И снова Горный Алтай

19.08.2016 | 26882 просмотра

Приветствую всех читателей портала drom.ru! Вот и настало время написать свой первый рассказ для дрома. Родом я из Барнаула, хотя живу уже 13-й год в Новосибирске. Поэтому все свои поездки в Горный я начинаю с заезда в Барнаул.

Вспоминая своё давнее путешествие на Мультинские озёра 2010 г., захотелось посетить ещё раз те края. Автопутешественник — Хендай Туссан 2006 г. на автомате с двигателем V6 объёмом 2,7.

Поскольку выезд из Барнаула затянулся до обеда, было решено в первый день доехать до с. Чемал и остановиться где-нибудь на реке Чемал. На правом берегу понравившихся мест не нашлось — близко располагается дорога, и практически нет полян. Увидев палатки на другом берегу, было решено искать место для стоянки там. Чтобы попасть на левый берег, нужно, двигаясь по основной дороге через с. Чемал, переехать мост через реку и свернуть сразу налево. Проехав по пыльной дороге вдоль жилых построек, попадаем на обширную дикую территорию с соснами (палаток было довольно много).

Первая остановка.

Вода здесь шустрая и прохладная, однако можно найти запруды, где можно и окунуться.

Река Чемал.

Через некоторое время встретили семейство уточек. Здесь довольно тихо и уютно по сравнению с местами возле Аи и Манжерка, однако всё-таки кто-то приезжал вечером и включал музыку ненадолго на одной машине (похоже, кто-то из местных).

Утки в р. Чемал.

На следующее утро пакуем чемоданы и движемся дальше в сторону Тюнгура. Для этого пришлось вернуться в Усть-Сёму, где располагается заправка Ростнефти и проходит нужный нам Чуйский тракт. В сёла Мульта/Тюнгур можно попасть разными путями, однако надо проехать Усть-Кан и Усть-Коксу. Перед с. Шебалино стоит указатель на Усть-Кан с пометкой 134 км, лучше ехать не по нему, а по более долгому пути через с. Туэкта, поскольку эта дорога гораздо в лучшем состоянии, к тому же участок без асфальта гораздо меньше. Местный житель из Усть-Коксы сказал, что тоже ездит через Туэкту, поскольку на втором пути два раза дырявил колесо. В прошлый раз на обычной Тойоте Карина я попробовал оба пути без проблем, но с тех пор прошло уже много времени. Стоит также отметить, что в Горном я ориентируюсь по указателям и бумажной карте, после того как однажды навигатор предложил мне переехать Катунь (возможно сейчас ситуация с картами на Алтае стала лучше).

На Семинском перевале стрелка температуры двигателя пошла вверх, после преодоления перевала всё быстро нормализовалось (на следующий день долил дистиллированной воды в антифриз и на обратной дороге уже стрелка нигде не двигалась).

Трасса М52 находится в идеальном состоянии, кое-где идёт ремонт дороги, поэтому приходится ждать некоторое время из-за реверсивного движения. В Туэкте нужно свернуть с М52 направо. Сначала мы проехали мимо и пришлось возвращаться назад до знака, на котором была указана лишь возможность поворота. На обратном пути около знака лежало на земле какое-то табло с надписями, похоже, что сейчас всё-таки повесили информационные таблички. В любом случае, ориентир — розовая заправка, напротив неё и нужно сделать поворот. После съезда с М52 качество дороги падает, и есть участок гравийки длиной около 25 км. Далее движемся не спеша в Усть-Кан (в Усть-Кане стоит указатель, что до Туэкте 95 км).

В Усть-Кане обедаем и заправляемся на выезде на Сибнефти — цена бензина отличается уже на 4 рубля от начала Горного (на въезде есть ещё 2 заправки с более дешёвым бензином, которые мы проигнорировали). Далее идёт дорога до Усть-Коксы, на некоторых участках без асфальта, на других он ужасен. Эта дорога занимает 120 км. Перед Усть-Коксом было желание остановиться на базе в с. Тюгурюк, однако палатку ставить на берегу нельзя, и хотя и жителям палаток разрешено пользоваться бассейном, решили двигаться дальше.

Далее встречаем указатель сворота на Мульту и Маральник. После некоторых измышлений было решено всё-таки продолжить путь дальше до Тюнгура, поскольку в прошлый раз нам приглянулась издалека база под мостом на каменном берегу и хотелось бы на ней побывать. Прибываем в Тюнгур и переезжаем мост. Состояние моста не очень, рядом строится новый мост, правда, надежд на него пока нет — построена только одна опора, а сдача стоит декабрь 2016 и никакой техники вокруг.

Мост через Катунь в Тюнгуре.

После моста поворачиваем направо и въезжаем в одноимённую базу «Тюнгур». Условия для палаток здесь хорошие — 100 руб. с человека и 100 руб. за машину, взамен получаешь уединение, скамейки, костровище с кучей коряг для костра и прекрасный вид на Катунь.

Остановка-2.

На этом берегу располагается ещё несколько баз, в том числе «Высотник», откуда начинаются большинство походов к Белухе. Из доступного здесь также г. Байда, на которую можно отправиться и с экскурсией. Поскольку подъём занимает много времени, то было решено обойтись без неё.

Вид на Катунь.

Следующий день, как и предыдущий, тоже солнечный, однако более жаркий. Отправляемся на смотровую площадку, откуда должен открываться вид на Белуху. Дорога начинается у железных ворот в начале деревни.

Дорога на Смотровую площадку.

Что же в итоге называется Смотровой площадкой, понять не удалось, нашли сопку, про которую нам сказали местные жители, но она обнесена забором, с неё вид, конечно, будет получше. Что же отсюда видно, так и непонятно, Белуха-не-Белуза, но вид красивый, хотя в это время суток фотографировать бесполезно — мешает солнце. Возможно, Смотровая площадка находится всё-таки в другом месте.

Белуха-не-Белуха.

Что здесь ещё интересного — непередаваемые запахи и цвета местной фауны.

Местная фауна.

На карте дорога в Тюнгуре заканчивается, однако просёлочная дорога всё же есть, по которой мы и выдвинулись дальше. В прошлый раз нас на этой дороге развернули пограничники, поскольку у нас в пропуске стояло только посещение с. Мульта. Несколько лет назад пропуска в приграничную зону отменили.

На выезде из села стоит памятник Петру Сухову, который погиб во время Гражданской войны вместе со своим отрядом в этих краях и похоронен здесь в братской могиле.

Памятник Петру Сухову в Тюнгуре.

Далее начинается ухабистая дорога, по которой при этом можно проехать в жаркую дорогу и на пузотёрке. Местами дорога идёт рядом с Катунью и где-то через 20 км, когда Катунь вновь отдаляется, слева располагается холм с каменными бабами. Отличить его можно по накатанной дороге, ведущей вверх, возможно также, что на нём будут гулять люди или стоять машины. Заезжаем на этот холм и идём смотреть на памятники.

На холме.

Стоит отметить, что цвет воды в районе Тюнгура в Катуни бирюзовый.

Каменные бабы.

Каменная баба.

Едем дальше и упираемся в горную речку.

Речка.

Пока фотографирую окрестности, на другой стороне объявляется Крузак, из него выходит женщина, переходит реку вброд (в самом глубоком месте ей по колено) и начинает снимать на видео, как Крузак переезжает речку.

Штурм речки.

Выясняется, что это пара из Франции, которая решила покорить Азию: они едут по маршруту Монголия — Россия — Казахстан — Киргизия — Таджикистан — Узбекситан — Туркменистан — Иран.

Француз-победитель.

На обратном пути из Усть-Кана встретили ещё два джипа с французскими номерами — видимо, путешествия с заездом в Горный становятся всё популярнее.

Если переехать реку, то ещё какое-то время идёт дорога, но потом заканчивается и начинается живописная 30 км тропа до Чуйского тракта. Мы же разворачиваемся и движемся назад в сторону Тюнгура.

На следующий день запланировано посещение экскурсии, предпочтение отдано Красной горе. Кружим по с.  Мульта, посещаем с. Маральник, но в итоге останавливаемся на базе «Алтайна» в Мульте.

Молодёжный номер на 2-ом этаже.

Здесь принимаем летний душ, заряжаем телефоны и договариваемся об экскурсии на Красную гору: придётся ехать в Усть-Коксу. В основном все экскурсии лучше брать там, из Мульты возят охотно только на Мультинские озёра.

Домик, в котором мы остановились.

Река Мульта в селе состоит из 4 потоков, которые потом сливаются в один.

Река Мульта.

Утром из Мульты выдвигаемся в Усть-Коксу и пересаживаемся на ГАЗ-66.

Дорога к Красной горе.

Газ-66.

Ехать довольно далеко — больше 2 часов. Погода предыдущие дни была жаркая, поэтому дорога была сухая.

За короткое время у подножия горы можно посетить 3 озера: можно подойти по тропам к каждому из них и подняться на скалу, откуда просматриваются все три озера. Вообще, на горе озёр гораздо больше, но чтобы их увидеть, нужно идти с ночёвкой.

Первое озеро.

Второе озеро.

Третье озеро.

Водопад на Красной горе.

Местами встречается снег.

Около 2-го озера.

С экскурсии вернулись к вечеру и поселились на базе «Уймонский ковчег» в Усть-Коксе в самых дешевых номерах, по сути напоминающих обычный хостел.

Номер в Усть-Коксе.

Крыльцо.

Рядом находится речка Кокса.

Кокса вечером.

Погода к вечеру начала портиться, прошёл дождь и появилась радуга.

Радуга.

Рядом с базой находится подвесной мост (автомобильный мост гораздо дальше).

Подвесной мост через р. Кокса.

Вид на реку с моста.

На следующий день погода портится окончательно, но для нас это уже неважно — мы выдвигаемся назад в Барнаул. В Усть-Коксе несколько заправок, но мы выбираем Нику (располагается на выезде, если ехать из Барнаула).

Суммарно было пройдено чуть больше 1600 км (считая от Барнаула до Барнаула). В одну сторону по бортовому компьютеру расход составил 10,8, однако общий в итоге был 11,1, поскольку после Тюгурюка дороги либо плохие, либо их нет. Что ещё бы хотелось сделать — прогуляться по упомянутой тропе (кажется, называется Тюнгурская тропа), подняться на гору Байда и посетить Башталинское озеро (есть экскурсия с Усть-Коксы). Надеюсь, что мы ещё вернёмся!

бердск
молодцы интересно узнать сколько стоит заброска до красной горы и на башталинское озеро? мы с женой были на мультинских озерах 12-13 июля погода была красота и сами озера тоже

Александр:
Подпись "Местная фауна." под фотографией поля с растительностью доставляет)
А там жучки, паучки и мошки ))
Honda Orthia, EL3 B20B 4WD Богиня
Skoda Octavia 1Z CDAB DSG Окташа
Skoda Rapid NH CZCA DSG Рапидос
Мои отзывы: Skoda Rapid 2015, Skoda Octavia 2010

Спасибо интересный рассказ. Часто бываем в тех местах. Но до Красной Горы еще не добрались. По Алтаю катаемся по этому списку, но не проехали пока и половины http://www.myputnik.com/catego...

Речка в которую вы уперлись, которую штурмовали французы называется Тургунда. Приблизительно в 10 км от переправы, находиться т.н. "Акемский прорыв".

Александр:
ОписАлся))

Екатерина В:
Спасибо. Я иногда смотрю вот эту карту - http://welcometoaltai.ru/maps.php можно найти достопримечательности вдоль уже спланированной дороги, про которые не знаешь

Иван
Владимир Бровкин:
Примерно в 500 метрах от этой реки находится слияние Аккема с Катунью. Водичка в Тургунде освежающая, бодрящая!

Иван:
Да, я хотел туда добраться, но речка помешала, а сколько пешком оттуда идти я не знал.

taksistNSK:
Мы тоже были в эти дни, на гору ездили 15 июля. Погода стояла как раз 4 дня, до этого месяц почти каждый день дожди шли, так сказали в Усть-Коксе. Экскурсии все стоят одинаково - 1200р, но на той базе, где ночевали, прейскурант был 1500, правда с сухпайком.

Вот на такой Алтай с удовольствием бы посмотрел. Благодарность за Ваш труд. Очень интересно было почитать.
Продам б/у нижний блок ВВБ от 20-ки.
Дядя Саня Оренбург
Алтай -он всегда Алтай! кто подскажет? с восточного Казахстана на Алтай можно попасть через г.Риддер <Лениногорск> есть погран переход?

Давно хочу спросить у дромовцев: почему вместо слова поворот почти все пишут отворот? Это слово не имеет ни какого отношения к движению или направлению, если почитать словарь, я не нашел. В этом отчете новенькое-сворот. Спасибо, было интересно.

отлично

Были в середине июля в пешем походе. Базовый лагерь был в Тюнгуре, так что знакомые места на фотках. Далее двинули на Кучерлинскоре озеро, потом на Дарашкольское, потом обратно в Тюнгур. Места очень красивые.

Петров Петр Петрович
Дядя Саня Оренбург:
Нет там погранперехода, давно уже закрыли.

Скажите пожалуйста Вы пишите что отменили пропуска, это повсеместно или только определенные случаи? Спасибо.

Dyagilev-f
Здорово! Молодцы!

Kolchyn:
Ну сворот от сворачивать) Если Вы заметили, то почти везде я писал поворот, поворачивать и тд. Но в одном месте не задумываясь написал сворот. Подумав, могу сказать, что сворот в моём понимании - это, когда нужно сделать поворот на незаметную дорогу или поворот легко пропустить. Про отворот слышу впервые, только если отворот от порчи какой-нибудь)

Владимир:
Пропуск нужен только в заповедную зону, например, на Верхнемултинском озере. Оформляется на месте по паспорту и это всё очень отдалённые районы. Также лучше паспорт в горах с собой иметь. Раньше тоже особых проблем не было, при въезде в приграничную зону можно было на месте по паспорту всё оформить, просто нужно было все места где планируешь появляться вписывать.

Tanya S
Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, к Мультинским озерам можно с детьми съездить на экскурсию? Лет 3-4. Или сложно и муторно?

Tanya S:
Думаю не стоит - ехать часа 2, всю дорогу будет сильно трясти. Суть экскурсии - прогуляться от Нижнего озера до Среднего - это больше 2км вдоль озера по плохой тропе, если после дождя, то лучше идти в резиновых сапогах (правда на озере можно взять лодку или лошадей). Лучше вообще туда ехать с ночевкой, чтобы все разглядеть и не торопиться.

норильск
Tanya S:
Скажу из своего личного опыта,чем раньше вы будите приучать ребёнка к походу тем лучше.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Вполне хорошее путешествие...

Местами красиво .

Отдых удался,молодцы.

А я только начал изучать Алтай...

,Бийск-науко--АД
Перед с. Ш****ино стоит указатель на Усть-Кан с пометкой 134 км, лучше ехать не по нему, а по более долгому пути через с. Туэкта

перед Чергой стоит указатель , а не перед Ш****ино...
"Ни хрена не видно" - сказал водитель и прибавил газу.