Путешествие дилетантов по «Золотому кольцу России»

20.10.2017 | 19164 просмотра

Автомобильное путешествие по «Золотому кольцу России»… хотя изначально планировался совсем другой вид отдыха.

Вот как дело было…

Каждый год в июне месяце на Урале в Челябинской области проходит «Бажовский фестиваль народного творчества». Где на разных площадках представлены выступления народных коллективов: песни, пляски, демонстрация нарядов, обрядов, ремёсел. Где, наряду с профессиональными коллективами, можно послушать песни простых жителей сёл и малых городов. Полюбоваться красивыми народными нарядами. А как казаки поют… с силой, с твердой рукой, с нахрапом, любо смотреть.

Были на фестивале уже несколько раз, решили и в этом году не пропустить это действо.

В этом году погода подвела, лил дождь, представлю фотографии с предыдущих годов.

Ближе к вечеру распогодилось. Лёжа на траве, смотрю на уходящее красное солнце за горы, слушаю протяжную и спокойную песню со сцены, уносящую ветром вдаль и… прерывая свои мысли, говорю своей спутнице:

— Почему-то русская народная песня ассоциируется у меня с центральной Россией, с местами ближе к Москве, к городам Золотого кольца России, как шаблон какой-то заложен: кокошник, сарафан, балалайка… Мы с тобой много ездим по Уралу, делаем тематические для себя маршруты: Мини золотое кольцо Южного Урала, кольцо Среднего Урала, Зауралья… а сами по Золотому кольцу России не ездили. Надо съездить…

А на сцене тем временем пошли танцы, и музыка бодрей, сознание, от расплывающихся мыслей, от протяжной песни, красного заката концентрируется, и приходит желание:

— Поехали по Золотому кольцу, поехали сегодня, поехали сейчас. Горелка в машине есть, турка с кофе есть… лето, не замерзнем, в машине с прошлой поездки на озеро лежит неразобранная сменная одежда... Зачем нам мотать сотню километров до дому и затем снова через Миасс ехать на Золотое кольцо, зачем тратить время? В Златоусте переночуем, «Booking» есть, интернет есть, скачаем путеводитель по Золотому кольцу, посмотрим маршрут и … — тут я замолчал, на сцене закончилось выступление юных барабанщиков, вышла женщина с цветком в волосах, с букетом ромашек, спела про цветы и встречи, хорошо спела, кокетливым голосом, но текст песни грустен. Всё-таки есть что-то в живом выступлении.
— Поехали! — сказала вторая половина.
Мы посмотрели еще несколько выступлений и отправились ночевать в Златоуст.

В гостинице почитали путеводитель. Оказалось, что Золотое кольцо состоит из большого количества городов и за две недели посетить все можно разве что «бегом-бегом». К выбору куда ехать решили подойти с другой стороны: посмотрели предложения турфирм, у которых в основном туры по тем городам Золотого кольца, что стоят на реке, и это же не вариант. Решили импровизировать. На следующий день остановку решили сделать в городе, который посоветовал нам путеводитель по Татарстану, в Чистополь.

Лучшие пейзажи по дороге после Урала в Центральную Россию — это, конечно, дороги Башкирии и Татарстана. Примечательно, много ремонтов дорог. Дороги ремонтируются, это хорошо, только почему не ставят знак снятие ограничение скорости после ремонта? До ремонта, как и полагается, идут знаки снижения скорости, ну а после, где снятие? Так и едешь с малой скоростью километров 10 до перекрестка, знаки видеофиксации стоят, а снятие временных ограничений нет, хоть бы метраж ставили, сколько действует знак. И с автобусными остановками та же беда. Да, перед остановкой, согласен, надо ехать медленней, знак стоит, но ГДЕ снятие ограничения после прохождения остановки?

На месте, где сейчас стоит город Чистополь, давным-давно беглые крепостные основали вольное поселение, которое в 18-м веке выселили и сожгли, и на месте поселения осталось чистое поле. Выселенные крестьяне снова стали возвращаться, и в память о пожаре село назвали Чистое поле, которое выросло в уездный город. В этом городе решили остановиться на ночь. Неожиданно удивил центр города с двухэтажными домами, среди которых приятно погулять, и красивая набережная на реке Кама.

На следующий день промышленный Нижний Новгород встретил нас убивающими пейзажами и кисло-сладким-сероводородным воздухом.

В моём понимании города Золотого кольца — это города «собирателей Руси», которые (города) со временем присоединялись к московскому княжеству, и времён до присоединения, когда город был отдельном княжеством. Да, это еще и города былинных богатырей.

Сказки о трёх богатырях… Для меня, жителя Урала, эти богатыри — вымышленные персонажи. Поединки богатырей, Куликовская битва, нашествие монголо-татарских воинов — это всё где-то там, не у нас на Урале. Сказы, которые реально связаны с Уралом, это сказы и сказки П.П. Бажова, сказки горнорабочих и старателей. Людей, которые работают с камнем в шахтах, людей, которые обрабатывают камни — уральских мастеров, горняцкого быта: Сказы о Хозяйке Медной Горы, Даниле Мастере. Это где-то там, в центральной России Баба Яга, а у нас Бабка Синюшка. Вот в них-то веришь взаправду. А как не верить: вон Ильменский заповедник с драгоценными камнями, вон город Сысерть и Полевской, вон все те места, которые описаны в сказках. А эти Богатыри, это так, выдумка…

Случайно узнал, что богатырь Илья Муромец — это реально живший персонаж, захотел поехать посмотреть местА, где он жил. Едем в окрестности города Мурома в село Карачарово. В город въехали по красивому мосту через реку Ока.

Остановились в Муромской усадьбе, откуда пешком можно дойти до пня, который выкорчевал руками богатырь, до дома, где он жил (точнее до места), до источника воды, который забил из-под копыта коня Ильи Муромца.

Да и до города Мурома недалеко. Исторический центр не большой, но гулять можно долго: по набережной вдоль Оки, посмотреть монастыри, прогуляться по центру.

В книгах классиков литературы, к примеру, Тургенева, действия проходят в усадьбах, где есть дом, парк, пруды… Читаешь, а образ усадьбы наложить не на что. На Урале есть одна разрушенная Демидовская усадьба в городе Кыштыме, но вид этой усадьбы не даёт картинки, которую описывают про прогулку какой-нибудь одной молодой барышни с утонченной фигуркой под кружевным зонтиком, либо место у пруда, либо беседку, где могла томно вздыхать барышня. Чтоб почувствовать дух барского поместья, из города Муром поехали в поселок Муромцево в дворянскую усадьбу Храповицкого.

Усадьба была построена в конце 19-го века. Помимо основного здания был свой дворцово-парковый ансамбль, музыкальная школа, театр, железнодорожная станция, в общем, много что тут было. К примеру, вот что это?

Это конюшня, такое же помпезное было здание для карет.

Есть легенда, что некий иностранный барон принимал Храповицкого у себя в замке, барон сказал: русские не могут себе позволить построить такие замки. Храповицкого это задело, и он решил доказать барону, что тот не прав. Через несколько лет Храповицкий пригласил барона к себе, и тот, увидев конюшни, сказал: «О, это ж мой замок, только без клумб». Ии вот тут Храповицкий утер нос барону: «Клумбы тут и не нужны, это всего лишь конюшни».

Сейчас всё разрушено, но планируется в будущем восстановить. При усадьбе открыли музей, и попасть на огороженную территорию (главного дома) без экскурсии нельзя.

Когда-то тут был каскад фонтанов и прудов.

При усадьбе построили церковь, она лучшего всего сохранилась.

Поразил меня следующий факт: Владимир Храповицкий был крупным лесопромышленником и входил в круг знакомых царя Николая Второго. Хозяин усадьбы явно знал, что в стране творится и к чему может привести 1917 год, мог свободно вывезти часть своего имущества, деньги, золото за границу, а этого не сделал. Наоборот, произвел опись имущества и передал новому государству, а сам эмигрировал во Францию, где помер в нищете в 1922 году.

Когда спрашивают про города Золотого кольца, самый первый город который вспоминают, это Суздаль. Держим путь в славный город, проездом через град Владимир. Во Владимире понравилась пешеходная улица, да и в целом хорошо погулять вечерком.

Суздаль — это не город, это целый музей под открытым небом.

Кроме каменной архитектуры прошлых лет в Суздале есть музей деревянного зодчества.

В истории становлении Руси важен эпизод с благословлением русского войска Дмитрия Донского Сергием Радонежским на битву с Мамаем на Куликовом поле, после которой произошел коренной поворот в деле борьбы с Золотой Ордой.

Чтоб познакомиться с малой родиной Сергия Радонежского, едем в Ростовскую область. Из Суздаля в Великий Ростов можно проехать либо через Тейково, либо через Иваново. Через Иваново на 70 км дорога длинней.

Выбрали дорогу через Тейково. А зря. В поле и то комфортней ехать. Когда-то при ремонте дороги на ямы положили заплатки, а сейчас только заплатки и остались. Как только свернули с трассы на Иваново, засомневались, стоит ли тут ехать, но два встречных и один попутный рейсовый автобус вселили уверенность, что скоро дорога станет лучше. НЕТ!!! Нет там дороги. Скорость движения 20 км с безумной тряской. Лучше ехать через Иваново.

Остановились в Троице-Сергиевском Варницком монастыре. Это место, где родился и вырос Сергий. В 15-м веке здесь добывали соль, стояли соленые варницы, от которых и пошло название этой Варницкой слободы. В 1919 году монастырь был закрыт и разорен. Восстановили уже в нашем веке. Поэтому обветшать не успел и выглядит как «с иголочки», цвета яркие, все ровно, чётко, по линеечке.

В Великом Ростове познакомились с еще одним былинным богатырем – Алешей Поповичем. Считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. А Ростовский кремль — это, наверно, самый известный образ древнего Русского кремля.

Посетили то место, где лжецарь Иван Бунша из известного фильма запутался в канатах колоколов.

Образ городов «Золотого кольца» начал формироваться ещё с детства: из мультфильмов, отрывков кино, книг. И когда я ехал в эти земли, мне рисовались картины: Муром — город монастырей. Великий Ростов – кремль, а вокруг деревянные домики и поля, простор, мало жителей, провинциальная идиллия.

Вот так:

А на самом деле вокруг пятиэтажки, десятиэтажки, а в Сергиевом Посаде еще и шестнадцатиэтажки, и народ, народ, пробки. Это полноценные города. Очень сильный резонанс возник, с тем как представлял и как есть. Есть небольшой исторический центр, который как-то выделяет город по архитектуре от другого города, а если выехать за центр, то и не поймёшь, в каком городе находишься, ибо архитектура всех домов одинакова.

Так как разрушенная усадьба Храповицкого дала не полное видение «той самой усадьбы», о которых читал, решили заехать в восстановленную усадьбу дворян Леонтьевых в селе Воронино. Усадьба расположена в 20 километрах от Ростова. Леонтьевы владели этими землями с 17-го века. В 1919 году господский дом отдали под школу, и после усадьба пришла в запустение, в наше время потомки Леонтьевых снова владеют усадьбой и восстанавливают её. Открыли музей, восстановили господский дом, колокольню, проложили дорожки по парку к прудам. Гуляя по усадьбе, вполне себе можно вообразить, как могли тут жить и мечтать тургеневские барышни, как им тут было скучно, и как новый приезжий приносил свежий ветерок в мыслях девиц. Усадьба-то, действительно, стоит на приличном расстоянии от «цивилизации».

Далее наш путь лежал в Переславль-Залесский, где посетили ботик Петра Первого и окинули взглядом город.

В продолжение знакомства с Сергием Радонежским путь держим в город Сергиев-Посад, посмотреть духовный центр русских земель. Знаковое место для Руси. Место, где Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича на сражение с Мамаем в 1380 году. Место, где закончились долгие междоусобные войны в Московской Руси, где у захоронения Сергия Радонежского произошло примирение Василия Второго с двоюродным братом Дмитрием Шемякой, хотя как примирение… Люди Дмитрия Шемяки через два года всё равно там же схватил Василия Второго увезли в Москву, ослепили и сослали в Углич. Много чего связано с именем Сергия Радонежского и самого монастыря. Крестили тут Ивана Грозного. Этот монастырь в смутное время выдерживал польско-литовскую осаду. Был оплотом Минина и Пожарского. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы Пётр Первый. Именно отсюда Петр первый уехал в Москву полновластным правителем.

Много фактов связаны с этим местом в истории становления Руси. Когда ехали в Сергиев Посад, мне казалось, тут богатая история, много есть что посмотреть, куда сходить, где «залипнуть», но оказалось, что вокруг лавры крупный город. Это шестнадцатиэтажные дома, пробки, шум.

Чтобы сбежать от суматохи крупного города, решили посмотреть какой-нибудь малый городок Золотого Кольца на берегу реки Волги. Выбрали Плёс. По пути заехали посмотреть одну из самых известных церквей. Церковь Покрова на Нерли. До церкви надо идти через поле, стоит она уединённо. Оставили машину у Боголюбского женского монастыря и пошли пешком.

Церковь Покрова на Нерли основана в 1165 году. Построена на заливных лугах, поэтому вокруг неё нет никакой жилой архитектуры.

Город Плёс оказался жемчужиной всего путешествия. Очень небольшой, красивый, разнообразный, спокойный городок. Именно здесь явно чувствуется акцент в голосе у местных жителей. Впервые город в истории упомянут в 1141 году. А второе рождение было в 1410 году, основал его Московский князь Василий Первый. История Плёса обширна: и претерпел он набеги монголо-татар, разорение во время польско-шведской интервенции, и был сборным пунктом для нижегородского ополчения для освобождения Москвы от Наполеона, был крупным портом в 19-м веке, а в советские времена стал еще и городом курортом.

Дорожка в городе вдоль реки Волга:

В Плёсе меня удивила вода: у неё странное свойство, моешь руки, по ощущениям кажется, что не смыл мыло, моешь-моешь, а мыло как будто и не смывается.

За несколько дней, которые мы прожили в Плёсе, этот небольшой городок не наскучил, за день можно осмотреть все достопримечательности, но по ним хочется ходить два и три раза..

Собственно говоря, я себе города Золотого Кольца представлял такими, как город Плёс. Представления были неверными.

Обратный путь до дому решили ехать через Нижний Новгород, где основательно постояли в пробках, с ночевками в Чебоксарах и Уфе.

Интересная поездка, хороший отчёт.

НСК
Господи жеш мой. Как это по-российски "утирать нос" понтами совершенно левому, ничего не значащему, мужику, пахать всю жизнь, все отдать бандитам под опись и отдать богу душу в нищете. Думаю, что эта история не вымысел. Путешествие само по себе отличное (особенно принятие решения:))), хотя меня все эти церкви-часовни вообще никак не трогают.
ilya
Киров
Классный маршрут. Для того, кто разбирается в нюансах церковной архитектуры, или увлекается тем, за оскорбление чего у нас в тюрьму садят. А я вот, никак не могу для себя найти мотивацию проехать по центру России, ни разу не встречал реально интересного отчета ((

Мелекесс
Это скорее исторический очерк.
Услышали только в очередной раз про отвратительные дороги Ивановской области.
Хотелось бы информацию экономического содержания.
Может кто-то планирует также посетить Золотое Кольцо. надо бы заранее планировать примерный маршрут и финансы.
За фото и рассказ спасибо.
Кстати исторические справки сами искали в интернете чтобы вставить в отчет или это повествования экскурсоводов в тех местах где вы побывали.(или там вообще нет эскурсоводов?)
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011
Так то на фотографии даже на указателе написано Кстово, а не Нижний Новгород. Это трубы нефтеперерабатывающего завода Лукойл. А самого Нижнего Новгорода вы даже краешком не увидили, т.к. ушли на объездную. Поэтому прежде чем ставить какие то клише - разберитесь.
От Суздаля до Иванова идет нормальная дорога.
Автор нигде не пишет про цены. Мы были в 2015 году во Владимире 1 день, обошли все достопримечательности, с посещением нескольких музеев и вечером переехали в Суздаль, вот я никак не ожидала таких цен. Аренда квартиры (2 взрослых и дочь 9лет) 1400руб., а спрашивали 2100руб., днем хотели пообедать, но во всех кафешках просто конские цены (тарелка борща 150руб.), как нам пояснили, это из-за того что там очень много москвичей, которые на выходные приезжают отдохнуть. Действительно, на Суздаль 1 день очень мало, город очень красивый и самобытный, можно просто лечь на лужайку за торговыми рядами и любоваться видом кремля и многочисленных церквушек. Мы были в конце мая, никаких толп туристов. Очень хочу еще туда съездить на пару дней. В Плесе с ценами схожая картина.
алексей
На фото все красиво,в реальности тоска + за все в монастырях стригут бабло( да именно так, был оф прайс и касса назвал бы по другому).
Поэтому впечатления от того же Ростова Великого остались двоякие..

Хорошее путешествие. В Ростове ещё есть Музей финифти при заводе и несколько очень красивых монастырей.
Plohish01
Это скорее исторический очерк. А где собственно аспекты путешествия, где ночевали, песни у костра, палатки? Машина какая? или на велосипедах все обьездили. Услышали только в очередной раз про отвратительные...
исторические очерки специально не искал, это то что отложилось в памяти на протяжении жизни (поэтому и название путешествие дилетантов), а так там везде есть экскурсии.

Кострома
В Кострому что же не заехали, тоже Золотое Кольцо!?
Не плохой отзыв тоже Плёс нравится:)
Тысячами незримых нитей обвивает тебя Закон. Разрубишь одну-преступник. Десять-смертник. Все-Бог!

Ольга Кислицына
Да, правильней написать было Нижегородской области... На счёт цен, цены везде были одинаковы, отличалось только вкусно и не вкусно. Вот пельменная, где при тебе пельмени делают в Нижнем Новгороде, очень не обычная и вкусная.

А где собсстно путешествие ? Какой то краткий путеводитель...
судя по фоткам, вы не посетили ни одного объекта и не выслушали ни одной экскурсии? содержательная поездка. Все соборы и все монастыри Руси, в отличии от Западных, строились по одному подобию и похожи друг на друга. Не было у нас ни орденов рыцарских, ни монашеских орденов - никто не соревновался между собой в красоте постройки и величии. Если ты видел 1 церковь на Руси - ты видел все церкви, видел 1 собор - видел все соборы. Ценность всех наших подобных объектов -в их посещении, ибо внутри есть хоть какие-то различия. Накатали пробег на машине и не более того.
Отчёт интересный... Сам бывал и в Плесе и в Ростове Великом. Кстати,у вас почему то сказано,что вы поехали в какую то,якобы,Ростовскую область, чтобы посетить Ростов Великий. Это неточность. Город этот в составе Ярославской области...

Хорошая поездка! Молодцы, что "разбавили" классический маршрут старыми усадьбами, тоже интересная тема. Давно обдумываю поездку именно по старым русским усадьбам... Так сказать, прочувствовать "и вальсы Шуберта, и хруст французской булки" :)
Когда мы катались по похожему маршруту, то наибольшее впечатление произвели Ростовский кремль (мы там жили, прямо на территории) и храм Покрова на Нерли. Особенно если хоть чуть знаешь историю этого храма...
devatko
За Уралом почти нет монастырей и купеческих городов, и с нашей "колокольни" вся эта архитектура: "ух ты", "надо же", "вот оно как". Возьмём европейские замки по своей сути - это костел, дом вассала короля и крепкие стены вокруг. По сути это же наш русский монастырь: такие же крепкие толстые стены, стоит он также на возвышении, а внутри церковь или храм. Погуляйте по просторам ростовского кремля (во внутренних двориках) и вам покажется, что вы где то в замке в европе. Костелы также похожи друг на друга как и наши церкви: в столицах это роскошные стрельчатые храмы с витражами, а у нас это храмы в Санкт-Петербурге, в маленьких городках костелы выглядят ровно также как и у нас небольшие церквушки. Многих туристов восхищают тесные улочки Старой Праги и не захватывает полностью отреставрированный Суздаль: а тем временем он ничуть не хуже, весь городок словно картинка. ДЛЯ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА НЕТ НОВИЗНЫ И ТОЛЬКО. А людскому глазу нужно что то непривычное. Зато китайских туристов здесь полно. Вот уж кому экзотика, так экзотика.
Возможная однотипность построек вовсе не объясняется отсутствием орденов монашеских либо зодчих талантливых: просто не было строительного камня до освоения Урала, а из глины и бревен много долговечного не построишь. Ну а если разобраться и вглядеться внимательнее: в церкви Покрова на Нерли и во Владимире мы впервые увидели, что стены русских храмов украшены изображениями "горгулий" и разных злых духов. Это было настоящее открытие, до этого мы такое оформление видели только на костелах в Европе.
Брать экскурсии индивидуальные - наше любимое занятие, благодаря им узнаешь Историю Руси, которую либо не читал, либо забыл. И помимо заученной мантры от экскурсовода можно узнать много нового (ну естественно по его мировоззрению) по истории, политики, религии, если задавать вопросы. Но главное для нас - это окунуться в атмосферу места, посидеть не спеша и попытаться представить себя тут несколько веков назад.

Об однообразии русских церквей - весьма спорное утверждение, особенно для жителя такого города, как Владимир. Неужели Вы полагаете, что изысканные владимирские соборы, Успенский и Дмитриевский, точно такие же, как и все остальные русские храмы??? Я, разумеется, не специалист в древнерусской церковной архитектуре, но даже мне очевидно, что аналогов искуснейшей внешней отделке этих владимирских храмов просто нет. Не забываем, что эти храмы относятся к так называемому "домонгольскому" периоду, когда строительство во всех остальных русских городах было куда примитивнее, чем во владмиро-суздальском княжестве. Я уж не говорю о росписи Андрея Рублева...
А если Вы поедете на Русский Север, то церковная архитектура будет меняться просто на глазах. В Пскове и Великом Новгороде, Старой Ладоге и Изборске тамошние храмы похожи на крепости. Мощные простые стены, узенькие окна как бойницы... А ведь еще севернее будет Кижский Погост. Неужели уникальный 22-х главый деревянный храм Преображения на Ваш взгляд точно такой же, как каменный однокупольный Покрова на Нерли?? Единственное, что одинаково у этих храмов, так это то, что они оба отнесены ЮНЕСКО к объектам Всемирного наследия :)
Андрей Стрюков
Дилетанты.. будем знать

devatko
Совершенно верно! Европа тоже достаточно однообразна - в любом историческом городке будет главная площадь с непременным названием Рынок :), на ней ратуша и костел. На втором десятке костелов перестаешь их различать, кроме Нотр Дам и Санта Мария дель Фьоре :) Ну Святого Витта еще ... Да, красиво и величественно, для расширения кругозора увидеть надо обязательно. Но, перефразируя классиков, "не делайте из костелов культа " :)
Martyn36
не спорю, что для Зауралья сначала впечатлений много, наверное. Но в целом архитектура Руси очень однообразна. Копирует Константинопольскую архитектуру и не имеет обилия различий в объектах. Небольшое изменение произошло только при Петре, когда в Россию пришло Борокко, но и после этого все церкви и соборы снова стали похожими друг на друга. Шпили добавились. Вот у Вас на фото Успенский стоит, можно сразу сказать когда что сделано, даже не заглядывая никуда. Где Апсиды - до Петра. Шпиль - после Петра. Мало какие объекты на Руси интересны внешне. Ну может разве что Дмитриевский интересно со стороны разглядывать, но как раз в обзоре нет его фото - там резьба интересная.
"это же наш русский монастырь". Наоборот, наша архитектура повторяла Константинопольскую и Западноевропейскую (Итальянскую), а не их архитектура нашу.
"Погуляйте по просторам Ростовского кремля". Понимаю, что сказано в художественном контексте, но если буквально и как пожелание, то я был во всех указанных Вами в обзоре туробъектах и в большинстве из них неоднократно.
"Если Вы проедете на Русский Север" - то увидите все тоже самое с небольшими изменениями, вызванными особенностями региона и наиболее поздним попаданием под влияние Мск. Бойницы по всей Руси есть абсолютно везде.
Ну если видеть отличие в количестве куполов, то да, некое разнообразие получится, согласен.
Кстати в Ростове Вами пропущен Спасо-Яковлевский. Тоже один из относительно необычных объектов. Стык Допетровской и Романовской архитектур. Традиционная Русь и при этом Западноевропейские колоны. В Ростове и Владимире вы пропустили самые внешне интересные объекты. Будет что восполнить в повторной поездке. Но берите в следующий раз экскурсоводов. В архитектуре Древней Руси интересно прежде всего послушать истории про тот или иной объект, а не фоткать со стороны.
Martyn36
да, с позиции архитектуры, все старые допетровские соборы суть заимствование, копирование с Константинополя с небольшими добавлениями от конкретных мастеров. И все похожи друг на друга за редким исключением. Фрески иконописца Рублева вы разглядите с трудом в Успенском. Они зареставрированы так, что непосредственно работу Рублева и Черного (или одного Черного, тут мнения расходятся) увидеть трудновато.
России всегда не хватало конкуренции, в том числе в архитектуре. В Европе подход был совсем другой. Построят Бенедиктинцы собор, и сразу Францисканцы строят собор недалеко. Приглашают других мастеров, в т.ч. из других стран, разных школ и течений. И чтобы новый собор был больше-красивее-изящнее, чем у конкурентов. В России ничего этого не было, и величественность придавали кто чем мог. Количеством колонн, например, или высотой купола. При этом существенных архитектурных отличий все равно не было. Школа-то одна. Так и получилось, что один Миланский Дуомо уделывает архитектурно все российские соборы хоть домонгольского, хоть постмонгольского периода.

Познавательно!

Полностью согласен с Вами насчет вторичности русской православной церковной архитектуры. Конечно, так оно и есть, ведь христианство утвердилось на Руси куда позже многих других государств. Вот только ни я, ни авторы отчета вовсе ничего не утверждали об архитектурном первенстве. Кстати, Вы заметили, что цитируете меня, а спорите зачастую с авторами отчета? Мы - разные :)
Что же касается европейских архитектурных шедевров, вроде бы таких же древних, как, казалось бы, простенький храм Покрова на Нерли, но зато не в пример более вычурных и помпезных... А все ли знают, сколько времени строились эти еврочудеса? Возьмем, к примеру, упомянутый Вами Миланский Дуомо. Его начали возводить в 14 веке, а закончили...Через 50 лет? Сто? Ну через двести-то закончили?? Нет, его фасад был завершен только в 19 веке. А окончательно Миланский собор достроили, можно сказать, вообще в наши дни, в 1965 году. Не кажется ли Вам, что постройка, которую возводили в течение 600 лет и закончили только в космическую эру, вполне может быть технически совершеннее церкви удельного русского князя 12 века? Разумеется, такой многовековой долгострой, как Вы выразились, "уделывает архитектурно все российские соборы хоть домонгольского, хоть постмонгольского периода". Было бы крайне странно, если бы возведенная более 800 лет назад русская сельская церковь оказалась бы совершеннее этого собора :))
Но может упомянутый Вами Миланский Дуомо - просто досадное исключение? Вовсе нет. Вот возьмем, например, один из моих любимых, флорентийский Санта-Мария Дель Фиоре. Шедевр, спору нет, у меня слов, чтобы выразить восхищение этим творением, не хватит. А сколько же времени его возводили? Начали в далеком 13 веке, а вот закончили когда? В конце 19 века! Именно тогда наконец-то появился знакомый нам фасад :)
Ну или возьмем, к примеру, известнейший пражский Собор св. Витта. Изумительный по красоте, просто сказка. И сколько же строили его? Начали, как обычно, в 14 веке, а закончили... Когда? Правильно, только лишь в 20 веке :))
Так можно продолжать бесконечно. Кельнский собор, начат в 13, но в основном закончен в 19 веке, и т.д., и т.п. На Руси делали не так. Взял Иван Грозный Казань - и у нас появился Храм Василия Блаженного, через 6 (шесть!) лет, между прочим. Решили в карельской глухомани на далеком островке соорудить обычную церквушку на погосте - и теперь мы все знаем, что такое Кижи.
Сложно, да в общем-то и незачем сравнивать шедевральные евродолгострои с нашими храмами. Разные традиции, разные жизненные уклады, разная история в основе этих построек. Ну все равно как спорить о том, что лучше - венский торт Захер или холодец с хреном :)

Кстати, отходя от обсуждение архитектуры, вообще не об этом и даже не об этом отчете.
Не раз уже отмечал странный факт. На Дроме имеется значительное количество форумчан, постоянно появляющихся в евро- и амеро-отчетах с псевдопатриотической риторикой. Зачастую их взгляды граничат с крайним шовинизмом. Но, как ни странно, почти никогда никого из них не увидишь в темах, казалось бы интересных для россиянина, связанных с историей и культурой нашей страны. Странные бывают у нас "патриоты"...

Martyn36
ну да ладно. Суть была немного в другом - что Российские объекты похожи друг на друга и архитектурно имеют крайне мало отличий. Из-за этого, для туриста значительно интереснее именно их История, а не наблюдение со стороны. Их известных долгостроев Европы Вы перебрали почти все)) Там много объектов и исконной застройки. Долгострой, кстати, зачастую легко объясняется тем, что у них Соборы и прочие объекты культа, очень часто строились за счет муниципалитетов, прихода или вообще при поддержке частников или с подаяния. То есть при ограниченных материальных ресурсах. В РФ/РИ за строительством как правило стояла церковь или князь с неограниченными ресурсами, отсюда в определенной степени, объясняется и скорость постройки многих объектов. Ну и сгонять холопов на работу - это одно, а нанимать свободных строителей за деньги - это другое.
Само по себе, то, что люди выезжают и ездят по стране - это хорошо. На одном месте сидеть нечего. Но уж если взялись за осмотр объектов Средневековья, то туда надо входить и слушать рассказы. К сожалению, что Допетровская архитектура, что Постпетровская, в России/Руси не изобиловали каким-то безудержным полетом фантазии, а вот история у множества объектов, как правило, очень богатая.

Александров
Заехали бы к нам в Александров... Рядом были. Кремль конечно похож на многие, но музей интересный... Да у все таки была столицой (почти) 17 лет...

pazik124
Тоже подтверждаю,что в Суздале искренне и беззаветно любят деньги туристов.
Так везде, где немного нагрето туристами.

pazik124
Тревожно...

Там Русский дух! Там Русью пахнет!!!