18.07.2016 | 27830 просмотров

В этом году Грузия, как никогда, популярна для отдыха. Это действительно очень интересная страна с богатой историей, красивейшей природой, спокойная, безопасная и относительно недорогая. Приехать можно в любое время года. А летом есть еще и море, может быть, не самое лучшее, но точно не хуже российского. Особенно интересно ездить по Грузии на машине, удобнее всего — на своей. И вот здесь возникает проблема, о которой я и решил написать, возможно, это будет полезно, для тех, кто поедет туда или оттуда.

Дело в том, что на данный момент действует всего одна дорога из России в Грузию — Военно-Грузинская, из Владикавказа в Тбилиси через Крестовый перевал (2395). Только на этой дороге есть пункты пропуска: КПП Верхний Ларс / Дариали. Через этот переход идет весь наземный транспорт в Грузию и Армению (железнодорожного сообщения с этими странами у России нет). Соответственно, бывают очереди. Но главное, район, где проходит трасса, является сейсмоопасным и лавиноопасным. Поэтому существует шанс попасть в стихийное бедствие. Он крайне невысок, проблемы случаются редко, но у нас именно это произошло. В результате схода селевого потока 23.06.2016 г. дорога была разрушена, движение по ней закрыто, КПП эвакуированы. Мы остались на той стороне, и перед нами встал вопрос, как возвращаться домой.

Коротко о нашем маршруте. Выехали из Тольятти утром 11.06, через Сызрань — Саратов — Волгоград добрались до Элисты, там заночевали. На следующий день поехали по дороге, которая есть в атласах, но Яндекс и Гугл никогда по ней маршрут не прокладывают, хотя это самый короткий вариант. Элиста — Арзгир — Буденновск — Зеленокумск — Курская — Моздок — Владикавказ. За исключением одного участка, там хорошие, пустые дороги, везде асфальт. По Калмыкии из-за пучин дорога периодически разрушается и постоянно ремонтируется. Информация обычно бывает на калмыцких сайтах. Ее ремонтировали этой весной, поэтому было нормально. Перед Моздоком, на въезде в РСО-Алания строгий пост, где всех останавливают, могут досмотреть салон, багажник. Потом еще немного Ингушетии и снова возвращаешься в Осетию. Перед Владикавказом на федеральной трассе «Кавказ» тоже есть пост, где нужно регистрироваться (сканируют паспорта и документы на машину). Ничего страшного в этом не вижу, но время приходится тратить. Впрочем, мы не особо торопились, план был — до вечера пройти границу и заночевать в Казбеги, при желании можно было доехать быстрее или дальше.

Яндекс и Гугл, кстати, предлагают ехать через Минеральные Воды, это всего на 50 км дальше, и там вместо Ингушетии Кабардино-Балкария.

Калмыкия, Элиста.

Ингушетия. Магас.

Северная Осетия — Алания, начало Военно-Грузинской дороги в пригороде Владикавказа.

Во Владикавказе обязательно нужно заправиться, т. к. в Грузии бензин дороже, и заправка будет только в Гудаури, через 100 км горной дороги (возможно, есть АЗС в Степанцминде, но я не видел). Что касается границы, то тут как повезет. Я читал и о 15 минутах, и о 7 часах, причем почти все это время — в очереди на российской таможне. Мы проходили вечером в праздник 12.06, потратили 3,5 часа. Здесь нужно быть наглым, иначе влезут местные машины. Когда мы приехали, были в очереди 35, через 15 минут — 42, еще через 15 минут — 46, причем очередь двигалась! Потом я сориентировался, и очередь уже только уменьшалась. На самой границе процедура прошла довольно быстро, а с грузинской стороны — еще быстрее и без очередей. Отмечу, что фуры стоят в своей очереди, на скорость прохождения процедур не влияют.

От границы и до Степанцминды (Казбеги) дорога плохая — есть участки без асфальта, никогда не прекращающиеся ремонтные работы, неосвещенные тоннели. И именно на этом участке и происходят все проблемы. Зимой, правда, еще на Крестовом перевале периодически расчищают снежные заносы.

Дальше мы 10 дней отдыхали в Грузии, преимущественно, на море — в Батуми и окрестностях. Подробности вряд ли будут вам интересны, как выглядит Батуми, можно посмотреть на моих фотографиях.

Степанцминда, вид на Казбек, село Гергети, Троицкую церковь.

Река Терек и вид в сторону перевала.

Сиони, вид на грузино-ингушскую гору Шан.

Церковь в Сиони.

Минеральный источник.

Отличная погода на Крестовом перевале.

Вид с перевала на Арку дружбы народов и курорт Гудаури.

С этих потухших вулканов начинается река Арагви.

Долина Арагви.

Один из водопадов.

Ананури.

Мцхета, собор Светицховели.

Аджария, пляж в Махинджаури, в хорошую погоду видно Главный Кавказский хребет в Верхней Сванетии и Абхазии, с другой стороны из Батуми видно снега на грузинско-турецкой границе.

Вид с того же пляжа на Батуми. Ночью красивее.

Сарпи, граница Грузии и Турции. Очередей нет.

Горная Аджария, река и село Аджарисцкали.

Горная Аджария, Махунцети — село с древним мостом и водопадом.

Горная Аджария, муниципалитет Кеда.

Батуми, день плохой погоды.

Батуми, Европейская площадь.

Батуми, день хорошей погоды.

Батуми в дымке.

Батуми, Алфавитная башня.

Батуми, Морской вокзал.

Батуми, драматический театр.

Батуми, городской пляж.

Батуми, озеро в Приморском парке.

Батуми, фонтаны на Приморском бульваре.

В Батуми многокилометровая набережная с активным велодвижением.

Спальный район в Батуми.

Позднесоветские дома и новостройки.

Есть огромный ботанический сад.

Пляжи в Чакви.

Пляжи в Гонио / Квариати.

Гонио.

Квариати.

Гурия, популярный пляж с черным магнитным песком в селе Уреки.

Кутаиси.

Кутаиси, храм Баграта.

Кутаиси, центр города.

Имеретия, Гелатский монастырь.

Слияние Куры и Арагви около Мцхеты.

Автомагистраль перед Тбилиси.

Тбилиси, Троицкий кафедральный собор.

Тбилиси.

Тбилиси, крепость Нарикала и старый город.

Тбилиси, мост Метехи, площадь Вахтанга Горгасали, канатная дорога

Тбилиси, мост Мира.

Могу сказать, что мне почти все понравилось. Грузия больше похожа на Южную Европу, чем на Азию. От моря я многого не ждал, оно более-менее чистое только к югу от Батуми, около турецкой границы, в остальных местах — что-то типа Сочи. Но природа просто потрясающая! Народ гостеприимный, по-русски говорят почти все, тем более что основная масса отдыхающих — русские, украинцы, белорусы, казахи. Есть поляки, венгры. В Тбилиси есть западноевропейские туристы.

Что касается дорожного движения в Грузии, то водят, конечно, плохо. Не катастрофично, но нужно быть аккуратным, тем более что ОСАГО там нет. При въезде никаких полисов оформлять не надо, никаких сборов тоже нет. Ближний свет необязателен. Детские кресла необязательны. Пешеходов никто не пропускает. Трафик в Грузии небольшой, пробок я не видел даже в Тбилиси. Ну то есть все, как было у нас в 90-х. Полиция есть, всегда заметна (даже стоят с включенными мигалками). Коррупции нет, взятки им никто не предлагает, говорят, можно не только обидеть, но и реально сесть в тюрьму. Но насколько я понял, нужно очень серьезно нарушить, чтобы привлечь их внимание, и то, если нарушение не умышленное, могут и отпустить.

Дороги хорошие, от Тбилиси к морю по равнине идет магистраль с зелеными знаками, 110 км/ч, в горной местности она становится обычной дорогой. Все указатели дублируются латиницей, на трассах все понятно, а в городах можно запутаться, т. к. указателей мало, улицы кривые, бывает одностороннее движение. Вся инфраструктура присутствует.

Короче, отличная страна для поездки на машине. Но…

На обратном пути решили провести день в Тбилиси; по пути погода резко изменилась — откуда-то взялись ураганный южный ветер и 40-градусная жара. Вероятно, эти воздушные массы, столкнувшись с холодным горным воздухом, и привели к последующей ситуации.

Ночь с 22-го на 23-е июня мы провели в Тбилиси, утром погуляли по центру. Планировалось, что к вечеру мы поднимемся в Гудаури, чтобы рано утром стартовать оттуда в сторону дома. Но из-за жары уехали раньше и уже где-то в 17:30 подъехали к подъему на Крестовый перевал. Там с поста дорожной полиции выскочил офицер и начал всех тормозить. Это, кстати, был первый раз, когда меня остановила полиция. Он сообщил, что ему поступило указание никого не пропускать в связи с лавиноопасностью. Предложил становиться всем вдоль дороги и ждать разрешения. На наши вопросы про сроки ответил следующее: в зависимости от ситуации, от нескольких часов до нескольких недель. Что именно произошло, он либо не знал, либо не стал говорить. Минут через 10 некоторым уже надоело ждать, и они решили поехать дальше. Я подумал, что раз полицейский не пытается их остановить, значит, можно ехать. Тем более, что наверху у меня забронирован номер, и я планирую там ночевать. По мере подъема думал, что если все плохо, надо будет проскочить, пока дорогу не засыпало, а то можно надолго застрять. Вверху была гроза, сверкали молнии. В Гудаури на той самой единственной заправке остановился долить бензина, до Владикавказа его бы не хватило. Там есть wi-fi, я попытался узнать какие-то новости, т. к. никто из местных, встречных и попутных ничего не знал, сказали только, что недавно здесь прошел град. Прочитал на сайте МЧС РСО-Алания следующее:

Военно-Грузинская дорога закрыта

23 Июня 16:35

В связи со сходом селевого потока на дорожное полотно Военно-Грузинской автомобильной дороги на территории Грузии, невозможностью обеспечения безопасного проезда автотранспортных средств, а также в соответствии с рекомендацией пограничной полиции Грузии запретить движение транзитных автотранспортных средств на участке город Владикавказ — населенного пункта Ларс — в направлении на выезд из Российской Федерации с 16 часов 30 минут 23 июня 2016 года до особого распоряжения.

МЧС настоятельно рекомендует воздержаться от поездок в данном направлении.

На посту дорожно-патрульной службы в пункте пропуска находится гостиница и кафе для водителей (до 30 мест).

В наличии места отдыха в городе Владикавказ, гостиница «Коммунальник» на 50 койко-мест (15 километров до поста Государственной инспекции безопасности дорожного движения).

То есть понятно, что уже все случилось, но непонятно, насколько все это серьезно, и когда откроют дорогу. Но естественно, надеялись на лучшее, поэтому поехали в отель, чтобы поспать, а утром разбираться и принимать решение. Поспать, конечно же, не получилось. Всю ночь сидел в интернете, читал. Выяснилось, что в августе 2014 тут уже была ситуация со сходом селя, тогда погибли люди, а дорогу восстанавливали несколько недель. Читал, кто как выбирался. Я знал, конечно, что можно вернуться через Азербайджан, но это был самый нежелательный вариант. И я стал анализировать другие, вплоть до фантастических. Варианты были такие:

1. Полностью легальный путь через Азербайджан: Тбилиси — Баку — Махачкала. Лишние 800 км, 4 таможни, неприятных и длительных. Патологическое взяточничество и вымогательство в Азербайджане. Возможность требования залога за автомобиль в размере 2000-3000 долларов наличными. И это еще хорошо, что я не имею никакого отношения к Армении: гражданам Армении реально сесть в азербайджанскую тюрьму (потенциальные шпионы), гражданам России с армянскими фамилиями, либо русским, имеющим штампы о посещении Армении, как минимум, гарантированы длительные допросы.

2. Путь через Абхазию и Сочи. Это легально с точки зрения России и Абхазии, а у Грузии позиция следующая: Абхазия — оккупированная (Россией) территория Грузии. Выпустить на территорию Абхазии они могут, но никаких штампов о выезде не будет — они считают, что ты не покидаешь Грузию. Это означает, что при следующем въезде в Грузию через КПП тебя забирают в полицию в связи с нарушением миграционного законодательства, ведь ранее ты нелегально выехал. А учитывая, что на границе Грузии и Абхазии грузинские полицейские регистрируют проезжающих, у них будет информация, что ты посещал оккупированные территории, а это означает допросы, и даже возможна отсидка. Ну то есть это путь в один конец. При этом также значительный крюк и пробки от Адлера до Джубги. А в Абхазию еще нужно оформлять визу в электронном виде, это не менее 2-3 дней. В интернете есть слухи, что в прошлый раз проезжающих через Абхазию из-за ЧП в базу не заносили, но правда это или нет, будет ли так сейчас, было непонятно.

3. Путь через Южную Осетию и Рокский тоннель. Практически аналогичная ситуация, только ЮО еще и не впускает с территории Грузии. В интернете абсолютно не было информации о подобном опыте, поэтому я написал в МИД Южной Осетии, и они утром мне ответили со ссылкой на какой-то свой закон, что въезд на территорию ЮО возможен только с территории РФ.

4. Какой-то мифический паром из Батуми. Информации немного. Перевозит фуры. Расписание неизвестно, в сети есть контакты компании-перевозчика, я не звонил. Есть возможность переправиться в Ильичевск (если не путаю, сейчас его переименовали в Черноморск). Это Украина, проблемы гарантированы. Вроде есть возможность переправиться в Новороссийск. По отзывам за прошлый раз: длительное оформление, очереди, дорого (ориентировочно, 30000 рублей), проблемы с Новороссийской таможней — там вроде бы нет пограничного перехода для пассажиров. Короче, дорога займет неопределенный срок и могут быть проблемы.

5. Путь через Турцию — даже не стал рассматривать. Мало того, что большой крюк, куда потом? В Болгарию — виза, в Грецию — виза, в Иран — виза. Опять таки, вроде был паром Трабзон — Сочи, но ходит ли он сейчас? Как попасть? Наверняка, дорого и долго.

6. Нелегальный путь — пересечение границы без проставления штампов. Собственно, отсутствие штампов — это не преступление, это потом можно объяснить недоразумением, ошибкой пограничников и т. д. Да и штампов у меня много, будут ли их считать. Правонарушение состоит в самом факте нелегального пересечения границы, нахождении в пограничной зоне без разрешения ФСБ, а если развивать эту тему, то тут вспомнят о таких вещах, как контрабанда, терроризм и т.д. Не знаю, насколько это реально, проверять даже не собирался, так как это противозаконно и грозит серьезнейшими проблемами. В принципе, мне известны только 2 перевала, где возможно проехать — Мамисонский (2911) и Клухорский (2781). Один — на территории ЮО, другой — Абхазии, это зоны конфликтов, наверняка охраняются с обеих сторон. Дорогами там перестали пользоваться еще с начала 90-х, когда там прошли границы государств и был построен удобный Рокский тоннель. Подозреваю, что эти дороги непроходимы из-за тех же селей, которые там были за прошедшие 20-30 лет. Больше никаких автомобильных дорог там нет — это центральная часть Кавказа с 5000-ными высотами.

7. Оставить машину в Грузии, улететь самолетом, а после восстановления дороги за ней вернуться. Это не означает, что можно просто оставить машину на улице или на стоянке. Подозреваю, что в аэропорту может быть вопрос: куда ты дел машину, на которой въехал в Грузию через автомобильный КПП. Штампы в паспортах вроде не отличаются у пассажиров и водителей, хотя при въезде их ставят в разных будках. Но в базе наверняка фиксируются данные машины. Так вот, чтобы легально оставить машину, нужно поставить ее на специализированную стоянку то ли в Тбилиси, то ли в Рустави, оформить соответствующие таможенные документы. Вариант недешевый, но реальный. Сейчас пишут, что цены на авиабилеты резко подскочили после этого события, но на тот момент можно было купить по обычным ценам, что-то около 10-12 тысяч рублей с человека до Москвы.

8. Ну и наконец, самый простой вариант — ничего не делать, ждать, когда восстановят дорогу.

Какой вариант выбрали бы вы? Я выбрал оптимальный, ниже будет про то, как это было.

Понятно, что в такой ситуации поспать не удалось, часа 2, наверное, получилось, с перерывами. Это позже сильно осложнило дорогу.

Доброе утро в Гудаури.

В общем, утром мы решили двинуть в сторону границы в надежде хоть что-то узнать на месте. В интернете к тому времени никаких новостей не появилось. Дорога была абсолютно пустой, попалось несколько местных машин навстречу, но никто никак не сигнализировал. После перевала отстаивались десятки фур, но большинство водителей еще спали. В первом же селе нас остановил полицейский и все рассказал. Оказывается, между Степанцминдой и КПП Дариали, уже практически перед переходом, в результате грозы с Девдоракского ущелья сошли селевые потоки, вода в Тереке значительно поднялась, русло реки изменилось. Из-за этих процессов, примерно километр дороги полностью разрушен, и ее теперь будут строить заново. При этом он предупредил, что, если мы хотим пересидеть здесь несколько дней, то это не поможет — все очень надолго, минимум 3 недели. Естественно, пока дорогу не восстановят, КПП работать не будут, вернуться в Россию здесь будет нельзя.

У меня, конечно, нет фотографий последствий, но они есть у Министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии: https://www.facebook.com/mrdi.gov.ge/

Ну что же, едем через Азербайджан. Я читал много ужасов про эту страну:

1) Залог при ввозе автомобиля в сумме его растаможки, которую называет инспектор, но обычно это 2000-3000 долларов, как я уже писал. Только наличными! На выезде их возвращают. У меня такой суммы, естественно, не было. Вообще, наличкой я пользовался по минимуму — в Грузии пластик принимают в любом ларьке. А к моменту выезда я позаботился о том, чтобы почти все наличные грузинские деньги были потрачены. Была кредитка, хватит ли лимита? Где снять? Что делать с этой суммой, когда ее вернут. Наверное, надо в Дербенте сразу же вернуть на карту, не ехать же с такой суммой через Северный Кавказ… Но таких, как я, уже могут ждать сразу же после границы. В каком случае необходим залог, мне до сих пор непонятно, т. к. азербайджанское законодательство очень расплывчато, и в общем-то, право определения необходимости внесения залога оставляет инспектору. Вроде бы, залог оставляется за машины класса ниже евро-4. Включительно или нет — непонятно, есть какие-то критерии по годам, типа американские машины — от 2004 г. в., европейские машины — от 2005 г. в., японские — от 2011 г. в… Как-то так. Лояльность таможенника обеспечивается легко. Также вроде бы залог точно нужен, если едешь по генеральной доверенности. По другой версии залог не оставляется вообще, если едешь транзитом. Но при этом, если у инспектора возникнут сомнения…

2) Очень долгое ожидание и лютые досмотры на таможне. Во время прошлого катаклизма, говорят, стояли в очереди по 15-20 часов. Никто никуда не торопится. Могут придраться к совершенно безобидным вещам.

3) Дорожных инспекторов много, засады, подставы, вымогательство.

4) Превышение скорости — большой штраф, есть оборудование, которое фиксирует превышение на большом расстоянии. Смысл, конечно, не в штрафе, а во взятке, размер зависит от инспектора.

5) Полностью запрещена тонировка. Даже задние стекла. Даже заводская тонировка. Штраф и сдирать.

6) Запрещены антирадары. Штраф и конфискация. Про радар-детекторы в законе ни слова, но если найдут, будут считать это антирадаром, попробуй докажи иное! Наверное, и за видеорегистратор могут придраться. Мало ли, может, нельзя снимать полицейских без разрешения, а ты это сделал.

7) Сотовые телефоны должны быть зарегистрированы в специальной службе, иначе через 2 недели блокируются и больше в Азербайджане работать не будут. Но это, как раз, не очень страшно.

Не знаю, есть ли там все это, или нам просто повезло, но честно, не пришлось столкнуться ни с чем таким, разве что прохождение границы долгое. А ведь у нас было все, к чему, по слухам, придираются. Евро-4, задняя тонировка, генеральная доверенность на русском языке без перевода, лишний литр вина в багажнике, а под конец еще и движение по встречке, но мы проехали без приключений!

Итак, 24 июня примерно в 10 утра мы развернулись и спустились обратно в Грузию, а через 2 часа уже приехали на границу. Тут надо сказать, что основных пунктов пропуска между Грузией и Азербайджаном два:

1. Красный мост (Цители Хиди / Гырмызы Кёрпю) — южнее Рустави.
  2. Лагодехи / Балакен — в Кахетии.

Расстояние в итоге примерно одинаковое, но первый более популярен, т. к. выходишь сразу на прямую и легкую магистральную трассу в Баку. Там длиннее очереди, но подозреваю, меньше коррупции, т. к. везде камеры и меньше времени на каждого проезжающего. Как вы поняли, я поехал именно там. В Лагодехи, как пишут, тоже проблем не было, очереди минимальные. Дорога там идет больше по Грузии, она обычная, двухполосная, заходит во все города, есть рельеф. То есть переезд дольше получается.

Выехали из Грузии традиционно быстро, минут 10 на все, и встали в очередь на въезд в Азербайджан, где-то в пятом десятке. Вероятно, мы были в самом начале потока таких же, как мы, потому что пока стояли, очередь сильно выросла, и в основном, это были российские машины. В Азербайджане о ЧП знали, но не стали ничего менять в режиме работы КПП (как и в России на следующий день). В итоге проходили границу 3,5 часа, вещи досматривали без фанатизма, чемоданы открывали. Залог не потребовали, оформили транзит на 72 часа. Взяли дорожный сбор, который зависит от объема двигателя, потом я купил ОСАГО на месяц. Сколько это стоило, точно не могу сказать, где-то 3000-5000 тыс. рублей. Дело в том, что я на тот момент не знал курс маната. Когда оплачивал сбор, я отдал 5000 рублей, мне дали сдачу — 40 манатов и сколько-то рублей, потом 20 манатов и сколько-то рублей я отдал за ОСАГО. Принимают и лари. Наверное, и доллары принимают. По какому курсу все это происходит, понятия не имею, но это была не та ситуация, когда можно было выбирать. Так что я просто отдал, сколько сказали. Не думаю, что сильно обманули.

Потом я выехал с КПП и сразу же заправился на Лукойле, принимают карты. Бензин в Азербайджане дешевле, чем в России и, по-моему, на всех АЗС цены одинаковые. Наверное, государство регулирует. По крайней мере, SOCAR — точно госкомпания.

Через несколько километров от границы пост автоинспекции. Ожидал именно здесь проблем — не остановили. Дальше такие посты еще были, нигде не останавливали. Но я не нарушал вообще ни разу. Дорога была сначала обычной двухполосной, потом пошла хорошая прямая четырехполосная магистраль с разделителем, разрешено то 110, то 90 км/ч. Много камер. Дорога свободная, машин мало, старые «Жигули» и «Волги» в основном, иногда попадались трактора и комбайны.

Азербайджан выглядит примерно так:

Азербайджан, около Гянджи.

Азербайджан, около Гёйчая.

Есть еще горы, но они были в стороне, а потом уже проезжали их в темноте. Моря тоже ночью не было видно, хотя оно было рядом.

Как ехать, я примерно представлял — до Баку, а там свернуть на север. Но по карте получалось, что эта дорога слишком сильно уходит на юг, потом до Баку еще подниматься надо километров 70. Сейчас я уже понимаю, почему. На карте самой короткой выглядела дорога через Шемаху, и я решил поехать по ней. Вышли на нее через Уджары — Гёйчай. Из Гёйчая хорошо видна снежная гора Базардюзю, самая южная в России, до нее километров 60 по прямой оттуда, по дороге же это более 400 км!

В тех местах мы поужинали, это отдельная забавная история, и в сумерках приехали в Ахсу. Здесь начались горы, сразу же бесконечный серпантин вверх до Шемахи, оттуда достаточно крутой спуск вниз, в Гобустан. А еще и ремонтные работы. Расстояние небольшое, а ехали долго, в общем где-то в 11 вечера только приехали в пригороды Баку. Наверное, по магистрали было бы быстрее. В Баку можно было бы переночевать, но мы торопились домой, поэтому поехали дальше, борясь со сном. До границы еще 200 километров!

В 2 часа ночи доехал до Губы (Кубы) — последнего города перед границей, до этого все указатели были на него. Соответственно, тут я ожидал увидеть указатели в Москву, Ростов, Махачкалу, хотя бы Дербент, но их не было. Пока ехал по городу, понял, что сейчас уеду или в Гусар, или в Хыналыг, и стал разворачиваться. Как только я это сделал и доехал до первого перекрестка, оттуда выехал полицейский фургон, включил мигалку и уперся в меня. Я приготовился к проблемам. Полицейские наполовину по-русски начали мне объяснять, что так нельзя ехать, тут одностороннее движение. Мне пришлось поступить так же, как делают азербайджанцы, когда они у нас в России: когда ты все понимаешь, но делаешь вид, что не понимаешь. И я сказал, что туда я не хочу ехать, а хочу на границу и ищу нужную дорогу. В итоге они сопроводили меня с мигалкой на выезд, показали дорогу, сказали, что ехать примерно полчаса, пожали руки. И уехали…

И вот, где-то к 3 часам ночи подъехали к границе на КПП «Самур» (последние несколько километров без асфальта). Там рядом есть еще переходы, вероятно, менее загруженные. Не все круглосуточные. Говорят, там без видеокамер, могут быть поборы. Здесь очередь была не очень большая, около 20 машин. Я думал, к рассвету пройдем. На самом деле, до 4 часов не заезжал никто, потом начали пускать фуры. Моя очередь подошла ближе к 7, за это время немного удалось поспать. В течение часа проводились все пограничные процедуры: закрыли транзит, потом досмотрели машины (как повезет, у кого-то минуту пошарились в багажнике, а у кого-то все перерыли и собаку приводили), багаж пропустили через сканер, потом проверяли штрафы, потом сфотографировали и наконец проштамповали паспорта. Все это было медленно, но без придирок. Выехав с азербайджанского пункта пропуска, отстаивались на нейтральной территории, на мосту (!) через Самур. Тут я задумался, какие ПДД мы сейчас нарушаем: российские или азербайджанские? Стояли долго, потом запустили на наш КПП «Яраг-Казмаляр». Это, конечно, худший пропускной пункт, который я видел. Грязно, кабинки, как в аэропортах, только очередь движется в 10 раз медленнее, все лезут отовсюду. От въезжающих азербайджанцев требуют безошибочного заполнения миграционных карт на русском языке, что для многих представляет проблему. Я понимаю, направление сложное, но тут сама организация бестолковая: можно же сделать зеленый коридор / красный коридор, можно сделать отдельные очереди для граждан РФ и для остальных стран (это нормальная практика в Евросоюзе, например), можно водителей пропускать отдельно от пассажиров, т. к. пока ты стоишь в очереди, машина стоит в зоне досмотра, и никто туда заехать не может — поэтому и стоят на мосту. А когда выходишь, ты уже как бы в России, а твоя машина еще там, за забором. Нужно позвать офицера, он опять запустит тебя обратно, и оттуда ты уже выезжаешь на машине. Если выезжаешь. Меня вот поставили в ряд, где проходят процедуру ввоза ТС из Азербайджана. Процедура, похоже, длительная, водители куда-то ушли. В другой ряд там не проедешь, сзади еще несколько машин. Еще полчаса решали эту проблему. Но, честно скажу, никаких противоправных действий со стороны таможенников не было, хотя пост этим славится (наверное, на фурах специализируются). Наконец, после 7,5 часов границы, в одиннадцатом часу утра мы въехали в родной Дагестан.

В Дагестане многие боятся боевиков, на самом деле, встретить их крайне сложно, особенно сейчас, когда все желающие выехали в Сирию. Вероятность примерно такая же, как сход селя. :) Но вот абсолютно точно вы там встретитесь с гаишниками, и не всегда эта встреча бывает приятной. Просто имейте в виду, что тут также нужно все соблюдать. Но и это не гарантия беспроблемного проезда. Периодически я бываю в тех местах, мне хорошо известен пост в Сулаке, где сначала пытаются развести, а потом уже просят деньги просто так. В этот раз так получилось, что в Махачкале была пробка в том направлении — вечер субботы, а по той дороге дачи, турбазы и т. п. Поэтому я поехал через Хасавюрт и нашел там аналогичный пост — в Сулевкенте. Остановили, досмотрели машину, записали в тетрадь, потом один из них предложил пройти в вагончик где-то на задах. Предъявил нарушение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения в соседнем ауле. Я говорю, откуда такая информация? Да вот, мне сейчас коллеги позвонили и твой номер сообщили. После того, как я от всего отказался, еще обвинил, что не желаю признавать свои нарушения. Вертел протоколом, грозился лишением, пересдачей экзамена и т. д. Я сказал: есть доказательства, оформляй. Предложил ему посмотреть видео с регистратора, это его расстроило. Ладно, говорит, что можешь предложить? Ничего не могу предложить: все деньги потратил в Азербайджане, есть только банковская карта, по которой я заправляюсь и еду покупаю. И ничего не дам. Естественно, отпустил просто так. Если кто там поедет, не ведитесь, эта ситуация типичная, рассчитана на то, что, если у вас есть сомнения, вы дадите денег. Но вообще-то не было там ни камер, ни радаров.

Больше нигде не останавливали, только на выезде из Дагестана в Калмыкию — поголовная регистрация, аналогичная владикавказской. Через Кизляр — Кочубей — Артезиан — Яшкуль где-то к часу ночи мы доехали до Элисты. Спать уже хотелось так, что пришлось останавливаться в гостинице. Ну и потом был еще день дороги, и только к ночи мы вернулись домой. То есть получилось почти три дня в дороге.

Если прямая дорога из Тольятти в Тбилиси составляет 1800 километров, то через Баку получилось 2600 километров. Это наглядно видно на карте:

Все это время мы читали в интернете, что делают другие застрявшие. Большинство поехали так же, как и мы, через Азербайджан, но чуть позже. У кого время позволяло, заехали в Баку, всем понравилось. Также была информация, что Россия договорилась с Грузией о транзите через Абхазию без занесения в базу данных, вроде бы кто-то так смог уехать. Про паром так ничего и не нашли. Сроки восстановления Военно-Грузинской дороги до сих пор неизвестны, прогнозируется к середине июля.

Вывод. Если поедете в Грузию на своей машине, имейте в виду, что такая ситуация может случиться. Как пишут в грузинских СМИ, имея опыт прошлого селя, в этот раз им удалось своевременно принять меры и обойтись без жертв. Но по прогнозам ученых, в дальнейшем сход селей с ледников Казбека на Военно-Грузинскую дорогу может происходить чаще.

Из наших краев до Грузии далековато будет. А очень хотелось бы. Спасибо автору за советы.
Если ехать из Гудаури, то на въезде в Степанцминду (Казбеги) есть цивильная АЗС.
мне рассказ понравился спасибо автору. но хотелось бы узнать про бюджет поездки.
Сёгун:
Ай, и не надо. Поверьте сахалинцу. Лучше в Черногорию съездите. Радушия, искренности и гостеприимства встретите гораздо больше. Горы с отарами овец и прочие красоты там тоже есть, достаточно взять машину в аренду и объехать страну самому.

Интересные приключения, головокружительные фотографии, грамотная речь, а самое главное очень много полезной информации, даже для меня, сибиряка. Большая благодарность за этот труд.
Сейчас уже восстановили дорогу?
Продам б/у нижний блок ВВБ от 20-ки.

С удовольствием почитал.
ICQ 335418490
Мой отзыв: BMW M5 1989

Я с прошлого года собирался в Грузию, маршруты, достопримечательности и прочее все было расписано по дням. Выехал из Уфы и уже в Саратове узнал о закрытии границы. Так что мы предполагаем, а Бог располагает. Первый отпуск за последние 12 лет я провёл в пробке от Джубги до Адлере и топча саранчу на Сочи автодроме.

Сегодня ночью выезжаю в Грузию,дай бог чтоб таких проблем не было. Автор правильно пишет,не ведитесь на закидоны гаи Дагестана,если уверены в правоте то говорите что сейчас будете звонить по всем инстанциям,снимайте на камеру его действия. А так по большому счёту особо с ними проблем нет,проверка по всем базам,осмотр и до свидания. Автор,спасибо за отчёт!

Уже не пешеход...
Мой отзыв: Mitsubishi Dion 2001

Маль-Пасо
Проделали как-то раз аналогичный путь по аналогичным причинам. 14 часов на таможне Грузия-Азербайджан плюс 10 часов Азербайджан-Дагестан.

По маршруту текста автор многовато написал, там тупо включаешь навител и едешь.

Действительно, есть менее загруженные переходы, но они и менее безопасные. По крайней мере, были. Ну и в Дагестане сейчас уже не помню точно, но навигатор по умолчанию хотел вести по плохой дороге, но это не принципиально. Пока сутки в очереди на таможне стоишь - местные до каждой кочки оптимальный маршрут распишут так, что заранее нет смысла париться по данному вопросу.

К нам в РФ никто не вязался по линии гибдд, вымораживали только очереди в чистом поле между республиками в связи с КТО. В Азербайджане тормозили много раз, за тонировку в том числе (у меня только задняя разумеется). Штраф в то время (манат был 1 евро) 5 тр. За скорость, еще за что-то. Не дал ни копейки, послал нах и уехал домой.
Мой отзыв: Opel Zafira 2012

Маль-Пасо
Вообще, единственная проблема на всём пути - соотечественники (и немного азербайджанцы), которые в любой ситуации своим долгом считают пролезть без очереди. В результате теряешь времени на переходах и кпп в три раза больше, чем мог бы. Но главное, что чувствуешь себя при этом, как в стаде баранов. Это здорово отравляет впечатление от отдыха там. Лучше, конечно, в цивилизованные страны двигать.

Все остальные путевые передряги - просто элементы путешествия, мне и семье все они были в радость, и в удовольствие.
В 2014г. было два схода селя на Военно-Грузинской дороге-17мая и в августе. Погибли люди в мае.Мы проехали там 16 мая, а обратно, так же, как и автор,ехали через Азербайджан,т.к.дорога была закрыта почти месяц.
Азербайджано-Дагестанская граница-это нечто, хотя у нас на нее ушло 3,5часа, а по Азерб. никто не остановил-поборов не было,хотя задняя часть машины затонирована.

отличный отчёт

В начале июля вернулась из Грузии точно также - через Баку. Пишу отчет) Грузия - одно из самых прекрасных мест и даже дорога с "крюком" не испортила впечатлений!

Хороший и полезный отчёт, особенно что касается выезда через Азербайджан. Но стоит заметить, что военно-сухумская дорога," проходящая" через Клухорский перевал НИКОГДА ( я за ней наблюдаю периодически уже более 50 лет, бывая в родных местах) не была настоящей дорогой, проезжей хотя бы на УАЗах. Со стороны России она доходила только до Северного Приюта. Далее,через перевал до Южного Приюта - пешеходная тропа по малым, средним и большим каменюкам. От Южного приюта до Сухуми можно было ехать на авто. В настоящее время Северный Приют как турбаза не существует ( попал в погранзону, нужен пропуск от погрануправления ФСБ и ещё другой пропуск от руководства Тебердинского заповедника, оба этих документа я в мае этого года умудрился получить). Дорога до него постепенно разрушается, хотя дорожные знаки стоят и её ( дороги) принадлежность на них обозначена.
На фото:
Мы с женой на обочине военно-сухумской дороги. Камни рядом с нами - укрепления, возведённые горной бригадой армии РФ во время недавних учений. Клухорский перевал - за горами на заднем плане;
Присутствие Росавтодора только обозначено. Чем выше, тем дорога уже, а асфальта меньше;
Здесь ездят только пограничники и охрана заповедника ( на фото именно их УАЗ).

Алексей Игорич:
Не согласен с вами, в Черногории был - русских там воспринимают исключительно как объект для развода на деньги. Особенно в курортных местах, вроде Будвы. Кого там действительно готовы вылизывать с ног до головы, так это жителей Евросоюза, потому что стремятся туда. Если и есть страны на Балканах, где любят именно русских, то это Сербия и Македония. В остальных странах отношение спокойное и без особого радушия и гостеприимства относятся.
Мой отзыв: Renault Megane 2009
Лучше, все-таки, ездить в цивилизованные страны. И там тратить свои заработанные деньги, получая взамен гораздо больше.

Info Service:
По Вашему, Грузия - не цивилизованная страна?
Софья с Севера:
По Вашему, Грузия - не цивилизованная страна?
Грузия - страна со своеобразной культурой. Но культура и цивилизованность это не одно и то же.
Luc

Московская область
Всё верно написано. Я только, что вернулся семьёй из Батуми, но летел на самолёте т.к. в день моего отъезда как раз сошёл сель. Но не жалею ни капельки. Вся так называемая цивилизация европейская даже близко не сравнима с грузинским простым народом. Поверьте мне на слово объездил европу всю на машине. Про цены очень приемлимые по мере удалённости от моря падают в разы например 3 ларя мороженое стаканчик на море и 0,6 ларя 300 метров от него. Один ларь где-то 33 рубля. Проживание можно найти на любой кошелёк например те же 300 метров от моря 30$ квартира в сутки. Кухня грузинская просто сказочная готовят везде вкусно. Например обед на 6 человек 40 шт. хинкалей салат зелень и .тп. хачапури 2 шт 3 пива бутылка красного вина всё это встало в 80 ларей т.е. примерно 2500 руб.

Info Service:
Грузия - вполне цивилизованная страна. По крайней мере, РФ ничуть не уступает, может чуть беднее внешне, но если в РФ исключить Москву и пару мегаполисов, то я думаю, полный паритет. Там разве что народ в глубинке веселее и дружелюбнее, потому что солнце, еда и вино. А вот дорога туда может превратиться в ад. А может, и нет. Мы ездили в разное время очень по-разному.

Два года назад, помню, как сейчас: таможня из Азербайджана в Дагестан, ночь, жара +30, пыль, в машине ребенок спит, мы с женой больше суток без сна, справа камаз с арбузами пердит в окно, слева каждые 10 минут то москвич на новой аудюхе, то азер на убитом мерсе пытаются вклиниться едва расстояние до заднего бампера впереди стоящего авто увеличится до 20 см. И вот так 10 часов подряд. Десять. Грузинская полиция еще как-то гоняла наглецов, по мере сил.

Если второго водителя нет в машине, то вы даже в туалет не сходите, не потеряв место в очереди. А каждый вклинившийся - это плюс минимум 20 минут, а то и полчаса к вашему ожиданию. Если не нормальный климат-контроль в машине и не жена, которую можно посадить за руль - я просто не знаю, до какого состояния можно дойти.

А ещё вспомнил, когда очередь на транспортный контроль подошла, наши же русские иваны - таможенники мне заявляют - доставай всё из машины, и неси через рентген в руках. Всё, что полдня только утрамбовывалось в багажник, начиная от палаток спальников и заканчивая горшками-памперсами. Ну привет вообще.

Нашел вот в телефоне фото - утро на грузино-азербайджанской таможне (стоим с 8 часов вечера). Видно чувака на рейндже, которого грузинские полицейские развернули на наших глазах. Ок, но как только один полицейский отлучился на минуту, этот хам вклинился в поток, и проскочил. Грузины молодцы, но не под колёса же им бросаться.

Кому как, конечно, но я друзьям советую: пока мост в Крым не построят, и (или) турции с египтами не откроют, то поездка в Грузию летом на пляжный отдых на машине - не самый оправданный риск. Тем более, отдых на побережье там и раньше не был экстремально дешевым, а сейчас и тем более. Ну или если внутренние принципы позволяют вести себя, как обезьяны - то ок, не обломаетесь.
Luc

Московская область
Info Service:
Каждый сам себе ответит, что для него есть цивилизация (хотя это просто городское население если брать первоисточник).

Софья с Севера:
Поддержу. С моей точки зрения тоже, в Грузию лучше лететь, лучше в Тбилиси, и лучше осенью. Брать там авто на прокат, и ехать на Ртвели в Кахетию, в Алазанскую долину, а дальше уже куда угодно. В Кварели например (это там, где завод Киндзмараули) или ещё куда-нибудь, там в это время везде прекрасно. Недалеко от Кварели, кстати, есть умопорачительной красоты пансионат на одноименном озере. Да и вообще, машину на прокат можно не брать, такси обойдется недорого (расстояния небольшие), а возможность выпить вина, и не садиться за руль, оценишь в первый же день )))

А пляжный отдых... какая разница, где лежать с закрытыми глазами? Помню, нам в Кобулети повстречалась семья из Питера, так они вообще признались, что в Крыму им намного больше нравится - в Аджарии очень высокая влажность. Субтропики, всё-таки.

Практически одновременно с автором проходили границу из Азербайджана (я чуть позже, т.к. заночевал в Баку). Хороший, полезный отчет. Пара дополнений: Евро4 и выше в Азербайджан пускают без проблем. Есть таблица по годам выпуска автомобиля и стране производства (скажем, американцы считаются евро4 с 2004 года выпуска, а японцы, почему-то, чуть ли не с 2011). Но у меня по году машина проходила, а вот в документе было написано евро3. Понятно было, что таможенники истолкуют это в свою пользу. В таком случае берут залог, только в $, только наличными, порядка 70% от продажной стоимости, которую высчитывают в уме, глядя в потолок. Но если ехать транзитом, не больше трех суток на территории страны, то залог не берут. По крайней мере, не должны. С нас не брали, ни туда, ни обратно.

Тонировка запрещена только самодельная, заводская на задних стеклах разрешена. Если попадешься с самодельной, то могут начать требовать и заводскую снимать ("выбивайте стекла или что хотите делайте!"). Это незаконно, но вымогатели там попадаются те еще. Нас по пути туда остановили, завели разговор про тонировку, но сами же и сказали: а, у вас заводская, ну езжайте.

Очень хорошо, когда в Азербайджане какие-нибудь международные события. Туда мы ехали перед Формулой-1, обратно - на фоне встречи в верхах. Полиция и таможня сразу становятся очень вежливыми и гостеприимными.

Кстати, я проходил с армянскими штампами в паспорте! Нервы слегка потрепали, но все равно пропустили.

Вымогатели в Дагестане останавливали несколько раз, очень душевно просили "по братски" им что-нибудь оставить, рассказывали сказки про нарушение скоростного режима и т.д. Никому ничего не платил, везде отпускали (только время жалко тратить).

В целом, очень доволен, что съездил на Кавказ. Море впечатлений и приключений. Но пути "отступления", действительно, нужно знать заранее, так что еще раз спасибо автору темы!

Софья с Севера:
В начале июля вернулась из Грузии точно также - через Баку.
Софья, а Вы почему через Азербайджан поехали? Тогда ведь дорога еще не была перекрыта... посмотреть страну захотели? :) В Азербайджане, на самом деле, тоже есть что посмотреть, мы по дороге туда им полюбовались немного.

Boris-Kozyrev:
Дорога была закрыта, сель сошел 23 июня, а я выезжала в начале июля) еще была закрыта и плотно...Поэтому пришлось ночевать в Баку. Было +42, прогулка удалась короткая) а потом был Грозный с закрытыми кафе (т.к. пост) и люди с автоматами на каждом шагу) Но все хорошо!)
Дядя Саня Оренбург
Фотки классные .Спасибо.

iamregged:
Вы говорите про Кварели Resort? Была там на обеде, вид просто потрясающий!

Софья с Севера:
Вы говорите про Кварели Resort? Была там на обеде, вид просто потрясающий!
Да. Осенью там на вершинах уже шапки снежные появляются, пейзаж просто космос. Ну и воздух - хоть ложкой ешь.

iamregged:
....поездка в Грузию летом на пляжный отдых на машине - не самый оправданный риск. Тем более, отдых на побережье там и раньше не был экстремально дешевым, а сейчас и тем более...
Вот и ответ на все вопросы.

Красивые места.

Хорошая поездка,молодцы.

iamregged:
Как поспал братишка. Я тебе покушать принес.

Новосибирск - Сочи
Алексей Игорич:
Соглашусь с Вами. И никаких ушлых ментов нет, что существенно облегчает дорогу.
Думаете все так просто? Да, все просто, но не совсем так.

Софья с Севера:
Море в Грузии, к сожалению, не особо понравилось. Но на машине я была в Кахетии, жила на винодельне, а также в Сванетии - а это вообще отдельный разговор. Грузия - обязательна к посещению. По поводу автомобиля каждый решает для себя сам, я не жалею, что поехала таким образом. В Грузию хочется вернуться, но теперь уже самолетом-) Для меня Грузия - цивилизованная страна. Абсолютно комфортная, дружелюбная и вкусная.
А мне понравилось море, за Батуми. В Квариати. В прошлом году отдыхал в Геленджтке. Шум, грязь, толпа народа. Тут всего этого не было. А было здорово. Из за селя тоже выбирался через Азербайджан., через Лагодехи. Делов на вас. Никаких проблем не было. И границу с Россией прошли быстро. Мне понравилось в Грузии. Вот тут краткий отчет выложил. https://forum********/travel/2438871/

Маркс
очень полезный отзыв, автору огромное спасибо!!!....

Спасибо всем, кто поблагодарил, писал, для того, чтобы это было интересно и полезно.
Бюджет в деталях не подсчитывал, по итоговым расходам примерно получилось 80-90 тыс. рублей (2 взрослых + ребенок):
1) бензин - 15000;
2) другие расходы на машину (азербайджанский страховой полис, дорожный сбор, автостоянка в Элисте и т. п.) - 5000;
3) проживание - 35000-40000 (разные гостиницы, от 1000 до 4000 за сутки);
4) питание, билеты в дельфинарий, зоопарк, ботанический сад, аттракционы, подарки-сувениры 25000-30000.
uragus:
... Сейчас уже восстановили дорогу?
Дорогу восстановили, КПП работают уже неделю, но не круглосуточно. Пишут, что очереди там огромные на нашей таможне.
kentyara70:
Нах... нам Кавказ,мы в России не все места посетили.
Кавказ - это тоже Россия. Был в половине российских регионов, от Карелии до Алтая. Нигде ничего подобного Кавказу не видел! Горный Алтай, конечно, тоже очень красив, но по-другому.
Info Service:
Ездить интересно везде. Мне Грузия не показалась нецивилизованной страной. Ближе к странам Восточной Европы, чем к Азии. Ну, конечно, уровень жизни ниже, но откровенной нищеты, грязи и дискомфорта нет. Опять же, смотря что считать цивилизованностью. Вот, к примеру, у них безналично можно рассчитаться за фрукты в любой лавке, а у нас в Дагестане даже на трассе в "супермаркетах" и на заправках только наличка. Я, конечно, понимаю, почему, но это только подчеркивает.

LordRyabov
Да, эти приключения автор запомнит на долго!
Мы возвращались из Грузии 8 мая 2016, попали в снегопад на перевале, жена была вообще в шоке, я перестал переживать, когда подлетели несколько ребят на гольфе с цепями, за 3500р мы не без приключений спустились с перевала. Дорога по перевалу заняла около 2 часов, на подъем на перевал полицейские пускали только полноприводные машины или с цепями.
Присоединюсь к выше отписавшимся, Грузия обязательна к посещению!!! Очень красиво и дружелюбно)

Алексей Игорич:
В Черногории был 9 лет назад, как раз пользовались прокатной машиной. Впервые переходил сухопутную границу (Черногория/Босния и Герцеговина, 15 минут на все). Страна красивая, море - лучше, чем в Грузии, горы - ниже. Люди везде разные. Но на мой взгляд, Черногория неадекватна по ценам: пакетные туры стоят на уровне изначально более дорогих Испании, Италии, Франции, а если ехать самостоятельно, то получается дорогой перелет. Ехать же на своей машине далеко, и нужна 2-кратная шенгенская виза.

Сообщите пожалуйста, нужна ли "зелёная карта" для поездки в Грузию на авто? Они вроде собирались ввести эту страховку в 2016 году. Ввели или нет??? Хочу в сентябре в Грузию поехать. Спасибо.

В 14м ждали когда откроют дорогу и поехали, ремонтировали прямо на глазах.Хорошо написано и толково всё молодец,скоро вновь туда ждём,хорошо там.Как по Волгограду дорога? Почему не через Прохладный?

В 14-м между "селями "отдохнули, в 15-м в августе были.
Видимо нынче только к сентябрю моя очередь подойдёт:)))
Автору большое спасибо за альтернативный путь.
AIR-S 3л. 4WD.

уфа
молодцы, как будто снова съездил) я в июне успел съездить)

Таруса
Как выбраться из Грузии через Азербайджан, если Военно-Грузинскую дорогу разрушил сель и у меня таз 2010 года с рулём, расположенным справа, кто подскажет?
Corona Premio 1998 7AFE 1,8

Город над вольной Невой

отличный отчёт, прекрасные фото, грамотный слог,
а самое главное очень полезный материал, спасибо
Софья с Севера:
Софья, скажите, пожалуйста, а какие еще страны вы посетили как автотурист?

Курск
Хороший познавательный отчет!!! Граница открыта, только работает с 5-30 до 20-00, и там есть ограничения по передвижению.

Info Service:
Таки вы были в Грузии? Поделитесь своим отчетом, чтобы не создалось впечатления, что вы гадаете на кофейной гуще и не хотите ли вы сказать своим тезисом , что грузинам незнакома туалетная бумага?

Info Service:
Софья, скажите, пожалуйста, а какие еще страны вы посетили как автотурист?
Финляндия, Норвегия, Швеция - ежегодно по 3-4 раза в год исключительно на автомобиле (специфика проживания и работы). Греция, Чехия. Белоруссия, Украина)
В Грузии напрягал мусор (как и в России), голодные собаки (как и в России). В остальном не увидела отрицательных моментов - они сполна перекрываются отношением людей.

kim-230752:
Нет, зеленая карта не нужна. На границе стандартно - паспорт и пластик на машину.
Гр-н Водкин,создается впечатлениие, что Вас беспокоят проблемы физиологического характера. Почему Вы вдруг заговорили про туалетную бумагу? Какое она имеет отношение к данному отчету?
Софья с Севера:
Вы занимаетесь грузоперевозками? А туристическими маршрутами удавалось там поездить? И если да, то где, поделитесь опытом, пожалуйста.

Info Service:
Тем не менее вопрос логичный - вы были в Грузии, чтобы сравнить её с другими цивилизованными странами? Потому что мне не совсем понятно - откуда у вас сложилось такое мнение, хотелось бы узнать поподробней.

Info Service:
Нет, с физиологией у меня нормуль, а интересуют проблемы другого характера, в частности троллинга в исполнении некоторых персонажей...

Железнодорожный моск. обл.
Info Service:
Был в Грузии 2 раза, в 15-м и 16-м, вполне цивилизованная страна, в некоторых вопросах даст фору и РФ.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Железнодорожный моск. обл.
kim-230752:
Нет.
Волга, Газель, Спортейдж I, Гранд Витара New, Соренто R, BMW X3

Из-за леса, из-за гор...
А мне Грузия понравилась, везде на дорогах старый добрый надежный пруль, вкусная настоящая еда, а не пальмовые спреды и порошковые напитки как у нас, хороший снег и высокие горы, что еще надо что-бы хорошо покатать на лыжах? из недостатков, курят везде, пешеходов пропускать не принято.
Гр-н Водкин, совсем неудивительно, что Вас интересуют "проблемы другого характера". Поскольку Вы как раз и являетесь одним из таких одиозных персонажей.
Думаю, что многие другие читатели согласятся с тем, что решать проблемы троллинга Вам следует начать прежде всего с себя.
Вася Залесный:
А как насчет поведения водителей на дорогах?
toptishka:
1.Нет, и за свои деньги не поеду туда ни в коем случае.
2.То, что Вам это не совсем понятно, кажется странным. Создается впечатление, что Вы не прочитали внимательно комментарии к этому отчету.

Вася Залесный:
из недостатков, курят везде, пешеходов пропускать не принято.
Это достоинства: Дорога для автомобилей!!! А курят не везде : в парке при каньоне Окаце курить нельзя!
Prius alpha G-ed. 2013.
Сейчас на Ваено-Грузинской границе огромная очередь

Info Service:
1.Нет, и за свои деньги не поеду туда ни в коем случае.
Ни один комментарий не сравнится с собственным мнением, которое лучше всего складывается основываясь на собственных впечатлениях от поездки по стране. Или вы доверяете всецело людям, скрывающимся под никами в интернете?

Я могу вам своё мнение выразить насчёт поездки в Грузию. Да, проблем там много: в частности поведение на дорогах водителей, культ автомобилей, раздолбайство, которое в прошлом году привело к страшному наводнению в Тбилиси с жертвами. Но, при этом за почти 10 дней в стране ни разу не столкнулся с хамством, попытками вытрясти с меня за что-то деньги, какой-либо агрессией и самое главное: люди друг друга ценят, уважают, не делят на белых, чёрных, еще каких-то, ценят место, где живут, берегут и ухаживают за ним. При этом свято чтут свои традиции, историю, старшее поколение. Если это не показатель цивилизованности, то что тогда?
toptishka:
Вот как раз раздолбайство - главнейший показатель отсутствия цивилизованности. Из-за "раздолбайства и т.д", о котором пишете в том числе и Вы, и не хочется туда ехать и идти на неоправданный риск.
Зачем ехать туда, где наличествует раздолбайство? Есть места гораздо лучше и цивилизованнее. "Чтение традиций" и т.п - местные культурные особенности, туристу они не так важны, как безопасность, комфорт и предсказуемость. Так что все правильно - отдыхать нужно в более цивилизованных местах.

Раз тебе не надо в грузию, то какого йуха ты тут делаешь? Этот отзыв конкретно для тех, кто собирается, или попал в трудную ситуацию с возвратом на родину. В названии именно так и указано,так что давайдосвидания. Пестуй в отзывы про черногорию.

Dr_Mac:
Это достоинства: Дорога для автомобилей!!!
В таком случае хорошая из Вас кегля получится, когда станете безлошадным.

Mr. Must:
В таком случае хорошая из Вас кегля получится, когда станете безлошадным.
Я на дорогу смотрю, когда безлошадный! Лучше как у нас : пешеход идёт по пешеходному с бананами в ушах и слепой на оба глаза! Ни одного сбитого пешехода в Грузии не видел: все умудряются как - то переходить даже через 4 полосы (даже бабушки 80-летние). А у нас каждый день слепошарых сбивают, которые вышагивают по дороге, как по бульвару!
Prius alpha G-ed. 2013.

Info Service:

Да и что такое безопасность в нашем современном мире? Ожидали ли туристы в Ницце в день взятия Бастилии, что на набережную выскочит грузовик и начнёт давить людей? Или туристы из Петербурга, летевшие рейсом из Египта в прошлом году? А природные явления, которые периодически вспыхивают в разных точках мира - их можно предсказать и предугадать?

Я одно точно знаю насчёт безопасности в Грузии - люди там машины не запирают на ночь, дома, всё открыто, всё в свободном доступе и никто не ворует. Потому что традиции, потому что культура. И ночью там можно гулять абсолютно везде, и девушки у меня знакомые ездили туда и абсолютно спокойно отдыхали, никто не приставал, не делал пошлых предложений, ухаживали - да, дарили подарки, цветы, комплименты делали, но никакой грубости, никакой агрессии и хамства. Разве это не показательно?

toptishka:
1.Удивляет тогда, как вы в России живёте, где это самое раздолбайство на каждом шагу..) Мы же тут каждый день рискуем, получается:)
2.Вы только всех туристов под одну гребенку не равняйте, что и кому интересно. Мне вот культурные обычаи и традиции, самоопределение нации, её особенности гораздо важнее чем комфорт, или безопасность, так называемая.
3.Напоследок скажу: нация с богатейшей культурой, одной из древнейших в Европе, с богатыми духовными и историческими традициями просто не может считаться цивилизованной.
1.Именно потому и следует выезжать на отдых в цивилизованные страны - отдохнуть от местного раздолбайства.
2.Маловероятно, что местные культурные ценности для Вас важнее безопасности.
3.Спасибо, что согласились со мной, но все-таки сложные предложения следует проверять перед публикацией, чтобы они не смотрелись курьезно :)
Зуб34:
Вот и целевая аудитория подтянулась. Это очень показательный комментарий.
То, что Вы раздражены - это хорошо.
Однако, то, что Вы не можете выразить свои мысли на грамотном русском языке, без хамства и ругательств, и, таким образом, ведете себя недостойно - однозначно плохо.
Плохо также и то, что Вы этого не понимаете.
kentyara70:
Нах... нам Кавказ,мы в России не все места посетили.
Плюсую, как житель кавказа, люто ненавижу курортников из за забитых летом дорог, сидите лучше дома или катайтесь по Турциям-Черногориям

toptishka:
Позвольте и мне с Вами не согласиться :) Наш отпуск в Черногории почти во всех районах позволяет сделать выводы об искренности и радушии черногорцев. И ещё у них нет той грузинской навязчивости.

И ещё я специально сделал акцент на регионе проживания. Нужен весомый повод, чтобы ехать с Дальнего Востока в Грузию. Здесь Вам не равнина, здесь климат иной, и красоты природные в изобилии.
Именно поэтому дальневосточника Грузия может запросто как минимум не впечатлить, а то и разочаровать.
Inferno555:
Соглашусь с Вами. И никаких ушлых ментов нет, что существенно облегчает дорогу.
С ушлыми ментами не встречался. К полиции нет никаких нареканий. Наоборот, восхищен отзывчивостью, от объяснения маршрута на русском языке до готовности прийти на помощь снять кошку с дерева. Можете представить себе, что российский дядя Стёпа в течение 10 минут искал по округе лестницу, чтобы помочь кошке?

А ДТП за полторы декады я там вообще не встречал, меня не останавливали. Хотя ехал я как все, в общем потоке и в городах и по трассам, чтобы не выделяться и не создавать помех со своим уставом в чужом монастыре (в том числе и с превышением и даже иногда на красный вместе со всеми, только аккуратно).

Алексей Игорич:
Насчет кошек не знаю, но в Элисте недавно обычный калмыцкий гаишник, к которому я просто пристал на улице, ездил по городу и мне помогал найти сход-развал как раз минут 10-15.

Мы улетали на самолете через неделю после селя, билеты были и по 7к из Тбилиси и по 10к из Батуми. Машина с водителем уехала через Абхазию - все хорошо.

Обнинск
Info Service:
... отдыхать нужно в более цивилизованных местах.
Это почему?
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Info Service:
Вот и целевая аудитория подтянулась. Это очень показательный комментарий.
То, что Вы раздражены - это хорошо.
Плохо также и то, что Вы этого не понимаете.
Мне неприятен сам разговор с пустым местом. Вставлять свои никчёмные мысли о цивилизованности одного из древнейших народов,одной из колыбели христианства-верх бестактности. Тем более в месте, где идёт конкретное обсуждение ситуации, в которую попала значительная часть соотечественников.
Зуб34:
Про бестактность кто бы говорил, только не Вы.
Вам неприятно потому, что Вы сначала нахамили, а теперь вынуждены оправдываться. Это очень хорошо.
Второе - культура и цивилизованность - это не одно и то же, о чем и было сказано ранее.
Впрочем, к Вам не имеет отношения ни то, ни другое.

Неприятно, оправдываться... Что за бред? Это так же контрпродуктивно,как испытывать эмоции к табло аэропорта. Ты просто бот,программа, написанная для разведения срача в камментах. Конструктивного-ноль, никчёмные попытки давать советы космического масштаба и космической же глупости. Обычная дешовка из интернета,вездесущий тролль,спрятанный за пиндоссовский аккаунт.
Зуб34:
Никакого бреда. Вы постоянно мне раздраженно, срываясь на грубости, отвечаете, хотя это "контрпродуктивно". Что, собственно, является подтвержением тому, что Вас это сильно беспокоит ) Это очень хорошо.

Ростов-на-дону
почему не поехать через ленингори до цхенвала? дорога там новая.

красиво
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

Порядочек везде... Молодцы!

Обнинск
алексмерфи:
почему не поехать через ленингори до цхенвала? дорога там новая.
А в Ленингори как?
Я знаю, что я ничего не знаю (с)

Твоя совесть
21-ому масленку не понравилось моё предложение покушать. Лол.

Хороший отчёт.

Повезло в Азербайджане, бывает хуже.

Мы с женой тоже там были и выбрали другой путь. Попытались проехать через Южную Осетию, но там нас встретили грузинские автоматчики со словами "убирайтесь отсюда пока целы". Потом мы поехали на границу с абхазией, где два дня нас не выпускали под различными нелепыми предлогами. После того как русских машин оказалось слишком много, чтобы удержать, мы колонной проскочили за час до закрытия абхазкой границы.
Выбрали имеено этот путь, так как сами из Крыма и ездили по украинским загран паспортам, которые после поездки выкинули и сделали русские.