По горным местам Южного Урала

09.11.2018 | 20098 просмотров

Читаю, как многие авторы в отчетах об автопутешествиях пишут: проехал Уральские горы… скорей проехать проскочить Уральские горы… объехать Уральские горы… А не стоит их объезжать и проскакивать. Лучше взять и остановиться тут на день или два. А можно и приехать в отпуск недели на две. В этом отчете расскажу об авто-пешем путешествии по Южно-Уральским горам Челябинской области и немного Башкирии.

Первые горы, которые нам захотелось посетить-посмотреть, это были горы национального парка Таганай. Выспавшись, наш экипаж из Челябинска отправился в путь, предполагая, что к 17:00 приедем к входу национального парка, затемно дойдём до турприюта «Белый ключ». Но нет. Из-за ремонтов дороги М5 к входу в нацпарк приехали под вечер. Оставив автомобиль на охраняемой стоянке, взяв рюкзаки, побежали до турприюта. Спешили, чтоб успеть до темноты. Так спешили, что оставили фотоаппарат в автомобиле. Но чтоб показать красоты нашей природы, размещу фотографии с зимнего похода выходного дня. До приюта 8 км. В ближащие два дня мы поднялись на двуглавую сопку, дорога на которую начиналась сразу от приюта, посмотрели Перья.

Cходили на Откликной гребень.

и гору Круглица.

В общем, после трипа, находясь в домике, решили, что после такого отпуска нужен еще тюлений отпуск где-нибудь на море. И никуда дальше по горам не хотелось уже ехать.

Утром светит солнце, тишина леса, мягкая ломота в теле просит ехать на озеро. И отправились мы на высокогорное озеро Зюраткуль. И вновь ремонт дороги М5 увеличивает время в пути в два раза. По трассе в наших горах очень напрягают люди, совершающие опасные обгоны. Последнее время увеличилось число людей, надеющихся на удачу. При подъёмё на перевал начинают двойные, тройные обгоны, когда до встречной фуры метров 100, водители не успевают закончить маневр и выталкивают другой авто на обочину. А обочины в наших горах-то и нет: либо обрыв с леском, либо железный отбойник! Жить-то хочется, едешь не нарушаешь, а из-за таких людей не факт, что и доедешь, даже если ты невиновен.

Люди торопятся в отпуск, гонят по 1000 км в день, вот и начинают обгонять какую-нибудь пыхтящую в гору фуру. А зачем обгонять? Ну, обгонишь эту, упрешься тут же в следующую. И опять придется тебе рисковать своей и чужой жизнью, идя на обгон. Наши горы недлинные, едь спокойно час, другой, да и кончатся они, пройдут перевалы. Там уже и 2 полосы, гони безопасно.

Въезд в нацпарк «Зюраткуль» платный. Тут мы планировали две ночевки. Ходили вдоль озера, смотрели, что осталось от Китовой пристани.

Поднялись на гору Зюраткуль.

Попали под сильный дождь, который начинался очень эффектно и брутально..

Поднакопив за эти два дня сил, отправились чуть дальше в деревню Сибирка. Очень понравился участок дороги с Зюраткуля до трасы М5, где едешь вдоль высоких деревьев..В Сибирке остановились в турприюте «Ледяной фонтан».

На фоне заброшенных домов самой деревни это место казалось просто оазисом.

Взяв в прокат велосипеды, осмотрели деревню и прокатились по местным лесным дорогам. Ну как прокатились, местность то горная, вниз хорошо, а вот наверх…

На следующий день пошли до горы Уван. Чтоб сократить расстояние, доехали на автомобиле до кордона «У Трёх вершин». Дорога в пограничном состоянии, когда уже нужен автомобиль повыше, чем легковой. Кордон «У Трёх вершин» — очень красивое место. Оно нам так понравилось, что на следующий день просто приехали сюда, чтоб любоваться видами.

С кордона можно сходить на гору Нургуш и на гору Уван. Мы пошли на Уван.

Вдалеке виднеется озеро Зюраткуль, где мы были два дня назад.

Дорога на Уван не сложна и не вызывается сильного физического напряга.

Переночевав, мы отправились в село Тюлюк, чтобы пожить в селе и сходить на гору Иремель. И снова ремонт трассы М5 увеличил время в пути. Дорога от села Меседа грунтовая, всего 28 километра грунтовой дороги. По обочине — разливы рек, болотца.

С небольшими остановками приехали в село Тюлюк. В этот раз решили для начала остановиться в палатке. Палатку поставили у реки. Шум реки настолько сильный, что вначале заглушал всё. После, когда мозг адаптировался, стали слышны и пение птиц и мычание коров из села.

До горы около 15 км пути, из них 6 км можно доехать на подготовленном вседорожном автомобиле, либо от села заказать заброску: 1600 рублей за буханку, либо по 200 рублей с человека.

Но мы же походники, идти так идти. Ну, мы и пошли. Нас то и дело обгоняли то Уралы, то Уазики, а мы шли и шли, шли и шли… 6 километров лесовозной дороги.

Красоты стали появляться, когда уже свернули с лесовозной дороги, как раз за шлагбаумом, где нужно внести денежный вклад за проход.

На вершине горы Иремель мы просидели около двух часов, просидели бы и больше, но стремительно стали надвигаться дождевые облака, которых по прогнозу не должно быть. Причем на самой вершине видимость есть, а подножье скрыто облаками. Не видно дальше вытянутой руки ничего. Приняли решение, где облака нас накрыли, там и остаться (чуть спустившись с плато), а то в нулевой видимости легко уйти не туда и заблудиться. А какой сразу гром гремел, какой ливень был, как холодно стало, как грелись у дерева, боясь ударов молнии, прижавшись друг к другу словно эскимосы, как разжигали костер под тентом — это все лучше рассказывать внукам как байки. Отмечу лишь, что на обратной дороге на лесовозной дороге сил не осталось почти совсем. В общем, берите заброску хотя бы туда, а лучше и обратно.

Утром снова светит солнце, после дождя вода в реке стала мутной и непригодной для питья. Отправился узнать, где взять воду на селе. И тут маленький «полтергейст» со мной произошёл. Нужно учитывать, что после похода сил вообще не было, хотелось есть, а еще больше пить. Так мир по-другому воспринимается. Иду вдоль берега, вижу козу с «кругляшами на бороде», неприятно смотреть. Иду дальше, вижу, сидит то ли коза то ли козел, а у ней один рог растёт с середины головы и закручивается, как у барана, только к носу. ОДИН рог! Сфотографировал, иду дальше, вижу, стоит колонка с водой, я к ней, а воды в ней нет. Подходит мужик и говорит: «Давайте-ка я вам воды дам, возьмите у нас. Колодезная. ВЫ ТАКОЙ НИКОГДА НЕ ПРОБОВАЛИ».

Ну, думаю, хорошо, наберу бутылку. Обратил внимание, что хребет Зигальга (гора напротив) показался тёмным-тёмным. Страшным. Пошел с мужиком, а мужик весь какой-то морщинистый… набрал воды. Вода холодная, бутылка запотела сразу... Только мне выходить, а на крыльцо вышла женщина... Забитая какая-то и голосом сухим и тихим говорит: «Я ВАМ НЕ СОВЕТУЮ ПИТЬ ЭТУ ВОДУ». Мужик цыкнул на неё, и я ушел. Иду... отхлебнул воды, а вода-то укропная! Тут же вспомнил и козу, и козла, и вспомнил, что рядом с Иремелем аномальные зоны есть, и гора Иремель сама враждебная. Ну, право смех сейчас писать об этом, а тогда…

Вон ОН.

Воду вылил, узнал, где находится магазин, в котором и купил воды. После гуляли по селу. Село местами заброшено, но так понравилось, что решили остаться еще на один день.

Сходили до Ларькино ущелья. В этом месте был стремителен поток воды, и была поставлена мельница.

Резка погода на Южном Урале: утром солнце и тепло, вечером дождь и холодно. В следующие дни погода поменялась, было все время прохладно и дожди. В палатке было уже неуютно, арендовали дом в Кордонном, что ближе к хребту Зигальга. Место с отличным видом на малый Иремель.

На следующее утро пошел снова дождь и не видно стало малого Иремеля.

Но это не помешало сходить на скалу Орлиное гнездо.

Вечером после дождя.

Решили еще на один день остаться. Вечером познакомились с семейной парой из Самары. Они собирались ехать искать заброшенную военную базу, которая давно расформирована. Я присоединился к ним, мы знали только направление, а сколько до неё, не сказали. Поехали на Рено Дастер. Дорога заросла совсем. И колеи, и камни, и трава, и горки. Не ожидал такой геометричной проходимости Дастера. Едем, а базы не видно, где что стояло? В итоге приехали к обрыву.

Развернулись обратно и тут только обнаружили места стоянки установок, их видно только, когда едешь в обратном направлении. Походили, поездили, посмотрели. Как оказалось, это все недалеко от Кордонного и нужно было идти пешком, а не мучить автомобиль. В итоге на одном из спусков посреди между передним и задним колесом оказался камень. На котором, вырываясь из «плена», оторвали переднее крыло. По сути между колесом и камнем зажат был брызговик, но он так крепко крепится к крылу, что вместо того, чтоб оторваться, потянул за собой крыло.

Вечером вновь любовались видами с нашего домика.

Остались еще на два дня, гуляли по селу Тюлюк, ходили вдоль реки Тюлюк. Гуляли по Кордонному, ходили вдоль реки Юрюзань.

По вечерам наблюдали «горящие» горы.

Обратно 260 километров до дому, в связи ремонтами дорог, Камазами, груженными арбузами, которые ну очень медленно преодолевали перевал Уреньга, заполняя ароматами гари всё вокруг, дорога заняла около 7 часов.

ААА
Огромная, красивая, сильная природа!!!!)))
DEEBOR
Упс...только начал читать и уже финиш)))

Ничё вы неугомонные, всё ходят и ходят )
>В общем, берите заброску хотя бы туда, а лучше и обратно.
С Иремелем есть прикол: даже в сезон после 20 часов машины на выброску уже отсутствуют. Так что рассчитывая уехать на обратном пути, можно и прогадать.

Алма-Ата
Второй раз в 2010 году по Старому Белорецкому тракту на пути в Башкирию. От Белорецка через Узян в темноте. http://roadstravel.ru/алма-ата...
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
ЛюблюДорогу
И РАССКАЗ ПРО МУЖИЧКА И ВОДИЧКОЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ.
БЫВАЮТ, БЫВАЮТ ТАКИЕ ЗАТЕЙЛЕВЫЕ МЕСТА. ГОСТИЛА КАК ТО У ПРИЯТЕЛЯ НА БАЗЕ, ОТПРАВИЛИ МЕНЯ ЗА БАНЬКУ МЫТЬ В РУЧЬЕ КАТРЮЛЬКИ, НАКЛОНИЛАСЬ К ВОДЕ И ПОЧУВСТВОВАЛА ЧТО ЗА СПИНОЙ КТО ВСТАЛ. ....КУБАРЕМ ТЕРЯЯ ПОСУДУ БРОСИЛАСЬ К ДОМУ...А ПРИЯТЕЛЬ ГОВОРИТ "ТАК ДЕВКА ТУТ ЖИВЕТ, МЕНЯ ОХРАНЯЕТ, МУЖИКИ ЕЕ ВИДЕЛИ, ГОВОРЯТ КРАСИВАЯ, БЛОНДИНКА"...А Я ТО РАНЬШЕ ДУМАЛА, ПОЧЕМУ У НЕГО ЗАБОРОВ ДА ЗАМКОВ НЕТ, АН ВОТ ОНО ЧЕЕЕЕ

Автор, извините, но не впечатлил меня Южный Урал по вашему рассказу. На Алтае красивее.
Судя по стилю изложения, автор человек, мягко говоря, своеобразный :)

Алма-Ата
OWNER.
Молодцы! Сам по Южному Уралу проехал дважды. Первый раз в 2001 году, возвращаясь из Стерлитамака. Село Мраково не забуду! ) http://roadstravel.ru/первый-р... Второй раз в 2010 году по Старому Белорецкому...
Виноват, ошибся. Не Узян, а Авзян. Верхний и Нижний.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/

Lexxx
Никогда Иремель не был враждебным, и у башкиров и у древних племен считался доброй горой, дающей силы, и вообще считается целебной горой. И геологически расположен "странно", урльские хребты вытянуты с юга-запада на северо-восток, а Иремель стоит особняком, замкнутым горным массивом включающим в себя, Большой Иремель, Малый Иремель, Сукташ, Жеребчек. Злая это Ямантау...которая и переводится как дурная гора, с вершины Иремеля в хорошую погоду ее видно на юго-западе.
Попить можно было в Тюлюке и на скале с крестом, есть родник. А вообще, и из реки можно пить, только не из Тюлюка, а из Карагайки, которая впадетв Тюлюк, возле переправы на лесовозную дорогу. Вода в Карагайке чистая, насыщенная минералами, вкусная. И вообще там места очень приятные, энергетически позитивные.
Смотрю начал, народ, потихоньку на Урале путешествовать, жаль только..что обратная сторона узнавания, это мусор, и шум..народ у нас вести себя не умеет, ценить тишину и природу тоже, поэтому многим лучше в Адлере так и торчать. А вершину Иремеля превратили в мусорку.
Вот вид на Иремель с Загильги

Draug
Вот ты взял.. и резюмировал...не впечатлили по рассказу.. Знаешь, многие рассказы почитать, тоже Алтай не впечатляет. Автор был в самых попсовых местах, легкодоступных, нац парках. И читать и быть две разные вещи. Да Урал не высокий, но не менее интересный, как южный, так и северный и приполярный. Сотни километров дикой непроходимой тайги. В окресностях того же Иремеля полно живности, мишку можно встретить, лоси, россомахи, рыси, волки, кабаны... живности хватает. Природа классная. Но да..снежных шапок летом нет:))) До которых большинству один фиг на Алтае не добраться.
DEEBOR
Судя по стилю изложения, автор человек, мягко говоря, своеобразный :)
Ты то у нас прямо умница....а коменты твои ваще просто идеал...ну прям гуру
Ты то у нас прямо умница....а коменты твои ваще просто идеал...ну прям гуру
Рад, что Вам это нравится :)
Oleg
Lexxx
А снег на Иремеле в конце июня - начале июля еще лежит местами. На Иремеле очень здорово ночевать у вершины перед курумником, закаты обалденные.

"читать и быть две разные вещи"
Конечно, согласен полностью. Но, прочитав рассказ, мне не захотелось побывать в этих местах. А рядом вот отчет про осенний Алтай (вообще по самому лайтовому маршруту, даже с асфальта не сходя практически) - захотелось (летом я кое-где на Алтае был).

Вот это путешествия, просто праздник, отлично!

"читать и быть две разные вещи"
Ну а я много где был на Урале, я тянет туда еще и еще:)
Oleg
Лежит бывает, не много, на том же Нургуше, больше, потому как на Иремеле погода мягче. Знаю что здорово, солнце как раз за Зигальгу падает:)

Maks
Красиво!

Касли
красота у нас на Урале

И так нет?

"читать и быть две разные вещи"
Да ладно вам, красивые места на Урале тоже!! Ну Алтай просто ярче, насыщеннее что-ли, природа там психанула и разошлась сильнее))
И с асфальта мы там тоже съезжали время от времени!;))

Урал не обойти и не объехать, столь велик и красив.

Площадь Урала - 781 100 км2, колоссальная горная страна (Южный, Средний, Северный, Полярный) с несколькими природными зонами от степи до тундры. Алтай в восемь раз меньше - 92 600 км2, что там некоторые пытаются сравнивать.
Мы здесь живем нам все красиво

Сообщений: 1907
ЛюблюДорогу
СПАСИБО ЗА РАСКАЗ И ФОТО!!! А ТО Я ДУМАЛА ЧТО ЛУЧШЕ ГОРНОГО АЛТАЯ ГОР НЕТУ)))))) ТАК ВОТ ЗНАЧИТ КАКОЙ ОН УРАЛ-БАТЮШКА.. И РАССКАЗ ПРО МУЖИЧКА И ВОДИЧКОЙ ВПЕЧАТЛЯЕТ. БЫВАЮТ, БЫВАЮТ ТАКИЕ ЗАТЕЙЛЕВЫЕ...
У вас Capslock завис...

Урал очень красивый!

Урал южный
Draug
ну не впечатлил ,обязательно какнуть ?

Урал южный
Рад, что Вам это нравится :)
Наверняка вова на свои изложения ссыль дадите ?
ну чтобы вместе порадоваться
Особенно впечатлило про воду,когда тётя сказала,чтобы не пили.Отзыв классный.

Петербург
Спасибо! Очень интересно и красиво!
С уважением
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

gunn40
Урал это стопки высочайшая точка 1895 м с горами Алтая можно не сравнивать
devatko
Первый раз в мае хотели подняться на гору Иремель. Снег наверху не позволил это сделать.

А живут там лица с не славянской внешностью?
Так башкирские ж места, даром что Челябинская область выпячивается
Спасибо автору, сам недавно начал интересоваться маршрутами по Уралу, познавательно, интересно, жаль без координат.

со славянской, Тюлюк, Меседа, Александровка.. русские села

Костанай. Калуга. Омск
У;ральские горы - это интересно, это здорово. Свой колорит, своя бытность. Обязательно побываю в этих местах. Есть у меня одна идейка:по городам и весям "Малахитовой шкатулки" пройтись. Может, когда-то и исполню ))

Кстати, несмотря на то, что Урал считается старым -поболее 200 миллионов лет - геологи заявляют, что мы живём в удивительную эпоху: Зарождение нового Урала. Сейсмическая активность и всё такое - прилагается ))
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012

Классные места

Масленица
Новоуральск
Для нас жителей Свердловской области Южный Урал (Башкирия и Чел. обл.) это прекрасная возможность вырваться из наших елок в более красивые места. Выезжаем за Михайловск и Красноуфимск и уже другие пейзажи. Доезжаем до Кургазака, ночуем дальше в разные интересные места. За выходные можно что-то успеть посмотреть. А если взять один или два отгула, то получается мини отпуск. Были в окресностях Кургазака (пещера Идрисовская), в Таганае, на Аракульском шихане, Ледяной фонтан в Зюраткуле, Белорецк база Малиновка, Озеро Банное, озеро Иткуль, Большие Айские притесы и т. д. Даже просто ехать по Башкирии нравится. Например дорога Уфа - Белорецк и другие дороги есть очень красивые. В планах еще больше красивых мест посетить. А Алтай очен далеко . Туда надо целый отпуск . А это не всегда получается.

gunn40
Вы очень заблуждаетесь. Система алтайских гор - это не просто республика Алтай. Эти горы берут свое начало на стыке Кемеровской области, Красноярского края и Хакасии. Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Саяны. То есть в разных субъектах продолжение алтайских гор имеет свое название, но по сути это одна горная система, которая распростерта от России, через Монголию, Китай и вплоть до Вьетнама. Так что по масштабам уральская и алтайская горные системы просто несопоставимы в пользу последнего. Но сравнивать их абсолютно глупо. Это уникальные природные объекты.

Скоро дром скатится до рассказа "как я в магазин скатался", поездка на таганай, зюраткуль и иремель совершенно обычное дело которым удивлять некого.
Сергей Катков
Сергей, для Вас может это и обычное дело, а для кого-то это может быть значимым событием в жизни. Человек делится впечатлениями, давайте проявлять к мнению людей уважение. Благодарю за внимание.

Подскажите пожалуйста , нужно место на Урале -Алтае , на недельку , отдых в палатке на берегу реки в горах.