Возвращение на Памир. Моё вольное путешествие. Кыргызстан — Таджикистан — Узбекистан 2017

02.11.2017 | 22741 просмотр

Странствия — лучшее занятие в мире.
Когда бродишь — растёшь, растёшь стремительно,
и всё, что видел, откладывается даже  на внешности.
Людей, которые
много ездили, я узнаю сразу из тысячи.
 Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь.
 Они роднят нас с небом. Если мы получили ещё недоказанное
 счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю.
 Константин Паустовский «Романтики»

Эта фраза из книги в какой-то момент затронула меня изнутри, став мне напутствием в этом путешествии.

Всем доброго времени суток!

После прошлогоднего путешествия по Средней Азии на машине, я твёрдо решил для себя, что обязательно вернусь в эти замечательные, красивые края добрых и гостеприимных людей.

Этим летом я начал задумываться о предстоящем путешествии. Многие люди мечтают хотя бы один раз в жизни отправиться в далёкое одиночное путешествие. Я был одним из таких романтиков, поэтому решил воплотить в жизнь ещё одну мечту. А мечта была такая — одиночное, вольное путешествие. Как это было, напишу всё подробно.

Так как на машине я уже путешествовал (не только путешествовал, но и на работе провожу в ней большую часть жизни), в этом году я решил отдохнуть от управления транспортным средством. Мне хотелось чего-то нового. И в это путешествие, собрав свой походный рюкзак, я отправился автостопом. Имея только небольшое, поверхностное представление о данном направлении в мире путешествий. От этого путешествия я хотел получить более яркие эмоции и чувства, получить больше свободы, новых друзей, общения, красоты природы, свежего воздуха и где-то в пути, высоко в горах, просто побыть с самим собой.

Путешествие было решено начать в Кыргызстане, доброй, тёплой, гостеприимной и вкусной стране. Казахстан решил перелететь на самолёте. Сам я живу в Гурьевске, за день до отъезда, забронировал место в приложении бла-бла-кар, Гурьевск — Новосибирск — аэропорт Толмачево, и на следующий день улетел в Кыргызстан.

Начало сентября и начало моего путешествия, аэропорт Манас, город Бишкек. Впереди целый месяц дороги, новых знакомств и приключений. Предполагаемый маршрут: Кыргызстан — Таджикистан — Узбекистан.

Пока ждал багаж, поменял немного рублей на сомы, чтобы хватило на дорогу до города. В аэропорту курс неинтересный 1 рубль 1,05 сом, в городе за 1рубль дают от 1,85 до 1,21 сом, разница существенная. Вообще, с курсом мне повезло, в сентябре в Азии рубль серьёзно шел в рост. Тут же в аэропорту случайно знакомлюсь с туристом из Армении, скидываемся на такси по 250 сом, 40 минут езды и я в городе. В прошлом году я был на Иссык-Куле, но не видел городов Киргизии, в этом году я решил внимание уделить городам.

В городе первым делом я пошел в посольство Таджикистана и сделал пропуск в Горный Бадахшан. В этом году он стоил 25 долларов, другие валюты в посольстве не берут. Потом зашел в обменник и поменял местных денег. Дело шло к вечеру, нужно было определяться с жильём.

Ещё дома в интернете, в сообществах путешественников, я читал информацию, что в этом году в Бишкеке работает проект АВП «Академия Вольных Путешествий». Проект называется «Дом для всех, или Дом хороших людей». Это дом, где любой путешественник нашей необъятной планеты может остановиться и пожить, просто так. И такие проекты у АВП есть не только в Киргизии. Руководитель проекта, знаменитый путешественник, основатель АВП, Антон Кротов. Ещё в начале сентября в Киргизии, праздновали 22 года со дня основания АВП, на сам праздник я не попал, но была возможность познакомиться и пообщаться с интересными людьми.

Я достал планшет и написал Антону Кротову вконтакте, просто написал, не зная этого человека. Написал, что путешествую и хочу остановиться в доме, через 10 минут ответил Антон. Написал — добро пожаловать, адрес и телефон дома.

Погуляв по городу, вечером я пришел в дом для всех, где меня тепло встретили его жители, ребята путешественники.

Кто-то, как я, только начинающий, а у кого-то за спиной уже было более 100 пройденных стран, были и знаменитые в кругах путешественников люди. Самого Антона дома не было, он был на Иссык-Куле.

Познакомился с ребятами, все были просто замечательные люди, четыре девушки, три Даши и Кира, две Даши прибыли в тот же вечер, что и я. И пять парней, Антон, Илья, Коля, Глеб и Дима. В доме царила дружная и веселая атмосфера, и я решил, что останусь тут дня на три, заодно лучше узнаю город. Вечером мы пили чай, общались, рассказывали истории из путешествий и весело шутили.

Немного фоток из дома в Бишкеке.

Даша, Кира, Антон, Даша, Я.

У Даши из Красноярска по руке ползает тарантул, она с ним путешествует. С ним и мужем Димой.

Выспавшись, утром следующего дня я сходил на базар, накупил фруктов и угостил всех ребят. В Бишкеке фрукты недорогие, а арбузы возят даже на дом. По улицам и дворам курсируют машины груженые арбузами, с громкоговорителем на крыше. Потом я так и покупал арбузы, когда слышу на улице громкий крик «Арбуз, арбуз», выхожу на балкон машу рукой, машина останавливается, выхожу из подъезда и беру арбузы, вот такой сервис.

Позавтракав, мы с ребятами отправились гулять в город, кто в центр, кто на базар, а кто к местному художнику на выставку.

На фото Антон Веснин, известен как шейх Антон и очень умный человек, знающий несколько языков и ответы на все вопросы, с этим человеком можно общаться на любые темы. В процессе своих путешествий Антон 2 года учился в Иране , 4 года работал в Ираке, городе Наджаф, где и стал шейхом. Это он недавно женил Антона Кротова. Посерёдке Илья Скоробогатов, музыкант, поэт и продюсер. У Ильи есть своя группа «Ласковое лето», по вечерам Илья показывал нам свои клипы. А справа это я, Андрей. Вот такая замечательная компания.

По ходу прогулки по городу мы дошли до «Ошского базара», самой окраины города. Там я купил бутылку айрана, айран вкусная вещь, айран в Киргизии напомнил мне вкус детства, на вкус, как кефир из 80-х годов. Потом зашли в супермаркет «Глобус», купили готовой местной еды и разных пирожных. Особенно мне понравилась местная бахлава, в Киргизии она нереально вкусная. Вернулись домой уже вечером. Завершение хорошего дня отпраздновали арбузами.

Следующий день пролетел незаметно, после утреннего похода на сельский рынок мы весело общались, ели фрукты и отдыхали. Вечером тоже развлекались, как могли. Мы с Дашей, которая из Нижнего Тагила, пили чай с пирожными, Антон с Димой, мужем Даши из Красноярска, дуэтом играли на глюкофоне и варгане.

Вскоре пришёл Антон Кротов и сказал глюкофон выбросить в окно на хрен. Потом, как директор АВП, собрал всех в зале, со всеми познакомился и попросил, чтобы каждый рассказал немного о себе и записал в его тетради свои контакты.

Немного пообщались с Антоном. И я пошел спать, завтра в дорогу.

Утром проснувшись, я привел в порядок рюкзак, попил чаю, попрощался с ребятами, теми, кто не спал, и пошел на остановку общественного транспорта. Сел на троллейбус, выехал из города, на выезде сел на маршрутку, за 50 сом доехал до Карабалты. Вышел на перекрёстке на Сосновку.

Я знал, что на этом перекрёстке много кафе и тут останавливаются все попутные машины на Ош. Подойдя к пустому автобусу Мерседес-спринтер, я спросил водителя не подвезет ли он меня в сторону Оша. Водителя звали Талай, он с женой и дочкой возвращался домой в Узген, это 30 км не доезжая Оша. Каждую неделю Талай возит на продажу фрукты в Сокулук, а старшие дети их продают. Узнав, что я из России, он с радостью согласился.

Дорога в компании хороших людей  совсем не напрягала, ехали, весело болтали, ели и пили чай в кафешках.

Я из окна успевал делать фотки и наслаждаться красотой Кыргызстана.

Ночью приехали в Узген, Талай спросил — где тебе остановить. Говорю: «У ближайшей чайханы». «Никакой чайханы, — говорит Талай, — сегодня ночуем у моей сестры». Зная гостеприимство местных жителей не понаслышке, я не стал возражать.

Встретили меня в гостях душевно и радостно. Урмат, племянник Талая, в честь моего приезда пошел в стайку рубить петуха, хотя еды на столе было достаточно. Еле его отговорил, говорю — спасибо, я наелся, да и ночь на улице, пусть петух спит, потом зарубишь.

Замечательные и добрые люди, накормили, напоили, выделили мне для отдыха весь зал и кучу одеял с подушками.

Выспался я как надо. Утром меня напоили чаем с лепёшками и вареньем. Урмат проводил меня до трассы и остановил мне машину до Оша, мы по-братски обнялись, и я уехал.

Через 30 минут я приехал в Ош. Заселился в недорогую гостиницу «Алай», 350 рублей одноместный номер, принял душ и пошел гулять по городу.

В Оше я был 2 дня, отдыхал и ел местную еду. В Киргизии мне нравится, зелёные города с домашней атмосферой, приятными людьми, базары с недорогими фруктами, вкусная кухня и красивейшая природа. Это страна для отдыха, сюда надо приезжать и отдыхать. Конечно, любителям роскоши, небоскрёбов и прочей архитектуры тут любоваться будет нечем.

Рано утром я пешком вышел на трассу и начал ловить попутку в сторону Сары-Таша.

До Сары-Таша я добрался за 7 часов на попутных грузовиках, так как легковые туда едут очень редко. Люди останавливались и с радостью подвозили меня.

До ближайшего посёлка меня довёз Асман, на груженом мешками с цементом Дэу. В кузове нашлось место и для моего рюкзака. Вышел я возле магазина, хозяйка которого, увидев во мне путешественника, ещё и говорящего на русском, обрадовалась, пригласила в гости, накормила дыней и наложила в рюкзак груш.

Потом я остановил Камаз, водитель Элдар, подвез меня примерно 10 км. Рассказал, что работает на вахте в Якутии, тоже на Камазе.

Элдар остановил мне попутный Зил, который ехал через Сары-Таш в Эркештам, водителем был его друг, узбек по имени Инам.

И 170км до Сары-Таша я ехал с Инамом. Инам летом возит уголь из Эркештама в Ош, на своём Зилке, а зимой работает в Перми на маршрутке. Ехали, ели груши, шутили, смеялись и душевно общались за жизнь. Мне даже не приходилось делать фотки из окна, Инам, понимая ситуацию, сам останавливал машину у красивых мест.

Выйдя в Сары-Таше у магазина, попрощавшись с Инамом, встретил немецких велосипедистов Людвига и Нину, они сидели на крыльце и что то жевали.

Узнав, что я русский, они попросили меня выбрать им хорошей водки. А откуда я знаю, какая тут водка хорошая. Но за словом в карман лезть не стал, повел их к прилавку, брал бутылки, крутил, запуская в них змея, тёр донышком об ладошки. Немцы смотрели и дивились, потом купили все выбранные мной бутылки. Чудные.

Тут же пообщался с двумя парнями из Лондона, которые в Бишкеке купили битую, но свежекрашенную Ваз2107 за 2500 долларов и ехали на ней на Памир, причём через Лангар. В Киргизии ценится наш автопром, Вазы классика, москвич 412 тут стоят хороших денег. Например, старая шестёрка 80х-90х годов будет стоить примерно 1500 долларов.

Сары-Таш — это перевалочная база для туристов со всего мира, кого тут только не встретишь, но больше всего это немцы, французы и англичане.

Пообщавшись с иностранцами, я зашел в гости к старому другу Хорозу, у него своя гостиница. Хороз обрадовался и сразу накрыл стол— шурпа, плов, баранина, водка, пиво. Хороший дед.

Вечером у Хороза был наплыв немцев, на мотоциклах и арендованных в Киргизии УАЗах.

Среди всей этой международной тусовки очень радовали две девчонки из Перми, Марика и Катя, путешествуя автостопом, они остановились в гостинице у Хороза. От присутствия наших девчонок на душе было веселее.

А мы с Хорозом всё праздновали встречу. И к вечеру, от такой акклиматизации, высота вскружила мне голову. В 11 вечера, Хороз пошел спать, а я сидел за столом и заскучал. Выйдя на улицу подышать свежим воздухом, взяв пива, я сел на крыльце магазина, наслаждался горным воздухом и пивом «Арпа». Тут подъехали местные ребята на Хонде. Познакомились, одного из них звали Данияр, мы купили ещё пива, я бросил рюкзак в багажник, и мы поехали продолжать общение домой к Данияру. Сидели где-то до трёх ночи, было весело.

А утром, когда я проснулся, отец Данияра, Мирбек, позвал меня за стол, накормил супом, напоил чаем, узнав мой дальнейший маршрут, предложил подвезти до границы.

По пути меня встречал пик Ленина на рассвете, это зрелище стоило раннего подъёма, а горный воздух сделал своё дело. После вчерашнего у меня совсем не болела голова, и чувствовал я себя очень бодро.

Встреча с пограничниками тоже прошла очень тепло. Мне без всяких вопросов поставили печать в паспорт. А когда узнали, что далее я иду пешком, то напоили меня чаем и набрали бутылку воды, сказав — лишняя не будет, ещё положили в рюкзак лепёшку. Я в ответ подарил им шоколадок «Алёнка», «Яшкино» и, надев куртку, отправился в путь. Всего 24 км до Таджикской границы, для моего богатого походного опыта это ни о чём, да и попутка, может быть, подвернётся. Но тут я ошибался.

Я шел по нейтральной территории на перевал Кызыл-Арт высота 4282 метра и наслаждался красивыми видами. Высота делала своё дело, для нормальной ходьбы не хватало воздуха, приходилось идти медленно, с интервалом 45 минут ходьбы 15 минут отдыха. Но оно того стоило, я шел, любовался суровой красотой гор, а когда отдыхал, ел груши с лепешкой, подаренной пограничниками и размышлял о жизни и её смысле.

Проезжавшие мимо редкие машины с туристами не могли меня подвезти, так как были загружены, даже на крыше были привязаны рюкзаки, а машины без туристов были забиты баулами с товаром. Люди были немного шокированы, видя одного человека с рюкзаком, идущего в перевал, понимая, что я тоже приехал в эти края издалека.

Но я не скучал, в дороге меня сопровождали рыжие сурки, они бегали в метре от меня и ничего не боялись. Вот и появились столбики, установленные строителями Памирского тракта. Отшагав примерно 20 км, я понял, что до границы осталось как минимум столько же. Но за это я не переживал, напрягало припекавшее на высоте солнце, я чувствовал, как подгорали мои уши и нос.

Натянув шапку на уши и прижав солнцезащитными очками к носу фольгу от конфеты, я шел дальше. Дорога на высоте была не простой, отшагал я 9 часов, запасы воды были на исходе.

И тут дорога подарила мне друга, замечательного человека по имени Джумамидин. На перевале остановилась машина, маленькая Дэу Тико, из которой вышел человек, он радовался, шутил и разговаривал со мной. Я тоже радовался, что встретил родственную душу, мы просто стояли и долго разговаривали. Джумамидин с семьёй ехал из Оша, домой в Мургаб, он не предлагал подвезти меня, он просто сказал — поедем домой, и это было от души. Надо ли говорить, что мне повезло. Я был очень рад, я ждал примерно такого расклада, ведь в трудную минуту жизнь сама разруливает ситуацию, это её закон, главное верить. В крайнем случае, пришлось бы ставить палатку, комплект для нескольких дней автономной жизни и газовая печка у меня были. Граница была пройдена быстро, без всяких проверок — и Джумамидина и меня здесь знают и помнят. Я пообщался с другом, пограничником наркоконтролёром Нуриком, подарил ему шоколад и чай. Вспомнили, как год назад он орал на меня во всё горло за то, что проехал мимо его вагончика.

Попрощавшись с пограничниками, мы поехали в Мургаб.

Остановились на обед в столовой Каракуля, из еды были только чай и жареная картошка.

Пообедав, полюбовавшись красотой озера, поехали на перевал Ак-Байтал.

Спустились с перевала уже в сумерки, а в Мургаб приехали затемно.

Попили чай, немного побеседовали и спать. А что еще делать в Мургабе, когда темно, электричества всё равно нет и ещё год не будет, пока не закончится строительство электростанции. Мне выделили место на кухне, одеял и подушек на полу было достаточно, я укутался и заснул крепким сном.

Утром жена Джумамидина приготовила ширчай и пригласила за стол. Мы позавтракали, и я пошел в центр менять деньги и делать регистрацию. Курс в этом году радовал, за 1000 рублей давали 150 сомони, если сравнивать с прошлым годом, когда давали 120, разница существенная.

Сдав документы в ОВИР, пошел гулять по Мургабу.

Сделав все свои дела, погуляв по посёлку, забрав регистрацию, я вернулся в дом Джумамидина, где меня уже ждали и стол был накрыт горячим обедом.

Мы пообедали, и я стал собираться в дорогу. На прощанье подарил Джумамидину большой светодиодный фонарь, в Мургабе это необходимая вещь, а мне и маленького хватит, ещё оставил 150 сомони, это 1000рублей, сказав, что это от души детям на конфеты. За эти сутки в планах было добраться до Лангара. Джумамидин посоветовал поискать попутный транспорт на базаре, туда я и отправился.

Машина нашлась быстро. На входе в базар, где обычно стоят джипы маршрутки, стоял Глопер2, до Ишкашима. Рядом стояла женщина по имени Курбан, оказалось, она тоже до Лангар.

Я спросил, что мне нужно недорого уехать до Лангара, водитель по имени Сухроб говорит — без проблем, только поможешь забрать груз по пути. Я спросил, что за груз. Водитель улыбнулся и сказал — драгоценные камни. Я сел на переднее сиденье, чтобы удобнее было делать фотки. И мы поехали в сторону Аличура, на перевал Харгуш. На Памире Галопер2 самая ходовая машина, за выносливость его тут называют горным автомобилем. Сухроб на своём уже 8 лет катается по этим дорогам, ничего не делая с машиной.

На выезде из Мургаба к нашему экипажу присоединились путешественницы- автостопщицы Марика и Катя, с которыми я познакомился в Сары-Таше. В машине как раз было 2 свободных места, и девчонки поехали с нами.

Компания подобралась замечательная, ехали очень весело, балдели и слушали музыку, в какой-то момент Марика даже пересела за руль и вела джип.

Доехав до Аличура, остановились в местном кафе. И снова знакомые лица, парни из Лондона, на купленной в Бишкеке за 2500$ семерке, успешно продолжали своё путешествие. Ребята были замучены легендой нашего автопрома, рассказывали, как долго штурмовали перевал Кызыл-Арт, как машина постоянно кипела и буксовала. Я сразу вспомнил себя с другом Денисом, как в прошлом году мы сами на Ладе ехали по Памиру, но нам было проще, у нас была Калина.

Пришлось им объяснять, что на данной модели на таких подъёмах нужно включать печку на полную, принудительно включать вентилятор и заранее пересаживаться пассажиру на заднее сидение.

Попив чаю в кафе, мы поехали мимо озера Сасык-Кёль на Харгуш.

Доехав до перевала, Сухроб заехал в кашар к чабанам. Кашар это место, где летом живут чабаны и пасут скот. Взяв ещё одного пассажира из чабанов, мы немного отклонились от маршрута. От дороги повернули направо и по долине, объезжая камни, поехали в горы, забрать груз, как говорил Сухроб — драгоценные камни. Через 20 минут мы приехали на красивейшее озеро Карадара. Там был загон для скота. Сейчас, осенью, здесь никого не было, но летом тут пасут скот.

Драгоценными камнями оказались кизяки, ещё их называют топаки. Сухроб живет во Вранге и возит домой топливо, так как дело идёт к зиме. Топаки надо было сложить в мешки и загрузить на машину. Нас такой расклад устраивал, увидеть такое красивое озеро, поучаствовать в быту памирцев, погостить у чабанов, всё это того стоило. И мы дружно принялись за работу. Девчонки, весело смеясь, складывали кизяки в мешки, при этом называя их говном.

Я таскал мешки к машине и забрасывал их на крышу, а Сухроб крепил груз. Что не вошло на крышу, сложили в багажник, а рюкзаки поставили в ноги.

Закончив работу, мы снова поехали к перевалу Харгуш, в гости к чабанам.

Там нас радостно встретили, угощали свежим айраном и горячими лепёшками. Айран у чабанов был совсем другой, не как в городах и посёлках, более кислый и очень густой, он хорошо черпался горячей лепёшкой и не растекался.

Я был рад, что жизнь собрала нас в эту минуту и в этом месте. Мы ели, пили, весело общались и были по-настоящему счастливы. Даже не заметили, как на улице стемнело.

Погранзаставу на перевале Харгуш мы проходили уже затемно, проверка документов и снова в путь.

Спустившись в Лангар, выйдя из машины и попрощавшись с ребятами, я даже не успел подумать о том, где я буду ночевать. Курбан, замечательная женщина, позвала меня в гости в кишлак Хисор, он сразу же за Лангаром. Курбан приехала из Мургаба к брату и его семье.

В Хисоре меня встретили очень душевно и тепло, хозяин дома Кабутар и все его родственники и соседи. Встречали меня, как будто они меня знали с рождения, как родственника, который приехал в гости издалека и скоро навсегда уедет. Такое гостеприимство, такую искренность и доброту словами не передать. Я думал, что уже видел верх доброты и гостеприимства, но чем дальше я уезжал в горы, тем ещё добрее жили там люди.

За столом Кабутар, я и Макс, брат Кабутара. Конечно, у него есть памирское имя, но Кабутар сказал — оно сложное, мы все его называем Макс, он даже в телефоне записан Макс и тут же продемонстрировал мне телефон с записью.

Некбахтшо, сын Кабутара, налив всем чаю, присоединился к застолью. А женщины и дети ужинали за отдельным столом.

Мы пили чай и общались как старые друзья. Люди очень интересные, с ними было о чём поговорить. Кабутар работает учителем географии в местной школе, Макс учителем начальных классов, а у Некбахтшо есть свой магазинчик. Остальные сыновья и племянники учатся и работают в России. На Памире это во всех семьях, 60% населения учится и работает в России.

Поужинав, напившись чаю, поговорив, мне показали место для сна. Это было самое лучшее место в памирском доме. Это была моя первая ночёвка в настоящем памирском доме.

Проснувшись утром, я вышел на улицу подышать свежим воздухом. Ко мне подошел Некбахтшо с кувшином воды и полотенцем, я умылся, и мы пошли завтракать. Ширчай и омлет, традиционный завтрак на Памире.

Позавтракав, мужики стали собираться на работу, а я прогуляться в горы и искупаться в горячих источниках. В Хисоре очень много источников, на любой выбор температур, и народу на них никого. Туристы мало кто про них знает, потому что они не распиарены, как Гарм Чашма и Биби Фотима.

Кабутар перед уходом на работу сказал, чтобы все грязные вещи я оставил в углу на выходе из дома, женщины всё постирают.

Я так и сделал и отправился в горы по узким хисорским улочкам.

А потом по горным тропам, до источников.

Вода в источниках проточная, чистый нарзан. Отмокал я примерно час, а после бани отправился обратно в Хисор. Я счастливый шел по узким тропам кишлака, раздавая девушкам и детям шоколадки и конфеты, которые специально для этого привёз из дома.

Придя в дом, пообедав, я пошел в гости в школу к Кабутару. В школе меня, кроме Кабутара, встретили директор и завуч, душевно побеседовали, даже устроили мне экскурсию в местный музей при школе.

Погостив в школе, я пошел прогуляться по Ваханской долине, в сторону границы с Афганом.

В долине как раз шла уборка сена. Прогулявшись, посмотрев, как работают памирские девчонки, я пошел в кишлак. Отдыхать и кушать урюк, который рос по всему кишлаку и был очень вкусный, по сравнению с абрикосами.

Вечером с работы пришел Кабутар, и мы снова пошли на источники.

Хорошо в Хисоре, круглый год горячая баня, Кабутар сказал, что это всевышний пожалел нас и подарил эти источники.

С источников открывался красивый вид на Афганистан и Сархадское ущелье. Сархадское ущелье справа, по нему можно добраться до Пакистана, кстати, дорога в Пакистан уже есть и скоро будет функционировать, в Лангаре уже строят погранпереход, а в Афганистане новый базар. Из него же вытекает река Вахандарья, а с левого ущелья реки Памир, вытекает река Памир, тут же они сливаются, образуя реку Пяндж.

Накупавшись, мы пришли в кишлак, поужинали пловом с мясом архара, попили чаю, немного побеседовали. После ужина я заснул крепким сном, источники дали о себе знать.

На следующий день мы попрощались с Кабутаром, и он ушел на работу. Я уложил постиранные вещи в рюкзак и до обеда просто отдыхал в доме, пил чай и ел урюк. В обед Курбан с женой Некбахтшо накрыли стол, мы пообедали, они набрали пакет яблок и урюка мне в дорогу.

Я попрощался с этими замечательными людьми, ставшими мне друзьями. Пора отправляться в путь, накинув рюкзак, отправился в Лангар.

В Лангаре я познакомился с местным парнем по имени Шерафкан. Спросил у него, что можно посмотреть в Лангаре. Шерафкан сказал: «У меня есть девятка, правда, аккумулятор сел и нет бензина, если её заправить и завести, то я всё покажу». Это было здорово, я сразу договорился, чтобы потом Шерафкан отвёз меня в Ямчун, это 60 км от Лангара. Мы с толкача завели девятку, сгоняли на заправку, я залил бак бензина, и мы поехали смотреть Лангар.

Лангар, вид сверху.

Внизу Афганский базар и дорога в Пакистан.

Покатавшись по Лангару и окрестностям, мы поехали в Ямчун.

По пути, не доезжая Ямчуна, остановились возле источника Ширгин Нарзан, набрать газировки. Из этого источника течет настоящий газированный нарзан. Местные рассказывали, он самый полезный на Памире, именно для желудка и глаз.

В Ямчуне я вышел на перекрёстке, на Биби Фотима и крепость, остановил путешественников из Чехии, и с ними поднялся 8 км в горы, до источника.

Приняв горячую ванну, я пошел искать ночлег, тут ко мне подошел хозяин гостиницы «Биби Фотима» Мирали. Говорит — нужна гостиница, пойдем ко мне, цена 15$, говорю — спасибо, нет. Про себя подумав, зачем платить 15, если внизу есть гостевые дома по 5, но до них можно и не дойти, так как местные пригласят в гости и оставят ночевать просто так. «А, так ты русский, — весело вскрикнул Мирали, — тогда 5$». Я не стал обижать Мирали и отказываться от такого душевного предложения.

Заселившись в гостиницу, я пошел на крепость. Крепость в Ямчуне — это шикарное место, богатое историей и красивыми видами.

Виды с крепости открываются просто шикарные, несмотря на туман.

Вернувшись в гостиницу, я ещё раз искупался в источнике и на улице дышал свежим воздухом, вглядываясь в ущелье.

Тут меня окрикнул сидящий на топчане Мирали. Говорит — пойдём на кухню, пропустим по 100. Мы зашли на кухню, за столом уже сидели друзья Мирали, глава района и директор школы. Мы выпили полторашку водки, закусили, пообщались, и я пошел спать.

Проснувшись утром, я снова пошел купаться в источник, с соседом по комнате, японцем, жившим в Америке, а после источника пошел на кухню завтракать.

Возле гостиницы, я познакомился с ребятами из Хорога, Хаюм и Мирзошо. Они с девчонками приехали отдохнуть на источник. И мы все вместе поехали в Хорог, взяв с собой главу района и директора Ишкашимской школы, они ехали до Ишкашима.

Пока Хаюм с друзьями поехали на заправку и по своим делам, меня и главу с директором, оставил в Ямчуне, где мы пошли в гости к директору школы Ямчуна. Была душевная встреча, с лепёшками и салатами, потом директор сходил в магазин и принёс коньяк, а потом водку. После чего директор школы Ишкашима передумал с нами ехать. А мы с главой дождались Хаюма с ребятами и поехали в Ишкашим.

По дороге перед Ишкашимом заехали в музей, где мне провели экскурсию.

Пообедав в Ишкашиме и оставив там главу района, мы поехали в Хорог.

В Хорог приехали ближе к ночи, ребята завезли меня в уже знакомую гостиницу «Памир Лодж», где я запланировал остаться на несколько дней. В гостинице, после веселых и насыщенных дней, я немного пообщался с соседкой по комнате японкой по имени Кана и лег отсыпаться.

Проснувшись утром, я наблюдал международную тусовку, тут иностранцы со всех стран мира, и мото и авто и пешие туристы. Были и россияне из Москвы, на арендованных в Киргизии джипах. Многие иностранцы едут в Афганистан группами на однодневный тур.

После завтрака я пригласил Кану прогуляться в ботанический сад.

Сад в Хороге замечательное место. Даже если вы не ботаник и не любите смотреть разного вида деревья и цветочки, то тут вы можете поесть различные фрукты, ягоды, лично сорвав их с дерева, погулять, просто подышать свежим воздухом и отдохнуть в беседке. Из сада открывается красивая панорама на город.

Прогулявшись по саду, мы съездили на базар, купили лепешек, фруктов и вернулись в гостиницу. Сегодня я больше никуда не ходил, просто отдыхал в гостинице.

А на следующий день я отправился в город, хотел сходить на Афганский базар, но он не работал. Попив чаю в кафе на набережной реки Гунт, пошел гулять по городу.

Весь день я гулял по городу, вечером вернувшись в гостиницу, поставил на зарядку все батарейки и лег спать. На улице делать было нечего, так как в Хороге пошел дождь, это был первый дождь за всё моё путешествие.

Утром я собрался и отправился в путь. Напоследок зашел к своему другу Хаюму.

Хаюм с отцом трудились во дворе, увидев меня, Хаюм обрадовался и поставил чайник.

Мы часок поговорили за чаем с вареньем и лепешкой, попрощались, и я отправился в дорогу.

Дойдя до выезда из города, я остановил попутку, через полтора часа был в Рушане.

Из-за нависающих облаков, фотографии получались, как в тумане.

Выйдя из Рушана, я 20 км отшагал пешком, был выходной, попуток почти не было. Но всё же получилось остановить Старекса, Назмишо с друзьями ехал до Ванча, с ними я доехал до развилки Ванч — Дарвоз.

Там я и заночевал в недорогой столовой при гостинице, за 70 рублей снял комнату, а на 50 рублей заказал манты, шурпу и чай.

Утром, выйдя трассу, остановил французов, Лёхо и Меррэль на Форд Ренджре, и с ними доехал до Калаи-Хумба.

Калаи-Хумб не маленький поселок, есть супермаркеты, светофоры, банки и дорогие отели.

И афганский посёлок на том берегу Пянджа тоже выглядит прилично.

Пройдя Калаи-Хумб от начала до конца, я пешком направился в сторону Душанбе.

Пройдя примерно 10 км, я остановил бензовоз Шанси. Добрый и душевный водитель Мустафо ехал из Мургаба, на мой вопрос — довезете до Нурека, с радостью ответил мне — можешь ехать со мной хоть до Душанбе.

Мустафо, на личном бензовозе, возит топливо в Мургаб. Замечательный человек и родственная душа. Дорога проходила легко, весело и интересно.

Дорога после Калаи-Хумба, была настолько узкая, местами просто прорублена в скалах. Водителям больших машин приходиться ехать внимательно и поддерживать связь. Так как в тех краях отсутствуют рации, их сигнал просто не проходит сквозь горы. Встречный водитель в окно на словах объяснял обстановку, есть ли за ним большегрузы. Приходилось их дожидаться и потом только ехать, иначе разъехаться нереально, сдавать задом тоже.

Но через 40 км от Калаи Хумба начинается хорошая трасса.

В Куляб приехали ближе к ночи.

В городе я оставаться не стал, вышел на заправке, не доезжая Нурека. Переночевал в хостеле, за 200 руб., а утром пешком пошел в Нурек.

Я шел, любовался красивыми видами Нурекского водохранилища в утренней дымке, на фоне гор и фисташковых зарослей. В Нуреке фисташки очень дешевые, за 300 руб. я купил целый килограмм, арбузы и гранат тоже недорогие и вкусные, 14 рублей за большой арбуз и 7 за маленький. В 20 раз дешевле наших и без химии.

Поев арбуза, я пошел дальше в сторону Нурека. Тут ко мне подъехал старый Опель, познакомились с водителем по имени Файзулло. Он стал расспрашивать, откуда, зачем, говорю — из Сибири в гости к вам приехал, Нурек хочу посмотреть. Садись, говорит — поехали.

В самом городе делать не чего, мы сразу поехали на Нурекскую ГЭС. Но там, на проходной, собрался целый конвульсиум, из охраны и мужиков в пиджаках. За въезд начальник выкатил такую сумму, что на эти деньги можно месяц жить в Нуреке и объедаться фруктами. Наверное, когда шли военные действия, этого начальника ранило осколком в голову. Тогда Файзулло сказал: «Далось нам это водохранилище, ты же его с горы посмотрел, поехали, у нас и лучше места есть».

Приехали мы в гранатовый сад, где я нарвал в рюкзак спелых гранат. Файзулло рассказал, что это сад его друга, его недавно не стало, а сад вот остался.

Потом мы уехали в персиковый сад, к другому другу Файзулло, где беседовали и ели арбуз под живую музыку в старом таджикском доме.

Отдохнув, мы поехали в сторону трассы. Файзулло немного рассказал о своей жизни, что у него пятеро несовершеннолетних детей. Глядя на состояние машины и количество бензина в баке, я понимал, что это правда. Остановившись на базарчике возле трассы, я купил Файзулло арбузов и оставил на сиденье 1000 рублей, сказав — от души детям на торт. Файзулло вышел на трассу и остановил мне попутный автобус до Душанбе. По-братски обнявшись, мы попрощались, и я уехал.

В Душанбе, выйдя из автобуса, я минут 40 пешком шел до центра.

Прогулявшись по городу, я зашел в кафе, отдохнул, съел пару шашлыков. Потом сел на автобус, доехал до вокзала, пересел на маршрутку и доехал до Заравшана, поворота на озеро Искандеркуль. До озера было 24 км подъёма, 14 км меня подвезли работники Согдийскго лесхоза.

А 10 км я отшагал пешком.

Почти дошел до озера, и остановилась ещё одна попутка, водитель по имени Диловар пригласил в гости. У меня, говорит, гостевой дом, можешь переночевать. Узнав, что я из Кузбасса, категорически отказался брать деньги, сказав, что родной брат учится в Кемерово.

У Диловара большой гостевой дом, недалеко от озера, от него начинаются все трекинговые маршруты. Я был гость, меня накормили, я играл в бильярд, выспался, а утром пошел к озеру.

Прогулявшись, посмотрев озеро и окрестности, я решил уехать в Худжанд.

Диловар, на своём Мерседесе спринтере, увозил до Заравшана группу немцев. Там он пересаживал немцев в другое такси, где было свободное место. Говорит — садись, немцы за все заплатили.

И вот так я с немцами уехал, только не в Худжанд, а в Истаравшан, но это было даже лучше.

Истаравшан оказался очень колоритным, интересным, уютным и добрейшим городом. Если в Душанбе люди живут обычной жизнью большого города и тебя там никто не видит, то тут ты как гость в центре внимания, все с тобой здороваются, фотографируются и хотят пообщаться. Как будто совсем другая страна.

Пока я гулял по городу, ко мне подошли человек 20, просто так, познакомиться и поговорить, из них человек 5 были дети, очень добрый город.

Цены тоже ниже в два раза, чем в Душанбе. Зайдя в ресторан, я заказал тарелку рассольника, два шашлыка, салат, лепешку, чайник чая и заплатил всего 120 рублей.

Погуляв по Истаравшану, вечером я пришел на базар, сел в уже заполненное такси и за 100 рублей уехал в Худжанд.

В Худжанде заселился в гостиницу напротив вокзала, за 200 рублей сутки.

День я просто отдыхал и ел арбузы. Все вещи отдал в стирку, в гостинице была такая допуслуга, стоила всего 40 рублей.

На следующий день пошел прогуляться в город.

Интересный, уютный и не дорогой город.

Побыв пару дней в Худжанде, отдохнув с дороги, поев фруктов и приведя в порядок вещи, я сел на маршрутку и уехал до Фатехабада. Там без проблем и вопросов за 20 минут перешел границу и я в Узбекистане. На границе вообще никого не было. На таджикской стороне поменял немного узбекских сумов. Курс даже лучше, чем в самом Узбекистане, за 1000 рублей дают 150000 сум, так как Таджикистану нужны рубли.

Сразу за погранпереходом проходит оживленная трасса, до Ташкента 80 км. Проигнорировав приставучих таксистов, которые в один голос 25 человек предлагали свои услуги (1000 рублей до Ташкента), я вышел на дорогу, где сразу же остановилась Нексия, и уехал в Ташкент. Автостоп в Узбекистане шикарный, даже руку поднимать не надо, так останавливаются, за 5000 сум, эти деньги минимум, которые платит любой попутчик.

Вышел я в районе Кулик на базаре, на улице стемнело. Я купил дыню, хорезмскую торпеду, и тут же на базаре надумал её съесть. Продавец дынь по имени Даурон стал расспрашивать меня — откуда, где был, куда идёшь. Говорю — иду в гостиницу.

Даурон говорит — зачем гостиница, поехали ко мне, дом большой места хватит. Ну, поехали, раз так.

Даурон работает перекупщиком дынь, покупает дыни грузовиками и продаёт продавцам на мелкой рознице.

Дом и вправду оказался большим, тут жили и Даурон и его брат Кудрат с семьёй. Место хватает всем, в одной комнате на втором этаже Кудрат развёл больше 1000 перепёлок. Говорит, они через 3 месяца начнут нестись, будет ещё один бизнес, яичный. Кроме этого, Кудрат местный знахарь, лечит людей от всех болезней, даже по телефону. Замечательная семья, накрыли стол и встретили меня, как родственника, все называли меня братом. Накормили, напоили и выделили комнату для отдыха. Даурон сказал: «Завтра работаю до обеда, потом приеду, поедем, покажу город».

Так оно и получилось, в обед приехал Даурон, и мы поехали в город, вместе с Кудратом.

Я и Даурон.

Хороший город, хорошие люди — первые впечатления о Ташкенте.

Прогулялись, посмотрел Ташкент, Кудрат спросил о моих планах. Говорю — еду в Самарканд. Кудрат кому-то позвонил и дал мне номер телефона. Говорит — мой племянник Шоха там живет, работает и учится, приедешь ему наберёшь.

Мои новые друзья отвезли меня на стоянку, где таксисты набирают пассажиров до Самарканда. И нашли мне машину за 350 рублей, как для местного жителя, если бы я был один, то и цена была бы, как с иностранца, 1000. Пока таксист набирал пассажиров, мы стояли и общались, как старые друзья. Потом, обнявшись на прощанье и пообещав, возможно, вернуться, я уехал в Самарканд.

Приехав в Самарканд в 12 ночи, я позвонил Шохе, встретились на улице Октябрьская. Шоха оказался своим парнем, зачётным, сразу предложил план на вечер, сказав, что нам нужен ночной Регистан и пиво.

Бросив рюкзак дома у Шохи, мы уехали до Регистана, ночью тут красиво и немноголюдно.

Я и Шоха.

Побыв на Регистане, мы поехали в квартиру, по пути Шоха купил местного пива. Полночи мы разговаривали и пили, пиво в Узбекистане отличное.

На следующий день Шоха показывал мне город.

Гуляли, общались, пили чай и ели плов, закупались на базаре. Хорошо, когда есть друг в Узбекистане, вход на все достопримечательности для местных 7 рублей, для иностранцев цена примерно в 100 раз дороже. Шоха сказал — если кто спросит откуда, говори, что из Ташкента. На базаре я поменял денег и купил всё, что мне нужно, всё сторговал Шоха, я только заплатил. За 10 килограмм разных сладостей, фисташек и прочих орехов я отдал всего 1500 рублей. Если бы покупал сам, даже 10000 руб. могло не хватить.

Вечером мы снова веселились, катались по городу и пили пиво. Передвижение по городу легкое и удобное, таксист тут тот, у кого есть машина. Чтобы уехать, нужно просто выйти на обочину, и машины сами будут останавливаться. Говорите водителю, куда вам надо, и если ему по пути, то за 5-6 тысяч сум он вас увезёт, а по пути каждому третьему водителю.

На следующий день я решил ехать в Андижан, но сначала сделать регистрацию. Самарканд был основной точкой моего пребывания в Узбекистане. За своё путешествие, я видел много всего, в том числе и медресе и мечети и мавзолеи, съел много фруктов, плова и баранины. Поэтому Бухару и Хиву, оставил на другой раз, так как через 3 дня у меня вылет из Оша в Новосибирск, да и денег осталось 5000 руб. Нужно было ехать поближе к границе Кыргызстана.

С регистрацией вопрос решили быстро. Шоха позвонил друзьям, приехала Рушана с другом и за пять минут сделали мне бумажку с печатью, даже денег не взяли. Потом отвезли меня на стоянку междугороднего такси и нашли машину за 350 рублей, место до Ташкента.

Классные и замечательные люди. Шоха студент, зарплата у него небольшая, от души я отдал ему 80000 сум, сказав — тебе на вечер, и пригласил к себе в гости, говорю — приезжай, покажу Горный Алтай. На этом и распрощались.

Приехав в Ташкент, я вышел на стоянке такси и стал искать машину до Андижана, но таких не было. Но за 450 рублей нашлась машина до Малгилана, куда я и поехал. Всю дорогу, я наблюдал гонки на Нексиях, водитель ехал 130-140 км/ч, обгоняя всех.

В Маргилан приехали ночью, водитель остановил мне на окраине, у самой дешевой гостиницы. Захожу, говорю администратору, что мне нужен недорогой номер. А он мне 200000 сум заряжает, вы же иностранец, недорого, говорит, только для местных. Не оставаться здесь было делом принципа, и я побрёл по маргиланским улицам искать место для сна.

Вскоре в центре увидел круглосуточный ресторан, типа чайхана с удобными топчанами. Захожу, заказываю пару шашлыков, салат, чай, кусок торта, всё на 200 рублей.

Я поел и прилёг, положив рюкзак под голову. Проспал я часов 5, утром меня разбудил официант, с претензией, типа, тут спать нельзя. Выйдя на дорогу, я остановил попутку до Ферганы.

Приехав в Фергану, на вокзале я сел на такси и за 100 рублей уехал в Андижан.

В Андижане, напротив теннисного корта, нашел гостиницу, где для всех была одинаковая цена 350 рублей, заселился и лег спать. В Маргилане было шумно, и нормально выспаться не получилось.

Отдохнув, взяв такси, я поехал смотреть город. В Андижане можно позволить, за 300 рублей таксист возил меня часа 3 и сопровождал в магазинах.

Андижан тихий и спокойный город, а вечером тут вообще скучно, не работает ни одного заведения, а кто не закрылся, закрывает милиция.

На следующий день на такси я уехал на границу, где увидел огромную очередь. Оказалось, что месяц назад заработало сообщение с Кыргызстаном. Пограничный переход Достук, закрытый из-за беспорядков в 2010 году, открыли и для местных. В очереди узнал, что люди не злятся друг на друга за тот конфликт. И во всём обвиняют американцев, что всё это было грамотно подстроено с их подачи.

Но долго в очереди я стоять не стал. Подошел к пограничнику, сказал, что путешественник, и был сразу пропущен на сканер вещей и паспортный контроль. На кыргызской стороне всё быстро, печать в паспорт и добро пожаловать.

Вылет в Новосибирск был через сутки. Ещё один день я повёл в Оше, снова заселился в гостиницу «Алай», прогулялся по городу. Потом в местном парке, что рядом с мостом, нашел хорошее кафе, там я отмечал завершение своего путешествия. Ел фрукты и шашлыки, а чтобы не было грустно от того, что путешествие закачивается, запил всё это купленной бутылкой хорошего местного бренди. А на следующий день я улетел в Новосибирск, где меня встретил друг, и через три часа я был дома в Гурьевске.

Вот таким получилось это путешествие, полное жизни и ярких моментов. Я благодарен судьбе за это путешествие, за увиденное, за тех людей, что встретились на пути и стали мне друзьями. В этом путешествии я увидел другой мир, таким, какой он есть, без формы; мир хороших людей, дружбы, доброты и красоты, и моя жизнь уже не будет прежней.

Путешествие длилось месяц. Бюджет поездки, не считая авиаперелётов, 25000 рублей. За 10000 рублей заранее были куплены билеты на самолёт, Новосибирск—Бишкек и через месяц обратный Ош—Новосибирск.

Спасибо! Всем добра!

Круто ! очень круто !!!
но, лучше бы разбили на части с периодичностью запостили бы. а то к середине наскучило сильно - все одинаковое стало, одни и те же горы и поселки.
А так только позавидовать по хорошему можно.
Молодец. За отчет 5. Приятно читать. Желаю дальнейших путешествий.
Ruslan
Илья Лемонтьев
Круто ! очень круто !!!
А так только позавидовать по хорошему можно.
Да, и про Антона Носова подробнее можно)

Сообщений: 2079
Самарканд мечта, но хочу на машине.
Happiness loves silence.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999
valdemar
К автору! Ну есть ли смысыл жизни?

Легко читать, настоящий путешествиник. медленно и верно вынашиваю идею поездки в те края . Буду знать у кого спросить подробные маршруты и интересные места.

Реутов
Лучше гор могут быть только горы! Спасибо за прекрасный и позитивный отчет! Сам я родом из г. Джалал-абад, Ошская обл., респ. Кыргызстан. Всегда приятно посмотреть на родные места. Киргизия прекрасна - правда досталась дуракам! Помню как с криками "Кет на кутак в своя Россия" эти прекрасные и добрые и гостеприимные люди провожали нас на ЖД вокзале, спасибо что дали уйти живыми! Зла на них совершенно не держу, по фото и так видно куда они катятся, раньше хотя бы за столами ели, ножами и вилками. Совет путешественникам - после захода солнца не шляйтесь по ночным улицам, от греха подальше.

Классно,молодец
Очень позитивный рассказ!
Дима
ОТличное путешествие, душевно написано, прям самому захотелось там побывать!
K.A.
Молодец! Отличное путешествие! Памир удивительное место - очень хочется там побывать - оказавшись там надеешься что выберешься живым - выбравшись думаешь что больше ни ногой - оказавшись дома снова посматриваешь в их сторону. Приятно было увидеть, что послание от моей дочки все еще висит на щите Ак-Байтала
bublikrf
Сразу видно автор очень коммуникабельный человек!
Да и все местные очень радушны.
Отличное путешествие, хороший момент побыть со своими мыслями и все переосознать!

это автопутешествие на своём автомобиле или автостоп?
нло
Эх земелья завидую белой завистью, тоже мечтаю о путешествий молодец. Жму правую только пять с плюсами
Гурьевск - Кемеровская обл.

Серьезное путешествие и отчет хороший. Немногие способны на такие путешествия. Автору однозначно респект!!!
Toyota Vista
Ты забыл "Уважуху" ))

nvkz
Гурьевск - Кемеровская обл.
А если поразмыслить логически? Автор вылетал из Толмачево, нафейхуа спрашивается ехать на машине из Калининграда в Новосиб через пол-страны? )
В любой непонятной ситуации, включай пониженную.
Гостеприимство - просто зашкаливает...
Мы - не такие. Я представил такую картину : как я приезжаю вечером домой и говорю своей жене - "Знакомься , это - Михрулло , он поживёт у нас пару-тройку дней , я ему город покажу"....
- Михрулло , оставь свои грязные вещи в ванной , жена всё постирает.
freeclimber
Когда я дочитал до конца сей опус , я конечно всё понял , что автор из Кемеровской области ...

Масштабно и бюджетно! Хотелось бы однажды так же
Это реально цена в долларах на семерку? Чего же мы дураки их за бесценок в трейд-ин сдаем.

valdemar
К автору! Ну есть ли смысыл жизни?
Смысл жизни, если не отталкиваться от того, что это, просто человеческие, потребительские слова, форма, или рамки, которые мы для себя устанавливаем, или кто то для нас устанавливает. Если рассуждать глобально, с учётом того что жизнь это временное явление, которое быстро заканчивается. То смысл, он же назначение, он же сама жизнь, есть и заключается в том что бы; увидеть мир вокруг, находить друг друга, быть ближе, чувствовать, в общем прото жить. А одиночное путешествие, это как воспитание, или школа, которую по возможности человек должен пройти, что бы разобраться, как жить. Но это просто моё мнение, первое что пришло на ум.
Мой отзыв: Лада Калина 2006

Ольга Кислицына
Цена реальна, лично общался с местными, на эту тему, там многие занимаются утилем, восстанавливают классику и продают. Ценник от 1500$, но для Англичан автобизнесмены, цену скорее всего завысили, долларов на 500. Кстати ещё, старые кнопочные сотовые телефоны, что у нас выбрасывают, там тоже в цене, нокия, самсунг и тд. в гуме есть целый этаж где их скупают и продают от 1200 до 2000р.

Гурьевск - Кемеровская обл.
Совершенно верно подметили, в комменте выше. Кемеровская область, Новосибирск к нам ближайший город, 250км от Гурьевска, мегаполис с ближайшем аэропортом Толмачёво, от куда можно улететь в любом направлении.

Гурьевск
Для отчёта и для себя делал записи, в планшете, перед сном во время путешествия, что бы сохранить имена людей и моменты. Так как писательских навыков маловато, старался вложить побольше души. Спасибо всем за добрые слова и благодарности, очень приятно!
Азиз
Автор красавчик, приятно читать, 👨‍💻все на одном дыхании.🙏
О как!
Азиз
Если есть связь с Марикой и Катей скиньте с ссылку интересно как они совершали свой жизненный путь

Игорь Линьков
Обалдеть ! Смотрю фото Горного Бадахшана - как будто - другая планета , а люди - инопланетяне ! Гостеприимство - просто зашкаливает... Мы - не такие. Я представил такую картину : как я приезжаю вечером...
Гостеприимство, это да! Когда в Хисоре прощался с людьми, у которых жил несколько дней, то искренность в их глазах, не была поддельной. У 25 летнего парня, даже глаза были мокрыми, не забуду этого взгляда, как будто он с родным братом прощался.

Азиз
Только ВКонтакте, но там у них никакой информации нет. Я передам им вашу просьбу, отчёт, вскоре они обязательно прочтут и думаю сами ответят на коммент.
Ну просто отлично!! Читал, и все время улыбался. Очень добрый рассказ.
Ольга Кислицына
Оля , гони в Горный Бадахшан !!!

Отличное путешествие
сочувствующий
МОЩНО и добавить больше нечего...

Ольга Кислицына
Трейдынщики рядом,а Средняя Азия далече.Автор-молодец,веселый,коммуникабельный.С таким характером можно путешествовать.Удачи в будущих странствиях.

Отчет понравился,написан интересно.Автор видно,что человек коммуникабельный.Спасибо.Удачи в жизни и путешествиях.

Спасибо за отчет,написан интересно.Автор видно,что человек коммуникабельный,настоящий путешественник.Удачи на будущие походы.

Железный человек, в хорошем смысле
Продам уши от мертвого осла.

А смог бы уехать на ПМЖ на Памир?
Продам уши от мертвого осла.
как то неприятно было читать ваш отзыв.Все сводится к тому что бы на халяву где-нибудь поесть и поспать.Людям в этих постсоветских республиках и так живется не сладко,так нет-бог еще и нахлебника принес.Особенно "умиляют" суммы подаренные в знак благодарности.Вас бы любезный в Европу перенести,вы бы с таким отношением наверное спали бы где-нибудь на пляжах или на набережных и питались в столовых для малоимущих
Белово
Скудные фотографии ленинабада ,нет фотографий Чкаловская и кайракума я бы там побывал .а ещё бы сфотографировал реку Сырдарью

ПАЛАСИО
А смог бы уехать на ПМЖ на Памир?
Я давно хочу сменить профессию, с удовольствием бы поработал инструктором по туризму, пару лет назад даже резюме отправлял в Питерский "Лен Альп Турс". А насчёт Памира, если была бы возможность там нормально заработать на жизнь, то да, долго бы раздумывать не стал. Там жить можно, чистый воздух, добрейшие люди, натуральная еда, почти все доживают до 85 лет и особо не болеют и Тойота Лендкрузер в отс стоит, дешевле нашей приоры.

Арлен
Всему своё время, за месяц везде не побываешь, всё равно когда нибудь в третий вернусь в те края, только летом. Так как и на озере Сарез тоже хочется побывать.

Гурьевск
Зачем всё равнять под одну потребительскую линейку, ведь отношения они дороже всех денег. Я вот работаю простым таксистом и последние годы тоже не беру денег с редких гостей из этих стран, так как мне приятно сделать добро и просто пообщаться и если ситуация будет требовать, то и на ночлег оставлю. Насчет ночёвок, для меня вот скучно жить по дорогим гостинкам и турбазам, это не интересно. В каждой стране, своя жизнь и порядки, в этих странах люди не алчные живут, если к ним раз в год зашел гость из далека, то для них это подарок всевышнего и если дать денег, то можно на всю жизнь обидеть человека. Не всё в мире мериться баблом, надо уметь отличать кому можно дать денег, кому нет, искренность и добро они тоже имеют место быть. И суммы для тех мест, где у многих людей месячная зарплата 3 - 5 тысяч рублей, тысяча это нормально, но дело не в сумме главное от души. А что Европа, и в Европе люди живут, если местным друзьям некогда, то приложение каучсёрфинг там работает на ура и простому человеку, смело можно там путешествовать, не ночуя на пляжах и в парках, а питаться не обязательно в ресторане, можно и в кафе, или магазине еды купить. Тут у каждого свои интересы, допустим мне путешествовать интереснее так.
Азиз
Здравствуйте, Азиз. Вряд ли соцсети способны в полной мере отразить жизненный путь, но так как это не секрет, ловите https://vk.com/vinograd_ev
Белово
И на кайракумском водохранилище .я сам с Белово
и бывал во многих местах

Очень интересно!!! Благодаря таким отчетам много узнаёшь о местах где не бывал. Спасибо!!!
Roman
Зачетное путешествие! Собираюсь в те края, только на машине, подскажите, где и как оформить разрешение на пребывание в горном Бадахшане?
Бред такой несёте ! Человека в дом приглашают , поят , кормят , он тоже в накладе не остаётся. Суммы вас умиляют ? А сколько по вашему он должен подарить в знак благодарности - сумму , сопоставимую со стоимостью пятизвёздочного отеля ?
артем
Прочитал Ваш рассказ. Очень хороший и грамотный. Фотографии тоже очень хорошие. Особенно поражают виды. Очень красиво. Наслышан про местное гостеприимство, это очень радует, что еще остались места где люди рады друг другу и могут помочь одинокому путешественнику. Но есть вопрос! Как в целом относятся к путешественникам и не опасно ли там в отношении террористов или местных бандитов? Особенно в отдаленных уголках?

Roman
Я второй год, делаю в Бишкеке, посольстве Таджикистана, ул. Карадаринская 36. так как по пути, никакой очереди и быстро, 5 минут делов, 25$ стоит, именно долларов, при себе иметь фото 3+4 и на регистрацию кстати тоже нужно фото. Phone: +996(312)511637 Fax:+996(312)512343 E-mail: tjemb.kg@mfa.tj Наргиз. Кто едет через Душанбе делают в Душанбе, или в Худжанде, там говорят дешевле. Только пишите или звоните заранее из дома, что бы спокойно ехать и точно знать что пропуска дают.
Большое спасибо!

артем
Спасибо за добрый комментарий! В отдалённых особенно не опасно и чем отдалённей, тем добрее люди, по кишлаку спокойно не пройдёшь, все приглашают на чай, а чай там, это хорошо накрытый стол и общение на пол дня. К путешественникам хорошо относятся все, как простые люди, так и служители закона. Про Афганистан местные говорят, что они очень спокойные соседи и Афганистан не заинтересован, что бы кто то шастал около Бадахшана. Опасность это волки, но летом говорят они на людей не нападают, только зимой, хотя в этом году в Бартанге съели одного англичанина.

Андрей просто отлично! Рад что понравилось у нас в Киргизии. А северную часть вы уже посетили? Мне кажется север даже поинтереснее будет.

Не так часто автостоперы пишут на Дроме... Действительно душевное путешествие, да и отчёт написан без выпендрёжа и самолюбования.

Товарищ с цифровым ником не прав: не все измеряется деньгами...

Гурьевск
В Киргизии хорошо, это я еще понял когда в первый раз приехал к вам! Обязательно буду приезжать к вам в гости, даже зимой, что бы покататься на горных лыжах в Караколе. Единственное где я не был, это на другом берегу озера, хочется прокатиться по дороге от Каракола до Балыкчи и там всё посмотреть.
Спасибо за ответ.

Цены там просто сказка,с нашей бы зарплатой да их цены и вот он рай.Не знал что там столько европейцев путешествует,все таки регион не из спокойных
Екатерина Виноградова
Спасибо 😉 я думаю вы тоже напишите свой отчёт мы с радостью прочтём его!
P-S я тоже ездил на машине из Перми в Ташкент, жара стояла за + 50

ln1
Спасибо автору!

Сложно впечатления описывать буквами.

Так пожелаем всем нам: "Захотеть. Попробовать. И сделать"

Всем путешествующим точно писать, всем читающим приложить к себе правильной стороной и извлечь пользу.

ln1
Спасибо автору! Сложно впечатления описывать буквами. И как видно было "по глазам парящего в небе орла" - описать впечатления так, что бы тебя поняли - удел мудрецов. Так пожелаем всем...
И вам тоже, большое спасибо! Такие слова, это самая лучшая награда. Я ценю! И понимаю, что не зря вкладывал душу.

А как выбирали, строили маршрут? И походу отклонялись от него. Авиабилеты обошлись в 10000р. За сколько покупали?

Гурьевск
С маршрутом и отклонениями всё просто, ещё дома решил, что сделаю кольцо, Киргизия-Таджикистан, через Памир в -Узбекистан-Киргизия. Если по городам, то как маяки были отмечены, Бишкек-Ош- Сары-Таш - Мургаб-обязательно через Лангар в Хорог- Самарканд - Ош. Всё остальное - дороги, города, места, предоставил на волю случая, куда дорога выведет, мне так путешествовать интереснее, когда есть хоть какая то неизвестность. В Казахстане я был, поэтому время отпуска на него тратить не стал, просто перелетел на самолёте, на Иссык-Куле тоже был в том году, в этом не поехал, решил больше времени побыть на Памире. Билеты брал заранее, недорогие, на Кыргызские авиалинии AVIATRAFFIC цена почти 10000 за оба.

Игорь Линьков
у них такое отношение только к гостям , я сам там прожил пол-жизни,пока в начале 90-х не стали гнобить славян
Игорь Линьков
хотя на счет природы согласен Памир красив без слов

Когда началось путешествие? Смотрю есть где поплавать))) Люблю это дело.

Ареда
Когда началось путешествие? Смотрю есть где поплавать))) Люблю это дело.
Началось 6го сентября. Смело можно поплавать, чистейшая вода, на пляжах никого и до октября там жара под 30с, прохладно только в горах иногда. Для купания, особенно рекомендую Токтогул в Киргизии и источники в Хисоре Таджикистан, места не реальной красоты.

Автор молодец.Два года читаю о путешествиях в азию ,мечтаю съездить но не с кем,нет единомышленников.
Shymyr Qazaq
cefiro53
Я могу )

Андрей, с большим удовольствием и вниманием (и с хорошей завистью) прочитал твой отчёт! Я не сомневался, что ты ещё вернёшься на Памир. Как будто сам прошёл с тобой этот путь! Очень импонирует, что с теплотой отзываешься о местном населении. Знаю, они этого заслуживают! А теперь по маршруту, Да, парни из Лондона сильно рисковали, купив "семёрку" для Памира, это же "кот в мешке"!. Люди для такого путешествия готовят машину основательно. А ты в Мургабе вставил не то фото! Деревьев в Мургабе нет! Я понимаю, это ошибка, но я заметил. До Душанбе всё отлично, и фото и текст. А когда поехал на Искандеркуль почему ни чего не сказал о тоннеле через Анзоб?. Я то знаю, а тем кто поедет, было бы интересно. Потом поехал в Истравшан, а это где? Может он по другому назывался, Ура- тюбе или Бекабад? Фатехабад тоже не помню. Спишу это на старость (восьмой десяток уже). И самое главное! Услышал о мечте побывать на Сарезе! Это моя не осуществлённая мечта! Как ты себе это представляешь не знаю. Туда три пути, с Бартанга,(вверх по реке), с Мургаба (вниз по реке), и из Аличурской долины через перевал (сложный путь). Если туда собрался (а туристам туда путь закрыт) всё взвесь! Если что могу дать ссылку на книгу, автор которой исследовал все три пути. И от себя хочу предложить очень интересный туристический маршрут к месторождению Памирского ЛАЗУРИТА! Я там был в начале 70-х годов. Это в моём ролике "Памир - фотофильм" в Ютубе. Не знаю, добывают ли его сейчас, но его там под выработкой, можно найти много. Вообщем будут вопросы - пишите, по возможности
отвечу!

Гурьевск
Здравствуйте, старость я уважаю! Всё батя спишем на старость)) Про Мургаб, ошибки нет, это именно Мургаб, вы были на Памире в 70х годах, с тех пор многое изменилось. Теперь там на центральной улице выросли деревья, так как давно навозили земли, высадили и вырастили, фото прилагаю ниже. Кстати и электростанцию построили, скоро в Мургабе да будет свет. Про тоннель через Анзоб, его отремонтировали и теперь в нём отличная дорога с вентиляцией, поэтому и не написал, так как в тоннеле теперь ничего интересного и экстремального нету. Теперь про Истаравшан - да раньше назывался Ура-Тюбе, но в 2000 году, городу было возвращено историческое название. Про Фатехабад, он же на таджикском Фотехобод, погранпереход Таджикистан-Узбекистан Фатехабад-Ойбек от него около 100км до Ташкента. На Сарез через верх планирую зайти, у меня знакомый егерь в Мургабе, разрешение устроит. Друзья и знакомые уже ходили на Сарез, может Антона Кротова знаете кстати он тоже книги пишет. На месторождение лазурита возможно и забегу если есть, кстати видел ваш фильм, очень понравился. Добывают ли сейчас лазурит не знаю, сейчас на Памире в основном Англичане и прочие европейцы добывают золото и не только, знакомый таджик на бензовозе солярку им возит. Спасибо вам за комментарий, если что напишу.

Алтай
Андрей, благодарю тебя за такой яркий, интересный, насыщенный отчет! Фото - класс! Читая строки, вспомнил как проезжал по Киргизии с севера на юг, огибая Токтогульское море, как с замиранием в груди смотрел вниз с перевала Тоо Ашуу, как любовался виноградниками и бахчей Ферганской долины. А когда увидел сделанные тобой фото Маргелана, Ферганы, Андижана прям сердце защемило - так захотелось снова туда!
Этим летом планировали семьей проехать до Душанбе и обязательно заглянуть в Хорог. Но решили остановиться в Алма Ате: дети не выдержали автопробега и заболели какой то инфекцией - лечили их и изучали южную столицу Казахстана. И скажу что 7 дней в Ате - это тоже шикарный отдых. Особенно когда ждет друг Димаш!
А ты, просто молодчина, что снова рванул в Азию! Что бы кто не говорил, но азиаты для меня - это эталон гостеприимства, уважения к путешественнику. Наверняка проехать по Европе стоит того, но меня снова тянет В Азию.
100 баллов, от меня, дружище за отчет.

AndreyA385
Ух ты, и правда в Мургабе растут деревья! Молодцы Памирцы, украшают столицу Восточного Памира. Да, время летит, ведь первый раз я там был ровно 53 года назад! И уже 25 лет живу в России (по известным причинам). Рад, что тебе понравился мой фотофильм о Памире того времени! Теперь о Сарезе, там что есть тропы до озера?. Кстати, как искать Антона Кротова?. И ещё, очень советую найти книгу: О.Е.Огаханянц "На Памире"(изд. Москва 1975г), где он описывает все три пути к Сарезу, которые он прошёл. Когда планируешь следующее путешествие на Памир? Очень хочу посмотреть на месторождение лазурита и Сарез. А на канал твой подписался.

Геннадий Климанов
Тропы есть, и дорога есть, только не до самого озера, но на УАЗе можно поближе подъехать и тогда до Сареза останется всего 18км пешком пройти, с местными на эту тему общался. Про Кротова в любом поисковике наберите, в яндексе или гугле, там много информации. Когда теперь поеду на Памир точно не знаю, может через год может через два, но поеду. Есть в планах, в ближайшее время побывать на Тибете и потом через китайский Кашгар выйти в Мургаб и далее на озеро, но пока это только планы и наброски на карте.

Ариец
Спасибо друг за коммент! Да, с детьми сложнее далеко ехать, там взрослые то иногда болеют с непривычки, от местной кухни и климата. Да гостеприимство в Азии не имеет границ. Сейчас кстати в Узбекистане другой президент, с соседями дружит, местные говорят границы проходить стало проще, по крайней мере с Таджикистана и Киргизии путешественников особо не шмонают. Когда нибудь обязательно сделаешь своё очередное Азиатское кольцо!

Караганда
Не путешествие, а просто праздник какой-то!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Классная, просто шикарное путешествие. Для автостопа нужно иметь черта в душе с цыганским уклоном.
С удовольствие прочитал ваш отчет, без негатива и злости (хотя наверняка были неприятные моменты как с гостиницей в Маргилане), видно что Вы негатив сбрасываете и не носитесь с ним.
Удачи Вам в осуществлении ваших задумок. Будете в Оше - пишите, с удовольствием позову Вас в гости)))

Бакыт Молдожанов
Добрый и позитивный Вы человек автор. Поэтому и люди Вам попадались такие и отношение к Вам подобающее. С удовольствие прочитал ваш отчет, без негатива и злости (хотя наверняка были неприятные моменты...
Спасибо вам, за приглашение и комментарий, напишу! Думаю через 2, или 3 года, а может и раньше вернусь Киргизию и как минимум пару тройку дней буду в Оше))

Люди от души приглашали, не надо все переводить в деньги. Европа это другое без 3 тысяч Евро там делать нечего и то это будет по бюджетному!!!

Андрей - вы смелый человек! Великолепный отчёт. Цены поразили. Хороших путешествий!

Спасибо автору. Дохнуло молодостью. С середины 60х и до середины 70х у меня мать работала в Хороге в ботаническом саду - зав. лабораторией. Я каждый год ездил к ней . Естественно был молодой сильный, на месте не сидел. Так как ботсад был особой точкой -достопримечательностью, почти все экспедиции геологи, биологи, этнографы, путешественники (Ганзелка с Зигмундом в том числе) заглядывали туда, я с ними знакомился и пристраивался: иногда рабочим к геологам, иногда просто попутчиком. Я побывал почти везде о чем пишет автор и много где еще и у пика Маяковского на месторождении Лазурита (камушки у меня сохранились) и на Сарезе со стороны Бартанга и на Зор-Куле, где не было погранцов (граница была открыта, все погранцы посланы были к китайской границе) поэтому прогулялись, кажется, в Афганистан. Граница не была обозначена, а Афганцы были друзья СССР. Да да, было такое- тесная дружба с Афганистаном. И это был единственный кусок открытой границы в СССР. В последний год на мотоцикле Урал М63 из Хорога (где его мать купила, позволили купить за заслуги перед республикой ) добрались с приятелем до Самарканда, Посетили раскопки Согдианы, строительство Нурекской ГЭС, потом назад в Душанбе. Мотоцикл на товарный поезд, сами на самолет домой в Ленинград. Да все изменилось, появились реальные границы, но гостеприимство к путнику осталось. Еще раз спасибо автору-молодец.

Геннадий Климанов
Вспомнили Окмир Егишевича. Был я с ним знаком. Он дружил с моей мамой. Немного комментов о Памире я сделал ниже от 6 февр. 2018. Похоже мы были на Памире в одно время. Может встречались?

Красавчик!
Разница с автопутешествием колоссальная. Дай бог в августе прокачусь. В Барнаул собирешься, звони, пообщаемся. Я с Узбекистана и риса привез и моркови и приправ и пол УАЗика всего, плов заварганим.

Ну и Андрей, ну и отчаянный парень! Как же я отчет твой пропустил:(.... теперь я его в закладки помещу! Думаю, что он мне и для путешествия по Горному Бадахшану на машине будет полезен! Уже заранее благодарен!

ringo21
Спасибо!) в путешествии по Памиру главное не спешите, отдыхайте и общайтесь, смакуйте каждый момент, очень много интересного узнаете и увидите. Посетите все источники, организм будет вам очень благодарен. Кстати в Хисоре ещё есть огромные пещеры, очень огромные, про них у местных если что спросите, а про озеро Карадара, дорогу лучше спросить у чабанов, что под Харгушем живут, но дорога не простая, можно заблудиться между камней, местные много интересных мест знают, про которые не знаем мы. Если поедете в сентябре, на смотровой площадке перед Нуреком, есть классное большое открытое кафе, попробуйте гранатовый сок, который выжмут руками на ваших глазах) Хорошего вам путешествия!

Семен22
Красавчик!
Спасибо за приглашение! В Барнаул периодически катаюсь, так как живу рядом, по возможности наберу) Если будешь транзитом в Гурьевске тоже звони, попьем чаю, поболтаем.

хороший человек в хороших местах
дай бог тебе здоровья.

Земляк, твои отчеты читаю, затаив дыхание! Не могу подобрать слов, чтобы описать свою белую зависть и восхищение тем, что ты совершил такое шикарное путешествие. Ведь есть все - и красоты нереальные, и люди добрейшие. Еще с прочтения "Азиатского кипиша" загорелся желанием повторить. Я по работе раз в месяц бываю в Гурьевске, было бы интересно встретиться, пообщаться!

Клим Труханов
Привет, да не вопрос найдёмся, контакты в личку отправил. Я тоже в Кемерово бываю периодически.

Приятно встретить на страницах интернета имя старого знакомого - КАБУТАРа, в переводе на русский голубь. С Кабутаром мы познакомились в далёком 1994 году. Жаль что в тех местах нету связи никакой, а так бы можно было бы созвониться

Андрей Крючков
Есть связь. Даже в одноклассниках сидят) Пацана его набери Никбахтшо Саркаев, телефон он даст.