Венгрия и Чехия — рай для туристических обжор! Зимние прогулки 2017 г.

14.02.2018 | 13099 просмотров

Вступление

Мы обыкновенная российская семья, которая любит путешествовать. Мы взяли себе за правило каждый год ездить в семейное путешествие на новогодние каникулы. Стоит попробовать один раз, а потом затягивает. Мы попробовали, и нам всем это очень понравилось. Теперь каждые новогодние каникулы мы не можем сидеть на месте, обязательно едем в любимые места, где уже бывали, или открываем другие города и страны.

Конечно, мы любим новые места, где еще не были, но кризис диктует свои законы, и, прикинув свои возможности, все равно решили поехать в путешествие по знакомым местам. Не спеша гулять и наслаждаться тем, что мы можем получить от поездки, а именно, новые впечатления и знакомства.

Да, и обязательно поесть, ведь Венгрия и Чехия — это рай для таких, как мы, путешественников, которые очень любят вкусно покушать!

Наш любимый семейный автомобиль — Форд Фокус (с нами от своего рождения и по сей день).

Водитель со стажем — Я, для мужа — Рыжая, для сыновей — мама, мамуля, мамочка.

Штурман, спонсор и интересный мужчина в самом расцвете лет — Александр (просто муж).

Пассажир (нервитель и обжора) — Шурик (он же Сан Саныч).

Второй пассажир — Ванюша остался на попечении у бабушки и дедушки праздновать Новый год, ходить по Елкам и присматривать (мучить своей любовью) двух кошек.

Наш маршрут: Москва — Будапешт — Австрия (заезд на распродажу в аутлет) — Чехия — Лидица — Кутна Гора — Москва.

Итак, в добрый путь!

ЧАСТЬ 1. Дорога к цели

Новый год отметили дома, традиционно накрыли стол, сервировка, белая скатерть, угощения, бой курантов и шампанское. Дед Мороз подкинул под елку подарки, пока дети смотрели салют на улице. Звонки с поздравлениями родным и близким, друзьям, коллегам. Оделись, пошли сами на улицу пускать салют (муж накупил для мальчишек). Опять за стол, у нас просмотр передач, у детей подарки. Дети легли спать в 3 часу, мы еще посидели, выпили шампанского, смотрели салют…

1 января поехали в гости к бабушке и дедушке с подарками и вещами для Ванюшки, с кошками и полными сумками лотков и корма для пушистых. Для них, как всегда, переезд — это стресс. (По приезде бабушка сказала, что кошка Пуговка пряталась целую неделю непонятно где в шкафах, и только ночью по хрусту родители понимали, что кошка жива и чем-то питается. А абиссинка Зула все пыталась сожрать попугаев). Сдали Ванюшку, поехали собирать вещи и готовиться к отъезду.

2 января подъем в 6:30, умылись, приняли душ, позавтракали, проверили по списку документы: паспорта, документы на авто, страховку (всегда делаю заранее в Москве), все распечатки брони, план поездки, фотоаппарат, планшет и зарядки, карточки и нал. Вещи собраны в сумки, в этот раз я не стала повторять ошибки прошлых выездов и собрала продукты со стола и всякие вкусности в отдельный пакет. Муж долго и громче всех возмущался, что весь стол с продуктами везу с собой, но как показывает практика и мой опыт, кто больше всех возмущается, тот самый голодный и все съедает!

Собрались, вынесли сумки, загрузили авто, еще раз проговорили вслух все ли взяли и поехали. Заправка заняла еще некоторое время, заправились на ТНК под завязку (1500 руб.), и с хорошим настроением тронулись в путь. Время 8:00 по Мск.

Ранее утро, праздники, народ спит, а мы едем в пределах допустимого по третьему транспортному кольцу, машин немного, но все спешат. Выехали на Кутузовский проспект, много ограничений и везде фотофиксация. Ну и ГИБДД ловит «хорошо отметивших» водителей, каждый километр пост.

Выехали на Минское шоссе и, не нарушая, двинулись в сторону Белоруссии.

Хотели второй завтрак устроить в «Помпончике», но он по случаю праздника открывался только в 10:00. Жаль, я бы от горячего капучино не отказалась.

Погода солнечная, осадков нет, дорога хорошо почищена. Первые двести км от Москвы легко и хорошо идем без приключений, дальше дорогу чистят хуже, но терпимо.

Проехали Вязьму, в этом районе достаточно плотный трафик, все едут в нашем направлении, много машин с московскими номерами. На заправках очереди.

Дальше встав в хвост хорошему водителю, втопила педаль газа, и поехали быстрее 130-140 км/ч.

Местами ГИБДД прячется и стоит с радарами.

Проехали Смоленск, перед границей с Белоруссией в районе Красной горки заехали на заправку BP(БиПи). Заправили до полного бака 95-го (1357 руб. по карте), припарковала машину, и пошли в кафешку здесь же на заправке.

Народу из Москвы прет, несколько машин регионщиков, все остальные Москва и Подмосковье. И в туалет, и в кассу огромные очереди. Все спешат, толкаются. Муж отстоял очередь, купил себе и мне большое капучино, Шурику вкусняшку (всего 735 руб.)

Вышли на воздух пить кофе. На улице не холодно, как раз потепление, слегка моросит мелкий дождь.

Трасса М-1 (Красная Горка, Смоленская обл) на Заправке BP.

Шурик выбирает себе сладости.

Шурик сладкоежка.

Пьем капучино.

Дальше граница с Белоруссией, которая совсем не ощущается, ограничение скорости, проезжаешь погранцов, которые ловят фуры из Европы с «белорусским хамоном и креветками». Далее стоят белорусские ГАИ с радаром. Просто фиксируют, никого не останавливают.

Дорога от границы до Брестской области нормальная, широкая, несколько полос в одну и в другую сторону. Не повезло в одном, дорогу в Белоруссии чистят хуже, а местами и вовсе не чистят. Днем идет мелкий дождь вместо снега, подмораживает, и на дороге образуется ледяная корка. На липучках без шипов мне очень сложно ехать, сильно не разогнаться. Зад авто порой заносит не по-детски. А мне еще ехать и ехать, первая остановка запланирована в Польше.

В районе Минска трасса вообще не почищена от снега. И дорога хуже: с выбоинами, а то и с хорошими ямами. Сделали остановку на 10-15 минут.

В районе Барановичей остановились на заправке заправиться (1601 руб. по карте) и передохнуть от дороги минут 10. Сходили в туалет (просто и чисто), познакомились с местными кошками. Купили кофе 196 руб. И воду ребенку 90 руб. Перекусили имбирным печеньем, подышали воздухом, размялись и в путь. Время поджимает.

Больше не останавливались до самого Бреста, ехали, любовались природой, видели Зубра — символ Белоруссии, стоял себе одиноко в поле (я про памятник). Слушали аудио-книгу «12 стульев». Сын тоже втянулся, стал задавать вопросы, изъявил желание по приезде прочитать книгу.

Въехали в Брест примерно в 19:00 по Мск. Созвонились с друзьями, они загуглили онлайн очередь и выяснили, что в Тересполе очередь приблизительно в 100 машин, а в Домачево очередь в 30 машин.

Едем в Домачево, по дороге заезжаем на заправку и заправляемся под завязку (1000 руб. по карте). Доехали до таможни, встали в очередь. На белорусской таможне прождали 1,5 часа, проверили документы и страховку, на польской удачно встали в очередь, которая быстро двигалась (как никогда!). Оказалось, молодой польский пан быстро проверял документы и машины, не придирался, был очень любезен. Основные продукты, которые брали, уже съедены, остались апельсины и один гранат — Шурик прятал все в своей куртке (в прошлую поездку нас заставили все немногочисленные продукты выкинуть). Учитывая прошлые прохождения и как нам не везло именно с поляками, не могли поверить, что такое бывает. Здесь мы потеряли в среднем 1 час.

На таможне .

Буду рулить до упора, пока могу.

Едем через г. Радзынь-Подлясский на Люблин. В Польше дороги узкие, по одной полосе, маленькая, узенькая обочина. Накануне было потепление, пошел дождь, потом подморозило, дороги — каток! А днем пошел обильно снег, и этот каток накрыло слоем снега. Дорогу не чистили, от таможни 50 км ехали 40-50 км/ч. Очень боялась улететь в кювет, или в лес. Дорога с крутыми поворотами. Сказывалась усталость. Еще и началась метель.

Плохо! По плану проехать еще 50-100 км. Реально оценивая свои силы, думаю, пора остановиться на ночлег. Время около 01:00 по Мск.

Двигаемся дальше, проезжаем центр Люблина спокойно 60 км/ч. Направление в сторону Красника, ищем гостиницу поприличнее. Первая попытка у нас была неудачная: звонили, стучали, никто нам не открыл. Выходили какие-то люди, которые совершенно на нас не реагировали, стояли курили, разговаривали. Так нам никто не ответил. Время не теряем, ищем дальше. Через 1,5 км заезжаем во двор другой гостиницы, я паркуюсь, муж идет договариваться. На парковке несколько внедорожников с московскими и одна с питерскими номерами.

Муж вышел и с порога помахал «иди сюда», я забираю сумку с продуктами, сумку с вещами: тапочками и ванными принадлежностями (собранную заранее еще дома), рюкзак с ценными вещами и документами. Бужу ребенка и идем в номер укладываться.

В Польше гостиницы мы не встречали плохие, или очень плохие. Нам везло в этом вопросе. Стандартный номер: три отдельные кровати, душ и туалет совмещены. Мыло, шампунь, белые полотенца и фен — все есть. Для спа отеля (как выяснилось утром) не было белых халатов и тапочек. Но, может, они выдаются отдельно?!

Нас проводили в номер, мы ребенка уложили в кровать у окна, сами по очереди приняли душ, смыли с себя усталость и легли спать.

Проехали за день 1300 км.

Гостиница 4 звезды Best Western Plus Hotel Korona Spa And Wellness — Люблин.

Zemborzyce Tereszynskie 97A, Люблин, Польша, 20-515

Отдали за трехместный номер с отдельными спальными местами 6142 руб. по карте.

Ребенок еще спит.

Стандартный номер.

Туалет и душ.

3 января. Встали в 8:00 по Мск, приняли душ, я высушила волосы феном, собрали оперативно все вещи. Завтракали в прекрасной террасе, тепло, красиво, вкусно! Выбор блюд был хорошим: овсяная каша, каша рисовая, омлет, сосиски, какие-то нежнейшие котлетки, куриные нагетсы, блинчики, оладушки и всего не упомню. Свежевыжатый апельсиновый сок, чай, и горячий кофе (мне две чашки).

Кроме нас еще завтракали россияне, двое мужчин, оглянулись на нас, на наше «Приятного аппетита!» кивнули и продолжили есть. Дама подошла чуть позже, она укладывала волосы феном, при макияже (как русских женщин можно отличить от иностранок?). Очень вкусно позавтракали и в дорогу. Управились за 1 час 20 мин. Едем дальше…

Завтрак в Польше.

Настроились на хорошую дорогу, настроение отличное, все ближе пункт прибытия. В Польше тяжело с одной полосой, если впереди едет фура — не обогнать! Сами польские водители тоже хорошо давят на педаль газа, встала одному такому в «хвост», ехала 160 км/ч. Правда не долго, км 30. Потом опять фуры, населенные пункты с ограничением в 50 км/ч. Хорошо, когда выезжаешь на магистраль, и уже можно расслабиться и прибавить газу по хорошей дороге.

Остановились заправиться, сходить в туалет, да и немного отдохнуть от дороги. Заправка в Польше — 1786 руб. по карте.

В Словакию въезжаешь, стоит пограничный столб и вещает о том, что ты пересек границу другой страны. И небольшой пункт взвешивания для фур.

Дороги не очень хорошие, особенно в сельских поселениях, но и нет сильно убитых дорог с ямами, да ухабами. Местность горная, места красивые, Татры…

Еду по Е71, проезжаем г. Прешов и г. Кошице. Заправка в Словакии — 1330 руб. по карте.

Пересекаем границу с Венгрией, доехали до г. Мишкольц, трасса объездная, но почему-то в объезд города собралась пробка. Немного потолкались с местными в пробке, все пропускают, вежливые такие водители.

И прямая до Будапешта. Очень хотели кушать, доели апельсины и гранат, но решили терпеть до Будапешта, как говорится, не перебивать аппетит! Проехали 700 км.

В Будапешт въехали вечером приблизительно в 18:00. Подъехали к дому, а там шлагбаум! И знак до шлагбаума, стоянка запрещена, эвакуация. Где ставить машину? Как выгружаться? Я встала под знак, включила аварийку, жду мужа. Смотрю, местные смело паркуются, ничего не боятся, главное машину пристроить. В Будапеште тоже забиты парковки!

Пока ждала Александра и со шлагбаумом разобралась: надо подъехать, камера считывает номера, и открывается шлагбаум. Если есть место во дворе, можно встать здесь, если нет мест, заезжай на подземную парковку Торгового Центра и Гостиницы (одно здание). А выезд уже без шлагбаума. Подземная парковка и парковка на улице — платно. В подробности я не вдавалась.

Александр вызвонил дежурного менеджера, пошел брать ключ от апартаментов. Шурик уже готов был нести сумки в номер. Когда все формальности были утрясены, мои мужчины отнесли все вещи в номер, а я пока отходила от напряжения в машине. Шурик остался в номере отдыхать (играть игры в планшете), а мы с Александром поехали устраивать машину на стоянку.

Мы с мужем заранее в Москве выяснили платные и приличные парковки поблизости, знали четко цену за ночь/день (в прошлом году с нас содрали нереально много денег за парковку, в этот раз подготовились тщательно, подыскали по интернету несколько вариантов недалеко от апартаментов).
Наша парковка находилась на соседней улице, стоимость 3500 Ft в сутки.
Была дешевле за 1700 Ft в сутки, но далековато. Еще один адрес был парковки бесплатной и неохраняемой на окраине города.

Парковка находилась на соседней улице, но из-за одностороннего движения, нам пришлось сделать небольшой круг по набережной. От усталости или от радости, что мы уже в Будапеште, мы проехали поворот на улицу, где находилась парковка. Дубль два — едем снова, уже совсем медленно, заодно любуясь Центральным Рынком, мостом Эржебет, на другой стороне Будайским Замком, а вот и Парламент, и мост Цепной.

Доехали наконец до парковки, шлагбаум (обязательно берем талон!), крутой спуск вниз (парковка подземная) под большим зданием с торговыми центрами, гостиницей, офисами разных фирм…

Мы талончик оставили в машине, забрали из машины забытые вещи и пошли в номер.

Машинка наша после длинного путешествия грязная, вся грязью забрызгана по самую крышу, а рядом стоят такие красавцы: мерседесы, кадиллаки, Порше…

Много внедорожников с московскими и подмосковными номерами. Все чистенькие, блестят! И среди всего этого блеска стоит моя «замарашка». Но моя ни разу меня не подводила в путешествиях!

Соседка моего авто.

Еще одна соседка напротив.

Пешком до апартаментов совсем рядом, но как приятно пройтись после долгих посиделок в одном положении. Да и что там делает наш сын?

Все апартаменты и гостиницы в нашей семье выбирает муж. Я отдала ему право выбора очень давно, и нисколько не жалею об этом. И Александр, как показывает опыт, умеет выбирать хорошие номера, так как сам любит комфорт и уют.

Наши апартаменты High Light Apartament (booking)
Aranykéz utka 3, Belvaros —Lipotvaros,Budapest, 1051, Венгрия.

Апартаменты представляют из себя огромное мансардное помещение квадратов 40-50, поделенное на зоны:

1 зона — прихожая.

За дверью квартиры еще один большой коридор из двух комнат, приспособленных под хранение старой мебели. Очень холодная, не отапливается. Входные двери прямо напротив лифта.

Прихожая.

2 зона — кухня.

Полно разной посуды для готовки, сервировки и приборы. Есть бокалы для вина, для пива. Чайный и кофейные наборы. Были в наличии подсолнечное масло, соль, перец, сахар, специи, кофе и чай. При желании можно приготовить любую еду, не испытывая дискомфорта.

Кухня вид от прихожей.

Есть небольшой холодильник, микроволновка, электрическая плита на две конфорки. На столе были бутылочки по 0,5 л. Александр сказал, что наши три бутылки.

Вода местного разлива, то есть венгерского производства, очень вкусная. Еще на комоде в коробочке презентовали мыло ручной работы, при желании можно было купить.

А все умные, кто просто клал коробочку в чемодан и забывал заплатить, по приезде домой обнаруживали списание N суммы с кредитки. Мыло не дешевое!

Кухня (я повесила простыню от посторонних глаз).

3 зона — спальное место.

С двухспальной кроватью и большим икеевским комодом.
Желтый диванчик служил нам местом для складывания вещей, так как в комнате не было ни одного платяного шкафа. Пять вешалок висели на перекладине в зоне прихожей.

Кровать и желтый диванчик вместо шкафа.

От окон немного тянуло, хотя стоят хорошие стеклопакеты, но, как потом выяснилось, это муж проветривал, немного приоткрывая окна. А я очень люблю тепло! Мы зашли в апартаменты с улицы, было действительно тепло. Но я попросила Александра сделать еще теплее, по мне лучше жарко с открытым окном, чем «тепло» под двумя одеялами.

4 зона — спальное место с полуторной кроватью, креслом-кроватью и еще односпальная кровать. Здесь же журнальный столик и телевизор.

Зона отдыха Шурика с телевизором.

Кровать Шурика.

Отдельная комната: туалет и душевая кабинка.
Стиральная машинка отсутствовала (в описании при заказе апартаментов была). Действительно возле раковины было место, судя по всему, где стояла стиральная машинка, и торчали провода из стены.
Так же отсутствовали гладильная доска и утюг (тоже были заявлены на сайте).

Муж позвонил менеджеру, выяснил, что стиральная машинка сломалась, а утюг надо было на следующий день забрать у менеджера, так как менеджер забыл сразу отдать утюг Александру в руки.

Менеджер готов был исправить свою ошибку на следующий день с утра, а рабочий день у него начинался с 10:00.

С таким раскладом мы должны были менять свои планы, и решили, что обойдемся. Ничего страшного в этом нет, все бывает.

Большая туалетная комната.

Душевая кабинка.

Вывод

Понравилось: Месторасположение дома — находится на соседней улице с ул. Ваци, только вход в подъезд с переулка. Апартаменты большие, просторные, чистые. Кухня достаточно укомплектована, можно при желании готовить. Много спальных мест. Этот вариант подходит для большой компании, или для большой семьи. (Мы как раз надеялись и договаривались с друзьями, которые отдыхали на горнолыжном курорте в Словакии, что они заедут к нам в Будапешт погостить и всем вместе сходить в купальни. Их пятеро: мама, папа, 1 ребенок 13 лет, 2-ой 5 лет, бабушка). Я думаю, мы спокойно всем нашли бы спальное место в этих апартаментах.

Не понравилось: Отсутствие стиральной машинки, она действительно стояла в холодной прихожей, предполагаю, что ждала ремонта.
Отсутствие утюга и гладильной доски, которые были заявлены в описании апартаментов.
Не было ни одного шкафа с вешалками!
И один вечер было прохладно, полетел датчик тепла. На мое недовольство холодом, муж утром самостоятельно отремонтировал и отрегулировал датчик.

Оплата: за три ночи номер нам обошелся в 135 Е (заказывали номер за несколько месяцев до поездки).

Вещи занесли в номер, машина отдыхает на парковке. Мы приняли душ, переоделись, созвонились с родными, сообщили, что доехали и у нас все нормально, для их успокоения. Пора и прогуляться по вечернему Будапешту, и нормально поесть.

Едем в старинном лифте.

Спускаемся в древнем лифте, все скрипит, щелкает, трясется. Лифт с решетчатой дверью (как в старом кино), мы жители современных многоэтажек не видели такого, а для молодого поколения это вообще «артефакт». Огромные высокие четырехметровые подъезды, красивые входные двери, с ажурными кружевами на решетках. От всего голова кругом.

Вышли на ул. Ваци, на ней всегда многолюдно, толпы туристов в одну и в другую сторону.

Сувенирные магазины в самом пике продаж. От света иллюминации глаза разбегаются. В ресторанах много народа, негде яблоку упасть. Выбор ресторанов на любой вкус и кошелек.

Для любителей уличной еды, на площадях полно ресторанчиков, вагончиков и открытых прилавков с выносной едой.

В Будапеште можно смело покупать еду на улице, это не только недорого, но и вкусно!

На улице Ваци.

Гуляем по ул. Ваци, рассматривая витрины магазинов. Шурик увидел новогодние маски, зашел в магазин сувениров, решил примерить одну. Море восторга! Выбор масок очень большой, лошади, петухи, драконы, лица президентов, разных вурдалаков…

Примеряет новогоднюю маску.

Нам по дороге попалась Церковь Святого Михаила (построена в стиле барокко, в 1700-1765 годах и чудом уцелевшая во времена наводнения в 1838 г.)

На площади у метро нам предложили пойти в эту церковь на органный концерт Моцарта. Концерт длится приблизительно 2-3 часа. Стоит это удовольствие 11 Е с человека.

А мы идем в ресторан, который нас не подводил и самое главное, он работает до 2:00 ночи. Так что, можно не торопиться, и не переживать, что не успеем поесть.

Гуляем по ул Ваци.

Идем в For Sale Pub, о ресторанчике мы узнали от Жанны Бадоевой из передачи «Орел и Решка». Место колоритное, очень раскрученное для туристов не только бывшего СССР, но и Израиля, Англии, Германии и Италии.
Ресторан находится как раз через дорогу от Центрального рынка в районе Бельварош.

На фоне центрального Рынка (ресторан за углом налево).

В ресторане, как всегда, полно народу, стоит очередь, ждут своего счастливого момента. Официанты следили за очередью и предлагали столики, показывая на пальцах на сколько мест освободился столик. На всех столах и на барной стойке корзинки с арахисом в огромных количествах и совершенно бесплатно.

Пока ждешь очередь, можешь наесться орехами. А шелуху кидайте на пол смело, здесь так принято. По типу средневековой харчевни, где мусор сметали со столов прямо на пол. Да и на полу накидана солома.

Муж решил без дела не стоять и взять по бокалу пива. В баре расплачивались отдельно.

Бесплатный арахис в корзинке.

Столик ожидания.

Тяжелее всех приходится ребенку, он хочет есть, а арахисом сыт не будешь. Мы примерно стоим в очереди за компанией девчонок англичанок из 5-6 человек. Перед нами большая компания русскоговорящих украинских семей, все в горнолыжных костюмах, почему-то одинаковых по цвету как у женщин, так и у мужчин, и детей. Зашла еще одна компания из 3 человек, нагло пошли сами в зал искать себе место, их вернули официанты и показывают на очередь, мол, занимайте, перед вами народ стоит. Но только официанты отвлеклись, освободился столик на втором этаже, так эта компания ломанулась за этот столик. Девчонки англичанки стали возмущаться, позвали официанта жаловаться ему.

Шурик в ожидании столика затосковал.

Наконец-то и нам улыбнулась удача, освободился столик на первом этаже, мы сами смотрим за своей очередью, не садимся, ждем официанта. Нам дали добро! Ура! Нам достался столик на первом этаже возле музыкантов. Отличное место! Вкусно поесть и еще живая музыка.

Сделали заказ, ждем некоторое время, недолго, минут 20. Александр заказал себе классический гуляш, я думала, что бы съесть, надумала и заказала другой гуляш Венгерский. Немного мы подзабыли размер порций и переборщили с гуляшами. Но ОЧЕНЬ вкусно! В этом ресторанчике действительно вкусный гуляш!

Несут долгожданный гуляш.

Соус из паприки — острый!

Такой соус можно приобрести через дорогу на Центральном рынке, или в продуктовом магазине. Острый, менее острый, с ярким ароматом трав, не острый и даже сладкий. Такой спектр вкусов одной паприки, действительно, нигде не встретишь.

Долгожданный гуляш.

Одна порция гуляша в супнике.

Совет: закажите один гуляш в этом ресторане, и вам принесут тарелки и приборы на столько человек, сколько сидят за столом. И поверьте, гуляша хватит всем, вы наедитесь.

Могу уверенно сказать, что по одной тарелке из такого супника хватит смело накормить пять человек. А может даже и шесть.

Классический гуляш, который ел муж, приготовлен из свежего говяжьего мяса, которое очень долго варили на медленном огне, мясо нежное. Мой венгерский гуляш по своей сути солянка из разного сорта венгерских острых, и не очень острых копченых колбасок.

Ем венгерский гуляш.

Шурик заказал шницель и картошку фри. Размеры шницеля поразили итальянскую пару за соседним столиком. Они подумали, что шницель заказал муж, но, когда поняли, что это для сына, были поражены, и попросили разрешения фотографировать и снимать на видео, как Шурик будет есть шницель. Нас это повеселило.

Вы уже поняли, что мы туристические ОБЖОРЫ. Да, это про нас!

Реакция на размер шницеля.

И это не самый большой шницель, который ел Шурик.

Музыканты пришли в 21:00. Наш столик придвинут к камину, и ребро камина, накрытое шкурой кабана, служит мне стулом, рядом сидел второй музыкант, фактически за нашим столиком. Конечно, кому-то может это «близкое» соседство не понравиться, но не мне. Я с удовольствием аплодировала после каждой проигранной мелодии. Получила море удовольствия и массу впечатлений!

Музыкант за нашим столиком.

За соседним столиком освободилось место, и следующие в очереди, кто занял столик, оказались две пары: парни и девушки из России. Видно было, что молодые люди в первый раз, озирались по сторонам, не знали, что заказать. Когда услышали нашу речь, долго решали, кто из них заговорит с нами, стеснялись, мялись. Мы с мужем переглянулись, улыбнулись, и я сама с ними заговорила первая.

Ребята рассказали, что они из Питера, путешествуют на машине, в первый раз в Будапеште, на пару дней, потом поедут в Вену.

Увидев наш стол, заставленный супниками с гуляшами, и как Шурик сражается с шницелем, задали вопрос, который в принципе изначально стеснялись задать: Что можно здесь поесть, и насколько это дорого? Мы посоветовали им взять одну порцию гуляша на всех, и лучше начинать с Классического. Озвучили им цену, и успокоили, что тарелки принесут всем. Молодые люди очень обрадовались.

Потом они спросили какие достопримечательности можно посмотреть в Будапеште за два дня, мы тоже дали свои советы, на что стоит посмотреть обязательно, а что можно пропустить, и сколько в среднем уйдет времени на тот или другой объект. Спросили, куда мы завтра пойдем, и, услышав в ответ, что мы приехали погулять по Будапешту, очень удивились.

Потом один из молодых людей предложил поехать с ними Вену посмотреть, а мы уже там бывали. Опять начались расспросы, что им посмотреть в Вене, как лучше уложиться по времени. Мы дали им свои советы, рассказали вкратце, что сами видели, а они для себя пусть выбирают, что им интереснее посмотреть.

Так в приятном разговоре и прошло время. Ребятам принесли заказанный гуляш, мы пожелали приятного аппетита, сами наелись, напились, расслабились, пора было прогуляться в сторону «дома» и отдыхать.

Не осилили гуляш, наелись…

Шурик тоже из последних сил доедал свой шницель, теперь стал говорить, что он объелся и не сможет дойти пешком, жалел, что он не умеет телепортироваться…

Доел шницель.

Замечательное место, много записок и пожеланий оставляют посетители, которые приклеивают к потолку и стенам. Среди них записка Шурика 2016 г.

Счет составил 40 Е на троих :2 супника гуляша, шницель + фри картошка, хлеб, 3 бокала 0,5 пива + 3 бокала 0,3, 2 бутылки кока-колы.

Наш стол с гуляшами.

Потолок увешан записками от посетителей.

Пора и пройтись прогуляться по ночному Будапешту.

Дошли (2 минуты) до моста, прошлись по набережной, поворачиваем в сторону улицы Ваци, не спеша двигаемся в апартаменты.

На улице свежо, не прохладно. Повезло бы еще с погодой нам, чтоб можно было ходить подольше.

На фоне Моста Свободы.

Гуляем по набережной.

В районе Бельвароши, проходим мимо приходской церкви (старинная приходская церковь, в IX веке на этом месте располагалась старинная деревянная церковь, построенная в 1046 году на руинах римской крепости. Раньше в этой церкви хранились останки святого Геллерта).

Вид на церковь с восточной стороны.

Вид на церковь со стороны набережной.

Уже довольно поздно, мы пришли домой, сытые, довольные и очень усталые. Доползли до своих постелей и уснули сладким сном.

Ночью я пару раз просыпалась от непривычки, открывала глаза и пугалась звуков, доносившихся с крыши, то есть у нас над головой.

Утром все разъяснилось. Это стая голубей, которая непрерывно перемещалась по крыше, издавая звуки, цепляясь своими лапками, и крыльями, прилетая-улетая, ну и воркованием, соответственно.

Часть 2. Не спеша по Будапешту (Базилика Св. Иштвана, Площадь Свободы, Парламент, Рыбацкий Бастион и Церковь Матьяша, Будайский замок)

4 Января встали в 8:30 по местному времени.

Подъем для всех дался тяжело, хотя я жаворонок и встаю с легкостью раньше всех.

Умылись, приняли душ. Решили завтракать в кафе, так как приехали поздно и продукты для завтрака и перекуса еще не закупили.

Пока одевались, искали вещи в сумках, перекладывая их туда-сюда прошло не меньше часа. Потом ждали «неспешащего» ребенка, пока он умоется, оденется, немного покапризничает, еще и поиграет в планшет…

Александр как всегда всех поторапливал. Наконец, вышли к лифту. Старенький лифт еле-еле кого-то спускал вниз, так что мы в ожидании лифта еще успели посмотреть на внутренний двор-колодец, и рассмотреть, как живут местные жители. Ну интересно же!

Внутренний двор-колодец.

Внутренний двор.

Дождались лифта, спустились со «скрипом» на первый этаж. На самом деле катание на лифте доставляет мне и сыну большое удовольствие.

Подъезд этого старого дома тоже стоит нашего внимания. Интересно, сколько лет этому дому? Лет 70 или все 100?

Подъезд.

Вышли на улицу из подъезда, переулком по улице Turr Istvan пошли искать кафешку, которую муж присмотрел на трипадвизоре.

На доме памятная табличка Turr Istvan.

Потом свернули на Szervita ter., где Шурик сфотографировался у фонтана (названия фонтана не нашли).

Шурик и фонтан.

Кафе нашли быстро, заняли только что освободившийся столик на подиуме у окна, еле вместив свои тела за маленький столик.

В кафе полно народу, не протолкнуться. У кассы очередь, которую создавали сами кассиры.
Обслуживающая нас девушка принципиально не понимала никак, только по-мадьярски.

Потыкав пальцами в витрину, заказали, что было. Ни каши, ни омлета мы так и не увидели, одни бутерброды (сэндвичи). Мне не понравилось вообще, муж со мной не согласился.

Кафе Cserpes tejivo Budapest, Sütő u. 2, 1052 Венгрия

У витрины кафе.

Вид на столик с улицы.

Я больше фотографировала, так как есть неаппетитный сэндвич мне не хотелось. Мой бутерброд съел Александр. Еще заказывали сладкую булку Шурику и нам капучино.

Убирали поднос сами. Очень интересная лампа — кефирная бутылка и пряник, который кто-то откусил, ожидая свой заказ.

В кафе заходили посетители с чемоданами, которые некуда было поставить, кто-то сидел с ноутбуками, сосредоточенно читая. Но основной контингент кафе студенческая молодежь.

Заплатили за завтрак 3690 Ft, идем дальше…

Лампа с откушенным пряником.

Капучино

Прогулка продолжается. Вы спросите, почему прогулка?

Потому что муж категорически отказался в этот раз ходить по музеям и настолько устал на своей работе, что решили не спеша ходить по Будапешту, наслаждаясь красотой города. Никуда не бежать, не опаздывать, а делать то, что хочется, ходить, куда хочется и не смотреть на часы вообще…

А Будапешт, он нас успокаивает…

Вышли из кафе по направлению к площади и на здании обнаружили вот такие фигуры:

Левый угол здания.

Правый угол здания.

На этом же здании отмечено табличкой о происходящих событиях 1956 г. Венгерском восстании.

Вооружённое восстание против просоветского режима народной республики в Венгрии в октябре - ноябре 1956 года, подавленное советскими войсками. Венгерское восстание стало одним из важных событий периода холодной войны, продемонстрировавшим, что СССР готов военной силой удерживать коммунистические режимы в странах Варшавского договора.

Шурик пытается прочитать.

Мы прошли небольшую ярмарку, где в основном продавали сладости, скатерти и магниты. Да, еще сумки из кожи местного производства. Но вид у этих сумок совсем не «модный», а скорее «прощай молодость». Мои наблюдения: похожие сумки носят дамы хорошо за 40.

В этом году в Будапеште отменили новогодние ярмарки и все развлекательные мероприятия из-за террористической угрозы. Очень жаль, ведь в прошлом году все это было, была красочная иллюминация, и город был по-новогоднему красив.

Больше за все путешествие по городу нам не попадались ярмарки. Только рынки и сувенирные лавки.

Ни одного магазина с новогодними украшениями и игрушками. Обидно, я так хотела купить игрушки на елку именно здесь.

Ярмарка (сладости).

Уличная ярмарка (скатерти).

Пока ничего не покупаем, только смотрим и прицениваемся. Все сувениры будем покупать позже.

Пройдя мимо ярмарки, мы выходим к Базилике Св. Иштвана (Стефана).

Построена в 1905 г. в стиле неоренессанс. В плане представляет равносторонний крест. Посередине расположен массивный купол 96 м высотой. По бокам от купола расположены две высокие колокольни. В правой колокольне находится самый большой колокол страны, весом в 9 тонн. Над центральным входом высечена надпись на латыни Ego sum via veritas et vita (Я есмь путь и истина и жизнь Ин14:6)

Базилика Св. Иштвана.

Мы на фоне Базилики.

Стали фотографироваться, я с сыном селфи, а Александр должен был запечатлеть Базилику во всей ее красе и какие-то фрагменты, и детали крупным планом. По приезде, когда стали разбирать фото, я выяснила, что муж фотографировал нас.

В принципе наш рассказ о нашем путешествии, и о нас. О путешествии нашими глазами. И фотографии изобилуют нашими счастливыми физиономиями и эмоциями.

Так что простите, что получилось…

Делаем с сыном селфи на фоне Базилики.

Семейное селфи на память.

У Базилики уже с утра много групп с туристами, надо успеть походить, пока Базилика не наполнится народом. Вход в Базилику — бесплатно, но принято давать пожертвование, на смотровую площадку надо купить билеты.

Александр пошел за билетами в Базилику. Отстоял небольшую очередь в кассу.
Билеты на смотровую площадку взрослый — 500 Ft (Всего: 1400 Ft)? детский — 400 Ft.

Обязательная процедура «Добудь монетку», ставшая уже традицией. Увлекательна процедура для всех возрастов мужского пола моей семьи. Самое странное, что дома потом, мы не можем найти ни одной монеты.

Монета — 600 Ft. Первый сувенир на сегодня.

Добывают монету за монеты.

Зашли в Базилику, есть туристы, но не настолько много, как в прошлом году, когда надо было стоять в очереди, чтобы сфотографировать.

Сделала несколько фотографий, ко мне подошел сотрудник и очень любезно попросил выключить вспышку. Я обратила внимание, что и другие фотографировали без вспышки, только наглые китайцы делали вид, что ничего не понимают, фоткали, как хотели, и вели себя шумно.

Строительство Базилики велось больше полувека: с 1851 по 1905 г. Автор оригинального проекта Йожеф Хильд. В 1868 г, когда храм был фактически готов, произошло обрушение купола. Новый купол сумел возвести по собственному проекту Миклош Ибль, который на тот момент возглавлял строительство Базилики. Завершил строительство Йожеф Каузер, ему досталась внутренняя отделка здания.

Интересный факт: высота Базилики Св. Иштвана 96 м неслучайна: 896 г. считается в Венгрии годом обретения Родины (приходом венгерских племен к берегам Дуная). Собор строили как раз в преддверии празднования тысячелетия этого события.

Купол собора венчает изображение сотворения мира. Мозаика работа венгерского художника Кароя Лотца.

Купол Базилики.

Промежуточные арочные основания.

Орган в Храме. Храм действующий, по воскресеньям ведется служба, каждую неделю проходят концерты органной музыки.

Стены и колонны храма отделаны мрамором различных пород. Интерьер богато украшен мозаикой, выполненной лучшими венгерскими мастерами.

Кафедра слева от алтаря.

Скульптуры и картины в боковых приделах храма.

Исповедальня.

Статуя Святой Елизаветы Венгерской (1207-1231гг.) дочери короля Андраша II. Елизавета прославилась своей благотворительностью.

Св. Елизавета Венгерская.

Статуя Святого Ласло I венгерского короля из династии Апардов, правившего с 1077 г. по 1095 г. Он был одним из почитаемых страны. Сын Беллы. При царствовании Ласло I установился мир и порядок. Сочетал в себе таланты государственного деятеля и незаурядного полководца. Успешно сражался с печенегами. Но наследников сыновей не было, из-за этого разразился нешуточный спор его племянников, который после смерти Ласло погрузил страну в смуты и раздоры.

Св. Ласло I.

Арочный портал.

Небольшая комната, примыкающая к алтарю, в которой и находятся мощи Святого Иштвана. В Базилике всегда много народу и туристических групп. Если повезет сделать удачный кадр «без голов». Иной раз приходиться ждать, пока пройдут люди.

Так как я много времени уделяю фотографированию, а потом разглядыванию всевозможных деталей, мои мужчины ждут меня сидя.

Александру достаточно бегло осмотреть все достопримечательности, чтобы все запомнить. Мне требуется время, не терплю суеты. Поэтому меня всегда поторапливают и отлипают от экспонатов.

Алтарь.

«Неподкупная» правая рука короля Иштвана, хранится в золоченой раке «гробнице», расположенной возле алтаря Базилики. Раз в год — в День Святого Иштвана (20 августа) ларец с мощами выносят под открытое небо, чтобы пройти с ним крестным ходом.

Где-то прочитала, что можно опустить монетку в 2 Е и в раке загорится свет, подсветив руку. Длится вся процедура несколько секунд.

Стоит тратить деньги на это удовольствие в несколько мгновений, каждый решает для себя сам. Мы сколько были, ни разу не видели, как кто-то опускает монету в раку.

Рака с мощами Св. Иштвана.

В этой же комнате находится орган. Орган действующий, и когда совершается служба, на органе играют и поет хор. Кто посещал службу, говорят, что испытывают непередаваемые ощущения.

Читала отзывы об органных концертах, которые дают в Базилике, люди в восторге. У меня было желание сходить на концерт, но не совпадали дни наших прогулок и концертов. Да и на вечер у нас запланированы купальни. Не концерт, но не менее приятное времяпровождение.

Малый орган Базилики.

Чаша для святой воды.

Здесь же на стенде информация о мощах Св. Иштвана в «картинках».

В прошлое наше посещение в зале на входе были выставлены чертежи и документы, связанные со строительством Базилики. Я помню, нам всем было интересно.

Шурик у стенда.

И осталось нам подняться на смотровую площадку Базилики, откуда открываются потрясающие виды на весь Будапешт.

Мои мужчины и в этот раз решили подниматься по лестнице, состоящей из 643 ступеней (если я не ошибаюсь). Я отдаю предпочтение лифту, так как лестница довольно крутая. На лифте поднимаюсь навверх, выхожу, и у меня проверяют билет. Дальше по лестнице вверх на самый Купол Базилики и на смотровую площадку.

Выход из лифта.

Аутентичная кирпичная кладка.

Сохранившаяся кирпичная кладка.

Раньше в помещении стояла большая «ваза», в которую туристы кидали монеты. И для того, чтобы самые ушлые не собирали монеты, в воду налили обильно масла. Но и в масле некоторые предприимчивые туристы умудрялись доставать монеты.

Такую картину мы наблюдали в 2016 г. Молодой парень иностранец ловко вылавливал монеты из вазы и кидал их в платок, который держала его девушка. Она тут же протирала монеты и складывала добычу в прозрачный пакет.

Вообще, принято оставлять пожертвование помимо стоимости билетов, а некоторые не только не оставляют, дело каждого, но еще и воруют. По-другому я это не могу назвать!

Купол изнутри.

Вид на Парламент.

На Смотровой площадке можно ходить по кругу и фотографировать и любоваться Будапештом со всех сторон света. Главное, чтобы с погодой повезло.

Нам не везет, небо хмурится, город заволокло дымкой, вот- вот пойдет то ли снег, то ли дождь…

Но с площадки все равно уходить не хочется.

Вид на Музей Прикладного искусства.

Левый купол Базилики.

Вид на ул. Зриньи и набережную.

Ну и семейное фото на память.

На фоне Будайского замка.

Спуск вниз.

Вышли на площадь перед Базиликой. Как здорово, что мы пришли рано, сейчас на площади стоят много туристических групп, и по очереди одна группа за другой идут в Базилику. Я даже не хочу представлять себе, что будет твориться наверху, когда эти туристические группы поднимутся на смотровую площадку купола церкви.

От Базилики мы идем в сторону Парламента по улице Зриньи. Прямо лицом к Базилике перед площадью стоит австро-венгерский Жандарм. Еще один узнаваемый символ Будапешта.

Я не знаю, зачем ему трут пузо, предполагаю, чтобы вкусно поесть?! Шутка! Но чувствую, мы все уедем с такими пузами из Будапешта.

Нам пришлось отстоять очередь, чтобы сфотографироваться с Жандармом. Некоторые бесцеремонно лезли в кадр. Но я тоже помучила своих мужчин фотографированием, так как из прошлогодней поездки фотографии были утрачены стараниями мужа. И одним моим условием было фотографироваться у всех памятников. Мои мужчины пошли мне навстречу и терпеливо позировали и молчали (не всегда, конечно, но все равно молодцы!)

Венгерский блюститель порядка.

Фото на память с жандармом.

Вышли к Площади Свободы (Szabadsag Ter). Почему-то эту площадь очень любит Шурик. Решили сфотографироваться на фоне рождественской елочки. Начинается неприятный мелкий дождь со снегом.

Площадь Свободы. Памятник символизирует оккупацию 1944 г. Ангел — это Венгрия, а орел — нацистская Германия. Венгры молчат о сотрудничестве с немцами до 1944 г. или пытаются забыть.

Рядом с памятником, венгерская оппозиция разместила эти фотографии, которые должны напоминать о настоящей роли Венгрии в войне и Холокосте.

Очень тяжело смотреть на счастливые фотографии из семейных альбомов и из лагерей, замученных, бедных людей, понимающих, что участь у них одна — смерть! Целые семьи, маленькие дети…

Описание семей, состав, кто кем работал, описание жизни.

Я не могу пройти равнодушно. Я не о политике, но считаю, что НАДО помнить, и правильно делают, что показывают весь этот ужас, чтоб не повторялось!

Как меня зацепила эта фотография с женщиной и двумя детьми! Жила семья, любящая мама, хорошие детки, и кто-то решил, что вы не должны жить, потому что вы … евреи…, русские, поляки, украинцы, белорусы, да не важно кто!
Это чудовищно!

Через парк идем по направлению к Парламенту, по пути фотографируя памятники и здания.

Погода портится, пошел снег с дождем, но не очень холодно. Гулять можно.

Здание на Площади Свободы.

Бывшая фондовая Биржа.

Шурик у памятника бригадному генералу США Г. Х. Бандхольцу (он известен тем, что в 1919 г. предотвратил похищение трансильванских сокровищ из Национального музея румынскими солдатами). Согласно популярной легенде, он выгнал солдат-грабителей только с помощью плетки. Сейчас плетка находится в собрании Национального музея.

Если честно, Шурик думал, что это памятник венгерскому бравому военному-казаку, и захотел сфотографироваться. Знал бы он, что этот комиссар американец. Шурик категорически против всего американского. Правда, кино и мультики смотрит, любит кока-колу и Макдональдс! (но это, по его мнению, не считается).

Румыны — нация совершенно не конфликтная, и при этом очень изобретательная. Ну, вот они и изобрели, как по-тихому забрать художественные произведения, пока венгры воевали. Одним словом, хотели взять, что плохо лежит.

На сегодняшний день мы уже встречали румынских попрошаек, которые заполонили все центральные районы города Будапешта. Они везде в туристических местах: просят молча милостыню на коленях, в молящей позе. Проявляя при этом изобретательность…

Бригадный комиссар Бандхольц.

Самое интересное, что сейчас Бандхольц на слуху, и это благодаря Эрику Бандхольцу, который носит красивую бороду и дает в интернете советы по правильному отращиванию. Она так и называется в его честь Борода Бандхольц! (Может, это предок того самого Бандхольца?)

Борода Бандхольц (фото @)

Мы полюбовались зданиями, посмотрели на Американское посольство, которое охраняется так, как будто идет война и идут боевые действия. Разве что танка возле посольства не было, может, он и был, но хорошо закамуфлирован.

Прошли мимо памятника Рональду Рейгану, сфотографировать не смогли, так как большая итальяноговорящая группа облепила памятник так плотно, что его не было видно. Некоторые туристы из этой группы рассредоточились по площади и фотографировались, а потом долго стояли и просматривали, что они там нафотографировали. Поэтому пришлось некоторое время ждать, чтобы сфотографировать Шурика возле его любимого памятника.

Мы знаем, почему Шурику так нравится эта площадь — он горд за прадедов, которым посвящен этот памятник. Ведь мой дед Федосей Петрович освобождал Будапешт и был тяжело и серьезно ранен. И это не помешало ему родить и воспитать шестерых детей.

На площади Свободы.

Мемориал Советским героям освободителям.

По улице Вечея выходим к площади Мучеников (Vertanuk tere) и к памятнику Имре Надю премьер-министру Венгрии периода антисоветского восстания 1956 г., впоследствии казнен на площади в 1958 г.

После небольшого ожидания и освободившегося места можно и сфотографировать своего ребенка. А этот памятник очень любят дети, может быть, потому, что надо пройтись по мостику. Правда, на мостике очень скользко и можно упасть.

Памятник Имре Надю.

Если мы повернемся спиной к памятнику Имре Надю и перейдем дорогу, то открывается вид на площадь Лайоша Кошута (вождь антигабсбургской революции 1848-1849 гг.) и на самое красивое здание Венгрии Парламент.

Посерело, дождь усиливается.

Парламент.

Пофотографировали себя у Парламента во всех ракурсах, и обязательно со львом! Везде красивые львы-красавцы охраняют вход в здание. Увидели военного на посту и служащего, которые разговаривали между собой. Я подошла, попросила разрешение сфотографировать военного, он любезно согласился, выпрямился, одним словом, приготовился к фото. Служащий стал отходить, чтоб не мешать, и его мы тоже сфотографировали. Между нами разгорелся спор о военной форме венгерского солдата. По-моему, мало что изменилось в форме с войны 1945 г.

Цель современного венгерского военного — противостоять конфликтам и проявлениям терроризма внутри страны. По нашим наблюдениям в Будапеште довольно безопасно.

Львы, охраняющие вход в Парламент.

Наша служба и опасна и трудна.

Построено здание было в 1885-1902 гг. по проектам архитектора Имре Штайндла. В качестве образца послужил лондонский Вестминстер.

Даже в непогоду здание Парламента торжественно красиво. Есть желание увидеть Парламент в летнее время года, когда все цветет и благоухает. К чему и будем стремиться.

У Парламента стоит одна из самых красивых елок в городе. Почему и нет, ведь здесь больше всего туристов, можно сказать «лицо города».

Я хотела попасть на экскурсию по Парламенту, и Александр согласился сходить посмотреть. Пройти в здание Парламента можно с организованной экскурсией, но билетов уже не было, в ожидании времени стояли две туристические группы. Экскурсия на русском языке в 12:30, следующая в 15:15.

Если мы успеем и не передумаем, то сходим на 15:15.

Очень оригинальная ограда у елки из деревянных салазок.

Рождественский вертеп.

Статуя на коне посвящена Ференце Ракоци —вождю антигабсбургского восстания 18-го века.

Строительный кран портит внешний вид центра города, но ничего не поделаешь, строить тоже когда-то надо.

Памятник Ференце Ракоци.

Дворец Юстиции, в нем же Этнографический Музей.

Парламент.

Венгерский Парламент.

Вход в Парламент со стороны памятника И. Тисы.

Восточный фасад Парламента выходит на площадь имени Лайоша Кошута (Kossuth Lajos) и Памятник ему же.

Лайош Кошут — выдающийся венгерский государственный деятель, революционер и юрист, премьер-министр и правитель-президент Венгрии в период Венгерской революции 1848-1849 гг.

Данный памятник является национальным символом Венгрии и местом официального празднования.

Памятник всем памятникам Лайоша Кошута.

Прошли по площади, обходим Парламент и направляемся к набережной. Здесь стоит еще один памятник Иштвану Тиссе.

Иштван Тисса (1861-1918г) — венгерский политический деятель, премьер-министр королевства Венгрия.

Такой венгерский Отто Бисмарк. Он возглавлял правительство в сложное для страны время — Первая мировая война. Многие его ненавидели, считая, что он один из тех, кто эту войну развязал. Иштван Тисса был убит восставшими «солдатами», как впоследствии оказалось, убийцы не были солдатами.

По бокам от фигуры скрестившего на груди руки графа Тиссы — еще скульптурные группы. Молодая женщина с ребенком на руках провожает на фронт мужа, мать склонилась над сыном-солдатом, совсем молоденьким, как бы пытается лучше запомнить и сохранить его черты лица.

Памятник Иштвану Тиссе.

От памятника мы спускаемся к набережной, пересекая магистраль. Под памятником находится то ли метро, то ли музей. Мы так и не поняли, но туристического народу там много, все толпятся. От реки дует порывистый ветер, еще и осадки. Погода как раз для прогулки. Но мы упорные, идем дальше…

Вид на Дунай.

Река Дунай.

Не спеша прогуливаясь по набережной, мы любуемся Парламентом. С этой стороны он немного другой, но такой же величественный!

Теперь мы смотрим на Парламент снизу вверх. Неожиданно на набережной много людей, и приходится очень аккуратно идти, нет никаких ограждений, сразу край, а внизу на берегу и в воде крупные камни-валуны. Дорожка хоть и почищена, но скользко.

Несколько раз у меня была попытка упасть, и крепкие руки сына спасали от падений.

Парламент вид с набережной.

Памятник «Обувь на набережной» посвящен расстрелянным евреям 1944 г. Место преступления, совершенного против простых людей. Простите, но я не могу спокойно проходить мимо.

В 2016 году, когда я увидела детские башмаки, я рыдала навзрыд. Сейчас так же сдержаться не смогла, я не согласна с детской смертью.

Чугунная обувь на набережной.

Не могу сдержать слез.

Радует, что молодежь понимает, приносит цветы и зажигает свечи. При нас иностранные студенты зажигали свечку, стояли в минуте молчания. Нет равнодушных к этому мемориалу.

У меня с собой была георгиевская ленточка, мы ее тоже повязали. Наша ленточка была не единственной.

Прошлое надо помнить, чтоб не повторялось в будущем. Беседуем со своим ребенком, рассказываем и показываем наглядно.

Место военного преступления 1944 г.

На фото студенты стоят в минуте молчания.

Дошли до самого знаменитого Цепного моста. Построен он был в 1849 г. по инициативе венгерского политика, графа Иштвана Сечени (1791-1860 гг). Он стал первым мостом, который соединил город Буду и город Пешт. Львы на папертях в Пеште смотрят на площадь Рузвельта, а со стороны Буды смотрят на фуникулер и Будайский Замок.

На мосту сильный ветер, снег с дождем прямо в лицо. Пока перешли на другую сторону моста, изрядно замерзли. Пришлось моим мальчишкам попрыгать, чтоб отогреться.

Цепной мост.

Вид на Будайский Замок с Цепного моста.

На Цепном мосту .

Прыгают, чтоб согреться.

К Замку можно подняться на фуникулере, заплатив за это минутное удовольствие 1100 Ft за взрослого и за ребенка — 700 Ft в одну сторону. В этот раз, так как гуляем не спеша, и еще для того, чтобы согреться, мы поднимаемся по лестнице. Еще и скользко. Александр постоянно меня страховал, так как я из тех, кто любит упасть на ровном месте. Лестница в гору крутая, но не сильно сложный подъем. По пути встретили местных венгерских собаководов, выгуливающих своих питомцев прямо в парке. Любят венгры собачек, сразу по две, а то и по три собаки разных пород. Лестница нас приводит прямо к Рыбацкому Бастиону.

Последние ступени к Бастиону.

Пока поднялись в горку, и согрелись, так что щеки у всех красные! Рыбацкий Бастион — красивый новодел для туристов. Как мы любим, красивые стены и красивый вид для фото!

Красные туристы от подъема на площади Святой троицы.

Рыбацкий Бастион построен в 1899-1902 гг. в неороманском стиле Фридешем Шулеком. На этом месте когда-то находился рыбный рынок, отсюда и название. Канонические шатровые башни Бастиона символизируют семь племен, основавших венгерское государство.

История гласит, что много веков назад на месте, где сейчас стоит бастион, была площадь. На ней находился базар, где рыбаки продавали свой улов. Площадь окружала стена, защищающая место торговли от врагов. И именно рыбаки защищали эту площадь от врагов. Отсюда и пошло название Рыбацкий бастион.

Шурик задал вопрос: «Чем защищали рыбаки бастион, удочками и веслами, они же рыбаки?!»

Площадь Святой троицы, а всадник на коне — это первый Венгерский король Иштван Великий (970/975-1038 гг.)

Очень почитаем в Венгрии, за христианизацию венгров был причислен к лику святых. Очень интересная личность, при своем правлении он объединил многие племена, провел успешно немало реформ: финансово-экономические, денежную реформу, отменил рабство. Его система местной администрации была прогрессивна для своего времени и была хорошо организованной, благодаря этому Венгрия стала безопасным маршрутом для паломников и купцов, следовавших из Западной Европы на Святую Землю и Константинополь.

Иштван подчинил своему влиянию и объединил весь Карпацкий регион, закрепив присоединение новых территорий соответствующими договоренностями с Великим князем киевским Ярославом Мудрым и королём Польши Болеславом 1 Храбрым. Он женил своего родственника Ласло Лысого на одной из дочерей киевского князя Владимира, Премиславе.

Иштван пережил троих детей, которые умерли молодыми. Главная надежда короля, его любимый сын Эмерик (Имре) — был убит кабаном, как и отец, возведен в лик святых Венгрии.

Сразу приходит на ум Роберт Баратеон, Король семи королевств из сериала Игры престолов, который, будучи нетрезвым, сразился с диким кабаном и умер от ранения. Наверно, в те времена очень распространённый вид несчастного случая.

Памятник Иштвану Великому.

Мы с Шуриком искали красивый ракурс, сняли башню, на которой есть смотровая площадка, можно подняться и полюбоваться видами Будапешта со стороны Буды. Но не в этот раз, сегодня по какой-то причине она не работает. А вид с высоты, наверно, еще лучше, чем с базилики.

Эх, опять нам не повезло.

Пока Александр отправился в гущу толпы у касс за входными билетами в Церковь Матьяша, мы с сынулей селфимся.

Билеты — 3500 Ft (3 чел.)

Селфи с Шуриком.

Селфи с Иштваном Великим.

Рыбацкий бастион.

Арочная стена Рыбацкого бастиона.

Арочный проход. Китайские туристки, куда же без них!

Лестница северной башни и мадьярский военный.

Церковь Матьяша.

Церковь Матьяша расположена на будайском холме между площадями Святой Троицы (Szentháromság tér) и Рыбацким бастионом. А история самой церкви начинается с 1015 года строительством при Иштване Великом в честь Девы Марии. В википедии очень удобно приведена таблица строительства и разрушения церкви:

• 1015 — строительство церкви Девы Марии;
  • 1242 — гибель церкви в монгольском нашествии;
  • 1270 — строительство новой церкви;
  • 1541 — турки превращают церковь в мечеть;
  • 1686 — изгнание турок и восстановление церкви;
  • 1874-1896 года — перестройка в неоготическом стиле, все понятно и подробно.

Зашли мы в церковь и ахнули, насколько она внутри красивая. Решили мы не ходить семьей, а разойтись по интересам. Я взяла фотоаппарат и пошла фотографировать все, за что глаз зацепился. Шурик побежал сразу на второй этаж, смотреть все сверху вниз. Александр быстро все осмотрел, как он это умеет, и сидел в партере.

В этой церкви служащие тоже подходили, и просили фотографировать без вспышки. Но настолько в церкви темно, что я все-таки воспользовалась моментом и несколько раз щелкнула с вспышкой.

Главный портал церкви и алтарь.

Своды.

Главный хор (хорос).

Кафедра.

Свод и витражи.

Святые.

Западное крыло, рождественские елки.

Свод.

Церковь действующая, можно поставить свечу.

Главный Алтарь.

Главная жемчужина интерьерного храма — витражи. Здесь же стоит пьедестал Елизавете Баварской (Сиси), которая короновалась в этой церкви с супругом Францем-Иосифом в 1867 г.

Жизнь этой королевы восхищает. Но и трагичность ее судьбы не оставляет равнодушным, ведь из-за большой любви народа и своей популярности ее в итоге в преклонном возрасте убивает ножом на глазах у всех с огромной ненавистью революционер. Она пережила своего сына, который то ли из-за любви, то ли из-за нигилистской глупости покончил с собой вместе с возлюбленной. Какая трагедия для матери, которая до самой своей смерти носила траур по сыну.

В Ховбурге в Вене есть замечательный музей, посвященный Елизавете. Очень хороший музей, мне очень понравился. В Венгрии Елизавету тоже очень любили и почитали. Насколько я поняла, она была глубоко несчастная женщина, муж ее любил, народ любил, а она тяготилась своим положением и не любила мужа. И она была очень одинока! Вот такое мнение сложилось у меня о Сиси.

Елизавета (Сиси).

Витражи.

Саркофаг Короля Беллы III и его жены Анны Шатийонской. Могила этой королевской четы была единственной, которая сохранилась после турецкого ига и перезахоронена в этой церкви.

Саркофаг.

Королевская галерея.

Шурик сидит на скамейке и послушно ждет.

Конфессионал (исповедальня).

Вертеп.

Кружевные украшения, сделанные сиротами.

Лестница с восточной стороны церкви.

Барельеф.

Орган.

В одной из комнат была выставка копии короны Иштвана и церковных предметов. Я не попала сюда из-за большой очереди туристов, а вот Шурик смог отстоять очередь и сделать пару фото на айфон.

Корона Короля Иштвана.

Алтарь и библии.

Оружие старинное.

Мои мужчины ждали меня терпеливо, отдыхая на лавочках. Я уже находилась и нафотографировала. Шурик прибегал, сидел, вспоминал, что еще что-то не посмотрел, и опять убегал. Александр даже попозировал мне, когда я с балкона его фотографировала.

Нам очень понравилась церковь Матьяша, есть что посмотреть, красивый интерьер, богатые витражные окна. И, самое главное, богатая история церкви. Если бы пускали на башню, обязательно бы поднялись.

Вышли на улицу, решили еще походить по бастиону, виды на Дунай просто потрясающие. Заполняем семейный альбом новыми фотографиями из Будапешта. Как приятно потом пересматривать свое путешествие и вспоминать самые яркие моменты.

У памятника Иштвану Великому.

Вид с северной башни на Дунай и на остров Маргрит.

Возле Рыбацкого Бастиона в здании гостиницы Hilton Budapest находится Музей Марципанов. При Музее магазин и кафе, где можно согреться, выпить кофе и съесть вкусный тортик. Место мы это знаем и помним.

Ну как мы, туристические обжоры, можем пропустить это место? Как говорится: «Ради этого и ехали!».

Цветы из марципана.

Витрина марципановой продукции.

Кактусы из марципана.

Часы из марципана.

Шурик выбирает конфеты брату.

Но оказалось, что Музей Марципанов закрыли. Видно туристам не очень интересно, как выглядят марципановые торты. Зря! На самом деле, все цветы на фото и кактусы, это все марципановые изделия! А какие здания Парламента, Кремль из марципана мы видели, и диснеевские торты, и картины. Музей был хорошим! Теперь остался только один Музей в городке Сентендре близ Будапешта, и к нему надо ехать 20-25 км на автомобиле. Сентендре считается самый лучший Музей марципанов. Ладно! Мы согрелись, попили кофе, съели пару кусков торта Захер и Эстерхази на сумму 6940 Ft и пошли выбирать конфеты в магазин. Вернее, встали из-за столика, пошли — громко сказано, все здесь на уровне вытянутой руки. Короче, Шурик выбирал себе и брату, я родителям и сувениры родственникам, а Александр себе на ужин. Довезли мы до дома немногое, одну конфету Ванюшке и одну конфету бабушке, все остальное слопали в нашем путешествии. Все мы сладкоежки, слабости свои знаем.

Шурик и Эстерхази.

Капучино и тортик Захер.

Довольные и сытые, с полным пакетом сладостей гуляем дальше. По улице Тарнок идем в сторону Будайского Замка. По дороге вспоминая, где были в прошлый раз.

У ресторана Arany Hordo стоят рыцарские доспехи, подходи и делай фото на память совершенно бесплатно. В самом ресторане мы не были, так как вторично идем из музея марципанов, изрядно напробовавшись сладких тортов и конфет.

Ресторан Arany Hordo.

Увидели вывеску «Лабиринт». Вспомнили, как в прошлом году случайно зашли и остались очень довольны. Сейчас не имеет смысла туда спускаться, достаточно одного посещения, но у кого есть дети старше 5 лет, могут сходить, Шурику было интересно. До 5 лет дети просто могут испугаться, там темно, сыро, и жуткие манекены (заключенные, смотрители, господа). Да еще там могила Графа Дракулы (туристическая замануха, как говорит Александр).

Еще совет: возьмите с собой фонарик. Мы светили фонариком с айфона, быстро села зарядка, и Александр пугая меня и Шурика привидениями и вурдалаками, дурачась и хватая нас в темноте, хорошо шарахнулся лбом о низкий каменный свод. Ударился в кровь, и выросла огромная шишка, которая сильно болела. Так потом и ходил с венгерским «фонарем» на лбу.

Пройти в переулок и повернуть на право — Лабиринт.

По пути попался детский сад.

На протяжении всей улицы то там, то тут продаются сувениры: тарелочки, кувшинчики, скатерти, салфетки, детские наряды с национальным колоритом, магнитики, открытки и многое другое, на любой вкус. Улица заканчивается небольшим рынком с таким же большим количеством всякого сувенирного товара. Нас порадовали шкуры оленей, кабанов, волчьи, заячьи. Медведь под охраной государства и на него запрещена охота. Единственный вопрос, как это провезти через таможню.

Мне очень понравилась дубленая безрукавка, но куда ее носить, ума не приложу, если только на дачу. Купили младшему дубленые варежки, но в итоге они оказались малы и неудобны.

Если сравнивать цены в Буде и Пеште, то в Пеште на Центральном рынке похожие товары стоят дешевле. Шкур мы там не увидели, а вот скатерть ручной вышивки купили за 40 Е, а здесь начинались цены от 60Е.

Платья девочкам.

Переулочками перешли на улицу Úri и по направлению к Королевскому Замку, прошли небольшой парк с памятником войны за независимость. Улица Úri плавно переходит в улицу Disz и по ул. Святого Георгия по прямой выходим прямо во внутренний двор Будайского Замка.

По пути сфотографировались у раскопок и вид на Буду от внутреннего двора Замка. При послевоенной реконструкции замка, были обнаружены фундаменты и первые этажи построек, относящихся ко времени римских поселений, то есть вплоть до первого века нашей эры.

Раскопки римских построек.

А впереди уже видим ворота Замка. Ворота сделаны в виде паутины. На дугообразной части ворот сидит ворон и держит в клюве кольцо.

Старинная легенда гласит: во время венчания короля Матьяша I Корвина в храм залетела ворона и унесла в клюве кольцо невесты, предвещая молодоженам беду. Слуги птицу поймали, кольцо отобрали, но это не уберегло молодую жену Корвина от смерти, которая умерла спустя пару месяцев. С тех пор Матьяш стал изображать птицу на своем фамильном гербе, а к его имени добавилось Корвин, что означает — Ворон.

Ручка на воротах.

Тот самый ворон, укравший кольцо.

Кованные ворота Замка.

Вошли в ворота Корвина, и тут мы улавливаем наивкуснейший запах выпечки. Kürtőskalács —традиционная трансильванская булочка. Многие знают эту трубочку из сдобного теста как трдельник (трдло — это палка, на которой готовят булочку). Шурик сразу стал папу раскручивать на булочку. Александр решил купить одну для сына, надеялся, что он поделится. Ага! Мы-то с мужем уже бывали в Чехии, и знакомы с трдельником, а вот Шурик не стал ждать пару дней. В итоге взяли булку с корицей, Александр свой кусок отхватил от булки, передавая сыну. Я пристроилась к Шурику, он понял мой намек, уклонился, и от жадности выбил у меня из рук кусочек на землю, который я пыталась оторвать от булки. Все это происходило под веселый смех окружающих и продавцов булочек. Я, конечно, обиделась на Шурика, вернее на его жадность. Не мог с мамой поделиться, маленькая обжора!

Лавка со свежей выпечкой.

Уговорил отца купить трдельник.

Едят булку.

Легенда о трдельнике: У одного пекаря была дочь, переболевшая оспой и оттого безобразная лицом. Пекарь сидел дома у печи и думал, как заработать на ярмарке. Если его дочь будет торговать булками и ватрушками, никто не подойдет к прилавку, все купят хлеб у красивых девушек. Дочь в это время вертела веретено, суча нить из куделя. Отец вдруг обратил внимание на то, что у нее очень красивые руки: тонкие изящные пальцы, как у аристократки. На следующий день пекарь отправился на ярмарку и взял с собой дочь. Пекарь раскатывал тесто и давал дочери наматывать его на деревянное веретено. Полученную витушку она отправляла в печь, потом обмакивала в сахар и в корицу. И никто не смотрел на девушку, а все смотрели на ее красивые руки. И когда люди спрашивали, что же она готовит, пекарь отвечал: «Трдло», что значит — веретено.

Когда в семье все сладкоежки…

Замок мы обошли со всех сторон, отметились на фотографиях у всех памятников, постояли у Музея Истории. Я стала упрашивать Александра сходить, он наотрез отказался. Я предприняла попытку уговорить своих мужчин подождать меня, я сама «быстро» посмотрю музей. И это предложение было отклонено. А о Национальной художественной галерее я вообще молчу. Еще дома было сказано, что по музеям не ходим. Ценителям искусства и людям, любящим ходить по музеям, скажу, что галерея очень достойное место для посещения. Мне очень понравилась, потратили мы в прошлом году на ее посещение часа 3. Никаких царских убранств и богатых интерьеров внутри нет, только «постсоветский» интерьер и картины, море картин на стенах.

Статуя «Мир», вход в Исторический музей, работа Каройя Синея.

Статуя «Война» вход в Венгерский исторический музей.

Фонтан — охота короля Матьяша. Скульптор Алайош Штробль 1904 г.

На месте, где находится Замок, возникновение средневековой крепости датируется 13-14 в.
Настоящим дворцом он стал только в XV веке при Сигизмунде Люксембургском, который пригласил для строительства лучших европейских художников и мастеров.

По преданию здесь работал некоторое время Аристотель Фиорованти на пути в Москву для постройки Успенского собора в Кремле.

Вид на внутреннюю площадь перед корпусами Национальной галереи и на скульптуру Хортобадьского ковбоя (Csikós), укрощающего коня, скульптора Дьёрдь Ваштаг (György Vastagh), 1901 г.

Львиный двор внутреннего двора Королевского замка .

Александр с Шуриком пошли на стену, где стоит четырехметровая Дева Мария с младенцем-Иисусом.

Народу было прилично, толпы китайских туристов, странно и ярко одетых, снующих туда-сюда. Лезли везде фотографироваться, расталкивая всех. Поразили меня итальянская пара молодых родителей, которые кутались от холода в вязанные широкие шарфы, а ребеночек до года сидел не укрытый в коляске, на носок обутый в летние кроссовки.

Многие пишут, что русского туриста видно издалека, по манере поведения, по поступкам, и главное — по одежде. Сколько путешествуем с семьей, мы не встречали соотечественников, за которых было бы стыдно. Может, нам просто везло на приятных людей и собеседников. А может, наши люди стали культурнее.

Больше вопросов и недоумения испытывали мы к белорусам. Не ко всем! Только к тем, с которыми приходилось общаться. Одно правило для всех — в любой ситуации оставайтесь человеком!

Дева Мария с Иисусом на руках.

Сын и отец.

Цитадель и статуя Свободы.

Заставляю сделать семейное фото.

Скульптура старого гусара. Жигмон Кишфалуди-Штробль и Дьюла Валдер 1932 г.

Любоваться городом можно очень долго. Погода вносит свои коррективы в нашу прогулку. Не сказать, что сильно холодно, но порывы ветра со стороны реки действительно заставляют побыстрее найти теплый уголок. Мы налюбовались Замком и его видами, решили идти гулять на другой берег Дуная, на местный «Арбат» улицу Ваци. Идем в арку и спускаемся по тропинкам, серпантином идущим вниз от Замка к мосту. Шурик любовался мифической птицей Турул, которая и показала венгерским племенам дорогу на юг.

Идем по дороге вниз вдоль стен Замка.

Мифическая птица Турул.

Цепной мост со стороны Будайского Замка.

С Цепного моста мы выходим к парку Szechenyi Square, в котором стоит памятник графу Иштвану Сечени и Дюку Ференсу. Мы повернули на право, пройдя через памятники и фотографируясь на память с каждой симпатичной нам скульптурой, вышли к парку Vigadó tér, где сидит Маленькая принцесса и памятник собачнице. Здесь на каждом шагу скульптура, памятник, стенд, или табличка на стене. Все исторически значимы для Венгрии.

Скульптура «женщина руки в бок» так мы ее прозвали у гостиницы.

Шурик знает кто такой Шекспир — читал!

Памятник известному??? Закарпатскому художнику Игнатию Рошковичу. (Точно такая же скульптура находится в украинском городе Ужгород на набережной реки Уж, напротив гостиницы Венгерской короны). Выполнил скульптор Михаил Колодко (наверно, тоже очень знаменитый, простите нас за невежество). Памятник — подарок ужгородского предпринимателя Ивана Волошина. Но сам памятник довольно симпатичный, достоин прекрасного города.

Мы и Художник.

Отметились мы и у бронзового памятника «Девочка, играющая с собакой». Памятник считается негласным символом всех детей Венгрии и пристально охраняется государством.
Если не знать названия памятника, я бы подумала, что памятник посвящается всем собаководам или кинологам.

Играем с собачкой.

И знаменитая «Маленькая принцесса» автора Ласло Мартон 1989 г. В первый раз ходили мимо нее, не понимая, что сидит у нас перед самым носом. Теперь знаем, где сидит Принцесса похожая на мальчика. Коленки стерты на «счастье». Какая глупость верить, что, потрогав или потерев бронзу, станешь счастливым. Байки для туристов! Дети верят.

Маленькая принцесса.

После прогулки по памятным местам мы вернулись в апартаменты, немного отдохнуть и взять вещи. Сегодня запланирована купальня Геллерт.

Долго решали оставлять в номере фотоаппарат и планшет или брать все с собой в кабинки. В прошлом году у нас апартаменты находились на одном этаже по соседству с сомнительным тату-салоном (дверь в дверь), и парикмахерской эконом-класса на улице Ваци. И мы просто побоялись оставить вещи в апартаментах. В Геллерт купальне взяли семейную кабинку — она закрывается на ключ, на этаже — дежурный, который смотрел за кабинками. Хотя в купальнях висят предупреждения о случаях воровства, и висят фото фас-профиль. И еще я в купальне Геллерт убила о кафель мой новенький фотоаппарат, подаренный мужем на новый год. Фотоаппарат прожил всего неделю.

В этот раз оставили все «дома», поэтому фото приведены из интернета.

Купальни Геллерт (фото из @)

Зал, в котором я лишилась фотоаппарата (фото из @)

В купальни готовим сумку (у нас рюкзак): берем купальник, плавки, резиновые шлепки для душа, свои полотенца (можно), гель, мыло и плавательные шапочки! Я еще себе всегда беру халатик.

Если у вас нет с собой плавок и плавательных шапочек, все можно купить в магазинчике при купальне. Полотенца можно взять напрокат. Шапочки нужны в большие бассейны, без них не пускают инструкторы, которые находятся в зале и смотрят за порядком и безопасностью. В маленьких бассейнах с горячей водой можно сидеть и без шапочек. Я видела на некоторых дамах шапочки для душа, и им не делали замечания. Значит, так можно.

На кассах сидят дородные дамы, которые плохо говорят на английском, и тем более плохо понимают по-русски. Здесь же есть стол информации, где сотрудники владеют иностранными языками, и могут вам подсказать, какой билет купить, по вашему запросу. Вход-выход по электронному браслету, который мы оставляли в раздевалке с вещами.

Билет есть в общую раздевалку, но не всегда хватает кабинок (у меня так было), есть в отдельную раздевалку со своим ключом, а есть и семейные кабинки. Один раз у нас была семейная кабинка, она же кабинка массажа, без двери, а только ширма, и шкаф, закрывающийся на ключ. Если по какой-то причине вам не подходит общая раздевалка (допустим, вы промахнулись с билетом), можно, уже зайдя внутрь купальни, на столике администрации доплатить и поменять кабинку.

Полотенца выдают всем одинаковые, и стоит следить за ними в бассейнах, так как не очень порядочные люди, могут просто его украсть, или перепутать со своим. Мы брали свои пляжные яркие полотенца, чтобы легко было найти и трудно перепутать.

За вход в Геллерт заплатили на троих 15900 Ft.

Говорить о том, как приятно купаться в термальных ваннах, я не буду. Мы очень любим термы, и советуем всем посетить хоть один раз в жизни. Это не только приятно, но и полезно для здоровья. Многие приходят с маленькими детьми.

В этот раз наблюдали за компанией соотечественников, которые не только принимали ванны, а заняли столик, принесли свое пиво и рыбу. Пронесли все очень спокойно, так как вещи не проверяют на входе, только билеты. Отдыхали ребята культурно, мусор после себя не оставили, выпивали пиво, и бутылки прятали в пакет. Я не видела, чтобы им делали замечание.

В ваннах тесно, приходится отвоевывать себе место, только выйдешь, место тут же занимают. Я больше сидела в ванной с гидромассажем и температурой +36,+ 38. Шурик плавал в бассейне, а Александр из горячего бассейна, прыгал в холодный поплавать, предварительно отобрав у меня шапочку, так как их у нас было две, моя и Шурика.

Мы давали друг другу полную свободу выбора, не ходили вместе, кто где хотел, тот там и плавал сколько душе угодно. Я постоянно сидела только в двух бассейнах, Шурик немного сидел со мной, потом перебегал к папе.

Здесь смотрю — Александр ходит по проходу злой, что-то ищет. Постоял у одного бассейна, ищет, потом пошел в другой зал. Через некоторое время и Шурик занялся поисками с папой. Думаю, что-то случилось, может, ключи потерял от кабинки. Выхожу помочь. Оказалось, что у мужа «ушли» шлепки 47 размера, где оставлял их, там нет, никаких нет! Ходил злился и все повторял: «Долбанные румыны!». Почему он решил, что его шлепки подошли именно румынскому мужчине с 47 размером ноги, я так и не поняла. Но все бродяги и жулики в Венгрии, по теории Александра, именно румыны.

В итоге, когда стали собираться «домой» и немного люди разошлись, муж на том месте, где оставлял свои резиновые шлепки, нашел похожие на свои, только на размер меньше 46. Ну что ж, пришлось надеть и идти мыться в душ. Кто-то перепутал, и румыны оказались ни при чем!

Накупались в удовольствие, нагрелись и отмоли в ваннах +36, +38… Мы заранее запланировали замечательную кафешку (рестораном сложно назвать).

Drum Cafe Dob Utca 2, Будапешт 1074, Венгрия

О кафе я узнала случайно, и меня очень порадовали отзывы. Мы не разочаровались в кафе и можем смело советовать его всем.

Кафешка очень простая, находится в переулке, недалеко от синагоги. Мы в первый раз не могли понять, что за забегаловка. Но когда мы поужинали, то поняли, что в этом кафе главное кухня, а не интерьер.

Еще через дорогу мы увидели, что у кафе стоит машина Скорой помощи. Конечно, это нас насторожило. Перешли дорогу, пока дошли к самому кафе «Друм», Скорая стала отъезжать.

Мы так и не поняли, что случилось, но Шурик предположил, что в кафе так вкусно готовят, кто-то не рассчитал венгерской порции и переел, и ему стало плохо от обжорства.

На улице небольшая очередь в кафе, две пары парни и девушки. Но столики освободились быстро, и нам не пришлось долго мерзнуть.

Достался нам столик на втором этаже, в самом углу у окна. Столик такой маленький, что нам пришлось его отодвинуть, чтоб поместился Александр, немного потеснив наших соседей. Принесли меню, мы быстро определились с выбором, ждали заказ не больше 20 минут.

Пока ждали, немного пофотографировали незатейливый интерьер кафе Друм. Ну и себя, конечно же.

Делаем заказ.

Интересное меню в виде визиток (и на русском тоже).

Незатейливый интерьер кафе Друм.

Интерьер кафе.

Мы с Александром заказали себе по сырно-чесночному супчику.

Я вообще густые супы не люблю, но здесь не суп — а сказка! И только принесли суп, Александр его уже съел, а я свой только фотографирую.

Еще мы заказали себе по лангошу, я себе с куриной грудкой в сметанном соусе, а Александр с потрохами в сырном соусе. Вообще, кафе «Друм» заявляет, что самые лучшие лангоши у них.

Лангош — это пышная лепешка, часто сравниваемая с фоккача, по сути наш чебурек, но отличается по вкусу и содержанию. Мой лангош просто таял во рту! У Александра лангош совершенно был другой, но не менее вкусный.

Сырно-чесночный супчик.

Едим лангоши.

Наивкуснейшие лангоши.

Шурик выбрал сложный бургер с картошкой фри. Обещал все съесть, так как шницель трудно есть постоянно. Лангош пробовать отказался, суп — ни за что на свете, ну и что, что с чесноком, чеснок я и дома поем!

Сложный бургер .

И вот Шурик принялся за дело: сначала возмущался, что бургер большой, потом — что горячий, потом он несколько раз заглядывал внутрь и смотрел, что там положил повар. Ну, сложно человеку есть смешанную еду, когда ест котлеты — отдельно, мух — отдельно, и все разными приборами. И так терпит, что шницель приносят на тарелке вместе с картошкой, и КОШМАР с огурцом, или капустой. А должны на одной тарелке шницель, к нему приборы, тарелка с картошкой плюс вилка чистая, и потом можно или огурец, или капусту (ну овощи там всякие) …

Из чего бургер?

Мучает бургер.

Мы сытые и довольные наелись, выпили еще по бокалу венгерского разливного пива, и не спеша пошли «домой». Шурик так и не осилил бургер, ссылаясь на гигантские порции.

Не осилил…

За весь пир мы заплатили на троих 6415 Ft. Хочу сказать, что «Друм» раскрученное место (см. трипадвизор). Поэтому не удивляйтесь простому интерьеру, маленькому залу, это стоит хорошей кухни, и большого кулинарного удовольствия!
сли сравнить цены, то в Музее Марципанов мы отдали тоже 6000 только за 3 кофе и 3 торта, а здесь первое, второе, напитки по 2 бокала каждому!

Расплата за пир в кафе «Друм».

Как приятно пройтись по вечернему Будапешту. Вечером начинается своя жизнь, и она не менее интересна. Были бы силы.

По дороге нам попался Сбербанк, который предлагал гражданам Евросоюза кредиты по очень маленькому годовому проценту.

Синагога .

Для граждан Евросоюза от сбербанка выгодная % ставка.

По дороге еще зашли в местный продуктовый магазин, купили продукты на завтрак, печенья и сока. Потратили на все 5154 Ft. За целый день прогулки и промозглой погоды, изрядно все устали. Мы еле доползли до номера, все приняли душ (обязательно после купален!), ополоснули купальник и плавки, помыли с мылом хорошо шлепки, все развесили на батарее. Поставили все гаджеты на зарядки и просто кинулись в объятья Морфея.

ЧАСТЬ 3. Прогулка в гору (Гора Геллерт, Цитадель, Парк Свободы, Центральный рынок, Купальни Сечени)

5 января.
Я проснулась, как всегда, раньше всех, первым делом пошла разглядывать вид из окон. Окна расположены в потолке, так что полюбоваться сильно не смогла, да и вид с кухни на внутренний колодец двора. А со стороны спальни видны только окна соседнего дома, находящегося через дорогу, вниз нет возможности посмотреть, если только вылезти на крышу.

Подождала пока на часах покажет 8:00 по Мск, стала будить своих мужчин.
Александр встал быстро, а вот Шурика надо растолкать, а то будет спать до одиннадцати.
Что-то прохладно у нас, я закуталась в одеяло и ходила так по номеру. Стала ворчать, что замерзла. Александр на меня ворчит, что я вечно мерзну, потом потрогал вещи, сушившиеся на батарее, а они мокрые. Полез настраивать датчик тепла, а он не работает, сломался.
Александр начал разбираться, что-то открутил, что-то открыл, закрыл, в итоге датчик заработал. Провозился с датчиком минут 20.

На сегодня запланирована не меньше прогулка, чем вчера, а может и больше. Поэтому мы активно позавтракали, приняли душ, тепло оделись и отправились навстречу сегодняшним приключениям.

Утренние сборы.

Вышли мы на улицу Ваци, прошлись в сторону Центрального рынка, таких, как мы, гуляющих туристов уже с утра полным-полно. По мосту Свободы (Szabadság híd) перешли на сторону Буды. Погода сегодня очень солнечная и ветреная.

На мосту стояла бабушка-попрошайка, настойчиво цеплялась руками за куртки, чтобы ей подали. Холодно, дует сильный ветер, а она стоит в расстёгнутом пальто. Что это — бизнес или необходимость? Как бы там ни было, но мне ее было очень жалко.

Первая к осмотру по нашему плану Церковь Святого Геллерта, в честь кого и названа гора. Стали подниматься к церкви в горку, а там скользко, катимся назад. Шурик в рюкзаке нес фотоаппарат, так мы боялись, чтобы он не упал и не разбил его. С третьей попытки, по шажочку, мы поднимаемся на гору. А парень, который спускался навстречу, скатился, держа равновесие руками, и уже у самого моста Свободы упал, не удержался.

На мосту Свободы сильный ветер.

Мост Свободы, вид на гору Геллерт.

Гора Св. Геллерта с переселения венгров называлась Пештской горой из-за имеющейся на ней древней пещеры (Пешт — славянск. «пещера»). У подножья горы Геллерт когда-то была переправа через Дунай. Её называли Пештская переправа из-за того, что с кораблей была видна пещера на горе, и потому что из-за горы здесь была самая узкая часть реки. Предположительно, отсюда и происходит название Пешта.

В средневековых летописях встречается название горы — Келенская гора.

Пещера образовалась в начале геохронологических эпох и получила своё название в честь отшельника Св. Иоанна, жившего в тех местах и, по описанию летописцев, лечившего больных минеральной водой, протекающей у подножья горы. В наши дни эти теплые источники обеспечивают натуральное отопление церкви.

Святой Геллерт — Герард Венгерский родился около 980 г. Он жил и учился в монастырской школе в бенедиктинском монастыре острова св. Георгия (Сан Джорджо). Он стал монахом, а в 1015 г. с двумя товарищами решил совершить паломничество на Святую землю, но из-за бури причалил в Истрии (сегодня Хорватия) и познакомился с аббатом Разиной из Венгрии, который и пригласил Геллерта собственно в Венгрию. В Венгрии Геллерт семь лет был наставником Имре (Эмерика), сына короля Иштвана (Стефана 1). Потом он удалился в отшельничество. Во время смуты епископ Геллерт и его товарищи были выбраны для того, чтобы встретить князей Арпадовской династии, но языческие бунтовщики закидали его камнями, вытащили из телеги, привязали к повозке и сбросили со скалы Келенской горы.

Еще до Геллерта гора называлась горою ведьм, которые проводили на горе шабаши, а версий о смерти самого Геллерта уже столько много: что его спустили в бочке с змеями, или в бочке, забитой гвоздями во внутрь. Моя версия смерти Геллерта взята из книжечки, можно сказать официальная версия, которую мне вручили в Пещерной церкви с описанием и историей горы, церкви и реликвий…

Вид на мост Свободы от церкви.

Вход в пещерную церковь.

Время по-местному 10 утра, а уже в церкви гуляют посетители, даже встретили прихожан церкви, которые тихонечко молились в углах. Мы заходим внутрь, для туристов вход платный.

Отдали 1700 Ft за троих, еще стали нам предлагать книжечку с описанием церкви и реликвий на русском языке за 500 Ft. Я мужу говорю, что брать не будем, лучше купим магнитик Шурику за эти деньги. Пока мы между собой решали покупать или нет книжечку, кассир-продавец, мужчина, терпеливо ждал, держа в руках эту книжечку. И на мои слова, что дома в интернете про церковь почитаем, просто подарил нам эту книжку бесплатно! (Я вообще подозреваю, что мужчина прекрасно понимал по-русски, просто не подал виду).

Над сувенирными лавками слева от входа на уровне 4-метровой высоты в нише скалы находится фигура молящейся лурдской Марии.

Сувенирная лавка в церкви.

Фигура лурдской Марии (Циндер Антала).

История пещерной церкви.

В 1924 г возникла идея о строительстве Пещерной церкви, во время паломничества венгерских монахов-паулинов всемирно известном раке Лурд. После того как паломники вернулись, по инициативе главного советника министерства Дюлы, Фейфера образовали Комитет Пещерная Церковь Горы Святого Геллерта, чтобы пережить войну Венгрии, был храм примирения, где монахи молятся прежде всего за Родину.

Цель построения национального храма примирения состояла в том, чтобы венгры вернулись к своей главной патроне, к Деве Марии (Богородице), которой Стефан I, предложил быть королевой Венгрии, чтобы строили страну, веруя, что Мария заступится за свой народ и поможет примирить Бога. Поэтому церковь носит имя Скальная Церковь Великой Женщины Венгрии.

Великая Женщина Венгрии со Священной Короной и флаг паулинов.

На флаге копьем пронзенное сердце Иисуса, увенчанное терновым венцом и кинжалом страдания пронзенное сердце Марии, а в центре апостольский двойной крест.

Флаг паулинов и вертеп.

Распятие (работа Иштвана Сервациуса).

Рассмотрев главный Алтарь и распятие, мы попадаем в польскую часовню, которая была доделана в 1994 г.

Венгерский Орден Паулинов очень благодарен полякам за то, что после того как Иосиф II разогнал орден в Венгрии, они хранили дух паулинов и помогли им снова переселиться на родину в XX-ом веке. Ведь в Польше сохранились 2 церкви паулинов, за что им венгры очень благодарны.

У перил польской часовни: эти две нации как бы соединяет герб паулинов. Алтарь, находившийся здесь, формировали из символов польской династии, из орла Ягелло, а на алтаре копия известной честоховайской Чёрной Мадонны.

Алтарь в польской часовне Пещерной Церкви.

Своеобразная обстановка церкви объясняется тем, что она несёт в себе функцию национальной примирительной часовни, и до сегодняшнего дня выполняют такую роль.

Национальный — оэтому здесь видны скульптуры и памятники известнейших личностей венгерской истории.

Примирительный — это проявляется через богослужение.

Флаг Ордена Паулинов — просит прощение грехов и молится изо дня в день за будущее Венгрии.

Скульптура Святого Стефана (Барабаш Эдит).

Скульптуры святых.

Пещерная церковь.

Убирают в церкви.

Шурик читает историю церкви.

Коридор за органом ведет в часовню Святого Степана, которая украшена деревянной резьбой, являющейся самыми новыми украшением из всех остальных украшений Скальной церкви.

Резьбу по липе делал Ференц Бела, трансивальский художник, который сейчас живет в Калифорнии. Он подарил свои работы в 1990 году, когда увидел грустный вид церкви, которая была закрыта в коммунистической эре. Он работал над обстановкой целых 10 лет.

Я пошла в часовню Святого Степана, а мои мужчины ждали меня в зале, сидя на лавках и читая историю церкви.

Как возмутило Александра высказывание в книжке про «коммунистическую диктатуру», которая разогнала Орден паулинов в 1951 г. Дальше говорилось о всех уничтоженных крестах и вывезенных реликвиях. На месте церкви долгие десятилетия была учебно-научная станция, а здание монастыря стало общежитием Балетного института. Вернули церковь паулинам во время смены режима в 1989 году. Выходит, от коммунистов паулины терпели 38 лет.

А вот при Иосифе II Орден разогнали, ловили и казнили монахов «пачками», утопили показательно главного предводителя Ордена. И запретил им Иосиф появляться в Венгрии 150 лет. Поэтому и жили они все 150 лет в Польше, боясь вернуться на родину, так как это неминуемая смерть.

НО! Коммунисты страшнее, от них натерпелись больше!

Вход в часовню Святого Степана.

Часовня Св. Степана.

Книга отзывов и пожеланий.

Исповедальня.

Икона Св. Иштвану.

Орел.

Выхожу в зал, Шурик все читает, спрашиваю: «Что-то понял?». Ответ отрицательный. Да, думаю, с экскурсоводом было бы интереснее в этой церкви, а так очень скучно. Еще мы поднялись навверх по стеклянной лестнице, в небольшое открытое помещение, где стоял телевизор, и на венгерском рассказывали историю Пещерной Церкви. Мы немного посидели, посмотрели кино и пошли дальше…

Читает.

Послушник (в смысле, послушно ждет).

Смотрим кино о истории церкви.

Какой вывод о посещении Пещерной Церкви: церковь состоит из нескольких маленьких комнат, которые, по сути, можно обойти за 5 минут. В церкви ничего ценного, кроме истории о том, что когда-то хранилось ценное. Все — копии, подаренные вещи, которые просто заполняют пустое пространство. Стены свежесделанные, ощущения, что находишься в пещере, совсем нет. Кто любит зодчество и резьбу по дереву, могут зайти в часовню Святого Степана, действительно красивые вещи из дерева. И церковь не должна быть сувенирным магазином — сугубо моё мнение. Тем более, когда так подчеркивают святость места и большую значимость для народа.

Пойдем ли мы еще раз в эту церковь — нет, не пойдем. В нашем «дневнике путешествий» поставили галочку и пошли дальше.

Мы вышли на улицу со смешанными чувствами из церкви. Нам еще предстоит подъем в гору, по очень скользким дорожкам. По пути сфотографировались на фоне Гостиницы и купальни Геллерт.

Поднялись на следующую смотровую площадку с установленным на ней крестом. Чем выше поднимаешься, тем сложнее идти и подниматься по скользким ступеням, покрытым льдом. Держаться за тонкие железные перила очень неудобно. Нам навстречу спускались две пожилые дамы, Александр ушел вперед, а сын, который меня страховал, чтобы я не упала, помог этим женщинам спускаться по скользким ступеням. Одна женщина поспешила и чуть не свалилась в пропасть. Мы действительно испугались. Потом они долго и горячо благодарили нас за помощь, показывая на сына, мол, хороший у вас помощник.

Но виды открываются с горы нереально красивые! На изгиб реки Дунай, на Пешт с его красивыми зданиями и мостами. Это как квест, первый уровень — смотровая площадка у церкви и вид на мост Свободы, второй уровень — Крест и шикарный вид на реку, и третий уровень — сама статуя Свободы и Бастион. Ну и виды открываются — мама дорогая! Гору стоит покорить ради этого. Вернее холм.

Купальня Геллерт.

Смотровая площадка и Крест (вид на запад).

Смотровая площадка и Крест (вид на восток и мост Эржебет).

Семейное селфи.

Поднимаемся еще выше. Маленькими шажочками вверх и вверх. В очередном закутке видим основание в горе, над которым постарались граффити.

Шурик тоже устал от подъема, залез в эту дырку отдыхать, и говорит: «Это будет моей пещерой, пусть ее назовут моим именем!». И не хотел оттуда вылезать.

Шурик в «своей» пещере.

Еще один смотровой закуток на горе Геллерт.

Уже хорошо видна Статуя Свободы, которая символизирует освобождение страны Красной армией от фашизма. Монумент в виде фигуры женщины, держащей пальмовую ветвь в поднятых руках, поднимается на высоту 14 метров. Памятник неоднозначный, оброс всякими легендами и мифами. Официально пишут во всех источниках, что скульптуру женщины восстановили 1947 г. Автор Жигмунд Штробль. Решение о строительстве памятника было принято городскими властями в 1945 г. и что кандидатуру скульптора утвердил сам маршал Ворошилов.

Еще одна версия, что памятник был сделан ранее, в руках женщина держала пропеллер, в качестве напоминания о том, что погибший во время войны сын регента Венгрии Миклош Хорти был летчиком-испытателем. После ухода фашистов из Венгрии в феврале 1945 г. пропеллер был заменен на пальмовую ветвь, так как Миклош Хорти был близок гитлеровскому режиму.

Вторая версия для меня звучит достовернее, и сразу приходит на ум высказывание из знаменитого фильма: «Опять власть меняется…»

Видна Статуя Свободы.

Статуя Свободы (наше фото).

Статуя Свободы (Фото @)

На самой верхней площадке, возле статуи Свободы было очень холодно. Ветер дул сильный, порывистый и очень ледяной, поэтому все, кто находился, все делали фото и быстро уходили. Мы тоже постарались быстро все посмотреть и пойти в менее ветреное место. Потом уже дома, пересмотрев все фото, я обнаружила, что толком и не сфотографировали памятник, а все кадры, которые есть, хорошо играли бликами от яркого солнца.

Статуя слева от статуи Свободы.

Статуя справа от Статуи Свободы.

Пытаясь побыстрее скрыться от ветра, мы обошли Бастион. Сначала пошли с левой стороны, но быстро поняли, что тут ничего интересного нет, вернулись, и стали обходить Бастион справа (от статуи Свободы). Полюбовались мы Будайским Замком с холма и статуей Геллерта с крестом. Цитадель для нас не показалась такой уж интересной, она была закрыта и во внутренний двор не попасть. Единственное, что мы смогли увидеть, так это множество следов от снарядов времен Второй Мировой войны. Мы захотели пройтись по парку, может, повезет найти философский сад. Мы в итоге его не нашли, потому что он с другой стороны крепости, но об этом узнали уже по приезде, дома.

Скользкие дорожки в парке .

Памятник венгерскому писателю Сабо Дезё.

Парк очень ухожен, чисто, нигде нет мусора и грязи. Меня поразила зелень на кустарниках и зеленая трава, хотя зима, не холодная, как у нас, но все же зима с снегом и заморозками. Раньше, в 18-м веке на этих холмах выращивали виноградники, а место у подножия считалось крупным винодельческим районом.

Может быть, поэтому поставили статуи-кувшины в память о том, что здесь занимались виноделием. Еще мы встретили очень странную статую девушке в «определенной позе». Чем руководствовался автор данной скульптуры, остается только догадываться.

Кувшины в парке.

Кому это статуя? И что это за поза?

Загадочные девы.

Гулять по парку хорошо, люди ходят, но немного, ветер всех разогнал. Если бы по теплу пройтись здесь, конечно, другое дело. Вообще, мне парк напомнил подмосковный пионерский лагерь в окрестностях г. Королева, куда меня родители отправляли несколько лет подряд. И у меня эта ассоциация возникла, когда я увидела летнюю открытую танцевальную площадку. И чем больше мы гуляли по парку, тем больше я не могла избавиться от этого ощущения.

А Шурик увидел детские горки, на которых весело скатывались наши соотечественники, довольно зрелого возраста, громко крича от удовольствия. Шурик заразился их весельем и пошел кататься с горки.

Ребенок нам с мужем предлагал составить ему компанию, но уж больно вкусно готовят в Будапеште, я боялась застрять!

Ностальгирую.

Детские горки в парке.

Шурик накатался, я вспомнила советское детство, так и стояли бы грелись на солнышке, пока Александр не предложил пойти на Центральный рынок. Ну, это нам в удовольствие. Тем более мы запланировали для себя купить и попробовать венгерской колбасы именно на рынке. Читала я в одном отчете, как женщина писала о наивкуснейшей колбасе, которую они с мужем купили на Центральном рынке попробовать, и потом она весь рассказ сокрушалась, почему не взяла домой пару кило. И мы захотели попробовать эту колбасу. Ну и покупка сувениров для друзей-знакомых тоже одно из любимейших занятий.

Итак, Центральный рынок…

Здесь продают гусиную печень (фуа-гра).

Чеснок и перец.

Сувениры.

Овощи по приятным ценам.

На первом этаже в основном продукты и пара лавок с сувенирами. Большой выбор перца: и сухой, и сушеный, и молотый. Мы взяли перец в сувенирной лавке в красивых расшитых орнаментом мешочках и со специальной ложечкой для перца — на подарки. Сушеный перец (небольшой букетик) взяли отцу, он любитель и очень потом хвалил. Здесь и гусиная печень продается (фуа-гра) в больших количествах. Но Александр сказал, что выгоднее купить в магазине, сравнив цены.

Стали выбирать колбасу. Выбор огромный, продавцы привлекают наше внимание, просят пробовать колбасу, тоненько нарезанную на тарелочке. Александр стеснялся пробовать, и стал выбирать на «глаз», что нравится. А колбаса разная, в основном с ярким вкусом специй. В итоге взяли два вида с перцем — ядреную!, и еще какую-то, я уже и не помню. Всего 3500 Ft.

И вот какая-то оказалась самой вкусной, ее съели сразу. А другая тоже вкусная, но с перцем не все смогут есть и жжёт после долго, воды не напиться.

Пробуйте перед покупкой, не стесняйтесь, это разрешено и денег за пробу не берут, но принцип такой, попробовали у одного прилавка, продавец будет уговаривать и предлагать, пока что-нибудь не купите. (Это наши наблюдения).

Выбирает себе колбасу.

Выбирает колбасу.

В этом же отчете было рассказано, как муж с женой недорого покушали на втором этаже Центрального рынка, и как это все вкусно! Мы и это решили испробовать. Конечно, мы с супругом очень подозрительно относимся к уличной еде, но во многих передачах советуют смело есть в Будапеште, да и этот отчет подтолкнул нас к такому шагу.

Мы поднялись на второй этаж, Шурик увидел первые прилавки с едой и заныл, что есть охота. Ну, за этим и пришли. Прошлись по всем прилавкам с едой, поняли, что бы мы хотели съесть. Я и Шурик пошли искать нам место, оказалось, очень непростое занятие. Александр пошел в очередь.

Оказывается, народу здесь действительно много, очередь надо большую отстоять, потом найти себе место. Был ресторан самообслуживания, но он нас не привлек. Короче, взял Александр нам на двоих лангош, колбаски, а Шурику фри и луковые кольца. Все это мы запивали горячим грогом, чаем, капучино, а Шурик кока-колой, соответственно. Поели на сумму 7930 Ft. Да, очень вкусно!

После такого перекуса, конечно, не хотелось выходить на холод, поэтому мы немного побродили на втором этаже между лавками с сувенирами. Никакие уговоры, купим потом сувениры, меня не устраивают, это «потом» не наступало. Действую по принципу, увидел-понравилось-купил. Нет — проходи мимо!

Вот так мы купили мне скатерть ручной вышивки 40 Е, младшему деревянный пазл Паровозик за 1000 Ft.

Лангош.

Фри и луковые кольца.

Вкусные венгерские колбаски.

Вышли мы на улицу, перешли на другую сторону к ресторану For Sale Pub, сделали прощальное фото Центрального рынка. Прошли оружейный магазин NIMRÓD-DERRINGER FEGYVERBOLT, в котором Шурик присмотрел себе травмат (такое недетское желание), и повернули на Veres Pálné utca. Прогуливаясь по улице, мы наткнулись на церковь, как оказалась сербская православная церковь Святого Георгия или Сент-Дьёрд.

Спасаясь от турок, сербские переселенцы ориентировочно в 1695-1698 годах построили здесь церковь на пожертвования многочисленной общины ремесленников и торговцев, использовав для этого фундамент средневекового храма. В 1733-1752 годах возводится колокольня, в 1850 году — ренессансный иконостас, после чего храм приобретает современный вид. Окруженный каменной оградой небольшой сад с коваными решетками ворот и медальоном над входом, изображающим Георгия Победоносца, поражающего змея, придает этому небольшому, но очень нарядно выглядящему храму очень узнаваемый и живописный вид. А вокруг в радиусе пары кварталов можно обнаружить множество исторических особняков и доходных домов, в наши дни занятых престижными гимназиями, университетскими факультетами и отелями.

Оружейный магазин.

Сербская Церковь Св. Георга.

Старинный особняк.

Улица Veres Pálné.

Витрина винного магазина.

На этой улице зашли в продуктовый магазин и купили продукты в дорогу. Александр пошел выбирать напитки и соус из паприки, а я печенье. На кассе выложили товар на ленту, одна банка с соусом упала и разбилась. Кассирши между собой переговорили на мадьярском, с нас денег не взяли за разбитый товар, а когда Александр стал еще брать гусиный паштет (он на витрине под замком), девочки зашевелились, стали с интересом осматривать меня и Александра. И уже когда расплатились, на очень ломанном английском спросили, откуда мы. Мы говорим: «Из России!». Кассирши только кивали головой и все переговаривались. Мы поняли, что по паштету сделали выручку. Так же порадовала книжка с русскими народными сказками, вперемешку со сказками Андерсена на венгерском языке.

Мы вернулись в апартаменты, немного отдохнули. Собрали свой рюкзак для посещения купален. Сегодня запланированы купальни Сечени.

Вышли на улицу Ваци, а там не протолкнуться. Все гуляют. Шурика заинтересовал магазин Лего. Я стою на улице жду, Шурик пошел внутрь. Александр что-то забыл, пошел в апартаменты. Приходит Шурик, говорит, что вывеска красивая, а магазин и наборы лего так себе. Пошли дальше, а у нас на пути торговый центр, и там целый муравейник. Все что-то берут, на кассе очередь. Теперь я прошу, чтобы меня подождали. Подошел Александр и предложил зайти всем вместе. А это оказался трехэтажный магазин H&M. Увидели шубу в мужском отделе, которая нас повеселила. Я упросила Шурика померить шубку. Со скрипом он согласился надеть шубу. Зашли мы в детский отдел и пропали. Новогодние скидки приятно радуют. Ушли мы с покупками.

Магазин Лего.

Торговый центр.

Единорог.

Шуба из чебурашки H&M.

Вышли мы на площадь Вёришмарти. Нам на метро надо проехать несколько остановок по М1 желтая ветка (остановка Szechenyi furdo). Площадь Вёрёшмарти была так названа в честь знаменитого поэта Михая Вёрёшмарти.

Сооружения, которые находятся на площади, построены в XVIII-XIX столетии. Так, в 1858 году была открыта известная кондитерская Эмилю Жербо и сохранилась до наших дней. Кондитерская славится шикарным дизайном, большим выбором десертов, пирожных, тортов, печенья, а также великим разнообразием кофе.

В 2016 году на этой площади была новогодняя ярмарка. А в этом году остались только шары на деревьях. Мы даже сейчас не встретили ни одного магазина новогодних игрушек. Что не характерно для зимнего Будапешта.

В метро стоит автомат, надо выбрать язык (есть русский) и карточкой оплатить проезд. Проезд 1 чел. — 350 Ft. В метро ходят контролеры, и если вас поймают, то вам придется заплатить штраф и стоимость проезда. Мы всегда брали билет, и при выходе из метро у нас контролеры один раз проверили билеты.

У автомата стояла пара: парень с девушкой и что-то просили у прохожего. Прохожий машет отрицательно головой и быстро уходит. Александр стал колдовать у автомата, подходит девушка и на русском просит помощи.

Оказалось, у них карточку по какой-то причине не принимал автомат, и они не могут приобрести билеты. Девушка попросила купить им билет картой, и тут же они вернули деньги наличными. Они поблагодарили, мы друг другу пожелали хорошего вечера и поехали каждый в свою сторону.

На площади Вёрёшмарти.

В венгерском метро.

Купальни Сечени (Szechenyi-gyogyfurdo, Szechenyi furdo). Это крупнейший в Европе комплекс такого рода, с самого начала строившийся (1909-1938 гг.) для принятия оздоровительных процедур. В его состав входят 3 внешних (1926 г.) и 15 внутренних бассейнов с разной температурой воды, бальнеолечебница амбулаторного типа, несколько саун, питьевой павильон, грязевое отделение, солевая ванна и множество других оздоровительных структур. Все это великолепие питается водами скважины Святого Иштвана №2 (это самый горячий термальный источник Европы - +74-77°С) и еще полудюжины мелких, что позволяет при смешивании задавать в разных водоемах купальни различные условия. При этом в отдельных бассейнах работают искусственное течение, струйный массаж, пузырьковые ванны и прочие полезные элементы. А само здание комплекса с его многочисленными статуями, фонтанами, уникальными элементами внутренней отделки и мозаичными картинами куполов считается одним из лучших образцов неоренессансной эклектики в Европе.

Купальни Сечени.

Статуя «Кентавр-рыбак тритонов».

На куполе Гелиос управляющий конной четверкой.

Фото из @, у нас не поместился Гелиос на фото.

Мы пришли в купальни, Александр пошел за билетами, объяснял кассиру на русском, что нам нужен семейный билет и отдельная кабинка, ему отвечали на мадьярском, он спорил, что-то громко повторял. В итоге заплатил 14700 Ft за троих, надели браслеты и пошли искать кабинку. А внутри уже выяснили с помощью русскоговорящей сотрудницы, что дали нам билеты в общие раздевалки. Пока я ходила разбираться, мои мужчины переоделись и ушли в бассейн купаться, а я ждала их у мужской раздевалки. Я разозлилась, пошла их искать. Заблудилась в купальнях, стала вспоминать, как выйти в внутренний двор к бассейнам на улице. Блуждала, пока не нашла выход. Сидят мои мальчики в бассейне, греются, довольные… Они так и не поняли, на что я обиделась. А в бассейне тепло, хорошо, ну как можно злиться.

В одном бассейне искусственное течение, он включается через определенный промежуток времени, и, когда начинается течение, тебя несет по кругу. Какая красота, на улице -5, а ты в горячей воде на свежем воздухе. Наплавались в этом бассейне, бежим в другой. Но выходить из воды на ветер не очень приятно. Поэтому от бассейна в бассейн перебежками.

Побежали мы в бассейн, где в шахматы играют, люди все очень плотно друг к другу сидят. Мужчины и в правду в воде в шахматы играют. У кого есть желание, можно напроситься в партнеры. Мы с Шуриком наблюдали, как молодой парень долго сидел наблюдал за игрой, а потом, когда определился лидер в игре, напросился играть. Правда, проиграл пять раз подряд.

Александр ходил в сауну париться, приходил за шапочкой, чтоб плавать в большом и холодном бассейне, потом опять парился. Шурик пару раз бегал сам в бассейн с течением. Один раз вместе с ним сходили, поплавали. Мы в основном только на улице сидели.

Я смотрела периодически за тапками, полотенцами и халатом. Смотрю, Александр опять злой идет. Как вы думаете, что потерял? Правильно, шлепки! Мы, конечно, смеялись. Шурик предположил, что вчера парень, который ушел в папиных шлепках, обнаружил, что шлепки чужие, а сегодня по велению случая оказался здесь в купальне Сечени, и нашел свои шлепки. Так что Александр за два дня потерял две пары шлепок.

Самое интересное, что я тоже ушла без одной шлепки. Вот как так, одна была на месте, а второй нигде не было. Я околела на холоде, искала минут 10. Уже когда зуб на зуб не попадал и под ошарашенные взгляды итальянцев, что я там так долго ищу на холоде, я бежала в сауну греться. Шурик смеялся с нас. И как настоящий джентльмен отдал мне свои кроксы, и с папой шел босиком.

Ну, плакать по тапкам мы не привыкли, вся эта история только придала больше веселых воспоминаний нам о Будапеште.

Переоделись каждый в своей раздевалке, вышли на улицу, а от Александра пар идет. Как хорошо себя чувствуешь после купален. Сколько удовольствия. Пора и поужинать вкусно. Знаем мы здесь в районе один ресторанчик…

Скажу пару слов о парке Варошлигет. Мы гуляли по территории Замка с странным названием Вандахуняд, который находится в парке. Видели знаменитую статую Анонимуса. Заходили в Сельскохозяйственный музей. Побывали в Будапештском зоопарке. Нам очень все понравилось. Только уточню, что были мы не сейчас, а в прошлом году. На посещение музея и зоопарка у нас ушло примерно часа 2-3. Гуляли по самому парку, и сходили на каток полюбоваться катанием других, сами на коньки не вставали.

Выходим на Площадь Героев, немного постояли, полюбовались.

Идем к Площади героев.

Площадь Героев (Hosok tere). Построенная в 1896 году к празднованию тысячелетия Венгрии, она изначально задумывалась как национальный символ и потому вобрала в своем оформлении лучше традиции страны. В её центре разместилась увенчанная статуей архангела Гавриила 36-метровая колонна Памятника тысячелетия (Millenniumi Emlekmu, 1896-1929 гг.), посвященного переходу через Карпаты. Подножие окружено колоннадами со скульптурами вождей семи мадьярских племен и статуями других великих людей венгерской истории. Рядом установлена мемориальная плита в честь солдат, павших в мировых войнах.

Статуи великих людей Венгрии.

Площадь Героев.

Если стоять к памятнику спиной, нам надо перейти на другую сторону улицы, и повернуть налево пройти по прямой, примерно 600 - 800 метров и мы у Ресторана Паприка.

Ресторан Паприка (Paprika Vendéglő Budapest Dózsa György út 72 1071)

Ресторан «Паприка» очень раскрученное место. На пути к нему много других ресторанов и ресторанчиков, но в «Паприке» всегда большие очереди попасть за стол и особенно вечером. Мы пришли после купален и, соответственно, все столики были заняты, а свободные зарезервированы. Официанты не все говорят на английском, некоторые только на мадьярском. Долго искали официанта, который понимает, но он был занят. На пальцах объяснили, или долго ждите, или ищите другое место. За нами вошли китайские туристы, им объяснять ничего не стали, китайцы просто ждали. И нам повезло, то ли отменили бронь, то ли понадеялись, что мы ненадолго, нас провели к зарезервированному столику.

Мы сильно не разбирались в меню, сразу заказали гуляш, шницель и медальоны из разного мяса: оленина, кабанчик, дикий заяц. Как быстро заказали, так же быстро нам и принесли заказ, в течение 10-15 минут.

Гуляш в «Паприке».

Пьет безалкогольный Мохито.

Я сразу себе заказала одно блюдо, зная порции в Венгрии. Думаю, если не наемся, закажу еще что-нибудь. Но когда мне принесли мой заказ, все «если» сразу отпали…

И это все для меня одной. Вкусно! Да действительно вкусно, пальчики оближешь. Мясо тает во рту, гарнир лишний, а вот овощи кстати.

Еще заказали разливного венгерского пива: хорошее, приятное.

Одна порция в Венгрии.

Александр сначала съел гуляш, потом заказал себе отбивную из оленины. Все скушал, даже овощей не оставил. Взял себе еще другого пива попробовать.

Ресторан оформлен в виде деревенской мадьярской хаты. Конечно, скажи, что это украинская или белорусская хата, ничего не поменяется, все очень похоже. В интерьере колеса от телег, крынки, сделан плетень, подковы на стенах. Красивые шторы на окнах. Очень колоритное место.

Кухня венгерская, превосходная, порции большие, персонал приятный и внимательный.

Отбивная из оленины.

Шурик сражается с очередным шницелем.

За кухню и обслуживание ставим пять баллов, и можем смело рекомендовать всем гурманам.

За соседним столиком сидели французы, родители и взрослая дочка. Они что-то эмоционально обсуждали, чем и привлекли наше внимание. Потом резко замолчали. Я поднимаю голову, а они все сидят и наблюдают, как Шурик ест свой «маленький» шницель. Правда, на этот раз не снимали Шурика на видео. Мы уже стали привыкать.

После ресторана перешли через дорогу и через парк Варошлигет очень медленно пошли к метро.

ЧАСТЬ 4. Едем в Чехию через Австрию

6 января. Сегодня мы встали бодро, сильно не рассиживались, быстро позавтракали и стали собирать сумки. Сдаем апартаменты и едем в следующий запланированный пункт нашего путешествия — Прагу. Но перед этим Александр очень хотел заехать в аутлет на новогоднюю распродажу в свой любимый магазин. Как куда? В Австрию! Стоит ли делать такой крюк, мы посчитали, что стоит. В аутлете радует выбор на любой вкус, качество и, конечно же, скидки.

Мы с Александром сходили за машиной, расплатились за парковку (10500 Ft), сели в машину и подъехали к самому подъезду. Шурик все это время сидел в номере и играл в планшет. Сумки уже у двери, проверили, ничего не забыли. Обязательный ритуал вынести мусор после себя. Все чисто, кровати заправлены. Спускаемся в лифте на первый этаж, Александр выкинул мусор, и уже спокойно садимся в машину. Еще некоторое время ждем Александра у машины, пока он бегал отдавал ключи от апартаментов. Все в порядке, едем!

Дороги в Будапеште радуют, а вот движение плотное. Я пару раз вставала не в свою полосу, но все вежливо пропускали, никто не подрезал, не прижимал, одно удовольствие ездить. Выехали из города, но машин меньше не стало, так же плотно. На заправке заправили машину на оставшиеся форинты 8122 Ft — 30 литров.

До самой Австрии было плотное движение, еще встанет австрияк в левый ряд и едет 80 км/час, и не обогнать. Потом обратили внимание на машины, забрызганные чем-то белым. Причем машина и автобусы были полностью забрызганы, по самую крышу. Мы предположили, что это дорогу чем-то у них покрывают от наледи.

На границе образовалась пробка, стоят пограничники и останавливают на проверку автомобили с румынскими, молдавскими и болгарскими номерами. Мы подумали, нас тоже остановят, но нет, с российскими номерами машины не останавливают. Видно, в благополучной Австрии тоже борются с гастробайтерами из менее стабильных стран. На заправке купили виньетку, которая обошлась нам в 8,9 Е. На протяжении всей дороги в Австрии стоят ветряные мельницы. Шурик так хотел увидеть Австрию, что всю дорогу проспал.

Ветряные мельницы в Австрии.

Виньетка Австрия.

Приехали мы в аутлет, который находится в 40 км не доезжая Вены. И дико пролетели! Парковка пустая, магазины закрыты. В чем дело? Смотрели на сайте, несколько раз перепроверяли, должны работать. Александр пошел ловить хоть кого, узнать, в чем дело. Никого. Машины приезжали, видели пустую парковку, тут же разворачивались и уезжали. Да, конечно, обидно, и время потеряли, и день пропал. Нашел Александр двоих работников, стал расспрашивать их, почему не работают, выяснил, что празднуют сочельник по православному календарю. А на сайте информация появилась накануне. Ну что делать, мы сели в машину и поехали в Чехию.

Аутлет Австрия.

Через Парндорф, дальше Нойдорф и Гаттендорф выехали на Е58, и дальше через Братиславу по скоростной дороге по Е65. В Братиславе мы проезжаем по автобану, но прекрасно виден был Братиславский град.

Я, конечно, давила на газ, сколько совесть позволяла, чтоб скорее приехать и заселиться в апартаменты. Александр созвонился с менеджерами и предупредил, что заедем позже запланированного. Пересекли границу Чехии, началась метель, и дальше она только усиливалась. Едем, едем, а заправки нет, виньетку купить надо. Километров 12 проехали, пока увидели заправку, где можно купить виньетку. Отдали за виньетку 17Е.

В Брно мы решили остановиться в Теско (сеть крупных магазинов, похожего на наш Ашан), перекусить и прогуляться по магазину. В торговом центре людей не много, мы определились с выбором блюд, идем заказывать. Кафе с восточным акцентом, все продавцы и повара восточной внешности. Подошли к витрине, стали заказывать, показывая на картинки. Девочка на кассе оказалась киргизкой, хорошо говорящей по-русски. Все свежее, спросили, как подать блюдо, теплым или горячим. Мы попросили подогреть. Выбрали самое простое, я и Александр спагетти, Шурик очередной шницель с фри.

Витрины магазинчиков так и манили своими скидками. Я пошла посмотреть в магазинчик и застряла. Смотрю, идет Александр ко мне, Шурик остался сидеть за столиком. Скидки в пересчете на наши деньги вообще порадовали, и мы много вещей накупили младшему сынишке. Позвали Шурика, чтоб он выбрал и примерил на себя вещи, ну и себе любимой кое-что присмотрела. Ох, люблю я новогодние распродажи в Европе, качество и цена радуют!

Шурик на фоне магазина с огромными скидками.

Обед в Теско.

Александр сходил в Теско купил домой зерновой кофе и незамерзайку. Расплачивался в кассе самообслуживания. Быстро, просто, очередей нет, никто никого не толкает, все дисциплинированно и взаимно вежливо. Красота. Возникали проблемы с оплатой или с товаром, тут же подходила менеджер-кассир и помогала покупателям.

Мы вышли на улицу по направлению к машине, а на улице стоит лоток: готовят и продают трдельники. Шурик стал упрашивать купить ему трдельник. Очереди нет, девочки были рады, что подошел покупатель, видно, выручки небольшие. Я заказала один трдельник с какао. При мне девочки накрутили тесто на трдло и испекли трдельник, потом окунули булку в банку с какао. Такого большого трдельника мы больше нигде не ели. Мы его в машине втроем ели, а он все не кончался. Очень вкусная булка. За нее отдали 49 Kr.

На кассах самообслуживания в Теско.

Мы поели, передохнули, теперь надо гнать, чтобы успеть взять ключи у менеджера. Ехали до самой Праги не останавливаясь.

Въехали в Прагу примерно в 19:00 по Мск, сразу в пробку, в самый час пик. Машин тоже очень много, но, в отличие от наших пробок, в Праге мы ехали. Да, не сильно быстро, но ехали. Нашли адрес апартаментов без труда, а вот машину припарковать не сразу удалось. Пришлось встать под знак, немного мешая автобусу, оказалась остановка рядом. Ну, мы ненадолго. Александр пошел общаться с менеджером, мы его ждали в машине.

Александр вышел из дома, забрал сумки из машины и с Шуриком понесли все в номер. Я ждала в машине, потом Александр спустился, сел в автомобиль, и мы поехали по заготовленным адресам искать парковку. Шурик остался в апартаментах отдыхать и играть в планшет.

Мы довольные, что уже приехали в город, едем любуемся видами по сторонам. Подъезжаем по первому адресу, на соседней улице, проехали, сразу не поняли, где въезд. Пришлось возвращаться, опять едем по этому же адресу, ничего не понять, где въезд. Улицы узкие, я пытаюсь остановиться, мне сигналят. Какое-то мучение. Я проехала чуть дальше по улице и очень плотно припарковалась в ряд машин, включила аварийку. Александр побежал в «разведку» на парковку. Мне один таксист сигналил стоял очень настойчиво, когда понял, что я не поеду, спокойно протиснулся и поехал дальше. За ним хвост машин без проблем проехали. Ну ничего страшного, если я на 5 минут припаркуюсь не по правилам. Прибежал Александр, выяснил, что парковка перегружена и мест нет. Говорит, что можно было зарезервировать место на наши дни, через интернет. Ну, кто знал?

Едем по другому адресу. Едем, едем и приезжаем на какую-то базу с автобусами и грузовиками, упираемся в шлагбаум. Все. Дальше только по пропускам.

Хорошо, едем по третьему адресу на улицу Thamova. Уже совсем стемнело, на улицах включили фонари. Проезжаем красивый костел, навигатор показывает поверните налево, а там кирпич висит, я еду дальше, навигатор настаивает, поверните налево, второй поворот, опять висит кирпич. Короче, ездили мы три раза по кругу, навигатор показывает поворот, а по знакам — проезд запрещен. Уже стали нервничать, найдем мы парковку сегодня или нет. На улицах тоже плотно машин припарковано, нет мест. В итоге мы увидели вывеску парковки, я повернула под знак и въехала на парковку, мимо полицейского участка. Двое полицейских обалдели от моей наглости, но никто меня не догонял, не штрафовал. Мы спокойно поставили машину. Парковка от дома с апартаментами находится достаточно далеко. Мы видели прямо от улицы, на которой находится парковка памятник Всадник на коне (как оказалось, Яну Жижке), прошли костел (Кириллу и Мефодию), который видели, автовокзал, еще один костел (Св. Петра). Шли минут двадцать.

Апартаменты находятся на улице Petrska 8, недалеко от Костела Петру, в красивом доме. Напротив подъезда автобусная остановка.

Поднимаемся на третий этаж по большому и широкому лестничному пролету, с коваными перилами. Большая входная дверь.

Апартаменты представляют из себя двухкомнатную квартиру, с кухней и большой туалетной комнатой с душевой кабинкой и другой маленькой туалетной комнатой.

Высокие четырехметровые потолки, скрипучие половицы. Большие окна в каждой комнате. В маленькой туалетной комнате окно в трубу-колодец.

В кухне можно готовить, есть посуда, но одна сковорода, одна кастрюлька, одна миска, и т.д.

В одной комнате четыре односпальные кровати, в другой стоит двухспальная кровать из двух кроватей (при желании можно раздвинуть) и красный диван, тоже раскладывается.

Один телевизор на кухне, с наличием пары местных каналов и одним музыкальным.

Коридор.

Кухня.

Кухня и дверь в кладовую.

В первой комнате четыре кровати из Икеа, почему-то две тумбы и на них светильники. И журнальный столик и два кресла.

На стенах картины, но отсутствуют во всех комнатах шторы, поэтому очень неуютно. Да и соседи при желании могут без труда заглядывать в окна и быть в курсе нашей личной жизни.

Первая комната с четырьмя кроватями.

Первая комната, два кресла.

Во второй комнате писк дизайнерской мысли — красный диван из Икеа и красные кресла, один журнальный столик и двухспальная кровать. И дверь, ведущая в туалетную комнату с душевой кабинкой. Один минус, в душевой комнате ступенька, и надо быть осторожным, вот ее там совершенно не ожидаешь. И плюс — это окно из душевой вообще вглубь дворов, с красивым видом на соседний двор и пруд, засыпанный снегом.

Красный мебельный гарнитур.

Спальня.

Вид на прихожую из кухни.

Карта на стене .

Малая туалетная комната.

Вывод:

Плюсы — Апартаменты находятся не в самом центре, но и цена соответственно дешевле (210 Е за три ночи). Апартаменты подходят для большой компании, или для большой семьи, много спальных мест. Были в кладовой дополнительные теплые одеяла. Топили очень хорошо. Был утюг и гладильная доска. Вид из окон на внутренний дворик и немного на Костел.

Минусы — это сильная слышимость из-за входной двери. Она большая, тяжелая, но совершенно все слышно, что творится на лестничной площадке. Отсутствовала стиральная машинка, хотя была заявлена в описании апартаментов. Нет шкафа с вешалками, только четыре крючка в прихожей.

Не везет нам в этой поездке на шкафы и стиральные машинки.

Я осмотрелась, мужчины мои уже были в апартаментах, а я впервые зашла, мы немного отдохнули, переоделись. Очень хочется кушать, мы немного перекусили венгерской колбасой и выпили кофе. Пора прогуляться и поужинать как следует.

Мы вышли на улицу, мороз есть, но не холодно. Как приятно пройтись по Праге, здесь даже по музеям ходить не надо, попадаешь в сказку. А вечером при свете фонарей город выглядит волшебно.

Для того чтобы сориентироваться, Александр посмотрел по карте ближайший путь на Староместскую площадь. Нам минут 5-7 идти до Площади Республики, а там за поворотом Пороховая башня и по прямой выходим на Староместскую площадь к Пражским курантам.

Смотрит путь по карте.

Пороховая башня.

Староместская площадь.

Пражские куранты.

Уже довольно поздно, и мы голодны, так что надо скорее поесть. Мы знаем в Праге проверенный нами ресторанчик, который нам показали наши друзья в предыдущие поездки. Сейчас ничего не выдумывали, сразу направились искать ресторан. Но от усталости и переезда сбились все внутренние навигаторы, и мы заблудились в переулках и улочках Праги. Ходили, искали, пока Александр не предложил вернуться на место, откуда начались поиски, чтобы начать заново. Конечно, нашли! Кто ищет, тот… вкусно кушает!

Ресторан пивоварня называется «У трех роз». Ул. Husova 10/232, 110 00 Praha 1 (сайт u3r.cz)
 GPS: 50 5'8.000"N, 14 25'5.916"E

Этот ресторан находится на улице Хусова, оказывается, есть еще ресторан с другой стороны реки Влтавы, как идти к Замку. Это мы узнали из сайта ресторана.

У ресторана два входа и выхода, поэтому в первый раз мы прошли мимо и не признали ресторан, так как заходили в другую дверь. На первом этаже ресторан пивоварня имеет свой варочный цех, которым руководит опытный пивовар Роберт Маняк. Здесь изготавливают шесть сортов пива.

На стенах рисунки, нарисованные академическими художниками Йиржи Бернардом и Павлом Якла.

Рисунки на стенах.

Ресторан пивоварня, рисунки на стенах.

Пока определяемся с меню, Александр заказал по бокалу пива: себе 0,5, мне 0,3. И к пиву Александр в Чехии всегда себе брал колбаски, независимо от того что будет есть. Больше всех мучился Шурик с выбором блюд, кнедлики он не ест, на вид их не переносит, пробовать наотрез отказался. Пришлось ему опять есть шницель.

Светлый лагер.

Венское красное пиво.

Колбаски Мергез и Чиполата на гриле с хреном и горчицей и пиво темный лагер.

Из первых блюд я заказала себе и Шурику на двоих крепкий бульон из говядины с овощами и мясом, Александр взял его любимый суп-гуляш в хлебе. Шурик немного бульон похлебал, сказал, что не нравится, все остальное съела я.

Бульон из говядины с овощами и мясом.

Суп гуляш в хлебе.

Ресторан очень гордится своим шеф-поваром Мартином Прохазка, который пришел к ним из отеля Alcron. Отель имеет мишленовскую звезду и считается, что это немалая заслуга Мартина. Под руководством Мартина Прохазки в ресторане «У трех роз» подают деликатесы традиционной чешской и моравской кухни в современном исполнении.

На второе я себе взяла утиную ножку конфи с краснокочанной капустой с корицей и картофельным кнедликом. Шурик, как всегда, заказал свиной шницель с картофельным пюре.

Утиная ножка конфи.

Шницель и картофельное пюре.

Сидели мы на втором этаже, за тем же столиком, что и в прошлый раз. Рядом сидели русскоговорящая компания из трех пар с детьми и семейная пара, тоже с ребенком. Они уже все перезнакомились, дети играли вместе в шахматы. Громко рассказывали друг другу, что посмотрели, куда сходили, что осталось посмотреть у всех по планам и кто когда уезжает домой. Одним словом, долго сидят. Мы, пока ждали заказ, уже многое узнали о людях. Мама из отдельно сидящей семьи ну так громко говорила, перекрикивая музыку, что я говорю Александру: «Зачем так орать на весь ресторан, у меня уже голова от нее болит!». И в это время закончилась музыка. Все услышали, что я сказала, женщина тоже стала говорить поспокойнее, а потом забылась и опять стала орать. Мне даже в какой-то момент показалось, что она специально ведет себя так, чтобы привлечь к себе внимание.

Мы наелись от пуза, напились наивкуснейшего пива. Персонал в ресторане очень любезный, нас обслуживал парень, когда он был занят, к нам подходила девушка. Все очень вкусно и сытно. Поели мы на сумму 1248 Kr. Оставили хорошие чаевые. Идем гулять.

Ресторан «У трех роз».

Опять вышли на Староместскую площадь и идем в сторону апартаментов. Шурик в Праге в первый раз, смотрит во все глаза. Что привлекает ребенка в первую очередь, конечно, сувениры. А выбор хрусталя привлекает маму. Прага нарядная, здесь и иллюминация, и ярмарка новогодняя, и красочные витрины с елочными шарами, игрушками и разным товаром. В душе счастье и состояние волшебства. Прага нас очень порадовала.

Елка и ярмарка на площади.

Костел Петра почти у дома.

Мы подошли к дому.На противоположной стороне улицы от дома был открыт магазин. Мы зашли в него, чтобы купить воды и сока. Перед нами в очереди расплачивался индус, что нас удивило. Стали рассчитывать нас, и кассир на чистом русском без акцента говорит нам сумму. Мы обалдели. Разговорились с парнем, и выяснили, что он с Кавказа, учился в Москве, домой возвращаться не захотел, уехал в Прагу на заработки, а подзаработав, открыл небольшой продуктовый магазин. Уже 6 лет живет в Праге. Мы пожелали успехов и процветания в бизнесе и отправились в номер.

«Домой» пришли совсем поздно, стали решать, кто где будет спать. Мне комната с красным диваном совсем не понравилвсь, и я решила спать в комнате с Шуриком. Да и теплее здесь, но я все равно укрылась еще одним одеялом из кладовой.

Александр нашел замечательный музыкальный канал, на котором не только крутили клипы, но и рассказывали историю создания песен, и разных культовых групп, давно распавшихся. Ну, мы просто зависли у телевизора. Осталось только связаться по скайпу с родными и поделиться новостями, и сказать, что у нас все в порядке. Ну и Ванюшку успокоить, показать что купили и пообещать, что еще купим игрушек, только чтобы слушался. Малыш не спал, ждал, когда мама и папа позвонят, поговорить.

Общение с родными по скайпу.

7 января. Встала, как всегда, раньше всех, отдохнула, выспалась. Первым делом пошла разглядывать вид из окон. Пока мужчины мои досыпали, я на кухне сделала себе кофе и смотрела клипы на музыкальном канале. Тепло, хорошо, но надо идти любоваться городом. Сначала встал Александр, вышел в кухню, потом и Шурик зашевелился.

Умылись, приняли душ, приоделись, собрались на кухне завтракать, пить чай, кофе. Докушали сильно перченую венгерскую колбасу и венгерский хлеб грубого помола, как мы любим. Колбаса все равно вкусная. Никто никого не торопит, спокойно завтракаем, обговаривая планы на сегодняшний день.

Стали спорить с Александром, в какой ресторан пойдем вечером. Решили, что по маршруту посмотрим ближайший из запланированных ресторанов, на месте и решим.

Когда уже окончательно все проснулись и позавтракали, стали собираться на прогулку. Непонятно, как одеться, потеплее или с собой взять в рюкзак свитер и кофту. Я сразу оделась тепло, решила, легче зайти куда-нибудь и снять с себя вещи, проще чем возвращаться в апартаменты за кофтой. Шурика тоже заставила надеть батник, а то он у нас очень «жаркий» парень. Ну, Александр сам решал, как одеться, и в итоге очень замерз к вечеру.

Дом, в котором живем.

Пороховая башня. Готическая башня в Праге, памятник архитектуры XV века. Находится на Площади Республики по соседству с Общественным домом и соединяется с ним крытым мостом. У ворот начинается улица Целетна, c которой отсюда начинается первая часть Королевской дороги, ведущая к Пражскому Граду. Дата постройки 1475 г. Сначала должна была служить как один из входов в Старый город, но после в ней стали хранить порох — отсюда и название.

Пороховая башня.

Прокат машин на 30 мин., 1 час.

Дальше мы фотографировали достопримечательности, но народу много, все попадают в кадр, невозможно сделать фото без людей, поэтому мы фотографировали себя на фоне достопримечательностей.

Александр на фоне Староместской ратуши — (чеш. Staroměstská radnice) в Праге была заложена в 1338 году на основании привилегии, дарованной староместским горожанам королём Яном Люксембургским.

Церковь Святого Николая (Kostel sv. Mikuláše) — одна из достопримечательностей Староместской площади. Возведена она была на месте древнего религиозного сооружения, о котором упоминалось еще в летописях 1273 года. В 1732 году пражский зодчий Килиан Игнац Динценхофер приступил к последней реконструкции здания. После ее завершения, в 1737 году, чешская столица получила один из монументальных памятников в стиле барокко. В 1787 году указом императора Иосифа II были закрыты многие храмы и монастыри Чехии. В их число попал и собор святого Микулаша. В эпоху наполеоновских войн в соборе находился зерновой склад, позднее здесь хранили старые регистрационные книги и мебель. Здание постепенно ветшало и разрушалось. Уже к середине XIX века пошли разговоры о сносе храма.

В 1870 году бесхозный собор был передан православным пражанам. Решение не случайное — чехи считали православную Россию силой, которая способна дать свободу славянам, находившимся под гнетом Австро-Венгрии. Многие чехи тогда принимали православие. Так что жест магистрата Праги был достаточно красноречив.

Теперь костел принадлежит Чехословацской гуситской церкви.

Шурик на фоне Церкви Св. Николая.

Тынский Храм, Храм Девы Марии перед Тыном (чеш. Kostel Panny Marie před Týnem — Týnský chrám) — доминанта Староместской площади Праги, главный приходской храм района Старе-Место. Строительство собора началось в XIV веке, а окончательно завершилось только в 1511 году. В начале XV века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костёлом Праги. В 1621 году собор перешёл к иезуитам. В это время у главной статуи была изъята золотая чаша, символ Реформации, и надпись: «Правда побеждает».

С изъятой у главной статуи золотой чашей связана одна забавная легенда. Эту золотую чашу облюбовало семейство аистов, которое свило там себе гнездо. Как и все аисты, этот носил своей семье лягушек, которые периодически выпадали из клювов семейства. Однажды одна лягушка упала на голову какой-то важной персоне, за что эта персона была осмеяна горожанами. После чего аистов выселили, а чашу убрали (по другой версии — прикрыли досками).

Тынский храм.

На Староместской площади.

На площади стала собираться толпа, и так быстро, что мы понимаем, что сейчас на Пражском Орлое начнут оживать фигурки. Шурик испытал море восторга. Смотрел во все глаза. Как нам повезло оказаться в нужное время на площади. Толпа как быстро собралась у часов, так быстро и рассосалась после представления.

Пражские куранты:

Пражский Орлой астрономические часы.

Вовсю работает новогодняя ярмарка. Мы быстро пробежались по ярмарке, посмотрели, что там интересного. Думаем, будет еще время пройтись более основательно.

Мы прошли Староместскую площадь и пошли по направлению к Карлову мосту. На улице довольно промозгло, много туристов, которые идут плотно и в одну и в другую сторону.

Пока шли маленькими улочками Старого города, фотографировали интересные детали зданий, витрины, вывески магазинов.

Отель «У Капра».

Улицы Старого града.

Арка во двор.

Витрина.

Мороз крепчает, а мы не так давно вышли. Александр стал жаловаться, что начинает замерзать и захотел выпить грог, чтоб согреться. Перед самым Карловым мостом в переулке стоит лоток и продают горячие напитки. Пришлось постоять в очереди. Мне и Шурику Александр взял кофе со сливками, себе грог, за все заплатили 87 Kr. Хорошо было бы зайти в кафе погреться. Решили перейти на другую сторону Влтавы и там найти кафе.

Горячий грог.

Вид на Староместскую башню Карлова моста.

Музей Карлова моста.

Ка́рлов мост (чеш. Karlův most) — средневековый мост в Праге через реку Влтаву, соединяющий исторические районы Мала Страна и Старе Место. Длина моста 520 м, ширина — 9,5 м.

Церковь Святого Сальватора.

Селфи на Карловом мосту.

Король Карл IV лично курировал строительство моста, впоследствии названного в его честь. 9 июля 1357 года в 05:31 утра он заложил первый камень нового сооружения. К выбору даты подошли со всей «серьёзностью» — её определили на основании астрологических прогнозов.

Архитектором моста был назначен лучший пражский мастер своего времени — Петр Парлерж. Одновременно осуществлялась постройка восточной башни, сегодня известной как Староместская.

Лебеди и утки на реке Влтаве.

Скульптура Мадонна и Святой Бернар.

Видна скульптура Святого Яна Непомуцкого.

Скульптура Святая Анна Мадонна и Младенец (Айфото Шурика).

Юдитина башня (Juditina věž) — самая маленькая, но при этом самая старая башня (датируется XII веком). Её построили ещё во времена первого Юдитиного моста в романском стиле, а в 1591 году перестроили по подобию двух других башен. В городской хронике сохранилась запись о трагическом происшествии, связанном с Юдитиной башней. Сообщается, что в 1250 году отколовшийся кусок камня упал на голову рыцарю по имени Pertolt. Несчастный, полностью облачённый в доспехи, но снявший шлем, упал замертво.

Маленькая Юдитина башня (слева), большая Малостранская башня.

По следующей фотографии видно, какое количество туристов гуляет с утра по Карловому мосту.

Мы взяли направление к церкви Святого Николая в Мала Старана.

Карлов мост.

Все те же машины в аренду.

Уже видна церковь святого Николая в Мала Стране.

Хороший ресторан «Стоп диете». Мы такие любим.

Витрина табачной лавки.

Мы зашли во вторую Церковь Святого Николая (Kostel svatého Mikuláše), она является самой крупной, построенной иезуитами. Строительство началось в 1703 г. на месте бывшего приходского храма, записи о котором сохранились с 1283 г. Строили церковь сын и отец Кристоф и Килиан Игнац, к сожалению, ни один не дожил до окончания строительства и достраивал церковь Ансельмо Лураго.

В церкви Святого Николая.

За билеты отдали 190 Kr. (взрослый 70, детский 50). Интерьер церкви Святого Николая украшен статуями, картинами и фресками ведущих художников того времени. Особенно впечатляет фреска Празднование Святой Троицы Франца Палко, которая покрывает купол на высоте 70 метров.

Купол (не Троица).

Главный Алтарь храма.

Статуи (АйФото Шурик).

Статуи (АйФото).

Шурик на балконе.

Самое замечательное, что в этой церкви на органе в 1787 г. играл сам Моцарт. Фотографии не передают всю красоту храма, мы просто сели на лавку и любовались интерьером. Красивое, богато украшенное, пафосное барокко. Шурик и Александр успели подняться на балкон, а вот смотровая площадка была закрыта. Кроме нас в церкви были еще пара туристов, и никто никому не мешал.

Сидим в партере.

Наслаждаемся тишиной и благодатью.

Вид на площадь и Марианский столб от Церкви Св. Николая.

Марианский столб.

На площади на верхних этажах одного из зданий и на крыше идет реставрация, стоят леса, ходят по ним строители. Слышим речь с южным акцентом и ярко выраженной буквой «Г». Такие дела… Мы поулыбались, именно за этим стремятся в Евросоюз? А свою страну строить и развивать кто будет?

Мы вышли из церкви и направились вверх по улице в сторону Старого Королевского Дворца. В одном из домов есть магазин, который торгует шоколадом, очень вкусным шоколадом. Называется он Prazska cokolada. Мы зашли в магазин погреться и купить шоколадных конфет. На прилавке можно попробовать конфеты с разными вкусами. Молодые девочки продавщицы сносно говорят на русском языке, все понятно. Кроме нас были покупатели, в основном земляки. Наверно, только русские берут в таком количестве конфеты на подарки. Только и слышно, начальнице возьми, а эти конфеты учительнице подарим и так далее. Мы брали конфеты для себя. Даже написав отчет и вспомнив о конфетах, я заглянула в шкаф и нашла еще не съеденные две неполные упаковки. Какие же они вкусные. Я очень люблю с красным перцем, и очень пикантные с крупной солью.

Можно пробовать сколько угодно.

Выбираем конфеты.

Уже наелся.

Вывеска шоколадного магазина.

Витрина, хрусталь.

Какой выбор хрусталя, богемского стекла, новогодних шаров, раскрашенных вручную — просто произведение искусства. Мы тоже купили наборы хрустальных бокалов, уезжая из Праги, но покупали мы в фирменном магазине, который находится на Староместской площади, напротив Пражского орлоя. Если вы решитесь купить в сувенирном магазине, то советую не верить никому на слово, а открывать упаковку и смотреть каждый бокал. Очень ушлые продавцы, могут вам подсунуть битые бокалы, а потом вы не докажите, что вам так продали. Цены на похожие наборы разнятся не намного.

Новогодняя витрина ресторана.

Мы поднялись на площадь Старому Королевскому Замку. Отсюда открываются потрясающие виды на Прагу. Видны очень хорошо достопримечательности и Костелы. Прага действительно красивейший город с интересной историей, с легендами и сказками. И в нем присутствует дух, это не передается словами, это чувствуется. А для того чтобы почувствовать, надо побывать в этом замечательном городе. Пройтись по улочкам, посетить Староместскую площадь, сходить в Замок.

Зимой Прага не менее красива, чем в теплое время года. Один недостаток, маленький световой день и рано закрывающиеся музеи.

И именно с Прагой у меня ассоциируется сказка Андерсена «Девочка со спичками». Не знаю, почему, но чувство, что видела эту девочку именно на улицах Старого города.

Дворец Квестенберк, рядом монастырь Стахова.

Петршинский холм и смотровая башня.

Жижиковская телебашня и купол церкви Св. Николая.

Крыши домов Мала страна.

Вид на Старе Место.

За центром начинаются спальные районы Праги.

Мы любуемся Прагой.

Прошли мы небольшую ярмарку с сувенирными лавками и горячей едой. Сувениры здесь покупать навряд ли стоит по завышенным ценам, а есть пока рано. Выглядит все очень аппетитно, многие стоят и кушают уличную еду. Смотрели мы «Еда я люблю тебя», где ребята пробуют и описывают вкусовые ощущения, в том числе и уличной еды. Так в Праге даже советовали попробовать колбаски и жаренную лепешку из сыра. На наш взгляд, выглядит все прилично, надо решиться и что-то попробовать.

Уличная еда.

Мы уже перед воротами Старого Замка на Градчанской площади (Hradčanské náměstí).

На месте сегодняшнего первого двора (První nádvoří Pražského hradu) когда-то был овраг, который отделял мыс Пражского Града от прилегающих Градчан. В X в. овраг был превращен в глубокий ров, к которому в XIV в. добавились еще два. До XVIII в. здесь находились мосты, по которым заходили в Град. Николо Пакасси изменил тысячелетний вход в Град, засыпал ров и создал здесь площадку первого двора.

В новом дворце находится рабочее место президента республики Чехии Милоша Земана.

И если мы раньше входили в Пражский Град через главные ворота первого двора, то сегодня нас не пускали. А надо было встать в очередь с левой стороны здания за углом и пройти сначала через металлоискатель, показать содержимое сумки или рюкзака, а потом еще раз ручным сканером по тебе проходятся. В Чехии так борются с террористической угрозой, и очередь собрали, которая тянулась большой змеей через всю площадь к самой ярмарке. И это только зайти на территорию Града, потом отстоять в кассы очередь. Потеряли мы минут 30 в очереди, только чтобы зайти.

Ворота в первый двор и титаны.

На фото очередь уходит далеко по площади

На фоне Марианской колонны, Тосканский дворец, и Костел Св. Бенедикта.

Мы гуляем по упрощенной программе, хотя на Градчинской площади очень много дворцов:

Архиепископский дворец (к дворцу примыкает прекраснейший сад на Баште);

Штернбергский дворец — в нем находится национальная галерея Чехии и представлены коллекции произведения европейского искусства, такие как Рембрант, Гойя, Рубенс, Дюрер, Эль Греко;

Мартиницкий дворец — основную часть его занимает Управление территориального развития Чехии;

Тосканский дворец — занимает министерство иностранных дел Чехии;

Шварценбергский дворец — в нем военно-исторический музей Чехии.

Почему мы просто не сходили фотографировать дворцы, наверно, из-за холода. Во всяком случае, в Художественную галерею и Военно-исторический музей можно было сходить. Но мои мальчики не захотели в галерею, им неинтересно. А военные экспонаты мы увидим на Златой улочке. Так и решили.

Очередь наша подходит ближе к раме металлоискателя, все очень серьезно, чешская полиция сурова. Много женщин полицейских, рядом стоит полицейский тонированный фургон. Несколько кинологов с немецкими овчарками.

И тут Шурик выдает: «Мама, а что будет, если мы подойдем поближе, и я петарду взорву и кину ее в сторону Замка?»
Я: «Какую петарду? Откуда?».

И оказалось, что у Шурика в кармане без упаковки штук пять петард с новогоднего праздника. И даже выкинуть их некуда. Вот засада. Так, главное спокойствие, и никакой паники. Металлоискатель мы прошли спокойно, проверили мои и Александра карманы, рюкзак. А Шурика пропустили так, повезло шутнику. Со счастливым лицом он пронес петарды в Замок, чем потом очень гордился.

Внутренний двор и фонтан Kohl's Fountain и Каплица Святого Христа.

В туристическом центре они же и кассы, мы взяли билеты, описания достопримечательностей и пошли смотреть самый грандиозный костел Святого Вита в Праге.

Все, кто с нами стоял в очереди в Замок, по логике идут в кассы, так что здесь была очередь, правда не такая большая, но все хотели погреться и приобрести билеты. Мы с Шуриком планировали взять аудиогид, но Александр сказал, что это больше нас будет отвлекать и увеличивать время осмотра. Отговорил. Хотя я настаивала, чтобы Шурик прослушал лекцию истории и вынес для себя какие-то знания о Праге и Чехии в общем.

Взяли семейный билет за 500 Kr.

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее — более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно — главной сокровищницей страны.

Собор святого Вита (чеш. Katedrála svatého Víta) — важнейшее религиозное сооружение Праги, художественная и национально-историческая святыня чешского народа. Полное название достопримечательности — Кафедральный Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха.

Западный фасад

Оценить гигантские размеры храма можно только издалека, а вблизи из-за плотной застройки охватить здание с готическими темными стенами и барочными куполами совершенно невозможно.

Южный фасад.

Интерьеры храма.

Высокие своды.

Лестница Гильберта (названа в честь архитектора).

Интерьер храма.

Деревянные двери с изображением Чешских покровителей.

Двери, автор Кашпар Бехтелер 1623 г.

За дверями скрывается трон архиепископа XVII и алтарь 1579 г.

Витражам в соборе уделено отдельное внимание. В Средневековье считалось, что внутреннее пространство храма — святое место, а значит и свет, проникающий внутрь, должен быть иным (не солнечным и не лунным). Поэтому использовали преломлённый свет цветных витражных окон, который должен был разделять миры того и этого света. Выполняли витражи больше десяти художников, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха.

Витраж работы Альфонса Мухи.

Витражи Альфонса Мухи.

В соборе большое количество капелл, здесь их 23.

Капелла — отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. Почти все капеллы в Соборе Святого Вита являлись семейными, что означало почетную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении.

Как правило, представители каждого рода старались, чтобы именно их место было самым богатым и впечатляющим.

Давать капеллам свои имена было не принято, хотя названия двух из них все-таки напоминают о своих покровителях — это Шварценбергская и Тунская капеллы.

Деревянный алтарь автор Франтишек Билек 1899 г. (3 капелла)

Картина на стене (автора не нашла, как и название картины).

Ангел побеждает Демона.

Кафедра.

Орган в Соборе выполнен в стиле рококо и считается одним из красивейших в Европе. Как и везде, в соборе устраивают концерты органной музыки.

Можно подняться по узкой винтовой лестнице, преодолев 298 ступеней и оказаться на южной башне-колокольне. И насладиться видами Праги с высоты птичьего полета. Но нам не повезло, может, из-за погодных условий, или по другой причине, но вход был закрыт.

Орган.

Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей. Фото у нас нет.

Над ней — балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден. Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, — королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.

Балкон королевской капеллы.

Капелла святой Анны (№ 8). Анна — мать Богородицы (то есть, бабушка Иисуса Христа).

Это капелла рода Ностицких из Ждяра. На алтаре находится изумительной красоты серебряный Тревирский реликварий. Он изготовлен ювелирами XIII века, богато украшен драгоценными камнями и содержит мощи 43 святых. Стены капеллы расписаны фресками из жизни святой Анны. Здесь же располагается панно на сюжет побега Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы. Главная ценность панно заключается в том, что на нём детально изображена Прага XVII века. Под мощёным полом капеллы находятся могилы представителей Ностицкого рода.

Капелла Святой Анны.

Безусловно, впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика.

Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие. Над саркофагом огромный бархатный балдахин, подаренный императрицей Марией Терезией. Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Так кто такой Ян Непомуцкий, так почитаемый чехами?

Церковная история гласит так: Яна пытали по приказу ревнивого и подозрительного Вацлава, поскольку священник отказался разгласить то, что сказала ему на исповеди королева. Он так ничего и не сказал, и тогда его связали, заткнули рот кляпом и живого сбросили с моста; в том месте, где он утонул, над рекой появилось скопление звезд: он решился сказать «нет» императору, святотатственно потребовавшему нарушить тайну исповеди; отсюда и его прозвище Непомук, то есть «человек из Помука, сказавший нет» (на чешском Nе означает «нет»). Его тело — по крайней мере, некое тело — было найдено и погребено.

Капелла Яна Непомуцкого .

Капелла Яна Непомуцкого.

Капелла Яна Ннепомука.

Капелла Святой Троицы (№11) она же капелла Девы Марии.

Здесь же находится надгробие Бржетислава Первого, работы Петра Парлержа. Историки прозвали Бржетислава Первого «чешским Ахиллесом»: однажды в немецком городе Швейнфурт в женском монастыре он увидел красивую пятнадцатилетнюю девушку Йитку. Она так поразила сердце чешского князя, что он её похитил и увёз в Прагу. Любовь оказалась взаимной — Йитка родила пять сыновей, и жили они долго и счастливо. Чем не сюжет сказки? А это реальные люди, жившие много веков назад, и прах их хранится в этом саркофаге.

Сын сразу эту историю сравнил с сериалом «Однажды в сказке». И потом долго фантазировал, кем бы мог быть в этой сказке, принцем, королевичем или еще кем.

Алтарь капеллы Святой Троицы (Девы Марии).

Саркофаг Бржетислава Первого.

Капелла святого Сигизмунда (№ 6) служила молельней для представителей рода Черниных.

Останки Сигизмунда, короля бургундов (516-524), были перевезены сюда по личному приказу Карла IV.

История жизни самого святого следующая. Когда жена Сигизмунда умерла, он женился на женщине низкого происхождения, которая возненавидела его сына от первого брака Сидериха и оклеветала его. Поверив её словам, Сигизмунд приказал слугам задушить сына в его присутствии. Спустя какое-то время он раскаялся, начал поститься, молиться и раздавать милостыню. Но это не помогло.

Отец Сигизмунда, потеряв внука, решил наказать сына и отказал ему в военной помощи во время вторжения франков. После неудачного сражения Сигизмунда с новой женой взяли в плен и казнили, а их трупы бросили в колодец.

Впоследствии, из-за искреннего раскаяния Сигизмунд был возведён к лику святых; он помогает покаявшимся и тем, кто осознал свой проступок. Карл IV расположился к святому Сигизмунду после того, как обратившись с молитвой, излечился от опасной болезни.

Капелла Святого Сигизмунда.

В обходной галерее собора, между колоннами, размещены крупные резные рельефы из дуба работы Бехтелера (1630 год), два из которых изображают разорение храма в 1619 году, два других — бегство из Праги Фридриха Пфальцского после поражений в битве на Белой Горе в 1620 году (здесь детально прорисована Прага того времени).

Статуя кардиналу Фридриху Шванцербергу — католический священник, который основал Общество по завершению строительства Святовитского собора и внес значительный вклад в строительство. Автор скульптуры Йозеф Вацлав Мысльбек. Скульптура установлена с северной стороны от алтаря, где похоронен кардинал.

Скульптура кардиналу Фридриху Шварценбергу и Прага (начало XVII века) на резном рельефе Бехтелера.

Капелла (№30) Старая архиепископская капелла.

В полу и стенах находятся надгробные плиты и могилы архиепископов Праги. Также здесь находится саркофаг высочайшего канцлера королевства Вратислава Пернштейна.

Старая архиепископская Капелла.

Капелла.

Надгробная плита.

Мы получили свою порцию восторга и уже стали приближаться к выходу. Такое количество капелл, богато украшенных, все и не запомнить.

Шурику очень понравился Собор, он воодушевлен. Видел саркофаг настоящего «сказочного» короля. Учитывая, что мы с Александром уже видели Собор Святого Вита, все равно интересно смотреть на всю эту красоту и великолепие. Жаль, что не поднялись на колокольню, как говорит Александр: «Оставим на следующий раз!». Любим мы возвращаться в красивые места, они для нас становятся любимыми.

Статуя Иисуса.

Еще надгробие.

Ну и забыли мы самое главное показать — рождественский вертеп.

Стоит вертеп в одной из капелл, напоминая нам, что Рождество — это праздник религиозный. Вертеп был один из самых красивых, увиденный нами, большие фигуры реалистично вырезаны из дерева.

Ну, где такое увидишь, как не в католическом соборе!

Рождественский вертеп.

Вышли мы на площадь перед Собором Святого Вита, прошли мимо статуи Святому Георгу и направились в Старый Королевский дворец.

Площадь перед Храмом.

Статуя Святому Георгу.

Направляемся в арку к Старому Королевскому дворцу.

Старый королевский дворец (Starý královský palác) — это комплекс зданий, расположенный в III внутреннем дворе Пражского града.

Он был Резиденцией чешских князей и королей до XVI века. Позднее стал местом, где размещались главные государственные учреждения. В ХIХ в. дворец почти не использовался. В ХХ в. здание реконструировали и открыли для посещений. С 1918 года в Старом королевском дворце проходят выборы президента республики, а с 1945 года — важные государственные заседания.

Мы очень быстро обошли все комнаты, некоторые были закрыты, а в другие пускали только по расширенному билету категории А. Ну так как мы взяли упрощенный билет, мы туда не попали. Старый королевский дворец стоит посмотреть, только чтобы прикоснуться и понимать историю Чехии. А так он пустоват, можно быстро пройти его, не теряя много времени.

Владиславский зал (Архитектор Бенедикт Рид 1492-1502 гг.)

Владиславский зал (фотографировать нельзя).

Зал парламента.

Зал сейма.

Камин в Зале сейма.

Дальше мы идем в Базилику Святого Георгия (Иржи). Прямо перед входом в Базилику разбирали элементы сцены. Стояли ярмарочные домики, видно, тоже будут убирать. Почему-то это действие привлекало внимание туристов. Мы тоже постояли, поглазели.

Базилика выбивается из общего ансамбля зданий и имеет самые древние корни построек, которые занимают восточную сторону площади Св. Иржи в Граде. Базилика была заложена в 920 году князем Вратиславом. Приблизительно в 925 г костел был освящен. Тогда же сюда были перенесены останки св. Людмилы, бабушки Врацлава, первой чешской христианской мученицы.

Нынешний вид двухнефная романская базилика приобрела после пожара 1142 года. После нового пожара в 1541 г. костел подвергся перестройке в ренессансном стиле, а потом, подобно большинству пражских средневековых храмов, отчасти реставрирован в стиле барокко. После пожара были пристроены 2 башни, которые в народе называют Адам и Ева.

Эта Базилика одна из самых старых и почитаемых в Праге.

Ярмарка и Базилика Св. Георгия (Иржи).

Базилика Св. Георгия, пристроенная Капелла Яна Непомуцкого.

Внутри базилики находятся надгробия князя Братислава, основателя костела, и князя Болеслава II, а в пристроенной в XIV в. готической часовне св. Людмилы — опоковое надгробие святой (около 1380 г.).

На южном фасаде базилики выделяется ренессансный портал, созданный мастерской Б. Рида (после 1500 г.), и копия позднеготического рельефа св. Георгия. К южному фасаду базилики пристроена в 1718-1722 гг. Ф. М. Канькой часовня св. Яна Непомуцкого.

Фасад часовни украшен статуей того же святого работы Ф. М. Брокофа, картина на алтаре и фрески на куполе выполнены В. В. Райнером.

Вход и интерьер храма.

Лестница.

Лестница на аспиду.

Вход на закругленную аспиду и романские росписи 13 века, изображающие Небесный Иерусалим.

Капелла Святой Людмилы с саркофагом, где хранятся ее мощи, расположена справа от алтарной части. Эта часть собора закрыта для посещения, и паломники могут только один день в году помолиться у мощей в сентябре — в день памяти Святой Людмиле.

В 921 году святая Людмила была злодейски убита по приказу своей невестки, язычницы Драгомиры, недовольной растущим влиянием свекрови на юного Вацлава. Двое убийц прокрались в спальню к 60-летней княгине и задушили ее вуалью прямо во время молитвы. Поначалу Людмилу похоронили возле ее вдовьего замка Тетин, где она была убита. У ее могилы стали происходить первые чудесные случаи исцеления. Через четыре года ее внук Вацлав, уже став князем, распорядился перенести останки бабушки в базилику Св. Георгия Победоносца в Пражском Граде.

Справа капелла Святой Людмилы.

Саркофаг Княза Вратислава I.

Капелла Святого Яна Непомуцкого — главная художественная достопримечательность Базилики Св. Георгия. Возведена в 1718-1722 годах в качестве отдельной пристройки справа от главного (западного) портала и посвящена викарию пражского архиепископства.

Интерьер капеллы полностью выполнен в стиле барокко, что на фоне романского интерьера и готической капеллы Святой Людмилы позволяет сравнить разные эпохи развития христианской архитектуры.

В настоящее время Базилика Святого Георгия не является действующей церковью, а используется в качестве туристического объекта и иногда как концертный зал, так как пустое пространство и высокие своды дают хорошую акустику.

Капелла Святого Яна Непомуцкого.

Часть алтарного пространства.

Под алтарной частью Базилики находится крипта, где хоронили аббатис Монастыря Святого Георгия. Здесь хранится одна из главных реликвий — святоиржский рельеф XIII века.

В Крипте находится статуя, известная нам под названием Ванитас. Она представляет собой труп красивой девушки, облепленной змеями, ящерицами и лягушками. Ванитас — это аллегория мирской суеты.

Легенда гласит, что статуя изображает прекрасную девушку Бригитту, убитую своим возлюбленным из ревности. Сразу после смерти выяснилось, что её оклеветали, и убийца, будучи скульптором, успел выполнить перед казнью свою последнюю работу. Он создал статую такой, каким нашли спрятанный труп девушки в зарослях.

Ванитас — напоминание о смерти, символ раскаяния, а также предупреждение всем влюблённым о хрупкости любви и жестокости слепой ревности.

По другой версии, автором статуи является итальянский каменотёс Спинетти. Он воздвиг статую как покаяние за насилие, совершённое им в костёле (пытался убить свою любовницу).

Крипта XII века.

Ванитас (фото tourister@).

Интерьер храма.

Двери с кованными петлями.

История в картинках.

Старый южный портал и башня Ева.

Мы вышли из Базилики Святого Георгия и направились мимо покоев Марии Терезии по направлению к Златой улочке. Буквально за поворотом находился магазин с хрусталем, и мы в окно увидели, что в магазине сидит мастер и делает на хрустальной вазе узор. Обязательно решили зайти и показать Шурику, процесс создания художественного рисунка на хрустальной вазе. Да и самим было очень интересно.

Покои Королевы Марии-Терезии.

Витрина магазина.

Мастер выполняет рисунок на хрустальной вазе.

Выбор хрустяльных наборов в магазине.

За мастером на подоконнике стояла огромнейшая ваза. Именно она привлекла мое внимание. К нам подошла продавец, как потом оказалось, и хозяйка магазина. Как вы думаете откуда? Да из России! Мы разговорились с хозяйкой, она оказалась очень приятной женщиной, с любовью рассказывающей о своем магазине, о производстве хрусталя, и о Чехии в целом. Провела небольшой курс лекции для Шурика о гравировке рисунка по хрусталю. Мастер-чех не говорил по-русски, но понимая о чем идет речь, демонстрировал, как наносится рисунок, как его гравируют, как потом все обрабатывают. Мы слушали с открытыми ртами. Так вот, большая ваза сначала состояла из двух половинок, на нее нанесли и выгровировали рисунок, а потом спаяли.

Потом мы стали рассматривать огромный выбор хрустальных наборов, правда все понравилось, но очень дорого! Мы поблагодарили хозяйку и пошли дальше.

Шурик смотрит за процессом создания рисунка на хрустальной вазе.

Вышли мы из магазинчика и поворот налево, начинается самая маленькая и знаменитая улица в Праге Злата улочка (чеш. Zlatá ulička). Хорошо сохранившаяся частичка старой Праги, которая представляет собой ряд маленьких домов, встроенных в крепостную стену Пражского Града.

Улочка появилась в XV веке вместе с постройкой северной стены Пражского Града. Первыми, кто здесь поселился, были чеканщики по золоту, поэтому её стали называть Злотницкой. В 1597 году по приказу императора Рудольфа II улочку отдали для проживания стрелкам крепости. В свободное от службы время они занимались различными ремёслами, чему способствовало то, что военные находились вне власти городских ремесленных цехов. Со временем, улочка стала пристанищем для тех мастеров, которые не состояли в цехах.

Налево Злата улочка.

В Средневековье ширина Златой улочки не превышала один метр, так как она была застроена с двух сторон. В наше время домики располагаются только по одной стороне. Смотришь на домики и думаешь, как люди жили в таких маленьких и тесных домиках. Но в те времена считались такие условия естественной нормой, и безопасным было проживание за крепостной стеной.

Мы начали осмотр со второго яруса домов Златой улочки, который представляет собой закрытый коридор и ведет на внешнюю сторону оборонительной стены пражского Града. Здесь расположена большая экспозиция оружия и доспехов и арбалетный тир.

Рыцарские доспехи разных дворянских родов с регалиями, гербами, вензелями все стоят под стеклянной витриной. Так же большинство стрелкового оружия и саблей, шпаг и множества другого колющего-режущего оружия. А некоторые экспонаты можно трогать, поднимать, пробовать на зуб…

Рыцарский туалет.

Доспехи знатного рода.

Рыцарские доспехи с Короной.

Доспехи.

Шлемы.

На стене Пражского града.

Приспособления для пыток.

В комнате средневековых пыток.

Сувенирный магазин.

Копьеметатель?

Такое большое количество средневековых доспехов чуть Шурика не свело с ума. От экспонатов мы его в прямом смысле слова отдирали, особенно где ружья и кинжалы. Он увидит интересное оружие и бежит к папе с расспросами. И так раз двадцать.

Очень понравилась ему комната пыток. Можно наглядно посмотреть приспособления для мучений человеческого тела, и хорошо представить, как мучились и страдали люди, попадая в руки палача.

А когда зашли в сувенирную лавку, и Шурик понял, что можно еще и домой купить оружие, уже от папы не отставал, уговаривал купить ему сувенир на память. Потом рыцаря увидел, и его захотел. Но цены довольно высокие, и мы не спешили покупать сувениры, тем более оружие. Уговорили Шурика посмотреть в менее дорогом месте. Но к посещению и просмотру наше однозначное ДА! У детей восторг от музея. Идем рассматривать домики.

Первыми жителями улицы были стражи Града. В конце XVI в. по указу Рудольфа II им были отданы в пользование ниши под арками крепостной стены. Стражники построили там дома, где и жили со своими семьями.

Со временем дома в крепостной стене заняли мастера-ювелиры. Им удобно было работать и жить на охраняемой территории. Град тогда был единственным рынком, где они торговали своими изделиями. Именно в то время улицу стали называть Золотой.

Существует легенда, что на улочке проживали алхимики, получающие для императора эликсиры вечной молодости, золото и философский камень.

Улица носила роскошное имя, но дома были убогими и неблагоустроенными. Для всех жителей существовал лишь один туалет — за крайним домиком №13. За водой люди ходили к ближнему фонтану. Только к 1877 году сюда был проложен водопровод. В жилищах ремесленников было тесно и душно. Чтобы контролировать вредные испарения, которые сопровождали работу ювелира, мастера держали птиц в клетках. По состоянию пернатых можно было судить о загрязнении воздуха.

Злату улочку облюбовали и люди искусства.

В доме №22 в 1916-1917 гг. жил Франц Кафка (писатель еврейского происхождения 1883-1924 гг.)— он работал здесь над сборником «Деревенский лекарь». Сейчас в этом здании открыта книжная лавка, и там продают очень симпатичные закладки и держатели для книг «под старину».

В доме №6 в середине XX века проживал поэт Ярослав Сейферт (чешский писатель и журналист 1901-1986 гг.).

Золотая улочка описана в романе Густава Майринка (австрийский писатель 1868-1932 гг.) «Голлем». По сюжету произведения в конце этой улицы, по ночам, во время тумана, появляется призрачный белый дом. Порог его ведёт в иной мир.

За игрушечными фасадами крошечных домиков Златой улочки скрывается множество историй. Часть их относится к многочисленным пражским легендам, но некоторые вполне реальные.

В одном из домов Златой улочки проживала известная предсказательница мадам де Феб, в 1942 году, посмотрев в свой магический шар, она предсказала одному немецкому офицеру скорое поражение в войне, за что и была убита.

Домики №14 и №13 считаются самыми маленькими на улочке, именно в одном из них в начале 19-го века проживал бедный алхимик, оказавшийся знатным чехом, которому перед самой смертью удалось получить золото из четырех элементов и трех начал. Говорят, однажды ночью в его доме прогремел взрыв и дом загорелся. После пожара алхимика нашли мертвым, лежащим на полу и держащим в руке кусок самородного золота.

Говорят, что в доме № 28, стоящем в тени Новой Белой башни, жил колдун с дочерью. Дочь влюбилась, и колдун, однажды увидев влюбленных вместе у окна и придя в бешенство, убил и дочь, и ее возлюбленного, пронзив их обоих кинжалом. В том месте Оленьего рва под крепостной стеной, куда стекла кровь влюбленных, с того времени растут цветы «Сердечники», а солнце и луна больше никогда не заглядывали в окно, у которого произошло убийство.

Зная эти сказки и легенды еще более интересно осматривать домики через плотное стекло. Если есть очередь, то надо ее отстоять, так как народу очень много, а улочка действительно маленькая, и места мало и домики миниатюрные.

Но больше всего мне понравился домик в конце улочки, можно сказать, самый богатый или состоятельный (по их меркам). Заходя в домик, мы понимаем, что жил здесь режиссер. Висят киношные плакаты на стене, фото артистов. И много бобин с пленкой. Даже старинный аппарат для просмотра кино есть.

Везде в путеводителях пишут, что на Злату улочку вечером можно попасть бесплатно, но увидеть только улицу и закрытые домики — это ничего не увидеть. Так что, если вы будете в Праге, не поленитесь взять билет и прогуляться по улочке, заходя в каждый домик.

Злата улочка.

Домик ювелирного мастера.

Домик аптекаря или мастера.

Спальня.

Домашний быт.

Домик стражника.

Домик режиссёра или любителя кино.

Старинные бобины с кинопленкой и экран.

Старинный кинопроектор, можно смотреть кино.

Лестница на второй этаж.

Раковина для рук.

Посмотрели все домики на Златой улочке, выходим на площадь перед башней Далиборка. В летнее время возле стены Града выставляют старинные пушки, а сейчас их нет.

Подошли к памятнику Мальчика или юноше «без штанов». Стоят туристы фотографируются у памятника и трут ему это, ну то, что должно находиться в штанах. Зачем это делают? Какое счастье будет, если трогать причинное место памятнику? Мои мальчики были очень недовольны.

Я хотела сходить в Музей игрушек, который находится в здании прямо за памятником «Юноше без штанов», но он оказался закрыт. На вывеске был указатель, поверните направо, потом налево, еще раз поверните, и там где-то будет выездной Музей. А причину, по которой был закрыт Музей игрушек, мы не узнали, так как не понимаем по-чешски.

В летнее время у стены стоят старинные пушки.

Памятник без штанов.

Музей Игрушек.

Мы вышли из Пражского Града, спустились в сторону набережной и идем к еще одному знаменитому памятнику «Статуи Писающие мужчины». Шурик очень хотел увидеть эту статую, потому что, готовясь к поездке, пересмотрел «Орел и Решка», и эта достопримечательность, по его мнению, обязательна к просмотру!

Статуя стоит во дворе дома, где и Музей Франца Кафки. Рядом ресторан восточноевропейской кухни. На улице мороз крепчает, Александр замерз, хотели зайти в ресторан, но он переполнен. Все, кто идет из Пражского Града, оседают в этом ресторане. Мы решили еще немного пройтись.

Статуи Писающие мужчины.

Они действительно писают.

Буквально пройдя пару шагов, между домами можно увидеть Самую узкую улочку Праги. Да, действительно, висит светофор и пускает по реверсному движению, туда и обратно. Шурик еще одну галочку поставил в своем «Дневнике путешествий». Дальше по U Lužického semináře мы дошли до Карлова моста и, пройдя под мостом, вышли на остров Кампа.

Прошли мы Лихтенштейнский дворец, по которому гуляет призрак Белой женщины, продавшей душу дьяволу. И напрямик направляемся к Музею Кампа (U Sovových mlýnů 2). Подошли к зданию, а там стоят младенцы. Но когда Шурик увидел лицо младенца, долго возмущался, и говорил, что они ему будут сниться в страшных снах.

Младенцы у Музея Кампа.

Младенец Кампа.

Я очень хотела сходить в Музей Кампа, и очень хотела увидеть знаменитого Красного кролика. Но кролика нигде не было, а во дворе Музея Кампа были инсталляции, которых хватило сполна моим мужчинам. Когда Александр понял, что это Музей современного искусства, наотрез отказался идти. Даже замерзнув, он не хотел греться в Музее. Ни в какую, не любит он современное искусство. Ну что с ними сделаешь?

Во дворе Музея стоят современные скульптуры. Скульптуры перестали быть просто украшением, они несут глубокую смысловую нагрузку: призывают задуматься о проблемах экологии, детства. Они вписаны в ландшафт и дают возможность взглянуть на знакомые вещи под необычным углом.

Это не я сказала, а люди искусства об авангарде. Да мне нравятся скульптуры замысловатой формы и изгибов. И нравиться угадывать, что хотел донести автор до нашего понимания. Этот Музей был у меня обязательным посещением, для своего развития и кругозора.

Красный всадник на красном коне.

Авангард.

Авангард на улице.

Шурик и искусство.

Александр понял, что он жутко замерз, и пора искать место, где бы мы могли осесть, погреться и перекусить. Готовясь к поездке, мы всегда выбираем рестораны, которые мы хотим посетить. Сейчас мы решили, что не будем возвращаться на Карлов мост, а перейдем на другую сторону по ближайшему мосту Legii.

Мост оказался с большой историей. Мост Легии (Most Legií) одна из достопримечательностей Праги. Он был построен в качестве замены уже существующего подвесного моста императора Франца I. Строительство заняло три года (1839-1841), и мост служил до 1898. Следующее открытие состоялось в 1901, мост получил имя императора Франца Иосифа I (most císaře Františka I), который присутствовал на торжестве. Его имя мост носил с 1841 по 1919 гг.

Однако с возникновением Чехословакии, мост переименовали в мост Легии (Most Legií), в честь чешских легионеров 1-й Мировой войны (1919-1940 гг.)

Но и на этом не заканчивается история названий. Солдаты немецкой оккупации дали другое название — мост Сметаны (Smetanův most) (1940-1945 гг.).

Потом, опять же таки, Чехословакию переименовали в социалистическую республику, и это отразилось на сооружении — тогда оно стало мостом Первого мая (most 1. máje) (1960-1990 гг.).

Кстати, с острова Кампа открываются красивые виды на Влтаву и Старе Место. Мы с одной точки сделали фото двух мостов: Карлова и Легии.

Вид на Карлов Мост.

Мост Легии.

Мы прошли по мосту Легии, полюбовались и сфотографировали знаменитый Танцующий дом, и по набережной Сметаны, пошли по адресу ресторана, в котором мы будем ужинать. Подгоняемые морозом и голодом, идем, уже не гуляя, а быстрым шагом.

На мосту Легии.

Танцующий дом (Айфото).

Фонтан Краннера на набережной Сметаны 1850 г., автор Йозеф Анжей Краннер.

Ресторан U Medvidku (Na Perstyne 345/7).

Находится ресторан в старинном здании, которое датируется 1466 годом. Бывший пивовар с первым пражским кабаре, в прошлом веке был перестроен в одну из самых больших пражских пивных. На первом этаже находится мини пивоварня, где варится самое крепкое в мире пиво по старинным технологиям XBEER - 33.

Ресторан очень большой с множеством залов и комнат, я искала туалет и заблудилась. Александр выбрал дальний зал, где мало людей. Сел возле двери, видно, летом служила вторым входом в ресторан, а от двери тянуло. Мы так замерзли. Для согрева взяли по бокалу пива, как всегда мне 0,3, мужу 0,5.

Отель — ресторан «У Медведку».

Шурик так хотел есть, что заказывал курицу, а показал на рыбу, и когда принесли, очень расстроился. Хорошо, я ходила в туалет и не успела заказать себе ничего. Я себе забрала рыбу, а Шурик заказал мясо на гриле, невозможно есть каждый день шницель. Потом говорил, что мясо-гриль было самым вкусным, что он ел в Праге! Александр для начала заказал себе супчик дня и колбаски и решил все пиво перепробовать в ресторане.

Пиво .

Вкусное мясо на гриле.

Суп дня, колбаски и жареная рыба с пюре.

Тортик, сладкие кнедли с мороженым и говядина в соусе.

Мне рыба совсем не понравилась, она была сухой и пережаренной, а пюре картошка плохо размята, вперемешку с жареным и зеленым луком. Шурик точно такое не съел бы. Александр съел колбаски, съел супчик, согрелся, разомлел. Стало хорошо, тепло. Нас обслуживал молодой парень официант, он же бармен, вернее в нашем зале стояла барная стойка, и официант постоянно был на разливе, протирал постоянно пивные бокалы. Очень шустрый, вежливый и приятный парень, подходил, спрашивал все ли в порядке, предлагал Александру еще пива. Официант нам посоветовал взять Шурику тортик, мне кнедлики с ванильным мороженым и вареньем. Так не хотелось его обижать, и мы решили еще сладкого с кофе заказать, а Александр хорошо подумал и к пиву еще мяса заказал.

Мы наелись, пива напились. Плотно поели. За обслуживание оставили хорошие чаевые. Но, если честно, кухня на 4. Заплатили по счету без чаевых 1363 Kr.

Неохотно вышли на улицу и пошли гулять по сувенирным лавкам на Староместскую площадь. Я люблю гулять по вечернему городу, а Прага вечером просто волшебная. Постоянное ощущение, что ты в сказке.

По пути нам попался магазин деревянных игрушек. Прямо магазин папы Карло. Мы зашли посмотреть игрушки и из новогодних украшений увидели паровозик с тремя вагончиками для Ванюшки. Александр захотел купить этот паровозик: и игрушка, и елочное украшение. Тем более Ванюшка сейчас играет только в паровозики. Продавец любезно провел нас к кассе, и выясняется, что карточкой не рассчитывают, только наличка. Мы уже не первый раз сталкиваемся в Праге, что карточкой не рассчитывают. А в обмениках берут большой процент, который написан мелкими буквами под курсом. Мы только в двух обмениках смогли обменивать, где не брали грабительский процент (недалеко от ресторана «У Парламента»). Так же большой процент берут просто за снятие наличности.

Я с Шуриком остались в магазинчике греться, а Александр побежал к ближайшему пункту обмена. Ждем Александра, уже все пересмотрели, нет его и нет. Уже продавец на нас коситься стал, а Александра все нет. Мы вышли на улицу, стояли у магазина. В итоге Александр пришел через полчаса и не поменял денег, поблизости обменивают по невыгодному курсу. А когда стал возвращаться, понял, что заблудился, и не мог найти магазин. Так мы и не купили паровозик.

Гуляли мы долго, заходили во все сувенирные лавки, смотрели подарки родным и себе любимым. Я присматривала хрусталь. Влюбилась в хрустальную люстру, Александр сказал, что подумает над моим предложением. Нашли магазин настольных игр, где шахматные фигуры сделаны в виде рыцарей, замков, драконов. Очень понравились фигуры «Властелин колец» Александр любит произведение Толкиена, не могла его оторвать от них. И в подарок хорошему другу думали купить, очень оригинально! Вышли под большим впечатлением из магазина. Больше похожего мы в Праге не встречали.

Красивые витрины магазинов, на одной из них сидел Чарли Чаплин. Шурик захотел сфотографироваться, но, кто такой Чарли Чаплин, пришлось объяснять. А на другой витрине стоит сам Брюс Уиллис. Ну, Брюса знают все, и Шурик тоже, он смотрел с папой все фильмы «Крепкий орешек», ему даже понравился фильм. Только возник один вопрос, копия Брюса соответствует настоящим параметрам, если да, то как смог такой худенький и хиленький человек один справиться с террористами, вооруженными до зубов? У Шурика вышел спор с папой на весь вечер.

Витрина, Чарли Чаплин.

Шурик и Брюс Уиллис.

Зашли ради любопытства в магазин кукольных игрушек. Выбор огромный, цены разные, зависят от размера кукол, и от персонажа. Цены нигде не указаны, только таблички с надписью «Руками не трогать!». Но стоит вам проявить интерес и спросить, сколько стоит марионетка, говорят, что это ходовой персонаж, и цену называют завышенную. Поэтому торгуйтесь, или покупайте четко фиксированный товар.

Кукольный магазин.

Руками не трогать!

Марионетки.

Вышли мы на улицу, гуляем, и тут Шурик спрашивает, не помнит ли папа свое обещание, что в Праге будет покупать трдельник по первому требованию. Папа, как давал обещание, не помнит, но если ребенок хочет, все купит.

В переулке от Староместской площади открыто уличное кафе. Шурик выбрал посыпку для трдельника, хотел с мороженым. Я не разрешила, еще заболеет, а нам еще путешествовать. Александр себе тоже купил булку, а мне грог с корицей. Отдали наличными 120 Kr.

Пошли в сторону дома, на площади Республики стоит торговый центр. Народу как в муравейнике. Решили мы посмотреть, что интересного внутри. Торговый центр, как все, магазины с первого по третий этаж, четвертый рестораны и общепит и площадки для детей. Не покидало ощущение, что ходишь по Меге, все очень похоже. Нас привлек магазин посуды на верхнем этаже, столовые наборы на 16 и 24, 39 персон. Ну, и Шурик уговорил купить смузи, хотелось ребенку мороженое. Купили мы себе по порции смузи (380 Kr).

Стали спускаться, Александр увидел знакомый магазин, говорит: «Давай зайдем». Зашли посмотреть и купили Шурику батник. Очень ему понравился. Счастливые и довольные, пошли в апартаменты, а на улице метель началась. Красота.

Домой пришли быстро, разделись, согрелись. Разошлись каждый по интересам: Шурик слушать музыку и играть на планшете, я с Александром чаевничали на кухне с конфетами и смотрели музыкальный канал допоздна.

Уличное кафе (Церковь Святого Николая).

Вечерняя прогулка по Староместской площади.

Едим смузи.

Метель на улице.

Пражский шоколад с чаем.

8 Января. Сегодня встали поздно, в 9:00. Я первым делом пошла смотреть виды из окна и пить кофе. Обожаю утром налить горячий кофе, чтоб обжигало, и неторопливо пить, любуясь видами, даже если это маленький дворик-колодец. Я рассмотрела все балконы местных жителей, все как у нас, хранят вещи, санки, ведра, тазы. На одном балконе стоял платяной шкаф и висел на вешалке мужской кожаный длинный плащ. Самое интересное, что балконы не застеклены, все открытые. Внизу ухоженная дворовая территория. На первом этаже двери во внутренний двор закрыты на ключ.

Встали мои мужчины, вышли на кухню завтракать. Мы за все время на кухне ничего не готовили, покупали в магазине сыр, хлеб, колбасу или паштет на завтрак. Вчера замерзли жутко, поэтому сегодня никого не пришлось уговаривать одеться потеплее. Вышли примерно в 11:00.

Дворик нашего дома в Праге.

Вышли на улицу, а там снега намело! Вот это да, за одну ночь Прагу засыпало снегом! Я уговорила мальчишек посмотреть Церковь Петра на Поржичи, недалеко от дома. Мы обошли церковь вокруг, сделали пару фото и услышали звуки органа… Вы не представляете, как это прекрасно! Конечно, мы зашли послушать орган. Вот так мы попали на бесплатный «органный концерт», сэкономив приличную сумму денег.

Костел Святого Петра на Поржичи.

Церковь Святого Петра на Поржичи. Готическое трехполосное здание имеет сложную историю. Меньшая Римская базилика существовала до 1178 года, постепенно была заменена этой церковью в XIV и XV веках. Церковь была реконструирована в стиле барокко в конце 17 века. Готическая реконструкция была выполнено по проекту архитектора Йозефа Мокера в 1874-1879 и 1913-1914 гг.

Древняя Церковь Святого Петра на Поржичи усиливает панораму Праги с его четырьмя колокольнями. Два шпиля на переднем плане 38 метров высотой. Они были построены в романском стиле и отремонтированы в готическом стиле в 1483-1497 гг.

Церковь страдала от пожаров в 1653 г. и в 1659 г, после чего переделывали фасад церкви в стиле барокко. Колокольня построена из блоков песчаника и составляет 39,5 м. На приборной панели звонницы имеется встроенный широкий камень с латинской надписью: «Простолюдины церкви Святого Петра построили эту башню за счет собственных средств и для благодарных потомков в 1598 году».

Церковь Святого Петра на Поржичи.

Луковичный купол с часами.

Очень сложно найти информацию о нетуристическом месте, еще и переводить с чешского.

Мы присутствовали на службе, Александр категорически запретил мне щелкать фотоаппаратом, из уважения к религии и всем присутствующим. И внутри Церковь оказалась красивой, а может, так музыка на нас повлияла. Сегодня воскресная служба, падре дал всем наставление, пожелал хорошего дня (это и без переводчика было понятно) и закончил богослужение. Люди стали расходиться, мы прошлись еще раз вокруг церкви и пошли дальше.

Сегодня по плану прогуляться по Вацлавской улице и сходить в музей. Путь у нас лежит опять через площадь Республики и Пороховую башню, дальше мы прогулялись к Староместской площади по улице Melantrichova выходим прямо к Вацлавской улице.

По пути мы случайно из любопытства зашли в магазин шоколада и застряли в нем, так как являемся сладкоежками, то без покупок уйти не смогли. Магазин состоит из нескольких больших комнат, сверху донизу все витрины заставлены разным шоколадом. Даже есть шоколад для взрослых, предполагаю, что недалеко Музей секс устройств. Не знаю, допустит мое фото шоколада для взрослых Цензура, но ребенку строго-настрого в этот отдел путь был закрыт, хорошо Александр увидел вовремя «шоколадки».

Здесь же можно выпить горячий кофе или молочный коктейль и попробовать купленный шоколад сидя за столиком.

Большой выбор оригинального шоколада.

Шоколад для взрослых (самое скромное фото).

Выбрал себе шоколадку.

Семейное фото в снежной Праге.

Можно, переходя из магазина в магазин, тоже замечательно проводить время, и так хорошо никуда не спешить. На улице Melantrichova мы зашли в еще один магазин сладостей. Называется магазин «Капитан Кэнди» и выполнен в пиратской тематике.

В зале магазина стоят много деревянных бочек и деревянных «пиратских» сундуков, в них разные сладости: мармелад в виде зверюшек, пастила, конфеты, зефир и многое другое.

Ну и опять мы не смогли пройти мимо, сегодня сладкий день какой-то. Мы набрали себе шоколад, а теперь конфет. И Ванюшке привезли немного, в виде красивых крокодильчиков. Одним словом, что-то довезли.

Магазин сладостей.

Бочки со сладостями.

Гуляя по улице, я фотографировала красивые витрины, дома, не только магазины, в которые мы заходили.

На этой улице Праги очень много магазинов с одеждой. Увидели магазин, в котором я люблю одеваться, конечно, зашли. Новогодние скидки еще действуют и очень радуют, я нырнула в женский отдел, а Александр увел Шурика в мужской. Пока я была в примерочной, Шурик себе выбрал куртку! Выбрал ребенок, которому ничего и никогда не надо, и стиль его одежды я называю «спортивный бомж». Влюбился, что ли, вторую вещь сам просит купить! Александр даже не пытался себе ничего выбрать, с его размером 3XL и длинными руками, очень сложно купить одежду.

Витрина сувенирного магазина.

Угол дома.

В магазине мы пробыли примерно 1 час, долго стояли в кассы расплатиться за покупки, а потом целый день таскали с собой пакет с купленными вещами. Вышли на Вацлавскую площадь, скользко, снег не убран с тротуара. Поэтому шли медленно. Ну и холодно, хоть и тепло одеты.

Увидел Александр магазин, в котором продавали сыры, зашел, посмотрел цены и вышел в шоке. Говорит, что даже для Москвы это дорого!

На Вацлавской площади стояли уличные лотки с горячей едой. Решились наконец мы попробовать еду на улице. И грог попить для согрева. Рассчитывают только за наличные, пришлось снимать с карты за грабительский процент, и кто — Сбербанк!

В магазине сыра.

Грабительские проценты за снятие налички.

Итак, купил Александр три колбаски: одну с перцем острую, другая с сыром, третья с пряными травами. Еще взял две сырные оладушки, и грог. Шурик стал просить трдельник.
— А твое «трдло» не треснет? — спросил Александр у Шурика, но деньги на булку дал.

Наш вердикт — вкусно! Колбаски похожи на венгерские, а вот цена — внимание! — за 100 грамм, а не за 1 колбаску, как мы думали. Заплатили 545 Kr.

Кушаем на улице.

Сырные оладушки.

Трдло не треснет?

Памятник Святому Вацлаву.

Прошлись мы по небольшой ярмарке, прикупили магнитик на память Шурику и Ванюшке купили замечательный деревянный набор из трех зверюшек сова, петушок и свинка, предназначенные как солонка-перечница. Моей целью сегодня был Национальный Музей, но, как выяснилось позже, он оказался закрытым.

И тут Александр говорит: «А хотите я вам замок покажу, только к нему надо немного пройти?». Мы обрадовались, замок посмотреть, ну и согласились…

Александр как заправский экскурсовод, поколдовал над своим айфоном и повел нас, уверенно показывая, куда идти. Все начиналось очень хорошо! Мы бодрым шагом пошли за нашим экскурсоводом, полностью ему доверяя.

На улице Anglická мы зашли в магазин комиксов Comics Point. В магазине комиксов мы впервые, и видели такое только в кино. Магазин очень большой, выбор всего из продукции комиксов, голова кругом. Шурик увлекся, хотел купить что-нибудь из Star Wars, Александр увидел «Кольцо всевластия». Я стала смеяться, говорю: «Мне плащ невидимку купите». Продавцы приветливые молодые люди, над душой не стояли, дали нам полную свободу находиться по магазину.

Большой выбор.

Женщина кошка, Харли Квинн держит Джокера (кого знаю).

Мой супермен в красном )))

Капитан Америка.

Хан Соло, Чубака и Имперский пилот tie.

А чуть дальше Шурик нас затащил в кафе Costa попить кофе, оказывается, он не наелся трдельником, а еще и замерз. А на самом деле он увидел витрину со сладостями и решил немного схитрить.

Приятное, милое кафе. Почти все столики были заняты, сидели семьями с маленькими детьми, одиночки за планшетами и ноутбуками. Поразила одна девушка за соседним столом, она сидела одна и читала в ноутбуке, потом встала и вышла в туалет, оставив ноутбук на столе и раскрытую сумку, где на видном месте лежал кошелек. Спокойно ушла, некоторое время отсутствовала, и так же спокойно пришла и села за столик. Мило улыбаясь. Попробовала бы она у нас так уйти, оставив без присмотра личные вещи и ноут. Попили кофе на 323 Kr.

Немного пройдя по улице Anglická, мы вышли к небольшому парку и Храму Святой Людмилы.

Храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily) — это образец неоготики, расположенный на площади Мира, район Винограды. Строился он в 1888-1892 годах по проекту, подготовленному Йосефом Моцкером. Родилась Людмила в IХ веке в семье князей Пшованов. Приняв христианство после замужества, она вместе с супругом начала строить храмы и вести миссионерскую деятельность. По некоторым данным, Людмила была образована, владела иностранными языками. После смерти мужа она раздала свое состояние нищим, а затем продолжила воспитание детей одна. Когда на престол взошел ее младший сын, она во многом помогала ему. После его кончины к власти пришел 18-летний внук Людмилы Вацлав.

Про смерть Людмилы бабушки Вацлава я уже писала, саркофаг и мощи ее находятся в Пражском Граде в Церкви Святого Георгия. Интересный факт, что до Храма на этом месте был зверинец и цирк.

Сегодня или у всех всеобщий выходной, или праздник, потому что Костел тоже оказался закрытым. Шурик попытался зайти внутрь, посмотреть внутреннее убранство храма, но тут же был развернут назад служащим. Его вывели и закрыли за ним дверь на ключ.

Ну ладно, пошли мы за Александром в надежде увидеть и по возможности посетить загадочный замок…

Храм Святой Людмилы.

Сначала я фотографировала дома и улицы, интересные витрины и элементы на домах. Все кажется таким красивым, необычным. Уходя все дальше от центра, мы обратили внимание, что многие магазины закрыты. Только несколько продуктовых встретили по пути, которые работали.

Дом с балконом на улице Korunni.

Витрина магазина.

Угловой дом на улице Korunni.

Видна Жижковская телебашня.

Современный барельеф на здании.

Потом пройдя по улице до большого торгового центра офисной мебели, мы повернули направо, на улицу Ricanska, здесь начинается частный сектор. Дошли до улицы Ruska и по Žitomírská улице, мимо Московской, по Украинской вышли к автовокзалу и заправке.

Частный сектор на улице Ricanska.

Я больше не фотографировала, сил не было, мы просто шли, шли, шли… Проходили школы, спортивные стадионы, парки, в которых выгуливали собак. А Александр нас так же настойчиво вел по навигатору к «замку», показывая на красивые шпили, и говоря, что уже совсем близко. Он сам не замечал, как шпили менялись, но он все равно упорно вел нас с Шуриком. Мы прошли парк, в котором родители с детьми катались на санках и ватрушках. Шли захолустьями, мимо заброшенных зданий, гаражей. Дорога то круто вела вверх, то надо было спускаться по ступеням вниз. Я высказывала свое недовольство, Шурик смеялся и шутил, что навигатор сошел с ума, и прозвал его Моисеем. Мы устали все, но Александр не сдавался. От нечего делать мы с Шуриком придумали игру считать здания и проезжающие автомобили. Уже стало темнеть, а мы все гуляли…

Мы так устали ходить, что автобусные остановки были нашим спасением, где мы отдыхали по 5-10 минут, а потом опять шагали, куда вел нас Моисей. И так интересно он обходил все попадающиеся на нашем пути исторически значимые места и музеи, что закралась мысль, а не сговор ли это?

Вот так мы, гуляя от Национального музея по Праге прошагали приблизительно 8-10 км. Мы побывали в таких районах как Виноградовка, Flora, немного зацепилиVrsovice и Fidlovacka , и в итоге оказались в Podskali на площади Палацкого у памятника ему же.

Площадь Франтишека Палацкого (Palackého náměstí) автор Станислав Сухард 1910 г.

Я села на ступеньку памятника и больше никуда не хотела идти. Александр, чтоб реабилитироваться, достал фотоаппарат и фотографировал нас с Шуриком на каждом шагу.

По набережной вдоль реки мы пришли к Танцующему дому. Внутри была выставка Лего-музея, и Шурик, конечно же, захотел зайти внутрь, но очень высокие цены на билет остановили нас. К тому же экспонатов через витрину мы рассмотрели не очень много. Билет стоил в районе 23-25 Е на одного человека (можно зайти в Центральный Детский Мир на Лубянке, там не хуже Лего-экспонаты и совершенно бесплатно). Скажу, что Танцующий дом вблизи не такой эффектный, когда смотришь на него с другого берега реки Влтавы.

Архитекторы Владо Милунич (Хорв.) и Френк Герри (Канада) 1994-1996 гг.

Экспонат выставки из лего.

Настало время решать, где мы сегодня ужинаем. Александр очень хотел пойти в ресторан U Parlamentu. Находится он на улице Valentinska 52/8. в Старе Место, само название говорит, где находится ресторан, у Пражского Парламента.

Это довольно известный ресторан-бар, в котором любят выпить кружечку чешского пива политики, деятели культуры, писатели. Очень простой интерьер и много фотографий этих людей, на стенах. Мы сколько раз заходили сюда, столько раз встречали за столиками знаменитых людей Чехии с фотографии.

На трипадвизоре появилось много отзывов о плохом обслуживании и хамском отношении официантов. Хочу сказать, что в нашем случае официант был очень хороший, приятный парень, который к нам обращался как к старым знакомым. Была непринужденная обстановка, он спрашивал нас, откуда мы приехали, нравится нам в Праге, что мы увидели и посмотрели. За соседним столиком сидели двое парней, и официант что-то рассказывал им и постоянно нас вовлекал в разговор, как будто мы одна компания. Замечу, что парни разговаривали на чешском между собой и с нами, и все мы прекрасно друг друга понимали. Даже когда я делала семейное фото, официант услужливо подошел помочь сфотографировать, но, увидев палку-селфи, даже расстроился.

Чешское пиво (Шурик позирует).

Александр заказал себе говяжий супчик с гренками и колбаски к пиву с 4 соусами (неожиданно очень вкусными), я курицу и гарнир, а Шурик очередной шницель. Мне очень не хотелось есть кнедлики, поэтому заказали еду попроще. Мы поели, недолго сидели за столиком. За еду по чеку заплатили 1113 Kr. Плюс чаевые. Но наше мнение, что в этом месте хорошо пить пиво, а не есть.

Супчик, с гренками с чесноком.

Колбаски с 4 соусами.

Куриная грудка и гарнир.

И что вы думаете, мы пошли домой? Да, мы устали ходить целый день, но мы встали из-за стола и пошли гулять по вечерней Праге! Ну, не хотелось нам уезжать. Отправились мы в еврейский квартал, искать голема. Тем более Прага богата на легенды, мифы и сказки.

Легенда о Големе

Защитник еврейского народа, легендарный рабби Лёв, по указанию с небес, решил сотворить гиганта для защиты иудеев от нападок христиан. Ночью, при свете факелов, он вылепил из глины могучее существо — Голема. Смерть и разрушения творил глиняный исполин в христианских кварталах Праги. Император обратился к рабби с просьбой усмирить безудержное чудовище. Тот послушался, но не уничтожил свое создание, а лишь обездвижил его. Говорят, что спящий Голлем и ныне лежит на чердаке Староновой синагоги. Он может вновь ожить и выйти, если еврейское население Праги будет подвергаться гонениям.

Староновая синагога (Staronová synagoga) — старейшая в Праге. Она существует со средних веков. До сих пор этот храм является главным религиозным центром всех пражских евреев. Синагога была построена в XIII веке в раннеготическом стиле.

Майзелова синагога (Maiselova synagoga) — один из красивейших еврейских молельных домов Праги. После реконструкции XIX в. здание приобрело неоготический облик. Сейчас оно не используется как молитвенный дом, а служит хранилищем экспонатов Еврейского музея и помещением для выставок.

Возле входа на кладбище (у Клаусовой синагоги) находится церемониальный зал. Здание начала XX в. построено в неороманском стиле. В Зале прощания с усопшими работает выставка, на которой можно ознакомиться с таинством иудейских похоронных ритуалов.

Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) является одним из самых необычных мест Праги. Оно относится к наиболее сохранившимся и древним еврейским кладбищам в мире. Кладбище было основано в начале XV века. Его ограниченная территория была недостаточной для захоронений. Положение осложнялось тем, что религия запрещала евреям ликвидировать старые могилы. Поэтому на это место насыпали новые слои земли, где хоронили умерших. Таким образом, в некоторых местах образовалось двенадцать погребальных слоев.

Старые надгробные плиты не закапывались, а устанавливались на новом слое, в результате чего получилось необычное их скопление. На кладбище насчитывается почти 12000 надгробных плит, которые датируются, начиная 1439 годом и кончая 1787 годом, когда было запрещено хоронить внутри города.

Староновая синагога.

Пражская синагога, где по преданию хранятся останки голема.

Зал прощания с усопшими и за ним старое еврейское кладбище.

Современный Голем.

Майзелова синагога.

Мы очень удачно выбрали время для того, чтобы пройтись по Еврейскому кварталу. Темные улицы, под ногами снег, фонари сказочно освещают небольшие участки дороги. Так все загадочно и таинственно. Но самый большой эффект произвело на нас здание, где прощаются с усопшими. Мы еще хотели увидеть кладбище, но высокий Александр как ни подпрыгивал и ни заглядывал, ничего кроме темноты не увидел, а было бы здорово ночью пройтись, до мурашек на теле…

Мы по пути встретили 3 частных русскоговорящих гидов и их слушателей. И когда мы равнялись с ними, то гиды замолкали — экскурсия только для того, кто оплатил! Мы совершенно не хотели подслушивать, потому что то, что мы слышали от гидов, информация доступная всем в интернете. Я сама рассказала Шурику легенду о големе, и затронули тему евреев в Праге во время правления нацистов. Вот тут Александр прочитал нам такую лекцию, он еще местами жестко выражался, любой гид заслушается. Правда, мы не мы, если не поспорим, и дискуссия наша закончилась только в торговом центре, куда мы зашли по пути в апартаменты.

Да, день сегодня выдался самый продолжительный по прогулкам. Мы еще в торговом центре гуляли по распродажам, опять Шурику повезло. Поели мороженое, по пути домой зашли в магазин и купили воды и сока. Попрощались с нашим пражским знакомым владельцем магазина и поднялись домой. Ну и за вечерним чаепитием мы уже не могли без смеха говорить о прогулке, о Моисее и обо всем, что было у нас в Праге. Проредив сладкие конфеты и шоколадки, я и Шурик пошли спать, а Александр еще долго смотрел музыкальный канал.

Вечерний чай с пражскими сладостями.

9 января. Сегодня мы уезжаем из Праги.

Проснулись мы рано, быстро позавтракали. Я с Александром идем за машиной, а Шурик остался досыпать в номере. Сегодня понедельник, многие идут на работу, но нет такой суеты, как в Москве, поспокойнее.

По пути мы видим замечательный Костел. Даже в спальном районе Прага красива.

Мы дошли до стоянки, зашли на территорию, стали чистить машину от снега. А когда Александр пошел рассчитываться за стоянку, выяснилось, что карту не принимают, надо отправить смс с местного номера, и потом спишут деньги с телефона и придет подтверждение смс-кой, только после этого можно подъехать, специальная камера считывает номера и открывается шлагбаум. А наличными можно оплатить через автомат, который находится тут же у шлагбаума. Получить чек и вставить его в пропускную систему шлагбаума. Пришлось Александру искать терминал, где можно снять наличность.

Я вычистила машину до блеска, пока Александр бегал решал финансовую проблему. Еще познакомилась с приятной женщиной, работницей стоянки. Как смогли пообщались. Она все смотрела на номера и удивлялась, что я женщина-водитель из Москвы приехала к ним в Прагу.

За стоянку мы заплатили в среднем ночь 100 Kr, день 50 Kr.

Карлинский Костел Св. Кирилла и Мефодия 1854-1863 гг.

Пражская стоянка.

Машинку засыпало снегом.

На машине нам ехать 5-7 минут к подъезду, удачно встала возле самого входа в дом, хорошо было свободное место. Поднялись в апартаменты, Шурик уже одетый заждался, нас долго не было. Ребенок стал волноваться. Мы собрали сумки, проверили все вещи, чтобы ничего не оставили и не забыли. Вынесли мусор. Александр пошел отдавать ключи, а я возилась у машины, перекладывая многочисленные пакеты. Без проблем Александр сдал номер, и мы поехали.

Очень жаль уезжать из Праги. Но наше путешествие не заканчивается. Поехали мы в сторону Кутна Горы, где у нас зарезервирована гостиница. А перед этим заедем мы в деревню Лидице, что под Прагой.

Когда я готовилась к поездке и смотрела, что интересного можно посмотреть в окрестностях Праги, то наткнулась на мемориал, посвященный ужасам войны.

История: Шахтерский поселок Лидице, расположенный недалеко от Праги и Кладно, был стерт с лица земли нацистами во время Второй Мировой. Причиной репрессий послужило убийство обергруппенфюрера СС, протектора Богемии и Моравии Райнхарда Гейдриха чехословацкими партизанами. Подозрение в причастности к гибели «выдающегося гражданина немецкого народа» по неясным причинам пало на одну из семей поселка Лидице, и нацистское командование приказало немедленно приступить к карательной операции.

Ночью 10 июня 1942 года подразделение СС «Принц Йоген» под командованием гауптшурмфюрера Макса Ростока окружило Лидице. Всех мужчин старше 15 лет — 172 или 173 человека (в зависимости от источника) — расстреляли на окраине поселка.

Женщин и детей погнали в сельскую школу и держали несколько дней. Там матери видели своих детей в последний раз. Четыре женщины были беременны. Они были доставлены в ту же больницу, где умер Гейдрих, и их беременность была насильственно прервана. Большинство женщин было доставлено в лагерь Равенсбрюк, где часть из них погибла от болезней и голода. Их детей перевезли на завод в Лодзи, где держали целую неделю и сортировали на тех, кто подходит для германизации, а кто нет.

Сам поселок Лидице, включая церковь и кладбище, сожгли и сровняли с землей, оставив голое пепелище.

Приказ об уничтожении Лидице исходил от Карла Германа Франка, в силу предоставленного ему фюрером права казнить любого человека без суда и следствия. После этого Франк получил прозвище «мясник Лидице».

Из 105 мальчишек и девчонок «для перевоспитания» было отобрано всего 23, их отправили в нацистские семьи. Остальных детей, которых нацисты посчитали непригодными для германизации, отправили в концлагерь Хелмно. Там, в газовой камере, не стало еще 82 детей.

Из 105 детей Лидице только 17 детей выжило, но больше никогда не вернулись на родину. 153 женщины вернулись, но стали вдовами и больше никогда не видели своих детей.

Преступление, содеянное против детей Лидице, глубоко потрясло скульптора профессора Марию Ухитилову. В 1969 году она решила создать бронзовую скульптуру лидицких детей, которую также следует рассматривать как памятник детям-жертвам войны. Создание восьмидесяти двух статуй детей в размере большем натуральной величины заняло у нее два десятилетия. Спонтанно начали собирать финансовые средства для создания скульптуры, которая уже тогда потрясала каждого, кто видел ее.

В марте 1989 года автор закончила произведение в гипсе, однако из собранных финансовых средств ничего не получила. Первые три скульптуры, таким образом, были отлиты в бронзе на свои собственные сбережения. К сожалению, осенью 1989 года скульптор неожиданно умирает.

С 1990 года продолжал работу её муж Й.В. Гампл, ее дочь Сильвия Кланова, Анна Нешпорова из Лидице и организации в Праге и Плзни, созданные с этой целью.

Источник: oursociety.ru Трагедия в Лидице.

Меня тоже потрясла эта история, как и любое убийство, а тем более детей. Но меня больше всего восхитила Мария Ухитилова, с ее целеустремленностью создать этот памятник. Знаете, что она сказала по поводу своей работы:

«Я возвращаю от имени мира 82 ребенка нации на их родную землю как поучительный символ миллионов убитых детей в бессмысленных войнах человечества.

Кроме статуй отправляю сообщения нациям: Над братской могилой детей примирятся дом с домом».

От Чехии до Лидице 25 км. На машине ехать примерно полчаса. Должны добраться быстро, но это направление в сторону аэропорта и светофоры на каждом перекрестке, поэтому ехали со средней скоростью 50 км/час. После указателя съезд в аэропорт, скорость заметно прибавилась, и мы без проблем доехали к месту. Мемориал находится сразу при въезде налево от главной дороги, ведущей в населенный пункт. На парковке никого кроме нас. За парковку с нас взяли 30 Kr, хотя по сути можно было припарковаться перед парковкой на дороге.

Так как мы выехали рано, то и посетителями были первыми. В Музей я категорически отказалась идти, чтобы не рвать свое материнское сердце, где фотографии и вещи убитых детей. Все памятники и сам мемориал находится на большой территории бывшей деревни, уничтоженной фашистами.

И звенящая тишина…

Такие места не могут оставлять никого равнодушными, я увидела бронзовых детей и расплакалась. Шурик тоже расстроился, а Александр, проклиная фашистов, пошел по парку к сохранившимся руинам одного из зданий. Когда мы поуспокоились, пошли к другим памятникам, смотрели на речушку и стояли у дерева, которое, может быть, и было свидетелем всех этих преступлений. А место такое, что можно реально себе представить, что сейчас из леса появятся немцы на мотоциклах, или на танках.

В долину смотрят 40 мальчиков и 42 девочки, убитые в 1942 г.

В ноябре 2010 г. была украдена бронзовая девочка на переднем плане справа.

Шурик и бронзовые дети.

Бронзовые дети.

Бронзовые дети села Лидице.

Крест — часть памятника жителям от полковника Панкова.

Гражданам Лидице от Героя Советского Союза полковника Панкова.

Скульптура матери с ребенком на фундаменте бывшей школы Бедрихе Стефан.

Речка.

На чешском — На память за свободу 1914-1918 г. и фамилии.

Сохранившийся фундамент здания, все, что осталось (предположительно усадьба Горака).

Первый памятник на могиле погибших мужчин Лидице поставили красноармейцы 3 июня 1945 г.

Место деревни Лидице в наше время.

Желтым цветом отмечены дома бывшей деревни Лидице, уничтоженные фашистами.

Статуя Скорбящая женщина у могил мужчин Лидице.

28 октября 2013 года президент Милош Земан присвоил посмертно скульптору Марии Ухитиловой за произведение всей ее жизни медаль «За заслуги перед Отечеством» I степени в области искусства.

17 января 2014 года также посмертно получила почетное гражданство села Лидице.

Что я чувствовала, глядя на бронзовых детей: БОЛЬ, УЖАС и СТРАХ. Больно по-матерински от трагедии потерять ребенка, ужас от пережитой войны, и страх, чтобы такие трагедии не повторялись. И большое уважение к скульптору, для которой «дети» стали главным делом ее жизни.

Часть 5. Кутна Гора и дорога домой.

От Лидице до Кутна Горы ехать 100 км. Заехали на заправку и заправили машину на 260 Kr., доехать хватит. Дальше мы ехали из Лидице, в объезд центра по пробкам Праги без особых приключений. Дорога хорошо почищена, прямая, скоростной режим 100 км/час. С учетом метеоусловий и дорожного покрытия приехали за два с половиной часа. В Кутна Горе чуть не улетела в кювет на крутом и скользком повороте. Неожиданно, но не страшно. А еще я испытывала жуткое неудобство от зимних еврошин, так называемых липучек. Они у меня вызывали постоянное предчувствие чего-то нехорошего.

Гостиница наша находится возле Влашского замка на улице Havlíčkovo nám. 572/9 (Хавличек). Все дороги покрыты льдом, а к гостинице надо в горку, и еще улицы маленькие, проезжает только один автомобиль, из-за припаркованных двум не проехать. Так надо еще останавливаться и пропускать, а ведь хорошо на ледяную горку с разгона. Ну и главная проблема, найти место для парковки. Хотя для гостей гостиницы несколько парковочных мест возле входной двери были заняты местными.

Мы оформились, заселились, ну как заселились, кинули сумки в номер, и опять в машину. Надо успеть показать Шурику то, за чем приехали. Спешим на кладбище, где стоит Кладбищенский костел всех Святых и в ней Костница (Kostnice v Sedlci).

Припарковались на парковке возле Музея Табака и церковью Вознесения Божьей Матери, и быстрым шагом идем на кладбище, потому что понимаем, что короткий световой день и могут закрыть в любой момент Костницу, если никого из посетителей не будет.

Чумная колонна.

Статуи на чумной колонне.

Вход в Церковь Всех Святых.

Место очень туристическое, в сезон автобус за автобусом везут туристов посмотреть на такую «ужасающую красоту». Взяли семейный билет за 240 Kr.

В 1278 году аббат Генрих, служивший в монастыре, привез из Иерусалима земли, взятой с Голгофы, и разбросал ее по кладбищу. В итоге это место стало очень известным не только в Чехии, но и в центральной Европе. Все хотели быть похоронены на кладбище со святой землей. Войны, эпидемии и наводнения привели к тому, что кладбище за столетия сильно наполнилось. Поэтому старые захоронения вынимались, новые хоронили, и к 1500 году накопилось огромное количество костей, которые складывали друг на друга. Считается, что именно в этот период появились первые предметы интерьера из останков, сделанные полуслепым монахом. Он отбеливал кости в хлорном растворе, и использовал как материал для своих «поделок».

Монах умер, а спустя много лет церковь перестраивали, потом она была 150 лет закрыта, и только когда в 1870 году костел и земли вокруг него выкупили представители знатного рода Шварценбергов, решили изменить интерьер церкви. Был нанят на работу виртуозный резчик по дереву — Франтишек Ринт. Именно он создал тот декор, который мы наблюдали в церкви.

А места захоронения на кладбище до сих пор перепродаются или сдаются в аренду. И довольно за приличные деньги. Мы на могилах, вернее на крестах, видели пару объявлений, и потом уточнили у сотрудников музея, которые нам подтвердили эту информацию.

Покупают билеты.

После входа надо спуститься по лестнице.

Ваза с гирляндой черепов.

Крест из костей над лестничной аркой.

Кресты, иконостас, потолочные украшения, арки, гирлянды, отделка сводов, дарницы возле алтаря, вазы — все это выполнено из человеческих костей. Очень выделяются колонны в виде колоколов из черепов, высотой больше 1,5 м, и просто «ужасающе-пугающая» гигантская люстра в центральной части нефа. Она содержит экземпляры каждой части скелета и крепится к потолку с помощью челюстей.

Заходим в церковь, и все наши фотофиксирующие аппараты сходят с ума. И гаджеты выдают мало похожее на фото. Много кадров испорчены световыми преломлениями, а на других вообще получились люди без голов, рук и ног, просто стоит одна часть тела, и все. Очень интересно. Конечно, Шурик был под БОЛЬШИМ впечатлением, и нам же оно и аукнулось. Об этом чуть позже…

Место очень впечатляет, и ты не понимаешь, хорошие эмоции испытываешь, или наоборот негативные, но и в том и в другом случае, эмоции зашкаливают! Я не испытывала страха, больше интерес к необычному месту. От специфического запаха в церкви очень впечатлительным даже становилось плохо. Одно желание выйти на свежий воздух.

Пирамида из черепов.

Люстра и гирлянды украшают своды.

«украшение» церкви.

Балкон.

Костяной герб семьи Шварценбергов.

Вышли из церкви, понимаем, чтобы попасть еще куда-нибудь, нам надо быть пошустрее. Возле церкви в сувенирной лавке мы в прошлый раз познакомились с хозяином. При общении он рассказал, что учился в России на заводе в Гусь-Хрустальном, и говорил об этом с гордостью. Тогда мы у него купили красивую подвеску его авторской работы, а сейчас хотели зайти поздороваться. Но, к нашему сожалению, его не оказалось на месте, а была только продавщица.

Сувенирная лавка.

Ну чего терять зря время, тогда мы направились к Собору Успения Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя (Kostel Nanebevzetí Panny Marie a svatého Jana Křtitele). Она включена в список ЮНЕСКО. Ну и как это бывает, Шурик очень захотел сувенир на память, не смог пройти мимо сувенирного магазинчика. А дверь заперта, но свет внутри горит. Стали уговаривать ребенка, чтобы пойти дальше, он уперся, хочу сувенир!

Видно, мы очень настойчиво дергали за ручку двери, потому что из соседнего ресторанчика к нам выбежал молодой парень-продавец, махая руками, что он здесь и сейчас нам откроет. Но по состоянию вымытых полов мы поняли, что магазин очень активно готовили к закрытию, вымывая снег после туристов. И опять они, то есть мы… туристы. Ну а если серьезно, магазин хороший, большой выбор сувениров по приемлемым ценам. И персонал очень приятный и внимательный. Пока мы ходили и заново пачкали своими сапогами пол, парень очень тоскливо смотрел на нас, и терпеливо ждал. Выбрал Шурик себе на память средний по размеру череп с горящими глазами (потом всем своим друзьям показывал, а они завидовали), 150 Kr.

Вид от Кладбища на Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Новогодний «цветник».

Долгожданный сувенир.

Монастырский собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя (Kostel Nanebevzetí Panny Marie a svatého Jana Křtitele), в районе Седлец, основали на месте романского костела 1142 года постройки. Произошло это приблизительно в 1300 году. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений конца XIII - начала XIV века (одна только длина храма составляет 87 м). Внутри церковь сделана в стиле барокко, но очень скромное внутреннее убранство.

Прихрамовая постройка.

Главный фасад собора.

Мы попытались войти внутрь собора Девы Марии, но перед нами выгнали последних туристов и закрыли двери храма. И здесь мы не успели. Мы решили, раз уже не успеваем внутрь, то хотя бы посмотрим некоторые здания, пока светло. Быстро сели в машину и помчались к Музею Серебра.

Хорошо у нас гостиница рядом, единственное — надо парковочное место отвоевать. Но выражение «быстро помчались» — это не для Кутна Горы. Самое большее, что я могла здесь выдавить, это 40 км/час. Здесь быстрее не ездят. Ладно, доехали, поднялись в ледяную горку, оставила машину на дороге, где было место, перекрыв выезд в частный двор. Вроде и туристы уже разъехались, а мест парковочных нет.

Я, конечно бы, хотела посетить Музей Серебра и спуститься в штольни, но сколько мы ни приезжаем, никак не удается попасть сюда. А сегодня вдвойне не везет — и январь (зимой не работает музей) и понедельник, поэтому просто прошлись по внутреннему дворику Влашского двора.

Влашский (или Итальянский) двор (Vlašský dvůr) — дворец в городе Кутна-Гора, где находился центральный монетный двор Праги. Изначально, в конце XIII века, замок строился как укреплённый форт для охраны дорог и хранилище серебра.

И решила я рассказать Шурику легенду, связанную с этим местом, выловленную в дебрях интернета…

В те далекие времена здесь находился укреплённый замок. За его мощными стенами хранили запасы серебра, добываемого в округе, и чеканили лучшую на тот момент в Европе монету — Пражский грош. Работа была ответственной, а потому были приглашены достойные мастера — флорентийцы. Именно от них и пошло название этого места — Влашский двор. И из общей массы иностранных специалистов не все отличались честностью, были и господа нечистые на руку. И местный подмастерье по имени Франтишек, уличил господ в их деянии, так как был не робкого десятка, и пригрозил нечестным господам, что донесет на них в вышестоящие органы. Жулики не на шутку перепугались и со страху пошли на преступление. Ночью они убили Франтишека, а труп надёжно упрятали. Парня искали, но безрезультатно. Тем временем злоумышленники, почувствовав полную безопасность, окончательно распоясались. И вот тут-то начали происходить на монетном дворе таинственные и загадочные события. Ночью, когда в замке всё затихало и лишь неусыпная стража боролась со сном, по тёмным коридорам монетного двора стало разгуливать привидение. Оно удивительным образом проникало в самые потаённые места, там, где были хранилища серебряной монеты. И тогда за дверьми, запертыми семью замками, едва слышался металлический звон. Стража, дежурившая по ночам, рассказывала, что с рассветом все звуки в хранилищах затихали. Утром, кому по долгу службы полагалось работать, обнаруживали в тайных комнатах изменения. Часть монет лежала отдельно. Их проверили, и они оказались фальшивыми. По данному факту спешно провели следствие, но изготовителей поддельных грошей так и не нашли. Впрочем, это нисколько не помешало фальшивомонетчикам уйти от ответственности. Все они в будущем, так или иначе, плохо кончили. Шло время, и как-то решили устроить на монетном дворе фонтан. Разобрали в нужном месте брусчатку и стали копать. Внезапно работа остановилась. Землекопы послали за старшим. На дне выкопанной ими ямы обнаружили человеческие останки. Кости принадлежали мужчине, и по всему было видно, что умер он насильственной смертью. Личность его установить не удалось. Так и похоронили беднягу без имени на соседнем кладбище.

Кстати, привидение больше не являлось, оно исчезло вместе с Пражскими грошами, которые вышли из обращения.

Влашский дворец и фонтан Франтишеку.

Добывают серебро.

Внутренний двор.

На балконе.

Внешний фасад Замка.

Дальше мы спустились по улице в арку Žižkovská brána и, повернув направо, мимо частного сектора прогулялись, любуясь Иезуитским колледжем и Собором Святой Варвары снизу. Стремительно стемнело, и фотографировать у нас получалось все хуже и хуже.

Иезуитский колледж (Jezuitská kolej) — двухэтажное здание в стиле барокко с поперечными флигелями. Начало строительства 1667 год, архитектор Джованни Доменико Орси. Широкую дорогу пред колледжем иезуиты называли «Мостом» и украсили как Карлов мост в Праге статуями. С восточной стороны здания установили скульптуры 12 святых плюс скульптура св. Яна Непомуцкого, которая появилась позже, созданные Франтишекам Баугутем в 1703-1717 гг. Теперь здесь находится Центр современного искусства.

Собор святой Варвары (Chrám svaté Barbory), покровительницы шахтеров, — уникальное строение в стиле поздней готики, строительство которого было начато в конце XIV в. Храм привлекает готическими фресками и красивыми цветными витражами на окнах.

Собор Св. Варвары и Иезуитский колледж.

Поднялись по очень скользкой тропинке вверх к Собору Святой Варвары, обошли ее со всех сторон. Очень красивые витражи отражались в лунном свете. Насколько смогли, полюбовались Собором. Поднялись на смотровую площадку Часовни тела Господня, чуть себе все ноги и руки не переломали. Туристический объект называется, уже в четыре слоя наледи, и нигде не присыпано. Можно с площадки благополучно улететь в «дальние дали» со стены. Прогулялись по мощеной дорожке от Собора Святой Варвары к храму Святого Якуба, мимо Иезуитского колледжа, он же центр искусств, параллельно фотографируя многочисленные статуи.

Кроме нас на улице никого, только один собаковод выгуливал свою собачку прямо в парке у Собора св. Варвары. Мы уже стали придуриваться, это у нас бывает, не подумайте, мы вполне нормальные люди. Только скучно стало, однообразно фотографироваться у всех памятников, поэтому хотим повеселиться, пополняем свой семейный альбом и чудными фото.

Иезуитский колледж и одна статуя.

Я и еще одна статуя.

Жаль, что нечего потереть у статуи, мы бы потерли.

И надоело нам ходить, начинаем веселиться…

Мальчишки резвятся.

А потом нашли ШАР…

Возле торцевого выхода из Музея искусств мои мальчики нашли шар, похожий на Ядро, и на спор стали его раскачивать. Ну а поспорить мы любим, и задача в нашем споре состояла в том, чтобы определить насколько далеко укатится Ядро, если его сорвать с креплений. Ну понятно, что Ядро никуда не укатилось, но суть спора никто не отменял, и мальчики очень усердно раскачали Ядро, до того момента, пока не вышли из служебной двери работники музея (две женщины и мужчина). Они на чисто русском (правда, с небольшим чешским акцентом) стали просить прекратить наш спор, и не раскачивать шар. Но при этом они заразились нашим весельем, и все улыбались, а мужчина даже рукой показал, куда теоретически мог бы укатиться шар.

Да, мы еще успели в сувенирный магазин, где продают замечательные тарелочки и чашки с милыми котиками. Они как ждали нас, зная, что я не могу пройти мимо посуды. Купили мы с мужем себе по сувениру, два молочника с нашими именами, написанные на чешском. Ну, уже совсем довольные, мы захотели выжать этот день до конца, и еще прошли к Каменному колодцу (он же фонтан), который являлся частью водопровода города. Построен в стиле поздней готики в 1497 г. по проекту архитектора М. Рейсека. Вода в емкость поступала по деревянным трубам из колодца, удаленного на 4 км, клолдец снабжал город питьевой водой.

Городской колодец.

И конечной нашей точкой замечательного дня стал Ресторан Dačický ул. Rakova 8 Kutná Hora. Выбирали ресторан по принципу вкусно и близко к апартаментам. А правда заключается в том, что мы здесь уже питались и влюбились в это место, и самые вкусное вепревое колено во всей Чехии готовят именно здесь.

Дачицкий пивовар — это пивной ресторан в старочешском стиле. Он является одним из старейших пивных заведений в Кутна Горе. Расположен в старом центре города, недалеко от основных достопримечательностей. Заведение носит имя самого, пожалуй, знатного уроженца Кутна Горы Микулаша Дачицкого (1555-1626). Он был известен как сочинитель трактатов и памфлетов эпохи ренессанс, а также неисправимый дуэлянт и дамский угодник.

В заведении подаются блюда традиционной чешской кухни. Из алкогольного меню предлагаются несколько видов разливного пива и кутногорские вина. В списке разливного пива можно легко найти сорта популярных пивоваров Чехии: Plzeňský Prazdroj, Budějovický Budvar, Kutnohorský pivovar, а также бельгийское пиво Hoegaarden.

Находится в переулке, есть указатели.

Дачицкий пивовар.

Немного истории от хозяина заведения.

На входе в ресторан.

Входные двери.

Интерьер ресторана.

Камин в зале.

Подсвечник.

Заказали супчики: я себе сырный с гренками или кнедликами, Александр в хлебе суп-гуляш. На второе я взяла наивкуснейшую ножку гуся с кнедликами и пюре с зеленью. Александр заказал мясо оленя с кнедликами. Сказать, что вкусно готовят, ничего не сказать. Повару 5+.

Сырный супчик.

Суп-гуляш в хлебе.

Ножка гуся с кнедликами и пюре картошка.

Мясо оленя .

Очередной шницель.

Шурик, как всегда, взял шницель и решил заказать картошку фри отдельно, но, как объяснил, так и принесли, холодную вареную картошку с овощами (холодный салат-закуска). Салат на любителя, я больше люблю зелень и свежие овощи.

Еще мальчишки взяли себе блины, и если Александру принесли просто блин с шоколадной присыпкой, то Шурику еще добавили обильно сливок и нарезанных фруктов.

Очень приятно есть и ощущать себя в средневековой таверне, а еще здесь можно заказать дополнительную программу, которая может в себя включать такие виды услуг как фехтовальщиков и ряженных, или фольклерно музыкальную программу.

И еще хочу сказать о персонале: ни разу в этом ресторане не сталкивались с хамством. Всегда с улыбкой, доброжелательно и, главное, внимательно подойдут, принесут все вовремя, даже когда зал переполнен, нет ощущения брошенности. Здесь как нигде ощущаешь заинтересованность в том, чтобы клиенты приходили снова и снова, и остались сыты и довольны.

Кроме нас сидела компания примерно из 5-6 человек. Мы думали, что зашли очень поздно, но, оказалось, мы ошиблись, когда уже расплатились по счету (1423 Kr) и стали выходить, на пороге разминулись с еще двумя большими компаниями, которые пришли поесть.

На десерт блины.

Блинчик с сливками и фруктами.

Из ресторана идти в апартаменты совсем близко, мы не шли, а тащили свои животы, так наелись. Поравнялись с машиной, смотрю, есть возможность переставить, только и попасться в столь сумеречный час не очень хочется, как-никак бокал пива был выпит. Но желание утром искать свою машину на штрафстоянке из-за того, что людям перегородила выезд, тоже не очень хочется. И табличка на заборе предупреждает об эвакуации. Переставила я машину на освободившееся место, никому не мешает, и знак запрета с другой стороны дороги, все в норме. Пошли в номер отдыхать.

Апартаменты наши находятся по адресу: Havlíček Penzion Havlíčkovo nám. 572/9 Vnitřní Město 284 01 Kutná Hora. Вид из окон прямо на окна какого-то государственного учреждения, занимающие правое крыло Влашского Замка. И хорошо виден памятник перед входом в Замок в парке на пятачке.

Всего три или четыре номера, и кафе с таким же названием внизу на первом этаже. Номер двухкомнатный, в одной комнате широкая царская двухспальная кровать, в другой две односпальные кровати. Общий душ, туалет, небольшая прихожая. И УРА! В каждой комнате по шкафу, столику и стулу. Заказывали заранее за три месяца, оплата составила 64 Е ночь.

Единственным минусом для меня была дорога под окнами, как оказалось, утром горожане рано встают и едут на работу, и по брусчатке такой грохот стоял, и мне, чутко спящему человеку, совсем с утра пораньше от этого грохота не спалось.

Первая дверь в кафе, вторая в гостиницу.

Королевская кровать на всю комнату.

Вторая комната.

Туалет.

Душ.

Вид из окна на Влашский замок.

Так вот, пришли мы из ресторана, вроде как темно на улице, а спать не хочется. Шурик лег между нами в нашу постель, и устроили семейный кинопросмотр. Смотрели новый сезон «Игра престолов», «Битва бастардов». Интересно, тоже средневековье, экипировка, оружие, все, как видели в Пражском граде. Орудие пыток, можно реально представить, как все происходило на самом деле. Шурик очень стал переживать за Джона Сноу, что тот бой проигрывает, Александр задает наводящие вопросы, а как бы ты сделал на его месте? Шурик думал, искал выход из киношной ситуации, короче, захватил фильм полностью, еще и под впечатлением от всего увиденного в Чехии. Досмотрели кино, выгнали Шурика в свою постель и легли спать. Вырубились так, что свист стоял, шторы колыхались.

А глубокой ночью проснулась от страшного крика, аж подпрыгнула на кровати. Ничего не пойму, но резко крикнул муж, его голос. Спросонок смотрю, в проеме что-то белое в лунном свете стоит и тягуче так завывает. Я испугалась жутко! И слышу Александр и Лешего вспомнил, и других персонажей русского фольклора…

Оказалось, Шурик очень серьезно воспринял все сказки про привидение Франтишека из колодца, посмотрел перед сном битву бастардов, впечатлялся в Костнице и от страха проснулся. Звал маму, я сплю, и он с подушкой в одной руке, замотанный в белую простыню пришел нас будить заунывным шепотом. Напугал нас своим видом. Пришлось мне переселиться на полночи в комнату к сыну и держать его за руку, пока он не уснул крепким и спокойным сном.

10 января. Сегодня мы хотим заехать в замок Жлебы, а потом ехать в сторону дома. Я встала рано, хотя договорились, что будем спать до упора (а упор был на 10:00). Поэтому все встали, собрались, пошли завтракать в кафе, что входит в плату за номер. В зале наша семья были единственные, поэтому нам очень понравилось. Фактически стол был для нас. Девушка официант сделала нам по омлету, а все остальное «шведский стол», подходи бери, сколько хочешь.

А за завтраком мне Александр говорит, что не хочет ехать в Замок, а хочет еще раз заехать в Австрию в аутлет. Ну, очень хочется ему в свой магазин попасть. А в следующий раз запланируем тур по замкам. Ну что тут скажешь, против танка не попрешь!

Вкусно и сытно позавтракав, мы отнесли все сумки в машину. Александр вернулся в гостиницу сдать девушке, которая нас кормила, ключи от входной двери и от номера. Она даже не поднималась в номер, мы и намусорить не успели. Аккуратно съехали с ледяной горки на дорогу и через заправку (1430 Kr) поехали в сторону Австрии.

Что могу сказать о Кутна Горе: сюда, по моему мнению, лучше приезжать в теплое время года, когда большинство музеев работает. Кутна Гора настолько провинциальный городок, что в 19:00 местных на улице не встретишь. Все знаменитые туристические объекты к просмотру — однозначно! Мне не хватило посещения музея или собора, ну или Замка. И еще в теплое время очень приятно просто прогуляться по улицам этого городка. Хватит и одного дня для Кутны Горы, но полноценного с утра и до вечера, чтобы познакомиться с городом, ознакомиться с достопримечательностями, а больше и не надо.

Завтрак в Кутна Горе.

Завтрак.

Итак, едем в Австрию. Пока выезжали из Кутна Горы и ехали поселками, проехали три кареты скорой помощи в одном направлении. Видно, что-то случилось. Больше никаких приключений, за всю дорогу. Мы выехали по направлению на Цаслав, и дальше, проезжая Йиглаву и Зноймо, по прямой по Е59 300 км до аутлета, по объездной через Вену. В среднем ехала 100-120 км/час, и через четыре часа мы уже были на месте. Перед самой границей перед Австрией еще раз заправились за кроны (1014 Kr).

Австрия нас встречает ярким солнцем.

Шурик не спал, смотрел в окно. Ребенок очень хотел увидеть Австрию, но дорога и обочина везде одинаковы. Единственный красивый парк и большой старинный особняк мы видели у дороги под Веной, и самое интересное, что над дорогой и особняком летали несколько соколов. Мы предположили, что в особняке у них питомник.

Сегодня Аутлет работал, парковка полная машин с местными, российскими и немного украинскими номерами. Все бегают из магазина в магазин, выходят с коробками, пакетами, сумками. Александр определился, что нам хватит примерно два часа, чтобы сделать все, что задумано. Шурику дал задание, присмотреть себе что-нибудь в японском модном молодежном магазине. Пока мы смотрели, что интересного, зашла группа японских туристов, и они от радости и восторга стали визжать в полный голос. А потом стали скупать немерено одежды. Шурик посмотрел на все это, и говорит: «Зачем они скупают здесь все подряд, у них что своих магазинов мало, это же японский магазин?» И в полном недоумении вышел и отказался что-либо смотреть. Не понравилось.

Александр пошел в свой любимый магазин, ради которого и приехали. Конечно, он себе нашел что купить, ведь качество и лекало идеально ему подходят с его непростой крупной фигурой, двухметровым ростом и нестандартно длинными руками. А длинные руки он себе «нагреб» в академической гребле, очень серьезно занимался. И все эти выкрутасы, что крутая марка, мы одеваемся в Европе, не по нам. Мы одеваемся там, где есть хорошее качество и дают хорошие скидки, и подходит особенностям фигуры. Вот и весь секрет. Ну и зашли в магазин, всеми нами любимый Адидас, мы ведь спортивные люди, по утрам за круасанами в магазин бегаем. Ну и скидки здесь, просто не хочешь, а все равно купишь.

Аутлет .

Шурик в японском молодежном магазине.

Время обеда, и Александр предложил перекусить в местной столовке, где продают только морепродукты, никакого мяса. И может быть, это наш последний полноценный обед, перед дорогой, потом только на заправках да придорожных кафе перекусы.

Принцип столовой, берешь поднос, идешь мимо витрины, показываешь, что тебе нравится, и тебе это накладывают в тарелку. Александр взял уху в томате, жареного окуня и плов. Я взяла семгу с вареной картошкой, а Шурик очень зажаренную рыбу в панировке и картошку по-деревенски. Все это запивали водой и кока-колой. Обед нам обошелся в 49,5 Е. Не дешево, так скажем.

Обед.

Обед в Австрии.

Жалко, нет шницеля.

Мы поели, у нас осталось время сходить в МЖ и загрузиться в машину. Настроение хорошее, мы сыты, довольные поездкой, покупками, идем по направлению к МЖ, я рассказываю Шурику историю поездки в Австрию без него, мы вспоминаем веселые приключения и истории с Александром и смеемся. Все в хорошем настроении. И тут мужской голос: «Ер….тьевы (по фамилии), это ВЫ!!!» Мы опешили. Смотрим по сторонам, стоит у банкомата мужчина в шапочке и колдует над карточкой. И что вы думаете, мы не признали в Шапочке нашего друга, который тоже отдыхал с семьей и детьми на лыжном курорте и который так к нам и не приехал в гости в Будапешт.

Радость встречи, объятия, поздравления с наступившим Новым Годом. Мы так все радовались друг другу, не можем в Москве встретиться, а неожиданно встречаемся в Австрии. Пусть станет хорошей традицией.

Встреча друзей в Австрии.

Радость встречи.

Мы наскоро делились новостями, событиями, ребятам еще надо было ехать в Словакию за детьми. На такой позитивной ноте мы уезжали из Австрии.

Уже выехав с парковки, мы увидели джип наших друзей и, догнав их машину, стали им приветственно сигналить и махать, а они нам в ответ. Другие, наверно, подумали, что россияне так приветствуют своих. Тоже можно завести такой обычай, на дороге приветствовать своих земляков!

Из Австрии мы выехали примерно в пять, начале шестого вечера, взяли курс на Братиславу по Е58, и по хорошей скоростной трассе мимо Жилина, Бельско-Бяла, Катовице на Варшаву. Плотность автотранспорта средняя, дорога в несколько полос, можно без проблем обогнать большегруз и ехать с приличной скоростью.

Перед Варшавой где-то за 40 км, уже отремонтированные дороги перекрыты, и стоят знаки объезда, и еще не повесили указатели. На одном таком съезде навигатор показывает поворот направо, потом надо перестроиться поехать 1-2 км, повернуть налево, потом перестроиться для разворота и влиться в основной поток машин прямо. Без единого указателя, конечно, мы заплутали и съехали не в тот поворот, пришлось потерять еще около 10 км, пока нашли разворот. Остановились на заправке передохнуть и заправить автомобиль (по карте 1783 руб).

По Европе ехать одно удовольствие, особенно в темное время суток, машин мало, дорога ровная, хорошо почищена от снега. Проехала Варшаву, по указателям без проблем, хотя в самой Варшаве тоже полным ходом идут дорожные ремонтные работы. Выехали уже в сторону Бреста, Александр спрашивает, как я себя чувствую, не хочу ли спать. Конечно, устала столько за рулем, но пока терпимо, могу ехать и контролировать себя и дорогу. Я со 120 км/час скинула до 90 км/ч и ехала так, никому не мешая, в правом ряду.

Уже в районе Бяла-Подляске Александр настаивал, давай останавливаться в гостинице, поспим и поедем отдохнувшими. А меня, что называется, торкнуло, не хочу спать, не могу глаза закрыть. Я прикинула, что ночью на таможне меньше очередь, может, повезет быстрее пройти досмотр. А если спать захочу, остановлюсь на заправке и в машине пару часов посплю. На этом и порешили.

Подъезжаем к таможне, встаем в очередь. В очереди машин 7. Пускали по одной машине. На польской стороне машину проверили, документы оформили, проезжайте. На одну машину уходило по 5-7 минут. А вот белорусы не спешили пускать машины к себе. И на нейтральной территории машин скопилось много. В итоге на польской границе стояли минут 40, а на белоруской 1 час 40 минут.

Проехались мы по ночному Бресту, по чистым улочкам и поехали в сторону Родины. А как только выехали мы за пределы города, начался просто УЖАС! Был снегопад, и дорогу совершенно не чистили, а еще под слоем нечищенного снега просто каток. Видно снегопад валил целый день и вечер, в городах почистили дороги, а трассу не успели, кто ночью будет работать в Белоруссии и убирать снег. Максимальная скорость 50 км/час, начинаешь немного сильнее давить на газ, у машины задний корпус идет в занос, начинает раскачивать и вилять. Были места дороги, где снега было по середину двери, ехали по накатанной дороге за фурами или грузовиками. Уже начинало светать. Машины ехали, выдерживая большую дистанцию, но были и смельчаки, которые на скорости заезжали в сугробы, их заносило, они буксовали, возвращались в накатанную полосу и ехали, как все.

И тут произошла авария перед нами. Буквально за 4 машины до нас впереди машину стало на скользкой дороге заносить, водитель пытался выровнять машину, резко дал по тормозам, не справился и въехал в впереди ехавшую фуру. Капот смяло, как консервную банку, машина загорелась. Все, кто ехал перед нами, стали экстренно тормозить, вставали в шахматном порядке, чтоб еще больше аварии не собрать. Сзади тоже собралось машин, люди бежали с огнетушителями, Александр тоже взял из машины огнетушитель, побежал на помощь. Водитель загоревшейся машины в шоке, еще в машине ехала женщина с маленьким ребенком (примерно 1 годик), и пожилой мужчина. Я увидела коляску с младенцем, и у меня началась паника. Слава Богу, все живы! Из других машин стали доставать пледы, чтобы укрыть ребенка, одна женщина стала осматривать людей, не травмированы ли они. Тут же позвонили в пожарную, и в скорую.

Я сама испытала такой шок, что пришлось остановиться на ближайшей заправке, перевести дух. Конечно, сказывалась усталость, и недосып, и трудные дорожные условия. Все в кучу. Александр мне взял кофе, но у меня от нервного напряжения руки тряслись, и чашка по зубам клацала. Еще на улице долго стояла, приходила в себя, умываясь снегом. С этой заправки сами еле выехали, из-за снега. Так и ехали, считая на обочинах улетевшие машины с дороги. Только в 10 часов утра увидели первые снегоуборочные машины на трассе.

А по России ехать было одно удовольствие, или у нас не было снегопада, или наши службы работают в сравнении с белорусами намного лучше. Вот так мы с Богом и рок-н-ролом доехали до дома.

Подводя итог поездки хочу сказать:

Пройдено 4700 км.

Бензин — средний расход на 100 км 6 л (Аи 95), всего потрачено на бензин — 23977 руб.

Виньетки в Словакию и Венгрию покупали через интернет, виньетка Австрийская — 8,9 Е, виньетка Чехия — 17 Е брали на заправках.

За все гостиницы и апартаменты заплатили 503 Е. Ну и проели в ресторанах и забегаловках немалую сумму.

Курс на январь 2017 г.

• 1 Е — 65 руб. (покупали дороже 1 Е — 74 руб.)
  • 1 Е — 301 Ft (форинт)
  • 1 Е — 26,2 Kr (крон)

Съедено около 100 кг шницеля и тонна сладких конфет. Подсадили ребенка на AS/DS и The Rolling Stones, а из русского рока на Игорей Сукачева и Растеряева.

На этом хочу рассказ свой закончить и сказать вам, что жизнь прекрасна! Желаю всем ярких путешествий и новых стран! До встречи!