|
Предисловие.
Всё началось ещё 10 лет назад, когда я где-то прочитал о путешествии своим ходом на Байкал. И тогда загорелся этой идеей. Но как-то вяло и без энтузиазма. Но всё изменилось в феврале месяце этого года..
Как-то пригласил я в гости одноклассника с женой, и в какой-то момент разговора состоялся следующий диалог:
- А мы в Иркутск летим этим летом и на Байкал поедем.
- А сколько билеты стоят?
- 57 000 на двоих туда-обратно.
- А может своим ходом махнём?
Посчитав примерный расход бензина и расстояние, мы выяснили, что затраты на топливо составят 40 000 на две семьи, ведь ехать мы собрались на одной машине, но в три водителя: я, моя дорогая и любимая супруга и супруга одноклассника. Сам он, к сожалению, бесправный и всю дорогу развлекал водителей, как мог.
Издеваться мы планировали над Subaru Forester SF5. Подумали и решили подвесить пока вопрос в воздухе до согласования времени отпусков для всех четверых в одно время. Надо сказать, что столь длительных перегонов за раз ни у кого кроме меня не случалось. У меня был опыт поездки в г. Свободный с супругой, и я тогда с ней не поменялся и доехал сам. У друзей же максимальный перегон в день был около 500 км. Через две недели мы встретились вновь, уже с целью обсуждения маршрута, заправляться решили по возможности на Роснефти (потому как Альянс я не переношу органически, а друзьям пофиг). Примерно накидали план маршрута, все отпросились с работы на две недели и два дня с 21.07 по 05.08 включительно. Распрощались и как-то особо не суетились, до отъезда-то оставалось всего полгода...
За день до выезда так выглядели все четверо=)
Полгода пролетели как один миг, и за две недели мы поняли, что ничего ещё не готово. С вещами не определились, машина периодически даёт о себе знать, но мы не отчаивались, потому как отступать было некуда. По случаю нам досталась капсула на крышу, и мы поставили туда мою СВ радиостанцию (радиостанция — незаменимая вещь на такие расстояния, не раз берегла нам время и буквально спасала жизни).
Вот такими мы выехали из Владивостока в 6 утра на встречу приключениям и самому чистому озеру на земле! Дорога стелилась под форей, и мы быстро добрались до Хабаровска, родной край не хотел нас отпускать и оставил напоминание о себе в виде камня с перепелиное яйцо, прилетевшего прямо в центр лобового стекла и оставившего там заметный скол, который к счастью дальше не пошёл. Забегая вперёд, скажу, что это единственная неприятность, что случилась с машиной в пути. Форик не подвёл. С шутками и прибаутками мы доехали до Биробиджана. Там планировали поесть настоящей еврейской кухни, посмотреть достопримечательности и двинуть дальше, все ещё были полны сил и энергии.
Биробиджан встретил нас неприветливо, а точнее встретила нас неприветливо хозяйка равчика с Хабаровскими номерами, у дома рядом с кафе Симха. Едва мы припарковали машину у дома рядом с кафе и собрались уже отведать хумус, как выскочила хамоватого вида барышня и объяснила нам, что это только её место, ну или если не её, то проживающих в этом доме граждан. Очень хотелось сказать, где её место, но мы были голодны и поэтому я просто ответил, что я тоже гражданин этой страны и на это место у меня столько же прав, сколько у неё. Оставив её кудахтать, мы гордо удалились в кафе, втайне переживая за колеса или стёкла форика.
О кафе. Средний чек на человека 1000 р. Очень рекомендую данное заведение. Только не берите стейк, он там резиновый. Всё тушёное — божественно, чаи просто великолепны, салатики ооочень вкусные. Обязательно посетите кафе Симха в городе Биробиджан.
Плотно поужинав, мы двинули на мойку, потому как после Хабаровского края весь форик был красночернокоричневый, хотя изначально он был белый. Всё из-за треклятых насекомых-самоубийц. Но о них я напишу чуть позже. С мойками в Биробиджане туго, во всяком случае мы нашли её с трудом, но с ещё большим трудом нас отмыли две девочки, отмыли, если честно, так себе, но нам по большому счёту кроме фар и лобового стекла мыть что-то особого смысла и не было. Там же на мойке мы первый раз и поменялись. Я вылез из-за руля и мне необходимо было уснуть, пока девочки на переднем сиденье активно рулили по очереди. Надо сказать, что поспать мне особо не удалось, так, периодически проваливался из дремоты в сон. Едва задремав, мы остановились у стелы. Второй раз мы с супругой у неё ночью, наверное, потому что второй раз выезжаем по одному маршруту в одно и то же время=)
Не подумайте плохого, это супруга пьёт энергетик из студенчества моей мамы медика.
Состав: кофеин, В1, В6, В12. Всё из ампул слить в один шприц и выпить. Гадость мерзкая, но глазки открывает. Надо сказать, что дорогу до Углегорска я помню очень смутно, значит сал. В Углегорске была последняя заправка Роснефть.
Всё, дальше этого места никто из присутствующих в машине не заезжал. Там же на заправке мы приняли решение, что спать лёжа куда удобнее, чем сидя, и придумали оригинальный диван. Спальники и палатки были запиханы в пространство между сиденьями, чтобы было мягко. Надо сказать, что идея оказалась на редкость удачна. А также мы решили ехать парами не мальчик-мальчик, девочка-девочка, а просто парами. Потому как так удобнее спать сзади. Уместившись с женой на заднем сиденье, мы провалились в не очень крепкий сон. Точнее такой он был у меня, а любимая сопела в две дырочки. Где-то за 150 км до поворота на Читу мы снова пересели. А чуть позже мы с супругой встретили наш первый рассвет в дороге. Надо сказать, что места там просто волшебные. Я нигде не видел такого леса, такого неба и таких туманов. А ведь я из Владивостока и в туманах толк знаю. Но таких… нет, таких не видел. Фото туманов, к сожалению, сделать не догадались, но это было похоже на белую мглу из одноимённого фильма, в низинах. На сопках тумана не было.
Наш первый рассвет:
Заправившись топливом и завтраком на НК Альянс перед поворотом на солнечный Магадан и Якутск, мы двинули дальше. Надо сказать, что тут мы заправили нашу 10-литровую канистрочку топливом на всякий случай. Случай, как оказалось, случился. Но об этом позже. Дорога от этого перекрёстка начинается с испытания. Около 70 км плохого асфальта с «сиськами» и выбоинами после бомбёжки, а ровно посредине его находится Сковородино. Но когда этот участок пройден — дорога в удовольствие. Долго ли коротко ли, мы допилили до Чернышевска, точнее почти допилили. Буквально за 1,5 км до АЗС у нас закончился бензин. Залились из канистры под проливным дождём и поехали на заправку. Чернышевск находится вдали от трассы, до него около 2 км. В сам населённый пункт нам пришлось заехать по причине поломки зарядного устройства для 4-х телефонов, фотоаппарата и Go-Pro. Там же мы и пообедали, потому как завтракали мы часов в 5 утра =). Отобедав в придорожном кафе и снова поменявшись, мы двинули на Читу. Дорогу на Читу я помню слабо, значит спал. Но я ехал по ней обратно, так что об этом ниже. В Чите мы были около 7 вечера. Планировали затариться провиантом на Байкал, потому как думали, что мы будем на переправе утром следующего дня... глупцы... Мы заехали в местную сеть продуктовых супермаркетов и обнаружили, что там нет мяса, курятина есть, а вот мяса нет.. А так же молоко (просто я всегда в любом городе, где я впервые, покупаю молоко, так было и там) с привкусом мускатного ореха. На вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные. После Читы мы снова поменялись. Во-первых, нужно было ехать в ночь, и мы знали, что хорошая дорога закончилась, а во-вторых, нас догонял дождь, который мы обогнали за Чернышевском.
За руль снова сел я, и мы попилили в Улан-Уде. До УУ я не доехал около 200 км. Ехать я уже не мог, потому как спать хотелось уже неимоверно. Наверное, потому что спал всё то время я урывками. Вот только тогда, когда мы с Ясей поменялись, и я, обняв жену, устроился на заднем сиденье, я провалился в сон на несколько часов, как оказалось, ехали мы эти 200 км около 4-х часов времени. И только к 5 утра мы прибыли в УУ. Для путешественников, которые собираются повторить маршрут — отрезок УУ-Чита проезжайте днём, во всяком случае, пока не сделают дорогу. Да и места там дивные, перевалы и ущелья.
В УУ снова сели мы с супругой. Я за руль, она на пассажира, спать хотелось страшно, доехав до Роснефти, помимо заправки Форика я заправился ещё и кофе, что варят на месте. Очень полегчало, и с новыми силами мы рванули дальше. Я ехал до Култука и наслаждался хорошей дорогой, что опоясывает горы вдоль побережья Байкала, то и дело открывался вид на такой долгожданный и такой от нас далёкий Байкал. В Култуке села супруга, и мы поехали в Иркутск. Иркутск оставил о себе больше негативного, чем позитивного. Позитивных моментов было всего три — на рынке в самом центре Иркутска мы нашли дешёвую ягоду и чёрную зиру. Там же затарились мясом, что ели на о.Ольхон. Остальные два момента были на обратном пути. А негативных было, впрочем, тоже всего два, но они были всеобъемлющие — отсутствие нормальных дорог и полное отсутствие разметки. А ещё знаки, знаки в Иркутске висят над дорогой. Если во Владивостоке это скорее исключение, то в Иркутске это правило. В историческом центре очень много односторонних, и сам чёрт в них не разберётся. Два раза наша шайтан-машина (наш навител в телефоне) приводил нас под кирпич. Однако нам повезло и нас не наказали. Впереди было ещё 250 км до переправы.
От Иркутска до переправы на Ольхон дорога лежит меж полей. И пока мы ожидали мою коллегу, которая здесь живет, абы передать её запчасть, я решил сделать несколько снимков любимой жены с цветочками =)
Места здесь очень красивые, обязательно выделите время на несколько снимков в поле.
Обратите внимание, что на отрезке Иркутск — Баяндай стоит довольно много гаишников, которые не прочь полакомиться содержимым кошелька туриста. С Баяндая до Еланцов мы не увидели ни одного, а радар-детектор пищал только на линии электропередач.
Дорога до переправы на твёрдые 4+. Можно поливать на все деньги. Главное помните два правила:
1. Те, кто вас обгоняет, будет стоять в очереди перед вами (70% вероятности)
2. Как только начинается грунтовка, езжайте по полю. По грунтовке из-за стиральной доски мы могли ехать максимум 60, по полю спокойно пулили под 80.
Мы добрались до переправы и встали в очередь... всего 47-ми. На самом деле нам очень повезло, ведь это была суббота и это была середина дня.
Переправились мы только в 8 вечера. Надо сказать, мы нашли, чем себя занять. Здесь вкусные Буузы и красивые места для фото.
Все пять часов мы двигали машину каждые полчаса, ели и сходили с ума как могли=)
Наконец то переправа! На Ольхон ходит два парома. Паромы бесплатные, но их всего два: Дорожник (маленький) и Ольхонские ворота (большой). Оба берут легковые и автобусы, но большой паром берёт ещё и грузовые автомобили. И каждый из них ходит один раз в час. Похожая ситуация у нас была на о. Русский, но у нас, помимо муниципальных паромов, ходили ещё «маршрутки». Здесь такого нет. Как оказалось, дальше — к лучшему.
Наконец-то Ольхон! Чтобы комфортно ездить и отдыхать по этому острову, вам нужно знать всего пять правил:
1. Лучшая дорога по полю.
2. Даже если тебе кажется, что основная грунтовка лучше, ты не прав.
3. Все дороги ведут в Хужир.
4. Песочные пляжи на одной стороне острова, лес с кучей сухих дров на другой стороне острова.
5. Остерегайся буханок!!!
Ольхон — это чудо для обладателя квадрика или джиминюхи. У нас был форик, и поэтому мы опасались ездить так, как хочется. Однако среди всех мест, где я был, это единственное место на земле, съезжая с дороги в котором, ты можешь проложить свою, не рискуя угробить машину. Абсолютно ровные поля без крупных камней и ям. Дороги вдоль основной трассы по полю позволяют держать скорость в 80 км/ч. А ведь это грунтовка. Как я написал выше — все дороги ведут в Хужир. Если вы не сняли домик до переправы, не беда. Его можно найти на месте. Что-нибудь да подвернётся. Но я хочу рекомендовать гостевой дом, в котором останавливались мы. 8 914 884 2003. Хозяйку зовут Анна. Очень приветливая женщина, у которой нашёлся дом на 4-х человек по 500 р. с человека. Это САМЫЙ низкий ценник в Хужире. Цена на жильё там начинается от 500 до... верхней планкой я не интересовался, но в среднем койко-место/сутки стоит 1000-1500.
Главная улица Хужира напоминает городок на диком западе США в 19 веке. Разве что вместо лошадей снуют машины, вместо повозок буханки и вместо ковбоев туристы=) В остальном так же — пыльно, жарко, много вывесок по обеим сторонам улицы. Всё, на что нас хватило в этот день, это только заселиться. Мы впервые за трое суток нормально спали и добрались до душа. Уснули, разумеется, в полёте к подушке. Безбашенное путешествие с редкими остановками окончено, мы это сделали. Мы проехали 4227 км за 54 часа.
Утро началось раненько, часов в 10 по местному времени =) и мы решили поехать на север острова, на самую северную точку — м.Хобой. По пути непременно нужно было заскочить к «сестре и трём братьям» и на скалу любви. Итак, поехали.
Вот такое дерево встретилось нам по пути, мы просто не смогли не остановиться.
Далее встретили двух пеших туристов, которые с радостью поделились с нами информацией с более точной карты
Решено было разведать местный песчаный пляж, и мы свернули в ближайший поворот налево. Если честно, я не думал, что форестер с его не особо высоким клиренсом ТАКОЙ проходимый. Я не знаю, что сделали японцы, но форик это просто бомба, на лесной дороге с ямами и подъёмами он чувствует себя в родной стихии. На песке, до которого мы наконец то доехали, с режимом автомата «снег» он прёт как танк. Главное не останавливаться.
Внешне Байкал ничем не отличается от Тихого океана — много песка, прохладная вода, крики чаек и шум прибоя. На Бурятской стороне эта граница размывается ещё сильнее. Однако вода ещё достаточно холодная, даже в конце июля. Искупнувшись, мы пошли побродить по лесу и «постучать» в муравейники. Как нам рассказала Яся — если стукнуть по нему, муравьи коллективно выделяют кислоту, которую если подышать с ладони, можно избавиться от насморка. Насморка ни у кого не было, однако попробовать хотелось, тем более что таких муравейников в Приморье не встретишь. Да и вообще лес на Ольхоне это что-то волшебное, сказочное. Тут непременно нужно побывать.
Вдоволь настучавшись в муравейники и перебудив всех муравьёв в округе, мы ещё немного побродили по лесу и двинули дальше к конечной точке нашего маршрута на сегодня м. Хобой.
По пути не спешили и вам не советуем. Места очень красивые и достаточно малолюдные. Мимо проезжают только низколетящие буханки с туристами, которые видно издалека. Ездят они минимум 80 км/ч, так что мы всегда пропускали эти болиды советского производства.
Это гора называется «Сестра», по приданию это дочь, которую злой отец шаман обратил в камень, за то что та убежала из дома к любимому.
А это три брата, которых тот же злой шаман обратил в воронов и отправил на поиски их сестры. Братья нашли сестру, но та попросила их не выдавать её отцу. Когда братья вернулись и сказали, что не нашли сестры, злой шаман разгадал обман и обратил их в камень тоже. Короче добрейшей души был человек. После этой достопримечательности дорога более камениста, и для того чтобы добраться до м.Хобой, необходимо влезть в достаточно крутую горку. Мы забрались туда без проблем, но при подъёме я видел следы пробуксовки какого-то монопривода. Так что имейте это ввиду. Но это едва ли не самый сложный подъём на всём острове, во всяком случае если держаться проторённых дорог. Через несколько минут езды по пыльной гравийке мы наконец-то прибыли на место.
Это м. Хобой Красивейшее место, но нам не повезло и воздух был в дымке от пожаров на Иркутской стороне. Однако это нам не помешало насладиться красотами острова.
У каждой мало-мальски посещаемой достопримечательности острова стоят подобные столбы. На столбах по поверию нужно повязать ленточку, загадать желание и оставить что-нибудь в подарок духам. Однако это что-нибудь являет собой: мелочь, сигареты, печенье, конфеты, заколки, резиночки для волос, пуговицы. Последовательность описана согласно процентному соотношению даров. Складывается такое ощущение, что духи, это нищие курильщики. Но с другой стороны, это их, духов, дело. Мы немного поизучали алтарь, нашли даже монету в 20 крон. Как позже оказалось, на Байкал приезжает очень много европейцев. Начало темнеть, и предстояло двинуться в обратный путь, ведь ещё предстояло приготовить шурпу, потому как кормление в домике мы не оплачивали, а готовить на территории на открытом огне нам запретили под страхом огромных штрафов. В итоге мы нашли живописное место на берегу и радостно налопались шурпы.
Да! Самое важное! Мы принципиально готовили исключительно на Байкальской воде. Это добавляло особенный вкус всей пище, приготовленной в моём казанчике. Отведав шурпы, мы совсем не заметили, как стемнело. А ведь ещё предстояло найти дорогу домой. Очень рекомендую возвращаться в Хужир засветло. Ну или помнить третье правило на Ольхоне. Ехать было очень страшно. Кругом только поле, света от звёзд не видно из-за дыма. Луны не было. Она вообще куда-то исчезла на весь наш отпуск и появилась только по дороге в Приморье. И ни одной машины вокруг. Мы, конечно, особо не плутали, но страху натерпелись изрядно. Когда приехали, воды в душе нам, разумеется, не досталось, ну да ничего, мы привыкшие. Счастливые и довольные легли спать.
Наутро, позавтракав, мы решили расплатиться с хозяйкой дома и последнюю ночь на Ольхоне провести в палатках на берегу Байкала. Однако у нас оставались ещё два места, которые необходимо было посетить. Это скала Шаманка, которая часто мелькает на сувенирных магнитах:
По преданию здесь живёт шаман, до сих пор однако живёт.
Но как мы ни смотрели, шамана увидеть не получилось. Поэтому двинули дальше ко второй на сегодня достопримечательности — солёному озеру. Где нас ждало разочарование. Вот такие пейзажи открывались нам по дороге к солёному озеру:
Заброшенные избы и остовы автомобилей. После привычных равнин дорога к озеру поворачивает круто в сопку и становится достаточно сложна. Точнее сложен там один подъём, но, говорят, есть дорога прямо из Хужира, может она по проще. Мы заезжали с основной дороги. И ехать туда на моноприводе нет никакого смысла. Прибыв на место, мы увидели даже не лужу, а белое пятно.
Немного побродив мы двинули назад. Предстояло найти ещё живописное место для ночлега, желательно на песочном пляже и желательно поближе к переправе, и без ветра, и без людей.. Сказочники=)
На обратном пути с озера наткнулись на поваленное дерево, решили, что добру незачем пропадать и заготовили из него дров на вечер.
Благо он было сухое и легко поддавалось пилению. Кстати дрова на Ольхоне — это дефицит. Поэтому или привозите свои, или покупайте на месте вдвое дороже. Поплутав около двух часов по побережью, мы наконец нашли искомое место. Где была приготовлена самая вкусная тушёная картошка, что мне доводилось есть. То ли усталость сказалась, то ли на самом деле было так вкусно) Однако казан вылизали в прямом смысле=) Выезжать планировали рано-рано утром. Поэтому вещи собрали сразу с вечера, в лагере остались только спальные принадлежности.
Так закончился наш последний за эту поездку вечер на Ольхоне.
Утро вторника выдалось жарким, в переносном смысле. Оперативно свернув лагерь, мы решили завтракать в очереди на переправе. В том, что очередь есть, мы почему-то ни грамма не сомневались. Задача стояла быть как можно раньше и как можно ближе, чтобы не терять времени на ожидание парома. В итоге уже через 40 минут после звонка будильника мы стояли в очереди на переправу с Ольхона.
В очереди мы были 47. Но до 10 утра маршрутки не ездят, и у нас был вполне себе шанс перейти рано утром. Так и вышло. На обратной переправе мы простояли всего три часа. А изначально планировали приехать на переправу в понедельник днём. Правильно, что не поехали, люди, которые приехали сюда после 15:00 в понедельник, остались ночевать у переправы. Вообще, нам очень повезло с обеими переправами, мы потратили относительно других совсем немного времени. В 10 утра мы бодро съехали на материке и помчались в Иркутск. Необходимо было посетить его достопримечательности и двинуть к родственникам одноклассника, дабы смыть с себя в прекрасной русской бане дорожную пыль=)
Как ни странно, в Иркутске для себя мы ничего интересного не нашли, точнее не так. То интересное, что мы нашли, исходя из отзывов местных — это фонтан из земли и набережная Ангары, которая, к сожалению, оказалась на ремонте. Но это не помешало нам прогуляться по ней и даже искупаться в Ангаре=)
Самое интересное мы встретили буквально на улице. Это был француз Рафаэль из Нидерландов. Я заприметил номера ЕС и крикнул ему в окно, местный ли он, на что получил ответ на французском. Тогда на светофоре я попросил его остановиться для фото (принять вправо и остановиться=)))
Оказалось, что Рафаэль к моменту встречи уже преодолел большую половину Евразии, а именно 16 стран и 23 000 км за 72 дня. Он путешествовал с друзьями и подругой. Но друзья откололись под Новосибирском, а подругу он посадил на самолёт в Иркутске. Впереди его ждало путешествие по матушке России через золотое кольцо и две столицы, там через Финляндию домой. Мы очень тепло пообщались. Особенно запомнился момент в самом начале разговора.
- Ты проехал 23 000 километров! Ты сумасшедший! Мы проехали всего 4000, но за 51 час.
- За 51 час?
- Да.
- Это вы сумасшедшие!!!)))
Мы обменялись контактами и распрощались на очень тёплой ноте. Быть может, когда-нибудь я воплощу свою мечту о евро туре в жизнь, и мы увидимся снова. Ну да это лирика, а нам нужно ехать дальше! =) После родственников мы посетили Мальту.
И на обратном пути заскочили в Иркутский Нерпинарий.
Здесь дорогой читатель я хочу сделать паузу и немного рассказать об этом замечательном месте. Если вы впервые в Иркутске — обязательно сходите на представление в нерпинарий. Мы все четверо, взрослые люди, но всё время представления с нерпами улыбка не сходила с лиц всех четверых. Байкальских нерп в дикой природе близко не посмотришь, потому как создания очень пугливые. А так они на расстоянии вытянутой руки, мне даже удалось потрогать=) Очень милые звери. Обязательно сводите туда детей, это потрясающее зрелище.
Всё, едем дальше. После Иркутска нас ждали в Култуке ещё одни родственники, поэтому задержались ещё на день, о чём никто из нас не пожалел ни капли=) Еда была вкусной, баня жаркой, а кровать мягкой.
Выехали из Култука рано утром. План на день: доехать до Улан-Уде, поесть самых вкусных бууз, закупить провизию, доехать до Усть-Баргузина, поставить лагерь — отдыхать!
Дорога до Улан-Уде стелилась под колёсами форика, за рулём была Яся, а мы с супругой мирно дремали на заднем сиденье. Благо состояние дорожного полотна практически на всём протяжении маршрута это позволяет. К 11 утра мы были в Улан-Уде. Видели немного, потому что торопились, но сделали-таки 1 интересное фото с самой большой в мире головой вождя мирового пролетариата!
Имейте ввиду, на площади нет платных туалетов. Но есть гостиница, где дважды останавливался сам Путин. Там нам без вопросов показали, где находится туалет.
Поесть самых вкусных бууз по совету моего коллеги нам удалось здесь:
По адресу Свердлова 20. 1 шт стоила 37 рублей, и мы заказали по 5 мальчикам, 3 и 4 девочкам. На пути домой обедали здесь же, но заказали уже по 8 мальчикам и по 5 девочкам=) уж очень они вкусные=)
Закупившись провизией на рынке рядом, мы двинули в Усть-Баргузин. Трасса шикарнейшая. Но всё, что нужно купить, лучше купить в Улан-Уде. Магазины, конечно, есть, но чем дальше, тем скуднее выбор и выше ценник.
Теперь подробнее о месте. Вся песчаная коса и святой нос — это всё заповедник, и за въезд там берут денежку, 100 р. с человека/сутки. Нас было четверо и отдыхать нам хотелось 4 дня. Но 1600 р. за кучу народа мы пожалели, поэтому заплатили 400 и встали лагерем переночевать. Место, конечно, потрясающее, и в другой ситуации мы бы, наверное, раскошелились, но денег было в обрез и поэтому решили экономить.
Песочный пляж простирается на 20 километров, но в сезон тут яблоку негде упасть. Мы посчитали, что мы сможем найти то же самое, но бесплатно, и на утро, быстро собрав вещи, мы снова покатились искать бесплатное место. По пути заскочили в музей камня в Усть-Баргузине.
Он отмечен серым указателем на карте, находится на ул. Советской 44а. Там же в Усть-Баргузине есть огромный супермаркет местной сетки. Ассортимент впечатляет, особенно по сравнению с другими магазинами этого населённого пункта. Имейте ввиду, даже не смотря на то, что это Бурятия, в Усть-Баргузине очень сложно с мясом. Нам удалось найти свинюшку и немного говядинки. Но и та, и та похоже умерли своей смертью, прибежав своим ходом из Улан-Уде. На обратном пути остановились набрать воды из родника, он находится примерно в 10 км от Усть-Баргузина в сторону Улан-Уде, облагорожен беседкой из дерева. Несмотря на большое количество пресной воды под боком, мы набрали воды в нём. Вода там необычайно вкусная.
Как ни странно, но мы нашли бесплатный пляж, с песком близ Максимихи. А ещё нам посчастливилось остановиться рядом с ребятами из Иркутска, которые как раз собирались домой. В итоге мы заняли их место с поистине царским туалетом и холодильником в земле. За что им большое спасибо! Только на этом пляже мы увидели беду Байкала в виде пресноводной водоросли — спирогеры, о которой нам рассказывали на Ольхоне. Водоросль напоминает ряску, только мельче. Плавает на поверхности и препятствует доступу кислорода для Байкальской губки, которая как раз-таки и делает воду Байкала такой чистой. В итоге Байкал постепенно заиливается. Мне стало интересно, неужели с нынешними технологиями в генетике нельзя создать рыбу, которая бы эти водоросли поедала? А её в свою очередь кушал бы омуль, а им питаются няшные нерпы — Profit!
Начался отдых, долгожданные дни ничегонеделания. Которые, правда, нам надоели уже на третий день и хотелось уже домой. В родной Владивосток. В Максимихе есть магазин с не ахти каким, но всё же ассортиментом. С дровами проблем особых не возникало. Во-первых, мы как саранча каждый вечер проезжали по местности в поисках оставленных дров, а во-вторых заготавливали их сами. Благодаря чему после нас на поляне осталась внушительная кучка, примерно в половину кубометра=).
Не подумайте плохого, деревьев мы не валили, а этот ствол мы нашли в лесу уже сваленным и наполовину сухим. Очень удивило практически полное отсутствие насекомых. Встречались только мухи, а они появились из-за «свиней», которые оставляют мусор в огромных ящиках в надежде что кто-нибудь уберёт. Кто-нибудь. Уберёт. Ага... Однако в последний вечер на лагерь налетел непонятный рой насекомых, который был похож на мошку, однако ей не являлся. Они летели прямо в огонь, а так же летали и лезли всюду, где этот огонь отражался: кружки, тарелки, глаза... Ко всему ещё и дождь начался. Короче, в тот вечер мы посидели у костра не так долго, как обычно, вещи уже были собраны, утром оставалось только собрать палатки и лечь на обратный курс.
Утро встретило нас промокшей палаткой и ботинками. Ну да ничего, высохнет. Быстро собравшись и упаковав мешок с мусором (который представлял собою остатки консервных банок и битого стекла, это всё, что мы выудили из костровища), мы двинули в сторону дома. Заправлялись на Роснефти в Турунтаево, где нас, мне кажется, слегка обманули. Посудите сами. Бак у форика 60 л. Ну допустим ещё 3-5 влезет в трубу от лючка. Но в баке оставалось не меньше 10 литров, а залили нам 62. Спорить не стал, просто уехали. Да, мало того, что нас похоже обманули, так ещё и бензин оказался не очень качественным. Машина перестала ехать ровно до того момента, пока не залили 95 на другой Роснефти, уже после Улан-Уде. Это единственная заправка РН за всю нашу поездку, где нам не повезло с бензином, на всех остальных качество топлива было на высоте.
Доехав до Улан-Уде, мы позавтракали в той же буузной, что и на пути в Усть-Баргузин. Только на этот раз цифры были по 8 штук мальчикам и по 5 девочкам. Там же на рынке, где закупались провиантом, купили копчёного омуля в рыбной лавке. Очень порадовало, что предлагают услугу вакуумной упаковки, коей мы и воспользовались.
На выезде нам открылась потрясающая панорама этого красивого города.
Дорога от Улан-Уде до Читы обошлась без приключений, и проехали мы этот отрезок за расчётные 6 часов. Что на 4 часа меньше пути туда. Поужинали в Чите, в какой-то столовой в самом центре города. Не запомнил название и адрес, но рядом стоит памятный плуг, которым наградили город за достижения в сельском хозяйстве. Как говорит Лена Летучая — я не рекомендую эту столовую, пусть мы приехали поздно, и еда была просто холодной и разогретой в микроволновке, но она была ещё и не вкусной! Чита в плане продуктов вообще оставила после себя странное ощущение, что в городе нечего есть. Выезжая из города, увидели огромную воинскую часть с тяжёлой техникой и большим количеством ангаров. Жаль, что темнело, и мы не смогли рассмотреть её поближе через зум фотоаппарата. Нарезав бутеров в дорогу из колбасы и хлеба, купленных ещё в Улан-Уде, мы двинули на Чернышевск. Смеркалось. Дорога мягко стелилась под колёсами, а редкость встречающихся машин встречного направления позволяла входить в повороты так, как хочется, а не так, как это регламентировала разметка. Не доезжая 15 км от Чернышевска, увидели, что нам сигнализируют с обочины. Оказалось, что впереди на встречной полосе лежит труп коня, и два раскуроченных грузовика. Проезжая мимо, мы примерно поняли, что случилось, на неосвещённой трассе один дальнобой вовремя не увидел животное и сбил его, а поскольку это конь, а не котёнок, то кабина превратилась в груду стекла и железа. Сзади на небольшом расстоянии шёл второй и въехал в зад первому. Аккуратно объехав, двинули дальше, предупреждая по пути встречные фуры до самого Чернышевска. В Чернышевск прибыли уже в двенадцатом часу ночи. Но на этот раз просто заправились и заправили канистру, помятуя о том, что бензина нам в прошлый раз не хватило. Проехал я ещё около трёх сотен, после чего поменялись с Ясей. И мы с женой полезли на задние кресла попробовать поспать. По пути помогли с подкачкой колеса на ниве двум мужикам. Те рассказали кучу страшилок, как в этих местах бьются приезжие в местных туманах. Пожелав удачи, мы поехали дальше. Понемногу светало, бензин у нас в этот раз кончился в километрах 20 от расчётной АЗС, сразу за развязкой на Якутск, но мы ведь не зря канистру заправляли=) На АЗС приехали во время пересменки, и пришлось немного подождать, там же было принято решение, что пора немного подкрепиться. Рядом с АЗС стоит гостиница, где стоят удобные лавочки со столами и навесом. Насколько мы поняли, это бесплатно. Там же познакомились с ребятами, которые едут автостопом во Владивосток из Питера. Как оказалось, там их ждут друзья, которые уже арендовали квартиру в нашем городе. Рассказав, какие места стоит посетить, а где делать нечего, мы распрощались, пожелав друг другу удачи. До дома оставались какие-то 1900 км, мелочь какая=). Через пару сотен Яся поменялась с моей супругой, и Санька начала отсчёт своих первых 800 км без остановки=) Днём трасса Чита-Хабаровск мне понравилась меньше, какая-то она, да никакая она. Ночью она казалась ровнее, чернее и прямее. А тут, как будто старая трасса между Владивостоком и Уссурийском. Ничего интересного. Разве что сделали фото днём у знаменитого монумента.
До Хабаровска добрались к 10 вечера. Закончилась жидкость омывайки, да к тому же смеркалось, и мы, проехав населённый пункт, решили поменяться... Ой как зря. Я упоминал в начале рассказа о насекомых, это продолжение. Вы знаете, я очень много слышал о хабаровских насекомых, о комарах, о мошке, о КО(ш)МАРАХ!!! Но это, такое я видел впервые. Приморский комар, перед тем как тебя укусить, садится с большой осторожностью, несколько раз примеряясь к жертве и тщательно выбирая место укуса. Хабаровский не такой. Как японский камикадзе, скрещенный с дротиком для дартс, он летит к своей жертве, не обращая внимания на своём пути даже на футболки и майки. Он втыкается сразу, ему некогда раздумывать, куда укусить. Это просто ужас, а не насекомые. Но это ещё не всё. Помимо того, что мы менялись, девочки заодно решили пописать. Зря. На филейной части своей супруги я насчитал потом 15 укусов от этих голодных тварей. А ведь недолго сидели-то. Помимо того, что мы оказались покусанными на месте, мы их запустили ещё и в салон, и потом ещё долго ловили их на себе. Резюмирую. Никогда, ни при каких обстоятельствах не останавливайтесь в радиусе 100 км от Хабаровска в направлении Читы — сожрут. В Хабаровске заправились и заехали в кафешку для дальнобоев «Джулия» в с. Новостройка. Кормят там вкусно, но при желании можно нарваться на неприятности, контингент располагает. Немного подкрепившись, помчали дальше. Впереди последний рывок, и утром мы будем в Уссурийске. Как я доехал, я помню с трудом, помню вывалились из-за руля у родителей супруги и уснули на подлёте к подушке. До Уссурийска из Усть-Баргузина мы добрались за 46 часов. Сегодня прошёл ровно месяц с выезда, и я точно могу сказать — предложи мне повторить маршрут, я скажу ДА! Со всеми минусами такой скоростной поездки это было великолепно! Я всем рекомендую повторить наш маршрут, только на Ольхон я бы отвёл намного больше времени. Там очень красиво и очень малолюдно.
А теперь о цифрах.
Всего пройдено приблизительно 11 000 км, со всеми разъездами и заездами к родственникам.
Уссурийск — переправа на Ольхон = 4200 км и 55 часов чистого времени в дороге.
Усть-Баргузин — Уссурийск = 3700 км и 46 часов чистого времени в дороге.
40 730 р. Бензин.
35 030 р. еда, проживание и развлечения.
Все затраты делились поровну. Итого отпуск для нас вышел по 37 880. Очень бюджетно, в наше непростое время. Благодарю за внимание.
До новых встреч=)