Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Прикосновение к Тянь-Шаню. Кыргызстан 2016

Прикосновение к Тянь-Шаню. Кыргызстан 2016

18.11.2016 | 16746 просмотров

22 авг 2016 … История об автопутешествии из Казахстана в Киргизию в августе 2016 г. Пройден маршрут вокруг озера Иссык-Куль, с заездами в красивейшие и такие разные горные ущелья и живописные долины.

Маршрут: Караганда, Чолпон-Ата, Каракол, Джеты-Огуз, Барскоон, Кочкор, Суусамыр, Бишкек, Караганда.

Автомобиль: Hyundai Tucson.

В этом году было решено отправиться в автопутешествие в Кыргызстан, проехать маршрут вокруг озера Иссык-Куль, заезжая в красивейшие и такие разные горные ущелья и живописные долины, проехать горные перевалы, пройти пешком небольшие трекинговые маршруты и даже предпринять попытку восхождения на горный пик высотой 4204 м, с которого в ясную погоду видны высочайшие пики Тянь-Шаня: пик Победы (7439 м) и пик Хан Тенгри (7010 м). Был составлен детальный план поездки, поданы заявки на оформление пропусков в погранзону, отрисованы треки горных маршрутов на основе снимков Google для навигации, автомобиль был приведен в практически идеальное состояние.

Поездка планировалась на двух машинах с экипажами по два человека, но, к сожалению, у всех участников перед поездкой возникли обстоятельства, не позволяющие осуществить задуманное. В связи с этим я предлагал присоединиться к поездке всем, кому только возможно, многие были заинтересованы, но в силу различных причин не могли поехать. Я твердо решил, даже если никто не сможет поехать, то я все равно поеду один. Но совсем незадолго до выезда, один мой друг все-таки решился составить мне компанию. И вот рано утром 19.08.2016 г. мы выехали из Караганды в Кыргызстан.

День первый

В первый день по Казахстану было пройдено 929 км. Ехали через Балхаш, Бирлик, Чу до Кордая.


Утренний перекус.

Качество дорожного покрытия трассы М-36 от Караганды до развязки в районе Бурабайтала неплохое, при желании можно ехать довольно быстро, а вот шоссе А-358, особенно на участке до Хантау изобилует выбоинами, волнами, латками и прочими «прелестями». После Хантау практически до трассы А-2 основная проблема — асфальтовая коллейность и волны, так что на низких легковых авто надо ехать очень внимательно, отполированные гребни асфальтовой колеи тому подтверждение. Трасса А-2 от Сарыбулака до Кордая почти идеальная, единственное, что вызывает удивление — при скорости около 120 км/ч било руль, вроде как разбалансировка колес, хотя до этого и после этого такого не было.

Обедали в придорожном кафе Нурбану, в районе Биназара, все неплохо: чисто, вкусно, большие порции и не дорого.

В г. Кордай приехали в 22:00, остановившись в первой попавшейся гостинице «Нур» (двухместный номер с кондиционером, удобства на этаже), стоимость размещения — 2500 тенге с человека, плюс 500 тенге за пользование душем. Информации о гостиницах Кордая в инете просто нет, а искать что-то лучше за приемлемые деньги уже просто не захотели.

День второй

Выехали рано утром, по пути обменяв тенге на сомы, благо обменники в Кордае работают круглосуточно.


Кордай.


Кордай.

Границу решили проходить не через большой, шумный и многолюдный погранпереход Кордай, а через Карасу, который расположен в 17 километрах от Кордая. Погранпереход Карасу заявлен как грузовой, но на легковой пройти тоже можно, легковые машины проходят по отдельной очереди. Обе границы мы прошли всего за 30 минут!

Далее наш путь лежал до курортного города Чолпон-Ата, который расположен на северном берегу озера Иссык-Куль.

Дорога до северного берега Иссык-Куля проходит через Боомское ущелье. В настоящий момент китайским генеральным подрядчиком завершена полная реконструкция этого участка, который представляет собой четырехполосное шоссе с идеально ровным асфальтовым покрытием и бетонным разделителем. Через ущелье также проложена железная дорога, которая соединяет Бишкек и городок Балыкчи, расположенный на западном побережье озера Иссык-Куль. В некоторых местах ущелья железная дорога высоко возвышается над автомобильной дорогой, а в некоторых проходит рядом с ней. По дну ущелья течет река Чу. На различных участках ущелья стоят защитные стены, созданные для защиты дороги от оползней, но несмотря на это, оползням порой удается перекрыть дорогу на какое-то время.


Боомское ущелье.


Боомское ущелье.

В районе г. Балыкчи проводился ремонт дороги, в связи с этим поехали в объезд около 7-ми километров. Далее, вдоль Иссыук-Куля добрались до Чолпон-Аты (250 км от границы).

Разместились в гостевом доме «Байконур» (трехместный номер с душем и туалетом, без кондиционера) договорились по 400 сом с человека, без питания. В целом все устроило, единственный минус от центра города и пляжа далековато.


Гостевой дом «Байконур».


Гостевой дом «Байконур».


Гостевой дом «Байконур», вечером.

Пообедав, заехали в музей под открытым небом «Петроглифы Чолпон-Аты» — это памятник наскальных изображений различных эпох и культур, которых в Кыргызстане довольно много. Представляет собой большое урочище из тысяч камней на 42 гектарах земли. Рисунки, которыми покрыты камни, изображают животных сцены охоты, войн и празднеств. Даты рисунков колеблются от начала 2000 лет до н.э. до VII века н.э. Ученые пока не выявили предназначения такому большому собранию камней, покрытых рисунками камней в одном месте.

Кстати, ехали к петроглифам по самой настоящей взлетно-посадочной полосе.


Петроглифы Чолпон-Аты.


Петроглифы Чолпон-Аты.

Хоть погода и была довольно прохладная и ветреная, все равно поехали на пляж искупаться в Иссык-Куле.


Вид с пляжа на горы.

Решили продолжить культурную программу и посетили Культурный центр «Рух Ордо» имени Чингиза Айтматова, который был построен в 2002 году и изначально был доступен только для высокопоставленных гостей, с 2007 года центр может посетить любой желающий. Стоимость билета составляет 400 сом, в эту стоимость входят услуги экскурсовода. Причем без экскурсовода вас не пустят на территорию. Название «Рух Ордо» в переводе с кыргызского означает «Духовный центр» или «Град Благословенный».

На территории комплекса построены 5 часовен в честь 4 основных религиозных конфессий мира: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм, при этом христианство представлено двумя часовнями — православной и католической. Внутри каждой часовни хранятся реликвии, отражающие суть вероисповедания. Все часовни освящены и являются действующими.

Так же на территории комплекса представлены памятники знаменитых ученых, писателей, политиков, поэтов, героев легенд и сказаний. Гиды-экскурсоводы проведут экскурсию, наполненную историческими фактами, легендами и преданиями. В экскурсию входит посещение: пяти часовен всех религий, сокровищницы знаний, беседки Саякбая Каралаева, выставочного зала, самого красивого пирса на озере и много другого.

Думаю, что культурный центр Рух Ордо это место, которое можно и нужно посетить. Вы получите массу впечатлений и множество отличных фотографий на память.

День третий

Позавтракав, выдвинулись в Григорьевское, Семеновское ущелья. При выезде с Чолпон-Аты нас единственный раз за всю поездку остановили ГАИшники (кстати, в Кыргызстане они до сих пор именно так и называются). Пообщался с инспектором, подул в трубочку. Говорит: «Пили вчера?», отвечаю, что не пил. Нет, говорит, пили… сейчас поедем на освидетельствование… говорю, ну если надо поедем, мы тут вообще отдыхаем, никуда не торопимся, времени много, можно и съездить… ну, говорит, пройдите в машину. Там второй сотрудник спросил откуда, куда едем, какие планы… пообщались… отдал документы, пожелал счастливого пути. Так что байки о том, что кыргызкие гаишники едят казахстанских водителей заживо, думаю, уже отжили свое, возможно, так и было лет шесть-восемь назад. Если есть желание, смело езжайте на своем авто в Кыргызстан, старайтесь ничего не нарушать, и все будет нормально.


Наша схема движения Григорьевское — Семеновское ущелье.

Я бы рекомендовал именно такой маршрут: пройти Григорьевское ущелье, поднявшись до первого и второго озера, а потом вернуться, на развилке прямо — на перевал, через который можно попасть в соседнее Семёновское ущелье.

Григорьевское ущелье (ущелье Чон Ак-Суу) находится в 60 км от центра побережья города Чолпон-Ата. Оно является одним из самых живописных и красивых мест Иссык-Куля. Долина ущелья тянется вдоль хребта Кюнгей Ала-Тоо (Солнечные горы). По дну Чон Ак-Суу протекает кристально чистая полноводная река. В здешних местах произрастают очень красивые Тянь-Шанские ели. Место очень популярное у туристов, в самом Григорьевском ущелье народу очень много, иногда даже образуются пробки из автомобилей. Но по мере подъема по направлению к первому и второму озеру народу становится гораздо меньше. К первому озеру дорога живописная и легко проезжаемая, далее уже немного сложнее, но местные ездят на легковых.

По дну Семёновского ущелья течет бурная горная река Ак-Суу с чистейшей ледниковой водой, а на склонах возвышаются величественные Тянь-Шанские ели.

После посещения Григорьевского и Семеновского ущелий поехали в Мемориальный музей Николая Михайловича Пржевальского, одного из первых русских ученых-географов, который начал детально изучать географию, флору и фауну стран Центральной Азии. Начиная с 1870 года, он совершил 4 крупные экспедиции в Монголию, Китай, Тибет. Во время своих экспедиций он установил точные направления горных хребтов и границы Тибетских гор. Он описал природу, рельеф, климат, растительный и животный мир изученных им территорий, открыл более 200 видов растений. Также Пржевальский собрал огромную зоологическую коллекцию, в которую вошли несколько тысяч видов растений, животных, птиц, рыб и насекомых. Мемориальный музей Н.М. Пржевальского был открыт в Караколе в 1957 году. Сегодня здесь хранятся личные вещи, документы, фотографии и записи Пржевальского. Вокруг музея раскинулся большой парк, в центре которого установлен девятиметровый гранитный памятник путешественнику. Чтобы попасть в музей, не надо ехать до Каракола. В трёх километрах от города будет перекрёсток с примыкающей справа дорогой. В качестве ориентира можно использовать стелу, на которой написано: «Каракол». В этом месте по указателю повернуть направо, от перекрёстка до музея ехать примерно два километра.

От Семеновки до музея ехать 98 км, и, к сожалению, мы приехали уже после 18:00, поэтому гидов уже не было, но музей работает до 20:00, стоимость посещения всего 70 сом с человека.

Далее мы приехали в город Каракол на базу Альп-Тур-Иссык-Куль, где получили заказанные разрешения на пребывание в погранзоне Иссык-Кульской области и собственно решили остаться там же на постой.

Данная туристическая компания организует туры по Тянь-Шаню: трекинговые маршруты, восхождения, заброску в базовые лагеря, даже может организовать облет на вертолете пика Хан Тенгри — пика Победы, так же есть магазин по продаже/прокату горного снаряжения (палатки, спальники, карабины, кошки, ледорубы и т. д.), имеется все для зимнего горнолыжного отдыха.

Здесь вы не встретите удобств в номере, все удобства на улице — туалет, умывальник и летний душ, но есть отличная русская баня с душем и емкостью с ледяной водой. Стоимость размещения в номере 400 сом, баня 1000 сом (вроде как количество народа не ограничено, в пределах разумного, конечно), ужин 250 сом, но можно и самому готовить, во дворе есть беседка со всем необходимым. На данной базе в основном останавливаются горные туристы, альпинисты и другие любители активного отдыха, в общем, атмосферное место. База постоянно достраивается, обустраивается, расширяется. Нам понравилось, жили там три дня.


При желании можно жить в юрте.

День четвертый

На этот день было запланировано центральное мероприятие нашего путешествия — поездка через долину реки Оттук, перевал Чон-Ашу (3822 м), долину реки Сарыджаз через заброшенный город Иныльчек и далее по серпантину, проходящему по склону пика Кургак до куда возможно проехать на автомобиле, после чего планировалось совершить попытку восхождения на пик Кургак высотой 4204 м, с которого в ясную погоду видны высочайшие пики Тянь-Шаня: пик Победы (7439 м) и пик Хан Тенгри (7010 м).

Накануне вечером на базе мы познакомились с горным туристом из Москвы Крапивиным Сашей, он недавно вернулся с ледника Южный Иныльчек и окрестностей и любезно согласился быть нашим гидом по запланированному на сегодня маршруту.

Этот день был выбран не случайно, по прогнозу погоды он был самым солнечным в этом районе за ближайшие две недели (прогноз по www.rp5.ru и по приложению MeteoEath).

Стартовали в 07:00. От Каракола дорога ведет через поселки Ак-Суу (бывшая Теплоключенка), Нововознесеновку, на Ак Булуне направо в ущелье Тюрген-Ак-Суу. Нижняя часть ущелья покрыта великолепными Тянь-Шанскими елями.

Затем начинается зона альпийских лугов.

В районе перевала альпийские луга заканчиваются, и дорога ведет серпантином, по осыпным склонам и поднимаясь на перевал Чон-Ашу (3822 м).


На перевале Чон-Ашу (3822 м).


На перевале Чон-Ашу (3822 м).


На перевале Чон-Ашу (3822 м).


На перевале Чон-Ашу (3822 м).

С перевала дорога петляет и спускается в долину реки Оттук.

Внизу дорога снова становится асфальтированной.

На месте впадения реки Оттук в реку Сары-Джаз стоит брошенная китайская плавучая золотодобывающая драга.

Проехал по узкому ущелью. Открывается вид на пик Кургак (4204 м) и город-призрак Иныльчек.

Для проезда в Иныльчек требуется пропуск, разрешающий пребывание в пограничной зоне, который мы оформили заранее. Пограничники все внимательно проверили, сверили с документами, удостоверяющими личность, записали, осмотрели салон машины и пропустили. Снимать, кстати, их нельзя, могут на вполне законных основаниях потребовать удалить фото или даже изъять карту памяти фотоаппарата. Поэтому снимали из-за кустов.


Брошенный город Иныльчек, вид с подножья пика Кургак.

Долины рек Сары-Джаз и Иныльчек содержат множество залежей полезных ископаемых — вольфрама, олова, молибдена и других металлов.

В Советском Союзе приняли решение не разрабатывать все эти месторождения по отдельности и тем более не возить руду на обогащение в другие регионы СССР, а построить единый ГОК (горно-обогатительный комбинат) поближе ко всем этим залежам. Поскольку места эти, мягко говоря, очень удалены от ближайшего проявления цивилизации (150 км до ближайшего жилья), то для обслуживания ГОКа решили построить… целый город.

Город был построен в 1989 году на высоте 2500 м, глубоко-глубоко в горной системе восточной части Советской Киргизии. Стали пробивать туда дорогу. В нем планировалось поселить более 20 тысяч человек. Для обеспечения жизнедеятельности сотрудников Сары-Джазского горно-обогатительного комбината и шахтеров возвели многоэтажные дома, школы, больницы, спортивные площадки. Здесь даже была взлетная полоса и аэродром. После окончания строительства сюда стала съезжаться молодежь со всего СССР.

В городе Иныльчек была геолого-разведочная экспедиция, на Кургаке геолого-разведочные партии. Разведывали полиметаллические руды, в основном олово. Там все истыкано разведочными штольнями. ГОК только строили, строительство не было до конца завершено. Практически были готовы площадка под ГОК и хвостохранилище. Работала там и старательская артель, они мыли кассетерит на маленькой фабрике.

После развала Союза к весне 1992 года финансирование прекратили. Жизнь в городе стала угасать — работы не было, люди начали уезжать.

В настоящее время в городе круглый год живет несколько семей. Держат скот и пускают к себе туристов-альпинистов, которых тут проходит немало.

Материалы по городу Иныльчек и геолого-разведочным партиям на Кургаке взяты:

И вот, проехав город Иныльчек, затаив дыхание свернули на склон Кургака, живо интересовал вопрос: «до куда можно проехать ?»

Как видно из фотографий, дорога довольно широкая, местами даже есть асфальт и бетонные ограждения, подъемы, я бы сказал, средней крутизны. Можно спокойно проехать на легковом автомобиле.

На развилке к рабочему поселку Кургак дальнейший подъем был закрыт шлагбаумом. Решили попытать счастья и заехать в поселок… и о чудо, договорились насчет ключей, только нас сразу предупредили, что через витков пять серпантина — обвал, но и на том спасибо.

В Кургаке, я так понял, были охранники, которые сказали, что вроде как некая китайская компания взяла подряд на разработку месторождений в этом районе и в скором времени приступит к работам. Мы пообещали по возвращении закрыть шлагбаум и отблагодарить за содействие.


Внизу город Иныльчек.


А вот и обещанный обвал.

Обвал оказался небольшим, камни поменьше разгребли руками, а вот самый большой, который весил килограмм 600 попытались откантовать в сторону машиной.

Возможно, все бы и получилось, машиной камень неплохо двигался, но об острые грани камня порвался трос. Было придумано еще куча вариантов, как с помощь подручных средств сдвинуть камень с дороги, но не было 100 % уверенности, что сработает, а время уже поджимало, да и не было уверенности, что через виток серпантина нет еще одного обвала, так что было принято решение отогнать машину под наименее опасный в плане камнепада участок и начать пеший подъем.


Штольня № 8 на склоне Кургака.

Как выяснилось, обвалов больше не было почти до самой верхней точки серпантина, дорога отличная, спокойно могли бы проехать на машине еще 3,8 км. Но не все, как говорится, коту масленица.

На верхний виток бывшего серпантина поднимались уже по осыпи.


Штольня с ледяными сталагмитами.

Итого прошли от обвала до верхней точки бывшего серпантина 4,1 км (высота 3780 м), до вершины оставалось набрать высоту 425 м, пройдя около 1 км. Но внимательно изучив возможный маршрут на вершину, пришли к выводу, что без специального горного снаряжения подняться будет невозможно: крутые мелкие каменные осыпи, почти отвесные стены и прочие участки повышенной сложности. Залезть любой ценой на вершину задачи не стояло, да и тучи набежали, поэтому даже если бы и каким-то чудом мы поднялись на вершину, то практически ничего бы с нее уже не увидели. Посему было принято решение спускаться до машины и ехать в обратный путь. Подъем у нас занял 2 часа, а спуск час.


Долина реки Иныльчек.


Перекусили прямо на дороге.

На обратном пути сначала пошел дождь, который потом перешел в ливень с грозой, на перевале ехали в буран из мокрого снега, видимость была сильно ограничена. Когда спустились с перевала, ветра уже не было, просто шел снег, температура -20С.

На базу вернулись в 22:00, проехав за день 310 км. Попарились в бане и за поздним ужином делились впечатлениями от сегодняшней поездки.

День пятый

В этот день мы поехали в живописное горное ущелье Джеты-Огуз (Семь Быков), которое расположено в 28 км на запад от города Каракол по южному берегу Иссык-Куля.

Протяженность ущелья — 37 км. Оно покрыто пышной растительностью и получило такое необычное название от монументальной гряды красных скал «Семь Быков».

Эти скалы настолько великолепны, что они изображены на советских почтовых марках выпущенных в 1968 году. В ущелье на высоте 2200 м вблизи гряды расположен курорт Джеты-Огуз, известный своими лечебными геотермальными источниками.

Ещё одной примечательной скалой является знаменитое Разбитое Сердце.

На протяжении почти 25 км по обеим сторонам ущелья растут великолепные Тянь-Шанские ели. 

По дну ущелья течет одноименная река. Пейзажи завораживают красотой и сочностью красок.

В ущелье Джеты-Огуз есть очень красивый водопад, который называется Девичьи Косы. Мы решили прокатиться к нему верхом, о чем ни разу не пожалели, к тому же стоит это относительно не дорого — 300 сом. Я так, вообще, первый раз сел лошадь, и как оказалось, ничего сложного в этом нет (если лошадь идет шагом, конечно), очень здорово и интересно, к тому же в этом деле нам помогала местная ребятня, которая в туристический сезон работает вместе с родителями. Еще хотел бы заметить, что за лошадьми очень тщательно ухаживают, от них практически нет никакого запаха.


По дороге на водопад открываются отличные виды на ущелье.


Водопад Девичьи Косы высотой около 20 метров.


Водопад Девичьи Косы.


Выше по ущелью дорога становится более каменистая, но все еще проездная.

Около 14:00 остановились на обед у реки. Походная газовая плитка в этом деле незаменимая вещь.

Только мы отобедали и собрались в обратный путь, начался дождь, который потом перешел в град.

Со склонов гор стекали потоки красной от глины воды, очень интересное зрелище.

На базу мы вернулись рано, в 16:15, проехав за день всего 85 километров.

Остаток дня отдыхали, пили пиво, вечером сходили сыграли в бильярд.

День шестой

На этот день был запланирован отъезд с базы Альп-Тур-Иссык-Куль. Тепло попрощавшись с хозяевами и постояльцами базы, мы выехали далее по запланированному маршруту.

Впереди нас ждало Барскоонское ущелье (Барскаунское), в переводе с кыргызского Барсово ущелье, которое расположено на южном побережье озера Иссык-Куль в пойме одноимённой реки, в 95 километрах от г. Каракол.


Памятник советскому грузовику КАМАЗ.

В средней части ущелья установлен памятник первому космонавту Ю.А. Гагарину, который очень любил это место и отдыхал в находящемся неподалёку военном санатории Тамга после своего первого исторического полёта в космос.

Ущелье знаменито своими водопадами Чаша Манаса, Брызги шампанского, Слёзы барса, подняться до которых мы решили именно в этом порядке.

Водопад Брызги шампанского виден прямо с дороги.


Найдите водопад.

Если судить о расстоянии до водопада и крутизне склона только по фотографии, то может показаться, что дойти туда не составит труда, хотя на самом деле это потребует определенных усилий. Тропа до водопада Чаша Манаса не представляет сложностей. Согласно легенде, он образовался после того, как Манас зачерпнул воды рукой и от этого в скале осталась чаша.


Водопад Чаша Манаса.

От Чаши Манаса тропа уходит влево (если смотреть на водопад) и поднимается по крутому склону вверх, по это ней можно попасть на водопад Брызги шампанского. По тропе пройтись было очень здорово: чистейший горный воздух, наполненный хвойным запахом, и великолепные виды оставили в памяти самые приятные воспоминания.


Водопад Брызги Шампанского.

Кстати, его лучше посещать утром, где-то до 10:30, тогда водопад будет полностью освещен солнцем, что позволит сделать отличные снимки, но мы об этом не знали, и, когда добрались до водопада, он был в тени горы.

Далее спустились до водопада Слезы Барса.


Водопад Слезы Барса.

За 3 часа прошли около 3 километров и, пообедав, поехали дальше.

Через Барскоонское ущелье проходит автомобильная дорога к золотому руднику Кумтор, которая поддерживается в очень хорошем состоянии, такого грейдера я нигде не видел, по нему спокойно можно держать скорость 100 км/ч.

Кумтор — третье по запасам золота месторождение. Залежи золота оцениваются в 700 тонн. Кумтор — самый последний высокогорный рудник в мире.

Золоторудное месторождение Кумтор было открыто в 1978 году, а технико-экономическое обоснование (ТЭО) по освоению месторождения подготовлено «ГИНАЛМАЗЗОЛОТО» Главного управления драгоценных металлов и алмазов при Совете министров СССР в 1989 г.

Однако освоение месторождения было отложено из-за высокой стоимости проекта — 995,4 млн. советских рублей (около 1,46 млрд. USD на тот момент).

Став независимым государством, Кыргызстан получил возможность привлечения западных инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых страны. Правительство Кыргызской Республики отдало предпочтение предложению канадской корпорации «Камеко». 4 декабря 1992 года в Торонто между сторонами было подписано Генеральное соглашение по проекту «Кумторзолото».

В настоящий момент Кумтор на 100 % принадлежит Centerra Gold Inc. В свою очередь, Кыргызстан через ОАО «Кыргызалтын» владеет 33% акций компании. По результатам геологоразведочных работ срок эксплуатации месторождения Кумтор продлен до 2023 года, а период переработки руды на золотоизвлекательной фабрике — до 2026 года. В 2002 году производство золота на Кумторе превысило 100 тонн на сумму около одного миллиарда долларов США. В настоящий момент на предприятии работают 2527 постоянных сотрудников и 352 сотрудника подрядных организаций.

За годы добычи были перемещены огромные объемы горной породы и других материалов, в том числе льда, что, в свою очередь, вносит свой негативный вклад в экологическую проблему исчезновения ледников вследствие глобального изменения климата. Приблизительно 94 % территории Кыргызской Республики находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря, из них 40 процентов — выше 3000 метров, а 4 процента постоянно покрыты льдом и снегом. В течение прошлого столетия наблюдалось изменение климата на территории Центральной Азии. Проведенные Программой развития ООН исследования показывают, что с 1930 года в Центральной Азии исчезло около 1/3 (!) площади ледников, включая ледниковую площадь Кыргызской Республики. В отчете за 2009 год, подготовленном Правительством Кыргызской Республики для Рамочной конвенции ООН по изменению климата, говорится, что общий объем ледников в 2000 году сократился на 20% по сравнению с 1960-ми. В том же отчете говорится, что из-за изменения климата по «наиболее вероятному» сценарию общий объем, площадь и количество ледников уменьшится на 96,3 % к концу нынешнего столетия. Это означает, что ведущие научные эксперты Кыргызстана ожидают практически полное исчезновение ледников в Кырзызстане! Вот такой неутешительный прогноз.

На 31-м километре имеется контрольно-пропускной Кумтора-пост с закрытым шлагбаумом. В вагончике с охраной записали паспортные данные, номер машины и пропустили выше в горы. Через 6 км поднялись на первый перевал Сары-Мойнок высотой 3442 м. Еще через 5 км проехали второй перевал — Барскоон (3819 м).

А за ним открывается вид на долину Арабель-Суу.

На сам рудник нас, разумеется, не пустили бы, поэтому на развилке ведущей к руднику едем прямо через долину Арабель-Суу на перевал Суек (4028 м) — это была наивысшая точка всего нашего путешествия.


На перевале Соек (4028 м).


Перевал Соек (4028 м).


На перевале Соек (4028 м).


На перевале Соек (4028 м).

За перевалом открывается долина реки Тарагай.

Маршрут был рассчитан до моста через реку Тарагай, так как, судя по фотографиям с panoramio и отчетам туристов, он разрушен, но к нашему удивлению на его месте выстроили новый.


Новый мост через реку Тарагай.

Решили не отклоняться от запланированного маршрута и дальше не ехать. Обратная дорога через перевалы и Барскоонское ущелье выпала на предзакатное время и подарила множество интересных снимков.


Закат на Иссык-Куле.

В этот день еще хотели попасть в каньон Сказка, который расположен между пос. Барскоон и пос. Каджи-Сай, но световой день уже закончился, поэтому это мероприятие переложили на завтра.

Разместились на ночлег в пансионате «Легенда», который расположен на южном берегу Иссык-Куля в поселке Каджи-Сай. Честное слово, как будто попали в СССР, все, за исключением, наверно, только матрасов, с тех времен. Сами приготовили ужин на площадке перед домиком, приняли душ, который, кстати, один на два номера.

День седьмой

Утром я прошелся по территории пансионата с целью посмотреть, куда же именно мы приехали.


Всегда можно посмотреть не занято ли :)

Мы разместились в домиках «эконом класса» по 500 сом с человека, администратор сказала, что в «Легенде» есть апартаменты и подороже, может, как раз с ними дела обстоят получше.


Столовка.


Столовка внутри.

Пляж у них собственный песчаный, вода чистая.

Так как вчера не успели заехать в каньон Сказку, пришлось вернуться на 16 километров назад.

По дороге проезжали недостроенный культурный центр «Алам Ордо» (аналог «Рух Ордо» на северном берегу Иссык-Куля).

За въезд в каньон Сказка взяли по 50 сом с человека.

Свое название каньон получил за причудливый скалистый ландшафт, который за много лет был превращен ветром и осадками в сказочные изваяния и скульптурные ансамбли.

Некоторые участки «Сказки» получили ассоциативные названия за схожесть с тем или иным образом. Например, горная цепь в каньоне, получила название «Китайская стена» за схожесть с памятником китайской архитектуры. Здесь также можно встретить изваяния бегемота, змеи, спящего великана, дракона и целые замки. 

Для посещения каньона крайне важно выбрать сухую погоду, без малейших осадков. Породы каньона, состоящие из красной глины и песчаника, едва намокнув, становятся вязкими и абсолютно непроходимыми.

Вот и пришло время возвращаться домой, но и тут мы решили немного продлить свое путешествие, выбрав дорогу через Кочкор, Кызарт, Чаек, Кызыл-Ой, через ущелье, по которому течет река Кекемерен, Суусамырскую долину, через двухкилометровый туннель, проложенный через перевал Тоо-Ашуу на высоте 3400 м, через столицу Кыргызской Республики г. Бешкек.


г. Боконбаева. Далеко не везде ГазПромНефть заморачивается на строительство новых заправок.


Орто-токойское водохранилище.


Орто-токойское водохранилище.

От Кочкора до автодороги Бишкек —Ош, ведущей через перевал с туннелем, качество дорожного покрытия очень разное: асфальтовое покрытие среднего качества сменяется грейдером, потом разбитый асфальт, есть участки зубодробительной гребенки, был и небольшой участок новой двухполосной трассы.

Не найдя придорожных кафе, обедали в частном доме прямо с хозяевами, в поселке Башкаиныды, кажется. За вкусный лагман и чай с нас взяли всего 300 сом.


Подъезжаем к дороге, ведущей вдоль реки Кекемерен.

Река Кекемерен обладает могучей энергией, необычным зеленоватым цветом, имеет эффектные изгибы и пороги, что создает отличные условия для рафтинга. Вдоль течения реки проложена автомобильная дорога, которая позволяет любоваться видами реки на всем ее протяжении, разноцветными крутыми берегами и склонами гор, спускающимися к самой реке.

После ущелья выехали на просторы Суусамырской долины.


Самую крутую «АЗС» ГазПромНефть мы встретили в Суусамыре.


Подъезжаем к подъему на перевал.

Высокогорный перевал Тоо-Ашуу связывает Чуйскую и Суу-Самырскую долины Кыргызстана. Перевал находится на высоте 3400 м. Это часть стратегической трассы Бишкек — Ош, которая соединяет северные и южные регионы Кыргызстана.


Подъем на перевал со стороны Суу-Самырской долины.


Южный портал туннеля.

На вершине перевала Тоо-Ашуу находится тоннель имени Кусейина Кольбаева (первый министр автотранспорта), который был построен в 1962 году. Длина туннеля — 2,2 километра. До его возведения верхняя точка дороги была выше почти на 500 метров, и перевал был открыт всего несколько месяцев в году.

Нам как-то повезло быстро проскочить туннель, хотя из-за ремонтных работ образовалась неслабая такая пробка. Мы пристроились за местным водителем легковушки и, объехав грузовики, просочились в туннель.

Дорожное полотно в тоннеле, наверно, не ремонтировали с 1962 года, оно похоже выложено бетонными плитами, на стыках которых ощутимо потряхивает.


Туннель довольно узкий.


Как тут разъезжаются две фуры, не понятно.


А вот и причина пробки. Перекрыли дорогу, но работы не производят.


Ура! выехали!

Следов деятельности каких-либо регулировщиков движения мы не заметили, похоже, что проезд осуществляется стихийно. А ведь в 2002 году тут случилась настоящая трагедия. Посередине тоннеля заглохла машина. Образовалась пробка. Из-за скопившегося угарного газа были человеческие жертвы. Вентиляция в туннеле есть, ее очень хорошо слышно, но, видимо, тогда она не справилась. Так что мы были очень рады, что быстро, практически сходу проехали туннель. Надеюсь, что местные власти наведут в этом вопросе порядок.


Спуск с перевала Тоо-Ашуу.


Качество дорожного покрытия на отдельных участках оставляет желать лучшего, но дорогу ремонтируют.


Лавинная галерея.


Нельзя подъезжать сзади слишком близко к лошадке, может и лягнуть. Этот HONDA FIT получил удар копытами по зеркалу и двери.

Как выяснилось, сия дорога является платной… для иностранцев. В районе Сосновки с нашей машины взяли 350 сом.

Спустились с перевала уже вечером. Ужинали в придорожном кафе.

От Сосновки и до самой границы очень высокая плотность населённых пунктов: с одного населенного пункта выезжаешь и практически сразу въезжаешь в другой.


Ночной Бишкек.


Ночной Бишкек.

На погранпереходе Карасу (с кыргызской стороны он называется Ак-Тилек) произошли небольшие заминки. Кыргызские пограничники выпустили нас без проблем, быстро произвели досмотр машины, ни к чему не прикапывались, но грузовики, проходящие таможню, не оставили достаточного коридора для легковых машин, пришлось подождать, пока их немного разогнали погранцы. А вот на Казахстанской стороне меня, как потенциального контрабандиста, отправили на полный досмотр автомобиля. Говорят, «вы же с Кыргызстана едете, а там Афганистан рядом». На что я им резонно заявляю, что Кыргызстан даже не граничит с Афганистаном. Но эти доводы не возымели должного эффекта. В процессе досмотра все-таки пришли к взаимному пониманию, что я ничего запрещенного в особо крупных размерах не везу и обошлись без собак, сканеров, выгрузки всех вещей, вскрытия панелей и прочих прелестей полного досмотра. Кстати, пассажиры проходят границу отдельно, пешком. Тем не менее, даже с учетом всех этих задержек, обе границы мы прошли всего за час с 23:00 до 00:00.

Ура, мы в Казахстане! На ночевку опять остановились в Кордае, в гостинице «Somon», на этот раз в номере было все: душ, туалет, кондиционер, стоил он 7000 тг. в сутки (за номер), но мы договорились переночевать за 5000 тг.

День восьмой

Рано утром обменяли оставшиеся сомы на тенге и поехали домой в Караганду.


г. Кордай.


г. Кордай.


Памятник Акша Батыру, пос. Бельбасар.

Шуский железнодорожный монумент. Кстати, он до сих пор в рабочем состоянии и находится на балансе локомотивного депо Шу. Будущий монумент шел в Шу своим ходом в течение недели под прикрытием двух тепловозов. Его отправили на тепловозоремонтный завод. Здесь паровозу сменили всю обшивку, была полностью восстановлена и кабина машиниста.
От железной дороги до места установки памятника было проложено 200 метров временной железной дороги.


Кафе «Мубарак».


Подъезжаем к Караганде


Ну, вот мы и дома !

Итоги

За восемь дней было пройдено 3560 километров, это не так уж и много, даже в поездках по Казахстану мы наматывали почти столько же.

Весь маршрут, по которому мы проехали, был абсолютно проездной для легкового автомобиля.

Мы посетили множество ущелий, долин, проехали горные перевалы, самый высокий из которых был 4028 м, он же являлся самой высокой точкой нашего маршрута, проехали двухкилометровый автомобильный туннель в горах, и, конечно же, побывали на жемчужине Кыргызстана — озере Иссык-Куль, практически объехав его по кругу.

 Общие впечатления

— На самом деле, вряд ли можно передать посредством слов, фотографий и видео те потрясающие эмоции и ощущения от прикосновения к Тянь-Шаню, ЭТО НАДО УВИДЕТЬ И ПРОЧУВСТВОВАТЬ САМОМУ ! Эту красоту снежных вершин, на многих из которых не ступала нога человека, мощь скальных пиков, живописность ущелий, покрытых хвойными лесами и альпийскими лугами, жизненную энергию вечно движущейся стихии быстрых и чистейших горных рек. Тянь-Шань оставил в памяти потрясающие и неизгладимые воспоминания.

— Кыргызстан замечательная страна, по праву пользующаяся огромной популярностью у разного рода туристов: любителей пляжного отдыха, автотуристов, велотуристов, автостопщиков, горных туристов, а зимой и горнолыжных, каждый может выбрать отдых по своим интересам и при этом остаться довольным.

— Местное население очень доброжелательно относится к туристам, практически любой на русском языке может рассказать, как проехать, где найти и ответить на другие вопросы.

— Ну и небольшая ложка дегтя, куда уж без нее :). К сожалению, сейчас в Кыргызстане стоимость услуг, питания, проживания и прочего стала дороже, чем было раньше. Возможно, этому виной разница в курсе тенге к сому в 2015 году (3 тенге за один сом) и в 2016 году (5 тенге за один сом). Бензин стоит дороже, чем в Казахстане, литр АИ-92 обойдется вам в среднем 35 сом. Таким образом, бюджет нашей поездки составил 195000 тенге на одну машину и двух человек.

— За шесть дней возможно охватить лишь малую долю достопримечательностей Кыргызстана, вот небольшой перечень мест, который из за отсутствия достаточного количества времени не удалось посетить:

Благодарности

Ханину Игорю Викторовичу, директору турфирмы «Альп-Тур-Иссык-Куль» за оперативное оформление разрешения на пребывание в погранзоне, а так же за консультации, интересные рассказы, радушный прием и отличную русскую баню!

Крапивину Саше, горному туристу, художнику из Москвы за увлекательные и познавательные рассказы во время поездки в г. Иныльчек, за компанию на пике Кургак и за работу оператором и фотографом в этот день.

Сушкову Льву, пользователю ресурса panoramio.com, работавшему на предприятии, которое вело буровзрывные работы на площадке ГОКа и строительстве дорог до весны 1992 года за предоставленную информацию по городу Иныльчек и геолого-разведочным партиям на Кургаке.

О нашем путешествии мы смонтировали фильм, сокращенную версию которого (19 минут) можно посмотреть на youtube:

Полную «режиссерскую» версию фильма (60 мин в HD качестве 1920 х 1080, размер 5,6 Gb) можно скачать через торрент-трекеры rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5280633 или kaztorka.org/torrent/bf835d20c6ed2b4258bacebb34d8c58f69651981


Дром

Комментарии

 
Алтай
Сообщений: 207
Молодцы!
Интересно, позитивно, информативно!
42
 
Ответить
  
Хабаровск
Сообщений: 321
лучше гор могут быть, только горы(с)
30
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 459
Очень интересное путешествие!
http://elvik-foto.ru/
21
 
Ответить
С такими правителями денег у нас только на путешествие в Киргизию и хватит.. С каждым месяцем все хуже и хуже.. заводы и предприятия закрываются.. Люди перестали отдыхать- все думают что теперь делать... Печаль .. Удачи всем
19
16
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 62
Молодцы!!! Как будто дома побывал - столько знакомых мест на фото! Спасибо большое автору за столь увлекательный рассказ и показ!
9
 
Ответить
   
Сообщений: 29446
с интересом прочел
Автомобили как люди, кто-то с именем, а кто-то с родословной
9
 
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37256
нет слов,просто супер!Молодцы ребята!
7
1
Ответить
    
Пермь
Сообщений: 1288
Андрей Лугшин:
С такими правителями денег у нас только на путешествие в Киргизию и хватит..
Тебя послушать, так в родной стране нечего смотреть. А я думаю наоборот. Сначала надо у себя всё посмотреть, а потом заграницы.
10
3
Ответить
SamatD4
Москва
Отличный отзыв, сам из Кыргызстана, но к сожалению так и не был на Иныльчеке, автор молодец, удачи и новых вершин впереди!
10
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Отличное путешествие и качественный отчет. Удачи.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
7
2
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1116
Отлично написано, приятно читать, молодцы. 16 лет прожил в Киргизии ребенком - больше половины не видел того что увидел автор. Про Кумтор оперэйтинг компани почему то никто не рассказывает что в начале нулевых эти аферисты уронили в реку грузовик с ционидами.
5
 
Ответить
Тимофей
Аграрное
всё конешно интересно).. но почему о машине ни слова?.. какой мотор.. трансмиссия.. расход!? и тд..
2
1
Ответить
     
норильск
Сообщений: 2404
Просто отлично.Завидуют.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????
 
 
Ответить
     
норильск
Сообщений: 2404
Андрей Лугшин:
С такими правителями денег у нас только на путешествие в Киргизию и хватит.. С каждым месяцем все хуже и хуже.. заводы и предприятия закрываются.. Люди перестали отдыхать- все думают что теперь делать... Печаль .. Удачи всем
Да что ж ты в каждом отчете ноешь.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????
7
1
Ответить
     
Сообщений: 84
Моя Родина-Киргизия! Отличный отзыв! Всем советую посетить Киргизию-не пожалеете!
Знаток Хондовод: Honda Aansier V6 2000: Elysion V6 2005: Elysion V6 2006
Мой отзыв: Honda Elysion 2005
2
 
Ответить
fdn
   
Новосибирск
Сообщений: 545
Андрей Лугшин:
С такими правителями денег у нас только на путешествие в Киргизию и хватит.. С каждым месяцем все хуже и хуже.. заводы и предприятия закрываются.. Люди перестали отдыхать- все думают что теперь делать... Печаль .. Удачи всем
А ты не думай, а живи! Если будешь всё время думать, то сойдёшь с ума или на антидепрессанты подсядешь.
2
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Хорошая поездка получилась,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
1
 
Ответить
  
автор
Караганда
Сообщений: 11
Спасибо большое всем за комментарии !
Прошу прощения за множество опечаток :)
Самая прикольная это про -20 С :))
На самом деле ноль там непонятно каким образом затесался, температура после спуска с перевала была -2 С
Andres_SS:
Про Кумтор оперэйтинг компани почему то никто не рассказывает что в начале нулевых эти аферисты уронили в реку грузовик с ционидами.
Был такой факт. И кстати эта река впадает в Исск-Куль. Местные говорят, что это одна из причин, по которой сейчас в озере практически нет рыбы.
Тимофей:
всё конешно интересно).. но почему о машине ни слова?.. какой мотор.. трансмиссия.. расход!? и тд..
Машина 2005 г.в., мотор 2,7, автомат, AWD. Расход по трассе около 12 л./100 км., по горам около 17 л./100 км. (это все с кондиционером).
Поднималась на перевалы 3600 - 4028 м. очень даже бодро! Хотя перед поездкой были конечно сомнения, все таки 4028 м., это уже довольно высоковато, но tucson в очередной раз не подвел и был на высоте :)
3
 
Ответить
   
Хабаровск
Сообщений: 23
Андрей Лугшин:
С такими правителями денег у нас только на путешествие в Киргизию и хватит.. С каждым месяцем все хуже и хуже.. заводы и предприятия закрываются.. Люди перестали отдыхать- все думают что теперь делать... Печаль .. Удачи всем
Земеля, если ты можешь на свои деньги посетить Киргизию из Хабаровска на авто, у тебя все в порядке с доходами.
Удачи в автопутешествиях!!!
2
 
Ответить
   
Гурьевск
Сообщений: 653
Хорошая поездка! А панель приборов на границе не сняли потому что на машине номера казахские, были бы российские номера, сняли не бы только панель.
Мой отзыв: Лада Калина 2006
2
1
Ответить
Прикольно, у нас с вами маршрут отчасти совпал. Посмотрите наш отчет - Shaman_travel и вы увидите ту же самую местность, но весной в снегах )) Забавно ))
 
 
Ответить
  
автор
Караганда
Сообщений: 11
Ольга Труфанова:
Прикольно, у нас с вами маршрут отчасти совпал. Посмотрите наш отчет - Shaman_travel и вы увидите ту же самую местность, но весной в снегах )) Забавно ))
Читал :) Вы отчаянные ... на таком сроке по горам трястись, а в остальном поездка отличная, мы тоже хотели на юг Киргизии съездить, но были ограничены по времени.
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Молодцы!Здорово!)
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классная поездка
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром