|
Здравствуйте, мои маленькие любители Алтайских путешествий. Я продолжаю описывать свои поездки по Алтаю. Пока Алтай еще не изучен и на Байкал времени не хватает. И удаленность сказывается, т.к. аппетит у Форда отменный.
В 2016 году было много разных поездок и на Обское море и просто на рыбалку, увенчался сезон осенним посещением Чемала. Надо отметить, что в начале лета я с семьей уже посещал Чемал, ненадолго, и это было скорее просто прогулкой. Останавливались на базе со всеми удобствами, после три дня пожили в палатках и, перепрыгнув Ороктойский перевал, очутились в Онгудае у дяди Саши. Хотя если вспомнить, что в эту поездку был мой первый и единственный сплав, то путешествие становится не таким уж и заурядным. Но лучше путешествовать по земле, ниже земли провалиться сложно, и в корпусе машины человеку более безопасно, нежели в байдарке.
Вернемся к первому посещению Чемала.
Часть первая. Маршрут выходного дня
Близилось лето, и я стал планировать очередную поездку. Поначалу хотел заселиться на базу «Три медведя», слышал о ней ранее. Все её хвалили, особенно она подходит для отдыха с детьми. Ознакомились с ценой проживания, она очень крутая, выходило порядка 20 тысяч на 3 дня. Решил посетить сайт групон, где я нашел купоны базы «Рублевское заречье», в районе 8 тысяч стоили они. Судя по их сайту, база вполне приличная, их я и купил. После мне мозг сам напомнил, что есть там, на Чемале Ороктойский перевал, я начал уточнять информацию. И маршрут родился сам собой, сначала живем на базе, потом в палатке, а потом через перевал и в Онгудай, в домик к д. Саше.
Приехав на базу, убедились, что домики новые, внутри все, что нужно для диванной жизни.
Пробыв на базе 3 дня, начали скучать. Посетить там особо нечего, кроме «Аква-парка». Решили сменить место базирования, на где-нибудь за Чемалом.
Понравилось в палеонтологическом музее.
Находится он в селе Элекмонар, в нем музей камней и музей динозавров с настоящими скелетами.
Предки древних чемальцев изображались, стоящими друг у друга на головах, символизируя родственные связи.
После посещения поехали искать место стоянки и нашли его недалеко от дороги, но в очень уютном месте. Место скрыто от дорожного шума возле Катуни.
Нашли уютное местечко за Чемалом, где почти нет людей, и соседи попались очень дружелюбные. Как оказалось, земляки моего сына, он родом из Северска.
Утренние игрища, готовятся к выступлениям в цирке, видимо.
С утра включали такое солнце, просто заливало своим теплом все вокруг.
Это был наш первый опыт житья в палатке. До этого практически всегда спали в машине, в этот раз нас стало больше, и в машине уже не поместиться. Хотя в этот раз жена с дочкой спала в машине, а я с сыном в палатке.
Через три дня мы снялись с лагеря и двинулись в сторону Ороктойского моста, в поселок Ороктой и на перевал, навстречу попались мотоциклисты, которые не могли подняться на перевал. Из-за того, что перед этим два дня шли дожди. Это меня немного напрягло, но я вспомнил, что у автомобиля вдвое больше колес, и решил поехать дальше. Ехал по Ози эксплореру, и планшету, который вот-вот садился, пару раз мы путали дорогу, но каждый раз, включая планшет, делали ориентировку и возвращались на правильный путь.
Верочке понравилось на перевале.
Посетили маральник, понаблюдав за маралами.
Что насчет дороги, то на перевал, действительно, дорога слегка крутовата, но пригодна для езды, подниматься помогает множество корней деревьев, по которым машина без проблем поднимается на самый верх. А спуск более грязевой, но колеи только от Уаза, тяжелая техника, видимо, там не ходит, потому они не представляют опасности.
Приехав в Онгудай к дяде Саше, сходили в баню и обнаружили его. Дали ему имя Степка, это был первый случай, когда я увидел живого клеща. Положив его в баночку и оставив ему запас провианта, легли спать.
В Онгудае погуляли с местными, запаслись колбасой.
Домик уютный, а главное — запах дерева внутри, позволяет выспаться.
Не подумайте, это не реклама Дяди Саши, просто мы всегда у него останавливаемся. А вообще, он все это для охотников построил, водит на охоту туристов.
Покушали в дорогу. Вкус сосисок до сих пор в моей памяти.
Хочу отметить Онгудайскую мясную фабрику, очень вкусная колбаса из марала, сосиски из него и пельмени. Посещение обязательно. Накупив мясо-колбасных изделий, отправились домой.
P.S. В городе Степку сдали в больничку, оказалось все нормально, у него болезнь Лайма.
Часть вторая. Осенняя прогулка
Лето подошло к концу, стремительно приближалась осень. Однажды посмотрев прогноз погоды, обнаружил, что надвигается теплая погода, которая задержится на неделю. Решив, что нужно срочно что-то делать, по уже отработанной технологии подал объявления на сайты, посвященные путешествиям (altay4x4, 402km, drom). Оказалось, что в эти же даты ребята, назовем их «Агроном и команда», с Барнаула собираются заезжать на озеро Виктория, я решил составить им компанию, они согласились часть пути проделать со мной. Агроном сказал, что посуху мы легко заедем, а если что, они меня протащат, где тяжело. Тем временем у меня потекла рейка, причем серьезно, немного расстроившись, я начал поиск контрактной рейки, в итоге мне привезли рейку с Казахстана за небольшую сумму. За день до выезда я поменял рейку и стал собирать машину в дорогу.
Почти всегда заезжаем в кафе подсолнух, что на выезде из Барнаула.
В этот же вечер на форуме дрома мне написал человек, который хочет тоже поехать со мной, я сначала подумал, что он хочет, чтобы мы его довезли. И не воспринял в серьез, но оказалось, что у него Прадо лифтованный и даже есть лебедка переносная. Договорившись с ним, что я выезжаю на Чемал, селюсь на базу, ночую там. А он в ночь после работы выезжает на Чемал, чтобы к 7 часам утра быть на заправке. Решив, что это совпадение неспроста, я понял, что ехать надо.
Дорога до Элекмонара прошла без особенностей, но всю дорогу и весь следующий день шел дождь. Заселившись на базу, мы узнали, что дождь сильно шел только этот день, а до этого было сухо, и на следующие дни обещанное потепление подступало.
При посещении Каракольских озер очень важен тот факт, есть дожди или нет. Дорога становится сильно легче, если нед елю перед этим стояла сухая погода. Или, например, если шли дожди, то даже очень заряженные машины могут подниматься по три дня.
Проснувшись на следующий день, я собрал сына, а жену с дочкой оставил на базе иотправился к заправке, на которой уже спал Андрей. Разбудил его, и мы начали заправляться. Отправились к лагерю Агронома, который до последних дней делал свой уазик и выехал сильно поздно.
Приехав в лагерь, мы обнаружили бывалых таких мужиков, по их лицам читалось, что вчера они отмечали что-то, возможно, то, что оказались вне цивилизации на берегу реки Куюм.
Увидев нас, ребята обратили внимание на то, чего я поначалу не заметил. А именно стертые БФ гудрич АТ, в простонародье червяки. Сказали Андрею, что он на такой резине никуда не проедет, предложив ему сразу оставить машину на берегу реки и забыть, что у нее есть бампер, пороги, пластиковый обвес, а Луну с крыши отдать им. Андрей выглядел после таких слов немного печально, но все равно сказал, что поедет. Порешав, что мы едем с ними, покуда есть возможность, а после встаем лагерем и с утра едем обратно, двинули в путь. В адрес форда так же поступали опасения, что он куда-либо доедет, т.к. просто не хватит геометрической проходимости.
Признаюсь, я тоже думал, что Прадик никуда не приедет, грунт был еще мокрый, и Прадик поначалу шатало, как шайбу по льду. У деревни Куюм я свалился в колею, причем завалил форда сильно набок, чем напугал сына, но выехал сам. Понял, что дальше будет только хуже. А Прадо проехал этот участок без проблем. Все были удивлены.
Далее начались будни подъема на Каракольские. А именно грязи, камни, броды, колеи.
Броды осенью очень незначительные можно считать, что их нет.
Дорогу через Куюм можно разбить на несколько участков. Это первый туннель, потом болото, потом второй туннель, плато и далее каменистый спуск к озеру, на котором соединяется дорога с подъемом вдоль реки Элекмонар.
Свалились в колею на первом тоннеле, и я и Андрей, Уазик нас протащил в том месте. Поднявшись на холмик, решили поесть и обсудить дальнейшие планы. Мы поняли, что едем с отставанием, часто не можем выехать из колеи, либо колеи очень грубокие.
Форд покрылся количеством грязи куда большим, чем за всю поездку на УКОК.
Нам туда к болотам и чуть чуть правее.
Порешав, что барнаульцам нужно уже ехать по своему маршруту, а нянчиться им некогда, решили, что мы едем до засадного участка и не лезем туда, ночуя, уезжаем обратно. Мы двинулись в сторону болота. Оказалось, что болото я преодолел, даже не поняв, что оно болото, а если ехать еще выше, так там можно посуху проехать без проблем.
Стоим, радуемся легкому преодолению участка, которым нас пугали всю дорогу.
Летом здесь все сидят, а сейчас почти шоссе
Поступило предложение воспользоваться переносной лебедкой, проверить её. Проверка показала, что грузинский якорь в грунт не идет, а лебедка тянет, если зацепиться за дерево.
Надо сказать, что Прадик ехал почти везде нормально, разве в местах, где нужно было чуть больше цепляться за грунт, он сдавал. На фото первое повреждение и, как выяснилось, далеко не последнее. Не стоило перегружать крышу прадику, он постоянно хотел на бок лечь отдохнуть.
Дальше на консилиуме мы поняли, что барнаульцы усвистали, и помощи в случае чего ждать неоткуда, решили аккуратно двигаться вперед. Дорога пошла нормальная, мало-помалу мы ехали на первой пониженной. Приехав ко второму тоннелю (подъем строго вверх без возможности обрулить), поехали по нему, в принципе, ехалось, почти нигде не цепляли днищем.
К сожалению, фото не делали, т.к. уже вечерело, а озер все нет и нет. Выехали на плато. Встретили квадроциклистов, которые сказали, что дорога дальше такая же, не хуже. И осталось чуть-чуть (в понимании квадроциклистов). Мы поехали не спеша. Сделали остановку у шишкарей, познакомились с коняшкой.
Проехав еще чуть-чуть, мы не увидели перекресток с другой дорогой, через какое-то время я сквозь кедры увидел озеро. Скажу я вам, счастью не было предела.
До сих пор помню это ощущение, когда я увидел озеро, сообщил сыну об этом, он тоже был доволен. Доставка заняла 10 часов.
Дорога к озерам ведет сразу к базе Медвежья гора, иного пути кроме как на базе нет. А спуск с дороги на землю представляет собой ступеньку каменную с перепадом высоты в полметра. Это нас удивило, но не слишком расстроило, т.к. через 10 минут камнями была заполнена пустота, и медленно мы спрыгнули на землю.
Ступенька ровно за нами. Что интересно, на Прадике почти все пластиковые детали и пороги целы.
На озере свой микроклимат, сразу становится спокойно и даже забыл, что 10 часов ехал без остановки.
Я не говорил ему, что вода тут очень чистая, он сам догадался.
Озера вытекают одно из другого, мы, конечно же, не пошли никуда, т.к. и на первом уже хорошо.
Сначала была мысль заночевать в машине, но после, т.к. мы на базе были одни, получили хорошую скидку за приличный номер-домик с дровами, где расположились.
К вечеру пошел от озера туман. Да и, вообще, стало холодать, затопили печку.
Разлили пивка, поговорили, сын первый пошел спать, а мы следом. Надо сказать, что спал я не очень хорошо, часто просыпался. Так вот в 3-4 часа ночи я вышел до ветру и был поражен. Все вокруг было в белом инее. Луна светила так ослепительно, как в сказке. Стоял я так минут 30, после пошел спать. Сейчас спрашиваю себя, а что же я не сфотографировал. Ответа нет до сих пор.
Утром я проснулся от того, что сын толкал меня и интересовался, кто с нами еще спит в домике, я сказал, что это Андрей. Он поинтересовался, а есть ли у него дух. Я сказал, что нет, после он спросил, а есть ли на чердаке домика дух. Видимо, место такое, даже ребенок чувствует )) Посмотрев на часы, я понял, что пора ехать, тем более что обещал вернуться к обеду. Но выйдя на улицу, решили, что можно еще побыть какое-то время, не каждый день видишь такую красоту.
В центре заезд на территорию базы.
За ночь машинки вспотели и всем своим видом показывали, что они еще в форме.
В кадр попала секретная переносная лебедка, вес 65 кг, нужно быть в хорошей физической форме, чтобы ею артикулировать.
Напоследок пару фото.
Доставка черепашки нинзя прошла успешно.
Фото на память. Я думал, обратно путь будет легок и приятен. Как же я ошибался.
Это фото сделано через 10 часов после предыдущего, а что же было между — спросите вы. К сожалению, фотографии просто было некогда делать.
Если вкратце рассказать, то можно разделить описание на несколько частей.
Часть первая. Мы ехали, все было нормально, камешки обруливали. Ямки перепрыгивали, солнце светит, и все хорошо. Через какое-то время ГАЗ 66 навстречу попался. Поприветствовали друг друга и поехали дальше. И тут проснулся внутренний голос. И он сказал: «Данил, это ГАЗ 66, он шел навстречу и он местный, подумай, разве местные ездят по той дороге, которую ты избрал» (дорога через Куюм самая длинная, местные ею не ездят). Я эти мысли отогнал, так как солнце светит и, вообще, все замечательно. На пути попался местный, который успокоил — все хорошо, вы правильно едете, т.к. есть еще одна дорога, где вчера ГАЗ 66 сидел.
Часть вторая. Постепенно дорога стала идти параллельно со второй дорогой. Вторая стала напоминать какой-то ад, с колеями в полчеловеческого роста. Это меня удивило. Но не насторожило, и в какой-то момент две эти дороги соединились. И я стал догадываться, что-то произошло. Осознание пришло не сразу, а после того, как подошли местные и обрадовали, что дальше будет только хуже. И тут меня настигло понимание того, что это и есть та дорога, где ГАЗ 66 сидел. Мы перепутали дорогу и поехали вдоль Эликмонара вниз. Сначала наглухо садится Прадик, а потом и Форд.
Часть третья. Мы вышли из машин и стали думать, что делать, а сын пошел в лес играть с черепашкой. Местные сразу предложили выход: за небольшую сумму приедет их Садко и вытащит нас до болот, а дальше мы сами. Всего за 20 тысяч рублей, или мы отдаем им переносную лебедку. Сказать, что это нас удивило — ничего не сказать, но после такого предложения мозг стал работать более активно. И наши действия приобрели некоторую логичность, а не просто хождение вокруг машин. В итоге длинными проводами зацепились за аккум, протянули их на корму машины, лебедку же куском стропы привязали к фаркопу. В итоге Прадика вытащили по колее назад, а Форда протянули к Прадику вперед. Местные ребята все это видели, поздравили нас и сказали, что еще чуть-чуть и будут болота, там полегче, тем более солнце светит.
Как выяснилось, почти все дороги от ГАЗ 66 дублируются дорожками под Уазик, но, конечно, эти дороги не в лучшем состоянии и, как правило, идут между деревьев, где грунт толком не просыхает. И почти везде лежат поперек деревья, через которые нужно прыгать. Там пришлось Прадику немного «раздеться». Сильно не ругайтесь, но фоток голого Прадика нет. Если у вас есть воображение, просто представьте его без пластикового обвеса и с пожёванными порогами. Долго ли коротко, но мы добрались, можно отметить, что болота лучше проходить по верху и пускать штурмана далеко вперед. Ну и когда солнце светит, они и правда сохнут быстро.
Вот такой маршрут вышел, вы спросите — а почему я, имея навигатор, поехал не по тому пути. А все просто, думал я, что ошибиться невозможно.
Часть третья. Глаза Катуни
Вернувшись с озер, узнали, что неожиданно время, отведенное для пребывания на базе отдыха, подошло к концу, и жене с дочкой там порядком поднадоело. Решили разбавить их пресный отдых посещением чего-нибудь более доступного, но не такого экстремального. Решение пришло не сразу.
Позвонив Андрею, узнал, что он вычитал про какие-то глаза Катуни и сейчас там. Место доступное для более-менее подготовленной машины. В итоге мы выехали из Элекмонара до моста на Аскат, а далее по указателям.
По пути встретили много машин такси до озер и еще больше людей, которые идут до озер. Доехал до основного спуска, узнали, что можно скатиться прямо к озерам, но нужно проехать дальше. Поплутав около часа, все же нашли спуск, и это того стоило. Там действительно очень красиво.
Вброд на остров не поехали, а погулять погуляли.
Если далеко ехать не хочется, то это идеальное место, хотя народу очень много, но все пешком, мало кто доезжает прямо к озерам. И вечером все сматываются.
Сын обычно воды холодной боится, но тут, видимо, Алтай его изменил, довольно смело стал бегать по колено в воде.
Сами озера представляют собой оставшееся русло Катуни после падения уровня реки.
Как стало, темнеть мы отправились в путь домой. И к утру уже были дома.
Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие и рассказ о нем. Надеюсь, он будет полезен для вас, мои маленькие любители Алтая. Для себя сделал вывод, что нужно иметь лебедку и не переносную. Так же комплект деталей ходовой части. И слегка приподнять машину подкручиванием торсионов и добавлением еще одного листа в рессоры. Что касается самого отдыха, на следующий год приобрел устройство, которое существенно изменит качество отдыха на природе вне цивилизации, но об этом в следующих сериях моих маленьких рассказов.