Кавказские пленники (Тбилиси — Сигнахи — Уреки)

28.07.2016 | 17987 просмотров

Это вторая наша поездка в Грузию. Страна интересная, за один раз везде не побываешь. Состав нашей команды: мама Ирина (автор данного отзыва и штурман), папа Сергей (соавтор отзыва и водитель), дочь Полина (11 лет), сын Максим (скоро будет 3 года). Время поездки вторая половина июня 2016 года.

И наша машина Opel Astra 2014 года выпуска.

Т. к. это второй мой отзыв о Грузии, то постараюсь не повторяться. Если кого заинтересует, то первый отзыв здесь https://travel.drom.ru/34500/

Выбор маршрута по России

Киров — Ульяновск

Из Кирова к Волге (до Ульяновска) существует несколько вариантов дорог.

1. Киров — Уржум — Казань — Ульяновск
  2. Киров — Советск — Йошкар-Ола — Казань — Ульяновск
  3. Киров — Котельнич — Йошкар-Ола — Казань — Ульяновск
  4. Киров — Советск — Йошкар-Ола — Чебоксары —Ульяновск
  5. Киров — Котельнич — Йошкар-Ола — Чебоксары — Ульяновск

Мы любим ездить разными маршрутами. Так интереснее. На это раз выбрали последний вариант: через Котельнич, Йошкар-Олу и Чебоксары. Обоснование было следующее. Через Уржум (вар. 1) трасса проходит через много населенных пунктов, и состояние дороги оставляет желать лучшего. Дорога Киров — Советск (вар. 2 и 4), еще 4 года назад была не очень: скорость держать можно, но много неожиданных и опасных ям. Именно из-за этого участка мы решили ехать через Котельнич (вар. 5). Дорога понравилась. Трафик небольшой, фуры обгоняли без напряга. Немного задержались из-за ремонта около п. Вишкиль (между Яранском и Котельничем).

Поехали через Чебоксары, а не через Казань. Потому что дорога прямая, широкая, без населённых пунктов, трафик гораздо ниже, чем на участке Йошкар-Ола — Казань. Оказалось одно НО: в Цивильске (это между Чебоксарами и Ульяновском) так и не отремонтировали мост. Простояли в пробке минут сорок.

Ульяновск — Элиста

На данном участке выбирать маршрут не приходится, поэтому просто расскажу о проблемных участках. Больше всего времени мы потеряли на участке ремонта Сызрань — Хвалынск. Было два длинных участка с реверсивным движением. Потеряли около часа.

Как ни странно переезд в Сенном прошли без остановки. Муж подготовился, нашел вариант объезда по полям. Не пригодилось. Смотрю сейчас — там пробка. Изучайте расписание поездов :).

Немного постояли на ремонте объездной Саратова. Недолго. Возможно из-за выходного дня. У меня сложилось впечатление, что в выходные участки с ремонтом проходятся быстрее.

Волгоград прошли идеально, по третьей продольной. В это раз без пробок. Ну почти. Есть ремонт моста. На нем движение в две полосы: одна туда и одна обратно. Я подозреваю, это тот участок, который показывали Путину.

Совет не в тему. Если путешествуете в июне, не планируйте остановку Волгоград — Элиста. Вас скушает мошка. Даже суровые полицейские и дорожные рабочие ходят там, закрыв лицо и руки сеткой. Сначала хотели остановиться на выезде из Волгограда. Не смогли, заела мошка. Сели в машину и поехали искать ветерок. А сын хотел кушать и заявлял об это все более настойчиво. Когда доехали до границы Калмыкии и Волгоградской области, то увидели, что люди спокойно стоят на улице. Ногами не дергают, руками не машут. Решили и мы остановиться, поужинать и сфотографироваться около сайгаков. Надеюсь, я правильно определила парнокопытных Калмыкии. Вначале было хорошо, но постепенно мошки слеталось все больше и больше. И мы поторопились закончить трапезу и спрятаться в машину.

Элиста — Владикавказ

Имея прошлогодний опыт поездки, мы поинтересовались состоянием участка дороги Элиста — Арзгир. Без изменений. Дорогу не ремонтировали. Ехать по ямам не захотели, хотя это более короткий путь на Буденновск. Выбрали маршрут Элиста — Дивное — Арзгир — Буденновск. Дорога замечательная. Через Благодатный, как нам сказали, дорога хуже.

Затем через Георгиевск и Пятигорск (оба города в объезд) выехали на трассу Кавказ. Хорошей новостью оказалось, что в Пятигорске уже не надо ехать через рынок по кольцам. В прошлом году там немного постояли. Но до конца объездная Пятигорска не сделана. По трассе Кавказ ехали днем. Трафик большой, много населенных пунктов, быстро ехать не получалось.

Жилье по России

В поездках мы всегда (ну почти) ночуем в мотелях. Перед поездкой подготовились, забили в Maps.my отели по маршруту следования. Мотели есть по всему маршруту, но на некоторых участках их минимум. Например, около Ульяновска. Решили в этот раз попробовать снять жилье у частников. Для этого перед самой поездкой выписали телефоны из Avito в тех городах, где планировали ночевать.

Первая наша запланированная ночевка пришлась на Хвалынск (Саратовская обл.) За день прошли 930 км. За 100 км до Хвалынска, около Сызрани, дозвонились по одному из номеров и договорились созвониться на заправке у поворота на Хвалынск. Эти сто км дались нам не быстро из-за ремонтов. В результате к повороту на Хвалынск подъехали около 20:30. Уже темно. Пытаемся позвонить, а связи нет, не ловит. Рядом был мотель. Зашли. Мест нет, все занято. Предложили ехать в город (7 км от трассы) вместе с машиной сопровождения. Согласились. Привезли в отель в центре города, ехали минут 15. Обычный современный отель. Все необходимое есть: парковка, кровати, душ, туалет, холодильник!!!, много розеток и wi-fi. Цена за трехместный номер 1800 руб.

Следующая наша остановка была в Элисте. Дневной пробег 890 км. На это раз мы решили звонить не заранее, а уже в пригороде Элисты, селе Троицкое. Дозвонились, наверное, на 4-5 номер. Договорились, квартира на въезде в Элисту, сразу после «Золотого всадника». Дом нашли сразу, припарковались, тут же подошли хозяева квартиры. Поднялись посмотреть. Хрущевка, ремонт косметический, зато есть все необходимое: кухня, горячая вода, холодильник, стиральная машина, wi-fi, в доме магазин «Магнит». Спальных мест два — двуспальная кровать. Для нас не проблема, т. к. с собой наготове надувной матрас. Хозяйка без проблем дала дополнительную подушку и комплект белья. За все 1000 руб. Ключи утром положили в почтовый ящик.

Название Адрес Цена Удобства Комментарии
??? г. Хвалынск, где-то в центре около парка с фонтаном 1800 за 3-х местный номер Душ, туалет в номере, парковка, телевизор, кондиционер, холодильник, wi-fi Отель расположен на 3-м этаже ТЦ
хрущевка г. Элиста, ул. Джангара, 18 1000 за 1-комнатную хрущевку с 2-х спальной кроватью Кухня, душ, туалет, газовый водонагреватель, кондиционер, телевизор, холодильник, стиральная машина, wi-fi Ремонт, особенно на кухне, не очень, зато удобства в полном объеме. Дополнительный комплект белья дали без проблем.
мотель Азия г. Сочи, ул. Пластунская, 167/7б 2300 за 3-х местный номер Душ, туалет в номере, парковка, телевизор, кондиционер, холодильник, чайник, микроволновка, wi-fi Отличный новый мотель, могу рекомендовать, только для кого? Ну разве для тех кто едет в Абхазию.
М-4 Краснодарский край, Павловский р-н, Старолеушковская станица, ул. Павловская 2300 за 3-х местный номер Душ, туалет в номере, парковка, кондиционер, чайник, wi-fi, холодильник на этаже, «телевизор» ламповый, антенна не работала Обычный мотель на трассе, когда-то был новым.
мотель Пензенская обл., Пензенский р-н, Константиновка с., ул. Рабочая, 122 2400 за 4-х местный номер Душ, туалет в номере, парковка, телевизор. Не было wi-fi и холодильника. Вместо чайника титан в кафе Обычный мотель на трассе, на первом этаже кафе.

Сравнив с ценами на мотели в прошлом году, можно сделать вывод — стоимость увеличилась примерно на 300 руб. То есть в прошлом году мотели стоили нам по 2000 руб. за номер (1800 + 2100 + 2100 + 2000).

Питание в дороге

По дороге в Грузию, практически до самой границы нам хватило еды, которую мы взяли с собой. Это все благодаря холодильнику с элементами холода. Поэтому по дороге мы искали жилье с холодильником, чтобы положить продукты и зарядить элементы холода. По утрам я варю детям кашу. Для этого у нас есть плитка, которая аккуратно складывается в чемоданчик. Последний служит также защитой от ветра.

Молоко мы покупали вечером, в ближайшем магазине, после заселения. Дочь любит гречневую кашу. Для неё я расфасовала гречу в небольшие пакетики на застежке. Заранее (вечером или рано утром) заливала в пакетик воду. За это время крупа успевала разбухнуть, и мне оставалось только залить молоком и вскипятить. Газ в баллончиках мы старались расходовать экономно. Для сына я купила овсянку, которая не требует варки. Кашу варила через раз. Один день гречу, другой день геркулес. Ну и для удобства есть пластмассовая посуда, складной стол (сворачивается в трубу) и два маленьких стульчика.

Развлечения для детей в дороге

В этом году в дороге у нас было новое развлечение — аудиосказки. В прошлые поездки мы до них не додумались. Полина скачала себе на телефон книжки по школьной программе. Слушала их в наушниках и часто засыпала. Максиму я скачала много разных детских сказок. Больше всего ему понравились короткие стихотворения Агнии Барто. Как их, оказывается много. Некоторые всплыли в памяти из детства, а некоторые я слышала впервые. Ещё слушал Чуковского и Маршака. Остальное забраковал.

Мультики смотрели с планшета, по вечерам. Днем смотреть было бесполезно — слишком яркое солнце, экран не видно. Это я такую отговорку придумала, чтобы меньше просили. Конечно же, была куча машинок, разных. Пробовали читать книжки — было не очень удобно. Брала еще музыкальные инструменты — трещотка и несколько разных дудочек, которые разворачиваются, когда дуешь. Когда Максим уставал, играли в игру «где же ножки» — пыталась поймать его ножки, а он их прятал, заливаясь смехом.

Для остановок брали мячик. Но много с ним не играли. Максима больше интересовало, что есть вокруг — особенно бабочки и лужи.

КПП Верхний Ларс

К границе мы подъехали 13 июня в понедельник около 17:00. Едем, едем а машин не видно. Да сам КПП как-то изменился. Построили здания, стало совсем тесно. Подъехали. Перед нами две машины. Макс захотел размяться. Мы вышли, постояли около машины, но потом нас попросили сесть. Прохождение российской границы заняло минут 15-20. Когда выехали на нейтральную полосу, то увидели огромную очередь навстречу, видимо, местные джигиты с 15 региона и окрестностей торопились домой с выходных. И что самое удивительное, там был порядок. Все стояли аккуратненько в один ряд и по всей длине очереди военные с автоматами. Неужели там стали наводить порядок?

Грузинскую границу прошли быстро. Водитель отдельно, вместе с машиной. Пассажиры через зал. Поменяли небольшую сумму лари в Liberty банке. Кстати, курс там оказался одним из лучших в Грузии. В Степанцминде (Казбеги) курс был хуже.

В Грузии

Ура, границу прошли. Муж спрашивает, что делать будем? А я не знаю. У меня была цель пройти границу. Все граница пройдена, цель достигнута. Дальше-то что? Я попала в другое измерение. Не могу сообразить. Что же я хочу. Решили искать жилье. Ехать по горам в темноте не хотели. И поехали искать жилье не в Степанцминде, а в следующем населенном пункте Арша. За день прошли 660 км.

Повернули, увидели людей на улице. Муж подошел к ним поинтересоваться. Через 5 минут нашелся хозяин гостиницы. Поговорили, трехместный номер с душем за 60 лари (1920 руб.) Нас устраивает. Когда зашли в номер, то оказалось, что там такая же температура, как и на улице. А на улице 15 градусов. Я спрашиваю, а отопление включить можно? Нет, дорого, не выгодно, зима закончилась, сейчас лето. Теперь понятно, зачем я взяла сыну теплую пижаму. Пришлось доставать и куртки. Утром встали, а на улице 9 градусов. Хозяин гостиницы сказал, что месяц шли дожди. Прекратились только вчера, поэтому прохладно. Надеваю на спящего Максима куртку, прямо на пижаму и в путь.

Салобие

Около 9 утра подъезжаем к автобану Тбилиси — Хашури. Время позавтракать, решили в ресторане Салобие, что на подъезде к Мцхете.

Этот ресторан есть во многих отзывах, вот и мы решили отведать грузинской кухни. Нашли место для машины в тенёчке, сняли куртки и пошли завтракать. Площадь ресторана очень большая, но меню не очень разнообразное. Цены вполне приемлемые.

Если пройтись по ресторану, то можно увидеть много интересного:

Взяли хачапури по-аджарски, баклажаны, хинкали, салат летний. Хачапури вкусный. Хинкали очень понравились, не острые, а ароматные с пряностями. Ребенку кушать можно. Баклажаны — это моя слабость, всегда их беру. Во второй раз посещая этот ресторан, взяли шашлык и были разочарованы. Не понравился.

К моменту окончания завтрака температура воздуха поднялась до 30 градусов. Пришлось переодеваться в шорты. Муж в это время разговорился с отдыхавшим рядом водителем-грузином. Спросил, как лучше проехать Тбилиси: по объездной или через город. Грузин сказал: «Зачем по объездной, проедешь через город!» Тбилиси мы проехали без пробок и направились в Кахетию, в Сигнахи. Проезжая по дорогам Тбилиси, мы обратили внимание, что перекрестков в городе минимум. Вместо них организовано круговое движение или специальные места для разворота. Были ситуации, что сначала мы ехали в противоположном направлении, а потом в обозначенном месте делали разворот. Транспортные потоки в городе хорошо проработаны. Страшных тбилисских пробок не заметили, а заторчики проходили со скоростью 20 км/час.

Где-то после Тбилиси случайно увидели винный завод, магазин и зал дегустации.

Остановились. Муж был очень доволен. Купил две 5-литровые бутыли вина для распития во время путешествия по Грузии. Там же нам презентовали маленькую бутылку Iveria Saperavi.

Сигнахи

В Сигнахи мы приехали к обеду. Припарковались в тенечке, только выходим, подъезжает Golf праворульный. Водитель: «Вы наверно жилье ищите?» Мы: «Было бы неплохо». И увез кахетинец мужа смотреть гестхаус, а я с детьми пошла в парк. Минут через 15-20 приходит довольный муж: «Номер просто супер, вам понравится. Полный набор удобств, плюс балкон с видом на Алазанскую долину. За все 60 лари» (1920 руб.)

Наш 3-х местный номер.

Холл гестхауса.

Общий балкон. Здесь мы ужинали. Кто первый сел — того и балкон.

Вид со стороны улицы.

Содержит гесхаус большая семья: родители и три взрослых сына с семьями. Со стороны улочки двухэтажный дом — это для гостей. Когда заходишь в дом, то видно, что внизу ещё два этажа. Дом стоит на крутом склоне. На нижних этажах кухня, большая столовая и хозяйские комнаты. Кухней и столовой можно пользоваться. Утром я обнаружила, что забыла купить детям молоко на кашу. Спросила хозяйку, где можно купить молоко. Та ответила: «Не надо покупать, стакан молока я и так дам».

Сигнахи нам понравился, особенно благодаря шикарным видам на Алазанскую долину. Дороги — брусчатка, тротуаров мало, везде в горку или под горку. С коляской мы замучились. Сын не хотел выходить из тени парков.

Грязевые вулканы

Выспавшись и позавтракав в гестхаусе, мы поехали в Тбилиси. По дороге решили заехать в село Гурджаани, посмотреть на грязевые вулканы в Грязелечебном курорте Ахтала.

Грязевые вулканы очень маленькие, но вполне себе действующие. И причем в самом центре города. Пройдя ворота, вы сначала попадаете в парк. Несколько влево и вниз пойдет дорога к вулканам. Если сомневаетесь, дорогу можно уточнить у сторожа. Осмотрев вулкан, мы отправились прогуляться по парку. На улице было очень жарко, но парк не пустовал. Там были спортивные площадки. На них дети играли в футбол. Прогуливались родители с детьми. Нашли детские горки. Немного покатались. Перед уходом перекусили йогуртом и лавашем в симпатичной беседке.

Грязевой вулкан.

Беседка.

Тбилиси

В Тбилиси у нас был забронирован гестхаус на две ночи. Примерное расположение забили в навигатор. Дороги в Тбилиси довольно скоростные. Когда навигатор вывел нас с центральной улицы на улочку в районе серных бань, нас как облили холодным душем. Узенькая улочка, крутой подъём, брусчатка. После больших скоростей и потока машин это было очень неожиданно.

Бронировали гестхаус ещё осенью на Букинге. Искали в центре, недорогой, без предоплаты. Выбрали Guest House Gege https://www.booking.com/hotel/ge/guest-house-gege.ru.html. 60 лари (1920 руб.) за ночь. Район серных бань. Обстановка из 60-х годов прошлого века. Три спальных места, все удобства, телевизор с двумя русскими каналами, холодильник, кондиционер (привет из СССР), во внутреннем дворике место для машины (что большая редкость). У хозяев гестхауса рядом магазинчик. На все пожелания отвечали нам доброжелательно. Можно было бесплатно постирать бельё в стиральной машине. Спросили, где можно поужинать недалеко. Хозяйка рекомендовала нам ресторан Maspindzheli с хорошей грузинской кухней.

После заселения пошли в него поужинать. Взяли хинкали (дети все время их просили), харчо и ещё что-то. На четверых вышло 35,53 лари (1137 руб.). Сначала эта сумма показалась значительной, но впоследствии — довольно демократичной. Наличных лари было мало, поэтому расплачивались картой. Пока ждали заказ, Максим с удовольствием бегал вокруг фонтанов.

Пообедав, поехали на машине в парк развлечений Мтацминда. Несмотря на наши опасения, дорога до парка проблем не создала. У самого парка припарковаться не смогли. Проехали квартал и встали на очень крутом подъеме, вне зоны досягаемости парковщика (если он где то и был). У парка два входа (это я поняла уже позже). Один со стороны фуникулера, куда мы и подъехали. Второй вход, центральный, с противоположной стороны. Чтобы проехать на фуникулере, надо купить карточку за 2 лари, 64 руб. (хватит одной на всех). Плюс билет до парка стоит 2 лари (в ночное время 3 лари, 96 руб.). У фуникулера есть промежуточная станция. До нее билет стоит 1 лари (32 руб.). Вход в сам парк бесплатный. Стоимость аттракционов от 2 до 5 лари (от 64 до 160 руб.) Расплачиваются на аттракционах карточкой, той самой, что купили для фуникулера. Поэтому, сразу не забудьте положить деньги на карточку. Кассы только у входа (и внизу у фуникулера и вверху). Как мы поняли, деньги с карты не возвращаются. Карту сдать нельзя, в отличие от транспортной.

Центральный вход в парк.

Туалеты.

Дети были в восторге. Только вот Максима не везде пускали. Хотели прокатить его на машинках на автодроме. Обычный, есть во всех парках. Автодромов в парке два: большой и маленький. На большой не пустили, мал. В маленьком сказали, что можно только одному. Даже с сестрой нельзя — она уже большая. Зато Максим с удовольствием посидел за паровозиком, машинкой и вертолетом. Еще не понял, что их надо включать.

Есть в парке картинг, дом страха, скалодром, американские горки, колесо обозрения, осьминог. Запомнился аттракцион, где с крутой горки на лодке спуск в воду. Желающих прокатиться было мало, зато желающих посмотреть на «большой плюх» оказалось очень много. Вид с колеса обозрения меня не впечатлил. Я хотела увидеть старую часть города, а её видно не было. Колесо большое. Кабинки закрытые, с кондиционером. Дуло из него довольно сильно. После всех аттракционов поели у фонтана мороженое.

Первое в жизни мороженое у сына.

Первый наш день в Тбилиси был очень жарким — 37°С. Зато на следующее утро пошел дождь, и температура была чуть больше 20°С. Так гораздо комфортнее гулять по городу. Вооружившись зонтом и дождевиками, отправились в путь. Для начала решили прогуляться по старому Тбилиси между улицей Kote Afkhazi (она же ул. Константина Леселидзе) и Курой.

Пешеходные улочки Jan Shardeni и Rkinis Rigi плотно утыканы кафе. Очень похоже на Европу. Цены тоже вполне европейские. Раза в три дороже. Плутав по маленьким улочкам, разглядывали тбилисские балконы. До чего же хороши. И старые, и новые. Вышел хозяин, пообщались. Он рассказал историю дома, кто в нём жил … Вообще, в Закавказье чтут историю, помнят свой род.

Нагулявшись по старому городу, решили пообедать в ресторане Maspindzheli, о котором писала выше. Пришли, а там все занято. Стоят пустые столики, но они забронированы. Пришлось искать другое место. Пообедали в кафе Our Tower у самых серных бань. Тоже неплохо. Обед вышел немного дороже, около 45 лари (1440 руб.).

После обеда по мосту Мира перешли на другой берег Куры. Недолго прогулялись в паке Рике. По канатной дороге поднялись к крепости Нарикала.

Канатная дорога.

В центре все рядом.

Для проезда по канатной дороге купили транспортную карту за 2 лари (64 руб.) Не забудьте сохранить чек. Он и паспорт понадобятся, чтобы вернуть карту обратно. Билет на канатку стоит 1 лари (32 руб.) Виды, которые открываются с Сололакского хребта, мне очень понравились. Гораздо интереснее, чем колесо обозрения. Это мое мнение. По оборудованной дорожке спустились от крепости к реке. Повернули к серным баням.

Спуск от Нарикала.

Серные бани.

Каким-то чудом ноги привели нас к каньону с водопадом. Если захотите найти, то спросите в районе серных бань, где водопад. Вам подскажут. Ориентир — чуть повыше серных бань мечеть Дума (Jumah Mosque). Около неё речка. Вдоль речки надо подняться немного вверх. И вы не будете разочарованы.

Орбелиановская баня.

В каньоне.

Дождь стал усиливаться, сыну было пора спать. Только дошли до гестхауса, хлынул дождь. Пока Максим спал, мы отдыхали на крылечке. Каждый со своим гаджетом. А дождь все лил и лил. Вечерняя прогулка была готова сорваться из-за погоды. Но случилось чудо. Сын проснулся, и дождь перестал лить. Решили далеко не гулять, но ноги сами нас увели все дальше и дальше. По улице Лесидзе дошли к площади Свободы. Затем по проспекту Шота Руставели дошли до отеля Марриотт.

Становилось совсем темно. Пора было поворачивать обратно. Обогнув парк 9 апреля, повернули в сторону дома. На улице Бараташвили полюбовались скульптурами Старого фонарщика, Дворника (по мотивам картины Нико Пиросмани), Берикаоба (Ряженые). Нашли интересные башенные часы возле театра кукол на улице Shavteli.

Ряженые и башня в темноте получились не очень хорошо.

Гугл карта показывает, что прошли мы 4,6 км.

Carrefour

На следующее утро мы поехали в Уреки. По дороге решили заехать в магазин Carrefour, который находится на выезде из Тбилиси. Закупили там домой вино и соусы. Лимонад для утоления жажды на морском побережье и остальное по мелочи. В прошлом году в Батуми на рынке мы купили бутылки с ткемали и сацибели домашнего приготовления. С ткемали было все хорошо. Но сацибели устроил дома на кухне маленький бух. Забродил и при открытии разлетелся по кухне. Причем открывали мы его где-то через неделю после приезда. В этот раз домой решили соусы взять заводского изготовления.

Маленький совет, когда будете парковаться на подземной стоянке, то запомните цвет стен. Иначе машину придется искать долго.

Морские курорты Грузии

Почему мы выбрали именно Уреки. Ну, во-первых, из-за погоды. Прошлогодний опыт поездки показал нам, что в июне в Квариати и Батуми с большей вероятностью будут дожди. В Уреки и Кобулети погода должна быть лучше. Во-вторых, песок, да ещё и лечебный, магнитный. Во-третьих, мелкое море, что удобно для детей, да и прогревается оно быстрее. А поездка, я напомню, в июне. По моему мнению, идеального пляжного отдыха в Грузии нет. Каждое из мест имеет свои достоинства и недостатки.

Место Достоинства Недостатки Комментарии
Сарпи и Квариати - красивые пейзажи
- чистое море
- дайвинг-центр в Квариати
-  очень крупная галька
- глубина практически сразу (для кого-то это достоинство)
- дождливая погода в июне
- дорогое жилье
- отсутствие развлечений и мест для прогулок
Место красивое, в августе-июле самое то купаться
Гонио - есть дорожка вдоль моря
- чистое море
- очень крупная галька
- пейзаж уже не тот
- развлечений нет, разве что крепость
Его для отдыха я не рассматриваю
Батуми - большой город, значит много развлечений
- красивая набережная для прогулок, да и вообще, есть где погулять и на что посмотреть
- крупная галька
- не очень чистое море
- жилье, скорее всего, будет через дорогу
Если для отдыха нужна цивилизация, то это именно то место
Кобулети - это город, значит, развлечения присутствуют
- есть рынок
- мелкая галька, чем дальше от центра города, тем она мельче
- если вы поселились не на окраине, то до развлечений придется добираться, т.к. город тянется вдоль моря на 10 км
- смотреть там особо не на что
Это не деревня, но и город невелик. Для меня не рыба, не мясо. Для кого-то золотая середина.
Шекветили - песок
- чистое море, из-за малого количества туристов
- сосны
- место глуховатое Сюда хорошо ездить купаться
Уреки - песок
- самое теплое море в Грузии
- мало развлечений
- нет пейзажа
- прогуляться практически негде
Для тех кому развлечения не так важны
Григолети - песок
- сосны
- мало туристов
- далеко от цивилизации

Это мое мнение. Такими я увидела морские курорты Грузии.

Наш отель в Уреки

Отель мы забронировали осенью на Букинге. Тогда вариантов было не очень много. Зимой, в феврале, я ещё раз просмотрела варианты. Но лучше не нашла, хотя отелей было уже много. Критерии для поиска были следующие: 2-комнатный номер нормальной площади, не слишком далеко от моря, разумная цена, холодильник, кондиционер, сетка на окнах, парковка, wi-fi. Выбрали отель Ritsa 100 лари (3200 руб.) за ночь https://www.booking.com/hotel/ge/gostinitsa-ritsa.ru.html. Бонусом данного отеля было наличие летней кухни. Отель расположен на третьей линии, пешком 10 минут до моря. Дорога грунтовка, с коляской не везде удобно пройти.

Отель Ritsa.

В конце улочки наш отель.

Улочка, на которой стоит отель, тупиковая. Выложена тротуарной плиткой. Вечером по ней дети катаются на роликах и велосипедах. Хозяева отеля Тангули и Шато беженцы из Абхазии. Отель они назвали в память о том месте, где жили: озеро и река Ritsa. В отеле 19 номеров. Когда мы приехали (17 июня) был занят только один номер, кроме нашего. Когда уезжали (26 июня) было занято 4 номера, кроме нашего. Вода в отеле из скважины. Для питья мы покупали бутилированную воду. Газ обещают провести в Уреки не раньше 2018 года, пока стоят баллоны.

На первом этаже в отеле есть кухня и ресторан. По утрам, в виде исключения, мне разрешили варить там кашу. Готовит на кухне невестка хозяев, Ирина. Еду надо заказывать заранее: для завтрака — накануне вечером, для обеда — утром. В день приезда мы попросили накормить нас. В наличии был «соус» — мясо с картошкой. Мы поели, но качество мяса нам не понравилось — с кусками сала. Потом попросили на обед приготовить тарелку супа для сына. Ирина извинилась и сказала, что заказов больше нет, готовить одну тарелку невыгодно. Больше мы не пытались там что-то заказать. Кушали в кафе отеля Villa Ureki, которое находится в двух минутах ходьбы. В меню там были и супчики, и блюда грузинской кухни. По многочисленным просьбам посетителей блюда в кафе не острые и недосоленные. Очень много в Уреки отдыхает детей. Пробовала брать сыну котлеты. Он их очень любит. Но грузинские котлеты и в Тбилиси, и в Уреки пришлись ему не по вкусу. «Твердые», — сказал сын. Сделаны они из чистого мяса, крупно порубленного. Поэтому и «твердые».

Летняя кухня в отеле находится в полном распоряжении гостей. Увидев мангал, муж воодушевился — съездил на рынок в Поти. Купил уголь для мангала и мясо, ну и остального помаленьку: овощи, фрукты, специи. Большую часть обедов и ужинов мы проводили на летней кухне. В кафе я водила детей есть супчик.

Летняя кухня.

Мангал, посуда и водопровод на летней кухне.

Номер достаточно большой: 33 кв. м, две комнаты и санузел. Выход на балкон из обеих комнат. Кондиционер только в одной комнате. Включали мы его только в конце заезда. В санузле душ без бортика, т. е. просто дырка в полу. Это частая практика в Уреки — экономия места. В результате слякоть по всей ванной комнате. Но лежала половая тряпочка, которая позволяла частично с этим бороться. С уборкой, как и везде, где мы были в Грузии, беда. Только по просьбе. Не попросите, не уберут. Зато в номере было три тряпочки для уборки: половая, для пыли и губка для посуды. Причем уборку в номере делала Ирина, невестка. Она похоже там за Золушку.

Наш номер.

Завтрак в номере.

Детских кроваток в отеле нет. В Грузии это большая редкость. Сына мы укладывали спать, обложив с краю подушками. Кроме кроватей из мебели был стол, одна тумбочка и «шкаф» для одежды. В кавычках, т. к. он был открытый, с крючками, без вешалок. Я не знала, как развесить одежду. Зато веревочек для сушки белья на балконе было предостаточно. Прищепки тоже были. Одна стирка в машине стоила 3 лари (96 руб.) Мы не пользовались, стирала бельё в детском надувном бассейне. Вид из окна номера — пустой участок, болото. По ночам ОЧЕНЬ громко квакали лягушки. В одно утро на болото приехал трактор, счастью моего сына не было предела. Этот участок земли принадлежит хозяевам нашего отеля. На нем они планируют построить современные коттеджи на одну семью, со всеми удобствами и местом для машины.

Прямой вид из окна номера.

Боковой вид с балкона номера, вдалеке видно летнюю кухню.
С другой боковой стороны — серая стена соседнего отеля, её видно на фото с завтраком.

В общем, отелем, несмотря на некоторые недостатки, мы остались довольны. Если поедем в Уреки ещё раз, то скорее всего выберем его. А может и другой, для разнообразия.

Уреки

Уреки — это поселок городского типа в Аджарии. Расположен в 60 км от Батуми и 10 км от Поти. Сам курорт расположен в двух километрах от трассы. Курорт Уреки — это поселок отелей, который живет только летом. Хозяева отелей тоже приезжают только на лето. Дома местных жителей расположены ближе к трассе. Есть здесь ж/д станция, она расположена недалеко от трассы. Т. е. от станции до отеля с чемоданами не дойти. В этом году в июне в Уреки положили новый асфальт. Но только на главной улице, это около 5 км. Все остальные улочки — грунтовка. Тротуаров в поселке нет. Центр поселка — это поворот главной улицы. Здесь расположен один из двух центральных выходов к морю. Около него всегда дежурит наряд полиции. Есть небольшой парк. В сезон (после 15 июня до 15 сентября) здесь работают аттракционы для детей. На повороте расположено несколько ресторанов. По вечерам громко играет музыка. Еще здесь есть самый большой в поселке продуктовый магазин. Цены в нем чуть ниже, чем в маленьких магазинчиках, расположенных по поселку. Около магазина стоят машины, предлагающие различные экскурсии. Если будете брать, то поинтересуйтесь, работает ли кондиционер в машине. Нам рассказали про экскурсию на мерседесе в 40-градусную жару с открытыми форточками. Когда у водителя попросили включить кондиционер, то он сказал, что не знает где тот включается, да и вообще, кондиционер скорее всего не заряжен фреоном.

Не доезжая до поворота, налево есть мини-рынок — четыре палатки с овощами и фруктами. Там же продают куриц, живых, на еду. Муж хотел их купить, не сложилось.

Центральный вход на пляж.

Парк с аттракционами.

Магазин в центре, на повороте главной улицы.

Главная улица Уреки.

Центральная улица после поворота налево идет вдоль моря. На ней и посажены те знаменитые сосны. Большинство отелей расположено именно здесь. Чем дальше от поворота, тем больше попадается пустых участков. Второй центральный выход на пляж находится примерно в километре от первого, после санатория Колхида. Все остальные выходы — это необустроенные песчаные тропинки. Некоторые проходят через заброшенные участки. Вообще, в Грузии довольно часто попадаются заброшенные здания, как правило, это наследие советского прошлого.

Заброшенная гостиница.

Заброшенный участок.

Т. к. кроме отелей в Уреки ничего нет, немного пройдусь по запомнившимся. На самом деле отелей гораздо больше. В скобках буду указывать рейтинг на Букинг и стоимость двухместного номера за одну ночь в августе. Сначала в лари, затем в рублях по курсу 1 к 32. Буквы п/п обозначают полный пансион.

Отели с прямым выходом на пляж. Из тех, что запомнились, это отель Argo (7,7 — 230 - 7360). Расположен в самом центре у поворота. Здание отеля напоминает корабль. У отеля есть кафе и из него прямой выход к морю, устланный зеленой дорожкой. Балконы номеров отеля выходят на сторону моря. Другой отель с прямым выходом на пляж — это санаторий Колхида (7,1 — 350 п/п — 11200 ). Огромная территория. В отеле можно заказать спа-процедуры и песочные ванны.

Отель Argo.

Санаторий Колхида.

Отели первой линии без прямого выхода на пляж. Т. е., выйдя из отеля, надо будет пройтись по песчаной тропинке мимо небольших домиков. Это отели Альбатрос (9,2 -870 за трехместный номер с п/п - 27840), Exotica (8,9 — 210 п/п — 6720), GNS (новый — 250 с завтраком — 8000). Территории отелей Альбатрос и Экзотика не очень большие, но симпатичные. Эти два отеля находятся немного в стороне от главной улицы, на маленьком переулке, ведущем к морю. У Альбатроса просто космические цены. Заинтересовало, почитала отзывы. Отель хвалят за очень вкусное питание, хорошую уборку и отзывчивый персонал. Так вот сколько надо платить в Грузии, чтобы в номере убирались ежедневно. Отель GNS запомнила благодаря европейскому виду, расположен прямо на главной улице.

Отель Альбатрос.

Отель Экзотика.

Тропинка к морю от отеля Альбатрос и Экзотика.

Отель GNS.

Отели второй линии, т. е. они расположены за дорогой. По моему мнению, данное расположение сильно не отличается от отелей первой линии без прямого выхода на пляж. Перейти дорогу — это 1 минута и все. Отель National (8,4 — 145 — 4640) расположен в 200 метрах от поворота. Запомнился своим рестораном и интересным менеджером. Затем, через 100 м отель Chito-Gvrito (9,5 — 150 за трехместный номер 4800). Я удивлена! За счет чего такой хороший рейтинг? Мы были в этом отеле в прошлом году. Брали на месте за 40 лари = 40 *25руб. = 1000 руб. (первые гости в сезоне). Крохотный неуютный трехместный номер. Балкончик только покурить стоя. Я категорически не хотела в этот отель второй раз. Какие разные мнения у людей. Рядом с Chito-Gvrito расположен отель Ureki (8,5 — 149 — 4768). При бронировании рассматривали данный отель, т. к. по цене и качеству он совпадал c выбранным нами отелем Ritsa. Оказались от него по субъективной причине. В прошлом году муж покупал у хозяина отеля домашнее вино. На вкус оно оказалось просто гадость.

Отель Чито-Гвирто (птичка-невеличка).

Отель Уреки.

Отели третьей линии, расположены в два раза дальше от моря, чем отели второй линии. Т. е. идти до моря 10 минут по грунтовой дороге. Расскажу про отели, которые находились рядом с нашим. Отель Prima на Букинге я не нашла. Хозяйка этого отеля выиграла грант. Теперь со всей Грузии сюда едут инвалиды-колясочники. Как я поняла, для них здесь созданы специальные условия. Апартаменты Ureki (без рейтинга — 280 за 5-местные апартаменты — 8960) позиционируют себя как пляжный отель с видом на море. Море, наверно, видно, если залезть на крышу апартаментов. Площадь апартаментов хорошая — 60 кв. м, кухня и все такое. Но территория крошечная, около дороги и на виду прохожих. Чуть в стороне находится Holiday Home (7 — 750 за 6-местные апартаменты — 24000). Это тоже апартаменты, но в дереве. Муж издалека заприметил эти домики. Зашли посмотреть. Маленькая общая территория. Приятный запах дерева. Отдельные домики кухня-прихожая, санузел и две крохотные комнатки. Техника на кухне не дешевая. Обеденный стол, плита, раковина, большой холодильник, кондиционер один на весь домик. Спросили про стиральную машину. Сказали, есть одна на всех. Рядом, стена к стене с апартаментами Ureki находится вилла Ureki (9,1 — 81 — 2592). Рейтинг хороший. Именно здесь мы обедали. В одну линию с расположены отели Imeri (8,5 — 100 — 3200), Red Hotel Georgia (8,5 — 70 — 2240) и Ritsa (8,2 — 120 за трехместный номер — 3840). Территории у отелей Imeri и Red крошечные.

Пляж в Уреки очень широкий. Вдоль пляжа есть пешеходная дорожка, которая неожиданно заканчивается через 500 метров у санатория Колхида. Мы ходили на пляж через заброшенный участок, примерно напротив отеля Националь. Этот проход был оборудован деревянным настилом для инвалидов-колясочников. Мы им тоже пользовались, т. к. тащить коляску по песку очень неудобно.

Пляж, вид с дорожки.

Деревянный настил к пляжу.

Дорожка вдоль пляжа.

Купаемся.

Кабинок для переодевания и душа на пляже не было. Туалет был один, ближе к центральному входу, платный. На пляже можно было взять в аренду зонтик и шезлонг. В небольшом количестве по пляжу ходили продавцы еды и сувениров. Из пляжных развлечений было катание на «банане» и шар на воде. На пляже, у самой воды было тесновато. Но чуть подальше все свободно. Черный песок на солнце сильно нагревается, босиком не походишь. В первые два дня нашего пребывания море было не очень теплое из-за дождей накануне. К концу отдыха вода полностью прогрелась.

Человек-праздник.

Водные развлечения.

Песок магнитный, куличики не получаются. Песок прилипает к формочкам. В результате рыли песок экскаватором, перевозили на грузовике. Варили в ведерке из песка кашу и тортик. Ну и, конечно, дружно зарывались все в песок.

Имерети

Имерети — это регион Грузии, центр которого Кутаиси. В один из дней пребывания в Уреки мы решили посвятить данному региону. Для посещения наметили пещеру Прометея и каньон Окаце.

Пещера Прометея (Кумистави) находится в 100 км от Уреки. Нашли эту пещеру в 1983 году. Для посетителей пещеру открыли в 2011 году. Данное название предложил Михаил Саакашвили. Время работы с 10:00 до 17:00. В сезон до 18:00. Понедельник выходной. Билет в пещеру стоит 7 лари (224 руб.) Школьникам и студентам 3,5 лари (112 руб.) За отдельную плату — 10 лари (320 руб.) можно, в конце экскурсии, прокатиться на лодке по пещере. Детям до 6 лет вход в пещеру запрещен. Можно, но под ответственность родителей. Пол в пещере мокрый, скользкий. Длина маршрута 1 км 400 м. Для маленького ребенка темп прохождения быстрый, для взрослого — спокойный. Пещеру можно посетить только с организованной экскурсией. Экскурсии проводят на разных языках, в том числе на русском. Четкого расписания нет, проводят по мере накопления туристов. Экскурсию на русском языке мы ждали 20 мин. В пещеру ходила я и дочь. Макса туда не повели - сказали, что будет сыро и скользко. Мальчики остались наверху погреться на солнышке и заодно пообедать. А мы — девочки, отправились в недра земли наслаждаться прохладой. Фотографировать в пещере можно, но без вспышки.

В пещере нам с дочерью понравилось. Впечатляет, особенно спуск с верхней точки пещеры в самый большой зал. В этом зале экскурсовод показывает сталагмиты и говорит: «Вот этот похож на бегемотика, а этот на птицу. А вот этот на голову Ленина» :) Пригляделась, и вправду похоже, если напрячь воображение.

После пещеры поехали до каньона Окаце — трёхкилометровый каньон глубиной около 50 метров. До середины каньона сейчас проложена подвесная металлическая дорога. В Зеда-Горди находится визит-центр. Он расположен прямо на основной трассе, рядом с парком Дадиани. http://batumilife.ru/canyon-okatse-georgia

Приехали, зашли в визит-центр. А там говорят, что до 10 лет вход запрещен совсем. Даже в рюкзаке-переноске нельзя. То есть Максу опять нельзя. Разделяться, в этот раз, мы не захотели. Спросили, что можно посмотреть недалеко. Работник визит-центра сказал, что Мартвильский каньон закрыт на ремонт до середины июля, да и далековато до него. В пяти км вверх есть водопад Кинчха. Вход свободный. Решили ехать туда.

Незаметная калитка — путь на водопад.

Пять километров проехали на машине. А дальше пешком 2 км в гору или на мицубиси делика за 30 лари (960 руб.). На нашей машине не проехать. Очень крутой подъем по гравию по серпантину. Последние два километра к водопаду, похоже, в скором времени заасфальтируют. Пошли пешком. Максим ехал на плечах у папы. С непривычки тяжело. Но дошли. Навстречу попадались редкие группы туристов. В конце подъема незаметная калитка. За калиткой продают напитки и чупа-чупсы, с мизерной наценкой, как нам показалось. Порадовали детей конфетами. Вода у нас было с собой.

По дороге к водопадам.

Водопад уже близко, слышен его шум.

Затем 100 метров спустились вниз по тропинке. И получили вознаграждение — потрясающие виды.

Остальные туристы разошлись. Мы бродили одни, наслаждаясь красотами природы. Эх, там бы разбить пикник. Место располагает посидеть, послушать шум водопадов. Релакс, после тяжелого подъема.

Приключения начинаются

День первый.

В последние из дней отдыха мы решили съездить в парк развлечений «Цицинатела» (Светлячок). Находится он в 10 км по трассе в сторону Кобулети. Работать начинает с 19:00. Пока сын спал, мы стали собираться. И тут Полина говорит: «Что-то мне нехорошо. Сейчас стошнит». И началось. После пятого раза дала ей таблетку противорвотного. Через 10 минут все обратно. Муж повез её к врачу в медпункт, который находится как раз рядом с парком развлечений. Я с Максимом осталась в отеле. Приехали через два часа. Дочь сказала, что ей лучше и уснула. Муж рассказал следующее. В медпункте обычно педиатра не бывает, и детей не принимают, а отправляют в больницу в Кобулети. Но нам повезло, педиатр был. Дочь приняли, осмотрели, поставили капельницу. И самое удивительное — не взяли ни лари. В процессе ожидания процедуры муж говорил с медсестрой. Она предложила в частном порядке приехать на следующий день к нам в отель и поставить ещё одну капельницу. Так и сделали. За эти услуги заплатили 50 лари (1600 руб.).

День второй.

На второй день болезни дочери, пока дети спали, я сидела в интернете. Вдруг читаю новости: «В результате обильных осадков накануне река Терек изменила свое русло, селевые потоки хлынули на автомобильную дорогу у подножья ущелья. В опасной зоне, на 134-135 км дороги Мцхета — Мтианети — Ларс, запрещено движение всех видов автотранспорта. По предварительным оценкам, на восстановление участка дороги Мцхета — Мтианети — Ларс понадобится, по меньшей мере, две-три недели». Ну все, попали. До отъезда из отеля двое суток. Начинаем активные поиски возможных способов выезда.

1. Самый очевидный — через Азербайджан. Это + 1000 км по жаре, две таможни с полной выгрузкой вещей из машины на сканер, а у нас не совсем здоровый экипаж.
  2. Есть паром Трабзон — Сочи. Нахожу информацию за 2014 год: «Из Трабзона в Сочи за авто с водителем плюс три пассажира отдал 800 баксов. Жили в каюте. Плыть всю ночь, а дальше начался цирк на сочинской таможне с погранцами. Даже мыли колеса спецраствором. Все заняло около трех часов с момента швартовки». Информация за 2015 год: «Время в пути — около 12 ч. Посадка начинается за 1 час до отправления. Билеты приобретаются заранее в кассе. День отправления уточнять заранее. Место в каюте — 5000 руб.» Получается дорого, долго, утомительно и нет точной информации о расписании.
  3. Паром Ильичевск — Поти/Батуми (минимум 95 $ за человека + 300 $ за машину). Для граждан России не вариант, сами знаете почему.
  4. Паром Поти — Новороссийск. Нахожу сайт, отправляю письмо, чтобы заказать билеты. Мне отвечают: «порт Новороссийска не обрабатывает физ. лица в виду отсутствия пассажирского терминала»
  5. Ну и последний вариант — через Абхазию. Долго ищу информацию, ничего конкретного. Только через 10-ые руки: кого-то вроде бы в 2014 пропустили.

Муж предлагает доехать до границы с Абхазией и узнать что и как. Из соседнего отеля выехали туристы, сказав, что попробуют через Абхазию проехать. Вечером они позвонили хозяйке отеля. Сказали, что проехали… Естественно, разузнав, что смогут потом вернуться в Грузию. Причём не на нары и без штрафа, а в качестве туристов. Шота, хозяин нашего отеля, несмотря на то, что пострадал от абхазов во время конфликта, настоятельно рекомендовал ехать тем же путём. Что дорога через Азербайджан очень долгая, что «азербайджанская полиция живёт ещё в СССР и её не настигли реформы М. Саакашвили». Кстати, в интернете если и была информация про Азербайджан, то, в основном негативная. Надеюсь, что напишут отзывы туристы, выезжавшие через Азербайджан.

Мне все-таки страшновато. Поздно вечером становится плохо мне. Заразилась от дочери — поцеловала в щеку.

Третий день.

Дочери уже лучше, просит кушать. Я отлеживаюсь, изучаю маршрут через Азербайджан, потихоньку собираю чемоданы — завтра день отъезда. Ближе к вечеру находим информацию, что через Абхазию пропускают и без последствий. Принимаем решение все-таки доехать до границы с Абхазией и узнать все на месте. Если не пускают, то развернемся и поедем через Азербайджан.

Вечером третьего дня стало плохо сыну. Недолго думая, поехали к врачу. В медпункте, где лечили дочь, педиатра не было. Поехали дальше в больницу в Кобулети. Она находится в центре около ж/д вокзала. Сына сразу приняли, поставили капельницу, первую в жизни. Вел себя он хорошо. Врач, немолодой грузин, говорил по-русски с большим акцентом. Я с трудом разбирала слова. Зато рецепт о дальнейшем лечении написал очень разборчиво и чисто. О том, что за медуслуги надо будет платить, нас сразу предупредили. Взяли 60 лари (1920 руб.), выдали чек. Ночь прошла более-менее спокойно.

Четвертый день.

Проснулись не рано. Пока сын спал, позавтракали, погрузили вещи в машину. Выехали примерно в 11 часов. Максиму было лучше, просто слабость. Тихонько лежал в кресле и периодически просил попить водички.

По дороге домой

Начнем отсчет сначала. День первый.

К границе подъехали в 12:30. Навигатор повёл в объезд Зугдиди. Немного поплутали, выехали на объездную. Вернее, она была когда-то объездной, а сейчас представляла собой смесь грунтовки и бетонки. Из-за конфликта абхазов с грузинами стала не нужна и потихоньку пришла в упадок. Со стороны Грузии границы как таковой нет. Дорога, впереди мост через Ингури. Слева виднелись остатки разрушенного железнодорожного моста. На дороге лежит пара бетонных блоков, шлагбаум, налево будка с надписью «Полиция», направо на обочине стихийная парковка. Машин припарковано с десяток, российских номеров не видно. Удивило наличие машин с абхазскими номерами. Вокруг ходят местные. Стоит лошадь с синей кибиткой. Колючей проволоки, военных с автоматами нет, лишь немного поодаль стоят помещения с легким намёком на военный городок. Паркуемся. Муж уходит к будке, я смотрю. В процессе разговора собеседник кивает мужу. Думаю, неужели пускают? Муж возвращается и говорит, что все хорошо. Нас пропустят, а паспорта отсканируют в базу данных. Потом проблем с поездкой в Грузию не будет. Но пропускают только на время закрытия Верхнего Ларса. На подъезде к границе видели большие новые магазины. Решаем там закупиться, лари ещё остались.

Банки и магазины у границы Грузия — Абхазия.

Купили продукты, ещё вина и вернулись к будке. Перед нами в сторону моста уехала машина с российскими номерами. Отдали паспорта и техпаспорт тоже. Показали детей. Пока документы сканировали, мирно беседовали с людьми в будке. Один был в форме полицейского, второй в штатском. Сканировал паспорта и отвечал на наши вопросы второй. Он сказал, что дали распоряжение граждан России на время закрытия перехода пропускать. Сзади подъехала ещё одна машина. У полицейской будки мы пробыли минут 10. Сели в машину и поехали через мост. По мосту в ту и другую сторону проходили местные жители. Навстречу ехала лошадь с ярко-оранжевой кибиткой.

Сразу за мостом блокпост, колючая проволока, военные с автоматами. Рядом с дорогой, на возвышении, пулеметный дот. На стороне Абхазии граница была по полной программе. Сначала ждали очереди, сидя в машине. Нам провели дезинфекцию колес. Потом всем велели выйти из машины и встать в очередь под навесом для проверки документов. На улице полдень, жара. Все вокруг перегорожено сеткой, ходят военные с автоматами. Все серьезно. Ждали минут 20. Местные стояли рядом, в отдельную очередь. Потом подошли к окошку, отдали документы. Здесь навеса не было. Документы проверяли долго. Сын стал капризничать — жарко. Я попросила разрешение уйти назад, под навес. Разрешили. От жары спасал ветерок и навес. Минут через 15 меня с детьми пропустили, а муж остался показывать машину. Мы прошли вперед и остались ждать под навесом около каких-то будок. Здесь ветерка уже не было. Сын опять стал капризничать. Мне с детьми предложили зайти в будку, там работал кондиционер. Мы присели на диванчик. Сыну дали кусок лаваша. Тут же подошел муж. Наши данные записали в какой-то журнал и попросили 100 руб. за дезинфекцию. Нас стали угощать хлебом, огурцами и вином. Хлебом мы угостились, а от вина отказались. Дезинфектор настойчиво предлагал мужу выпить вина, а на жену не обращать внимание. Муж поблагодарил, но отказался от такого угощения.

Отъехав от границы, мы припарковались в тенёчке и перекусили лавашем и грузинским йогуртом.

Абхазию мы проехали без остановок. Дорога вполне проезжабельна, но ближе к Грузии качество страдает. Попадались разрушенные дома и квартиры с выбитыми окнами в городах. Вдоль мостов и многих участков нашего пути по Абхазии очень много памятных досок с фотографиями абхазов, погибших в боях за независимость. Сколько грузин погибло в те годы — не могу знать, думаю, что не меньше.

Заброшенный дом в Абхазии.

Дом в Абхазии.

Проехали через Сухуми и Новый Афон. Пицунду и Гагры прошли по объездной.

Заброшенный ж/д мост в Сухуми.

Дом со следами обстрела в Сухуми.

К границе Абхазия — Россия подъехали в 18:00. Народу на границе много. И на машинах и пешим ходом. Абхазскую сторону прошли быстро, минут 15. Потом постояли в очереди машин на нейтральной территории около получаса, как всегда, наша таможня отличилась неторопливостью, как в Верхнем Ларсе. Российскую границу проходили отдельно пассажиры и водитель. Полине при проверке документов стали задавать вопросы: «Что это за мальчик? Как его зовут? Сколько ему лет? Когда день рождения?» На дне рождения она споткнулась, но вспомнила. Меня спросили: «Как дети проходили границу в Абхазию?» Я переспросила: «В смысле?» «Вместе с Вами?» «Да» Что это было, я не поняла. На все ушло около часа, т. е. в Сочи мы заехали в 19:00.

Решили остановиться там и передохнуть пару дней. Полтора года назад у нас были планы ехать в Сочи, меня заинтересовала Нижнеимеретинская бухта. Туда и направились, благо она находится у самой границы. Сначала заехали в старую часть бухты — Совхоз Россия. Зашли в дом, на котором висело «Сдаются комнаты». Нам показали какие-то переходы-выходы и убогую комнату без окон за 400 руб. место. Мы отказались. Тогда нам предложили подобную комнату в этом же «курятнике», но с окном и кондиционером за 1800 руб. Нас не устроила эргономика предлагаемых помещений, и мы поехали искать дальше. Решили попробовать в новой части. Там хотя бы дома новые. Обошли где-то с десяток. Никто на такой короткий срок сдавать не соглашался. Минимум пять дней. А при слое wi-fi, делали такое лицо, словно мы спрашивали о чём-то неприличном. Решили отъехать подальше от моря. Тут муж говорит, что ему становится плохо. Тошнота подкатывает. Я вспоминаю, что в машине между нами я положила недоеденный сыном кусок хлеба. Спрашиваю мужа: «Где хлеб, который тут лежал?» — «Съел». Понятно, и муж заразился.

На навигаторе была только старая карта России четырехлетней давности. Новых сочинских дорог на ней нет. Поехали по указателям. Едем по дороге, а рядом дома, а проезда к ним нет. Да еще стена звукоизоляционная. Кое-как нашли отворот. Но и там безуспешно. А мужу становится все хуже. Тогда поехали вдоль трассы в надежде увидеть что-нибудь с дороги. На подходе к одному из тоннелей была парковка, муж остановился и говорит: «Все, плохо мне». Бросил машину и ушел в заросли. Машину я перепарковала получше и осталась ждать. Возвращается, я спрашиваю: «Может, мне за руль сесть?» А сама боюсь, водитель из меня плохой. «Мне полегчало, до следующего приступа есть запас времени», — ответил он. Поехали дальше.

Через какое-то время вдруг видим большую надпись «Мотель Азия». За день — 329 км. Все, едем туда. С трудом находим место проезда. Мужу опять становится плохо. Он кое-как разворачивается, перекрыв обе полосы, паркуется и выбегает из машины... До мотеля осталось две минуты. Все-таки доехали. Времени уже почти 21:00, на улице +30. Это был подарок судьбы. Мне показалось, что это лучший мотель в нашей жизни. Новый, чистый, с удобствами и с кондиционером (в тот момент это было очень актуально). Там было все: большой телевизор, wi-fi, холодильник, чайник, посуда для чая и даже микроволновка. Первый раз вижу данную технику в мотеле (отеле). А какое было постельное бельё! Белоснежное, хлопковое. Просто сказка.

День второй.

На следующее утро встали не рано, не спеша попили чай и после 10 часов двинулись в путь — на серпантины. Ехали не так быстро, но в пробках не стояли. А на встречке, на выезде из Сочи, пробка была. Это, похоже, те, кто решил с утречка проехать серпантин. Мне кажется, многие пытаются проехать данный участок рано утром. А вы попробуйте днем — у нас получилось. На обед остановились в селе Агой, симпатичное кафе, качество еды хорошее, цены приемлемые.

Обедаем.

Скоро Джугба, а искупаться все же хочется. После лагеря Орленок стали высматривать места, где трасса идет рядом с пляжем. Остановились. Как дикари перелезли через ограждение дороги и через калитку спустились на пляж. Утрамбованный песок, какой-то ручеёк и море мелкое-мелкое. Бонами огорожен лягушатник. Волн совсем нет. Водичка такая приятная — слоями, то теплая, то прохладная. Дно видно, рыбки плавают. Покупались с удовольствием. И дальше — на М-4.

В этот день мы доехали до станицы Павловская. Проехали всего 420 км. На М-4 постояли два раза в пробках. На первую мы потратили около часа. Причина — сужение дороги около поста ДПС под Краснодаром. Четыре полосы сливаются в одну. На вторую пробку мы потратили около получаса. Причину не поняли. Просто начали ехать быстрее и быстрее, пробка рассосалась. Ночевали в придорожном мотеле с оригинальным названием М-4. Долго не выбирали. Какой попался на пути, туда и поехали. Кстати, находится мотель на другой стороне трассы. Но мы удачно нашли разворот. Когда-то он был новый, сейчас не очень. Но в принципе все есть — удобства, кондиционер, чайник. Холодильник, правда, был на этаже. Но это не принципиально. Никто наш грузинский йогурт не выпил. Заплатили мы за трехместный номер 2300 руб.

Охрана у мотеля М-4.

День третий.

Четкого дальнейшего маршрута у нас не было — сначала по М-4, а потом где-то надо сворачивать направо к Волге. Вариантов масса. Но мы особо не подготовились. В голове нарисовались примерно такие:

1. М-4 — Тихорецк — Сальск — Котельниково — Волгоград;
  2. М-4 — Богучар — Борисоглебск — Пенза — Саранск — Чебоксары;
  3. М-4 — Воронеж — Тамбов — Пенза — Саранск — Чебоксары.

Первый вариант отмели сразу, т. к. не хотели ехать через Волгоград и ремонт под Сызранью. Между вторым и третьим вариантом метались долго. Пока ехали по М-4, я трижды перепрокладывала маршрут. Выбрали второй — муж захотел пораньше свернуть с М-4. Очень надоело слушать, как заливается радар-детектор. Пел без умолку. Свернули и сразу в Богучар, обедать. На Maps.my нашли обозначенное кафе и туда. Кафе оказалось рестораном. Не решились туда заходить — по дресс-коду не пройдем «шорты и памперсы». Спросили у местных. Нам показали рядом кафе «Надежда». Зал приличный, еда нормальная, туалет явно помнит времена СССР.

Дальнейший маршрут пролегал по районным дорогам Воронежской области. Если кому интересно, Богучар — Калач — Новохоперск — Борисоглебск (по объездной). В общем и целом, дорога понравилась — машин мало, скорость держать можно, но потряхивает. Лучшего мы и не ждали.

Дальнейший маршрут на Пензу мы выбрали через Саратовскую область: Борисоглебск — Балашов — Ртищево — Сердобск — Пенза. Почему, не помню. История умалчивает. Это было ошибкой. Районных дорог в Саратовской области нет, только направление. Как сказали местные, «такие дороги у них всегда». Участка дороги Балашов — Ртищево — Пензенская обл. нет. Это 120 км бездорожья. Причем машин попадалось немало. И навстречу, и обгоняли нас. Даже фуры были! Они-то там что делали?

После Ртищево произошел забавный случай. «Ползём» по кочкам, уже смеркается. Вдруг видим, навигатор показывает, что мы движемся по полю, а дорога проходит справа, метрах в пятидесяти. Смотрим направо, а там за лесополосой видны огни движущейся фуры. Мы остановились. Сзади нас «догоняет» машина. Муж пошел спрашивать. Возвращается, смеётся и рассказывает:
— Спрашиваю у водителя: «Где дорога на Пензу?» «Ты на ней и находишься!» «А фура, что там делает?» «По лесопосадкам едет. Да ты не бойся, я тоже на Пензу еду».

Пока он рассказывал, машина «обогнала» нас и свернула в поля. Ну и мы за ней. Около километра ехали по полям. Вот оно, сердце России. Или какой другой орган. Дорога появилась вместе с указателем «Пензенская область». Если смотреть Яндекс-карту, то она предлагает ещё один вариант маршрута Борисоглебск — Уварово —Кирсанов — Каменка — Пенза. Может, кто знает, а там как дороги?

Уже в темноте мы доехали до Сердобска. Нашли мотель. На парковке машин нет, в мотеле тоже тишина. Выходит женщина. Спрашиваем, есть ли 3-местные номера и сколько стоит. Та начинает мяться: «Да есть, но забронировано. А вам надолго?» «Да нам только переночевать». «Три двести». «Да, Вы что, это не реальная цена!» «У нас отличные условия. Но если хотите подешевле, то можно 900 руб. койко-место». «Это 2700, нет спасибо, в Сочи и то дешевле.» Я до сих пор в задумчивости — что такое койко-место? Это кровать в комнате на 10 чел., где мужчины и женщины вперемежку? Уточнять этот момент не стали. Поехали до Пензы. Это ещё 100 км. Приехали к 11 вечера, быстро нашли мотель и спать. Проехали за день 1100 км. Для нас это много.

День четвертый, последний.

Встали утром пораньше, попили чай и в путь. Около девяти остановились позавтракать.

Одной — порция сгущенки (молока не было, кашу варила на сгущенке)…

… другому — порция маминых обнимашек.

От Пензы до Саранска дорога была отличная. От Саранска до Чебоксар не очень. Нередко попадались ямы. Были и очень плохие участки, но совсем небольшие. Ехали Саранск — Атяшево — Ардатов —Порецкое — Шумерля — Чебоксары. На обед остановились в столовой мотеля М-7, на объездной Чебоксар. Дальше ехали той же дорогой, что и на море. Чем ближе к дому, что ниже опускалась температура. На заправке в родных краях обратила внимание, что люди ходят в джинсах и куртках. А мы сидим в шортах и майках. В машине ещё сохранилось южное тепло. Домой приехали в 10 вечера. За день проехали 900 км.

Немного статистики

Обмен валюты

Приведу табличку, по какому курсу мы меняли деньги. Сосчитав суммы, какие мы меняли, средний курс у меня получился 32 руб.

курс на 1000 руб. давали

питание — 22900

ИТОГО — 103000

Эпилог

В Грузии стране очень много мест, которые стоит посетить. Готовясь к поездке, я насобирала маршрутов на 44 листа с картами и фотографиями. Все мы, конечно же, не посетили. Так что можно ехать ещё. Да и в Азербайджане тоже хочется побывать, но подготовившись к поездке.

классно съездили.
молодцы.
здоровья родителям и детям!
О спорт, ты мир (жизнь) !!!

Красивые места.

Хороший отчет. Но! Как можно ехать за границу, да еще и с маленькими детьми, и не купить медицинскую страховку? У меня в голове такая "экономия" не укладывается.
Уважаемый автор, лично Вам понравился такой отдых? Хотели бы повторить?

Два дня назад приехал с Тбилиси,много знакомых мест)). Но я проклял тот день когда проходил Российскую границу в сторону Грузий,стоял 9часов,другие говорили что мне еще повезло. За отчёт 5,очень всё подробно!

C таблицами интересно получилось... математически, а остальное описание в женском стиле: водичка, кашка и пр. Кстати, вы с предыдущим отчётом сравнялись по упоминанию слова КАША...)))) И ещё автора прошлого отчёта просто "затоптали", что он с детьми в Азию двинул, интересно как с Вами поступят советчики..)) Отчёт прочитал с интересом..
Урай
Здравствуйте, вы из Грузии выезжали через Абхазию, а штамп в паспорте о выезде из Грузии вам поставили?

Элефант24:
C таблицами интересно получилось... математически
Эх, опередил меня с каментами только собрался написать что - то подобное), точнее спросить уж не математику ли автор в школе преподаёт, всё по полочкам.
Отчёт более чем подробный, прямо пособие в поездку по Грузии. Спасибо ТС, здоровья вашей семье и новых путешествий.

Интернет пишет, что в Сигнахи очень интересно. А вы практически ничего про Сигнахи не пишете. Почему ???

Штамп при выезде через Абхазию не ставят. Именно поэтому я поехала через Азербайджан. Надеюсь, авторов отчета не будет проблем при повторном въезде в Грузию, потому что только на словах говорили, что проблем не будет. а вот МИД Грузии официального подтверждения данной информации не дал.
Всегда берите с собой энторосфурил (как-то так), это первое средство от ротовируса - быстро помогает.
А отчет очень обстоятельный и поможет тем, кто едет таким маршрутом впервые. Спасибо!

Да, прекрасное пособие для поездки. Все по полочкам разложено. :) Впечатлений и фотографий хотелось бы побольше, но за полезные сведения - большое спасибо!

Надо же, может, и правда можно было через Абхазию выбраться? = И тогда зря я через Азербайджан обратно ехал... а с другой стороны, все же риск нарваться на проблемы в следующий раз, несмотря на все заверения. Ну, надеюсь, что у автора никаких проблем не будет, съездят своей замечательной семьей еще не раз.

Могадишо
Прикольно, я в Сентябре планирую рвануть, интересно сильно трафик на границе падает в сентябре, и как погода в Батуми в это время.

И я возвращался через Азербайджан. Просто лишних 1200 км пришлось проехать. Зато побывал в Дербенте и в Грозном. На границах проблем не было.

Достойный отчет! Читал пол-дня с удовольствием. Семейные путешествия самые значимые, без лишних понтов, я считаю. И этим безусловно стоит поделиться.

отличный отчёт
Все здорово! Подробно, по делу - выше всяких похвал!
А почему вы не связываете "болезнь" ребенка с эпидемиологическим состоянием курорта?
Состояние прибрежных вод Черного моря как на грузинском так и на российском побережье удручающее.
Полное отсутствие систем очистки и обработки сточных вод. Низкий санитарный контроль за рынком продуктов питания.
И вот что удивительно - знакомые вернулись с побережья Краснодарского края... Тотальный понос и рвота.
И у людей все хорошо. )))
Оптимисты. Только за оптимизм и розовые очки ставлю "ПЯТЬ" за отзыв.
Сам бы поехал по стране, непременно побывать в Тбилиси и окрестностях.
Но морские курорты... чур меня!

Красиво,интересно,молодцы
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

Зачем столько подробностей отравления?

Тем более, что практически всем побывавшим на побережье ЧМ они известны ))
Дядя Саня Оренбург
Жаль,что наши правители в грузию травиться не едут. Кризис видно для народа, где солидарность? рванули бы всей думой на жёлтых калинах да что там на калинах на х- реях к побережью с вулканическим песком , к морю ,встретили бы человека- праздник с шарами провели бы месяц летних каникул водя хоровод вокруг мужика по имени праздник, романтика! - Три в одном , понос ,температура и человек праздник.

Дядя Саня Оренбург:
Для этого надо принять на грудь, как ЕБН. Эти все спортсмены - дзюдо, шахматы и т.д.

Мелекесс
Спасибо а отчет.
странно почему в начале лета вы заболели, обычно этот недуг в августе проявляется у отдыхающих , когда народу тьма и вода не вода.
Мне тоже интересен ваш вопрос по поводу :
"Если смотреть Яндекс-карту, то она предлагает ещё один вариант маршрута Борисоглебск — Уварово —Кирсанов — Каменка — Пенза. Может, кто знает, а там как дороги?"
мы тоже через Ртищево катались и помним военную дорогу на протяжении минимум 100 км.
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

вот и результаты разделения грузинов и абхазов, в сухуме разруха
Маршрутик, пляжик, отельчик, хинкальки, кашка, поносик, табличка.

"Первый вариант отмели сразу, т. к. не хотели ехать через Волгоград и ремонт под Сызранью. Между вторым и третьим вариантом метались долго. Пока ехали по М-4, я трижды перепрокладывала маршрут. Выбрали второй — муж захотел пораньше свернуть с М-4."

Это было большой ошибкой! Нужно было выбирать третий вариант - наиболее оптимальный и менее наряженный. А в Саратовской области дорог еще с гражданской войны не строили. Участок между Балашовым и Ртищево проезжал сам не раз - отвратительнее места на Земле найти сложно. А в целом отчет хороший - читается легко. Сам неделю назад вернулся из Грузии - отдыхали с семьей (3 детей и я с женой) в палатке в Кобулети. Автору и ее семье удачи в будущих путешествиях!
Мой отзыв: Renault Espace 2007

Алания
с абхазией повезло! лучше бы этот ларс не отремонтировали и всегда через абхазию пускали)) когда выезжаеш из Батуми по карте до дома км 600, а через ларс 1200(((

Санкт-Петебрург
Это прямо действительно отчёт:) Много цифр, фактов, полезной информации.

Надеюсь у вас в будущем не будет проблем с пересечением границы с Грузией, а то кто знает всю эту бюрократическую и политическую трясину... И не болейте больше!
Мой отзыв: Renault Megane 2009

нормально, хорошая семейная поездка,
но как-то про саму Грузию скудно написано - подробностей и интересных нюансов маловато (второй раз - обычно замечаешь незамеченное ранее, а здесь этого нету),
зато про трассы, мотели, кафешки и т.д. - за глаза)
да, и вот если-бы как-то договорились, и открыли-бы Черноморское шоссе для проезда (хотя-бы для туристов) - думаю в плюсе были-бы и РФ, и Абхазия, и Грузия - поток туристов увеличился-бы в разы
maximusss555
Сызрань
Чудная поездка! Я был в прошлом году - масса впечатлений! В сентябре планирую опять. Один вопрос: на грузинской границе где деньги поменять? Сразу после паспортного контроля?
Вы трёхлетнего сына возите в коляске??? И соску даёте?

maximusss555:
Я доехал до Степацминды,поменял там,но говорят что курс лучше сразу после границы

Oleg Bon:
Полное отсутствие систем очистки и обработки сточных вод.
Все верно. А куда ехать, если дети просят море, а семейный бюджет не позволил что-то более цивилизованное.

dmitriydonskoiy46:
Если бы страховка могла уберечь ребенка от того что он заболеет, мы бы её несомненно купили. К сожалению, наш предыдущий опыт поездок показал, что страховка - это призрачная надежда, что лечение будет оплачено. При наличии страховки мы были вынуждены все-равно платить за мед. обслуживание. Поэтому мы решили не тратить время, деньги и нервы страховку.

kim-230752:
Я бы сказала, что там скорее красиво, чем интересно. Потрясающие виды на Алазанскую долину. Но к сожалению сын не позволил в полной мере насладится Сигнахи, т.к. было жарко и он категорически отказывался выходить из тени парков.

Игорь:
Штамп не поставили. Документы отсканировали (только вот куда?) На словах пообещали, что проблем с въездом потом не будет. Только хочется узнать - есть ли у кого опыт въезда в Грузию после Абхазии?

Сергей Болотов:
Вы трёхлетнего сына возите в коляске??? И соску даёте?
А Вы зря иронизируйте. Это удобно. Мы очень любим пешие прогулки, а ребенок устает. И чтобы не носить его на руках мы берем коляску. Все бывают довольны и родители и сын. А дочь даже завидует брату. Да и на пляж с ней ходить удобно - кроме ребенка на ней едет рюкзак, пляжные коврики и при большом желании зонтики. На следующий год я тоже возьму коляску, если он туда поместится. Мало того, я всем советую брать ребенку коляску.

maximusss555:
Да, сразу после поспортного контроля, в здании пропускного пункта был стойка банка либерти. Курс там оказался лучше, чем в обменниках Степанцминды
Урай
Я почему спросил, 29 июня заехали в Азербайджан, отдыхали в Нафталане и все переживали откроется ли дорога или нет в итоге нам повезло выехали 09 июля, про Абхазию и Южную Осетию тоже слышал но не рискнул стать нарушителем, и еще слышал что если въезжать в Грузию через Абхазию будешь считаться нарушителем. В прошлом году ездили Азербайджан, Грузия, Турция и обратно, в этом году из-за понятных причин не рискнули, планируем в следующем году Болгария через Турцию, надеюсь за год поутихнет
China Car Offroad in UA

и так не то и так не то... многоходовочка так сказать...
Ape Maya:
Может пора поменять коляску на велосипед трехколесный с ручкой для родителей и крышей над головой у ребенка.

Мы 22 июля вернулись из Грузии. Туда ехали через Азербайджан. В Уреки жили тоже в Рице, нам отель очень понравился.

Рассматриваем Ритц как раз в Уреки стоит-нет?да и сами Уреки?Взрослые

Penzijk58:
Рассматриваем Ритц как раз в Уреки стоит-нет?да и сами Уреки?Взрослые
За трехместный номер платили через Букинг 100 лари в сутки, по нашему курсу было 2800 рублей. Шота сказал, если не бронировать, то может сделать скидку, торгуйтесь. Еду не советую там заказывать, вкуснее сходить в кафе, там их полно. Рица находится на третьей линии,нам нравилось,что не очень шумно по вечерам. Если нужно, в личку кину номер Шоты, у него есть вайбер.

Людмила Еремина:
Он вообще в багажник поместиться? А в самолёт как? Уж лучше с собой в машину взять самокат. Тоже ребёнку развлечение.

Хороший, информативный отчет, особенно понравились сравнительные таблички - очень наглядно представлена информация. По содержанию же, все как-то без изюминки - кашка, гостишка, поели, поспали.
Да уж, удивили вы неприятно ценами на отели грузинского побережья.
Подскажите, пожалуйста, если на побережье места, где можно остановиться с палатками? может есть кемпинги или просто стихийные стоянки туристов? вопрос очень интересует, в инете подходящей инфы не нашел.

Хороший отдых получился,молодцы.
Невинномысск
Молодцы. Здоровья детишкам!!!!!!!!!!!!!!!!!

Виктор Федотов:
Перед Кобулети много с палатками стоит (организованных кемпингов не видел) , в частном секторе можно по 10-15 лари за место снять, с удобствами на этаже.
Prius alpha G-ed. 2013.

Особенности женского отчета налицо, но кому-то непременно пригодится: поневоле придется с собой кашки возить, если не хочешь отравить ребенка в общепите.
С интересом прочел: в Уреках тоже были, но раньше - в сентябре 14г., отель на 1 линии, ценник гуманный; про выезд через Абхазию впервые читаю на Дроме.
В общем, отчет-лайфхак (как модно сейчас говорить) понравился. Удачи.
Ape Maya:
Кстати себе мы взяли именно самокат с сидением для ребенка и ручкой для взрослого на вырост (сидение и ручка снимаются).

Людмила Еремина:
Вот это другое дело. Я таких ещё не видела. Спасибо

Юрий Зайцев:
Вот и мы начале сентября друзьями едем,по поводу погоды, должно быть еще тепло.
Игорь:
А я осенью хочу грузия-турция поехать,что на машину делать? Страховку?

Урай
Да на турецкой таможне оформляете страховку, по ихнему сикорта, и после этого проходите паспортный контроль, в паспорт ставится печать на ввоз автомобиля если не ошибаюсь на пол года, удачи

Фото интересные,ща отчёт почитаем..))

Ape Maya:
Да я просто завуалированно поинтересовался, всё ли в порядке с мальчонкой!.. Так что не серчайте!

Странно, через Абхазию выпустили без ограничений. Ну время покажет, как сработает грузинская архивная база.