Нефтеюганск — Крым 2016 г.

09.03.2017 | 35302 просмотра

Приветствую всех автопутешественников! Хочу поделиться нашим последним вояжем в Крым летом 2016 г. Путешествие за 2015 г. я уже выкладывал на сайт. Правда, раньше мы ездили из Екатеринбурга, а теперь переехали жить и работать в Ханты-Мансийский автономный округ, в город Нефтеюганск, откуда и рванули в отпуск. Это уже шестое наше автопутешествие в Крым. Почему только в Крым? Причин много: там у нас родители, друзья, да и детям летом хочется предоставить море и солнце по максимуму. Кроме того, мы отошли от принципа «самого короткого и быстрого пути в конечную точку» (благо, северный отпуск позволяет). Вот уже второй раз подряд мы решили разнообразить маршрут, сделать «крюк» и посетить Санкт-Петербург.

Итак, наша команда: я, отец семейства, он же основной водитель, моя супруга — основной штурман и по совместительству тоже водитель и две наши дочери (12 и 15 лет). Дети давно уже привыкли к длительным поездкам и никаких проблем с терпением не возникает (даже подрабатывают штурманами, фотографами и кинооператорами). В первую нашу длительную поездку им было 6 и 9 лет соответственно, да и машина была — старенький ВАЗ 2111. И ничего, выдержали. Это я к тому, что возраст детей и характеристики автомобиля не имеют значения. Главное — желание путешествовать!

Кстати об автомобиле: в этот раз это Mitsubishi Pajero Sport II, 2011 г.в., дизель, автомат. Машина была куплена с рук за 3 месяца до поездки. Провел регламентное ТО. Каких-либо специальных доработок не производили. Несмотря на огромный багажник (около 714 литров), было принято решение приобрести бокс на крышу. В итоге, удалось купить с рук, на Avito, (причём у себя в городе) абсолютно новый Thule motion 800 на 460 литров, и почти в 2 раза дешевле, чем в магазине (за 20 тыс. рублей!). И представьте себе — все пустоты были забиты под завязочку! Ну, что поделаешь — женщины…. Видимо, в следующий раз придётся покупать прицеп ))).

Теперь — о тактике вождения. Маршрут детально расписан заранее, на трассе останавливаемся в гостиницах с номерами со всеми удобствами (хороший сон и отдых — залог безопасного вождения). Номера бронировали по мере приближения к примерно намеченной точке ночевки (когда были уверены, что доедем). Телефоны и адреса гостиниц супруга подготовила заранее. За рулём меняемся каждые 3-4 часа, независимо от пройденного пути. В крупных городах или на запутанных участках за рулем обычно еду я, а у супруги лучше получается работа штурмана.

Заправка автомобиля топливом осуществлялась по принципу: если меньше половины бака — ищем заправку и заливаем «до полного». Естественно, старались заправляться на хороших заправках: Лукойл, Газпромнефть, Роснефть. Забегая вперёд, скажу, что средний расход составил 11,9 л/км, что очень неплохо для нашего автомобиля, особенно учитывая практически полную загрузку, наличие на крыше дополнительного паруса (автобокс) и постоянную работу климат-контроля.

Все предоставленные фото наши, сделаны зеркальным фотоаппаратом Sony А58, иногда с автомобильного видеорегистратора. В фотографии я не специалист, хотя мечтаю освоить это дело.

Из снаряжения в автомобиле: старенький автонавигатор Garmin Nuvi 1410, видеорегистратор Mio MiVue 568, радар-детектор SHO-ME STR 530. Ко всему прочему периодически использовал свой смартфон с картами Navitel как дополнительный навигатор.

Итак, старт из Нефтеюганска 04.06.2016 г. в 06:00. Пункт прибытия — город Новоуральск, что в 60 км от Екатеринбурга — там у нас родственники. Прибыли в Новоуральск в 20:45, где и остановились на ночёвку. Там же сдали на временное содержание кота-шотландца и хомячка. Пройденный путь — 1330 км. Ехали через Ханты-Мансийск, Серов, Нижний Тагил. Так почти на 100 км дальше, но зато очень низкий трафик и очень хорошее качество дорожного покрытия (за исключением небольших участков возле Серова). Именно низкая интенсивность движения на трассе позволила ехать с постоянной приличной скоростью и одолеть такое большое расстояние за один день. Тем, кто решит ехать этим путём, хочу дать один совет: на участке от Ханты-Мансийска до п. Советский (около 370 км) нет ни одной заправки, поэтому лучше заправиться до «полного» заранее.

Маршрут: Нефтеюганск — Екатеринбург.

Один день мы провели в Екатеринбурге — повидались с друзьями и родственниками, отдохнули и рано утром 06.06.2016 г. выехали дальше в путь. Конечной точкой маршрута в этот день был город Шарья. Расстояние, пройденное за день — 1135 км. Трафик по всему маршруту не очень интенсивный, дорога неплохая, кроме Кировской области местами.

Участки плохих дорог в Кировской области.

Маршрут Екатеринбург — Шарья.

По дороге возле Белой Холуницы есть очень красивое озеро (а вернее пруд Белохолуницкий). Его хорошо видно с дороги. Можно съехать в любом месте без всяких проблем, что мы и сделали. Тридцатиминутный отдых пошел всем на пользу. Жаль только, было прохладно и, поэтому искупаться мы не решились.

Пруд возле Белой Холуницы (Кировская область).

В Слободском (по пути) есть фирменный магазин меховых изделий фирмы «Элегантные меха». Мы как раз собирались присмотреть супруге шубу и надеялись на летние скидки. К нашему удивлению, в магазине выбор оказался не очень большим. А шубы в основном недорогие. Норковые были только коричневые (а хотели чёрную). Видимо, у местного населения дорогая продукция не очень пользуется спросом, а заезжих маловато.

В Котельниче на развязке на Шарью есть несколько кафе и гостиницы. Цены за еду очень дешёвые.

На ночёвку остановились в гостинице «Шарья» в центре Шарьи. Номер забронировали за несколько часов до приезда. Стоимость Люкса (две комнаты) на четверых обошлось в 2900 рублей. Условия средненькие, но все необходимое есть. Кафе в гостинице вечером не работает, но недалеко есть новый приличный супермаркет (работающий допоздна), где мы купили себе продукты на ужин. Дороги в Шарье просто ужас. В городе приличных заправок мы не нашли.

На следующий день выехали по маршруту на Вологду и Череповец. Позавтракали в Козловке в круглосуточном кафе гостиницы «Рубин» (N59º25'34" E45º35'6"), все очень вкусно и недорого.

Маршрут Шарья — Череповец.

Дорога от Шарьи до Тотьмы по большей части плохого качества, местами напоминает стиральную доску. Средняя скорость 60-80 км/ч. Быстрее ехать невозможно — жалко машину. В прошлом году мы заезжали в Великий Устюг, где нам очень понравилось. Мне кажется, что туристический потенциал этого города просто огромен, но требует больших вложений. А вот мимо Тотьмы мы проехать не смогли, хоть и были в этом городе в прошлом году. Тогда мы заехали поздновато и не попали в музей мореходов (бывшая церковь Входа Господня в Иерусалим). Архитектура этой церкви уникальна (тотемское барокко). Церковь строили 20 лет с 1774 по 1794 год на средства купцов — в те времена это был очень богатый торговый город (стоит на реке Сухона, впадающей в Северную Двину). В настоящее время в церкви расположен музей мореходов, а вот колокольня — действующая. Причём на неё можно подняться (но звонить нельзя) — виды великолепные!

Тотьма. Музей мореходов (бывшая церковь Входа Господня в Иерусалим).

От Тотьмы мы взяли курс на старинный русский город Кириллов (Вологодской области). Дороги здесь оказались удовлетворительного качества. В Кириллове основной достопримечательностью является Кирилло-Белозерский мужской монастырь. В XV-XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера. С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. К сожалению, в настоящее время монастырь не действующий. Это чувствуется сразу. Весь комплекс, конечно, очень впечатляет своим размером, могуществом и красотой. Много интересных достопримечательностей, не говоря уже об истории этого места. Но… Качество реставрации оставляет желать лучшего. Большинство церквей и строений закрыты для посещения, хотя туристов — пруд пруди. Мы нашли только одну очень маленькую церковь, которая была открыта. А ведь именно духовная жизнь этого монастыря сыграла в истории нашей страны очень важную роль. Даже не верится, что это просто музей.

Кирилло-Белозерский монастырь.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вот такими могильными плитами выстланы некоторые дорожки монастыря…

Кирилло-Белозерский монастырь. Этому дубу более 220 лет!

Кирилло-Белозерский монастырь. На берегу Сиверского озера.

Маршрут Шарья — Череповец (Владимировка).

На ночлег остановились в расположенной на трассе и уже известной нам гостинице «Лукошко» (59º9'54"N, 37º27'22"E), что возле села Владимировка (в котором, кстати, находится литературный музей поэта Игоря-Северянина). Номер небольшой, но со всеми удобствами (за ночлег отдали 2000 руб.). Там же есть магазин и круглосуточное кафе, что очень удобно. В этот день мы проехали 815 км.

По всей этой трассе в Вологодской области на заправках Лукойл есть сеть кафе «Баранка» (по типу «Подсолнух» у Роснефти) — можно нормально перекусить.

На следующий день 08.06.2016 г. в 6:45 выехали на Санкт-Петербург. Дорога здесь просто отличная. Трафик незначительный, везде разметка, камер не много — ехать одно удовольствие. При въезде в Питер мы уже второй раз останавливаемся в МЕГЕ (для посещения нашей любимой Икеи). Тут пообедали и купили подарки для друзей в Крыму. Дальше по объездной двинулись до намеченной достопримечательности — дворцовый комплекс Ораниенбаум в г. Ломоносов.

Вначале хотели посетить Китайский дворец и Катальную горку. К сожалению, толковых указателей не было. Навигатор тоже чудил и повёл нас «огородами». В конце концов, мы-таки нашли вход и парковку. Но наши горести на этом только начинались. Катальная горка и часть парка оказались закрыты на реставрацию. Общее настроение ещё испортила и погода — было холодно и шёл мелкий противный дождь. Однако, вооружившись куртками и зонтами (не зря взяли!), мы двинулись в Китайский дворец. Это небольшой двухэтажный красивый домик. Он хоть и был открыт, но внутрь нас не пустили. Оказывается, в нём нет отопления, и, чтобы не нарушать уникальный микроклимат внутри Китайского дворца, во время дождя туристов туда не пускают. Вот так, не солоно хлебавши, проехав более 3,5 тыс. км мы оказались у «разбитого корыта». Было очень обидно.

Китайский дворец. Ораниенбаум. (г. Ломоносов.) Во время дождя на экскурсию не пускают…

Ораниенбаум. Парк возле Китайского дворца.

Тем не менее, прогулялись под дождём по красивому парку, пофоткались и поехали к Меньшиковскому дворцу (можно было дойти через парк, но не хотелось идти далеко по дождю).

Дворец князя Меньшикова расположен на улице Университетская набережная 15. Парковки почти нет. С трудом нашли вход в музей, так как и здесь ведутся ремонт и реставрации. Ну неужели так сложно было поставить указатели со стрелками? Короче, мокрые до ниточки и злые, мы зашли во дворец. Здесь еще одна проблема — билеты продаются только за наличку! В наш век — это просто позор для музеев (такое бывает и других музеях Санкт-Петербурга). Но мы к этому были уже готовы! Спасибо форумчанам автопутешественникам — супруга нашла эту информацию заранее, и мы приготовили наличность. На наших глазах некоторые люди были просто обескуражены этой новостью и полной безысходностью (т.к. найти ещё и банкомат рядом, наверное, просто невозможно). Экскурсии по дворцу долго ждать не пришлось. Но, как и в Петергофе (в прошлом году), работа экскурсовода нам не понравилась: всё очень быстро и сумбурно, без «души». Хотя во всём дворце была только наша небольшая группа. Сам дворец небольшой, построен в 1711-1727 гг., неоднократно перестраивался разными владельцами (родственники императоров). От самого князя Меньшикова осталось очень мало.

Ораниенбаум. Меньшиковский дворец.

Парадная лестница перед входом в Меньшиковский дворец. Ораниенбаум.

Дальше поехали по кольцевой (через тоннель под Финским заливом) в сам Санкт-Петербург. Изначально планировали заехать в Кронштадт и осмотреть достопримечательности. Но погода и дефицит времени внесли коррективы, больше даже, наверное, погода (дождь, холод и ветер). На проживание остановились в знакомом нам хостеле «1912», что недалеко от Петропавловской крепости. Это самый маленький хостел Санкт-Петербурга. Расположен в трёхкомнатной квартире на 7-ом этаже. Мы заняли 4-местную комнату, поэтому получилось очень уютно. Хостел чистый, тихий, удобный, рядом есть платная парковка, супермаркеты, до метро — 10 минут ходьбы. За двое суток заплатили (с учётом личной скидки и раннего бронирования) — 5 767 рублей. В стоимость входит завтрак (правда, достаточно скромный).

На следующий день по плану был Эрмитаж. Электронные билеты купили заранее, ещё дома. Поэтому большой и долгой очереди удалось избежать (вход отдельный). Несмотря на то, что мы зашли в музей с открытием, народу набралось много очень быстро. Больше всего иностранцев. В первый раз мы решили осуществить ознакомительную экскурсию без экскурсовода. Супруга заранее выбрала наиболее интересные для нас залы. Логистика музея тоже оставляет желать лучшего. Указатели малоинформативные, общих схем практически нет, обозначения залов только на дверях в виде малозаметного номера. Аудиогид, скачанный с сайта музея очень размытый, по 30-40 минут про каждый зал (это очень долго, учитывая количество залов). В итоге, мы прошли почти все намеченные залы, но всё-таки заблудились… Эрмитаж очень красив, столько шедевров, что просто голова идёт кругом. Но, это, конечно, не на один день. Впечатлений — уйма. Детям, правда, больше понравилась древнеегипетская экспозиция (особенно настоящая мумия).

Эрмитаж.

После Эрмитажа, мы пошли в Зоологический Музей. Очень много всяких зверюшек (чучел, естественно), причём все они оформлены в целые экспозиции (сцены из жизни животных) и очень реалистичны. Можно также увидеть доисторических животных.

Зоологический музей. Санкт-Петербург.

В этот день мы планировали еще посетить музей Блокады Ленинграда и Летний Сад, но музей оказался закрыт на реставрацию, а отвратительная погода (дождь и холодный ветер) не позволила находиться на улице. Поэтому…, поехали покупать жене шубу! Во всех магазинах были обалденные скидки, но, как всегда, нам ничего не подходило… В общем, выбор большой и, спустя несколько часов, шубу мы всё-таки купили. Хоть в этом повезло!

На следующий день 10.06.2016 г. с утра посетили парк миниатюр Санкт-Петербурга в Александровском парке (расположен недалеко от нашего проживания). Погода по-прежнему была плохой: температура воздуха около +10ºС, ветер, периодически дождь (без демисезонных курток не обошлось).

Петербург в миниатюре. Александровский парк.

Следующим пунктом для посещения был Храм Спаса на Крови. Запарковались возле Казанского собора и пешком дошли до этого великолепного произведения архитектурного искусства. Внутри было полно народа, но нам предложили взять экскурсию (причём услуги экскурсовода входят в стоимость билета, нужно только подождать формирования группы), о чём впоследствии не пожалели. Я давно не слышал такого интересного и увлекательного рассказа, так сказать с «душой». Было очень интересно и поучительно. Даже дети слушали «открыв рот» и глазели по сторонам с неподдельным интересом. Красота этого храма и его история произвели на нас большое впечатление. Очень рекомендуем.

Храм Спаса на Крови. Санкт-Петербург.

Храм Спаса на Крови. Санкт-Петербург. Вся внутренняя отделка — мозаика.

После экскурсии сходили в Елисеевский магазин, где, по утверждению дочерей, продают самые вкусные макаруны. Пришлось разориться на всякие вкусняшки…

Елисеевский магазин. Санкт-Петербург.

Там же, на Невском проспекте, пообедали в «Столовой № 1». Это сеть кафе быстрого питания. Очень недорого, вкусно и достаточно уютно.

В этот же день мы продолжили наш вояж, и взяли курс на Крым. Ближайший пункт назначения — Клин. Выезд из Питера занял достаточно много времени (плотное движение, множество светофоров). Кстати, езда по самому Санкт-Петербургу не представила больших проблем. Даже немного удивляла терпимость местных к «залётным». Да и больших пробок нам не встретилось.

Дорога Санкт-Петербург — Москва очень утомительна. Больше всего бесит большое количество населённых пунктов, через которые идёт трасса. Приходится постоянно сбрасывать скорость, стоять на светофорах, пропускать пешеходов и т.п. Так или иначе, но к вечеру добрались до г. Клин. Остановились в мини-отеле «Спектр». Номер супруга забронировала заранее (еще из дома). Семейный Люкс обошелся в 2200 рублей. Все, конечно, бедненько, но чистенько. На первом этаже есть бар, где недорого и неплохо готовят.

На следующий день 11.06.2016 г., с утра пораньше, выдвинулись по направлению на Ростов-на-Дону. В этот раз мы решили не ехать через МКАД, а объехать Москву по дальней объездной. Получалось почти на 100 км дальше, но зато наверняка без пробок. В итоге вывод такой: пробок не было, качество дорог среднее, интенсивность движения умеренная, но дорога узковата и много фур. Обгон других авто представлял местами сложности. Зато виды за окном очень красивые — леса, реки, луга…

Маршрут Клин — Миллерово.

Движение по платным участкам трассы «Дон М4» просто одно удовольствие. Единственная проблема — пункты оплаты. Это всегда небольшая очередь. Но именно здесь ты теряешь все преимущества в скорости и времени.

Не обошлось и без пробок на трассе М4 (перед Лосево) из-за ремонта дороги. Стоять не было никакого желания. Решили рискнуть и поехали в объезд по деревням (через Нижний Кисляй, Козловку, Бутурлиновку и выехали на трассу в Павловске). Крюк, конечно, дали приличный, но зато были в движении. Не знаю, выиграли мы, или нет, но не проиграли по времени — так это точно.

В этот день смогли доехать только до Миллерово, хотя изначально планировали до Ростова-на-Дону. Общий пробег составил 1121 км.

Заночевали в недорогой гостинице «Дом Туриста», в других уже не было мест (48º55'24"N, 40º23'24"Е). Номер хоть и без удобств (душ и туалет в коридоре, но чистенько), персонал доброжелательный и есть буфет. За ночёвку отдали 1800 рублей.

На следующий день 12.06.2016 г. проскочили Ростов-на-Дону (на удивление без пробок) и дальше на Краснодар — Крым. Здесь есть несколько вариантов движения (большинство едет через Тимашевск), но мы традиционно едем по следующему маршруту: Кореновск, Динская, Новотитаровская, Нововеличковская, Старовеличковская, Старонижнестеблиевская, Славянск-на-Кубани. Причина объезда Тимашевска — наличие там железнодорожного переезда, на котором иногда приходится долго стоять.

Маршрут Миллерово — Керчь.

Хочется отдельно сказать про дорогу Ростов-на-Дону — Краснодар. Ремонты на ней были на завершающем этапе, поэтому пробок не было, а качество полотна просто отличное.

Где-то около 15:00 мы были уже на пароме. Очередь небольшая. Перед нами отошли два парома, поэтому пришлось подождать. В общей сложности на всю переправу ушло 3 часа.

Керченская переправа.

В Керчи живут мои родители. На несколько дней остановились у них. Объездили местные пляжи, покупались, позагорали. Уникальность Керчи в том, что здесь с трёх сторон море: Азовское, Керченский пролив и Черное. В черте города хороших пляжей нет. Есть, правда, одно интересное место — так называемый «Московский пляж» (к нему можно проехать по ул. Московской). Пляж там маленький (неплохо для маленьких деток), но очень красивый берег и море. В тихую погоду можно взять катамаран и покататься возле огромных каменных глыб в море.

Керчь. Пляж «Московский». Вид на море.

Замечательные песчаные пляжи находятся в прибрежных деревнях в 15-20 км от города. На Азовском море это Юркино, Курортное, Новоотрадное. В Курортном есть замечательное лечебное грязевое озеро в 30-40 метрах от моря. В посёлке Маяк, что на уровне пролива (практически возле переправы) тоже есть неплохой песчаный пляж. На черноморском побережье возле Керчи расположен официальный городской пляж (кстати, неплохо оборудован) и хороший пляж есть в районе посёлка Героевка (место боевой славы десанта на Эльтиген).

Про Керчь могу говорить много: места боевой славы Великой Отечественной войны (Аджимушкай, Эльтиген, гора Митридат и т.д.), уникальные памятники древности (городище Пантикапей на горе Митридат, Царский курган в п. Аджимушкай, крепость Еникале и др.), крепость Керчь и т.д., и т.п. Почти везде мы были уже не один раз. Особенно рекомендую всем посетить с экскурсией каменоломни Аджимушкая. Такого, неверное, нет больше нигде. Чтобы оценить подвиг советских воинов во время Великой Отечественной войны в этом месте, нужно все увидеть своими глазами… Сходите, не пожалеете. Я думаю, что у многих даже немного изменится мировоззрение.

А мы в этот раз посетили в Керчи историко-археологический музей на Свердлова 22. Музей небольшой, но есть очень интересные экспонаты. Желательно брать экскурсию, иначе большей части не поймёте. Почти всё в музее про события до нашей эры. Кстати, Керчи более 2600 лет. Я думаю, что это теперь (после присоединения к России) самый древний город нашей страны.

В Керчи есть ещё и картинная галерея на ул. Театральная 36, у подножия знаменитой лестницы на гору Митридат. Основная часть — постоянная выставка художника Н.Я. Бута про героев Аджимушкая. Посетителей очень мало, билеты не дорогие. Нам понравилось.

Настоятельно рекомендую посетить гору Митридат, которая находится в центре города. Даже если вы проездом — это займёт не очень много времени. Там вы сможете побывать сразу в нескольких интересных местах: мемориал славы воинам Великой Отечественной войны, раскопки (и частичная реконструкция) древнего городища Пантикапей, да и просто полюбоваться красивыми видами города и моря. Кстати, на смотровую площадку можно заехать на машине (с улицы Пирогова) или подняться по лестнице (более 300 ступенек) с площади им. Ленина.

Керчь. Гора Митридат. Мемориал Славы воинам Великой Отечественной войны.

Керчь. Вид на город с горы Митридат.

Керчь. Вид с горы Митридат на город и строящийся мост через пролив.

А еще в Керчи есть грязевые вулканы. Насколько мне известно, они есть только в трёх местах в России: на Камчатке, на Тамани и возле Керчи. Находятся в степи, за деревней Бондаренково. Дорога — грунтовка, но проехать можно на любой машине. Найти не сложно (в деревне даже есть указатели). К сожалению, я забыл записать координаты, но это все есть в интернете, кто захочет — найдёт. Очень необычное зрелище, причём в большинстве из них постоянно что-то плюхает. Всем понравилось. Конечно, оборудованных ванн и т.п. здесь нет, абсолютно дикое место. Небольшой совет: ехать лучше ближе к вечеру, потому что днём в степи — просто невыносимая жара.

Грязевой вулкан возле Керчи.

В этот раз мы не успели посетить крепость Керчь. Это огромное и уникальное фортификационное сооружение, расположенное на берегу Керченского пролива в самой узкой его части (с косой Тузла). Крепость была построена в XIX веке при Александре II и играла важную стратегическую роль. Надеемся в следующую поездку побывать там и все посмотреть.

Многие, наверное, уже слышали про так называемые «Генеральские пляжи» на Азовском море недалеко от Керчи. Это замечательные небольшие песчаные пляжи (бухточки), отгороженные друг от друга каменными мысами. Вдоль берега по степи есть грунтовая дорога со спусками практически к каждому пляжу. Если собраться в путь «по сухому» (не после дождя), то можно проехать практически везде даже на обычной машине, не говоря уже про внедорожники. Это замечательные места для отдыха с палаткой (на следующий год так и поступим). Нам немного не повезло — был очень сильный ветер, и море штормило. Однако, красоту этих мест ничем не испортить. Что здесь говорить — смотрите сами….

Из Керчи направились в Севастополь, а если точнее — в Балаклаву. Мы здесь уже были, но красота этого места так и тянет к себе. Остановились на пару дней у дальних родственников жены (не виделись около 20 лет!). Спасибо им огромное — такого тёплого приёма мы просто не ожидали. Кстати, очередной раз убедились какие крымчане патриоты России! Узнали от родственников много интересного про события 2014 года в Севастополе, так сказать «из первых уст», причём от непосредственных активных участников самого настоящего народного движения!

В Балаклаве два года назад мы брали морскую экскурсию по бухте и по морскому побережью на катере. Было очень здорово — и покатались, и покупались среди моря, и даже рыбку половили (ставридку, причём на голый крючок). В этот раз мы решили пройтись пешком на вершину горы Крепостной возле входа в Балаклавскую бухту и посмотреть развалины древней крепости Чембало. Последняя была построена генуэзцами в XIV-XV веках, затем неоднократно перестраивалась и активно использовалась Османской и даже Российской Империей. Путь на гору идет по тропинке, местами очень крутой, поэтому лучше надеть хорошую обувь и взять с собой водички.

Балаклава. Развалины Крепости Чембало.

С вершины горы Крепостной открываются поистине прекрасные виды — как Балаклавской бухты, так и Чёрного моря.

Балаклава. Вид на бухту с Крепостной горы.

Балаклава. Вид на Бухту с Крепостной горы.

Балаклава. Вид на Чёрное море с Крепостной горы.

Балаклава. Вход в бухту. Вид с высоты Крепостной горы.

В самом Севастополе мы еще побывали в Михайловском бастионе (он же равелин, он же форт). Это настоящий форт, построенный в 1846 году на Северной стороне Севастопольской бухты для защиты входа в бухту. Бастион принимал активное участие во многих войнах. В настоящее время в нём расположен музей. Причём, по большому счёту, это музей не столько самого бастиона, сколько всей истории Севастополя со времён его основания. Удивительно, но, как оказалось, само здание бастиона было отреставрировано буквально в последние годы. Поражает не только архитектура и сложность строений этого сооружения, но очень интересная экспозиция музея. Экскурсия очень интересна и познавательна. После посещения музея можно выйти к морю и увидеть (через бухту) знаменитую Севастопольскую набережную со всеми её памятниками и другими фортами.

Севастополь. Михайловский бастион на Северной стороне бухты.

Севастополь. Михайловский бастион. Музей.

Севастополь. Михайловский бастион. Музей истории города.

В Балаклаве есть маленький городской пляж, прямо в конце набережной. Там, конечно, нет песка — все закрыто бетонными плитами, так как это по сути фрагмент набережной бухты. Но морская вода удивительно чистая, много детворы. Все довольно чистенько и поддерживается порядок. На наших глазах патруль полиции вывел с пляжа мужчину, который употреблял спиртные напитки (хотя вёл себя тихо и никому не мешал). Вот, если бы везде так! Мы с удовольствием искупались на этом пляже. Там особый шарм — рядом постоянно проплывают катера, небольшие корабли и рыболовецкие шхуны.

Утром следующего дня мы отправились дальше по намеченному маршруту — через Бахчисарай на Ай-Петри и в Ливадию, где у нас был забронирован номер на 2 дня. В сам Бахчисарай не заезжали, мы там были уже не один раз. Ходили и в Ханский Дворец, и поднимались на Чуфут-Кале, посещали Успенский монастырь, гуляли по парку крымских миниатюр… Кто там не был — рекомендуем. Ну а у нас в этот раз была другая цель — водопад Серебряные струи, что по дороге на Ай-Петри.

Итак, преодолев несколько мелких деревень, мы забрались по очень красивой дороге немного в горы и остановились возле начала маршрута на водопад. Кстати, там же (только в другую сторону) начинается маршрут на Большой каньон (туда мы тоже уже ходили несколько лет назад). Машину оставили у кафе Сары-Су (44º31'1"N; 33º59'6"E). Идти до водопада не очень долго — 30-40 минут по лесной дороге (проезд туда закрыт), больше в горку.

Крым. Дорога на водопад «Серебряные струи».

Крым. Тропа на водопад «Серебряные струи».

Сам водопад «Серебряные струи», если честно, не очень впечатлил. Ввиду длительной сухой погоды горные реки иссякли, и водопад потерял свою красоту. Но, если подключить воображение, то можно представить, как здесь бывает красиво весной — с огромного валуна, покрытого ярким зелёным мхом, спадает множество искрящихся тонких струй чистейшей горной воды.

Крым. Водопад «Серебряные струи».

У подножия водопада течёт красивая горная холодная речушка. Если пойти дальше вверх, то можно увидеть так называемый искусственный «форелевый пруд». Чуть позже встретили двух мужиков с удочками, которые пытались там что-нибудь поймать. Как выяснилось — рыбы нет.

Крым. Форелевый пруд недалеко от водопада «Серебряные струи».

А если пойти по тропинке еще дальше вверх, то можно дойти до смотровой площадки среди гор. Вид там открывается очень красивый, правда терпение детей было уже на исходе (несмотря на лес, воздух очень горячий и влажный — идти трудно).

Крым. Смотровая площадка за водопадом «Серебряные струи».

Дорога назад к машине несколько полегче — под горку. Уставшие и довольные мы заглянули в вышеуказанное кафе, которое расположено возле горной речки. А несколько беседок стоят прямо над водой, от которой веет изумительной прохладой. Здесь подают много национальных блюд. Нам очень нравятся маленькие пельмени (в идеале до 20 штук в одной столовой ложке помещается) в бульоне. Все время забываю, как это блюдо называется. Но если спросите — вам подскажут. А еще советую взять чай из сбора местных трав — здорово утолите жажду и насладитесь необыкновенным ароматом.

Крым. Кафе на горной реке по дороге на Ай-Петри (со стороны Бахчисарая).

После небольшого отдыха и вкусного обеда продолжили подъём по горнолесному серпантину на яйлу (плато) Ай-Петри. Красота неописуемая, жаль только водителю некогда на это смотреть. «Баранку» надо крутить постоянно.

Крым. Дорога на Ай-Петри (со стороны Бахчисарая).

На плато открываются удивительные ландшафты, можно съехать с трассы на грунтовки и устроить пикник. Для полноценного изучения Ай-Петри необходим не один день. В идеале пешком с рюкзаком и палаткой. В наши планы это не входило. Сделали небольшой привал и двинулись дальше вниз, на Ялту.

Крым. Ай-Петри. Фантастический объект на фоне дивной природы. Думали обсерватория — оказался военный объект (РЛС).

Крым. Ай-Петри. Вид на Ялту.

Возле смотровой площадки великое множество всяких кафе и забегаловок. Там мы были в прошлый раз и нам, если честно, не очень понравилось. Слишком навязчивые зазывалы, как-то всё кругом неопрятно, грязно, скученно. Просто противно от этой битвы за клиентов на фоне такой красоты. Будь моя воля — я бы их всех оттуда выгнал. Это такая жемчужина природы — а тут сплошная торговля.

Дорога с Ай-Петри до Ялты — это отдельный разговор. С одной стороны, очень крутой серпантин, с другой — необычайно красивые виды, фантастические деревья и скалы.

Крым. Ай-Петри. Вдоль дороги на Ялту…

Крым. Ай-Петри. Спуск к Ялте.

Крым. Спускаемся с Ай-Петри к Ялте. Сказочное дерево!

Возле Ялты в пгт Ливадия у нас был забронирован номер (еще в феврале) в отеле «Гостевой Дом Вояж» (есть на Букинге) на 2-ом этаже. 4-местный номер со всеми удобствами (и кондиционером) на 2 суток обошёлся нам в 5000 рублей. Все очень чистенько и аккуратно. Парковки у отеля нет, пришлось оставлять машину на дороге. До берега моря, к сожалению, пешком далековато, но на машине — 5 минут. Зато вид из номера на море — закачаешься. Нам все очень понравилось.

Ливадия. Ночь. Вид из номера в отеле.

Крым. Ливадия. Номер в отеле.

Крым. Ливадия. Вид из номера в отеле.

В этот же день вечером мы успели покупаться на Ливадийском пляже «Дельфин».

Крым. Ливадия. Июнь. Вечер. Пляж.

В Ливадийский дворец на экскурсию мы ходили в прошлом году, поэтому в этот раз были другие планы. На следующий день отправились посетить Форосскую церковь (Воскресения Христова). Она расположена в уникальном месте — на краю скалы на высоте более 400 метров. Построена церковь была еще в 1892 году богатым купцом в честь спасения императора Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе в 1888 году. В годы советской власти её разорили, не один раз хотели взорвать, и только после перестройки церковь начали реставрировать и вернули верующим. Будучи там, обязательно ознакомьтесь с трагической судьбой первого (после восстановления) настоятеля храма — отцом Петром. Сейчас это уникальный и очень красивый храм. Виды со смотровой площадки на море и Форос просто обалденные. Мы были здесь несколько лет назад, но хотелось еще разок посмотреть на эту красоту и величие.

Крым. Форосская церковь.

Крым. Вид на Форос со смотровой площадки Форосской церкви.

По дороге от церкви вверх по старой ялтинской дороге (Ялта — Севастополь) мы добрались до знаменитых Байдарских ворот, которые находятся на высоте около 500 метров над уровнем моря. Это архитектурное сооружение было построено в честь окончания строительства дороги в 1848 году. Над воротами имеется смотровая площадка — прекрасное место для фото и наслаждения морским пейзажем.

Крым. Байдарские ворота.

Дальнейший наш маршрут лежал в Симеиз по верхней дороге (основная трасса Севастополь — Ялта) — было непреодолимое желание побывать на скале Дива, что возле горы Кошка.

В Симеизе запарковались и по красивой кипарисовой аллее отправились к скале Дива, которая расположена возле основного пляжа посёлка.

Крым. Симеиз.

Скала Дива возвышается над морем на 70 метров, и к её вершине ведёт лесенка, сделанная местными жителями еще в начале XX века. Для того, чтобы подняться к смотровой площадке нужно преодолеть около 260 ступенек, причём местами очень высоких и крутых. Поэтому обувь надевайте хорошую и устойчивую. Подъём в солнечный полдень для всех нас превратился в настоящее испытание, но мы «не ищем лёгких путей» )).

Крым. Симеиз. Скала Дива.

Крым. Симеиз. Скала Дива. Лесенка на вершину.

Смотровая площадка на вершине скалы небольшая, был очень сильный ветер, но открывшиеся виды стоили всех наших усилий.

Крым. Симеиз. Вид со скалы Дива.

Спустившись вниз, решили искупаться, но не на пляже, а у основания скалы. Правда, пролезть по каменным глыбам было не просто. Вода здесь оказалась очень чистая, прозрачная и тёплая. После всех похождений это было просто райское наслаждение.

Следующим пунктом в этот день был Воронцовский дворец в Алупке. Ранее (в прошлые годы) мы неоднократно там бывали с экскурсией. Но в этот раз хотели просто погулять по уникальному парку и отдохнуть. Парк является рукотворным (хотя выглядит как природный), пронизан множеством ледяных ручьёв и водопадов, имеются пруды, множество редких и уникальных растений. Создан был в 1824-1851 годах при дворце графа Воронцова главным садовником-ботаником Южного берега Крыма К.А. Кебахом.

Крым. Алупка. Парк Воронцовского дворца.

Крым. Алупка. Воронцовский дворец.

По пути в Ливадию (по старой «нижней» дороге через все прибрежные посёлки) остановились и сфотографировали «визитную карточку» Крыма знаменитый дворец Ласточкино Гнездо — это действительно очень красиво.

Было еще желание сходить прогуляться по знаменитой Царской тропе от Ливадийского дворца до пгт Гаспра. Она была построена для прогулок царя вдоль побережья. Особенностью этой тропы является её ровное расположение — угол наклона или подъёме не превышает 3º, расположена на высоте более 100 метров над уровнем моря. Кроме того, тропа проходит в тени множества тропических деревьев и кустарников. Ну, и конечно, красивейшие виды моря и южного берега Крыма. Длина тропы составляет 6711 метров. Было уже поздновато, и мы успели пройти только несколько сот метров, как стемнело. Дальше идти уже не имело смысла, да и устали мы за этот день порядочно. Немного удивило не очень опрятное состояние дорожки. В следующий раз обязательно выделим на прогулку по этой тропе как минимум полдня и пройдём до конца и обратно.

На следующий день нашей целью был Массандровский дворец возле Ялты. Предварительно заехали на Массандровский винзавод — хотели купить вина в фирменном магазине. В таких магазинах при заводах вино обычно дешевле и наверняка оригинальное. К нашему величайшему удивлению, ассортимент фирменных вин оказался бедноват — лежали в основном какие-то жутко дорогие коллекционные бутылки. Обычные вина тоже оказались дороже, чем в супермаркетах. Кроме того, в этом фирменном магазине продавалась продукция и других заводов и не только вина. Мы не стали ничего покупать (какой смысл переплачивать?) и поехали в Массандровский дворец.

Путь ко дворцу оказался мудрёным. Навигатор чудил, указателей вообще не нашли. Но, так или иначе, «объект» был найден. Удивило полное отсутствие парковки, хотя за стояние на обочине дороги нам пришлось заплатить мзду местным Остапам Бендерам (даже чек выдали!).

К дворцу нужно приличное расстояние идти пешком в горку (около 20 минут) или можно за денежку доехать на электрокаре. Мы решили идти пешком — благо дорожка через парк по большей части тенистая.

Массандровский дворец был построен в конце XIX века как охотничий домик для царей. История его строительства достаточно интересна. Мы сходили на экскурсию во дворец и узнали для себя много нового. Красиво, интересно, не долго и не дорого.

Вокруг дворца разбит прекрасный парк в английском стиле — для осмотра всех его достопримечательностей есть отдельная экскурсия. Было очень жарко, и силы таяли на глазах, особенно у детей. Тяжело нам, северянам, даётся жара… Решили отложить на следующий раз — будет повод побывать здесь ещё раз.

Крым. Массандровский дворец.

Из Массандровского дворца мы отправились в дальнейшее наше путешествие по Крыму — через Симферополь в Судак. Дорога шла через Ангарский перевал — самая высокая точка трассы Симферополь — Алушта (752 метра над уровнем моря). Кстати, по этой дороге проходит самая длинная в мире горная троллейбусная трасса Симферополь — Ялта — 84 км. А на Ангарском перевале стоит памятник — обычный троллейбус, который проработал на этой трассе 40 лет.

В этот день стояла очень сильная жара (до +48ºС в тени), что стало настоящим испытанием для нашей машины, особенно на затяжном подъеме в горах. Чуток не дотянув до вершины Ангарского перевала начала греться АКП (перешла в аварийный режим — только на 3 передаче), а за ней и двигатель. Всему виной оказалась мелкая дополнительная сетка в нижнем воздухозаборнике, которую я установил в качестве защиты от камней и насекомых. После демонтажа этой сетки таких перегревов больше не случалось. О перегревах АКП в экстремальных режимах я знал, но наделялся что меня минует чаша сия (в откровенное бездорожье не собирался). Однако, видимо, придётся установить дополнительный радиатор АКП, чтобы избежать в будущем таких неприятностей. Тем более, что конструкцией автомобиля он предусмотрен, но японцы поставляют в нашу «северную» страну машины без этих радиаторов. Прошу прощения за техническое отступление.

Симферополь можно объехать по объездной, но мы решили через город. Машин было не много. Некоторые улочки очень красивы и уютны.

Симферополь. Улица Киевская.

На окраине города есть большой магазин Ашан, куда мы и заехали закупиться всяким скарбом для жизни в частном пансионате в Судаке. Для тех, кто решит посмотреть сам город, можем порекомендовать побывать в центре (ул. Пушкина), где много старых домов и уютных кафе, погулять по набережной реки Салгир, посетить Детский парк (возле Куйбышевского кольца), где есть зоопарк и аттракционы для детей.

Из Симферополя продолжили движение на Судак по основному шоссе (на Феодосию — Керчь). Дорога красивая, но движение очень интенсивное. После присоединения Крыма к России — это основная транспортная ветка с Керченской переправы. Местами шли ремонты.

В Судаке мы уже не один год останавливаемся у наших старых знакомых, которые сдают отдельную комнату с удобствами (и отдельным входом) в частном доме. Во дворе под навесом есть своя газовая плита и все кухонные принадлежности. В отдельном домике у них также сдаются комнаты без индивидуальных удобств, но также со своей кухонькой на свежем воздухе. Номера без кондиционеров, но цена абсолютно демократичная — 150 рублей с человека в сутки. Должен сказать, что в Судаке и окрестностях при желании можно найти жильё с абсолютно любым сервисом — благо предложений (особенно в июне) достаточно. Далеко не все владельцы выкладывают свои апартаменты в интернет, гораздо больше можно найти, приехав «дикарём».

В Судаке мы задержались почти на 2 недели — это наше любимое место отдыха. На городской пляж мы не ходим — там обычно очень много людей. В этом плане мы «разбалованы» — привыкли к полудиким и пустынным пляжам. Именно поэтому путешествуем на автомобиле. Для купания в море обычно ездили на пляжи мыса Меганом или в село Прибрежное, что за посёлком Солнечная Долина.

У мыса Меганом есть несколько абсолютно разных пляжей — и каменистые (можно понырять с камней), и песчаные (оптимально для малышей). Вода здесь обычно очень чистая. Люди занимаются дайвингом. Мы просто поныряли с маской.

Судак. Мыс Меганом.

Крым. Вид на Судак с пляжа возле мыса Меганом.

В селе Прибрежное чудный песчаный пляж, подъехать можно практически к песку. Народу обычно не много. Так как этот пляж расположен по сути дела с другой стороны от мыса Меганом, то место купания мы выбирали по направлению ветра, дабы не попасть на шторм.

Ну а самым излюбленным нашим местом является посёлок Новый Свет. Туда из Судака около 10 км, но по ОЧЕНЬ красивой и достаточно опасной дороге. Главное не торопиться и не обращать внимания на местных лихачей. Паркуемся при въезде в посёлок на платной стоянке и идём к пляжу через очень ароматную можжевеловую рощу. Иногда там можно услышать целый концерт цикад. Идти не долго — минут 10.

Крым. Новый Свет.

Крым. Новый Свет. Скала Дельфин, Пиратская бухта.

Крым. Новый Свет. Тропа Голицына, вход в грот Шаляпина.

Пляж в Новом Свете обычно тоже всегда переполнен, но в июне здесь ещё терпимо. В этой бухте редко бывает крупная волна, поэтому вода очень прозрачная и чистая. В тихую погоду можно видеть множество рыбок, плавающих рядом с тобой. Главная достопримечательность Нового Света — это тропа имени князя Л.С. Голицына. Она была построена князем в 1912 году к приезду в это место царя Николая II. Тропа проходит по краю скал и вдоль красивейших бухт. За первой же скалой попадёте в огромный грот Шаляпина — это уникальное природное углубление в скале. В одном месте можно спуститься к небольшому пляжу и искупаться (в Синей бухте). Местами дорожка имеет довольно экстремальные участки. Опять рекомендуем надевать хорошую обувь. Да, и не забудьте фотоаппарат… Длина всей тропы более 5 км. Кстати, в обратный путь можно отправиться на моторной лодке, множество которых подплывает к пляжу в Синей бухте.

К нашем удивлению, в этом году тропу сделали платной, но мы подошли уже достаточно поздно (около 17:00 или немного позже) и продавцов билетов уже не было. Кстати, наш совет — идти на тропу лучше во второй половине дня (после 15-16), тогда не попадёте под беспощадное солнце. Мы ходили по этой тропе уже несколько раз, но не всегда до конца. Если устали, то можете всегда развернуться и пойти назад.

При подходе к тропе местные «капитаны» предлагают за определённые деньги довезти вас на катере до Синей бухты, а оттуда вы можете вернуться уже пешком (мотивируют тем, что не придётся платить за вход). Решайте сами. Можно и так. Мы однажды (несколько лет назад) брали морскую прогулку на хорошем катере по всем бухтам. Сам капитан подробно рассказал все сказки и легенды про эти скалы и бухты. Купались прямо с катера — вода просто изумительная.

Есть ещё один вариант — можно взять катамаран (есть и 4-местные, причём с тентом) и проплыть вдоль побережья параллельно тропе. В любом месте можно остановиться и покупаться, местами причалить к берегу (где не всегда возможно спуститься даже по тропе). Но не забывайте — педали придётся крутить самим ))). Так мы тоже делали в одну из поездок, правда потом ноги болели несколько дней.

На набережной Нового Света есть уличное кафе (прямо у спуска), где пекут очень вкусные чебуреки. По нашему мнению, они здесь самые вкусные и всегда свежие. Рекомендуем попробовать.

А ещё хотим порекомендовать сходить на дегустацию шампанских вин завода Новый Свет. Их проводят в двух местах: в доме-музее князя Л.С. Голицына или на заводе. Мы были в доме-музее в прошлом году. Это очень интересно, познавательно и необыкновенно вкусно. Теперь мы пьём шампанское только Новый Свет!!! Планируем повторить дегустацию, но теперь на самом заводе в следующую поездку.

В один из дней нашего судакского отдыха мы с друзьями (которые тоже приехали из Нефтеюганска в Крым на автомобиле с маленькими детьми) съездили в хорошо известный нам дельфинарий в селе Курортное (Карадагская биостанция).

Маршрут в дельфинарий (Карадагская биостанция).

Дельфинарий на Карадагской биостанции.

В отличие от множества других дельфинариев, расположенных в Крыму, этот является научным учреждением, входит в состав Карадагского заповедника РАН. Программа очень насыщена, дельфины вытворяют просто чудеса эквилибристики. В представлении также участвует дрессированный морской котик. Детвора просто в восторге, когда дельфины специально обрызгивают их водой после прыжков. Советуем занимать места поближе к площадке, где находится дрессировщик — лучше видно. После представления за умеренную плату можно сфоткаться в обнимку с дельфинами, которые прекрасно позируют.

Возле Судака есть небольшой посёлок Солнечная долина, больше всего известный по одноимённому винзаводу и торговой марке. При въезде в посёлок (с трассы Судак-Феодосия) можно полюбоваться очень красивыми скалами. Мы постоянно останавливаемся для фотосессии.

Крым. На трассе возле посёлка Солнечная Долина.

Крым. Шикарные скалы и горный лес возле посёлка Солнечная Долина.

В Солнечной Долине есть древняя церковь (IX век) святого пророка Ильи, построенная еще греками (византийцами), которые, видимо, и основали этот населённый пункт. Церковь расположена в центре посёлка — на развилке дорог. Это небольшой, я бы даже сказал маленький храм, но уникальный. От него просто веет древностью и святостью. Он действующий, но работает только по выходным и праздникам. У входа в храм находится могила святого Петра — настоятеля церкви, убитого турками в 1771 году. Вход в храм очень низкий, вследствие чего прозван «дверью смирения». Кстати, при раскопках, проводимых возле храма, были найдены доказательства того, что раньше на этом месте был другой, ещё более древний храм. Главная реликвия храма — мраморная купель IV-V века, сделанная из капители античной колонны, якобы привезенной из Константинополя. В 2004 году в уже отреставрированном и действующем храме случился пожар, но несмотря на то, что он длился несколько часов, огонь так и не дошёл до деревянного иконостаса. Купель с тех пор, имеет немного обгоревший вид. Кстати, в ней и сейчас крестят детей!

В один из пасмурных дней мы решили съездить на Белую скалу (Ак-Кая) возле Белогорска. Скала возвышается над уровнем моря на 325 метров и действительно белая. Состоит из известковых пород. Здесь снимали много советских фильмов. Во все исторические времена эта скала была очень важным местом, иногда даже выступала как святилище. В 1777 году здесь находился штаб завоевателя Крыма Суворова, а в 1783 году на плато Белой скалы собранные князем Потёмкиным представители крымской знати принесли присягу на верность России.

Крым. Вид с Белой Скалы.

Крым. Вид с Белой скалы.

На гору можно заехать с трёх сторон. Слева (если стать лицом к скале) есть грунтовая дорога (на въезде в село Вишенное), но на обычной машине вряд ли получится здесь проехать. Мы начали с этого варианта, но пришлось развернуться, так как накануне прошёл дождь и местами появились огромные лужи, а грунтовка превратилась в мыло. Я на своем внедорожнике, может быть, и проехал бы (хотя резина у меня шоссейная и в грязи она просто бесполезна), но наши друзья на Hyundai Accent не имели никаких шансов. Поэтому решили найти другой путь, справа от скалы. И действительно, на дороге по направлению от Белогорска на с. Пролом и с. Васильевка есть съезд на скалу. Дорога неплохая, хотя тоже были лужи. Когда-то она был отсыпана известняком. Именно по этой дороге нам удалось добраться до вершины Белой скалы.

На скалу можно забраться и по средней дороге, прямо из одноимённого поселка, но это дорога только для полноприводных автомобилей — там очень крутой подъём.

В каждый наш приезд в Крым, по сложившейся традиции, мы посещаем Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь, который расположен возле с. Тополёвка (недалеко от города Старый Крым). Это старый женский монастырь, расположен в лесу в Крымских горах. Он был официально открыт в 1864 году, затем в годы Советской власти не функционировал. Возрождение и повторное открытие началось в 1993 году. Сейчас там строят очень большой кирпичных храм, по образу и подобию того, что стоял ранее. В монастыре есть три купели, наполняемых чистейшей водой из горных источников. Одна из них, наиболее оборудованная (как бассейн), расположена недалеко от входа. Другая, купель им. Св. Георгия, расположена в лесу. До нее надо идти (около 2 км) пешком по тропе (лесная дорога). Большая часть пути в горку, поэтому в жару бывает трудновато (зато назад проще). Окунувшись в ледяную купель, Вы получите необыкновенный прилив сил и бодрости. Проверено на личном опыте многократно. Здесь тоже оборудованные купели — раздельно мужская и женская, есть небольшая часовенка. Третья купель расположена еще дальше (и выше в горах) — около 5 км от входа в монастырь. Если не торопиться, то дорога по горному лесу доставит Вам удовольствие. Эта купель («Трёх святителей») практически не оборудована, является естественной, но небольшая и неглубокая. Вода в ней тоже холодная. На фоне летней жары, купание в этих купелях дает чувство восхитительной свежести и лёгкости.

Крым. Топловский монастырь. Купель «Трёх святителей».

В один из дней съездили в древнеармянский монастырь Сурб-Хач, расположенный в Старом Крыму. Название монастыря переводится как монастырь Святого Креста. Основание его относят к XIV веку. Он неоднократно разорялся как в древние времена, так и при Советской власти, но сегодня это частично восстановленный и действующий монастырь. Мы первый раз были в армянской церкви и монастыре.

Крым. Армянский монастырь Сурб-Хач.

В самом монастыре фото- и видеосъёмка запрещена. Посетителей оказалось очень мало. Но один из молодых монахов провёл нам очень поучительную и интересную экскурсию. Мы узнали всё не только про сам монастырь его историю и бытие братии, но и про отличие армянской церкви от православной. Нам очень понравилось. У входа в монастырь есть небольшое кафе, где продают вкусную монастырскую выпечку. Всё это в красивом лесу. Кстати, там тоже есть родник с чистейшей горной водой. Так что, берите с собой ёмкости — наберёте вкусной, чистой и целебной водицы.

Ну ладно, хватит о церквях и святых местах. В конце концов, Крым — это место, где производят много прекрасных вин! Мы уже давно «подсели» на крымские вина. Ни один вечер не проходил у нас в отпуске без бокала местного божественного напитка. И любимой маркой для нас является «Солнечная долина». Для ознакомления со всей продукцией этого завода была запланирована экскурсия с дегустацией. Место проведения — село Миндальное, бывшее имение князя Константина Горчакова «Архадерессе». Мы записались на вечернюю экскурсию, добраться можно на такси (это где-то в 8-10 км от Судака). Завод был основан всем известным великим русским виноделом князем Львом Голицыным в 1888 году. История создания завода интересна, не буду рассказывать, сходите — сами узнаете. Есть уникальные подвалы и технологии производства вина, практикуемые на заводе с тех старых времён. Во время экскурсии Вам всё покажут и расскажут.

Крым. Архадерессе. Винзавод «Солнечная Долина».

Крым. Архадерессе. Винзавод «Солнечная Долина». На стенах благородная плесень.

Крым. Архадерессе. Винзавод «Солнечная Долина». На стенах подвала благородная плесень.

Крым. Архадерессе. Винзавод «Солнечная Долина». Очень понравились надписи на стенах подвала.

Самой приятной частью экскурсии под завершение была дегустация 8 или 9 вин (точно уже не помним). Начали с сухих, а вот закончили знаменитым и оригинальным «Чёрным Доктором». Как оказалось, настоящий «Чёрный доктор» делают только на этом заводе, а вот Массандра производит уже не оригинал. Эти заводы даже судились между собой за право использования названия вина «Чёрный Доктор». Выступление дегустатора, рассказывающего о винах, предоставленных на пробу, нам очень понравилось. Немного истории, немного о составе, о вкусе и послевкусии и даже немного поэзии. Видно, что человек — настоящий профессионал и искренне любит своё дело. Такого вдохновлённого рассказа о вине (а также о его правильном и умеренном потреблении) я ещё не слышал!!!

Хотим дать пару советов, характерных для любых дегустаций. Заходя в дегустационный зал, выбирайте места поближе к ведущему. Обычно, после 3-4 рюмки в зале становится шумновато. Угомонить захмелевший народ просто невозможно. Поэтому, чтобы все хорошо расслышать (а ведь рассказывают обычно очень интересно), лучше сесть поближе. И второй совет — возьмите с собой немного закуски. В зале обычно стоит какой-нибудь крекер или сухарики, но их съедают очень быстро. Поэтому, чтобы сильно не захмелеть и заесть послевкусие от очередной пробы, лучше взять с собой немного сыра, пресного крекера или просто хлеба.

Из всех вин этого завода мне лично больше всего нравится десертное белое вино «Мускатное Фестивальное». «Черный доктор», конечно, вне конкуренции, но слишком дорогое (около 1500 рублей за бутылку), так сказать, не на каждый день. Кстати, обалденно вкусным оказался Кагор. Жена просто в восторге, и теперь, мы его частенько покупаем даже дома. Во всех фирменных магазинах завода Солнечная Долина многие вина можно купить в тетрапаках (вплоть до 10 литров). Не скажу, что намного дешевле, чем в бутылках, но очень удобно для перевозки домой. А некоторых вин, которые есть в Крыму, у нас я никогда не видел в продаже. Мы чуток затарились, но потом жалели, что мало взяли…

В планах на следующие поездки — дегустации и экскурсии на винзаводы Массандры и Инкермана.

В один из дней мы решили съездить из Судака на разведку на побережье западного Крыма. Были наслышаны о шикарных песчаных пляжах за Евпаторией в районе посёлка Мирный, на косе, отделяющей озеро Донузлав от Чёрного моря. Туда и направились — что нам 200 км, ерунда. Сели и поехали — так просто, покупаться в море… День, правда, выдался ветреный, дождливый и прохладный (редкость для Крыма летом, но в июне бывает). Пляж на косе за Мирным действительно оказался шикарным. Ширина песчаного пляжа около 20-30 метров, песок необыкновенно белый, а длина — километры. Несмотря на небольшой шторм, вода кристально чистая, но холодная. Вернее — бодрящая, купаться можно. Глубина наступает очень медленно — просто рай для деток. Вдоль всего пляжа тянутся бесконечные частные 2- 3-этажные пансионаты. Думаю, что проблем с арендой жилья здесь нет.

Крым. Пляж за посёлком Мирный, коса озера Донузлав.

Несколько лет подряд, отдыхая в Судаке, мечтали съездить на вершину мыса Меганом, у подножия которого постоянно купались в море. И все как-то не складывалось. В этом году решились. Провожатой вызвалась хозяйка нашего пансионата. Машина у них подходящая для подобных поездок — SsangYong Kyron. Это настоящий честный полноценный внедорожник, во многом, как мне кажется, недооцененный.

Дорога на мыс Меганом — обычная грунтовка, причём у подножия горы их оказалось много, и мы даже немного заблукали (проводница давно не ездила и уже забыла дорогу). Кстати, один советов по поиску дороги — это мотающиеся туда и обратно экстремальные экскурсии. Людей возят на необычного вида кабриолетах, сделанных из полноприводных Газелей со значительно переработанной ходовкой и большими «зубатыми» колёсами. Вначале дорога достаточно ровная и широкая, но по мере продвижения на мыс Меганом она значительно сужается и появляются экстремальные участки. Накануне нашей поездки прошёл дождь и дорогу местами размыло. Кое-где были участки, состоящие из огромных каменных глыб и камней, кроме того, с одной стороны чаще всего был почти обрыв, плюс значительный боковой наклон. На дороге мы были не одни, поднималось около 10 машин, но все кроссоверы и псевдовнедорожники (не говоря уже про седаны) сдулись на половине пути. Даже BMW X5 не рискнул ехать по размытой дороге в экстремальных местах. Кайрон ехал впереди меня, и, надо сказать, я был просто поражён смелостью нашей хозяйки. На обеих машинах обычная шоссейная резина, что, конечно, осложняло поездку. Местами пришлось карабкаться просто шагом (боялись повредить резину), но проехали без потерь. Вместе с нами пробрался только Прадик. А вот экскурсионные кабриолеты с веселящимся народом гнали по этой дороге на немыслимой для нас скорости. Пришлось прижиматься и пропускать их. Конечной точкой дороги является старенький маяк. От него немного пешком по тропинке на вершину горы. Открывающиеся виды просто неповторимы, как всё в Крыму. Дорога и риски стоили того.

Крым. Мыс Меганом, дорога до маяка.

Крым. Мыс Меганом возле Судака.

К сожалению, мы выехали на мыс Меганом поздновато (думали избежать езды по солнцепёку). Поэтому, пока добрались уже стало темнеть. Но зато виды заката с такой высоты были прекрасны.

Крым. Вид с мыса Меганом (возле Судака).

Крым. По пути с мыса Меганом (возле Судака).

Крым. Вид с мыса Меганом на Судак.

Кстати, у подножия мыса есть несколько маленьких и очень красивых пляжей, к которым можно проехать только по этой дороге или по морю. Следующий раз обязательно съездим, посмотрим.

Наше жильё в Судаке расположено на окраине города, поэтому тишина и чистый воздух нам были обеспечены. По вечерам, как правило, на ужин — шашлык. Небольшой хозяйский мангал предоставлялся бесплатно. А что может быть лучше всего к шашлыку? Ну, конечно же, прекрасное крымское вино!!!

Крым. На угли в мангале можно смотреть бесконечно долго…

Крым. Обычный ужин с шашлыком и вином (куплено на разлив) в дружной компании отдыхающих и хозяев!

Отпуск подходил к концу, и мы выехали из Судака в Керчь к родне. Несколько последних дней наслаждались морем, солнцем и общением с близкими. Упаковались и рано утром 10.07.2017 г. выехали к переправе. Паромы в это время лета на материк отходят почти пустыми. Переправа заняла не более 1 часа.

Крым. Переправа Порт Крым — Порт Кавказ.

Маршрут Керчь — Борисоглебск.

Дороги в Краснодарском крае Ростовской области отличные. Ехать — одно удовольствие. Трафик умеренный. По пути домой особых экскурсий не планировали, но супруга накопала на форуме кое-чего по пути…

Итак, не доезжая до Калача, есть хутор Индычий. Поблизости, на берегу речки Тулучеевка есть живописная меловая гора, а на её вершине — пещера. По одной из легенд — пещеру (храм в скале) выкопали монахи и осуществляли там службы. К сожалению, в настоящее время вход в пещеру засыпан. Видимо от вандалов. Для нас сама пещера была не главное. Привлекали отзывы о красивой природе в этом месте и шикарных видах с горы. Координаты меловой горы: 50º12'54"N 40º51'22"E. Съехав с трассы, ориентируясь по навигатору, подъехали по просёлочным дорожкам к небольшой и живописной речушке. Места здесь оказались действительно красивые и, видимо, активно используются местным населением для отдыха, так как там есть небольшие деревянные беседки, столики и лавочки. Через речушку нависает очень живописный мостик, по которому нужно пройти. Дальше по тропинке и лесенке (около 100 ступенек) — на вершину горы. Виды русской природы с этой небольшой горы действительно очень красивые. Кратковременный отдых с физической активностью пошёл всем на пользу — и ноги размяли и развлеклись.

Воронежская область. По пути на меловую гору.

Воронежская область. Речка Тулучеевка.

Воронежская область. Пещера на вершине меловой горы.

Воронежская область. Вид русской природы с меловой горы.

Заночевали в самом Борисоглебске в гостинице «Жара» в центре города. Данные есть в интернет, номер можно забронировать заранее. Гостиница, конечно, не супер, но терпимо. Номер со всеми удобствами обошёлся в 2000 рублей (в других гостиницах намного дороже, а на трассе почти ничего нет). Своего кафе в гостинице нет, но недалеко есть и пиццерия и супермаркеты.

На следующий день взяли курс на Самару через Пензу. Данный маршрут в объезд Саратова выбран не случайно. Ужасно надоели разбитые дороги в районе Балаково и в других местах. Сколько лет ездили, но Саратовские дороги не улучшаются (также, как и в Волгограде). Единственный недостаток нашего варианта — это интенсивный трафик по трассе М5 и иногда пробки в Жигулёвске на плотине. Но все равно этот маршрут нам больше нравится. Заночевали в гостинице «Балтика» в селе Алексеевка, что на объездной Самары. Гостиница большая, нам всегда удаётся забронировать там номер, есть своя парковка, есть кафе и недорого (1500 рублей за номер на 4). Пройденный маршрут за день — 830 км.

Маршрут Борисоглебск — Самара.

Пензенская область. Река имени моей супруги))).

Озеро с интересным названием. Вот, оказывается, куда всё пропадает.

Третий день пути домой пролегал через Бугуруслан. Этим путём ездим давно, хотя и небольшой крюк получается. Зато минимальный трафик и очень хорошая дорога. С М5 сворачиваем за Симом на Кропачёво. Причина та же — минимальный трафики, хорошие дороги и обалденная природа.

Где-то в Башкирии.

Родные уральские берёзки.

Маршрут Самара — Екатеринбург.

Хотим посоветовать одно кафе на М5 в Башкирии недалеко от Сима. Называется «Мадина», координаты 54º50'1" N; 56º59'36"E. Кафе небольшое, но готовят там очень вкусно — порции большие, много национальных блюд. Качество проверено неоднократно на личном опыте.

За третий день пути проехали около 1000 км. Заночевали перед Екатеринбургом в очень красивом отеле — «Золотой терем». Координаты: 56º48'16"N; 59º 29'4"E. В отеле есть хорошее кафе. За неплохой номер на четверых отдали 1800 рублей.

Последний рывок до дома пролегал опять через Серов и Ханты-Мансийск. Повторюсь, что так хоть и дальше чем через Тюмень почти на 100 км, но зато трафик в разы меньше, а качество дорог отличное (не считая небольшого участка возле Серова). По пути забрали в Новоуральске у родни свою живность: кота Фёдора и хомячка.

За Серовом и Краснотурьинском, на объездной Волчанска есть небольшая гостиница «Талисман», а при ней — круглосуточное неплохое кафе. Так как на этой трассе с кафешками туго, то советуем здесь подкрепиться, а при необходимости можно и заночевать.

Маршрут Екатеринбург — Нефтеюганск.

Югра. Дорога домой.

Домой, в Нефтеюганск, вернулись около 21:45, но белые ночи помогли доехать засветло (резкий контраст с Крымом, где ночи очень чёрные, да и темнеет рано).

Итак, общий пробег составил 14210 км, средний расход — 11,9 л на 100 км, время в пути и на отдыхе — 41 день. За всю дорогу ни одной поломки — спасибо нашему автомобилю!

В следующий отпуск планируем опять в Крым, но по пути проехаться по городам «Золотого кольца» России, а также, хотя бы на один денёк, в Москву. Уже начали прокладывать маршрут………….

Желаю всем удачи и интересных автопутешествий!!!

alex163
По сравнению с М5 трафик Тюмень-Нефтеюганск просто детский. Можно сказать, что нет его. А 100 лишних км... Вообще-то яндекс дает 200.
Попробуйте из Самары на Волгоград по правой Волге. Дорога там отличная. Сурки на холмах сидят (от трассы 100-200 м) в районе Хвалынска... Природа замечательная.

М-Да.. Уж Копить лучше на Турцию. Тем более что цены щас там оочень привлекательные стали...

Круто! Мечтаю так прокатиться. А вот расход для дизеля великоват, загрузка и парус ему нипочем, а вот если наваливать то да...
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2002
alex163
Масло в коробке желательно заменить после таких перегревов. Возможно, там уже стружка имеется...
Каждому свое.
Я в Турцию наездился, и не хочу больше, а в Крыму не был никогда. Поэтому, тема.
DYV

Классно! Прямо, поэма о Крыме! Некоторые места знакомы...
Проститутки - единственное украшение российских дорог...

Прочитал, вспомнил свой прошлогодний Крым, пошел собирать чемоданы, почти 100 дней осталось до поездки...:-)
Автору и всем - ровных дорог и новых интересных, позитивных автопутешествий.

P.S. а в Турцию разве что на машине...
Have no fear of perfection - you'll never reach it.
------------------------

Отличное семейное путешествие ! Удачи в последующих автопутешествиях. На мысе меганоме отдыхали в палатках в 2012 году. https://travel.drom.ru/22643/
Мой отзыв: Subaru Legacy B4 2005

Забайкалье
Там видать медом намазано нашим чиновничкам, силовичкам - опоре режима, да прикормленным бизнесменам......
maxsimus 70
Супер путешествие! Автору спасибо за экскурс по Крыму! тоже мечтаем о путешествии в Крым..
александр
Андрей Лугшин
Реально запарили со своей Турцией. Зачем вы лезете в отчеты про Крым?

Хорошее путешествие. Отличный рассказ. Молодцы.
Кое-что взял на заметку. Скоро лето, а значит пора готовится к поездке в Крым
Элдар
5 земеле за путешествие

Отличное путешествие! Какое качество дороги на участке Кириллов - Владимировка?

Прекрасный отчёт.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Крым хорошь,молодцы!
DEFO-86
Пять, земляку!
Тоже в данный период отдыхали семьей в Крыму, только туда авиа, а там аренда машины на весь период отдыха, также объездил весь полуостров. Интересен маршрут, может придётся воспользоваться когда нибудь.
Elvika177
Отличное путешествие! Какое качество дороги на участке Кириллов - Владимировка?
Не супер, но терпимо.

Не супер, но терпимо.
Спасибо! Хотим там проехать с остановкой в Кириллове, Старой Ладоге и дальше Петергоф. В районе Череповца нашли мотель "Лукоморье" через Букинг, отзывы неплохие.

НСК
Опять напомнили об участке Киров-Пермь:)) https://www.youtube.com/watch?...

Отличный рассказ!
Спасибо за интересное повествование.
Удачи в следующих поездках!

Андрей Лугшин
Для тех кому жить не очень хочется, чего в Турцию то, копи сразу на путевку в Сирию.
Мой отзыв: Toyota Noah 2009

Понятливый еж
Там видать красиво, море и тепло. Кто то работает, а кто то постоянно ноет про режимы. Результат можно увидеть по отчетам.

Penzijk58
Крым хорошь,молодцы!
Плюсую! Автору спасибо за рассказ о путешествии, тоже будем собираться семьей даст бог через годик получится :-)

Красноярский край
Три года подряд ездили в Крым, думали всё посмотрели, и в этом году куда-нибудь на Алтай, или Байкал. Прочитал... и ностальгия... А может снова туда! Спасибо автору за красивое изложение текста с подкреплением его замечательными фотографиями!!!
максим
бюджет поездки сколько
Поподробней, пожалуйста

Хороший отчет, интересно читать. Очень выверенно написано с т зрения комментариев на разные темы - никто не задет и не скрипит зубами. Так не каждому удается! Эмоции в меру, во всем чувствуется здоровый оптимизм и гармоничность. Хороший русский язык, отсутствие сомнительного сленга. Браво! Спасибо, что есть картинки маршрутов на картах. Поставлю себе в закладки.
Жаль, что удовольствие от Питера не получили в полной мере. Тем больше стимул еще раз заехать. Кстати, отсутствие оплаты картами во многих музейных местах нам с женой тоже не нравится, но спешу заверить, что ситуация понемногу меняется. Правда, медленнее, чем хотелось бы.

Спасибо за хороший отчет! А как приятно видеть на фото знакомые места! Удачи!!!

Андрей Лугшин
У любителей Турции и Тая что, своего форума нет. Здесь обитают любители автопутешествий. В Крыму классно.

VladV81
А что ? В Улановке с работой хорошо ? Расскажи нам сказочку....... Работы в Улановке нет, от слова - вообще, и ты сам это прекрасно знаешь. Народ гробится по 12 часов в Абсолютах и Титанах за 12-18 тысяч рублей...... Все мужики вдруг стали таксистами - гробят свои машины за те же 12-18 тысяч, и все потому что нет работы. Режимом довольны только чиновнички да силовички....... ну еще бюджетников подкармливают понемножечку....... А как народ живет на Шишковке, Кирзаводе, Батарейке, Гавани, Лазо, Пищевике, Профсоюзнике, Южлаге, Мясокомбинате, Мелькомбинате, в Тальцах, Металлисте, Поселье, Матросова, Солдатском, на Силикатном, Истоке - кошмар а не жизнь, процветает воровство да пьянство ! За что спасибо этому прогнившему режиму ?! За уничтоженные за последние лет семь предприятия ?! Макбур, Амта, Байкалфарм, Судостроительный закрыты ! УланУдэСтальмост на грани закрытия ! В соседней Чите примерно то же самое...... Одно мракобесие в стране - бюсты всякие, кровавых николашек мироточат........

Не понимаю людей минусующих нейтральные отзывы. Это всёпропальщики гадят?
Россия проводит спецоперацию на Украине.

Понятливый еж
Про беременных голодающих бабушек забыл рассказать и нищих пенсионерах, которые не могут съездить в российский Крым по причине того, что едут в Турцию. Бгггг
Россия проводит спецоперацию на Украине.
Спасибо за экскурс по Крыму! Тоже мечтаем о путешествии в Крым. Ваш отчет будет основой для разработки своего маршрута.

хорошая поездка, и приятный отчет,
машина надежная, все хорошо
максим
бюджет поездки сколько
общий пробег всего путешествия составил 14 210 км, средний расход – 11,9 л на 100 км, время в пути и на отдыхе – 41 день. На топливо потрачено 63 649 рублей. За жильё оплачено 31 600 руб.
Klavir
Спасибо за добрые слова! Всегда пытаюсь писать грамотно, с использованием всех возможностей нашего Великого языка. Считаю недопустимым сленг как в письме, так и в разговорной речи. Патриотизм начинается вот с таких простых вещей... А в Санкт-Петербург мы влюбились еще в 2015 году, когда впервые побывали в этом городе (хотя тоже была плохая погода). В будущем планируем более расширенное знакомство с городом, а также есть желание проехаться по Карелии...

Снежинск
Наверное, суховато по стилю изложения, зато познавательно и информативно. Есть что взять на заметку, а может и повторить при поездке в Крым. Спасибо автору и новых интересных маршрутов!
Нефтеюганск
Дорогу Самара-Саратов лучше конечно проезжать по правой стороне Волги дорога там хорошая, но с заправками плохо, а Саратов-Волгоград сейчас сделали местами положили новый асвальт. В городе Волгограде дорог нет, там поймал пару ям на продольной(объезд). Дальше ехал на Сальск-Тихорецк. Дорога после Волгограда километров 80 не очень, ну а потом отличный асфальт.

Андрей Андреев
А что там плохо с заправками? Заправился в Самаре и вперёд. Ехать то там не много)

Роман И.
Хороший у Вас отпуск. 41 день. О таком только мечтать можно))
ЭдВарт
Ежегодно езжу в Крым к маме из Нижневартовска.Так вот относительно ж/д переезда в Тимашевске,проблема точно есть,но уже три года езжу через центр Тимашевска,всех делов на 10 минут.
VladSO
700 км от Сызрани до Волгограда,пару заправок Лук с очередями и конским ценником.
Абсолютно согласен!
У нас в Волгограде закрыты практически все заводы. Нефтеперегонный (Лукойл) работает. А так все...
Зато на Площади Павших Борцов (центральная площадь нашего города) растет храм, какой-то охрененный.
Мракобесие, точно!
Павел
Хороший отзыв. Очень приятно читать!
Интересно чем занимали детей когда так часто посещали музеи, церкви и винодельни;)
jan poll

Не понимаю людей минусующих нейтральные отзывы. Это всёпропальщики гадят?
Это укротроли, такие, как чувак из "Хабаровска"

Ростов
Очень интересный отчет - спасибо автору. Если не трудно ,уважаемый автор ,подскажите пожалуйста ,хотим летом с семьей совершить большое автопутешествие - крайнюю точку на востоке страны рассматриваем именно Ваш регион, хотим посетить Ханты-Мансийск, Сургут, Нефтиюганск и возможно Нижневартовск. Если не трудно ,подскажите стоит ли летом посетить Ваш регион и если да ,то сколько дней уделить каждому городу, и какие места стоит обязательно посмотреть. И еще один вопрос ,но он относится ко всем форумчанам ,тем кто в курсе ,как обстоит дела с преступностью на дорогах Урала, особенно в Челябенской области и Пермском крае. Спасибо большое всем откликнувшимся.

Автору спасибо за отзыв, а особенно за рекомендации по кафешкам в пути и местам ночевок с раскладом по ценам!
А нахваливания в комментариях про Турцию, реально, в каждом отзыве про Крым, достали до тошноты. Уж лучше в Крым, где всё своё, родное!
Ford Festiva`00
Подробней маршрут?
Тольятти-Сызрань-Хвалынск-Сара тов-Камышин-Волгоград.

Андрей Андреев
На Сальск смысла нет, по Волгограду пару часов будешь пробки и ямы ловить. Потом гребенка около 100 км.
ЭдВарт
В августе 2016 ездил, никаких проблем с заправками. Только кусок Ульяновской области (Хвалынск-Сызрань) реверсивное движение, но без напряга и нет заправок примерно 70 км. Ничего особенного, кстати. Поезжайте на русский север, там на 200 км нет заправок, и ничего.

Понятливый еж
Да кому ты нужен рассказывать тебе что то, сказки ты лучше всех пишешь, особенно веселит желание рассказать мне как дела в Улан-Удэ от человека который здесь не живет. В целом тебе написал выше, продолжай в том же духе, глядишь у тебя все наладится :-)

jan poll

Не понимаю людей минусующих нейтральные отзывы. Это всёпропальщики гадят?
Есть люди которым плохо когда кому то другому хорошо, вот бегают по отзывам минусы ставят, по другому не умеют.

Таганрог
Чем понравилась тема,это тем,что люди не только ехали отдохнуть на море,но и спланировали маршрут так ,что бы посмотреть другие,не менее красивые места нашей родины.Отлично!!!
Я закрою этот бордель-сказала баба Нюра.... и спалила сеновал...
Мой отзыв: Toyota Camry 2004

Понятливый еж
Методичку обнови, Судостроительный и Макбур закрыты давным давно, БайкалФарм видимо тоже режим закрыл, именно режим заставлял их заставлял не платить налоги и леваком (по слухам) продукцию разбавлять. Ну и в окончании вот сайт "закрытой" Амты http://www.amta.ru/index.php/n... в декабре 16-го новую линию запустили. По зарплате вранье, не жируем конечно, но средняя в пределах 20-25, про воровство не вижу, по пьянству так стало гораздо меньше в последние годы. Так что ныть вам никто не запрещает на здоровье, только вранья тут писать не надо. Со своими проблемами справляемся сами потихонечку, без "доброжелателей"

VladV81
Сам обнови методичку, пособник режима.... Судостроительный сделал последний "кораблик" примерно лет семь назад, небольшую яхту для Дерипаски, на Байкал, а потом обанкротился. Макбур закрылся тоже лет семь назад, а не при эльцине, как ты хочешь представить. Байкалфарм выпускал очень даже неплохую продукцию еще лет пять назад, и во всех соседних регионах был популярен. Амта закрылась примерно три года назад и ее выкупил "Каравай" из Иркутска, теперь это предприятие не является местным, и ассортимент продукции стал даже не бедным, а нищим, торгуют в основном продукцией из Иркутской области. В Иркутск ушла "Амта" не потому что там работают и правят такие талантливые люди, а потому что электроэнергия стоит там - 90 копеек, а в Улановке - 3 рубля, а при выпечке конфет и печенья электроэнергия является основной статьей расходов, вот и весь талант, поэтому там и предприятия значительно богаче.... Средняя зарплата в республике примерно тысяч 17-20, а есть те кто получает и 12 тысяч, и таких немало..... Зарплата в 25 тысяч рублей уже считается очень неплохой. В основном такую зарплату получают бюджетники. Торговля упала совершенно у коммерсантов по причине нищеты населения, и например торговый центр "Форум" в центре Улановки, который должен был открыться еще года два назад, стоит пустым и недостроенным. Было пара магазинов "Спар", которые открылись лет пять назад, в декабре 2016 года закрылся последний, в "Кэпитал Молле".... Из предприятий остались только Авиазавод, да Приборка, ну ЛВРЗ работает понемножечку. Дороги напоминают больше направления. Например дорога в сторону аэропорта, которую ремонтируют каждый год из-за визитов "высоких" гостей, в районе Солдатского-Поселья находится в плачевном состоянии, и напоминает дорогу после бомбежки снарядами небольшой мощности, и это образцово-показательная дорога ! Дороги в остальной части города в заплатках, которые после зимы стали напоминать "направления"....... Например асфальтовая дорога (Транспортная) на Кирзаводе, а это недалеко от центра города, вообще полностью состоит из заплаток и дыр....... Власть эту прогнившую в республике не ругает только ленивый, и я бы уточнил - ленивый "поцреот". Молодежи работать негде, и все идут в "контрабасы", или едут работать гастрбайтерами в Южную Корею...... И где я тут соврал ?! Врать нехорошо, да еще и на всю страну.......

Понятливый еж
"Пособник режима")))))))))) "Сам обнови" :-) Это тебе не сюда ,это тебе к специалисту профильному надо. Сам себе противоречишь и даже не замечаешь, то зарплата вся в 18 тысяч а то 25 уже неплохая и бюджетники получают))) То что пять лет назад БайкалФарм был популярен как то отменяет то что они не платили налоги и гоняли левак? :-) То Амта закрылась, а то ее выкупили, да какая разница кто, предприятие работает, платит зарплату, выпускает продукцию, не надо писать про всех, ты о всех понятия не имеешь, ты даже в Улан-Удэ не живешь. Ну кроме жалости подобные личности ничего уже не вызывают. Спар закрылся, вот беда для населения, там цены космические были, дорога в сторону аэропорта хорошая, Транспортная на Кирзаводе :-) Это видимо центр города? Там она с незапамятных времен такая, еще скажи что за последние 7 лет все сломали. А в конце с тобой соглашусь нехорошо врать, тем более тем кто реально в Улан-Удэ живет, а не из другого региона "правду" вещает и "переживает ЗА ВСЕх" :-)

VladV81
Что то ловко ты обошел Судостроительный и Макбур...... Байкалфарм не работает лет пять уже....... про налоги не знаю, врать не буду, но продукция была очень даже неплохая...... Амта не работала года два, а сейчас платит налоги не в республику, да и работает сейчас через пень-колоду, ассортимент никакой, и в основном продукция иркутская, сам недавно был на Пирогова, бедненько стало в главном магазине...... Какие новые производства открылись за эти 17 лет ? Только старые закрывались..... Чиновнички да силовички живут хорошо, в шакаладе, с этим согласен...... А насчет- "кто реально в Улан-Удэ живет" - что слышали вчера все горожане ? Весь день это было слышно, во всех концах города...... Ну ты же ведь не слышал этого - савушкинец..... либо слышал, но включишь "дурочку", и снова начнешь писать о методичках и "других регионах"...... Так что из производств открылось за эти 17 лет в республике ? Наговицынский свинокомплекс в котором года два-три назад передохло почти все поголовье ? Больше ничего и не вспомнишь за эти 17 бездарно управляемых лет ! Молодежь не бежит в "кантрабасы" и Южную Корею гастрбайтерами ?
На Морозовск-Ростов по федералке авто целее будет.
Вариант неплохой, но трасса Дон с её скрытыми камерами напрягает.

Понятливый еж
А что про них писать я тебе ясно указал что они не работают уже давно, от того что ты какую то яхту приплел ничего не изменилось. Амта работает а все остальное очередные выдумки нытика, еще когда тебя не дай бог конечно кто-нибудь ограбит ты не беги к "силовичкам" как ты их называешь а гордо сиди дома с побитой харей и продолжай ныть про режим. По поводу слышали вчера, большинство нормальных горожан (кто не бухает и не ноет про режим) ходят на работу. Работал я вчера, не поверишь работаю я с раннего утра и до поздна и ничего особенного не слышал, ну а дурочку включать твое кредо, еще раз говори за себя и за те места где ты живешь. По поводу молодежи я не знаю мне не 15 лет, может тебе и виднее, мои дети бегать никуда не будут, не так я их воспитываю. Кстати по поводу бездарно управляемых, ты сам то руководил кем-нибудь? Или так верхушек по интернетам нахватался супер управленец? Наговицин конечно далеко не идеал, но это наш (теперь уже бывший президент) так что мы тут уж сами с его оценками разберемся, а ты у себя дома командуй "эхсперт"
1 2
"...проблема — билеты продаются только за наличку! В наш век — это просто позор..."
А давно ли мы высунули нос из болота и стали европейскими бюргерами? И как это человечество 5 тысяч лет обходилось без пластиковых карт?!
alex163
Да и опасно на трассе оказаться без нала, в мухосранске пластик не котируется.
В дорогу нал никто еще не отменял.

Снежинск
Ребята, давайте про Крым, про этот позитивный отчет. А то начали: власть такая-сякая, дороги в дырах, зарплата не нравится и прочая ипотека, на личности перешли. Может, кого-то еще геморрой беспокоит, тоже болезненная тема, давай и с этим сюда.

Андрей Андреев
Вариант неплохой, но трасса Дон с её скрытыми камерами напрягает.
Наоборот, не напрягает. Круиз врубил и едешь 95-105 не напрягаясь

Наоборот, не напрягает. Круиз врубил и едешь 95-105 не напрягаясь
Самая удобная скорость 110-120, успеваешь уйти между фурами, уступив место гонщегам, не тормозишь встав между фурами и успеваешь тормознуть перед радарами.
Вправо-влево - отлично идешь !

1 2
В Питере это сильно напрягает .За красивые бумажки, с принтера , ты платишь - настоящие деньги !
Безнал у нас приняли только в Спасе-на-Крови , в Петергофе и в автомате по продаже билетов около Исакиевского .В остальные музеи - ттолько наличные .задумайтесь ,сколько Айфон и подчиненные, снимают наличных со всего Питера

VladV81
Ха !!! Савушкинец ! :) Не слышал он, "работяга" :) Весь город слышал и знает, а этот "работяга" не слышал ничего ! :) И про яхту Дерипаски ты не знаешь, а она стояла не меньше года, в районе Пионера, и ее видели все, только савушкинцы не видели и не слышали :) Насчет полицаев - если кто нибудь ограбит или обворует, толку от этих силовичков - ноль ! Их задача - прогнивший режим охранять ! И ко всяким "пентам" никогда не бегаю - бестолку, пустая трата времени и сил...... И про молодежь которая едет работать гастрбайтерами в Южную Корею ты не знаешь, ну конечно - ведь этого не напишут в Википедии :) Насчет бездарно управляющих - я совершенно не имел ввиду Нага (Наговицына), это мелкая сошка, которая может максимум что сделать - это открыть свинокомплекс. Бездарно управляющий - это наш гитлерок, который совершенно не способен к созиданию! Сидел бы уж на своем месте - шпиенов ловил !!! Напиши савушкинец, а что имеют ввиду жители улановки, когда говорят - "Наговицын уходи, забирай свои носки" ? А ? :) Байкер ты савушкинец - мастер заливать байки о сытой и хорошей жизни народа....... Байкер..... Херурх...... косметичку не забудь, когда поедешь гору Гасфорта покорять ! :))

ValerySNZ
Да просто мы и раньше жили не очень, а после этого "крымаголовногомозга" - уровень жизни вообще рухнул........

Сергей ekb
С такой скоростью , ты мешаешься всем .По левой едут гораздо быстрее, по правой медленней .так что включай на круизе 85 и езжай с фурами . Самая удобная скорость 110-120, успеваешь уйти между фурами,...
Скорее всего мешать будешь ты своими маневрами)
Каждый сам решает как ему удобнее, не так ли?
Особенно если имеется опыт
Спасибо!!!
С удовольствием прочитала.
Немного "путешествие в будущее" получилось. В обратную дорогу вы аж в 07.2017 поехали.)))
Восточный суп с пельмешками - юфакъ аш у крымских татар и чучвара - у уральских.)) Тоже муж всегда заказывает.
Василий
Керчь
Доброго дня ! Вы не правы на счет - одно интересное место — так называемый «Московский пляж» (к нему можно проехать по ул. Московской). Пляж там маленький (неплохо для маленьких деток), но очень красивый берег и море. Этот пляжик никогда не имел мосьмовского названия. Он называется -МОЛОДЕЖКА ,вот сегодняшнее фото . Я живу от него в 200 метрах. Да у нас в городе интересные названия у пляжей в городской черте - ЧАЧА или Вонючка ( не черепашка ),были ПОНТОНЫ (сейчас там гидрография), СМОРЖИКА (вход от кафе Клеопатра ), ЗМЕИНКА ,КАРАНТИН и тд. А вот сегодняшнее фото со строительства моста .Фотки мутноватые,весь день стоял туман,температура воздуха до +15.

Андрей Лугшин
А попробуй написать какую нибудь другую фразу, кроме как про Турцию. Может получится. А то твоё однообразие уже надоело...

Югорск
В очередной раз хвастается благополучием некий чин, типа начальника ЛПУ МГ. В общем, нам отдых по силам, а вы завидуйте. Хе-хе, 2900р. за ночь в мотеле ему "так, чистенько", а, главное, летом - шубы! Налетай! Подешевело! Чтоб ты нам, работягам, так платил, как вещаешь! Нет, не товарищ ты нам, машинистам-газовикам!

Железнодорожный
Андрей Лугшин
Копите и читайте про Турцию, зачем ту этот глупый пост ? Тем более она с Хабаровском рядом
Что бы больше минусов собрать ?

Железнодорожный
VladV81
хватит в теме автопутешествий про Крым выяснять социально-экономические отношения, есть другие сайты, забили своими постами на всю страницу коменты

Хороший отчет: все в меру, даже критика есть от коллег. В общем, удачи в дальнейших путешествиях.
Автор просто молодец!!! Я с Краснодарского края только два раза выбирался, а он чёрт знает откуда :) С удовольствием прочёл рассказ.
Спасибо (много восклицательных знаков)

Бердюжье
Владимир611103
Езжайте туда также, как автор - через Серов - Ханты-Мансийск, потом на Нефтеюганск - Сургут , обратно через Тобольск - Тюмень. Все города на севере Тюменской области сравнительно молодые , за день при желании можно каждый город пешком обойти. Летом проводятся фестивали Белых ночей , если попадете - будет интересно. Достопримечательности Тобольска смотрите в интернете , там и в городе и в окрестностях много чего посмотреть можно.
Преступность на дорогах в наших регионах ? - не, не слышали , слышали , что в Ростове она процветает :)
Форестер 2,5 2017 г.в.
Понятливый еж
А что такое - "Абсолюты " , "Титаны" ?
Юрий Ник.
Не забудьте посетить дом-музей Распутина в Покровском.

Muzhik-Gazovik
Не хотел отвечать на этот комментарий. Но, не скрою, стало обидно. Нет, не за себя, а за таких же как я любителей АВТОПУТЕШЕСТВИЙ. Особенно стало обидно, когда увидел, что есть люди, "плюсующие" это высказывание. Вынужден Вас разочаровать. Я не занимаю никакой чин, должность и не имею никакого звания или бизнеса. А являюсь простым работающим гражданином, имеющим, между прочим, трудовую книжку с 15 летнего возраста и работающего сейчас "за двоих-троих" днями и ночами, в прямом смысле этого слова (причём и жена также работает). И в отпуск мы едем на свои "кровные", абсолютно честно заработанные деньги. Принципиально не собираюсь сообщать свою профессию, образование и тому подобное, так как это не имеет никакого значения для людей увлечённых автопутешествиями. Хотя дело, даже не в чине, должности или богатстве. Лично знаком со многими руководителями и начальниками, которые очень честные и хорошие люди. В этом деле главное желание и стремление познать мир и получить положительные эмоции, а затем поделиться своим опытом с другими, такими же фанатами этого дела. Между прочим, этот сайт, как и многие другие, и создан для того, чтобы люди хвастались своими путешествиями. Но в хорошем смысле этого слова. Благодаря такому "хвастовству" мы, в своё время, смогли сформировать свои маршруты. И дальше с удовольствие читаем "хвастовство" других. Ваш отзыв, машинист-газовик, пропитан злобной завистью. Вы пытались меня оскорбить, но получилось все абсолютно голословно и несправедливо. И вот именно это - самое страшное!!! Сколько же можно делить людей на социально близких и враждебных элементов, на политических союзников и врагов народа? Сто лет назад мы всё уже проходили... Давайте прекратим это, и будем делиться, хотя бы на этом сайте, своими радостями, опытом странствий и дельными рекомендациями по поводу АВТОПУТЕШЕСТИЙ. Ведь люди, увлечённые одной идеей, не делят друг друга на "своих" и "нетоварищей", а занимаются любимым делом.
И ещё. Не нужно продолжать полемику по этому поводу. Прошу Вас, не отвечайте мне. Уверен, что Вы останетесь при своём мнении, несмотря на все мои пояснения и пожелания. Я просто хотел призвать всех, хотя бы на этом сайте, не оскорблять друг друга, тем более, абсолютно необоснованно.
P.S. А шубу жене, к своему стыду, я купил впервые за почти 20 лет совместной жизни и по очень приличной скидке. И это было написано не только для юмора, но и для совета - в крупных городах летом действительно хорошие скидки на эти изделия при очень богатом выборе....

Понятливый еж
мда, клиника...я то думал тут здоровые взрослые люди общаются, ты видимо одного уровня развития тех кто кричал подобное. Мало того что Наговицин уже недели 2 как не является президентом так еще такие "интеллектуальные" протесты. Думаю ВСЕ кто кричал это 3,4 нытика, но для тебя они герои :-) Википедию я в отличии от тебя не читаю, уровень развития позволяет, а тебе неплохо бы к профильному специалисту обратиться. Все за всех, таких как ты слава богу не много и ничего вы не решаете и решать никогда не будете, потому как не способны. Все дальнейшую дискуссию считаю бесполезной. Можешь дальше пыжится в своих подростковых фантазиях.

Роман И.
Спасибо за интересный рассказ о путешествии, а на откровенных дегенератов которые пишут всякую ересь попробуйте не обращать внимания, все-таки на дроме гораздо больше адекватных людей увлеченных именно автомобилями и в частности автопутешествиями. Я думаю это банальная зависть и не более. А опытом делиться необходимо, потому что он пригодится тем кто еще захочет поехать отдохнуть в Крым, а судя по вашему отчету эта поездка стоит чтобы ее запланировать.
Попутчик
Ноябрьск
Шикарный отчет. Но хотелось бы больше подробностей о самой дороге, об качестве дорожного полотна, наличии заправок))
Сам с севера, планируем этим летом в Питер и Карелию, а дальше как силы будут))
До Питера Сургут-Тюмень-Екб-Пермь-Киров- Шарья-никольск-Тотьма-Вологда- Питер.путь выстроен по совету отца))
Владимир611103
Спасибо за добрые слова. Мы в этом округе живём чуть более года, поэтому ещё далеко не везде побывали, но кое-что могу посоветовать. Ханты-Мансийску, наверное, стоит посвятить целый день. Там советуем посмотреть (где были сами) парк мамонтов (Археопарк) - огромные чугунные доисторические животные, в том числе и мамонты; Музей Природы и Человека - очень хорошая экспозиция об истории региона и животном мире; Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" - тоже об истории региона и его народа; просто погуляйте по центру - очень красивый город. В нашем Нефтеюганске особенно смотреть нечего, разве что музей реки Обь и небольшая скульптурная композиция на набережной реки - хватит и полдня. В Сургуте стоит сходить посмотреть историко-культурный центр "Старый Сургут" (сами там ещё не были, но люди хвалят), а краеведческий музей нас не очень впечатлил. В селе Русскинское можно посмотреть музей природы и человека - собраны чучела зверей местного региона, плюс экспонаты из жизни и быта местных народов. Рекомендую посетить Океанариум в городе Когалым, там же есть хороший аквапарк и много других развлечений для детей - день пролетит быстро. Нам очень понравилось. Думаю, что обязательно нужно посетить кремль в Тобольске. В Тюмени очень красивая набережная, а недалеко от города есть горячие источники, где можно неплохо отдохнуть. В других местах ещё не были, но на лето много планов...
андрей
Магнитогорск
Владимир611103
в Челябинской области можешь хоть на велосипеде проехать,никто тебя не тронет,скажешь что от Филиппыча.

Дорого в Крыму все, очень дорого, а сервиса нет совсем.
На Морозовск-Ростов по федералке авто целее будет.
Какая гребенка? Нет там гребенок давным давно. Через Сальск хорошая дорога!

С таким отпуском можно и подальше- страна большая. Приятный отчёт, удачи на новых маршрутах!
alex163
Какая гребенка? Нет там гребенок давным давно. Через Сальск хорошая дорога!
Между Волгоградом и Октябрьским около 100 км дорога на двойку.

Отличный маршрут получился,молодцы.

г.Серов Сверд.обл.
Владимир611103
Приезжай , не стесняйся. В каждой области есть, что посмотреть. Дороги как по всей стране. Июнь, июль белые ночи. В 10 вечера солнце светит как днем.

1974
Подскажите пожалуйста, что поменялось по поводу парковок, раньше вдоль всех популярных мест( Ласточкино гнездо, Фарос, смотровые площадки при подъёме на Ай-Петри), собирали деньги частные парковщики нелегалы, даже при остановке на пять минут. Отказывался платить, подьезжали "ребята" и грозились спалить машину. Правда это было ещё в 2010-11 годах. И везде где был подъезд к морю, оказывалась частная территория. Что то поменялось, можно ли спокойно остановиться дикарем с палаткой на ночлег конкретно на ЮБК?

1974
Такого беспредела мы сейчас не встречали. Местами стоят мальчики и собирают деньги за парковку. Мы платили только в тех случаях, когда рядом был знак платной парковки и всегда требовали чек. Зачастую это единственная возможность запарковаться. Если не хочется платить, то можно оставить машину подальше и подойти к объекту пешком.

Сыктывкар
Добрый день Роман. Спасибо за Ваш отчет. ОЧЕНЬ информативно и интересно. Я семьей (супруга, дети 10 и 12 лет) первый раз летом собираюсь в Крым. Информации много, но для себя не получается сформировать четкий план, что посетить, где останавливаться. Достопримечательностей много, природа отличная. Был бы рад услышать ваши советы. Что я для себя точно решил: в начале - Генеральские пляжи (имеется палатка, тент ...), а дальше одни вопросы??? Спасибо. мой (agentkooper@rambler.ru)

Владимир611103
Да у нас то что делать? Особенно летом....Мошка и душная жара, если лето теплое, а если прохладное - то дождливое и ветренное...и опять мошка:)....Не люблю гнус
А так.... Все городки в основном молодые, еще без истории. Летом наоборот все рвут от нас на отдых. А если хочется местного колорита вкусить, тогда лучше зимой. Поинтереснее будет, да и может повезет нормальный морозец пощупать...

А сами тоже планируем семьей в Новый Свет (пока правда не на машине - отпуск коротковат).
Вопрос южанам и автору отзыва - как там дела с гнусом обстоят? (у меня жуткое нетерпимость к этому).
И как обстановка в августе - народу много? Сильно жарко?

Красный
И как обстановка в августе - народу много? Сильно жарко?
Гнуса в Крыму нет. Есть обычные комары. В августе конечно очень жарко, но, благодаря морю, терпимо. А вот народу в это время будет много. Городские пляжи забиты. Поэтому лучше на машине - можно уехать туда, где свободнее. Как вариант - аренда автомобилей...

Хороший подробный отчет. Кое что пригодится.

А есть не конские?))

alex163
Какой глупый совет относительно Севера!Я как раз с Севера и еду на юг,с заправками все в порядке!

ЭдВарт
Я имел ввиду,что на данном участке больше нет, кроме Лука, брендовых заправок,лично меня не очень интересуют сомнительные по качеству азс

А есть не конские?))
Лук как раз самый конский!При том,что качество не намного лучше чем у других.