Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
В Армению на машине. Сентябрь 2016 года

В Армению на машине. Сентябрь 2016 года

13.12.2016 | 32884 просмотра

Идея поездки в Армению на машине родилась года три назад и окончательно сформировалась к началу лета 2015 года, но тогда, при подготовке маршрута, стало ясно, что попасть в Армению минуя Грузию и познакомиться сразу с двумя этими интереснейшими странами не получится. Исходя из этого было решено начать знакомство с Грузии, и получился замечательный трехнедельный Грузинский квест. Знакомство же с Арменией отложилось еще на год.

Помня о прошлогодних летних пробках на М4 «Дон» и многочасовом стоянии на российско-грузинской границе, было решено ехать в сентябре, когда спадет волна отпускников и будет не так жарко. Составили себе маршрутный лист с обязательными, с нашей точки зрения, к посещению достопримечательностями и забронировали через Booking отели, ориентируясь, в основном, на отзывы посетителей. Машине, с учетом предстоящего пробега, чуть раньше срока было проведено плановое ТО. Вот и вся подготовка.

Москва — Пятигорск

Старт поездки был дан в пятницу, 2 сентября 2016 года, традиционно в 02:30 утра. Экипаж сократился ровно вдвое — едем вдвоем с женой. Машина та же — KIA Cerato 2.0 образца 2014 года. Первый этап поездки, не мудрствуя лукаво, было решено один в один повторить с прошлогоднего вояжа. Вот только получился он, в отличие от прошлого раза, достаточно легким и непринужденным — в Пятигорск прибыли к 20:30. Очень порадовала трасса М4 «Дон» — без ремонтов и пробок, четырехполосная почти на всем своем протяжении. Пригодился специально приобретенный к этой поездке транспондер, позволивший пройти все пункты оплаты практически без остановки. Единственное, что удивило — отремонтированные бесплатные участки трассы, ничем не уступающие платным, но с архаичным лимитом скорости в 90 км/ч. М-29 «Кавказ» пока чуть похуже качеством, активно ремонтируется, но тоже позволяет передвигаться достаточно быстро. Результат дня по бортовому компьютеру — пройдено 1570,4 км за 18 часов, чистое время в движении 16 часов 44 минуты со средней скоростью 101 км/ч (врет зараза, 95,5 при ручном подсчете). Остановились на ночевку в отеле Маск-Пятигорск. Расположен он практически рядом с трассой, очень комфортабельный, в общем, самое то после дальней дороги.

Пятигорск — Тбилиси

Рано утром (05:45) 3 сентября покидаем Пятигорск и, максимально соблюдая ПДД, двигаемся в сторону КПП «Верхний Ларс». Доехали совершенно спокойно. Лишь раз, на большом посту при въезде в Северную Осетию, мы были остановлены сотрудником ГИБДД для проверки документов. Капитан четко представился, что большая редкость для этой братии, проверил документы и попросил меня пройти с паспортами на пост. Мы с ним еще постояли около машины, поболтали об автотуризме, где были, что видели. Все вежливо, крайне доброжелательно — в общем, удивил нас капитан, не ожидали.

К КПП подъехали как раз к девяти утра. Перед нами шесть машин, у таможни и погранцов пересменка. К десяти утра (за час, против восьми с полтиной в прошлом году!) с формальностями на российской границе было покончено. Мы радостные, в предвкушении того, как быстро мы сейчас пройдем грузинскую границу, стартуем через нейтралку. Ага, ЩАЗЗ (вот именно так, через два «З» и с ударением на каждой букве), не доезжая метров 300 до первого же тоннеля, попадаем в пробку. В сторону России форменный ад, все едут как хотят, кто наглее, тот и прав, никакого порядка. Как следствие, желающими въехать в Россию полностью перекрыт первый от российского КПП тоннель. Движение парализовано, ни назад, ни вперед. Результат — затык на два с лишним часа. Нет, не понять мне, наверное, почему нормальные вроде люди превращаются в баранов, это ж от большого ума — в тоннеле и по встречке, сам не проеду и другим не дам…

Грузинскую границу проходим за пять минут. Все, дальше можно не торопиться — едем не спеша, наслаждаемся видами, любуемся красотами Военно-Грузинской дороги.


Небольшой водопад, оставленный в прошлом году без внимания.


Перевал перевалили!

В Тбилиси прибыли к половине шестого по местному времени. Изначально планировали переночевать в тех же апартаментах, где останавливались в прошлом году, в самом центре Тбилиси, но буквально за несколько дней до старта с нами связалась хозяйка жилья и сообщила, что по техническим причинам (соседи сверху затопили) заселение невозможно. Взамен были предложены Dry Bridge Apartment, в десяти минутах ходьбы от прежнего места, рядом с Сухим мостом и знаменитой барахолкой, в уютном грузинском дворике, со скидкой. Разумеется, мы согласились и не пожалели.

Во дворе нашлось место для машины, есть мансарда (на фото справа, за деревьями, первый этаж), и можно сразу попасть на набережную. Впрочем, расслабляться и предаваться отдыху мы не стали, а сразу отправились на прогулку по старому Тбилиси. Мы и не предполагали, что так соскучились за год по этому замечательному городу!

Нагулялись, плотно отужинали в ресторане Samikitno, запомнившимся нам еще по прошлогодней поездке вкуснейшим оджахури и решили, что на сегодня достаточно, пора на боковую.

Тбилиси — Ереван

Всем известно, что, как правило, самые интересные приключения начинаются со слов «поехали, я знаю короткую дорогу». В этот раз авторство этой фразы принадлежало «Навителу». Изначально планировалось ехать по кратчайшему пути: Тбилиси — Садахло (погранпереход Садахло — Баграташен), а дальше через Алаверди, с заездом в монастырь Санаин, через Ванадзор и Спитак в Ереван. Еще на границе Россия — Грузия выяснилось, что дорога через Алаверди убита напрочь и для нашей машины практически непроходима, но чтобы не ехать дважды одной и той же дорогой (возвращаться домой мы должны из Дилижана) все равно решили ехать западным маршрутом, через Спитак, тем более что «Навител» примерно так маршрут и проложил. Перепроверять за умной программой я ничего не стал, из личного опыта зная, что с асфальта она не уводит.

Итак, часиков около десяти утра, 4 сентября тронулись из Тбилиси. Заложив круг почета по старому городу (вот в новых тбилисских развязках и одностороннем движении «Навител» откровенно чудит) выехали на трассу. Машин становится все меньше, с армянскими номерами нет вообще. Нас это слегка насторожило, но дорога вполне приличная, едем дальше. На одной из развилок уходим с основным потоком (если так можно назвать две-три попутные машины) направо, но навигатор сообщает нам, что мы ушли с маршрута. Разворачиваемся, едем назад. Налево от развилки идет свежеотремонтированная дорога, даже работы еще не закончены — рабочие делают ограждение. Останавливаемся и решаем уточнить у работяг — а далеко ли, собственно, до армянской границы? Правильно едете, сказали работяги, граница уже близко. Ну, раз так, продолжаем движение! По-прежнему удивляет практически полное отсутствие попутного (да и встречного тоже) транспорта, но дорога отличная, виды радуют глаз, начавшийся дождь не смущает. Асфальт, как всегда, кончился внезапно, как раз у древней автобусной остановки и началом небольшого населенного пункта. На остановке, спрятавшись от дождя, сидят два местных жителя. Еще раз решаю уточнить о правильности выбранного пути. Все верно, до границы осталось километров десять. На вопрос о наличии асфальта на дороге получаю жизнеутверждающий ответ: «был». Действительно, был.

Временами даже указатели попадаются.

и автобусные остановки. На одной из них решаем остановиться попи, ну уж больно вид интересный.

С другой стороны дороги подвесной мостик.

Пока стояли, мимо нас в сторону границы проехало три машины. Из первой — старого, красного мерса — на нас пристально смотрели трое бравых грузинских парней… Что ж, надо и нам двигаться. За ближайшим поворотом стоял на обочине тот самый мерседес. Ребята махали руками и призывали нас остановиться. В России, скорее всего, проехал бы мимо, а вот в Грузии остановился… Первый вопрос нам: «Ребята, у вас все в порядке?» «Конечно в порядке», — отвечаем мы. «Ну, тогда попробуйте воды из источника», — предлагают ребята. Действительно, слева есть маленький водопадик, вода холодная и вкуснющая. Пока попили и умылись, на багажнике мерседеса появилась нехитрая закуска и непременная бутыль, так же выяснилось, что наверху горы есть сельское кладбище, на котором семнадцать лет назад похоронен друг этих ребят, сами они едут в Армению к родне и вот остановились помянуть друга, а нам, безоговорочно, предлагается присоединиться к ним. Мне с трудом удается отказаться от стакана крепчайшей чачи, отмазки типа «я за рулем, да и вообще не пью» наталкиваются на полное непонимание, типа «чего тут пить-то»? Выручает жена, которой тут же вручается пол-литровый стакан с домашним вином. Мне же достается стакан с минералкой и здоровый кусок лаваша с домашним сыром. Чокнулись, выпили за упокой друга (так принято). Второй тост — за знакомство! Заодно и познакомились — Гарик, Георгий, Роберт из Тбилиси, очень приятно, Саша и Таня из Москвы!

Минут сорок продолжался этот импровизированный пикник на обочине, потом дружно расселись по машинам и поехали на границу. Переход (Гугути — Гогован) оказался буквально километрах в трех, народу — ни души. Грузинскую границу прошли моментально, а вот на армянской стороне пришлось задержаться минут на сорок для оформления временного ввоза машины. Пока мы с Гариком в небольшом помещении таможни занимались бумагами, с вопроса, адресованного к моей жене: «Татьяна, а ты вино из рога когда-нибудь пила?», началась вторая часть пикника.

Что касается оформления — 14000 драм (около 2000 рублей) стоит временный ввоз, 2000 драм — услуги таможенного брокера (за оформление документов на армянском языке). В обязательном порядке нужно оформить страховку на машину (аналог нашего КАСКО), за езду без нее светит вполне весомый штраф — порядка 45 000 драм (около 6300 рублей). Вот со страховкой и возникли проблемы — воскресение, выходной, оформить страховку на границе некому. Таможенник советует проехать километров пять и сделать страховку в ближайшем городе — Ташире, в центральном супермаркете, не промахнетесь.

Стартуем. Километра через два наш экипаж тормозит встречный полицейский экипаж… Представление, рукопожатие(!), проверка документов, требование страховки… Как так нет? Да вот так! Рассказываю о том, что на границе все закрыто, что как раз сейчас остановимся в Ташире и все сделаем — не верят! Все должно работать, страховка должна быть! Хорошо, говорю, разворачиваемся и едем на границу, сами убедитесь! Переговорили патрульные между собой на армянском и отпустили. Подъехали к Таширу, где нас уже с плохими новостями ждали Гарик, Георгий и Роберт — в Ташире тоже воскресение, все страховые конторы закрыты. Постояли, подумали и решили — едем дальше, в Степанован, там у ребят многочисленные родственники и друзья — помогут.

 До Степанована добрались без приключений, но там тоже было воскресение, и работать никто не хотел… Расположились на веранде в кафе, с кофейком. Появился один друг, второй, кувшин вина, потом еще один кувшин… Наконец привезли девушку, которая открыла ради нас офис. Процесс оформления страховки сдвинулся с мертвой точки. Все-таки родственники и друзья — это великое дело! Страховка на две недели обошлась в 7000 драм (около 1000 рублей). Когда я вернулся к столу, то увидел, что компания еще увеличилась и занимала уже два столика, разговор же шел о том, что сейчас мы все дружно рассаживаемся по машинам и едем в деревню к маме Роберта, где чистейший воздух, ущелье и орлы, а в Ереван мы поедем на следующий день утром… Вот от этого предложения пришлось отказываться всеми правдами и неправдами — не хотелось злоупотреблять гостеприимством. Еще один тост за дружбу напоследок и просьба-пожелание нам, рассказать по возвращении домой, какие замечательные страны Грузия и Армения, и какие замечательные люди там живут. Выполняю просьбу! Ребята, если вдруг вам на глаза попадется этот рассказ, еще раз огромное вам спасибо за гостеприимство и помощь, это дорогого стоит!

Из Степанована выезжали уже на трех машинах. И вот развилка — нам направо в Ереван, им налево в деревню. Вой клаксонов на прощание, и мы снова остаемся в одиночестве.

Дальнейший путь до Еревана прошел без приключений. Дорога приличная, пейзажи шикарные.

Еще раз были остановлены полицией для проверки документов, но тут уже придраться было не к чему. Кстати, интересная манера останавливать жертву у армянской дорожной полиции — под кустами с жезлом они не сидят, передвигаются на машинах. Подмигнут фарами, крякнут сиреной, вот и думай — то ли поздоровались, то ли остановиться приказывают, особенно с учетом того, что гудят все, по поводу и без, и непременное рукопожатие после представления.

К месту временной дислокации в Ереване прибыли ближе к семи вечера. Еще раз вернусь к пройденному за этот день маршруту. Вот он:

Тбилиси — Марнеули — Гугути — Ташир — Степанован — Спитак — Ереван. Маршрут проходим на любой машине, везде достаточно приличный асфальт за исключением последних двадцати километров перед грузинской границей, да и там, судя по всему, дорогу вскорости сделают. На погранпереходе толкаться не придется вследствие минимального трафика, полного отсутствия большегрузов и автобусов.

Ереван

В Ереване остановились в отеле Ереван Делюкс. Очень приличный отель, чисто, уютно, замечательный персонал. До центра минут 10 на такси или 25-30 на общественном транспорте. Можно и пешком. До верхней площадки Каскада доходили минут за тридцать. Буквально в двух шагах от отеля расположен фирменный магазин коньячного завода «Арарат», кстати, единственный в городе, не считая магазина при заводе. В качестве еще одного приятного дополнения — несколько кафе и питейных заведений в пяти-десяти минутах ходьбы, ориентированных отнюдь не на туристов. Вкусно, сытно, недорого.

Что сказать про сам Ереван? Знакомство с ним мы начали с главной, на данный момент, его достопримечательностью — Каскадом. Вот такой он вечером:

А такой днем:

Причем все местные жители с уверенностью говорят, что строительство Каскада завершено и фонтаны работают. Раза три мы приходили к Каскаду и еще несколько раз проезжали мимо на машине, и днем, и вечером, но работающих фонтанов так и не увидели.

Вот еще несколько фотографий Еревана:

Ереван, город древний, за свою историю перестраивался не один раз, да и многочисленные землетрясения и войны не способствовали сохранению культурных ценностей (впрочем, это касается и всей Армении), но вот то, что в городе практически нет исторического наследия, удивило неприятно. Гуляя, набрели на старый, доживающий свое квартал. Судя по всему, стоять ему осталось недолго — старое рушится целенаправленно, на его месте возведут современные дома. Грустно…

На параллельной улице находится знаменитый ресторан «Кавказская пленница», ну как тут не зайти и не посидеть с товарищем Саа…Ах! Каким уважаемым человеком!

Или другими персонажами знаменитой комедии.

Местечко очень атмосферное, готовят вкусно, берут недешево.

Вот что еще неприятно удивило в столице Армении, так это сильная загазованность и шум. Казалось бы, куда уж больше после Москвы, оказывается есть куда. Объясняется все достаточно просто — поголовное отсутствие катализаторов в выхлопных системах авто, коих там очень много — армяне пешком ходить не любят. Отдавать достаточно большие, по армянским меркам, деньги за замену умершего катализатора никто не хочет. Ну, а нажать на клаксон лишний раз, это практически святая обязанность любого водителя. Бибикают все и по любому поводу — поздороваться, обозначить начало маневра, выразить недовольство другому участнику дорожного движения и просто так. Своего рода морзянка, общаются они так, а самое главное, спрашиваешь — «вы зачем гудите»? Пожимают плечами — «да просто так, так принято»! В общем, шум и запах выхлопов, вот главные спутники прогулок по Еревану, и если в центре еще хоть как-то можно передвигаться по тротуарам, то на окраинах узенький тротуар может вполне привести на разделительную полосу улицы, а то и скоростной трассы.

И какое-то запустение во всем. Спортивно-концертный комплекс открытый в 1983 году:


Фасад…


…и тыл.

Мемориал Цицернакаберд, посвященный жертвам геноцида:

И очень много то ли недостроенных, то ли не успевших до конца разрушиться сооружений.

Очень порадовал Ереванский зоопарк. Сейчас там идет реконструкция, и скоро он станет еще лучше.

И конечно же, на закуску экскурсия по знаменитому коньячному заводу «Арарат»,

с непременным рассказом про технологию приготовления коньяка, про Николая Шустова с его агрессивной рекламной кампанией, про Николая II, придумавшего закусывать коньяк лимоном. Кстати, сами армяне рекомендуют закусывать коньяк не лимоном, а персиком, так лучше вкус коньяка оттеняется.

Единственная бочка в коллекции завода, которую хотят вскрыть как можно быстрее — она должна быть открыта сразу после окончательного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе:


Не пей, козленочком станешь!

Ну и гвоздь программы — дегустация лучших сортов. Тут без комментариев…

На знакомство с Ереваном хватит и двух дней. Мы в основном гуляли по нему во второй половине дня или совсем вечером, когда спадала жара, а с утра пораньше уезжали в пригороды, вот там действительно есть на что посмотреть.

Крепость Эребуни — Эчмиадзин — Звартноц

На второй день пребывания в Ереване мы отправились к ближайшим от города достопримечательностям, но прежде чем начать туристический маршрут, заехали в Пантеон, положить цветы на могилу Фрунзика Мкртчана…

Крепость Эребуни, 782 год до н. э. Считается, что год ее постройки и есть год основания Еревана. Расположена она в черте города, километрах в пяти от центра. Начинаем с музея, а уже потом поднимаемся к крепости.

От самой крепости мало что осталось, а вот виды на Ереван от нее открываются шикарные.

Закончив с осмотром Эребуни едем в город Вагаршапат, где расположен монастырский комплекс Эчмиадзин с резиденцией Католикоса Всех Армян. Нам не очень повезло — Эчмиадзинский кафедральный собор одет в строительные леса, идет реконструкция.

 

Богатейшее внутреннее убранство собора восхищает, ничего подобного мы больше нигде в Армении не видели.

Все остальные постройки на территории комплекса новые.

Чуть вдали, за территорией комплекса, находится церковь Святой Гаянэ.

Как вы думаете, что за птичка высечена на этом камне? Изображение, достаточно распространенное, частенько встречается в оформлении армянских храмов.

Вот и мы думали, что орел, но на всякий случай решили уточнить. Оказалось — голубь! Такие вот голуби в Армении.

Музей «Сокровища Эчмиадзина». Внутрь, к сожалению, попасть не удалось — пускают только организованными группами в определенные часы.

Покидаем Вагаршапат и берем курс на базу, но по дороге надо не проскочить поворот и заехать в древний храм Звартноц — Храм Бдящих Ангелов.

Рядом с развалинами есть небольшой музей, где среди прочих экспонатов можно посмотреть на воссозданный макет храма.

Храмы Гарни и Гегард

Еще один день посвящаем поездке в храмы Гарни и Гегард. Начинаем с языческого храма Гарни. Когда-то он тоже лежал в руинах, но в советское время, с 1966 по 1976 годы, был восстановлен.

Как поставили мастера камушек в 76 году I века нашей эры на металлический штырь, установленный в залитое свинцом углубление, так и стоит до сих пор:

В те времена крепость Гарни являлась летней резиденцией армянских царей. Да и неудивительно!

Древний храм, горы, ущелье, речка, парящие в облаках орлы и все это под тягучую мелодию дудука, на котором играл музыкант… Вот она, настоящая Армения, не изменившаяся за века!

Небольшой — километров десять — перегон, и мы попадаем в монастырь Гегард. Его еще называют «Монастырем Копья» — именно там до XII века хранилось копье, которым римский легионер пронзил Иисуса на Кресте. Сейчас это копье находится в Эчмиадзине. Примечателен этот монастырь и тем, что часть его помещений вырублена в скале.


Резьба по камню. Такое внутренне убранство есть только в этом монастыре.

Замок Амберд и озеро Кари

Остался последний, пятый день пребывания в Ереване. До конца не знали, чем его занять — все, что запланировали и хотели посмотреть вблизи и в самом городе, уже успели посмотреть, заняться было решительно нечем. Был у нас один вариант про запас — смотаться в горы Арагац и посмотреть тамошние достопримечательности, но до последнего было не ясно — насколько проходима дорога для нашей машины. Путем блиц-опроса девушек на ресепшене отеля выяснили, что туристов туда возят и дорога вполне проходимая, а раз так — едем.

При выезде из Еревана в третий и последний раз попадаем в цепкие лапы армянской дорожной полиции. Ситуация классическая — ремонтные работы на трассе и постепенное ограничение скорости 90-70-50. Скорость в рамках дозволенной, радар пищит, полицейский экипаж видно издалека. Подмигивание фарами, похрюкивание сиреной — требуют остановиться. Останавливаюсь, выхожу. Традиционное рукопожатие и вопрос в лоб: «Скорость зачем превышаем»? Отвечаю, что ничего не превышал, ехал с четким соблюдением требований знаков. Зовут смотреть кино. Смотрим. На экране три машины, включая нашу, едут с одинаковой, неизменной, скоростью, в левом нижнем углу экрана скорость — 45 км/ч, и вдруг скачком цифра 45 меняется на 90. «Эээ, — говорю, — господа офицеры, неправильное у вас кино какое-то!» «Как неправильное, — обижаются, — вот, давай еще раз смотреть!» «Давайте, — говорю, — только на моем ноутбуке, я вам сейчас все с точностью до метра и километра в час с привязкой к гугл-картам покажу». «Так у тебя видеорегистратор есть, что ж ты раньше не сказал!» Дальше следуют вопросы откуда и куда и пожелания доброго пути.

Но я отвлекся. Наша цель горный массив Агарац и замок Амберд для начала. Проезжаем город Бюракан и сворачиваем на дорогу, ведущую к замку. Едем по узкому серпантину, настолько узкому, что в некоторых местах разъехаться со встречной машиной становится проблемой. Справа горы, слева пропасть, ограждений нет, вот это драйв!


Цель номер один на горизонте, а еще дальше Арарат!

Доехали! Высота 2300 метров над уровнем моря. На удивление, у комплекса есть парковка и вполне благоустроенные «удобства», в общем, сплошная цивилизация. В сам замок не попасть, только внешний осмотр, а вот в церковь — свободно.

Освоив объект, уточняем у парковщиков дорогу к озеру Кари и двигаемся дальше.

Едешь и не знаешь, куда смотреть. Надо бы на дорогу, но хочется и по сторонам. Высотомер отщелкивает метры подъема как секунды — незабываемые ощущения! Поднялись, припарковались. Дальше асфальта нет. Высота — 3194 метра над уровнем моря. Рекорд, однако, для нашей машинки!


Въезд на научную станцию Арагац. Знаки устрашающие, а вход свободный. Интересно, чем они там сейчас занимаются?


Наивысшая точка нашей поездки — 3196 метров над уровнем моря.

Пейзаж фееричный, воздух непередаваемый и холодно. Термометр в машине показывает 12 градусов за бортом, и это после 30 с лишним в Ереване.

Вершины Арарата видны практически на уровне глаз.


Индустриальный пейзаж на высоте, в прямом смысле!


Очередное чудо природы.

Уезжать не хотелось, но надо.


Начало спуска. Где-то 3000 метров над уровнем моря.

На обратном пути заехали посмотреть еще одну достопримечательность, уже из разряда современного творчества — памятник армянскому алфавиту.

От алфавита до трассы буквально пятьсот метров и минут сорок езды до Еревана.

Хор Вирап — Нораванк — Зорац-Карер

Вот и пришла пора прощаться с Ереваном. Делаем это без особого сожаления — что ж, бывает, не зацепил нас этот город. Следующая цель, достопримечательность Армении номер один — Татев. Впереди у нас почти трехсоткилометровый путь с тремя чек-пойнтами.

Остановка первая — монастырь Хор Вирап. Буквально недавно, уже после поездки, пересмотрели «Орел и Решку», выпуск про Ереван, но так и не поняли, почему к этому монастырю они добирались через поле на белой «Ниве». Нет, почему на «Ниве» понятно — в Армении эту машинку действительно любят и ценят, а вот зачем через поле — непонятно, там отличная дорога до самого монастыря есть. Хотя, этот финт вполне в армянском духе — сшибить денежку по-легкому это ихнее всё. Ну да ладно, вернемся к монастырю. Открыточные виды начинаются сразу после съезда с трассы, до Арарата — рукой подать.


Большой Арарат.


Малый Арарат.

Двигаемся дальше — к монастырю Нораванк. Для того чтобы попасть к монастырю, нужно свернуть с трассы Ереван — Горис на дорогу, идущую по узкому ущелью, образованному притоком реки Арпы. По мере приближения к монастырю окружающий ландшафт начинает меняться — отвесные, красно-рыжие скалы все ближе и ближе подступают к дороге, в голову приходит мысль, что вот именно сейчас пригодилась бы панорамная крыша, или хотя бы банальный люк.

Вот и сам монастырь.

И снова в дорогу, которая петляет по узкому ущелью, словно удирающий заяц.

Опять трасса с бесконечными серпантинами, подъемами и спусками. Максимальная скорость не более 90 км/ч, ощущение, что покрытие дороги состоит целиком из заплаток, положенных поверх заплаток, которые положены… и так до бесконечности. Преодолеваем очередной двухтысячник — перевал Кочбек (2344 метра над уровнем моря). Навстречу попадается все больше и больше машин с иранскими номерами, на придорожных кафе и заправках надписи на армянском дублируются арабской вязью, сказывается близость границы с Ираном. Справа остается Спандарянское водохранилище, второе в Армении по запасам воды.

И вот последняя, на сегодняшнем маршруте, контрольная точка — Зорац-Карер (он же Карраундж).

Через дорогу от камней исторических, стоят камни современные. Сложно, не будучи специалистом, почувствовать разницу.

Финишная сорокакилометровая часть пути от Карраунджа до Алидзора и мы в отеле Harsnadzor Resort.

Рядом с монастырем Татев не так много отелей, этот, наверное, один из самых интересных. Ерунда, что удобства во дворе — одну ночь можно и потерпеть, оригинальность и виды из окна перекрывают все!


Наша бочка №2.


Вид из окна нашей бочки.


Вид от входа в бочку.


Вид на отель от сторожевой башни.

В заключение дня идем смотреть сторожевую башню.

Из башни открывается шикарный вид на монастырь, вот только вечерняя дымка мешает разглядеть и сфотографировать подробности.

Итог дня:

за восемь часов.

Татев — Дилижан

Утром проснулись буквально с первыми лучами солнца, которые прямой наводкой били в окно. Раз уж поспать не удалось, до завтрака есть два часа, а до открытия канатной дороги целых три, решили съездить посмотреть еще одну местную достопримечательность — природный мост через реку Воротан — «Сатани Камурдж» или «Чертов мост». От отеля минут десять езды. Не успели запарковаться на стоянке перед спуском к этой достопримечательности, как из закрытой по причине раннего времени сувенирной лавки нарисовался охранник и принялся так ненавязчиво рассказывать о сей достопримечательности, потом предложил проводить да показать поближе. Действительно красиво. Природный каменный мост, образованный сводом карстовой пещеры, небольшие водопады и несколько теплых минеральных источников, в которых вполне можно искупаться.

В пещеры не полезли и купаться не стали — не подготовились мы к водным процедурам. Тем временем наш «проводник» предложил нам прогуляться в другую сторону от Чертового моста, вниз по течению реки, где минутах в пятнадцати ходьбы по узкой тропе расположена древняя церковь, в которой обитает отшельник. Хоть время уже и поджимало, пошли, больно заманчиво звучало предложение. Шли в хорошем темпе, преодолели речку вброд

и вот она, обитель Святой Богородицы в Татеве, дата основания 1660 год.

Теперь бегом назад, время осталось совсем мало. На прощание говорим спасибо за эту мини экскурсию нашему «гиду» и предлагаем ему тысячу драм за потраченное время, на что в ответ получаем классическое: «Спасибо много, тысячи мало, пять тысяч хватит». Не торгуемся. К слову, за тысячу драм можно проехать половину Еревана на такси, индивидуальная экскурсия в храме Гарни с профессиональным гидом стоит две с полтиной, а тут пять за то, что тропинку показал, которая, если честно, и так хорошо видна. В общем, грех не обуть заезжих турыстов, на этом в Армении хорошие деньги делают. Один сбор по двести драм на бесплатных парковках у достопримечательностей чего стоит, причем берут у всех, и у своих, и у чужих, при этом всячески «помогая» советами поставить машину, зачастую только мешая этим процессу парковки. Казалось бы, копейки сущие, 200 драм = 28 рублей, но раздражает это выклянчивание безмерно, особенно к концу поездки.

Ладно, опять на пустяки отвлекся. Быстро позавтракав, забросили вещи в машину и вперед, надо успеть к открытию канатной дороги. Билеты на проезд по канатке, на десять утра, мы забронировали накануне вечером по телефону. О такой возможности нам подсказал хозяин отеля, и в этом есть смысл. Канатная дорога начинает работать с 10:00 утра, а уже часам к одиннадцати начинают подъезжать туристические автобусы. Вагончиков всего два, каждый вмещает по 25 человек, интервал движения минут пятнадцать. Один туристический автобус вмещает от сорока человек и в очереди за билетами они стоять не будут, так как у них все включено и забронировано. Автобусов много, особенно в выходные дни, время стояния в очереди за билетами без предварительного бронирования можете прикинуть сами.

Итак, канатная дорога «Крылья Татева», самая длинная в мире пассажирская канатная дорога реверсивного действия.

Грузимся в вагончик — полетели!


Обитель Святой Богородицы в Татеве, вид сверху.

Весь полет занимает 11 минут с копейками, проходит в сопровождении аудиогида с классическими «посмотрите налево, посмотрите направо, посмотрите вниз». Те, кто боится высоты, могут подняться в монастырь на машине, по вполне приличной дороге.

И вот мы уже у ворот Татевского монастыря.


Вдалеке та самая сторожевая башня, с которой я накануне вечером пытался фотографировать монастырь.

Закончив с осмотром монастыря, идем прогуляться на смотровую площадку, это совсем недалеко, где-то с километр в гору.

Возвращаемся к канатной дороге, короткий полет и мы уже в машине.

Фактически, наше путешествие перевалило за середину, Татев оказался самой удаленной от дома точкой — почти 2800 километров. Отпуск перевалил свой экватор, начинается дорога к дому.

За время пребывания в окрестностях монастыря, нам несколько раз предлагали съездить в сторону Карабаха, посмотреть на тамошние красоты, но, во-первых, эта поездка в наши планы не входила, а во-вторых, как-то не верилось, что там все так спокойно и прекрасно, как нам расписывают. Так что, согласно ранее утвержденного плана, наш путь лежит в сторону Дилижана.

До Ехегнадзора едем по уже знакомой нам трассе Горис — Ереван, а вот после уходим направо, в сторону города Мартуни. Снова начинается подъем. На сей раз нам предстоит взять Селимский перевал (Варденяцский перевал по Google картам) — 2500 метров над уровнем моря по данным Вики, 2440 по данным нашего высотомера в наивысшей точке. Дорога отличная, встречных и попутных машин почти нет, останавливаться и фотографировать «картинки для рабочего стола» можно за каждым поворотом.


А дорога серою лентою вьется…

Селимский караван-сарай мы, к сожалению, проскочили. Не попалась нам о нем информация до поездки, а указателей на сию достопримечательность на трассе мы не приметили.

Начинается спуск. Несколько раз попадаются вот так украшенные дорожные знаки.

Видимо, кто-то хорошо поохотился, а может и наоборот…

Проехали Мартуни, обогнули Севан по западному побережью и к половине пятого вечера прибыли к отелю Belveder Eco Rest zone.

Очень неплохой отель в 15 километрах от Дилижана. Этакий «Village style» с курами и утками на территории, охранницей — добродушнейшей (для своих) алабайкой Бетти, уютными беседками и очень вкусной кухней, продукты на которую поставляются с собственной фермы. В качестве бонуса — горная речка, протекающая по территории отеля. Под ее шум прекрасно спится ночью, да и днем тоже, чего уж там.


Супруга с Бэтти.

Гошаванк и Дилижан

Как-то так предполагалось, что эта стоянка будет посвящена тюленингу и неспешным прогулкам по окрестностям. Поэтому в первый же день мы отправились на пешую прогулку, в монастырь Гошаванк. Шесть километров по хорошей дороге с подъемом в горочку в одну сторону, и, соответственно, шесть со спуском в обратную, никаких крутых и узких горных троп. Ни туда, ни обратно встречных и попутных пешеходов нам не попалось. Местные смотрели на нас из окон немногочисленных, проезжающих мимо машин как на идиотов — ходить пешком в Армении (говорил ведь уже, да?) не в чести. Кто-то даже остановился и предложил подвезти — поблагодарили и отказались. Даже в глазах коровы, мирно лежащей на обочине, легко читалось недоумение.

А мы просто шли и глазели по сторонам.

Вот и Монастырь Гошаванк, основаный мыслителем, литературным и общественным деятелем, законодателем, богословом и священником Мхитаром Гошем в 1188 году. В глаза сразу бросились стеклянные купола, установленные, скорее всего, на время реставрации, в целях консервации помещений. Народу много, в этот день отмечается праздник Святого Креста или Хачверац.


Взгляд снизу, через прозрачный купол.

Неподалеку от монастыря расположена часовня Мхитара Гоша.

Поднимаемся к часовне.

К сожалению, до нее еще не дошли руки реставраторов, внутрь не попасть. Забираемся еще чуть-чуть повыше, к могиле Гоша, и все достопримечательности села Гош оказываются как на ладони.

Хотя нет, не все — есть еще одна, но о ней чуть позже.

Возвращаемся на базу, любуясь по пути местной флорой и фауной.

Пока шли, подумали, а не съездить ли нам в Дилижан, ведь впереди еще полдня? Единогласно решили — съездить!

Как я уже писал, до Дилижана от отеля всего 15 километров. Доехали не спеша, бросили машину неподалеку от скульптурной композиции, посвященной героям фильма «Мимино».

Относятся в Армении к этому фильму, к его героям, актерам, исполнившим роли в этом фильме, с чрезвычайной любовью. Фрунзик Мкртчан, тот вообще в Армении любимейший и, наверное, самый почитаемый актер современности. В Дилижане, родном городе Рубена Хачикяна (герой Фрунзика Мкртчана, если кто забыл) этот фильм возведен в культ. Уйти далеко от этого места мы не смогли — по диагонали через центральную площадь расположено кафе «Мимино». Там и осели.

Заказали хачапури по-мегрельски и два супчика — мне солянку, жене харчо. Мы не первый день путешествуем по Армении, да и в Грузии прошлым летом три недели провели, поэтому о размерах блюд знаем не понаслышке, но в этом кафе нас сумели удивить — супчики были разлиты в этакие небольшие керамические тазики, с невероятным количеством мяса и чертовски вкусными. После такой «дозаправки» тяжело было передвигаться на своих двоих, но, превозмогая сонливость и лень, мы все равно пошли гулять по городу.

Грустная прогулка получилась. С самого начала, как только свернули на ближайшую улицу, ведущую от центра, появилось ощущение, что мы перенеслись на четверть века назад, в СССР. Буквально все напоминало об этом — автобусная остановка, пустующий универмаг, на стеклах которого осталась еще советская реклама, кинотеатр. Впрочем, судите сами.

И несмотря на воскресение, довольно раннее время и неплохую погоду, город как будто вымер — людей на улице очень мало, курортников совсем нет, хотя, в свое время, Дилижан славился как бальнеологический курорт. Чем-то он нам напомнил Боржоми — потрясающий национальный парк вокруг города, горы, чистейший воздух, вода. Возвращаясь к фильму «Мимино»:

— У нас в Дилижане кран на кухне откроешь, вода — второе место в мире!
— А первое в Ереване, да?
— Нет, в Сан-Франциско.

В общем, погрустили и решили возвращаться. Красивый город, с ноткой ностальгии.

Озеро Севан. Монастыри Айраванк, Севанаванк, Агарцин

Побывать в Армении и не увидеть озеро Севан — приравнивается к преступлению. Вот и мы, с утра пораньше, рванули на озеро. Для начала едем на западное побережье, где на берегу в очень живописном месте расположился монастырь Айраванк. Засекли мы эту достопримечательность еще по дороге из Татева,


Вид на Айраванк с трассы. Главное — не проскочить.

но тогда останавливаться не стали — усталость брала свое и потому решили, что на озеро мы поедем по-любому, вот тогда и посмотрим, а лишние сорок км к общему пробегу нам погоды не сделают. Очень красивый монастырь, основан в IX веке, но почему то, среди туристических достопримечательностей Армении он не значится, да и в сети информации о нем не густо.


Вид от монастыря открывается — просто загляденье.


Местная фауна.

Перемещаемся на северо-западное побережье, на полуостров Севан к монастырю Севанаванк. Вот тут настоящая туристическая Мекка — народу тьма, у подножия холма, на котором расположен монастырь, раскинулся огромный базар с сувенирами на любой вкус.


«У двери заведенья, народу скопленье…». И это только часть, остальное скрыто деревьями.

Со всей толпой поднимаемся к монастырю и начинаем осмотр.


Духовная семинария имени Вазгена I.


Рояль в кустах. Предназначение неизвестно.

Спустились на площадь и пошли к берегу, если не искупаться, так хоть умыться севанской водичкой. Ага, вот именно, что только умыться и получилось. Весь пляж нарезан на очень мелкие кусочки и поделен между всяческими заведениями, к воде так просто не подойдешь. Зато попался нам на пути еще один «привет из прошлого»:

заходить не стали, просто вспомнили, что еще лет тридцать назад на таких павильончиках держался весь курортный общепит.

Прощальный взгляд на Севанованк:

и мы отправляемся дальше. В душе еще теплица надежда, что найдется по пути местечко, где нет на берегу отелей и ресторанов и можно будет спокойно спуститься к берегу. Оказалось, что вот с этим-то и беда. Предприимчивые армяне нарезали на куски не только берег у монастыря, а вообще весь берег. Что смогли — застроили, где-то начали строительство и бросили, а кое-где просто хапнули кусок берега, обнесли забором и забыли, так и стоит, зарастая облепихой. Допускаю, что если объехать Севан по кругу, то найдутся места, куда не добрались предприимчивые ручки местных жителей, проверять не стали, да и сомнения были, что в такие места можно попасть без альпинистского снаряжения.

Остановились в Дилижане, обналичить денежки в банкомате да пропустить в уже знакомом кафе «Мимино» по чашечке кофе под хачапури. Вот кофе в Армении готовят великолепно, причем везде. По популярности, это напиток № 1 — с него день начинается, им, судя по всему, и заканчивается.

Между Дилижаном и нашим отелем, где-то на середине пути, если свернуть с трассы и проехать по вполне приличной дороге километра три, можно попасть в монастырь Агарцин. Туда мы и направились после легкого перекуса.

Наверное, можно уже и не писать, что этот древний монастырь (построен в XI-XII веках) расположен в очень живописном месте. Монахи имели хороший вкус и где попало монастыри не строили. Сразу видно, что не так давно в монастыре прошла реставрация, вокруг все чисто и ухожено.

На этом заканчиваем экскурсионную программу дня и озвращаемся на базу.

До отъезда домой, в Москву, остается сегодняшний вечер и два дня, которые, как нам думается, мы проведем в отеле, валяясь с книжкой в гамаке и дыша свежим воздухом. Ан нет, перед ужином, болтая с Вайком, хозяином отеля, о том о сем, мы получили предложение, от которого отказаться не смогли.

Озеро Гош и монастырь Макараванк

Собственно, предложено нам было прокатиться на суперджипе УАЗ 469, именуемом в народе «Козлом» и осмотреть еще одну достопримечательность, расположенную неподалеку от села Гош (ту самую, про которую я упоминал, когда про Гошаванк рассказывал) — озеро Гош, оно же, по другим источникам, озеро Гейгёль (не путать с озером Гёйгёль, находящемся в Азербайджане). В принципе, можно было и пешком сходить — те же шесть км, чуть в сторону от монастыря, но, напомню, Армяне пешком ходить не любят, а из машин к озеру смогут подъехать лишь настоящие проходимцы. И вот в назначенное время «Козлик», вместе со своим погонщиком, ждет нас. Грузимся, поехали. Первые три км по асфальту, поворот налево и вот она, дорога к озеру.

Не так уж все и страшно. Действительно, есть несколько серьезных подъемов, ручеек, который нужно преодолеть вброд и пара глубоких луж плюс колея. Вот самому бы порулить — да кто ж мне даст. Приехали, вот оно озеро.

Действительно, резиденция богов, как говорят местные жители. Поехали назад.

Вернулись на базу и пока делились с хозяином впечатлениями от поездки, получили еще одно предложение — съездить в монастырь Макараванк. Дорога туда тоже не гуд, но ради такого случая нам предоставляется хозяйский полноприводный минивэн с шофером. Как говорится — любой каприз за ваши деньги. Едем!

Слукавил Вайк, вполне себе приличная дорога по трассе, через город Иджеван, а затем съезжаем с трассы и снова в горы по вполне приличному асфальту. Лишь последние три километра представляют собой серьезную проблему для машин с низкой подвеской, но их вполне можно пройти пешком, бросив машину на обочине, ничего с ней не случится.

Монастырь Макараванк, несмотря на свою древность, неплохо сохранился. Народу вокруг лишь мы да группа немецких велосипедистов.

Обратите внимание, таблички, свидетельствующие о том, что это памятник архитектуры, сохранились с советских времен, даже герб на них Армянской ССР. И это не единичный случай, такие таблички находятся практически на всех исторических памятниках Армении, да и восстановлено большинство из них еще во времена СССР.

Вот, что по-настоящему удивляет в армянских храмах, так это практически полное отсутствие прихожан и священнослужителей. Туристы да, встречаются, в том или ином количестве в зависимости от труднодоступности монастыря.

На обратном пути остановились полюбоваться открывшимися с дороги видами. За дальним берегом озера уже Азербайджан.

Ну и не смогли проехать и не сфотографировать памятник неизвестному горному козлу. Попадаются такие скульптуры вдоль дороги, среди прочего наследия СССР, ныне пребывающего в весьма печальном состоянии.

Вот теперь точно все. Увидели практически все, что планировали, и то, что в планы не входило. Последний день посвятили отдыху, как и задумывали, впереди трехдневный путь к дому.

Дорога домой

Обратный путь мы разбили на три этапа: Дилижан — Владикавказ, Владикавказ — Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону — Москва.

Из Дилижана выехали около 11 утра и неспешно покатили в сторону армяно-грузинской границы. Нас интересует исключительно переход Баграташен — Садахло. «Навител» считает иначе и упорно разворачивает нас на Ереван и далее на Ташир. Не иначе помнит, собака страшная, о наших приключениях на пути в Армению и требует продолжение банкета. Нам же приключения, даже веселые, на этот раз не нужны, и мы упорно едем вперед. В конце концов, «Навител» обиделся окончательно и проложил маршрут по кратчайшему расстоянию между двумя точками, то есть по прямой. Ну и хрен с тобой, подумали мы, выключая навигатор, потеряться там все равно невозможно, дорога одна.

Километров за десять до границы дозаправились на безымянной заправке. Не то чтобы была в этом особая необходимость, просто надо было куда-то деть оставшиеся драмы. Кстати, об армянских заправках, бензине и чеках: крупных заправок в Армении нет, все заправки на одну-две колонки. Оформление этих заправок варьируется от вкуса хозяина — от обычной бочки с насосом, до сияющего, как казино в Лас Вегасе, павильончика. Из сетевых, пожалуй, есть только местный CPS, да и то — есть настоящий CPS, а есть «вроде CPS». Очень много чисто газовых заправок, да это и неудивительно в стране, где 80% машин ездят на газе. Качество бензина вполне приличное, заправлялись на разных заправках, особой разницы в поведении машины замечено не было. Чеков от заправщиков вы не дождетесь, а на просьбу выдать чек скорее всего услышите: «эээ брат, какой чэк, нэту чэка» или просто «не понимаю!». С чеками в Армении вообще беда, особенно на заправках, в мелких магазинчиках и кафе. Пожалуй, единственный вопрос, который заставляет любого армянина наглухо забыть русский язык: «чек дайте, пожалуйста?».

До границы доехали за час сорок. В брокерской конторе отдал бумаги о временном ввозе и получил взамен некое подобие грузовой декларации, которое, в свою очередь, вручил таможеннику на выезде. Денег никаких не взяли, ничего не проверяли. На грузинской стороне кота за хвост тянуть тоже не стали, ограничившись лишь риторическим вопросом о наличии запрещенных к ввозу товаров, а услышав предсказуемое «нет» в ответ, потеряли к нам всяческий интерес. На все, про все — 25 минут. Если бы не возня с оформлением ввоза/вывоза машины, управились бы за 10.

До грузинско-российской границы доехали за четыре с половиной часа, как и задумывали, за час с небольшим до закрытия грузинского КПП. Помилованный после перехода границы «Навител» опять глюкнул на подъезде к Тбилиси и устроил нам дополнительную экскурсию через центр города. Слава Богу, Тбилиси не Москва, и пробок там нет. Думали тормознуть в Степанцминде и, если повезет, полюбоваться вершиной Казбека, но какой там — все затянуло тучами, и даже близкие горы было не видать. Четыре раза за два года мы проезжали мимо, а вершина нам так и не показалась.

Перед грузинским КПП была очередь, не очень большая, минут на сорок. К российскому КПП очередь начиналась сразу после проезда тоннелей. Все тот же бардак, погранцы пытаются следить за порядком, но как-то без огонька и с пофигизмом. В общем, прошли за два часа, а в общей сложности за 2:45. Не рекорд, конечно, но приятного все равно мало.

В 20:40 запарковались у гостиницы «Владикавказ». Шикарный «Интуристовский» отель по меркам начала 80-х годов прошлого века. Так в них и остался. В номере та же мебель, те же кровати. Сантехника чуть приличнее, из начала нулевых годов века нынешнего. С балкона номера вид на Терек, парк, мечеть и далекие горы.

А вот на ресепшене и в ресторане отеля свежий ремонт, приветливые девушки и вкусная еда. В общем, нормальный отель, самое то на одну ночь. Пробег за день 362 километра.

Часов в девять утра покидаем Владикавказ и берем курс на Ростов. Тут даже рассказать не о чем. Дорога хорошая, пробки минимальные (минут 20 потеряли, проезжая Пятигорский рынок и около 40 в Самарском), ГИБДДшники вежливые и предупредительные. Остановили один раз, да и то, сам затупил на круговой развязке. Проверили документы, спросили, как дела, поулыбались, сказали, что на Москву все время прямо, никуда сворачивать не надо и отпустили. Прошли 670 км за десять часов с копейками. Остановились в уже знакомом нам по прошлогодней поездке отеле «Родина». Ничего там за год не изменилось, все так же — комфортно и уютно. Единственное мелкое неудобство, да и то, только при движении по М-4 в Москву, приходится дважды (при заезде и выезде) разворачиваться на противоположную сторону трассы.

17 сентября в семь утра начинаем финишный перегон. Немного потолкались, когда проезжали Лосево и Воронеж. На пунктах оплаты жутко бесили индивиды, которые прутся без транспондера по полосам, где оплата только транспондером, а потом начинают сдавать назад и перебираться в соседний ряд. И ладно бы это были автолюбители на легковушках, попавшие на эту дорогу впервые, так ведь въедет какой-нибудь олень на многотонной фуре, а потом начинает пятиться назад и пофигу ему, что там за кормой. Кстати, поделюсь маленьким секретом, который, к сожалению, мы узнали уже почти в самом конце пути: на М-4 с транспондером можно ехать в любой коридор, в отличие от М-11, где проезд с транспондером возможен лишь по спецполосе. В остальном доехали без приключений, даже последние, самые нелюбимые из-за многочисленных пробок 100 километров перед Москвой, прошли спокойно. Финишировали у дома аккурат в 20:00, намотав на колеса ровно 1090 километров.

Традиционное «итого».

В сухом остатке: 16 дней, 5385 километров, 424 литра бензина на 19100 рублей. Платные участки М-4 — 924 рубля. Письма «счастья» от ГИБДД — 3 штуки, с учетом 50% скидки на 1000 рублей. Временный ввоз машины в Армению — 2000 рублей + страховка 7000 рублей. Отели — 36512 рублей. Все остальное 53464 рублей. В общей сложности вся поездка обошлась в 121000 рублей.

Впечатления от этой поездки остались противоречивые. С одной стороны, отдохнули, многое увидели, всласть накатались по горным серпантинам, пообщались с хорошими людьми, насладились армянской кухней. С другой, постоянно присутствовало ощущение, что чего-то не хватает. К концу поездки разобрались — забавную шутку с нами сыграла прошлогодняя поездка по Грузии, вот там ты себя ощущаешь настоящим гостем, тебе искренне рады, а в Армении, к сожалению, ты один из малочисленных туристов, на котором надо непременно нажиться. Поэтому, совет всем, кто собирается впервые посетить те края: сначала Армения, потом Грузия. Градус, как говорят профессиональные выпивохи, надо повышать, чтоб не было неприятных последствий. Больше, никаких обобщений делать не буду. Кому интересна Армения — смело в путь, не пожалеете в любом случае. Дороги хорошие, люди нормальные, с русским языком проблем нет.

Вот и все об этой поездке. Спасибо за внимание.


Дром

Комментарии

 
Алтай
Сообщений: 207
Замечательное путешествие! Молодцы!
Мечтаю побывать в странах Закавказья!
35
1
Ответить
Прочитал с удовольствием, а про Крым уже надоело ..
34
11
Ответить
     
Томск
Сообщений: 2693
Великолепно.
Лучший отчет за последнее время.

Армения - страна с уникальной историей. Первое государство, принявшее христианство - одно это чего стоит.
41
8
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 1674
Это пять! Спасибо!
19
1
Ответить
san1977:
Великолепно.
Лучший отчет за последнее время.
Армения - страна с уникальной историей. Первое государство, принявшее христианство - одно это чего стоит.
Числа 14:9
«…не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение»
Числа 33:52-53
«… прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю сию во владение»
Второзаконие 6:10-11
«…введёт тебя (еврейский народ) бог твой, в ту землю, которую Он клялся… дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться»
Второзаконие 7:2-5
«… предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; …жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов богов их сожгите огнём»
Второзаконие 11:23-25
«Вы (евреи) овладеете народами, которые больше и сильнее вас; всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; никто не устоит против вас»
Второзаконие 20:16-17
«А в городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой»
16
33
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 199
Классный отчет, спасибо. Теперь хочу в Армению)))
9
3
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 881
Спасибо за отличный рассказ и путеводитель!
Удивила армянская полиция. "Кавказское гостеприимство", блин....
16
2
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37276
отличное путешествие.молодцы!
5
3
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
Хороший рассказ! Масса информации, за что автору большое спасибо.
Было желание съездить на машине в Ереван и Тбилиси, но теперь пропало напрочь.
8
8
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 61
Владимир Владимиров:
Было желание съездить на машине в Ереван и Тбилиси, но теперь пропало напрочь.
Что напугало?
8
1
Ответить
  
Москва.
Сообщений: 8236
Grabs:
Что напугало?
<<< Все тот же бардак>>> (цитата)
5
6
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 61
Владимир Владимиров:
<<< Все тот же бардак>>> (цитата)
Есть такое дело. КПП "Верхний Ларс" тот еще аттракцион, но поверьте, впечатления полученные Вами в Грузии и Армении весь этот бардак компенсируют, причем с лихвой.
13
1
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 61
Martyn36:
Спасибо за отличный рассказ и путеводитель!
Удивила армянская полиция. "Кавказское гостеприимство", блин....
Не надо путать "Кавказское гостеприимство" и армянскую полицию ;) В Ереване и окрестностях, среди местных мажоров, очень модно ездить на российских номерах - их камеры не распознают, вот и реагируют служивые. Знали бы они, что в машине с российскими номерами сидят российские же туристы (большая редкость на самом деле в Армении) - нафиг бы мы им не нужны были, если конечно не нарушать в наглую перед их носом.
14
1
Ответить
777
Благовещенск
Martyn36:
Спасибо за отличный рассказ и путеводитель!
Удивила армянская полиция. "Кавказское гостеприимство", блин....
Во первых какое отношение Армения имеет к Кавказу? Армения находится на Армянском нагорье Закавказье причём современная армения это всего лишь часть исторической Армении , и сам народ гораздо ближе к тем же китайцем чем к любому кавказскому народу , это миф что армения Кавказ придуманное СССР , так было проще 3 прибалтийских гос-во З кавказских гос-во а по факто что по присохждению народа что по местоположению страны армения не имеет ни какого отношения к Кавказу . А полиция в Армении после Грузии лучшая в СНГ там не прячутся в кустах с радароми , если ты не нарушаешь правила пдд тебя не остоновят просто так. А вот если нарушил то держись .
13
5
Ответить
 
Красноярск
Сообщений: 4587
Хороший рассказ, спасибо!
Toyota 4Runner GRN215
4
2
Ответить
  
Сообщений: 263
Автор выставил армян жадными и ленивыми. Наверное, так оно и есть
10
20
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Stinky:
Автор выставил армян жадными и ленивыми. Наверное, так оно и есть
Вовсе нет. Достойных людей пропорционально столько же, сколько и в России, просто менталитет другой, не всегда нам понятный.

Отчет классный! Кабы не рассказы про погранпереход, поехал бы следующей весной в Грузию. С Арменией малость подождал бы :-)
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
15
2
Ответить
Ереван и правда противоречивый город. Любой армянин расскажет о Ноеве ковчеге стоящим у него в саду. Но весь город выстроен при Советской власти, нет олдтауна...Советской власти они должны кланяться в ноги, выстроили, выучили, а они потом всех русских коленом под зад в 90-ее...Как сказал Жириновский:-Армения самая мононациональная республика на постсовестком пространстве, 99%-армяне.
16
13
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 61
JokerSL:
Кабы не рассказы про погранпереход, поехал бы следующей весной в Грузию.
Рисковое занятие планировать автотур в Грузию весной. Слишком велика вероятность схода лавин и тогда, добро пожаловать в объезд через Чечню и Азербайджан. В принципе, ничего страшного, но +1000 км. в один конец.
10
1
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Большое спасибо за экскурсию. Скорее всего в такое путешествие не соберёмся.
http://elvik-foto.ru/
1
4
Ответить
Evgeny K
Москва
Хорошо! Во французском ресторане попросил лимон к брэнди, официант очень вежливо сказал что послевкусья не будет. Персик самое-то!
9
 
Ответить
     
Нижний Тагил
Сообщений: 2345
отличная поездка и сам отчёт,
написан легко и просто, и читается легко и просто
все понятно, без всяких заморочек
все очень интересно, спасибо
You'll never walk alone!
16
1
Ответить
   
Касли
Сообщений: 1021
молодцы. классно прокатились и фотки зачетные. горы очень красивые 5+
7
1
Ответить
  
Хабаровск
Сообщений: 8219
не стал листать все фото, осенью сам собираюсь с семьёй.
Знаю теперь - чистый берег морской...)))))
2
 
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Фото супер!!!
3
1
Ответить
  
Новосибирск
Сообщений: 301
Рассказ понравился. Фотографии монастырей, ИМХО, одинаковые.
Можно их сократить.
2
1
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Хорошая поездка,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
 
1
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Хорошо написано, есть удачные фото, прочел с удовольствием.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
1
1
Ответить
     
Новый Уренгой
Сообщений: 87
Навител глючит потому, что граница между Арменией и Азербайджаном не совсем точно отрисована в тех местах, поэтому есть разрывы в дороге. Как только проезжаешь перевал, Навител снова находит дорогу и ведёт уже уверенно. Сталкивался с этим дважды - в этом и позапрошлом годах.
1
 
Ответить
   
almaty
Сообщений: 748
Evgeny K:
Хорошо! Во французском ресторане попросил лимон к брэнди, официант очень вежливо сказал что послевкусья не будет. Персик самое-то!
ничего с собой поделать не могу. коньяк пью тока без закуси...
Мои отзывы: Honda CR-V 2014, Suzuki Jimny 2012
2
 
Ответить
  
Минск
Сообщений: 263
Скажите, страховка и временный вьезд стоят 9000, я правильно понял? Эта же страховка действует и в Грузии? Как-то дороговато получается. Российская страховка белорусам стоит 700 руб за две недели..
Мой отзыв: Ford Focus 2002
 
 
Ответить
Атаян Самвел Михайлович
Анапа
minskii:
Скажите, страховка и временный вьезд стоят 9000, я правильно понял? Эта же страховка действует и в Грузии? Как-то дороговато получается. Российская страховка белорусам стоит 700 руб за две недели..
это в драмах
2
 
Ответить
Атаян Самвел Михайлович
Анапа
ездил в эти-же места на мотоцикле. Страховка вышла за 2 мота 400 р(в Армении, в Грузии не надо) , никаких доп пошлин, нет стояния в очередях на границе и + панорамная крыша ;-)
5
 
Ответить
  
Анапа
Сообщений: 11209
Grabs:
Не надо путать "Кавказское гостеприимство" и армянскую полицию ;) В Ереване и окрестностях, среди местных мажоров, очень модно ездить на российских номерах - их камеры не распознают, вот и реагируют служивые. Знали бы они, что в машине с российскими номерами сидят российские же туристы (большая редкость на самом деле в Армении) - нафиг бы мы им не нужны были, если к
онечно не нарушать в наглую перед их носом.
Аналогичное отношение у нас к номерам АМ как вижу такую машину понимаю что за рулем хам , судя по тому что они творят на наших дорогах , цеплялись на дороге неоднократно , никакой личной неприязни к армяням нет .
Отчет и путешествие круть !
держу хвост пистолетом
2
 
Ответить
  
Минск
Сообщений: 263
Атаян Самвел Михайлович:
ездил в эти-же места на мотоцикле. Страховка вышла за 2 мота 400 р(в Армении, в Грузии не надо) , никаких доп пошлин, нет стояния в очередях на границе и + панорамная крыша ;-)
добрый день, подскажите 4-е фото это где? Очень необычная скала.
 
 
Ответить
Атаян Самвел Михайлович
Анапа
minskii:
добрый день, подскажите 4-е фото это где? Очень необычная скала.
добрый. это в Армении примерно в 30 км от Еревана в ущелье под языческим храмом Гарни. шикарное место . все никак не выложу свой отчет о поездке, где и что посмотреть, где набрать голубых раков по 150 р которые у нас в России 860р, пиво по 25 р и 2-ух этажный коттедж с кожаной мебелью и с/y на каждом этаже по 820 р за коттедж (мы с перепугу взяли 2, а после принятия на грудь зелья дютифришного чуть 3 не сняли так сказать шоб было)
4
 
Ответить
    
автор
Москва
Сообщений: 61
Атаян Самвел Михайлович:
добрый. это в Армении примерно в 30 км от Еревана в ущелье под языческим храмом Гарни. шикарное место .
На мотоцикле без проблем спустились?
 
 
Ответить
Samo
Анапа
Grabs:
На мотоцикле без проблем спустились?
ну пару раз чуть не еб...ись а так ничего, потихонечку ведь оно того стоит. PS у напарника турэндуро так он со свистом там летал не то что я пол тонны пыхтения
2
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классная поездка, армяшки разочаровали
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
3
Ответить
Ульяновск
Спасибо, очень интересно написали и фотографии замечательные )
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром