Туры выходного дня: Воронежская область, Соль-Илецк и прочее

08.12.2016 | 12701 просмотр

Пролог. В этом году я вышла на работу после декретного, причем поменяла еще и место работы. Отпуска соответственно не будет, и решено было поискать места, куда сгонять на праздники и выходные. Наш экипаж:

Часть 1. Первомайские праздники в Воронежской области

Выезжать решили в пятницу в ночь. Муж планировал выехать около 8 часов вечера, а я сказала, смотри реальней — не раньше 10 (причем 2 часа отводилось на сон шоферу). Список вещей и продуктов составляем еще в предыдущие выходные. В среду закупаем продукты, а в четверг собираем вещи. Планировалось, что в пятницу останется только положить скоропортящиеся продукты и вещи ежедневного пользования. Но папа у нас проверял еще раз машину, мама варила картошку и яйца, которые можно было отварить и вчера. И доча, которой нужно было внимание от родителей, которые целый день пропадают на работе. В общем, без отдыха, после ужина, побросали срочно все вещи. Сели в машину, а мама вспомнила, что телефон-то остался дома. Опять задержка. Но все-таки в 21:55 мы выехали со стоянки от дома.

Маршрут запланировали такой: Сызрань — М5 — Пенза — Тамбов — Воронежский биосферный заповедникРамоньКостенки Белогорье — Костомарово — Дивногорье — Лиски — Е38 — Борисоглебск — Саратов — Р228 — Сызрань.

Проехав через весь город, выехали на трассу М5 в сторону Москвы. Проскочили Кузнецк. Дальше Кузнецка я не ездила по этой дороге, и то в детстве. Мужу эта трасса хорошо известна по командировкам, правда, в роли пассажира. Навигатор был настроен, но понадобился он только в Тамбове. Навител в телефоне хорошо прокладывает маршрут, но часто теряет спутники. Не помогла даже программа для усиления сигнала спутников. Поэтому я дублирую его навигатором Google в телефоне. Такой навигатор хорош, но бывает, ведет по дорогам, которых нет, и нельзя задать несколько пунктов назначения.

После дождя грязь. Московская трасса очень загружена фурами: такое ощущение, что дальнобойщики вообще не спят. Мне хочется спать, глаза закрываются сами собой. Хорошо, что за рулем не я! Дочурка заснула сразу после выезда на трассу. Папа заявляет, что все хорошо и ночью ехать лучше, чем днем. Но к 3 часам ночи его тоже клонит в сон. Остановились, как и в поездке на юг, на трассе, закусили бутербродами и вздремнули в машине около часика.

В Пензе сворачиваем с М5 на Тамбов. Пензу прошли по окраине, а вот в Тамбове навигатор повел нас через город. Золотистые маковки церквей встречали нас на рассвете. Один храм вообще был похож на московский храм Василия Блаженного (судя по маковкам). Жаль, что руки были заняты навигацией. Не удалось запечатлеть такую красоту. Зато есть повод вернуться в этот город.

Фото из интернета.

После Тамбова нужно уходить на Воронеж. Съезжаешь с трассы на небольшую дорогу в две полосы и едешь среди огромных елок. Красота! Дочурка время от времени просыпается и снова засыпает. Трафика — ноль. Да и дорога вполне приемлема. Чуть дальше Нижней и Верхней Мазы сворачиваем на Малую Приваловку и проезжаем Мокрушу, Верхнюю Хаву и Эртель. На перекрестке в Малой Приваловке поворачиваем направо, и метров через 200 стоит указатель «К дому бобра». В 8 утра мы были на месте, т. е. у Музея Воронежского биосферного заповедника.

Гостиница располагается в одном здании с музеем: музей налево, а гостиница и кафе направо. Бронировали еще в марте после праздников. Замечательный стандартный двухместный номер за 1500 руб. Сполоснувшись и позавтракав, пошли в гости к бобрам. Осмотрели сперва музей природы. Потом по дороге в Бобровый городок нам встретилась детская площадка и группа москвичей с маленькими детьми. Рядом с детской площадкой в загончике живет кабан, растет вековой (а может быть многовековой) дуб. Зашли в Шед с бобрами. Живут они парами. У каждой пары своя квартирка с личным «бассейном». Кто-то спал, кто-то грыз ветви, а кто-то купался. Последнего разрешили потрогать: он зашипел, и Яся не рискнула его гладить. А вот фотографировать запрещено здесь.

Закончили мы знакомство с бобрами в Двухуровневом аквариуме с семьёй бобров: бурый бобр — это самка Нюша, чёрный бобр — самец Чуня. На сайте заповедника их можно наблюдать в режиме online. Мы пришли к ним, когда они спали (видимо, дождливая погода так на них действовала). А так можно наблюдать, как они плавают в своем аквариуме вместе с рыбами. Бобры только травоядные звери, так что рыбам ничего не угрожает. Здесь этих бобров можно и фотографировать, только освещения там маловато. Цены на посещения можно найти на сайте заповедника. Есть еще музей основателя бобрового питомника, экотропы и веревочный городок для детей постарше нашей Яси.

Вон большая рыбка.

Далее мы направились в Рамонь посмотреть Дворец принцессы Ольденбургской. Google вел нас по короткой дороге в 25 км, а Навител — по окружному пути с выездом на М4. Как оказалось, короткий путь ведет через лес по грунтовой дороге. В хорошую погоду там очень живописно, но после дождя будет сложновато. После апрельских дождей в Воронежской области наблюдались затопления огородов в домах вдоль нашей дороги. Естественно, мы поехали по асфальту.

Навигатор четко привел нас к Дворцу. Начал накрапывать дождик. Снаружи дворец — это очень красивое здание, перед которым раскинут не менее прекрасный парк. Внутри же очень пустынно. Можно посмотреть красивые камины и фотографии царской семьи на первом этаже, спуститься в подвал и посмотреть систему отопления Дворца, а так же поискать силуэт женщины на стенах. Мы его не нашли: может, плохо искали, может быть, его уже заштукатурили. Хотя нужно сохранить интригу. На второй этаж лестница закрыта. Немного послушали экскурсовода и отправились дальше.

Система отопления.

Далее наш путь лежал в Костёнки. Очень хотелось посмотреть на раскопки жилища древнего человека из костей мамонта. К музею мы подъехали где-то за час до закрытия. Сперва нам показали фильм об истории древнего мира, раскопок и создания музея. Яся тут очень развеселилась: бегала вокруг нас, а выйдя в зал с основной композицией, стала играть в углу, где находилось импровизированное жилище древнего человека.

Раскопки жилища из костей мамонта.

По Костенкам есть такие указатели (увидите их — значит правильно едете):

На этом первый день экскурсий закончился, и мы поехали назад в заповедник в гостиницу. Проехать нужно было по южной оконечности Воронежа. Дорога была вполне хорошей, пока мы не свернули на Ростов-на-Дону. Пришлось пробираться по убитой дороге, местами отсутствующей вообще. Выехав на М4, впервые познакомились с платной дорогой. В гостиницу приехали, когда кафе закрыто. Так что подкрепились домашними заготовками.

На следующий день, как всегда, Яся разбудила нас в 6 утра, что в данный момент нас устраивало. Позавтракали, собрались и, душевно попрощавшись с администратором гостиницы, покинули заповедник. Впереди нас ждали монастыри Белогорья, Дивногорья и Костомарова.

Как оказалось, 1 мая совпало с Пасхой. Запланировав монастыри на второй день пребывания в Воронежской области, мы даже не думали об этом. И об этом совпадении узнали только за неделю до поездки. Поэтому взяли с собой не просто вареные яйца на перекус, а яйца в красивой термообертке. Утром Ясе очень понравилось играть с ними: катать по столу, по полу. Ну, насколько я знаю, это была одна из забав на Пасху. Одно яйцо (Яся с ним не играла) подарили администратору: «Христос воскрес! — Воистину воскрес!» Погода была солнечная, как в большинстве случаев на Пасху.

При выезде на М4 в Новой Усмани навигатор нас повел закоулками мимо кладбища. А выехав на трассу и взяв направление на Ростов, мы несколько раз (где-то 3-4 раза) оплачивали платные участки дорог. И не везде при этом разрешенная скорость была 110 км/ч, а на одном участке и покрытие дороги было только на четверочку. Только разве что туалеты частые, но у кого-то читала, что люди в эти туалеты не рискнули заходить. Деньги берут, а следят плохо.

Часам к 11-12 добрались до Белогорья. Немного не доезжая до Павловска, поворачиваем направо по указателю Россошь, Белогорье. Проехав поселки Белогорье и Кирпичи, по грунтовой дороге добрались до Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Сразу пошли осматривать пещерный храм Александра Невского. Проходим через ворота монастыря, и по асфальтированной дорожке мимо клумб с тюльпанами и розами поднимаемся до креста.

Здесь на вершине стоит деревянная церковь-новодел. Основной храм был разрушен в советское время. Далее по деревянной лестнице спускаемся вниз ко входу в подземный храм. Здесь открывается великолепный вид на Дон.

Пока мы устраивали фотосесию, выглянул мужчина и пригласил на экскурсию по храму. Без сопровождения там лучше не ходить: можно запросто заблудиться или подвернуть ногу и обязательно надо взять с собой зажженную свечу. Яся нас везде сопровождала, только требовала, чтобы папа и мама всегда были в ее поле видимости.

После выхода на свет божий еще немного пофотографировали, а Яся с другими детьми постучала по колокольчикам.

Добрались до машины, пообедали и поехали дальше. Теперь нас ждал Свято-Спасский женский монастырь в Костомарово. Перед воротами в женский монастырь оборудована большая стоянка для машин и туристических автобусов. Проходим ворота монастыря и открывается великолепный вид на меловые горы и храмы. Сразу направо ведет лестница на холм, который называют «Голгофой», по аналогии с Иерусалимской, прямо располагается храм Матери Божией «Взыскание погибших», напротив на горе расположена визитная карточка Костомарово, уникальная звонница, устроенная между 2 Див, в одной из которых расположен подземный Спасский собор, способный единовременно вместить до 2 тыс. человек. Свод храма покоится на 12 колоннах, вдоль стен высечены монашеские кельи. Внутри был колодец и тайный запасной выход, позволявшие выдерживать длительную осаду.

Голгофа над звонницей.

Храм Матери Божией «Взыскание погибших».

Звонница.

Подземный Спасский собор.

Поднимаемся на Голгофу, причем Яся сама ведет меня туда.

Собрались, выехали в Дивногорье или в Лиски в гостиницу, смотря по времени во сколько доберемся. Проехали Костомарово и, наверное, еще п. Новиковский, и сразу как закончились дома, наша машина глохнет и больше не подает признаков жизни. Что делать — надо искать мастерскую. А где? Пошел назад в деревню, увидел машину у дома и к ней. Хозяин должен знать, где ремонтировать свою машину. Это оказался дом местного священника. Вот батюшка нас и довез в Каменку к своему мастеру. А так бы, где бы мы его искали, да еще в выходной день. Хозяин мастерской посмотрел и сказал, что лопнул ремень ГРМ, а мы вот только что его новый поставили. А вместе с ним полетели несколько клапанов. Сделали нам все к обеду следующего дня. Спасибо! Все-таки, выходной день, ну и батюшка поспособствовал.

Вот только ночевать нам пришлось в единственной гостинице Каменки. Жуть: 3 скрипучие продавленные пружинные кровати, но были еще и стол, стулья, шкаф и даже телевизор ламповый. Туалет на этаже: причем комната была на 2-м этаже, а туалет на 3-м этаже. Администратору спасибо за электрочайник и хотя бы за чистое белье: старенькое, рваненькое, но чистое. В комнате было холодно, отопление-то уже отключили. От хостела в Лиски пришлось отказаться, а там, по фотографии на сайте, все было прилично. Отель новый, 3 деревянные кровати и туалет в номере. И от Каменки до Лиски всего-то 45 км.

Комната в Каменке.

Отель «Журавли».

Утром посетили вокзал, посмотрели расписание электричек до Лиски. Расписание неудобное: в Дивногорье не смогли бы так попасть. Сходили в «Магнит», затарились продуктами. Дождались машины и где-то в 2-3 часа поехали в Дивногорье. Дальше все опять было замечательно. В Дивногорье мы попали на последнюю экскурсию. Купили билеты, сувениры и пошли слушать захватывающий рассказ об истории этих мест и любоваться русскими просторами. Пешая экскурсия в сопровождении гида. Включает в себя рассказ о геологических и природных особенностях Дивногорья и осмотр основных достопримечательностей Дивногорья: пещерного комплекса в Больших Дивах с храмом Сицилийской иконы Божией Матери середины ХVII века, Маяцкого городища. Здесь была единственная церковь, где Яся не захотела долго находиться в темноте и холоде.

Стоянка машин.

Кассы и подворье.

Храм Сицилийской иконы Божией Матери.

Приток Дона р. Тихая Сосна и Большие Дивы.

Плакаты, повествующие о жизни Хазарского каганата.

Маяцкая крепость

Поужинав в кафе, мы выдвинулись в обратный путь. Дорога, вместо запланированной дневной прогулки, превратилась в ночной перегон. Проехали мимо Лиски, где мы так и не остановились. Пересекли М4. Проскочили города Анна и Борисоглебск, а дальше была уже знакомая дорога на Саратов и Сызрань. 3 мая рано утром мы приехали домой.

Проехали 2120 км, за бензин отдали 6300 руб.

Часть 2. День России в Соль-Илецке

Маршрут: Сызрань — Самара — Оренбург — Соль-Илецк — и обратно.

Выехали все так же в ночь с пятницы на субботу. Такие же сборы, приблизительно так же в 21:40, та же трасса М5. Но теперь уже в сторону Урала. Едем, вдруг тук,.. тук… Что такое? Что случилось? Оборачиваюсь на звук, а тут салют над Волгой. Так что, провожали нас салютом.

Московская трасса все так же перегружена фурами. Первые десятки километров трассы от Сызрани были идеальны. Потом приличное полотно закончилось. На спуске в Жигулевских горах трещины, на дамбе Жигулевской ГЭС вообще шутила: «Дороги не ремонтируют, чтобы соблюдали положенную скорость.»

После ГЭС есть ловушка: полоса с реверсивным движение, горит красный, а на конце пост ГАИ, которые ловят тех, кто выезжает на эту свободную полосу.

Самару обходим по объездной, тут даже есть небольшой участок автомагистрали. А потом навигатор повел по узкой дороге в 2 полосы через Нур, Спиридоновку и Домашку. Где-то здесь навигатор повел нас мимо тюремной зоны и заявлял, что через их гараж есть дорога, хотя знак стоял «Кирпич». В общем, мы развернулись и поехали до знака «Главная дорога», где навигатор перестроился и повел нас правильной дорогой. Проехав Домашку, свернули на трассу, ведущую в Оренбург. Покрытие дороги на 4. Загруженность средняя, фур нет, пара грузовичков.

Спать почти не хотелось. За эту ночь я насчитала 5 лисиц, выбегавших на дорогу. Причем один из них был лисенком, бежавшим за своей мамой. Добежав до середины нашей полосы, лисенок вдруг увидел приближающуюся машину и вместо того, чтобы закончить пересечение дороги, развернулся и побежал назад. А я… все ждала сусликов вдоль дороги. Но ночью они, видимо, спят, потому что попадаться стали только после 8-9 утра.

Перед рассветом на дороге стали образовываться облачка тумана. Именно так, а не сплошной завесой. Часа в 3 остановились перекусить, как я уже говорила — спать не хотелось. Яся тоже проснулась и больше не уснула, смотрела в окошко. Побегать и размять ножки наотрез отказалась — залезла в машину и ждала продолжения путешествия.

Встало солнце. В Оренбург въезжали в 6 утра. Вспомнила, что, просматривая маршрут и достопримечательности, обнаружила пешеходный мост Европа—Азия через р. Урал. Он недалеко от автомобильного моста. Уговорила мужа посетить этот мост. На светофоре надо было свернуть вправо, а к пешеходному мосту ехать прямо. Поехали прямо.

Памятник Чкалову.

Фуникулер через р. Урал.

Вот здесь дочурке хотелось поиграть на детской площадке, но надо было ехать дальше. Все еще впереди. За автомостом стояла стела Европа—Азия. Решили сфотографировать на обратном пути.

Где-то через час въезжали уже в Соль-Илецк. Озера (пресноводные) стали попадаться еще по дороге.

Созвонились с хозяйкой турбазы. Мы забронировали номер на турбазе «Йолдыз» рядом с водоемом и ни разу не пожалели об этом. Узнали, что проехать надо через весь Соль-Илецк в сторону п. Трудовой, далее до указателя «Фазенда» и по грунтовке до турбазы. Дорога составила 670 км.

Турбаза новая, домиков мало, но нас все устраивало. У нас был номер в гостинице за 1500 руб., цена домиков была 2000 руб. в сутки, и находились они у самой воды. В гостинице есть кухня для самостоятельного приготовления пищи и зал для банкетов.

Папа у нас вырубился до обеда. Мы же завтракали, играли, смотрели телевизор и ждали, когда папа отдохнет. После пробуждения отправились в Соль-Илецк на озера. 15 км по убитой дороге и мы в городе. В самом городе дороги не лучше. Яма на яме и яму погоняют.

Приехали к курорту, нашли экскурсионную фирму и выяснили, что группа на сегодня заполнена, завтра на 16:00, а добраться до всего мы сможем и сами. Пошли изучать озера: покупаем билеты и через вертушки проходим на территорию озер. Сперва нас встречают Большое и Малое городское озеро, правее дорожка уводит вас к оз. Развал. За палатками и аттракционами находится оз. Дунино. Но туда мы не добрались, нам хватило и Развала. В поле и на озерах сильный ветер. Видимо, поэтому на первых двух озерах не было никого или все стремились к главному соленому озеру (оно находится в котловине — пониже). В городе между домами духота. Жара стояла одуряющая, но дитя одела свою любимую курточку и расставаться с ней никак не хотела.

Покупались: вода, как заходишь, холодная, но привыкаешь быстро, и вот она уже теплая. Папа пошел смывать соль под холодным душем, а я оставила ее на теле. Зато, когда одевала одежду, тело сильно щипало. Видимо, высохшие кристаллики соли прилипли к коже. Поели в павильоне под тентом: готовят восточные блюда в больших казанах: плов, суп с мясом и овощами (все из больших кусков, не помню названия), шашлык, самса и чебуреки.

Теперь будем искать меловые горы, где можно найти окаменевших морских обитателей. Доехали до Акбулак, далее направление на Покровку. Горы нашли, окаменелости нет. Встретили табун лошадей, мчавшихся к водопою.

После посетили музей «Казачий курень». Здесь тоже можно остановиться рядом с водоемом. Заказать баньку. Послушали про жизнь казаков, сфотографировались в казачьих костюмах (детского нет) и поехали на свою турбазу опять по ужасным дорогам Соль-Илецка.

В Соль-Илецке заехали в «Магнит», купили мясо для шашлыка (вкусное, только обязательно есть два куска сплошного сала), соус, угли, спички. У хозяев взяли шампура, мангал располагался у домика, и вместе с соседями приготовили шашлык. Только душевно пообщаться с соседями мне не удалось. Как только накормили, напоили ребенка — отправились мы с ней спать. Дождалась, когда Яся уснула, вышла, а соседи уже ушли к себе. Зато у нас с папой был романтический ужин под звездами.

Отваренную дома картошку разогревали в казане на углях, но не уследили, немного прижгли. Утром пошла очищать нагар песочком. Рядом валялись камни известняка. Вот тут я и нашла почти на каждом камне древности морских просторов. Программа минимум, все-таки, была выполнена.

Утречком пошли искать водоем и набрели на удивительное место рядом с баней-сауной. Красота: банька с большим окном, мостки, лавочки и вода. Вот что можно было еще заказать на вечер, но спящую Ясю одну не оставишь.

Искупались, пообедали, собрались и отправились в обратный путь часиков в 12. Дорога уже знакомая, но перед Оренбургом навигатор повел нас налево. Так что стелу мы не фотографировали. Где-то через 20 км свернули направо и пересекли р. Урал, а потом выехали на привычную дорогу на Самару. Перед Бузулуком Яся стала капризничать. Все, значит пришло время привала. Остановились закусить и размяться. В Домашке свернули на ту же двухполоску. При свете дня эта дорога выглядела вполне приличной. Выехали на объездную Самары. На автостраде прибавили скорости, и пропустили момент, когда сработал антирадар. Ну все, жди штрафа! А потом вспомнили, что здесь автострада, и мы ничего не нарушили.

Домой приехали полдевятого вечера.

Проехали всего 1520 км, за бензин отдали 4500 руб.

Результат плохих дорог Соль-Илецка — погнутый диск.

Часть 3. Местечковые поездки

Местечковых поездок было четыре. Во-первых, в очередной раз посетили Хвалынск (100 км в одном направлении). Во-вторых, все выходные августа проводили в палаточном городке на Золотых песках (85 км). Третье место, которое мы посетили в окрестностях своего города — это Рачейские Альпы (50 км). Четвертое (уже в октябре — закрыли сезон), на Молодецкий курган (86 км).

Долго на этих местах останавливаться не буду, т. к. это может быть интересно только местным. Но упомяну их для общего развития.

Хвалынск — небольшой городок на трассе Сызрань-Саратов, горнолыжный курорт. Поэтому основное время для туристов зима. Но летом там тоже есть что посмотреть: музей художника Петрова-Водкина, святой источник, Кресто-Воздвиженская церковь, пещера монаха-отшельника в Меловой горе, зоопарк национального парка Хвалынский и термальный источник, недавно открытый на горнолыжном курорте.

Кресто-Воздвиженская церковь.

Что можно сказать: из святого источника сделали… турбазу!!! Да-да, огородили территорию, поставили домики, детские площадки, кафешку и музей старинной техники и утвари. Место, конечно, хорошее, но — это же Святой источник, а не светское озеро в лесу. Зоопарк разросся за последние 5 лет, что мы были в прошлый раз. Теперь там обитают не только раненые животные. К пещере ведет экотропа. Ну и в горнолыжном курорте вот уже где-то 2 года, как появился термальный источник: открытый бассейн с горячей родниковой минеральной водой.

Влево располагается часовня и святой источник (50 м от беседки).

Пещера монаха (2011 г.)

Горнолыжная трасса летом.

На просторах интернета обнаружили еще одну достопримечательность в противоположную сторону от Хвалынска по трассе: дом со львом в Поповке. «На севере Саратовской области в 2009 году был обнаружен крестьянский дом с расписным интерьером, датированным 1910-ми годами. Расписные крестьянские дома, сохранившиеся до наших дней — редкость, а росписи такой большой площади и такого высокого качества — уникальная находка». Рядом построили дом для отдыха туристов. За всем смотрит сосед Петр Мишанин. Он вам все покажет и все расскажет.

Рядом с санаторием Волжский утес — это там, где проводился саммит Большой 20 в России в 2007 г. — есть деревенька Березовка. Здесь речка Уса впадает в Волгу. Берега песчаные, вода теплее, чем в Волге, растут огромные сосны. Вот сюда мы и любим приезжать с палаткой. В этом году мы приобщили Масявку (2,5 года) к ночевке в палатке.

А в Смолькино находится исток Усы. Но самое интересное это Рачейские Альпы. Нагромождение огромных валунов причудливой формы расположились в уникальном Рачейском Бору. Сам бор уникален тем, что растительность в нем произрастает «не характерная для южной границы лесостепной зоны», а относящаяся к особенностям северной природы. Считается, что природу Севера принес сюда ледник. «Здесь сохранилась уникальная доледниковая флора, а среди живых деревьев можно увидеть каменные — настоящие окаменевшие остатки деревьев, росших здесь миллионы лет назад. А ещё Рачейские горы считаются местом концентрации различных аномальных явлений, что нашло свое отражение в местном фольклоре». Нашла статью, где эти камни сравнивают с «безумными архитектурными фантазиями в стиле Антонио Гауди» и «Красноярскими Столбами в миниатюре».

А вот почему деревня называется Смолькино.

Наша Масявочка-Ярославочка везде сопровождала родителей и была очень всем этим довольна.

Последняя местечковая поездка состоялась уже в октябре. Золотая осень! Решили закрыть сезон и посетить Молодецкий курган. День выдался теплый и солнечный. С раннего утра выдвинулись в путь. Приехали самые первые. Оплатили посещение национального парка Самарская лука (50 руб. с взрослого человека и столько же за автомобиль). По лесу по экотропе поднялись на гору, собрали осенний букет из листьев клена, посмотрели с вершины на красоту Жигулевских гор и Жигулевского моря и, спустившись на стоянку, зажарили куриные бедрышки в специально отведенных для этого местах.

«Маршрут «Молодецкий курган и гора Девья» начинается замечательной в своём роде входной группой — красивыми резными воротами и деревянными скульптурами легендарных молодца‐разбойника и девицы‐амазонки. Он оборудован двумя экологическими тропами, местами для отдыха, туалетами, парковкой, пикниковой поляной и доступен практически для любого посетителя. Молодецкий курган издавна привлекал внимание многих знаменитых учёных и путешественников. В народе о нём слагали песни, легенды и баллады. Молодецкий курган тесно связан в преданиях с именами и деяниями Степана Разина, его атаманов и вольницы».

Девичья гора.

Молодецкий курган.

Продолжение следует.

Анонс: поездки по городам Золотого кольца.