Свадебное путешествие в сторону моря

13.04.2017 | 43868 просмотров

Лесной — Ижевск — Саратов — Волгоград — Минеральные Воды — Джилы-Су — Домбай — Пицунда — Адлер — Каменск-Шахтинский — Тамбовская область — Казань — Лесной. Июль-август 2016 г.

Приветствую читателей, рассказ мой будет про путешествие расстоянием в 7800 км.

Конечной точкой путешествия выбрали Абхазию, начитался отзывов, как хороших, так и плохих. Но на общем семейном совете решено — едем. Привлекала природная красота, более свободные пляжи, думали еще, дешевле нашего юга, что в итоге не подтвердилось, с нашей точки зрения. Пугало же многое, воровство, местные представители власти, ленивые абхазы, которые хотят получить выгоду из всего…

Небольшая подготовка перед дорогой заключалась в смене масла и всех фильтров, а также почистил радиатор. Также были приобретены электронные помощники: навигатор очень полезная вещь, правда, один раз он повел нас под Пензой совсем непонятным маршрутом; радар-детектор с функцией gps, который выручал очень часто; регистратором использовал экшен-камеру, с которой была проблема с питанием, по большему счету в основном он был выключен, но гаишников присутствием он пугал очень хорошо, на территории России ни разу остановлены не были; в телефоне установил приложение gps-трекер, все желающие могли следить за нашим передвижением. Также в машине установлена рация с антенной на магните, чем дальше уезжал на юг, тем меньше слышал общения.

В пятницу после работы хотели собрать вещи и выехать с утра субботы, но, как многие, ничего не успев, выехали мы только в 8 утра воскресенья. Понимаю, собираться лучше целую неделю до выезда, складируя все в одно место. Весь багажник и заднее сиденье у нас были заняты вещами. Многие вещи в итоге оказались ненужными, такие как палатка, туристические столы и стулья, газовая плитка, надувной матрас, туристические пенки, все это было взято, т.к. планировали пожить несколько дней в горах Кавказа, еще думали, что по пути будем останавливаться на поесть с удобствами, но на деле получалось, чтоостановка на полчаса, быстро поели и дальше едем. Также свозили некоторые вещи, не надевая.

Первый день. Выехали с небольшим опозданием, без этого никак. Было пасмурно, дорога в воскресенье спокойна, машин немного. После обеда доехали до первой нашей цели — города Ижевска. Цель путешествия была посетить интересные места по пути на море. Проблемные места: Теплая Гора с ремонтом, Чусовой с ремонтом на трагически известной горке, после Перми и Краснокамска плохой участок дороги.

Первая заправка, заправил 40 литров перед Пермью, проблем с заправками по дороге на море нету, заправлялся только на брендовых заправках (Лукойл, Роснефть, Татнефть), цены чем дальше на море, тем выше.

До Ижевска от Перми основные 2 дороги, через Ижевск и через Игру, Воткинск мы ездили в Казань, дорожка была потрепана сильно, по рации также говорили, что лучше через Игру, что мы и выбрали. Дорога хорошего качества, не считая первые км с внезапными немногочисленными выбоинами, после Игры много поворотов и деревень, что приводило к небольшим караванам, но скорость держалась за 80 км/ч стабильно.

Путешествовали мы на Опель Инсигнии, передний привод, 1,8, 140 л.с., механическая коробка.

В Ижевске остановились рядом с монументом Дружбы народов, посвященному 400-летию вхождения Удмуртии в состав России, откуда открывается вид на Ижевский пруд. Проезжали зоопарк, очень большая территория, после уже прочитал хорошие отзывы про него, что животные живут в близких к диким условиях.

Главной же целью посещения республики был музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова, где есть тир огнестрельного оружия. Если есть желание пострелять, необходимы права или справка от врача, что вы вменяемы. Прослушали экскурсию по биографии и стрелковому оружию, запомнили малое и пошли в тир.

В тире на многие виды оружия патронов не было, постреляли из АК-47, хотелось же из СВД. Также посетили пневматический тир и арбалетный тир, жене больше понравился арбалет. Цены на посещение экскурсии 150 рублей с человека, за тир отдали 950 рублей (10 огнестрельных патронов + арбалет + пневматический АК-47).

Музей интересный, но экскурсия малоинформативна, получилось как-то в спешке, позади нас догоняла следующая группа, и наш экскурсовод спешно рассказывала времена великого оружейника. Тир же доставил удовольствие, жаль, патронов мало дают и очередью нельзя, но тут уже полигон нужен.

После музея прогулялись вокруг собора Святого Архистратига Михаила, который находится через дорогу от музея. Собор построен в 2007 году, красив и нов, внутрь не заходили. Планировалось остановиться в Ижевске на ночь, но время еще было детское и решено было ехать дальше.

По накатанной доехали до развилки на Казань и Набережные Челны, ездили на июньские праздники в 2014 году в столицу Татарии, но далее нам налево, переехали Каму по Нижнекамской ГЭС, окраину захватили Набережных Челнов.

Чем дальше на юг, тем меньше лесов. В Татарии дороги, конечно, отличные, но много камер. Вид далеко на много километров.

Дальше поехали на Заинск, от которого до Альметьевска отличная односторонняя трасса. В Альметьевске решили остановиться на ночь, нашли после города гостиницу Нарат, где неплохой номер нам обошелся в 1500 рублей. Рядом с отелем, еще второй раз заправились на Татнефти по цене 37,40 рублей. Всего же за день проехали около 880 км. Большой усталости не было, возможно, из за большого отдыхав Ижевске, помимо которого еще останавливались только на заправке и на обед в Игре.

Утром встав по уральски около 6 утра, позавтракав в номере бутербродами и йогуртами, заправили термос кипятком, выехали дальше в путь. Путь тут на выбор путешественника, перед поездкой очень тщательно изучил возможные варианты, более хорошие федеральные трассы через Самару—Сызрань—Саратов или объездные с меньшим трафиком Бугуруслан—Чапаевск—Пугачев—Маркс—Саратов, также есть и другие маршруты, часть которых мы захватили обратной дорогой, о чем расскажу позже. Выбрал я меньший трафик, но худший асфальт, о чем нисколько не пожалел. М5 пересекли в районе Северного, трафик минимален, дорога с редкими ямами, которые спокойно объезжаешь, а до этого от Бугульмы до М5 местами приходилось оттормаживаться, объезжая неприятные местами ямы. В это же время на М5 в сторону Самары велись масштабные ремонтные работы, объезды по полям, и пробки были большие. После Бугуруслана много двойных камер на расстояние пары сотен метров, рядом с которыми стоят частные машины, снимают на скорость в оба направления, спасибо радару, выручал не один раз. Плохой участок начинается далеко за Чапаевском и идет до Балаково, волны, без ужасных ям позволяли ехать от 80 и выше, многие, конечно, ехали значительно медленнее, меня же это не пугало.

Остановились после Пугачева, съехал в поле на обед, удивило большое количество мусора, понимаю все, это многочисленные отдыхающие, едущие отдыхать, тут хочу попросить всех забирать весь мусор с собой, противно от невоспитанности! Выйдя из машины, понял, что совсем не замечаешь в машине уличную жару, на улице +37 градусов, с климатом езда одно удовольствие.

Доехав до Балаково, заправились третий раз по 39,10 рублей за литр, дальше можно переехать на правый берег Волги и постоять на известном переезде в Сенном, мы же поехали левым берегом через Маркс, по дороге полно лавок с рыбой, но позже нас предупредили, что такую рыбу лучше не брать из-за червяков, которые мухи приносят. Правда или нет, но с Волги рыбы в путешествии мы не поели вообще, есть смысл вернуться…

От Балаково до Саратова хорошая дорога, плохого ничего не заметил, местами ширина обочины позволяла разъезжаться трем машинам, автомобилисты любезно прижимают правее.

По Саратовской кольцевой автодороге переехали Волгу и заехали в Саратов. Дороги в городе в плачевном состоянии, правда, из-за пробок крадешься тихо по рытвинам и не опасаешься за подвеску с колесами. Доехали до родственников и на этот день машину больше не тревожили.

Посидев за столом, родственники устроили нам небольшую экскурсию по городу. Поехали мы на Соколовую гору, высота которой 165 метров. Гора из-за глинистых почв является территорией оползневой активности и стремится к Волге.

На горе находится Парк Победы с военной техникой времён Великой Отечественной Войны.

Отличный вид на город и великую Волгу. Смотрим в сторону юга, море еще пока не видно.

Помимо Парка Победы на горе представлена экспозиция сельскохозяйственной техники, с различными комбайнами, тракторами и плугами.

В 2003 году на горе открылась Национальная деревня народов Саратовской области, дает возможность познакомиться с национальными бытовыми особенностями и обычаями. Многие подворья закрыты, некоторые еще строятся, украинский же двор приглашает отведать народные вкусности, пробу не снимали.

Парк заложен в 1975 году в виде камня в основание планируемого монумента Журавли, который воздвигли в честь жителей, погибших во время Великой Отечественной Войны, отсюда открывается красивый вид на город и Волгу.

Прямо под Соколовой горой в городе находятся нефтекачка, вообще, их очень много в Приволжье, начиная с Пермского края, для нас же это диковинка.

Дальше нас прокатили до набережной, вечером много гуляющих, днем же на улице очень жарко. От моста, который ведет на противоположный берег в Энгельс и красиво подсвечен, дошли до Ротонды и поехали спать, сильно клонило в сон, осознали разность в 2 часа с уральским временем, отчего мы были полуживые. За второй день мы проехали 770 км.

Утром выехали из города около 7 утра по местному, машин еще было немного, до Волгограда хорошая дорога, трафик конечно большой, много новых отремонтированных участков, часто с горы в горку, на которой стоят инспектора и радостно встречают нарушителей. До Камышина рядом с трассой идет крупное строительство, строится новая дорога, в будущем будет одностороннее движение, что положительно скажется на безопасности движения.

Часто слева видна Волга, местами дорога пересекает заливы, в которых можно искупаться. Собираясь на юг, предусмотрите защиту от солнца, а то можно, не доехав до моря, сжариться в машине, я использовал шторки за 50 рублей из Fix Price, мало-мальски, но выручали. Особенно актуально, когда в машине дети, многие едут с защемленными стеклами полотенцами.

Доехав до Волгограда, считал обязательным к посещению Мамаев курган. Начинать осмотр лучше со стороны Волги, с проспекта Ленина, адрес в навигатор можно забить проспект Ленина, дом 61 или 78. На улице не просто жара, а знойная духота. Машину оставили справа на фотографии под деревьями, напротив через дорогу проспект Ленина 78. От подножия кургана до вершины ведет ровно 200 гранитных ступеней — столько же, сколько дней длилась Сталинградская битва.

Проходим аллею тополей и переходим железную дорогу, по которой многие едут в сторону моря на поезде, раньше почти каждое лето ездил по ней к бабушке под Ростов-на-Дону, было очень интересно наблюдать скульптуру «Родина-Мать зовет» в окне поезда.

Когда проходишь скульптуру «Стоять насмерть», стены-руины, покрытые военными образами и надписями, под музыку, военные песни, звуки боя и голос знаменитого Ю. Левитана создаются непередаваемые чувства, там надо обязательно побывать каждому.

Справа видна стройка Волгоград Арены к непонятно нужному ли Чемпионату мира по футболу. Как и к олимпиаде в Сочи, в городах, принимающих участие, ведутся реконструкции и благоустройства, что, конечно, положительно сказывается на городах.

Весь Мамаев курган представляет собой памятник-ансамбль, посвящённый Героям Сталинградской битвы. И каждая часть этого ансамбля несёт в себе определенный смысл. На фотографии Площадь героев: скульптуры «Выстояв, мы смерть победили», Санитарка, дальше Матрос, Командир и Знаменосец.

Дальше мы прошли в Зал Воинской Славы, и как раз попали на смену Почётного караула Волгоградского гарнизона, видели и в Москве у стен Кремля, но тут движения более отточены. Ребята молодцы, в такую жару стоят без движения, временами к ним подходит солдат, поправляет их форму и протирает лицо от тяжелой духоты. В сравнении с Москвой, отмечу еще, что смененные солдаты чеканят шаг далеко от Зала Воинской Славы. На стенах зала 34 алые плиты с черными лентами, на которых имена 7 тысяч погибших в Сталинградской битве советских воинов.

Сама скульптура «Родина-Мать зовет» вокруг была обнесена заборчиком с информацией о реконструкции.

После Мамаева кургана едем к часто путающим Мельнице Гергардта, и через дорогу Дому Павлова — оба здания были разрушены во время Сталинградской битвы. Дом Павлова восстановлен самым первым в Сталинграде, подвиг удерживающих оборону солдат увековечен мемориальной стеной, которая сохранена со стороны мельницы. Мельница же Гергардта оставлена в своем послевоенном разрушенном виде, на стенах нет живого места, все истерзано снарядами. Мельница входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва». Перед мельницей установлена в 2013 году копия фонтана «Бармалей».

Задерживаться не стали, прошлись вокруг Мельницы, полюбовались Волгой, еще под стенами Мельницы в сторону Волги представлены экспонаты советской армии танки, истребители, самоходные машины, но к ним мы не спускались, нам предстояло выехать из города до вечерних пробок, многие знают эти томительные 60 км через весь город с многочисленными светофорами!

Радость наша была не долгой, после переезда трамвайных путей, через несколько сотен метров послышалось чавканье резины. Называется приехали, подтвердили неидеальные дороги Волгограда. Начали менять, из-за того, что проехал еще вперед, искав место безопасно пристроиться, «пожевал боковину», поменяли колесо на чистенькую, ни разу не катавшуюся запаску и поехали искать шиномонтаж (наперед скажу, нашли мы его в Минеральных Водах, до которого 600 км). Еще в Альметьевске осматривая колеса и проверяя давление, увидел на заднем колесе сбоку оторванный кусок, и после казуса с заменой резины, понял, что родной комплект с завода откатал своё и требует замены. Думал, хватит еще на сезон, в общем, проехали они 110 тыс. км, примерно поделим пополам, хотя зимой и меньше км, получится тыс. 70 прошли.

Еще в городе заправились на ЛУКОЙЛе за 39,10 рублей.

Выехав за город, остановились на обед в кафе первый раз за поездку, немного расстроенным неприятностью с резиной самим готовить было неохота. Много «хомяков», думали, хорошее место, но цены дорогущие, а качество не очень.

Калмыкия, степи на многие десятки в любую сторону, начали попадаться стада животных, спокойно стоящих/лежащих/смотрящих на вас прямо на дороге, ладно тут дорога прямая, а дальше бывало, из-за поворота было неприятной неожиданностью видеть таких южных хозяев. Вообще, было непонятно видеть в калмыкских и ставропольских степях стадо и пастуха, хотя какое-либо село рядом не видно было далеко. Дорога идеальная, трафик минимальный идет на Элисту, были посты с инспекторами, но мы их не интересовали. Ехали мы спокойно, но почему-то средний расход начал расти, без всяких ускорений и значительных подъемов, был удивлен, возможно, это из-за сильного теплого ветра.

Элисту проехали, не останавливаясь, мимо Золотого всадника, покрытого сусальным золотом, а очень даже зря, потом уже изучил достопримечательности города с одним из крупнейших буддийских храмов в Европе — Зо­ло­тую оби­тель Буд­ды Шакь­я­му­ни, но вечерело, а нам надо было еще добраться до КавМинВод.

После Элисты поехали на Благодарный и Александровский, первые километры плохая дорога, дальше хороший асфальт, машин очень мало, немного даже напрягает одиночество. Без проблем и без запаски доехали в темноте до Минеральных Вод, увидели призывающую табличку отеля и с радостью приняли приглашение за 1200 рублей. Отличный номер с чистой ванной комнатой. Вообще, за все путешествие единственное, где мы заранее бронировали номер, это на обратном пути в Казани, и было это проблематично, все же город очень развит с туристической точки.

За третий день мы проехали 970 км.

Отель понравился, большая комната, ванна в кафеле, чистая и цена привлекательная. На фотографии коридор — прям картинная галерея.

Утром поехали в сторону Пятигорска, было желание подняться на гору Машук, хотя погода нас за все посещение КавМинВод вообще не радовала, было пасмурно, местами дождь. Выехав из МинВод, увидели все в одном шиномонтажку и автомагазин. Первая невынужденная трата в виде комплекта резины опустошила наш бюджет на 26 тысяч рублей. Говорят, хорошие мастера складывают все гайки в емкость, тут же смотрю, профессионалы в кавычках, причем по приезду домой через месяц, на новой резине наехал на обрезанный остаток заборчика и получил боковой порез, вот горечи было сполна, кое-как снял колесо, помял даже удлинитель для ключа, затянули пневмопистолетом усердно. Колесо заклеили…

Сильно не расстраиваясь, свое уже отъездила старая резина, мы поехали на место дуэли Лермонтова. Начали появляться горы, впереди пятиглавый Бештау высотой 1400 метров. На месте дуэли нам встретилась свадьба, за этот день мы видели их несколько. В целом в КавМинВодах было желание посетить места, которые посещал по санаторной путевке в 2002 году с мамой, посмотреть, что изменилось, а по правде, главные туристические места остались в целом без изменений.

Дальше по канатной дороге за 360 рублей с человека мы оказались на вершине горы, как и 14 лет назад Эльбрус я не увидел, опять придется ехать... В каждую сторону на вершине открывается отличный вид, на туристических фотографиях, представленных на смотровых площадках, указаны главные достопримечательности КавМинВод. Посмотрели на экстремалов велосипедистов, стремительно катящихся с горы, велосипеды у них стоят, как недорогие автомобили.

Куда без пятигорского городского телевидения Сев-Кав-Тв, на месте ведущего выступил сам, строго не судите.

Дальше мы поехали в Ессентуки. По пути на заправке встретил представителя Кавказа — заниженную приору, как говорится, горы все выше, а приоры все ниже, можно и так утверждать, горы точно все выше и выше. Бензин перевалил за 40 рублей — 40,30. В путешествии старался заправляться на ЛУКОЙЛе, получал бонусы на карту, по приезду домой получилась большая сумма, одна заправка в 50 литров, обычно столько заправлял на заправках, вышла почти полностью бесплатной. Проехали 2600 км, а машина почти идеально чистая.

Еще недалеко от заправки заехали в столовую на обед, чистый зал, низкие цены, вкусная еда, пожалуй, это лучшая столовая за все путешествие, рекомендую. Столовая ЕМ между Пятигорском и Ессентуками.

Курортно-лечебный парк в Ессентуках самое посещаемое и известное место в городе. Каждый день отдыхающие три раза приходят лечиться и испить минеральной воды, в парке много достопримечательностей: питьевые галереи источников №4 и №17, некоторые бюветы с водой уже не действующие, фонтаны, гроты, красивые цветники, многочисленные скульптуры орлов и не только. Источники работают в определенное время, мы как раз зашли в парк со стороны Театральной площади чуть раньше открытия и решили через весь парк пройти в сторону нового источника, как раз посмотреть весь парк по главной аллее. Здание механотерапии построено в 1902 году, предлагает комплекс лечебных и восстановительных упражнений и сегодня, в нем же снимались кадры веселого советского фильма «Любовь и голуби».

Дошли до грязелечебницы имени Семашко, рядом с которой фотографировалась очередная свадьба, здание монументальное, построено в стиле древнеримской античности, перед главным входом на постаментах скульптуры древнегреческих богов. На фотографии еще влезли друзья молодоженов. Где-то у родителей в альбоме есть такая же фотография только 14-летней давности.

Как раз к открытию подошли к питьевой галерее, в которой находятся Ессентуки 4 и новая. Народу к открытию очень много, у кого нет специальных кружек, тут же можно купить стаканчик, в бутылки наливать можно только у персонала, хотя правила на всех источниках разные. Жене минералка казалась очень соленой, воду же совсем не сравнить с газированной, которую продают в магазинах. Стаканомойка веселая, бутылку никак не помыть, одев кружку, нажимаешь и хорошим напором моешь.

Орел, терзающий змею — символ КавМинВод, змея символ здоровья и лечебных свойств минеральных вод, а змея символ болезни, по легенде змея укусила орла, упав около источника, орел испил воды и смочил рану, выздоровел, поймал змею и растерзал ее. Скульптуры есть во всех городах здравницах, несколько есть в парке в Ессентуках.

Погуляв по парку и испив воды, мы поехали в сторону Кисловодска, точнее за него на Медовые водопады, которые находятся дальше в 20 км за селом Красный Курган, причем находится он уже в Карачаево-Черкесии. В последующем мы будем пересекать границу Ставропольского края еще не один раз. Медовые водопады представляют собой группу водопадов на реке Аликоновка, самый мощный Жемчужный, а самый высокий 18-метровый Большой Медовый. В каньоне довольно прохладно, накинули толстовки, дополнительно в воздухе постоянно стоит водяная пыль от падающей воды, приехали мы поздно, никаких туристических автобусов, помимо нас еще несколько туристов, идеально погуляли. По легенде, в скалах, где сейчас находятся водопады, жили дикие пчелы, и во время весеннего паводка от меда, который вымывался из ульев, вода в речке становилась сладкой.

На территории комплекса есть турбаза, ресторан и этнографический музей «Карачаевское подворье», этакий минизоопарк, где можно покормить сеном представителей местной фауны. Предлагали нам поужинать, но мы стремились в Кисловодск, с жильем вопрос был не решен. Можно было остаться и на турбазе, но мы решились поехать в сторону Кисловодска, о чем потом немного пожалели, т.к. все арендуемое жилье снимают отдыхающие заранее в МинВодах.

По дороге остановились купить варенья, в чайном домике большой выбор чая, варенья, меда, сладостей. Выбор очень большой, снять пробу можно совершенно бесплатно, есть и экзотичные виды, для себя взял стандартное черничное варенье, которое с радостью на работе съел.

Также по дороге на водопады много предложений на конные прогулки, но такое развлечение оставил на Абхазию.

Выехал на асфальт, до водопадов около 12 км идет грунтовка вполне проезжаемая. На окраине Кисловодска решили заехать к горе Кольцо. У подножия горы стояла только одна машина, торгаши уже все разъехались. От стоянки в гору ведет тропинка, высота горы около 870 метров, перепад относительно стоянки около 100 метров, наверху в некоторых местах идти тяжело от крутизны. Сами образования произошли из-за выветривания и эрозии породы, крайняя пещера стала сквозной. На вершине открывается крутой вид на Кисловодск. Один комплекс пещер мне показался черепушкой, глаза и нос.

Уже в потемках спустились к машине, обнаружили минус на телефоне и нереальность снять номер. Доехали до Кисловодска, купили продуктов на завтрак, положили денег на телефон, с трудом нашли номер и поехали заселяться. Проблема на месте оказалась при заезде на стоянку внутри двора, где небольшой клиренс с опаской позволил спуститься под горку в узкий проезд.

Оказалось, сняли мы номер в 5 минутах от курортного парка с входом колоннадой. Немного прогулялись по курортному бульвару, искали, где поужинать и нашли дорогое кафе, где пара бокалов пива, гренки и шашлык вышел в 1800 рублей, и совсем не вах, обычный шашлык и обычное пиво.

Так как погода нас не радовала, постоянно было пасмурно, долго брали нас сомнения, стоит ли ехать в горы на Джилы Су. Утром еще пошел дождь, но все же мы решили поехать в сторону поселка Индустрия, за которым идет дорога на северный склон Эльбруса. Первые километры проверка на прочность, ползешь с ямы на яму, навевали мысли, надо ли нам это, не развернуться ли. Машин, вообще, по дороге на Джилы Су очень мало, навстречу попалась машина, моргнул ему, махнул тормознуть, спросили далеко ли такая дорога, парень обнадежил, что вскоре начнется идеальный серпантин. Вскоре закончился и дождь.

Как писал ранее, опять переехали границу Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, проехали поселок Кичи-Балык, в котором даже есть освещение на дороге. Трасса до самого источника в прекрасном состоянии, встречались дорожные службы, которые чистили трассу от камнепадов. Доехали до бывшей турбазы Долины Нарзанов, которая находится на высоте 1300 метров. Здесь работал довольно большой комплекс на 350 мест, но теперь все в запустении. База заброшена с 2007 года. Главный источник нарзана, находится у самой реки, над ним — щит и меч, символы богатырской доблести. Нарзан бурлит, поднимается пузырями со дна колодца, впечатление прям кипящий котёл. Вода — холодная, а бурлят — пузырьки углекислоты. Оранжевый цвет это большое количество железа в воде.

Турбаза когда-то была очень прекрасным местом для отдыха, на территории еще живут смотрящие, возможно, в будущем вернут былую красоту. Вообще, в связи с открытием отличной дороги до Джилы Су думаю, этот район будет стремительно развиваться. Замок Долины Нарзанов на территории построен в 1936 году. Погуляв и набрав воды, мы поехали дальше.

Чем дальше едем, небо все сильнее проясняется, что нас очень радовало, думаю, облака остались ниже. Всего мы преодолели 5 перевалов, очень много поворотов. Ехал я с осторожностью, тормозя двигателем, моментами на 2-й передаче, за все путешествие колодки не запросили, скрипя, замены.

Местами видимость ухудшалась до видимости в несколько метров, где-то дорога держит облака, с одной стороны дороги ясно, с другой же туман.

Всего до Джилы Су около 90 км, местами виднелись снежные склоны Эльбруса, жаль, что он не показался из-за облаков в полную мощь. Позволю дорисовать самую высокую гору России, но, думаю, мы сюда еще приедем. Возможно преувеличил)))

Самый интересный перевал в самом конце. Дорога спускается и пересекает реку Малка. Затем поднимается под отвесной горой, местами на дороге обвалы, весной тут опасно.

Дальше доехали до шлагбаума, заплатили экологический сбор 200 рублей, думали, останемся на ночь, но переменчивая погода изменила планы. Доехали, начался ливень, который повторялся несколько раз. Погода в горах очень переменчива, тут нам очень пригодились дождевики.

Зубы дракона, когда-то здесь текла магма, которая проникала в рыхлые участки земли, пропитав их, и застыв, со временем выветривание сделало своё дело.

Было у нас желание разбить место под обед, но ливень и сильный ветер быстро угасили в нас эти мысли. Расположившись в беседке, залили бп-вкусняшки (быстрого приготовления типа пюре), сделав салат, отлично пообедали. Пообщались во время обеда с путешественниками казахами и дагестанцами, убеждаешься, что люди все равны во время путешествий, серьезные люди, но жаль, что не захотели нас поддержать в походе до водопада Султана, забоялись. Дорожка до него после дождей стала немного экстремальной, необходимо было по мокрым камням вдоль реки пройти тропу. Водопад же был очень мощный, из-за дождей, высота его порядка 40 метров, близко подойти мешала водяная завеса, из-за которой быстро промокаешь. Вблизи приходилось кричать, чтобы общаться с любимой женой.

Вернулись обратно от водопада. Пришло время к мужскому времени купания в купели с нарзаном, есть раздевалка, в которой грязновато, накиданы доски, что не спасает измараться. Купель небольших размеров, поплавать не удастся, принимаешь ванну стоя. Вода в купели с постоянной температурой 26 градусов, вода бьет фонтаном из стены и самотеком уходит в речку, немного прохладно, приходилось двигаться. Для лечебных целей сюда стоит приезжать, думаю, не меньше недели, жить, правда, придется в палатках, о комфорте тут можно только мечтать. Каждый источник подписан от чего принимается вода. В гору через реку идет один из маршрутов восхождения на Эльбрус, много идет на покорение групп с большими рюкзаками, есть предложения конных прогулок до поляны Эммануэля, возможно, и дальше до немецкого аэродрома.

После купаний мы собрались и поехали обратно, из-за постоянной смены солнца на ливень оставаться мы не захотели. Джилы Су и дорога до него очень эмоциональна и оставила кучу приятных воспоминаний. Реально советую посетить это место, едешь выше облаков, красота неописуема.

Одно из немногих капитальных строений там это дом президента Карачаево-Черкесии, понятно, как его строили тяжело — строительство шло, когда хорошей дороги еще не было.

Возвращались мы в пасмурную погоду, опять рядом с Кисловодском начался дождь, проехали, не останавливаясь, через город и повернули в сторону Карачаевска. Начался настоящий ливень, дворники кое-как справлялись, остановились даже переждать. Вообще, в горах погода способна измениться за несколько минут, ветер гонит тучи, только было солнце, и уже кратковременный ливень. Поехали дальше, местами очень неприятные ямы с торможением в пол.

По дороге открываются красивые виды, понравились облака над горами. Машин до Карачаевска так же мало, как и на Джилы Су, никаких кафе по дороге, но много прицепов с ульями и продажей меда.

Еще удивляли домашние животные, некоторые пасутся на маленьком клочке земли на обрыве, как держатся — большой вопрос. По дороге видели диких лошадей, скачущих по холмам гор.

Доехали до Карачаевска без происшествий, пора было поужинать. Проехали мост через Кубань, рядом с заправкой Роснефти заметили кафе и решили остановиться. Интерьер красив, помимо нас не было никого посетителей, приехали мы, правда, между автобусами с туристами и ночными гуляниями. Цены вполне адекватные, порции большие, вкусная еда, что не съели, нам положили с собой в пластиковые контейнеры. Персонал добродушен, рассказали про город, в 2002 году во время сильного наводнения город сильно затопило, школу через речку затопило по второй этаж (на фотографии ее видно). Кафе реально рекомендую путешествующим в сторону Домбая.

Во дворе. На балконе мужчина, который рассказал про город и немного Домбай, включил еще нам музыку веселую. Добродушный человек.

Поужинав поехали дальше в сторону Домбая. Как обычно, жилье у нас не было спланировано, начинало темнеть, а впереди явно бушевала гроза, дорога отличного качества, начался дождь, и засверкали молнии. Доехав до Теберды, остановились у магазина купить продуктов. Гроза разбушевалась вовсю, ехать стало некомфортно да и немного даже страшно, темно, никаких вывесок. Решено было останавливаться у любой вывески с приглашением на ночь. Первая остановка оказалась неудачной, освещенная больница, а подумали отель, из машины выходить желания вообще не было, хоть ты с зонтиком, но как будто и без. Отъехав несколько сотен метров, заметили светящуюся вывеску «Love», остановились, оказалось кафе, но рядом гостиница, идти нереально — дождь. Позвонили и получили приглашение на ночь за 1200 рублей. Номер хороший, весь обит деревом, через полчаса во всем отеле отключился свет, оказалось, виновата гроза, которая отрубила полпоселка от электричества. Спать это не мешает, что мы и сделали. Утром все спокойно, о вечерней буре говорила только большая лужа-море на стоянке. Отель красивый, зимой тут, наверное, аншлаг.

Утром погода нас радовала, солнечно, а о вчерашней грозе напоминала большая лужа мини-озеро на стоянке, сапог не хватало в машину сесть.

В планах было подняться по канатной дороге на высоту 3050 метров. Поехали от отеля, дорога идет вдоль реки Теберда, по такой незагруженной дороге одно удовольствие ехать.

Доехали до горной реки Муруджу, холодный, горный, чистый поток воды, бушуя, падает с камня на камень. Из-за дождей, идущих последние дни, речка усилила свою мощь, красивое место. Рядом парень предлагал сфотографироваться на стуле древнего человека, а может снежного, конкретику понять не получилось)))

Доехав до Домбая, проехали через весь поселок, немного изучив его. Уперлись в грунтовую дорогу, с которой приехал уазик, поинтересовались, что эта дорога ведет к кладбищу альпинистов и леднику Алибека, но мы хотели в горы, пока меньше народу. Доехали до канатной дороги, заплатили за въезд, причем платить надо за все и за туалет по 20 рублей, а цены на подъемник, я считаю, очень не дешевы, за двоих заплатили 2100 рублей. Как сказал продавец сувениров, тут же можно и дешевле, через работников, но, как я понял, они уехали наверх, причем уже наверху у нас просили билеты, говоря, что они нам уже не понадобятся, думаю, для продажи дешевле, а внизу при выходе попросили показать билеты. Сниженный тариф в обход кассы работает, скорее всего, после обеда.

В Домбае 2 канатные дороги, новая более быстрая и чуть дороже с большим посадочным местом и старая более медленная, цена дешевле. Новая поднимает еще выше на 200 метров, которые подняться можно для галочки, т.к. красота открывается уже на второй очереди 2265 метров. Выбрали мы новую, из-за незнания, просто, когда проезжали через поселок, увидели место старта ее. Обе канатные дороги проходят параллельно, картинка напоминает заграничные американские фильмы, старая кабинка подъемника, вековые сосны, монументальные горы.

Первая часть закрытого гондольного типа поднимает на высоту 2265 метров, тут расположены кафе, знаменитая гостиница тарелка, сувенирные лавочки. Задерживаться мы не стали, поехали выше, до этого уровня цена 500 рублей, желающим сэкономить можно остановиться на этом уровне, красота по правде тут везде, хоть внизу, хоть на 3000 метрах. Дальше идет открытого типа кресельный подъемник, становится холодно и очень яркое солнце, без очков тут тяжело. Надеваем дождевики не из-за дождя, а реальная защита от ветра и холода, становится теплее. Куда ни смотри, везде красота.

Вторая очередь довезет вас до 3035 метров, последняя самая короткая до 3200 метров, думаю, она точно не стоит времени и 200 рублей, стою, в бинокль, взятый из дома, любуюсь водопадами, ледниками.

Горы можно рассматривать целый день, эмоций от увиденного море. Кому-то не нравится инфраструктура здешняя, но на неё мы мало обращали внимания, не спорю, есть какой-то хаос и безвкусица, но тут не Красная Поляна, тут намного красивее горы, а море совсем рядом. До Сухума меньше 100 км по прямой, но нам придется объезжать примерно 640 км по серпантину, альтернатива есть, но развиваться это тратиться, а кто этого хочет, только отдыхающий, матерящийся в часовых пробках, путешествуя на море.

Время летит незаметно, погуляли на каждом уровне, приехали на второй, решили пообедать, тарелка уже вблизи непрезентабельного вида, издалека смотрится необычно, напротив пика гора Инэ высотой 3455 метров, а за ней Джугутурлючат высотой 3800 метров, теперь панорама этих гор на холодильнике в виде магнита. Еще набрали сувениров в подарок. Рекомендую разнообразные специи, в Абхазии они, правда, были дешевле, а составляющие, скорее, одинаковые у всех, цена 30 рублей за упаковку, думаю, и на работу и кому друзьям, родным самое то. Еще купили вина не заводского, хотя и не люблю покупать «свойских» напитков, но тут очень даже ничего, до дому не доехала, выпита через день на берегу моря.

Туалет на 2-м уровне опять же платный, этот сервис, конечно, подкачал, у нас на Урале на всех горнолыжных центрах бесплатно.

Выбор покушать очень велик, выбрали вроде как кафе Ине, с потрясающим видом в окно на горы, лучший по виду обед вышел в 800 рублей, набираешь, что хочешь в тарелку. Отвлекаться от еды нехорошо, но тут невозможно, а за окном спряталась в облаке гора Балалакая высотой 3740 метров, её изображение красуется на упаковки минералки аква минерале.

После обеда спустились в посёлок, никуда в поход идти не решились, а маршрутов очень много. Прогулялись по поселку, сфотографировались на Поцелуевом мостике с горными орлами. Красивые, гордые хищники, когти довольно больно впиваются, да и птица тяжела. Горная речка Аманауз, протекающая через посёлок.

Уезжали с грустью, горы понравились, незабываемые впечатления, однозначно есть желание вернуться. Правда, есть и другие красоты в этом направлении, Эльбрус с Архызом, можно и в Грузию. Горы также немного пугают, думаешь, набежит сейчас ветер и унесёт тебя, ведь едешь ты на высоте выше 2000 метров, а если гроза… В общем, уезжать было неохота…

А мы едем в сторону моря, по дороге встречались свадебные кортежи, по местной традиции автомобили украшали коврами, а после дарили их хозяевам автомобилей. После Карачаевска свернули налево в туннель, на Лабинск и Майкоп, в станице Зеленчукская заправились на ЛУКОЙЛе по 40,30 рублей, тут же отворот на еще один туристический центр Кавказа — Архыз, по рассказам местных в последнее время является усердно развивающимся районом. Дорога хорошего качества, непредвиденных ям нет, трафик до Лабинска минимален. Иногда непредвиденные остановки из-за пасущихся коров.

После Лабинска на Майкоп трафик увеличился. В Адыгее дороги тоже хорошего качества, маршрут мы построили через Шаумянский перевал. После Апшеронска навигатор настойчиво просил разворачиваться, боялся небольшого участка гравийной дороги. Шаумянский перевал проходили уже в темноте, никаких обрывов из-за этого не видели, пыльно, немного трясет, единственное, конечно, машина после него вся в пыли. Отзывов про него много, и они все неоднозначны. Кто живет в европейской части России, с хорошими дорогами, будут от него не в восторге, для меня ничего сложного и убийственного, скорость небольшая, на пробой подвеска не работает.

Перевал мы проехали, остановились на ужин в первом попавшемся кафе, время было около 23 часов. Серпантин до границы планировалось пройти ночью, начитавшись про 8-часовые прохождения 150 км участка, желания терять день никакого не было. Думал, поедем и, где начнутся заторы, остановлюсь поспать на пару часов, ночью все равно отдыхающих нет, ходящих по бесконечным пешеходным переходам, и трафик меньше. Но до самой границы мы ехали без остановок, даже посты гибддэшников ни разу нас не потревожили, а напрягался я, видя их, очень сильно, зная, как они любят разводить, бывало стояли они в потенциально возможных местах для обгона со сплошной линией, но мы не экстремалы да и встречные машины предупреждали о постах. Единственное, что тормозило, трафик фуры, но и то в местах расширений они притормаживали пропуская собравшуюся колонну.

Дорога Туапсе — Сочи 120 км серпантина, встречаются прямые участки, но его, на мой взгляд, процентов 20, а может и меньше, а так постоянные подъемы, спуски, повороты на 180о, хорошо жена спала всю дорогу, мне за рулем, постоянно следя за дорогой неопасно укачивание, а вот пассажирам на такой дороге многим тяжело будет. Для себя точно отмечу — лучше ночью, лучше пристроиться за кем-нибудь и ехать по габаритным огням, зная, где тормозить.

Перед Сочи в районе речки Псахе, лучше брать левее, на эстакаду, дорога А148 идет через тоннели и эстакады, меньше поворотов и 2 полосы, трасса проходит более прямо, уезжая с моря, брать правее, а мы свернули на А147, ничего плохого, но местами ремонты.

Сочи и весь ближайший район изменился до неузнаваемости, многокилометровые тоннели, многоуровневые развязки, радар-детектор отключил, пищал не умолкая. Адлер с олимпийским парком красив, ночью подсвечен подсветкой, но мы едем дальше в Абхазию, Адлер оставляем на обратную дорогу.

По пути к границе заехали снять деньги с карты в районе санатория «Южное взморье», это единственно знакомый район. После плутанул на развязке, купленный перед поездкой навигатор LEXAND SA5 немного тормозит (небольшой отзыв: навигатор местами сообщает с затормаживанием, доехали до перекрестка, а он еще за 50 или 100 метров до него, касается это города, на трассе другая проблема, иногда выскакивает ошибка, теряя маршрут, приходилось перезагружать), доехали до границы.

Первый раз было немного не по себе, встали в очередь примерно седьмыми, время было около 4:30 утра. Высаживаем пассажира, идет через отдельный коридор. Минут за 25 прошли российскую границу, никакие страховки, ничего не надо, предъявил паспорт в окошко, поверхностно посмотрели машину, проехал, подобрал жену.

Доехали до абхазской границы, водитель один подходит к окну, предъявляет паспорта, все свободны. Паспорт лучше российский, чтобы не было отметок, если проходить по загранпаспорту, в будущем в Грузию вас уже не пустят. За день проехали 650 км, из которых около 200 км ночью по серпантину.

Отъехав от границы чуть больше километра, остановились на заправке Роснефти, время еще раннее искать жилье, решили поспать пару часов. Откинули сиденья, так и поспали пару часов, а около 6 утра заправились, причем бензин дешевле, чем на нашем юге, по 38 рублей.

Поехали искать жилье. Дома, изучив курорты, выбрали Пицунду, чистый воздух, меньше народу, чистое море. Вдоль всей страны идет шоссе до Сухуми, сухумское шоссе, доехали до колоннады перед Гаграми. Вот и первые признаки Абхазии: БМВ Х5 стоит, музыка на всю, пьяные абхазы и русские девушки, пляж удивил грязью и мусором. Посмотрели и поехали дальше, ничего интересного. Доехали до своротка на Пицунду, повернули, дальше через поселки Цитрусовый, Молочный, конкретики у нас не было, едем дальше. Доехали до Пицунды, расположение улиц для меня хаотично, спросил пару вариантов в отелях, ответ один — мест нет. Поехали дальше, рекомендовали ехать в Лдзаа. Доехали до улицы Нозадзе, первая линия, оставили машину и пошли по каждому дому/отелю, цены нас удивили от 400 рублей за сарай до 6 тыс. за номер с завтраком.

Дошли почти до конца улицы и почти в последнем доме нашли номер за 2000 рублей, хозяин встретил нас с бодуна конкретного, поговорили, обрисовали, что нам надо и что мы в свадебном путешествии, на что получили скидку и итоговый ценник 1500 рублей/сутки. Решили остаться.

По жилью, хозяин жил один, жена уехала на родину на Украину, каждый день он был под шофе, всегда давал совет, когда надо было и не надо, что немного напрягало отдых, из-за чего рекомендовать не буду. Сам номер представлял кровать двуспальную, мягкий шкаф и вентилятор, больше в комнате ничего не было, сама комната маленькая, ванная комната с душем, больше описывать нечего, нас устроило, засиживаться в номере мы не собирались…

За интернет еще заплатили 300 рублей за все время пребывания. Машина на стоянке внутри двора, на территории летняя кухня, где мы готовили завтраки и обеды, беседка, где мы проводили вечера с новыми знакомыми — отдыхающими, также стоит мангал. Купил перед поездкой тент, думал, будем укрываться от жары на остановках, но укрывал им только машину от солнца. Номер справа, вплотную стоит шкаф, всего 5 номеров, были отдыхающие с детьми. За забором дорога, за ней 50 метров реликтовых сосен и пляж.

Заехали, расположились и пошли на море, сразу искупаться. Пляж широкий, места море, кто-то под солнцем, кто-то под кронами вековых сосен, море утром чистое, ближе к обеду грязноватое, пару раз за пребывание использовали надувной матрас, в основном ходили с туристической пенкой, без них больно на гальке. Вечерами сидели на пляже, пили вино и ели фрукты, красота. Пляж галечный.

После ночного переезда и утреннего купания в море отоспались и после обеда поехали на рынок, купить продуктов и не только. На рынке продаются и сувениры, вино заводское и «свое», сыры, приправы, соки, фрукты, также есть все, что необходимо туристу. Фрукты по цене такие же, как на Урале, вино взяли только фабричное, сказали брать только такое. Вино, которое на Урале стоит от 400 рублей (Лыхны, Апсны), там продается по 180-220 рублей, коньяк лучший, какой я пил в своей жизни, 400 рублей (много я, конечно, не пробовал, но все, что я пробовал дома, отдает спиртом, тут же мягкий, со вкусом орехов, как мне показалось, оставляет приятное послевкусие), пиво местное на любителя, мне не понравилось, с горчинкой. Соки брали трехлитровые банки 450 рублей за 2 банки фейхоа и мандарин, гранатовый дорогой и ежевичный 250 рублей полторашка. Приправы тут по 30 рублей, аджика все еще едим, очень жгучая 50 рублей, сыры большой выбор, есть и косичками и обычный. Вино брали, недалеко от рынка есть магазин оптовых продаж, но продают любым объемом, также очень вкусен местный лимонад в стеклянных бутылках, рекомендую. После рынка заехали на мойку, машина после 3500 км была не грязной, а пыльной после Шаумянского перевала. Цена мойки 300 рублей, с сушкой и чернением новой резины.

По вечерам кроме моря время проводили в беседке, познакомились с постояльцами, одна семья с Ростова-на-Дону, вторая компания из Брянска, еще были москвичи, но они менее общительны, отдыхали от суеты большого города. Коньяк, который всем рекомендую, Абхазия 5 звезд.

На второй день купили на улице экскурсию, давнюю мою мечту, катание на лошадях за 700 рублей с человека, после поняли, что можно было самим приехать, получилось бы в районе 500 рублей, находится их база в районе озера Инкит, заезд с улицы Гочуа, по направлению к выезду на трассу. За экскурсию поставлю 2+, никому не посоветую, лошади маленькие, идешь друг за другом, ладно меня поставили первым, что мне позволяло иногда разгоняться, а так постоянно тормозили, чтобы лошади не теряли след. Лошади же, как роботы, запрограммированы, идут по тропинке. Где тропа расходится, идет сама в нужном направлении. По пути нам встретился настоящий экшен, дорогу залило, куда идти, вообще непонятно, ведущие шли позади, чего-то кричали, что из-за шлепания не было слышно. Услышал вроде влево, повернул, пошел, а там канава, ладно хоть лошадь устояла, в максимальных моментах до воды от ног было несколько см, но от брызг все равно мы все промокли! Катанием это сложно назвать, кто-то из группы еще ворчал, когда я начинал скакать и отрывался! Никому не порекомендую. Пожалел, что на Кавказе не покатались.

Про пицундские сосны: это отличное место для прогулок, воздух тут лечебный, каждое дерево пронумеровано и охраняется, территория парка очень большая, по утрам по дорожкам бегают спортсмены. Вот такие большие сосны в заповеднике.

Через день пасмурная погода, решили прокатиться в Новоафонскую пещеру. На выезде на трассу встретил единственно попавшегося собрата Опеля Инсигнию, свернули вместе в сторону Нового Афона, а дальше он тормознул на заправке. По сухумскому шоссе много постов ГАИ, хозяин-арендатор еще предупредил, везде тормозить, где река, как будто это считается населенным пунктом, ехали мы не спеша, никого не привлекая. Добравшись до Нового Афона, сразу же проехали к пещере, купили билет по 500 рублей с человека на пару часов позже, а пока поехали пообедать и прогуляться по достопримечательностям. Доехали до новоафонского музея боевой славы, посмотрели фотографии отдавших жизни за свободу страны, тут же пообедали за 480 рублей в столовой «У Ромы». Дешево, считаю, это не про Абхазию, считал страну более дешевой, но даже в Адлере поесть можно было дешевле, но вкусно, тут ничего не скажешь. Машину оставил тут на площади без всяких оплат, место оживленное. За все пребывание очень много наслушался про воровство, что машину нельзя оставлять одну. Этим отдых в Абхазии не понравился, находишься всегда в напряжении быть обворованным.

После обеда пошли в Новоафонский монастырь, который находится на возвышении, но под Афонской горой. Дорогу мы выбрали нетрадиционную, пробирались через заросшие сады, потом долго веселили продавцов сувениров, выйдя на традиционную тропу. Дата основания монастыря 1875 год, монастырь представляет собой четырехугольник, состоящий из шести храмов и корпусов монастыря, а посередине Пантелеимоновский собор с пятью куполами, высота центрального 40 метров. Много народу, обязали скрыть шорты, жене платье. Внутри красиво, на территории велись восстановительные работы.

Далее спустились к Новоафонскому водопаду искусственному, построен он в 1902 году, рядом храм Симона Кананита и краеведческий музей, но у нас подошло время нашего посещения пещеры, и мы побежали на экскурсию, по пути надевая штаны, т.к. в пещере холодно.

На заброшенную железнодорожную станцию Псырцха зашли на обратной дороге после пещеры, через станцию проходит действующая железнодорожная ветка, по которой можно из Москвы доехать до Сухума. Станция по прямому назначению прекратила существовать в 2009 году.

В пещеру ведет железнодорожная ветка наподобие метро. Нашли пещеру, я бы сказал, совсем недавно — в 1961 году, а в 1975 году начали проводить экскурсии по 6 залам. Пещера впечатляет своими размерами, в зале Махаджиров идем по мосту длиной 120 метров, высота которого 18 метров. Большие образования сталактитов и сталагмитов. В сравнении с Кунгурской пещерой поражает размерами, в красоте же для меня каждая в чем-то более интересна, рекомендую обе к посещению. Бывал я в Кунгурской пару раз, наша, кстати, дороже на пару сотен рублей.

Экскурсия понравилась, с группой шел экскурсовод, по пути предлагала купить талисманы от всех недугов из кальцита, которым богата пещера.

Вид с балкона касс Новоафонской пещеры открывается красивый, виден мужской монастырь, из которого мы пришли. Выход из пещеры мне почему-то напомнил фильм «Сволочи», где главный герой Александр Головин подрывает немецкий бункер в горах.

После пещеры времени было еще много до темноты, и мы поехали в Сухуми. Где-то по дороге:

До Сухуми встретился небольшой серпантин, проехали мост через реку Гумиста, во время войны 1992-1993 года тут велись ожесточенные бои, о чем свидетельствуют памятные доски на скалах по каждую сторону от моста. Война в Абхазии видна повсюду, Многоэтажные дома стоят в некоторых квартирах без окон, в них жили грузины, покинувшие страну во время войны, абхазы не желают жить в этих квартирах. После войны можно было устроить отличные курорты, но ленивые абхазы любят зарабатывать из воздуха, причем касается это, на мой взгляд, больше мужчин, из-за чего все в разрухе.

Доехали до Ботанического сада, входной билет 250 рублей, за прогулку по парку, считаю, дороговато. Парк основан в 1838 году, насчитывает около 5000 видов деревьев, кустарников, цветов. Парк большой, скамейки отдохнуть, посидеть, прудики, в одном видели черепаху. Погуляли и поехали дальше.

Доехали до набережной, поставили машину, наверное, устали и долго гулять желания не было. На набережной местные играют в шахматы, хорошее место для прогулок, хотя и тут есть разрушенные здания, как, например, морской порт. Не дошли даже до каскадного фонтана, позже посмотрел в интернете.

В интернете неоднозначные отзывы про обезьяний питомник, но решили посетить. Дорогу до него пришлось пару раз спрашивать у местных, до своротка к нему нас сопроводил абхаз на мерседесе, сам поехал прямо, а мы налево по серпантину на гору Трапеция, на склоне которой и находится питомник.

Питомник является частью научно-исследовательского института экспериментальной патологии и терапии, создан был для проведения экспериментов над обезьянами для изучения человеческих болезней и выпуска лекарств от хвори. Приехали мы прямо к самому закрытию, договорились побыстрому посмотреть всех приматов, цена посещения 250 рублей, плюсом платишь за парковку 100 рублей, непонятно, вообще, за что и от кого, думаю только от самих сотрудников! Вольеров с обезьянами много, но все обезьяны одинаковые, видов мало. Также не понравились условия жизни обезьян, поток туристов большой, но можно было чистить вольеры хоть раз за день, плитка в вольерах побита. Порадовали обезьяны, играются, моются, чего-то ищут друг у друга, тянутся за вкусностями, которые даешь им, хотя, получив и повертев, бросают. Некоторым приматам явно необходима медицинская помощь, еще их очень легко вывести из себя.

Подъехав к питомнику, рад был увидеть родной регион, 2 машины со свердловскими номерами, скорее всего, путешествуют вместе, хозяев не было, не пообщался, после посещения наша машина уже стояла одна на парковке. После насыщенного дня мы поехали обратно домой. Заехали на заправку Подсолнух Роснефть, тут бензин еще дешевле 36 рублей. Заправщик сказал, везут бензин с Самары. Всего на Сухумском шоссе видели 3 заправки Роснефти, у границы, рядом с Пицундой и рядом с Сухумом.

Расскажу про местных водителей и автомобили. Много старых мерседесов и БМВ, много дорогих машин с однозначными номерами. За рулем же шпана, как нам попались на заправке, БМВ Х5, все с телефонами у уха и еще успевают разговаривать между собой, одни стоят щелкают семечки, оборванцы. Много краденных автомобилей оседает в Абхазии, как рассказал хозяин отеля, по Абхазии они ездят, а выехать не могут.

Видели под градусом водителей, в опасные ситуации не попадали, но сплошная для абхазов не существует. На обратной дороге уже в темноте проехал стационарный пост, через небольшое расстояние стояла шестерка вазовская вроде полицейская, уже проехав на их уровне заметил взмах палкой, но мы не остановились, думали, будут догонять, но нет, что хотели они, непонятно. Много патрулируют на обычных машинах без спецсигналов, старые БМВ и в Е60 кузове обвесе Мке по дороге с Рицы. Видел еще ладу весту со спецсимволикой и люстрой на крыше, российское спонсорство. Общение с этими представителями власти у нас было только в Абхазии, из-за чего отдых в этой стране нам не понравился. Также на дорогах много животных, надо быть начеку, ездили мы не быстро, и проблем у нас не было.

Доехали до отеля, готовить сил уже не было, пошли на пляж. Цены дорогие, то, что говорят в Абхазии дешево, повторюсь, неправда, на двоих получилось 1300 рублей, не шиковали, салат да второе или суп да шашлык и коктейль.

На следующий день начались наши неприятности пребывания в Абхазии. Поехали на рынок, машину поставили на встречной обочине двухполосной дороги, без какой-либо разметки, примерно как на картинке с интернета. Прихожу, а торгаши рядом с дорогой говорят, посмотри на свои номера, а заднего нету! Сразу с наездом на них, думал, что воры украли прямо при них, а жена нашла записку под дворником, что номер находится в ГАИ Пицунды. Тут же торгаши объяснили, что в Абхазии это считается выездом на встречную полосу, где запрещено, а гайцы стояли ждали, да, не дождавшись, сняли, а можно сказать, украли номер и уехали. Вот не могли местные сказать о нарушении, как только приехал.

Со снятым задним номером, с осторожностью доехал до отеля посоветоваться, что делать, с хозяином. Ну и спасибо ему, в этом вопросе решил проблему по телефону, сказал ехать забирать бесплатно или дать максимум 500 рублей. Доехали, подошёл, даже не знал,чего сказать, в итоге дал 500 рублей, поговорили о нарушении и пожелали удачи. Потом на стяжки посадил номер, а то совсем просто вставлен был в рамку!

Машина у отеля, за заборчиком вековые сосны и море. Кафе видно, в котором пару раз вечером ужинали, дорого, но вкусно. Газель без крыши, этакий кабриолет, сфотографировали когда ездили на лошадях кататься.

После полученного стресса решили прокатиться за рыбзавод на песчаный пляж и понырять с маской. Как обычно, предостережение машину в зоне видимости и следить. Доехали, покупались, брали с собой фруктов. От грунтовой дороги поднимается пыль, машина, жаль, запылилась, песок грязноват, рекомендовать не буду там купаться, проехали дальше, остановились поиграть в бадминтон, много мусора. Вечером опять в кафе, 2000 рублей за ужин, пара бокалов пива, форель, шашлык и пара салатов. Дорого, но отдыхаем же.

На следующий день мы договаривались о поездке на Рицу с посещением Гегского водопада, но ночью я почувствовал себя нехорошо, всего описывать не буду, но утром пришлось отказаться от экскурсии, ближе к обеду меня поддержала и жена. Оба мы провалялись до вечера, к вечеру хозяин уговорил нас съездить до больницы, посадил меня за руль своего джипа, сам был под градусом, и мы поехали втроем в больницу. Ничего нового нам не рассказали, обычное явление для юга, инфекция нас срубила, но легко отделались. Кто-то по нескольку дней лежит, не вставая, мы же последующие несколько дней пили таблетки и ели только куриный бульон. Отравление для нашего юга дело обычное, знакомые травились и в Адлере и в Геленджике, жара и местами антисанитария причины, также в некоторых районах вся канализация просто течет в море.

После этого мы задумались о доме, что пора на родину, но, быв в Абхазии, не съездить на Рицу несерьезно. На следующий день, собрав вещи, заехали купили алкоголя домой, попрощались с Пицундой, поехали на Рицу. Дорога идет по руслу реки Бзыбь, дальше Гега, дальше Юпсара, всего 60 км красивых пейзажей в окно. Равнина сменяется горами, и у нас первая остановка у водопада Девичьи слезы, вода тонкими струйками стекает со скалы, море навязанных ленточек непонятного назначения, которые тут же продают, говорят, цвета еще что-то означает, я же считаю это полнейшим бредом и мусором, который совершенно не красит достопримечательности. Бывало, в красивых местах такое увидишь на деревьях повязанное, стыдно становится за туристов!

Мы же едем дальше, через 13 км от Сухумского шоссе КПП, где платим 350 рублей с человека за входные билеты на посещение национального парка. Проезжаем Голубое озеро, народу очень много, решили оставить посещение на обратную дорогу, Далее самая длинная река Абхазии Бзыбь уходит в сторону, а мы продолжаем движение по руслу реки Гега, которая уходит влево в горы к Гегскому водопаду. Очень жалею, что не посетили этот водопад, но туда только на внедорожнике. После своротка на Гегский водопад начинается Юпшарский каньон, высота скал 500 метров, в самом узком месте ширина между скал 20 метров, не хотелось бы попасть тут под камнепад. Дальше нам встречается водопад Мужские слезы, который мощнее, чем Женские Слезы. Чтобы сфотографироваться, надо иметь большую наглость и настойчивость, народу много, все хотят запечатлеть местную красоту на память. Сфотографировались и поехали навстречу главной красоте. Перед самым озером небольшой серпантин в гору. Озеро Рица находится на высоте 950 метров, а окружающие горы под 2500 метров.

Осмотр начать решили с противоположного берега, где находится дача Сталина, проехали стоянки, народу очень много, создаются даже заторы, полицаи регулируют движение. Еще начался небольшой дождь, правда, пока доехал до восточного берега в район устья реки Лашипсе, он закончился. Тут можно спокойно устроить пикник, спокойное место, никаких оплат за стоянку, никаких кафе, встретил земляка на Тойоте Прадо 150, поговорили с ним, рассказал, что приехали на пару дней с Анапы, думаю, это идеальное время для посещения Абхазии. Тут мы впервые насмотрелись на красоту горного озера. Пикник устраивать не собирались, поехали дальше, по дороге к даче находится красивый Молочный водопад, назван он так из-за цвета воды, из-за того, что вода сильно минерализована, падая с камней, сильно пенится, создавая впечатление, будто течет молоко.

Доехали до дачи, входной билет 150 рублей с человека. Экскурсия проходит по самой даче, не сильно увлекательна, но есть некоторые интересности. На даче 3 спальни, в каждой свой стиль, и в одной автор интерьера оставил автограф в виде какой-то фигуры, оттенка на стене, на фотографии этот штрих есть на верхней фотографии. Как обычно, ничего трогать нельзя, но русскому закон не писан, тем более сам товарищ Сталин звонит.

Посмотрели дом, пошли гулять по набережной, в стороне находится кафе с прекрасным видом на озеро, нас же еще шатало от отравления, так что прошли мимо. Набережная небольшая, в конце горная река Ацетука, грязновата, течет в чистое озеро. На даче видели в озере крупную форель, которая плавала стаями прямо рядом с берегом.

На пристани можно арендовать катер самого лидера, но в наше присутствие он был занят Первым каналом, снимающим какой-то ролик, цена за катер 1000 рублей, вместимость точно не скажу, думаю, не меньше 4 человек точно. Руль, как от волги, думаю, прав, мелко накрапывает дождик.

Работники паркуют посетителей прямо на газоне, из-за сырости, состояние его потрепанное, не думаю, что лидер Советского Союза одобрил такое отношение к даче.

На обратной дороге небольшая фотосессия и едем дальше к основному месту посещения озера, время было уже вечернее, повторюсь, время в таких красивых местах летит очень быстро, а еще распогодилось, и выглянуло солнце.

Основной туристический поток на автобусах уехал, народу стало меньше. Подъехали, бесплатно поставили машину, сказали, что мы на 10 минут посмотреть озеро со смотровой площадки. Тут полно кафе, за цены и качество ничего сказать не могу, цели у нас такой не было. Вид открывается отличный, озеро и горы, глубина озера 115 метров, зимой озеро замерзает только в сильные морозы, которых тут почти не бывает. На противоположном берегу дача Сталина, откуда мы приехали. В путешествии все фотографии сделаны на телефон и качеством не блещут, всю глубину увиденного не переносят, увидеть хоть раз точно рекомендую.

Попрощались с озером и поехали обратно, по пути остановились на Голубом озере, купили тут же на мини рынке адамова яблока мешок за 50 рублей, говорят, помогает суставам, на рыке его продают за 50 рублей/штука, а тут в конце дня отдала, т.к. домой нести не хотела продавщица, можно и самим насобирать, только место знать надо. Озеро красивого ярко голубого цвета, подобное видели под Казанью. Они похожи по своим свойствам, не замерзают зимой, питаются подземными источниками, живности никакой нет в озере, и купаться запрещено.

Через дорогу можно испытать крутые чувства, с помощью тарзанки прыгнув через горную реку, милая же решила помедитировать на фоне горной реки.

Дорога на Рицу и озеро оставили самые яркие и приятные впечатления от Абхазии. Многое мы не посмотрели, но главные достопримечательности посетили. Абхазия оставила двоякие чувства, понравилась природа, свободный пляж по сравнению с российским черноморьем, рынком; к минусам отнесу ленивый/ушлый народ, разруха, менты, цены на жилье/фрукты, антисанитария, возможно, что-то не добавил.

После Голубого озера мы поехали на границу, перед ней заехали заправиться дешевым бензином, заправили под крышку, 20 литров. Подъехали на границу около 20 часов и встали в пробку, потолкались до абхазской границы. Потом милая пошла в дьюти фри, двигались медленно, но стабильно. В пробке поговорил с пермяком, а тут уже товарищ погранец с вопросом один ли я, говорю, жена в магазин пошла, он мне, что дальше уже нам не встретиться, и ей придется идти соседней улицей по пешеходному переходу. Попереживал за нее, на сообщения не отвечала, пришлось даже Урал просить, чтобы позвонили ей. Российскую границу прошёл без проблем, открыл все двери, никакого шмона, количество спиртного не считали, контрабанду не искали, на все про все от начала пробки до выезда на российскую сторону прошло около 50 минут. Переехал границу, дозвонился до жены, а она уже перешла границу, и чуть дальше подобрал её, бедную. Рассказала, как таксист ей рядом с переходом предлагал подвезти, непонятно в какие места! Прощай, Абхазия, красивый закат нас провожал.

Переехали границу и как-то легче стало, спокойнее, в Абхазии реально постоянно находился в напряжении. Поехали искать жилье, рядом с морем не рассчитывали на что-то приемлемое по адекватной цене. Поехали мы после границы налево на Урожайную улицу и нашли отличный гостиничный комплекс ОСТ, номер стоил 1700 рублей, построена к олимпиаде, все чистенько, в хорошем состоянии, куча полотенец, шампуни, зубные щетки, сервис очень хороший. Вообще, думали на следующий день ночью отправляться дальше в дорогу, проходить серпантин и выезжать в сторону Ростова, но остались в Адлере на 2 дня. Вторую ночь сняли жилье через дорогу за 1500 рублей с удобствами на этаже, но экономия в 200 рублей того не стоит. От моря далековато, но, если на машине, никаких проблем и цена адекватная, можно и на общественном транспорте, но, думаю, это не лучший способ отдыхать, ездя каждый день на море.

Утром следующего дня поехали в район Курортного городка, в планах было посетить самый большой в России океанариум. Поставили машину на платную парковку рядом с парком аттракционов Метро парк, поначалу прогулялись до пляжа, чтобы сравнить, как тут отдыхается. От увиденного были в разочаровании, места очень мало, пляж узкий и ограничен железной дорогой, свободно себя тут не почувствуешь, быстро ретировались, не завидуя такому пляжному отдыху. А напротив входа на пляж находился дельфинарий, который мы решили посетить, цена 600 рублей с человека, не первый раз я был, ходил в детстве, тут же мне показалось представление скучным, выступали морские котики и лев, дельфины и белый кит, долго разыгрывали картину кистью, произведенную морским животным. Для многих взрослых и детей, конечно, очень весело.

После дельфинария пошли в океанариум, цена такая же 600 рублей плюс 100 рублей за фотосъемку, но пустая трата денег никто не смотрит на это, думаю, мы единственные, кто купил фотосъемку. Был я в океанариуме в Питере, впечатлений одинаково, понравилось и там и там. Каждый имеет свои достоинства, народу много, посмотрели кормление акул, большое количество аквариумов с морем разных рыб, есть автомат с продажей корма, которым можно покормить бешенных рыб.

Пообедали на набережной рядом с входом на пляж, хорошая столовая, цена обеда 350 рублей на двоих первое и второе, дешевле чем в Абхазии даже! Поехали на Красную Поляну, раньше туда вела единственная дорога через сёла, с опасными поворотами, сейчас же мы выбрали другой вариант, построенную к олимпиаде дорогу по руслу реки Мзымты, рядом идет, наверное, самая дорогая в цене постройки железная дорога. Скорость ничем не ограничена, местами длинные тоннели с большими вентиляторами, сверху гоняющими воздух.

Всего было построено 40 автомобильных мостов и 7 км тоннелей, по дороге на Красную Поляну, ничего сложного, гора, пробурили тоннель длинной под 3 км. Вообще, размер изменений просто удивляет и повергает в шок, сколько денег вложено, сколько инфраструктуры, обслуживающего персонала, а у нас ледовый дворец построить не могут, денег нет, да и на всё ответ такой же.

Роза Хутор, изменилась до неузнаваемости, самое интересное это сравнить с тем, что было до олимпийской стройки. Раньше была единственная канатная дорога прямо напротив сохранившейся Ратуши. Теперь же это настоящая дорогая заграница. От количества канатных дорог можно потеряться, теперь они идут и на левые горы, горнолыжный комплекс Газпрома с комплексом по лыжам и биатлону. Оставили мы машину у железнодорожного вокзала, прогулялись по набережной реки Мзымты до пляжной зоны Rosa Beach, дальше идут тропы здоровья, но мы развернулись, время поджимало, темнеет рано, а у нас еще в планах был поиск жилья и покупка билетов на мероприятие Ferrari Racing Days.

Дойдя до машины, заплатили за парковку всего 100 рублей, решили заехать еще в горы, никакой цели не было, просто поехали, сначала мимо бобслейной трассы, затем мимо горной деревни, дохали просто до тупика с парковкой или смотровой площадкой. Виды очень красивые, серпантин от вождения доставляет удовольствие. Летом в горной деревне можно по адекватной цене снять жилье, а на море возит бесплатный автобус.

Билеты на мероприятие необходимо было купить в кассе кассир.ру, в интернете нашел адреса точек, решил поехать к санаторию «Южное взморье», у входа которого и находится касса, навигатор повел нас скорее коротким путем, через пробки, немного потолкались, свернули перед санаторием. Начали искать, куда припарковаться, кое-как нашли в проулке, тут становится понятно, что выгоду тут пытаются выжать из каждого см площади, дома стоят впритык, для нас это дико. Тут же готовят различную еду. Дошли до кассы, купили билеты по 1600 рублей с входом в падок, в интернете были без посещения падока, цена дешевле. Перекусили в столовой, решили поспрашивать наличие жилья на сутки, но мест нигде не было, да и желание отпадало, очень шумно, куча запахов, от которых на фоне еще не полностью отошедшего отравления начинало кружить. Решили поехать на старое место, в итоге сняли через дорогу, т.к. мест уже не было. Зато тишина и покой, нас вполне устроило, на горе с хорошим видом на олимпийские объекты.

Утром поехали изучать олимпийские объекты, сначала объехали по кругу, заехали в самый центр. Олимпийский парк очень большой, и самое лучшее решение арендовать средство передвижения, тут очень большой выбор, от электроустройств с персональным гидом или велосипед, который мы и выбрали по итогу. Машину оставили под пешеходным мостом, который идет от жд вокзала имеретинский курорт, удивительно в тени моста, бесплатно в самом центре олимпийского парка, никаких знаков эвакуации. Планируемый к демонтажу после олимпиады ледовый дворец спорта на 12000 человек.

Аренда велосипеда обошлась нам в 100 рублей за час, объехали мы все объекты, ездили не спеша, фотографировались, смотрели, как по трассе гоняются Феррари, на центральной площади рядом с олимпийским огнем монтировали сцену, позже оказалось, для выступления вечером группы IOWA. Олимпийские объекты удивляют своей формой, на стадионе идет реконструкция под футбол, везде чистенько, большое внимание уделено безопасности, главное, чтобы это все функционировало и приносило хоть какую-то прибыль, думаю, окупить все затраты на олимпиаду не получится никогда. Олимпиада пошла району на пользу, интересовались ценами и на Красной Поляне и в районе Олимпийского парка, цены есть на любой кошелек, питание точно так же, полно дешевых и неплохих столовых, можно и самим готовить, только, если выбирать пляжный отдых, я бы выбирал район Олимпийского парка.

После катания было большое желание искупаться, находились мы около ледового дворца «Большой», выход долго искали, пришлось объезжать стадион «Фишт» со стороны Сочи парка. Ладно мы были на велосипедах, крутишь педали, ветер охлаждает, доехали до набережной, проехались вдоль стадиона и, примерно, как раз напротив ледового дворца пошли купаться, народу тут мало, пляж широкий, море чище, чем в Абхазии, это лучшее пляжное место за наше путешествие. Конечно, от этого места было далеко до отелей, рядом находились шезлонги какого-то отеля с Красной Поляны. Пляж галечный.

Накупались, поехали отдавать велосипеды, всего мы катались 3 часа, вполне хватило объехать внутри все объекты, накупаться в море, цены на аренду на набережной дороже, велосипеды потрепаны и расшатаны, но для неспешного катания на отдыхе самое то, пешком обойти займет целый день, да и под конец сил не останется.

Накатавшись, поспешили на Сочи Автодром, с радостью уселись на трибуны, все же катание на велосипеде нас утомило. Автодром построен для гонок формулы 1, длина трассы, проходящей через весь олимпийский парк, 5800 м, средняя скорость болидов 215 км/ч, а максимальная под 330 км/ч, особенно впечатлил звук гоночных машин, после выступления Феррари на показательные заезды выехали машины прежних лет формулы 1, приходилось затыкать уши от оглушительного рева!

После отдыха на трибунах ощутили проблему катания на велосипедах, не заметили под ярким солнцем, открытые участки тела сгорели под ярким солнцем. Солнце опускалось, и все зрители, включая нас, отсаживались под навес. Своеобразный способ смотрения гонок.

Во время перерывов ходили в падок, посмотреть гоночные гаражи, в соревнованиях участвовали и российские гонщики, а в самом начале проводились заезды среди желающих поучаствовать владельцев Феррари. На аллее падока куча резины с лысым протектором, хватает на один заезд, думаю. Оснащение боксов серьезное, добродушный персонал культурно разрешает или запрещает проходить прямо к болидам. Очень понравилось.

Выступала одна женщина, заняла призовое место, получила кубок. На фотографии профессионал и супер профессионал, любимая жена.

После выступлений весь народ пошел на выход, а мы еще раз посетили падок, что было верно, были почти одни-единственные, во время соревнований тут было полно народу.

По трассе могут прокатиться любой желающий, хоть на своем автомобиле, хоть за рулем одного из представленных или пассажиром гоночного такси. Цены вполне приемлемые 3000 рублей круг на рено клио пассажиром или 20000 рублей за поездку за рулем на Феррари. С ценами можно ознакомиться на официальном сайте, приложу рекламу.

Без олимпийских колец никуда, каскад водопада с лесенками на жд станцию Имеретинский курорт, под которой мы оставили машину. Никуда её не увезли, было приятно садиться в прохладную машину.

Поехали поужинали в столовой, выезжать планировали в полночь, в запасе было еще много времени, решили поехать обратно в олимпийский парк и посмотреть поющие фонтаны, а оказалось, что там выступала IOWA, народу вечером было очень много, фонтан работал с подсветкой, но с сопровождением песен. Красивое зрелище да еще под бесплатный концерт звезды.

Посмотрели и решились покупаться при темноте, вечером не так жарко, но душно, и искупаться было очень в кайф. Лично я заходил с опаской, думая быть схваченным в ночи))), покупались, очень хорошо и без полотенец, постояли под душем на пляже, а позади люди гуляют по набережной, в дальнюю ночную дорогу самое то. Поехали на выезд и сразу попали в затор в районе жд вокзала Адлера, хоть и двигались, но решили поспать часок, тормознули на заправке и задремали.

Встал ровно в 00 часов, сходил умылся на заправке и поехал, никаких пробок. Жена спала опять весь серпантин, да и вообще проспала она до самого Ростова-на-Дону. Опять повторюсь, перед Сочи уходим на объездную и лучше держаться трассы А148, мы же ушли на А147, где местами были ремонты и, как показалось, больше крутых поворотов. Проехали, поехали дальше, никаких заторов, попался один реверс с ремонтом, прошли без остановок, едешь ничего вокруг не видишь кроме впереди едущих габаритов, ориентируешься, когда тормозить, а рядом где-то море, но днем желания ехать и портить отдых часовыми пробками не было. Никаких экстремальных ситуаций, просто ехал, местами обгонял тихоходов, но таких участков очень мало, до Джубги доехали за 4 часа, после развязки на Геленджик начались навстречу пробки, вечная реконструкция. Развязки на Геленджик прошли медленно, но уверенно, до Дефановки ехали без стояний, навстречу же очень медленно полз караван отдыхающих. Горячий Ключ проехали в 4:40, домой откуда-то из этих краев пришел один из двух нарушений, сняла камера сверху, превысил на 500 рублей, со скидкой в 250 рублей.

После начался отличный автобан с ограничением в 110 км/ч, пустынная дорога в ранний час радовала, тут можно и притопить до 130 км/ч, жаль, что он очень короткий, перед Краснодаром он закончился, хотя я бы такое ограничение сделал на всей трассе М4, где есть разделительная полоса.

Ехал я вообще не нарушая, 110, обгоняли меня все, пару легковушек обошел, но нарушать на М4 почему-то желания не было, возможно, доставляло удовольствие ехать по такой хорошей дороге. Под Краснодаром начало светать, проехали OZ молл, чем-то он напомнил фильм «Чужие». Спать вообще не хотелось, для себя понял, выезжать в путешествие лучше вечером, до следующего вечера без проблем можно проехать, а потом спать, когда же выезжаешь утром, вечером уже начинаешь ждать, когда остановка на ночевку.

На море шёл очень плотный большой поток машин, на сужениях образовывались заторы, всего до Каменска-Шахтинского встретили 3 или 4 большие многокилометровые навстречу пробки, удача была на нашей стороне, первая в районе Кущевского из-за ремонта, вторая на объездной Ростова-на-Дону, а другие из-за аварий после Ростова-на-Дону. Очень много непонятных ограничений скорости, на которые многие просто не смотрят, мы были дисциплинированны, никто нас на страшных постах ГИБДД не останавливал, перед Ростовом заправились на ЛУКОЙЛе по 40,30 рублей.

Вот так милая спала всю дорогу, спрятавшись под полотенцем от фар машин и солнца, но зато проблем не было на серпантине, не укачало, я же купил пару банок энергетика, не пью, но тут взял на всякий случай, все не выпил, но спать не хотелось.

М4 идеальна, по крайней мере то, что мы проехали, провести реконструкцию в районе Ростова-на-Дону (на одном кольце собрался большой затор), и регионам равняться надо будет на такую трассу, потоки разделили, безопасность увеличилась. Кто-то платит тройной налог и ездит матерится, стоя в пробках и плетясь в многокилометровых колоннах без возможности обогнать.

Конечной точкой на день был Каменск-Шахтинский, где проводил почти каждое лето в детстве, приезжая к бабушке с дедушкой. Но первоначально мы поехали на базу отдыха «Эльдорадо», которая находится в 13 км от города на берегу красивого озера с бирюзовой водой. Раньше тут был карьер, но со временем его затопило. Теперь тут 2 базы отдыха, цена посещения 250 рублей с человека на весь день и 100 рублей за стоянку, можно снять номер на ночь, правда, по вечерам тут проводят дискотеки. Территории облагорожены, беседки для пикников, раздевалки, туалеты, различные скульптуры, кафе и бани. Приехали мы около 11 часов, стоянки были наполовину заполнены, когда уезжали около 17 часов, места поставить машину уже не было, народу очень много, но это не мешало хорошо отдохнуть. Озеро с бодрящей водой, напротив отвесные скалы, до которых пару раз доплыл, возле берега грязно из-за барахтающихся отдыхающих, отплываешь и вода чистая. На территории в стороне есть еще минизоопарк. В детстве мы ездили сюда на дедушкиной Волге 21 и купались на диком пляже, видели и ужей рядом с берегом.

Отличное место для перевалочного пункта по дороге на море, можно отдохнуть на берегу после дороги, но есть и минус в виде большого количества отдыхающих в выходные.

Проведя хорошо время, поехали к родным, пообщались, поужинали и пошли прогуляться по городу и на реку Северный Донец. Прошлись по городу, вспоминал детство и весёлые летние каникулы, посмотрел, как изменился дом, где проводили лето. Проехали мы с полуночи прошлого дня 750 км, из которых около 300 км по серпантину.

Вид на реку со смотровой площадки и железнодорожный мост.

Утром попрощались с родными, поехали посетить еще одно удивительное место. Парк «Лога» в хуторе Старая Станица, находится от Каменска-Шахтинского через реку, переезжаем по платному понтонному мосту. Удивительно раньше рядом с жд мостом был автомобильный мост, как я понял, из-за аварийности его закрыли и сделали платный понтонный. Какой-то коммерсант очень выгодно имеет дело, а бедные жители каждый день ездят за деньги через реку, есть, конечно, альтернативный объезд через М4, но это крюк, проезд нам обошёлся в 40 рублей.

Отвлекся от парка, а он достоин большой похвалы, и его основатель в особенности. Местный предприниматель на собственном энтузиазме облагородил большую территорию, посещение совершенно бесплатно, персонал содержит территорию в чистоте и облагораживает, высаживает новые цветы, чистит газон. Парк поражает своей утонченностью, каждая деталь тут продумана и своеобразно украшена. Через весь парк идет центральная дорожка, от которой по обе стороны находятся интересные достопримечательности.

В парке очень много зелени, которая спасает от жары, много водоёмчиков с золотыми рыбками и черепахами, а через парк протекает речка, в которой плавают лебеди и уточки. В парке есть целый зоопарк, понравился говорящий попугай, который играл с охранником.

В парке много скульптур, парк причудливых камней и целый мир зазеркалья, где установлены зеркала, искажающие вас, но они ж не виноваты, что рожи кривоваты))) В парке можно арендовать беседку с мангалом и устроить пикник.

В парке есть кафе и ресторан, цены, считаю, приемлемые, но т.к. мы недавно завтракали, прошли мимо. Как и при входе в парк, на входе в ресторан встречают по старинному русскому обычаю с хлебом и солью.

Развитие парка еще не закончено, идёт строительство гостиницы, внутреннее благоустройство храма на горе, при нас велись работы по благоустройству территории. Создатель большой молодец, что вкладывается в такое чудесное место. Реально советую к посещению, равнодушным не останется любой посетитель, осталось дождаться открытия гостиницы на территории и прямой дороги с трассы, строительство которой будет проведено, по заверениям губернатора области при посещении парка.

Парк оставил море положительных эмоций, но нам ехать дальше к родителям жены. До них 500 км, а из Старой Станицы выехали уже в обед. М4 опять радует, никаких заторов. Тормознули, купили 3 арбуза домой, дальше остановились на обед в неплохой столовой перед селом Грай-Воронец. В районе Богучара свернули с идеальной М4 на узкую, трясучую районную дорогу, переехали реку Дон по понтонному мосту.

Стабильная скорость немного упала из-за сел и качества дорожного покрытия, но 100 держать можно. Часто стали встречаться машины с уральскими регионами, одно из направлений, кто не любит ездить через Волгоград. Доехали до города Калач, заправились на Башнефти на 1000 рублей, цены за литр не запомнил, в магазине купили продуктов на вечер и полетели дальше. Свернули в поле отдохнуть, отъехали подальше от дороги, вечерний перекус в тишине, очень хорошо.

Перед Борисоглебском свернули на М6 «Каспий», дорога хорошая, и уже в потемках доехали до Максима Горького, а тут и встреча с родными.

Радость омрачила новость о тесте, попавшем в больницу. В деревне провели неделю, ездили до Уварово, многие проезжают этим маршрутом на море, помогали по хозяйству и отдыхали. Устраивали пожарища в 35-градусную жару! Бои с молодыми, но сильными телёнками. Хорошо в деревне, кажется, все городские проблемы далеко, но, что нам кажется безмятежным времяпровождением, для жителей деревень является тяжелым каждодневным трудом, подъем с восходом солнца, а спать ложиться, как разберешься со всей живностью.

Хорошо в деревне отдыхать, шашлыки из свежего своего мяса, арбузы, которые мы ни один не довезли до Урала, сочные и спелые, цена на трассе, по которой покупали, 15 рублей за кг, реально спелые, и в начале августа советую, ларьков по продаже полно по трассе.

Машину облюбовала живность, пряталась от жары, под бамперами, а я накрывал купленным тентом, придумал применение, а сам, думал, на остановках укрываться от солнца.

Устроили фотосессию в поле подсолнухов, на свадьбе у нас главным украшением был подсолнух, тут тоже решили пофотографироваться.

Один раз заправились в Уварово на 1500 рублей, пишу, чтобы скоординировать, сколько заправлялись.

В один из дней съездили в музей-усадьбу С.В. Рахманинова в деревне Ивановка, которая находится в 20 км от Максима Горького. Усадьба принадлежала родственникам композитора, а он приезжал сюда с 1890 по 1917 год, в 1922 году усадьба была уничтожена. Воссоздание началось в 1968 году, была проделана большая работа, территория парка большая, есть красивый затон с беседками и сценой. Дом с богатой отделкой, теперь тут проходят научные конференции, музыкальные фестивали, концерты.

Без комментариев. Во время трапез и вечеров выпивались и горячительные напитки.

Кабинет композитора находился на втором этаже флигеля, который находился рядом с домом владельца усадьбы. Обстановка очень простая.

Парк большой и уютный, облагорожен, много дорожек, есть где отдохнуть, посидеть, и в парке очень зелено. Отличное место, мы приехали к закрытию и были одни из посетителей, нам провели экскурсию. Рекомендую к посещению.

Отдыхать хорошо, но пора нам уже ехать домой. По пути решили заехать в Казань, через Уварово, дальше до Инжавино плохой участок, без ям, но весь асфальт, как пережёванный, весь в заплатках, но 100 ехал спокойно. После Инжавино хорошая дорога, а трасса Тамбов — Кирсанов — Пенза просто отличная, правда и трафик выше.

Перед Пензой навигатор выдал казус, зачем-то приказал свернуть налево через город, я же, зная, что на Саранск где-то свороток перед Пензой, спокойно свернул, в самом этом селе дороги просто нет, дальше за городом началась более-менее дорога, штопанная вся, но без ям. Доехали до М5, остановился спросить, куда ехать, т.к. навигатор настоятельно рекомендовал сокращать путь через Мокшан. Но нам объяснили, что на Каменку мы зря повернули, а поворачивать надо было дальше. Навигатор единственный раз повёл нас кратчайшим, но нерациональным маршрутом, так что заранее просматривайте дорогу на день. В районе Пензы заправились на Подсолнухе по 37 рублей, думали, дальше дождемся Лукойл с бонусными баллами, но не судьба.

До Саранска хорошая дорога, трафик небольшой, из-за петли через Мокшан пришлось опять обгонять фуры, которые обгонял перед своротом на Каменку, получается потерял много времени, петляя проселочными дорогами.

От Саранска до границы с Ульяновской областью хорошая дорога, а вот на границе это что-то, ямы по всей дороге, скорость упала наверное до 20 км/ч. Благо такой участок не долгий, дальше дорога опять хорошего качества. Стали появляться ремонты, на одном из таких сужений до одной полосы со светофором 2 КАМАЗа заехали в горлышко и движение замерло на полчаса, хороший клиренс шел по полю, мы же стояли и наблюдали, как одна из фур сдавала назад. Удивляли водители легковых машин, которые ворчали не хотя отъезжать назад, давая место для маневра. Красивые места с отличными видами.

Доехали до Ульяновска и повернули на Казань, тут началась показательная дорога, с разметкой, удивляющими деревьями вдоль дороги, с побеленными основаниями стволов. Хотя на фотографии свежеположенный асфальт с еще не нарисованной разметкой, холмы, где-то за ними могучая река Волга.

В Казань въехали уже в темноте, жилье забронировали за день, нашли хостел Навигатор, за 1800 рублей прямо на главной туристической улице Баумана. Машину оставили через дорогу в подземном паркинге, ночь 200 рублей. Не очень приятное зрелище в виде крыс, которые бегали около мусорных контейнеров рядом с выездом из паркинга, размер их был со здорового кота, и это в центре Казани! Отель дорог, но нам только переночевать, но кроме кроватей в номере и стола между ними я вообще ничего не запомнил. Все удобства на этаже, очередей не было, везде чисто, вообще, первый раз снимали в хостеле, не порекомендую из-за цены. Покидали вещи и пошли на поздний ужин, напротив находился пивной бар SПБ, зашли и встретили знакомых из своего города, поудивлялись, что за 1000 км встретились. Народу много, некоторых сортов пива в наличии не было, но, что мы попробовали, нам понравилась, да и еда вкусная. Василеостровская пивоварня.

После ужина решили прогуляться по пустынному городу. Были мы в 2014 году на июньские праздники в Казани, вроде и лето было, но можно было шапку доставать, все дни погода нас не радовала, народу тогда было очень много, а как утром проснулись ехать домой, увидели за окном ясную солнечную погоду. Тут же жара, удивительное лето 2016 года выдалось очень жарким. Прошлись по Баумана, свернули к озеру Нижний Кабан, дальше по протоке Булак до Кремля и спать на кровать. За день мы проехали 920 км.

Утром позавтракали в столовой «Добрая», цены дешевые, еда неплохая, берут массовостью, народу очень много, хотел посетить музей советских игровых автоматов, но по адресу, который взял из интернета, ничего не нашли.

Пошли в Кремль, много туристов, предлагают экскурсии, но мы моментами присоединялись бесплатно к попадающимся нам по пути группам. С точки зрения туризма, Казань далеко ушла от Екатеринбурга, чистота, Кремль с разными религиями, мечеть Кул Шариф и Благовещенский Собор, за которым открывается красивейший вид на реку Казанку и Дворец земледельцев, через реку открытый в 2013 году дворец бракосочетаний в виде казана. Чуть дальше развлекательный комплекс «Ривьера» с аквапарком, который мы посещали в предыдущий приезд, в праздники там делать нечего, на некоторые горки очередь на 40 минут.

Мечеть Кул Шариф построена в основном на пожертвования более 40 тысяч человек, строительство велось почти 10 лет, открытие прошло в 2005 году. Высота каждого из минаретов 57 метров. Пройти мимо такой красоты мы не могли и зашли внутрь.

Придерживаемся правил этикета посещения мечети, прикрываем шорты и платья. Посередине цокольного этажа расположен макет мечети из драгоценных камней и металлов, по краям представлены подаренные Кораны. Материал при строительстве использовался самый лучший, мрамор с Урала.

Поднимаемся на балкон для туристов, напротив такой же, отсюда открывается вид на весь молельный зал, вмещающий 1600 прихожан, на полах мужского и женского зала устланы иранские ковры ручной работы, а центральная люстра весит 3 тонны и имеет диаметр 5 метров. Каждая деталь интерьера имеет своё назначение.

После мечети пошли к машине, пора было ехать домой, задержались в Казани, 900 км дороги предстояло. Прогулялись по дневной пешеходной улице, загрузились и поехали на выезд. По дороге заехали в обычный магазин купить чак-чак, рекомендация — не покупайте в туристических магазинчиках, цена значительно завышена.

М7 до Елабуги неплохая, местами с разделением потоков, но в планах разделить её полностью, медленно, но верно они стремятся к этому. Из-за многочисленных камер-ловушек тут лучше ехать на круизе не нарушая, из этих краев получил второе письмо счастья, со скидкой опять же 250 рублей. За бортом +33 градуса, включил штатную навигацию, оказалось, до Ижевска она знает дорогу, хотя карты ни разу не обновлял, никогда не пользовался.

Заправились на Татнефти по 37,20 рублей за литр. Тут же устроили перекус запасенными бпшками, на который к нам присоединились стрекозы. Сидели и никуда не улетали, думал, так и довезем новых пассажиров.

После Елабуги свернули на Ижевск, дальше решили идти знакомым маршрутом через Игру. Объездная Ижевска в куче заплаток, но ехать можно, после объездной дорога улучшилась, трафик минимальный был из города в воскресенье.

В Игре заехали на Лукойл, заправились последний раз за поездку по 39,40 рублей, вот разница в 2 рубля с Татнефтью!!! Купили семечек, уже охота было быстрее домой. Догнал Фольксваген транспортер, пообщался по рации с водителем, ехали они с Крыма, отдыхал семьей, ему в Пермь совсем осталось ничего, а мы тормознули у кафе «Казачья застава», где развилка на Воткинск, комплекс хороший, столовая хорошая, с вкусной едой.

Дорога через Игру понравилась больше, чем пару лет назад ездили через Воткинск, до развязки на Кудымкар и Киров долетели. А сразу после неё разбитый участок, ползли, объезжая ямы, то ли ремонт, то ли дорога такая ужасная, благо участок этот небольшой, в районе Краснокамска он закончился, и мы полетели дальше по объездной Перми.

Пермь — Чусовой хорошая дорога, ночью на перевалах фуры не тормозили. Доехав до Чусового, решено было поспать до утра в машине, в Чусовом подходящего места не нашли и доехали до Горнозаводска. Тут мы и уснули, как смогли, откинув сиденья, а до дома осталось совсем ничего, чуть больше 100 км, но терпеть не стали, да еще в ночи ямы тяжелее заметить, которыми обилен оставшийся участок. Время было 2 ночи, как легли, встали в 5 утра, тяжело было, зная, что рядом дом, уже соскучились по нему, сильные желания оказаться в родных стенах, не зря говорят, в гостях хорошо, на отдыхе, а дома лучше. Встретили ядерный рассвет.

Перед Теплой Горой начался полный ужас, на море поехали, был просто снятый старый асфальт, а на обратной дороге пришлось ползти по крупному гравию. Вообще на дороге Чусовой — граница Свердловской области всегда было напряжно, раньше тут были неожиданные вспучивания грунта, не заметив который, можно было уезжать от него уже на эвакуаторе, сейчас стало лучше, но все равно едешь с опаской. Большая радость была, когда съехали на Серовский тракт, а от него и дом рядом. Вот и закончилось наше путешествие.

Подведу итоги нашего увлекательного путешествия. Проехали мы всего 7833 км. По приезду сделал ТО.

Средний расход по компьютеру получился 7,7 литра, потрачено было примерно 600 литров, если разделить на километраж, то примерно расход сойдется. Всего за время поездки на бензин мы потратили 22600 рублей.

Расходы за путешествие (17.07.-08.08. утром были дома) 23 дня, включая утро последнего дня.

Жилье — 20400 рублей. Сэкономили, останавливаясь у родственников 6 ночей и 3 ночи в дороге).

На развлечения — 17340 рублей. Билеты на экскурсии, музеи, канатные дороги, экологические сборы, парковки и стоянки.

Еда — 24000 рублей. Сюда включаю полностью всё, что касалось еды, вина, арбузов, орехов, кафе.

Сувениры — 7800 рублей. Включая варенье, алкоголь, чак-чак.

Покупка комплекта резины на машину — 26000 рублей.

Плюсом добавить всякие непредвиденные расходы.

Общая сумма путешествия около 125000 рублей, ни в чем себя не ограничивая, нам казалось так.

Путешествие на машине очень понравилось, полная свобода в передвижении, от дороги вообще не устал, сиденья просто космос, никаких затеканий. Проехав такой маршрут, считаю, автомобилем получилось дешевле, чем жд или самолетом.

Конкретно из всего маршрута вычеркнул бы: гора Кольцо под Кисловодском, возможно, из-за потемок, но на самой горе тоже, скользко, современные иероглифы, впечатления двоякие, и Абхазия, всегда находился в волнениях. Если конкретнее, то не поехал бы в Сухум, отголоски войны и разруха, никому не нужная, обезьяний питомник, жаль приматов. Остальное все понравилось, по маршруту добавил бы зоопарк ижевский, в Самару бы заехал, Элисту посетил Золотую обитель Будды Шакьямуни, уделил бы Кавказским горам больше времени Эльбрус Архыз, заехал в Грозный.