|
Маршрут: Новосибирск — Усть-Каменогорск — Катон-Карагай — оз. Язевое — оз. Маркаколь.
Состав: продюсер и водитель Арни, рыбак и повар Руслан, бармен и алкогольный нерв экспедиции Вольдемар.
Восточный Казахстан — наша цель.
Как только приближаются майские праздники, я начинаю ворочаться в рабочем кресле. Мысль остаться в городе кажется ужасной и, как перелетных птиц, тянет в дорогу. И любимая дорога — на горный Алтай. Пару раз за лето — must have. А вот осенью, в сентябре, бывает не часто. Этот маршрут планировался с осени 15-го года, но проблемы на работе послали оргкомитет в моем лице в глубокую з….цу. Поднимался с настила ринга три года и очухался совсем даже не до конца.
Однако задумано — должно быть сделано. В этот раз начиналось все как-то суматошно. Выезд уже завтра с утра, а один подельник срочно улетел в Москву, другой сидел у себя на складе и до сих пор не купил пиво, а это волнительно, экипаж второй машины вообще сдулся. Что, впрочем, было ожидаемо, и на них мы уже и не рассчитывали. Сам я никак не мог вырваться с работы, крутясь как белка в колесе. Причем и белка, и колесо было уже не первой свежести...
Но вот наконец я запрыгнул в машину, перегрузил продукты и водку, встал в пробку на мосту через Обь... и успокоился)) Все-таки и пробки бывают иногда хороши! Мне еще предстоял бросок 60 км за город за всевозможным шмурдяком.
Утро выдалось ветреным и прохладным, зато не было дождя. Вообще, погода обещала быть прекрасной, а вот перспективы рыбалки вызывали тревогу. Окинув придирчивым глазом загруженный Патруль, я понял, что места для вещей спутников, похоже, не осталось. Все было забито мной накануне дровами, продуктами, столами, шезлонгами и прочая и прочая.
Можно было рвануть не на Маркаколь, а, скажем, в Индию или куда угодно. Мечты, мечты... Патруль заслуживает отдельного рассказа. 2005 г.в., он мой верный друг с 2010-го. С ним мы летали по грязи боком под 20 км/ч, форсировали летнюю Аккалаху на Укоке (знающие поймут) и, вообще, объехали значительную часть горного Алтая. Бывало, он ехал там, куда смотреть было страшно. Часто бывало, что и не ехал, и тогда выручала лебедка. Все придумывал ему красивое имя, но кроме слова Танк ничего не прижилось. Да и Танк не прижился, в общем-то. Как все танки, он любит покушать бензинчик, зато вынослив и надежен.
Проезжая в 6 утра по дамбе ГЭС, в очередной раз полюбовался видом на Обское море. Был ветер, волна с гребешками свинцового цвета, Северное море или Балтика, один в один! Не позавидуешь викингам, которые там шарились тысячу лет назад...
Попутчики прибыли на место встречи у Академа вовремя, и с помощью грубой мужской силы и доброго слова их вещи были утрамбованы в Патрол. Правда, Руслану ростом 194 см осталось место размером с детское кресло. Мы его обнадежили, что все равно ему с самолета спать и скоро вещей станет меньше.
Дорога до границы прошла без приключений, если не считать того, что может из-за сильного ветра, а может из вредности, Танк захотел покушать бензина больше обычного, и километров за 40 до Змеиногорска стрелка топлива легла на водительскую дверь, а за 20 провалилась на пол. Дотянули на честном слове и призывах к временно подзабытому богу. Дорога после Алейска становится не всегда гладкой, зато в районе Змеиногорска горный пейзаж необычной красоты.
На границе вляпались в пробку после большого автобуса, но, вообще, сейчас все достаточно быстро. 1 час 15 минут с учетом ожидания.
Оружие в бардачке погранцы у нас опять не нашли, тем более что его там и не было. Под вещами можно было сховать комплект для стрелкового отделения, так что смысл поверхностного осмотра не ясен. После границы пошел казахский мелкосопочник, и стало довольно живописно после степей равнинного Алтая.
Тем более для меня, фаната горных пейзажей. В Усть-Каменогорске нас встретил давний друг Саныч. Накормил, напоил, а спать мы в гостишке уложили себя сами. Утром, позавтракав, рванули на Васильевский 10-часовой паром, порядка 250 км. Город неожиданно удивил дешевым бензином. 92-й стоил 151 теньге, то есть около 30 рублей. В Новосибе 41-42. Однако разница, раньше такого не припомню. Члены экипажа закапризничали и потребовали соски, кои пришлось им вручить. Размером по 1,5 литра с желтой жидкостью и 5 градусами. В машине довольно зачмокали.
Где-то за 100 км до парома стало ясно, что счет идет на минуты. Час терять не хотелось. Пришлось пришпорить, и заехали мы на паром в 9:59. Уффф! Мелочь, а приятно. Экипаж тут же это дело обмыл, слава богу, пока только пивом, под мои завистливые взгляды. Погода по-прежнему радовала жарким сентябрьским солнцем.
Обед в Катон-Карагае разочаровал. Помимо гор я еще фанат мант. Надежды на манты в казахской глубинке были большие, но они оказались ужасны. Манты, не надежды. Как и чебуреки. Даже Сростки — это высокая кухня по сравнению с Катоном, увы... Зато залили полный бак, дальше уходим в горы.
Правда, у нас нет ни погранпропуска, ни пропуска в нацпарк. Офис этого самого нацпарка в Катоне в субботу оказался закрыт, а мы хотели пропуска. Сторож вызвал мадам, она куда-то позвонила и нам сказали, что пропуска в нацпарк не помогут, все равно погранцы в Урыле не пропустят. На этой мажорной ноте мы решили переть вперед напролом. Ну и поперли. Ну и проперли))) Пост в Урыле оказался пуст, чем мы и воспользовались.
На Рахмановские ключи идет новенький асфальт, но нам налево, в Язовку.
Уперлись в закрытый шлагбаум, пока думали, как быть, подошла работница в прошлом предпенсионного возраста, а сейчас, видимо, молодой специалист глубоко за 50, Гюльнар. Выписала нам пропуска и ваучер на домик на Язевом озере. Супер! Домашний план реализуется! Вот рыбы пока нет... Первые 6-8 км дороги до Язевого озера на любителя. На Патроле я шел посвистывая, был бы на Прадике, напрягся, на кроссовере... ммм можно, но жалко.
Каскад водопадов хорош, посмотреть стоит.
Озеро ласково приняло нас, а главное, царица Белуха явила нам свой лик!
Говорят, так везет далеко не всем. Не молились, не исповедовались, наверное, грешили, и вот))).
Вроде здесь хорошая рыбалка на язя, но это не наш формат. Руслан сбегал на полчаса, но вернулся ни с чем. Дескать, трава, а у него спиннинг и нет кукурузы. Ну и фигня! Наша цель — ускуч, на худой конец, хариус покушать. Арендованный домик оказался совсем не лишним, вечером ощутимо похолодало. Сентябрь, однако.
Вечером, посидели, конечно, за рюмкой чая…. Для романтики не хватало особ противоположного пола, увы-увы.
Утро выдалось... обычным. Белуха скрылась. Беспокоило лишь повышенное внимание Вольдемара к алкоголю. Репутация у него в этом смысле дрянь, а тут еще Руслан взял 5-литровку самогона сверх нормы. Ну да ладно! Сегодня наши задачи — половить хариуса и штурм старой австрийской дороги. С хариусом вышло жидко. Один на Берели около моста и ноль на Бухтарме. Правда, и рыбачили всего минут 40-50.
Чуть лучше вышло с грибами.
Ну да ладно, вперед на перевал Бурхат! Съезд с трассы на него выглядит вот так.
Расположен он между 370-м и 371-м км по столбикам. После поворота с трассы от Катона направо нужно держаться левее, затем резко направо и шлагбаум. Ну и вверх, на перевал.
От трассы до озера Маркаколь около 50 км. Вольдемар распоясался и стал требовать самогонку на каждые 10 минут, дескать, это святое, перевал нужно обмыть. Мы в принципе были согласны, пока он не стал объявлять перевалом каждый холм на пути.
Смотровая площадка на Бурхате достойная.
Вид с Кату-Ярыка на Чулышмане, пожалуй, поживописнее, зато здесь перепад высот выше раза в два, около километра. Размах и вид поширее, масштабнее.
Так, дринькая, проскочили мимо кассы все рыбные места на Кара Кобе.
О чем, кстати, впоследствии пожалели. Говорят, чуть ниже последнего моста через Кара-Кобу, который с избушкой, есть хорошее рыбное место. Может быть, может быть… Но зато здесь, на этой черной Кобе, прямо как в Монголии, водитель мог себе позволить быть с коллективом в легком алко плане. Водителя это радовало. Коллектив тем временем стремительно разлагался. Отсутствие женщин всегда повышает расход алкоголя на 100 км пути. В мужской компании, отрезанной от цивилизации, на рыбалке, например, первые 3-4 дня идут шутки про женщин, а вот потом начинаются шутки на тему ориентации московского шоу-бизнеса. Слава богу, мы не такие)). Дорога в целом не сложная, мосты все привели в порядок, есть пара неприятных мест уже около Маркаколя, но со скрипом пройдет и кроссовер, пожалуй. Не доезжая до озера 6-8 км на Т-образном перекрестке нужно повернуть налево. Маркаколь встретил красотищей, радужным сиянием и вообще какой-то новой реальностью. Ура, мы здесь!
Рыбка, рыбка, где же ты? Хрен ее знает, констатировал я после телефонного разговора с Санычем. Озеро на завтра закрыли. Пипец! Проезжая по Урунхайке, решил показать ребятам променад деревни, проехав по нижней дороге вдоль озера. Небольшой участок земли с колеей озадачил, но не испугал. Вперед, престарелые гардемарины! Черная жижа по колено глубиной ласково приняла нас. Обычная осторожность подвела на этот раз... Сразу понял — полный капут. Вот тут Вольдемар, неожиданно оказавшись более-менее трезвым, проявил себя во всей красе! Пока я матерился на свою глупость, он разулся и по колено в грязи размотал лебедку. Чуть не завалив лебедкой бетонный столб электропитания деревни, Патрол унизительно вылез на сухое. И мы поехали к домику Саныча. Все-таки хорошо иметь домик в деревне в сентябре! Не вилла, конечно, зато какой вид из окна!
Все возрадовались этому факту, особенно Вольдемар. За ужином традиционно перебрав, он упал на ящики с продуктами и, похоже, лишил нас яичницы на оставшиеся дни. Выход на озеро все-таки закрыли для всех плавсредств из-за непогоды.
Надвигается смерч:
За завтраком на совете старейшин решили однозначно — надо ехать хотя бы на хариуса на Кара-Кобу. Иначе перспективы мрачные: остаться в домике и гарантированно спиться. Места не знали, надеялись спросить на месте или найти. С озера налетала нешуточная тучища с дождем и даже, как оказалось, градом. Итог: не спросили (не у кого), чет там нашли, но ловиться хариус упрямо отказывался. Похоже, ловили не там, не так, не тем и не теми руками. Зато нас, вольготно расположившихся около моста через реку, кто-то вложил из проехавшей машины местным егерям-лесничим, которые популярно объяснили нам, что рыба тут есть, но ловить ее нам нельзя. Штраф 1,6 тыс. рублей в пересчете на наши тугрики решили проблему и сделали нас почти друзьями. Но подсказанные государевыми людьми места не изменили в тот день наш результат. Это — Ноль. С пробегом около 100 км.
Впрочем, это не помешало как всегда отличному ужину. Рис с тушёнкой неожиданно получился как ризотто где-нибудь в Хорватии в хорошем ресторане. Вольдемар ожидаемо набрался. Поздно вечером приехал Саныч с еще двумя друзьями. Поэтому на следующий день мы были настроены очень серьезно. Сегодня, наконец, идем на ускуча! То бишь, ленка. То есть озерного лосося. Взяли по два спиннинга и по три катушки на брата. «Сестер», к сожалению, с нами не было. Но мы их часто вспоминали))).
На берегу выяснилось, что на шестерых у нас две дюралевые лодки, 4 весла, два из которых деревянные самопалы, и электромотор. Последний пришлось забраковать сразу. Задул сильный боковой ветер, и он почти не мог сдвинуть лодку. Не говоря уже о том, чтобы взять на буксир вторую. Весла оказались надежнее и быстрее. Если слово быстрее здесь уместно. Далее был легкий экстрим: легкая дюралевая лодка, отсутствие спасжилетов, сильный ветер, волна с барашками.
И никакого клева... Лодки пришлось бросить на берегу и с позором возвращаться в Урунхайку пешком. Обратно мы бы не выгребли.
Второй день на озере насмарку. Оставался третий. Последний. Решающий. Ночью случился дубак. Идя утром к лодкам, мы обнаружили замерзшие лужи. Зато на небе не было ни облачка, а озеро было спокойно.
В душе забрезжила надежда. Что мы наконец что-то поймаем. Ну, поехали с богом! В следующие 4 часа мы с Русланом сделали по 200 забросов. Итог: я ноль, Руслан два ускуча. Позорненько, но уже кое-что! Подойдя на обеде к лодке конкурентов, обнаружили у них 5, зато наш был самый крупный. Поехали бросать дальше. Бросали. Бросали. Еще бросали.
Заболели рука, потом спина, потом пятая точка. Еще в 16:00 на нашем счету была только русланова парочка. Напряжение нарастало. И вот поперло! Слегка. За полтора часа поймали еще 6 штук. И три упустили. После неудач предыдущих дней этот резальтат показался неплох.
Поэтому заключительный банкет прошел в теплой, дружеской обстановке. Тем более что вторая лодка поймала 16 штук и тоже пребывала в благодушном настроении. Пили за Питер, за Новосибирск, за женщин, за жен, за инновационную экономику, за рыбалку и так далее… Тем не менее встали бодрые. Как и обычно. Чистый воздух, хорошие виды ускоряют обмен веществ и похмелье до свидания! Рыбы поймали вчера все же очень мало. Ехать домой было стыдно. Поэтому звонок деревенскому другу материализовал 30 кг ускуча по сходной цене 100 руб. за кг и несколько банок, видимо, контрабандной икры. Рыбкой забили пару бачков. Ну, теперь можно и домой!
Остаток австрийки 60 км до Алексеевки (она же Теректы, недавно переименовали еще и в Маркакол) примечателен прежде всего Мраморным перевалом.
Сюрреалистическая картина казахо-китайской границы весьма необычна: цветной, зеленый Казахстан и реально пустыня Сахара — Китай. Линию границы как будто провел Создатель, причем китайцам круто не свезло.
Что не мешает им сидеть на пограничных вышках и глазеть на зеленый Казахстан через колючку КСП.
В Алексеевке есть пара заправок, где я и покормил некушавшего уже неделю Патруля. Кстати, в Урунхайке на озере тоже есть контейнерная заправка на крайний случай.
Теперь наша следующая цель по плану — цветные глины Киин-Кериша! Узнав о том, что для этого потребуется сделать крюк км так 30-50, Вольдемар ожидаемо захныкал, так как любая преграда к вечерней рюмке воспринимается им чрезвычайно болезненно. Слава богу, Руслан воздержался, и я как Командор Экспедиции принял волевое решение — заедем! Поворот налево в сторону Зайсана сразу за поворотом на Аманат, 88 км не доезжая до Курчума. Глиняные полевые дороги в сухую погоду были неплохие, а вот в дождь, наверное, попандосик. Указателей нет, держать нужно перпендикулярно трассе на возвышенность, далекий холм. Через 10-20 км, смотря какую дорогу выбрать, мы на месте.
Это был тот счастливый в жизни случай, когда действительность превзошла ожидания! А то частенько случается наоборот:))). Я, в принципе, не новичок в путешествиях, типа побывал на всех континентах)), был несколько скептически настроен, но! Ребята, рекомендую!
Киин-Кериш стоит того, чтобы намотать дополнительно 30 км.
Реально неземной пейзаж, необычный и очень красивый! Вместо слов лучше скажут фото, даже смартфоновские. Уезжать было жаль, хотелось побыть там подольше, хотя наверху ветер реально сдувал с ног. Зато внизу казалось, что мы попали в какой другой мир и в другое время.
Но миры мирами, а нас ждал курчумский паром.
Слава богу, несмотря на сильный ветер, переправа работала. Летом здесь, говорят, до драк доходит за очередь, но сейчас, в сентябре, все спокойно.
Как спокойна была и дорога до Усть-Каменогорска, куда мы добрались уже в темноте. При заправке до полного дешевым казахским бензином выяснилось, что прожорливый Патруляка ограничился от Алексеевки менее чем 17 л на сотню, что феноменально для этой бронетехники! Видимо, на сей раз ветер дул нам в пятую точку. Спать устроились в нашей традиционной гостишке, помечтав перед сном о соответствующих местах самочек человеческого рода. С годами эти размышления носят все более теоретический характер. К сожалению))) А до этого поужинали в гостях у старого каменогорского друга. К счастью, желание выпить и закусить пока держится на достойном уровне.
Следующим утром нас опять ждала граница. Казах-пограничник почему-то решил, что мы не только рыбаки, но и охотники, и начал методично и упорно искать у меня патроны, искренне удивляясь, почему их все нет. Верхом настойчивости стал досмотр моей маленькой поясной сумочки. Видимо, он решил, что там я спрятал свой последний патрон, чтобы застрелиться. При этом, к счастью, до крыши заваленный багажник с припрятанной на всяк случай рыбой он досматривать не стал. Я задумался, на кого же я похож в глазах пограничника? На мужественного Рэмбо с огнеметом где-то рядом? Или дебильного мистера Бина с патронами в сумочке? Решив, что все же на Рэмбо, двинули дальше. Пора уж домой!
Рыбу и икру делили в Нске около таунхауса Руслана. Высыпали на улицу все: жены, дети, люди, собаки, кто-то еще, и стали галдеть и глазеть, как мы тормошим бачки с гордым видом настоящих самцов. Все-таки хорошо, что мы купили рыбу, в очередной раз подумал я. Мужчина должен возвращаться с охоты домой всегда с добычей. И как обычно, накатила грусть, что и это путешествие подошло к концу. И это отличный повод начинать мечтать о следующем.
Итог. Пройдено около 2800 км, план по маршруту выполнен на 100%, по выпивке на 90% (водителя обижали), по рыбалке на 50%, по добыче на 100%. Итого — крепкие 4 с плюсом.