на выбор остальное. Они выбрали пещеру, так как в подобного рода пещерах они не были еще.

Пещера Прометея или пещера Кумистави.

Была обнаружена недавно — в 1983 году. Затем, уже при Саакашвили, было выделено много финансов на придание пещере туристического статуса, чтобы она была не хуже Ново-Афонской пещеры Абхазии. В мае 2011 года пещеру открыли для туристов.

Ее общая протяженность составляет 11 км. Для посещения туристами доступно чуть более полутора километров пещеры. Расположена она на глубине 80 метров ниже уровня моря.
Экскурсия длится 1 час. Рассказывают интересно. Идет 2 экскурсии: одна на английском, вторая на русском. Группы идут друга за другом, не пересекаются.
В пещере легко и свободно дышать, потому что в составе воздуха 1/5 занимает чистый кислород. Температура воздуха и воды в пещере круглый год составляет 14-15 градусов.
В пещере протекает подземная река, которая впадает в озеро и образует подземный водопад. На все это можно посмотреть, покупается дополнительно на входе еще экскурсия на лодке.
Дабы не вылавливать шилопопную Арину из подземных вод, мы решили обойтись обычной пешеходной экскурсией.
После Пещеры советом стаи было решено посещение каньонов и водопада отложить и ехать сразу к морюшку.

Шекветили

Маленький поселок на берегу Черного моря.
Особо примечателен черным магнитным песком на пляже, мелким морем, сосновой рощей на берегу и малым количеством отдыхающих.
3 часа пролетели как минута. Море прекрасное — нежное и очень теплое.

Батуми

Резкий контраст между старой частью города, новостройками и почти трущобами. Он скорее похож на курорты Краснодарского края, чем на Грузию. Именно здесь Грузия чувствуется меньше всего.

И я, честно, не понимаю людей, кто после Верхнего Ларса сразу мчит в Батуми. И в случае дождей не меняют свои планы, а сидят в номерах. И потом сетуют в соцсетях, что отпуск не удался.
Батуми — это еще не вся Грузия! Хотите увидеть настоящую Грузию — езжайте в горы, в Кахетию, в Сванетию, в Тушетию, хотя бы покатайтесь вглубь по Аджарии.

Сам пляж в Батуми. Меня лично такие булыжники не впечатлили, поэтому мы утром ездили изучать другие пляжи, а после дневного сна выходили гулять по городу.
Я очень долго пыталась понять, где же снимать жилье на море. Мне советовали в небольших поселках, а в Батуми приехать погулять вечером. Но муж тоже человек, и вечером куда-то ехать, искать место для стоянки, потом по темноте возвращаться обратно... Нет, такой вариант мы отбросили.
Квартирку сняли через букинг. По расположению — центр старого города, 400 метров от площади Пьяцца.

Приехав на место, мы ужаснулись узкими улочками, невозможности запарковать машину около дома и огромному количеству людей вокруг. Очень шумно. Поэтому, когда по телефону хозяйка сказала, что адрес не как в букинге указан, а на 120 домов дальше... мы даже не расстроились.
Больше неприятных сюрпризов не было. Квартира чистая, просторная — кухня-студия + отдельная спальня. На границе новостроек и старого Батуми. До моря 10 минут спокойным шагом.

Наши вечерние прогулки по Батуми.

Парк 6 мая (GPS 41.648138, 41.628977).

На территории парка расположен дельфинарий, зооуголок, озеро Нурингель и аттракционы для маленьких детей (в районе 0,5-1 лари за 1 карусельку).

Недалеко от дельфинария Батуми есть мини-зоопарк (работает до 18:00), разделенный на два сектора. В один сектор вход бесплатный. Там живут зебры, кенгуру, пони. В платном секторе (2 лари) обитают приматы и птицы.

Главная площадь Батуми — площадь Европы (GPS 41.651196, 41.636351).

На ней проводятся праздничные концерты, фестивали, ярмарки и различные городские мероприятия.

Здания, находящиеся здесь, похожи на сказочные замки.

Астрономические часы

GPS 41.651134, 41.637549

Парк чудес

Он расположен в самом начале бульвара. Именно здесь расположены статуя Али и Нино, Башня грузинского алфавита, колесо обозрения и маяк.

Башня алфавита демонстрирует 33 огромные буквы грузинского алфавита. 130-ти метровая башня визуально очень схожа со спиралью ДНК.

На Башню мы поднялись. Почему-то мне кажется, что подъем на канатке интереснее и виды там лучше.
Сама Башня красива снаружи, и когда включается подсветка. Наверху очень душно. Но тут еще есть туристическо-информационная зона. Можно воспользоваться онлайн-гидами и получить максимум информации о Батуми и Грузии.

Маяк является самым старым 20-метровым сооружением в Парке чудес (1882 год).

В те годы на этой территории еще не было бульвара, маяк возвышался над мысом, уходящим в море. Порт перенесли подальше от центра города, на его месте засыпали грунт, а маяк остался.
Маяк все еще действующий.

Али и Нино

Это батумский шедевр современного искусства. Герои одноименного романа мусульманин-азербайджанец Али и христианка-грузинка Нино вдохновили грузинского художника-скульптора Тамару Квеситадзе на создание этого памятника. Семиметровые движущиеся статуи символизируют вечную любовь, которая стирает грани между религиями, противоречиями, расстояниями, различиями и традициями. Фигуры мужчины и женщины приближаются друг к другу, потом сливаются вместе и отдаляются. Этот шедевр чарует и не оставляет равнодушным.

Игорь сказал: «Ой, они же целуются! Хм... Интересно, как они так проходят друг сквозь друга?» Мальчики — такие мальчики. Их всякой такой романтикой не проймешь. Вот летучие мыши в пещере — это да!

Batumi Piazza

GPS 41.649474, 41.641098

Пьяцца — это сердце старого Батуми. Круглая площадь, вокруг нее кафе. По вечерам тут играет приятная музыка, проводятся концерты. Чисто, аккуратно, романтично — это все днем. По вечерам очень шумно и многолюдно.

Фонтаны Батуми

Пожалуй, это детский рай. Куда ни поверни, с вероятностью 90% будет фонтан.

Но нас покорил Танцующий фонтан (GPS 41.641155, 41.613833).
Он находится в центре озера Ардагани, в самом начала новостроек.
Вода постоянно меняет узоры, пересекается, поддерживает ритм и музыкальную кульминацию, светится радужными переходами красок. Этот фонтан еще называют Огни Вечернего Батуми и сравнивают с лучшими поющими фонтанами Европы. Музыкальные композиции подобраны на любой вкус и настроение: грузинские национальные мотивы, рок, классика, джаз, мировые поп-хиты и др.

Муж сказал, что этот фонтан намного интереснее фонтана в Олимпийском парке в Адлере. Не выше или круче, а именно интереснее. Тут больше вариаций движения струи, цветов и каких-то невероятных переходов.
Представление начинается в 21:00 по местному времени.
Смотреть лучше не со стороны моря, там плохие колонки и шум от каруселей и ресторанов забивают музыку. Самый кайф это ближе к дороге, по другую сторону озера.

Пляж Сарпи

500-метровый пляж Сарпи считается одним из лучших в Аджарии.

Море прозрачное, никакой плавающей грязи нет. Людей меньше, чем в Батуми, конечно.
Через Сарпи проходит граница между Грузией и Турцией.
Горы, которые видны на фото, это уже Турция.
На пляже стоит табличка, предупреждающая о том, что за неё заходить и заплывать нельзя.

Есть откуда понырять, есть откуда сделать красивые фотографии.

Вода теплая, чистая.
Собственно на этом и все плюсы. Да и вообще все. Больше тут делать нечего.

Турция в этом году в наши планы не входила, так что на детский обеденный сон мы уехали в горы, немного поизучать Трансаджарскую магистраль.

Мы проехали самый лайтовый маршрут по асфальту до Хуло. Встретили экспедиционники, они как раз уже покорили Трансаджарскую магистраль. Сказали, что там сошел сель, завалы расчищают, но дорога крайне узкая.

Ну, я верю, что у нас это была не последняя поездка в Грузию. И от Ахалцихе до Хуло мы еще проедем.

А пока посмотрели Водопад Махунцети и арочный мост царицы Тамары.

Всего в Аджарии насчитывается 25 сохранившихся да наших дней арочных моста. Но лишь мост царицы Тамары является наиболее посещаемым и удобно располагаемым во всем регионе. Строительный материал брался из обломков ближайших скал, а соединял их между собой известковый раствор. Кажется, что конструкция и материалы просты, но мост пережил не одно землетрясение и почти тысячу лет.

Кемпинг под Кобулети

GPS 41.785350 41.762180

По плану мы должны были отдыхать в Батуми неделю, а потом сразу домой. Но! Планы можно и поменять, если обнаруживается новый кемпинг прямо у моря.
В первое утро мы сходили на пляж Батуми, разочаровались.
Во второе утро мы поехали на разведку в кемпинг. И влюбились в это место...

Я, видимо, не очень люблю людей. Мне нужен простор. Среди толпы я впадаю в какую-то апатию. Мне неуютно.

Это место понравилось нам не только относительно мелкой галькой, огромным количеством ракушек, но и почти пустым пляжем.

Кемпинг GeoCamp открылся только в этом году. У них был в том году кемпинг под Уреки, но было много нареканий. Ребята сделали интересный кемпинг на Тбилисском водохранилище. И вот в начале июля запустили новый кемпинг на БОБОКВАти.
10 лари за палатку в сутки.
Посторонних нет.
Пляж через калитку.
Есть возможность у хозяйки этой территории заказать завтрак/обед/ужин.
Есть горячая вода в душе и туалет.
Пустой пляж, адекватные соседи, полнейшее батонодавление. Есть особая романтика в таких местах.

В основном туда приезжают на 2-3 недели. У нас было 2 ночи и 3 дня.
Хорошо, что решили выехать из квартиры в Батуми пораньше. Оно того стоило.

Боржоми

Полдня мы купались в море и утрамбовывали машину. И еще полдня пилили до Боржоми.
В 7 часов вечера нам уже не продали билеты в Нацпарке в бассейны с минералкой, так как те работают до 8. Пошли гулять просто так, ожидая в парке тишины, спокойствия и природы.
Фигушки.

Боржоми — мое самое большое разочарование. Во-первых, надо было ехать на канатке, а оттуда спускать пешочком по тропе.
Во-вторых, в нацпарке куча аттракционов. Цена выше, чем в Батуми. Толпы людей. Еще и вход платный.
Восторгов никаких. Лишь мысль о том, что лучше бы переночевали в Гори.

Уплисцихе

Раз уж мы не попали в Вардзию, то надо посмотреть пещерный город Уплисцихе.
В переводе «Божья крепость». Это древний пещерный город (примерно 3 тысячи лет ему).
Вход 7 лари взрослый.
Дети от 6 лет и студенты — 1 лари
аудиогид — 10лари
гид — 20 лари.
Работают с апреля по ноябрь с 10 до 19 (зимой до 18).

Мы ходили без гида, сами. Около каждого места стоят таблички, с названиями. Ну и экскурсий тут так много, что можно смело слушать хоть на английском, хоть на русском.

В Уплисцихе летом лучше всего ехать с самого утра. Днем здесь в районе +40. Тени нет.

Когда-то Уплисцихе был храмовым городом и культовым центром Иберии (Восточно-Грузинского царства). Люди здесь поклонялись Солнцу, пили вино и приносили в жертву животных.

Мы решили не выезжать в РФ вечером, а продлить себе удовольствие от Грузии немного и заночевать в Степанцминде.

Прекрасное Жинвальское водохранилище.

Координаты: 42.135207, 44.772233

Дамба: 42.130361, 44.771704

Обзорка: 42.141631, 44.769278

Последний вечер в Степанцминде был особенным.
Мы пошли поужинать в ресторан. Налички у нас не осталось совсем, поэтому искали место, где можно поесть хинкали и расплатиться карточкой.
Ресторан «5034м», с красивым видом на заходящее за Казбек солнце.

Мы прождали наши хинкали 1,5 часа. Это прям нонсенс. И нам их так и не принесли. Ругаться не стали, расплатились за лимонад, ждать «еще 10 минут хинкали, ведь уже варятся» не стали.
Голодные и унылые вернулись в наш гостевой дом.

А там.... Добрейшие хозяева еще по приезде сразу принесли горячий хачапури с сыром и картошкой (не помню название, но местные чаще всего едят именно так). А уж узнав, что мы не смогли поужинать и перед сном едим только йогурты, накормили нас тем, что было под рукой — какое-то блюдо из яиц детям, закуска из баклажан, лепешка кукурузная, овощи, домашняя чача (пьется легко, уносит на раз-два-три, голова наутро не болит вообще). А потом еще часа 1,5 хозяин дома учил мужа готовить оджахури.
Вот оно истинное грузинское гостеприимство.

25 июля

Уезжать из Грузии совсем не хотелось, но надо.

В 8:30 мы подъехали к Грузинской таможне. Прошли ее за 5 минут.

В 9:30 мы выехали с нашей таможни.

Нас не досматривали. Попытались, но старший смены сказал:- «Вы чего. Если они сейчас все выложат хотя бы из багажника, то это на полчаса минимум. Вино — бог с ним. Запрещенное что-то есть?» Проверили бардачок, под сиденьями и в запаске. Дальше не полезли.
Нам опять повезло, мы таможню прошли очень быстро, а вот вечером народ стоял уже 4-4,5 часа на нейтралке.

Итак, до дома почти 4000 км и 5 дней дороги — Степанцминда — Элиста — Волгоград — объездная Саратова — Оренбург — Троицк — Курган — Омск.

Тут мы впервые не смогли прийти с мужем к общему решению.
Он настроился уже ехать и ехать, чтобы быстрее приехать домой и потратить на дорогу не 5 дней, а 4.
Я же предлагала ехать в спокойной режиме — обычные 700-800 км в сутки. Чтобы вечером гулять с детьми.
Но за рулем муж, за ним последнее слово.

В итоге ехали 4 дня. Вставали в 6 утра, ложились спать в 12 ночи. Дети засыпали в машине часов в 9 вечера, мы их спящими переносили в номер гостиницы. Останавливались по мере необходимости на покушать/туалет/побегать.
В районе обеда мы выбирали точку, до которой хотим добраться. И там через букинг я бронировала номер. Выгоднее, чем останавливаться в мотелях вдоль трассы, и намного чище и комфортнее.

В этот раз мы решили проехать Урал низом — через Оренбург и Магнитогорск.

Красиво, очень низкие горы. Дорога местами пропадала совсем. Вроде федеральная трасса, и вмиг она переходит в гравийку. Таких участков немного, но они есть.

Трафик почти равен 0. А это такой жирный ПЛЮС после адского муравейника на участке Волгоград-Саратов.
Один минус — людей на этом участке дороги почти нет. Несколько сел и 2 города (собственно, Оренбург и Магнитогорск). Стоит учитывать этот пункт и иметь запас продуктов и воды.
 На третий день пути, где-то на просторах юга Уральских гор, машина стала издавать страшные звуки. Стали грешить на коробку передач.
 Еще в Грузии несколько раз на дороге выскакивала 4 передача в нейтралку. На четвертый день пути звуки стали громче и чаще...

Связи почти нет, вокруг бескрайние степи, до дома еще 900 км. Позвонили друзьям, предупредили быть готовыми, мало ли встанем колом.

За окном +33. Морально настраиваюсь в случае поломки достать палатку, поставить ее и там ждать подмогу. Ибо трафик-то на этом участке почти нулевой. Радуюсь, что есть еще приличные запасы еды и воды.
В Кургане находим СТО и меняем масло в коробке передач. Вроде стало лучше.

До дома добрались к 2 часам ночи без особых проблем. Машина была на ходу, спокойно нашли нужных мастеров и отремонтировали коробку передач — слизались шлицы на первичном валу и шестерне 5 передачи, ну и раз все разобрали, то заменили еще все подшипники и сальники.

Ремонт встал нам почти в 50 тыс. руб.
Без этой поездки КП скорее всего сломалась бы следующим летом. Так что, эти траты все равно были бы.

По финансам

На Грузию на все про все (горючка по Грузии, проживание, питание, экскурсии, сувениры кое-какие, развлечения) у нас ушло 60 тыс. руб. на 4 человека на 14 дней и 1800 км.

Плюс 30 тыс. руб. — это дорога из Омска и в Омск (4000 км в одну сторону) — горючка и жилье.

По дороге ТУДА (Омск — Майкоп) муж был один и ночевал в машине.

По дороге обратно (Степанцминда — Омск) жилье снимали через букинг. Так дешевле и условия намного лучше, чем в придорожных гостиницах.

Проживание в Грузии:

Ну и для тех, кто собирается в Грузию, достопримечательности и их координаты.

Место Координаты
Уплисцихе 41.965965, 44.209437
Дамба Жинвальского водохранилища 42.130361, 44.771704
Обзорка Жинвальского водохранилища 42.141631, 44.769278

Буду рада, если информация окажется кому-то полезной.

Всем удачи на дорогах и отличных путешествий!

Фигура, конечно, шикарная.
И рассказ занимательный. Спасибо.

Отличная поездка!!! Интересно и подробно написано полный расклад по ценам и GPS метки, спасибо вам за труд очень полезный отсчёт!!

Путеводитель о Грузии,только пять!

Один из лучших отзывов по базовой Грузии. Доступно и охватывает большинство приятностей.
Прям очень понравилось

Костанай. Калуга. Омск
Замечательная поездка! Молодцы. Но "четыре дня вместо пяти. С шести утра до 12 ночи" - это мы не одобрям-с ))) Это нужна весомая причина для такой спешки ))
В общем, отлично отдохнули!
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Хорошее путешествие, приятное изложение. Молодцы!!!

West Siberia
Сообщений: 19527
Хороший отчет, как раз вовремя :)
Правильное внедрение 1С
IT консультант вашего бизнеса
Фотовидеосъемка контента для маркетплейсов
Мой отзыв: Honda Civic 1997
Вах!
11196505
Илья, спасибо ,хороший отчет и места знакомые, тоже 2 раза катались в Грузию. Машина зачет - теперь зять мой на ней ездить будет.
11196505
Очень рад за Вашего зятя)))

Грузия красивая страна.
О спорт, ты мир (жизнь) !!!

12 фотография очень классная!
Малецкий Валерий
Молодцы!!!!! В прошлом году были. Впечатлений море!!!!! Жена вторым была беременна. Подрастёт ))))), обязательно повторим........

Вы пляжным отдыхом не интересуетесь, в отчёте этому мало уделено внимания?
"В этот раз мы решили проехать Урал низом — через Оренбург и Магнитогорск." - Как дорога и общие впечатления?

Большой и толстый ПЛЮС!!!! Молодцы!

Про пещеру не понял. 80 м ниже уровня моря и подземная река. Куда девается?

Viziter
Отличный отчёт! Сохранил для себя. Спасибо
Рудногорск
5 5 5 5 +++++

Бордюровск
Сообщений: 20500
Спасибо тебе, добрая женщина, за координаты! Правда более, чем половине этих мест были, но остальное то посмотреть надо!)
Мои отзывы: Audi A6 2008, Volkswagen Golf 2010

Кавказ
вот и я на 5 минут оказался в Родных краях)) Зеленый мыс посетите в след раз. после него идет большой песчанный пляж. а море в Батуми куда чище чем в Сочи!!
Великий Новгород
Отличный отчет. Молодцы. Срочно захотелось в Грузию. Скажите : как мелкая переносила дорогу? Не было ли каких-то эксцессов с отравлениями и т.д? Реально ли с годовылым карапузом повторить такой маршрут?. авто паджеро 4 2013 года.

Проблем не было. Ни отравлений, ни орви не было.
У нас сейчас тоже паджеро 4. И планируем этим летом опять в Грузию, только маршрут по другим местам уже.

Самое главное - позитивный настрой родителей и организовать досуг ребенка. Игрушки, наклейки, книжки, сказки, рисование, мелкий перекус (морковка, баранки, яблоки). В год чаще всего 2 сна у ребенка, что тоже достаточно удобно. Плюс, если едете весь день, то раз в 2 часа нужно останавливаться на побегать-попрыгать-туалет.

Молодцы! Много посмотрели!

VQ40
Если хотите получить удовольствие от поездки, то пусть подрастёт ещё.
И лучше или в апреле - июне, когда всё цветёт или уже в сентябре, когда всё созрело. Также и людей меньше и не жарко.

Моря было 7 дней.
Первый день - Шекветили.
Второй день - пляж Батуми.
Третий - разведка кемпинга.
Четвертый - пляж Сарпи.
Пятый, шестой, седьмой - кемпинг.

На простое пляжное батонодавление нас хватает на 2 дня. Дальше хочется движения, даже детям)
Собственно, рассказать особо там не о чем. Пляжи я описала. А отдых на море... Он у всех примерно один: купаться, нырять, беситься, ракушки собирать, загорать.

Супер отчет! Красивая девушка. Грузия манит всё больше. В закладки.

Вы пляжным отдыхом не интересуетесь, в отчёте этому мало уделено внимания?
Дорога через Оренбург и Магнитогорск.
неоднозначное впечатление.
Трафика почти нет.
Крюк большой.
Есть участок дороги без покрытия.

Получается на выхлопе - не быстрее, но почти без обгонов, и есть участок гравийки.

Если ехать не в сезон, то лучше по федералке через Челябинск-УФА.
Если в разгар сезона, то нам спокойнее оказалось через Оренбург - Троицк.
Орск
Нака
Дорога через Оренбург и Магнитогорск. неоднозначное впечатление. Трафика почти нет. Крюк большой. Есть участок дороги без покрытия. Получается на выхлопе - не быстрее, но почти без обгонов, и...
На трассе Оренбург-Магнитогорск. Вы чуть чуть ошиблись с выбором маршрута. Если подняться чуть по Уфимской трассе от Оренбурга (поселок Ира) и свернуть направо - то был-бы сплошной асфальт. Если бы поехали дальше вправо (на Орск ), а не на Саракташ (ка Вы). То был - бы вполне приличный асфальт - до Челябинска . А отчет Ваш очень понравился. Красиво и подробно.

fylhtqrf
о! Спасибо большое! Зафиксирую. Летом пригодится очень.

Великий Новгород
Если хотите получить удовольствие от поездки, то пусть подрастёт ещё.
спасибо

Нака
Мелкая перенесла отлично. Она привычная уже) Мы в 3,5 месяца ездили с ней на Алтай, в год ехали из Абхазии на машине. По опыту - в год с детьми ехать проще, чем в 2 и в 3. Проблем не было. Ни отравлений,...
Как паджерик после туксана? Я вот тоже взял с надеждой на путешествие и что багажник огромный. Единственное расход не маленький.

VQ40
С точки зрения путешествий еще не опробовали его. Купили в январе только.
С точки зрения холодов - в салоне теплее было в тушкане)
В остальном Падж - отличный "бармаглотик". Едет везде не особо напрягаясь.
2 самоката и беговел в багажнике просто потерялись, так что места там, действительно, очень много.
Настя, спасибо за отчет! Взала его за основу для подготовки к путешествую этим летом!

Хабаровск-Москва
круто!!!

mikhallych
Фигура, конечно, шикарная.
И рассказ занимательный. Спасибо.
Просто интересно, сколько народу "плюсанет" этот комментарий :-). Если будет меньше полутора сотен, я разочаруюсь в дромовцах.
И ладно бы, - только фигура была хороша у автора. Так ведь и слог хорош, и фото, и дети, и (черт побери!) - муж. И полезной информации много.
Таким позитивным людям любая поездка - в удовольствие. Удачи во всем, Настя!

отличная поездка, отличный отчет, отличная дружная семья,
молодцы, и хороших дальнейших путешествий

Вы очень красивая!!)
Мой отзыв: Nissan Almera 2014
юрий
хороший отчет спасибо

Нака
Уфа - Челябинск я знаю как облупленную :) Мне посоветовали (а я вам пересоветую на будущее) проехать этот участок через Учалы, вроде как трафик маленький, покрытие достойное, и на Уральские горы поглазеть удобнее. У меня всё никак не срастется, то по накатанной проскочу, то "дороги" нет в те края.

Здравствуйте,подскажите будет ли работать ЯНДЕКС-НОВИГАТОР,через симку МТС,как со связью,нужно покупать грузинскую симку?

Очень полезный отзыв. Пишите еще. Я тоже в Грузию уже "еду" пятый год :)

В закладки.
MCV30
_m

Я смотрю, увеличивается поток из России в Грузию. Отлично. И стране прибыль, и у нас комплексов меньше.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012
Рустам
всегда вызывало недоумение - вот в Грузию народ у нас валит, а рядом свой северный Кавказ, на котором природа не хуже, дороги лучше. Но организовать какие то туристические направления не могут... хотя потенциал внушительный.
Я сам собирался ехать в Гудаури, но после прошлогодней аварии с подьемником, где реально всплыло все отношение грузин к обеспечению безопасности приезжающих - туда ни ногой. Жизнь дороже. Дикари дикарями, только бабло стричь могут....
Казбек нужно смотреть с Осетинской стороны через кармадонское ущелье.
_m
у вас это у кого? каких комплексов?

Сергей Чернецкий
Мы пользовались оффлайн картами с яндекса, заранее их выгрузили. Плюс использовали mapsme и навител.
Грузинскую сим-карту не покупали. При необходимости звонки делали с билайн (роуминг).
Но чаще всего искали вайфай (есть почти в любом кафе) и звонки делали через viber.

_m
Про комплексы не очень понятно.
Про увеличении потока - это же хорошо. Люди изучают мир, расширяют свой кругозор. Смотрят что-то дальше своей дачи/деревни.

Рустам
Такое ощущение что на Домбае или Эльбрусе 21 век))) тоже колхоза хватает... Везде по своему хорошо. Езжу и туда и сюда. В Грузии люди не богато живут, зато более менее счастливо и свободно и это чувствуется, по этому там уютно, людям нравится люди едут. Про разницу с гаишниками и тамошней полицией вообще молчу. А в горах люди ломаются и без подьемников.

Рустам

Помимо курорта Гудаури, есть еще в Грузии горнолыжные курорты - Бакуриани, Хацвали и Тетнулди (это в Сванетии), Годердзи.

"Свой северный Кавказ" прекрасен. Была в Адыгее (есть вон даже 2 отчета), на Домбае, на Эльбрусе, в Пятигорске и Минводах.
В планах Бермамыт и Джилы-Су. Но там надо ходить много, поэтому ждем, пока подрастет младшая.

Не считаю безопасным ехать с детьми в Кармадонское ущелье. Если почитать исследования про ледник Колка, станет понятно, что ледник все еще подвижен.

Про безопасность и стричь бабло - вы были на Красной Поляне? На Розе Хутор в этом году только 2 лавины сошло на горнолыжные трассы. Тоже ведь должны обеспечивать безопасность. И уж про цены там я вообще молчу, вот уж где "бабло стригут".
Павел1696
Отличный отчет! Молодцы!

Замечательно!
Спасибо за рассказ!
Зачем нам такой мир, если там не будет России?

Нака
У меня вот недоумение всегда вызывает другое - почему, не побывав там лично, люди считают, что имеют о стране, о людях, проживающих там, право высказываться в таком стиле? Помимо курорта Гудаури, есть...
Девушка, Вы пишите интересные вещи. На Колку не хотите идти, потому что где то чего читали. А мне отказываете в нежелании ехать в Грузию, хотя я читал отчеты и частные расследования по аварии подьемника, в котором констатируеться что авария произошла из-за умышленного вмешательства горе-работников в систему безопасности. Надеюсь Вы понимаете разницу между сошедшей лавиной и отключеной системой безопасности.
Если бы я хотел абстрактно поговорить о плохой Грузии -я бы начала за музеи окупации, о грузинах из королевского театра которые выступают перед окупантами за деньги оккупантов чтобы показать как они их ненавидят, о грузинах стрелявших по осетинам и убивашим наших солдат. Но мы же не будем об этом... это хоть и правда, но больше эмоции.

Рустам
Мне кажется, вы увидели то, что хотели. И совсем не то, что я написала.

И еще раз повторю - мне не понять людей, которые делают выводы и заявляют о них, не побывав лично в стране, не пообщавшись с людьми.
Нака
Мне кажется, вы увидели то, что хотели. И совсем не то, что я написала. По поводу Гудаури - я лишь привела вам примеры других горнолыжных курортов. Не более того. И еще раз повторю - мне не понять...
ни на Розе Хутор, ни на Красной Поляне вообще, ни на Домбае, Архызе, Чегете, Азау - не было таких аварий как была в прошлом году в Гудаури. Это чудо что никто не погиб, а только покалечились. Ваши примеры честно говоря ни о чем. Я не знаю о каких лавинах на Розе Вы говорите. Все погибшие в этом году были на Горках, и были в закрытом кулуаре, где службы безопасности не работают в принципе. На Розе за все эти годы на трассе погибла только одна женщина, но и та попала под лавину в месте где стоят знаки запрещающие остановку. все остальные погибшие катались за пределами разрешенных трасс. Так что при всей жадности курорта до денег с диким ценниками на всё, служба безопасности там работает.

Я ничего плохого не хочу сказать о Грузии в целом. Каки хорошего. Я там не был. Но о системе безопасности на горнолыжных курортах я могу судить вполне и не понимаю почему Вы мне в этом отказываете.

Рустам
Тот самый случай, один раз съездите и все поймете. Это другая страна понимаете? Другая! Нет смысла сравнивать с теорией, первым каналом и прочим свои реальные ощущения..
fers
Посмотрите вот это видео - https://www.youtube.com/watch?v=jcEcMVAYLhY
и ещё раз напишите мне, что мне нужно было быть на этом подьемнике чтобы всё понять.
fylhtqrf
А можете скриншот на карте сделать, если не затруднит? Я посмотрел, но не совсем понял.

Рустам
Халатность есть и в России, только пожар в Зимней вишне чего стоит. Так, то не известно где опасней.
Олег
Лузино
Илья
Илья, добрый день. Я прошлым летом ехал так: Омск -Курган- Куртамыш- Троицк - Магнитогорск -Сибай -Тюльган- Оренбург- Самара-…. После Кургана дорога пустая, машины вообще редко попадались. Качество покрытия позволяет ехать 100-110 км/ч, дорога более-менее приличная, езда не утомляет, увидели много новых и красивых мест. АЗС и ГАЗС хватает, а вот с кафе проблема особенно в Башкирии. Есть участок в районе Тюльгана без асфальта км 7 или того меньше. За Оренбургом было много ремонтных участков с реверсивным движением, но долго на них не стояли так как машин мало. По километражу получается дольше на 200 км. По времени столько же. Обычно если с Омска утром выезжаешь к вечеру подъезжаешь к Уралу и встаёшь в пробку, здесь-же наоборот к вечеру дороги пустеют. В чём главное преимущество этого маршрута.
возвращались в эти дни-всю ночь простояли на нейтральной территории!!!

Хорошее путешествие. Очень красивая страна. Классный маршрут. Родители и дети просто супер!!!

5320400
Были в тех же краях из Новосиба с 18.07 по 27.07...!!! Добавить нечего, там ОЧЕНЬ КРУТО!!! Но ужасно вымотала таможня на нашей стороне (и туда и обратно). Реально не двигались вообще перед ней по часу, стоя на нейтралке...А в целом - надо повторить, только не таким галопом, а основательней!
Отчёт супер!
Ай да сибиряки! Молодцы! Я родом из Краснодарского края, до всех этих мест рукой подать, фиг кого загонишь, да честно сказать я и сам не часто ездил. Жирный плюс автору, один позитив, а то вечно все ноют. Уверяю всех, хотя бы один раз в Грузии нужно побывать всем!
А вам омичи желаю посетить Грузию еще и зимой, не пожалеете!

В феврале были всей семьей в Гудаури на горнолыжке... в прошлом году на Эльбрусе, в позопрошлом на Красной поляне, самый старый и убитый подъёмник видел на Эльбрусе. Трассы для катания в Грузии классные, интересней чем на розе хутор, на Эльбрусе слово безопасность или ограждение, вообще нонсенс... процентов 10-20 русских, столько же украинцев, много поляков, европейцев, иранцы и даже с эмиратов, цены на Ски пас дешевле наших, на питание дороже чем на поляне, к каждому счету +10% за обслуживание... вообщем у меня не однозначное мнение...
Мой отзыв: Mercedes-Benz M-Class 2009

Границу туда проходил к 5 утра, вообще не было никого, обратно часов в 7 утра, перед мной была одна машина, минут 5 стоял.

Фото

Молодцы!!!Отличный отчет!!!

алексей !
Точно были на Эльбрусе? Так то в Приэльбрусье несколько подьемников. На Чегете старый допотопный советский. На Азау есть старые допотопные "вагонетка" + креселка, а есть и новые гондольные подьемники. Они точно такие же как на Красной Поляне и в Гудаури.

Братск, Иркутская область.
Автор умница и красавица!
Очень понравилось Ваше изложение поездки, и достаточно подробно и нерастянуто.

с.Анучино
А в какое время года в Грузии не так жарко?Я нормально переношу жару до 30,не более:)

возвращались в эти дни-всю ночь простояли на нейтральной территории!!!
Да, я мониторила ситуацию на КПП. За ночь до нашего выезда из Грузии народ стоял на нейтралке долго, и после нас к вечеру уже очередь приличная была. С утра мы проскочили достаточно быстро.

5320400
К таможне... Тут надо просто настроиться на длительное ожидание.
Выматывает, конечно. Но и поток машин очень большой, для такого узкого места. Там ведь, действительно, даже расширить КПП некуда.

Меня больше раздражают все эти "летуны по встречке и по обочине". Люди-эгоисты, не уважающие никого вокруг.

Адодин Александр
В апреле-мае не жарко, но может на перевалах еще снег быть и море еще холодное.

Мы были в середине июля. В Тбилиси под +35 было, в Кутаиси +27, в Батуми +25 - +27, в Степанцминде +20, В Сигнахи +22, в Телави + 30.

с.Анучино
Нака
В апреле-мае не жарко, но может на перевалах еще снег быть и море еще холодное. В сентябре море хорошее еще, в Тбилиси не жарко, но в горах, опять же может снег уже первый быть. Мы были в середине...
Спасибо за развёрнутый ответ,приятных вам прогулок по интересным местам!

Хороший отзыв. Одобряю.

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Отличный отчет! В закладки! Удачи вам!
travel.drom.ru/47630
travel.drom.ru/65839
travel.drom.ru/73071
Мой отзыв: Toyota Sprinter Marino 1994

Олег
Азов
Автор, Вас с такой фигурой и 2мя детьми правительство может использовать в социальной рекламе для борьбы с демографическим кризисом)))
Отличный рассказ!
Сами часто бываем в Грузии, любим эту страну. Благодаря нашему месту жительства (Ростов) имеем возможность ездить туда как на дачу)))

Отличное путешествие и отличный отчет, сам бывал в большинстве мест 👍

Не плохо было бы ещё координаты завода Кинзмараули написать.

Tigr-ural
Спасибо за рассказ. Будет очень полезен!!!

1. Как искали, снимали жильё в Грузии? Букинг? Мы обычно на месте выбирали. 2. Как дорога Волгоград-Элиста-Грузия? Состояние, трафик. И каким маршрутом ехали после Элисты? Живу в Москве и хотел бы поехать через Волгоград с Мамаевым Курганом для детей. 3. Была ли необходимость ехать вам домой до ночи, без прогулок с детьми?

Змеиногорск
Хорошее путешествие! Мы в сентябре тоже в Грузию ездили из Алтайского края. Таможню прошли за час 15, досмотр минимален. Очень жарко, но за хачапури по-аджарски я все готова простить) Единственно, не поняла вашего мужа в стремлении доехать как можно скорее, этот напряг того не стоит)

Белоярский-Советский-Югорск, ХМАО
Ареда
Не самый хороший участок Элиста - Арзгир. Но проезжается на всем. Есть км 20 стиральной доски перед Каменной балкой. Подробности в моем отчете https://travel.drom.ru/65839/
travel.drom.ru/47630
travel.drom.ru/65839
travel.drom.ru/73071

Нурутдинова Екатерина Рафаэльевна
Добрый день! Планируем автопутешествие с ребёнком 2 лет, напишите о сложностях и преимуществах 😁 пожалуйста.

Игорь Гайдашов
Не плохо было бы ещё координаты завода Кинзмараули написать.
Завод Киндзмараули - л. Чавчавадзе, 55, Кварели, Грузия.
Координаты: 41.9466 45.81305

Ареда
1) Жилье снимали через Букинг. Можно и на месте, но это дольше. Да и нам спокойнее было так.
2) Трафик через Элисту очень низкий. Ехали через Благодарный. После МинВод на постов, ни гайцов - тишь да гладь. По покрытию не помню ничего такого критичного. Не автобан, но ничего страшного я с того участка пути не припомню.
3) после Элисты на Волгоград. Ночевали в Большие Чапурники, там гостиница неплохая. После Волгоград до объездной Саратова, потом устали от трафика и ушли через мост с объездной на на Маркс. Там вот покрытие так себе, но машин сильно меньше.
4) От границы до Омска - 3700км. В нашем спокойном режиме - это 4,5 дня пути, даже чуть меньше. Раньше мы на полдня заезжали в гости в Набережные Челны, получалось по 800км в день и 5 дней пути. В этом году получилось без заезда в Челны. И если бы ехали как обычно по 800км в сутки, то последняя ночевка была бы в Ишиме. От него до дома рукой подать, ну грех отдавать 1500р за номер. когда дом уже рядышком. Мы не рвали и не торопились никуда. Вставали в 6 утра, пока умыться/позавтракать - в 7-30 - 8 выехали. Ехали 100-110км/ч, с перерывами на техстоянки, на покушать, на заправку, размять ноги с детьми.

По приезду остался 1 выходной день. чтобы спокойно перестроиться на омское время, распаковать вещи, погулять с детьми и бодрым и веселым выйти на работу.

Нурутдинова Екатерина Рафаэльевна

В поездке у нас все как дома, даже лучше. Новые эмоции, много свежего воздуха - засыпают оба в процессе опускания головы на подушку. Для 2-летки много не надо ведь - чтобы родители были рядом и не нервничали, плюс возможность побегать, исследовать местность.
За 7 лет поездок с детьми (сначала с одним, потом с двумя) особых сложностей не было.
Берите с собой игрушки любимые + несколько новых. Аудиосказки, книжки, наклейки, альбом, карандаши, краски. На море вот классно рисовать акварелью на камнях на пляже. Запас воды питьевой и печенек/сушек обязательно должны быть, сменная одежда ( от купальника и трусов до теплых курток и шапок).

Нака
Преимущества - тут вам самим виднее должно быть. Грузины любят детей) Никаких преимуществ при переходе границы нет, так что запасайтесь терпением, спокойствием и занимашками для ребенка. В поездке у...
Спасибо большое! Отчёт и правда пригодится 👍🏻

Syktyvkar
Спасибо за рассказ, многое подчеркнул для себя.
Тоже лето планируем, только на машине далековато, думаем самолетом, а там уже на такси двигаться. Планирую с перелетом в 150 уложиться.

prol777
Спасибо за рассказ, многое подчеркнул для себя.
Я считала вот на той неделе - у нас на 4 человек только перелет Омск-Тбилиси + Тбилиси - Омск получается 110 - 130т.р. (

Syktyvkar
Все верно! Мне 50% с билетов вернут, Ред вингс до Батуми стоит 11 т. с человека, нас трое, поэтому должны уложиться!

prol777
А большинство путешественников ездят на свои деньги. далеко не всем оплачивают дорогу в отпуск.
Поездка на авто становится выгоднее когда больше 2-х людей .Третий едет бесплатно . 4-й приносит "прибыль" ,в бюджет поездки .

Над Вольной Невой
Были в 17 году, прочел, и захотелось вернуться снова, возможно с заездом в Турцию. Настя, спасибо за прекрасно составленный рассказ, приятный слог, хорошие фото, много полезной информации. Вы красавцы, 3700 км.. нам ехать всего 700, но мы в прошлом году с 3 месячным ребенком не рискнули.
Если еще соберетесь, заезжайте в гости, (переночевать, покушать, отдохнуть с дороги) мы живем по вашему пути следования, будем рады видеть, только заранее напишите в лс.

Класс! И как мы с вами не встретились? Мы из Екатеринбурга и были в Грузии в это же время. Очень хороший отчёт и отличное путешествие! К сожалению, я не умею писать,как Вы Настя, по этому только видео на ютуб.

Отличное путешествие, хотя местами и рискованное.

Новоуральск
Самая большая сложность в этом возрасте - сделать так, чтобы ребёнок был постоянно чем-то занят. Ел, пил, спал, играл, смотрел мультик, рисовал. И главное - несколько дополнительных остановок, не только на заправках - чтобы дети могли минут 15-20 просто побегать, подышать воздухом. А потом снова - еда, питье, сон, игра ... и так всё по кругу. Мы со своим старшим первый раз поехали когда ему было 3,5. С двойняшками первая дальняя поездка в 4 месяца. В прошлом году двойняшкам было 2,5 ездили до СПб-Мурманска ( https://travel.drom.ru/61795/) - вообще никаких проблем.
А так, любой успех автопутешествия на 90% зависит от подготовки и проработки маршрута. Если хочется получить максимум эмоций (а это когда спустя 1-2-3-5-10 лет ты смотришь на фотки и тебя охватывают ностальгия и желание опять там побывать), нужно готовить себе маршрут на каждый день. Это, конечно, не относится к пляжно-винным поездкам на юг.
Главное преимущество - новые эмоции, впечатления, а также определённая степень свободы.

a25

В Грузии был. Женщин разных за свою жизнь встречал. Но только автор этого отчета внушает оптимизм по части семейной жизни - у вас нет незамужней сестры?)
А если серьезно - спасибо вам за потрясающий отчет, отличный русский язык, блестящий взгляд и жажду жить! Пусть в вашей семье будет больше ярких дней, путешествий и впечатлений!
Мой отзыв: Mazda Tribute 2007

Мы по похожему маршруту проехали, только отдыхали в Уреки. Еще хочется.

Сергей Чернецкий
Сергей, здравствуйте яндекс работает. Я Карты Грузии загрузил ещё дома. А связь лучше местную симку купить. Лучше магти вроде бы так называется. Ловит 4 g почти везде.

DEEBOR
Мда...тоже вспоминаються знакомые места...и опять повторюсь марвильский каньон абсолютно не стоит своих денег ..а вот окаце да....только там у некоторых женщин от страха ноги разъезжаються)))

Новоуральск
Здравствуйте! От Владикавказа до Элисты ехали через Моздок? Как дорога, посты?

Отличный рассказ.

А.В-ич
В общем, отлично отдохнули!
Никакой спешки. Средняя скорость, при возможности макс 110км/ч. Всегда обратно за 4 дня: по 1000км в день.

Dale2001
Здравствуйте! От Владикавказа до Элисты ехали через Моздок? Как дорога, посты?
Добрый день! Ехали через МинВоды и Благодарный. После МинВод на постов, ни гайцов. ОТ Владикавказа до МинВоды есть посты, количество не считала.

Костанай. Калуга. Омск
Ольга Сизова

Конечно, всё сугубо индивидуально - некоторые, вон, на снегу спать любят. Одного понять не могу: почему, когда речь заходит о работе, то рабочий день - 8 часов. Но когда мы добираемся до руля и чешем на личном авто, то норма: 12 часов и более, пока не уснём. Что это: геройство, бравада, или пофигизм? А, может, 8-часовой рабочий день - устаревшая бредятина и давно пора работать по 10-12 часов?

Елена Юрьевна
алексей !
Очень не хочется стоять на Верхнем Ларсе. Лучше встану среди ночи для прохода границы. Собираемся в конце августа, переход ориентировочно 25-27 августа. Что посоветуете по времени прохода?

Елена Юрьевна
Огромнейшее спасибо за превосходный отчет! Хотя у меня уже готов проработанный маршрут, но из вашего отчета я добавила координаты достопримечательностей. В августе собираемся с мужем Красноярск- Грузия, Армения. Жалею только об одном: не было у нас в молодости такой возможности... Удачи и счастья ВАШЕЙ СЕМЬЕ!

Здравствуйте,уважаемые авторы-путешественники.Подскажите,пожалуйста,если владеете информацией,на каком языке вещает новигатор,если брать грузинскую симку,на грузинском?

Здравствуйте,уважаемые авторы-путешественники!!! Подскажите,пожалуйста,если владеете информацией,на каком языке будет вещать новигатор.если покупать грузинскую симку,на грузинском?

А.В-ич
И пофиг, что разрешённая 90 км/час, а через 12 часов глаза собираются в пучок )))) Конечно, всё сугубо индивидуально - некоторые, вон, на снегу спать любят. Одного понять не могу: почему, когда речь...
За рулем вдвоем. Регулярная смена, поэтому глаза не в пучок)). А скорость 110 это округленная и максимум, т.е 108 на круиз-контроле стоит и то по-возможности. Средняя 70-80км/ч, просто не написала почему-то

Ольга Сизова
А муж мой, кстати, работает по 12 часов. И это не бравада, а официальный график 2/2. Так и едем мы не неделю

Сергей Ломунов
Спасибо за шикарнейший отчет!