Летняя рыбалка на Байкале

15.10.2018 | 20104 просмотра

Летний сезон у нас получился куцым. Хотя и прошли очень интересный и сложный маршрут по Хакасии, Туве, Монголии, Бурятии, но путешествие получилось самым непродолжительным с 2013 года. Поэтому добираем километраж и адреналин за счет вылазок по округе, которые можно назвать поездками выходного дня. В частности, мы все той же компанией, которой выезжали в Монголию на зимнюю рыбалку (travel.drom.ru/5933), решили половить рыбку в Байкале на его бурятском берегу.

Конечно, не на полном серьезе, а в чисто развлекательных целях, совместив удовольствие от рыбалки со знакомством с озером и ближайшими окрестностями. Но мы-то здесь уже бывали не раз, а вот наши друзья из Братска видели Байкал только из окна поезда.
План был такой: стартуем на своих автомобилях из Иркутска, пару дней отдыхаем на турбазе в Култушной, затем совершаем набег на столицу Бурятии — Улан-Удэ. Ну, а потом едем осматривать Большой Куналей: эта деревенька попала в число самых красивых населенных пунктов России.

Турбаза в Култушной принадлежит железной дороге, но сюда пускают и тех, кто к ней не имеет никакого отношения, нужно просто заранее об этом побеспокоиться. База существует давно и обросла инфраструктурой: кроме домиков здесь есть гостиница, развлекательный и оздоровительный центры, столовая, магазинчики, плавучие бани и прочее. Обустроена и набережная.

И турбаза здесь появилась неслучайно. Огромная коса отрезает это побережье от холодного и порой буйного Байкала. Кстати, коса видна на двух предыдущих снимках.
Вода здесь прогревается до такой степени, что здесь можно купаться. А почти закрытый водоем привлекал рыбаков трофейной щукой. Как заметила смотрительница нашего гостевого дома:
— Если бы сама не видела выловленных чудовищ, то никогда бы не поверила, что они здесь водятся.

Увы, но со щукой что-то случилось. Местные утверждают, что она куда-то пропала. И действительно, за два дня нашей рыбалки мы ее ни разу не видели. Не попадалась она ни нам, ни рыбакам, промышлявшим по соседству. И поэтому спиннинги мы отложили в сторону до лучших времен и взялись за удочки.

А вот с ними здесь не заскучаешь. Рыбешка клюет хоть и мелкая, но часто. В основном окунь, плотва и елец. Я первым вытянул ельчишку, и он очень удивил: пока снимал с крючка, издавал пищащие звуки. Мой напарник Сергей, многое повидавший на рыбалках, сказал, что впервые сталкивается с чем-то подобным.

За пару часов вытянули пару десятков более-менее крупных рыбешек и решили, что для ухи нам их хватит.

Но история со щукой нам не давала покоя, и мы решили с утра отправиться на косу.
Местные давали противоречивые советы, как это сделать на автомобилях, но в конечном итоге с маршрутом мы определились.

Коса оказалась довольно обжитым местечком: вдоль нее раскинулись палаточные городки «дикарей», прибывших сюда из самых отдаленных уголков России. Дорогу можно было выбрать: либо по буеракам и канавам, либо по прибойной полосе.

Некоторые приезжие настолько здесь освоились, что на кроссоверах не боятся гонять, поднимая за собой столбы байкальской воды.

Мы нашли местечко, уже разбитое под самодельный кемпинг: стол, лавки и т.д. Наших женщин и один из автомобилей оставили здесь, а мы с Сергеем метнулись дальше по косе.

У полуразрушенного пирса, куда чалятся моторки, в основном с дамами, желающими отдохнуть на первозданном песке и без базара, я остался с удочками, а Сергей двинулся по берегу со спиннингом. За два часа у меня ни одной поклевки, и напарник вернулся пустой. Меняемся ролями. Ничего не происходит…

Возвращаемся на базу. Но прежде останавливаемся в березняке. Без напряга набираем ведро грибов. Ну что ж, сегодня у нас на ужин картошка с белыми грибами и подберезовиками, а не фаршированная щука.

Вроде все запланированные дела переделали, а солнце стоит еще высоко. Решили сходить на вечернюю зорьку — добить калифорнийского червя. Попутно Сергей рассказал историю, как чувак, придумавший им торговать, стал американским миллионером.
Мой напарник таких высот еще не достиг, но бизнес у него нормально развивается. И я догадываюсь, почему. Сергей просто гений общения.

Вот взять ту же историю с грибами. Их-то мы набрали, а жарить не на чем. Сергей пошел на эту тему общаться со смотрительницей. Та стала артачиться. На чем договорились? Сковородку дала в обмен на половину грибов, которые мы бы просто выкинули. Расстались лучшими друзьями.

Или вот: идем уже на знакомый пирс, а там уже какая-то девчонка (не сказать бы грубее) что-то ловит.
— Не помешаем?
— Конечно, помешаете!
Сергей разруливает ситуацию. Определяет зоны влияния: «Мы ловим в ту сторону, а ты в эту».
Девушка на мякиш вытягивает по плотвичке в час, а у нас уже полное ведерко окуней. Но нам рыба не нужна — с утра уезжаем. Потому отдаем весь улов конкурентке. Более счастливого человека в этот день я не видел. А как все плохо начиналось…

Два дня в Култушной прошли как один. Погода стояла замечательная и постоянно что-то хорошее происходило. Но стоило нам собраться в путь, как пошел моросящий дождик и все вокруг как-то помрачнело. Несмотря на превратности погоды, решили показать друзьям одно из любимых наших мест на Байкале — Посольское, о котором я довольно часто тут рассказываю.

В монастыре за наше недолгое отсутствие почти ничего не произошло, разве что котята подросли.

В местном сувенирном магазине Сергей купил себе крутую бейсболку с байкальской символикой — видимо, надоело ходить в моей запасной и не такой фасонистой.

На побережье, на удивление, в этот день не было кайтсерфингистов, но зато пойму прочесывал чувак с металлоискателем. И неслучайно: место историческое, давно обжитое, не исключены интересные находки.

Да и сейчас не пустует. Вдоль косы разбили свои палаточные лагеря монголы, приморцы, красноярцы…

Заглянули в местную рыболовную артель — в прежние времена я здесь брал свежего омуля холодного копчения. Но, как известно, лов омуля на Байкале запретили всем, кроме нескольких национальных общин, но местные рыбаки не попали в их число и потому переориентировались на плотву, окуня и пелядь. Последнюю рыбку, как утверждают знатоки, сложно отличить от омуля. Вот, кстати, как она выглядит (та, что побольше). Это, к слову, последние экземпляры из той закупки.

Так что омуля мы в этот раз видели только в местном супермаркете по негуманной цене, зато погуляли по горе Омулевой, или как еще ее еще называют — гора Спящий Лев. Издалека она действительно напоминает лежащего на боку царя зверей. Забраться сюда несложно, и если уж добрался до вершины, то тебе открывается потрясающая панорама на реку Селенгу и окружающие горы.

Если оторваться от этого завораживающего зрелища, то на противоположном склоне можно заметить монумент: это местные старообрядцы (а их здесь много) поставили памятный знак в честь неистового протопопа Аввакума, который претерпел многие страдания, но от старой веры не отказался.

Кстати, мы и едем в деревню староверов (которых тут называют семейскими), она недавно была признана одной из самых красивых в России. Называется — Большой Куналей.

Слава ее уже настигла, но асфальтированная дорога только вот-вот. Последние метры до этой яркой деревеньки дорожники, похоже, должны были проложить в день нашего прибытия, но из-за дождя процесс был остановлен.

Наверное, под солнышком Большой Куналей блистает всеми оттенками масляной краски. Но в непогоду достаточно сложно оценить все его красоты, как и прогуляться по деревне. К тому же немногочисленные прохожие как-то диковато косились на наш кортеж, видимо, у местных еще не выработался иммунитет на туристов.

Однако, несмотря на дождь, какие-то работы по дальнейшему благоустройству Куналея велись, в основном силами домовладельцев.

Но мы все же остановились в нескольких местах.

Вот одно из них. Как явствует из надписей на мемориальной доске, певцы из этого села давали концерты в Большом театре и Колонном зале Кремля…

В Улан-Удэ после всех этих блужданий мы прибыли под вечер и экскурсию по столице Бурятии отложили на утро в расчете на то, что и погода к этому времени может измениться к лучшему.

И действительно, немного полегчало. Дождик временами прекращался, к тому же многочисленные китайцы демонстрировали какой-то туристический экстаз. Особенно при виде уникальной головы Ленина, вокруг которой устраивали какой-то перфоманс.

Мы пробежались по полупустой пешеходной улице до собора, который считается одним из первых каменных сооружений Верхнеудинска (так прежде назывался Улан-Удэ).

Я-то уже здесь бывал не раз, но нашим друзьям стоило бы выбрать более продолжительное и удачное время для знакомства с этим городом, способным удивить.
Но мы уже стремим свой путь к дому. На развилке к поселку Мурино мы расстаемся с Сергеем и Татьяной. Они ушли на Братск, а мы заглянули в поселок, который нас весной этого года здорово поразил. Тогда нам казалась, что мы оказались в байкальской столице нарциссов и тюльпанов. Об этом я рассказывал тут: o-avgust.livejournal.com/118049.html.
На исходе лета краски, конечно, поблекли.

Но хозяйка домика, с которой мы общались несколько месяцев назад, нас опознала. И, как обещала, продала нам очень недорого коробку клубней нарциссов и тюльпанов. Следующей весной, надеюсь, они нас и соседей порадуют.

Подведем некоторые итоги. В дороге наш экипаж был четыре дня. Мы прошли около 1500 километров. Наши друзья из Братска прошли дистанцию в два раза большую. И когда мы видели уже 10-й сон в Иркутске, они только подъезжали к дому.

Август 2018 г.

Алекс
Отличный отчет. Тоже летом собираюсь в те края. Было полезно почитать! +5!!
1209087
А ельцы на самом деле пищат, по крайней мере те, которые ловятся в Оби и Томи, привет из Томска.

На букву Ё.
Ельцы везде пищат.
Mazda Premacy 2007г. 2 wd белый перламутр.
"Не забыть бы о душе подумать" В.М. Шукшин

Пелым
Ельцы везде пищат.

Отличный отчет

Алекс
Отличный отчет. Тоже летом собираюсь в те края. Было полезно почитать! +5!!
Спасибо

1209087
Если б не было свидетелей, подумал бы, что начались галлюцинации

Алекс56 рус
Отличный отчет
Спасибо на добром слове

Очень интересный отчет! Изложено здорово!

Байкал, моя следующая мечта

максим
вообщем, щуки вы не видали?))

yakushev
Байкал, моя следующая мечта
Вполне осуществимая. От Урала до Байкала недалеко...

максим
вообщем, щуки вы не видали?))
В этот раз, увы, не довелось

Очень интересный отчет! Изложено здорово!
Старался

gunn40
И правильно пищат - вам больше кушать нечего, рыбе жить не даете?
Кто от скуки и от безделья а не ради пропитания мучает животинку... Я бы понял например если автор бы написал типа. Елец запищал жалобно и я его выпустил. А он почему то удивляется. Почему это он запищал. Надо же как удивительно! Любая животинка подыхать не хочет даже рыба глупая...

В общем сегодня ты поймал животинку и она запищщала.... А завтра, вполне возможно, животинка поймает тебя и будет удивляться почему это оно пищит и мочит вокруг себя территорию. ))))

Wolosan
Имел я счастье пожить в Магадане и поездить по округе, правда еще при СССР. Повидал там суровых мужиков, учивших как правильно нужно есть икру (большой ложкой из 3-литровой банки). Тогда, даже в городе, каждый второй был либо рыбак, либо охотник. Похоже, выбили всех.
К слову, рыба не пропала - вся пошла в дело. А вот ту, которую выпустили - недолго прожила: чайки быстро подобрали
Oleg_Avgust
Меня, собственно, удивил не столько этот комментарий, сколько место из которого он был отправлен. Ощущение такое, что писал его веган из Ново-Бирюлево... Имел я счастье пожить в Магадане и поездить по...
Повторю еще раз. Мужыг не тот кто для забавы животину тиранит. Видали мы тут вашего брата. Медведя хлопнут. Желчь вырежут и сварят на торпеде по жаре.. выкинут... Спрашивается... А за чем медведя то убили??? Или для забавы на перевале прикормят погодка. Подписывая ему по сути приговор. Нафоткаются. Натуралисты. А он потом двери из КАМАЗов вырывает - сгущенку ищет. Убивать приходится. Бессмысленно и бестолково. Ты чо голодный был когда этакую то мелюзгу "в дело пускал"...

Занятно зачем модератор удаляет. Чо тоже такой же "рыбак" ??? Ухахаха.

Oleg_Avgust
Вполне осуществимая. От Урала до Байкала недалеко...
Так я и не сомневаюсь. Уже готовиться начал, денежки коплю.

На букву Ё.
gunn40
И правильно пищат - вам больше кушать нечего, рыбе жить не даете?
А что Вы кушаете? Химию из супермаркетов? )) Вы пробовали колбасу из мяса, молоко из молока, настоящие сыр и творог? Я уж лучше пойду рыбки поймаю, да закажу охотнику рябчика мне подогнать..., чем всякую дрянь в себя пихать!
Mazda Premacy 2007г. 2 wd белый перламутр.
"Не забыть бы о душе подумать" В.М. Шукшин

Wolosan
Знаю, что автопутешествия постоянно читают несколько магаданцев, поэтому спрошу у них: кто-нибудь из вас пересекался с Волосаном. Если да, то все ли с ним в порядке? Шибко переживаю за него, может человеку нужна помощь

Oleg_Avgust
Не могу поверить, что все это и предыдущее на полном серьезе писал человек, который живет в Магадане. Знаю, что автопутешествия постоянно читают несколько магаданцев, поэтому спрошу у них: кто-нибудь...
Зачем же испрашивать третих лиц. Вполне за себя могу ответить самостоятельно. Благоволите ознакомицца с нетленным творчеством афтыря. Может чего и поймете. Хотя врядли. В несчастном Байкале уже и омуля не водится из за таких вот понторезов как вы.

Понятно.
Заметьте, я вас не пытался ни обидеть, ни оскорбить. Однако вижу, что помощь вам действительна необходима. Увы, оказать ее не могу из-за отсутствия должных препаратов и навыков.
Однако, хочу пожелать удачи. Похоже, вам она очень могла бы пригодиться

Понятно.
Однако, хочу пожелать удачи. Похоже, вам она очень могла бы пригодиться
Помилуйте. Милейший. Вас то кто оскро***л или обижал? Вы себя сами обидели изволив придушить нещастную плотвичку, да еще громко удивляясь отчего же она пищщит? Поймав по нечаянности такого вот гальяна любой нормальный человек бы его отпустил. Пусть даже чайкам. Но такой "добычей" бахвалиться.... В общем ни пуха ни пера.
А вообще конечно жаль озеро. Жило себе жило 35 миллионов лет. А тут раз и человечество почти уничтожило его за каких-то 30 лет. Мне 45 и я помню те времена, когда и омуля там хватало всем и не было проблем с экологией. Это не укор автору, а всему человечеству и себе в том числе.

Тут я почитал немного о Байкале. Выяснил, что запрет на лов омуля вводится уже второй раз. Первый был в 1969 году и длился 6 лет. Сейчас ситуацию с уменьшением популяции омуля связывают не только с браконьерством, а еще и с маловодьем, вроде как мальки обсыхают и не выживают, но сейчас вода начала подниматься. Кроме того, рыбаки считают, что много омуля пожирает нерпа, которая расплодилась, но охота на которую много лет уже запрещена.
Но есть и хорошие новости – закрыли Байкальский целлюлозный комбинат и начали убирать его отходы. Много штрафуют за незаконный лов и так далее. Так что Байкал рано еще хоронить.

Мытищи
Wolosan
Про омуль в Байкале не нужно беспокоиться, он там уверяю вас водится в достаточных количествах, а все запреты связаны только с защитой интересов, в первую очередь финансовых, отдельных категорий граждан. И на счет понторезов, не нужно никого оскорблять, никто же вас не называет нехорошими словами только лишь за то, что с центральных каналов вам в уши заливают очередные байки об отсутствии рыба в Байкале, а вы во все это верите и на этом основании делаете выводы. Будьте здоровы!
10207815
Нет никакой особой необходимости испрашивать подтверждений третих лиц. ВПС в принципе и сам вполне за себя может ответить. Тем более что на данном ресурсе отмечался не раз . хехе.

Благоволите ознакомицца.

Байки об отсутствии рыбы в байкале нам заливает не центральный канал - а сам афтырь. Вы внематочнее ознакомьтесь с тегстом. И не хворайте.

10207815
Так рыбы в Байкале реально меньше стало. И причём тут федеральные каналы? Мы здесь живём у Байкала так то , а не в Мытищах.

Мытищи
D575
Вы живете У Байкала, мой тесть с тещей (соответственно и жена) жили всю жизнь НА Байкале прямо на берегу с. Онгурен, если вам это о чем-то говорит. Сам я всего 6 лет как переехал из Ангарска в Нерезиновую, и вопрос знаю изнутри так как более 20- лет не вылазил от них, поэтому не нужно спорить. Охранять нерестилища - то бишь реки и более ничего не надо, Байкал сам возродится. А вот с охраной нерестилищ беда, как я говорил выше защищаются интересы отдельных индивидуумов. Посмотрите альтернативные мнения ученых из Лимнологического и других институтов по поводу популяций омуля.

10207815
Ещё один источник истины. "Не нужно спорить, я знаю изнутри.."; если бы вы лично были сотрудником лимнологического института и досконально знали тему, а так... даже ученые с именами спорят, нет единой точки зрения.