Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Трёхдневная новогодняя разведка Пскова и окрестностей на Кайроне

Трёхдневная новогодняя разведка Пскова и окрестностей на Кайроне

31.01.2017 | 17992 просмотра

Нитка маршрута: Подмосковье — Опочка — Псков — Самолва — Изборск — Пушкинские Горы — Бежаницы — Торопец — Подмосковье.

Вот и закончился очередной год.

Отгремели праздничные фейерверки, прошли лыжные первоянварские покатушки, в тарелках тихонечко сопел в ожидании уничтожения салат оливье. Впереди — выходные дни. А чего совсем-совсем нельзя делать в выходные дни? Правильно, нельзя сидеть дома!

В эти новогодние праздники у нас совпали три вещи: стоящий под парами и требующий приключений Ssang Yong Kyron; желание увидеть Псков; три дня (к сожалению, только три дня, но что делать) выходных, на которые можно покинуть родные края, отправившись в небольшую поездку.

Псковское направление, как это обычно бывает, было выбрано самым надёжным способом составления маршрута — ткнуть наугад пальцем в карты, а затем провести следующий диалог:
— Ты был в Пскове?
— Нет.
— И я не была. Давай туда съездим и посмотрим, что там есть?
— Я за.

Таким образом, прикинув точки с интересными достопримечательностями и забронировав гостиницу, утром 2 января мы сели в машину и отправились в путь. Наш экипаж был огромен: я — водитель; Витя — штурман; а так же основной участник нашего колёсного передвижения по стране — дизельный Ssang Yong Kyron, для которого метнуться на несколько сотен километров в заданном направлении — это раз плюнуть. Как, в общем-то, и для нас.

День 1. 02.01.17 г.

Подмосковье — Опочка — Псков.

Выехали мы довольно рано, около 7 или 8 часов утра. Поскольку живём мы на западе Подмосковья, то ехать в Псков через Москву нам не было необходимости — мы могли практически сразу выехать на Новорижское шоссе и мчать вперёд, что мы и сделали. От нашего подмосковного города до Пскова почти 700 километров по очень хорошей дороге. Новорижское шоссе до Волоколамска имеет 4 полосы, затем сужается до двух, однако качество асфальта от этого не портится, оставаясь всё таким же шикарным, даже в Тверской области, которая когда-то славилась своими плохими дорогами (хотя судя по Кимрам, которые я проезжала позапрошлым летом, славится до сих пор). Поскольку на дворе стояли новогодние праздники, то трафик на дороге был минимальным, а фуры и вовсе отсутствовали.

В общем и целом, описывать Новую Ригу — занятие довольно бессмысленное. Это просто очень хорошая дорога. На ней нет ям, нет приключений, способных наподдать в подвеску автомобиля. Она ровная и довольно прямая. И такой она остаётся на протяжении всего пути — от Москвы и до самой Псковской области. И в Псковской области тоже. Все необходимые указатели на ней присутствуют, различных АЗС — в избытке. «Лети не хочу», что называется. Неудивительно, что даже в зимнюю пору Яндекс.навигатор уверенно мне заявил, что 700 километров мы проедем часов за 8-9. Мы, конечно, проехали намного медленнее, но это только потому, что заезжали по пути ко всяким достопримечательностям.

Пролетев Московскую область, мы прибыли на территорию Тверской области. Проехали Зубцов, мимо Ржева, мимо Нелидово. На улице был уверенный ноль градусов, и снег исчезал прямо на глазах.

Вернее, снег ещё как-то цеплялся за обочину, цеплялся за лес, но было видно, что ему это даётся всё тяжелее и тяжелее.

Проехали поворот на Торопец и вскоре прибыли в Псковскую область.

И в Псковской области случилась вполне ожидаемая вещь — снег исчез. Вообще. Вдруг сложилось впечатление, что снега здесь никогда и не было, что на улице никакой не Новый Год, а поздняя прохладная осень, где-то так конец октября. Деревья стояли по-осеннему голые, небо хмурилось осенними тучами, и о зиме ничего не напоминало. Легко забыть, что на улице 2 января.

Кайрон — наша «машина времени», которая так легко перенесла нас из зимы Московской области в осень Псковской.

Тем не менее, по дороге мы несколько раз встречали чистящие машины, которые сыпали на дорогу песок. Видимо, они готовились к заморозкам, которые должны были случиться в скором времени.

Мы проехали поворот на Великие Луки, а позже в районе Пустошки ушли с Новорижского шоссе направо на трассу Р-23, ведущую непосредственно в Псков. Трасса оказалась ничуть не хуже Новой Риги: такие же две полосы, такие же адекватные обочины, такой же хороший асфальт.

По части впечатлений Псковская область принесла очень красивые и непривычные пейзажи окружающей природы: местность резко стала холмистой, изменился лес, появились живописные сосны, часто вдоль дороги шли аллеи могучих деревьев. Аллеи напомнили Калининградскую область — с той лишь поправкой, что в Калининградской области деревья растут к трассам вплотную, а обочины отсутствуют как класс. Леса же напомнили нечто среднее между всё той же Калининградской областью и северной природой.

Проехав некоторое расстояние, мы завернули в город с любопытным названием Опочка — город довольно старый (существует с 15-го века). В нём нас интересовали две достопримечательности, на которые мы и поехали взглянуть.

Первая достопримечательность — загородная барская усадьба, датированная 18-м веком. Называется она «Петровская мыза».

Усадьба последовательно переходила от одного владельца к другому, в списке её владельцев много имён и фамилий: президент Российской Академии Наук К.А. Разумовский, князь Дондуков-Корсаков, последним владельцем был П.А. Янович.

Мы осмотрели главное трёхэтажное здание.

Не сказать, что оно сильно впечатлило, однако вот эти необычные «дизайнерские» камушки очень порадовали =)

Интересно, для чего они были сделаны? Они что-то обозначают или это и вправду дизайнерское решение 18-го века?

Вторая достопримечательность, к которой мы направились после осмотра усадьбы, — это Крепость-Вал города Опочка.

Надеюсь, я вас не сильно умучаю, если приведу небольшую историческую справку, которую и сама с интересом изучила? Она совсем краткая, честное слово!

Крепость Опочка (которая и дала начало городу) была построена в 1414-м году для того, чтобы защитить Псков и Новгород с юго-запада. А построили её после того, как литовский князь Витовт разрушил древнюю крепость Коложе.

Опочку заложили на излучине реки Великой. Сделали крепость на совесть: откопали ров, который превратил крепость в остров, построили высокий вал. В дальнейшем Опочка выдержала не одну осаду, а при Петре Первом стала не нужна: границы России отодвинулись к Балтийскому морю, и Опочка была исключена из реестра крепостей. В 18-м веке в крепости случился пожар. Что-либо восстанавливать не имело смысла.

Мы отправились на осмотр крепости. Рядом с островом расположилась большая и удобная парковка, где мы и оставили Кайрона. Перед входом на остров находится некий новодел под старину. На входе написано, что это какой-то бар.

На остров ведёт мостик, на вал — лестница, перед которой стоят информационные стенды. На них можно изучить схему расположения когда-то существовавших тут зданий, почитать небольшую историческую справку.

Памятный камень.

Внутри самого вала, честно говоря, смотреть особо нечего — да там ничего и нет. Просто огромная овальная чаша. А вот окрестные виды, открывающиеся с высоты вала, впечатляют намного больше. Нам повезло в том, что в тот день в Псковской области случилась осень, а потому пейзажи стали лирическими и живописными — краски поздней осени, не успевшая замёрзнуть река, силуэты деревьев с зелёным мхом на стволах. Думаю, летом этот вид не менее красив. А уж как тут в золотую осень...

Кроме того на валу обнаружился мемориал. Здесь похоронены не только участники ВОВ, но и участники Первой мировой и Гражданской войн.

Мы прогулялись кругом по валу, любуясь видом реки. В какой-то момент я даже заприметила внизу ещё один симпатичный мостик... и парочку алкоголиков, справляющих нужду. Спускаться тут же расхотелось. Конечно-конечно, где же сесть и забухать, как не на острове-крепости 15-го века. Она же для того и делалась, ага.

Дабы не портить самой себе настроение, я всё-таки переключила внимание на вал, реку и пейзажи вокруг. Я не то чтобы фиалка, падающая в обморок при виде, кхм, справляющих нужду мужчин. Но ей-богу, но как-то постеснялись бы на валу 15-го века-то...

Мы замкнули круг по валу, спустились вниз, вернулись к Кайрону.

Продолжили свой путь в сторону Пскова. Проехали город Остров (это название), продолжая любоваться аллеями и лесом вдоль дороги. В какой-то момент из-за облаков выглянуло солнце и окрасило окружающие пейзажи в жёлто-золотые цвета.

Какое бы ни было на улице время года — солнце всегда изменит цвета природы в более живописную сторону. Я это поняла ещё в прошлом году, когда мы путешествовали по Архангельской области: там стоило солнцу осветить заснеженные деревья, как они преображались и начинали вызывать самое неподдельное восхищение. Конечно, в сумрачную погоду они тоже были красивые... но солнце делало их более фантастическими, добавляя красок и яркости.

Так и здесь. Немного закатного солнца — и вуаля, штурман уже вовсю хватается за фотоаппарат и делает кадр за кадром.

Ближе к темноте (всё-таки зима) мы прибыли в город Псков.

В первую очередь, мы решили заселиться в гостиницу, где оставить вещи и Кайрона, и погулять по городу пешком. Поэтому через весь город поехали на его северную окраину — на улицу Ижорского Батальона.

Номер мы забронировали в гостинице «Камелот». Вернее, это не совсем гостиница, это «апарт-отель». Он представляет собой отель, который включает в себя два варианта размещения: либо обычный гостиничный номер, либо небольшую квартирку с кухней. Цены при этом очень приемлемые для новогодних праздников — номер-квартира на двоих обошёлся в 2300 за сутки. За отдельную плату можно так же договориться о завтраке.

Сам отель вызвал только позитивные эмоции: милые и добрые девушки на рецепции, чисто, уютно, спокойно. Когда я пару недель назад искала гостиницу в Пскове на сайте «букинга», у меня чуть глаза на лоб не полезли — сайт предлагал мне то хостелы за 800 руб. с человека в сутки (дороговато, я считаю, для хостела), то гостиницы по 30 000 (тридцать тысяч) рублей на двоих за сутки. Я даже призадумалась над тем, не утеплить ли мне в срочном порядке Кайрона и не попробовать ли зимние ночёвки в машине, про которые мне так давно рассказывают друзья. Но всё-таки сумела нагуглить «Камелот» и с радостью забронировала небольшую квартирку-студию в нём. Отель полностью оправдал ожидания.

Отель имеет собственную большую парковку, на ней мы и оставили Кайрона. Заселились. Изучили схему города, висящую при входе в гостиницу.

Если достопримечательности других городов, которые мы проезжали по пути, я смотрела заранее, то по Пскову я никакой информации искать не стала, разумно решив, что Псков город известный и промахнуться в нём мимо достопримечательностей довольно сложно, а потому самое главное — просто взять верное направление и заранее настроить себя на долгую пешую прогулку. И тогда всё обязательно получится.

У нас получилось.

Когда мы ехали на Кайроне в гостиницу, я заприметила на берегу реки внушительную старую башенку и тут же сказала Вите, что очень-очень хочу на неё посмотреть и пофотографировать её. Хлебом не корми, а дай башенку. Прикинув её местоположение по карте, висящей в гостинице, мы мысленно нарисовали свой пеший маршрут, и отправились на прогулку от гостиницы.

Забегая вперёд, отмечу, что в тот вечер мы прошли по городу порядка 15 километров, но для нас это, в общем-то, и не расстояние.

Итак, от гостиницы мы дошли до моста через реку Великую (мост 50-летия Октября), где находятся дендрарий, несколько церквей, а так же самое главное — башня. Дендрарий меня как-то мало интересовал, в монастырь я не рискнула идти в джинсах и в шапке с ушами, а вот башня вызвала во мне неподдельный восторг и интерес.

Рядом с башней обнаружился насыпной вал, на который вела лестница. С него можно было рассмотреть башню вблизи, да и на тёмную реку полюбоваться.

Да, касательно того, что по Пскову мы гуляли по темноте. Ничуть не жалею об этом. Каждый город днём один, а вот ночью — совсем другой, и сравнивать один и тот же город днём и ночью бесполезно. Это я поняла, ещё когда оказалась в Тюмени, которую тоже сумела посмотреть лишь поздним вечером в метель, однако именно ночь, фонари, подсвечивающие улицы и здания, пушистый снег, ласково колющий глаза, — благодаря всем этим вещам, Тюмень запомнилась мне сказочным и уютным снежным городом, безлюдным и прекрасным в своей ночной тишине. Такой же эффект произвела на меня и Йошкар-Ола — именно благодаря ночи, подсветке и снегу та бутафория зданий в центре, на которую ругаются местные жители, превратилась в зимнюю сказку.

В общем, памятуя о том, что ночью города ничуть не хуже, а в чём-то даже интереснее, чем днём, я с радостью восприняла тот факт, что Псков я сумела увидеть лишь в темноте.

Но вернусь к башне. Это Покровская башня, которая, кстати, считается одной из крупнейших в Европе, да и в Пскове она самая «мощная» — длина её окружности составляет 90 метров.

Вид от башни на мост 50-летия Октября. Видите луну на фото? А видите, справа внизу от луны — маленькая-маленькая светящаяся точка-пиксель? Как мы выяснили потом, вечером, случайно почитав «Гугл», эта точка — Венера. Мы не планировали её видеть и фотографировать, а оно случайно так получилось =)

От Покровской башни мы прогулялись вдоль крепостной стены.

Зашли внутрь огороженной крепостными стенами территории, где находится белокаменная Покровско-Рождественская церковь (она же Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома, датированная 15-м веком). Церковь не покажу, ибо фотографии не получились — была кромешная темнота, подсветка присутствовала только возле самого входа в церковь. Поэтому поверьте на слово — старина цепляет.

Крепостные стены внутри.

Вход на стены закрыт, поэтому любоваться ими пришлось снизу.

Побродив вокруг церкви, мы вышли обратно на набережную реки и отправились вдоль стены, убегающей куда-то вдаль.

На противоположном берегу реки горели яркой подсветкой Преображенский собор и Церковь Архидиакона Стефана.

Не менее красиво подсвечивалась и непосредственно крепостная стена.

На один из небольших участков стены (с противоположной её стороны от реки) нашлась лестница, свободная для прохода, решили подняться, посмотреть, что там к чему.

Ну, как сказать. Лучше бы не поднимались.

Мне бы не хотелось включать в этот отчёт какой-то негатив, но этот момент я просто не могу не упомянуть. Несколько лет назад я была в Калининграде и путешествовала по Калининградской области. В числе прочих интересных мест, я посетила город Багратионовск и тамошний замок Прейсиш-Эйлау. Эта постройка 14-го века поразила меня до глубины души — величественная, огромная, невероятно гармоничная, от неё веяло стариной, древностью и историей. Замок не был закрыт или заколочен, поэтому я заглянула тогда внутрь... то, насколько величественным он был снаружи, оказалось несравнимо с тем, насколько грязным и отвратительным он был внутри: на полу валялись горы мусора, бутылок, какой-то одежды... Весь первый этаж древнего замка превратили в помойку. Помнится, меня тогда поразило это людское свинство по отношению к историческому культурному наследию. И я долго бурчала по этому поводу, обсуждая со своим другом, с которым мы тогда по Калининграду и путешествовали, философию людской психики (выражаюсь максимально корректно, ага).

Поднявшись на крепостную стену в Пскове, я увидела то же самое, что и тогда в замке города Багратионовска: мусор, бутылки и другой хлам. Кроме того, стены были исписаны надписями из серии «Маша, я тебя люблю».

Приводить мои размышления по этому поводу бессмысленно. «Маша, я тебя люблю» — надпись на крепостной стене, которой больше 500 лет. Впрочем, просто почитайте Бредбери и его «Марсианские хроники». Там про это тоже есть.

Мы продолжили прогулку вдоль стены, приближаясь к самому сердцу Пскова — Псковскому Кремлю или, как его называют, Крому.

На фото ещё одна башня. К сожалению, я её не смогла идентифицировать.

Пройдя дальше, мы обнаружили Довмонтов город — постройки, датированные 9-м веком (судя по информационной табличке, стоящей рядом). Кстати, вдали видна небольшая Довмонтова башня.

Ну, а дальше мы прошли непосредственно на территорию Кремля. И — ух ты, ничего себе! Вот это красота!

Белокаменный Троицкий собор, возвышающийся над всеми стенами! Зрелище потрясающее, ничего не скажешь. Единственное — подсветка у собора совершенно вырвиглазная: если уж поднялся на площадь перед ним и обернулся к фонарям, то белая слепота обеспечена. Поэтому лучше не оборачиваться. И смотреть только на собор. Но я, право же, рискнула сфотографировать вид на Троицкую башню. Фотоаппарат даже выжил и почти не засветил фотографию.

Вид на собор с обратной стороны. Здесь подсветка менее злая, а потому слёзы из глаз от белизны почти не текут.

Прогулялись по территории Крома, посмотрели на погруженную в темноту башню Кутекрому, задумались, почему собор стоит подсвеченный, а башни — нет. Покинули территорию той же дорогой, передвигаясь по открытой местности короткими перебежками в попытке сохранить зрение.

И снова Троицкая башня.

Восхищённые до глубины души только что увиденной красотой, мы решили, что надо получить ещё немного впечатлений, а потому перебежали на противоположную сторону реки. Не ошиблись в выборе ракурса.

Кроме того, мы обнаружили ещё одну крайне интересную и симпатичную башню, носящую название Плоская и выступающую довольно далеко в реку. Ну вот говорю — не хватает башням подсветки. Всё хорошо в вечернем Пскове, а про башни забыли.

Кстати, на другом берегу реки, с которого мы и делали фотографию, стоит башня Высокая, и две эти башни — Плоская и Высокая — являются этаким проходом из реки Великая в реку Пскова. Чтобы враги просто так не шастали! =)

На этом мы решили, что впечатлений на сегодняшний день мы получили достаточно, а посему пора обратно в гостиницу. По пути мы проходили ещё несколько церквей, но поскольку я их не фотографировала, я сейчас сходу не вспомню, где они были и как назывались.

К тому времени, несколько похолодало, так что завтрашний день обещал быть более зимним и снежным.

День 2. 03.01.17 г.

Псков — Самолва — Изборск — Псков.

Утро и вправду принесло новые погодные впечатления: похолодало, с неба сыпал лёгкий снег, заметая улицы и машины, небо хмурилось, солнце спряталось и не желало появляться вновь.

Утренний прогрев заснеженного Кайрона на парковке гостиницы выглядел как-то так. Обратите внимание на сиби-антенну — она автоматически подстроилась под аэродинамику автомобиля.

Прежде чем отправляться в новые интересные места, мы заехали кое-куда в Пскове по своим делам, а потому покинули город ближе к обеденному времени. Наш путь лежал на север, в сторону Гдова. Но не в Гдов, а в другую интересную деревню — в Самолву.

Дорога от Пскова на север, в сторону Гдова, до поворота на Самолву, представляет собой двухполоску обычного качества — никакого ужаса, но и никакого восхищения. Обычная дорога, местами гладкая и ровная, местами — ралли-рейд с ямами. От Пскова до поворота на Самолву около 80 километров. Ехала я неспешно, т. к. выпал снег, дорожку слегка замело. Средняя скорость как раз позволяла любоваться всё тем же замечательным лесом по обочинам.

На повороте на Самолву стоит большой указатель вида «Самолва и Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища — это туда». Этот музей и был нашей целью посещения Самолвы. Честно говоря, когда я первый раз прочитала его название, мне показалось, что я, как минимум, ничего не поняла. Пришлось читать второй раз. Да-да, после того, как вдумываешься в название, всё встаёт на свои места — во времена СССР была проведена специальная экспедиция, в ходе которой было найдено точное место на Чудском озере, где проходило Ледовое Побоище в 1242 году. Я вот, например, понятия не имела о проведении такой экспедиции, пока мне про этот музей не рассказала подруга, которая была в Пскове летом. Музей меня крайне заинтересовал, а потому из всего многообразия достопримечательностей Псковской области я выбрала именно его.

После поворота на Самолву асфальт сбежал и потерялся, уступив место замёрзшей грунтовой дороге. Поначалу она была сносной, но чем дальше, тем больше появлялось гребёнки, замёрзших волн, ям, канав и других типичных узоров грунтовой земной поверхности.

А нам чего? Нам не привыкать! Зря что ли намотали на колёса 1000 километров грунтовок Архангельской области? Мы тренированные. И Кайрон тоже.

Да и временами дорога становилась чуть лучше, самую малость лучше, чем была пару километров назад. Для этого надо было выезжать на встречную полосу и очень аккуратно ехать. Крадущаяся встречка вполне могла оказаться не на своей, а так же на соседней стороне дороги. Таким образом, можно было себя почувствовать, например, в Англии.

В принципе, уворачиваться от ям и трястись на гребёнке до Самолвы пришлось всего лишь 30 с небольшим километров, а что такое 30 километров в масштабах страны? Да всего ничего!

Кроме того, распогодилось, снег перестал сыпать, с неба ушли облака, выглянуло солнце. Лепота!

Радовала и природа: в лес манили симпатичные съезды, так и хотелось свернуть и помчаться по ним; часто встречались замёрзшие реки и живописные озёра. Наверное, летом тут душа будет ликовать от открывающихся пейзажей и воздуха.

В деревне Ремда нас неожиданно встретил храм Николая Чудотворца, который ну никак невозможно просто проехать мимо.

Этот храм меня сильно впечатлил и вновь заставил немного задуматься.

Уже после возвращения домой из Пскова я искала информацию об этом храме — а что за храм, а почему такой красивый. Информации нашлось не очень много: храм построен в самом начале 20-го века по проекту петербургского епархиального архитектора Никонова, в советское время был закрыт, сейчас действует. К сожалению, не нашла никакой информации о том, был ли он разрушен, восстанавливался ли, и если да, то когда. Единственное, что нашла — фотографию 2004-го года, где один из куполов храма стоит в лесах и виден старый кирпич.

То есть храму всё-таки проводили некую реконструкцию, что, в принципе, не мудрено, учитывая, какие тут шли бои в период ВОВ. И реконструировали этот храм действительно грамотно: в нём чувствуется старина, история, какой-то тёплый уют давно ушедшего времени. Дело в том, что я очень люблю всяческие «заброшки» и старые здания как раз за вот этот уют прошедшей эпохи. По той же Московской области таких церквей в избытке, катайся не хочу. Тем не менее, многие из них восстанавливают. И вот тут у меня слегка разрывается шаблон: с одной стороны, это хорошо, что их восстанавливают, тем самым сохраняя древние здания; но, с другой стороны, их почему-то восстанавливают не в аутентичном виде, а в виде пластиковых одноразовых разноцветных зданьиц, в которых уже нет той старины и того уюта. И нет больше в этих зданиях никакого интереса... просто обычный новодел, не более.

А вот эту церковь в Ремде сумели восстановить так, что при взгляде на неё возникает вот это самое «вау!», и сразу хочется остановиться, полюбоваться, повосхищаться, сфотографировать.

Мы ехали дальше в Самолву, встречая по пути интересные названия населённых пунктов.

Вскоре появились таблички о том, что мы приближаемся к пограничной зоне и нам требуются пропуска. Я даже немного напряглась, т. к. не подумала, что тут же да, граница совсем рядом. Но чего теперь, не назад же разворачиваться. К тому же, сайт геокешинга нас заверил, что таблички погранзоны тут, конечно, стоят, но обращать на них внимания не надо, т. к. пограничного режима здесь нет.

А грунтовая дорога тем временем испортилась окончательно, подсунув Кайрону под колёса замёрзшие колеи.

Но возле Самолвы снова всё стало хорошо.

Приехав в Самолву, мы стали искать музей по адресу, указанному на сайте этого самого музея. Приехали на какую-то улицу, где навигатор сказал: «Вы прибыли к месту назначения».
— Где? — удивилась я, т. к. ничего похожего на музей тут не было.
— Вот это здание, — глядя в навигатор, ответил Витя, показывая на жилой одноэтажный деревянный домик.
— Не похоже.
— Я знаю.

Снова полезли на сайт, стали сравнивать фотографию здания музея с тем, что видели вокруг. Ничего похожего не наблюдалось.

— По-моему, я видел это здание прямо на въезде в Самолву.
— Поехали искать.
— Давай вперёд и разворачивайся. О, кстати, чьи-то следы.
— Ага, кого-то, кажется, и до нас навигатор завёл не туда.

Витя оказался прав — искомое здание расположилось несколько в стороне от точки, указанной на сайте.

Я не была уверена, что музей будет работать 3 января в понедельник, заранее я сюда не звонила, а потому в Самолву мы приехали наобум. Но нам повезло.

Я зашла в двухэтажный деревянный терем, сверху послышались шаги, выглянула женщина.

— Здравствуйте, мы тут, конечно, вам, как снег на голову, но вы работаете?
— Конечно! — обрадовалась женщина. — Сейчас позову Владимира, он проведёт вам экскурсию! Вы у нас первые посетители в этом году.

Забегая вперёд, хочу сказать, что музей мне очень и очень понравился — он совсем небольшой, но уютный и дружелюбный. Владельцы — Владимир и Татьяна — тут же и живут, в этом же здании, первый этаж которого и занимает музей. Идея создания принадлежала Владимиру, отец которого был участником той самой экспедиции по уточнению места Ледового Побоища. Чтобы экспедиция не была забыта и погребена под слоем всё новых и новых статей и изданий, Владимир и создал музей. Как оказалось, открылся он совсем недавно, но уже неплохо развивается. Сейчас работает только один зал, посвященный экспедиции, весной планируется открытие второго зала, в котором более подробно будет рассказываться о сражении. Сам музей, оказывается, переименован из «Музея истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища» в «Историко-культурный центр Самолва».

Но музей тут — не главное. Главное — это люди, которые его создали. Никакого официоза, только приятное и дружелюбное отношение и чувство домашних тапочек =)

Владимир оказался отменным экскурсоводом, очень интересно, подробно и с какой-то теплотой рассказал о музее, об экспедиции, о Ледовом Побоище.

Ну вот кто бы мог подумать, что для того, чтобы найти точное место Ледового Побоища, была проведена целая экспедиция? Причём в процессе использовались все возможные способы: аэрофотосъёмка, археологические раскопки, водные погружения и т. д. и т. п.

Экспедиция определяла границы озёр Тёплое и Чудское, какими они были в 13-м веке (тогда они были менее полноводными).

Гидрологи находили остатки песчаника, из которого когда-то и состоял Вороний Камень, представляющий собой в те времена утёс.

А для погружения использовались вот такие костюмы.

И ведь нашли точное место, определили и доказали =)

Музей оставил очень тёплое и позитивное впечатление. Владимир рассказал и о дальнейших планах развития музея, вернее, теперь уже историко-культурного центра, а Татьяна подарила нам как первым посетителям в новом году одну из книг Владимира о Ледовом Побоище. В общем, будете пролетать мимо — советую не пролетать, а заехать в гости. Контакты искать на их сайте: ledovoe-poboische.ru

Ко всему прочему, меня восхитил и сам Владимир. Это человек, который делает своё любимое дело, который живёт им и приносит в этот мир небольшой кусочек... гармонии, что ли? Или чего-то редкого и полезного? Подобное чувство у меня возникло в Музее обороны полуостровов, который находится на полуострове Средний (Кольский полуостров) в Мурманской области. Там тоже уютно, по-домашнему, спокойно. Там тоже энтузиазм. Там тоже человек, который делает своё любимое дело и дарит другим свои знания и свои чувства.

Именно такие люди и восхищают. Они не требуют почестей, не требуют славы. О них так просто и не узнаешь, только если друзья скажут, мол, представляешь, путешествовал там-то и заехал в такой-то музей, и там так здорово, будешь ехать мимо — обязательно посети, поверь мне, оно того стоит.

В итоге, так и делаешь, встречая на своём жизненном пути ещё одного настоящего человека.

И нет ничего удивительного в том, что книги отзывов, которые есть и в Музее обороны полуостровов, и в музее в Самолве, постепенно пухнут и толстеют от количества добрых слов.

День клонился к вечеру, мы покинули Самолву, проскакали по гребёнке, покатались по замёрзшим колеям, попрыгали по ямам и вернулись на дорогу Гдов — Псков. Свернули в сторону Пскова.

По пути в Псков мы остановились в паре мест.

Возле деревни Жидилов Бор осмотрели мемориал ВОВ, в годы войны здесь проходила оборонительная линия «Пантера».

Здесь же установлен памятный обелиск Коровину И.С., командиру отделения 286-го стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии 42-й армии Ленинградского фронта. Во время сражения он закрыл своим телом пулемётный дзот, чтобы остальные солдаты могли выполнить поставленную боевую задачу.

Коровину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Второе место, в которое мы решили заехать, расположилось прямо возле Пскова — мемориал «Ледовое Побоище». Проехали мы к нему с приключениями. Если бы звёзды сложились самую малость не в нашу сторону, весёлый вечер с лопатами и цепями нам был бы обеспечен. Но не сложились. Звёзды были на нашей стороне.

— Вон он, мемориал! Отсюда виден! — сказал Витя, показывая в сторону куда-то на далёкий горизонт.
— Да, вижу. Поворот к нему чуть дальше, — в этот момент мы стояли на светофоре.
— Почему дальше? Вот же дорога!
— Где дорога?
— Да вот сразу за светофором сворачивай.
— Но это не дорога.
— Это дорога!
— Я не вижу дороги!
— Это — дорога! Давай поехали.
— Ну дорога так дорога, раз уж ты, как штурман, в этом так уверен...

Дорога и вправду была похожа на дорогу, но следов на ней почему-то не было. Я спокойно поехала вперёд, не ожидая подвоха. Меня смущало только полное отсутствие машин. С другой стороны, праздники же, людям, наверное, малоинтересно ехать смотреть на мемориал Александру Невскому в сумерках...

Проехав немного вперёд, Кайрон начал стремительно погружаться и идти ко дну, провалившись левой стороной по самый порог в какую-то жижу.

Я тут же забыла, что я на заднем приводе, а потому дала газу, Кайрон проплыл вперёд и сел окончательно. Пластиковый бампер отказался изображать из себя атомный ледокол.

— Дорога, говоришь? — поинтересовалась я у Вити.
— Упс! Ну давай полный и назад.
— Зачем назад? Давай вперёд! — теперь у меня включился режим бессмысленных авантюр и беспощадности.
— Назад, какой вперёд?!
— Так вперёд же проще выехать!

Я включила полный привод, а до кучи пониженную передачу, попыталась дёрнуться вперёд, Кайрон поехал и начал тонуть ещё глубже.

— Не спорь. Давай назад.
— Ладно.

На пониженной, аккуратно дозируя газ, чтобы не сорваться в пробуксовку, я сдала задним ходом и чудом выехала из внезапно случившегося болота. Кстати, на шоссейной резине. Пожалуй, дизель с хорошим понижением — это очень приятный бонус, когда случайно сыграл в грязевой ледокол.

На мойках предлагают услугу по «очернению» резины? Я знаю, как её сделать более брутальной, чтобы все джиперы завидовали. И сразу не видно, что шоссейка! =)

Оценив масштабы грязевой трагедии на колёсах, тормозных дисках и суппортах, мы разумно решили, что ломиться по-новой вперёд нет никакого смысла. Куда приедем — непонятно. Как скоро утонем — тоже непонятно. Да и мы так, достопримечательности посмотреть хотели, а не машину топить.

Кроме того, сделали вывод, что в любой поездке крайне важна совместная голова штурмана и пилота. Если хотя бы один из этих двоих людей говорит, что, мол, не надо туда лезть — лучше не лезть. А вот если пилот или штурман катается в одиночку, то велик риск допустить победу шила в попе, а не разума.

Мы выехали обратно на дорогу общего пользования и всё-таки доехали до правильного поворота. На котором даже большой указатель стоял «Мемориал Ледовое Побоище — это туда».

И эта дорога до мемориала была обычной и нормальной. Никакого экстрима и никаких приключений.

Кайрона оставили на парковке, заприметили два огромных холма, с которых народ радостно катил на тюбингах, дошли до мемориала, осмотрели его.

Мемориал Александру Невскому был установлен в 1993 году. В высоту он имеет 30 метров, а весит 163 тонны. Изначально его хотели поставить непосредственно на месте сражения, однако на Чудском озере его ставить нынче некуда — всё ушло под воду из-за изменения озера. Посему поставили здесь, на горе Соколиха.

С приходом темноты мы вернулись в Псков, заехали покушать и стали думать, чего мы хотим дальше.

— Я не знаю, чего я хочу, — честно сказала я. — Есть Изборск.
— А что там?
— Крепость.
— А что в ней?
— Не знаю.
— Она красивая?
— Не знаю.
— Поедем?
— Не знаю.
— Ты хочешь ехать?
— Не знаю.
— Тогда едем.
— Хорошо.

Кстати, такой диалог — это часто типичное решение вопроса выбора той или иной жизненной траектории. А что, как один из вариантов.

Вот так спонтанно мы решили поехать в Изборск, хотя изначально туда не планировали. Ехать оказалось недолго — километров 30 от Пскова по уже ставшей привычной хорошей дороге.

Изборск встретил нас темнотой. На Яндекс.навигаторе мы нашли месторасположение крепости, попытались проехать к ней. Изборск продолжал потчевать нас темнотой и редкими фонарями, добавив кучу запрещающих знаков проезда. Мне тут же стало казаться, что мы какие-то разведчики, пытающиеся под покровом ночи незаметно пробраться сквозь все запреты в самое сердце города.

Запрещающие знаки, которые мы пытались соблюдать, завели нас на тёмную-тёмную улицу. Мы оставили Кайрона под единственным более-менее ярким фонарём, закрыли его, я задумалась, не надо ли его заодно замаскировать снегом и ветками, чтобы нас не поймали с поличным в этом тупике запретов. Но решила воздержаться. Это же просто запрещающие знаки и не более.

Свой путь мы продолжили пешком по тёмной-тёмной аллее. Из темноты на нас иногда выпрыгивали деревья, чьи-то маленькие домики и опять же запрещающие всё и вся знаки.

В кромешной тьме, напоминающей бездну, мы дошли до конца дороги и обнаружили перед собой силуэт какого-то маленького разваленного кирпичного строения.

— Здесь должна быть крепость, — уверенно сказал Витя.
— Но её здесь нет, — ответила я, пытаясь настроить зрение под всевидящую кошку.
— По навигатору она здесь.

Мы прошли немного вперёд, тихонечко хрустя снегом под ногами. В осязаемой темноте было совершенно пусто, и мы уж на пару секунд приуныли, что вот это небольшое разрушенное кирпичное строение — это и есть вся сохранившаяся с давних времён крепость.

— Нет здесь никакой крепости, нас обманули, — идя вперёд, стала бурчать я себе под нос, глядя под ноги, чтобы не споткнуться.

Тут перед собой я увидела ещё один кусок чего-то кирпичного. Подняла голову. Присмотрелась. Ещё присмотрелась.
И осознала весь масштаб.

Прямо на нас из тьмы выступил огромный силуэт боевой башни.

Я остановилась, как вкопанная, замерев на несколько секунд, прежде чем сумела хоть что-то сказать:
— Охренеть! Вот это махина!

Силуэт нереально огромной башни затмил собой всю виденную вчера псковскую крепостную стену. В Изборской крепости нет какой-то эстетической красоты или утончённости. Они ей не нужны. Изборская крепость поражает своей естественной сущностью — настоящие боевые башни, которые были возведены не для ласкания взора, а для своей прямой задачи — обороны.

Дальше мы ходили вокруг этой башни, не в силах перестать восторгаться и любоваться. Забегая вперёд, скажу, что, к сожалению, большого количества фотографий этой крепости я вам не покажу... Темнота была совершенно кромешной, у нас не было штатива, а потому фотоаппарат нормальные фотографии попросту не делал, а показывать вам кучу картинок а-ля «сделано на тапок» смысла не вижу. Просто вообразите себе мысленно эту боевую махину и поверьте на слово — крепость поражает своим масштабом и размахом!

От башни вдоль стены мы пошли вокруг крепости, нашли вход внутрь, попали на территорию. Внутри всё было погружено в такую же темноту. Подсвечивающие фонари мы обнаружили, однако они все были выключены — светодиоды, что ли, экономят? В одну из башен мы нашли открытый вход. Больше всего поразила толщина стен этого боевого сооружения.

Дальше мы пытались что-то сфотографировать во тьме внутри башни, но минут через пятнадцать оставили это неблагодарное дело и отправились дальше на ночную прогулку.

На крепостную стену мы нашли лестницу, вход был открыт, поднялись наверх, прогулялись. Увидев таблички с исторической информацией, в больших количествах висящих вдоль нашего маршрута, я сделала вывод, что здесь наверняка проходят экскурсии, на которые я тут же захотела попасть. Но, увы, осуществить такое желание кромешным вечером январского праздника было нереально.

Мы прошлись по стене, спустились по лестнице внутри другой башни. Поняли одно — вот сюда мы бы ещё раз вернулись. Днём. В какой-нибудь будний день, чтобы людей было поменьше. Поставила себе очередную галочку на будущее.

Вернулись к Кайрону и, полные впечатлений от сегодняшнего дня, поехали в Псков в гостиницу.

День 3. 04.01.17 г.

Псков — Пушкинские Горы — Бежаницы — Холм — Торопец — Подмосковье.

Утром третьего дня нашей разведывательной поездки мы покинули приятную гостиницу «Камелот», прогрели Кайрона и поехали из Пскова в сторону дома, в Подмосковье.

Погода по сравнению со вчерашним днём испортилась окончательно: небо затянуло тучами, стал сыпать снег, похолодало.

Дабы крайний день нашего мини-путешествия не прошёл в унылом передвижении по той же дороге, какой мы сюда приехали, мы решили разнообразить маршрут, поехав не по Новорижскому шоссе, а окольными путями через небольшие населённые пункты. Выход на Новую Ригу планировался за городом Торопцом.

Решено — сделано. В путь!

В утренних сумерках мы покинули славный город Псков.

По уже знакомой дороге доехали до города Остров, заправились на «Лукойле», привычно залив антигель (куда без него зимой). Спустя километров 30-40 мы свернули налево на небольшую региональную дорожку, ведущую в посёлок Пушкинские Горы.

Не доезжая Пушкинских Гор, опять свернули налево на грунтовку в сторону деревни Горушка. Проехали чуть дальше до мемориала «Чёртова Гора».

Шёл снег. Оставив Кайрона на обочине, мы осмотрели мемориал, расположившийся посреди леса. Вокруг не было ни души. Лишь один раз мимо нас по дороге промчался автомобиль, несколько раз посигналив, чтобы почтить память людей, похороненных тут. Так делают многие: я тут же вспомнила мемориал «Долина Славы» на Кольском полуострове, где все автомобили, будь то легковые машинки, будь то тяжелые фуры, проносясь мимо, протяжно гудят.

Мемориал «Чёртова Гора» был открыт в 1965-м году. Здесь покоятся люди, погибшие при прорыве линии «Пантера». За крайние прошедшие годы сюда стали подхоранивать новых бойцов, которых находят региональное поисковое объединение «След Пантеры» и другие поисковые отряды.

Осмотрев мемориал, мы вернулись в тёплый и уютный салон автомобиля.

Выпили горячего чаю, заранее припасённого в термосе... за окном разыгрывалась непогода — дул ветер, валил снег, заметая деревья, дорогу, памятный обелиск и покрывая белым слоем мемориальные плиты на могилах погибших солдат.

От мемориала мы вернулись на основную дорогу и приехали в Пушкинские Горы, отправились на север посёлка. Проехали центр города, памятник Пушкину, монастырь, возле которого толпились люди и машины. Не, сюда мы не пойдём. Пушкинские Горы — место явно популярное. А нам бы чего-нибудь более уединённого и созерцательного. Чего-нибудь навроде изборской крепости, но только чтобы с подсветкой.

Пробравшись дальше на север от Пушкинских Гор, мы заприметили слева музей-усадьбу Михайловское и кучу автомобилей рядом. Проехали ещё севернее — до музея-усадьбы Петровское. Здесь машин было несильно меньше, так что мы встали в хвост припаркованной на обочине автомобильной колонны и быстренько пробежались по территории Петровского.

Петровское — это имение, принадлежавшее прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу и его сыну Петру Абрамовичу Ганнибалу, который приходился Пушкину двоюродным дедом.

В начале 20-го века Петровское было сожжено (как и многие другие имения), однако в дальнейшем было восстановлено. Дом П.А. Ганнибала был восстановлен в 2001-м году на старом фундаменте (справа на фото, кстати, можно разглядеть домик А.П. Ганнибала, к нему мы потом тоже сходили).

Дом осмотрели. Внутри располагается музей, но мы туда не пошли — к сожалению, не хватало времени.

Прогулялись по парку имения к озеру Кучане. На одном берегу озера как раз находится Петровское, а на другом — Михайловское.

На берегу озера есть беседка-грот.

Имение мы осмотрели довольно стремительно, но так уж получилось. Когда мы вернулись к Кайрону, хвост припаркованных за ним автомобилей сильно увеличился, так что мы оттуда ретировались в более безлюдные места.

Мы вновь проехали через Пушкинские Горы (в принципе, посёлок оправдывает своё название — дорога там довольно холмистая, со спусками и подъёмами, хотя я видала горочки и более крутые) и вышли на региональную дорожку, по которой сюда приехали, свернув налево на Новоржев. Качество асфальта пока что не испортилось и продолжало радовать адекватностью. Конечно, дорогу замело, оставив для движения полторы колеи, но это относится к нюансам зимнего времени года и к качеству полотна не имеет никакого отношения.

За населённым пунктом Литово мы попытались сунуться в Алтун в попытке найти красивую усадьбу князей Львовых, к которым частенько наведывался и Пушкин. Но то ли мы что-то не так поняли, то ли плохо искали, но мы обнаружили лишь сильно разрушенную мельницу на въезде в Алтун, которая не произвела впечатления, какие-то остатки кирпича (наверное, это были строения) и современный отель с кучей указателей и щитов «отель Имение Алтун, все давайте к нам».

Так и не поняв суть этого места, мы вернулись на основную дорогу, доехали до Новоржева, от него через небольшие деревни и сёла добрались до посёлка Бежаницы, где нас ждала более интересная достопримечательность — усадьба Философовых.

Промахнуться мимо усадьбы сложно — с дороги стоит большой указатель. Мол, заезжайте, раз всё равно здесь очутились, не пожалеете. Свернув по такому огромному указателю, я заопасалась, что сейчас увижу усадьбу, превращённую в нечто современное, увешанное рекламой и заставленное сувенирными палатками. Тоже, конечно, вариант, но...

Но нет, нам очень и очень повезло — усадьба предстала перед нами во всей своей старинной красе. В итоге я бегала вокруг неё и не уставала восхищаться. Ей-богу, очень красивое здание — оно большое, но не выглядит громоздким, а, наоборот, кажется гармоничным.

Род Философовых берёт своё начало со времён Руси и князя Владимира Святославича, а многие имена людей из этого рода очень известны: тут и главный военный прокурор, и родоначальница женского движения в России, и литераторы, и учёный секретарь Эрмитажа, и другие.

Мы приехали к усадьбе, которая принадлежала министру Д.А. Философову.

Внутрь дома прохода не было (что, по-моему, очень правильно — как раз, чтобы в свалку не превратили), обошли его кругом. Люблю такие места. Дыхание прошлого. Кусочек старины посреди современного мира.

Рядом с усадьбой 19-го века Кайрон смотрелся очень необычно, как будто настоящее столкнулось с прошлым. Автомобиль 2010 года выпуска соседствует с домом 1899 года постройки. Почти машина времени. Ехал по 2016 году, ехал, а потом — ррраз! — и попал прямиком в столетнюю давность.

Здесь, конечно, я могла бы остаться на более длительное время, погулять по окрестностям, но Витя разумно заметил, что скоро темнеет, а путь до дома не близкий. Пришлось согласиться и ехать дальше.

От усадьбы мы вынырнули обратно в современный мир, покинули Бежаницы, добрались до Локни, где обнаружили магазин с продукцией великолукского мясокомбината (ура, к чаю появились бутерброды!). За Локней дорога наконец-то начала портиться, а асфальт заболевать. Мы ехали в сторону Холма (это название города; Новгородская область, Псковскую мы некоторое время назад покинули). Чем ближе к Холму, тем хуже становился асфальт: ямы, кочки, канавки.

Стемнело. Кайрон обрастал сзади многосантиметровым снежным нарядом. Чистить было бесполезно — через некоторое количество километров снег нарастал вновь, а задний дворник проковыривал в стекле вход в пещеру, не иначе.

Дорога была безлюдной, что неудивительно. Трафик традиционно составлял одну машину в 2 часа. Шёл снег. На колёса нападали ямы. Изредка навстречу кто-нибудь проезжал и пропадал в темноте зеркала заднего вида.

Долго ли, коротко ли, а мы прибыли в город Холм, где нас остановил гаишник, проверил документы, сказал, что надо почистить задний номер, пожелал хороших праздников, подивился моим четырём категориям в правах и отпустил дальше с миром.

В Холме мы свернули направо в сторону Торопца и Новорижского шоссе. За Холмом дорога заболела окончательно, скорость резко упала. А встречные или попутные автомобили вообще пропали.

Мы добрались до посёлка Плоскошь. За ним асфальт неожиданно вылечился, и ехать стало намного приятнее, комфортнее и быстрее.

Ещё порядка 40 километров — и мы прибыли в Торопец.

В Торопце есть довольно много достопримечательностей. Но на улице давно стемнело, впереди нас ждали десятки километров дороги до дома, да и где-то на задворках маячила усталость. Поэтому Торопец решили осмотреть из окна автомобиля.

Мы приехали в центр города, впереди показался т-образный перекрёсток, на котором в разных занимательных позах на аварийке стояло три машины. Быстро смекнув, что просто так для тусовки они тут стоять не будут, я нажала на тормоз заранее — и не зря, Кайрона без торможения понесло вперёд, однако я успела остановиться до всеобщей кучи-малы. Спасибо, ребята, что предупредили! Если бы вас здесь не было, я бы пролетела перекрёсток по прямой, впечатавшись в чей-то жилой домик.

Свернули направо и проехались по центральной улице Торопца. Торопец — очень удобный город. Здесь почти все достопримечательности расположены на одной центральной улице (Советской, которая затем переходит в Комсомольскую). Прошёлся или проехался по ней — и, считай, почти всё увидел.

— Справа вы можете наблюдать Никольскую церковь, — рассказывал Витя, смотря в навигатор. — Сразу за ней — Покровскую.
— Где?! — пыталась я хоть что-нибудь рассмотреть.
— Они за деревьями. Слева библиотека, суд, детский сад. Справа Ленин.
— Ага, вижу.
— Далее мы видим почту, «Пятёрочку», Сбербанк, Евросеть, салон МТС...
— Достопримечательности давай!
— ...краеведческий музей. Собор.
— Ух ты, ничего такой!
— Ещё одна церковь. На этом осмотр города Торопца окончен. Спасибо за то, что были с нами.
— Я даже что-то успела увидеть, да.

В качестве заключительного штриха уже сильно за Торопцом мы свернули в деревню Хворостьево, чтобы посмотреть на усадьбу князей Лобановых-Ростовских. Усадьбу нашли, впечатления она не произвела. На другой стороне дороги мы заприметили высокий силуэт церкви, решили дойти до неё.

Фотоаппарат с собой не брали — в такой темноте толку от него не было бы (как с крепостью в Изборске). Однако по церкви мы побродили с огромным удовольствием. Церковь была построена вроде как в 19-м веке, сейчас заброшена и разрушается. Поняла, что надо будет когда-нибудь, пролетая мимо, заехать сюда днём и осмотреть её подробнее (пока её не восстановили и не сделали из неё очередной новодел). Церковь очень красива: снаружи круглые колонны, внутри несколько помещений, а на квадратных колоннах сохранилось несколько фресок. Судя по тому, что я потом вычитала в интернете, фрески создавали итальянские мастера. Свод у церкви овальный, взмывает ввысь колокольня... Определённо, надо будет вернуться. Есть места и здания, которые цепляют сразу и безоговорочно.

А дальше... а дальше мы вернулись к Кайрону и вскоре выехали на Новорижское шоссе, взяли курс домой в Подмосковье. Нам оставалось проехать внушительное расстояние — свыше 300 километров (а время было около 8 вечера). Учитывая, что творилось с погодой, дорога мне далась довольно тяжело: валил снег, машину постоянно сдувало злыми порывами ветра, видимость была очень плохая, от проезжающих навстречу фур поднималась белая снежная пелена, которая на несколько секунд превращала пространство вокруг в молоко, через которое ничего не было видно. Довольно тяжело было обгонять. За медленными автомобилями тоже было ехать нереально — снежная пелена от них целиком перекрывала обзор. Я чередовала задний привод и полный привод. Витя помогал штурманскими советами, которые я безоговорочно слушала.

Но до дома мы добрались без приключений. Около часу или двух часов ночи я парковалась во дворе.

Краткие итоги поездки.

Всего было пройдено 1800 километров, расход солярки колебался в диапазоне от 7,5 до 8,2 л/100 км.

По маршруту — получилось здорово, и отдохнули, и многое посмотрели. Единственная моя ошибка — неверно рассчитала время на обратную дорогу, вернулись очень поздно и устали. Видимо, количество достопримечательностей в третий день стоило сократить, оставив только пару штук, и выходить на Новорижское шоссе не через Торопец, а через Великие Луки.

По финансам:
на двоих было потрачено 5600 руб. на проживание (номера + завтраки),
чуть больше 5000 руб. — на топливо,
ну и по мелочи на сувениры, билеты в музей, еду (не помню точную цифру, немного).

Ну и основное — Псковская область очень интересна. Удивлена самой себе, что не добралась до неё раньше. Ну а будет возможность — я туда вернусь.


Дром

Комментарии

 
НСК
Сообщений: 174
Иметь машину и сидеть дома - это преступление:)) Молодцы:)
http://travel.drom.ru/39117/
https://www.youtube.com/channel/UCCZ1LtT2rdl5un_zyorjYTQ
69
8
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14914
В любом случае лучше домашних посиделок за столом
38
1
Ответить
  
Сообщений: 286
Нудно и не интересно! Днем то хоть что то осмотрели?
17
53
Ответить
   
Вся Россия
Сообщений: 552
Молодцы, хорошо съездили, немного добавлю по исторической части. На фото примерно начала 20 века, псковский кремль выглядит почти полностью разрушенным. Восстановление к современному виду началось лишь в 1953 г. Посещая подобные "древности" надо понимать, что в большинстве своем они являются новоделом, а их история на 90% вымышленна.
27
2
Ответить
Уж лучше на Боинге в Турцию к Солнцу, чем на кайроне в Псков....
17
87
Ответить
Мда.. Грязь, развалины, болото.. Романтика???
15
57
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 3002
Все хорошо и довольно интересно, но блин я очередной глаз сломал глядя на это уродство называемое кайроном...
D15B, AT -> EJ15, MT -> WRX 2006 EJ255 TURBO, MT СЕЙЧАС -> ..... -> ЭВОлюция 9
20
58
Ответить
Пушкин А.С.: "Прощай немытая Россия......"
15
36
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
Рассказ не стал читать до конца по нескольким причинам.
1 С самого начала ,, дезинформация,,
<<< Новорижское шоссе до Волоколамска имеет 4 полосы, затем сужается до двух, однако качество асфальта от этого не портится, оставаясь всё таким же шикарным, даже в Тверской области, которая когда-то славилась своими плохими дорогами>>>

Новорижское шоссе имеет 4 полосы не до Волоколамска.
В Тверской области отвратительные дороги.

2 Показалось скучновато. Хотя есть претензия на веселую жизнерадостность.

3 Фото развалин не интересны.
16
42
Ответить
 
Москва
Сообщений: 195
И снова Vuvazik - мотиватор *))
Отличный способ встрехнуть и подсушить себя после новогодней пищевой "вакханалии".
Вы большие молодцы, из столь короткого пробега, сделали отличное путешествие.
Читаю Вас с интересом.
Спасибо
34
6
Ответить
Сергей
Екатеринбург
Иван Федоров
Пушкин А.С.: "Прощай немытая Россия......"
Наверное, Лермонтов.
37
 
Ответить
 
Московская область
Сообщений: 250
Классная поездка!
Дачное лето
17
3
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
"А вот эту церковь в Ремде сумели восстановить так, что при взгляде на неё возникает вот это самое «вау!», и сразу хочется остановиться, полюбоваться, повосхищаться, сфотографировать."

Для Русского Храма "вау!" никак не подходит.

Отчёт написан хорошо, читать интересно.

Жалко проскочили город Остров, там есть единственный в России цепной мост.
http://elvik-foto.ru/
26
2
Ответить
   
Сообщений: 1020
Классно, такой депрессивный стиль, то что мне и нравиться..
17
1
Ответить
   
Москва
Сообщений: 18455
Какое однако сумбурное путешествие...) крались по крепостям, как тати в ночи)))
А вообще-то надо четче планировать такие поездки.
И зачем вас понесло в Холм? Проще было вернуться через Великие Луки.
Про Торопец вообще повеселило) Там намного больше интересного, чем то, что вы с трудом разглядели в свете фар)
А назад (если б правильно время поездки спланировали) - можно было вернуться через д. Речане (не доезжая Торопца) - правый поворот на Бибирево (прекрасный грейдер по зимнему лесу - правда, живность иногда бегает, летом и медвед как-то попался) - в Бибирево - левый поворот - и далее через Андреаполь, Охват, Пено, Осташков до Ржева. Кстати - там и фур вообще никаких нет. Чуть подальше - но спокойней ехать, и дорога красивая.
Shoot first - interrogate later!
С дружеским прицелом)
Мой отзыв: Toyota Corolla Ceres 1994
6
11
Ответить
Андрей
Новоалтайск
Отлично проехались,мне рассказ понравился. Хочу в те места ,но далеко...
16
3
Ответить
 
Сообщений: 183
Автолов.рф
Молодцы, хорошо съездили, немного добавлю по исторической части. На фото примерно начала 20 века, псковский кремль выглядит почти полностью разрушенным. Восстановление к современному виду началось лишь...
история на 90% вымышлена- Россия ни чем не отличается от других стран. Теперь и действительность иррациональная- почти любое событие имеет две противоположные трактовки.
7
2
Ответить
 
Сообщений: 183
Вылезли из грязи-испачкали только колеса! Дастер у меня сразу становится по крышу в грязи
4
13
Ответить
    
Псков
Сообщений: 33
Elvika177
"А вот эту церковь в Ремде сумели восстановить так, что при взгляде на неё возникает вот это самое «вау!», и сразу хочется остановиться, полюбоваться, повосхищаться, сфотографировать." Для Русского...
сейчас мосты в не самом лучшем состоянии...а вот музей после обновленя очень даже: там и старинные экспонаты и современные мультимедийные туры
2
 
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Северо-Запад России - интереснейший регион, в котором зримо видна наша история за 1000 с лишним лет. От Изборской крепости, которую связывают с легендарным Трувором и IX веком, и до укрепрайонов Линии Сталина. Молодцы, что не проводите праздники на диване перед телеком! Поездка получилась вполне познавательной, несмотря на не очень вдумчивую подготовку (что есть, то и есть, уж не обижайтесь, пожалуйста).
Жаль, что проскочили Порхов с неплохой крепостью на берегу р.Шелонь, ну и Изборску и Пскову неплохо бы уделить чуть больше времени, причем дневного.
Изборск - интереснейшее место, одно из немногих, куда хочется вернуться. Если окажетесь еще раз в Изборске в теплое время года, пройдите днем по стенам крепости, будет отличный вид на Мальскую долину с озерами. Озерам дает начало мощный источник - Словенские ключи, находится у воды под стенами крепости. Очень необычно - сильный водопад прямо из обрыва. Интересно, как это выглядит зимой....А летом там обязательно будут лебеди...Еще надо пройтись вдоль озер к древнему кладбищу и старой церкви, посмотреть на так называемый Труворов Крест. Да и часть Линии Сталина там совсем недалеко.
Километрах в 30 от Изборска - уникальный Печорский монастырь. Мощная крепость на живописных холмах, очень рекомендую.
Ну и Псков достоен неспешного дневного посещения, исторический центр очень интересен.

Ну а критиканам хочется задать вопрос: а как Вы провели праздники? Где были, что видели, какие отчеты написали? Ась? То-то же...
24
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Что-то глюкануло, ду***ж приложенных фоток у меня никак не был виден...
2
1
Ответить
К автору. Приезжайте к нам в Воронежскую область. Крепостей не обещаем - город в годы Великой Отечественной войны был разрушен практически полностью. Но усадьбы интересные есть. Венивитинова, Ольденбургских... И в Дивногорье приезжайте. Раз монументальные каменные сооружения Вам по душе.
11
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Дмитрий RU
Нудно и не интересно! Днем то хоть что то осмотрели?
Если вы попробуете чуть более внимательно прочитать рассказ, то внезапно для себя обнаружите, что днём, как минимум, мы осмотрели музей в Самолве :) И ещё некоторое количество мест.
Хотя вам нудно - наверное, вы поэтому и не сумели найти в тексте ответ на ваш простой вопрос.
20
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Иван Федоров
Мда.. Грязь, развалины, болото.. Романтика???
Каждый видит в окружающем мире ровно то, что он хочет увидеть.
Отражение души, знаете ли :)
25
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Иван Федоров
Пушкин А.С.: "Прощай немытая Россия......"
Мне ещё в школе на уроках литературы рассказывали, что это написал Лермонтов.
24
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Владимир Владимиров
Рассказ не стал читать до конца по нескольким причинам. 1 С самого начала ,, дезинформация,, >> Новорижское шоссе имеет 4 полосы не до Волоколамска. В Тверской области отвратительные дороги. ...
Вы меня так смутили данным комментарием, что я решила проверить саму себя по Яндексу. Вдруг меня и вправду подводит память, хотя по Новорижскому шоссе я еду не первый раз.
Взглянула на Яндекс-панорамы перед Волоколамском и после него.
Перед ним - 4 полосы. После него - две.
Может быть, вы имели ввиду только попутное направление? Тогда вы правы. Однако в своём тексте я говорила об общем количестве полос в обоих направлениях.
16
2
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Martyn36
Северо-Запад России - интереснейший регион, в котором зримо видна наша история за 1000 с лишним лет. От Изборской крепости, которую связывают с легендарным Трувором и IX веком, и до укрепрайонов Линии...
Спасибо большое за вдумчивый и развёрнутый комментарий. Критиков в этот раз и вправду что-то много. Их язвительность, честно говоря, я не очень понимаю. Я всегда за разумную критику, однако таковой от них не наблюдаю.
Про не очень вдумчивую подготовку - да, есть такое. Тут был какой-то порыв - ехать и всё. Может быть, оно неправильно, однако... в такой короткий срок, как мне кажется, мы сумели посмотреть довольно многое.
За ваши рекомендации - отдельное вам спасибо! Я надеюсь, что вновь получится посетить Псковскую область - буду иметь ввиду то, о чём вы рассказали :)
20
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Maxim Isaev
К автору. Приезжайте к нам в Воронежскую область. Крепостей не обещаем - город в годы Великой Отечественной войны был разрушен практически полностью. Но усадьбы интересные есть. Венивитинова, Ольденбургских... И в Дивногорье приезжайте. Раз монументальные каменные сооружения Вам по душе.
Спасибо! В Воронеже бывала несколько раз - очень много интересного посетила непосредственно в городе: и мост трамвайный двухэтажный, и другие мосты, и различные мемориалы ВОВ, и ваш классный остров... На Гото Предестинацию любовалась. Воронеж - очень приятный город :) А Котёнку почти всегда пожимаем лапу по пути в Краснодар))
В Дивногорье хочу, но никак не соберусь.
За рекомендации усадеб и приглашение - спасибо!))
16
 
Ответить
  
Сообщений: 286
Vuvazik
Если вы попробуете чуть более внимательно прочитать рассказ, то внезапно для себя обнаружите, что днём, как минимум, мы осмотрели музей в Самолве :) И ещё некоторое количество мест.
Хотя вам нудно - наверное, вы поэтому и не сумели найти в тексте ответ на ваш простой вопрос.
Ну тогда это в корне все меняет!!!
1
10
Ответить
     
Липецк
Сообщений: 2462
Как всегда очень интересно прочитать и посмотреть, только совсем упустил момент куда делся УАЗ?
9
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 778
Просто отличный отчет! Нечасто встретишь настолько грамотный и приятный в чтении язык, добрый юмор и легкое отношение к жизни. Молодцы, что так легки на подъем и настолько разумно распорядились несколькими выходными. В некоторых из этих мест бывал (жаль, не удалось посмотреть вашими глазами на Изборск после окончания реконструкции), другие взял на заметку. Есть шанс, к сожалению, этим летом в дальние странствия не выбраться - подумываю прокатиться хотя бы до Смоленска. Вот и погляжу заодно на что-нибудь в Псковской области.

Хорошо. что легко отделались, провалившись под лед. С другой стороны, вы, видать, прирожденные ролевики: решили примерить на себя образ тевтонских рыцарей в Ледовом побоище? ;)

Новых интересных вылазок и путешествий вам!
18
2
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Kolchyn
Вылезли из грязи-испачкали только колеса! Дастер у меня сразу становится по крышу в грязи
Ой, пропустила такой интересный комментарий.
Вы поймите: чтобы утопить машину по крышу в грязи или луже - много таланта не надо. Совсем другое - пройти бездорожье с головой и, соответственно, минимальными потерями для пассажиров и водителя. И с минимальными временными затратами... К лужам есть два разных подхода: 1. Проехать лужу с целью добраться до красоты и её созерцания; 2. Плюхнуться в лужу и весь световой день посветить ковырянию в ней.
Что один, что второй подход - вопрос личного выбора.
9
2
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Focus_nik
Как всегда очень интересно прочитать и посмотреть, только совсем упустил момент куда делся УАЗ?
Спасибо за комментарий. УАЗ продан около года с лишним назад: концепция поездок сместилась в сторону длительных асфальтовых перегонов, для автомобиля - более лёгкого бездорожья, для пассажиров - большей физической нагрузки (пешие переходы, например). Можете посмотреть мой отчёт про Эльбрус - там очень хорошо реализована данная концепция.
Но про УАЗ до сих пор вспоминаю с теплотой - он оставил невероятное количество приятных и классных впечатлений, люблю эту машину! Я бы его себе оставила, но содержать два внедорожника нет финансовой возможности. Пришлось сделать выбор в сторону Кайрона и продажи УАЗа.
13
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Boris-Kozyrev
Просто отличный отчет! Нечасто встретишь настолько грамотный и приятный в чтении язык, добрый юмор и легкое отношение к жизни. Молодцы, что так легки на подъем и настолько разумно распорядились несколькими...
Про образ тевтонских рыцарей - в точку :D
6
 
Ответить
     
Липецк
Сообщений: 2462
Vuvazik
Спасибо за комментарий. УАЗ продан около года с лишним назад: концепция поездок сместилась в сторону длительных асфальтовых перегонов, для автомобиля - более лёгкого бездорожья, для пассажиров - большей...
Спасибо Вам огромное, как раз читаю теперь в хронологической последовательности, как-то потерял Вас из виду и выпал целый год из жизни Ваших путешествий. Наверстываю упущенное. А Вам желаю новых интересных путешествий, красивых пейзажей и благодарных созидателей Вашего творчества.
12
 
Ответить
6948541
Тверь
Спасибо за отчет. Всегда приятно читать текст, написанный хорошим литературным языком. Вот что мне понравилось:
- мотивация и маршрут поездки;
-оригинальный стиль и легкость изложения;
- с учетом условий съемки – хорошие фото;
- зарисовки современной провинциальной жизни с ненавязчивым личным мнением;
- в меру дозированные исторические справки и факты - ровно столько, сколько нужно в формате Дрома.
Есть один момент для читающих отчеты поездок по историческим местам – надо знать хотя бы на уровне средней школы историю России. Про любовь промолчу … В противном случае Иваны, не помнящие родства, видят только: 31.01.2017 Иван Федоров «Мда.. Грязь, развалины, болото.. Романтика» либо язвительный и назойливый аноним «Info Service ... разрушенные дома, храмы, памятники, крепостные стены в темноте, серое небо, скучный текст.» К сожалению, большинству не интересна не только история России, но и своего края. Как результат, появляются маргиналы, как те двое на мостике, для которых становится нормой гадить у себя дома. НО – такими легче управлять. Печально …
Если кратко – молодцы, что три дня своей жизни провели активно и с пользой. Такие спонтанные поездки, как жемчужины на нити времени. Чем их больше, тем интересней и насыщенней наша жизнь. Летом 2012 г. мы с женой проехали часть вашего маршрута за 4 дня (Тверь-Псков-Пушкиногорье-Избо рск-Псково-Печерская лавра-Новгород-Тверь). Впечатления очень яркие до сих пор, особенно Пушкиногорье и лавра.
Удачи вам и новых дорог!
15
1
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
6948541
Спасибо за отчет. Всегда приятно читать текст, написанный хорошим литературным языком. Вот что мне понравилось: - мотивация и маршрут поездки; -оригинальный стиль и легкость изложения; - с учетом условий...
Я очень ценю такие комментарии.
Мне кажется, что свои отчёты я и пишу именно для таких людей, как Вы.
Спасибо огромное!
16
 
Ответить
marchisham
Москва
Быть в Пскове и не заехать в Печоры.... Ужас. Увидеть жемчужину, каких единицы в России-Псково-Печорский монастырь. А к монументу Невского куча асфальтированных дорог ведут. Изборск-унылая попса, лучше в Пушкинские горы заехать и побывать, наконец, на могиле великого русского поэта.
3
8
Ответить
Слава Богу не монголия и Урал!
1
6
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 14914
Иван Федоров
Уж лучше на Боинге в Турцию к Солнцу, чем на кайроне в Псков....
Днем 13, ночью 5. Стоит слетать... к Солнцу, охр....ть
2
 
Ответить
   
Курган, УрФО -> Москва
Сообщений: 602
gunn40
Днем 13, ночью 5. Стоит слетать... к Солнцу, охр....ть
Да-да. В Турцию в сезон дождей
1992 Toyota Vista VR (SV30-BTPEK, 4S-FE)
2
 
Ответить
Иван Федоров
Пушкин А.С.: "Прощай немытая Россия......"
Не Пушкин.А.С,а Лермонтов.М.Ю автор этих слов.....
7
 
Ответить
   
Железнодорожный моск. обл.
Сообщений: 765
Иван Федоров
Уж лучше на Боинге в Турцию к Солнцу, чем на кайроне в Псков....
Ну так слетай, кто не дает. А многим очень интересно и по своей стране ездить, в том числе и зимой.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3
9
 
Ответить
 
Киров
Сообщений: 188
Kolchyn
Вылезли из грязи-испачкали только колеса! Дастер у меня сразу становится по крышу в грязи
сравнил ромб и ЛЕГЕНДАРНЫЙ внедороджник
4
4
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17728
Интересные места.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
5
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8247
Elvika177
"А вот эту церковь в Ремде сумели восстановить так, что при взгляде на неё возникает вот это самое «вау!», и сразу хочется остановиться, полюбоваться, повосхищаться, сфотографировать." Для Русского...
Ой-вэй, а как же Брянский мост в Усть-Катаве?
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
1
 
Ответить
     
Сообщений: 64
Владимир Владимиров
Рассказ не стал читать до конца по нескольким причинам. 1 С самого начала ,, дезинформация,, >> Новорижское шоссе имеет 4 полосы не до Волоколамска. В Тверской области отвратительные дороги. ...
Новая Рига в Тверской области почти идеальная, несколько лет после ремонта всего, не надо дезинформировать
3
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Нормальный отчет, интересные места.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
2
 
Ответить
Отличный отчет! Вдвойне было интересно читать, потому что живу в Пскове. Музей в Самолве взяли на заметку, сами там не были. На въезде в Псков перед поворотом к памятнику Александру Невскому вы, очевидно, свернули на новый участок строящейся объездной дороги, там пока только насыпь из песка и никакой твердой подушки, так что еще легко отделались, респект Кайрону! Будете еще раз в наших краях, пишите в личку, как сан"ёнговод сан"ёнговоду устрою индивидуальную экскурсию. И да, доехать до Изборска и не побывать в Печорах - БОЛЬШОЕ УПУЩЕНИЕ. Надо исправлять! :)
3
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Александра Кузьмина
Отличный отчет! Вдвойне было интересно читать, потому что живу в Пскове. Музей в Самолве взяли на заметку, сами там не были. На въезде в Псков перед поворотом к памятнику Александру Невскому вы, очевидно,...
Спасибо большое, буду иметь ввиду :)
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Scout66
Ой-вэй, а как же Брянский мост в Усть-Катаве?
Спасибо большое за информацию!
Мост был на балансе Усть-Катавского вагоностроительного завода имени С.М. Кирова, может быть поэтому его не учитывали как достопримечательность?... 24 ноября 1995 года мост был передан на баланс городского управления коммунального хозяйства (ГУКХ).

Нашла интересную информацию.
"Брянский мост – мост металлический, цепной, распорно-подвесной системы – использовался для движения автогужевого транспорта, а также пешеходов по боковым пешеходным тротуарам. Мост имеет специальный шарнирный узел. Вся нагрузка приходится на висячие цепи гибкого сооружения, которые посредством 19-ти пар стальных подвесок скреплены с пространственной металлической конструкцией – балкой жесткости основного пролета моста (между двумя опорами с пилонами). На верхних поясах обоих ферм балки жёсткости и третьей мостовой фермы закреплялись настилы и ограждения прохожей и проезжей частей Брянского моста (сейчас проезжей части на мосту нет).
Во время весеннего наводнения 1946 г. чуть ниже Брянского моста образовался мощный затор льда. Руководство вагоностроительного завода организовало взрывные работы на ледяных заторах. Вызывали даже самолет из Челябинска бомбить затор. Но лед стоял до тех пор, пока бригадой подрывников во главе с заместителем начальника кузнечного цеха Е.Е. Ананьиным не была, наконец, обнаружена основа затора (там, где зацепилась первая льдина, а за ней и остальные) и пока в том месте не произвели подрыв заряда тола. Лишь тогда лед тронулся. Под напором двинувшегося льда Брянский мост буквально выгнулся, а его заклепки начали трещать. Лед двинулся валом под мост. Через пять минут затора уже не было."
http://elvik-foto.ru/
 
 
Ответить
Язвительным авторам посвящается:
Вы чего на женщину накинулись? Она вообще молодец - и на механике ездит, и по 600 км в день проходит, после чего не валится с ног на койку, лишь бы отдохнуть, а еще и гулять идет по ночным городам и весям, а потом еще и отчеты строчит с прекрасными фото, отличным слогом и залихватским юмором. Поэтому, господа язвы, побольше улыбайтесь, гоните от себя негатив и просто дочитайте до конца этот отчет и поблагодарите VUVAZIKа.))))
Всем хорошего дня и добра!
5
 
Ответить
Владимир
Москва
Иван Федоров
Уж лучше на Боинге в Турцию к Солнцу, чем на кайроне в Псков....
Каждому свое
 
 
Ответить
Владимир
Москва
Спасибо большое за статью! Здорово вы съездили. Правда увидеть удалось вам только часть красот. Очень советую вам приехать осенью, в самом конце сентября - начале октября, чтобы застатьзолотую осень и увидеть те края во всей красе. И обязательно - в Изборск. Посмотрите Труворово городище и "смотровые площадку", посетите Словенские ключи (удивительное место). А еще - Мальской монастырь, Печёры... В самом Пскове очень много мест, которые интересно посетить. Михайловское во всей красе, на мой взгляд, открывается именно золотой осенью. А еще Порхов со своей старой крепостью (это не Гдовские холмы или вал в Опочке, это настоящая крепость)... В общем Псковская область насыщена местами, которые нужно посетить. Как и Новгородская область. Это тоже кладезь исторических находок включая церкви домонгольского периода. От туда пошла Земля Русская. Действительно так.
И спасибо еще раз за ваши отчеты! Удачи и новых путешествий!
2
 
Ответить
 
автор
Сообщений: 186
Владимир
Спасибо большое за статью! Здорово вы съездили. Правда увидеть удалось вам только часть красот. Очень советую вам приехать осенью, в самом конце сентября - начале октября, чтобы застатьзолотую осень и...
Спасибо большое :) Указанные Вами места возьму на заметку. Я ведь никогда не знаю, в какую область меня занесет в следующий раз, а в Псковской мы и вправду многого не увидели))
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром