Авто-экспедиция «Берингия» к мысу Дежнева

05.09.2016 | 41080 просмотров

Как обычно, пояснения. Этот дневник написан исключительно мной, Задорожной Юлей, техническим руководителем экспедиции. Это я не к защите авторских прав, а к тому, что изложены здесь исключительно мои мысли и мои взгляды, которые могут не совпадать с мнением других участников и руководителя экспедиции, несмотря на то, что он является моим мужем. Также скажу, что очень многие вещи, осознано или нет, не были описаны. Осознано не были описаны вещи, которые характеризуются как вынос сора из избы, неосознанно не были описаны вещи, которые для меня показались малозначительными. Поэтому всё было так, как написано ниже, но совсем не так :)
И ещё, я знаю, что песня, из которой взят эпиграф, посвящена другому региону, но очень уж я её люблю и слова более чем подходящие.
Использованы фотографии участников экспедиции, а также тех, кто фотографировал нас со стороны.
Ну-с, начнём.

Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий OFF ROAD MASTER в январе-марте 2016 года в рамках ежегодного зимнего проекта «Курс на Арктику» провёл авто-экспедицию «Берингия» к самому восточному населённому пункту России — посёлку Уэлен. Что из этого получилось — в традиционном письменном отчёте технического руководителя Задорожной Юлии.

Земля, опаленная ветрами земля,
Утомленная снегами земля
Никогда слезам и клятвам не верила.
Лишь тот, кто путей от жизни легких не ждет
И растопит сердцем пламенным лед,
Покорит богов сурового севера.

И. Корнилов «Северный край»

15.01.2016 г. -16°, ясно, ходовое время 8 ч., пробег 436 км.

Начинать этот рассказ стоило бы гораздо раньше, когда в три часа ночи звонили в Анадырь, искали третью коробку для машины, искали информацию про лёд Колючинской губы. Или даже ещё раньше, когда на льду Енисейского залива зародилась идея этого маршрута. Но как бы то ни было, наша экспедиция к самому восточному населённому пункту России и Евразии — поселку Уэлен началась сегодня, на площадке возле Новосибирского цирка.

Команда в сборе.

Люди, которые это всё придумали :)

Автор этого дневника.

Старт экспедиции прошел по всем правилам клуба, со множеством журналистов, торжественным построением, напутственными словами руководителя экспедиции и руководителя клуба.

Торжественное построение.

Лица друзей мелькают перед глазами, и мы оказываемся на объездной дороге. Так долго ждали этого момента, что не заметили, как оказались на Дороге. Мы в пути.

Дорога заботливо стелется под колёса, выполняя своё предназначение, трасса почти пуста, сейчас на ней только те, для кого дорога — работа, и наши три маленькие точки на карте, стремящиеся на восток.

Дорога мой дом...

... и для любви это не место.

Быстро разложила продукты в кухонном блоке. Слишком быстро. Пыталась убедить себя, что это просто опыт, но не оставляло ощущение, что я что-то забыла. Лёша успокоил, что всё, что забыли, можно купить с помощью кредитки. Точно, кредитку-то я и забыла.

На въезде в Кемерово встретились с Сергеем Шеболдиным, который принимал активное участие в проработке маршрута, щедро делясь информацией о дорогах и полезными контактами.

Встреча с Сергеем Шеболдиным.

На ночевку встали за Мариинском.

16.01.2016 г. -26° днём, -36° ночью, ясно, ходовое время 14 ч., пробег 700 км.

Утро получилось несколько скомканным, потому что договорились встать в 6 по местному, но утром у всех появились разные версии, сколько сейчас этого местного времени за Мариинском. Вроде Кемеровская область, но люди здесь живут по красноярскому времени.

На трассе получили привет из родного Новосибирска — в баке у семидесятки начало замерзать топливо, которым заправились на выезде из города.

В Красноярске сначала заехали к официальному представителю компании Arctic Trucks, где забрали вторую приготовленную для нас запаску — дорога впереди длинная и не простая, никакая запаска лишней не будет.

Запасная запаска.

Потом поехали в Экспедиционный центр Русского географического общества, где нас встретили чаем и журналистами.

Самолюбование.

С Максимом Фоменко, Экспедиционный центр РГО.

Время торопит дальше, и вот мы снова на трассе, где у нас продолжаются проблемы с топливной системой после некачественной заправки в Новосибирске. Новая порция топлива не помогла, так как, скорее всего, парафин от замёрзшей солярки попал в топливопровод, что мешало свежему топливу, в результате чего заглохли прямо на трассе, каким-то чудом, не далеко от маленькой заправки, на которую Лёша, тоже чудом, закатил заглохшую машину накатом на освещённый пятачок. Продули пистолетом топливную систему и проблема ушла.

Забегая вперёд, скажу, что проблема никуда не ушла и такие приколы сопровождали нас всю дорогу. Лёша и Стас виртуозно, за считанные минуты, продували систему, постоянно переключали забор между баками и пришли к выводу, что в баке живёт «мистическое г…но», ну или кусок полиэтилена. Когда будет возможность слить и промыть бак — узнаем.

На ночёвку встали за Тайшетом.

17.01.2016 г. -40°, ясно, ходовое время 10 ч., пробег 715 км.

Дорога неимоверно радует прямо с утра, хочется заснять каждый кусочек этой красоты, но камерой не передать предвкушения, которое испытываешь, ожидая, что откроется за новым поворотом. Казалось бы, всё те же деревья, сугробы, но природа рисует не повторяющийся узор.

На въезде перед Братском долго искали, что успело протухнуть в машине, пока Лёша, неоднократно сталкивавшийся у себя в Ленинградской области с бумажно-целлюлозными предприятиями не объяснил, что это запах целлюлозы.

Лёша Тузов, человек, который знает, куда нам ехать.

Сфотографировали в Братске Братскую ГЭС и турбину от неё и поехали дальше. Дорога на Усть-Кут стала ещё красивее, деревья в изморози кружевные и пушистые одновременно, будто закутанные в оренбургские платки, а сама дорога начала вилять между сопок, то немного забегая на них, то спускаясь с высоты.

Братская ГЭС.

Турбина ГЭС.

К сегодняшнему дню успели оценить наше нововведение в машине — двойное лобовое стекло. Во-первых, лобовик больше не обмерзает, во-вторых, передняя панель превратилась в очень удобную полочку.

Ночевали за 100 км до Северобайкальска.

18.01.2016 г. -20° днём, -40° ночью, ясно, ходовое время 10 ч., пробег 550 км.

Пгт. Магистральный, начало БАМа.

Ай-ай-ай. Именно так. Если перед вами стоит знак, уведомляющий о преимуществе встречного движения и ещё один знак, намекающий на необходимость ехать со скоростью не более 20 км/ч, а также узкая дорога с высокой скалой и закрытым поворотом, то это всё не просто так. В результате несоблюдения всех вышеуказанных предзнаменований я вписала нашу машину в эту самую скалу. Погнуты колёсный диск и передняя рулевая тяга, состояние колеса пока не известно.

Пострадавшее колесо.

К счастью, неисправности с тягой были достаточно быстро (за пару часов) исправлены и можно было ехать дальше. После посёлка Мостовой, возле которого произошли эти печальные события, мы думали, что эта авария самое неприятное, что могло с нами случиться. Как же мы заблуждались!

А пока, ничего не подозревая, мы довольные ехали вдоль Байкало-Амурской магистрали, сигналя в ответ встречным поездам. Дорога бежит между сопок, балуя видами заснеженных хребтов.

Прикидываемся поездом.

Поднялись на вершину перевала Дабан и одновременно пересекли границу Иркутской и Бурятской областей. Ещё немного вниз, и мы попали в Северобайкальск, на берег Байкала!

Перевал Дабан, граница с Бурятией.

Байкал.

Осуществилась моя давняя мечта, побывать на Байкале зимой. Лёд не встал и выезжать на него мы не рискнули, а я поймала себя на мысли о том, что с удовольствием окунулась бы в Байкал-батюшку даже в прорубь.

Самолюбование на Байкале.

Памятники на БАМе.

Байкал.

К вечеру мы приехали в Дзелинду, где вволю накупались в горячих источниках под открытым небом. На улице минус двадцать шесть, а ты плаваешь в горячей ванне — ощущения просто волшебные, только волосы на голове покрываются корочкой льда. А после источника во всём теле чувство небывалой лёгкости и кажется, что любая задумка по плечу. Всё хорошее очень быстро заканчивается, и вот график снова гонит нас вперёд.

Счастье есть!

За 30 километров до пгт. Янчукан Денис нашёл в кювете грузовичок Kia Bongo. Своими силами его выдернуть не могли, а тут как раз проезжал КамАЗ. У водителя грузовика, как это водится, не было своей стропы и его начали вытаскивать стропой Дениса, которая порвалась два раза. В итоге связанной стропой КамАЗ дёрнул грузовик, да так, что погнул передний рычаг моста. Сначала грузовик прицепили за нас, но в минус сорок, да в горку, автомобиль тяжелее себя мы утащить не смогли.

Водитель грузовика договорился с водителем КамАЗа, и мы спокойно продолжили свой маршрут. Через несколько минут, увидев в зеркале заднего вида несущийся КамАЗ мы прижались к обочине, чтобы пропустить эту кавалькаду, и прицепленный за КамАЗом грузовик на хорошей скорости въехал в нас. От удара семидесятку развернуло перпендикулярно дороге и загнало в кусты на обочине. Спасибо этим кустам, что там были они, а не овраг. Увидев результат транспортировки, компания из КамАЗа (к слову сказать, не очень трезвая, а точнее даже мало трезвая) быстро отцепила трос и уехала.

Если кто-то думает, что две аварии за один день для крузака вполне достаточно, то этот кто-то заблуждается. Пока сидели в машине и думали, что делать со всей этой красотой, ушел в разнос мотор.

Приехали.

Можно было бы сказать «всё, приехали», тут экспедиция могла закончиться не начавшись, но это не про нас.

Горжусь своим мужем и нашим руководителем экспедиции, он не потерял присутствия духа, даже шутил, что не перевернулись через крышу и то хорошо. Стёкла целы, мотор после замены масла, которое выдавило через все сальники, завёлся, и машина может ехать дальше. Правда, всю оставшуюся дорогу приходилось регулярно доливать масло в мотор.

Несмотря на то, что мы бодримся, день закончился на достаточно минорной ноте возле железнодорожного депо в Янчукане.

19.01.2016 г. -39°, ясно, ходовое время 11 ч., пробег 250 км.

Вид на нас с Чёртова моста.

Панорама Чёртова моста.

Вид на Чёртов мост с моста.

Продолжили движение вдоль БАМа, пофотографировали Чёртов мост с Чёртова моста.

Дорога накатанная, иногда идёт по насыпи железной дороги, и здесь ехать одно удовольствие со скоростью 30 км/ч, а иногда уходит в лес, и на этих горках и ямках ехать быстрее 15 км/ч вредно и опасно. Ещё хитрость заключается в том, что нужно вовремя съехать с насыпи в лес, так как часто следы вдоль дороги приводят в тупик на станции, перед мостами, где автомобилю уже не проехать, а накатан след от дорожников, обслуживающих пути. Совет дня от Лёши Тузова: думайте головой, если по карте впереди река, то съезжайте с насыпи, чтобы не попасть в тупик.

Где-то на БАМе.

Речки на БАМе.

Потом дорога сильно разошлась с железнодорожными путями, потому что поезда здесь проходят по подземному тоннелю длинной около двадцати километров, а машины карабкаются по небольшому серпантину. С автодороги видны здания бывших входов в стволы, через которые опускали вниз рабочих при строительстве тоннеля.

Дорога очень ухабистая. Я, устав от того, что меня мотает по сиденью, прикладывая то об дверку, то об кухню, обложилась со всех сторон спальниками и бултыхалась в них.

После пгт. Таксимó дорога вышла на лёд реки Витим, а потом повернула в речку Куáнду. Лёд был таким ровным и после всех кочек манил нажать педаль газа посильнее. И на хорошей скорости в 45 км/ч мы влетели в наледь, подняв маленькое цунами на всю машину. Машина начала погружаться в ледяную кашу. Я уже собралась хватать ботинки и выпрыгивать в дверь, но наледь была очень мелкой, и мы благополучно выехали, не успев ничего сказать в рацию, поэтому наш нырок повторил Денис.

Совет дня от Лёши Тузова: попав в наледь ни в коем случае не останавливаться, иначе, потеряв инерцию, точно застрянешь, а так остается шанс выехать.

Земля в иллюминаторе...

Лёд с водой надёжно скрепил всю машину прочным ледяным панцирем. Лобовое стекло патруля с трудом отогрелось под печкой, а вот наш стеклопакет, который я расхваливала несколькими днями ранее, показал свою обратную сторону — его невозможно было ничем оттаять. Кое-как процарапав бойницу для водителя поехали дальше — в посёлок Куанда. Благодаря гостеприимности местных жителей отмыли тёплой водой в тёплом помещении стекло и фары. К выложенным в интернете фотографиям машины после наледи было множество весёлых комментариев, особенно с предположением, что мы прорубили дырку в стекле :)

Здесь же в Куанде встали на ночевку.

В гостях у бабы Яги.

Запас дров в Куанде.

20.01.2016 г. -32°, ясно, ходовое время 8 ч., пробег 320 км.

К обеду мы были в Новой Чаре, откуда планировали сделать радиалку к Чарским пескам — самой северной пустыне. На пустыню закладывалось 50-70 километров, но благодаря Сергею Герду путь до песков составил не больше 10 километров. Конечно, песок зимой занесён снегом, но не очень толстым слоем и характерный рельеф барханов сохранился, песок под пятисантиметровым снегом не смёрзся, поэтому все прелести езды по песку мы оценить успели. Но самое красивое, на мой взгляд — это вид на хребет Кодáр — впечатляющее зрелище. Ещё и солнце дало отличный свет, поэтому мы запоем фотографировали природу и друг друга. Думаю, это будет один из ярких моментов этой экспедиции.

Снег и песок.

Руководитель маршрута с женой :)

ОРМ.

Собственно, Чарские пески.

Сергей Герд.

Вечером нас поджидал опять сюрприз, не фатальный, но неприятный — одно из колёс, заваренных ещё перед Диксоном, спустило по сварочному шву — хотя это и было ожидаемо. Решили временно поставить запаску Дениса, так как после моего кульбита со скалой ещё не успели перебортовать нашу. И тут нас ожидал ещё один сюрприз и на этот раз не ожидаемый — его запаска оказалась с камерой. Теперь мы не можем понять, то ли камеру вставили потому, что покрышка была повреждена, то ли потому, что бывший хозяин колёс решил, что так будет лучше (бывают и такие). В общем, количество запасок быстро уменьшается и хорошо, что это происходит до спецучастка, когда есть возможность всё исправить.

Достали начальника.

21.01.2016 г. -32°, ясно, ходовое время 6 ч., пробег 450 км.

В районе обеда мы проехали главную проблему всех путешественников по БАМу, а именно мост через реку Олёкму, а ещё точнее его отсутствие. Над этой полноводной и достаточно широкой рекой раскинулся только железнодорожный мост, поэтому каждый, кто летом ездил по БАМу расскажет вам, сколько дней он провёл возле этого моста, в ожидании возможности переправится на другой берег.

Мост через Олёкму.

В Юкталú нас встречал Владимир, с ним Райт познакомился во время своих прошлых приключений на БАМе. Владимир работает машинистом и устроил нам экскурсию в настоящий действующий дизельный локомотив, который все с удовольствием облазили, посидев в кабине машиниста и обтерев своими куртками дизель в машинном отделении.

Помогаем по привычке.

Райт под присмотром Владимира играет в машиниста.

Ночевали в Тынде.

22.01.2016 г. -32° днём, - 39 ночью, ясно, ходовое время 11 ч., пробег 600 км.

Градусник с утра зафиксировал температуру -32°, но аппарат для измерения ветра, который есть у Дениса (с волшебным названием анемометр) показал скорость ветра 15 м/с, который даёт охлаждение на дополнительные одиннадцать градусов, а значит по ощущениям утром -42°.

После Беркатита началась дорога по сопкам с затяжными подъемами, с которых нас активно сдувало. А меня на этой трассе умилили маленькие кучки щебня, как в старом чешском мультике про крота, с такими же милыми яркими табличками «щебень».

Когда я уезжала с вокзалов, в расписании поездов меня всегда восхищало название Нерюнгри. Во-первых, оно казалось волшебным, это не Иваново или Новосибирск, с которыми всё понятно, это Нерюнгри — только вслушайтесь. А учитывая особенности русского языка, кажется, что название во множественном числе. Во-вторых, мне казалось, что это такой очень северный город, в котором всегда холодно, всегда ночь и горит множество огней. На нашем пути мне удалось побывать в таинственном Нерюнгри. Понятно, что это обычный российский город, с домами, магазинами и обычными жителями. Но название всё равно прекрасное.

Нерюнгри.

Ночевали под Нижней Амгой.

23.01.2016 -30° днем, ясно -23° вечером, пасмурно, ходовое время 6 ч., пробег 310 км.

По имеющимся у нас данным, которым несколько лет отроду, дорога на Якутск за Нижней Амгой становилась просто ужасной, представляя собой грейдер с крупными камнями. Но за то время, что дожидалась нас наша информация, вместо грейдера положили хороший асфальт, который позволяет держать приличную среднюю скорость.

Между сёлами Качикатцы и Бестях пересекли реку Лену по ледовой переправе. Дальше, в селе Булгунняхтах, возле церкви спустились на зимник вдоль берега Лены (он есть и на картах), по которому направились на Ленские столбы, самая живописная часть которых расположена напротив села Байтамай (80 км от переправы), где мы и свернули с зимника в сторону столбов по снегоходному следу, и примерно через треть пути началась прибрежная полоса торошения шириной около восьмиста метров и вдоль всего берега. Спустили колеса и пошли по торосам — для этого наши машины и были построены.

Впереди переправа через Лену.

Первые торосы.

Панорама Ленских столбов на телефон.

По пути на столбы.

Дорога на Байтамай.

Якутские лошадки.

На берегу, под столбами, расположены домик сторожа, беседки и сувенирная лавка. Конечно же, всё закрыто по сезону. Летом сюда привозят туристов на пароходе из Якутска. От сувенирной же лавки начинается экскурсионная тропа на верх столбов, длиной (скорее высотой) около двух километров. Через 500 метров тропа начинает идти круто вверх. Вдоль почти всей трассы с одной стороны сделаны деревянные поручни и это хорошо. Вся трасса покрыта деревянным помостом и это плохо, потому что под снегом он превратился в горку (чем я и воспользовалась на обратном пути при спуске).

Ленские столбы.

Ленские столбы и дорога к ним.

Небольшие пещеры.

Пройдя две трети пути, я поняла, что не могу поддерживать темп ребят (хотя старательно ходила в зал, готовясь к маршруту) и осталась на площадке, сказав, что подожду их здесь. Сижу, любуюсь заснеженными деревьями и тишина... Только дятел по дереву долбит, а может это снег скрипит под лапами медведя, изображение которого висело в начале тропы с надписью «осторожно». То деревья кряхтят, а может, какое неведомое чудовище. Решила я, что одной страшно. Здравый смысл в голове подсказывал, что наличие мужа рядом при встрече с медведем (как и с неведомым чудовищем) не сильно поможет, но рядом с ним не так страшно.

Начало тропы.

Вид на нас со столбов.

Бросили зайку бабайкам :)

Преодолев последнюю часть подъема, я услышала за спиной звук, будто кто прищелкнул языком, как любит дразнить меня Стас. Без всякой танцевальной подготовки я совершила не изящный прыжок на месте с поворотом на сто восемьдесят градусов и, конечно же, никого не увидела, кроме тех же деревьев. Мало ли что могло померещиться уставшему человеку в плотной шапке на ушах, но дальнейший путь я проделала очень быстро и без остановок.

Подъем на столбы впечатлил меня больше, чем сами столбы, но связано это ещё и с неудачной погодой, испортившей панораму. Ночевать остались под столбами, отдыхая и наведываясь друг к другу в гости.

Вид со столбов.

Тяжелые будни экспедиционеров (солянка с сухариками).

24.01.2016 -35° ясно, ходовое время 5 ч., пробег 180 км.

В районе обеда приехали в Якутск, сняли квартиру, где оставили прекрасную половину экспедиции, а остальные поехали решать технические вопросы: менять масло, ремонтировать запаски, делать новые отбойники. К счастью, при осмотре машин новых сюрпризов обнаружено не было.

Ура, ничего не сломалось.

25.01.2016 -45° солнечно, ходовое время 5 ч., пробег 300 км.

Райт немного подмёрз с утра.

С утра поехали посмотреть Якутск. Начали со Старого города — небольшой застройки в центре города в стиле первых деревянных построек Якутска.

Памятник П. Бекетову, колонна на реставрации.

Фото с просторов интернета, у меня не нашлось.

Потом поехали в музей мамонта, напрочь позабыв, что по понедельникам, большинство музеев в нашей стране не работает. Зато работал музей вечной мерзлоты, устроенный в бывших продуктовых складах, вырубленных в скале. Экспозиция представляет собой множество ледяных скульптур и композиций. Здесь сделан ледяной бар, где можно выпить водки из ледяных стопок и закусить строганиной из ледяной тарелки и полежать на ледяной кровати, застланной шкурами. В отдельной комнате лежат остатки головы мамонта, которые пахнут так, будто мамонт умер не тысячи лет назад, а сравнительно недавно. Все фигуры красиво подсвечены, на потолке и стенах загадочно мерцают друзы ледяных кристаллов — красивое и интересное место.

Испортившийся мамонт.

Украшение залов.

Новая модель Макбука.

Интересно, к ним язык примерзает?:)

Мамонт не настоящий.

Венера... Якутская.

Сцены из Олонхо.

Можно прилечь :)

За счет влажности и морозности, инеем в городе покрыто всё, что не движется, поэтому город выглядит очень нарядным и не нуждается в дополнительных новогодних украшениях.

Примерно семьдесят процентов жителей ходят в унтах из оленьего камуса. Унты можно встретить как на мужчинах, так и на женщинах, с деловым костюмом и заправленными в них джинсами. Когда мы искали сувениры, то набрели на мастерскую по пошиву унтов. На мои расспросы мастер сказала, что утепляет их тонким синтепоном или другой подкладкой, а овчину никогда не использует, это было бы слишком тепло даже для их морозов.

Заботливый хозяин.

Еще из впечатливших меня вещей это молоко на рынке, которое продают кусками, на развес, как у нас сливочное масло.

Молоко на развес.

Почти все автомобили ездят с двойным остеклением: на машинах попроще наклеены скотчем куски оргстекла, на машинах серьезнее вклеены полноценные стеклопакеты. Как мы убедились на своём опыте, стеклопакет спасает не только от холода, но и от обмерзания, сохраняя видимость. Так же обратила внимание на то, что в городе очень популярна услуга разлива питьевой воды, с чем это связано, я спросить не успела, но воду из-под крана в пищевых целях использовать не стала. В общем и целом, если не приглядываться к мелочам, город из окна автомобиля можно не отличить от Новосибирска.

Холод не тётка.

В этот же день встретились с Димой из якутского внедорожного клуба «Мамонт». Поблагодарили его за поддержку на маршруте.

Дима, клуб «Мамонт».

Вечером выехали из Якутска, еще раз переправились через Лену и встали на ночевку на реке Алдан.

26.01.2016 -41° днём, солнечно, туман, ночью -53°, ходовое время 9 ч., пробег 556 км.

К обеду мы были в посёлке Хандыга, где начались проблемы с топливной системой Патруля — чем-то забился фильтр грубой очистки. На попытки продуть топливную систему было потрачено около двух часов. Пока совершались танцы с бубном, к нам подошел китаец, который тоже путешествует на автомобиле по России: скошенные в одну сторону очки, съехавшая в противоположную сторону шапка вкупе с ошарашенно-счастливым взглядом. Каких только встреч не преподнесёт дорога.

Самолюбование в Хандыге.

Ещё самолюбование в Хандыге.

Встреча в пути.

Не хухры-мухры.

Дорога наш дом.

Самолюбование.

Якутская летающая тарелка.

На горизонте начал вырастать Верхоянский хребет, приближаясь со свойственной горам неторопливостью. Но машины смогли быстро победить это расстояние, и мы въехали на знаменитые прижимы Колымской трассы. Ещё одной внедорожной легендой стало меньше: прижимы, на которых раньше не могли разъехаться две машины, теперь расширены и обустроены. Если вы ездили на территории Алтая вдоль Катуни, то вы видели трассу Колыма в Верхоянском хребте.

Верхоянский хребет.

Трасса Колыма.

Вид с Колымской трассы.

Колымские прижимы.

Колымская трасса.

После выезда из Хандыги быстро стемнело, вокруг выключились все цвета, остались только белый и черный. Перед машиной разворачивалась запись старого черно-белого кино. Вокруг нас белый снег, белая дорога, белые ёлки и всё это на черной бархатной подложке ночи.

Волшебство.

В темноте побывали на ещё одной легенде Колымской трассы — заправке возле села Кюбюме, а на автосленге Куба. Небольшое кафе под названием «Куба» и заправка с домиком оператора, сделанным из цистерны. Не знаю, кто первым оставил наклейку своего автобратства на этой бочке, но с тех пор там отметились все, кто активно колесит по дорогам нашей страны. Нам не очень повезло с погодой, в -53° наша наклейка клеиться не хотела, воспользовались для фотографии старой наклейкой Offload master.

Раз уж зашла речь о температуре, то в Кюбюме мы встретили самую низкую температуру за весь маршрут -53° (по другим приборам -57°). Многие задают бытовые вопросы про наши маршруты, отвечу на один из самых популярных: ходить на улице в туалет при -53 можно, но очень неприятно.

На ночевку встали в Усть-Нере.

Зайки на Кубе.

Заправка в Кбюме.

Двое из Ларца.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит...

27.01.2016 -43° облачно, ходовое время 8 ч., пробег 234 км.

Из Усть-неры смогли выехать только в три часа дня, так как решали вопрос с топливной системой Патруля. Прошли Оймяконское нагорье и через 86 километров от Усть-Неры свернули на федеральный зимник «Арктика». Водители встречных КамАЗов говорят, что четыре дня назад, когда они выезжали из г. Среднеколымска, начали строить зимник от с. Андрюшкино до пгт. Черский, поэтому к нашему приезду дорога уже должна быть. Зимник по качеству так себе, снега везде мало, поэтому зимник сделали не волокушей, а просто трактором, прочистив, практически, до земли. Первый же перевал Антон (в интернете вычитала, что называется он так, потому что рядом есть площадка для посадки самолётов АН… Не знаю, правда ли это) оказался заметён, пришлось бить на пониженной небольшие перемёты. Вообще, пока писала этот отчёт узнала, что там куча перевалов, озёра и прочее. Как сказала Наташа Михайлова про наш прошлый маршрут: «Мы ехали и ехали…», видами любовались.

Федеральный зимник Арктика.

Перевал Антон.

Нам туда — >

Вокруг, даже в темноте, ощущаются горы, среди которых красным заревом прячется луна. Я первый раз видела такую луну и поняла, как создаются сказки, потому что в распадке между двух гор висел не привычный бледный диск, а пылали огнём отблески сокровищ местных богов или их кузницы. Вечером на стоянке, выйдя из машины, я не могла оторвать глаз от звёздного неба и гор вокруг, которые было прекрасно видно в темноте.

Ожившие легенды.

28.01.2016 -47° солнечно, ходовое время 14 ч., 280 км.

Этот день приготовил для нас ещё один сюрприз. В районе обеда, когда я первый раз после случая со скалой села за руль, у нас треснула задняя полуось, металл толщиной 40 мм развалился как пластмасса. Как назло, нам пришлось сильно отстать от остальных экипажей, так как долго созванивались по поводу пропусков и стояли в зоне действия сотовой связи. Но у нас была с собой запасная полуось и замена заняла около часа, хотя ремонт на таком морозе серьёзное испытание. Стас и Лёша возились на улице, а я дежурила с горячим чаем с лимоном.

Сколько запасных полуосей у Стаса?

Раздел «Самолюбование».

Бяка.

У Лёши много красивых фотографий природы получилось, просто выложу их:

Раньше зимник прокладывали по реке Колыме и озёрам, за счёт чего он был ровнее, но по весне тонуло много машин. В этом году зимник сделали продлённого действия, то есть проложили исключительно по лесотундре, в объезд всех озёр, за счёт чего зимник стал до невозможности кривым и неровным. А ещё трактор содрал слой прошлогодней травы с землёй и нагрёб эти куски на бровки по краям: я шутила, что это остатки мамонтов лежат (было очень похоже на шерсть мамонта). Ночевали в пгт. Зырянка.

Моя версия остатков мамонта.

Остатки мамонта — версия Тузова.

Эстонцы на колымских просторах.

29.01.2016 -43° солнечно, ходовое время 12 ч., 230 км.

Утром устроили себе экскурсию по Зырянке и расположенному рядом с. Верхнеколымсу и встали опять на зимник. Сказать, что это плохой зимник, это ничего не сказать. Я ездила по разным зимникам, по плохим, по длинным, по заметённым, но здесь было всё вместе и даже хуже. Мы третий день едем по стиральной доске. Попытки опять обложиться спальниками и подушками больше не приносят успеха, так как каждую минуту, на очередной знатной кочке, меня прикладывает об дверь или об кухню вместе со спальниками и подушками. На передних сиденьях ничем не легче, не спасают и ремни. Средняя скорость не превышает 20 километров в час уже третий день и впереди ещё неделя до Черского. Ещё ни разу дорога так не изматывала, но все встречные водители говорят, что зимник ЕЩЁ очень хороший, потому что его недавно сделали и не успели разбить. Боюсь тогда представить, что такое плохой зимник. В итоге от этого чудесного федерального зимника у нас отломало ухо заднего амортизатора. Это был хвалёный газо-масляный Profender, установленный специально перед этой поездкой. Кстати, угадайте, кто был за рулём, когда обнаружили поломку? Вот так и задумаешься о карме. Амортизатор у нас тоже был запасной, поэтому ещё час ремонта и поехали дальше. Если честно, поломки в эту поездку в машине происходят просто мифические, никак не соответствующие времени и деньгам, вложенным в неё. Тузов не перестаёт ругаться на старую Тойоту. Ночевали на зимнике.

Профендер, говорите? Фигня, сказала Колыма.

Стиральная доска (на фото не очень сурово получилось).

30.01.2016 -43°, солнечно, ходовое время 6 ч., 140 км.

Холодно. Трясёт. Вечером приехали в г. Среднеколымск. Эти три предложения самое точное описание сегодняшнего дня.

31.01.2016 -35° солнечно, ходовое время 5 ч., 221 км.

Утром перемёрз Патруль, грели его в коллективном гараже до обеда. После его реанимации позволили себе небольшую экскурсию по Среднеколымску, во время которой встретились с Афанасием, aka Бубафоня на сайте land-cruiser.ru. Не знаю, кто вам представляется под таким никнеймом, но я точно не ожидала увидеть умудрённого жизнью якута :) Афанасий надарил нам множество подарков, в том числе большущего чира для строганины, за что ему огромное спасибо. По неопытности я назвала чира муксуном, чем очень его обидела, потому что муксун здесь за рыбу не считается, а колымский чир это нечто особенное. А ещё мы у него переписали видео организованной им 23 января 2015 года самой северной дискотеки — очень весёлое и позитивное мероприятие, зарегистрировано в виде рекорда в Книге рекордов России, как «Профессиональная уличная дискотека при самой низкой температуре, минус 42.4 градуса мороза». Увы, все знакомства в дороге скоротечны, но ещё один пользователь из интернета стал для нас живым человеком.

Афанасия и я. Фото на память.

Приметы времени.

Памятник казакам-первопроходцам.

Памятник колымчанам участникам ВОВ.

Колымская версия «Единой России».

Колыма.

Зимник после Среднеколымска не является зимником продлённого пользования, а значит УРА, он не объезжает тысячи озёр, а идёт прямо по ним, поэтому временами наша скорость достигает 80 километров в час. Ну и к чести среднеколымских дорожников, зимник в этой части хорошо почищен, после предыдущих испытаний эта дорога как маленький праздник. Ночевали в с. Андрюшкино.

Фото, наделавшее много шума на Фэйсбуке (посчитайте белых медведей),

01.02.2016 -40°, солнечно, ходовое время 18 ч., 495 км.

Утро началось несколько раньше, чем мы планировали, а именно с настойчивых предложений местных жителей купить солярки, рыбы, мяса, чёрта в ступе… В итоге выезжали из посёлка затемно, но успели рассмотреть, что он очень хорошо содержится, а утренние знакомые рассказали, что это заслуга главы Риммы Макаровой, которую они называют «вождь» или «гром-баба».

Просто красивый лесок.

Этот отрезок зимника вызывает смешанные чувства. С одной стороны, тут много озёр и по ним можно ехать 80 километров в час, но то, что между озёрами хуже предыдущей дороги во сто крат. Так и едем, то летим, то ползём. Уже в темноте, возле острова Кривой Арыта (когда писала дневник в дороге, сделала ремарку, что топонимия иногда похожа на уфологию, такая же загадочная, но всемогущий интернет дома подсказал, что арыта это просто «остров» по-якутски) мы спустились в протоку реки Колыма, потом вышли в основное русло и пролетели 48 км до Черского как по асфальту.

Зимник по озеру.

Между Черским и Зелёным мысом проехали мимо остатков портовых кранов. Может это и краны, мужчинам виднее, но у меня было ощущение, что я оказалась на космодроме заброшенной планеты. А может надо меньше фантастики читать.

Эх, телефон подводит :(

Я ненадолго ушла в эстонский экипаж. Места в восьмидесятке сзади несколько больше, чем у нас, заодно полезно ненадолго сменить компанию. Болтали о том, о сём. Я, конечно же, расспросила как они питаются в этом году без Каи. В общем-то ничем не отличается от прошлого года :) «С утра мы очень плотно кушаем». Спрашиваю: а плотно это как? Плотно — это быстрорастворимая каша и бутерброд. Потом на обед они пьют чай с бутербродом, а на ночь по-прежнему не едят, потому что это вредно. Иногда на обед борщ или лагман. К слову сказать, бутерброды у Райта с колбасой, которую делают на эстонских фермах. Там только хорошее мясо без всяких добавок и это очень вкусно. Но если бы я так кормила свой экипаж, то меня давно где-нибудь высадили бы. А Райт говорит, что мы слишком много едим, поэтому много спим :)

Навигация.

Меня очень быстро в ультимативной форме вернули на родное семидесяточное сиденье и тут началось такое!!! Всё, что я писала про предыдущие зимники, это цветочки. По тяжести прохождения я могу сравнить эту, с позволения сказать, дорогу, только с последней частью перехода перевала Эстато на Полярном Урале в 2014 году (рассказ про перевал Эстато и два джипа вот здесь: http://yu-zadorozhnaya.livejournal.com/2396.html). Одно колесо стоит на кочке высотой метра полтора, другое на кочке высотой пол метра, третье колесо в яме глубиной с пол метра, а четвёртое вообще неизвестно где, и эти позиции постоянно сменяются. И не надо мне говорить, что машина не может так ехать, что не хватит ходов подвески. На практике ещё как может. Временами там ещё была снежная каша, которую приходилось разбивать или топтать. И всё это ночью. В общем плохо. Когда встали на ночёвку на повороте на Анюйск, Лёша сказал, что я похожа на смерть. Ну, ребята тоже не очень выглядели.

02.02.2016 г., пасмурно -25°, ходовое время 4 часа, пробег 201 км.

Так как накануне на ночёвку встали поздно, спали мало, сегодня проснулись снулые и не очень добрые. Погода соответствовала состоянию: серая и хмарая. К счастью, дорога не поддержала общий настрой и стала обычной отсыпухой, которая казалась раем после вчерашних испытаний.

Дорога на Билибино.

Быстро доехали до города Билибино, где нас всех приютил Слава Загоскин. Вечером сварили уху из чира (которую я безбожно пересолила) и сидели за столом. Можно, конечно, пересказать наши разговоры о машинах, о политике, о жизни, но, думаю, это не имеет смысла. Это один из таких моментов экспедиции, которые можно только пережить, оказавшись здесь.

Слава занимается геологией, поэтому очень много ездит по Чукотке на вездеходе, на этом фоне они с Лёшей сразу нашли общий язык, а мне, как бывалый путешественник, Слава дал очень полезный совет: записывать в течение дня короткими фразами все случившиеся события, чтобы ничего не забыть при написании дневника. Так и стала делать в телефон. А еще запишу очень понравившиеся мне слова Славы: «У меня нет второй жизни на материке, я живу здесь и обустраиваю свою жизнь здесь». Очень много интересного про Чукотку и не только в дневнике Славы http://slava-zz.livejournal.com/.

Отморозки на Лабутенах, как окрестил нас Слава.

03.02.2016 г. солнечно -25° днёвка.

Днёвка в Билиби6о с бассейном и решением хозяйственных вопросов. Отчётность за наш приезд перед всеми органами власти. Как это происходило, можно почитать в Фэйсбуке у Алексея Тузова. https://www.facebook.com/alexey.tuzov.7/posts/884199491693990

На АЭС мы не попали.

А говорят, что Москва дорогой город.

04.02.2016 г. пасмурно -20°, ходовое время 14 часов, пробег 340 км.

Выехали утром на Певек. Поворот на зимник, как обычно, за гаражами. Сначала зимник идёт по долине реки Кипервеем и, хотя накануне перед нами вышло два грузовика, след местами перемело и пришлось пару раз сдуваться. Новая интерпретация детской загадки «туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно» — топтать зимник.

Между вершинами Иргуней и Нераклыпыткыней начался перевал тягун. Хорошо, что не метёт, а то пришлось бы долго подниматься. В заброшенном селе Бараниха (где когда-то был даже аэропорт) стоит понижающая подстанция, которая давно питает исключительно себя и живёт там всего один человек.

Аэропорт посёлка Бараниха.

Подстанция питающая сама себя.

Через девяносто километров после первого перевала начался второй такой же тягун между двумя безымянными вершинами. Здесь же встретили волокушу, по свежему следу которой мы шли последние километров двадцать. Волокушу обогнали перед перевалом, дальше след предыдущей волокуши был сильно разбит грузовиками, двигались в режиме ралли, валясь с одного бока на другой. Обогнали и эти грузовики, по менее разбитой дороге идти стало легче, стараемся держаться между колеями или по боковым перемётам, так как они относительно ровные.

Волокуша: вид спереди.

Волокуша: вид сзади.

Вышли к маяку на берегу Чаунской губы, вокруг которого, судя по количеству следов, зайцы устраивают ежедневные демонстрации. От маяка дорога поворачивает на девяносто градусов, пересекает несколько рек с хитрыми переправами, когда спуск в одном месте, а выход метров через пятьсот вниз или вверх по течению, хотя ширина речки метров пятьдесят от силы. Сделано это потому, что все речки текут в небольших каньонах и переправа выбирает самый пологий спуск и самый пологий выезд. А когда зимник вышел на лёд Чаунской губы начались чудеса: абсолютно ровная, намороженная ледяная дорога, с красивыми, новыми, аккуратными вешками, а не палками воткнутыми в бочки. И это не просто чищенный лёд, а специально намороженный наливами, потому что природный лёд не бывает таким ровным. И никаких шлагбаумов, КПП, пропусков — езжай добрый человек, только соблюдай правила движения. Даже не знаю, что более волшебно, то, что в темноте дорогу вообще не отличить от асфальтовой или то, что строит её за свой счёт и для своих нужд золотодобывающая компания «Клода Шимпера Кинросс», которая разрабатывает рудник «Купол».

Заячья дискотека на берегу Чаунской губы.

О своих впечатлениях от дороги я на следующий день рассказала заместителю директора ОП Певек Слободянику Александру Анатольевичу, но он удивил меня ещё сильнее. Я слушала его и не верила. Самое наглядное воплощение политики этой компании это организация быта: обслуживание сотрудников осуществляет специализированная компания «Sodexo». Горничные проводят уборку всех помещений и жилых комнат каждый день, они же раз в неделю меняют постельное бельё. После первой ночёвки, пока мы не попали в общий режим, никто с утра не успел заправить кровати, побежали в столовую на завтрак, по возвращении обнаружили все кровати аккуратно заправленными.

Номера.

Дом из палаток.

Есть отдельная прачечная, где можно постирать вещи самому, либо оставить на специальном стеллаже и тебе вернут её выстиранной выглаженной и починенной. Чистые аккуратные душевые, тёплые чистые туалеты, вообще везде чистота, порядок и аккуратность во всём. Для меня ещё очень важны ольфакторные ощущения, так вот, там везде хорошо пахнет. Всем рабочим выдаются качественные обувь и одежда на тинисулейте, а не синтепоне. Техника безопасности тоже не пустой звук: на заправке, в гараже и других объектах можно находиться только в каске и защитных очках. Автомобили допускаются в гараж только с пустыми баками. Регулярные инструктажи по технике безопасности. По этой же причине нам не смогли приварить шток к газомаслянному амортизатору Патруля — нельзя варить заполненные ёмкости.

Гараж Кинросса — порядок как у Стаса.

Такая вот техника безопасности.

Оттаиваем.

Питание рабочих тоже отдельная тема. Сначала обязательное использование автомата с дизенфикатором для рук. Потом установлены автоматы с чаем, кофе, водой, молоком и компотом. Дальше на раздаче несколько видов салатов, первых блюд, вторых блюд, выпечки. На отдельном столе сухари, чеснок, лук, оливки, соусы. На завтрак два вида каши, омлет, тушёный картофель, для желающих сухие завтраки. Человек на раздаче в чистой белой униформе, каждому рассказывает, что сегодня в меню (не бурчит «читайте сами»), пока у раздачи нет посетителей, он стоит в позе профессионального официанта и пришедшим не надо его искать. А ещё тут все тебе очень вежливо улыбаются. А ведь здесь только подразделение компании, которое занимается строительством дороги для перевозки грузов на сам рудник и логистикой этих самых грузов и рабочих. Не говоря уже о полном социальном пакете и выплачиваемой вовремя зарплате. Мы, если честно, чуть свои резюме не понесли в секретариат.

Чай, кофе, молоко, вода, компот.

Добавки на любой вкус.

Порядок во всём.

Залив, на берегу которого стоит подбаза.

Компания «Кинрос» осуществляет активную социальную политику не только в отношении своих работников, но и в отношении территорий, где расположены её предприятия. Более подробно об этом можно почитать на сайте компании http://www.kinrossgold.ru/responsibility/. Не оставила эта компания без внимания и наше мероприятие. На самом руднике Купол, работает наш одноклубник Алексей Федюнин, который и дал нам контакты сотрудника, занимающегося корпоративной социальной ответственностью. Благодаря Евгении Саевич нас встретили, разместили, накормили и заправили, в рамках поддержания спортивного автомобильного туризма.

05.02.2016 г. солнечно -30°, днёвка.

Утром, после инструктажа по технике безопасности в касках и очках нас пустили в гараж, где каждый занялся проверкой своих автомобилей, потом нас заправили, и мы поехали в город Певек, где путешественников уже заждались «граничники», как называет их Райт и корреспондент газеты «Полярная звезда».

Из разговоров мы узнали, что здесь постоянно дует какой-нибудь ветер. Основной это южак, южный ветер, самый свирепый, который приносит тепло и, как следствие, сильную непогоду, но именно он набивает наст. Еще есть северяк — ледяной арктический ветер, но он не приносит столько разрушений, как южак.

Остались на ещё одну ночь на гостеприимной подбазе компании «Кинросс».

Морской порт Певек.

Дорога на Певек.

06.02.2016 г. -30°, облачно, сильный ветер, ходовое время 5 часов, пробег 90 км.

Ночью задул ветер, стены палаток сильно гудели. Кстати, офис подбазы привязан цепями к бетонной плите, двери не на обычных доводчиках, а на цепях — к вопросу о силе ветра, который здесь дует.

В семидесяти километрах от подбазы дорогу успело перемести, видимость меньше ста метров, во всю метёт низовая метель, при которой над тобой чистое голубое небо, а вокруг беснуются клубы снега.

Низовая метель.

Ёжики в тумане.

С трудом добрались до золотодобывающей артели «Чукотка» и попытались спрятать машины между зданиями, чтобы переждать метель. При этих попытках (не очень удачных, к слову) нас встретил начальник прииска Слава Григораш, загнал наши машины в гараж, накормил и определил на ночлег. О нас Славе рассказал Виктор Жданович, который также прислал Алексею много полезной информации по маршруту. Вот так вот приходит помощь, когда её не ждёшь. Провели вечер в артели со Славой и его супругой Викторией.

Со Славой Григорашем.

Артель «Чукотка».

07.02.2016 г. солнечно -24°, ходовое время 13 часов, пробег 123 км.

Утром выехали за трактором артели, который начал чистить заметённую дорогу. Протащившись за ним пару километров, решили попробовать обогнать его. Дальше дорога оказалась почти не заметённой — били ходом небольшие перемёты, иногда объезжали их по тундре.

Насяльника.

Та самая фея.

Арктические зайки.

Прошли рудник Майский, сразу за ним свернули направо на сопку, по остатку тракторной колеи. А вот спуск с этой сопки дался тяжело, так как её хорошо забило снегом. Копались на спуске несколько часов, пока не спустились в долину реки Кукэвеем. Здесь нашли след трекола, трек которого нам ранее прислали связисты артели «Шахтёр». Шли со скоростью 3-5 километров в час, след не особо помогал, указывая только направление. С большим трудом дошли до речки Кувет, где встали на ночёвку.

08.02.2016 г. солнечно -35°, ходовое время 13,5 часов, пробег 180 км.

С утра битва в снегу продолжилась, в целом след трекола стал держать машины лучше, но не всегда, а сход со следа каждый раз был маленькой трагедией на час. В месте, где долина реки Пегтымель сильно расширяется, самый свежий след перешел на другую сторону реки, начал от неё отклоняться и жаться к сопкам, в то время как трек, который нам дали, уверенно шёл по другой стороне долины, что и логично, так как здесь сопки намного дальше от берега, долина шире, а значит ветер хорошо надувает снег и наст будет жёстче, а мягкий снег соответственно выдувает. А трек, который нам очень помог прислал Виталий Астасиев, начальник узла связи рудника Ленинградский.

Потратив полтора часа на первый малюсенький подъемчик, решили, всё же, идти по треку, а не следу. Пешая разведка показала, что по треку дальше есть хороший след. Начали переезжать через кривое озеро на обнаруженный след. Подъем из озера на след занял ещё полтора часа. Кажется, что наст очень жёсткий, по нему можно прыгать, лопата его не прорубает, но машина, даже на давлении в 0,2 атм его режет, а под настом не снег, а полная фигня — тот самый снег-песок, про который нам говорили. Загляните в сахарницу — вот мы оказались внутри очень большой сахарницы. Этот снежный песок не топчется, не мнётся, не слипается и прорезав наст машина в него сразу закапывается. Может трекол, за которым мы поехали вначале, заблудился или поехал на рыбалку, но под сопками ездить последнее дело.

Обманчивый наст.

По широкой долине шлось гораздо лучше, но каждое случайное закапывание в снег отрывало по часу времени.

В темноте вышли к руднику «Сквозной», который разрабатывает артель «Шахтёр». Нас накормили ужином и отправили на рудник «Ленинградский», где расположена основная база артели. Между рудниками расстояние в 100 километров сделанного волокушей зимника со следом от гусянки.

Ночевали в артели в тёплых комнатах. За такое гостеприимство спасибо директору артели Руппелю Ивану Ивановичу.

На Ленинградском.

Летописец.

09.02.2016 г. солнечно -35°, днёвка.

Помимо тёплых комнат, горячей еды и тёплого гаража нам сделали экскурсию в шахту, где показали, как добывают золото. Сначала спуск под землю вдоль транспортерной ленты. Потом идёт основной коридор, от которого множество ответвлений. Между основным коридором и боковыми проходами из коренной породы оставлены «тумбы», поддерживающие свод. Маслом на стены шахты наносят метки для бурения, потом отбойным молотком пробуривают дыры глубиной в несколько метров и туда закладывают взрывчатку. Взорванную породу вывозят специальными подземными погрузчиками на транспортёр, а поднятая руда отправляется на обогащение. Свод шахты состоит из гальки, скреплённой вечной мерзлотой, а ниже идёт золотоносная порода.

Спуск в рудник.

Рудник.

Золотоносная порода под вечной мерзлотой.

Подземный зверь.

Поднятие руды.

Вместо китовой аллеи на Уэлене, которую я не увидела.

Вечером посмотрели свои машинки в тёплом гараже, съели вкусный ужин и легли спать, набираться сил для следующего этапа экспедиции.

10.02.2016 г. переменная облачность, -24°, ходовое время 12 часов, пробег 120 км.

Утром уехали из артели и по зимнику доехали до мыса Шмидта. По пути пересекли 180 меридиан, где кончаются все карты и стоит железная стела.

Не первый раз встречаю заброшенные и почти заброшенные северные города, но каждый раз они производят гнетущее впечатление. На сам мыс не рискнули заезжать, так как всё завалено металлоломом, и поймать какую-нибудь железку в покрышку нам совсем не хотелось. Доехали до косы Двух пилотов, где нас догнал космофизик Александр, рассказал, что знает о дорогах, сказал, что по косам нам не пройти, дал контакты вездеходчиков, которые возят продукты на Ванкарем. На улице всего -24°, но с моря дует такой сырой и холодный ветер, что десятиминутный разговор на улице замораживает напрочь.

Мыс Шмидта.

Встреча с Александром.

Фото Александра в книге про Чукотку (сделано мной в Нутепельмене).

Памятник Джеймсу Куку.

Потом нас накормили обедом на подбазе всё той же артели «Шахтёр», и после вкусной еды мы засели за совещание, куда и как ехать. Было выдвинуто три варианта, идти на Анадырь через Эгвикинот, на Ванкарем через перевал Иультин, где придётся пройти девяносто километров по тундре или пойти на Ванкарем по косе. Обсуждение затянулось больше чем на час, доводы были высказаны разные. В итоге было принято решение сначала попробовать по косам, потом через Иультин, ну а если и там не получится, то поедем на Анадырь. Про косы нам ещё рассказывали про высокие прибойные стены и сильное торошение, так как осенью были сильные шторма. Прошли памятник на косе Двух пилотов и почти сразу на Патруле опять зажевало колесо, которое стравило по трещинам. Кому интересно, подробный отчет об эксплуатации покрышек Arctic Trucks написал на собственном опыте Евгений Заичкин, участник экспедиции на остров Диксон в 2015 году.

Совет в Филях.

Приняли не простое решение, московскому экипажу возвращаться в посёлок и попытаться решить логистическую задачку по доставке нашей запаски, которую мы оставили в Билибино у Славы, с целью облегчения авто, и при возможности выбраться в Эгвекинот, либо дождаться нашего возвращения и уйти в Эгвекинот вместе, в зависимости от положения. В любом случае, на мысе Шмидта есть связь, а у нас спутниковый телефон.

Пошли дальше по косе в две машины, снег опять как песок, идём очень тяжело: пытаемся по старой памяти идти по застругам, но если одни заструги, как им положено, твёрдые, то другие, на вид точно такие же, моментом проваливаются. Наст, в основном, тонкий и жёсткий, под машиной он давится, но потом мешает топтаться — колесо в него упирается. Ближе к морю коса немногим лучше, а потом и вообще ехали по льду. Ночевали возле маяка в 20 километрах от мыса Шмидта.

Начало косы не внушало оптимизма.

Памятник ИЛ-14 на мысе Шмидта.

11.02.2016 г. переменная облачность, -22°, ходовое время 12 часов, пробег 135 км.

С утра совершенно ничего не видно, ещё и тепло — все признаки приближающейся метели. Продолжаем двигаться по краю косы. Увидели следы белого медведя, ажиотажу не было границ, все их снимали и фотографировали. Размер следа примерно с мой 37 размер ноги, не знаю, какого размера этот мишка, но он оставил чёткий отпечаток на насте, на котором не оставлял следов даже Райво.

Мы тут не одни.

Вышли к первому проливу между косами Пильгын (по-чукотски пильхын означает горло, или пролив) и прошли его без проблем. Вдоль берега косы, по которому мы едем, местами стоит прибойная стена высотой до четырёх метров, а на море такое торошение, что без боли не взглянешь, если представить себе, что нам пришлось бы ехать там.

Торосики.

К обеду в небе проглянуло бледное солнце, больше похожее на луну. Вдоль линии горизонта, со стороны моря, появилась белая полоса, потом добавилась голубая — это видно вдали как солнце светит на снег и голубое небо. Голубая и белая полосы начали расширяться, даря надежду на ясную погоду, которая вскоре и оправдалась.

После очередного разрушенного строения с неимоверными складами бочек и мачтами антенн, ещё стоящими на растяжках, на берегу были врыты столбики не выше полуметра в высоту. Столбики торчали каждые пятьдесят-сто метров, по одной линии вдоль берега на протяжении пары километров. Кто потратил свои силы, чтобы поставить их, зачем они нужны? Ответа нет, да уже и не будет. Загадка не хуже истуканов острова Пасхи, которыми полна наша планета.

Коса стала очень узкой и бугристой, машина несколько раз уходила в нехилые крены.

На косе Двух пилотов.

Первые встреченные медвежьи следы вызвали горячий интерес, но он достаточно быстро прошел, потому что вокруг всё было в медвежьих следах. Может это и один медведь ходил туда-сюда, но, скорее всего, это было много разных медведей.

Вышли к устью реки Амгуэма, про которое нам говорили, что на нём, наверняка, будут проблемы. Но торосов не было, как и глубокого снега, поэтому устье прошли без потерь. Вся коса завалена мусором — как природным (корягами и плавником), так и антропогенным (бочки и неведомые железяки).

Воздействие человека на природу.

А мы очень красивые ;)))

Ну очень красивые.

Не доезжая пятидесяти километров до Ванкарема, увидели его огни. Перед машинами, как страж, вышла росомаха и долго рассматривала туристов, лениво пресекая попытки её объехать.

Чё припёрлись?

Ладно, езжайте.

За тринадцать километров до Ванкарема выехали на зимник, который ведёт к озеру, куда ездят за водой. В Ванкареме нас уже ждали: напоили горячим чаем и угостили деликатесом, которой мы обсуждали всю дорогу — китовым салом. Поставила ещё одну галочку в своём списке того, что надо испытать на себе, но привычное свиное сало, кажется вкуснее. К слову сказать, взятый мной из дома кусочек солёного свиного сала с чесноком у ванкаремцев особого восторга не вызвал. Зато упоминаемая ранее эстонская колбаса понравилась всем.

Монтак, китовое сало.

Пекуль, чукотский женский нож.

Кончик китового уса.

Снегоступы.

12.02.2016 г. -27°, пасмурно, ходовое время 10 ч., пробег 32 км.

Утром Фёдор, который накануне вечером рассказывал про множество охотничьих премудростей, проводил нас на мыс Ванкарем и показал моржовое лежбище, где, как следует из названия, летом лежат моржи и расположено оно совсем рядом с посёлком. Кстати, Ванкарем переводится как моржовый клык. На другую сторону залива поехали смотреть китовую тушу, которую выбросило на берег и её облюбовали медведи. Но кита успело задуть снегом, и медведи потеряли к нему интерес.

Выброшенный на берег сейнер.

На Ванкаремской косе с Фёдором.

Выдвинулись дальше. Подойдя к мысу Онмын (как говорят местные и подписано на старых картах) или Онман (как написано на современных картах) определили три тактики его прохождения. Первая — под мысом по льду, но учитывая карту глубин и высоту мыса, скорее всего, там сильнейшее торошение. Второй — пройти между сопок на удалении от мыса, примерно придерживаясь снегоходного трека. Третий — уйти совсем глубоко в тундру. Ещё маленький вариант обойти мыс по лагунам и речкам, но там, по словам местных, наледи между лагунами и всё заметено.

Первым, как самый перспективный, выбрали вариант по сопкам. Начали подниматься по верхушкам, где торчала трава. Потом под ногами начали появляться камни, чему мы очень обрадовались, подумав, что здесь выдут весь снег. Только через пару сотен метров камешки превратились в курумник, состоящий из огромных глыб.

Начало курумника.

Когда стемнело, уже от безысходности, решили спуститься и попробовать обойти мыс Онмын по морю. Шлось безусловно очень тяжело, но шлось. Перед машиной шло три человека, один посередине и двое по бокам, чуть шире колеи. Как только один проваливался — корректировали маршрут, потом по натоптанному проезжала машина. Сто метров разведки, сто метров едем в машине, сто метров откапываем машину, сто метров разведки… решили отложить дальнейшее прохождение до утра и дальней пешей разведки.

Заставила Стаса ходить с ружьем, чтобы была возможность выстрелить в воздух, так как многие говорят, что белые медведи трусливые (хочется им верить). Хорошо помню, как глубокой ночью, уже порядком вымотанные, мы тащимся в снегу по прибрежным намётам, а фары периодически светят на обрыв мыса и кажутся мне на его стенах глумливые рожи местных келё.

Самоуспокоение.

Ночью к нам приехал житель Нутепельмена, которого отправили на наши поиски, так как узнав, что мы выехали из Ванкарема, к вечеру уже ждали в Нутепельмене. Он долго распутывал наши следы и около трёх ночи нашел наши машины. И очень удивился, что мы спим. Предупредил, что за Онмыном в январе отрывался лёд в нескольких километрах от берега и уехал обратно.

13.02.2016 г. -25°, солнечно, ходовое время 10 часов.

Встали рано утром, и ушли в пешую разведку. Ничего утешительного не увидели. Как и ожидалось огромные торосы под мысом, задутые мягким снегом.
Поехали обратно по своему следу. Вернулись почти до самого Ванкарема. Перед окончательным поражением Стас настоял на том, чтобы опробовать вариант с лагунами. Попробовали перейти на лагуну по тундре, но она горбатая и мягкая, скорость 5 км/ч тоже скорость, но не для таких расстояний. Дошли до конца Ванкаремской косы и свернули в лагуну Ванкарем. В первой части лагуны наст был отполирован ветром до зеркального блеска и бетонной твёрдости, машины практически не оставляли следа. Но какой же он был при этом не ровный. Дружно вспомнили зимник Арктика. Срезали лагуну через мыс Темпытым и с опаской подошли к проливу между лагунами. Машины шли на расстоянии, под колёсами оставалась вода, но машины даже попыток не делали провалиться. Да ещё и следующая лагуна оказалась легче. Все с напряжением ждут, когда начнём вязнуть в снегу. Потеплело до -22 и задул сильный ветер. Вышли из лагуны в реку Кымъынейвеем. Выбрали по карте место, где за горой Вукатым есть только озёра без отметок рельефа и решили через этот участок попробовать перейти в лагуну Пэнопэльгин, откуда без проблем добрались бы до Нутэпельмена и встали перед последним броском на ночёвку.

14.02.2016 г. -19°, ветер около 20м/с, снег.

С утра форменная пурга, вокруг всё белым-бело и ничего не видно. По спутниковому телефону попробовали уточнить прогноз и получили совершенно противоречивую информацию. Решили попурговать до темноты и, если лучше не станет, попытаться при свете фар ехать дальше. Едим, спим, читаем — каждый выбрал занятие по душе.

Пургуем.

И вот расположились мы в машине, достали оттаивать побольше еды, Лёша спит, я вышиваю, Стас смотрит фильм, одним глазом бдим за изменением видимости. Пасторальная картина. И тут я вижу в окно приближающийся предмет, сначала подумала, что галлюцинации в снегу начались, всякое бывает. Но галлюцинация быстро приближалась и превратилась в снегоход Буран с прицепом в сопровождении собак. В Нутепельмене нас во всю ждут, баня, концерт, а мы тут прохлаждаемся — неудобно получилось. Нас встретил глава Нутепельмена Александр Кергитваль и молодой охотник Владик Выквыросгин. У них был трек охотников до нашей стоянки и, подремонтировав сани, поехали за нашими провожатыми.

Александр Кергитваль показывает трек Лёше Тузову.

Наша навигация.

Ездовые собаки.

Несколько раз проезжали схроны отмеченные вешками и шестами. Это рыбачьи и охотничьи угодья жителей Нутепельмена, и у всех есть трек до этих мест, поэтому нас и смогли встретить в таком молоке.

Прошли ровный отрезок тундры — место перехода в лагуну было выбрано Алексеем абсолютно верно. Шли на приличной скорости, стараясь не отставать от снегохода. После спуска в лагуну Пыныпельгин наша машина резко застряла в снегу. Райт начал нас объезжать, чтобы мы могли за него
залебедиться, и его морда тоже застряла в снегу. Он начал натаптывать колею, будучи совершенно уверенным, что это обычный пухляк, и я увидела у него под колёсами воду. Всё. Приехали. Морда машины Райта в наледи. Мы висим на пузе в снегу, а колёса в наледи. Через три дня, когда это всё закончилось, Александр извинялся, но как вышло, так вышло.

Начали доставать Райта, так как он казался перспективнее. Рядом с машиной вырос сугроб размером с эту самую машину, из ямы уже давно достается ледяная каша. Урок первый — копать наледь бесполезно. Пытались подкладывать пластиковые сэндтраки — оба сломались, канистра, замещавшаяся сэндтрак, тоже сломана. Урок второй — от пластиковых сэндтраков в наледи толку нет. В наледь закопали обе запаски (привязали их на всякий случай на трос, чтобы не уплыли под лёд). Когда появился шанс съехать назад по этой конструкции и Лёша командовал операцией, то мы получили третий урок — Тузова надо слушать, но вместо команды «потихоньку» от стартанувших колёс запаска вылетела из наледи, а машина плюхнулась обратно.

Звездец в фас и профиль:

Всё это время Александр и Вадим помогали нам. Ситуация осложнялась знатной пургой с ветром 12 м/с. Предложили Нутэпельменцам ехать обратно домой и попросили, по возможности, привезти утром досок. Расстались с ними около восьми вечера и легли отдыхать, впереди предстояла непростая работа.

15.02.2016 г.

В четыре утра (или ночи?) из Нутепельмена приехал снегоход с двумя брусьями длинной полтора метра. На втором снегоходе приезжает загадочная Лариса Ролькина, про которую мы слышали от всех встречавших нас, начиная с Ванкарема: «Нас Лариса отправила встречать». Вот и познакомились :)

Использовали все имевшиеся брёвна, начали опять доставать Райта и тут из лужи раздаётся красивый звук «Дзинннь… дзинннь». Утешаем себя, что это звук бампера, стукнувшегося об диск закопанной запаски, но передние колёса перестали крутиться. Предварительный диагноз — редуктор. Приехали (кажется, я повторяюсь).

Райт и Райво засыпают в машине, мы со Стасом решаем поехать в Нутепельмен, где есть телефон. К снегоходу Ларисы были прицеплены старые нарты, на которые нас и посадили. Наверное, это будет одна из моих самых запоминающихся поездок. Дышло у саней отвалилось ещё когда мы собирались, и Стас примотал его грузовой стяжкой (потом, уже после всех приключений, Стас их надёжно заварил). Лариса любит ездить быстро, а вся лагуна в жёстких застругах. Чтобы испытать подобные ощущения можно съехать на санках с лестницы — думаю, будет похоже.

Лариса привезла нас в дом Оксаны и Стаса Тымнеросгиных, где начинает работать штаб экспедиции, в котором также участвовали Анна Арены и Любовь Эттырагтына. Звонили Ивану Сосновскому (многим известному как Сосна) в Анадырь и просили найти редуктор. Узнали, где в посёлке можно найти действительно длинные доски и гвозди. И тут Аня спрашивает: «Может их трактором достать?». Оказывается, в Нутепе два трактора, один развозит воду, а второй стоит не заведённым всю зиму. Мы и не надеялись на такую удачу. Находятся подходящие доски и гвозди, начинают отогревать и заводить трактор. К вечеру Стас уезжает на снегоходе с Аней, за ними трактор, а я осталась на телефоне.

Дальше начался мой персональный цирк. Иван в Анадыре находит редуктор, но его хозяин в отпуске за границей, а сын не знает, где тот лежит. Пока Иван договаривается по редуктору, я решаю следующую логистическую задачку: в среду с залива Креста (пгт. Эгвекинот) летит вертолёт в Нутепельмен. Следующий только через две недели. Нахожу борт, который летит с Анадыря в Эгвекинот во вторник в 9:30 (а сегодня понедельник). В аэропорту Анадыря говорят, что по доставке груза надо решать непосредственно с перевозчиком. Ни один телефон перевозчика не отвечает (из тех, что доступны в интернете, которые мне диктует подруга из Новосибирска). Мне дают сотовый одного из сотрудников перевозчика, но трубку берёт другой человек и сообщает, что тот, кого я ищу на пенсии. Не спрашивайте, как я получила номер телефона генерального директора, надеюсь только, что он был не в Москве, когда я ему звонила. Уже через него я вышла на нужного сотрудника. Не с первого раза уговорила принять на борт груз без длительного оформления. Знакомый Ани Арены из Эгвекинота согласился забрать груз с самолёта и передать на вертолёт. Вроде паззл сложился. Параллельно отвечаю на звонки от всех подряд (ощущение, что домашний номер Оксаны и Стаса был в свободном доступе в интернете). Меж тем, нет ответа по редуктору. Беру по нему все контакты и ближе к одиннадцати вечера получаю согласие на продажу.

Фото в коллекцию к такой же с Диксона.

А дальше начинается цирк имени экспедиции на Уэлен. Сижу всю ночь с телефоном, и вот звонит Райт: «Юля, я могу отказаться от покупки редуктора?» Хотя, накануне звонил Стас и сказал, что нет уверенности, что сломан редуктор, но Райт от покупки не отказывается. У меня слегка дёргается глаз. Утром звонит Иван и говорит, что редуктор на продажу не исправен. Выдыхаю. Звонит Стас и спрашивает, вылетел ли редуктор. Глаз дёргается сильнее. Иван находит лочный редуктор, человек готов снять его со своей машины, в обед из Анадыря выходит караван Охар, можно передать с ними. Говорю ему, что Райт ночью говорил, что редуктор не нужен, давай повременим. Звонит Стас, говорит, что редуктор не нужен, сломалась крестовина, сейчас заменят и поедут. Связь с ними прерывается, а я с городского на спутник не могу позвонить. Звонит Иван, говорит, что эстонцы с треккера ответили Славе Загоскину из Билибино, что редуктор нужен. Глаз не дёргается, а тихо офигивает вместе со мной. Звоню в Билибино, прошу Славу уточнить через треккер. Райт подтверждает, что редуктор нужен. Решаем с Иваном, что он оставит мне контакты продавца.

Наконец-то приезжают участники ледового побоища, у них в это время тоже всё было очень весело.

Дальше рассказ записан со слов Стаса.

Приехал к нам трактор и не смог подъехать, и сам провалился в наледь. Дальше начался у нас процесс доставания трактора, но трактор очень тяжелый, и, в принципе, копать его было бесполезно, поэтому перешли к стратегии большой разгонной дорожки и ломания наста над наледью. Соответственно при первом застревании трактор чуть-чуть откапывался, сам себе разгонял большую дорожку, разламывал всё вокруг и выпрыгивал из этого болота. Таким образом до ближайшей машины Райта от трактора получилось очень большое расстояние без заезда в наледь обратно, и мы соединили все троса, которые были, включая даже кевлары, что нашлись. Первым делом выдернули Райта, выдернули его без особых проблем, без наезда на деревяшки, просто волоком вытащили на сухое, там и оставили, для того, чтобы ребята начали финишную диагностику. Именно в этот момент начались повторные звонки Юле, что редуктор действительно нужен, потому что, когда машина сидела наполовину в наледи, было видно сломанную крестовину, плюс ко всему Райту не очень хотелось покупать новый редуктор, учитывая его стоимость и доставку, но этот вариант не проконал. Дальше мы перецепили за нашу машину, Тузов там естественно уже наподстилал кучу досочек и напродумывал всё до мелочей, и тачка легко выдернулась тросом также на сухое, чуть-чуть переломав наледь как якорь.

Дальше у нас начался следующий этап экспедиции, мы отправили домой снегоходчиков, естественно попив с ними чаю, отблагодарив ребят.

Скомпоновали нарты, одни сани привязали к прадику, на него сгрузили остатки досок и всё, что смогли вытащить из наледи, ещё одни сани уехали с бурашкой и с нами остался один снегоход и трактор. И вот мы идём первыми, немножко перед трактором, примерно по тому треку, по которому трактор приехал с Нутэпельмена, за нами идёт трактор, который подтаскивает Райта, оставшегося на заднем приводе и ехать ему очень тяжело. И тут мы немного отстаем, Райт с трактором нас обходят и залетают в очередную наледь. Наледь оказалась ничуть не менее суровой, чем предыдущая, и трактор застревает там по самое не балуйся. Отцепляем Райта, начинаем вытаскивать трактор. Всё повторяется с откапыванием, разгонной дорожкой и тут трактор рвёт гуску, разуваясь на одну сторону. Как уже говорилось, трактор очень тяжелый и гуска тяжелая, и всё это происходит в наледи, в общем, всё показалось очень грустным в один момент.

Мы делаем попытку поскорее отъехать от этого участка и сами проваливаемся в другую наледь. На этом всё интересное заканчивается и начинается очень интересное. Уже рассвело, подошла к концу вторая ночь в наледи, и мы пытаемся, находясь прямо в наледи, напялить эту гуску обратно. Всяко разно переставляем трактор на одной гуске, тут у трактора заканчивается масло и терпение у мужиков. Распихиваемся все по машинам. К нам садятся ребята с Нутепельмена, кто-то садится к Райту и немножко начинаем дремать, а часть людей уезжает на снегоходе за бочкой и за торсионом, для того, чтобы подмять бочку под гусеницу, чтобы трактор чуть-чуть приподнялся и натянуть гуску. Через какое-то время ребята возвращаются с бочкой, мы проводим все эти процедуры, но гуска никак не хочет сесть на место — не хватает натяга и мы никак не можем её переставить, потому что, по сути, половина её находится в наледи вместе с этим же трактором. Принимается второе кардинальное решение, вместе с маслом привезти дополнительный трак. Доптрак это звено трака, которое позволяет временно сделать трак гусеницы чуть длиннее, натянуть его на заднюю звёздочку, потом вытащить доптрак и соединить трак по пальцам как надо. Соответственно ребята уехали за доптраком, остальные остались кемарить.

Эта фотография висит у Стаса на работе.

Ребят долго не было. Как оказалось, по пути у них сломался снегоход, в итоге они перегружались на другой снегоход вместе с этим доптраком, и к какому-то там времени, так как чувство времени у нас вообще сбилось, ребята приехали. За пару часов мы провернули процедуру с доптраком, всё собрали, натянули. Дальше трактор начал вытаскиваться. Райт сзади за это время успел поменять сломанную крестовину. Мы в это время с Тузовым поехали на разведку выхода с этой наледи из расчёта, что мы поедем обратно сами на Ванкарем и нам придется как-то эту наледь объехать и попасть на перешеек между двумя лагунами. Я шел впереди с пешнёй, Лёша ехал сзади, объезжали наледи. Весь этот наледный район оказался очень большим по факту. Вышли на сухое, забрались на небольшую сопочку. Накатали дорогу до старого летнего гусяночного следа, на нём снег чуть по-другому виднелся, по крайней мере Тузов его распознал и этот след совпал по навигации с советским вездеходным треком. Потом паровозиком с Райтом и трактором доехали до Нутепельмена.

В борьбе с наледью приняли активное участие хозяин трактора Владимир Пылё, Олег Эттырагтын и сын его Борис Эттырагтын, Антон Номенкау, Андрей Ивашев, Константин Тынарентыят. Большое всем спасибо!

Схема движения Ванкарем—Нутепельмен.

16.02.2016 г.

Хозяина дома, где мы живем, зовут Стас. Поскольку мы продолжаем созвоны по поводу редуктора (он таки нужен), было много забавных моментов.

Самый весёлый, когда кто-то позвонил и спросил нашего Стаса, а ему в полной уверенности ответили, что Стас на работе.

Договорились с хозяином второго редуктора, но на вертолёт уже не успели, поэтому решили передать редуктор до Эгвекинота вездеходом, а Райта доставить к редуктору тоже вездеходом. Договорились c владельцем Охары Сергеем Гуркиным и стали его ждать.

Добавлю только, что решение с вездеходом было принято Райтом не сразу, из чего появился самый весёлый анекдот экспедиции (пересказываю со слов Тузова).

Молодая мама с маленькой девочкой за ручку останавливается возле накрытой парашютом машины Райта и милый ребёнок спрашивает: «А правда, что эта машинка у нас останется насовсем? Я летом в неё играть буду!» Райт стал свидетелем этого диалога и согласился на Охару.

Прижились в Нутепельмене.

17.02.2016 г.

Рассказ про наше пребывание в Нутепельмене мне кажется излишне сухим, потому что я не знаю, какими словами передать то душевное тепло, с которым нас тут встретили. Как только мы выехали из Ванкарема (а нас ждали к вечеру того же дня) начали топить баню, печь пироги (каждая семья выбрала, что будет готовить, пирог, торт, лепёшки, варёную оленину). Когда мы не приехали, за нами отправили снегоход, потом ещё один. Пока нас ждали всё время топили баню, а в клубе приготовили концерт. Спасибо вам, дорогие нутепельменцы, за такую встречу!

Встреча в Нутепельмене.

Сегодня мы наконец-то смогли увидеть приготовленный для нас концерт: рассказ об истории Нутепельмена, в том числе от Татьяны Павловны Тынарентыят, на глазах которой эта история происходила. Как организовывали колхоз, как Нутепельмен затопило и его пришлось переносить, как в двухтысячных посёлок был отстроен заново, благодаря губернатору Роману Абрамовичу.

Так теперь застроены все национальные сёла Чукотки.

Потом песня на чукотском языке под удары бубна. Ещё многие знают родной язык, но на нём почти не говорят. Кто-то жалеет об этом, кто-то говорит, что русский удобнее. В Якутии, кстати, якутский язык используется повсеместно и люди общаются на нём в повседневной жизни. Я стояла в очереди в аптеке, и фармацевт на якутском что-то объясняла покупателю дедушке якуту. Хорошо, что и на русском здесь говорили, а то осталась бы я без лекарства.

Песня на чукотском.

Затем народный танец двух очаровательных подружек. Каждое движение это не просто хореография ради хореографии, а имеет практическое значение, рассказывающее о жизни народа. Вот девочки прядут кудель, вот выделывают шкуру, а вот смотрятся в зеркальце.

Мальчики показали танец «Охота на моржа», рассказывающий, как понятно из названия, об охоте на моржа.

Девочки прядут.

Охота на моржа.

Ну и какой же праздник без чаепития! Нас угощали плюшками, тортиками и пирогами с яблоками. Кстати, учитывая местные цены на яблоки, это равнозначно тому, если у нас хозяйка поставит на стол миску красной икры.

После чаепития конкурсы и дискотека — давно я так не хохотала от души. А у Лёши Тузова, помимо таланта по вытаскиванию машин, ещё и голос не плохой, а на дискотеке он был просто звездой.

18.02.2016 г.

В ожидании вездехода мы со Стасом пошли в гости. Слово «гости» и так во множественном числе, но мы пошли прям в гости-гости. Зашли к главе Александру Кергытвалю, который записал нам интереснейшие фотографии Нутепельмена. Зашли к Ане Арены, правда у неё нашли только эстонцев, но переписали немного чукотской музыки (мне для фильма надо). Зашли в магазин Ларисы Ролькиной и к ней домой. Надолго задержались у Тынарентыят Татьяны Павловны, во-первых, потому что нас не выпускали, пока мы не съели всё предложенное угощение (ммм, котлетки из оленины с картофельным пюре), а во-вторых, Татьяна Павловна является одним из старейших жителей Нутепельмена, и знает не только язык и песни, но и про обычаи и быт. Мне было очень интересно её послушать. И большое спасибо её сыну Константину за настоящий мужской подарок Стасу — рукавицы из нерпы, прочные и непромокаемые.

Подарок Константина.

Потом, вооружившись камерой, я пошла к Любе Эттырагтыной, потому что она обещала рассказать мне, как выделывать шкуры в домашних условиях, так как после поездки на Диксон мне есть на чём тренироваться. Вот это, на первый взгляд компрометирующее фото связано именно с этим — я искала подходящие камни для выделки.

Это уже летом — применение знаний.

А ещё я не рассказала, что помимо магазина, Лариса работает и в пекарне. Узнав, что мы с Лёшой большие любители свежеиспечённого хлеба она приносила нам каждое утро по булке ароматного, ещё горячего хлеба. Хлеб у Ларисы наивкуснейший, Лёша им запасся в дорогу и до сих пор вспоминает.

Лёша сфотографировал хлеб на память.

19.02.2016 г.

Сегодня я не расставалась с видеокамерой. Лариса показала нам настоящие байдары, на деревянном каркасе, обтянутые моржовой кожей. На таких до сих пор, как и столетия назад, выходят в море для промысла. Единственное отличие, теперь на них ставят лодочные моторы.

Байдара обтянутая моржовой шкурой.

Каркас байдары.

А потом нас прокатили на собачьей упряжке. Собаки подняли невообразимый шум, поняв, что предстоит их любимая забава. Надо навести порядок среди заливающихся лаем собак, разобрать упряжь из верёвок, прицепить каждую собаку и не дать им перепутаться. Потом только упряжка цепляется за нарту. Руководят упряжкой с помощью двух команд. Поть-поть — налево, хрр — направо. Как тормозить упряжку я не очень поняла, но в книжках про Чукотку я читала, что делается это с помощью остола, который резко втыкается как тормоз в снег. Такой способ торможения нам испытать не пришлось, потому что собаки давно не были в упряжке и тянули от радости в разные стороны, как в известной басне, поэтому прокатились мы хоть и с ветерком, но не долго. Да и обратно я предпочла пешочком вернуться.

Чай после катаний.

Скажу честно, что в Нутепельмене я не успела написать всё, что хотела, а в Эгвекиноте я по ряду причин перестала вести дневник и это желание ко мне не вернулось до конца поездки. Поэтому дальнейшее повествование было восстановлено в Новосибирске, по моим меткам в телефоне и, если с этого момента я что-то забыла или приврала, так это не со зла, а от беспамятства.

Если бы мы задержались здесь летом, то думаю, от океана меня было бы не оторвать. Жаль, что снег и лёд совсем на океан не похожи. Лёша сходил посмотреть на продолжение косы в сторону Нешкана — вернулся очень весёлый и сказал, что всё, что мы до этого ехали было детским утренником, по сравнению с тем, что могло бы нас ждать дальше. В любом случаем, нам этого уже не узнать.

Угощение.

Что ж, мы хотели доехать до края земли и, в общем-то, доехали, потому что Нутепельмен переводится с чукотского как «край земли».

Вечером приехал Сергей Гуркин на Охаре, настало время прощаться. Провожали нас практически всем посёлком. Фотографировались, обнимались. Адресами обменялись заранее, мы были бы рады отплатить гостеприимством. На прощание Люба Эттырагтына подарила мне настоящую кухлянку, выделанную своими руками. Пусть теперь кто-нибудь скажет, что я в поездке одета в неправильной одежде. Пока похвастаться кухлянкой не могу, она едет в машине из Владивостока, но это я уже забегаю вперёд.

Провожали всем посёлком.

Я с мужем и Любой Эттырагтыной.

Прицепили Райта за Охару и выдвинулись в сторону Амгуэмы. На улице потеплело почти к нулю, и остатки наста исчезли в неизвестном направлении. Мы застряли сразу, выехав за территорию Нутепельмена, мокрый, липкий, тяжелый снег — не проехать, не натоптать, не откопать, вот не люблю я такое. Пришлось цепляться за Райта, но у него передние колёса такое нагребают под брюхо, что не едет ни он, ни Охара. Пришлось прицепить нас первыми, потом его. Я, Стас и Райво пересели в Охару, чтобы облегчить машины, Райт и Лёша остались за рулём. Периодически останавливались попить чаю в гостеприимной охаре. Вообще, чай на Чукотке сакральный напиток. Крепкий, черный и обязательно сладкий. Взятый по просьбе каюра для катания на собачьих упряжках термос был нещадно забракован по причине отсутствия сахара. У каждого есть несколько именных термосов, различного размера, для разных нужд. Для дальней дороги, для работы, для коротких выездов. Чай пьют всегда, по поводу и без. Именно в этой поездке и я пристрастилась к этому напитку, правда, без сахара. Если раньше я пила чай только с сахаром и с едой либо лакомством, то теперь стала получать удовольствие просто от кружки горячего ароматного напитка. Кстати, чаем мы были обеспечены на всю поездку (и не только чаем) благодаря участию новосибирской компании «Сибчай» http://www.sibtea.ru/.

Пульт управления Охарой.

Лёша и Райво:

20.02.2016 г.

Ехали всю ночь, Охара, как и все вездеходы, по льду никогда (если есть такая возможность) не ходит, поэтому карабкались по тундре. В горку нас затаскивали по одному. На нашей машине в итоге вырвали буксировочные проушины вместе с рамой. Погода всё хуже и хуже, вокруг одно молоко, двигаемся только по навигации. Только чуть похолоднее, и уже наш санно-тракторный поезд бодро бежит, теплеет на пару градусов и мотор Охары надсадно ревёт, несмотря на то, что машины тоже старательно крутят колёсами.

Санно-тракторный поезд. Мы за сани.

В Восточном отцепились от Охары и дальше уже ехали своим ходом, хотя дорогу тоже нельзя было назвать лёгкой — мягкий, переметённый зимник, но машины ехали, а это главное. В этот же день встретили самое яркое зрелище за эту поездку — косяк, табун, не знаю, как назвать, зайцев. Несколько тысяч зайцев бежали вдоль дороги в одном им известном направлении. Можно было поставить машину поперёк и, открыв дверь, набрать полный салон пушистых зверей. Запоминающееся зрелище.

Ночевать встали на зимнике, в настоящем марсианском пейзаже.

Марсианский пейзаж утром.

21.02.2016 г.

Утречком, взбодрённые отличной погодой и началом отсыпухи, поехали на Амгуэму, не забывая делать фотографии по дороге. После Амгуэмы ехали среди прекрасных гор, солнце их подсвечивало, позволяя делать отличные фотографии даже на старенький телефон. Вдоль дороги встречали старые дорожные расчеты, сложенные из камней. После перевала пасторальные картинки кончились. Для начала перевал успело замести прямо на глазах, так как поднялся ооочень сильный ветер, проводить машину было практически невозможно, да и ничего не видно. Пытаясь сделать фотографию машин под знаменитой аркой Полярный круг, мне пришлось держаться за поваленный дорожный знак, чтобы меня не унесло ветром, а Райту выломало дверь. К вечеру добрались до Эгвекинота и кое-как разместились на ночлег (не забывайте, что с нами были иностранцы, с которыми без пачки бумаги даже в гостиницу не поселишься, но здесь нас опять выручила Лариса Ролькина, дав ключи от своего дома в Эгвекиноте).

Кого-то сдувает.

Встретились с московским экипажем, который самостоятельно поехал из Эгвикинота в Анадырь и намотал стропу на колесо, в результате чего сломалась сошка рулевого кулака.

Лёша уехал с Денисом Забелиным за оставленным в тундре Патрулём, чтобы поставить на ход и дотащить обратно до Эгвекинота.

Эвакуация Патруля в Эгвекинот.

Отсыпуха на Амгуэму.

Детали быта.

22.02.2016 г.

Наверное, нам повезло с погодой, но Эгвекинот мне очень понравился, потому что стоит в окружении гор. Смотришь в окно, а там горы. И не где-то в отдалении седые вершины, а возвышаются над тобой. Идешь по улице, а вокруг горы, горы, будто и не в городе вовсе находишься.
Самая популярная машина в Эгвекиноте это Ниссан Сафари на резине Авторос. В каждом дворе по три-четыре таких автомобиля. В общем-то, на других здесь и не поездишь.

Эгвекинот.

Персональная гора в палисаднике.

В этот же день привезли редуктор для Райта, и он поставил его на машину в гараже Константина Ригина. Там же дружно все ребята и провели полночи, вернув мне не очень трезвого, но вполне довольного мужа.

23.02.2016 г. -17 пасмурно

В одну машину выехали в Анадырь, чтобы решить вопрос с самолётом, так как у экспедиции Аркадия Колодкина получилось очень удачно вывезти машины из Анадыря самолётом. Наши предварительные договорённости с перевозчиком обещали нам такую же халяву.

Залив Креста, на берегу которого и стоит Эгвекинот, очень красивое и живописное место. На выезде из города мы встретили трэкол, пришедший из Анадыря, который пообещал нам автобан до самой столицы Чукотки. Для трэкола это, наверное, и был автобан.

Вышли из бухты в долину реки Обходной (говорящее название) в районе мыса Опасный (тоже говорящее, но зимой проблем не было). По дороге, идущей в каньоне реки, поднялись на перевал и спустились в бухту Эчкавек. Я радостно носилась с камерой.

Залив Креста. Просто красиво.

Перевал на речке Обходной.

Залив Креста, вход в долину речки Обходной.

А дальше по расчудесному заливу начали встречаться трещины, припорошенные снежком, поэтому шли по самому краешку моря, практически по прибрежной полосе, где карта глубин обнадеживала. Так и доехали до Уэлькаля. После Уэлькаля, вообще, ушли в тундру, где в сумерках пришлось постоять, ожидая возвращения видимости. Проехав ещё немного, встали на ночёвку в тундре.

24.02.2016 г. - 04.03.2016 г.

С утра пасмурная погода и ничего не видно, в том числе и следа вездеходов, которого мы старались придерживаться. На подъезде к Угольным копям начали гадать, где же расположена таинственная ракетная база Гудым. Встретили большое антенное поле и начали спорить, так как я доказывала, что Гудым рядом, потому что никто не будет ставить антенны в тундре за просто так, Лёша убеждал, что Гудым в другом месте. Я оказалась права, но узнала об этом позже и, конечно же, достала ребят своей излюбленной фразой «яжеговорила!» Помимо антенного поля мы встретили и танк, и самолёт, и разную технику, и строения, просто стоящие посреди тундры.

Это не вы танк обронили?

Дальнейший рассказ нет никакого смысла разбивать по датам, поэтому просто расскажу, чем мы занимались до отлёта. Нас встретил и разместил в съемной квартире директор компании Нортоко-сервис Евгений Басов, который очень помог нам с оформлением пропусков в пограничную зону (потому что с целью обычного туризма сюда можно привезти иностранцев только на один месяц, что в сроки нашего маршрута никак не укладывалось). Всю неделю я чувствовала себя, как на работе (кто не знает, я работаю юристом). Мы со Стасом вставали с утра и весь день ходили по разным чиновникам, военным, перевозчикам, решая вопрос как с пропусками для Райта и Райво, так и с отправкой машин, не забывая зайти к тем, кто помогал нам с подготовкой маршрута.

В один из дней нам позвонил заместитель губернатора Чукотского автономного округа и пригласил на встречу. На встрече мы узнали, что ему передали информацию, что международная экспедиция в Анадыре нуждается срочно в деньгах и прислали номер счёта, куда их можно перечислить. Мы со Стасом, конечно, обалдели.

В Анадыре мы подружились с ребятами джиперами Иваном Сосновским (про которого я уже писала, именно он помог найти нам редуктор) и его супругой Марией, Аланом Дзитцоевым и его супругой Мариной, Юрой Крючковым, Виталей Гуральником и его супругой, Андреем Востриковым. Нам устроили отличную баню, Алан свозил нас на Гудым и поселил в замечательной уютной квартире, а Юра оставил у себя в гараже наши машинки, а потом и погрузил их на паром.

Юра и Алан.

В гостях.

В Анадырь приехали Райт и Райво и московский экипаж, благополучно получивший запчасть, в том числе благодаря помощи Андрея Вострикова.
В один из дней мы зашли в гости на чай к Витале Гуральнику, с булочками (булочки взяли с собой). Поздно вечером мы со Стасом, поддерживая друг друга, выпали из подъезда и поняли, что совершенно не представляем, куда идти. И тут мы встретили Ваню (как оказалось, он живет в одном доме с Виталей). Дальше ещё один анекдот из поездки:
— *воодушевлённо* Ваня, привет! А ты можешь нас до дома довезти!
— Могу, конечно, садитесь.
— *менее воодушевлённо* А ты знаешь где мы живём?
Спасибо большое Витале и его супруге за гостеприимство, очень душевно посидели:)

Стас хвастается Витале, что умеет делать строганину.

Конечно же, мы не могли не съездить на заброшенную ракетную базу Гудым или Анадырь-1. Сложнейший стратегический объект, построенный внутри сопки. От поездки туда чувства у меня были противоречивые. Масштаб строительства, конечно, поражает. Длинные огромные коридоры, двери толщиной в метр, залы с остатками ящиков от боевых зарядов. Но сняты все провода, срезано и вынесено всё, что только можно было вынести. Что вынести не смогли, испортили, изорвали, испакостили. С одной стороны, памятник великой державе, с другой стороны, такое бездумное варварство по отношению к своей же истории. А ещё меня не оставляла мысль о какой-то неправильности всей постройки, посудите сами: под сопкой на открытом месте посёлок для военных и их семей. Пусковые столы также находятся на поверхности. Сама база представляет из себя множество длинных высоких коридоров с рельсами и небольшим количеством помещений и складов для боеприпасов. Коридоров явно больше. В этих складах так уж много боеприпасов не спрячешь (хотя предположим, что ядерных много и не надо), никаких жилых помещений на самой базе под землёй нет, несмотря на множество герметичных многотонных дверей, ядерную войну там особо не пересидишь. Какой в ней, вообще, смысл? Просто хранить там ракеты, а потом вывозить их на улицу на пусковые столы и отправлять по известному адресу разовой акцией? Тогда зачем прятать их под землю (строить в сопке, да ещё и в вечной мерзлоте дело очень непростое), можно было и попроще что-то придумать. Моё мнение, что или не все уровни Гудыма известны, или это было просто какой-то профанацией. Хотя в военном деле я ничего не смыслю и это только мои размышления.

Один из залов Гудыма.

Длиннейшие коридоры с рельсами.

Наряд самолётов, крылатых ракет.

Вход в подземную часть.

Посёлок Анадырь-1 или Гудым.

Мы гуляли по Анадырю, отъедались свежей выпечкой, на посиделках в гараже нас угостили похлёбкой из свежей лосятины. И если строганина из печени у нас как-то не пошла (я даже пробовать не рискнула), то похлёбка из лося — это что-то с чем-то. К оленине я равнодушна, предпочитая ей привычные говядину и свинину и не ожидала, что лосятина может оказаться такой вкусной!

Лось. Было очень вкусно:)

Московский экипаж принял решение самостоятельно выбираться на большую землю своим ходом.

Ещё из запомнившегося в Анадыре — это, конечно, цены. После Нутепельмена нас трудно напугать, но и здесь всё раза в три-четыре дороже, чем в Новосибирске. Вот меня Лёша угостил яблоком. Яблоко это обошлось в 200 рублей. А так, конечно, город чистый, опрятный, с интересными картинами на домах.

Вид из окна.

Яблоко за 200 рублей.

А ещё мы ездили смотреть на антенны для самолётной навигации (не знаю, как они по умному называются) и вблизи рассмотрели антенны тропосферной связи, которые в прошлом году видели издалека на Таймыре возле Волочанки.

Антенны тропосферной связи.

Антенны аэропорта.

В один из вечеров Женя Басов устроил нам встречу с туристами, спасателями и всеми, кому был интересен наш маршрут. Его впечатления от встречи с нами можно прочитать в его ЖЖ http://basov-chukotka.livejournal.com/187825.html. Правда, кое с чем там написанным я лично не согласна, но на то мы все и разные, и воспринимаем окружающий мир совершенно по-разному.

Пора заканчивать мой рассказ, всё, что хотела, и всё, что вспомнила, я написала, можно начинать подводить итоги.

Сухими фактами это 49 дней в пути от Новосибирска до самолёта из Анадыря, 10 тысяч километров. Самая технически сложная экспедиция из всех, что мы делали, с самым разнообразием, послевкусием. Я туда ехала за удовольствием и, несмотря на многие факторы, я его получила. Маршрут состоялся.
Разбора полётов не будет, как и каких-либо оргвыводов для общественности. Каждый день жизни учит нас чему-то новому, как и каждый день в экспедиции, но все мы усваиваем свои уроки. Скажу только, что организаторы экспедиции не оказывают туристических услуг, а тратят своё время и свои нервы исключительно ради собственного удовольствия, поэтому претензии в таких ситуациях выглядят не уместными.
FIN.

П.С. Машины новосибирского и эстонского экипажей, благодаря помощи наших друзей из Анадыря благополучно уплыли на пароме во Владивосток с открытием навигации.

Таллинн — Уэлен.

Команда зимней трофи-экспедиции «Берингия 2016» и сборный новосибирско-питерский экипаж благодарят:

·         Новосибирский клуб экстремальных авто-путешествий «Offroadmаster» за полную финансовую поддержку в вывозе автомобиля из Анадыря http://www.offroadmaster.ru/

·         Компанию Ravenol за обеспечение автомобиля лучшими арктическими маслами и смазками http://www.ravenol.su/, отчет об использовании масел

·         Компанию Gletcher и её руководителя Чернову Оксану (г. Новосибирск) за самую тёплую и удобную одежду http://www.gletscher.ru/

·         Компанию Сибчай (г. Новосибирск) и руководителя Шерегеда Константина за поддержку экипажа http://www.sibtea.ru/

·         Магазин автозапчастей Toyopets и его директора Чеснокова Александра http://toypets.ru/

·         Новосибирское отделение Русского географического общества и его руководителя Новикова Игоря Станиславовича

·         Новосибирское отделение ТССР и Добарину Ирину Анатольевну

·         Экспедиционный центр Русского географического общества в Сибирском федеральном округе (г. Красноярск) и Максима Фоменко

·         Компанию ООО «Крепость» (г. Краноярск) — официального представителя компании ArcticTrucks

·         Бибаева Казбека Юрьевича, просто хорошего человека

·         Сергея Фиилатова и его автомастерскую https://new.vk.com/hotrod_nsk

·         Компанию СпецТехСвязь за отличную спутниковую связь для команды экспедиции

·         http://www.54sts.ru/

·         Оксану Евгеньевну Ященко, зам. директора по экологическому просвещению и туризму парка Берингия

·         Steve Burgess, участника экспедиции Cape to cape

·         Федюнина Алексея, члена клуба Offroadmaster

·         Тихомирова Евгения Анатольевича, и. о. председателя Комитета по спорту и туризму Чукотского автономного округа

·         Сотрудников Пограничного управления ФСБ по Чукотскому автономному округу и особенно Романову Светлану Николаевну

·         Слугину Наталью Ивановну, начальника отдела международных связей аппарата Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа

·         Евгения Басова и компанию Нортоко

·         Константина Ригина

·         Тараса Остранца

·         Дмитрия Хватова из якутского клуба Мамонт

·         Александра Анатольевича Слободяника, заместителя директора ОП Певек компании Кинросс голд

·         Евгению Саевич, менеджер по корпоративной ответственности компанииКинросс голд

·         Славу Григораша и его жену Викторию из артели Чукотка

Андрея Ивашева
Констатнтина Тынарентыята

Вместо эпилога

По завершении путешествия считаю необходимым раскрыть тайну затрат на такой проект, как «Берингия». Возможно, часть информации уже упоминалась ранее, а хорошим людям уже выражалась благодарность, но лишним не будет. Здесь речь пойдет только о материальных благах, так что прошу не обижаться тех, кто поддерживает нашу команду в других направлениях, а таких компаний и людей хватает. Считается, что северные путешествия — это настолько дорого, что не вписывается в ежегодный бюджет усреднённого путешественника. Но так ли это на самом деле?

Можно смело разделить все затраты любой экспедиции, в том числе и высокоширотной, на несколько основных статей:

1. Затраты на подготовку автомобиля. Да, эта цифра может быть действительно любой, особенно если готовишь с нуля. Конечно, есть минимальный пакет опций, необходимый к внедрению в легковой автомобиль, и превращающий его из гражданского джипа в подготовленный экспедиционник для автономных путешествий. И слово АВТОНОМНЫЙ тут ключевое. Зачем нам супер проходимый прототип, если он холодный и будет ломаться каждый день, а запчасти увезти с собой нереально по весу. Сочетание надежности, проходимости и комфорта диктует жесткие условия к стройке машины в дополнение к необходимости ремонта основных узлов авто перед каждым севером. Мы, например, разбираем машину от маховика до колес, восполняя запасы ремнабора, обслуживая многие узлы. В этом году поменяли еще пару колес и поставили механическую коробку передач вместо автомата. В валюте вся подготовка составила 607000 руб. + материалы от спонсоров (в сумму не включены).

Кроме того, хорошо помогли партнеры — компания «Toyopets» обеспечила автомобиль всеми фильтрами и некоторыми расходными материалами только оригинального производства на несколько замен (экономия около 35 000 руб.), компания «Ravenol» предоставила все специальные технические жидкости для работы машины на весь маршрут, включая плановые замены жидкостей и ремнабор (экономия около 75 000 руб.), компания Hot Rod отлично выполнила свои технические задачи по облегчению автомобиля и изготовлению второго бака и калитки, а компания «Крепость» (Arсtic trucks) в Красноярске обеспечила экипаж второй запаской, которая оказалась очень кстати (экономия около 70 000 руб.).

Если у вас, как у путешественника, есть постоянные партнеры по запчастям и техническим жидкостям, подготовка обойдется еще дешевле.

2. Затраты на собственное снаряжение, одежду. Если все уже изготовлено и куплено ранее — считайте эту статью ничтожной. Если же предстоит обшивать члена команды с нуля, приобретать спальные мешки для севера и пр. снаряжение — ваши затраты составят от 35 000 до 120 000 руб. в зависимости от аппетита и «любви к холодным ногам».

Не могу не упомянуть новосибирскую компанию «Gletcher» — нашего неизменного поставщика одежды, который уменьшил затраты на эту статью.

3. Затраты на организацию экспедиции — благодарности, сувенирная продукция и типография, обязательные пошлины, оплата получения различных спец пропусков, телефонная связь и корреспонденция, спутниковая связь с материком — в общем, вся административка. Сувениры — как правило, самая дорогая составляющая.

Сумма затрат на всю группу по орг. статье в среднем стартует от 25000-30000 и зависит от эксклюзива получаемых услуг и приобретаемых материалов. И, конечно, от того, насколько вы хотите пиарить свою экспедицию. Поддержка технического партнера — компании «Спецтехсвязь» в виде бесплатной спутниковой связи Иридиум на маршруте экспедиции дала экономию около 10000 руб.

4. Текущие затраты по ходу экспедиции — топливо, кафешки, гостиницы, еда, мелкие ремонты. Чем дальше на север — тем дороже все товары, включая дизельное топливо. Не забывайте учитывать это при планировании экспедиции. С топливом в этом году нас опять выручали отзывчивые люди — Афанасий Бубякин, Славик Григораш, компания Kinross, улучшая экономику экипажа.

Еду по большей части мы берем с собой, заранее наморозив (везем на крыше). Без гостиниц обходиться не хочется — мыться один раз каждые 4-8 дней кажется вполне разумным. В экспедиции на Чукотку по данным статьям разошлось 205000 руб. в нашем экипаже. Участие в осуществлении нашего проекта приняла новосибирская компания «Сибчай», помогая финансово в текущих затратах экипажа (экономия 30000 руб). А вот что было полной неожиданностью, так это денежный подгон от джипера из Осетии — Бибаева Казбека Юрьевича. Благодарны, потратили на 50000 руб. меньше!

5. Форс-мажор — вынужденные ремонты, покупка и доставка запчастей, спецтехника и эвакуация, затраты на перевозку людей без авто и авто без людей. Форс-мажор нельзя предсказать, поэтому иметь с собой нормальный запас денежных средств полезно, а иногда и необходимо.

Удобно везти 50% нал / 50% безнал. Какую сумму брать — решайте сами. Рекомендуем заранее понять возможные пути доставки запчастей (сколько встанет вся логистика), отложить на материке на очень быстрое приобретение запчастей, изучить стоимость услуг вездеходов в тех краях, куда вы едете, да и вообще возможность вытащить вашу машину метлой или охарой, не забывать про оплату вертушки для эвакуации людей без техники. В чукотской экспедиции мы приняли решение не выходить своим ходом с Анадыря, а возвращать технику с помощью другой техники — по возможности самолетами, гарантированно пароходом и фурами. В столь затратном деле нашему новосибирскому экипажу здорово помог наш же родной клуб Off Road Master, выделив на «эвакуацию» прадика 100 000 руб. Именно так выглядит реальная, а не бумажная поддержка автотуризма.

По экспедиции «Берингия» данные такие:

• 40 000 руб. за трактор под Нутепельменом, дергающий порванную технику и сопровождение охарой до Восточного (у экипажа Райта затраты выше);
  • 150 000 руб. или около за доставку машины из Анадыря до Новосибирска со всей попутной суетой (опять же, у Райта затраты до Эстонии будут выше);
  • 75 000 руб. или около за самолет для членов экипажа с Анадыря по городам проживания.

Собрав воедино все расходы экипажа, получаем сумму в районе 1 132 000 руб. Если бы мы сами приобретали товары, предоставленные спонсорами, то расходы составили бы 1 312 000 руб. Если учесть финансовое участие всех партнеров и спонсоров, получим собственные затраты людей в экипаже 952 000 руб. Вот такая вилка стоимости чукотской Арктики — от 952 000 до 1 312 000 руб. для нашей машины. Некоторые суммы восстановлены по памяти, возможны неточности.

Надеюсь, данная информация немного развеивает слухи о недоступности севера и подтолкнет экипажи из ряда желающих в ряды новичков. Сам офигел, как все посчитал.

Аж дух захватывает. По сути - экспедиция по краю лезвия, блин, опасно..) Но в этом суть жизни)

Просто Супер+++
Круто
Белово
Замерз пока читал)

Город Герой Новосибирск!
Сообщений: 21938
Пока есть такие люди Россия непобедима.

там где бАбры
красотуля
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.

там где бАбры
Впечатлила повесть. Хорошо кормят в Кинросе, а вот в бодайбинских артелях что на стол поставят, а на моем участке еще и салатов нет, потому что их начальник не любит
Дом человека - его крепость, но его святыня - гараж.
slavamiha
Отличный отчет, прочитал все до последней строчки))! Смелость и авантюризм отличные качества! Молодцы!

СУПЕР!!!!! Мужики со стальными яйкацами. И жены у них такие же!!!
Не дай Бог там жить. Попа мира.

Аще!

Слов нет!

отлично!
House music in my bones

ООООчень крутой отзыв! И да, для подавляющего большинства автотуристов такие направления материально недоступны. :(
Класс ! Завораживает !
Юрий
Круто!! Но дороговато однако!.

А я и не знал, что в России есть Бурятская область)))
mih82
Круть
Николай
Жесть!!!

Экстрим по полной программе !!!!!
China Car Offroad in UA
ken154:
Пока есть такие люди Россия непобедима.
и Єстония? :)))

Россия действительно бескрайняя.
Тут один только маршрут впечатляет, да еще зимой в морозы. А уж как написано захватывающе!!! Представляю как это на самом деле тяжело для участников и их даже так серьезно подготовленных машин.

Класс !
Любая демократия приводит к диктатуре подонков. (Альфред Нобель)
ого, и жутко страшно и жутко интересно, толи вам завидую, толи сам боюсь так же ехать... Блин... молодцы

Круть!
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Рифей
+100500 класс, люблю север
Gulf рекомендую!!!

... das ist Fantastisch....
Веселюсь, зарабатываю деньги, помогаю людям.

Хоть живы остались
Балашов
Молодцы ! В следующий раз берите Калину кросс, Ладу Х-рей и Патрика. Отзыв побьёт все рекорды просмотров.

Всю жизнь мечтаю о таком путишествии.

Здравствуйте ребята! Как я рада вас снова увидеть! Интересная, шикарная поездка. ЗАВИДУЮ!!! МОЛОДЦЫ!!!

Альбина С.:
Альбина, вас тоже все очень рады видеть. Когда порадуете новым отчетом про зимники тоже?
Дима
Безрассудство зашкаливает =)) , а на что там смотреть? тундра в снегу...?)))) Авантюристы
Альбина, здравствуйте! Спасибо, путешествуем во благо интереса.
Засветились в Вашей книжке о зимниках, приятно :)

Санкт-Петебрург
Ох, вот это да! И поездка и описание впечатляют. Какая же у нас страна всё-таки огромная!
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Катуар, заМКАДыш
Профессионально, грамотно, душевно, впечатляюще.
Как и должно быть.
При НАСТОЯЩЕМ путешествии, в НАСТОЯЩЕМ!!! отчете, НАСТОЯЩИХ путешественников.
Shtap:
Shtap ...Поэтому всё было так, как написано ниже, но совсем не так :)
- самоирония фантастическая, уважаю профессиональный подход к юмору.
…Никогда не понимал и не смогу понять "наследников и последователей" Элочки-людоедки в отзывах.
Выражающих свою степень восхищения несколькими буквами...
... Надеюсь, что автору отчета прикрепленные снимки с "Кубы", скажут больше.
Чем самые тёплые слова восхищения их великолепной поездкой.
Сделаны они были спустя несколько месяцев на "той самой заправке" возле Кюбюме во время путешествия...
И, специально для "минусятников" - ваши минусы меня волнуют меньше всего.
Но я там уже проехал, пусть и летом...
Чего и Вам желаю...
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Я в Гудыме служил в 1987-88 годах, реально жуткое место. Почитал с удовольствием. Отличное путешествие.
Вспомнил начало девяностых, когда машинки из Владика по зимнику Шилки гоняли, есть похожие фотки.
Молодцы !!!
Хорошо быть пацифистом !
Мирный
Экспедиция класс!!! Очень хотелось бы повторить самому!
(Двоеточие, кавычки открываются)
"И стало мне здесь так обидно, почему в нашей стране нельзя всё также организовать. Почему, если это будет российское предприятие, то всюду будут валяться кучи хлама и металлолома, кривая в ухабах дорога, каморки для рабочих, а как только получше что построят, то не дай бог их дорогой кто воспользуется, сразу хватать и не пущать. И не иностранцы же здесь работают, а такие же русские люди."
(Конец цитаты)

Сообщений: 1945
Нормально так сьездил но дороговато!

Где спонсоров искали???

Бердск
Написано хорошо. Сама поездка за чужие деньги беспонтовая.
Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем.
Е. П. Блаватская

Поездка крутая конечно! Но где Уэлен-то потерялся, я два раза перечитал, но не понял, в какой момент отказались от поездки туда?
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

Gulyay:
Написано хорошо. Сама поездка за чужие деньги беспонтовая.
Сам ты много там наездишь, по золотым приискам и пограничной зоне:)
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г
саня
Усть-Кут
Обалдеть !!! Вот оно "преодоление", после которого берет гордость.

Замерз пока читал нафиг

Анадырь
А я думал что одна машина своим ходом, на материк ушла.

"Поднялись на вершину перевала Дабан и одновременно пересекли границу Иркутской и Бурятской областей"
Val125:
А я и не знал, что в России есть Бурятская область)))

ВЛК-ХА-КМС
бюджетненько

Столько трудов и это только в одну сторону!
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

нью кузнецк
давно не было такого отчёта!
кто сегодня не первый тот на старте споткнулся!

Невероятно круто

Так-то все хорошо - приключения и пр.
Единственное что напрягает в таких "экспедициях" - люди просто катаются "по фану", т.е. для собственного удовольствия.
Но при этом совершенно не соотносясь с ожидающими их опасностями. И когда конкретно "попадают" - начинают напрягать других людей, у которых и своих хлопот и забот по жизни хватает, но они вынуждены корячиться в свое служебное и свободное время, спасая "приключенцев" в силу житейских законов суровых мест.
(чисто навскидку - была еще история как ездили на Обскую губу, встали на ночевку на берегу, а ночью прибоем разбило дорожку и стоянка превратилась в остров - тоже аборигены и рабочие с одного из предприятий устраивали целую экспедицию по спасению автомобилей "экспедиционеров" с привлечением техники и людских ресурсов.)

PS. Поломается у того же чукчи-эвенка-нанайца машина в цивильных городах "материковой" зоны - искать ему помощи придется
гораздо дольше чем "экспедиционерам" на Северах. Проедут мимо 99 любителей из 100.

Alexander_Ch:
... Проедут мимо 99 любителей из 100.
Но вот ЭТОТ единственный из 100 окажется "просто нормальным" ПУТЕШЕСТВЕННИКОМ.
Давно заметил, чем выше в горы и дальше "от цивилизации" тем ДОБРЕЕ люди.
Назвать добрыми "проехавших мимо 99 любителей из 100" язык "не поворачивается"

Не понял за что минусов понаставили!?
Дык-с, это же офисный планктон "беснуется"
Видите ли "ашиПку" нашли :)))
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.
Легендарный автомобиль эстонской команды загружен и отправлен из Новосибирска в Санкт Петербург. на фото.

Круто !!!
Оптимисты учат английский язык, пессимисты - китайский, а реалисты учат матчасть!
Alexander_Ch:
Так-то все хорошо - приключения и пр.
+ 100500!
Фактически все поломки и неприятности по вине водителей. Где то лень скорость было скинуть, где то поменять соляру и промыть бак, где то выйти на мороз и посмотреть дорогу. Конечно, с таким бюджетом и зная что все равно помогут, зачем переживать.
А так молодцы, путь действительно достойный.

Грандиозное путешествие!!!

Хотелось бы знать что планировалось и что получилось?!!!!!

Не думаю что планировали отправить авто паромом, потратить 1 млн и т.д!!! (ни сколечки не хочется принижать и обижать этих людей, банальный интерес) но чувствуется, что советы в конце отзыва по большей части адресованы самим себе в начало пути!!!
т.е сколько планировали времени туда и обратно? каким бюджетом? ну и путь домой скорее всего через Мирный планировали?
Читал и следил за вашей поездкой на Диксон, помню как вы пробивались в Якутию...

287 фотография на фоне тяжелой дороги как особо впечатлила!!!

Грандиозное путешествие, молодчины!!!!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012
михаил
Вот это круто прямо жесть... да и по финансам прилично. Не любой путешественик осилит!
А в итоге кутяк

Alexander_Ch:
...Это все напоминает рыбоков с весеннего талого льда - предупреждения мы игнорируем, а вот чуть что - спасайте нас, погибаем...
Разница лишь в том, что рыбОков с "весеннего талого льда" вывозят на вертолетах за государственный счет, а данные путешественники за все платят из своего кармана, об этом в статье расходов есть упоминание. Так что в данном случае Ваша, автор комментария, желчь не уместна.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Лучник:
... а данные путешественники за все платят из своего кармана ...
а тем кто их вытаскивает - типа просто заработок такой?
Лучник:
Я не увидел там желчи. Рыбаки, вертолет - это МЧС, у них работа такая- спасать людей, им за ЭТО деньги платят.
В данном случае, помощь была от тех людей у которых своих дел полно. А там этих дел, поверьте уйма. И вот люди побросав свои дела, практически безвозмездно, на своих личных и порой единственных авто, тракторах, снегоходах мчатся на помощь таким "путешественникам". Потому что законы тех мест не позволяют поступить иначе.
Alexander_Ch:
а тем кто их вытаскивает - типа просто заработок такой?
Я думаю, не поимели люди денег. Не принято там за помощь деньги брать. Есть рвачи, не спорю, но основная масса - денег не просит.

ВВ
Молодцы. Живых впечатлений и материала куча. Это надо видеть.
А отношения между людьми там действительно человечнее. Никто, из тех кто помогает никогда не пожалеет о предоставленной помощи, уверен.
Люди меняются, а среда обитания остается. 19 лет прожил на Чукотке
александр
респект
Николай
Просто нет слов! Вот они настоящие КРАСАУЧЕГИ!!! Я хоть и живу на севере, но в такие дебри ехать реально сыкотно
sokolve
Безумству храбрых поем мы песню!!! Вы Crazy ребят, в хорошем смысле))) Завидую Вам!

просто супер

Михаил424:
игорь
НЕ, такую страну ну не как не победить.
Вячеслав Японский
От прочитанного под впечатление! Спасибо за такой отчет! Где только и как люди живут у нас в стране!
интересующийся
Отважные люди. Север ошибок не прощает

Потрясающе !!!

Копейск
Вобщем круть крутецкая!!!Респект и уважуха!!!Но до Уэлена так и не доехали...
«Весь день не спишь, всю ночь не ешь - конечно, устаешь...»
Таганрог
Респект вам !! жена моя со Шмидта....сам был там несколько раз...работал на Уралах....но вы реально " отмороженные на лабутенах" !!! советую прокатится туда летом....ощущений получите больше!!!

New-Sibirsk
не, ребят, Камерзанов и ездит дальше и пишет гораздо лучше!
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.

Мужикам респект, организовать такую Экспедицию и пройти большой сложности маршрут стоит огромного уважения!
А вот это:
......И стало мне здесь так обидно, почему в нашей стране нельзя всё также организовать. Почему, если это будет российское предприятие, то всюду будут валяться кучи хлама и металлолома, кривая в ухабах дорога, каморки для рабочих.......
Это вопрос к нашим техническим директорам..)

Миасс
Пока читал, была мысль сходить за пивом. Подумал, ну его нафиг, в такую холодину! А потом вспомнил, что только начало сентября.
Мой отзыв: Toyota Wish 2003

Lex
Петропавловск-Камчатский
Круто! Больше десяти лет жил на Мыссе Шмидта и служил в Гудыме, так что не понаслышке знаю суровость Чукотки. Приятно посмотреть родные места. Я бы с радостью сьездил по этому маршруту, так что если соберетесь повторить, зовите!))))

Альбина С.:
Рассказ на дром отправлю недели через две. Ребята, ей-Богу, ВАШЕ путешествие действительно потрясающее. И люди, которые ВАМ помогали и окружали заботой, своей щедростью, простоте и искренностью вызывают удивление и восхищение. В 80-е мы чуть с семьей не уехали работать на м.Штидта. НУ ОЧЕНЬ МНЕ ХОТЕЛОСЬ К ОКЕАНУ И СЕВЕРНОМУ СИЯНИЮ! А в 90-е наши друзья еле выбрались оттуда. Увы!
В девяностые люди меняли свои квартиры на билет до Москвы

Сергей:
То что не приятно это понятно, ментолитет такой люди воспитаны так что без помощи друг другу не выжить, Но прям бесплатно тоже не все. В этих селах 99 процентов безработные, потому что работы нет и сидят ждут они любую шабашку как манну небесную. Хотябы за саляру придется выложить, так как цена у нее в пять десять слишним рублей, кому охота её палить просто так если (конечно если не полный п***ц)

пинта:
Кормят то хорошо, и сервис, но..
Мой друг как то работал на Куполе горным мастером, интеллигентный и умный мужчина, так вот он как то мне сказал: -Я в тюрьме никогда не был, но когда заезжаю на вахту, чётко понимаю что меня посадили. Камеры кругом(вплоть до предбанников в душевых), система поощрения за стукачество, ой- за оповещение руководства о о нарушениях и несоответствиях и т.д, требование улыбаться даже когда нечему улыбаться- тоже напрягает. Если бы путешественникам заварили амморт, сварщика на 99% вероятности уволили бы, ибо ТБ там почитается посильнее библии. Не мне судить, хорошо это или плохо..
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Я участник и штурман данной поездки. Господа, откуда столько злости и подсчета чужих денег в комментариях? Участвовали простые смертные люди. Райт работает водителем в Эстонии, Денис в IT-сфере. Стас с Юлей вообще подвижники, на кредитные деньги ехали...
И третья машина выходила самоходом не от хорошей жизни, а именно изза отсутствия финансов на отправку и авиабилеты...Кто-то

Фонтастика. От фоток прямо мурашки бегают по телу.

Дальнегорск
xoxol_mgdn:
Кормят то хорошо, и сервис, но..
Ну в предбанниках камер нет ни в Певек не на Купола, и работать вставки лучше безопасно.

Не понял за что минусов понаставили!?
Нету у нас в России Бурятской области!!!

Прочитал на одном дыхании. Даже слов не могу найти, чтобы описать свои ощущения.
Каждый для себя определяет, когда кончается экстрим и начинается полный писец. Лично у меня эта грань наступает гораздо раньше, чем у участников экспедиции. Но даже судя по написанному и у них эта грань была пройдена :)
Удачи автору в ваших будущих начинаниях ;)
А я про них почитаю с интересом сидя в офисе за компом :))))

Тузову Алексею - не обращай внимания,таких злопыхателей в каждом отчете найдется.Атак то да,суровая поездка,вы все молодцы,удачи всем!
За тех кто в море на одном моторе.

Тузов Алексей:
Я участник и штурман данной поездки. Господа, откуда столько злости и подсчета чужих денег в комментариях? ...Кто-то лежит на диване с пивасиком, кто-то на Алл Иклюзиве в Турции. А ребята взяли и поехали. На самодельных тачках, без спонсоров, без особых денег. В минус 50 в Якутии...
Да нет злопыхателей, не о том речь.
Когда человек лежит с пивасиком или на инклюзиве, он не заставляет рисковать других людей для своего спасения, никого не напрягает (в конце концов - для особых случАев есть страховка и мы за нее платим выезжая в туры за рубеж).
Преодолеть для спасения, для открытия, для выживания и пр. - это одно. (Рассказы женщины, которая ездит в "дальнобой" с мужем на полноприводном МАЗе как раз рассказы из жизни, не развлечений).
А прокатиться туда, где многие не то что бывали, а попросту живут и работают там - это другое, тем более что и сезон выбран для создания себе бОльших трудностей. И если вы едете для собственного удовольствия - нужно предусмотреть ВСЕ чтобы не напрягать людей. которые ездят/живут/работают там не для развлечения.
В идеале - должна быть оплаченная страховка на случай форс-мажора - внезапного заболевания, поломок и пр.
Вот об этом была моя главная линия.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

Очередной умопомрачительный рассказ. Ребята достойно преодолели непроходимые даже глазу места. Камерзанов по БАМу ходил в теплое время года! Молодцы, удачи Вам и здоровья.
CR-V 2008г.в.
RE7, K24Z4
CRV 1999г/в
RD2, B20B

Очередной умопомрачительный рассказ. Ребята достойно преодолели непроходимые даже глазу места. Камерзанов по БАМу ходил в теплое время года. Молодцы, удачи Вам и здоровья.
CR-V 2008г.в.
RE7, K24Z4
CRV 1999г/в
RD2, B20B

Сильное путешествие,молодцы.
555555555555555555555555555555 555555555555555555555555555555 5555555555555+++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++

Alexander_Ch:
Да нет злопыхателей, не о том речь.
Вот об этом была моя главная линия.
Не придумали такой страховки.). И МЧС спасает там только в телевизоре. Нет у них технической возможности, даже вертолет арендуют у ЧукотАвиа. Прсто когда ездишь в такие поездки, надо понимать ,что твои спутниковый телефон тебе может пригодиться позвонить близким
и сообщить координаты с местом гибели. Сколько ты протянешь на морозе с заглохшей машиной? Пару-тройку суток, а нелетная погода стоит неделями.

Никто особо никого и не напрягал. В Нутепельмене для жителей наш приезд был главным событием последних лет.))).

Buenos Aires
Алексей, Юлия сама призывала подсчитать стоимость поездки, мол не дорого, считайте и езжайте...
Вот и возникают более детальные вопросы!!!

В прошлом месяце сам планировал за 2, ну 3 дня пройти маршрутом Ханх - Ташанта Монголию, но получилось за 8 дней, со всеми вытекающими! У вас в 100 крат было суровее, но принцип организации не особо отличался! Вы хоть с русскими общались))!!
Ну и кроме денег были ещё вопросы, ответов на которые нет((((

Колесо Юлия повредила между Магистральным и Окунайским, где прижим у скалы?

Не нужно додумывать лишнего в причинах вопросов, опубликовались, так не только ахи и вздохи будут...

Buenos Aires
И ещё интересна участь Московского экипажа - Патруля, как они добрались? Есть где-то информация?

}{ond@:
Зимой БАМ и трасса на Билибино проходится на пузотёре! Не в январе, но в середине февраля свободно! А летом эту 1000 км можно и 2 недели проходить не на каждом авто... Камерзанову по ЖД мосту через Олекму довелось проехать - тоже не каждому даётся! В брод там долго можно ждать и пытаться перейти...

Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри.
На лицо ужасные, добрые внутри,
Там живут несчастные люди-дикари.

Что они ни делают, не идут дела,
Видно в понедельник их мама родила.
Видно в понедельник их мама родила,
Что они ни делают, не идут дела.
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза.

Интересно было бы почитать отчет эстонцев.. Они то зачем туда ехали и что ощущали по ходу прохождения маршрута ??
Если вы нашли женщину своей мечты - с остальными мечтами можете уже распрощаться.

николай
Круто! Жесть! Потрясающе! Давненько не было таких отзывов! Молодцы!!!

Ln1

Москва-Комсомольск/А
Шикарно!
Всегда радовался за тех, у кого есть экстримное хобби.

А ругают от зависти, что сами не могут и боятся. Хотя оправдывают это по всякому.

А где Иультин?

Стало холодно только от фотографий!) очень интересная поездка!

Эстонцы такие же раздолбаи как и русские, только там они у себя как национальные герои...Покорители вечных снегов...
Денис с Машей самостоятельно в одну машину вышли на Магадан, и Маша месяц ехала до Москвы одна..
невинномысск
Снимаю шляпу!!! Надо повторить!!!!

Elser:
Вот и возникают более детальные вопросы!!!
Ну и кроме денег были ещё вопросы, ответов на которые нет((((
Колесо Юлия повредила между Магистральным и Окунайским, где прижим у скалы?
Монголию год назад ездил на одном штатном Прадо, от Ханха через Гоби и обратно на Улангоом. Колесо да, сразу за Магистральным.

могол:
Покорять...Россия одна из немногих незарегламентированных стран в Мире.

Elser:
На Пузотере боюсь не пройдете...поотрываете себе все или замерзнете.Олекма вброд не переезжается. Нащ эстонский друг ходил по БАМу летом...

Dragon___angel:
А где Иультин?
Мы через него не шли.

сан саныч из шаборовска:
Мотив басни какой-ребятя сами, на СВОИ деньги, на Самостоятельно построенной машине реализовали Мечту.

arhey
Когда читаю такие отчеты, понимаю, как пресна моя жизнь, и хоть и "не вылезаю из седла" последние лет восемь, такие поездки вызывают огромное уважение, просто потому, что у людей есть "мечта", а самое главное - силы и желание осуществлять эту мечту!
PS. Каждый раз, смотря фото далеких уголков нашей Родины с характерными следами запустения, в голове встает только одна мысль - крепка была Советская власть...

Большой Камень
Ln1:
Шикарно!
Всегда радовался за тех, у кого есть экстримное хобби.
А меня зависть гложет, что не смогу проделать то, что сделали эти ребята! Завидую их силе, человечности и терпению с упорством! СПАСИБО ИМ ОГРОМНОЕ!!!!

Отличный отчет,спасибо.Фото просто класс. Самому без друзей и единомышлеников такую экспедицию не потянуть.
Прочитал ,а внутри все бурлит от увиденного и прочитанного.Новых вам побед, из таких "броню России" можно ковать.
Удачи===

arhey:
..Также нельзя не отметить женскую часть этой экспедиции - всегда и во всем помогать своим мужчинам - сейчас это уже, увы, редкость....
Да и, мало того, что симпатичная (автор отчета), еще и не глупая: описала все технические поломки и процесс их устранения подробно и со знанием дела! Чаще всего образование женщин портит, но это не тот случай...
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Alexander_Ch:
...я спросил: "Зачем идете в горы вы?"....
Вам уважаемый, Александр, будет довольно тяжело понять путешественников, поэтому даже не пытайтесь, а просто примите как данность, что есть категория людей, для которых дорога - это жизнь, и вреда от них для окружающих гораздо меньше, чем от ловителей покимонов, вам, наверное тяжело поверить, что люди с удовольствием предлагают помощь, получают удовлетворение от общения с новыми людьми и таких на наших просторах очень много, их гораздо больше чем тех кто рассуждает, что нет страховки - нет помощи.
PS
Не однократно приходилось помогать, спасать, выручать абсолютно незнакомых людей, на своей технике, в личное время, и ни разу в голову не приходило попрекнуть людей! Кстати, меня тоже неоднократно выручали не знакомые люди, за что им огромное человеческое спасибо!
Тойота - управляй мечтой, УАЗ - не ссы, доедем!
arhey
Кирпиченко:
.... наверное тяжело поверить, что люди с удовольствием предлагают помощь, получают удовлетворение от общения с новыми людьми и таких на наших просторах очень много, их гораздо больше чем тех кто рассуждает, что нет страховки - нет помощи.
золотые слова!

Да так и есть все. Главное не навязывать свое общение и понимать где грань. Если на ДЭСе тебе подарили солярки это одно, а если отдали бензин, который в навигацию был для снегоходов привезен по 18 т.р за бочку, неплохо бы и компенсировать.

Cezar62
Очень круто! Весь рассказ не осилил, но очень круто! Когда-нибудь и я побываю в таких красотах!)

Красавчики 👍👍👍

Тузов Алексей:
Покорять...Россия одна из немногих незарегламентированных стран в Мире.
Что? Если бы не солидная, говоря по русски, мошна, замерзли бы они там давным давно. Ну и как итог: вернулись не своим ходом-на стороннем эвакуаторе, что для нас равно полному провалу экспедиции.
николай
Супер,!!!!!!!!!!!! Мне бы так проехать, а то уже год до Мурманска с Питера не как не сьездить!!!!

Здорово, что еще не перевелись люди, которые мечтают добраться до Уэлена, увидеть Чукотку, проехать по зимнику по реке Колыма и т.д.! И готовы свои мечты воплощать в реальность даже несмотря на огромные расходы! Следил за вашей экспедицией со старта! Молодцы! Так держать! Что дальше? Мыс Челюскин на легковых авто?
могол:
Это не так! Одна машина вернулась домой своим ходом! К сожалению, авторы отчета по непонятным причинам не осветили обратный путь Патрола (третьей машины, которая изредка мелькает на фото), который в одну машину (!) и экипажа из двух человек (штурман – женщина) вернулся своим ходом в Центральную Россию из Анадыря через омолонский зимник (проехав в общей сложности 27800 км.), в то время как новосибирский и эстонский экипажи оставили свои авто в Анадыре. Подробнее по экипаж Патрола: http://d1als.livejournal.com и https://twitter.com/d1als Думаю, что не описать обратный путь "на материк" - это упущение. Очень мало информации о движении по зимнику через Омолон, тем более не в колонне, а одним экипажем. Может, экипаж Патрола опубликует на Дроме свой отчет об этом путешествии, подробно осветив мощнейший одиночный перегон Анадырь-Центральная Россия?

Ocean2Ocean:
Что дальше? Мыс Челюскин на легковых авто?
Это уже тогда будет туда целое паломничество.)) https://www.drive2.ru/b/3073311/ Если что, то треком могу поделиться.
Запомните загадочный тактический прием: когда мы отступаем - это мы вперед идем.

Из отчёта экипажа Патруля:
Итак, после утомительных упражнений с занимательной математикой, можно озвучить финальные цифры трехмесячной экспедиции на Чукотку:
Итоговые затраты на экипаж составили – 379 348 рублей:
– Из них, топливо – 194 807р;
– Из них, питание – 35 317р;
– Из них, обслуживание Авто – 108 532р;
– Прочие расходы – 40 692р;
– Спонсорская помощь от немецкого производителя RAVENOL по смазочным материалам и эксплуатационным жидкостям – 4 замены масла ДВС и единовременная замена эксплуатационных жидкостей и смазочных материалов в агрегатах трансмиссии.

С уверенностью можно сказать, что значительной части расходов можно было бы избежать из
раздела “Авто”. Как минимум 70-80 тысяч рублей. С другой стороны, эта та сумма, которая могла бы быть
потраченной на топливо на Чукотке, если бы не безвозмездная помощь отзывчивых людей там – на Чукотке.
Затраты у них куда скромнее и вменяемые. Причём можно сказать чуть дороже, чем в отчёте "Вся страна за три недели")

Ёлкин:
Прочитал на одном дыхании, включая Нордвик. Впечатляюще! А про уголь... вообще...

могол:
Не видел солидной мошны, ну да ладно...Проехали на тросе 140 км. Можно было посидеть недели 3 в поселке, ожидая вертолета с редуктором. Уважаемый, для Вас это для кого? И вы участвовали в подобных по сложности мероприятиях?) Или воюете на диване?

Ocean2Ocean:
Согласен с Вами. Но мне кажется будет правильнее, если обратный путь будет освещен непосредственно экипажем Патруля.)

Привет, Саша.)))

Kent601:
Но понимать начинаешь ЭТО когда уже всё позади...
Аmur
Класс! Вот так -кому Турция и пляж, а кому Чукотка и снега.....
Мои прошлогодние фото с тех мест Мыса Шмидта, где побывала эта автоэкспедиция. Съемка сентябрь 2015 г.

Тузов Алексей:
Не видел солидной мошны, ну да ладно...
Привет, Лёх!
Все всегда видят солидную мошну в таких экспедициях. Вы, правда, меня удивили своими затратами, но сколько бы там вами не было потрачено , всегда будут говорить, что подобные путешествия только для супер богатых чуваков.
Я на Запорожце начал путешествовать по двум причинам: 1. Показать, что не обязательно строить суперпроходимый и супердорогой танк, чтобы увидеть немного больше, чем с асфальта, а надо просто немного научиться ездить. 2. Нужно всего лишь желание и немного свободного времени, а денег, оказывается, надо совсем чуть-чуть.

Новый Уренгой
А вообще, смотрю фотографии ваших мытарств в наледи и удивляюсь, как можно было так знатно повеселиться в такой небольшой луже. :)
Вот, первая попавшаяся фотка с наших многочисленных зимних рыбалок. УАЗик на 36-ых айроках.

Ёлкин:
Прошлый отпуск, выпавший на зиму, прокатились до устья Оби, это, конечно не Чукотка, но впечатлений на порядок больше чем от Турции, и по деньгам на порядок дешевле, чем в Турции! Нам часто мешают устоявшиеся стереотипы и отсутствие авантюризма. Ребята, вы просто молодцы, я вами горжусь!!!
Тойота - управляй мечтой, УАЗ - не ссы, доедем!

Саша Елкин, по поводу затрат , там большинство обослувлено маниакальным стремлением Стаса готовить машину, из 1млн 600 было потрачено на нее. Сама экспедиция обошлась под 400 с вывозом машин. Насколько я помню Челюскин на шишигах тоже был недешев учитывая нюансы по удаленной доставке запчастей.
Про наледь- в экспедиции не было профессионалов, одни гости Севера без соответствующего опыта.😂

Тузов Алексей:
Я гонял первые королки по зимникам и торосистому льду Шилки...проехал зимой 1985 своими колесами большое Колымское кольцо.. и никогда, подчеркиваю никогда ни на какой машине не возвращался домой на эваукаторе или тросе. Так что как ведет себя техника на морозе знаю. И мне было неудивительно читать, что когда Вы на подготовленных автомобилях пурговали, местные, на всякой фигне типа снегоходов и собак, Вас в пурге разыскивали, находили и возвращались домой топить для Вас баню...
екатеринбург
Кстати, на Патруле от Магадана до Москвы Мария возвращалась вообще одна. И еще удивляет, что Юля и Стас даже не повстречались с ней, когда она проезжала Новосиб

Отличный отчет, прочитал на одном дыхании, ребята молодцы, удачи вам и ждем новых путешествий!)

glbus66:
Видимо на то были причины личного характера. )). Я сам не горю большим желанием повстречаться с Марией.)

"Безумству храбрых поем мы славу!" М. Горький.
Шикарное Автопутешествие!

могол:
Вы-молодец.)). Я сам гонял грузовики по этому маршруту. И помню входы и выходы с Шилки, засыпанные осколками оптики и бамперов машин Императорского качества...Подьемы у Давенды располированные до блеска.))). Местным нравится на собаках и снегоходах, приключение в монотонной жизни.)

Тузов Алексей:
Каждому подготовка обошлась примерно в 550 рублей вместе с покупкой машины :)
Коробка в общей сложности обошлась в 80000 рублей. НО! Мы во время поездки на ВСЁ скидывались все вместе одинаково, т.е. каждому коробка обошлась в 20000 рублей.

Очень круто)
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

Krasnodar
Экспедиция ТОП ГИР просто отдыхает !
Ребята Вы супер отважные !!
Suzuki alto 8g

МолодЧаги!!!)

Тузов Алексей:
Что же это так? Кстати моменты про подбор и формирование членов экспедиций - тоже важны, как и отразить чем заканчиваются подобные отношения?!

Тузов Алексей:
Олёкма зимой проблем не доставляет, либо почти не доставляет в сравнении с летним периодом!Все местные там катаются на любых авто!!! Тоже касается и Якутск - Билибино! Для многих тот зимник банальная возможность куда-то выехать, что-то привезти... И львиная доля всех пузотерок, если не все, за редким исключением, приехали туда(в Билибино) своим ходом!

На 197 фото Мария?

На 197 фото Мария?
Да.Горячая девушка.)

Elser:
Я не считаю что трения внутри команды надо выносить на публичное обсуждение. Подбора не было-не так много желающих уехать за
свои деньги на 2 месяца попу морозить.

Fakk:
не, ребят, Камерзанов и ездит дальше и пишет гораздо лучше!
У него писучесть более развита.

Alexandr-1979:
Там живут несчастные люди-дикари,
На лицо ужасные, добрые внутри.
На лицо ужасные, добрые внутри,
Там живут несчастные люди-дикари.
Что они ни делают, не идут дела,
Видно в понедельник их мама родила.
Видно в понедельник их мама родила,
Что они ни делают, не идут дела.
Так мама или папа?))))))))))))))))))

Молодцы, ребята!
Следил за вами с самого начала, вообще не ожидал, что вы так далеко таки уедете))
А дром своими "клавиатурными джиперами" огорчил(
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Мы старались. В поездке нет ничего героического. Я акцентировал внимание на том, что простые люди , не профессионалы Севера собрались и поехали. На старых ведрах и в неудобное время..😂😂.

Круто! Большие молодцы. Да вот женщина за рулем в Арктике, это похоже как дама на корабле.

Tiger1979
Cezar62:
Милости просим к нам в Уэлен. Ждал, ждал - не дождался, когда приедут.

Калуга
на одном дыхании прочитал!
вызывает огромное уважение!
с удивлением узнал, что для Чукотки требуется оформлять пропуск.

Респект и уважуха Вам ребята. Особенно понравился момент с трактором в наледи. Я бы в конец психанул наверное. Просто молодцы.