|
Томск — Новокузнецк — Таштагол — Турочак — Артыбаш (Телецкое озеро) — Горно-Алтайск — Акташ — Чемал — Томск
Пишу первый раз, сразу хочется пояснить причину рассказа. В этом году планировал провести отпуск на Алтае, прочитал очень много отзывов дромовчан (спасибо всем, кто не устает писать про свои впечатления и опыт поездок), но не нашел конкретной информации про дорогу Таштагол-Турочак-Артыбаш, точнее, находил, но различную и большинство в комментариях к отзывам. Исправляем ситуацию и начну, в общем-то, свой отчет.
Машина Toyota Highlander 3,5 л, 273 л. с., полный привод, 2012 г. Экипаж трое человек: я, жена и ребенок. Маршрут был выбран следующий: Томск — Кемерово — Новокузнецк — Таштагол — Турочак — Артыбаш (Телецкое озеро) — Горно-Алтайск — Акташ — перевал Кату-Ярык — Кош-Агач — Чемал (РК «Рублевка») — Томск. Дата поездки 18.06.2016 - 04.07.2016. Предыдущий опыт отпуска на машине был в 2015 году на Honda CR-V, 2 л, 150 л. с., 2008 г., маршрут Томск — Иркутск — о. Ольхон — Улан-Удэ — Чивыркуйский залив — Томск. Данная поездка в отличие от нынешней была полностью «дикая», только хард кор, только палатки и вечера у костров. Отчет, к сожалению, я так и не написал по данной поездке, но семье понравилось, решили повторить и в этом году, но только уже цивилизованный отдых на базах.
Итак, сборы были не быстрые, выехали в 7:30 из Томска, направление выбрано Кемеровское, не было никакого желания стоять в Новосибирске на светофорах, через Кемерово поехали первый раз и нисколько не разочарован, по протяженности это плюс 90 км, но дорога просто отличная, менее загруженная, после Кемерово есть участок автобана с разрешенной скоростью 130 км/ч, поэтому в часах вы проигрываете не много.
По Кемеровскому автобану с разрешенной скоростью по знакам 130 км/ч.
Дальше было два варианта, перед Таштаголом повернуть направо и выехать на Бийск, оттуда через Горно-Алтайск в Артыбаш на Телецкое озеро. Или поехать прямо через Таштагол — Турочак по гравийке. Разница в протяженности очевидна: первый вариант 1000 км, второй вариант 750 км. В итоге выбран второй вариант по гравийке, но 750 км.
По заправкам проблем нет никаких, заправился в Томске, потом перед Кемерово, и в самом Таштаголе перед выездом на гравийку стоит заправка Газпромнефть, где успешно залил под завязку 92 бензина. Дальше Горно-Алтайска проблемы с брендовыми заправками (есть одна Роснефть в с. Шебалино, она только перестраивается, колонки старые, есть только ДТ и Аи-92, последним я успешно заправлялся два раза), начитался про проблемы с двигателями и перед поездкой прикупил 20-литровую железную канистру, которую заполнил 95-м бензином Газпромнефть, чтобы впоследствии разводить им бензин с местных заправок.
Дорога Таштагол — Турочак гравийная, состояние очень хорошее, я ехал в среднем 60-80 км/ч, опасна лишь тем для подвески, что, расслабившись и набрав скорость на хороших участках, ты попадаешь на мелкие ямки, на которых начинает безбожно потряхивать. Расстояние около 96 км, преодолел за 1,5 часа, далее после Турочака дорога асфальтированная, качество тоже хорошее, поэтому без приключений добрались до Артыбаша и, соответственно, до Телецкого озера, где остановились на базе Ару-Кёль (Старый замок).
Никому не рекомендую, цена номера 4000, при этом нет даже чайника! Их кафе и официантка — это вообще нечто, в общем, через два дня мы съехали от них и заселились на базу «Горное озеро». Вот эту базу я рекомендую всем!
Сверх всяких похвал, база большая, новая, все чисто, персонал очень любезный, цена отдельного домика 2800 плюс за дополнительное место ребенку 500 руб. Отдельный респект их шеф-повару Евгению, очень любезный и душевный человек. Провели на базе 3 дня и выехали в Акташ через Горно-Алтайск. До Горно-Алтайска около 200 км, дорога хорошая, очень извилистая, так что средняя скорость наверное 80-90 км/ч, если не гнать и не влетать в повороты, как безумец. Заправился на въезде в Горно-Алтайск на Лукойле, и поехали мы дальше до Акташа по Чуйскому тракту.
Начало перевала Чике-Таман.
Перед Семинским перевалом в селе Шебалино заправился под завязку на последней Роснефти, на самом перевали подъем очень хороший, в принципе для Хайлендера и его 273 л. с. не проблема было на 2000 оборотах заехать на скорости 80 км/ч, единственное, когда пришлось обходить тихоход, на обгоне крутить стал под 4000 оборотов.
Забегу вперед и хочется написать про малодумающих водителей, когда на обратном пути мне просто пришлось встать на месте, потому что встречная машина не рассчитала своих возможностей, выехала на подъеме на обгон и тупо ехала параллельно, не хватило ей мощности...вот не надо так делать).
По Чуйскому тракту.
По Чуйскому тракту в сторону Акташа.
Доехали до Акташа спокойно, переночевали на базе «Расул», хороший домик, душ, туалет, холодильник, чайник, своя парковка, видеонаблюдение и все за 2200 руб. Здесь планировали провести три дня, съездить на перевал, на экскурсию Актру, посмотреть Курайскую степь и Марсианские пейзажи, порыбачить на местных озерах.
Теперь по заправкам, в Акташе две заправки — Ника и Расул, и там и там можно нарваться на некачественный бензин, спрашивал у местных, они также подтвердили, что на удачу 50/50. В баке было еще половина, не стал ждать, чтобы не лить в пустой бак местный бензин, залил полностью на Нике 92 бензина, чтобы он размешался с нормальным, который заливали еще на Роснефти в с. Шебалино.
Утром проснулись и поехали на перевал Кату-Ярык, было +10, лил дождь, солнца не видно, все в тучах. Дорога более-менее, виды красивые, но расстояние в 105 км мы преодолели за 3 часа, и все для того, чтобы доехать до перевала и увидеть...туман!
Дорога на перевал Кату-Ярык.
Дорога на перевал Кату-Ярык, слева хороший обзор на озеро.
Сильнейший туман, видимость никакая, дождь так и лил, собралось с десяток машин, с такими же разочарованными чувствами, как и у нас. В общем, в этот раз вся красота перевала от нас скрылась, пришлось разворачиваться и ехать обратно. Ну, как говорится, будет повод вернуться снова))!
Красные ворота по дороге на перевал Кату-Ярык.
После обеда чуть распогодилось, и мы поехали в сторону Кош-Агач, любоваться снежными вершинами и посмотреть пейзажи.
Вот такая непогода нас застала.
Не доехали буквально 2 км до Марсианских пейзажей — погода снова скорректировала наши планы, все заволокло тучами, и горизонт не обещал ничего хорошего, пришлось разворачиваться и возвращаться, зато увидели просто шикарную радугу)).
Радуга над Марсиансикми пейзажами.
В итоге вместо трех дней провели только два и, переночевав, утром снова под дождь выехали в сторону с. Чемала на РК «Рублевка». Снова заправился на Нике 10 литров 92 бензина, перед этим в бак залил заранее заготовленную канистру 20 л с 95 бензином Газпромнефть. И только тронулся с заправки — при старте появился спереди звук вибрации, именно звук, саму вибрацию не ощущал. Такое еще пару раз повторялось до Томска, именно при стартах. Итог в Томске уже повез на ТО, как раз пробег уже подошел, и промывка форсунок за 5700 руб.
Проведя там неделю, скатались посмотреть на ГЭС, позагорали, заправились на заправке Лукойл в с. Чемал и поехали обратно в сторону Томска, свернул перед Бийском направо и ушел на кемеровскую трассу.
В конце немного о машине. Пройдено 3094 км, средний расход за все путешествие составил 10,7 л. При этом минимальный расход временами был 8,8-9,2 л, чем меня очень удивил мой 3,5 литровый Highlander. В обычное время в городе у меня расход 20 литров. В остальном машина показала себя с лучшей стороны, в меру мягкая, идет ровно, на обгонах вообще красота, чуть придавил и 273 л. с. спокойно несут свои 2 тонны)). Уже в Томске ТО обошлось в 22 тыс. — это дополнительно промывка форсунок, замена задних тормозных колодок, всех фильтров.
Пройдено 3094 км, средний расход за все путешествие составил 10,7 л.