Дальнее путешествие Москва — Шотландия

15.01.2019 | 13051 просмотр

Доброго времени суток всем автолюбителям нашей необъятной страны!

У меня накопился достаточный опыт автопутешествий по европейским странам, и наконец в сентябре 2017-го я исполнил свою давнюю мечту, а именно поездку в Шотландию из Москвы. Почему Шотландия? Трудно сказать, мне всегда нравилась эта страна своей природой, неповторимым английским акцентом и чувством юмора ее жителей. За все время путешествия было пройдено около десяти тысяч километров. Автомобиль Volvo XC90.

В путешествие я отправился один, но в самой Великобритании я провел одну неделю с друзьями и одну неделю в самой Шотландии. На сегодняшний день это было мое самое длинное и дальнее путешествие. Не секрет, что многие россияне путешествуют на своих авто по странам Европы, поездка на территорию Великобритании имеет свою специфику и сопряжена с некоторыми сложностями.

А теперь поподробнее об этих сложностях. Первое и самое главное — это наличие национальной британской визы, помимо стандартной шенгенской. Визу я получал в московском консульстве, но документы подготавливал через агентство, т.к. список документов и правильность их заполнения крайне важны. Что мне понравилось у британцев, так это четкость в плане сроков визы. Варианты следующие: либо полгода, год или два. Но так как я подавался первый раз, то, разумеется, выбрал полгода. Соответственно, ты либо получаешь на полгода, либо не получаешь ничего. Визу мне дали без проблем, суммарно я отдал около 20 тыс. руб. (из них 7 тысяч агентству). Шенгенская виза на тот момент уже была.

Вторая сложность это, разумеется, левостороннее движение. Думаю, что это основная сложность для автотуристов, особенно для тех, кто никогда не водил по «неправильной» стороне дороги. Забегая вперед, скажу сразу, что у меня, разумеется, было несколько выездов на «встречку» в городках, но, учитывая крайне низкую скорость и окрики моих англоязычных друзей встать на левую сторону, все обходилось без проблем. ))

Третья сложность, возможно, кому-то она и не покажется сложностью, это знание языка на более-менее приемлемом уровне. Дело в том, что при пересечении границы Франции в небезызвестном городке Кале (прославившемся как территория для многих беженцев) вам обязательно придется пройти «экспресс-интервью». И помните, что наличие визы еще не означает, что вас впустят в страну, и поэтому, если вы будете звучать неуверенно и ваш уровень языка будет крайне низок, то существует вероятность, что вам не поставит штамп работник миграционного контроля. В моем случае все прошло без особых проблем.

Итак, само путешествие началось первого сентября 2017 года, выездом из Москвы около 14 часов со всеми классическими пробками на трассе М1. Маршрут был следующим: Москва — Варшава — Берлин — Антверпен — Кале — Лидс (Великобритания).

Про саму дорогу ничего описывать не буду, единственное, что я встал в большую пробку в Антверпене, так как он является большим транспортным узлом и пробки на объездной дороге практически каждый день.

В Великобританию я решить «плыть» паромом, так как это самый недорогой способ попадания на остров. Билет был куплен через приложение Aferry, где можно купить билеты на многие другие судна… что-то вроде Booking только для паромов)) Теперь немного поподробнее о самой процедуре: сначала вы подъезжаете к пункту пропуска и показываете свой билет (либо в электронном, либо в бумажном виде), к слову сказать, так как у меня руль с левой стороны, то пришлось выйти из машины и показать билет сотруднику, так как они находятся справа от авто.

Учитывая тот факт, что визуально 99% машин были с британскими номерами, меня пригласили в специальное здание, где, собственно, проходит процедура отметки документов. Для граждан страны процедура носит чисто формальный характер, т.е. никаких интервью, просто быстрый штамп в паспорт и свободен. Мне же пришлось пройти небольшое интервью, где я отвечал на стандартные вопросы. Описывать их не буду, так как они уж очень стандартны.

Далее выдается специальный номер трека, который вешается на зеркало в салоне, и машины упорядочиваются по самим трекам, у меня был 149-й, а всего треков (небольших дорожек) около 200.

Сам паром выглядит размером с нашу пятиэтажку, не знаю, сколько туда машин вмещается, но штук сто точно, причем для фур отдельные места. Время в пути составляет около 3-3,5 часов. Так как я плыл ночью, то, к сожалению, не смог увидеть красоты гор прибрежного порта Дувр, куда я, собственно, и прибыл. Обращаю внимание, что следует быть максимально внимательным при выезде с парома, так как многие люди начинают спешить и начинается некий хаос, когда все одновременно из нескольких рядов пытаются выехать в один ряд, являющийся выездом из трюма. Поэтому обязательно убедитесь, что вас пропускают…

Выгрузился я на остров в ночь со 2 на 3 сентября, соответственно, время от Москвы до Великобритании составило около двух с половиной суток, что считаю неплохо, так как двигался один.

Первое, что становится непривычным, это, конечно же, движение по левой стороне, о чем сообщают дорожные знаки, призывающие перестроиться. Так как я въехал уже ночью, то я просто пристроился за впереди идущей машиной и двигался за ней некоторое время.

Особую головную боль для некоторых (а возможно и для многих) составят круговые движения (roundabouts) которых в Великобритании очень и очень много, так как классических перекрестков гораздо меньше, ввиду того что через круг удобнее организовывать движение. Поэтому движение по кругу только по часовой стрелке, а не против часовой, как у нас.

Что представляет собой Англия в целом? Первое ощущение, которое возникло у меня, что все построено очень давно, и особенно это ощущение усиливается, когда ты попадаешь в какой-нибудь паб, которому больше века. Что мне не совсем понравилось, так это то, что на так называемых Services (крупные автозаправочные комплексы с большими парковками) ты можешь стоять только два часа бесплатно, а дальше плати. И везде стоят камеры, а так как у меня на момент заезда не было фунтов, то пришлось искать бесплатное место для того, чтобы сделать передышку и поспать.

К слову скажу, что платные парковки именно на территории центральной Англии встречаются довольно в неожиданных местах, например, если приезжаешь к какому-нибудь парку, который находится ну совсем уж в окрестностях и, вуаля, тебе надо платить. В Шотландии платные парковки мне встречались только в Глазго и Эдинбурге, и то только в самом центре.

Я сознательно опущу время, проведенное в самой Англии, и предложу читателю больше сфокусироваться на самой Шотландии, которая и была целью моей поездки. А если быть точнее, то три основных места — это, разумеется, Глазго, Эдинбург и, пожалуй, самая популярная туристическая точка это остров Скай (Skye island), до которого от Глазго можно добраться за 3-5 часов на автомобиле.

Когда я въехал в саму Шотландию, то было чувство, что это совсем другая страна. Она и на самом деле другая, по климату, по населению (всего 5,5 млн. против 50 млн. на центральной территории Англии), по тому как говорят… Так что, видимо, не зря там проходил референдум, впрочем, то, что она другая, как раз таки и подчеркивает ее колорит и индивидуальность.

Моей первой локацией был городок Irvine, который находился недалеко от второго по величине города в Шотландии Глазго (молодежная столица). И следующим утром выдвинулся в сторону острова Скай. Забегая вперед, скажу, что дорога на сам остров выдалась непростая, так как на одном из участков дороги случилось ДТП, и я встал в большую пробку. Чтобы не терять драгоценное время, мне пришлось сделать огромный крюк, возможно, можно было и подождать, но зато мне удалось побывать в так называемой нефтяной столице Шотландии, городе Inverness. Движение по стране не вызывает никаких трудностей, это не Москва с ее бесконечными пробками, машин по большей части мало, на автобанах с обгонами не было никаких проблем, стоит не забывать, что левый ряд является медленным, и в основном он для грузового транспорта, а правый, соответственно, скоростной. И помехи справа так же нет, есть помеха слева. В общем, все наоборот…

Дорога на сам остров Скай лежит через невероятно красивые пейзажи, когда вы проедете мост, который и соединяет остров Скай со всей остальной Шотландией. Приготовьтесь к тому, что будете останавливаться каждые сто метров и фотографировать и еще раз фотографировать, к слову сказать, останавливаться будете не только вы, а еще множество туристических автобусов с туристами со всех точек мира.

Сам остров Скай очень небольшой, и я пробыл на нем ровно два дня, а именно в городке с населением около десяти тысяч человек Portree, который считается главным населенным пунктом острова. Скажу сразу, что ночевал я в машине, благо что автомобиль мой это позволяет, и предупрежу путешественников, что жилье везде стоит очень дорого, возможно, оно стоит дешевле, если бронировать заранее но… В плане еды и прочего выбор из заведений небольшой, но необходимые продукты можно купить в супермаркете. Из самих мест больше всего понравилось место Fairy Pools (Сказочные бассейны), где удалось подняться высоко (относительно, конечно же) в горы и здорово и приятно устать. Вообще, скажу так, что кто любит лазить по горам, то остров Скай даст такую возможность в полной мере.

В общем и целом, двух дней пребывания на острове вполне достаточно, чтобы насладиться всеми его красотами, фото я сделал очень много, а мало их сделать просто не получится, так как красота северного моря и природы гор просто поражает. Совет: берите теплую одежду, так как климат там более суровый и, если в первый день была ясная и вполне себе солнечная погода, то во второй день был вполне себе дождь и крайне сильный ветер. Все-таки север есть север.

Еще одна особенность — то, что русской речи в Шотландии вы практически не услышите, ввиду того, что наших соотечественников-туристов там крайне мало, ввиду отдаленности и, возможно, дороговизны. Впрочем, один раз русскую речь я встретил в Глазго, но, судя по всему, это были местные жители.

Далее мой путь лежал, собственно, в два города, а именно Глазго и Эдинбург, оба они по-своему хороши, хотя Глазго показался более интересным и менее мрачным, что ли, но так как они находятся рядом друг с другом, то, конечно же, посетить надо их оба. Еще раз скажу, что в Шотландии, на мой взгляд, достаточно дорогие отели везде, и я пользовался услугами одного известного сервиса по сдаче жилья, и плюс в том, что для меня это была так же возможность пообщаться с местными, и полагаю, что и им было интересно что-то узнать о далекой России.

Одна из главных статей доходов в бюджет это, конечно же, производство Виски, в каждом магазине вы найдете множество сортов этого напитка. Учитывая тот факт, что я являюсь любителем, то выбирал по упаковке и средней цене. Но думаю, что любое местное виски, купленное там, является довольно качественным продуктом.

На обратном пути я, разумеется, побывал в столице Великобритании Лондоне. Времени было, к сожалению, немного, но пяти часов хватило, чтобы погулять по центру и сделать определенное количество фото. Погуглив, я нашел на одной из конечных станций метро Park & Ride парковку. Оставив машину на парковке (обошлось 4 фунта за 5 часов, что достаточно недорого), дальше купил безлимитный билет на один день. Билет обошелся в 13 фунтов (около 1000 руб.), доехал до центра Лондона.

Лондон, безусловно, привлекателен и ежегодно его посещают миллионы туристов, и чувствуется, что это в первую очередь бизнес-город, где кипит жизнь. Добавлю, что цены в супермаркетах на продукты не дороже чем, например, в Германии или Москве, ну а качество подчас на порядок выше. Да и чашка кофе на Пикадилли вам обойдется примерно в столько же, сколько и в Москве (150-200 рублей).

Топливо стоит столько, сколько и в других европейских странах, на момент путешествия это было 90-100 рублей за литр 95-го. Суммарно на топливо было потрачено около 80 тысяч рублей, так. в принципе, и планировалось.

Хочется пожелать тем, кто все же осмелится на такое путешествие, не бойтесь покорять новые горизонты, самое главное будьте максимально внимательны на дорогах Англии. Лично у меня адаптация к левостороннему движению заняла дней пять, не превышайте сильно скорость. В идеале, если ехать в такие далекие края на автомобиле, то нужно, конечно, около трех недель отпуска, так как дорога все же займет определенное количество дней, но поверьте мне, оно того стоит. Всем спасибо, кто дочитал до конца!

Ферапонт Никодимов
13000 за разовую визу на полгода? Мда, я думал, что америкосы рекордсмены по жадности. А пейзажи прикольные. Как у нас на ДВ, только деревьев мало :)
От Москвы до Эдинбурга 3500 км. Туда обратно - 7 тыс. Откуда взялось 10 тыс. пробега?

Хороший рассказ и сама поездка тоже. Скрипалей не встречал?
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

Вискарь дегустировал?
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

Шотландия класс!!!! А где фото Глазго и Эдинбурга??? Остров потом сразу Лондон...

На счёт не дорогих продуктов не соглашусь.в Германии дешевле в полтора раза.и алкоголь дешевле однозначно.хотя шотландский виски весьма вкусен,при чём не обязательно дорогой.

Большая страна
Обычно всегда много наматываться по окрестностям, и по дороге делаешь крюки в разные интересности.
Павел
👍круть
Паромы конечно впечатляют. Природа немного на Хакасию похожа😊

Путешествие очень интересное, но вот только очень мало фото и описания Шотландии. Да и в Лондоне кроме Биг Бена на реконструкции много красивых мест :)
Очень сжатый отчет. Фото интересные.

на футбол ходил?
поездка амбициозная, а рассказ совсем скромный,
в целом получилось то, что получилось

Курчатов
5+ за эксклюзивный маршрут. но где же куча фоток и подробности про распитие вики где-нибудь в деревеньке под Глазго, про людей и другое?
dimon87085
Мытищи
Ты наверное не ездил на авто не куда, или у тебя его нету вообще и ты пешеход, чтобы задавать такие глупые вопросы!

Мдааа... путешествие то, судя по всему - было супер. Мечтать только о таком можно. А вот рассказ о нем, и фото - лучше б Вы не писали вообще. Ну честно. И без обид. Потому что ни о чем. Не помню, на каком ресурсе давно читал отчёт «1000 пьяных шотландских миль» - это было что-то. А здесь... ппц.. ну и да, любитель виски априори ведь знает, что это продукт мужского рода, в русском языке, а вовсе даже не среднего.
Мой отзыв: BMW X5 2004

дело в том, что я ездил еще на север Шотландии, плюс еще по самой стране намотал, плюс еще в Германии заехать в пару городов пришлось..отсюда и общий пробег, а так да, вы правы)

Nikitamr
Хороший рассказ и сама поездка тоже. Скрипалей не встречал?
Скрипалей на тот момент еще не выдумало Британское государство, они появились чуть позже)

buhtarma
Вискарь дегустировал?
Да, только уже на родине, виски отличный!!

gorezzz
в Эдинбурге с погодой не повезло, фото мало было сделано, а Глазго...в целом город как город, не заметил ничего такого выдающегося, поэтому решил не выкладывать)

Firebaldo
Возможно и так, но например базовые продукты типа молока и пр. стоят плюс минус так же, опять же смотря в каких магазинах отовариваться))

hirschhorn
на футбол ходил?
поездка амбициозная, а рассказ совсем скромный,
в целом получилось то, что получилось
Нет на футбол не ходил) Рассказ возможно скромный так как это первая проба пера так сказать, поэтому получилось то, что получилось

DuckWader33
Спасибо, честно сказать фоток сильно много не делал, не любитель много фотографировать, виски пил уже в Москве, а люди очень добрые, с кем контактировал все очень хорошо относились)
Mayhem2
Вот об этом всём нужно было и написать... Фото мало. Понимаю, что одному не очень удобно фотографировать в дороге. Российские путешественники там очень редки. А интерес к стране, в частности к Шотландии, большой. Вы же видели контраст с Англией. Можно было бы написать и про противоречия. Смелее описывайте про интересное. Только без фанатизма, как автор " Властелина колец".....
Автор молодец!
Как местные ездят? Какой там автопарк? Полицаи не тормозили? Поподробнее бы...

Реутов
Не ругайте музыканта, он играет как умеет!!! Парень красавчик, лучше читать про это, чем про то, как*****а месят! Отчет конечно-же слабенький, т.е. отчета нет совсем, но маршрут Классный, нет маршрут просто Суперский !!! Опять же, кому то дано доехать, а кому то дано доехать и написать.
P.S.
Представляю, как бы местные ох..ли если, приехав в Солсбери, припарковать тачку на парковке у Собора Девы Марии :)))
Mayhem2
Ну-ну... А что расходы на топливо не бьются. Или у Вольво гораздо меньше 10 литров на 100 км?

Калуга
можно только позавидовать... :)
Собеседник Богов
Маловато будет!

Омск-Москва
no name
"... 1200 пьяных шотландских миль" https://forum.awd.ru/viewtopic...
интересное и познавательное чтиво. Рекомендую познакомиться с ним автору и всем!

сибирь
"... 1200 пьяных шотландских миль" https://forum.awd.ru/viewtopic...
Вот:)) только 1200 их было:)
_m

Какая там может быть боль? После поездок по Европе и Новой Зеландии я считаю, что это идеальная бессветофорная развязка. Почему у нас до такого не дошли ещё лет 50 назад? Это же не намного дороже, чем обычный перекрёсток сделать. И резко снизило бы аварийность.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012

Петербург
С почином!
С уважением
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
Lexxx
_m
Дошли и они были, но потом все поломали и сделали обычные перекрёстки. Теперь переделывают обратно, а некоторые кольца также зарегулировали светофорами. Да ещк наши граждане по кольцами ездить не умеют

Саша Бишаров
Автор молодец!
Как местные ездят? Какой там автопарк? Полицаи не тормозили? Поподробнее бы...
Скажу так, был у меня один инцидент где я скажем так нарушил правила и попался полицейскому, но объяснив ситуацию и попутно извиняясь он меня отпустил, думаю потому что Великобритания хоть большой, но остров, поэтому это тоже накладывает свой отпечаток. Ездят умеренно, на трассах не видел чтобы кто то сильно гонях, возможно потому что везде average speed control.. А еще когда я попал в пробку то там тоже все стали выезжать на обочину)) каюсь я тоже немного по ней проехался до сьезда налево
Автопарк в целом современный, много моделей тех же опелей которых у нас разумеется нет, в виду нашего нищенского автопарка, плюс конечно же английские роверы и много немецких машин. Так же встречаются корейцы, и пару раз видел леворульных американцев, но это скорее исключение..

ANTroit
Благодарю, в общем то это мой первый отчет, раньше писательством не занимался, понимаю критику..что фоток мало, описания мест и т.д. Но посыл моего постав в общем то был именно в маршруте который еще не приелся, и возможно кто то захочет его повторить)
В солсбери надо было припарковаться и выйти в защитном скафандре-костюме с надписью novichok) вот тогда точно ахтунг был бы!

у меня по трасс 11 макс. 12 всегда компьютер показывал))

Lexxx
да наши граждане иногда точно кольцами ездить не умеют...

ANTroit
Так ведь я об этом и говорил. Ездят много и многие. Из тех, кто путешествует, в лучшем случае, по моему, отчеты процентов 10 пишут. Ну и из этих 10% .. дальше продолжать? Ну мне вот прям реально обидно, что автор проехал маршрут мечты- а вот описать его не смог. За это обидно.

Ленинкент
Nikitamr
Хороший рассказ и сама поездка тоже. Скрипалей не встречал?
а может он и есть скрипаль?

Тема знаменитых Солцберецких шпилей не раскрыта вообще....
Noah 2,0 2010 X
Поло 2020
Добрый день! Вам удобно было ехать с левым рулем на левостороннем движении?

Классная поездка. Вот с левосторонним движением наверное сложновато. Мозги трудно перестроить в момент.

Спасибо! Интересно читать, коротко только)