|
Здравствуйте, уважаемые читатели.
Идея проехать по данному маршруту возникла в апреле 2016 года. Было прочитано много информации об этом маршруте, хотелось самим увидеть всю красоту Горного Алтая, отдохнуть от городской суеты. Для осуществления поездки были выбраны первые числа августа 2016 года, а именно с 01.08.2016 г. по 05.08.2016 года. Машина — Ссанг йонг нью актион 2013 года выпуска, бензин 2 литра. Данный автомобиль в семье не один, но он выбран для путешествия, так как имеет полный привод, относительно высокий клиренс, это все необходимо для уверенного подъема на перевал Кату-Ярык. Машина после небольшого ДТП, еще восстановлена решетка радиатора. Перед поездкой в автомобиле были заменены все жидкости, какие только можно заменить, произведен внешний осмотр днища на предмет порванных пыльников или еще каких-либо дефектов, но таких не обнаружено.
В поездку мы поехали вдвоем — я и моя девушка. Так как в августе в Горном Алтае ночи теплые, то планировалось ночевать в палатке, но если вдруг будет холодно, ночевать на базах отдыха в подготовленных домиках. Была приобретена двухместная палатка Nordway 1 second 2, которая впоследствии показала себя только с лучшей стороны, но об этом чуть позже. На случай, если температура опустится до 12-14 градусов по Цельсию, взяли с собой теплые вещи, которые пригодились.
Для фотоотчёта был взят фотоаппарат canon eos 1000d. В машину был установлен навигатор с картами навител, радар-детектор, флэшка с любимой музыкой. В путешествие также были взяты: складной стол, два стула, много продуктов, топор, и много чего, что может пригодиться в походе. И да — армейская саперная лопатка, трос — на случай если застрянем. В общем, приготовились основательно.
Итак, утро первого августа — выезжаем из Новокузнецка!
В прошлом году при поезде на озеро Ая в деревне Ельцовка была ужасная дорога — сейчас по самой деревне уложен новый асфальт, поэтому ехать теперь стало чуть комфортнее.
Сразу после Бийска идет ремонт дороги.
После Бийска отличная дорога, но множество населенных пунктов, в которых стоят камеры видеофиксации. Ехали на круизе, не нарушая ПДД.
Бирюзовая Катунь — первый вид.
В поселке Манжерок есть магазин Мария-Ра, можно сразу договориться о сплаве.
Было решено выбрать место для ночлега, им оказался населенный пункт Усть-Муны. До Усть-Муны не торопясь доехали за пять с половиной часов.
Пару слов о данной палатке. Собирается за 2 минуты — просто необходимо вытащить из упаковки, выбрать место, потянуть сверху за специальную верёвку, вбить колышки — вот и все. Убирается так же легко — складывается, если чуть надавить на нижнюю звездочку. Так получилось, что около трех ночи пошел дождь, который не прекращался до 10 часов утра. Причем шел он, как из ведра. Палатка выдержала это испытание на ура — только на внешнем слое немного конденсата, а внутрь ни одной капли не попало. Но есть один минус — я со своим ростом 184 см разместился впритык по длине.
Собираемся ехать дальше. Весь мусор обязательно убираем.
Перед Чемалом уходим на трассу М-52.
По пути на Семинский перевал.
Семинский перевал с легкостью преодолели на 3-ей иногда 4-ой передаче. Высота перевала 1717 метров. После подъёма сразу расположен рынок с различными алтайскими товарами. Выйдя из машины первый раз, ощутили, что температура внизу и вверху резко отличается.
Далее наш путь держал к Акташу через перевал Чике-таман.
Вид со смотровой площадки перевала Чике-таман.
Отличная дорога позволяла держать скорость 130 км/ч.
Дорога идет вдоль бирюзовой Катуни.
Местами дорога очень извилистая.
Памятник водителям Чуйского тракта.
По прибытии в Акташ остановились перекусить. Заправились на АЗС «Расул» до полного бака. У местных узнали, что до южного берега Телецкого озера около 140 км, поэтому бака в 57 литров хватит с запасом. Отмечу, что бензин неплохого качества, поведение машины не изменилось. В Акташе повернули влево по дороге на Улаган.
Недалеко от Акташа находятся Красные ворота.
После метрового озера местами начинается гравийная дорога, но в основном до Улагана проложен асфальт.
После Улага идет дорога на Балыктуюль.
Поворот на перевал Кату-Ярык.
В конце деревни Балыктуюль есть указатель на перевал Кату-Ярык, который сообщает, что ехать около 30 км. На самом деле по нашим замерам ровно 35 км. Указатель, наверное, для местных служит мишенью. Дорога начинается плохая, едем 40 км/ч, местами до 60 км/ч.
Вид на смотровую площадку перевала Кату-Ярык.
Одна из основных целей нашего путешествия — перевал Кату-Ярык.
На перевале очень красиво. Внизу открывается вид на реку Чулышман, виднеется несколько водопадов, вдали видны покрытые снегом сопки гор, дует средний холодный ветер. Если подойти к краю смотровой площадки и посмотреть вниз, то кружится голова. Внизу также видны несколько туристических баз. Мы приехали на перевал часов в 8 вечера, температура была около 12 градусов, поэтому снова были одеты теплые вещи. Всерьез задумались о снятии на ночлег домика, так как спать при такой температуре в палатке не хотелось. Но после спуска наши опасения развеялись — внизу была температура 22-23 градуса и дул несильный теплый ветер.
Спуск с перевала очень крутой, с множеством поворотов, которые используются как место для разъезда со встречным транспортом. На поворотах лучше притормозить, чтобы убедиться в отсутствии встречных машин, так как дорога местами очень узкая. С краю дороги соответственно очень крутой обрыв. Имея механическую коробку передач, спускаться легче — воткнул первую передачу и катишься потихоньку, изредка притормаживая. Мы спустились, не перегрев тормоза. Спустившись вниз, обнаружили три базы отдыха — первая прямо, вторая направо, третья налево в сторону Телецкого озера. На первой остановиться побоялись, так она находится на пути спуска с перевала. Просто мы представили, что у впереди идущего КАМАЗа вдруг откажут или перегреются тормоза, и он пойдет прямиком на эту базу. Хотя после спуска есть специальная куча гравия — наверное, как раз для такого случая.
База отдыха, где мы остановились после перевала.
Палатку поставили на краю базы.
Пару слов о базе отдыха: домик с человека стоит 500 рублей сутки, поставить палатку 300 рублей за место в сутки. Баня 700 рублей час, перед баней установлен бассейн, который входит в стоимость аренды. Для каждой палатки есть беседка. Все кругом чисто, шумит горный Чулышман, царит атмосфера отдыха. Связь отсутствует до самой деревни Балыкча, но там «ловит» только МТС. На базе есть спутниковый интернет. Мы попросили администратора отправить родным сообщение, что с нами все хорошо. Администратор разрешила воспользоваться их ноутбуком, и мы успешно передали сообщение через «вибер». Огромное ей за это спасибо. На базе также есть небольшой магазин сувениров, цены в нем гораздо гуманнее, чем где-либо на трассе. Мы купили близким несколько магнитов с изображением перевала Кату-Ярык. На базе также узнали, что до конечной точки нашего маршрута около 80 км или 4 часа езды.
После спуска с перевала поставили палатку на второй базе, развели костер, плотно покушали, сходили в баню и пошли спать.
С утра около 30 минут шел небольшой дождь, но потом резко выглянуло солнце. Не торопясь собрали палатку, позавтракали и выдвинулись дальше.
Несколько фотографий с базы отдыха.
Водопадов очень много, местные говорят, что от перевала до южного берега Телецкого озера их 77 штук.
После базы у перевала Кату-Ярык около 10 километров грунтовая дорога среднего качества, скорость составляла 30-40 км/ч. Далее начинается покрытие плохого качества, местами прошел гусеничный грейдер — трясет, как на стиральной доске. Также на дороге множество закрытых поворотов, разъезд на которых со встречным автотранспортом затруднен. Если на пути встречается съезд с основной дороги, то лучше им воспользоваться, так как там меньше ям.
Поначалу дорога не очень плохого качества.
В ущелье находится дорога на водопад Учар.
Где-то на середине пути находится база «Каменные грибы». На ней также есть домики, места для палаток. Место очень красивое. За 500 рублей переправились на другой берег Чулышмана и пошли на каменные грибы. Мы переправились на первой по пути от перевала базе, но если хотите идти на «каменные грибы», то лучше переплавляться на следующей базе чуть дальше — идти в общем туда-обратно на 30 минут меньше. Первая переправа — для более быстрого преодоления маршрута «водопад Учар». Местный алтаец сказал, что на водопад Учар необходимо около 6 часов — мы на него не пошли, так как были ограничены по времени.
По пути к каменным грибам.
Вид со смотровой площадки каменных грибов на Чулышманскую долину.
У нас путь с дальней переправы до каменных грибов составил туда-обратно 1 час 40 минут. Подъем к ним очень крутой, местами помогаешь руками цепляться за камни на горе. Настоятельно рекомендую взять с собой бутылку для воды — ее по дороге можно будет набрать из горных ручьев. На смотровой площадке очень жжёт солнце, но многие идут без маек — очень тяжело подниматься в гору под палящим солнцем.
После каменных грибов неплохой участок дороги, местами шли до 80 км/ч. Но потом дорога опять плохого качества.
Видео дороги после деревни Коо:
Деревня Коо. По пути на водопад Алчемар.
За время путешествия у нас сложилось мнение, что, как и в Индии, на Алтае корова — священное животное. Они ходят кругом и очень часто на дороге, причем сразу за крутым слепым поворотом, часто создавая аварийную ситуацию, или просто мешая проезду автомобилей. Вообще, если начинают появляться коровы, то скоро обязательно будет населенный пункт.
После деревни Коо следует деревня Балыкча.
Видео прохождения дороги перед базой Кырсай:
Конечная точка — южный берег Телецкого озера.
Приехали на южный берег около 7 часов вечера. С этой стороны Телецкого озера есть три базы — самая левая «Причал», посередине «Кырсай», справа «Чулышман». Мы побывали на всех базах. Подъездная дорога к этим базам представляет собой глубокую колею, иногда по ней проходит бортовой Урал. Но на полном приводе проехали без проблем, местами стаскивало в колею, пришлось активно работать рулем и педалью газа, но нигде не застряли. Дорога на базу «Причал» самая сложная, с самой глубокой колеей — стабильно цепляли днищем. Перед базой есть небольшой крутой подъем, перед которым расположена глубокая лужа — самое опасное место, где можно оторвать передний бампер, если резко въехать, или встать в луже, если не набрать нужную скорость. Но мы его успешно преодолели, взяв чуть наискосок и набрав необходимую скорость. Благо у ссанг йонга небольшой передний свес и подключаемый полный привод. База «Чулышман» расположена не на самом берегу Телецкого озера, а там, где Чулышман впадает в него. На базах «Причал» и «Кырсай» было много народу. Нам хотелось найти тихое место, и мы его нашли на базе «Чулышман». Поставили палатку, приготовили ужин, поели жареного хариуса, сходили в баню. За палатку отдали 250 рублей, за баню — 650 рублей за час. На южном берегу хорошо ловит «МТС», но интернет отсутствует.
Две рыбки жареного хариуса — 150 рублей.
Утром позавтракали и выехали в обратном направлении.
Машина после преодоления различных преград.
Обратный путь преодолели за 3,5 часа.
Видео подъема на перевал Кату-Ярык:
На перевал поднялись без проблем — на первой скорости и оборотах около 3 тысяч. Впереди нас очень тихо шел форд фокус 3 с московскими номерами — он поднялся, ничего не оторвав, но, мы так поняли, его до середины дотянул Урал.
Проехав от Акташа километров 80, выбрали базу для ночлега. Приготовили ужин, сходили в баню. Цены примерно такие же — 700 рублей за час бани с бассейном, 350 рублей палатка. Утром сходили на сплав по средней Катуни. Благополучно прибыли в Новокузнецк в 22 вечера.
Подводя итог, можно сказать следующее:
Путешествие заняло 4 ночи и 5 дней.
Пройдено 1850 км.
Потрачено на двоих вместе с бензином 16 000 рублей, продукты практически все покупались в Новокузнецке.
Средний расход автомобиля 9 литров на 100 километров.
Ехать по этому маршруту желательно на полноприводной машине.
Ссанг йонг нью актион показал себя с лучшей стороны — после приезда и диагностики подвески ничего не обнаружено, только небольшая дырочка на внешнем пыльнике наружного шруса. За 51 000 километров вся подвеска родная, ничего не брякает и работает в штатном режиме. Подвеска у него жесткая — поэтому по пути не было допущено ни одного пробоя. Огромный плюс — круиз-контроль, который позволял расслабиться на трассах. Хотя для него лучше подойдет дизельный двигатель, так как 2 бензиновых литра частенько приходится крутить на обгонах или бездорожье. На бездорожье так же показал себя с хорошей стороны — для кроссовера вполне приемлемо. Посадка удобная — ничего не затекает и не болит.
Безопасность присутствует — от перевала Кату-Ярык до южного берега два раза видели новенький полицейский патриот. Да и по рассказам администраторов баз отдыха сейчас уже не так, как раньше — туризм развивается, и с местными отношения гораздо лучше. Многие из местных работают на турбазах.
На маршруте были посмотрены далеко не все достопримечательности, чтобы все посмотреть, нужно хотя бы полных 6-7 дней.
Итог:
Сейчас, задавая себе вопрос, поехал бы снова туда? Нет, не поехал. Скажете почему? Да, там очень красиво. Много впечатлений, не так далеко от дома. Смотреть на то же самое? Качество дороги оставляет желать лучшего. Не каждый готов проехать 200 км по бездорожью. Поехал бы только пассажиром или когда проложат новую дорогу. Но второе, наверное, просто нереально или будет лет через 20. На Алтае есть еще места, куда можно прокатиться. Поэтому следующий будет другой маршрут.