Из Санкт-Петербурга к Волге. Путь навстречу мечте!

18.04.2017 | 26589 просмотров

Санкт-Петербург — Череповец — Ярославль — Нижний Новгород — Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Санкт-Петербург

Вступление

Из года в год все более популярным видом отдыха становится автопутешествие по дорогам, городам, полям, лесам, болотам и горам нашей необъятной и прекрасной России. К концу 2015 года такая идея, вынашиваемая как младенец n-ное количество месяцев, обрела свои первые осязаемые черты и в наших головах. Мы — это я, моя сестра Катя и невеста Света (далее по тексту и в жизни именуемая Светик). Наверно нет уголка нашей Родины, который не был бы достоин посещения. Учитывая глубокую историю, разнообразие природы, разность быта и обычаев людей — нелегко выбрать направление своего первого большого автопутешествия. Как решить, что же интересней: суровая природа Карелии, высокие и гордые вершины Кавказа, могучая во всех смыслах Сибирь, бесконечные дали степей Поволжья или такие разные побережья любого из 12 омывающих наши берега морей? Выбор непростой! Но, признаться честно, наши взгляды сразу устремились в едином направлении. Ничто не позволит увидеть Россию, проникнуться ее историей и духом, ощутить веяние древности и осознать величие современной мощной державы, понять и еще больше полюбить её так, как несущая свои воды сквозь века Волга! Вот он и первый тяжелый выбор, но далеко не последний!

На подготовку к поездке было полгода. Работы предстояло проделать прилично. Начали, естественно, с определения маршрута. Решено было ехать «дикарями». Проводить день в городе, ночевать в палатке между городами или у родственников/друзей, где таковые имеются. По задумке, в маршрут должны быть включены и расписаны по датам города, основные достопримечательности в них (обязательные для посещения по нашему субъективному мнению), места ночевок и АЗС. Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота! И если со списком городов определились довольно быстро, да и найти по яндекс-картам места остановок и АЗС не составило особого труда, то список интересующих нас мест написать оказалось значительно сложнее.

После долгих дискуссий, споров, консультаций со всезнающим поисковиком был определен крайне приблизительный порядок нашего перемещения по знаковым местам губернских центров. Ограниченные кратким периодом блаженства и неги, именуемым сухим словом «отпуск», оказались перед следующим тяжелым выбором: проводить в каждом городе больше времени, ближе познакомиться с ним, но охватить меньший объём, либо путешествовать в режиме «галопом по Европам». В первом варианте пришлось бы проезжать мимо множества привлекательных и безумно интересных мест, грустно смотреть в зеркала заднего вида и сожалеть об упущенных впечатлениях в так и оставшихся неведомыми и незнакомыми городах. Этого мы себе позволить не могли! Волевым решением был выбран второй вариант. Да, будем бежать по новым местам, и стараться не лопнуть от перенасыщения эмоциями!

Маршрут в конечном итоге получился такой:

1. Санкт-Петербург (место старта/финиша, родной город и дом).
  2. Череповец (запланировали заскочить в гости к родственникам, да и стартовать к Волге оттуда удобно).
  3. Ярославль (здесь мы должны впервые прикоснуться к водам великой реки).
  4. Нижний Новгород (а всё-таки Волга впадает в Оку или Ока в Волгу???).
  5. Чебоксары («чай, чемодан, чебуреки, Чебоксары… Странно, никаких Чебурашек нет»).
  6. Казань (столько прекрасных отзывов не слышал ни об одном другом городе).
  7. Самара («Ах, Самара городок, беспокойная я!»).
  8. Саратов (да здравствуют Юля и Денис — наши друзья).
  9. Волгоград (Мамаев курган — больше, думаю, слов не надо).
  10. Возвращение в Санкт-Петербург в объезд Москвы через Воронеж, Ржев, Орел, Тверь.

После создания маршрута определиться с местами ночевок, АЗС, списком вещей и продуктов оказалось детской игрой. Под разбивку лагеря были, с помощью яндекс-карт, выбраны перспективные места у водоемов.

Пару слов об очень важном — о еде! Приемы пищи было решено разделить следующим образом: утром в лагере завтрак у костра, днем — перекус бутербродами в машине после экскурса по городу, ужин опять же у костра в лагере. Исходя из этого, продукты приобретались в основном ещё дома. Закупили побольше тушенки, рыбных консервов, круп, макаронных изделий, печенья и далее, далее, далее… Не стану описывать в подробностях довольно стандартную туристическую пищу, уверен — большинство из Вас и без того с легкостью представят сей рацион, не используя даже малой толики фантазии. Скоропортящиеся продукты, такие как молоко, яйца, хлеб и фрукты собирались приобретать на местах. Готовить все это аппетитное разнообразие вменялось в обязанности Светика как дипломированного поваренка, с использованием походной газовой горелки и старого доброго костра — такое вот сочетание современности с первобытностью.

Список вещей с собой получился довольно объёмным. Да что там — просто гигантским! Для прогулок по городам необходимо было взять несколько комплектов одежды под любую погоду. А для вечеров у костра — походные вещи. Поэтому гора одежды пока с трудом помещалась даже в мыслях, не говоря уж о попытке втиснуть все это в багажник!

Остальной «багаж» составили различные туристические приблуды: складные стулья и стол, посуда, котелки, палатка, спальники и многое другое.

Ну что ж, про сборы и подготовку рассказал достаточно, боюсь даже слишком нудно (за что прошу понять и простить). Осталось описать лишь одну маленькую деталь… Ну не совсем, конечно, маленькую. Да и деталью назвать язык не поворачивается — ведь без этого автопутешествие не представляется возможным. Думаю, все догадались, что речь идет об автомобиле!

В январе моя сестра Катя приобрела в собственное пользование и неограниченное владение новый автомобиль LADA GRANTA лифтбек комплектации люкс. В подарок на день рожденья мы подарили ей наклейку во весь капот в виде слона (она много лет коллекционирует всё связанное с этими чудесными животными). Засим машина получила имя «Слоник». Решено было ехать именно на ней, а мою стальную блондинку оставить под дождливым Петербургским небом. О том, как «Слоник» вел себя во время поездки, обещаю подробно рассказывать в течение всего своего повествования. Ну и первые фото, призванные познакомить Вас с частью нашего коллектива и разбавить мое повествование яркостью, так сказать, добавить красок.

«Слоник», Катя, пудель Деля, я, моя «блондинка»

Катя и её «Слоник».

Старт. 10.06.2016 г., пятница. «Маленький шаг для человека…»

Вот и наступил крайне долгожданный день! День, которого мы ждали со все нарастающим нетерпением уже полгода! День исполнения мечты! В душе полнейшее ощущение праздника, абсолютного счастья. А голова пытается сконцентрироваться на сборах, списках вещей и пробках, но преодолеть лихорадочное возбуждение, разносящее мысли, как приличный торнадо, никак не получалось. Ведь скоро, совсем скоро, мы сможем прикоснуться к великой Волге, проникнуться историей, наполняющей все точки нашего маршрута, наполнить до краев эмоциями опустевший за долгий рабочий период разум.

Вещи уложены — осталось разложить их в автомобиле. Вот здесь и проявилась первая прекрасная черта Гранты лифтбек — большой и крайне вместительный багажник. «Слоник» стойко перенёс многократное перекладывание вещей, пока этот тетрис, наконец, не собрался. Конечно, всё обилие набранного в дорогу никак не могло поместиться даже в этот объёмный багажник. Один большой чемодан встал позади водительского сиденья, еще огромный рюкзак занял левую часть заднего сиденья. В силу своих немалых габаритов этот рюкзак плотно уперся в сиденье и потолок. Дабы избежать падения его на Светика, чьим местом путешествия должно было оказаться это самое сиденье, рюкзак был крепко затянут ремнём безопасности.

Светик и гора вещей сквозь дверь багажника.

Тетрис, наконец, сложился, все вещи нашли своё место во внутримашинном пространстве. День клонился к вечеру, когда мы стартовали от дома в сторону славного города Череповец, что в Вологодской области.

Хоть мы и потратили немало часов на планирование поездки, мы всё же никак не смогли устроить старт в какой-либо другой день. Вечер пятницы перед тремя выходными (из-за празднования Дня России), далеко не самое лучшее время для выезда из столь густонаселённого города как Санкт-Петербург. Жители нашего прекрасного большого общего дома стремились вырваться на природу, дачу, рыбалку, да и мало ли кого куда понесло. Морально подготовившись к пробке, мы выехали на прекрасно знакомое Мурманское шоссе (трасса «Кола») и… встали в пробку. И без того плотно забитое пятничное шоссе, собрало на своем асфальте гораздо больший затор, чем обычно. Причиною тому стали дорожные работы по замене асфальта. Но, как я уже упоминал, эту трассу мы знали прекрасно, не раз стояли там в пробках и имели про запас объездной путь. Свернув из пробки на небольшую дорогу к посёлку Шум, мы помчались, этот путь должен был привести нас практически в самый конец пробки.

Здесь стоит внести в моё повествование еще одного персонажа нашего путешествия — навигатор, за свой голос называемый «Оксана». Так вот «Оксана» неожиданно подсказала нам, как ещё чуток срезать путь и выскочить уже за пробкой! Такую возможность упускать не хотелось. Штурман Катя сказала повернуть в сторону посёлка Терёбушка. Сразу за поворотом асфальт под колесами сменился крепкой и почти ровной грунтовкой. Посёлок оказался крошечным, и после его преодоления дорога резко испортилась: глубокая колея, заросшая со всех сторон высокой травой, песок сменился глиной, в глиняной же колее периодически, тут или там, блестели лужицы. Тем временем занимался рассвет (напомню — в наших широтах это период белых ночей). Очередную колею и лужу штурмовать мы уже не решились. Не было смысла даже пытаться проехать дальше.

Однако развернуться оказалось не менее сложной задачей. С ходу проскочить колею при развороте не удалось, и наш «Слоник» провалился передними колесами в колею одной стороны, а задними точно в другую колею. Выехать враскачку не удавалось. Катя разбудила Светика, и они приступили к выталкиванию машины вручную. Их сдвоенных усилий никак не хватало на преодоление данного препятствия. Пришла моя очередь выходить, Катя села за руль. Результат тот же — нулевой.

Раскопав в багажнике топорик, я приступил к грязной и нелегкой задаче откапывания. Такие мелочи не могли сломить наш дух и испортить нам настроение! Правда, были существа, совершенно осчастливленные этим поворотом событий — комары. Их писклявая орда атаковала нас резко и беспощадно. Компенсируя малые размеры количеством, кровососы проводили довольно успешную военную операцию против троих путешественников. Через раскопанные топором траншеи «Слоник» вырвался из глиняно-травяного плена. Вторично преодолев Терёбушку, мы вернулись на асфальт. Объездной путь, наконец, вернул нас на трассу. Пробка к тому моменту уже рассосалась сама собой, начиналось утро, а мы еще не отъехали от Петербурга даже на 100 км. Притормозив на заправке, чтоб умыться и почистить одежду от глины, обнаружили подарок от Терёбушки.

Цветочки на память с полей Терёбушки.

Дальнейшему движению в Череповец уже не мешало ничего. Развив крейсерскую скорость в 110 км/ч, мы приближались к границе Ленинградской и Вологодской областей.

Более забавного адреса встречать еще не доводилось.

Перед поездкой мы договорились фотографироваться на въезде в регионы, границу которых пересекаем и на въездах в города, где останавливаемся. Так что я буду прикладывать эти фото к своему рассказу.

Вот мы и въезжаем на Вологодчину.

До Череповца остаётся около 150 км, но двигаться дальше стало невозможно — сон всё стремительнее брал своё. Пришлось остановиться подремать на полчаса, затем движение было продолжено. И как будто мало было приключений на эту ночь, так нет же — пропустил знак, ограничивающий скорость до 60 км/ч! ГАИшник тут как тут! Пришлось немного надавить ему на жалость, описав вкратце подробности поездки. Вердикт сотрудника ГИБДД был гуманен и милостив — строго предупредить и отпустить! Большое ему спасибо. Начинать путешествие со штрафов уж очень не хотелось.

Неподдельная радость!

Тётя Лариса в Череповце уже ждала нас. Приняв душ и плотно (и очень вкусно) покушав, мы прильнули к подушкам и погрузились в сон. Первый день пути был завершён. Привычная поездка по знакомому направлению оказалась совсем небанальной.

Череповец. 11.06.2016 г., суббота. «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Наше пребывание в Череповце не имело далеко идущих эстетических, культурных и исторических стремлений. Мы выспались, немного погуляли по городу, прошлись по магазинам, отлично провели день с родными людьми. День отдыха был просто необходим. Перед отпуском работали практически без выходных, да и путь к Череповцу оказался непростым. А ведь впереди лежали почти 5000 км заманчивой неизвестности.

И, конечно, не могу не сказать несколько слов о заботливой и добродушной тёте Ларисе, об общительной и гостеприимной двоюродной сестре Танюшке — очень любим наших родственников. Мы великолепно провели с ними время, отдохнули не только телом, но и душой, разумом. Именно у них и благодаря им удалось в полной мере осознать — отпуск начался, теперь уже точно!

Из Череповца в Ярославль по маршруту планировалось ехать кратчайшим путем, вдоль Рыбинского водохранилища через Пошехонье. Этот путь разрабатывался еще в Петербурге по яндекс-картам. Однако в него неожиданно были внесены коррективы. Коллега тёти Ларисы — Жора, периодически посещающий Ярославль, не советовал ехать этим путем. Да что там не советовал — отговаривал! Дорога, дескать, там в ужасающем состоянии, потратим много времени, да и машине несладко будет. Жорин вердикт однозначен — ехать только через Вологду, прекрасная ровная дорога, расстояние увеличится незначительно, а времени и особенно нервов сэкономим изрядно. Говорил он убедительно и уверено, никаких причин не доверять ему у нас, естественно, не было — на том и порешили. Пора было ложиться спать. Подъём предстоял ранний.

Ярославль. 12.06.2016 г., воскресенье, День России. «Золотые купола»

Рано утром, на рассвете умываются утята
И
мышата, и котята, и жучки и паучки.

Вот так и мы, проснувшись рано утром, привели себя в порядок, плотно позавтракали (спасибо тёте Ларисе), тепло распрощались с родственниками и выехали. Принятое накануне решение ехать через Вологду немного скорректировало наш маршрут. Зато пожалеть о нем не пришлось ни разу. Дорога от Череповца до Вологды практически идеальная: ровный асфальт, прямая как стрела, пронзившая леса, поля и пригорки, выкошенная метров на 50 в каждую сторону обочина, заполненная яркими островками цветов всевозможных расцветок. До Вологды долетели пулей!

Незапланированный пункт маршрута.

Объездной столица одноименной области не имеет, шоссе проходит по краю города. Знаки и указатели направления практически везде висят в нужных местах — заблудиться сложно. Вот и мы, сверившись для точности с навигатором «Оксаной», легко нашли нужное направление.

Дороги Вологды заставляют обратить на себя внимание — ямы в них «заботливо» заложены брусчаткой. Правда, довольно аккуратно и ровно.

Оставшийся путь до Ярославля проехали также быстро и спокойно. Отличная трасса в сочетании с вежливыми по отношению друг к другу водителями. Ярославская область встретила нас проливным дождём и шквалистым ветром. Не могу сказать, что мы расстроились, но немного приуныли: хотелось гулять по столице Золотого кольца в «золотую» солнечную погоду. «Оксана» привела нас к центру города максимально близко. В связи с празднованием дня России многие центральные улицы были перекрыты.

Оставив «Слоника» отдыхать в тени на одной из небольших улочек вблизи Кремля, мы выдвинулись в первую за поездку пешую прогулку по городу. Надо сказать, что над центром города светило яркое солнце. Вокруг нависали тяжелые свинцовые тучи, а над нами, как по волшебству, ясное небо! Спасибо небесам за чудеса! Первым пунктом нашего маршрута, конечно, стал Кремль. Да и куда еще пойти в первую очередь в незнакомом городе? С этого места город начинался, здесь шло его становление. Именно стены Кремля, когда-то давно, стали центром притяжения людей, оплотом, объединившим окрестные земли, средоточием духовной и культурной силы, военной и оборонной мощи.

На входе в Кремль нас остановила сотрудница и вежливо попросила приобрести билеты. Честно говоря, расстраивала не откровенно смешная стоимость билетов, всего 30 рублей, а очередь к кассе. Увидев наши скисшие лица, эта добрая женщина указала нам «короткий путь» — кассу в стороне от остальных, где столь ужасающий наш разум призрак урбанизации — очередь — практически отсутствовала.

Ярославский Кремль оказался крошечным. Как выяснилось — это лишь малая часть некогда большой крепости, сохранившаяся до наших дней. Стены невысоки, строения на территории тоже. Даже церкви, расположенные там, довольно приземистые. Но все это нисколько не умаляет красот этого старинного места! Весь этот комплекс чудесно вписывается в окружающую его среду. Наверняка первые ярославичи рассматривали Кремль как продолжение естественных укреплений. Для них город, его центр, каждый храм или даже дом должен был лаконично вписаться в окружающий ландшафт. Эти люди не заботились о природе, а жили без отрыва от неё.

Несколько кадров Ярославского Кремля. Наверняка Вы уже устали от наших лиц на всех фото.

Вообще, Кремль производит отличное впечатление! Везде чистота, ухоженные газоны, цветы. Сами древние стены и храмы прекрасно отреставрированы (в некоторых местах реставрация еще не окончена, но их мало), приведены в порядок, для туристов расставлены указатели на двух языках, лавочки с сувенирами. Отдельно стоит сказать о заведении, про которое обычно не упоминают в описаниях и впечатлениях от поездки — о туалете. Вернее, в Ярославском Кремле это помещение называется туалет-музей, язык не поворачивается назвать его платным туалетом — туда продают настоящие билеты! Внутри помимо того, что и ожидается увидеть в данном месте, располагается настоящий мини-музей. На стенах размещаются плакаты с историей развития канализации в Ярославле! Излишне говорить, что из этого туалета не торопишься выходить!

Как я уже упоминал выше, Кремль очень маленький, поэтому осмотр его мы закончили быстро. Да и не терпелось уже выйти к Волге! Пройдя через ворота возле Введенской церкви, мы спустились к реке Которосль. Оттуда двинулись через парк к Которосльной набережной, или как ее называют Верхняя набережная. Вид оттуда передать словами невозможно! Сложно представить более удачное место для первого взгляда на долгожданную Волгу. А в сочетании с ярким солнцем и нависающими со всех сторон низкими тяжелыми облаками первые впечатления получились незабываемыми. Среди дождевых туч, клочок яркого синего неба, бодрящий ветер, раздувающий на волжских водах белые барашки, периодически поблескивающие на солнечных лучах.

Погода усиливала эффект!

Прогулку по Верхней набережной обязательно нужно совершить всем, кто впервые приезжает в Ярославль. С одной стороны взглядом не охватить потрясающий вид на Волгу, а с другой высится величественная громада Успенского собора, рядом с которым выставлено множество колоколов. Каждый колокол — это отдельное произведение искусства! С одной стороны, приятно и необыкновенно интересно разглядеть искусные изображения, покрывающие каждый колокол от мала до велика. С другой, становится немного грустно — ведь душа колокола ощущается только при его звучании, а отнюдь не на выставке.

Они великолепны!

Посетить Успенский собор или нет, вопрос даже не стоял — конечно, да! К сожалению, возраст этого, безусловно величественного, храма далеко не впечатляющий — ведь он был восстановлен. Но дух этого места остался неизменным. Здесь охватывает ощущение благоговейного трепета — именно здесь располагался центр религии всего местного края! Сюда приходили со своими печалями и радостями, чтобы поделиться сокровенным с Всевышним, получить божественное благословение, проникнуться покоем, оставив за массивными дверьми храма мирскую суету и заботы.

Белоснежные стены придают невероятную легкость этому массивному зданию.

Если меня спросить, откуда можно увидеть лучший план Ярославля я, без тени сомнения, отвечу — ротонда Верхней набережной! Стыдно признаваться в собственном невежестве, но я даже не попытался узнать, когда она была построена. Вид, открывающийся с неё, напрочь выгоняет из головы все мысли. Остаются лишь эмоции, буйство визуальных ощущений! Передать хоть малую толику той сказки мне не хватит словарного запаса. К сожалению, даже на фото охватить эту бесподобную панораму не получится. Искренне желаю всем Вам побывать там лично.

Нижняя набережная при взгляде с Верхней.

Верхняя набережная упирается в чудесную белую лестницу, и, бросив еще один взгляд сверху, мы начали спуск. Нас как магнитом тянула эта рукотворная красота. Но в каждой бочке мёда всегда найдётся ложка дёгтя! Поющие фонтаны практически полностью заглушала громкая музыка современных исполнителей, доносившаяся из одного из многочисленных ресторанов неподалёку от центра.

На этом фото кроме фонтанов видны тучи, окружавшие центр города.

Кульминационным моментом нижней набережной является памятник 1000-летия Ярославля! Различные вехи и события, оказавшие особое влияние на жизнь города и его жителей, самые выдающиеся личности города разных веков. Образы легко угадываются и читаются, вся тысячелетняя история одного из старейших городов Руси отражена в одном величественном монументе!

Монумент вблизи полон деталей, выложить их все здесь невозможно. Поэтому вид издалека.

Ну, и пройдя всю Нижнюю набережную до конца, мы спустились к Волге. Вот и тот долгожданный миг! Впервые прикоснуться руками к её водам, текущим сквозь века нашей истории! Здесь мы «сели в лужу». Сильнейший ветер гнал настолько высокие волны по реке, что мы засомневались: правильно ли мы думали о направлении течения. Дисбаланс между разумом и впечатлением оказался настолько силён, что нам потребовалась помощь. Подойдя к проходившим мимо сотрудникам полиции, объяснив им, что мы туристы из Петербурга, я задал один из тупейших вопросов когда-либо слетавших с моего языка: «В какую сторону течёт Волга?». Недоумение на их лицах сменилось улыбками. Полицейское авторитетное слово постановило правдивость разума и обманчивость визуального ощущения.

Вид с Нижней набережной на Верхнюю не менее впечатляющий!

В Ярославле, куда бы ни упал взгляд, он неизменно находит какие-либо купола.

Центр города Ярославль показался нам, жителям Санкт-Петербурга, очень компактным. Все основные достопримечательности расположены там очень и очень близко друг к другу. Что делает его посещение туристами простым и приятным. Ощущение старины не покидает ни на миг. Этот город пропитан древностью и историей! Безусловно, приятно там побывать. К сожалению, выбранная нами модель путешествия не позволяла нам задерживаться там дольше. Ведь предстояло еще доехать до места ночевки.

Мы покидали Ярославль в прекрасном настроении, долго ходившие вокруг нас тучи предоставили нам время для чудесной прогулки по городу. Как только мы сели в машину, дождь, так долго терпевший, пока мы нагуляемся, наконец хлынул на мостовую. Оставалось лишь поблагодарить погоду за такой подарок. Немного измотанные, но абсолютно счастливые, мы перевернули первую страницу нашего путешествия, чтобы двигаться дальше!

Первая ночёвка. 12.06-13.06.

«Качнётся купол неба, ночной и звёздно-снежный,
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Следующим пунктом маршрута должен был стать Нижний Новгород. Путь наш проходил через Ивановскую область. Погодные условия тем временем становились все хуже. Сверху поливал ливень с градом. Чтобы сфотографироваться на въезде в очередной регион, пришлось пережидать. Не могли же мы не отметиться!

За окном льет как из ведра!

Водители Ивановской области самые вежливые из всех регионов, посещённых нами! Всегда пропустят, моргнут фарами про посты ГИБДД, скажут спасибо аварийкой или взмахом руки. Конечно, в родном нам Петербурге, культурной столице, водители следуют культуре вождения, но, к сожалению, пока не все. А здесь… Сей факт приятно шокировал!

Город Иваново, как и Вологда, не имеет объездной. Не сомневаюсь, что в «городе невест» есть великое множество мест, посещение которых вызовет большой интерес, мест пропитанных историей, несущей культуру и просвещение. Но при составлении маршрута было необходимо жертвовать. Приношу свои извинения этому городу, непременно постараюсь побывать там. А в данный момент, следуя расставленным указателям, мы миновали «родину первого совета», не заблудившись, и пересекли границу Нижегородской области под уже ставшим привычным сегодня дождем.

Крайне насыщенный и эмоциональный день все быстрее клонился к вечеру. Солнце, всё ниже спускаясь к линии горизонта, окрашивало наконец прояснившееся небо алыми тонами. Красные сполохи подсвечивали последние облака, превращая их в огненные стрелы. Любоваться сим великолепием можно бесконечно!

К сожалению, времени обозревать вечерние пейзажи уже совсем не оставалось. Сгущающиеся сумерки вынуждали нас как можно скорее искать место под разбивку лагеря. По составленному еще дома маршруту место стоянки было запланировано. Как показала практика — бесполезно. Места, привлекательно выглядевшие в Яндекс-картах, на поверку не выдерживали никакой критики. Пришлось импровизировать и выглядывать водоёмы и полянки, годные для ночлега. Вот тут-то мы немножечко и присели в лужу! Как жители Северной столицы, привыкшие к белым ночам, мы упустили из виду, что при движении на юг темнеть по вечерам будет тем раньше, чем южнее мы продвинемся. Съехав с трассы на проселочную дорогу и проскочив небольшой посёлок, мы нашли местечко, удовлетворявшее нашим скромным запросам: имелся водоём, лесок и полянка, сносный подъезд для «Слоника». Ну а теперь более пространно… Проехать на машине получилось только после разведки, да и Кате пришлось поработать «указателем». Водоёмом я назвал небольшую, заросшую тиной, лужу-пруд с болотистым бережком и сомнительным качеством воды. Лесок состоял из облысевших ёлок, с торчащими тут и там корнями. Огромного труда стоило найти пару квадратных метров, по которым не бегали муравьи.

Снова заморосил дождик, а под палаткой всё же нашелся муравейник. Уюта и покоя это место не обещало! Предложение свернуться и искать дальше было поддержано единогласно и без колебаний. Снова трасса, снова поля, снова небольшие пролески и никакого намёка на подходящее для лагеря место.

А вокруг разворачивались возделанные поля пшеницы, перемежавшиеся небольшими полосками леса, сходившимися под прямыми углами. На очередном изгибе трассы возле такого «лесочка» заблестел в последних лучах небольшой водоём. Между полем и полоской из молодых берёз шла песчаная колея прекрасного качества. Проехав вдоль поля, мы приглядели небольшую уютную полянку, имевшую спуск к воде. Поиск окончен — вот она стоянка №1!

В тот момент установился порядок действий, сохранившийся на всех последующих стоянках. Катя собирала дрова и разжигала костёр — очень уж она любит это занятие. Моей обязанностью стала установка палатки, накачивание матраса и расстановка стульев и стола. Светик отвечала за питание нашего маленького и неунывающего коллектива.

Собирая дрова, Катя нашла несколько этих красавцев!

Вот палатка и заняла своё место среди белоствольных берёзок, костерок весело потрескивал, а сквозь дымок пробивался аромат приближающегося ужина. Борта котелка облизывали алые языки пламени, на газовой горелке, не столь романтично и красиво, закипала вода для чая.

Треногу сделал за 20 минут на работе. Ложка, закрепленная к палочке, проехала с нами отсюда до самого Петербурга.

Когда в желудке появилась приятная тяжесть походной еды, такой простой, но необычайно вкусной после насыщенного дня, а горячий чай с печеньем расслабил окончательно — навалилась усталость. Сидя у костра и перебивая друг друга, оглашали тихий ночной водоём и поле громким разговором, смехом, всеми теми эмоциями, накопившимися за день. Только вездесущие комары создавали небольшой дискомфорт, мешая насладиться вечером в полной мере. Это могло длиться долго, но сонное царство неумолимо тянуло в свои сладкие владения. Крепкий сон в уютной палатке, на прекрасном надувном матрасе — чудесное завершение дня! Завтра ждёт новый день, завтра новые эмоции и впечатления, завтра — всё завтра. Доброй нам ночи!

Пробудился я мгновенно, вокруг палатки раздавались голоса! Оказалось, этот небольшой пруд по утрам притягивает к себе множество рыбаков из окрестных деревень. Их голоса-то и разбудили нас. Тем временем день всё активнее перетягивал у ночи одеяло на себя. Ловцы карасиков один за другим отправлялись восвояси, оставляя этот чудесный пруд. Пора было собираться и нам. Костёр разводить не стали, готовили на горелке. На завтрак Светик сварила кашу. Каша с утра — как воспоминание из детства. Заряженные таким образом, мы быстро свернули лагерь. Оторвав на память один колосок в поле, загрузили заново «Слоника». Наше путешествие продолжалось!

Мы не оставляем после себя следов пребывания.

Берёзки, пшеница — «Слоник» готов ехать дальше!

Нижний Новгород, 13.06.2016, понедельник. «На хорошего человека не вдруг наткнёшься»

Определив цель, всегда стараешься двигаться к ней. Преодолевая трудности, подстраиваясь под неожиданные изменения. Неизменным остаётся лишь движение вперед . Так и мы, оставив позади прекрасную полянку, приближались к следующему пункту нашего путешествия.

Прибыли!

После знака «Нижний Новгород» мы увидели… Ничего! Какие-то трущобы, полуразвалившиеся частные домишки, покосившиеся деревянные заборчики. Это всё как-то не вязалось с представлением о городе-миллионнике. Ещё одной проблемой стало отсутствие указателей. Пришлось прибегнуть к помощи навигатора «Оксаны». Собственно город начался неожиданно: раз — и вокруг выросли многоэтажки, улицы заполонили автомобили, а на тротуарах сновали туда-сюда по своим делам толпы людей.

Продвигаясь по улицам в сторону центра, мы наткнулись на памятник-паровоз! Признаюсь, испытываю слабость к паровозам — этот чудесный механизм, словно живой. Эти детали, приводящие в движение огромный состав, с шумом и паром, под свист гудка! Остановка обязательна!

К сожалению, этот чудесный паровоз оказался весь изрисован графити и идиотскими надписями в стиле «бяки-буки».

Совершенно неожиданно, двигаясь по промзоне, мы оказались возле метро. Оставив «Слоника» на парковке у небольшого универсама, мы отправились в подземку. Это решение имело под собой несколько причин. Хотелось посмотреть метрополитен в других городах. И так было решено заранее, стоять в пробках, блуждая по незнакомым улицам незнакомых городов, тратить время таким образом мы не хотели. Поэтому в городах, имеющих в своих недрах подземные электропоезда, мы планировали пользоваться именно этим транспортом. Ну а «Слоник» должен был ждать нас на ближайшей к окраине города станции.

Эту станцию забыть не получится никогда. Называется она Буревестник, конечная на этой маленькой ветке. Первое, что обращает на себя внимание — абсолютная тотальная тишина! Настолько глубокая, что даже с кассиром, продающим жетоны, говорить хотелось шепотом. На станции людей практически не было — в прямом смысле слова можно было посчитать по пальцам одной руки! А поезд всё не прибывал. Когда таймер показал 15 минут ожидания из тоннеля послышался знакомый гул, разорвавший наконец эту гробовую тишь. Как мы узнали затем — этот поезд ходил по ветке один. Ветка новая, всего из трех станций, пассажиров очень и очень мало, вот и бегает единственный состав туда и обратно. Время обращения, полного круга, как раз около 15 минут и есть. Зайдя в поезд, мы смогли без стеснения говорить в полную силу (на станции от звука голоса в тишине становилось не по себе). Решался важнейший вопрос — а куда мы, собственно, едем? По названиям станций, прочитанным на схеме, понять, где же именно находится центр, не представлялось возможным. Самым логичным и простым выходом стало спросить у немногочисленных пассажиров.

Вот здесь произошло одно из тех событий, которые, как говорят, были предопределены свыше! Со своим вопросом мы обратились к женщине, сидевшей рядом. Подробно рассказали ей, кто мы, про нашу мечту о путешествии, про первые впечатления от поездки. Елена Алексеевна, так звали эту чудесную женщину, с готовностью вызвалась нам помочь. Она ехала в центр встретиться с подругой и предложила нам продолжить поездку вместе. Как же нам повезло обратиться именно к ней!

Елена Алексеевна из тех людей, которые любят и прекрасно знают свой родной город. Ей очень хотелось предложить нам такой маршрут, на котором Нижний Новгород представал бы в самом прекрасном свете, а знаковые места появлялись на пути в нужный момент, наращивая, и усиливая впечатления друг от друга. Её увлекательный рассказ прервался лишь однажды, когда поезд вынырнул из тоннеля на Метромост! Вот уж поистине небанальное инженерное творение! Выскакивая из темного тоннеля с одного высокого берега Оки, путь пересекает эту широкую реку и вгрызается в еще более высокий противоположный берег. За тот короткий промежуток времени меж двух берегов успеваешь увидеть краем глаза необычайный вид, но лишь на мгновенье. Это как получить пробник, лишь распаляющий желание попробовать сам продукт. А Елена Алексеевна всё рассказывала и рассказывала, как заправский экскурсовод, встретивший благодарных слушателей.

За этой увлекательной беседой мы добрались до станции метро «Горьковская». Здесь Елена Алексеевна должна была дожидаться подругу. Тепло распрощавшись с ней, мы двинулись по Большой Покровской улице, в точности решив следовать маршруту, составленному для нас этим прекрасным экскурсоводом.

Большая Покровская улица — это как московский Арбат или Малая Садовая у нас в Петербурге, пешеходная прогулочная улица. Спускающаяся вниз к Волге, где виднеется Кремль. По всей улице расставлены и рассажены скульптуры, как изваяния из прошлых веков, навсегда застывшие, навечно прекрасные.

Эти кошки запомнились больше всего.

Странный памятник еде.

Спускаясь всё ниже по улице, мы вышли к кремлёвским стенам, на площадь Минина. По совету Елены Алексеевны, мы не стали заходить в Кремль через ближайшие ворота у Кладовой башни. Двигаясь по площади Минина, вдоль памятника этой выдающейся личности мы попали к памятнику Чкалову.

Памятник Козьме Минину.

И памятник Валерию Чкалову.

Елена Алексеевна сказала, что именно отсюда мы должны посмотреть на Волгу и Кремль впервые, только так мы ощутим всё величие и монументальность древней цитадели, размеры и красоту слияния Оки и Волги. Да, Чкалов увековечен в великолепном месте, его каменный взор с высоты волжского берега обозревает огромную территорию. Не сопоставимую с кругосветным полётом, но всё же достойную храброго лётчика-первопроходца. Передать словами увиденное мне не хватит словарного запаса и умения, здесь нужен подлинный талант писателя натуралиста! Мне же остаётся лишь восторгаться и приложить фото.

Эти «подзорные трубы» совершенно бесполезны, сколько ни смотрели, так и не поняли, зачем они там.

Всё внизу такое крошечное.

Даже сильный ветер, вновь преследовавший нас, не мог испортить впечатления! Вот это река!!! К таким зрелищам невозможно подготовиться. Сейчас, по прошествии полугода, глядя на эти фотографии, испытываю сильнейший восторг. Хотя время слегка затемнило яркость красок моих впечатлений, набросив легкий тюль на окно в прошлое. Довольно долго мы крутили головами во все стороны, любуясь этим великолепием. Но, как всегда, фактор времени давил на нашу прогулку. Собрав всю волю в кулак, мы отвернули свои взоры от Волги и направились в Кремль.

Старинная крепость тянула, манила прикоснуться к её древним стенам, погрузиться с головой в историю. Благо древние крепостные стены способствовали таким настроениям. Пройдя ворота, мы оказались на территории древности? Как бы не так! Кроме стен в нижегородском Кремле не оказалось ничего древнего! Здания типовой советской постройки, никак не связанные между собой, и тем более не имевшие ничего общего со старинными стенами. Эта нестыковка настолько резала глаз, что долгой прогулки по Кремлю не получилось — не было желания. Из Кремля мы вышли через Ивановскую башню и двинулись к Нижне-Волжской набережной, продолжив следовать проложенному для нас маршруту. Вид с нижней набережной на Волгу не был настолько же впечатляющим, зато открывалась чудесная панорама кремлёвских стен и высокого берега.

Ещё там оказался интереснейший музей-выставка исторических автомобилей ГАЗ и памятник Петру Первому.

Олень — символ города!

Чкаловская лестница снизу.

Кремлёвские стены.

Следующим пунктом, определённым для нас Еленой Алексеевной, была канатная дорога над Волгой, связывающая Нижний Новгород с городом-сателлитом Бор. Туда решено было пройтись пешком по набережной. Здесь вмешались два небольших обстоятельства: мы захотели перекусить, и мне захотелось (прошу прощения за подробности) в туалет. Оказалось, найти и то и другое на Нижне-Волжской набережной было невозможно. Что ж, придется штурмовать подъём! Это испытание тяжело далось женской части коллектива: Катя и Светик едва не ползком забирались по длиннющей каменной лестнице. В ожидании их наверху, я любовался видами. Поиск интересующих нас заведений на улицах Нижнего Новгорода результатов не дал! Впервые попал в город, где не сыскать было ни единого заведения общественного питания! Вернее, возле Кремля и вблизи центра кафе и ресторанов было хоть отбавляй, а отойди оттуда чуток — и ничего!

Да и поиски канатной дороги затянулись, указателей, способных навести нас на путь истинный, не было тоже. В конце концов «удобства» отыскались на заправке, а вот наполнить уже изрядно бурчавшие животы так и не получалось. Единственное кафе, оказавшееся на пути, было закрыто на ремонт. Все эти блуждания отняли у нас очень много времени, в целях экономии оного было решено вызвать такси до канатной дороги. Автомобиль с шашечками приехал почти моментально. Водитель смотрел на нас, как на идиотов, еще раз уточнив точно ли нам к канатной дороге, он провез нас около 300-400 метров и высадил. Мы не дошли всего чуть-чуть, а ведь будь здесь указатели… Заплатив за столь короткую поездку, мы встали в небольшую очередь к кассе канатной дороги.

Лично мне ни разу не доводилось пользоваться этим видом транспорта, поэтому было крайне интересно. И здесь я не разочаровался ничуть! Полёт на огромной высоте, в невесомой кабинке над широкой гладью волжских вод. Кабинку, правда, очень и очень сильно раскачивало ветром. А в какой-то момент вся «канатка» встала, мы просто висели в небесах пару минут.

Здесь хорошо видна сила ветра.

Среди пассажиров этого необычно транспорта обращала на себя внимание разница между туристами, такими как мы, и местными жителями. Для последних это был обычный каждодневный вид транспорта, успевший изрядно приесться. А гости города вертели головами и восхищенно прилипали к стёклам кабинок. Причём невооруженным взглядом было видно, как туристы раздражали местных: ведь они занимали места в кабинках, создавали очередь. Кстати, обратная дорога была возможна только тем же способом. Вернее, был мост, по которому ходил общественный транспорт, но этот путь требовал более часа времени даже без учёта пробок. Был ещё паром, но для автомобилистов, и очередь там также имелась.

Сошли с канатной дороги вновь на нижегородской земле, пора было садиться в метро и выдвигаться к станции «Буревестник». Пешком или на маршрутке? За время долгой прогулки Катя окончательно натёрла себе ногу, пешком идти уже не могла. Сели в маршрутку всё до той же станции метро «Горьковская». Такого страху я не испытывал давно! Водитель из «стран ближнего зарубежья», судя по стилю езды, водить учился на электрических машинках в парке развлечений, тех, на которых сталкиваются для веселья. Он обгонял другие маршрутки через две сплошные по встречке, пролетал на красный, даже не притормозив, тормозил, как будто собирал коллекцию разбитых носов пассажиров. Вытерпеть до конечной мы не смогли, покинули маршрутку за пару остановок до. Даже Катя со своей натёртой ногой предпочла этой маршрутке пеший путь!

Удивляло поразительное спокойствие нижегородцев, ехавших в той же адской машине. Неужели для них привычен такой стиль вождения общественного транспорта? Резко и неожиданно полил дождь, пришлось спрятаться в остановку. Через несколько минут снова воссияло солнце, и движение было продолжено. У метро располагался Макдоналдс, учитывая наш голод, он просто манил нас. Немного перекусив и запив молочным коктейлем, мы погрузились в подземку. Забросив жетон с отверстием посередине в недра пропускного аппарата, вновь оказались под землёй. Как хорошо, что поезда в метрополитене водят умелые и опытные машинисты, а не такие «профессионалы», которые управляют маршрутками. На станцию «Буревестник» вернулись как на родную, в уже знакомой тишине платформы слышался звук всё тех же «дырявых» жетонов , падающих в верхнем вестибюле сквозь недра турникета. «Слоник», припаркованный у магазина, был готов рвануться в путь.

Чтобы покинуть Нижний Новгород, нам необходимо было проехать через весь город. Не могу сказать, что дороги в Нижнем плохие, но и хорошими их назвать нельзя. Крупные ямы «заботливо» обведены красной краской. Как это по-нашему! Зачем ремонтировать дороги? На это ведь крупные средства необходимо выделить. Гораздо дешевле и надёжней покрасить яму, чтоб её было видно издалека!

Нижний Новгород, несмотря на некоторые замечания, сделанные мной в этом повествовании, оставил гораздо больше позитивных эмоций. Стоит отдельно отметить маршрут, составленный для нас любезной Еленой Алексеевной. После осмотра всего рекомендованного ей, и именно в определённом ею порядке, стал понятен весь замысел. Город, и правда, представал перед нами в своём самом лучшем и выгодном свете. И впечатления от одних достопримечательностей не умаляли, а лишь усиливали другие! Спасибо огромное, если Вы вдруг прочтёте этот рассказ, Елена Алексеевна!

Вторая ночёвка, 13.06-14.06. «Где наша не пропадала?»

По моему описанию этого дня может сложиться впечатление, будто Нижний Новгород нам не очень понравился. Конечно же, это не так! Превосходный город, добродушные жители, а виды совершенно потрясающие. Стоит поблагодарить и «небесную канцелярию» за солнечную погоду, благоволившую нам уже второй город подряд. Да, сильный пронизывающий ветер мог бы подпортить настроение, но никак не нам. Закалённые постоянными Балтийскими ветрами, привыкшие к серо-дождливому угрюмому небу над Невой — погода центральной России нас только радовала.

А «Слоник» тем временем увозил нас всё дальше, вперёд к новым впечатлениям, новым городам. Километры сменяли друг друга, заманчивые пейзажи прямо-таки вынуждали делать редкие остановки для фото-охоты. «Жертвами» становились обширные засеянные поля, непривычные нашему взору. Глаза не могли привыкнуть к отсутствию лесов и болот. Вернее леса-то были, но совершенно другие, непохожие на наши. Легкий ворс травы или мягкая губка мха, высокие стройные сосны или раскидистые лиственные деревца? Каждая природа по-своему прекрасна и необычна. Необыкновенно богата и разнообразна флора и фауна русских земель, сидя дома, это понимаешь, но осознаешь, только путешествуя. Познать красоту и (особенно) размеры России невозможно, сидя за компьютером! Читать автопутешествия — это как вдыхать ароматы изысканной еды, распалять аппетит, удовлетворить который можно лишь отведав большую порцию такого блюда.

Следующим пунктом поездки был город Чебоксары. Честно признаться нас не сильно тянуло в столицу Чувашии. Скорее всего, это вызвано крайне малыми знаниями об этом городе. Говоря точнее, мы ничего не знали о Чебоксарах, окромя названия. Прикинув время и расстояние решили: можем доехать практически до Казани и встать на ночёвку неподалёку. «Человек предполагает, а Бог располагает». Слишком оптимистичны мы были при этом планировании. Ремонт дороги замедлил наше продвижение. Сумерки настигали нас как раз в районе Чебоксар. До темноты нужно было ещё найти удобную для стоянки полянку.

Искать начали немедленно. Учитывая близость Волги, хотели остановиться на берегу музы нашего путешествия. Возможно, для людей, знающих эти места — это не проблема, но для нас, руководимых «Оксаной», то ещё испытание. А учитывая качество просёлочных дорог, самой большой пытке мы подвергали бедолагу «Слоника».

Найти подъезд к волжскому берегу невозможно — такой вывод пришёл спустя час поисков. Всегда и везде упирались в заборы: то элитный коттеджный посёлок, то база отдыха, то просто забор без подписей и табличек. Отчаявшись пробраться к водам Волги, продолжили поиск по картам «Оксаны». Высматривали на карте водоём с дорожкой, подходящей сколь-нибудь близко к берегу. Впервые сильное разочарование вызвала «Оксана» — половины водоёмов, показанных ею, не существовало как таковых, а другая половина оказалась заросшими травой крошечными и грязными оросительными канавами в полях.

Уже зная, что солнце в этих широтах закатывается значительно раньше, чем в наших, и делает оно это практически мгновенно, мы торопились. В конце концов, просто упёрлись в Чебоксары и свернули на объездную, яснее ясного, что в такой близи к черте крупного города спокойного местечка мы не сыщем. На случай, если не удастся найти места под стоянку рядом с водой, был разработан план действий. Для этого были закуплены две пятилитровые канистры с водой. Пока существовала надежда отыскать подходящую полянку, прибегать ко второму варианту не хотелось. Мы всё ещё летели по трассе, но с водоёмами в тех краях большая беда.

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Путешествия наши и поездки до этой поры были ограничены северными краями: Ленинградская область, Вологодская, Карелия. У нас каждая ямка в земле — это пруд, в каждой трещинке журчит ручеёк или речушка, в каждой низине — озеро. Мы и подумать не могли, что бывает не так! А здесь трещина — это овраг, а яма — она и есть яма. Наш план прогорел именно из-за этой разницы. Нам представлялось, что найти водоём и подъезд к нему можно с равным успехом днём и ночью. Уверенные в этом, как в неоспоримой аксиоме, решались мы на такие поиски. В глубокой ночи прошла граница республики Татарстан.

Глубокой ночью мы пересекли реку Свияга, приток Волги. Дорожки, уходившие вдоль берегов, выглядели многообещающе. Казалось, продвигаясь по ним, мы сыщем достойное место. Очередной облом! Берега оказались заболочены. Подъехав на более-менее сухую полянку среди высокой травы, мы вышли из автомобиля. В уши ударил необыкновенно громкий, просто оглушительный звук. Апокалипсис? Взлёт реактивного самолёта? Взрыв на складе пиротехники? Нет, звук создавали живые существа! Не грозный львиный рык, не трубный рёв слона, не пронзительные крики сотен чаек на птичьем базаре. Лягушки — вот создатели адского звука! Сотни, тысячи этих небольших земноводных производили такое количество децибел, что находиться рядом было тяжело, о том, чтобы ночевать в таких условиях, не могло быть и речи! Отчаявшись найти место у какого-либо водоёма, мы приняли тяжелое безрадостное, но вынужденное решение следовать запасному варианту — встать на любой полянке. Критерии выбора такого места были предельно просты: ровный кусок земли для палатки, возможность собрать дрова для костра и удаление от трассы и населённых пунктов.

Просто отъехав от реки теми же дорожками по полям, мы притормозили у узкой полоски леса. Поле заросло высокой дикой травой. Попытки утрамбовать её ногами не привели ни к чему. На помощь пришел «Слоник» — укатали полянку под лагерь за несколько минут. Палатка встала на мягкий травяной ковер, костёр потрескивал, на горелке шипел котелок с водой. Ужинали быстро и практически молча — усталость давила, держать глаза открытыми удавалось с большим трудом. И вот — долгожданный сон! Этот день, наполненный нижегородскими впечатлениями, и особенно вечер, переполненный поисками ночлега, завершился, сон всему подвёл итог. В ночных блужданиях по плохим дорогам и лёгкому бездорожью как нельзя лучше проявила себя Lada Granta. В темноте ночных полей и пролесков мы отлично видели местность, благодаря яркому свету. Сложные дорожные условия — не проблема! Прекрасный автомобиль для наших не всегда прекрасных дорог!

Спать решили долго, ложились ведь очень поздно. С этим оказалось несогласно небесное светило. Поднявшееся солнце разогрело к 6 утра палатку. Ощущая себя как в сауне, и не желая переходить в стадию пельменей, мы вылезли из палатки. Наша стоянка располагалась в живописном месте, которое, ввиду ночной темноты, разглядеть не получалось. Мы базировались на высоком холме, открывавшем вид на разлив Свияги, сам холм зарос высокой травой и цветами. Во время ночных катаний мы и не заметили, что забрались так высоко наверх и далеко от реки. Водоём с утра нам заменяла канистра, разумеется, романтизма никакого, но потерпеть можно. Главное удалось умыться, наполнить котелок для еды и чая. Что же ещё нужно таким неприхотливым путешественникам, как мы?

В то время как наши космические корабли… Увлекся! В то время, как я и Катя собирали лагерь, Светик готовила кашу на завтрак. Горячая вкусная еда ранним утром и кофе для бодрого начала дня! «И на старуху бывает проруха». Конечно, Светика в старухи нельзя записать, и готовит она всегда прекрасно, но именно этим утром она пересолила кашу! Голод, как известно, не тетка, поэтому каша с легким избытком солёности проложила себе путь к сердцам, оказавшись в желудках. Собирая лагерь, обнаружили под палаткой муравейник. Спасибо этим трудолюбивым насекомым, что не потревожили наш сон. Пока упаковывали весь багаж в «Слоника», Светик гуляла по полю. В сотне метров от нас располагалась пасека. Решив не дожидаться пробуждения пчёл, мы выдвинулись в путь. До Казани было рукой подать!

Казань, 14.06.2016 г., вторник. «Нет предела совершенству!»

В любой долгой поездке по знакомой дороге, где ездил множество раз, всегда устаешь. Не столько от поездки, сколько от скуки. Какой бы ни был чудесный пейзаж, как бы ни нравилась конкретная дорога, как бы ни любить сам процесс движения на автомобиле — это все равно утомит довольно быстро. Другое дело, когда путешествуешь, осваиваешь новые места. Особенно когда вырываешься из привычных условий, едешь в другие широты, на север или на юг, в поля или в горы, к морю или в пустыню. Всё, что не видишь каждодневно, бодрит разум и тело. Одинаковая дистанция по привычной трассе или в новом месте совершенно по-разному скажется на усталости. За окном разворачиваются невиданные ранее пейзажи, растут незнакомые растения, даже воздух кажется другим! Незнакомые рассветы, другой ветер, кажется, что солнце светит как-то иначе.

Вот и в нашей поездке мы впитывали новые впечатления, как губка, но в отличие от тех же губок не отпускали их обратно. Целые поля, засеянные чуднЫм растением, пролетали мимо наших взоров. Нас не удивляли поля злаковых культур, но этот представитель флоры точно таковым не являлся. И полей таких было не одно или два. Недолгая дискуссия привела к предположению — это баклажаны. Мудрый интернет подтвердил правоту этой мысли. Вообще, приятное удивление вызвали засеянные поля, на всём протяжении нашего маршрута. Нас всегда убеждали, посредством телевиденья, что сельское хозяйство развивается, но пока не достаточно. И глядя на цены в магазинах, где овощи стОят наравне с мясом, в это верилось. До сих пор не могу понять: все поля либо засеяны, либо на них пасутся стада коров (и другой живности), о каком упадке может идти речь? У нас сложилось отчетливое представление об обратном. А для себя решил проверить появятся ли осенью в наших петербургских магазинах баклажаны из Татарстана или других регионов, посещенных нами. Поскольку на момент написания с поездки прошло более полугода могу сразу сказать — не появились отечественные баклажаны на полках универсамов северной столицы. Куда делись все фиолетовые плоды, выросшие на полях нашей Родины?

Вернёмся к поездке. Двигаясь по Татарстану, невозможно не обратить внимание на идеальное качество дорог. И слово «идеальное» — это не просто яркий эпитет! Про дороги в этом регионе России сказано и написано немало во всех рассказах об автопутешествиях, и все авторы, как один, поют хвалебную оду этим райским асфальтовым друзьям водителей. Впрочем, запомнятся татарские дороги не только отменным качеством. Как в классическом сюжете, помимо хорошей новости, всегда есть и плохая. К отличным дорогам, хорошей новости, плохой новостью стало ограничение скорости в 70 км/ч практически повсюду и неимоверное количество камер, фиксирующих малейшее превышение скорости. Ровная как стрела дорога, ведущая сквозь поля, прекрасный асфальт, идеальная обзорность и невозможность разогнаться!

По обеим сторонам дороги баклажанные поля, впереди чёрный асфальт, а над головой орёл… Орёл?! Сверху в бреющем полёте прямо над машиной летел огромный орёл. Размах крыльев просто невероятный, казалось невозможным, что такая огромная фигура, так запросто, легко и грациозно парит в воздухе. Он кружил над полем, а мы стояли на обочине, задрав головы, и смотрели… Чего только не увидишь в поездках!

А на заднем фоне видно, с каким удовольствием Светик обозревает окрестности.

А вот и Казань, пост ДПС на въезде.

Как всегда, перед тем как въехать в город, мы остановились для снимка на фоне названия. В данном случае надпись «Казань» располагалась на фасаде поста ДПС. Как только мы отъехали от места на фотографии, нас тут же остановили на этом самом посту. Вежливый сотрудник ГИБДД расспросил, куда едем, как проходит путешествие, проверил документы и попросил открыть багажник. Это была его ошибка! Багажник-то я открыл, и из него на ГАИшника вывалился котелок. Посмотрев в забитый доверху автомобиль (интересно, что он хотел там увидеть), он отдал документы и отпустил нас в дальнейший путь.

В Казани мы заранее посмотрели, по какой дороге съехать с объездной, чтобы как можно быстрее оказаться у метро. Оставив «Слоника» во дворе возле станции метро «Авиастроительная», мы спустились в метрополитен. Первым удивлением стал пластиковый жетон, даже жалко было отпускать его в турникет. Расположившись на платформе в ожидании поезда, нам довелось лицезреть удивительное зрелище. Из поезда, прибывшего с противоположной стороны, вышла группа детей дошкольного возраста без единой команды они мгновенно разбились на три группы, так же быстро встали в две колонны и взялись за руки. Даже в армии у самого строго командира солдаты не строятся так же быстро и чётко, как эти дети! Прибыл поезд, новенький бесшумный поезд, внутри которого можно разговаривать, не напрягая связки. Женский голос, на трёх языках русском, татарском и английском озвучивает названия станций и говорит все объявления.

На станции «Кремлёвская» мы вышли из метро и сразу оказались в центре. Казанский Кремль чем-то отдалённо напоминает Ярославский. Такой же белоснежный и невысокий. Но при всей его красоте взгляд его практически не замечает. Мечеть Кул-Шариф притягивает все взоры к себе, окружающие её строения поначалу кажутся лишь декорациями, фоном этого бесподобного сооружения.

Она как будто покрыта глазурью, на фоне голубого неба и в свете яркого солнца. Оторваться невозможно! Не берусь описывать эмоции и впечатления, не хватит мне искусности, лучше приложу фото.

Выход из метро украшает змей Зилант. По фото видно, что нам никак не оторваться от мечети.

Оторвавшись от созерцания мечети и оглядевшись, мы, наконец, заметили, что всё остальное не менее прекрасно. Кремль, чьи древние стены хранят и помнят многое, панорама, открывающаяся на город. Но больше, чем все архитектурные памятники, поражает ухоженность и чистота! Идеальная чистота и порядок везде! Но обо всём по порядку.

Казанский Кремль довольно большой, а глядя на его идеальное состояние и абсолютную белизну, даже не ощущашь его древность. Он как новенький, думаю, даже когда его только построили, он так прекрасно не выглядел. Как говорится: «В человеке всё должно быть прекрасно: и тело, и душа». Вот так и в случае с Казанским Кремлём: в нём всё прекрасно не только стены, но и содержание. Он вымощен идеальной брусчаткой, повсюду ровные газоны и клумбы с цветами, деревянные навершия башен словно только вышедшие из-под топора плотника. Особенно силён контраст с Нижегородским Кремлём, застроенным убогими зданиями советской постройки. Все постройки Казанского Кремля гармонично сочетаются друг с другом и окружающими их древними стенами.

Гуляя по Кремлю, мы не могли пройти мимо смотровой башни, за символическую плату можно подняться и посмотреть на Кремль и Казань сверху. Чтобы попасть на башню, нужно преодолеть очень крутую лестницу, но оно того стоит! Нам в очередной раз повезло с погодой, Казань представала перед нами в сияющем виде! В смотровой башне нам бесплатно дали забавную карту достопримечательностей города. Осмотревшись, мы продолжили прогулку по Кремлю и дошли до православного Благовещенского собора. Покрытые такой же синей глазурью, что и мечеть, луковки куполов усыпаны золотыми звёздами.

В мировой истории было множество войн на религиозной почве. Да и сейчас, к сожалению, продолжаются войны, развязанные радикальными исламистами. Но здесь, в Казанском Кремле, в Казани и Татарстане в целом прекрасно живут рядом не только две такие разные религии, но две совсем непохожих культуры. Этот город — образец, по которому стоит равняться всему миру. В Казани повсюду, на каждом шагу, видны явные различия двух культур, но они не уживаются, а идеально живут вместе! Как будто ненадолго оказался в раю, где все дружелюбны, улыбчивы, всегда солнечная погода, бесподобный порядок и чистота. В строящихся кварталах и недавно возведённых сразу закладываются православная церковь и мусульманская мечеть рядом. А значит, такое образцовое соседство не только было в прошлом и есть сейчас, но и продолжится в будущем.

Рядом с собором расположен памятник символическим архитекторам Кремля — татарину и русскому.

Здание министерства сельского хозяйства. Вид из Кремля.

Закончив прогулку по Кремлю, мы выдвинулись дальше, куда глаза глядели. По Казани приятно просто гулять. Жаркая, непривычная петербуржцам, погода тянула ближе к воде, ноги сами несли нас к набережной. Охладиться, впрочем, удалось: автоматическая система поливки травы разбрызгивала освежающую водицу. Подставить перегревшуюся голову оказалось проще простого. Помогло ненадолго — высох за несколько минут. Местные жители, казалось, даже не замечали столь высокой температуры. Должно быть, привыкли, в отличие от нас.

На огромном газоне перед Кремлем стояла фигура гигантского павлина, чей хвост создан из цветов. Самая необычная и незабываемая клумба на моей памяти.

Пешеходная набережная реки Казанки — совершенно бесподобное место для прогулок. Широкая вымощенная брусчаткой пешеходная зона. Рядом покрытая полимером полоса для роллеров и велосипедистов. Тут же можно взять напрокат ролики, скейтборды или велосипед. Если проголодался — к услугам небольшие уютные кафе. Есть игровая комната для детей, где можно оставить своё чадо под присмотром. Для уставших или просто желающих полежать расставлены шезлонги и скамеечки. Всё это содержится в великолепном состоянии. Кристальная чистота повсюду! Настоящий шок мы испытали, увидев сотрудников с пинцетами, выщипывавшими травинки между плиток брусчатки. ПИНЦЕТОМ КАЖДУЮ ТРАВИНКУ!!! С таким отношением к каждой мелочи стоит ли удивляться порядку и ухоженности повсюду. Приятное удивление вызвал бесплатный туалет, отделанный мрамором, не хуже чем в Эрмитаже. Женскую часть нашего коллектива особенно впечатлило мыло с приятным персиковым ароматом.

Вот такие фигуры рассажены на газонах.

Катя и здесь нашла слонов.

Набережная заканчивается ремонтом. Когда её доделают до конца, она станет намного длинней. Возвращаться назад, чтобы выйти не нужно. Завершенная часть пешеходной зоны упирается в высокую лестницу, ведущую к необычному зданию советской постройки. Вокруг расположены непонятные скульптуры и фонтан.

В этом здании располагается музей 1000-летия Казани.

Фонтан «Русалка». На фоне стадионы и спортивные арены.

Казань не переставала нас удивлять. Здесь всему уделяется равное внимание, и ничто не остаётся забытым. Ни постройки советской эпохи, ни старинные сооружения и памятники, ни, естественно, современные здания — всё ухожено, отреставрировано и облагорожено. Память каждого исторического периода заботливо хранится на улицах столицы Татарстана. Для примера, описанный ранее Кремль, поразивший своей белизной, набережная Казанки — современная и удобная во всех смыслах, ну и здание музея 1000-летия — яркий представитель советской архитектуры. Забвению не предаётся ни единый уголок истории этого города и края в целом.

Жители города во всём соответствовали высоким стандартам, заданным их большим домом. К кому ни обратишься с вопросом или просьбой — получишь вежливый подробный ответ. К ответу обязательно добавится совет, пожелание, куда ещё можно сходить, что ещё нужно посмотреть. И всё это с улыбкой и наилучшими пожеланиями. Любопытная деталь: Катя и Светик были единственными девушками в коротких шортах. Невероятный факт для Петербурга.

В Казани с уважением относятся не только к городу и достопримечательностям, но и, разумеется, к жителям. Ни в одном другом городе, посещённом нами за время этой поездки и за все предыдущие, не встречали мы места, где вся инфраструктура предусмотрена для инвалидов! Повсюду пандусы для колясок, точечные полосы вдоль тротуаров и пешеходных переходов для слабовидящих, звуковые сигналы на каждом перекрестке.

И снова нас поджимало время. Пора было возвращаться к «Слонику» и продолжать путь. Умудрённые поисками места ночлега в темноте, решили было выдвинуться пораньше. Двигаясь по улице Пушкина к станции метро «Площадь Габдуллы Тукая», обратили внимание на большое количество автомобилей FIAT. До Гранты у Кати как раз был FIAT, наверно, поэтому взгляд и цеплял эти машины. На FIATах ездили не только простые горожане, но и сотрудники полиции и ДПС. Подземный переход, ведущий к метро, больше напоминал торговый центр. Небольшие магазинчики и крошечные кафе заполняли всё его пространство. Одно из таких заведений питания снаружи выглядело столь уютно, что мы не выдержали и зашли. Не прогадали. Вежливые девушки, искренне улыбаясь, накормили нас вкусными пирожками и соком по совершенно смешным ценам. Такая съедобная нота оставила идеальное послевкусие от прогулки по центру Казани. Вновь с неким сожалением бросив необычный пластиковый жетон в турникет, мы спустились в подземку. «Слоник» с готовностью рванул на выезд. Нас ждала очередная ночёвка, а за ней Самара!

Ах, как не хотелось уезжать! Казань ещё не скрылась за горизонтом, а мы уже рассуждали, как и когда бы сюда вернуться. Казань это одно из самых прекрасных лиц нашей страны. И если турист, впервые посетивший Россию, приедет сюда, в его голове навсегда будут разрушены все плохие стереотипы, связанные с нами.

Третья ночёвка, 14.06-15.06. «Ошибки учтены»

Мы вновь мчались по прекрасным дорогам Татарстана. Ну как мчались? Ехали с ограничением 70 км/ч. Интуиция, внутренний голос и накопленный опыт поездок по федеральным автодорогам твердо уверили нас в наличии всех необходимых указателей в сторону крупных городов и областных центров. Правоту этой мысли мы подвергли сомнению спустя примерно 70 км. Заветного слова «Самара» не было видно. Утратив доверию к внутреннему голосу, мы вверили судьбу «Оксане». Она тут же предложила нам развернуться и проехать обратно 30 км. Неожиданно… Но как мы могли пропустить указатель. Глядели в четыре глаза (мои и Катины, Светик дремала), умудриться проскочить и не заметить табличку? Если бы не помощь навигатора мы снова проскочили бы мимо. Указателя на Самару просто не было.

Как бы то ни было, нужный курс взят, теперь уж не ошибёмся. Вглядываясь в окружающие степные ландшафты, вдали заметили блеск воды на солнце. Небольшая укатанная колея уводила с дороги как раз в нужном направлении. В итоге она привела к большому и красивому пруду. Имелся прекрасный спуск к воде, кустарник, где явно можно набрать дров — место казалось идеальным. Здесь и решено было остановиться.

Отработанными до автоматизма действиями мгновенно поставили лагерь. А вот ситуация с дровами оказалась не столь радужной. Вернее говоря — совсем плачевной. Пришлось искать сухой хворост у самой воды, среди грязного ила. Горели такие дрова всё-таки неплохо, и Светик начала приготовление обширного большого ужина. В ожидании еды я приступил к водным процедурам: взял мыло, мочалку и отправился в огромную «ванну» с теплой, нагретой летними лучами, водой. Смыть с себя усталость, пыль и пот последних дней было неимоверно приятно. За мной и девочки соблазнились этим мероприятием. Но в отличие от меня, их купание привлекло нежданных зрителей. Со всех сторон по пруду плавали ондатры, не меньше десятка.

После «ванны» стол, полный походной еды, и горячий чай пришлись как нельзя кстати. Вокруг стелились бескрайние поля, ни единая травинка не тревожилась от ветра. Нас окружал полнейший покой. В этой умиротворённости хотелось лишь жевать и любоваться закатом. Правда, Катя и Светик столь бурно принялись обсуждать вкусовые достоинства бычков в томате, что пока я не открыл им еще банку, насладиться покоем не получалось. И лишь комары, вылетевшие на свой вечерний пикник, мешали любоваться закатом под плеск рыбьих хвостиков на пруду. Рыбаки, бродившие вдали по берегу пруда, по одному уезжали, оставляя нас посреди поля одних. Не дожидаясь полной темноты, мы отправились спать. Безусловно, лучшего места для стоянки и ночлега представить трудно. Чудесно отдохнули, намылись, плотно и вкусно покушали. Завтра ждал очередной интересный день.

С утра нам первый раз не повезло с погодой. Даже не вылезая из палатки, было ясно — идет дождь. С костром заморачиваться не стали, приготовили завтрак на горелке. Палатку пришлось собрать мокрую. Что поделать, мы были к этому готовы, еще собираясь в поездку. Бросив последний взгляд на белую цаплю у пруда, наш экипаж продолжил движение к Самаре.

Самара, 15.06.2016, среда. «Без стакана не разберёшься»

Хорошая дорога сопутствовала нам недолго. Очень скоро появились участки отвратительные по качеству, на некоторых приходилось практически останавливаться. Недоумевая, как благоустроенный и благополучный Татарстан мог довести эту трассу до такого ужасающего состояния, мы пересекли стелу Самарская область. Выйдя для традиционного фото, мы обнаружили в 50 метрах позади указатель завершившейся Ульяновской области. Вот и открылся секрет плохих дорог: родина УАЗика активно способствовала продажам своих автомобилей!

К кочевой жизни во время автопутешествий быстро привыкаешь. И те мелочи и удобства цивилизации, отсутствующие в пути, не доставляют практически никакого дискомфорта. Мы чувствовали себя способными покорить мир! Рисовали в мыслях будущие маршруты, покорение Байкала, горные вершины Кавказа — а почему бы и нет! Мы всё осилим, всё сможем! Вчера покорили Казань, сегодня нас ждёт Самара. Недалёк тот момент, когда мы поднимемся на Мамаев курган.

Предаваясь таким радужным мыслям, мы и не заметили, как закончился дождь. Снова вышло яркое солнце, к 9 утра на улице было нечем дышать. Но наш «Слоник», благодаря климат-контролю, создавал в своём салоне чудесную атмосферу. Казалось, сегодняшний наш день идеален, все желания исполнялись! Стоило захотеть фруктов, и вот на обочине, как по волшебству, появилась женщина, торгующая яблоками. Светик отказалась выходить из кондиционированного салона, доверив выбор яблок мне и Кате. Добрейшая дама с улыбкой предложила нам попробовать все имеющиеся у неё сорта. Услышав про халяву, Светик немедленно выскочила на дегустацию. Ведро яблок стоило 270 руб. У нас было только 300, сдачу мы брать не захотели, а чудесная самарская женщина, не желая оставаться в долгу, отсыпала нам ещё яблок. Спасибо ей, вкусные плоды подняли наше настроение на неимоверную высоту.

Вокруг продолжались бескрайние поля, засеянные различными культурами. Радовал каждый небольшой посёлок. Что примечательно, все деревушки газифицированы, даже самые крошечные. В наших северо-западных регионах газ в деревне — сродни небоскрёбам. Ни того ни другого там никогда не было и неизвестно будут ли вообще.

Невдалеке от столицы региона наш маршрут пронизывал посёлок Красный Яр. Здесь мы по-настоящему осознали, что находимся вблизи Тольятти и, соответственно, завода АВТОВАЗ. Такой концентрации «выпускниц» этого предприятия видеть не доводилось ни разу. По нашим подсчётам только каждая 10-ая машина не принадлежала к семейству ЛАДА. Они были разных годов выпуска, цвета, состояния, и они были повсюду! Но наш «Слоник» всё равно выделялся и привлекал к себе взгляды: петербургские номера, слон на весь капот и необычная для глубинки комплектация «люкс». Чем дальше от Питера и Москвы мы удалялись, тем больше на дорогах встречалось именно отечественных автомобилей. Мы заметили, что в глубинке ЛАДА ГРАНТА самая популярная машина. Причем именно в самых простых комплектациях. Неприхотливость, дешевизна обслуживания и прекрасное сочетание цена/качество сделали своё дело. Поволжье заполнено родственниками «Слоника»!

Переполненные позитивом мы въезжали в Самару. Впечатляющие ухоженные буквы «у ворот» города идеально подходили для традиционного фото. Ещё бы рядом с ними небольшую парковку для туристов устроить, ввиду её отсутствия пришлось вставать прямо на обочине. Интересное наблюдение: практически у всех знаков городов и регионов площадка присутствует. Остановиться можно без проблем и нарушений.

Самара встретила нас большой пробкой из-за ремонта дороги. С этим приходилось смириться — в конце концов, восстановление асфальта дело нужное и важное. Уже привычно отыскали в навигаторе ближайшую станцию метрополитена — Юнгородок. Продвигаясь по городу, мы стали замечать действительную необходимость привести в порядок магистрали. И речь идет не только о дырах в асфальте, но и об организации движения в целом. Светофоров поразительно мало, движение на перекрёстках регулируется знаками приоритета. На пересечении улиц Земеца и Литвинова организовано круговое движение по совершенно необъяснимой схеме! Спасибо «Оксане» и штурману Кате. Глядя на знаки, хаотично мечущиеся в потоке машины, и слушая Катю я, с помощью великого и могучего русского языка, прорвался через этот адский круг! Ну и попутное уклонение от исполинских ям никто не отменял.

У метро не оказалось мест, где можно было оставить «Слоника», не опасаясь эвакуации. Совсем рядом обнаружилась платная парковка, вежливый и общительный мужик Миша, владелец и смотритель автомобильного пятачка, предложил нам всего за 50 руб. переместить машину под его наблюдение. А заодно в приятной и крайне простой беседе ввёл нас «в курс дела». Немного поведал нам о своей любимой Самаре, дальнейшей дороге в сторону Саратова и Волгограда, вспомнил свои поездки в Петербург, рассыпался в комплиментах городскому пляжу. Приятно встретить в пути таких добрых, простых в общении и приятных людей!

Самарский метрополитен похож на Петербургский, переживший апокалипсис. Не очень чистые старые убитые вагоны, станции с засаленным до черноты кафелем. Даже лица людей, входивших в него, сразу становились мрачными. По совету Миши мы сразу поехали к пляжу в сторону метро Алабинская. Станция расположена на довольно высокой горке, внизу сверкала на cолнце Волга. Спуск оставил двоякое впечатление: с одной стороны нас окружало море зелени, а с другой чувствовалось запустение. Всё окружающее казалось забытым и брошенным. Газоны и кусты росли дико, без стрижки и ухода. Тротуар заполнен зияющими ямами, скамейки и заборчики покрыты густым слоем пыли и грязи. Урны отсутствуют как таковые.

Памятник основателю Самары князю Засекину.

Пляж Волги в Самаре действительно прекрасен и достоин всяческих похвал! Помимо непосредственно чистейшего песка, везде стояли сетки для волейбола, играла музыка. Тут же проводился чемпионат по пляжному футболу. Атмосфера потрясающая! В жаркую солнечную погоду особым успехом пользовались продавцы мороженого. С гранитной набережной удобно любоваться пляжем и рекой, не ступая на песок, и столь же удобно заглядывать в кабинки для переодевания. Какой-то «гений» додумался расставить их прямо под прогулочной зоной. Всё чудесно на этом пляже, но такая мелкая недоработка добавила ложку дёгтя в медовую бочку.

Прогулка по городу для нас продолжилась, тянуло перекусить и глотнуть холодненьких напитков. В районе набережной отыскать заведение общественного питания, не принадлежащего к разряду элитных ресторанов, не удалось. В своих поисках мы шли по городским улицам. Всё отчётливее осознавали: запущенность и бесхозяйственность в Самаре скорее тенденция, а не случайность. Единственный островок радости составил сквер Полевой спуск. Будто вырезанный отголосок другого города. Рядом оказался SUBWAY, где мы утолили голод и жажду. Там же вынесли на обсуждение вопрос — куда же дальше? Уезжать, больше гулять не тянуло. Снова, преодолев определенную брезгливость, спустились в метро. Забрали «Слоника» с парковки у Миши. Получили от него последнее напутствие и пожелание доброго пути. Предстояло выехать из Самары в сторону Саратова.

Легко сказать, сделать оказалось сложнее! Построив маршрут и доверившись «Оксане», мы продолжили путешествие. Отпускать нас столица одноимённой области не собиралась. Отсюда приходилось именно вырываться, практически с боями! Огромные ямы, ехать по которым не решались даже владельцы внедорожников, разбитые бордюры, а преодолеть пересекающие дорогу трамвайные пути оказалось невозможно. Пришлось пристроиться за водителем TOYOTA CAMRY, объезжавшим ямы с ловкостью знатока. Петляя за ним, мы то въезжали на тротуар, то переходили на встречку. Что удивительно, весь поток ехал именно так! Хотя, ничего удивительного, проложить другой путь не представлялось возможным. В какой-то момент я засомневался в разумности «Оксаны». Она неминуемо вела нас на заброшенный виадук, явно предназначенный под снос. Какие же у меня были глаза, когда водитель CAMRY поехал прямиком туда! Из дыр в асфальте росли небольшие деревца, перила свисали в сторону пропасти, намёк на тротуар читался в остатках бордюра. Город оказался заполненным пылью, грязью, неухоженным и неопрятным. А состояние дорог губило на корню желание вернуться. Самара осталась позади, мы вырвались!

И да простят меня самарцы за столь нелестный отзыв, но только такие впечатления оставила Самара о себе. Даже фотографий оттуда мы не привезли. Хотя, наверно, стоило заснять разбитые дороги, дабы не быть голословным. Разительные отличия между благоустроенной областью и совершенно запущенным центром наводит на мысль о некомпетентности городского руководства. Остаётся лишь посочувствовать жителям города и пожелать им перемен к лучшему.

Четвёртая ночёвка, 15.06 - 16.06. «Нежданно, негаданно»

Мы снова на трассе, мчимся по хорошему асфальту сквозь бескрайние степи. На сегодня в планах засветло найти место ночёвки на берегу Волги. Такова цель — будем ей следовать. «Слоник» проносит нас мимо загадочных полей, покрытых чем-то белым и пушистым — неужели хлопок?

Поля различных культур сменяют друг друга. Среди них попадались свежевспаханные, как нам объяснили позже, здесь росли тюльпаны, их собрали незадолго до нашего проезда. Попалось и поле подсолнухов, но засохших, прошлогодних.

Перед городом Балаково нашему взору предстали огромные белоснежные холмы. Как попасть в снежную зиму посреди знойного лета! Но неумолимый термометр показывал слегка за +30˚С! Загадка разрешилась всезнающим поисковиком — это мел! Необычно и красиво. Путешествуя, всегда ждешь именно этого — неожиданных новых впечатлений. А главная прелесть нашей огромной страны — никогда не знаешь, что ждёт за поворотом!

Поиск места стоянки на волжском берегу снова превратился в проблему. Уже зная, что солнце вечером закатится мгновенно, мы торопились. «Оксана» показывала сближение Волги с трассой между городом Балаково и городом Маркс. Если не найдем здесь — снова придётся блуждать в потёмках. Карта показывала наличие небольшой дороги, между Волгой и трассой, на неё мы и съехали, преодолев узкую полоску леса. Повернув в сторону реки, мы оказались на грунтовке. Позади ещё одной узкой полоски леса нас встретило поле, изрезанное сеткой небольших дорожек. Естественно, на навигаторе ни одна из них уже не отображалась. Движение продолжалось в сторону Волги, просто выбирали дорожку, ведущую в нужную сторону. Таким образом упёрлись в очередной лес. Блуждая по нему в сгущающихся сумерках, мы физически ощущали, как утекает наше время. И вдруг, неожиданно, лес отступил! Мы на высоком берегу, а под нами несёт свои воды Волга. В сотне метров обнаружился спуск к самому берегу и прекрасная полянка для машины и палатки. Мы нашли! И как нельзя вовремя, почти стемнело!

Перед тем как приступить к ежевечерним процедурам: разжиганию костра, приготовлению еды и установке палатки, необходимо было переодеться в походное. Миссия практически невыполнимая. Кровососущая братия, не избалованная людским присутствием в округе, с яростью набросилась на трёх утомлённых путников. Переодеваться пришлось в безумной спешке! Итак, Катя занялась костром, Светик доставала продукты, а я вытащил палатку. Только сейчас я осознал, допущенную нами фатальную ошибку. Собирая предыдущий наш лагерь под дождём, мы торопились. Совершенно не подумав, уложили сухую внутреннюю палатку вместе с мокрым тентом от неё же. Солнце уже давно скрылось, высушить палатку было невозможно. Ночевать в сырости и заболеть? Нужно что-то предпринимать!

Идея позвонить друзьям в Саратов и попроситься на ночлег была самой простой, да и по большому счёту единственной, альтернативой ночёвке в мокрой палатке. Из Саратова нам дали утвердительный ответ, объяснили, как по городу добраться до дома, сказали, что ждут. Беспорядочно закинув вещи в недра автомобиля, вновь переодевшись в «гражданское» из походного, мы двинулись в дальнейший путь. Всё тело чесалось и зудело от сотен комариных укусов, глаза понемногу слипались, сказывалась усталость долгого дня. По трассе мчались на приличной скорости, ограничений не было, качество асфальта — приемлемое. Хотелось поскорее доехать. Да и в гости приезжать глубокой ночью невежливо! Мост через Волгу мы, к большому своему сожалению, проезжали в кромешной тьме. Полюбоваться пейзажами не получалось, проглотив этот комок грусти, мы буквально впрыгнули в Саратов. Остановились только у гипермаркета «Лента» — негоже без тортика приехать.

Саратовские улочки в темноте крайне запутанные. Указанный «Оксаной» поворот проскочили мимо со свистом. Маршрут был перестроен. «Оксана» вела нас всё выше и выше в горку среди домов частного сектора и привела в тупик! Вернее, дорога дальше была, но над ней висел «кирпич». Не доверяя больше «Оксане», позвонили друзьям, по их объяснениям и добрались. Припарковались возле вишнёвой ГРАНТЫ Юли и Дениса Гусевых — наших саратовских друзей. Какие всё же расчудесные люди: мы свалились им как снег на голову ближе к полуночи, уставшие, грязные. Нас приняли с распростёртыми объятиями, накормили вкуснейшим ужином, налили по 50 г для хорошего сна. Спальные места для нашей небольшой компании уже были готовы. После принятого душа так приятно зарыться головой в подушку. Проваливался в сон я с единственной мыслью — как здорово иметь таких друзей!

Саратов, 16.06.2016 г., четверг. «Вот что значит настоящие друзья!»

Раннее утро, за окном поднимается солнце, поют птицы. Так и тянет выйти на улицу. Дом Юли и Дениса расположен в частном секторе на Вишнёвой горе (между ней и Соколовой горой, в основном, и расположен Саратов). Быстро нацепив шорты и майку, я вышел на воздух.

Оценить двор и вид в момент прибытия было невозможно в силу темноты и усталости. Теперь же моему взгляду предстало впечатляющее зрелище! Город в рассветных лучах раскинулся внизу, а прямо перед ногами лежал райский сад — территория возле дома! На участке уже трудилась мама Юли — Надежда Николаевна, она и провела мне экскурсию. Невероятно, как в столь сжатом пространстве уместилось такое количество грядок, клумб и деревьев!!! Я в восхищении разглядывал большой розовый куст, грядки с овощами, вишнёвое дерево с большим количеством уже спелых ягод. Вишня в середине июня! Я был в шоке, вот они — южные широты. Осмотр занял довольно продолжительное время, в этом чудо-саду богине Флоре служили с любовью и почтением. Каждая травинка ухожена, каждый кустик полит — всё утопает в зелени. У выхода из дома устроена небольшая обвитая плющом беседка. Одна из «стенок» беседки заросла диковинным растением, плодами которого оказались крошечные зелёные горошинки.

— А что это у вас за горошинки?
— Ах это, всего лишь виноград.
— ВИНОГРАД?! ВСЕГО ЛИШЬ ВИНОГРАД???!!!

Более глупого выражения на моем лице не было за всю поездку. Ну если увидеть спелую вишню я еще был готов, то к винным ягодам… Для меня гроздья винограда всегда были чем-то очень далёким, южным и недостижимым. От шока я опомниться не успел, позвали завтракать. Пока я гулял по самому прелестному саду-огороду, виденному мной в жизни, остальные уже проснулись. Вкушая отменную пищу, прикидывали планы на день. Юля с Денисом в один голос заявляли о необходимости посетить Парк Победы на Соколовой горе, там, дескать, впечатляющая выставка военной техники. Мы сомневались, что после Музея Артиллерии в родном Петербурге нас это сможет удивить. Но ребята настаивали, и мы сдались.

Катя под вишней среди цветов.

По пути мы совершили остановку в ТЦ «ТАУ Галерея». Этот пункт поездки был согласован ещё в Петербурге и оспариванию не подлежал. Там работали наши друзья. Долгие годы Катя работала в ресторанной сети «Сбарро» директором ресторана. Осенью 2015 она переманила меня в эту компанию. Естественно, мне предстояло проходить обучение, по иронии судьбы именно в Катином ресторане. Обучался я в составе группы: девушка из Петербурга, как я, и три девушки из Саратова: Алевтина училась управлять рестораном, а Галина и Юля обучались на менеджеров. Ресторан «Сбарро» в Саратове принадлежит именно Алевтине, и вместе с собой она привезла в Петербург персонал, для познания особенностей этой сети. За два месяца обучения мы, естественно, сдружились. Поэтому не заехать в этот ресторан было невозможно! Встретили нас тепло и радостно. Все обучавшиеся в Петербурге сотрудники помнили нас и явно рады были видеть. Вкусно (и бесплатно) накормили, приятно побеседовали, вспомнили осеннюю учёбу.

Слева направо: Алевтина, я, Катя, Юля, Светик.

В Саратове я отдыхал от руля и вождения. Катались по городу мы на вишнёвой ГРАНТЕ Дениса и Юли. Саратовское движение очень далеко от привычного нам петербургского. Каждый день катаясь на работу через центр Петербурга, я проклинал наше движение, искренне полагая, что вокруг много кудрявых рогатых существ. Как я мог быть столь несправедлив? На фоне саратовских водителей у нас просто ангелы. Определённо, без привычки здесь ездить трудно. Я бы 100% сорвал бы себе голос от криков на манеру движения окружающих. Благо за рулём не я, а вполне привыкший к местным условиям Денис. Чем южнее мы продвигались по дорогам России, тем более хаотичным и хамским становилось автомобильное движение. Апогеем этого автобардака стали Самарская, Саратовская и Волгоградская области.

За этими размышлениями я и не заметил, как мы достигли Парка Победы на Соколовой горе.

Вот такой паровоз стоит у входа.

Взору открывается аллея, плавно ведущая наверх. Перед подъёмом горит вечный огонь, символ памяти и благодарности павшим в страшной войне. А на самой вершине установлен огромный монумент с журавлями. То немногое, что мы, потомки героев Великой Отечественной войны, можем и обязаны делать — это чтить память их подвига! Именно поэтому восстановление и поддержание в порядке таких вот памятников, приобщение детей к истории — наш общий долг. Вид с Соколовой горы на город завораживает, а бросив взгляд в сторону Волги, вообще теряешь дар речи.

Вечный огонь.

Журавли.

Саратовский Парк Победы не похож ни на один другой из виденых ранее! Здесь целые аллеи, посвященные разной технике, расставленной в хронологическом порядке. А самое классное — на любую ракету, на любой танк или самолёт можно залезть. Это разрешено! Мы, как дети, забыв обо всём, ползали по военным механизмам, фотографировались, радовались жизни. Теперь не верилось, что нас так долго убеждали приехать сюда. Потрясающее место, позволяющее приобщиться в самом прямом и близком смысле к военной технике. В первую очередь такой парк ориентирован, как мне кажется, на детей. Юным жителям Саратова можно позавидовать, будь у меня в детстве такой Парк, я бы оттуда не выходил!

Катя и «Катюши».

Даже на то, чтобы просто обойти весь парк и посмотреть все экспонаты, ушло более часа. Всем приезжающим в Саратов я искренне советую посетить Соколовую гору, особенно если путешествуете с ребёнком! Стилистика выверена до мелочей, даже урны исполнены в виде небольших торпед или бомб. Отдельно стоит отметить администрацию города, ведь, по словам Юли и Дениса, здесь несколько лет назад было полнейшее запустение.

В полнейшем восторге мы вернулись домой на обед. Надежда Николаевна накрыла для нас стол, полный вкуснейшей еды. Отвыкшие за время поездки от домашней пищи, мы наслаждались. С походной пищи, при всей её прелести, очень приятно перейти на домашний рацион.

Жара сильно за 30 тянула к воде, и предложение искупаться в Волге было встречено с огромным энтузиазмом! Вновь погрузившись в автомобиль, мы ринулись на пляж в посёлке Затон. Попутно меня вновь посещали мысли о движении. Дело в том, что Саратов состоит из сплошных спусков и подъёмов, некоторое из них довольно крутые. Увидев несколько машин с буквой «У», мне вспомнилось мое обучение в автошколе. Для местных учеников, думаю, самым важным упражнением на площадке был старт в горку. Интересно, каково здесь зимой в гололедицу?

Припарковавшись (там оказалась специальная бесплатная парковка), мы подошли к пляжу. Между нами и заветным песком лежала дорога: в одну сторону по одной полосе, в другую по другой машины двигались неспешным, но плотным потоком. С паркинга к реке есть пешеходный переход, обозначенный знаками и зеброй, по привычке мы вышли на полосатый асфальт. Никто и не подумал нас пропускать! Местные, не дожидаясь, пока машины встанут, просто перебегали на свой страх и риск. Оказалось, что здесь пешеходов не пускают вообще. В Петербурге стоит лишь выйти на зебру, все машины встают даже на больших шоссе, не говоря уж о 2-полосных дорогах! Люди мы принципиальные, поэтому спокойно и неспешно начали переход, вынуждая водителей тормозить. Остановились не сразу, до последнего пытались проскочить перед нами. А те, что в итоге встали, сигналили и (сквозь стекло отчётливо было видно) осыпали нас самыми витиеватыми выражениями. Вот такая «культура» вождения!

Но все препятствия позади, одежда сброшена, Волга ждёт! Сбылась ещё одна мечта — погрузившись в воду, я с упоением плавал. Отплывая всё дальше от берега, поймал себя на мысли, что практически не замечаю течения. По сравнению с Невой, несущей огромное количество воды из Ладожского озера в Финский залив, Волга текла степенно и неторопливо. Такие разные характеры у совсем не похожих рек. Только здесь мы поняли, почему в Петербурге Юля говорила, будто Нева — река тёмная, бурная, а в купе с серой погодой пугающая. Волга же, наоборот, светлая лёгкая. Нева река короткая, торопится нести свои воды, Волге — спешить незачем, она разливается широко и не торопится совершенно.

Думаю, всем знакомо блаженное ощущение купания в тёплой воде посреди жаркого дня. Но ничто не вечно под Луной, пора уезжать. Перед выходом на асфальт установлен кран, для ополаскивания ног от песка. Не скажу, что посетил в жизни множество пляжей, но с такими мелочами, создающими комфорт, не встречался до сих пор. Уже наученные, мы не стали дожидаться, пока водители соблаговолят пропустить, а просто медленно начали переход. Как и в прошлый раз, автомобилям пришлось-таки встать.

Для полной картины Саратова друзья отвезли нас на набережную, где мы в очередной раз восхитились необъятностью великой реки! Саратовская набережная не отличается тем великолепием, каким запомнилась казанская, но чистота, аккуратность и потрясающие виды создавали ощущение лёгкой эйфории.

Мы думали — это берег, а это острова!

Двигаясь домой, я затеял идиотскую забаву, к которой присоединились остальные: я считал ЛАДЫ ГРАНТЫ. До дома насчитал 104, считая «Слоника», стоявшего на заслуженном отдыхе.

Мы планировали уехать вечером, с тем чтобы проскочить полпути до Волгограда и встать на ночёвку. Денис предложил альтернативный вариант: выехать пораньше утром, а вечер провести за шашлыками. Это было слишком заманчиво, колебались мы недолго. Заехав на рынок, Денис проявил себя как опытный покупатель, умело торгуясь, он купил прекрасный кусок мяса по совершенно низкой цене. Я, к примеру, спорить и торговаться с продавцами не умею, здесь нужен талант!

Вечер получился душевный, прекрасный финал замечательного дня. Стол, накрываемый Денисом и Надеждой Николаевной в беседке, быстро заполнялся мясом и салатами. В сумерках вид на огни Саратова оказался не хуже чем ранним утром. Сытые и довольные, отдохнувшие, хоть и проходили весь день, мы отправились спать. Назавтра нас ждал ранний подъём, марш-бросок до самой южной точки нашего маршрута — Волгограда! А теперь сон в уютном и гостеприимном доме.

Волгоград, 17.06.2016 г., пятница. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Звонок будильника вырвал меня из сонного царства. Пока мы умывались, друзья уже накрыли стол к завтраку. Из-за нас и нашего путешествия им пришлось подняться в несусветную рань в свой выходной день. Это для меня подъём в 4 или 5 утра привычен (такая работа, приходится иногда). Катя и Светик тоже встали с лёгкостью — две ночи отдыха позволили им чудесно выспаться. А вот Юля и Денис явно выглядели недоспавшими. Очень не хотелось уезжать из этого гостеприимного дома.

Ребятам необходимо сказать огромное спасибо! Мы свалились на них ближе к полуночи, практически без предупреждения, а они приняли нас, как будто давно ждали. Они возили нас по всему городу, рассказывая о его истории и современной жизни. Эталонное гостеприимство, потрясающее радушие и домашняя атмосфера. Город Саратов в моём рассказе, впечатления от него невозможно отделить от добрых дружеских чувств и эмоций. Надежда Николаевна, Юля и Денис Гусевы — сколько бы слов благодарности мы ни произнесли, прощаясь с ними, их всё равно будет недостаточно! Разумеется, мы с нетерпением будем ждать их с ответным визитом у нас в Петербурге!

«Слоник», вновь загруженный под завязку, уже тихонько шуршал мотором, дожидаясь лишь пока мы распрощаемся. Помахав напоследок рукой, мы повернули, гостеприимный дом и чудо-сад скрылись из виду.

На въезде в темноте фотографироваться не стали, традиционный снимок ранним утром на выезде.

Накануне вечером, поедая шашлыки, Денис предупреждал нас о трудностях и проблемах дороги на Волгоград. По его словам, дорога в ту сторону очень узкая и разбитая. Морально подготовившись к трудностям, мы упорно двигались на юг. Ожидания не оправдывались: качество дороги оказалось совсем неплохим, да и сама трасса ничуть не уже многих других. Сам перегон ничем примечательным не запомнился, машин столь ранним утром было мало, Солнце уже активно начинало пригревать, температура перешагнула за 20˚ уже в 6 утра. Во время редких остановок нас атаковали полчища мошек! Дольше пары минут находиться на улице было невозможно. В глазах, в ушах, во рту — мелкий гнус оказывался повсюду! Разум подсказывал, что в черте города мы наконец избавимся от окружения этих насекомых.

Светик добирает часы сна до нормы.

Добрались!!!

И вот долгожданный Волгоград! Мы добрались. Мы стремились попасть сюда, преодолели огромное количество километров, так долго этого ждали! Радость, испытанную нами в этот момент, казалось можно потрогать.

По ставшей привычной схеме «Оксана» проложила нам кратчайший путь до метро. Подъехав и припарковавшись, мы покинули освежающий салон. Духота и жара была просто невероятная! Но это юг — мы были готовы! А вот мошки, атаковавшие нас по пути, никуда не делись. Отмахнуться от них не представлялось возможным. Особо сложным моментом стало фотографирование. На «раз, два, три» фотографируемый переставал отмахиваться и замирал с улыбкой, дольше пары секунд терпеть не получалось.

Поиск метро затянулся, навигатор показывал, что мы уже близко, но где это самое «близко». Решили спросить дорогу у местных жителей. Простой вопрос: «Где нам найти метро?» вызвал неподдельное удивление. Про метро никто ничего не слышал, и лишь один человек поведал «страшную тайну»: то, что все (по крайней мере в Петербурге) считают Волгоградским метрополитеном, на самом деле обычный трамвай, здесь его так и зовут «Скоростной трамвай». На самих вагонах красуются гордые буквы «СТ». Мы испытали лёгкое разочарование, так жаждали увидеть, как трамваи под землёй ходят. Выяснилось, что такое диковинное явление длится очень недолго, а в остальном — самый обыкновенный трамвай. На стёклах изнутри поселилась стая мошек, потревожить их было страшно, ведь иначе они могли заинтересоваться нами. Что примечательно, местных жителей, похоже, совсем не доставали орды гнуса.

У кондуктора мы поинтересовались, где нам выйти, чтобы попасть на Мамаев Курган. «Мимо не проедете, не волнуйтесь», — заверила нас она. И вот мы впервые увидели ЕЁ — Родину-Мать! Уже на выходе из трамвая нас окликнула кондуктор, выяснилось, что нам еще три остановки ехать! Этот факт уже говорил о многом.

Три остановки длились вечность. Как только Скоростной трамвай распахнул свои двери напротив Кургана, мы выскочили, устремились навстречу новым впечатлениям! Огромная скульптура с такого расстояния казалось совершенно необъятной. Постоянно останавливаясь для фотографирования, мы устремились наверх.

В моей голове Мамаев курган разделился на три условных яруса. Каждый из них совершенно отдельный монумент, законченный и лаконичный, сведённые вместе — они составляют самый потрясающий памятник героям. Людям, в тяжелейших боях отстоявшим свой город, не пустившим фашистов за Волгу. Поднимаясь наверх, понимаешь — это физическое воплощение фразы «вечная память»!

«Первый ярус»

Одолев пологий, но затяжной подъём, мы оказались на «первом ярусе». Две стены по обе стороны, как два берега Волги, барельефы описывают часть суровых будней тех тяжёлых дней. А фигура воина с автоматом всем своим стойким и уверенным видом показывает — враг не пройдёт!

Оценить размеры возможно лишь в сравнении с нашими мелкими фигурками.

«Второй ярус»

На «втором ярусе» общий подвиг защитников Сталинграда разделяется на личности. Среди фигур справа видно: победа в битве далась каждодневным подвигом отдельных солдат. Их трудом, потом, и, к сожалению, их кровью.

Не было в истории примеров большего мужества и стойкости с одной стороны и нечеловеческой жестокости с другой. Чувство гордости за Великий подвиг защитников Сталинграда не отпускает ни на миг. Родина-Мать, кажется, всё не приближается. Мы продвигаемся вперёд, а она так же далеко.

Справа вход к вечному огню.

Пройдя второй ярус, мы оказались перед тёмным (после солнечной погоды) тоннелем. Не зайти туда с палящего Солнца было выше наших сил. Пройдя под сводами поднимающегося вверх и вправо тоннеля, мы вышли в огромный круглый зал. В его центре гигантская рука держала исполинский факел. Возле такого необычайного Вечного огня несёт свою вахту почётный караул. Нам повезло наблюдать развод почётного караула. Как они умудрялись стоять без движения, когда безумие мошкары не стихало ни на секунду?

Полюбовавшись самым потрясающим вечным огнём, виденным нами когда-либо, мы поднялись дальше, на «третий ярус».

«Третий ярус»

После вечного огня памятник скорбящей матери ещё сильнее напоминает о бесчисленных жертвах войны. Сколько сыновей не вернулись домой, сколько матерей, не веря до конца, плакали с похоронкой в руках. Огромная братская могила на кургане хранит лишь малую часть павших в страшной битве!

Дальше «ярусы» заканчивались, теперь только сам монумент Родины-Матери! К нему вёл бесконечный серпантин, всё выше и выше. Шаг за шагом мы приближались к финальной и самой эффектной точке нашего путешествия. Только теперь становились понятны реальные размеры. Такого невозможно представить, не понять, единожды не увидев. Передать весь восторг, испытанный нами, то чувство безграничного патриотизма, наполнявшее до краёв, ту гордость за героическую страницу истории нашей страны невозможно. Да и стоит ли пытаться? Здесь необходимо побывать каждому неравнодушному к истории жителю России. Много позже, уже дома, мы узнали, что в самой фигуре располагается музей, а её меч — это смотровая площадка. Во время нашего пребывания там был ремонт, даже подойти вплотную было нельзя. Впрочем, тогда мы всего этого не ведали, а о чём не знаешь, о том и не тоскуешь.

Чтож, цель достигнута! Катина мечта сбылась! Отмахиваясь от мошек (которые атаковали нас всё время нахождения в Волгограде), мы спускались вниз. Все эмоции и впечатления, пока бурлившие в нас, как вода в чайнике, еще предстояло успокоить и оставить в памяти навсегда.

У монументов городов-героев сфотографировались у «своего».

Вновь сев на «СТ», мы домчались до конечной. Быстро перекусив в ближайшем торговом центре, мы занялись поиском почты. Катя обещала отправить подруге открытку из Волгограда. В первом найденном нами отделении открыток не оказалось. Там же нам подсказали, где поблизости находится более крупное отделение «Почты России». Выбрав очень красивую фотографию, приклеив марки и написав адрес, Катя отослала часть Волгограда в пока ещё далёкий Петербург.

Волгоград и его жители гордятся своей героической историей. На каждой второй машине приклеена маленькая фигурка «Родины-Матери». Город вблизи Мамаева кургана идеально ухожен. Чего нельзя сказать об остальном городе. Убитые дороги основательно потрепали подвеску «Слоника», но он вышел из этого испытания с честью. Тем более что после Самары дорожная сеть Волгограда не казалась такой уж плохой. Возможно, мы бы гуляли по городу ещё долго, но мошкара выдавливала нас. Мы собрались домой…

На север, нас ждёт Санкт-Петербург! «Это просто счастье — путь домой!»

Выезжая из Волгограда, нам предстояло принять сложное решение: как ехать домой. Хотелось попасть в Петербург как можно скорее. Теоретически была возможность доехать «ходом», без ночёвок и крупных остановок. Самым кратчайшим путём, через Москву, получалось чуть более 1800 км. Прибавив к ним 350 км, пройденных утром от Саратова до Волгограда — получаем 2100 км. А ведь мы очень рано встали! С другой стороны: у Юли и Дениса мы прекрасно отдохнули и выспались. День едва перевалил за обеденное время. Быстро проведя расчеты, прикинули, на МКАД мы окажемся в промежутке от 3 часов ночи до 6 часов утра. Это было идеально, всё-таки в такое время возле Москвы движение минимальное. А уж от Столицы до Северной столицы дорога известная, там ездить доводилось. Решено — пробуем домчаться ходом! Оставшаяся часть светового дня прошла в сплошном движении. Отличная трасса, прекрасное настроение — мы просто летели!

Первые трудности начались вместе с приходом ночи. Погода испортилась ещё вечером, а к ночи вокруг нас началась настоящая буря! Шквальный ветер, сильнейший дождь. Природа ясно давала понять: всю поездку мы провели при идеальной погоде, теперь халява кончилась! Приходилось терпеть и не жаловаться, ведь всё наше путешествие «небесная канцелярия» была к нам крайне милостива.

Тем временем Катю просто срубил сон, теперь рядом со мной (впервые за всю поездку) сидела Светик, которую постепенно тоже начинало клонить в сон. Само движение становилось всё интенсивнее, всё больше появлялось большегрузных грузовиков. Обгонять на стол оживлённой трассе очень сложно. Хотя именно большое количество обгонов и ожидание этого манёвра помогало мне — спать не хотелось.

Чем ближе к Москве, тем больше машин становилось вокруг. Морфей уже тянул свои руки ко мне, стремясь погрузить в своё царство. По опыту знаю, что час-два сна помогли бы ехать ещё долго. Но в этом случае мы подъехали бы к МКАДу в самый разгар пробок. В этом случае весь план терпел бы крах, пришлось бы вставать на полноценный привал, а значит терять день. Вот я и получил себе цель — проехать Москву, и лишь затем подремать где-нибудь. Именно эта мысль и не давала уснуть, ну и ещё леденцы. Поглощая конфетки в огромных объёмах, я и привел «Слоника» на московскую кольцевую, часы показывали 5 утра, я не спал уже сутки.

Отъехав от Москвы, я зарулил на парковку гипермаркета в Солнечногорске. Здесь я объявил сон-час. Катя даже не просыпалась, так и спала на заднем сиденье. Светик переместилась спать на кресло водителя, а я с небольшим комфортом устроился в пассажирском. Оказалось, что даже в забитом под завязку «Слонике» могут вполне с комфортом (относительным, конечно, но всё же), разместиться спать три взрослых человека. Через полтора часа звонок будильника выдернул всех нас из сновидений. Пора продолжать путь!

Короткий сон оказался очень кстати, я чувствовал прилив сил, хотелось лишь перекусить. В Клину, как нам было известно, был МакАвто, туда и заехали. После кофе с бургерами жизнь вновь стала лёгкой. До дома оставалось меньше 700 км!

Следующие сотни километров дались легко, ещё раз перекусив в столовой для дальнобойщиков (огромные порции, много мяса, смешные цены), мы въехали на платный кусок дороги вокруг Вышнего Волочка. К Новгородской области снова потянуло в сон. На заправке возле Валдая остановились вновь, подремав 30-40 минут, я снова был готов ехать. Санкт-Петербург встретил нас штормовым ветром и дождём! Мы доехали. Наше первое большое автопутешествие закончилось!

Итоги

1. За 6 дней мы преодолели 4975км.
  2. За время поездки мы посетили 17 регионов, стали гостями 7 городов.
  3. На практике проверили все качества автомобиля ЛАДА ГРАНТА лифтбек, комплектация «люкс» — остались довольны, проблем не возникло. «Слоник» всю поездку нас только радовал.
  4. Порадовало качество федеральных дорог нашей страны (за исключением Ульяновской области).
  5. Общий бюджет поездки не превысил 30 тыс. руб.
  6. Расход топлива составил 6,2 л на 100 км.
  7. Без кондиционера в поездке на юг делать нечего.
  8. Самая большая концентрация сотрудников ГИБДД в Чувашии — 7 постов за пару сотен километров.
  9. Чем севернее продвигаешься, тем более вежливые водители вокруг.

Я искренне надеюсь, что терпеливый читатель, дошедший до этих строк, не будет сильно придираться к моему повествованию. Это мой первый опыт, до сих пор я не пробовал писать. Мы не перестанем путешествовать, а значит, мне всегда будет о чем поведать.