Башкирское кольцо — 2016

03.03.2017 | 20630 просмотров

Пролог

Наше первое знакомство с Башкирией состоялось два года назад и оставило неизгладимое впечатление. Несмотря на то что находится она всего на каких-то 400 километров южнее нас, попадаешь словно в другую страну со своими традициями, культурой, ну и, конечно же, живописной природой. Так как первое наше путешествие оказалось немного скомканным — я совершенно не готовился к нему, поэтому и получилось оно, можно сказать, неполным. Я не знал, куда съездить, что посмотреть. Все решалось на месте, спонтанно, оттого и увидеть удалось лишь маленькую часть того, что следовало бы. Об этом можно прочитать в моем блоге.

На этот раз я спланировал все заранее. На все про все ушло около двух недель, учитывая выбор и заказ мест проживания. Кстати, этой части я уделю особое внимание и выделю для этого отдельную заметку.

Итак, основными пунктами нашего маршрута были Уфа, Нугушское водохранилище, Юмагузинское водохранилище и уже хорошо знакомое Абзаково. Общая картина выглядит так:

Получилась полноценная петля. Поэтому как бы само собой и родилось название «Башкирское кольцо - 2016».

Часть 1. Новоуральск — Уфа

Выезд был намечен на 2 июля. Мы решили не выезжать ранним утром, ибо по времени особых ограничений не имели. Да, могли быть проблемы при проезде Сима, так как там велись дорожные работы; но что будет — то будет.

Несмотря на выходной день, трафик на дороге радовал — очень мало машин и неплохого качества асфальт. Достаточно быстро добрались до Месягутово. Погода начала слегка портиться, небо хмурилось...

Постепенно на смену лесам Свердловской области пришли необъятные поля Челябинской области и Башкирии.

Граница с Башкирией.

Янган-тау встретил нас дождем. При подъеме на один из холмов открылся красивый вид на окрестности.

На пути скалы примыкают непосредственно к дороге…

Советую сделать остановку в деревне Комсомол, где находится известный минеральный источник Кургазак.

Краеведческая справка:

Минеральная вода источника поднимается по тектоническому разлому с глубины 600-800 метров. Круглый год у выходящей на поверхность воды одна и та же температура: +16 градусов. Вода слабо минерализована, почти не ощущается привкуса. Тем не менее, в воде содержатся многие столь необходимые для организма микроэлементы, как железо, марганец, фосфор, цинк, медь, титан, бериллий, молибден, хром, кремний и другие. Вода Кургазака очищает и укрепляет организм, выводит шлаки, соли и даже камни.

Вылил 5-литровую бутыль Кировской воды и залил туда живительный Кургазак.

После небольшого отдыха мы продолжили свой путь. И, естественно, при выезде на М5 встали в глухую пробку. Простояв около 40 минут, потихоньку поехали... Средняя скорость не выше 60 км/ч. После того, как проехали Сим, попали в сильнейший ливень с грозой. Но это было ещё не всё... После грозы выглянуло солнце, и видимость в водяной пыли в хвосте фур в таких условиях стала практически нулевая. Не было и речи, чтобы пытаться кого-то обогнать, поэтому тащились километров 10 очень долго и прибыли в Уфу только к 18:30.

Часть 2. УФА

Квартиру сняли на улицы Цурюпы. Как я понял, это центр города, поэтому разнообразие кафе и баров не дали нам умереть от голода. Зеленое кафе погрузило нас в атмосферу южного берега. Ну все как-то в нем было схоже — и живая музыка, и меню. После того как поели, потянуло в сон, и мы побрели в сторону дома, но по пути зашли в бар крафтового пива Brewква. Насладились вкусным пивом, поговорили с владельцем. Большой респект ему за то, что продвигает правильное пиво в массы. Желаю ему процветания в этом деле. Уставшие и чуть захмелевшие, мы погрузились в крепкий сон.

На следующий день у нас была запланирована прогулка по Уфе с осмотром местных достопримечательностей. Естественно, в течение одного дня невозможно все осмотреть, особенно с учетом наличия ребенка шести лет, но что смогли, то увидели.

В первую очередь прогулялись по набережной реки Белая, где находится Монумент дружбы.

Краеведческая справка:

Монумент был заложен в 1957 году в честь 400-летия присоединения Башкортостана к России. Место выбрано не случайно — когда-то именно на этой горе находилась Уфимская крепость. Дружбу народов символизируют две стелы из розового гранита, напоминающие формой мечи, закопанные рукоятями в землю. У основания находятся две женские фигуры, символизирующие Башкортостан и Россию.

Продолжили прогулку по парку Александра Матросова.

Выходим на улицу Заки Валиди.

По ней дошли до памятника Салавату Юлаеву — это самая большая конная скульптура в Европе.

Кстати, место это очень красивое, и для обозрения открываются шикарные виды.

Погуляв немного по парку, направились на Уфа-арену, где я хотел прикупить хоккейной атрибутики. Но, к сожалению, в субботу и воскресенье магазин был закрыт.

Провели пару часов в парке аттракционов имени Ивана Якутова и отправились в горнолыжный центр «Олимпик-парк». ГЛЦ «Олимпик- Парк» расположен в черте города Уфы, в лесопарковой зоне на берегу реки Уфимки. Место очень красивое. Советую там побывать. Виды открываются замечательные, да и сам парк оформлен оригинально. Два замка, выполненных в немецком стиле, китайские кафе и веревочный городок с тремя разными уровнями трасс.

Это была последняя точка нашего осмотра Уфы. На следующий день нам предстоял перегон в сторону Нугушского водохранилища с заездом еще в пару интересных мест.

Часть 3. Уфа — Нугушское водохранилище

В 8 часов утра мы отбыли из Уфы. Хочу посоветовать всем перед выдвижением в сторону Нугуша снять побольше наличных денег, так как с оплатой по карте там могут возникнуть трудности; далеко не везде есть Интернет, ну и гораздо больше приветствуется наличность.

Выезжаем на трассу в сторону Стерлитамака.  Дорога отличная, широкая, ехать — одно удовольствие. Далее я поделил повествование на три части.

3.1 УФА—Голубое озеро (GPS-координаты: N 54°21'20"; E 55°52'27).

Озеро-родник Зянгяр-куль около 400 квадратных метров и похоже по форме на блюдце. Это первое место нашей остановки.

Краеведческая справка:

Озеро Зянгяр-куль получило своё название за голубоватый цвет воды. В такой цвет вода окрашивается не только из-за преломления в воде лучей света, но и из-за того, что дно озера сложено голубой глиной. Кстати, голубая глина известна своими целебными свойствами. В ее состав входит множество необходимых человеческому организму микроэлементов. Растворены полезные вещества и в самой воде Голубого озера. Как и во всех родниках, вода в озере всегда очень холодная (+ 5 градусов).   Кроме того, вода здесь очень прозрачная, прекрасно просматривается все дно озера-источника. На дне озера несколько воронок, максимальная глубина которых доходит до 5,5 метров. В озере бьет несколько сильных родников, расход воды достигает 300 кубических метров в секунду. Как свидетельствуют погружавшиеся в Голубое озеро дайверы, на дне прослеживаются четыре ключа. Причем, если расчистить камни около самого сильного из них, то может открыться ход в карстовую полость.

Около озера возвышаются небольшие, но красивые известняковые скалы. Интересным дополнением к просмотру достопримечательности будет большое число сусликов вокруг озера, которые выглядывают из своих норок, осматривая окрестности.

3.2 Голубое Озеро — Шихан Тратау (GPS-координаты : N 53° 33'15";E 56° 05'55").

Полюбовавшись этим дивным местом, направляемся в сторону Стерлитамака, чтобы увидеть красивейший шихан Тратау.  Чтобы попасть на место, необходимо от Стерлитамака проехать несколько километров в сторону деревни Карайганово. После этой деревни будет своротка на сам Шихан.

Краеведческая справка:

Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Стерлитамакские шиханы являются уникальными геологическими памятниками природы. Их возраст – более 230 миллионов лет. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами. Всего шиханов три – это Юрактау, Куштау и Тратау. До недавнего времени был и четвертый шихан – Шахтау. Но, увы, его поглотило стерлитимакское предприятие «Сода». К настоящему времени от Шахтау практически ничего не осталось. Промышленная разработка шихана началась еще в 1950-е годы. Шахтау находился ближе всего к Стерлитамаку – всего в 5 километрах. Поезжая по Стерлиттамаку, удивляешься, насколько огромно предприятие. Вагонетки несут породу по воздуху на несколько километров от места добычи до места переработки.   Самый высокий шихан – Тратау (или Торатау). Его высота – 402 метра над уровнем моря, а относительная – 280 метров. Тратау - самый южный из шиханов. У его подножия сохранились развалины женской тюрьмы – одного из островков архипелага ГУЛаг. Шихан Тратау красуется на гербе города Ишимбай, является символом Ишимбайского района Башкирии. А в прошлом эта гора считалась священной.

3.3 Шихан Тратау — Мечеть Суфия (деревня Кантюковка)

Мечеть возведена по просьбе односельчан на спонсорские средства уроженца Кантюковки и названа в честь его умершей матери Суфии. Найти дорогу в Кантюковку несложно. Село раскинулось неподалеку от развилки трех дорог, ведущих в Салават, Ишимбай и Стерлитамак. «Маяком» для тех, кто шел пешком из ближайших мест, ехал на автотранспорте и даже летел на вертолете, были видимые издалека купола мечети и минарета, ярко сверкающие на солнце золотом.

Уникальный по своей архитектуре и масштабам для сельского населенного пункта храм облицован шлифованным белым мрамором. Его территория ограждена забором из кованого узорчатого железа, по всему наружному периметру выполнена художественная подсветка.
Настоящее великолепие представляет и внутреннее убранство, где окна, двери, витражи выполнены по эксклюзивному проекту, а ковры сотканы по индивидуальному заказу.

Небольшая по размеру мечеть изысканно украшена мрамором, мозаикой, золотом. Внутреннее убранство мечети украшено уральским мрамором двух цветов, итальянской мозаикой, чешскими хрустальными люстрами и светильниками, изысканными персидскими коврами. Неповторимый интерьер мечети поражает верующих своей красотой.

Дальше, уже без остановок направились в сторону Мелеуза. Проехав через город, выезжаем в сторону Нугушского водохранилища…

4. Нугушское водохранилище.

Нугушское водохранилище — одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это место славится среди туристов своей неповторимой красотой, которую придают ему окружающие его живописные горы и скалы, поросшие лесом. Стоит отметить, что водоем и окружающие леса являются частью национального природного парка «Башкирия».

Краеведческая справка:

Водоем был создан на реке Нугуш (притоке реки Белой) в Мелеузовском районе Башкортостана в 1965 году. Нугуш — в переводе с башкирского «чистая вода».

Интересно, что весной в первый год заполнения водохранилища нахлынувшая вода чуть было не смыла только что созданную плотину. Вода прибывала, подмывала плотину, принесла много льда и стволов деревьев. Так получилось, что именно в ту весну в Башкирии был небывалый паводок. Но плотину удалось отстоять.

Сухие цифры:

• Протяженность: 20 километров,
  • Ширина: до 5 километров,
  • Площадь зеркала: 25 квадратных километров,
  • Максимальная глубина: 28 метров,
  • Вместимость: 400 миллионов кубических метров,
  • Длина Нугушской плотины: 2,5 километра.

Нугушское водохранилище снабжает водой предприятия городов Стерлитамак, Салават, Ишимбай.

С точки зрения отдыха все побережье имеет следующий вид:

Основная масса баз отдыха и кемпингов находится в западной части водоема. Проехав через поселок Нугуш, нужно повернуть налево, к воротам национального парка. После въезда на территорию, примерно через километр, начнут появляться первые места отдыха. На восточном побережье находится рекреационная зона, большей частью представляющая собой обособленные участки для установки палаток. Эта часть находится рядом с поселком Сергеевка. Местами даже имеется некое подобие домиков со спартанскими условиями. Найти подходящее место под свой вкус и кошелек не составит труда. Но хочу отметить одну особенность. Бесплатный чистый уголок там найти непросто. За чистоту в палаточных городках придется выложить от 100 рублей за человека. Если добавите 400-500 рублей, то получите вдобавок беседку со столом. Все в непосредственной близости от воды. Вся остальная часть побережья загажена продуктами жизнедеятельности отдыхающих человеческих особей. Груды мусора. Такова цена за популярность.

В южной части находится поселок Нугуш. В нем тоже можно найти место для жилья. Выбор огромный. Сотовая связь доступна практически везде.

Что касается покупки продуктов питания, то основные магазины сосредоточены в Нугуше на базарной площади, рядом с пожарной частью. Цены не особо отличаются от оных в других населенных пунктах. Советую внимательно смотреть на сроки годности продукции.

Официально за нахождение на территории национального парка берется плата. Тех, кто проживает на базах отдыха, это не касается. В стоимость проживания эта плата уже включена. С запада территория национального парка начинается после детского лагеря Спартаковец. Там находится вторая проходная для въезда, а в самом Нугуше находится офис парка. В нем можно приобрести различные услуги и экскурсии, оплатить маршруты и т.п.

Для себя мы выделили следующие пункты, которые смогли бы реализовать во время отдыха на Нугуше:

1. Пляжный отдых.
  2. Посещение водопада Куперля.
  3. Прогулка на теплоходе/катере.
  4. Экологическая тропа Бейектау.

Первый пункт выполняли каждый день. Остальные — постепенно. Вода в Нугуше прохладная, в летний зной освежает очень хорошо. По ночам и утрам бывает прохладно, не забудьте взять с собой пледы.

4.1 Водопад Куперля и карстовый мост

На второй день я предпринял вылазку на Куперлю. Вообще, это само по себе отдельное путешествие, которое займет около 5-6 часов. Место это находится на одном из притоков реки Нугуш — на ручье Куперля. Перепад высот ручья на расстоянии всего нескольких сотен метров достигает ста метров. Над ущельем выше водопада нависает красивый карстовый мост — огромная арка высотой около 20 метров. Длина этого чуда природы — 35 метров, а длина висячей части — 10 метров. Когда-то речка Куперля текла здесь под землей, в скальных породах. Постепенно порода разрушалась. В результате от подземной полости, по которой тек ручей, остался лишь этот карстовый мост.

На карте это место здесь:

Добраться туда можно несколькими способами: автомобиль, велосипед, квадроцикл и пешком. Посещение этого места на квадроцикле стоит 2500 р. Но я отказался от этого. Дорого, да и не люблю быть привязанным к чему-то. Велосипед я не взял в путешествие. Так что мне остался один выход: где возможно — проехать на автомобиле, где невозможно — пройти пешком.

Итак, как это было…

Проснувшись в пять утра, я умылся, побросал в рюкзак небольшой перекус и воду в дорогу. Прыгнув в Форестер, я поехал на север, вдоль берега. После Паруса дорога грунтовая, которая постепенно переходит в лесную, покрытую слоем высохшей земли. Вскоре дорога приводит в лес, где появляются приличные колеи. Там где совсем бездорожье прокатаны объезды. Объезды непростые - порой между деревьями и автомобилем расстояния составляли с десяток сантиметров. Торчащие корни и пеньки коварно ждут, чтобы ударить по днищу.

Наконец-то дорога выводит из леса на поляну:

Прямо напротив ущелье, из которого река Нугуш наполняет водохранилище свежей водой.

Легкий утренний туман придает этому месту особую атмосферу.

Знаете, что самое приятное? Нет людей… Никого! И тишина… Нет никаких посторонних звуков, только природный шум и пение птиц. Непередаваемо…

Вновь дорога уводит в лес. Утренний туман окутывает буквально все вокруг, а лучи солнца пытаются пробиться сквозь пелену и дать новый день растениям.

Форик, сыто урча, ныряет в низину, а туман впереди все усиливается. Дорога устремляется немного вверх, вправо. Плотные клубы тумана охватили горы и поляну впереди и по бокам от меня, пытаясь скрыть их величественность. Вы не представляете, какой здесь аромат. Хочется черпать его большой ложкой, набрать и увезти с собой. Я смотрел пару минут, как клубы тумана плывут с гор вниз к поляне и растворяются, попадая на яркое солнце.

Через несколько километров встретился маленький деревянный указатель «Куперля». Значит, я на верном пути. Сворачиваю направо по стрелке.

За поворотом — речка Урюк, которая через несколько километров станет частью реки Нугуш. Форсировать ее в одиночку я не решился. Оставил машину на полянке перед рекой. Снял кроссовки и по ледяной воде перешел два брода. Камни в реке острые, сюда бы резиновые сапоги. Навигатор показывал до точки 8 километров.

Пешая прогулка была достаточно трудной - мухи липли и пытались лезть в глаза и уши. Чувствовали пот и оводы… Не жарко, но из-за постоянного подъема организм быстро устает и требует воды. Как только дорога вышла на прямую — я пошел трусцой. Около 3 км пробежал... Временами птицы взлетали прямо у меня из-под ног. Наслушавшись рассказов о живущих в парке медведях, было немного не по себе… Но по дороге постоянно встречались следы человеческой цивилизации — пластиковые бутылки, пачки сигарет и прочий мусор...

Но вот между деревьев появился просвет и, петляя, дорога вывела меня на просторный луг... Засмотревшись, чуть было не встал на ужа, который поспешно уползал в траву. Вдалеке показалась речушка Куперля… Перейдя ее, минут через десять я подошел к забору. На нем значилась вывеска, что за незаконное нахождение полагается штраф, ведется скрытое видеонаблюдение и, как всегда, — «Осторожно, медведи!». Войдя в ворота, метров через 50 я очутился на смотровой площадке, и взору открылся необычайно красивый вид ущелья, на дне которого протекает река Нугуш.

Советую провести здесь побольше времени. Место очень красивое. Просто посидите и посмотрите на лес, небо, реку... Попытайтесь увидеть как можно больше. Здесь, где эфир не испорчен индустриальными шумами, где воздух прозрачен и кристально чист, находясь вдали от цивилизации, пребываешь в полном спокойствии и умиротворении.

Дальше, спустившись по тропке вниз, я оказался у моста и водопада.

Не забыл попробовать воду на вкус и ополоснулся в ледяной освежающей воде.

Фотографии, к сожалению, не передают всего величия этой природной достопримечательности, но место действительно очень впечатляет...

Честно сказать, оно придало мне какой-то энергетический заряд... Обратную дорогу я прошел гораздо легче и в замечательном расположении духа.

4.2 Водная прогулка по водохранилищу

В вечернее время очень рекомендую прокатиться на теплоходе. Днем слишком жарко для прогулки и будет некомфортно. Заходящее солнце дает мягкий свет и все вокруг кажется гораздо интересней. Более того, я не буду рекомендовать часовую прогулку на катере, так как считаю, что это слишком мало. По мне — значительно лучше прогуляться в спокойном темпе и осмотреть все повнимательнее.

Примерная схема прогулки такая:

В 18:00 наш теплоход отчалил от пристани турбазы «Лесная сказка» и направился к ущелью. Справа от входа видим хребет Бейектау, по которому проходит экологическая тропа.

После входа в само ущелье нас ожидала первая остановка. Скромный водопад. Капитан корабля посоветовал женщинам набрать в нем воды. У испившего ее, по примете, должно наступить счастье и благополучие…

Рядом по ходу движения внушительная отвесная скала.

Обогнув длинный мыс, минут через пять хода, с левой стороны можно увидеть портрет Ленина. Скалу эту называют Скалой Вождя.

Подходя к месту слияния рек Нугуш и Урюк, делаем остановку. Справа — красивый утес, напоминающий нос корабля…

На краю утеса — скальное образование в виде медвежонка. Честно сказать, я так и не смог его распознать...

А позади полуостров, напоминающий шапку Мономаха.

Здесь дают время на купание.

Если соберетесь на прогулку, берите теплую одежду — на открытой воде сильный ветер.

После этого возвращаемся обратно на пристань. Прогулка завершена.

4.3 Тропа Бейектау

Последней точкой, которую я успел посетить, была тропа Бейектау. Название тропа получила по причине того, что она пролегает по гребню горы Бейектау. Чтобы пройти по ней, нужно проехать до села Сергеевка, свернуть перед ним налево к водоему и проехать по берегу до самого конца к лагерю «Спартаковец». Там будет та самая, вторая проходная национального парка. Заплатив 100 рублей, с чистой душой поднимаетесь вдоль забора в сторону лагеря. Табличка указывает начало тропы. Протяженность её примерно 4 км.

Сначала предстоит преодолеть очень крутой подъем, по которому фактически придется ползти. В верхней точке виден утренний Нугуш.

Тропа устремляется в лес... Пройдя около 400 метров, между деревьев видим ущелье.

Подходим к первой смотровой площадке.

Из ущелья плавно клубами стекает туман...

Дальше тропа вновь прячет водную гладь за листьями деревьев. Ноги полностью промокли от росы.

Вторая остановка.

Лес после становится более густым, но попадаются и небольшие поляны…

Через несколько сотен метров доходим до крайней точки тропы. Это вход в ущелье…

Далее — дорога назад, купание и прощание с Нугушем…

Часть 5. Юмагузинское водохранилище

С небольшой грустью мы покидали Нугуш, ведь столько еще не удалось увидеть. Но нас ждали новые места, не менее красивые и завораживающие. Теперь мы направились на Юмагузинское водохранилище.

Краеведческая справка:

Юмагузинское водохранилище на реке Белой — самое молодое на Южном Урале. Это водохранилище было построено в начале XXI века в одной из самых красивейших местностей Башкортостана.  До постройки гигантского водохранилища Юмагузинской ГЭС здесь проходил популярнейший маршрут по реке Белой (Агидель). К сожалению, сейчас многие природные достопримечательности оказались затопленными (в том числе частично затопило глубочайшую пещеру Урала Сумган-Кутук). Строительство Юмагузинского водохранилища началось в конце 1998 года, а первый гидроагрегат Юмагузинской ГЭС был запущен в 2004 году. В 2007 году строительство было полностью закончено. Плотина имеет длину 605 метров и высоту 65 метров.

Сухие факты:

• Площадь зеркала водохранилища — 35,6 квадратных километров.
  • Объем воды — 890 миллионов кубических метров.
  • Длина водохранилища — 57 километров,
  • Общая протяженность береговой линии — 124 километра.
  • Средняя глубина — 26 метров,
  • Максимальная глубина — 63 метра (в районе плотины).
  • Средняя ширина водохранилища — 300-400 метров.

Населенных пунктов на берегах Юмагузинского водохранилища нет. Нет здесь и сотовой связи. Туристов здесь пока немного, поэтому можно отдохнуть в тишине и спокойствии (в отличие, например, от популярных в Башкирии Павловского или Нугушского водохранилищ).

Что произошло с Национальным парком Башкирия после строительства Юмагузинского водохранилища:

1. затопление земель национального парка Башкирия, в нарушение природоохранного законодательства;
  2. сокращение ареалов ряда редких животных и растений;
  3. потери воды из водохранилища в подземные карстовые пустоты;
  4. уничтожены (старовозрастные) леса, чрезвычайно редкие для Европы и чудом сохранившиеся в Башкирии;
  5. уничтожена ключевая орнитологическая территория всеевропейского значения, которая была предложена в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в номинации «Башкирский Урал»;
  6. ушли под воду археологические памятники —стоянки древнего человека;
  7. затоплен нижний ярус пещеры Сумган-Кутук, самой глубокой пещеры Башкирии;
  8. затоплено Голубое Озеро, жемчужина Башкирии;
  9. затоплен водопад Невидимка;
  10. на 30-50 тыс. га ухудшились особо охраняемые места обитания диких пчел, из-за изменения микроклимата в полосе 1-3 береговой полосы, что привело к снижению производства такого ценного продукта, как башкирский мед;
  11. Возле деревни Максютово потеряно 200 га сенокосов;
  12. На 30% территории заповедника усилилось влияние человека на природу (пастьба, сенокошение, браконьерство, фактор беспокойства);
  13. Экологический ущерб в результате потери местообитаний и уничтожения охотохозяйственных видов составляет 108,1 тыс. руб. (конечно, если можно оценить это в деньгах). Ущерб беспозвоночным животным в зоне затопления оценивается в 5,367 млрд. руб. Рассчитанный ущерб животному миру составляет 128,6 млн. руб;
  14. Существенно сокращен туристический маршрут сплава по реке Белой.

Ради интереса стоит поискать в Интернете статьи о том, к чему привело строительство и, вообще, зачем оно было затеяно.

От Нугуша до Юмагузинского водохранилища имеются две дороги. Одна асфальтовая, через Юмагузино, но придется делать приличный круг, и вторая, сразу на Верхнебиккузино, грунт-асфальт. Она гораздо короче. Выбирайте ее. Но нам пришлось сделать круг для того, чтобы в Мелеузе закупить продукты.

Отправляемся в путь.

Рядом с указателем на Юмагузино останавливаемся у речки Нугуш. Красиво все-таки здесь.

Дальше встречаем бесконечные поля, засеянные пшеницей…

А потом, уже сделав все дела, в районе деревни Нижнебиккузино увидели рядом с дорогой красивое поле подсолнухов.

И вот перед нами уже плотина водохранилища, рядом с деревней Верхнебиккузино.

Мы остановились на базе «Башкирская деревня». Она находится в непосредственной близости от водоема. Здесь место не такое туристическое, поэтому нет множества туристов и относительно тихо. Домики со всеми удобствами. Есть практически все для нормального отдыха.

Справа, на горе, находится кафе «Ласточкино гнездо». Но это кафе работает только по предварительной договорённости и для больших компаний. С этой точки открывается вид на водохранилище.

Спускаясь от него, можно увидеть поля в низинах между гор и холмов.

Особенно красиво здесь утром…

А вечером можно проводить солнце за горизонт…

Хочу сразу предупредить, что мест для купания здесь нет. Если хотите провести время на водоеме, то есть два пути. Первый — это заброшенные карьеры близ деревни Иштунганово. Второй вариант — поехать на Нугушское водохранилище.

До карьеров примерно 11 км грунтовой дороги.

Проехать можно так:

Три карьера из них — бесплатные для доступа. Поэтому в выходные место там не найти — все занято отдыхающими. На рабочей неделе немного свободней.

Отмечу, что спуск к воде не везде удобный из-за крутых берегов. Как следствие, и глубина сразу же резко увеличивается. Вода чистая, до определенной глубины дно хорошо проглядывается.

Есть еще огражденные местным предпринимателем карьеры (на карте они расположены ниже) — там находится туристическая база «Иштуган». Это уже более цивилизованное место. Беседки, места для купания и ловли рыбы. За въезд туда запросили с нас 750 рублей. Мы не пожелали, ибо было мало времени — собирались на прогулку по водохранилищу.

Недалеко от карьеров нашли заброшенную постройку. Добывали здесь щебень когда-то? Или это все еще работает?

Если проехать чуть дальше, то можно заехать на холм, с которого отлично можно увидеть места разработок…

…и горный хребет.

Ближе к 16:00 мы двинулись на катере по Юмагузинскому водохранилищу. Прогулку нам организовала администратор базы. Час прогулки стоит 4000 рублей. Катер 11-местный. Чем больше людей соберете, тем будет дешевле. У нас было 10 человек. В прогулку входит сама прогулка и на выбор либо купание, либо посещение водопада. Я рекомендую взять на 3 часа. За это время можно будет увидеть гораздо больше. Недёшево, но не пожалеете. Чтобы попасть на место посадки нужно подойти к проходной, где вас запишут и возьмут деньги за вход —100 рублей с человека. Далее через ворота охрана пропускает на территорию водохранилища. Интересный факт: само водохранилище не принадлежит нацпарку «Башкирия», а вот окружающие горы и леса — да. И еще, на самой проходной вы найдете несколько рекламных объявлений, предлагающих экскурсии по водохранилищу.

Наша поездка оказалась выдающейся… Муж и жена из соседней деревни увидели сон о Юмагузинском водохранилище. Видимо, что-то не очень хорошее… Они выбрали день, чтобы съездить и прочитать молитву, дабы уберечь людей от несчастья. Несмотря на их сорокалетний возраст, они никогда здесь прежде не были — слишком заняты хозяйственными делами и работой. Так что мы еще и выполняли особую миссию по доставке этих людей на место молитвы.

Маршрут был следующий:

Отходим...

Подходим к месту стоянки, чтобы пройти к водопаду…

А вот и сам водопад… Вода ледяная. Стоять больше минуты в воде невозможно — ноги начинает буквально ломить от холода.

Оставляем пару читать коран, а сами отплываем за мыс, чтобы искупаться. Температура воды +25С. А глубина в этом месте — всего каких-то 48 метров…

На обратном пути заметили пещеру на одном из хребтов. Если не ошибаюсь, эта пещера носит название Театральной.

Часть 6. Мурадымовское ущелье

Дорога в Мурадымское ущелье очень живописная и пролегает между гор, начиная с Мраково.

Природный парк «Мурадымовское ущелье» — одно из красивейших мест Башкирии. Он создан в 1998 году в долине реки Большой Ик. Общая площадь образованного парка — более 23 тысяч гектаров. С севера на юг парк «Мурадымовское ущелье» вытянут на 28 километров, а его средняя ширина — 8-10 километров.

Само Мурадымовское ущелье представляет из себя скалистый каньон, вытянутый вдоль реки Большой Ик.

Главные достопримечательности парка «Мурадымовского ущелья» — это пещеры. Их найдено здесь более 40. Таким образом, здесь самая высокая в Башкирии концентрация пещер.

Наиболее известны три пещеры Мурадымовского ущелья — Старомурадымовская, Новомурадымовская и грот Голубиный.

Старомурадыновская пещера и Голубиный грот расположены в одном месте. Чтобы добраться до них нужно пройти от проходной природного парка примерно 3 километра по грунтовой дороге. По пути будет три брода через реку Ик.

Через три километра слева будет видна скала, а в ней грот. Чуть правее — Старомурадымовская пещера.

По слабовидимой тропинке нужно пройти через лесочек и начать подъем на скалу. Подъем сложный: крутой каменистый, местами очень скользко.

В гроте Голубином люди жили во времена палеолита. Археологи обнаружили этот археологический памятник в 1960 году. Длина грота Голубиный — 69 метров. Он имеет огромный вход шириной 18 метров и высотой 3 метра. Из грота открывается превосходный вид на каньон реки Большой Ик.

Чтобы попасть из входного грота в остальные гроты пещеры, нужно преодолеть небольшой лаз.

От грота слева есть тропинка, по которой можно залезть на верхушку скалы. С этой точки прекрасные виды:

Справа от горота находится Старомурадымовская пещера. Она имеет длину 210 метров. Ее стены покрыты рисунками, выполненными нашими далекими предками красной охрой (их можно увидеть справа в 60 метрах от входа). Возраст рисунков — около 10 тысяч лет. К сожалению, многочисленные посетители сильно закоптили стены пещеры. У пещеры от этого возникло второе название — Копченая.

Самая длинная пещера Мурадымовского ущелья — Новомурадымовская пещера. Она находится примерно в 1,5 км от входа. Ее общая длина ходов составляет 1850 метров, глубина — 108 метров. Особую красоту пещере придают живописные кальцитовые натеки на стенах. Названия гротов говорят сами за себя: Концертный Зал, Приют Топографа, грот Добрых Фей, Мечта Геолога, Чертов Мостик и др. В пещере течет ручей. Весной или после сильных дождей пещера сильно обводняется. Вход в пещеру преграждает железная решетка. Попасть в Новомурадымовскую пещеру можно только с экскурсией, заплатив 150 рублей.

Мы не стали посещать ее, а вместо этого прямо у точки отправления экскурсии поднялись на гору слева. Оттуда можно увидеть часть ущелья. Тропинка но Новомурадымовской пещеры достаточно сложная — местами каменистая.

Но оно того стоит.

В Мурадымовском ущелье на редкость богатая флора и фауна. Всего здесь произрастает около 500 видов растений, встречается 40 видов млекопитающих, летает 122 вида птиц, обитает 4 вида рептилий, 5 видов амфибий и 9 видов рыб. Очень многие растения и птицы, которые здесь встречаются, занесены в Красную книгу. Например, в Мурадымовском ущелье можно увидеть таких редких птиц, как сапсан, беркут, орел-могильщик, сова ястребиная, журавль серый и другие.

Вход на территорию парка платный (90 рублей с человека и 200 рублей за въезд машины за одни сутки). Поскольку по ущелью проходит автомобильная дорога, на машине можно доехать прямо до стоянки. В «Мурадымовском ущелье» можно арендовать место в домике. Для желающих есть услуги гида и экскурсовода. Рядом находится туристическая база «Лесная сказка», где можно остановиться.

Часть 7. Белорецкий район

Последней точкой нашего маршрута был уже хорошо знакомый нам Белорецкий район. О нашем прошлом визите сюда можно прочитать в блоге. Как известно, в этом районе Башкирии проходит один из самых длинных горных хребтов Южного Урала. Хребет протянулся на 290 км по территории Баймакского, Бурзянского, Абзелиловского, Белорецкого, Учалинского районов Республики Башкортостан и Челябинской области.

Ширина хребта составляет от 10 до 20 км в центральной части. Высота хребта незначительна по сравнению западными хребтами Урала и в среднем не превышает 1000 метров. Самая высокая вершина Уралтау — гора Арвякрязь (1068 м) в Белорецком районе.

Приоритетным направлением выбрали именно наиболее высоких горных вершин данного района. Благодаря пользователю xaTxa, перед поездкой я имел хорошие треки, которые помогли мне без проблем добраться до намеченных мест. Но в планы сильно вмешались погодные условия, и мы не смогли осуществить задуманные планы в полном объеме.

7.1 Абзаковский карьер

Наиболее близким местом (а именно 4 километра) от нашего отеля в Новоабзаково был Абзаковский карьер. Поэтому мы в первый же день отправились именно туда. На территорию карьера въезд запрещен, ведь он действующий и на нем ведутся взрывные работы. Но мимо проходных есть объездные пути, которые позволят подняться практически на самую вершину.

С вершины можно увидеть небольшую часть карьера:

Вдалеке можно рассмотреть горнолыжные трассы ГЛК «Абзаково».

Слева хорошо просматриваются горные вершины, в том числе самая высокая гора — Куркак.

Так как рабочий день уже заканчивался, то самосвалов, увозящих щебень, было немного. Из-за крутости подъема приходится машинам нелегко. Едут вниз они полностью груженые, скорость не более 20 км/ч.

Дорога представляет собой щебеночный пыльник. Так что пару раз удалось машину даже отправить в занос. На обратном пути помогли одному из водителей добраться до конторы — его КАМАЗ перегрелся от долгого подъема в гору. Так что не зря там оказались.

7.2 ГЛК «Металлург-Магнитогорск»

После этого мы посетили ГЛК «Металлург-Магнитогорск» неподалеку от озера Банное. В прошлый раз я как-то упустил тот факт, что помимо стандартных видов трех озер Яктыкуль, Сабакты и Карабалакты есть еще и обратная сторона медали.

Если выйти из фуникулера (270 рублей за подъем) и пройти не направо, к самой популярной смотровой площадке, а пройти прямо, то через 500 метров откроются прекрасные виды на ущелье. Людей здесь не так много, а виды, по моему мнению, интересней.

7.3 Кужановские лиственницы и водопад Могак

Недалеко от ГЛК можно найти еще несколько удивительных мест. Например, если проехать от Банного до деревни Таштимерово, свернуть перед деревней направо, в сторону Кужаново, а уже в самой деревне свернуть налево у здания дома культуры (?) на проселочную дорогу, то через 5 километров можно встретить удивительное настоящее чудо природы— Кужановские лиственницы (N 53° 26.895' E 58° 31.507`). В чем же их особенность?

Высота каждой из 11 лиственниц составляет 6-7 метров, а диаметр ствола около 45-50 сантиметров. В отличие от большинства южноуральских лиственниц, эти деревья имеют необычную шаровидную форму кроны, которая начинается на высоте около 2 метров, далее основной ствол каждого дерева разветвляется под острым углом на 4-8 стволов. Аналогов таких деревьев в данной местности нет. Еще в 90-е годы 20-го века Кужановскими лиственницами заинтересовались ученые. Сотрудник Ботанического сада-института УНЦ РАН В.П. Путенихин описал деревья как «лиственницы Сукачева, форма multiramoosys Puten», которые имеют определенное значение для селекции. Но однозначного ответа на вопрос о причинах многоствольности лиственниц найдено не было.

Одной из основных гипотез является мутация или инфекция. По этой версии, несколько сотен лет назад образовалось мутантное дерево с многоствольной кроной, которое за много лет дало похожее потомство. Местные жители рассказывают про Кужановские лиственницы много легенд. По одной из них, под деревьями находится сказочное богатство, по другой — они расположены на поляне вокруг места, где много десятилетий назад стояла юрта богатого бея, чтобы защищать жилище от непогоды. Местное население называет Кужановские лиственницы «бозра карагас» — «кудрявая лиственница» и считают, что в мире не больше двух десятков подобных деревьев. Есть поверье, что нужно обнять любую из этих лиственниц и загадать желание, которое потом непременно сбудется. Говорят, что исследовать Кужановские лиственницы приезжали ученые из Германии, Японии и Китая, которые рассказали, что подобных деревьев больше нигде нет, но однозначно подтвердить это событие никто не может.

Все эксперименты по их разведению не увенчались успехом. Примерный возраст этих деревьев от 300 до 400 лет.

Если же вы проедете деревню Кужаново по асфальтовой дороге дальше до деревни Салаватово, а там повернете налево на грунтовую дорогу на Северо-Запад в сторону гор, то вскоре увидите излюбленное место отдыха местных жителей — водопад Могак. Необходимо будет пересечь ручей, а потом далее по дороге подъехать к полянке у самого подножья горы.

Речка Могак, прорываясь сквозь каменную теснину хребта Крыкты, и образует этот водопад. Летом, в межень этот водопад почти невиден.

Так, лишь небольшой ручеек струится между нагромождения камней. Однако в большую воду Могак представляет зрелище красивое и живописное. Ревущий поток скачет через несколько уступов, образуя красивые каскады.

Водопад Могак, как и подобный ему Кук-Караук и большинство южно-уральских водопадов, лучше всего посещать в конце апреля - начале мая. В это время можно застать максимально большую воду.

Если с тропинки пойти левее, то через 200-300 метров попадете на смотровую площадку, образованную одним из горных камней.

Если же пойти прямо по трассе для квадроциклов — попадете к водопаду.

7.4 Арский камень

Арский камень – скала в Белорецком районе республики Башкортостан, историко-геологический памятник природы. Он находится на правом берегу реки Белой (Агидель), в 20 километрах юго-западнее Белорецка. Впрочем, здесь еще верховья известной реки и тут она узкая и мелкая.

Высота скалы — около 30 метров. Вследствие выветривания отвесная известняковая скала приобрела своеобразные красивые очертания. Интересна скала и произрастающими на ней редкими растениями. Среди них встречаются реликтовые виды.

Свое название скала получила по названию располагавшейся неподалеку небольшой деревушки Арской.

Скала Арский камень с пугачевских времен окутана легендами. Самая известная легенда гласит, что в пещере в Арском камне спрятал награбленные сокровища «крестьянский царь» Емельян Пугачев. Разогретые легендами искатели сокровищ не раз пытались их найти на протяжении полутора веков, пока в 1930-е годы вход в пещеру зачем-то не взорвали. Советская власть вообще очень любила взрывать пещеры, видимо, боясь, что там могут прятаться везде казавшиеся ей шпионы. В XX веке из-за этого Урал лишился немалого количества пещер. Сейчас место, где была пещера, можно распознать лишь по каменной осыпи.

По другой легенде с вершины скалы был сброшен местный управляющий, отказавшийся подчиняться бунтовщикам-пугачевцам. По преданию воды реки Белой после этой казни отступили от Арского камня.

Отсюда открываются великолепные виды.

С самого камня видна самая высокая вершина хребта Уралтау — Арвякрязь.

7.5 Гора Арвякрязь

Самая высокая вершина хребта Уралтау, расположенного на территории Республики Башкортостан. Высота горы Арвякрязь составляет 1068,8 метров. Остроконечная конусовидная вершина возвышается над холмами и хорошо заметна за несколько километров. Гора видна даже в некоторых местах в городе Белорецке. Название горы происходит от слияния названий двух рек, протекающих в этом районе — Арявк и Большой Рязь.

Гора Арвякрязь находится в 25 км южнее от города Белорецка и в 4,5 км к юго-востоку от небольшого села Рыскаево. От деревни по грунтовке ехать в сторону горы. При наличии высокого просвета и сухой погоды проехать можно практически к вершине. Как следствие такой доступности — свалка мусора у подножья вершины.

Гора образована горными породами — кварцитами и сланцами. С западной стороны склоны изрезаны глубокими узкими щелями, обнажающие каменные породы. Максимальный угол склона достигает 35 градусов — практически у вершины горы.

Мне не повезло с погодой. Прошли дожди и на следующий день, когда я собирался покорить вершину, дымка окутала не только вершину горы, но и все окрестности. Полюбоваться всей красотой так и не удалось.

На самой вершине — небольшое плато, словно созданное специально для пикника.

7.6 Гора Куркак

Куркак (Көркәк) — горный хребет на Южном Урале. Находится на территории Учалинского, Белорецкого и Абзелиловского районов Башкортостана. Куркак относится к хребтам Башкирского (Южного) Урала.

Хребет растянулся от широты устья р. Мазара (приток р. Миндяк) до р. М. Кизил в Учалинском, Белорецком и Абзелиловском районах Башкортостана.

Длина хребта около 16 км, ширина — 4-5 км, высота — 1008 м (г. Куркак).

Хребет состоит из продольных гряд с крутыми склонами; есть останцы высотой 0,5-1,5 м.

У подножий хребта расположены озёра УзункульУскуль.

Ландшафты — берёзовые леса с примесью сосны, осины, лиственницы на светло-серых лесных почвах.

Гора Куркак является памятником природы (1997).

Гора легкодоступная для транспорта. Начиная свой маршрут от железнодорожного переезда в Новоабзаково, необходимо проехать немного по грунтовой дороге, а потом свернуть в лес. В какой-то момент ширина дороги меняется. Здесь большей частью ездят квадроциклы. Для нормального кроссовера не составит труда забраться практически на макушку горы.

Опять погода вносит коррективы, и увидеть удается совсем мало. Плотная дымка прячет не только горы, но и солнце, которое в таком свете больше похоже на луну.

С чувством незаконченности я покидал эти места. Осталось много всего интересного, что невозможно уместить даже в трехнедельный тур. Остались места, доступ к которым возможен только на специальной технике либо вообще только пешком. Осталась так и не покоренной гора Малиновая — не было смысла ехать туда, не имея точной уверенности в том, что будет хоть что- то видно, ведь с каждым днем дымка становилась все плотнее.

Эпилог. Базы отдыха. Отзывы и рекомендации

База активного отдыха «Парус». Нугушское водохранилище.

Расположение: Находится на западном берегу Нугушского водохранилища на территории национального природного парка Башкирия.

Территория: Территория охраняемая. Въезд и выезд по пропускам. За стоянку автомобиля придется заплатить 100 рублей за каждый день пребывания. На территории домики разные по вместимости и комфорту. Все удобства на улице, за исключением домика №16, где есть свой санузел, включающий в себя раковину, душевую и унитаз.  Есть специальная мангальная зона (убирают ее ежедневно), в которой около 6 мангалов и две кирпичные кладки для готовки в котелке. Есть волейбольная площадка, детская площадка и бильярдный стол. На территории отстраиваются еще двухэтажные домики на большие компании. Территория ухоженная и очень зеленая. На берегу находится собственный пляж. Пляж небольшой, но места хватает. Вход в воду — глина. Как следствие — вода у берега очень мутная. Есть аква-горка, которая работает в определенные часы, согласно расписанию. Предоставляют катание на гидроцикле, банане и просто таблетке.

Питание: В кафе можно прикупить несколько видов печенья, шоколада, орешков и сухариков. Разливается пиво Нугуш Салаватского производства. В продаже так же иногда бывает газированная вода. Завтраки хоть и включены в стоимость, но рассчитывать на них не стоит. Поясню примером. На первый завтрак нам была выдана тарелка с молоком, в которую бросили ложку сваренной гречи. В дополнение выдан чай без сахара и 2 печеньки. На второй день был суп из лапши с хлебом, маслом и чаем. Так же не рассчитывайте там обедать и ужинать — в кафе ничего не готовится, кроме бутербродов разве что. В первый день мы попробовали поесть, но нам сказали, что готовить не из чего и скоро должна приехать машина с продуктами. Приехала машина и привезла, видимо, продукты на завтраки. При этом они имеют красивое и разноплановое меню. Управляющие кафе живут в этом же домике большой дружной семьей все лето.

Домик: Мы жили в домике с санузлом. В домике темно, свет тусклый. Из электробытовых приборов только холодильник. Посуды нет. Окна выходят на мангальную зону в результате чего всегда закрыты. Как следствие в номере спертый влажный воздух. Несмотря на это, достаточно чисто. Слышимость с улицы достаточно хорошая. В один из дней вечером не было воды — было слишком много отдыхающих, и скважина попросту не справилась с таким объемом требуемой воды.

Развлечения: Дискотека по пятницам и субботам на пирсе. Прокат волейбольных мячей.

Общее впечатление: Как сказал мне администратор при разговоре: «Я не могу вам сказать, плохо у нас или хорошо, все зависит от того настроения, с которым вы приезжаете…». Подходит для людей непритязательных в отношении комфорта, привыкших к спартанским условиям проживания. Готовить придется на огне, ну или в мультиварке, которую советую взять с собой. Большинство отдыхающих приезжают сюда на один-три дня для того, чтобы некультурно принимать алкоголь, то есть — тупо от души побухать… Такого количества ссор и мата я давно уже не видел и не слышал. Неприятно, что по территории бегала хозяйская собака, похожая на ротвейлера. В один из дней она здорово напугала моего сына. После разбирательств была посажена на цепь.

Как заказать: Администрация требует 50% предоплаты при заказе. Вы должны будете перечислить необходимую сумму на карту Сбербанка владельца базы. Другие виды платежей отсутствуют.

База отдыха «Башкирская деревня». д. Верхнебиккузино.

Расположение: Деревня Верхнебиккузино, в 800 метрах от плотины Юмагузинского водохранилища.

Территория: Территория охраняемая. За стоянку автомобиля придется заплатить 100 рублей за каждый день пребывания. На территории — кафе, двенадцать домиков на 8-12 человек, гостиничный комплекс с двухместными номерами. Везде как бы (об этом чуть дальше…) есть водоснабжение, кондиционеры и прочие удобства. Вся территория вымощена плиткой и очень чистая. Мангальная зона у реки. Мангалы убираются от остатков угля и золы редко. Детская площадка небольшая.

Питание: Предварительно можно заказать завтраки (200 руб.), обеды (350 руб.), ужины (300 руб.). Меню как такового нет. Просто так прийти и поесть возможности нет.

Домик/номер: Мы жили в номере гостиничного комплекса. Изначально в нем не работали ни  холодильник, ни телевизор, ни кондиционер... Причина тому банальна — нехватка электроэнергии на все нужды базы. Хотя, казалось бы, электричество в достатке находится под боком — плотина для того и сделана… В рабочие дни, когда гостей мало, проблем нет. Честно говоря, все выглядит неухоженным: болтающийся унитаз и кран, отваливающиеся ручки в номерах и другие мелочи. Скорей всего причиной тому — банальная скупость хозяев базы. Удивило то, что полотенца уже висели на крючках, а не как обычно сложены с постельным бельем.

Развлечения: Прокат велосипедов, баня, водные прогулки, дискотека по субботам с 10:00 до 03:00. Приезжают жители окрестных деревень. Алкоголь не продают. Приходят люди разных возрастов. Сначала концерт исполнителей песен на родном языке, потом дискотека. Естественно,  уснуть до окончания дискотеки невозможно.

Общее впечатление: В общем, место неплохое. Если хозяева базы устранят все нюансы, будет отличным местом для отдыха.

В выходные дни могут быть перебои с электричеством. Результатом этого будут неработающие  холодильники, кондиционеры и т. п. Поэтому заезжать советую только в дома для больших компаний — там такого недостатка нет.

Как заказать: Администрация требует 50% предоплаты при заказе. Вы должны будете перечислить необходимую сумму на карту владельца базы. Другие виды платежей отсутствуют, если вы живете не в Уфе.

Отель «Горки». с. Новоабзаково.

Расположение: Находится в центральной части горнолыжного центра «Абзаково».

Территория: Территория охраняемая. Домики на территории — разные по вместимости. Во всех домиках санузел, кухня, спальня и гостиная. Все очень ухожено и чисто. Единственный минус — домики расположены на склоне горы, так что понадобится хорошая физическая форма, чтобы добираться к своему жилищу. Но это в какой-то степени даже плюс. Стоянка автомобилей — внизу, у административного корпуса. Бесплатная. Есть магазин с необходимым набором продуктов для жизни. Мангальная зона. Всегда чистая. На всей территории есть Wi-fi.

Питание: Завтрак включен в стоимость. Есть возможность заказать комплексные обеды (250 руб.). Есть меню, выбор не велик, но все приготовлено неплохо. Для особых гурманов на территории ГЛЦ «Абзаково» есть ресторан и другие кафе.

Домик: Мы жили в домике-студии. Два этажа. Внизу гостиная, кухня, санузел. Наверху спальня. Домик регулярно прибирают. По просьбе чистое белье в любое время.

Развлечения: Экскурсии, прокат велосипедов, баня.

Общее впечатление: Очень хорошее место для отдыха семьей. Второй раз там и не жалеем. Единственный минус — слышимость. Фактически любой разговор соседей слышен вам.

Как заказать: Администрация требует 50% предоплаты при заказе. Оплачивается по счету в любом отделении Сбербанка.