Автопутешествие RUS>KZ>KG на Toyota Caldina

23.09.2016 | 18138 просмотров

Новосибирск — Камень-на-Оби — Кулунда (таможня) — Павлодар — Экибастуз — Балхаш — Кордай (таможня) — Бишкек — Балыкчи - Чолпон-Ата — Бостери — Каракол — Иныльчек — Каракол — Тамга — Барскоон — Тамга — Кызыл-Туу (мертвое- соленое озеро) — Балыкчи — Карасуу(таможня) — Алматы — Копчегайское водохранилище — Усть-Каменногорск — Шемонаиха (таможня) — Курья — Алтайское — Горно-Алтайск — Новосибирск.

Начало. Прочитав еще осенью 2013 года отчеты об автопутешествиях на озеро Иссык-Куль, решили создать свое. Зимой составили список необходимых вещей, посчитали по сколько нужно откладывать денег в месяц, чтобы к лету накопить нужную сумму. Так как это наше первое автопутешествие, у нас нет ни опыта, ни вещей, необходимых в нем. Есть только желание уехать как можно дальше из Новосибирска :).

Подходит долгожданный июль 2014. Впереди месяц приключений. Викимапия засмотрена до дыр за период подготовки. Кое-что распечатано. Атлас и навигатор взяли с собой. Но эти вещи помогали нам только по России: в атлас и в навигатор были загружены только карты для этой страны. Чтобы удобнее перемещаться по достопримечательностям Иссык-Куль, распечатали карту от ассоциации «Иссык-Кульские туроператоры». У них на сайте можно скачать оригинал (www.issyk-kul.tour.kg).

Наш автомобиль:

Toyota Caldina 1997, передний привод, двигатель 7А LB, МКПП.

Конечно, до отъезда произошла небольшая подготовка автомобиля:

• замена родного лобового стекла на китайское, но без трещин. Мне было его очень жаль, трещинка-то небольшая, но выходит за стеклоочиститель… на форумах пишут, что за это казахские полицейские очень сильно наказывают  (что-то вроде гоповатого: «Есь ч0 по тенгушкам»), стекло под замену. Как выяснилось, абсолютно верное решение.
  • замена фар, японских, старых, на, опять же, китайские, новые, с евросветом. Как оказалось, светят очень хорошо, нам мигали даже когда мы ехали на ближнем. Настроены уже как надо. На техосмотре, по крайней мере, сказали, что нормально.
  • по передней подвеске замена шаровых опор.
  • по двигателю: новое масло, новый фильтр масляный, новые свечи, новые провода, новая жидкость в ГУР, новые жидкости в тормозную и систему гидропривода сцепления, новые ремни приводов дополнительного оборудования.
  • поставлены решетки из камазовской сетки от фильтра на бампер, не понта ради, а чтобы насекомые не засоряли и не мяли нежные ребра на радиаторе кондиционера. На основании отчетов из интернетов об этой проблеме.

Уже перед поездкой выснилось, что надо бы заменить ремень ГРМ… он слегка потрескался… Но слабоумие и отвага взяла свое. Он прошел-то всего ничего — около 20000 км. На момент написания отчета езжу еще на нем. Это, конечно, беспокоило всю поездку. Так что, если соберетесь, лучше меняйте. На меня не смотрите. Я сумасшедший, мне можно. Слабоумие и отвага подкрепились взятием с собой нового ремня (где в Киргизии новый ремень-то найду), мануала по замене, а так же полезной информацией, что на двигателе 7А не гнет клапана при обрыве ремня.

Сначала думали найти попутчиков до Славгорода или еще дальше, до Караганды… Тем самым уменьшить затраты на топливо, но в тот момент не нашлось их.

Так как попутчиков не будет, одно из задних сидений скручивается и оставляется дома, туда же и шторка багажника. Все пространство очень плотно забивается самым необходимым сумками, рюкзаками, одеялами, не перечислить чем даже. Пространство, где лежит запаска и под нее заполняется необходимым мелким ЗИПом и запасными жидкостями: масло в двигатель, так как он его жрет (4 л на 7000 км), жидкость в ГУР, тормозная. Туда же пара камер для колес. Из инструмента набор головок и ключи. Пара баллончиков с газом туда же. С собой взяли еще 4 бутылки по 5 л в каждой питьевой воды.

Палатку нам одолжили хорошие друзья, за что им благодарны! Она становилась нашим домом на протяжении почти двух недель.

Выехали из Новосибирска в середине дня. Заправились по полной 95G + 20-литровую канистру. Собрали кучу пробок, как обычно. Проехали Ордынское, Славгород, Кулунду. Подъехали к таможне уже под вечер. Российскую таможню, как и казахскую, здесь прошли без проблем. Киоск на той стороне, где оформляют страховку по Казахстану, еще работал. Я за рубли оформил страховку на 1 месяц. Стоило это 500 рублей на двух водителей. До смерти запуганный действиями местных гаишников попросил переделать страховку, так как страховщик неверно внес номер кузова или автомобиля, не помню уже. И он переделал.

Едем до Павлодара. Поменяли рубли на тенге в ночном обменнике, дело было уже за полночь. Покушали в ночном придорожном кафе уже после Павлодара, купили по лагману и чай. Далее поехали в сторону Экибастуза. Начали искать место для ночевки. Луны не было, тьма темная, ищем любой поворот справа, но его просто нет, нет и все. Может, я просто слепой. В конце концов, нашли, свернули, отъехали метров 100 от дороги и потом еще отъехали от проселочной в степь немного, чтобы нас кто-нибудь не раздавил. С фонариками довольно быстро поставили палатку и спать.

Утро встретило нас внезапным появлением гремящих камазов и китайских самосвалов, которые вывозят какую-то породу с близлежащего карьера:

Степь покрыта колючкой ползучей, спать было приятно. Утеплитель строительный, с фольгированным покрытием очень помогал — ночи были холодные, несмотря на июль. Позже ночные поиски места ночевки стали традицией.

Далее едем до оз. Балхаш. Дорога сама по себе очень скучная, но по качеству довольно хорошая. По дороге обедаем в придорожном кафе. Цены как-то не совсем отличаются от наших… Раньше явно было меньше.

Планировали переночевать на самом Балхаше, заехали в небольшой поселок с турбазами, думали, найдем дикий пляж и там в палаточке переночуем. В темени не смогли найти дорогу, приняли решение вернуться на трассу и недалеко от нее раскинуть лагерь. Поехали к трассе, а тут, откуда ни возьмись, драгоценнейший ЖОЛ ПОЛИЦАЙ, тормозит, остановились. Как он спалил, что пассажир на переднем сидении не пристегнут, я не знаю, но оно так и было, а также я не включил левый сигнал поворота на перекрестке. За это полагался «суперштраф» с отбиранием прав и т. д. и т. п.))) 18500 тенге, как помню, около 4000 рублей. ЖОЛ они народ веселый, как в КВН Казахи, ну примерно. Шутят все время, намекают. Ну, сначала просят в два раза меньше штрафа, потом торг идет и останавливается на 2000 тенге (400 руб.). Сказать, что осадочек остался — ничего не сказать. Негодование полное.

Нашли место, установили палатку и спать. Ночью, а может и ранним утром, вокруг палатки был какой-то шорох. Потом выяснилось, что это паслись верблюды. Утро:

Далее отправились на озеро Балхаш, въехали в Приозерск. Приозерск городок маленький, везде военные стелы: ракеты, антенны — большая их часть уже только памятники. Подъехали к воде возле заброшенной не то военной базы, не то детского лагеря, как оказалось, лагерь «Тюльпан».

Конечно, мы там в песках застряли, обычная лопата не вошла в машину, откапывались детской лопаткой, для снега которая.

Из артефактов нашли бутылочное горлышко, обточенное водой об камни:

Было очень жарко. Добравшись до воды, непременно искупались. Вода теплая, пляж в этом месте довольно чистый, денег никто брать у нас не приходил. На дне не песок, а мелкие камушки. Ребенку два дня обещали море, ну вот хоть такое море нам попалось по дороге на «Иссыкульское море».

Запаслись продуктами в магазине Приозерска и поехали уже сразу на Бишкек. Степь постепенно начала меняться, появлялись деревья, трава. Ближе к границе Казахстан — Киргизия, открывая окно, можно на ходу слышать звуки тысяч сверчков. По обочинам грядки с арбузами. И не только… Судя по микроавтобусам с мигалками, дежурящих вдоль трассы, там, как мы поняли, еще и мак выращивают или что-то еще запрещенное. В интернетах писали, что лучше в этих местах даже не ночевать. Уже темнело, к часам 12 ночи мы незаметно так, проезжая поселок Кордай, как нам сказали все время прямо-прямо, просто уперлись в таможню. Ну и уже никуда не деться, нас начало буквально засасывать в нее. Это, я вам скажу, полный дурдом. Никогда не пересекайте границу именно через Кордай КПП. Дело в том, что здесь куча народу, днем и ночью, на машинах, мопедах и ослах, таскают товар с бишкекского рынка Дордой. Соответственно и таможенники зажравшиеся.

Заехал на машине на проверку, меня развели, как надо (по полной программе). Мне ничуть не стыдно, пишу, чтобы вы не попались так же. Вместо вступления: запомните — никогда, никогда не давайте взятки. Таможенник со стороны Казахстана заглянул в машину, а тут месиво из вещей везде, ну бардак в машине, в общем. И сразу начал: «Все достаем и тащим через пеший терминал». Я говорю, мол, как я это все в одного потащу, тут два кубических метра вещей. Понятно, к чему он клонит. Потом говорит: «Пройдемте со мной». Заводит в кондейку, там нет камер, окна тонированные и предлагает, типа, 500 рублей и все будет хорошо. Я оценив, что уже ночь, ребенок хочет спать, куча вещей, тащить и запаковывать которые не очень-то хочется, дал ему эти деньги. Взятки берут как рублями, так и тенгами, и сомами, да хоть долларами.

Вышел, сел в машину, проехал немного, смотрю опять казахский таможенник бежит, только другой, этот уже с зеркалом на палочке, и говорит: «Машину к осмотру готовим». И все по кругу, опять — почему вещи не через терминал пеший едут? Ну и тоже 500 рублей просит. Я уже сразу понял свою ошибку. Но что делать. Кинул на пол еще 500. Пропустил он меня дальше, и перед въездом на КПП Киргизской стороны еще один казах просит денег, чтобы открыть шлагбаум, вы не поверите, но это реальность. А денег-то у меня уже и вправду нет. Я кое-как договорился с ним, выгреб все железные тенге, что у меня были, и проехал.

Ужас еще не закончился. Радиосвязь между двумя КПП-побратимами еще никто не отменял. Передали все «важные» данные по спецсвязи (я так понимаю, это что-то такое: там едет «богатый» российский лошок). На стороне Киргизии меня опять начали трясти. А придрались-то правильно: мы не видели, что тебя проверяли на казахской стороне, и ппц. Но киргизы немного добрее, так не драли. Денег у меня уже не было, но был кофе, дорогой, на взятки или подарки, купленный в России на моей работе. Одну пачку выпросили при заполнении бумажки на ввоз транспортного средства, вторую, чтобы не проверять все вещи. И что поразительно: у них всегда есть какая-нибудь комнатка, серверная или кондейка, где нет камер. Кое-как, потеряв условно 1000 рублей, граница прошли.

Вывод здесь один: нужно подготовиться перед пересечением таможни, запаковать все вещи в сумки, сложить все аккуратно, подготовить все документы, на себя и на машину. Никогда не давать никаких взяток, подарков и т. п. Как потом выяснилось, нужно знать телефон доверия таможни, если не знаете, требовать у любого представителя стороны. Позже я объясню, как этот метод действительно работает и осаживает попрошаек таможенников.

Вернемся к путешествию. Проехав КПП, почти сразу въезжаем в Бишкек. Темень, ночь, машин полно, как у нас днем. Все куда-то едут, все время сигналят. По пути собрали двух бишкекских инспекторов дорожного движения. Проверяли одно и то же оба: наличие алкоголя в крови, причем сертифицированным прибором под названием кулек из газеты, ну, как для семечек. В него выдыхаешь, инспектор вдыхает твой выхлоп, анализирует, делает вывод о твоем состоянии. Оказались очень хорошие люди, ни до чего не докапывались, посмотрев на номера и выслушав о том, как трудно нам было пройти границу, и о том, что мы хотим спать, и где бы нам найти полянку для установки палатки, посоветовали ехать все время прямо, прямо. Там в пригороде Бишкека мы и нашли поле, на окраине которого и остановились. Как и всегда, ночью с фонариками поставили палатку и упали спать.

Утро. Рассвет не дает поспать подольше, так как в палатке становится невыносимо душно и жарко. Открыв палатку, мы увидели вот это:

Это было неожиданным сюрпризом, мы не знали, что в поисках места ночевки поднялись довольно высоко в горы.

Как всегда, довольно быстро сгребаем шмот, едем кушать. Где-то в Бишкеке нашли хорошую тандырную самсу и наелись ее досыта. Потом приспичило нам посмотреть знаменитый рынок Дордой и якобы низкие цены на китайские вещи. Я как «большой любитель рынков и барахолок», конечно, испытывал негатив. Во-первых, трудно было найти рынок. Раз десять останавливались, спрашивали у местных, как доехать до Дордоя. Во-вторых, парковка на рынке забита полностью. Есть платные, но там черт ногу сломит. Нашли кое-как местечко, кто-то отъезжал, и мы нырнули в кармашек. Благо близко к рынку. Если у меня проблема найти машину на парковке в Меге, то потом найти свою машину на Дордое — это был для меня настоящий вынос мозга.

Юля прагматично взяла из дома ни много ни мало, прогулочную коляску, чтобы прогулка с ребенком по рынку не обременяла. Где-то из глубоких трюмов калдины достали чехол с коляской, разложили ее, взял все ценное с собой, камеры, деньги, телефоны и отправились на рынок.

Дордой — обычная барахолка, контейнеры, не как у нас 5-тонники, а 20- 40-тонники стоят друг на друге в 3-4 слоя, между ними проходы. Товары разные, в основном шмотки и дешевая китайская электроника. Цены. Как раньше на форумах расхваливали этот рынок за низкие цены. Теперь все не так. Поверьте. Им власти ввели какой-то налог, который они, естественно, включили в цену товара. И все. Я постоянно переводил цены из сомов в рубли и выходило так же, как и у нас. Кое-что мы там купили. Где-то на 1500 рублей. Мелочи всякие. Мне жутко не понравился этот рынок.

Там же нашли официальный офис компании «Мегаком», это довольно лояльный сотовый оператор, цены на услуги которого мы узнали еще в Новосибирске. Зашли купили две сим-карты. На одну подключили интернет. Сим-карты по 75 руб. на наши деньги, 2 гб интернета на месяц 450 рублей. Нам он нужен был только для обновления гугл карт, чтобы знать, где едем и смотреть спутниковые снимки местности. Звонки между собой сделали как любимые номера, почти бесплатно, или вообще бесплатно, не помню.

Рынок покидаем. Бишкек тоже. По центру Бишкека так и не походили. Жарко, ужасно хотелось ехать до цели: озера Иссык-Куль. На выезде покупаем большой арбуз у дороги, киргизы хорошо торгуются. Ну, конечно, машину лучше парковать подальше или поближе, чтобы номера не успели рассмотреть, иначе включатся ценники для «руссо туристо». Арбуз обошелся рублей в 70. Большой вкусный оказался.

Едем через перевал к Балыкчи. Перевал представляет из себя в основном отличную дорогу, ни кочки, ни трещинки. Делают ее китайцы. Нашим бы поучиться у китайцев. Дорога идеальна. Правда, еще не доделана. Часть пути потом ехали по насыпи. Но нужно отдать должное, даже неасфальтированная насыпь у китайцев идеальна. В ущелье есть поселок, один или два. Они представляют из себя с десяток домиков, стоящих практически у дороги. С заднего двора у которых гора. Также выше автодороги идет железная дорога к Балыкчи, строилась скорее всего еще в советское время. Она имеет противоселевые заграждения в особо опасных местах. Фото:

Поменяли еще немного рублей на сомы:

Приближаемся к озеру. Природа меняется. Почти вдоль всей дороги у северного поберьжья растут южные тополя.

Как всегда, начинало темнеть — время искать место для ночлега. В каком-то поселке, там их тысячи, в местном магазине я с голодухи накупил кучу помидорок и огурчиков, и кушал их, кушал, кушал… Там же возле магазина пополнили запасы пресной воды. Вода с колонки течет ооочень медленно. Заодно и разговорились с местным жителем, который, как потом оказалось, владеет магазином с помидорками))). Говорит, что при Союзе еще его сюда распределили после института, так здесь и живет. Рассказал о том, что в Кыргыстане образование в хорошей школе платное, не говоря уже о высших учебных. Дети в таких школах учат по 5 языков: родной, китайский, русский, английский, испанский…

В этом же поселке свернули к озеру и нашли сразу дикий пляж, где можно переночевать. Традиционно ночью застряли в зыбучих песках на пляже — откопались. Детская лопатка рулит и разруливает. Поставили палатку, устроили ужин с овощами и обжираловку арбузами из тазика. Как оказалось, в этих местах не принято, да и нечем, разводить огонь. Дров нет вообще. Поэтому брать с собой всякие решетки, шампуры, покупать там мясо и готовить — забудьте. Это не в России. Если хотите шашлык, он продается много где. Стоит около 100 рублей. Свиной найти труднее. Помню только в Чолпон-Ате нашел. А так из барашка, утки или курицы, пожалуйста. Ночные фото лагеря.

Утро. Четвертая ночевка в палатке позади. Фото озера с утра и пляжа:

Поехали до Чолпон-Аты. Это крупный город, для местных масштабов. Куча кафешек, почта, музей, много баз отдыха и пансионатов (в основном советское наследие).

Покушали мант, в местном магазине взяли тортик к чаю, да такой вкусный, что вернулись в Чолпон-Ату потом еще раз из Бостери.

Вообще, нужно сказать о еде отдельно: конкретно овощи, тортики, самса у некоторых продавцов, которые готовят при тебе в тандыре, просто замечательна. Лучше не покупать всякие салатики и все то, что не подвергается тепловой обработке. И даже вчерашнюю самсу лучше не брать. Потом на эту тему отдельная история. Но самое главное, там очень вкусное мороженое. То ли оно из настоящего молока, не то что у нас, то ли еще что-то, но оно просто божественно. И стоит по 7-12 рублей на наши деньги. В любом деревенском магазине.

После этого мы решили встать у берега и наконец-то отдохнуть. Нашли поворот на озеро, уехали вдоль берега подальше, встали. Начали разбивать палатку. Я издалека уже заметил, что к нам приближаются какие-то дети. Подходят. В руках папочка, все как надо.

— С вас 50 сом.
— За что, — спрашиваю я.
— За платный пляж, за уборку, за туалет…

Я почитал бумажку в папке, там все по-киргизски. Ни черта не понял, сказал, что не буду вам ничего платить, все это общее, это не частная территория. Мусор за собой сам уберу. Ведите взрослых, буду с ними разговаривать.

Ушли, расстроились. Не прошло и часа, идут. Во главе колонны мужик в панамке (владелец пляжа, якобы). Подходит и все одно да и то же, дай 50 сом, в общем. Я ему: мне эта бумажка ничего не говорит, делай перевод. Он решил сделать паузу и отошел к недавно подъехавшим киргизам. Они были на большой белой тойоте или лексусе, представительский кроссовер. Слышим началась ругань, все на киргизском языке. Женщина из джипа очень яростно кричала. Я решил подойти и спросить у местных, законен ли сбор в 50 сом, на что она мне на русском сказала: да проходимец он, не вздумай ничего ему платить, а этой бумажкой в папке пусть подотрется. Я ушел. А он снова к нам. Говорит, что они шишки бишкекские, элита, и что фиг они до Бишкека доедут, наши местные пацаны все равно с них сдерут. Я поржал, какие пацаны… вот эти дети что ли))). В общем, он продолжил ныть про 50 сом. На наши деньги это 30 рублей. Но я продолжал тролить его. Закончилось все так: я сказал, хочешь получить эти 50 сом, заработай. Пляж раз платный, убирайте его. Соберите вокруг нас все бутылки, мусор. Он подозвал своих детей, рявкнул на них, сам даже поубирал, собрали целый пакет мусора, недовольные, конечно, пришлось поработать. Я дал им эти 50 сом. На что он сказал: за сутки вы оплатили, теперь вас никто не тронет, и что туалет там (показывает). Туалет оказался виден только через восьмикратную оптику. Мы ржали. Вот это бизнес. Построил один туалет на 10 км пляжа, и все, руби бабло, ты владеешь платным пляжем.

Потом было веселье болотное. К вечеру в маленькой луже-болотце начали квакать лягушки. Их там было штуки три. Они делили территорию высыхающей лужи. Срач был тот еще, кто кого переквакает. Юля захотела изловить хоть одну. Пришлось доставать штаны от костюма химзащиты, которые брались совсем для других целей. Они лежали на самых нижних палубах калдины. Чтобы туда добраться, вытащил все из верхних трюмов.

Собственно, сама ловля:

Закончилось все тем, что в этой лужице Юля обнаружила змею. Лягушек очень трудно поймать, очень хитрые, могут спрятаться в слоях ила.

Возле нашей стоянки оказалось поле для традиционной игры, в которой на лошадях таскают козу, и потом съедают ее.

На следующий день мы пообедали в кафе, взяли по шашлыку из баранины и чай.

И сразу отправились в Бостери. Бостери — тоже крупный населенный пункт, очень много баз отдыха, отелей с бассейнами, также полно развлекательных атракционов. В общем, только деньги готовь! Даже название какое-то иностранное. Так и хочется потролить офисный планктон, и на вопрос: куда летал этим летом, ответить — в BOSTERY! На что будет тонна вопросов, а где это, а как там круто, нет? А потом в конце сказать им правду))).

Подъехали как можно ближе к воде, на стоянке в одном из отелей оставили машину. Пошел, спросил, платная стоянка или нет, сказали 50 сом в сутки. Отлично.

Далее пешком метров 50, и мы на пляже. Тут сразу к тебе бегут представители разных развлечений. Тут тебе и катание на паруснике, и полеты на параплане с пляжа (параплан разгоняют водным мотоциклом), и надувные водные горки от мала до велика, также колесо обозрения, американские или русские горки, кто как называет. Ну и, конечно, на каждом углу обеды, мороженое, шашлыки.

Мы пошли сразу на колесо обозрения. Высота, как написано на входе, 72 метра в верхней точке. Стоимость на 1 человека 300 сом (200 руб.), ребенок бесплатно. Оно того стоит.

На пляже полно людей, он оборудован кабинками для переодевания. Кто-то загорает, кто-то купается. Вода не очень теплая. Нам очень не понравился постоянный запах солярки или бензина. Причем не понятно, это воняет вода или прибрежный песок. Видимо, все дело в постоянно кружащих вокруг водных мотоциклах. А еще часть пляжа занята «посадочными полосами» для «парашютистов». Ну и, естественно, могут и на голову приземлиться, если что-то пойдет не так.

Ближе к вечеру поехали далее по трассе. На трассе в мелкой деревушке с большим торгом купили две грозди черешни, свернули к озеру, немного бездорожья, ну, для калдины это было бездорожье. И вот мы в тихом месте, пляж с ракушками, кустики и практически никого. Одна машина уже сворачивалась, люди ждали своего дедушку. А он по пляжу к ним идет и через наш лагерь проходит. Разговорились с ним, он вроде бы добродушный такой, даже звал переночевать у них дома в этом же поселке, бесплатно. Потом мед свой рекламировал, мы вроде бы даже хотели с утра к нему съездить, но передумали. Вообще, нам было очень странно встретить его, да и еще с бесплатными услугами в этом, зарабатывающем на туристах районе.

Это была шестая ночевка в палатке.

Кстати сказать, до этого вечера мы нашли теплые источники и договорились с хозяевами, что утром заедем к ним покупаться. Заодно и скидку выпросили в 50 сом с каждого. Найти их было непросто. Неприметная табличка у трассы.

Утро. Собрались, позавтракали что-то из помидорок и огурчиков. И в ванны! Ванны лучше принимать с утра, так как воды в них только поменяны и нахлебаться чужой мочой, простите, вероятность мала. Так и случилось, приехали часов в 7 утра. Там их уже заправили свежей водой, людей не много. Заплатили по 250 сом со взрослого, дети бесплатно. Есть раздевалки, туалеты, стоянка для автомобилей, кафе. Как читали на форумах, вечером там нечего делать: вода уже зассана, куча людей и главное детей, которые плюхаются и орут)).

В бассейнах вода с тремя разными температурами. Холодная — холоднее чем в Иссык-Куле, теплая, и горячая. Самый смак: посидеть в горячей немного, а потом прыгнуть в холодную воду. Непередаваемые ощущения.

Пока мы купались, приехали еще люди на машине с 55 регионом, наверно, из Омска. Вообще, наши номера нам встречались очень редко. За день до купания я разговорился на рынке с людьми из Ханты-Мансийска. Если я правильно понял. Они покупают автотуры на Иссык-Куль, их везут на озеро на микроавтобусе и провозят по достопримечательностям.

Далее, мы отправились в Каракол, заехали на местный рынок, закупили консервы, лаваши, овощи и фрукты на вечер. Консервы, так как мы планировали на следующий день ехать в мертвый город Иныльчек. Еды и воды там не будет.

После рынка отправились в музей Пржевальского. Билет стоит около 30 сом, детям бесплатно. Пока искали музей, проезжали мимо унылого района города Каракол, заброшенные дома культуры, двухэтажные бараки, хлам всякий, валяющийся везде…

Тут же лепят саман:

Далее немного фотографий из музея и парка:

Недалеко от парка мы нашли место для седьмой ночи. Воды в этот раз близ нас не было, стояли на склоне оврага. Благо дождей ни разу не было за все время нашего нахождения в Кыргыстане. Иначе мы бы по этой глине не выбрались на машине. Ну да ладно. Поставили палатку, ужин из овощей и фруктов. Я, вообще, жил на помидорах и огурцах, без всего, даже без соли. Только мыть нужно все, иначе, потом расскажу…

С раннего утра, мы выехали на перевал в сторону Эныльчека.

Поднялись по серпантинам на перевал. В некоторых местах дорога почти обвалилась, осталась узкая полоса в одну машину. Наверху мы встретили группу велосипедистов из разных городов Европы. Один из них нам рассказал, что он из Чехии, это они так отдыхают активно.

Начали спускаться к Эныльчеку:

Дорога… в этих местах подмывается рекой, скоро ее не будет. Камушками определен край, за который не рекомендуется выезжать.

Ну вот и сам Эныльчек:

Далее КПП мы не поехали. Мы не взяли разрешение на посещение приграничной зоны, а так же у нас не было прививок от чумы. Поэтому удаленно посмотрели на мертвый город и поехали обратно. Кстати, подъезжая к городу, мы подвезли молодую пару, они живут в этом городе… Потом их забрал дед на красной ниве. Он же ненавязчиво нас провожал весь перевал… Зачем не знаю, вступить в контакт с красной нивой не удалось.

Возвращаемся:

Уже темнело, и как всегда начался поиск места ночевки. В темени свернули куда-то и в поле возле арыка поставили палатку. На следующий день мы отправились к еще одной достопримечательности — Семь быков. Это семь гор, или горок, окутанных легендами о происхождении, и рядом с ними гора Расколотое сердце. Позавтракали мы самсой. Я сделал роковую ошибку: купил самсу, которую не видел, что готовили при мне, скорее всего, она была вчерашняя… Мы ели ее с Юлей, хорошо хоть ребенку не дали. Плохо начало становиться часа через два… Поднялась температура, у меня пропал аппетит, чувство, как будто пил три дня. Соответственно, никаких Семи быков и Разбитого сердца уже не нужно было… Вот тут мне очень плохо:

Будте внимательны.

Немного достопримечательностей:

Далее кое-как, плохо себя чувствуя, поехали в сторону ущелья Барскоон, как видно по фотографиям, южный берег озера Иссык-Куль, другой.

Доехали до Тамги, свернули к ущелью, немного поднялись по нему, и все, раскинули кое-как палатку и начали болеть… Закинули в себя антибиотиков и болели. Было очень плохо, не спалось. Потеряли около суток.

На следующий день поднимаемся на перевал. Перед серпантинами стоит КПП, в который нужно сходить и записаться, кто и на чем заехал на перевал и куда едешь…

А это сама высота 4028 метров:

Многие писали в отчетах, что на высоте машина начинает очень много расходовать топлива, но то ли у нас машина такая, то ли высота недостаточна была, как ела 6-7 л на сотню, так и ела. Чего не скажешь про наши непривыкшие организмы. Пробежать на этой высоте 50 метров оказалось адским трудом, заканчивающимся одышкой. Далее идут горные озера, расположенные на высоте около 3800 метров, в них водятся какие-то рыбы, была даже пара джипов с рыбаками.

Вообще, эта дорога очень хорошая, по ней можно лететь 100 км/ч и больше, сделана идеально. Причем большие грузовики, что ездят постоянно с золотоносной шахты, не разбивают ее.

Горные цветы:

Спускаемся назад к Иссык-куль…

И снова КПП, теперь просят открыть заднюю дверь (вдруг золотишка два мешка вывезли:)).

На этой же трассе стоят два памятника: Камаз и Гагарин.

Дорога, которая проходит по жилым районам, все время поливается водой, для комфорта местного населения, видимо, прибивают пыль.

Устали, зашли покушать:

На следующий день мы отправились в Долину Сказок. На трассе прямо знак стоит, мимо не проедете. Это так называемые мини «каньоны» необычного цвета. Одновременно с нами микроавтобус привез туристов-иностранцев.

Далее сразу едем на соленое\мертвое озеро:

Переночевали неподалеку от соленых озер на берегу Иссык-куля:

Дорога на соленое озеро узкая, кое-где приходится прижиматься и уступать встречке. Встречные что казахи, что киргизы не уступают… менталитет, наверно, такой… И тут смотрю, один универсал тоже мигает нам, мол, едьте, пропускаю. Ближе подъезжаем, а там девушка из Омска с 55 номерами, остановились, поржали вместе над ситуацией, ну что только мы и уступаем тут)). Вообще, машин из России было мало, штук 5-6 на всем маршруте нам попалось.

После ночевки поехали в Балыкчи, замкнуть круг. И сделать на озере последнюю ночевку, в итоге вернулись на место, где мы уже ночевали первый раз.

На следующий день выезжаем из Кыргыстана, решили поехать через КПП Карасуу, там меньше народу, да и на Кордае одни взяточники…

Первое КПП со стороны Киргизии прошли быстро, но вот на стороне казахов началось. Отправили меня одного вытаскивать все вещи из машины и машину на рентген. Я выложил все вещи, а это очень много, на поддоны (теперь мы уже умнее, перед границей лучше все убрать и запаковать в сумки), чтобы мелочевку потом не выкладывать и не раскладывать обратно… Что мне не понравилось, так это то, что все вещи лежат на солнце и за ними никто не смотрит, мало того вероятность подкинуть что-нибудь просто зашкаливает. Я поехал на рентген, а меня туда не пускают, говорят, что нужно собрать три машины легковых, типа, мы что, сканер гонять зря будем из-за тебя одного… Тем временем через сканер, насквозь шурует штук 5-6 фур. Там все просто, с документами водители подают мотки с теньгами… Ну и меня измором, видимо, взять хотели. Однако Юля с дочкой начала качать права в главном здании, прочитала на стенде, которые никто не читает, что вся процедура должна занимать по регламенту не более 30 минут, а меня уже почти час держат. Вызвала главного и спросила у него номер телефона доверия, видели бы вы, как все и везде зашевелилось, по рации в кондейке и ренгенщика уже рация орет, что-то типа какого х… держите 270-го? В итоге загнали на сканер (положено же), прогнали, и он еще раз заставил отрентгенить калдину, мотивируя это тем, что в запаске ему показалось что-то лежит, выложил я ему эту запаску отдельно, прошел сканер, и все отпустили. Жена с ребенком прошла все заборы, там отделяют зачем-то все на зоны… и уже вместе мы сгребали обратно вещи.

Мы поняли главное правило, если знаешь, что прав, требуй телефон доверия, будь это таможня, или просто остановили на дороге. Все сразу решается, без денег причем.

Далее мы заехали в Алматы, побыли там несколько дней и отправились домой, правда, через Горно-Алтайск. Далее фото без комментариев.

За почти месяц отдыха мы поняли, что это много и отдыхать устаешь. Вообще, это не совсем отдых, больше на работу похоже… Устаешь от отдыха.

Шикарная поездка!! И фото класс!!

Гурьевск
Молодцы, классная поездка! А на казахской таможне Кордай в этом году, дела намного печальнее, всё обставлено так, что телефон доверия не поможет, они там нелюди.
Мой отзыв: Лада Калина 2006
kyzyl
Кызыл
"...китайские, новые, с евросветом. Как оказалось, светят очень хорошо, нам мигали даже когда мы ехали на ближнем..."
Да уж, нравится когда мигают встречные.

Поездка хорошая и интересная, а вот отчёт немножко затянут и фотографий слишком много.

Не пристегнулся, поворотник не включил... Че негодовать то, что гаишники деньги взяли? Сам виноват.
Очень интересный отчет! Фотографии красивые! Молодца, с ребеночком маленьким да заграницу!

Кемерово-Симферополь
Поездка, конечно, хорошая, интересные места. Если бы не переходы границ....
Всегда удивляло, как люди два года помнят такие подробности о путешествии.
НО
Фото - КАТЕГОРИЧЕСКИ перебор. Тем более весьма посредственного качества.
Фотографировать и выкладывать обнаженного ребенка имхо моветон.
Гагарин приезжал в ущелье Барскоон.

Путешествие , конечно, грандиозное. Но и безрассудное одновременно и весьма рискованное. Да ещё и с малым ребёнком! А отчёт очень длинный, трудно осилить.
Еще один отчет, демонстрирующий два, к сожалению, заурядных явления: отсутствие вкуса и чувства меры.

Лесостепск в краю болот
А сканер, водитель с машиной проходит? Или отдельно? Так нормально, два раза машину облучили рентгеном, ни чего что последствия излучения на машине остаются.

ЗЫ: Уважаемы туристы ходящие в горы, вы достали рвать цветы, вот на кой черт они Вам в "железке"? Любуйтесь и нюхайте ими в естественной среде их обитания. Откуда вы знаете, что вы за редкий цветок сорвали.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

Месяц трудностей и лишений. Ландшафты неплохие местами, а фото действительно неинформативные, не раскрывают всех прелестей)

Ирк. и обл.
Интересный отчет. Молодцы, что поехали с ребенком. Киргизия очень красивая страна. Дух Средней Азии там чувствуется во всем. Только все портит переход границ с вымогателями. Это и тормозит поток туристов из России. Даже несмотря на то, что у меня там живут родственники, на машине скорей всего не поедем туда.

lench12
Камень-на-Оби
Молодцы, ребята! Сам с Алтая, а был на Озере в августе 2015! Понравилось очень, еще хочу.

P.S. Гагарин отдыхал или восстанавливался там, поэтому его портрет и размещен.

Консерватор:
Сканер машина проходит отдельно, но это половина проблемы, после сканера, ставится под сомнения панель приборов, и обшивка и тд. И вы должны их снимать, если не хотите вам помогут, всё по закону, на всё оформляют документы и снимают на видео. Когда вы видите, как курочат вашу машинку, вам предлагают заплатить и уехать, я наблюдал эту картину весь вечер и пол ночи, платили все. Я курочить свою машину отказался, погранцы намекали за место денег можешь отдать фотик зеркалку никон, но за пол ночи удалось сторговаться с 10000 на 3000тр. Подписал бумагу, что претензий к ним не имею, выдали акт досмотра и отпустили. На Кордае работают варвары, не надо там ездить.

Хорошо прокатились! Особенно понравились ночные фото Луны!

Усть-Каменогорск
Что хотели - посмотрели, молодцы! Судя по всему вам суперски повезло с погодой. Если ночуете на улице, с такой палаткой надолго ездить нельзя, верните ее друзьям насовсем и купите нормальную с тентом и тамбуром. Хорошо, что не пришлось все время ночевать в машине на вещах

это потому что тачка загруженна, и передок чуть поднятый получается, вот и светит встречных. А так нормально прокатились, хотел бы съездить туда, но вот всякие таможни-маможни, паборы, очереди, вот это всё и убивает на такие пакатушки, да и далековато мне ехать туда. Хотя если бы было как в евросоюзе без всяких границ, с хорошими дорогами, то можно было и матнуть.

Молодцы!хороший отчёт

Хорошо прокатились. "Камаз участвовал в стройке этой дороги, ну, это еще можно понять, но вот что там делает Гагарин…" "История появления на побережье Иссык-Куля памятника первому космонавту необычна. Она связана с приездом Юрия Гагарина в республику в 1964 году. Как вспоминает бывший первый секретарь ЦК Компартии Киргизской ССР Турдакун Усубалиев, маршрут передвижения и даже меню для почетного гостя разрабатывались в строжайшей тайне. Однако, несмотря на усилия спецслужб, сохранить время прибытия Гагарина в тайне не удалось. Встретить его собрались тысячи жителей республики.
Из столицы республики Гагарина повезли в село Тамчи, где располагался военный пансионат. По пути остановились в живописном ущелье Барскоон, где решили перекусить. Потчевали гостя блюдами национальной кухни.

— Затем Гагарина фотографировали на фоне природы, и его внимание привлек огромный валун. Космонавт стоял перед ним несколько минут, гладил его. Потом кортеж двинулся дальше, а позже я узнал, что местный скульптор высек на том камне профиль гостя и назвал его «камень Гагарина», — рассказал Турдакун Усубалиев.

Обработал камень, как оказалось, бывший военный, работавший в санатории оформителем, Валентин Барсков. Памятник до сих пор находится в ущелье Барскоон — на том же месте, где его нашел Гагарин."

Сообщений: 1907
Почему русские ноют про наш рентген? 2 недели назад проезжал границу через Троицк и простоял в очереди 6 часов из за русской таможни и вроде никто не жаловался.

x555wpm:
везде кажется. что чужие всё делают не так. а свои молодцы.

Колхоз-ксенон зло!

x555wpm:
Дело даже не в том, ваша это граница, или не ваша. А в том, что из-за этого не хочется ехать в страну, а тем более, мучить семью таким вот прохождением. Ни в одну страну с детьми не поеду, если буду знать, что мне ДЛЯ ОТДЫХА ТАМ нужно разобрать чуть ли не половину авто. В мире есть много других мест.

Кемерово-Симферополь
И других не менее красивых гор, озер, степей, пустынь и тд и тп.

Молодцы!!Хорошо отдохнули.
6519104
Граница не самое важное. Отдохнули хорошо, набрались положительных эмоций и не важно когда это было

Вся Россия
AndreyA385:
Есть переход через Кеген/Кордай, проходили там в 2014. Тихое, малолюдное место, сканера нет. Прошли в обе стороны быстро и без проблем. Вообще, Киргизия, ее дух, атмосфера оставили очень теплые воспоминания, обязательно поедем туда еще.

x555wpm:
Думаю не из за очереди, даже не из за поборов, а потому что машины ломают. После вашего углубленного досмотра тачку можно продавать, так как обшивку, панель, бампер, как с завода уже не установишь, а это потеря товарного вида. И что характерно так поступают только с российскими машинами, за вечер и полночи проведённые в кордайском ангаре досмотра и разбора машин, других не видел.

Автолов.рф:
Спасибо за совет)), а Киргизии действительно красивая и гостеприимная страна, знаю тоже бывал там.

x555wpm:
Допустим взять сканер в Узбекистане, там сканируют только колёса и то не всегда, а под обшивку и панель суют специальную видео камеру, машину не мучают. В Казахстане же машина разбирается варварским методом.

фотки с красными горами прям как грандканьён в СШП

Вся Россия
Автолов.рф:
Есть переход через Кеген/Кордай...
Опечатался, через Каркару переходили, не через Кордай :)

Троицк
x555wpm:
Ты не сравнивай наше бугристое и вашу южную страну!тут кустанайцы спокойные,не придираются особо.парни водку таскают на рф,так они на границе 100 рэ на торпеду ложат и все путем.а с легковых вообще никто не спрашивает.только гайцы как на юге.

Троицк
x555wpm:
И не забывай разницу на границе времени в один час!попадаешь на кз таможню там обед,пока час прождал,30 минут прошел кпп,попадаешь на рф,а там обед!6 часов можно и подождать!!!главное что беспредела нет!да и таможня одна!через нас едет вся Азия на рф,европу.

Сергей:
Шикарная поездка!! И фото класс!!
Поддерживаю
С удовольствием посмотрел фото Барскаун - Суёк. Правда, мы там на великах насквозь через Ак-Шийрак

С удовольствие посмотрел фото Барскаун - Суёк! Правдв, мы там на велосипедах и дальше через Ак-Шийрак насквозь

Ну и ещё Ч/Б

Ездили в Киргизию в этом году, самые ужасные впечатления оставил Казахстан, ГАИшнки просто дикари, остановка просто так и начинается... вплоть до омывайки в бочке... Но Киргизия того стоит, ходили в горы с Каракола, курс один к одному(руб/сом) но всё дёшево, еда вкусная мяса много) Хочется еще посетить эту горную страну.!!!

Поправлю не Тамчи а Тамга, то село где находится одноименный военный санаторий. Там был не только Гагарин но другие известные космонавты. А также военные со всего союза приезжали на отдых. На деревьях пансионата до сих пор есть вырезанные надписи разных городов союза. Точно помню Ереван был.

Очень жаль что из-за наших отдельных граждан, а по сути гнилой системы отпадает всякое желание посетить Киргизию. Мы и сами из Бишкека, прежде чем попасть в Алматы проходим эту унизитеную процедуру прохода через границу. Но не смотря на это, я с каждым годов вижу больше туристов на Иссык-Куле, в этом году много было велосепедистов.

andgol
В этом году ездили с семьей в Каракол. Конечно, в Кыргызстане очень красиво, тоже были и в Барскунском ущелье и у Разбитого Сердца. Но не это больше всего меня поразило, а отношение местного населения к туристам, особенно русским. Может мне везло, но не может же везти всю поездку. Всегда вызываются чем-то помочь, рассказать и т.д. Это к слову было и при пересечении Казахстана, когда по дороге туда и обратно два раза пробивали по два колеса сразу (постараюсь написать отдельный опус про это путешествие). Четыре раза переходил границу и ни разу не задерживался больше чем на час. Никто ничего не вымогал, не просил. Казахско-Киргизскую границу проходил в Кегене. Все впечатление о поездке испортили дороги в Казахстане, а также их жолполициясы. Такого количества полицейских на один км. дороги я не видел в России и до реформы. И естественно каждый норовит остановить автомобиль с чужими номерами и выявить кучу нарушений. Сразу скажу, что от "разводов" хорошо помогают диктофоны, а при опровержении штрафов диктофоны и фотоаппарат, а также фуры с иностранными номерами (при их возникновении к тебе почему-то пропадает всякий интерес)

Хорошая поездка. Молодцы. Сначала я думал, что у Вас сын, только к концу отчёта оказалось, что дочка.))) Теперь я понял, что на мечту моей молодости Иссык-Куль так и не съезжу. Про переход границы тошно читать. Лишний раз махну на Байкал или куда-нибудь ещё в России.

andgol:
Для себя сделал несколько выводов по Казахстану, перед поездкой серьёзно отнестись к выбору места перехода границы в Киргизию и из Киргизии или из Узбекистана. По Казахстану передвигаться только ночью, отдыхать днём, ночью ментов не видно даже на постах, а днём их как грязи на разводах и увидев российский номер, бегом бегут останавливать. Казахстан это единственная в мире страна которая славится неадекватными ментами.

Центральная Азия- Иркутск
AndreyA385:
На Кордае такое бывает ,но чтоб всех подряд так грузили я не слышал,бывает отдельно к кому то могут придратся.Поэтому я уже много лет езжу через Черную речку (Карасу). И никогда проблем не было, все заранее сложил чтоб выгружать быстро, выгрузил, причем из не особо то,в бардачках весь хлам оставался,да и по салону по мелочи,подъехал к сканеру ,загнал машину, в том числе иногда и одну выехал ,загрузил все и поехал,последний раз летом с женой ехал,запротестовал,говорю пусть со мной едет (наслышал что могут что подкинуть если один,хотя реально такого вроде не было) у меня спина больная выгружать один не могу. Подъехали, я сразу к поддонам сдаю, собрался выгружать,минивен полный был,ехали в Иркутск,хотя я как всегда сказал что едем до Семипалатинска. Он посмотрел,говорит-давай талончик. В общем обошлись без сканера на этот раз. Кстати со спиной частенько дурака включаю. Попросил товарищ года три назад вещи его привезти из Алмааты в Бишкек. Ну я поленился круг давать через Карасу. На обратном пути он проходил отдельно границу, я отдельно с машиной. Открываю машину а она полная барахла,ну и мне говорят -все вещи через рентген. Я не тронулся с места и говорю- я ничего не буду таскать,мне больше 3 кг поднимать нельзя,хочешь-сам таскай. . Он говорит-ну тыщу давай и езжай. Я говорю-у меня денег нет, да и вещи не мои,хозяин уже границу перешел.Он со злостью,больше мне здесь не попадайся.Да и пожалуйста,век бы здесь больше не ездить. А через Карасу казахам пофиг что везешь в Киргизию,заглянули в машину и все а киргизы даже в машину не заглядывают, шлагбаум открыли и все.
Степень свободы любого человека обратно пропорциональна размеру его жабы.

serg.kom:
Мы жестко попали на Кордае, я пообщался с этими отморозками, думаю они подбросят и потом все деньги заберут, типа штраф. Ладно мы хоть без потерь уехали, пол ночи с отвёрткой вокруг машины ходил, но откупился кое как. Рядом мужику из Москвы ауди А6 почти новую разобрали, на принцип пошел не стал платить, он со слезами на глазах три часа её собирал, а семья ночью на улице его дожидалась. Туристам из Челябинска с ваз 2110, вообще сняли панель, бампера, обшивку, бензонасос вытащили и сложили рядом с машиной, съездили ребята на озеро. Вот так мы веселились на Кордае, больше впечатлений от Казахстана, нету. Но Киргизия того стоит, я не о чём не жалею.

R
Когалым
Ободрали нас как липку летом 2000 года на посту в районе Бурулбайтала. В Бишкеке жена с тёщей нашли посольство Казахстана и настрочили жалобу, так на обратном пути того поста уже не было.

Krasnodar
Класс! Всё интересно.За Калдину отдельный респект(сам калдиновод).Легенда (Калдина) ещё живёт...

Центральная Азия- Иркутск
На Дордое если не знаешь ,то можно дооолго машину искать свою. Мы местные и то 3 января жене приспичило на Дордой. Долго спорили с какой стороны подъехать, подъехали как казалось чтоб поближе со стороны города где обычно торговцы товар привозят. Дордой процентов на 10 работал так как праздники. Ничего не нашли пошли искать машину. Проходили часа полтора, лабиринты пустых контейнеров как в фильмах ужаса ,ходим ходим вышли- не туда, опять ходим ходим. Дурдом, переругались между собой, устали ходить. Нашли! Сели и давай хохотать над собой. А вообще езжу туда только "из под палки" после долгих уговоров,ох как я его ненавижу.
Степень свободы любого человека обратно пропорциональна размеру его жабы.

Rustam Bakiev:
А туристов в этом году много, согласен с вами, особенно много Американцев и Немцев.

Молодцы!!!...что ещё сказать..*)))...по такому маршруту,да с маленькой дочуркой...)...ну и естественно-устали..почти ж месяц путешествовали...)
...всё одно-Молодцы!)
...Удачи вам и здоровья крепкого,особенно дочке!))

Соседи молодцы, спасибо за подробности )

Нормальный отчет.

Прочитал как будто сам съездил и тоску как рукой сняло,так и путешествую благодаря вашим отчётам и фото.Был в Казахстане в этом году(на поезде ездил к другу)сам лично видел как их жолполицейские с какой то маниакальностью бдят и докапываються до водил даже местных не говоря уже про Российских.,и их так много на такой городок (Кокшетау)со150 тысячным населением(примерно),у нас в Перми их столько бывает когда облава идёт или президент приехал.