Балканские запахи 2016. Часть I

14.09.2016 | 25710 просмотров

Россия (Пермь) — Белоруссия — Польша — Словакия — Венгрия — Сербия — Черногория — Албания — Босния и Герцеговина — Хорватия — Венгрия — Словакия — Польша — Белоруссия — Россия (Пермь)

Висит у нас дома на стене политическая карта Европы, в которой разноцветными канцелярскими флажками отмечены города и места, где мы с Леной побывали. Какие-то страны густо усеяны, некоторые представлены одиночными метками, но как-то так получилось, что почти единственным «белым пятном» на карте оставались Балканы. Почти — потому что не удалось пока побывать в Швейцарии, в маленьких Дании и Люксембурге, да ещё на островах западнее пролива Ла-Манш.

Отпуск на июнь намечался относительно большой для нас — 3 недели, в связи с чем было решено ликвидировать эту топографическую несправедливость и прокатиться по бывшим федеративным республикам Югославии. Я понимал, что даже 3 недель не хватит, чтобы более-менее обстоятельно увидеть все 6 молодых государств, образовавшихся после распада СФРЮ. Однозначно хотелось познакомиться с братской Сербией, отдохнуть 3-4 дня на море в Черногории, обязательно посетить загадочную Боснию и Герцеговину, ну а дальше как получится. При этом такие транзитные шенгенские страны как Польша, Словакия и Венгрия тоже не хотелось бы пролететь не глядя, без остановок.

В результате предварительный маршрут нарисовался приблизительно такой:

По факту мы от него не сильно отклонились, но об этом позже.

Старт планировался на вечер пятницы 10 июня, на работу 4 июля, значит, нам надо вернуться не позднее 3-го. Заранее, через сайт booking, я забронировал всего один отель в черногорском курортном городе Сутоморе, на 3 ночи (20-23 июня). От гостиницы до двух пляжей — городского и «дикого» — одинаковое расстояние примерно 600 метров. С одной стороны, не близко, а с другой прогуляться пешком 7-8 минут совсем не в напряг.

Небольшой 3-местный номер со всем необходимым, кроме телевизора, без завтрака, но с общей кухней, за 3 суток обошёлся нам в 45 евро (45х74,50 = 3 352,50 руб).

Все остальные ночёвки будем проводить в машине или искать отель/кемпинг по месту.

По дороге туда я выделил по одному дню на Польшу, Словакию, Венгрию, остальное время до 23-го числа отводилось на Сербию и Черногорию, а с 23-го — на возвращение домой через Боснию и Герцеговину.

Годовой мультишенген в паспортах есть, бюджет поездки ограничен суммой 150 000 рублей. Из этих денег за пару дней до выезда купил в банке 650 евро по курсу 74,50 руб. за 1 евро, 11 575 руб. оставили наличкой в кошельке и 90 000 руб. на карте.

Выехали вечером 10-го июня в 21 час по нашему времени. За Краснокамском дороги как не было, так и нет, хорошо хотя бы объездную отремонтировали. До Татарстана я решил проехать коротким путём, по которому мы на мартовские праздники ездили в Казань, т. е. через Игру и Кильмезь, затем по наплавному мосту через Вятку (весной там была ледовая переправа). Тогда эта дорога мне понравилась полным отсутствием фур, гаишников, камер и тем, что она короче на 100 км, чем через Ижевск.

Свернув после Большой Сосновы на Игру, с разочарованием обнаружили, что и здесь за 3 месяца дорогу убили, хотя ещё в марте был отличный асфальт. К ночи кое-как добрались до Игры и там на заправке поспали в машине. Ночью прошёл дождь, который чуть не испортил нам последующий участок пути до Казани.

11 июня
Игра — Казань — Москва

За 20 км до реки Вятки начался квест — глиняную грунтовку смочило ночным дождём, и, как оказалось, по понтонному мосту пускают не только легковушки, но и фуры, которые в этой глине застревают, и при попытке их объехать легко засесть самому, что со мной и случилось. Благо, удалось быстро и без посторонней помощи выбраться, но чистая машина забрызгалась грязью по самую крышу.

Тут же ещё дорожники добавляют экстрима — они пытаются засыпать самый плохой участок огромными булыжниками, которые потом дробит гусеницами и ковшом трактор. А пока он это всё не раздробил, есть риск пробить колесо или хуже того — повредить двигатель, бензобак либо подвеску.

Да ещё за проезд по мосту с меня содрали 500 рублей, хотя в интернете народ писал, что цена с легковушек 300 руб. В общем, летний эксперимент был признан неудачным и обратно мы там не поехали.

В этот день выяснилось, что наш автохолодильник накрылся. Вентилятор крутится, но наружу не гонит горячий воздух, как должен, и внутри не охлаждает. Пока Лена рулила, я попытался на коленках с помощью перочинного ножа разобрать его и починить. Одну причину поломки обнаружил: пропало питание на соединительной колодке — устранил, горячий воздух наружу пошёл, но внутри всё равно не холодит. Отложил ремонт до возвращения домой, там всё-таки и инструмент есть, и целая мастерская в подчинении. Но в такую жару без холодильника очень плохо, надо будет как-то решать вопрос в дороге.

Ночью на МКАДе попали в сильнейший ливень, машины практически плыли, а не ехали. Зато всю глину с машины смыло, как на мойке. Заночевали снова на заправке на шоссе М1.

12 июня
Москва — Белосток

Вечером 12-го прошли польскую границу на КПП возле Гродно. Белорусскую часть проскочили быстро, машин было всего две, включая нас. А вот на польской стороне начались странности. Одна машина стояла в красном коридоре, в зелёном никого. Заезжаю туда, из будки выходит тётенька-таможенник, первым делом спрашивает, везем ли кошек-собак, потом просит открыть багажник, видит там 1 чемодан, картонную коробку и пару сумок и заявляет, что у нас слишком много вещей и поэтому нам надо переехать в красный коридор. Мои возражения, что у нас нечего декларировать, её не переубедили.

Ладно, встаю в очередь вторым в красный коридор. Там наши соотечественники, семья с двумя маленькими детьми. Как мы поняли, им тоже нечего было декларировать, но они по незнанию или по ошибке заехали в красный. Смотрим, поляки проверяют у них весь багаж, конфисковывают какие-то продукты, в том числе детское питание. Дети ревут, родители ругаются, все на нервах.

Доходит очередь до нас. Подаём паспорта в окошко другой девушке в погонах, она проверяет на сканере отпечатки пальцев и говорит: «Выкладывайте все вещи на коврик», и показывает на кусок ткани размером примерно 100х70 см, лежащий рядом с будкой. Я ещё переспросил её: «Что, прямо все-все вещи?» Да, отвечает.

Открываем багажник и начинаем всё вытаскивать из машины. Тут я замечаю, что коврик какой-то влажный, да и все наши вещи на него явно не поместятся. Вдруг эта сотрудница выбегает из своего домика и кричит: «Что вы делаете, не надо сюда вещи ставить, надо ногами на коврик встать!» Ладно, встаю тапками на коврик, она опять кричит: «Нет, снимайте обувь, надо босиком вставать, это дезинфекция!» Наконец, вроде, выполнили всё её требования, уже небольшая очередь машин скопилась, все ржут над нашими «танцами». Потом специально посмотрели — больше никого не ставили на мокрый коврик. А вещи наши никому оказались не нужны, ничего в багаже не проверяли. Блин, сегодня день приколов и розыгрышей, что ли, у поляков на границе, развлекаются от скуки, в «футбол» туристами играют.

Заехали в г. Белосток, в котором уже бывали раньше. Немного погуляли, потом нашли недорогую гостиницу и остались тут на ночь.

Обнаружили в номере нестандартное техническое решение — вроде бы обычный шкаф-купе:

сдвигаем дверь, а там… туалет и душ.

Причём душ подключён к смесителю умывальника. Мыться не очень удобно, зато владельцам сплошная экономия на сантехнике.

В отличие от санузла, завтрак был просто шикарный. Вообще, по нашему личному опыту можно сделать вывод: в обычных польских гостиницах завтраки самые лучшие в Европе. И в этом мы уже не раз могли убедиться.

13 июня
Белосток — Освенцим — Жилина

Посовещались с Леной и решили посетить в этот день не замки или другие средневековые достопримечательности Польши, а город Освенцим, рядом с которым находится комплекс бывших немецких концлагерей Аушвиц-Биркенау.

Во второй половине дня добрались до Освенцима, оставили машину на платной парковке, нашли кассу. Выяснилось, что билеты в музей бесплатные. Видимо, считается кощунством брать деньги за посещение ТАКИХ мест. На входе в комплекс — металлорамка и полный досмотр личных вещей.

Музей работает до 19 часов, мы зашли внутрь около 17 часов, а вышли уже в девятом часу. При этом никто не выгонял нас и других задержавшихся посетителей, все экспозиции и помещения как были открыты, так и остались.

Надпись на воротах «Труд делает свободным».

Жизнь заключённых в бараке.

В лагере Аушвиц мы успели посмотреть практически всё, а в Биркенау, естественно, уже не успели. Думали, что посещение будет очень тяжёлым и гнетущим для психики, и, наверно, для большинства людей это действительно так, но только не для тех, кто был в школе № 1 нашего города Беслана. Скажем так — после Беслана мы перенесли Освенцим легче. Хотя масштабы и жестокость преступлений фашистов, конечно, поражают до глубины души.

Единственный момент, который нас покоробил — в каждом бараке организованы экспозиции по странам: в одном бараке всё посвящено венгерским евреям, в другом голландским, тут чешским и словацким, а советского или русского барака нет. Видели только небольшой стенд с несколькими бумажными письмами и документами на русском языке да ещё упоминание о том, что лагерь освободили советские войска. А так в целом создаётся впечатление, что СССР как бы ни при чём и пленных наших там не было. Хотя, возможно, это из-за небольшого (на фоне остальных наций) количества советских узников: по различным источникам от 15 до 100 тысяч человек против миллиона евреев.

Поужинали на опустевшей парковке в компании играющих со своими детьми владельцев этого нестандартного дома на колёсах с номерами Нидерландов. Расставили стол под раскидистой липой и пили чай «впринюшку» с липовым ароматом.

Ночевали мы на паркинге у словацкого замка Будатин в пригороде Жилины (координаты 49°14' 14.0'' C, 18°44' 03.8'' В). Рядом частные дома, и, вспоминая Чехию год назад, я всё ждал, что вот-вот приедет полиция и начнёт выяснять, что за непонятная одинокая машина притаилась тут в засаде. Но то ли словаки не такие паникёры, как чехи, то ли ещё что, а минуты тикали, и до нас никому не было дела.

14 июня
Жилина и окрестности — Банска-Быстрица

Утром выяснилось, что сам замок с 7 июня закрыт на реставрацию, но по красивому парку вокруг него можно погулять, что мы и сделали.

В воздухе перемешаны запахи дождя, цветущей липы, свежескошенной травы и свежеспиленных деревьев.

Затем поехали в другой близлежащий замок — Стречно (координаты 49°10' 37.8'' C, 18°51' 46.4'' В). Подняться к нему пешком можно по асфальтированной широкой дороге или по лесной крутой лестнице слева от парковки, которая привела нас в этно-деревню.

Замок работает с 9 утра, билет стоит стандартные для Словакии 5 евро, осмотр только организованно с местным гидом.

Так замок Стречно выглядел в лучшие годы:

А вот так в худшие:

Сейчас, после реставрации, он выглядит получше, чем на этом макете.

Мы попали в первую же группу то ли чешских, то ли словацких бабулек-пенсионерок и школьников. Надо сказать, не самая удачная компания — школьникам скучно, почти все идут, уткнувшись в телефоны, а пенсионеры просто не могут забраться по узким крутым лестницам. Ситуация с ними чем-то напомнила сцену из «Трех мушкетеров» по дороге за подвесками: потихоньку кто-то оставался на предыдущем этапе, остальные шли вперед, потом отсеивался очередной путник.

До последнего уровня добрались самые стойкие. Хотелось бы нам, дожив до такого же преклонного возраста, иметь силы, желание и возможность по-прежнему шататься по крепостям и замкам. С другой стороны, нам было легче осматривать замок в полном соответствии с поговоркой о соотношении народа и кислорода.

А наверху красота! Свежий ветер приятно обдувает и доносит запахи леса и реки.

Многое из рассказа девушки-экскурсовода было понятно. Например, остановившись у какого-то колодца, она спросила у всех: «Чё мыслите, чё то е?». Колодец оказался «хладничкой» (холодильник). Или ещё такой момент запомнился — три бабульки остановились у камеры пыток, одна туда заглянула, вторая спрашивает по-своему: «Что там?» Та ей отвечает: «Мучерня». Ну, понятно же всё :)

Сразу отмечу, что за эту поездку мы посмотрели 25 замков и крепостей (а за все предыдущие путешествия их было 45), и если подробно рассказывать о каждом объекте, то никакого отчёта не хватит. Так что постараюсь кратко, без описаний, легенд и цитат из «википедии». В этом отчёте будут только наши личные наблюдения, впечатления, эмоции от увиденного и от общения с разными людьми по ходу поездки.

Вернулись в Жилину, поставили машину на платном паркинге (0,5 евро в час, не помню, чтобы я вообще когда-нибудь видел такие «сладкие» цены в Европе) и погуляли по старому городу.

Памятник Кириллу и Мефодию в Жилине.

На городском рынке купили недорого вкуснейшую клубнику и черешню. В кафе на центральной площади съели по комплексному обеду за 3,80 евро — суп и второе, порции большие.

Потом поехали смотреть третий на сегодня замок — Лиетава (координаты 49°09' 36.9'' C, 18°41' 02.0'' В), живописные руины на лесистом холме.

В настоящий момент замок реставрируется, но никто не запрещает гулять по нему.

На многих местах висят таблички с надписями, что здесь было. Некоторые приспособления используются работниками по назначению до сих пор:

Подъём и спуск к замку — хороший способ утрясти сытный обед и зарядка для ног. Удивительное дело, но в лесу нет комаров!

Где-то по дороге увидели магазин Metro, заехали посмотреть автохолодильник. У Лены есть карточка нашего пермского Metro, полученная много лет назад, и сюда нас по ней впустили, только выписали свою словацкую одноразовую карту.

Холодильник нашли по цене 54 евро (предыдущий брали тоже в Словакии в 2011 году за 29 евро) и даже лучше, чем сломанный, — этот ещё и от сети 220 В может работать. Так что понесли непредвиденные расходы на покупку, но зато теперь можно спокойно везти домой какие-то колбасы, пршут, сыр и другие продукты.

На вечер мы оставили город Банска-Быстрица. Тут есть музей военной техники времён Великой Отечественной Войны под открытым небом:

Красивая старая часть города. Ох и замучались мы ее искать! По дороге спрашивали, где находится старая крепость, все показывали направление, мы шли туда, но ничего не находили. Наконец, одна тётечка уточнила: «Барбакан?». Видимо, от всей крепости только он и остался. Так оно и оказалось — остатки барбакана и крепостной стены. А это бывший замок, а ныне — ресторан:

В самом центре города стоит ухоженный памятник советским воинам с цветами и венками. Приятно.

Зашли в сувенирный магазин за очередным магнитиком, продавец неплохо говорит по-русски. Я его спросил, когда Россия со Словакией играют. Он глянул расписание по интернету и ответил с улыбкой: «Завтра. Наши выиграют» Я с ним спорить не стал, потому что сам почти не сомневался в этом. Так оно и случилось в итоге. Ну да ладно, смотреть футбол в этой поездке нам было совершенно некогда.

Возвращаясь к машине, сняли обувь и прогулялись босиком по траве в липовом парке, подышали чудесным запахом и нарвали цветов для чая.

15 июня
Замок
Dregeley — Ноград — Палич

Переночевали ещё в Словакии, снова в машине, а утром перед границей с Венгрией купили на заправке виньетку на 1 месяц. Минимальный период — 10 дней, цена 26 евро. Следующая градация — месяц за 41,5 евро. Обидно отдавать такие деньги за транзитный проезд страны, но штрафы ещё больше. Кстати, в Словакии мы виньетку не покупали, так как всё время передвигались по бесплатным дорогам, что туда, что обратно. А вот в Венгрии такой фокус уже не пройдёт.

Взяли курс на Сербию, но сначала заехали посмотреть абсолютно нетуристический замок Dregely (не знаю, как правильно произносится это название по-русски), а точнее, остатки от него, расположенные в лесу в стороне от основных дорог, в национальном парке Дунай-Иполи.

Фото из интернета:

По навигатору доехали до лесной дороги, перед которой стоял знак «Движение запрещено». Мы припарковались, собрались идти пешком, но тут подъехали трактор и небольшой грузовичок. Я остановил их, спросил дорогу до замка, мужики сперва не поняли, а потом махнули, типа, езжай туда.
— А как же знак?
— Да наплюй, езжай за нами.

Они доехали до какой-то развилки, свернули налево, а нам из кабины пассажир махнул — вам прямо. Вскоре асфальт кончился, началась грунтовка. Сколько можно было, ехали, а дальше «Карнивал» не пройдёт, хотя колея есть. Заглушили двигатель, а перед машиной косули гуляют, смотрят на нас, не боятся. Только когда мы вышли из машины, они медленно утопали в чащу. Рядом с машиной — охотничий лабаз. Интересно, с него на медведей охотятся? Тут же рядом следы копыт, и маленькие — косульи, и большие — кабаньи.

Оставили машину и пошли по одной из троп, ориентируясь интуитивно, пока не увидели на деревьях нарисованные знаки и стрелочки, показывающие направление к замку (это я так решил, что к замку, хотя на самом деле ничего конкретного на знаках не было). В детстве была у нас такая уличная игра — «Казаки-разбойники». Все играющие делились на 2 команды. По сигналу «разбойники» прятались где-нибудь, а «казаки» не должны были подглядывать за ними. В качестве подсказок для поиска путь передвижения обозначался с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах, деревьях). И здесь в Венгрии, заметив подсказки в лесу, я сразу вспомнил нашу детскую забаву и рассказал о ней Лене. Оказалось, Лена в детстве в такую игру не играла.

В общем, двигались мы в верном направлении и нашли таки «разбойничье логово».

Как и ожидалось, в замке, кроме нас, ни души. Чистая романтика. Обошли руины вокруг по периметру, облазили все стены и закоулки, куда физически можно было забраться.

Похоже, замок не совсем заброшен. На подходе к замку стоит столик со скамейками и разделочной доской, а рядом с ними — стенд с пиктограммами, что это место для обеда.

На одной из внутренних стен обнаружился любопытный деревянный ящик, типа почтового.

Открываем, а там книга отзывов и ручка к ней прилагается.

Все страницы пролистали — на русском ни слова, даже на украинском ничего нет. Ну, что ж, значит, мы будем первыми россиянами, оставившими свой автограф в этой книге, а может и того больше — посетившими этот замок. Так что, если будете вдруг в Dregely и увидите в книге сообщение от пермяков — знайте, это мы. :)

Из замка нас прогнал сильнейший ливень. Благо, мы предусмотрительно взяли с собой полиэтиленовые плащ-накидки. Надели их, защитили от воды хотя бы фототехнику, а сами, шлёпая почти по колено по мгновенно появившимся ручьям и мокрой траве, спустились к машине. Штаны и обувь пришлось переодеть.

Тут и дождь кончился, и решил я заехать по пути ещё в один нетуристический замок или крепость — Ноград (Nograd, координаты 47°54' 25.0'' C, 19°02' 41.7'' В).

Поднимаясь по холму к замку, обнаружили несколько деревьев с поспевшей шелковицей. Опавшие ягоды ковром усеяли всю траву под деревьями, но и на ветках ещё было чем поживиться. Набрали себе пакетик на послеобеденный десерт.

Солнце печет, на всю округу пахнет травой и липовым цветом. Похоже, этот запах будет преследовать нас весь отпуск, но мы не возражаем.

Во дворе замка, кроме нас, присутствовала ещё одна влюблённая парочка, любовавшаяся пейзажами вокруг и друг другом.

Мы тоже налюбовались местными красотами и спустились в деревню, где оставили машину. Хотели сначала отобедать в ближайшем домашнем кафе, но цены в меню как-то не порадовали, да и венгерских форинтов у нас не было, а карточки они не принимали.

Всё ещё не отойдя от лёгкого шока, вызванного стоимостью виньетки, и морально «добитые» ценами на еду в деревенском кафе, решаем в Венгрии больше ни в какие города не заезжать, ничего не покупать, нигде не обедать и не заправляться. Пусть это будут наши маленькие «контрсанкции» на венгерскую дороговизну.

Поэтому быстрее по автобанам добрались до границы Сербии. Венгерские таможенники проявили интерес к «Карнивалу» и по-русски порасспрашивали меня про машину. Никакого осмотра не было, из салона мы не выходили, только проверка паспортов.

Границу прошли в течение 5 минут и около 17 часов местного времени остановились в Паличе, это курортный городок возле Суботицы. Причина выбора Палича в качестве привала проста — здесь на берегу лечебного озера с красивой набережной имеется неплохой зоопарк, а зоопарки, как и замки с крепостями — это наша слабость. :)

Мы пока не знали, где именно расположимся на ночлег, но так как две предыдущих ночи провели в машине, то сейчас настала очередь гостиницы. Остановились у первого попавшегося банкомата, сняли 10 000 динаров и прямо напротив увидели виллу, на воротах которой висит реклама: Rooms, Sobe, wi-fi и т.д.

Зашли во двор, из дома выбежала хозяйка, примерно нашего возраста, как она сама представилась — Таня. Она показала нам все доступные комнаты (три номера и все были свободны). Шикарные апартаменты с кухней, парковкой, интернетом, бесплатным чаем и кофе, за 25 евро. В ванной комнате оказались, помимо традиционных мыла и шампуня, еще и ватные палочки, и ватные диски, и даже предметы женской гигиены разных фирм. Цена и качество нас вполне устроили, остались здесь. Так наличкой в евро и рассчитались.

Таня оказалась очень эмоциональной и общительной женщиной. Всё у нас разузнала — откуда мы, сколько раз были в Сербии, куда едем, сколько у нас детей и пр. Рассказала про свою семью, объяснила, куда можно сходить поужинать, как пройти к озеру и ответила на другие наши вопросы. Первым делом мы нашли по совету Татьяны одно домашнее кафе и там, наконец-то, попробовали знаменитую балканскую плескавицу (котлету из рубленого мяса) с сербским пивом.

Сытые и довольные вернулись на виллу, ответили на кучу вопросов, нужных для заполнения специальной анкеты (на сколько дней приехали, через какой таможенный пункт въезжали, куда поедем потом), оставили Тане паспорта для оформления проживания, а сами отправились гулять на озеро.

На одной из улочек слышим русскую речь и видим небольшую компанию людей у машины с белорусскими номерами. Я весело кричу: «Привет белорусам!» Они: «Привет белорусам!». Мы с женой засмеялись и говорим, что мы из России, но привет принимается. Оказывается, их тут целая команда, человек 12, на 3 машинах, тоже ищут ночлег. Спросили у нас, не можем ли мы им в этом помочь. Мы посоветовали обратиться к нашей хозяйке Тане, объяснили, как её найти.

Пришли на набережную, гуляем, покупаем у сувенирного киоска магнитик Палича, и тут Лену кто-то одёргивает. Это наша хозяйка прибежала, возвращает нам паспорта. Оказывается, она, как узнала, что мы ушли без документов, испугалась и побежала вдогонку нас искать. Мол, без паспортов туристам никак нельзя, полиция может забрать в участок. Очень трогательная забота о своих постояльцах.

Набережная красивая, зеленая вода подступает прямо к ограждению. Прогулялись, нашли зоопарк, узнали время работы и стоимость билетов, прошлись по парку.

Возвращаемся с прогулки и уже издалека замечаем, что количество машин на парковке увеличилось втрое — к нашему «Карнивалу» добавились два белорусских авто. А в уютном дворике сидит за столом глава семьи Григорий с банкой пива в руке, все остальные суетятся вокруг с вещами и документами. Вот так невзначай мы подогнали Татьяне новых клиентов. Было пусто, стало густо :)). Даже комнат на всех не хватило, ещё одну машину с белорусами, микроавтобус, Таня пристроила у своих знакомых.

Мы перед сном с белорусами пообщались. Едут они всей этой дружной компанией в Грецию на острова. Утром мы почти одновременно разъехались и тепло попрощались друг с другом и с хозяйкой.

16 июня
Палич — Суботица — Дунджерский замок — Нови-Сад

Жара. В 9 утра — 27 градусов. Хорошо, что в зоопарке почти везде тень и прохлада.

Билет в зоопарк стоит 250 сербских динаров, по тогдашнему курсу это примерно 165 рублей. Зоопарк действительно хороший. Лена выпросила у работников на память красивое сине-жёлтое перо из крыла ары.

Патагонские зайцы – маара.

Зарядившись позитивом от общения с животными, поехали в Суботицу. Нашли красивую пешеходную улицу Korzo, городскую ратушу с голубым фонтаном.

Погуляли, попробовали сербское мороженое, пообедали в летнем ресторанчике.

Следующим пунктом был очередной нетуристический замок — Дунджерский, или Белый замок (координаты 45°39' 15.4'' C, 19°54' 10.5'' В). Расположен он в лесном оазисе среди полей, вдали от больших городов и трасс, и тем более удивительно, что в замке базируется отель «Fantast».

Таблички на двери замка.

Непонятно, кто останавливается в этом отеле и что здесь можно смотреть, кроме собственно замка. Хотя место, конечно, замечательное, тихое, успокаивающее. В процессе прогулки у нас обоих возникло ощущение, что мы перенеслись в машине времени в советский санаторий времён застоя. Вот только слегка омрачал идиллию неприятный запах, перебивавший и липу, и сосны. Причина выяснилась позже — рядом с замком расположена конеферма, специфический «аромат» от которой и портит немного всю романтику. Зато на лошадок полюбоваться можно, сидя в старинной карете.

Так хотелось задержаться здесь подольше, что мы достали из багажника раскладные кресла, термос, вкусные сербские пироженки, расположились на поляне в тени больших лип и с огромным удовольствием попили чай на природе.

Дальше мы направились в город Нови-Сад. После Венгрии я снова включил на «гармине» запрет проезда по платным магистралям (до Венгрии он также был включен), поэтому все маршруты по Сербии навигатор прокладывал по второстепенным «деревенским» дорогам. Едем где-то после этого замка как раз, догоняет нас маленькая старенькая местная машинка, идёт на обгон, равняется со мной, и вдруг водитель, пожилой мужчина, вытягивает правую руку в пассажирское окно и показывает мне поднятый вверх большой палец, типа «Во! Молодцы!» Чуть позже он остановился у магазина в городке, вышел из машины, дождался нас и ещё помахал нам в приветствие. Мы так поняли, что он увидел российские номера и таким образом выразил свои чувства по отношении к братскому народу. Подобное поведение мы потом ещё несколько раз встречали от сербов, правда, только от людей в возрасте.

В 17:30 припарковались у стен крепости Петроварадин на берегу Дуная (координаты 45°15' 15.6'' C, 19°51' 35.4'' В).

Побродили по территории крепости, посмотрели на известную башню с часами, у которых часовая и минутная стрелки специально перепутаны местами, запечатлели вид на Нови-Сад со смотровой площадки.

Время 6 часов вечера, стрелки расположены наоборот.

Вид из крепости на крыши старого города Петроварадин.

Панорама Нови-Сада.

Вид на крепость с моста.

Перешли мост и отправились в старый центр. На улицах Нови-Сада:

Непривычно ходить в центре Европы и видеть русские буквы.

Утром в Суботице на рекламном плакате я заметил расписание культурно-массовых мероприятий, планируемых летом в Новом Саде. Сегодня как раз начиналось одно из них — фестиваль вина. И выйдя на центральную площадь города, мы застали приготовления виноделов к этому празднику. Видно было, что задумана внушительная ярмарка, но ещё не все участники успели оформить свои ларьки и стенды. Тем не менее, праздничная атмосфера витала в воздухе и передавалась всем вокруг, в том числе не без помощи красивых весёлых девушек в нарядах сказочных героев

Нагулявшись почти до темноты (а темнеет там рано, в 20:30 уже сумерки), задумались о месте ночлега. Посмотрев карту, решаю немного проехать в сторону Белграда и свернуть к берегу Дуная, вдруг какая-нибудь подходящая уединённая полянка подвернётся.

Нам повезло — в живописном месте обнаружился отель «Dunav», по внешним признакам довольно презентабельный и, вероятно, дорогой, при нём рыбацкий клуб, а рядом на большой поляне под деревьями организованное место для пикников с десятком стационарных столов и лавочек и даже уличными душами. Я так думаю, что если бы такое же обустроенное место было у нас на Каме в радиусе 50 км от Перми, то застать там летом да при хорошей погоде, свободный стол в 21 час было бы нереально. А тут всё пусто, отдыхай не хочу.

О том, что Дунай не так давно разливался и топил Европу, напоминают огромные лужи.

Подъехали к одному из столиков, поужинали и уже в полной темноте помылись в Дунае. Только легли спать, как поднялся жуткий ураганный ветер. Деревья страшно шумели и гнулись прямо над машиной, угрожая рухнуть на нас, и Лена уговорила меня переехать на парковку у отеля.

17 июня
Нови-Сад — Инджия — Шабац — Ужице

В этой поездке мы намеренно отказались от посещения всех столиц, оставив их на следующий раз. Так что Белград нас ещё подождёт.

Где-то на трассе накупили много дешёвых фруктов — черешню, вишню, сливу, груши, персики.

Возле г. Инджия специально заехали в аутлет Fashion Park. Сколько путешествуем по Европе, а в подобных аутлетах никогда не были, интересно же. Походили там, посмотрели. Если бы курс евро был, как 2 года назад, здесь было бы заманчиво что-нибудь купить, а сейчас даже с учётом скидок цены кусаются. Воспользовались их туалетом — помыли все фрукты и выдвинулись в сторону Черногории.

Жарко. Очень тяжело. Не спасает даже кондиционер. Поэтому, проезжая г. Шабац и увидев с моста отдыхающих людей на городском пляже, не смогли удержаться и свернули к берегу. С огромнейшим наслаждением, как будто нашли оазис среди пустыни, искупались в тёплой зеленоватой реке, открыв купальный сезон в этом году.

Я думал, что это Дунай, потом посмотрел на карте — речка Сава. Позагорали, сделали несколько заходов в воду. Тут же приятным бонусом обнаружилась небольшая древняя крепость Шабац, осмотрели её в паузах между купаниями.

Потом пообедали в придорожном ресторанчике под сомнительным для русского слуха названием «Burda», но это как раз тот особый случай, когда содержание оказалось лучше формы.

Взяли чорбу из ягненка, колбаски «чевапи» и по бутылке лёгкого лимонного пива «Lav» (Лев). Качество блюд просто выше всяких похвал.

Ещё до поездки мы знали, что кухня на Балканах очень вкусная, и вот теперь каждый день в разных местах убеждались в этом на собственном опыте.

Где-то на лесном серпантине встретили дичь, перебегавшую дорогу в неположенном месте:

К вечеру добрались в г. Ужице, чтобы покорить очередную средневековую крепость, словно каменной короной венчающую вершину скалы (координаты 43°51' 08.7'' C, 19°49' 44.3'' В).

Снимок из интернета:

Немного поплутали в лабиринтах узких улочек, но с помощью опросов местных жителей нашли нужный проход. Перед входом в развалины установлен щит с историческим описанием крепости на 3 языках — сербском, английском и русском. Мелочь, а приятно.

Виды оттуда на городок очень живописные.

На дорогах Сербии можно часто увидеть старенькие машины «Застава» югославского производства, напоминающие наши вазовские восьмерки.

А в населённых пунктах в районе школ на асфальте нанесены вот такие надписи:

Иногда они дублируются на латинице.

Едем дальше к месту под кодовым названием «деревня Кустурицы», она же Дрвенград, Мечавник и Мокра Гора. Но тут на нашем пути попадается реклама автокемпинга Viljamovka. Решаем нарушить порядок ночлега по схеме «2 ночи в машине/1 в отеле» и следуем по указателям. Нас встречает пожилая семейная пара. Узнав, что мы из России, улыбаются ещё теплее, чем обычным клиентам, называют нас братьями и сёстрами, знакомят с кемпингом, показывают территорию. Кроме нас, гостят ещё французы на автодоме.

Автодом французов.

Цена за ночь по 6 евро с человека и 5 за машину, итого 17. За палатку ещё плюсом 3 евро. Можно было бы развернуться и уехать, конечно, но уж больно живописное место, хозяева дружелюбные и кемпинг симпатичный, со своей изюминкой — представьте настоящий добротный деревенский дом с беседкой, баней, садом и огородом. И тут кому-то пришла в голову хорошая идея — превратить всё это хозяйство в место отдыха для автотуристов, то есть ещё и зарабатывать на этом.

В отдельном маленьком домике сделан душ и туалет для гостей, веранда с диванами для отдыха, большой мангал с вертелом, вращающимся от потока воды из крана, по типу водяной мельницы; а стояночные места для машин и палаток расположены в саду между грушевых деревьев.

Мангал на гидроприводе.

Такая невероятная домашняя атмосфера и красота вокруг, что мы решили остаться. Вот только палатку за 3 евро всё-таки не стали ставить, поспали в машине.

После оформления положенных документов хозяин угостил меня рюмочкой ракии собственного производства. Уж он её нахваливал и так, и сяк, раскручивал меня на покупку. Но 10 евро за бутылку самогона, пусть хотя бы и братского, я отдать не готов.

18 июня
Мокра Гора — мост Джурджевича

После завтрака напросились на экскурсию в автодом к французам. Никогда не видели вживую, как оно там внутри всё устроено. Экскурсия плавно перешла в знакомство, рассказы о машинах и совершённых путешествиях, обмен телефонами и адресами.

Супруги Жан-Мари и Аннелор — французские пенсионеры, путешествуют по миру на своём кемпере бОльшую часть года: 3-4 месяца катаются, ненадолго возвращаются домой, обслуживают машину и снова в путь. За 13 лет намотали на этом автодоме 300 000 км. Бывали и в России, проехали от Питера до Байкала.

Забавное у нас получилось общение — мы совсем не знаем французский, они не знают русский, Жан-Мари немного говорит по-английски, его жена по-немецки, Лена вспомнила школьную программу немецкого, вот так и поговорили на 4 языках да плюс жесты.

В компании с ними был ещё пёс лабрадор, с которым Лена быстро нашла общий язык.

Жан-Мари предложил сфоткаться всем вместе на память, я установил штатив, и мы закрепили российско-французскую дружбу на фоне вот этого великолепного сербского пейзажа.

В итоге наш выезд сильно задержался, попрощались с новыми знакомыми, с хозяевами и через несколько минут припарковались у деревни Кустурицы (координаты 43°47' 46.2'' C, 19°30' 25.6'' В). Парковка бесплатная, но за вход в деревню нужно заплатить 250 динаров с человека (165 руб).

На входе гостей встречает смешной охранник:

Сама деревня — это этнографический музей, но здесь можно жить — многие дома одновременно с экспонатами являются ещё и гостиницами разной категории. Тут есть кафе и рестораны, церковь, парикмахерская, магазин, теннисный корт.

Юрий Гагарин, Диего Марадона, Фидель Кастро — видимо, это кумиры режиссёра.

Улицы и площади носят названия уважаемых лично Кустурицей людей: Николе Теслы, Никиты Михалкова, Эрнесто Че Гевары и многих других.

Дом писателя (куча писаца) и портрет Ф.М. Достоевского.

В сувенирной лавке.

Парикмахерская.

Просто какие-то уличные приколы:

Ретро автомобили:

Троллинг высшего уровня от Кустурицы — Джордж Буш и Хавьер Солана за решёткой в «городской тюрьме».

Буш-то сразу узнаётся, а вот личность второго «заключённого» мы долго не могли идентифицировать, и только в процессе написания отчёта я случайно наткнулся в интернете на информацию по нему. Уверен, что Солана попал сюда за то, что занимал должность генерального секретаря НАТО в период с 1995 по 1999 годы, когда альянс бомбил Югославию.

Хотел бы я посмотреть на лицо американского или западноевропейского туриста в тот момент, когда он увидит эту картину.

Симпатичная журналистка брала интервью у какого-то мужчины, чем-то похожего на самого маэстро, но приглядевшись, мы поняли, что это не он.

Обошли всю деревню, купили сувениры и продолжили путь в Черногорию. Где-то на трассе пообедали в кафе, а потом освежились в изумрудном Златарском озере, которое по сути является водохранилищем.

В 16:30 подъехали к границе Сербия — Черногория, уткнулись в небольшую очередь машин. На прохождение ушло 35 минут, проблем не было.

Практически сразу стало заметно, что горы уже другие, как будто при «разводе» Сербии и Черногории (до июня 2006 года они составляли единое конфедеративное государство) кто-то прочертил границу прямо по линии гор.

В Сербии горы, конечно, тоже есть, но здесь мы ехали и просто тихо сходили с ума от окружающей красоты. А ведь впереди нас ждали ещё бОльшие потрясения. И ближайшее из них — мост Джурджевича (координаты 43°08' 56.3'' C, 19°17' 31.1'' В).

Раскрученное место, на парковке много туристических автобусов, ряды сувенирных ларьков, несколько кафе, платные туалеты.

Прогулялись пешком по мосту туда-сюда. Периодически по ущелью разносятся крики восторженного ужаса (или ужасного восторга) смельчаков, за 10-20 евро отважившихся пролететь над пропастью на «тарзанке». Мы с Леной что-то не рискнули, хотя и очень хотелось. Вот здесь на фото парочку таких «камикадзе» видно:

Место очень обалденное, вот так посмотреть и сразу уехать отсюда… Мои душа и разум изо всех сил сопротивлялись такому продолжению событий. Поэтому, гуляя по мосту, я предложил найти дорогу вооон к тем домикам внизу, на берегу реки Тара:

У меня теплилась надежда уговорить хозяев выделить нам пятачок своей чудесной поляны для машины, чтобы остаться тут на ночь. Чуть позже на паркинге мы заметили рекламу автокемпинга под незамысловатым названием «Most». Спустились по узкой грунтовой дороге в ущелье и выехали прямо на эту поляну, которая и оказалась кемпингом.

Молодой парень, лет около 30, косил траву бензокосилкой. Увидев нас, заглушил мотор и широко заулыбался. Я начинаю разговор, уже традиционно по-русски.

— Здравствуйте! Можно у вас здесь переночевать? Нас 2 человека и машина. :)
— Здравствуйте! Да, можно. :)
— О, вы говорите по-русски?! Очень хорошо! :) А сколько это будет стоить?
(после небольших подсчётов в уме) Семь евро. :)
(не веря своим ушам) Сколько?! Семь евро?! А палатку поставить?
— Можно, за всё 7 евро. :)
(с сомнением) А душ и туалет у вас есть?
— Да, всё есть. :)
— И интернет есть?— Да, есть. :)
— Ну, круто! А где можно поставить палатку?
— Да где хотите, я сейчас траву докошу и ставьте, где нравится. :)

Мне показалось, что парня забавляла моя удивлённая реакция на его ответы, и в процессе всего диалога он не переставал улыбаться. Всё ещё не веря в такую удачу и ожидая где-то подвоха, попросили его показать нам туалет и душ. Но и там всё оказалось в порядке — чисто, цивильно, горячая вода есть, 5 (!) видов шампуня, гель для душа, маска для волос и даже одноразовые шапочки приложены.

Всё, мы выбросили белый флаг, больше вопросов не было. Пока он докашивал траву, мы спустились к реке. Водичка холодная, но нереально красивая.

Вернулись в кемпинг, разбили лагерь. Других постояльцев нет. Вокруг красота! Слов нет, одни эмоции.

Откупорили бутылку вина, купленную ещё в Сербии, и отметили наш приезд в Черногорию. Положительно, она нам уже нравится!

А когда стемнело, началось просто что-то невероятное — темнота вдруг ожила, словно зажглись сотни микроскопических летающих звёздочек. Они моргали и перемещались в воздухе, вспыхивая, как маячки, то тут, то там, окружая нас повсюду. Так вот вы какие, жуки-светлячки! Фантастическое зрелище! Мы бегали за этими мигающими «фонариками» по поляне и радовались, как дети.

19 июня
Чёрное озеро — национальный парк Дурмитор — Пивское озеро — Никшич — монастырь Острог

Утром проехали через город Жабляк к Чёрному озеру. Оставляешь машину на парковке и дальше метров 700-800 идёшь пешком. Проход в парк по асфальтовой дорожке стоит 3 евро с человека, по лесу — бесплатно. Дорога идет вдоль болота, на котором стоял такой ужасный квак, как будто проходили соревнования по «жабозвуку».

К нашему прибытию погода немного испортилась, из-за чего озеро действительно стало чёрным, будто оправдывая своё название.

Но такой оптический эффект обусловлен, скорее, отражением леса, чем цветом самой воды. Под другим ракурсом всё не так уж мрачно выглядит.

На берегу полным ходом идёт строительство какого-то туристического объекта, то ли ресторана, то ли отеля. Мы прогулялись до противоположного берега, совсем вокруг уже не пошли. Одинокая жаба звонко квакала на всю округу.

Дерево родило камень.

Дальше поехали через национальный парк Дурмитор к Пивскому озеру. Эти 50 км пути можно ехать бесконечно. Пейзажи умопомрачительные! Норвегия в миниатюре, только южная. Дорога очень узкая, на одну машину, разъезжаться со встречными приходилось с трудом, как-то так:

Во время одной из бессчётных остановок Лена просто отказалась выходить из машины. На мой вопрос «почему?», она ответила: «Если я сейчас выйду, то в машину уже не вернусь — останусь здесь жить». Ну а больше ничего про Дурмитор говорить и не буду — когда такая красотища вокруг, любые слова бессильны.

Теперь я понимаю Владимира Семёновича Высоцкого, написавшего о Черногории эти замечательные строки:

Мне одного рожденья мало —
Расти бы мне из двух корней…
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.

Подъехали к Пивскому озеру:

Только успели пересечь мост, как начался жуткий ливень. Остановились на трассе у ближайшего кафе и переждали стихию, заодно и пообедали. Заказали тарелку шопского салата, мясной микс (500 г разного мяса на выходе), картошку на гарнир, и Лена ещё суп себе взяла. Всё обошлось в 10 евро.

В этой поездке на Балканах обеденной порции мяса нам всегда хватало ещё и на ужин (со своим гарниром), а иногда оставалось и на завтрак.

Пока ждали еду, к нам за стол подсел черногорец, заговорил по-русски. Познакомились, побеседовали. Оказалось, что он несколько лет проработал в Москве. Дал свой номер телефона, говорит, если что, звоните. На прощание заказал для нас две чашечки кофе. Мы отказывались, но он объяснил, что у них такая традиция — нужно обязательно чем-то угостить гостей и никакие отказы не принимаются. Хорошая традиция и спасибо хорошему человеку!

Тут и дождь кончился. Скоро мы приехали в г. Никшич посмотреть на остатки крепости Бедем (координаты 42°46' 48.0'' C, 18°56' 34.1'' В). Объект не туристический, вход свободный.

Из Никшича снова по узким горным дорогам переехали к Острожскому монастырю, построенному в отвесной скале на высоте 900 метров. Дорога к нему оказалась ещё страшнее, чем в Дурмиторе, хорошо, что навстречу практически никто не попался.

По дороге в Острог.

Я читал в разных отчётах, что подъехать к Острогу на машине маловероятно, обычно дорога бывает закрыта. Надо оставлять машину на нижней парковке, а оттуда долго и упорно подниматься в гору пешком по ступенькам. Но то ли ещё не горячий сезон был, то ли мы припозднились, но шлагбаум после нижней парковки был открыт, и я спокойно доехал до самого монастыря (координаты 42°40' 33.0'' C, 19°01' 44.0'' В).

Даже в этот поздний час около сотни страждущих преклониться к святым мощам Василия Острожского выстроились в длинную очередь. Мы-то по незнанию подумали, что это очередь в сам монастырь, и пристроились в хвост. Минут 40 продвигались, пока не поняли, что люди стоят не в церковь, а в маленький закуток за входом, где находится ковчег с чудотворными мощами святого и ещё несколько старинных церковных реликвий. Зашли и мы туда, раз уж столько простояли. Потом посмотрели церковь, полюбовались видами с балкона. На обратном пути очередь сильно укоротилась, но народ всё ещё прибывал потихоньку.

Посетили сувенирную лавку. Нашли там и наш российский сувенир:

Кстати, внизу сувениры дешевле, чем в церковной лавке.

До темноты мы успели спуститься от монастыря на трассу, ведущую к Подгорице. Не заезжая в столицу, остановились переночевать на заправке. Купили у них в магазине маленькую бутылочку фруктового вина, там же в кафе её выпили под какой-то футбольный матч Евро, потом ещё и фильм в машине посмотрели. А за окнами опять бушевала гроза и серьёзно поливало.

20 июня
Цетинье — нац. парк Ловчен — Сутоморе

Утром от ночной непогоды не осталось и следа, намечался жаркий солнечный день. Приехали в г. Цетинье — древнюю столицу Черногории. Прошлись по небольшому историческому центру.

В старинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы много туристов, в том числе наших соотечественников.

Для входа нужно соблюдать определённый дресс-код, поэтому все мужчины, кто в шортах, вынуждены прикрывать ноги большими платками, выдаваемыми работником монастыря, вот как я на этом снимке:

Из Цетинье поехали в национальный парк Ловчен, он тут рядом. На въезде в парк берут плату по 2 евро с человека, от пункта оплаты до верхней точки — мавзолея Негоша — ещё 12 км пути. Пейзажи тоже шикарные, но уже не такие суровые, как в Дурмиторе.

Заняли последнее свободное место на небольшой парковке у ресторана, от которого начинается подъём к мавзолею в 461 ступень (сами их не считали, так в интернете пишут).

На круглую смотровую площадку, откуда открываются самые красивые виды на все 360 градусов, можно попасть только через здание мавзолея, а вход в него платный — 3 евро с человека, но оно того стоит. Хотя в самом мавзолее смотреть особо нечего — колодец, памятник Негошу в комнатке с золотым потолком (если верить работнику музея) и саркофаг в подвале.

На смотровой площадке пообщались с ребятами из Молдавии, их Лэнд Крузер c палаткой на крыше мы заметили ещё на парковке у ресторана. Они уже заканчивают свой 5-дневный вояж по Черногории и направляются в Албанию. Поделились друг с другом впечатлениями о местных достопримечательностях. Молдаване, уже как «бывалые черногорцы», дали нам несколько советов, которые впоследствии пригодились.

Спускаясь обратно в Цетинье вместе с молдаванами, немного постояли из-за перекрытой полицией дороги — ждали и смотрели, как с обрыва вытаскивают упавшую туда машину.

Если верить рассказам очевидцев, её водитель был слегка нетрезв, не справился с управлением и улетел с горы. Но, как это частенько случается с пьяными, ему сказочно повезло — на нём самом ни одной царапины, а у машины только левый порог помят. Спасли его кусты, плотно растущие метрах в 10 ниже на склоне, да и скорость перед падением, видимо, небольшая была, успел оттормозиться.

Инцидент быстро разрулили, и мы продолжили путь — сегодня нас ждёт заказанный за несколько месяцев до поездки отель в г. Сутоморе.

Сразу после Цетинье мне надо было бы повернуть направо на Будву и проехать по побережью, но я доверился навигатору, который проложил более «быстрый» маршрут через Вирпазар и завёл нас в какую-то глушь. Дорога сузилась до ширины велодорожки, нависающие кусты с таким жутким скрежетом царапали бока «Карнивала», что эти звуки болью передавались мне. Казалось, будто я не в железной машине еду, а пробираюсь нагишом через кусты терновника.

Двусторонние черногорские дороги.

Пришлось даже зеркала сложить и проехать так километров 20, а пару раз ещё и со встречными машинами как-то разъезжаться. Выбравшись на трассу у Вирпазара, подумал, что, наверно, бока «Карнивала» сейчас похожи на тетрадку в линеечку и дома надо будет загонять машину в сервис на покраску.

На самом деле, всё оказалось не так ужасно — несколько длинных, но лёгких царапин по лаку, устранённых с помощью полировки.

Будете в Черногории, не ездите этой дорогой, разве что на мотоцикле или если машину не жалко.

Немного утешали в этой ситуации красивые пейзажи Шкадарского озера, древние каменные мосты и зелёные речки.

Шкадарское озеро.

Высохшая речка.

Тут на природе мы и пообедали своими запасами.

Наконец, к 14 часам добрались до Сутоморе. Ещё минут 40 ушло на поиски отеля. По координатам, указанным в распечатке с «букинга», навигатор привёл нас на параллельную улицу (это потом уже выяснилось, а пока мы просто не увидели нашей гостиницы).

Начали вылавливать местных прохожих, хозяев соседних домов, но никто не знает ни такого адреса, ни названия апартаментов. У меня уже начало закрадываться подозрение, что дело нечисто, подставой попахивает. Хотя за «букингом» никогда раньше подобного не водилось, и ведь кто-то же прислал мне вчера e-mail, что нас ждут, да и оплату вперёд с карты не списывали.

Человеке на 10-ом попалась нам женщина, радостно сообщившая, что это где-то здесь, она знает и отведёт нас по нужному адресу. Но чем дальше мы двигались, тем больше таяла её уверенность. Завела нас в тупиковую улочку, на полпути передумала и сказала, что это не здесь, развернулась, Лена пошла за ней, а я решил дойти до конца и на самом последнем доме увидел маааленькую табличку с названием наших апартаментов. Оттуда выбежала хозяйка — Альтиана, и мы все с облегчением выдохнули, поскольку она тоже уже начала беспокоиться, что нас долго нет.

Как потом выяснилось, в процессе поиска мы показывали распечатку брони с адресом дома соседям Альтианы через один дом напротив на этой же улице; другим соседям, живущим, так сказать, через огород (на параллельной улице через забор), и никто из них не знал такого адреса. У меня в голове эта ситуация просто не укладывается, невозможно представить, чтобы в России, в каком-нибудь маленьком городке, почти в деревне, на улице, состоящей из одних частных домов, люди, живущие через дом или через огород, не знали друг друга.

Ладно, всё удачно разрешилось, машину перегнали к апартаментам, заселились. На ближайшие 3 ночи это теперь наш дом. Первым делом — на море. Альтиана проводила нас до городского пляжа, показала ближайшее кафе, магазины и прочее.

До вечера мы купались и загорали. По пути с пляжа застали за работой местного художника. Возможно, на его картине есть и наши фигуры, поскольку рисовал он именно тот немноголюдный уголок пляжа с синим пластмассовым понтоном, где мы только что провели пару часов.

Вечером на лужайке возле нашей комнаты Лена стала делать гимнастику, её заметил мальчик из соседнего номера. Он тут же «включил сирену» и просигнализировал своей маме, что «тут тётя делает зарядку». Вышла мама мальчика, заинтересовалась, присоединилась к зарядке, и вот так мы обрели новых знакомых — Света, Вита и её 10-летний сын Михаил, все из Москвы. Последующие дни мы проводили уже вместе.

Продолжение следует…

Анонс II части:

• дневная поездка в крепость Старого Бара;
  • Албания — terra incognita. Крепость Розафа, Шкодер и купание в Буне с албанскими подростками;
  • снова Черногория — восхождение на 300 метровую высоту в Которскую крепость, знакомство с американкой и англичанкой;
  • загадочная Босния и Герцеговина: монастырь виноделов Тврдош; город-крепость Почитель; водопады Кравице; монастырь Благай; город Мостар и много другое;
  • немного Хорватии и необычные замки Венгрии;
  • словацкий Прешов и польские замки;
  • поиски «суслика» в магазинах Белоруссии (как в фильме «ДМБ»: — Ты суслика видишь? — Нет. — А он есть!);
  • статистика поездки в цифрах и краткие выводы.

Ждём вас во второй части!