|
Не прошло и месяца, как дорога снова позвала меня.
После полутора месяцев одиночного путешествия по Алтаю и Байкалу организм потребовал общения.
Меня позвали в Хибины. Компания проверенная, не раз вместе ходили в различные походы. Едем на трех машинах, встаем лагерем и совершаем радиалки в р-оне КСС.
Прогноз погоды на нашу поездку неутешительный: облачность, дождь. Синоптики часто ошибаются, да и дожди могут быть по ночам или всего один-два часа…
Договорившись на работе на неделю отдыха за свой счет (спасибо правительству за льготы для пенсионеров), я дал согласие на поездку. Нас три машины, семь взрослых и четверо детей, включая ребенка 1,2 года, и собака.
Закупились провиантом, собрали снаряжение, назначили старт на утро 6 августа.
5-го поздно вечером звонок: «Патриот» не едет. У ребят оказалась серьезная поломка, которую не успели устранить. Значит — минус два взрослых и три ребенка и собака.
Ох, а мы так сильно надеялись именно на помощь «Патриота».
Времени на перекладку продовольствия и снаряжения не было, и мы поехали с полным набором всего в расчете на 7 взрослых.
В эту поездку установил самошитый багажник на крышу. Это презентация и тестирование.
Итак, нас пятеро.
1-й экипаж — Макс, Марина, Семен (их сын) на ВАЗ-2110. 2-й экипаж — Катя и Я на Рено Логан. Из Северодвинска выезжаем вчетвером, в Апатитах забираем Лену из Питера.
На выезде из города заправили полные баки и вперед…
Перед Архангельском проехали по новой развязке, несколько ремонтных участков дороги со светофором проскочили на «УРА» и на последнем участке перед Холмогорской развилкой попали в пробку. Простояли целый час.
В Брин-Наволоке свернули на Плесецк. В Самодеде заехали на дачу к общему другу и туристу Евгению.
Посмотрели его владения и поехали дальше.
До Каргополя почти везде асфальт. Дорога на 4-ку.
Каргополь встречает тучами. Кенозерский национальный парк «накрыл» нас дождем с грозой. Пришлось даже остановиться и переждать этот ливень. Несколько дней назад здесь прошел ураган. Повалило много деревьев прямо на дорогу. Дорожники успели расчистить проезд только под одну машину.
Въехав на карельскую землю, мы помчались по хорошему асфальту. И здесь идет реконструкция дороги. Осталось несколько ремонтных участков. Скоро от Медвежьегорска через Каргополь до Брин-Наволока будет прекрасная дорога.
Хочется сказать о прекрасном месте для отдыха и перекуса. Оно находится за 150 км до Медвежьегорска. Сосновые боры с белым мхом.
В Повенце мы вновь остановились почти на час. Увидели, как ночью, поперек дороги, по Беломоро-Балтийскому каналу проходят круизные теплоходы.
В Медвежьегорск въехали в полночь. По прежней поездке помнил о гостинице «Онежская». Заселились. Есть тариф на 12 часов.
Эта памятка висит на дверях гостиницы.
За день прошли 890 км. Расход 7,4 л/100 км (Логан)
День второй. Подъем в 7:00. Чай. Кофе, АЗС.
В 10:00 остановились у озера на полноценный завтрак. На берегу стоят два больших камня с идеально плоской поверхностью. Отличные столы.
На обед остановились на площадке с дальнобоями. Сёма очень общительный и шустрый мальчуган. Бегал по всей площадке, вокруг фур. У него даже чуть было не произошел бартер фуры на его любимую машинку. В последний момент что-то не срослось. А жаль. Можно было бы наши пузотерки закатить в фуру и ехать всем вместе на одной машине.
В Карелии отличные дороги. Прекрасная погода. Ехалось легко. Часто устраивали фотосессии. Время пробежало быстро, и мы опоздали в Апатитах к питерскому поезду.
В 18:30 приехала Лена. Ей пришлось целый час ждать нас.
И вот долгожданная встреча! Группа в сборе.
Время позднее. Мы решили тяжелые 18 км до базы спасателей отложить на утро, поэтому лагерь разбили в районе М. Вудьявра.
За день прошли 706 км. Расход 7,8/100 км (Логан)
День третий.
Утро хмурое.
Подъехали к руслу реки, вдоль которого надо ехать. Прошли, посмотрели. Крупные камни убрали из колеи. Уровень воды маленький. Начинаем движение и… понимаем, что позитивная картина этого ручья обманчивая. Нас обогнали два джипа. Сузуки Витара не смогла с первого раза преодолеть этот ручей.
Как только въехали в русло, мелкие камни стали уходить из-под колес и последние проваливаются. Макс встал. Попытки раскачать машину не привели к успеху.
Вытаскивать из багажника все вещи в ручей, чтобы достать буксировочный фал, не хотелось. Решили использовать для буксировки альпинистскую веревку.
— Эта дорога не для наших машин, — крутилось в голове.
Но мы не ищем легкой дороги, движемся дальше. В неизвестность.
Проехав русло и еще пару сложных мест, перед нами открылись великолепные виды Хибин. Не хотелось садиться в машину, а только фотографировать и фотографировать.
И вот Макс по рации сообщает, что осталось метров 400 до привала. В радиусе километра, наверное, все слышали наш радостный возглас.
Но за очередным поворотом оказалась громадная лужа. А потом еще одна, еще и еще…
Радость быстро сменилась тревогой. Пришлось пешком промерять все лужи, по возможности освобождая проезд от больших валунов. Все обошлось, и мы разбиваем лагерь рядом с КСС на крутом берегу реки Кунийок.
Поставили палатки, натянули тент, приготовили ужин на костре.
Все были рады и довольны собой и своими железными конями. Никто никого не подвел. И очень хорошо, что не повернули обратно в русле реки.
Вот именно такой решительной команды мне не хватило на Рыбачьем и в прошлом году на Алтае, когда не решились преодолеть препятствие и повернули назад.
К вечеру погода стала портится. Небо затягивается тучами.
Решили немного пошаманить и попросить у Великого Маниту хорошей погоды на завтра.
За день прошли 18 км за 3 часа. Расход 7,9 л/100 км.
Утро следующего дня выдалось пасмурным. Вокруг ходят темные тучи. Ночью моросил дождь.
В планах было за три дня сделать несколько радиалок. Хотелось подняться на перевалы Северный и Южный Рисчорр, Петрелиус.
Не торопясь собираемся на Южный Рисчорр, постоянно поглядывая на небо. С надеждой на хорошую погоду отправляемся в путь. По пути встречаем автотуристов из Украины. Они вместе с российскими друзьями ехали на п-ов Рыбачий. Россиян пропустили, а их нет. Вот и приходится им любоваться красотами Хибин. Думаю, это не худшее решение.
Нас обогнала группа ребят, которые повернули на Северный Рисчорр. Мы идем прямо. Вот и подъем на Южный. На перевале должны открываться прекрасные виды. Но нам не суждено было их увидеть. Начинает моросить дождик. Из-за вершин то появляются темные, грозовые тучи, то вновь исчезают. Круговерть. Постепенно начинает темнеть. Дождь усиливается. Мы срочно поворачиваем в сторону лагеря, ведь с нами маленький ребенок. Сегодня перевал не пустил нас к себе.
Лена оказалась заядлым грибником. Она не может пройти мимо грибов, которых здесь хоть косой коси.
Странное дело. Дождик моросит минут 20-30. Потом через 15-20 минут снова начинается, но с бОльшей силой. И вот так, увеличивая свою силу, дождь продолжается…
В лагерь пришли сырыми, но потом начался настоящий ливень. Из-под тента не выходили.
Лена насобирала целый пакет грибов. На ужин сделали грибовницу.
Решили понастойчивее попросить Великого Маниту о хорошей погоде.
10 августа.
Ночью шел дождь. Утром дождь идет с небольшими перерывами.
Сидеть целый день под тентом — перспектива не из приятных. Вчера прошли мимо поворота с табличкой «красивый водопад». Оставили его на обратную дорогу. Из-за дождя мы не стали поворачивать к водопаду.
До него всего 600-800 метров. В промежутках между дождем решили дойти до водопада. И не пожалели. Обошли, обползали, нафотографировали водопад вдоволь.
К этому времени тучи разошлись. Стало показываться солнышко. Это ЗНАК.
Решили прогуляться подальше. Вот только ни воды, ни перекуса не взяли (ведь мы шли только до водопада, всего около 800 м в одну сторону). Правда, у самых опытных туристов оказалась и вода и перекус. По-братски все было поделено.
Нацелились на Северный Ричорр. Прошли больше половины пути и… снова дождь. И Северный Ричорр не захотел нас пускать к себе. Вернулись опять мокрыми.
Карельские леса богаты грибами и голубикой. Перекусы наполовину состояли из голубики. Какая она здесь вкусная! В лагерь принесли опять целый пакет грибов.
Ужинали под шум дождя, каждые 15 минут сливая воду с тента.
Уже два дня Макс предлагает сворачивать лагерь и выезжать отсюда, пока от дождей не разлились ручьи и реки. Очень беспокоило русло реки, в котором Макс застрял.
Вчера встретили экипаж на «Нексии» из Чехова. Они проехали без проблем, значит и мы пройдем.
11 августа.
С утра хорошая погода.
Похоже, вчера хорошо попросили Великого Маниту.
Решаем сделать попытку дойти до перевала Южный Петрелиус. Там открываются отличные виды на цирк и вообще…
Собрались. Вышли.
Погода начинает портиться. Все чаще моросит дождь, все реже выглядывает из-за облаков солнце. Успеваем дойти только до Петрелиуса и поворачиваем обратно.
Возвращаемся в лагерь и буквально сразу начинается ливень.
А Лена опять успела набрать грибов. Грибов так много, что приходится сушить.
Температура днем 10-12 градусов, ночью 4-6. Дождь и мокрая одежда надоели. На общем совете решили последнюю ночь провести в гостинице. Помыться, высушить одежду и снаряжение.
Вечером начинаем потихоньку сворачивать лагерь.
12 августа.
Сегодня ранний подъем. Успели свернуть лагерь, хотя полночи шел дождь. Все сыро. Вокруг и внутри.
Обратная дорога не создала проблем.
Была попытка остановиться снова на М. Вудьявре, но еще ночь в сырой палатке не радовала.
На окраине Кировска остановились у санаторно-оздоровительного комплекса «Тирвас».
2500 руб. за 2-местный номер с удобствами и 4000 руб. за 2-комнатный. Кабинка (НЕ душевая) ванная. Махровые тапочки, зубная щетка с з/пастой, завтрак (шведский стол). А еще обед и ужин по 350 руб. со шведским столом.
Заселяемся.
Достопримечательностью Кировска является Музейно-Выставочный центр при местном предприятии ОАО «Апатит».
Музей камня. Это что-то. Бесплатный вход. Бесплатная фото-, видеосъемка, детский уголок, интерактивные карты, 3 этажа, прекрасные туалеты (М и Ж раздельные) на КАЖДОМ этаже. Часы работы с 9:00 по 21:00 (!) без выходных. Уборщицы ходили по залам со швабрами. То ли был час уборки, то ли так заведено — убирать за каждой группой.
Прекрасное оформление залов, указатели движения…
Но всех больше ВПЕЧАТЛИЛИ экспонаты музея. Это не поддается никакому описанию. Надо видеть! Кто будет в Кировске, не пожалейте времени и посетите музей. Каждый год появляются новые экспонаты. Макс здесь уже в третий раз и вновь увидел много нового.
Доехали до рудника. Говорят, что организуются экскурсии на посещение рудника, но у нас не было времени решить этот вопрос.
За день мы намотали 39 км с расходом 13,2 л/100 км. Это рекордный расход.
Еще в Кировске есть библиотека-музей В. Ерофеева и Полярно-Альпийский ботанический сад-институт, в которые мы не успели.
На ужин посмотрели и послушали выступление местной самодеятельности.
13 августа.
Подъем в 7:00.
Дождь.
Температура +7,5
Сегодня мы провожаем Лену. В Апатитах она садится на поезд Мурманск — Санкт-Петербург, а мы забиваем в навигаторах «Северодвинск».
Всего:
- пройдено 3271 км
- мой бюджет 16 600 руб.