|
Здравствуйте, уважаемые форумчане!
Решил добавить свои «5 копеек» в многочисленные отчеты о путешествиях в Грузию из России. Большое спасибо путешественникам, составившим ранее свои подробные отчеты о подобных путешествиях, — они очень помогли мне в дороге. Постараюсь дополнить имеющиеся отчеты своими субъективными наблюдениями и оценками и надеюсь, помогу будущим автопутешественникам в Грузию.
ЦИФРЫ.
Старт — Россия, Кемерово, финиш — Грузия, Тбилиси.
Пройденное расстояние = 4405 км.
Залил бензин АИ-95 313 литров на общую сумму 12520 руб. по средней цене от 39,30 руб. до 41,30 руб. (Газпром, Лукойл).
Расход бензина по компу 6,7 литра на 100 км.
Расход бензина расчетный 7,1 литра на 100 км.
Время в пути до границы (Кемерово — Верхний Ларс = 4245км) = 40-50 часов или 4 календарных дня (дорога +ночлеги).
Время в пути от границы до Тбилиси (Верхний ларс — Тбилиси) = 9 часов или 1 календарный день (дорога + освоение красот))).
Режим движения по России:
Июль, без осадков, езда 12-14 часов в день + ночлег. В день проходил от 900 до 1200 км. Днем легкий перекус-чай, вечером плотный обед=ужин.
Погрешности в цифрах, может, и есть, но незначительные (сразу не запишешь — потом вспоминаешь).
О ДОРОГАХ ПО РОССИИ.
Маршрут прокладывал «..не мудрствуя лукаво..» по ГУГЛу и НАВИТЕЛу. Пиратский НАВИТЕЛ в НАВИГАТОРе глюканул и встал после Омска (рядом с границей с Казахстаном), но сибиряки народ запасливый)) — в «бой» пошли резервы — пиратский НАВИТЕЛ на телефоне.
Маршрут:
Кемерово — Новосибирск — Омск — Тюменская область (краем по границе с Казахстаном) — Курган — Челябинск — Уральский хребет — Саратовская область (Сызрань, Пугачев, Маркс) — Волгоград — Калмыцкие степи (Элиста) — Ставрополье (Буденовск — Зеленокумск — Моздок) — Небольшой перевал— Ингушетия (Назрань —Нижние Ачалуки) — Северная Осетия (Владикавказ — Верхний Ларс) — Грузия (Степандцминда) — Перевал через Кавказский хребет — Жинвальское водохранилище — Тбилиси.
Ингушетию можно миновать, если после Буденновска возьмете на Пятигорскую трассу, но так будет немного длиннее — однако ниже «+» и «-» выбора данного участка маршрута.
Плохие участки дороги:
Другие сложности в дороге:
О ФУРАХ.
Хочу выплеснуть праведный гнев, благородные форумчане!
О ФУРЫ-ФУРЫ-ФУРЫЫЫ. Предлагаю отныне записать: «Дураки, дороги и ФУРЫ!»
Так вот, я сделал открытие: ДОРОГИ РОССИИ ПОДВЕРГЛИСЬ ТОТАЛЬНОМУ ВТОРЖЕНИЮ ФУР НА ВСЕЙ ТРАССЕ от Омска до Владикавказа. Езда по трассе строится по принципу «от фуры до фуры». Круиз-контроль и эконом-режим — отдыхают, так как за фурой ты тянешься 70-90 км/час в ожидании «окна обгона» и при появлении «окна» крутишь двигатель на максимум на обгоне, а через несколько минут упирашься в корму следующей фуры.
На протяжении российской части дороги увидел 3 серьезных ДТП — все так или иначе были связаны с обгонами, а в одном из них были разбиты 5 авто вследствие опасного обгона фуры (Слава Богу — без смертей).
На миг забылся… и… в голове родилась сказочная мечта о современной трассе (хотя б две полосы в одном направлении) прошивающей Матушку-Россию с Востока на Запад — сколько ж тогда автотуристов в России станет и как же сократится количество смертельных аварий на трассах из-за опасных обгонов.
Ухххх — размечтался… сознание вернулось в реальность, и я вспомнил, что «бальшой начальника» по трассам не перемещается, а перемещается больше в облаках — а знаете ли в облаках с трассами все в порядке))) мне рассказывали!ха-ха! Ах дааа, «бальшой начальника» таки перемещается по дороге от аэропорта до Обкома — тьфу... до Обладминистрации, и потому эти дороги, как правило, хороши. Да к тому же «бальшой начальника» и в отпуске по России не катается, а катается по загранице, хотя нам-холопам всячески советует заниматься внутренним туризмом.
Ну все, хватит уже «дымить» на всю «курилку», продолжу отчет о своей дороге в заграницу))).
Примечание: Всех мужиков, колесящих фуры по бескрайним Рассейским просторам, прошу не бросать гнилые помидоры! — сие лирическое отступление направлено не против Вас, а против … ну Вы понимаете…
О НОЧЛЕГАХ В РОССИИ.
Теперь о важном для каждого автопутника: в сравнении с 90-ми сеть придорожных отелей развилась чрезвычайно, и это действительно хорошо, так как помогает восстановиться за ночь водителю, чтобы на утро снова броситься на штурм очередной 1000 верст российских дорог.
Наши ночлеги в придорожных отелях по России: на 4 суток — 3 ночлега.
Цена 1 ночлега на 1 взрослого человека обошлась в 500-750 руб. (с душем, телевизором, постельным бельем, полотенцами, а где-то и с мини-холодильником, зубной щеткой и хмммм-тапками разовыми). Конечно же, нужно учитывать, что брался всегда 1 номер на семью из 4 человек (продают номера, а не места). Здесь описаны цены на ночлег в опрятных и хорошо пахнущих номерах. Чуть не забыл главное — ВАЙФАЙ!!! О!!! ДА!!! ОБЯЗАТЕЛЕН!!! — про остальное можно забыть)))))))!!!
При желании можно найти место и за 200 руб.
Конечно, удобства на улице, грязь, шум, чем-то пахнет, но спать можно, и это по-любому лучше, чем скрючившись на сиденьи, или в палатке с комарами. Кстати, любители палаточных ночлегов встречались на дороге неоднократно. Сомнительная экономия отпускного бюджета!
При желании можно найти место и по цене от 1000 руб. и до бесконечности — цена человеческих понтов не имеет границ)).
Попались следующие трассовые отели:
1 ночлег — Большой придорожный комплекс Уют на 186 км трассы Омск — Тюмень (в Омской области в районе Крутинка перед Ишим) — отлично. Есть сайт, номера на все вкусы и кошельки, баня, минимаркет с приемлемыми ценами, столовая, большая стоянка, вышка сотовой связи, Газпром-АЗС. Нюанс: в сих болотистых и комариных краях плохая вода, поэтому прикупили в маркете 5 л воды и не пожалели.
В этом же районе маленький симпатичный отель «Берлога» на 139 км трассы Омск — Тюмень (селение Тюкалинск) — отлично. Инфраструктуры поменьше, но номера отменного качества и хороший повар в кафе.
2 ночлег — Безымянный ночлег после Уральского хребта — башкирский персонал, неряшливо, грязно, холодно и дорого. Душ и туалет на этаже общий. В этих местах приличных отелей, к сожалению, не обнаружили. Может, Вам повезет!
3 ночлег — небольшой отель «Семья» или 7семья в селении перед Волгоградом (не доезжая 20-30 км) — хорошо. Хозяева армяне, недавно отстроенное здание, пахнущие новизной номера, чистое накрахмаленное белье. Кафе в отеле дороговато, но рядом магазины и другие кафе.
Вообще, если Вы допоздна увлеклись рулением)), то есть шанс не найти хороший номер в придорожном отеле. Лучше устраиваться в отеле до 20:00, и будет Вам большой выбор (у нас правда это не всегда получалось — скорее хотелось покинуть эту страну)).
О ГРАНИЦЕ.
Уже много написано в отчетах бывалых, но передам только свои наблюдения и выводы.
Совет: во Владикавказе для женщин и детей запаситесь водой и сухпайком, если таковой иссяк, так как доблестные осетинские российские пограничники никагда-никюда-нитаропятся, так сказать «…солдат спит, а служба все авно идет…»…
Время нАшего стояния в очереди к российскому КПП заняло 4 часа. Досмотр у большинства «пассажиров» носил формальный характер, но занимал в среднем 15 минут.
Время прохождения грузинского КПП заняло 2 минуты.
Как говорится — почувствуйте разницу! Так кто в России говорит о развитии внутреннего туризма? АААА???? Интересно, а что докладывают погранцы «бальшому начальникеее»???
А еще инвалиды… Да, да, я не ошибся — именно инвалиды…. Очередь на желанный Российский КПП норовят все время объехать авто с осетинскими госномерами и доблестные пограничники часть из них пропускают вне очереди на КПП. На мой вопрос — почему?!, ответ был — так «це ж инвалиды… и книжки у них есть…». Вызвало сильные сомнения, что все внеочередники действительно инвалиды… Выводы делайте сами!
Все все все — далее чернухи не будет! Потому что впереди солнечная Грузия!
Грузинское КПП (Россия позади…).
ГРУЗИЯ.
Чтобы побывать и насладиться всеми интересными местами, к сожалению, одного отпуска не хватит — даже не пытайтесь. Можно, конечно, устроить скоростной забег, но зачем?!
Моя красотка Королла — царица асфальта, и поэтому не всегда и не везде возможно доехать до желаемой точки на СВОИХ колесах, поэтому нами список был сужен под наше авто, наше время и наш бюджет — чего и Вам желаем!
О ГРУЗИНСКИХ ДЕНЬГАХ И РАССТОЯНИЯХ.
Без денег никуда)). Рубли и доллары — это единственные 2 валюты, которые можно поменять в любой точке в Грузии. Смысла тащить доллары нет, если Вы, конечно, не получаете зарплату в долларах. Обменники выгоднее банков по курсу и не надо предъявлять паспорт. Про обман в обменниках ничего не слышали.
Курс лари летом 2017 года: за 1000 руб. давали от 37 лари до 40 лари, что, соответственно, в пересчете будет от 27 руб. до 25 руб. за 1 лари.
Расстояния в Грузии по одометру:
Тбилиси — Телави = 72 км через перевал Гомбори.
Телави — Ахмета = 30 км
Тбилиси — Уреки = 330 км
Уреки — Батуми = 45 км (до въезда в в Батуми).
Батуми (въезд в город со стороны Уреки) — Сарпи (граница с Турцией) = 24 км.
К сожалению, остальные многочисленные переезды на одометре не отмечены.
О ГРУЗИНСКИХ ДОРОГАХ.
Дороги действительно хороши. Современная бетонная трасса (2 полосы в каждом направлении с разделителем) соединяет центр (Тбилиси) и запад Грузии (Батуми), правда 2 участка (в районе Кутаиси) пока достраиваются, дорога проходит через 1 перевал и здесь, конечно, 1-полосная дорога. Восток (Телави) и центр Грузии (Тбилиси) соединяются современной асфальтовой 1-полосной дорогой с 1 перевалом Гомбори. В принципе основные «мажорские» перемещения по Грузии крутятся вокруг этих трасс.
Все крупные по местным меркам города в Грузии (Телави, Гори, Кутаиси, Батуми) соединяются хорошими дорогами, но дороги в прилегающих районах могут быть похуже, а местами «совсем похуже», особенно с учетом гористого профиля, поэтому, прежде чем выстраивать маршрут до местной достопримечательности, соберите всю информацию (НАВИТЕЛ (периодически врЁт), ГУГЛ, совет местного жителя (лучше таксиста) и смекалка))). «Не зная дороги — не лезьте в гору))! А «язык до Киева..» и здесь помогает))!
Кстати, при мне заплутавшим русским автотуристам дорогу показывал полицейский.
Скоростные камеры в Грузии только начинают свое наступление)) и пока только на больших трассах. Камеры на наши не похожи (нет «наших» больших морозоустойчивых коробов). Некоторые камеры на трассе Тбилиси-Батуми установлены на легковых авто с госаббревиатурой (поймете!) в карманах на обочине. В районах камер не видел.
На дорогах какой-то нереальный перегиб со сплошными полосами, пересечение которых оценивается в 30 баллов из 100 возможных (лишение прав для местных). Местные, тем не менее, пересекают довольно часто. Мы также стали пересекать, если рядом нет проблесковых маячков)) (привычка))! — трудно плестись по несколько километров за старым ГАЗ 53, груженым коровами….
На дорогах много старого автохлама от советского до европейского (стране явно не хватает нефти или, на худой конец, газу)).
Трафик на грузинских дорогах меньше, чем в России, за исключением Тбилиси, который по пробкам схож с Новосибирском, но не догоняет Москву.
Военно-Грузинская дорога (перевал Кавказского хребта).
Степандцминда.
Нарзановый бассейн рядом с Степандцминда.
О ГРУЗИНСКИХ ВОДИТЕЛЯХ.
На дороге местные водители доброжелательно и уважительно относятся друг к другу, независимо от черноты)) кузова и стоимости авто… Видел, как старый трясущийся Беларусь, видавший Брежнева, переползал (ехать он не мог))) с телегой с сеном дорогу поперек (с поля на поле) и колонна дорогих авто терпеливо ждала, не выражая какой-либо агрессии или недовольства. Местные обожают жать на клаксон — это как бы местный колорит, к которому быстро привыкаешь. Клаксон часто переводится как: …Привет Вано! ... Друг! Я совершаю опасный маневр, будь внимателен! ...Смотрите, деффчонки и пацаны, какой я красивый! Эмоциональность грузин напрямую отражается на ресурсе клаксона)).
Местные часто нарушают ПДД, но не мешают другим водителям. Дорожного хамства (подрезания и т.д.) не встречал.
Аварий за 3 недели катаний по Грузии (около 2000 км) не встретил. При следовании с Кемерово до Верхнего Ларса аварий видел в разы больше. Конечно, это можно это объяснить меньшим трафиком в Грузии, но мне кажется, на низкую аварийность здесь влияет еще и качество дорог и менталитет водителей.
Кстати, в Грузии техосмотра как такового нет, тем не менее, автомобильная жизнь здесь не остановилась.
Любят грузины свои авто!
О ГРУЗИНСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ.
Действительно, ДПСники здесь к водителям не пристают, в кустах не прячутся и «полосатой палкой» не машут. У меня закралось подозрение, что ПДД они тоже не знают.
Мне показалось, что включение проблескового маячка на служебном авто ДПСника происходит при прикосновении его 5-й точки и сиденья, поэтому прятаться в кустах очень неудобно.
Жезл «власти» также отобрали у этих бравых ребят. Наблюдал сцену, как ДПСники отводили поток машин на объездную дорогу и вынуждены были дирижировать руками и мимикой — им явно не хватало «полосатой палки», даже жалко стало пацанов.
Машины ДПС стоят и барражируют по дорогам и селам, всем своим видом предупреждая, что хулиганить «нэ надо»!
К туристам отношение полицейских предупредительно-доброжелательное. Сложилось впечатление, что кто-то очень крепко сказал этим бравым парням в американской экипировке, что турист — это «священная корова», это нефть и газ, это, в конце концов, Гость для Грузии, а потому не трожь его и лелей его! Эххх…, опять вспоминаешь российские курортные места… и классика, которому все «за державу было обидно…».
О МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЯХ.
Действительно, в основной своей массе, грузины очень хорошо относятся к русским туристам. Очень немногие нации способны пережить войну, подобную войне 2008 года в Грузии, и не озлобиться. Отношу это на особый менталитет грузин, что выделяет их даже среди кавказских народов. Конечно, есть и исключения, особенно в крупных городах, но бросаться на Вас точно никто не будет. Если же Вам доведется выпить с грузином, то лучше не вспоминайте войну 2008 года, а обсудите более серьезные))) темы, например, о сказочно дешевых мерседесах из Европы, продающихся на местных барахолках.
Многие путешественники пугают языковым барьером в Грузии. Однако пока все не так плохо, во всяком случае, в туристических местах. Причина проста — сюда приезжает много бывших народов СССР (азербайджанцы, армяне, северный Кавказ, украинцы, русские и т.д.), для которых русский по-прежнему остается единственным языком межнационального общения, в т.ч. для общения владельца частного отеля с русским (армянским и др.) туристом. Уверяю Вас, что местный отельеро русский язык знает лучше, чем турецкий отельеро.
Грузинская простота.
Этой мельнице много… лет.
ТЕПЕРЬ О ГЛАВНОМ))), О ВИНЕ.
Довелось пообщаться с местным ценителем горячительных напитков из Тбилиси, у которого разведал весь расклад по винопитию в Грузии. Ценитель не советовал покупать вино в массовых туристических местах (например, в Уреки, Кобулети и большинстве магазинов Батуми) — там, по его мнению, как и в России, продается жидкость сомнительного происхождения. Настоящее хорошее вино он посоветовал приобретать в дорогих специализированных магазинах Тбилиси, а лучше в деревнях Кахетии у частников.
Такие частники есть в каждой кахетинской деревне, для них это бизнес, которым они занимаются всю свою жизнь, как занимались их отцы. Здесь Вы смотрите в глаза человеку, который сам это вино сделал, а это в наше время, пожалуй, лучшая гарантия качества. Вино у частников, как посоветовал ценитель, надо пробовать и найти то, которое нравится Вам. Цены разные и зависят от расстояния до ближайшего крупного города, аппетита продавца и Вашего умения торговаться. Но можно и не торговаться — ведь такого вина Вы точно нигде более не купите — в России такое не растет. Нам посчастливилось купить вино у славного жителя кахетинского села Матани по имени Гия по цене:
Рассказав о всех премудростях покупки вина в Грузии, тбилисский ценитель однако признался, что сам предпочитает хм… армянский коньяк.
Натур-продукты!
О ЦЕНАХ НА ПРОЖИВАНИЕ В ТУРИСТИЧЕСКИХ МЕСТАХ.
Цены действительно, даже с последним скачком доллара, остались демократичными. Практически в любом туристическом месте Вы сможете найти ночлег по 10 лари на человека, как правило, это будет переделанная для туристов часть традиционно большого грузинского дома, либо маленький частный отель с номерами. Качество жилья за эти деньги будет скромным, но вполне приличным. Если хотите что-то получше (свежий современный ремонт, кондиционер, ванная и туалет в номере, современная мебель в достаточном количестве, телевизор), то рассчитывайте на 20-30 лари с человека. Конечно, верхняя планка не имеет границ, но такого соотношения цены и качества на дорогие номера Вы точно не найдете в России. Так, в Уреки (курортный поселок у кромки черного моря рядом с Батуми), нами рассматривался номер по цене 45 лари с человека. Номер был отделан дорогими материалами и тканями, меблирован натуральным деревом и кожаными диванами. Но так как мы не были настроены в этот раз, на «буржуйские» излишества, то выбрали более скромные нумера)).
Батумская роскошь…
…и Черное море…
О ЦЕНАХ НА БЕНЗИН И АВТОСЕРВИС.
В Грузии, как и в России, много мелких разноименных АЗС, но в местном ТОЙОТА-ЦЕНТР-ТБИЛИСИ посоветовали заправляться в сетях SOCAR (азербайджанская сеть заправок) и, конечно, ЛУКОЙЛ. Заправок в крупных городах достаточно, но если Вы хотите углубиться в районы, то не поленитесь предварительно заправить бак дополна.
Цена бензина АИ-92 (Регулар) 2,02 лари за 1 литр. По привычке мы заправлялись на ЛУКОЙЛе и узнали «одын грузинский нюанс»: наличные Вы отдаете непосредственно человеку с пистолетом и у него никогда нет сдачи, а на вопрос не много ли он оставляет у себя сдачи звучит ответ «до глубины души оскорбленного человека» о сильно маленькой зарплате. Чек Вам здесь добровольно также никто не отдаст. В общем, Грузия еще не полностью американизировалась, уж не знаю хорошо это или плохо.
Моторное масло. Самонадеянно не прихватив с собой запас моторного масла из родных пенат, был настигнут в Грузии на необходимости решения этой проблемы. Проблема состояла в том, что в тбилисских магазинах не продают привычное нам масло TOYOTA OW-20 , так как «настоящие грузины» ездят исключительно на Мерседесах (часто 1980 года выпуска)). Последняя надежда привела в ТОЙОТА-ЦЕНТР-ТБИЛИСИ (Тбилиси, АГМАШЕНЕБЕЛИ АЛЛЕЯ, 20, ТЕЛ.+995 32 2522022 — говорят на грузинском, английском и РУССКОМ). Здесь была произведена замена на масло TOYOTA 5W-40 из бочки 4 литра по цене 22 лари за 1 литр + работа 20 лари (всего 108 лари). На мой праведный вопрос: «Хочу OW-20!», был получен ответ: «Это там у Вас в Сибири OW-20, а здесь в нормальной)) жаркой стране по паспорту льют 5W-30 или 5W-40!». На капот прицепили красивую фирменную бирку ТОЙОТы.
Шины. Находясь в Телави, умудрился на проселке с острыми камнями буквально порезать шину (турецкое качество?). На замену поставили штатную запаску и, так как уже стартовали домой, бросились в срочный поиск шины б/у на место утраченной запаски. Тойотовский размер в мерседесово-опелевской стране нашелся не сразу. В итоге была куплена, установлена на обод запаски, отбалансирована и накачана шина ДАНЛОП очень хорошего качества, также была переброшена шина с запаски на ходовое литье и также отбалансирована. За все про все отдали 50 лари + 5 лари за оперативность.
Также было небольшое волнение по поводу антифриза. Так после езды в 40-градусной жаре несколько просел ниже отметки «МИН» уровень антифриза. Делать ничего не стал, так как, загуглив, выяснил , что для нашего антифриза TOYOTA SLLK простая дистиллированная вода не подходит, а нужна дистиллированная деионизированная, которую в режиме туриста в Грузии было найти нереально. В итоге благополучно вернувшись домой, купил через ЭКЗИСТ и долил.
Слава Богу, иных запчастей в Грузии нам не понадобилось: ТОЙОТа — рулит!!! тьфу-тьфу-тьфу!
По поводу цен ремонт авто, в общении на автосервисе узнал, что многие жители Российского Северного Кавказа тащат свои авто в грузинские автосервисы (конечно, при наличии родственников или друзей), так как здесь заметно дешевле цены на запчасти с Европы (нулевая таможенная пошлина) и сами работы.
Перевал Гомбори.
Река Алазань, Кахетия.
О СВЯЗИ И ИНТЕРНЕТЕ.
Билайн —привычен для туристов из России, и мы пользовались им. *102# или *107# — баланс , 110101 — справочное на русском. Интернет заявлен 4G, но реально 4G только в крупных городах, в районах 3G , дальше и 2G, в горах сигнала нет. Пакет интернета 10 Гб — 8 лари.
Местные для интернета уровня ВАТСАП хвалят BALI. Цена 0,2 лари в сутки. Охват и стабильность со слов местных лучше БИЛАЙНа.
ПО ПРОСЬБАМ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ)).
Если будет время на шопинг, то загляните на тбилисскую барахолку ЛИЛО и батумскую ХОПА, здесь Вы найдете неплохой качественный турецкий товар по цене ниже российской.
Если интересуетесь СЕКОНДами, то загляните — товар свежее, интереснее и дешевле российского.
Если решите позагорать у моря, не забудьте крем-антизагар — он просто необходим.
Обязательно вкусите и не пожалеете:
Ухххх, сам не ожидал, что столько букв получится…
Смею надеяться, что мой рассказ поможет Вам решиться сбежать из унылой повседневности в свое первое автопутешествие!
ТОВАРИЩИ, ВПЕРЕД!!! В СОЛНЕЧНУЮ ГРУЗИЮ!!!
И ЕЩЕ НЕМНОГО ФОТО.
Наблюдательная башня древнего «мертвого» города.
Здесь прохладно и спокойно…
Евротуристы, блин... а кто из них мальчик?))
Российская собачка предпочитает Газпром)))