Маленькая страна, большой остров (путешествие на Шри-Ланку в декабре 2016-го)

16.03.2017 | 15696 просмотров

Мы давно придерживаемся правила «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и еще «мечты сбываются».

А мечтали мы о Шри-Ланке давно. Только все казалось заоблачно дорого. Но друзья предложили в октябре купить тур на декабрь за 76 тысяч рублей на двоих с билетами из Москвы. И мы решили, что настало время познакомиться с экзотическим островом.

Муж начал изучать материалы по интернету, путеводителям, картам. Нашли контакты туроператоров в Шри-Ланке, готовых нас провести по нестандартному маршруту. Вели с ними переговоры, поняли примерную цену поездок по острову.

Все хлопоты позади. Девятичасовой перелет и мы в Коломбо.

После 30-градусного мороза приятно выйти в жаркое лето!

В аэропорту быстро получаем визу за 40 долларов, меняем доллары на ланкийские рупии по курсу: 100 долларов — 14780 рупий. Загружаемся в автобус и наслаждаемся буйством зелени на протяжении всей дороги.

Через два часа мы в милом, чистом, приватном 2-звездочном отеле на 23 номера в курортном городке Хиккадува.

Первый день знакомимся с океаном. До него 7 минут неспешной ходьбы по узкой зеленой улочке через железнодорожный переезд и автомобильную дорогу.

Индийский океан — это сказка для уральцев, не имеющих нормальных водоемов, морей и тем более океанов. Вода в океане теплая с приятными волнами, дно и пляжи песчаные. Выходить из воды совсем не хочется. Можно просто никуда не ездить, а целыми днями нежиться на пляже под пальмами и плескаться в океане.

Пляж городской, не оборудован кабинами для переодевания, нет лежаков, нет туалетов. Зная историю этой страны, можно этому не удивляться.

Зато на пляж каждое утро приплывают огромные морские черепахи, которых можно покормить водорослями, любезно предоставленными предприимчивыми ланкийцами.

Прогулка по Хиккадуве

Оказывается, совсем рядом с нашим отелем расположен Храм Gangarama Maha Vihara.

Это большой интересный храм с внушительной территорией, множеством статуй Будды и священным деревом Бодхи.

Особенно примечателен этот храм тем, что в одном из его строений на стенах есть фрески. Хотя они и не являются древними, а датируются только парой столетий, выглядят они, как настоящая древность.

Осмотрев храм и его территорию, мы пошли на поиски слона, так как знали, что здесь живет единственный слон в Хиккадуве. И в этом момент нам навстречу вышел ОН!

Монах в оранжевом одеянии предложил нам следовать за ним. Слон перед входом на лестницу опорожнил свой кишечник. Поднялся по ступеням, подошел к статуям Будды и опустился на колени. Для нас это было так неожиданно и так трогательно. Слон это проделал несколько раз, подходя к разным статуям Будды.

Затем погонщик подвел слона к небольшому бассейну, где он сразу же улегся на бок (видимо, это привычная для него процедура). И, о радость! Нам разрешили помыть слона! Сначала осторожно. А потом все смелее и смелее мы трогали его, гладили и терли скорлупой кокоса. Какое же это удовольствие и нам, и слону! Я с позволения погонщика села на слона и радовалась, как ребенок! Мы внимательно разглядели его глаза, уши, кожу, которая оказалась в районе головы и шеи тонкой, как пергаментная бумага.

Полные впечатлений от контакта с большим животным, мы прогулялись по тем улицам Хиккадувы, где турист редкий гость.

Вдоль улицы слева тянется довольно грязная речушка, справа жилые дома местных жителей, утопающие в тропической зелени.

Многочисленные детишки с удивлением смотрят на нас, а мы на них. На предложенные шоколадки с удовольствием подбегают к нам и прыгают от радости.

А в речке плещутся вараны, огромные, как крокодилы.

Выходим к памятнику жертвам цунами, которое произошло здесь в 2004 году, когда на Шри-Ланке погибли 35000 человек.

В это время (примерно в 16 часов), мы увидели в небе огромную стаю больших «птиц».

Через бинокль разглядели летучих собак. Хороших фотографий, к сожалению, не получилось. Летучие собаки, видимо, на ночлег прилетают в одно и то же место на дерево и «усаживаются» вниз головой. Висят там, как гирлянды.

Позже из интернета мы узнали, что это за удивительные создания.

Фото из интернета.

Индийская летучая лисица (лат. Pteropus giganteus) — растительноядное рукокрылое из рода летучих лисиц семейства крылановых. Принадлежит к одному из 170 видов крыланов, называемых также летучими собаками. Голова индийской летучей лисицы напоминает собачью, а тело покрыто рыжеватой шерстью. Длина тела около 30 см. Размах крыльев достигает 130 см. Масса тела у самцов 1300—1600 г, у самок около 900 г.

У них относительно большие глаза, напоминающие глаза обезьян, ведущих ночной образ жизни. Эти лисицы летают в основном ночью, но эхолокационную систему задействуют только в исключительных случаях, полагаясь главным образом на зрение. Слух очень хорошо развит. Самка индийской летучей лисицы узнает своего детеныша по голосу. Крылья значительно больше и шире, чем у насекомоядных сородичей, приспособлены к быстрому полету. Лисицы закутывают тело в кожистые перепонки как в одеяло. На задних лапах по 5 пальцев с длинными когтями, хорошо приспособленных для цепляния за ветки и подношения больших фруктов во время еды. Индийская летучая лисица может висеть как на обеих, так и только на одной лапе. В полёте лапы выпрямляются для натягивания кожистых перепонок.

Нам не раз приходилось наблюдать перелет летучих собак, так как их путь лежал над нашим отелем.

Ужинали мы в местном кафе, о котором узнали в интернете. В нем есть меню на русском языке и можно договориться о том, чтобы блюда готовили не острые. Несколько слов о кухне Шри-Ланки. По вкусовым качествам традиционная ланкийская кухня довольно пряная и очень острая. Вместе с тем, изысканной и разнообразной ее не назовешь (рис, рыба, овощи с разными пряностями и в разных вариантах). Сочетанию пряности и остроты кухня острова обязана индийской кухне, внесшей огромную лепту в кулинарные пристрастия ланкийцев. В первую очередь, использованием большого количества приправы карри — смеси специй (основные: черный перец, перец чили, семена горчицы, имбирь, куркума, чеснок, кориандр, корица), растертых в порошок. Эту смесь изготавливают по-разному, и ее состав может варьироваться от количества входящих в нее смесей специй до дозировки каждой смеси, от чего зависит аромат и острота готовой приправы карри. Чтобы придать блюду более изысканный аромат, на Шри-Ланке принято предварительно обжаривать специи на растительном масле, а затем добавлять прочие ингредиенты. Вариантов приготовления блюд множество, но здесь предпочитают не пережаривать продукты, а тушить, дабы сохранить их вкус и полезность.

Рис действительно вкусен, если он не приправлен острым карри. Понравилась барракуда и тунец. Пробовали лапшу с креветками, но креветок в блюде было так мало, что вкус их не удалось понять. Национальное блюдо хопперс с разными добавками, например с яйцом или с сыром, тоже не впечатлило.

Это что-то вроде наших блинов, только готовятся они на округлой сковородке и получаются по форме, как тарелки. Наши блины вкуснее. Или еще есть роти — как наши беляши, но с очень острыми овощными, рыбными начинками. Есть невозможно. Одно из понравившихся блюд — это курд — простокваша из буйволиного молока. Очень сытная и вкусная еда, особенно если добавить сироп. Изготавливается в глиняных тяжелых блюдах.

Из всей ланкийской кухни порадовали свежевыжатые соки из разнообразных фруктов: манго, папайя, авокадо, деревянного яблока, ананасов, бананов, маракуйи, кералы. И сами эти фрукты порадовали свежестью и спелостью, и финансовой доступностью. Завершая тему еды, можно отметить, что цена на стандартный обед невысокая: от 500 рупий до 1300 рупий на двоих. Правда, смотря в каком заведении кушать. Если кафе или ресторан расположены ближе к центру, где находится большинство отелей, то там ценник гораздо выше. Соответственно, ближе к окраинам сервис будет дешевле. Мы кушали в разных кафе: и там, где столики со скатертями, и там, где едят только местные. Причем едят они руками, а бумажки-салфетки кидают под стол.

Поездка в Галле

В соседний городок Галле мы решили ехать на автобусе, предварительно узнав информацию на автовокзале. Автовокзал Хиккадувы расположен в северной части курортного района Хиккадува у развилки 3 дорог недалеко от нашего отеля. Это достаточно оживленное место с множеством магазинов, ресторанов и сувенирных киосков. С автовокзала Хиккадувы отправляются рейсовые автобусы на север в сторону Коломбо, на юг в сторону Галле, а также на восток вглубь страны. Никаких билетов заранее покупать не надо, да и негде. Автобус в Галле отправляется каждые 15 минут.

Интересно ехать в автобусе с правым рулем по узким дорогам Шри-Ланки. Автобус больше других видов транспорта, поэтому он едет посередине дороги и всех разгоняет. Местные заходят и выходят, звучит приятная ланкийская музыка. Менее чем через час мы прибываем в город Галле, который расположен на юго-западном побережье республики Шри-Ланка.

В Галле мы приехали главным образом потому, что хотели ознакомиться с фортом. Туда и направились. К нам сразу же подбежали несколько ланкийцев и сообщили, что Форт закрыт до 14 часов из-за приехавшей в город важной делегации, а потому они нам предлагают на тук-туке проехать по городу, заехать на черепашью ферму, посмотреть на фишерменов и всего -то за 3000 рупий! Мы такого напора не ожидали здесь встретить, а потому не сразу поняли, что это «развод». Все-таки кое-как отделались от назойливых предпринимателей и решили самостоятельно осмотреть город.

Согласно одной из легенд название города произошло от слова «гало», которое переводится, как петух. Назван город был так заблудившимися португальцами, которые выплыли к неизвестной бухте, благодаря утреннему крику петухов. А мы здесь появились в преддверии Нового года Петуха. Приятное совпадение!

Прежде всего отправились к католическому Собору Святой Марии, который был построен в XVIII веке. Его возвели голландские колонисты.

Прогулялись по улицам города, зашли в кафе, где, видимо, обычно туристы не обедают. Пока мы заказывали блюда, пока ели (предварительно выпросив вилки), за нами пристально-удивленно наблюдали и посетители, и работники. Как я уже писала выше, кушать такую еду трудно, она очень-очень острая. Пришлось позже на улице покупать сок из свежих апельсинов, дабы потушить огонь.

К обеду мы подошли к Форту и, разговорившись с русскими туристами, поняли, что Форт и не закрывался, что все это происки местных «ловцов туристов».

Уже изрядно набродившись по городу, решили по Форту путешествовать на тук-туке. Поторговались и получили трехколеску за 400 рупий.

Голландский форт построен в 1663 году. Несколько позже город перешел во владение британцев, которые построили Главные ворота с северной стороны крепости. Над воротами возвышается камень, в котором высечены изображения петуха и двух львов — своеобразный символ Ост-Индской компании.

В течение почти 200 лет после окончания строительства крепость являлась главным портом Шри-Ланки, она служила местом остановки кораблей, следовавших из Европы в Азию.

Изображение над Главными воротами.

Старые ворота, за которыми находится Чёрный бастион — наиболее старинное укрепление из сохранившихся до настоящего времени. Черный бастион по некоторым историческим данным был построен португальцами.

За мощными стенами здесь скрылись домики, музеи, церквушки.

В одном из музеев увидели советский фотоаппарат Агат.

На востоке форта Галле находится бастион Утрехт. В 1848 году на его вершине был построен маяк высотой 24,5 метра. В те времена он играл важную стратегическую роль — указывал судам дорогу в непростой в навигационном отношении бухте. После пожара 1934 года маяк был разрушен. Спустя пять лет на его месте был построен новый. Его вспышка ночью озаряет небо каждые десять секунд.

В настоящее время форт Галле — это один из крупнейших крепостных сооружений на территории всей Азии, возведенных европейцами, он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мы с удовольствием неспешно проехались и прошлись по улицам форта, сохранившим старинную архитектуру. Заходили в музеи, церквушки и лавки.

По завершении нашей экскурсии начался сильный, но короткий дождь, и наш водитель любезно за дополнительную плату довез нас до автостанции.

На закате с удовольствием завершили насыщенный день в теплых водах Индийского океана.

В ближайшей турфирме мы договорились (140 долларов с человека) совершить автотрип на 3 дня и 2 ночи с водителем и микроавтобусом по нашему маршруту:

Хиккадува — национальный парк Удавалаве (сафари) — Элла (ночевка - ж/д поезд) — Нувара — Элия (ночевка) — национальный парк Хортон — Хиккадува

На карте маршрут изображен голубой линией и обозначен цифрой 1.

В стоимость входило: проживание в отелях с завтраком, входные билеты в национальные парки, билеты на поезд, трансфер.

Поскольку ехать далеко и хотелось попасть в парк рано, выехали в 3 часа ночи, взяв предварительно завтрак сухим пайком.

Ехать по пустым ночным дорогам одно удовольствие. Да еще с комфортом: кондиционер, раскладные сиденья, приятная музыка. На рассвете, позавтракав в придорожном кафе, к 8 часам прибыли в национальный парк Удавалаве.

Нас уже ждал джип с водителем-экскурсоводом.

О парке мы читали в интернете и знали, что он известен по всему миру стадами слонов и огромным количеством животных и птиц. Но одно дело читать и совсем другое увидеть их сразу, как только въехали в парк.

Все три часа нашей поездки по парку мы не переставали удивляться разнообразию животного и растительного мира.

Это и павлины.

Буйволы.

Марабу.

Шакалы.

Зимородок.

Попугаи.

Макаки.

Это совершенно необычный и красивейший парк. В обширной долине на фоне далеких синих гор шумит саванна. Вся она пронизана сетью дорог, которые вьются в мягких шелестящих травяных коридорах.

Здесь есть несколько видов саванны: травяная, состоящая из травы, похожей на осоку или сорго, с редкими деревьями; саванна — буш — это стеною стоящий колючий кустарник; саванна, переходящая в лес и долины, залитые водой. Небольшая часть парка занята лесом. Здесь, в тени деревьев, щебечут сотни видов птиц и мелькают тени диких животных.

Наш экскурсовод-водитель большой любитель птиц. Мы его прозвали Орнитологом. Он с такой любовью и радостью показывал нам птичек, которых сначала вроде бы и не видно. А в подтверждение доставал атлас птиц, показывал фото и называл их по латыни.

На территории парка 500 слонов. Обычно они перемещаются группами по 8-10 самок и детенышей, ведомые матриархом — наиболее старой и опытной слонихой. Среди них есть очень дикие и пугливые, которые убегают, едва увидев человека. Но большинство совершенно спокойно относятся к появлению людей.

Для нас это был не первый опыт посещения животных в дикой среде. До этого мы наблюдали животных и птиц во Флориде и других парках США. Но и этот парк оставил неизгладимое впечатление и радость от увиденного богатства флоры и фауны!

Наше путешествие продолжается. Мы едем к чайным плантациям. Но по дороге еще будет много интересных достопримечательностей.

Водопад Равана Элла.

Этот водопад является самым широким водопадом на Шри-Ланке. Он назван в честь короля Равана — мифического персонажа известного многим из великой эпической поэмы «Рамаяны». Высота водопада составляет около 25 метров, но основной его широкий поток падает с 9 метров.

Он имеет каскады овальной и вогнутой формы. На каждом из них вода приобретает разные оттенки, что делает это чудо природы еще более привлекательным.

На водопаде мы увидели ланкийцев, которые мылись с мылом и мочалкой. Дело в том, что лишь у одной четвертой части населения есть собственный водопровод, поэтому многие идут к реке, водопаду с мылом и зубной щеткой.

По дороге в Эллу на обочине нас встретило семейство макак. Они с удовольствием поедали остатки от манго, которые мы им дали. Наблюдая за ними, мы поняли, что у них в семействе существует строгая иерархия. Более сильные забирают у маленьких еду, а те и не особенно противятся.

А далее через заросли пальм, эвкалиптов и других вечнозеленых деревьев мы по тропинке вышли к Девятиарочному мосту.

Огромный, высотой более 30 метров, 945 метров над уровнем моря. Его второе название «Мост в небо».

Девятиарочный мост был построен в деревне Готувала во время британского колониального правления. Этот мост расположен между двумя железнодорожными станциями — Элла и Домодара и является крупнейшим в Шри-Ланке.

Уникальность этого массивного моста заключается в том, что он построен целиком из плотных горных пород, кирпича и цемента, без использования стали. Существует популярная история о его строительстве: когда работы были только-только начаты, разразилась Первая мировая война. Партия стали, предназначавшаяся для строительства, была отобрана и использована военными для собственных проектов. Когда работа встала, местные жители Шри-Ланки твердо решили строить мост из имеющихся подручных материалов — камней, кирпича и цемента. Мост был сдан в эксплуатацию в 1921 году.

Прогулялись по мосту, подивились на крайнюю изношенность рельсов, проложенных по нему, и той же тропинкой, которая вилась то вверх, то вниз, вернулись к машине.

К обеду мы прибыли в деревушку Элла. Заселились в приятный маленький семейный отельчик Holyday Homes Guest Inn. Пошли гулять по окрестностям, а заодно и перекусить.

Элла относится к округу Ува горной области Шри-Ланки. Через нее проходит одна главная улица с множеством кафешек и гостиниц. Мы заходили в магазинчики, лавки, просто бродили по улочкам пока, наконец-то, не зашли в отель, на первом этаже которого находился буфет. За 500 рупий на человека предлагалось несколько видов блюд: рис, курица, рыба, овощи, фрукты, десерт. Мы так проголодались, что в предвкушении пира набрали еды и с аппетитом начали кушать, но наш застольный задор быстро пропал! Вся еда невозможно острая! Пришлось тушить пожар фруктами, десертами и водой!

И все-таки, Элла полюбилась нам в первую очередь за свое расположение среди вечнозеленых холмов и долин, чайных плантаций и водопадов!

Житель Эллы.

Утром, после традиционного завтрака (яичница, тосты из белого хлеба со сливочным маслом, джемом, чай, фрукты, кофе у ланкийцев не принято пить) прощаемся с приветливой хозяйкой отеля и отправляемся на железнодорожную станцию. Наш заботливый водитель-гид по имени Локсито еще вчера съездил на станцию, узнал расписание поезда и вовремя доставил нас к поезду.

Мы как будто очутились в прошлом веке: билеты, как в наших электричках раньше — коричневые небольшие карточки, которые контролер компостером пробил, начальник станции выходит к поезду в белом костюме и дает свисток к отправлению. Вагоны делятся на 2 класса. Мы так и не поняли в чем отличие, кроме цены. Пассажиры забирались в вагоны по принципу: кто проворнее и сильнее, тот и первый!

Наши билеты во второй класс не дали нам гарантии мест, да нам это и не надо было, как выяснилось. Мы всю дорогу простояли у окна или у открытых дверей (они не закрываются во время движения), наблюдая окружающие пейзажи. А посмотреть было на что: живописные картинки высокогорной Шри-Ланки. Не зря эту железнодорожную ветку называют одной из самых красивых в мире.

С интересом наблюдали за местным людом, который беспрестанно, то входил, то выходил на станциях: это и молодежь с модными прическами в ярких рубашках, и семьи с милыми детишками, и просто отдельные граждане. Когда поезд въезжает в тоннель, ланкийцы начинают кричать. Такая вот традиция. Все едут по каким-то своим делам, разговаривают по телефону, пьют и едят. Нормальная ланкийская жизнь. На станциях продают капусту, морковь и лук-порей. Это уже в горах, где есть возможность выращивать овощи. Хотя крестьянский труд ланкийца очень тяжел. Попробуй создать, вспахать и полить грядки в горных условиях! Нам тоже так захотелось капусты, и мы даже пробовали купить, но не было разменной монеты. Потом мы все-таки купили капусты, помидоров, огурцов и масла. Поели нормальный, без острых специй, салат.

На одной из станций.

Вид из окна вагона на жилье ланкийцев.

На железнодорожной станции в Нану-Ойя (пригород Нувара Элии) нас встречал Локсито, который приехал сюда по автодороге.

Мы едем по местности Нувара — Элия, которая идеально подходит для выращивания чая. Шри-Ланка — это крупнейший поставщик чая в мире. Чайные плантации протягиваются на сотни километров. Они являются самыми высокогорными.

Так как чай растет высоко в горах, климат для него очень благоприятный. Это понял шотландец Джеймс Тейлор еще в 1867 году. Он привез из Китая чай и засадил им 80 гектаров земли. Растение прижилось отлично и стало давать богатую и нежную листву. Причем высоко в горах сорта китайского чая выращиваются намного лучше индийских, которые способны к большим урожаям лишь в равнинных условиях. С тех пор чай Тейлора растет в Нувара Элии по соседству с кипарисовыми и эвкалиптовыми рощами. Местные специалисты считают, что именно эта близость дает цейлонскому чаю такой тонкий аромат и великолепный вкус.

По производству чая Шри-Ланка занимает третье место в мире, а по экспорту — первое.

Проворными руками ланкийские сборщицы снимают в день до 13 кг молодого зеленого листа, получая за это около 2 долларов.

Въезжаем в «Маленькую Англию» — это второе название города Нувара Элия. И это неудивительно, потому что архитектура города исполнена в стиле Георга IV и повсюду можно увидеть гольф-поля и сады, характерные для Англии.

Прежде всего, мы заселились в Guest Hous.

Наш безотказный Локсито провез на своем микроавтобусе по городку. Нувара Элия в переводе с языка сингалов означает «Город Огней». Он находится в горах на высоте 2000 метров над уровнем моря — выше, чем другие горные населенные пункты Шри-Ланки. Искусственное озеро Грегори, парк Виктория, ипподром, где устраивают скачки на пони, большая ступа Будды — все это мы увидели из окна машины, а потом решили просто прогуляться по городу и прочувствовать «английскую» атмосферу.

Почтовое отделение в Нувара-Элия.

Гигантский почтовый ящик.

На Шри-Ланке зима.

Вечерело. И мы вдруг ясно поняли, что «здесь не равнина, здесь климат иной…» и поспешили в отель.

Вечерние посиделки с ланкийским ромом и фруктами и созерцанием самой высокой горы Шри-Ланки — Пидуруталагалы (2524 м) с балкона отеля оставили приятные впечатления о посещении этой местности.

Кстати, восхождение на вершину Пидуруталагалы невозможно, так как на ней установлен телевизионный ретранслятор (режимный объект).

Парк Хортон Плейнс

Чтобы полюбоваться природными достопримечательностями национального парка Хортон Плейнс, мы поднялись на рассвете и через 30 километров на входе в парк нас встретили вот такие чудные создания.

Сегодня суббота и, несмотря на раннее утро, народу у касс скопилось немало. Прохладно, если не сказать откровенно — холодно. Температура ноль градусов. Мы не очень тепло одеты. Пришлось на себя наматывать все, что было под руками.

Для прогулки в этом парке важна удобная обувь и теплая одежда (особенно, если едете туда рано утром).

Маршрут, который желательно всем пройти, составляет 10 км. Вариантов два: можно пойти сначала через водопад Бейкерс к Скале «Край света», а можно наоборот.

Мы решили в первую очередь увидеть природное чудо — Уорлдс-Энд («край света»), пока небо светлое и ясное.

Парк представляет собой холмистое плато, густо покрытое травой, как ковром, и пересеченное по всей своей поверхности густыми лесами, зелеными полями, туманными озерами и красивейшими водопадами.

В начале нашего пути нас особенно удивили огромные папоротники, покрытые инеем.

Примерно в 5 километрах от входа мы вышли сначала к малому «Краю света», а затем и самому «Краю…». Это резко обрывающийся склон, который уходит вниз на глубину более 1000 метров. Нам повезло, мы смогли разглядеть самое дно ущелья.

Забавно наблюдать за китайскими туристами. Путешествуют они шумными компаниями, обязательно делают сэлфи. И почему-то складывается такое впечатление, что они приехали сюда не природой любоваться, а собой. Ничего и никого не видят, кроме себя.

Еще примерно через три километра сквозь густую растительность (папоротник, кусты рододендрона) выходим к водопаду Бейкерс.

Водопад расположен на реке Беликхул Оя. Назван в честь исследователя Сэмюэля Бейкера.

Гуляя по парку, мы любовались в нем игрой природы, появляющейся в смене лугов и лесов. Здесь богатейшая флора и фауна. Причем растительность здесь уникальна и присуща исключительно высокогорному региону.

Хортон Плейнс является важным водоразделом и дренажной системой для нескольких рек и потоков. Равнины заповедника являются местом постоянного обитания для большого количества разнообразных диких животных природы. Слонов мы здесь не увидели, говорят, они слишком досаждают местным крестьянам, однако везучие туристы могут полюбоваться леопардами, оленями, кабанами. Здесь много различных видов обезьян. Мы слышали громкий клич самца-примата. Кроме того, в парке обитает свыше 460 разновидностей птиц и 10 видов млекопитающих, некоторые амфибии и рептилии.

Насладившись красотами Хортон Плейнса отправляемся в сторону Хиккадувы.

Но по дороге мы делаем попытку посетить чайную фабрику, так хотелось увидеть весь процесс производства чая. Локсито очень старался выполнить нашу просьбу. Но сегодня выходной день и даже за деньги нам не пошли навстречу. Не положено.

Чайная фабрика.

Тогда мы снова заезжаем на чайную плантацию, и сами собираем только два верхних листочка высокогорного чая.

Несколько часов головокружительных узких горных серпантинов, и мы возвращаемся в Хиккадуву уже в темноте. Прощаемся и очень благодарим Локсито за его водительское мастерство, неравнодушие к нашим желаниям, за ответственность и дисциплину!

Три дня и две ночи мы не видели океан, а потому сразу купаться! О! Как прекрасны воды Индийского океана!

На следующий день отсыпаться нет никакой возможности, так как нужно непременно посетить Сандей Маркет. Это воскресный рынок, который работает с раннего утра и к 11-12 часам сворачивается. Сегодня еще и Католическое рождество — 25 декабря. Хотя особенно никто его здесь не отмечает, но новогодние украшения в магазинах и отелях присутствуют.

Рынок организован вдоль железной дороги недалеко от автостанции. Продается всякая всячина, начиная от свежей и сушеной рыбы, кальмаров, креветок, одежды, нужной в домашнем хозяйстве всякой мелочевки, местными сладостями и заканчивая овощами и фруктами. Здесь же продавцы лотерейных билетов. У ланкийцев очень популярна покупка лотерейных билетов. Они народ небогатый и, возможно, мечтают обогатиться за счет покупки выигрышного билета. Торговцев билетами на острове много.

Продавцы громко кричат, рекламируя товар, при этом ловко взвешивая овощи и скидывая их в сумки покупателей.

Шум, гам, толчея… Мы купили манго, очищенный молодой кокос, плетеные сумочки внучатам в подарок, специи, попробовали вкуснейший свежевыжатый сок из «деревянного яблока» и ещё какого-то неведомого фрукта. Всё очень недорого!

Посетив воскресный рынок, удовлетворив своё любопытство, отправляемся изучать еще неисследованные нами пляжи справа от порта.

Пляжи великолепны: чистый песочек, чистейшая бирюзовая вода и они пустынны.

Нежиться на берегу в ласковых волнах очень приятно, а вот купаться опасно, так как почти сразу начинается глубина и большие волны. Наверное, поэтому здесь и немноголюдно.

Обратили внимание на небольшой остров примерно в 100 метрах от берега в паре километров от Хиккадувы. Добраться туда можно только на лодке. Оказывается, на этом острове расположен храм Seenigama Vihara. Это один из двух храмов на Шри-Ланке, где жертвы ограблений могут попросить у высших сил возмездия.

Обнаружили еще одно кафе, которое почему-то позиционируется как китайское. Но там была только ланкийская кухня. В нем в основном питались полицейские (напротив расположено здание полиции) и местные. Мы несколько раз там кушали, так как официант понимал, что нам не надо острую пищу.

Вечером, проведя мониторинг в нескольких туристических офисах, выбрали два маршрута для путешествий по острову, оба по цене 15 долларов с человека. Первый маршрут называется «Голубая лагуна», который включает в себя посещение нескольких достопримечательностей. Второй: нам предоставляют машину с водителем на весь день для знакомства с пляжами южной части острова.

На следующий день мы еще завтракали, когда к нашему отелю подъехал микроавтобус с 4 пассажирами из Украины. Проведем день на Шри-Ланке международным составом.

Первая остановка на черепашьей ферме.

На Шри-Ланке уделяют огромное внимание сохранению морских черепах (охраняются государством). На побережье острова созданы специальные центры, в которых содержатся черепахи от новорожденных до долгожителей.

На пляжах Шри-Ланки с декабря по февраль откладывают яйца морские черепахи пяти видов. Эти древние обитательницы моря на протяжении своей долгой жизни (до 300 лет) подвергаются бесчисленным опасностям. Начать с того, что ради нескольких рупий многие жители прибрежных поселков готовы выкапывать свежие яйца из песка и продавать их на рынке. Дело в том, что этим яйцам ошибочно приписывается свойство восстановления потенции, хотя никакими исследованиями это не доказано.

Крошечные черепашки, вылупившиеся из яйца, становятся добычей хищных птиц. Но и взрослые животные теперь всегда под угрозой: они могут запутаться в сетях у берега. Да и застройка берега ведет к сокращению их поголовья. Черепахи Шри-Ланки были включены в Красную книгу уже в 1972 году.

На ферме в небольших бассейнах содержатся разные виды черепах. Экскурсию вел ланкиец, говорящий на русском языке. Он подробно и интересно рассказал о содержании родственников Тортиллы на их ферме, показал кладки яиц в песке и разрешил подержать черепах в руках.

Вылупившиеся через семь недель маленькие черепашки попадают в резервуары с морской водой, а еще через три дня их можно выпустить на волю. Только в этом случае они сохранят свой природный инстинкт. Выпускать на волю их можно только ночью, чтобы беби-черепашки не стали легкой добычей своих прожорливых врагов.

Черепашьи фермы существуют за счет выручки от входных билетов, продажи сувениров и пожертвований туристов.

Наша увлекательная экскурсия продолжается в Саду специй. Это небольшая территория, где, как в ботаническом саду, выращивают различные ароматические растения. Экскурсию проводит украинская девушка, которая живет на Шри-Ланке. Она рассказала, каким способом и из каких растений изготавливают приправы, косметические и лекарственные средства.

Вот только некоторые растения, которые мы успели запечатлеть.

Ваниль.

Фото из интернета.

Мимоза — недотрога — маленькое стелющееся растение, которое своими листьями немного напоминает папоротники. Совершенно неприметное, но уникальное растение. Его особенность в том, что как только дотронешься до листьев, они поочередно, прямо на глазах начинают закрываться!

Растение хищник — мухоловка – непентес.

В кувшине растения существует жидкость, в которой тонут насекомые. Питательные вещества жертвы поглощаются растением благодаря специальным железам, которые располагаются в нижней части кувшинки.

Карамбола — вечнозеленое дерево семейства кисличные. Имеет сложные акациевидные листья до 50 см длиной, розовые цветки. Крона густая, дерево достигает в высоту пять метров. В отличие от большинства тропических растений, карамболе не нужно много света. Как у всех кисличных, пластинки листьев складываются при прикосновении. Плоды крамболы глянцевые, хрустящие, сочные. Являются источником витамина С.

Здесь растут ароматные коричные деревья, кардамон, ваниль, кустарники перца и многое другое.

Специи имели большое значение со времен существования Шелкового пути, именно поэтому остров Шри Ланка стал популярным как место, где выращивают лучшие специи.

Завершающим этапом экскурсии было посещение магазинчика, где в изобилии представлены разные баночки с порошками, маслами, кремами, настоями, бальзамами и сиропами.

Наполненные разные запахами и знаниями о растениях Шри-Ланки загружаемся в моторную лодку и сразу же попадаем в мангровую аллею.

Варан на ветке.

Остановились на понтонах с рыбками, где нам за 200 рупий провели Fish Spa — терапию рыбками.

Всем известно, что на наших ступнях находится много точек, которые связаны с каждым органом и имеют влияние на каждую часть нашего организма. Конечно, за 10 минут мы не оздоровились, но настроение от новых ощущений поднялось.

Побывали мы и в буддистском храме на острове, где настоятель храма показал нам старинные книги на староиндийском языке пали, на котором написаны многочисленные религиозные, философские и научные труды.

Возвращаясь к причалу, мы увидели обезьян, которые бесстрашно прыгали с пальмы на пальму, с пальмы на крыши домов.

Впечатления от посещения лагуны отличные, хотя она и не такая голубая, как на картинках!

А еще земли острова богаты драгоценными камнями и минералами, самым известным из которых является лунный камень Moonstone. Один из рудников по добыче этого камня открыл для нас двери. Мы увидели, как добывают камни, промывают и обрабатывают для последующей продажи.

По окончании всего этого действия нас завели в магазин и пытались нам продать ювелирные украшения. Некоторые из них очень красивые. Но цены неоправданно высоки. Нам, ребятам с самоцветного Урала, это было сразу ясно.

На юго-западном побережье Шри-Ланки находится самое известное место, где изготавливают традиционные деревянные маски — городок Амбалангода, где нам посчастливилось побывать. Во время экскурсии мы не только узнали, какие виды масок бывают, чему посвящены и для чего используются, но и увидели процесс их изготовления в ремесленной мастерской.

Так получилось, что сегодня 26 декабря — день памяти по погибшим жертвам цунами. Случилось это в 2004 году. 35000 человек погибли, более полумиллиона лишились крова. Половина рыболовецких судов пропали в бурном море. Из 1330 километров прибрежной полосы в зоне бедствия оказались 85 %.

Поэтому мы посещаем скорбный фотомузей цунами Telwatta. Совсем скромный, частный музей, созданный энтузиастами. Работает за счет пожертвований посетителей, вход в него бесплатный.

Экспозиция включает фотографии, рисунки и документы последствий цунами 26 декабря 2004 года.

Беда, страдания, трагедия… И все же люди снова с надеждой смотрят в будущее.

Рядом с музеем на острове на маленьком искусственном пруду находится мемориал жертвам цунами, выполненный в виде большой статуи Будды, а у подножия вокруг находятся памятные таблички с именами погибших.

Сегодня на острове весь день звучит буддистская поминальная молитва. Мы тоже почтили память погибших и пожелали островитянам жизни без стихийных бедствий.

Следующий день (и единственный) был посвящен пляжному отдыху. До обеда мы плескались в ласковых водах Индийского океана и даже немного полежали на пляже. После обеда небольшой шопинг. Надо же было купить чай и специи родным и близким.

На следующий день снова в путь. В этот раз мы едем по пляжам южного побережья Шри-Ланки. На карте это зеленая линия, обозначенная цифрой 2.

Утром за нами приехал микроавтобус, который комфортен аккурат для четверых взрослых человек. Наша цель сегодня — искупаться на самых лучших пляжах южного побережья Шри-Ланки.

Пляжи — главная ценность Шри-Ланки. Многие из них охраняются ЮНЕСКО как мировое сокровище.

Примерно в 20 км от Хиккадувы находится городок Унаватуна с известным пляжем Джангл Бич. Но сначала водитель нас подвозит к японской Пагоде Мира.

Это одна из 80 пагод по всему миру, построенных японцами в виде подарка разным странам и городам. Всего на Шри-Ланке четыре таких пагоды. Пагода находится на горе. Сверху открывается красивый вид на окрестности, и даже отлично видно Галле и его форт. Рядом с пагодой есть небольшой храм, куда мы тоже заглянули, предварительно надев на себя «сари» и сняв головные уборы.

По неширокой живописной дорожке спускаемся к пляжу Джангл Бич. Пляж небольшой, примерно 50 метров, со спокойной водой, так как бухта защищена коралловым рифом. Плюхаемся в воду и наслаждаемся плаванием!

Одним из символов Шри-Ланки являются рыбаки («фишермены»), которых мы увидели, подъезжая к городку Велигама. Наши объективы камер были сразу направлены на них, но не успели сделать и кадра, к нам подбежал ланкиец и стал просить (впрочем безуспешно) 1000 рупий за фото. Рыбаки, занимающиеся ловлей на деревянных шестах, вбитых в дно в нескольких метрах от берега — это в наше время аттракцион, поскольку реально «рыбаки» никакую рыбу не ловят.

Пляж Велигама (Weligama Beach) — достаточно длинный песчаный с пологим дном.

Велигама — это в первую очередь курорт для любителей серфинга. Большую часть его береговой линии составляют широкие золотистые песчаные пляжи без рифов и камней. Праздно загорающих туристов почти нет. Здесь хорошо развита серферская инфраструктура.

Визитной карточкой пляжа является небольшой остров, расположенный совсем недалеко от берега.

На острове есть красивый жилой дом, находящийся в частном владении. Подплывать и тем более высаживаться на острове запрещено.

Следующий пляж по ходу нашего движения — это жемчужина Шри-Ланки — Мерисса.

Прекрасный песчаный пляж в обрамлении пальм с сильными волнами. Он довольно протяженный, чистый, не очень широкий, песок светлый, мелкий. Пляж подходит как для занятий серфингом, так и для массажно-волнового купания.

Приближаемся к самой крайней южной точке острова и всей юго-восточной Азии — мыс Дондра. Дальше на юг на 8 тысяч километров тянется Индийский океан до самой Антарктиды. Самая южная точка Шри-Ланки расположена в 300 метрах от маяка Дондры. Это самый высокий маяк в Шри-Ланке. Его высота составляет 49 метров. Маяк был построен в 1889 году британским инженером Уильямом Дуглассом.

К сожалению, маяк был закрыт. Говорят, что наверху можно выйти на круговую смотровую площадку, откуда открывается потрясающий вид.

Небольшая бухта в Дондре с мягкими волнами порадовала нас своей живописной красотой. Понежились в волнах, поплавали — вот откуда совсем не хотелось уезжать!

Мыс Дондра сказочно великолепен!

Городок Девинувара около мыса Дондра небольшой, но в нем привлек внимание Храм Вишну с огромной статуей Будды.

На пике своего великолепия, в 13-15 веках, храм Вишну Девинувара был ориентиром для моряков и кораблей. Сооружение венчает крыша, покрытая позолоченной медью, так что солнечные лучи прекрасно отражаются от поверхности крыши, а сам храм служит своего рода маяком, направляющим корабли в океане. Колонны храма украшены резьбой в стиле второй половины 16-го века.

Согласно мифологии, Будда доверил богу Шакре (правителю богов) задачу сохранения своего учения на острове Шри-Ланка, а Шакра передоверил эту миссию Вишну. Поэтому Вишну почитается буддистами как покровитель Шри-Ланки.

На территории храма живут два слона. Они привязаны к дереву на цепь. Их поочередно поливают водой из шланга, но очень жалко, когда животные на цепи.

И в завершении еще один восхитительный пляж в Диквелле — небольшом городке недалеко от Дондры. Бухта, в которой расположен пляж, прикрыта от океанских волн коралловым рифом, что обеспечивает практически полное отсутствие волн, и безопасное купание в любое время и любую погоду. Пляж небольшой, но очень живописный. Его можно смело причислить к «пляжам Баунти».

Ланкийцы, как оказалось, очень любят фотографироваться. Сами попросили запечатлеть себя.

Неподалеку от Диквеллы воздвигнут Храм Будды Вевуруканнала Вихарая. Построенный 250 лет назад храм пришел в запустение и был обновлен на пожертвования лишь 30 лет назад. Целая стена исписана фамилиями тех, кто помог этому воссозданию материально. Над храмом возвышается самая высокая статуя сидячего Будды Шри-Ланки (50 метров).

За спиной Будды выстроено восьмиэтажное здание, которое только подчеркивает размер статуи.

За дополнительную плату договорились с нашим водителем отклониться от маршрута на 20 километров к северу от курортного города Тангалле. Дело в том, что здесь находится Мулкиригала — очень красивая и интересная достопримечательность, которая по привлекательности вполне конкурирует с Дамбуллой. Но Мулкиригала относительно малоизвестное и малопопулярное у туристов место, отчасти потому, что Дамбулла является признанным ЮНЕСКО памятником, а до пещерных храмов Мулкиригалы эта участь и сопутствующая этому популярность пока еще не добралась.

Мулкиригала (Raja Maha Viharaya) — старинный пещерный храм. Расположен в горе высотой 270 метров, которая по форме напоминает скалу Сигирии. На ее крутых склонах в семи пещерах находятся храмы, которые датируются 13-м веком. Но по другим данным храмы были здесь основаны во втором веке.

На входе нас встречают обезьяны и касса (входной билет 500 рупий на человека).

К пещерам ведет удобная, но крутая лестница. Внутри храмов находится множество статуй Будды: где-то Будда в состоянии Нирваны, где-то Будда спит, где-то Будда умер. О его состоянии можно судить по закрытым или открытым глазам, положению его рук, стоп.

Стены и потолки украшены фресками, изображающими сцены из прошлых жизней Будды.

К вершине храма ведут 533 ступени. Весь комплекс состоит из пяти террас и семи пещер.

На пятой самой верхней террасе располагается ступа и бассейн. Отсюда открывается потрясающая панорама на окружающие леса.

На выходе мы с удовольствием понаблюдали за семейством обезьян. Как забавно малыши карабкались по скале! Оказывается, обезьяны не только по деревьям ловко прыгают!

Этот храм не входит в главные достопримечательности Шри-Ланки, основные его посетители — местное население. Но мы очень довольны, что посетили это удивительное место.

В завершение сегодняшнего очень насыщенного дня едем в Кудавеллу, что находится неподалеку от пляжей Диквеллы. Это местечко знаменито довольно необычной природной достопримечательностью — воющей дырой — Blow Hole.

Вход платный — 250 рупий с человека. Мы с Жанной решили не ходить. Хватит на сегодня красот. Сели у входа на приступочек отдохнуть, пока наши мужчины любуются воющей дырой. К нам тут же подошли два ланкийца с вопросом «Сколько стоит?», мы не поняли, что они имели в виду, и не стали с ними особо разговаривать. Следом подошли еще два ланкийца, один держал милую девчушку на руках. Они попросили разрешения сфотографировать нас с их девочкой. Но в этом случае мы не стали отказывать им в таком удовольствии. Девочку я взяла на руки и жаль, что у нас не было фотоаппарата, фото осталось на память только ланкийцам. С благодарностью мужчины удалились, а мы поняли, что сидим, наверное, не в том месте и поспешили на выход. В это время наши мужчины вернулись с осмотра и пояснили нам, что смотреть собственно нечего, так как струя воды совсем небольшая и звук не особо устрашающий. В общем, не впечатлились.

Blow Hole — это глубокий разлом между скалами, в который ударяется прибойная волна и далее, через скальную трубу, выбрасывает воду на высоту до 30 метров. Учитывая, высоту самой скалы над уровнем океана в 13 метров, общая высота фонтана составляет 46 метров. Лучший сезон для посещения Воющей дыры с мая по ноябрь. В это время давление волны наибольшее и фонтан самый высокий. Мы попали не в самое удачное время.

Заехали в местное кафе, где выпили свежайший сок из авокадо, папайи и манго и закусили вкуснейшими кексиками.

Предполагаемые к осмотру пляжи Тангалле проехали, не купаясь.

Через два часа уже в темноте вернулись в Хиккадуву, поужинали в «китайском» кафе, где был подан тунец с овощами.

И вот этот день пришел —последний или, как сейчас говорят, «крайний» день на острове. Сидя на пляже, настоящей Шри-Ланки не увидишь! На автобусе ездили, на тук-туке тоже, на поезде проехались, на моторной лодке по лагуне путешествовали, на минивене много ездили. Осталось что? Скутер!

С утра берем по МВУ скутер на сутки за 900 рупий, заливаем 2 литра бензина на 235 рупий (1 литр примерно 50 рублей) и едем по западному побережью Шри-Ланки к северу от Хиккадувы.

Небольшой опыт вождения на «байке» приобрели в прошлом году во Вьетнаме. Поэтому быстро освоились, хотя движение левостороннее и все время хочется перестроиться в правый ряд.

Приятно ехать вдоль океана, можно остановиться в любом понравившемся месте, искупаться и ехать дальше, наслаждаясь красотами по дороге. Первым городком на нашем пути был городок Амбалангода.

Подъезжаем к Амбалангоде, начал накрапывать дождь. Мы свернули к пляжу, и дождь полил как из ведра. На берегу под навесом молодые люди ремонтировали лодку. Они позвали нас под крышу. Немного поговорили с ними. Они спросили, нет ли у нас сигарет. Жаль, что у нас не было ни сувениров российских, ни сигарет, чтобы угостить ребят.

Дождь закончился, и снова солнышко греет так, как будто и не было небесных осадков.

Амбалангода — небольшой город, который известен благодаря двум музеем масок. В одном из них мы были. Но Амбалангода это еще и пляжный курорт. Правда, в отличие от Хиккадувы, на пляже мы не увидели туристов. Пляжи пустынны, а потому более привлекательны. Они натуральные, береговая линия не застроена отелями и ресторанами. Здесь, как в деревне, тихо и спокойно. Долго-долго мы наблюдали за птичкой, которая охотилась на берегу за крабиками, прячущимися в песке. Сколько же ей требуется терпения и сосредоточенности, чтобы резко его «долбануть» и отправить в рот. И ничто ее не волнует, ни волны, набегавшие время от времени к ее лапкам, ни люди (это мы), стоящие неподалеку (на видео сняла, на фото нет).

Но нам пора в дорогу. Следующий участок пути тоже живописен — асфальтированная трасса извилистая, но вполне ухоженная. По пути встречаются телеги, нагруженные экзотическими плодами — крестьяне везут кокосы, манго и прочую сельскохозяйственную продукцию.

Чуть насыщеннее движение и больше пешеходов, значит это населенный пункт. Въезжаем в городок Индурува.

Индурува небольшая рыбацкая деревушка, растянувшаяся вдоль бухты. Маленькие рынок, магазинчики и прекрасные безлюдные пляжи.

От Индурувы до Бентоты 5 км. Немного не доехав до Бентоты, развернулись в сторону Хиккадувы. Решили заехать в красивый белоснежный храм, который заприметили между городами Амбалангодой и Индурувой.

Припарковали свой скутер. Почти сразу к нам подошел монах и пригласил войти в храм. Открыл ключом, дал мне «сари» и начал рассказывать сначала о себе, потом провел экскурсию по храму.

В храме под потолком летали летучие мыши, захотелось поскорее оттуда выйти, а монах стал просить деньги. Предлагал завязать веревочку на руку, загадать желание и был недоволен, что мы отказались от этой услуги.

Заехали пообедать в уже полюбившееся кафе. Вечер мы с друзьями провели в другом кафе, где приняли по бокалу прекрасного итальянского вина за пребывание на чудесном острове Шри-Ланка. Продолжили прощальный вечер в баре на пляже под звуки европейской музыки и шума набегавших волн. Наши танцы напоминали, возможно, демонические ланкийские танцы, но мы были просто в нирване.

Утром, перед тем как сдать скутер, съездили на пляж.

Утренний океан прекрасен. Мы не говорим «Прощай», а говорим «До свидания».

Как-то быстро приехал автобус, и мы часа четыре (очень долго) ехали в аэропорт (нас повезли другой дорогой вдоль океана, потому что, когда мы только прилетели, до отеля нас довезли за два часа по новому автобану).

Зато мы смогли через окна автобуса увидеть столицу Коломбо и понять, что в ней нам совершенно нечего делать. Шум, пыль, жара, хаос! Типичный азиатский город.

15 особенностей острова и его жителей:

1. Шри-Ланка в переводе с санскрита означает «Благодатная земля».
  2. Ланкийцы — так официально называются жители Шри-Ланки.
  3. Официальная столица — город Шри-Джаяварденепуру-Котте, фактической столицей является город Коломбо.
  4. Ланкийцы не любят торговаться.
  5. Цена за вход в парки, дворцы для туристов выше в десятки раз, чем для местных.
  6. Йогурт (курд) продается в специальных глиняных горшочках и хранится без холодильника.
  7. В кафе любого уровня подают еду в приличной посуде, правда, в самых бюджетных на тарелку натягивают разовую полиэтиленовую пленку, а уже сверху накладывают еду.
  8. В недорогих кафе в качестве салфеток используется простая бумага. После употребления её бросают под стол.
  9. Водители автобусов, несмотря на полный салон пассажиров, быстро разгоняются, резко тормозят, обгоняют на поворотах и едут посередине дороги.
  10. Автобусы и поезда забиваются пассажирами до отказа, которые могут висят на подножках.
  11. Розетки трехконтактные. Имеют три отверстия, в одно из которых нужно вставить палочку, чтобы стал доступен разъем для вилки. Отпадает необходимость покупать переходник.
  12. Ланкийцы хоронят своих близких около дома.
  13. Третье место в мире по экспорту чая занимает Шри-Ланка после Китая и Индии.
  14. Часто на улице можно встретить местных с раскрытыми зонтами, но прячутся они не от дождя, а от солнца.
  15. Про машины: Британское колониальное наследство прослеживается и в нынешней социалистической Шри-Ланке. Автомобильное движение осталось левосторонним. Соответственно автопарк острова — праворульный. Подавляющее большинство машин японского происхождения — Toyota, Honda, Suzuki. Значительно меньше Nissan, Mitsubishi, Mazda, Subaru. Машины простенькие, небольшие.
  16. В Коломбо, как и в любой другой столице, машины побольше и подороже.

До свидания, Шри-Ланка! Здравствуй, Россия! Сегодня Новый год! А значит можно снова загадывать желания о новых путешествиях!