|
В этом году Грузия, как никогда, популярна для отдыха. Это действительно очень интересная страна с богатой историей, красивейшей природой, спокойная, безопасная и относительно недорогая. Приехать можно в любое время года. А летом есть еще и море, может быть, не самое лучшее, но точно не хуже российского. Особенно интересно ездить по Грузии на машине, удобнее всего — на своей. И вот здесь возникает проблема, о которой я и решил написать, возможно, это будет полезно, для тех, кто поедет туда или оттуда.
Дело в том, что на данный момент действует всего одна дорога из России в Грузию — Военно-Грузинская, из Владикавказа в Тбилиси через Крестовый перевал (2395). Только на этой дороге есть пункты пропуска: КПП Верхний Ларс / Дариали. Через этот переход идет весь наземный транспорт в Грузию и Армению (железнодорожного сообщения с этими странами у России нет). Соответственно, бывают очереди. Но главное, район, где проходит трасса, является сейсмоопасным и лавиноопасным. Поэтому существует шанс попасть в стихийное бедствие. Он крайне невысок, проблемы случаются редко, но у нас именно это произошло. В результате схода селевого потока 23.06.2016 г. дорога была разрушена, движение по ней закрыто, КПП эвакуированы. Мы остались на той стороне, и перед нами встал вопрос, как возвращаться домой.
Коротко о нашем маршруте. Выехали из Тольятти утром 11.06, через Сызрань — Саратов — Волгоград добрались до Элисты, там заночевали. На следующий день поехали по дороге, которая есть в атласах, но Яндекс и Гугл никогда по ней маршрут не прокладывают, хотя это самый короткий вариант. Элиста — Арзгир — Буденновск — Зеленокумск — Курская — Моздок — Владикавказ. За исключением одного участка, там хорошие, пустые дороги, везде асфальт. По Калмыкии из-за пучин дорога периодически разрушается и постоянно ремонтируется. Информация обычно бывает на калмыцких сайтах. Ее ремонтировали этой весной, поэтому было нормально. Перед Моздоком, на въезде в РСО-Алания строгий пост, где всех останавливают, могут досмотреть салон, багажник. Потом еще немного Ингушетии и снова возвращаешься в Осетию. Перед Владикавказом на федеральной трассе «Кавказ» тоже есть пост, где нужно регистрироваться (сканируют паспорта и документы на машину). Ничего страшного в этом не вижу, но время приходится тратить. Впрочем, мы не особо торопились, план был — до вечера пройти границу и заночевать в Казбеги, при желании можно было доехать быстрее или дальше.
Яндекс и Гугл, кстати, предлагают ехать через Минеральные Воды, это всего на 50 км дальше, и там вместо Ингушетии Кабардино-Балкария.
Северная Осетия — Алания, начало Военно-Грузинской дороги в пригороде Владикавказа.
Во Владикавказе обязательно нужно заправиться, т. к. в Грузии бензин дороже, и заправка будет только в Гудаури, через 100 км горной дороги (возможно, есть АЗС в Степанцминде, но я не видел). Что касается границы, то тут как повезет. Я читал и о 15 минутах, и о 7 часах, причем почти все это время — в очереди на российской таможне. Мы проходили вечером в праздник 12.06, потратили 3,5 часа. Здесь нужно быть наглым, иначе влезут местные машины. Когда мы приехали, были в очереди 35, через 15 минут — 42, еще через 15 минут — 46, причем очередь двигалась! Потом я сориентировался, и очередь уже только уменьшалась. На самой границе процедура прошла довольно быстро, а с грузинской стороны — еще быстрее и без очередей. Отмечу, что фуры стоят в своей очереди, на скорость прохождения процедур не влияют.
От границы и до Степанцминды (Казбеги) дорога плохая — есть участки без асфальта, никогда не прекращающиеся ремонтные работы, неосвещенные тоннели. И именно на этом участке и происходят все проблемы. Зимой, правда, еще на Крестовом перевале периодически расчищают снежные заносы.
Дальше мы 10 дней отдыхали в Грузии, преимущественно, на море — в Батуми и окрестностях. Подробности вряд ли будут вам интересны, как выглядит Батуми, можно посмотреть на моих фотографиях.
Степанцминда, вид на Казбек, село Гергети, Троицкую церковь.
Река Терек и вид в сторону перевала.
Сиони, вид на грузино-ингушскую гору Шан.
Церковь в Сиони.
Отличная погода на Крестовом перевале.
Вид с перевала на Арку дружбы народов и курорт Гудаури.
С этих потухших вулканов начинается река Арагви.
Мцхета, собор Светицховели.
Аджария, пляж в Махинджаури, в хорошую погоду видно Главный Кавказский хребет в Верхней Сванетии и Абхазии, с другой стороны из Батуми видно снега на грузинско-турецкой границе.
Вид с того же пляжа на Батуми. Ночью красивее.
Сарпи, граница Грузии и Турции. Очередей нет.
Горная Аджария, река и село Аджарисцкали.
Горная Аджария, Махунцети — село с древним мостом и водопадом.
Горная Аджария, муниципалитет Кеда.
Батуми, Европейская площадь.
Батуми, Алфавитная башня.
Батуми, драматический театр.
Батуми, озеро в Приморском парке.
Батуми, фонтаны на Приморском бульваре.
В Батуми многокилометровая набережная с активным велодвижением.
Позднесоветские дома и новостройки.
Есть огромный ботанический сад.
Гурия, популярный пляж с черным магнитным песком в селе Уреки.
Кутаиси, храм Баграта.
Имеретия, Гелатский монастырь.
Слияние Куры и Арагви около Мцхеты.
Тбилиси, Троицкий кафедральный собор.
Тбилиси, крепость Нарикала и старый город.
Тбилиси, мост Метехи, площадь Вахтанга Горгасали, канатная дорога…
Тбилиси, мост Мира.
Могу сказать, что мне почти все понравилось. Грузия больше похожа на Южную Европу, чем на Азию. От моря я многого не ждал, оно более-менее чистое только к югу от Батуми, около турецкой границы, в остальных местах — что-то типа Сочи. Но природа просто потрясающая! Народ гостеприимный, по-русски говорят почти все, тем более что основная масса отдыхающих — русские, украинцы, белорусы, казахи. Есть поляки, венгры. В Тбилиси есть западноевропейские туристы.
Что касается дорожного движения в Грузии, то водят, конечно, плохо. Не катастрофично, но нужно быть аккуратным, тем более что ОСАГО там нет. При въезде никаких полисов оформлять не надо, никаких сборов тоже нет. Ближний свет необязателен. Детские кресла необязательны. Пешеходов никто не пропускает. Трафик в Грузии небольшой, пробок я не видел даже в Тбилиси. Ну то есть все, как было у нас в 90-х. Полиция есть, всегда заметна (даже стоят с включенными мигалками). Коррупции нет, взятки им никто не предлагает, говорят, можно не только обидеть, но и реально сесть в тюрьму. Но насколько я понял, нужно очень серьезно нарушить, чтобы привлечь их внимание, и то, если нарушение не умышленное, могут и отпустить.
Дороги хорошие, от Тбилиси к морю по равнине идет магистраль с зелеными знаками, 110 км/ч, в горной местности она становится обычной дорогой. Все указатели дублируются латиницей, на трассах все понятно, а в городах можно запутаться, т. к. указателей мало, улицы кривые, бывает одностороннее движение. Вся инфраструктура присутствует.
Короче, отличная страна для поездки на машине. Но…
На обратном пути решили провести день в Тбилиси; по пути погода резко изменилась — откуда-то взялись ураганный южный ветер и 40-градусная жара. Вероятно, эти воздушные массы, столкнувшись с холодным горным воздухом, и привели к последующей ситуации.
Ночь с 22-го на 23-е июня мы провели в Тбилиси, утром погуляли по центру. Планировалось, что к вечеру мы поднимемся в Гудаури, чтобы рано утром стартовать оттуда в сторону дома. Но из-за жары уехали раньше и уже где-то в 17:30 подъехали к подъему на Крестовый перевал. Там с поста дорожной полиции выскочил офицер и начал всех тормозить. Это, кстати, был первый раз, когда меня остановила полиция. Он сообщил, что ему поступило указание никого не пропускать в связи с лавиноопасностью. Предложил становиться всем вдоль дороги и ждать разрешения. На наши вопросы про сроки ответил следующее: в зависимости от ситуации, от нескольких часов до нескольких недель. Что именно произошло, он либо не знал, либо не стал говорить. Минут через 10 некоторым уже надоело ждать, и они решили поехать дальше. Я подумал, что раз полицейский не пытается их остановить, значит, можно ехать. Тем более, что наверху у меня забронирован номер, и я планирую там ночевать. По мере подъема думал, что если все плохо, надо будет проскочить, пока дорогу не засыпало, а то можно надолго застрять. Вверху была гроза, сверкали молнии. В Гудаури на той самой единственной заправке остановился долить бензина, до Владикавказа его бы не хватило. Там есть wi-fi, я попытался узнать какие-то новости, т. к. никто из местных, встречных и попутных ничего не знал, сказали только, что недавно здесь прошел град. Прочитал на сайте МЧС РСО-Алания следующее:
Военно-Грузинская дорога закрыта
23 Июня 16:35
В связи со сходом селевого потока на дорожное полотно Военно-Грузинской автомобильной дороги на территории Грузии, невозможностью обеспечения безопасного проезда автотранспортных средств, а также в соответствии с рекомендацией пограничной полиции Грузии запретить движение транзитных автотранспортных средств на участке город Владикавказ — населенного пункта Ларс — в направлении на выезд из Российской Федерации с 16 часов 30 минут 23 июня 2016 года до особого распоряжения.
МЧС настоятельно рекомендует воздержаться от поездок в данном направлении.
На посту дорожно-патрульной службы в пункте пропуска находится гостиница и кафе для водителей (до 30 мест).
В наличии места отдыха в городе Владикавказ, гостиница «Коммунальник» на 50 койко-мест (15 километров до поста Государственной инспекции безопасности дорожного движения).
То есть понятно, что уже все случилось, но непонятно, насколько все это серьезно, и когда откроют дорогу. Но естественно, надеялись на лучшее, поэтому поехали в отель, чтобы поспать, а утром разбираться и принимать решение. Поспать, конечно же, не получилось. Всю ночь сидел в интернете, читал. Выяснилось, что в августе 2014 тут уже была ситуация со сходом селя, тогда погибли люди, а дорогу восстанавливали несколько недель. Читал, кто как выбирался. Я знал, конечно, что можно вернуться через Азербайджан, но это был самый нежелательный вариант. И я стал анализировать другие, вплоть до фантастических. Варианты были такие:
1. Полностью легальный путь через Азербайджан: Тбилиси — Баку — Махачкала. Лишние 800 км, 4 таможни, неприятных и длительных. Патологическое взяточничество и вымогательство в Азербайджане. Возможность требования залога за автомобиль в размере 2000-3000 долларов наличными. И это еще хорошо, что я не имею никакого отношения к Армении: гражданам Армении реально сесть в азербайджанскую тюрьму (потенциальные шпионы), гражданам России с армянскими фамилиями, либо русским, имеющим штампы о посещении Армении, как минимум, гарантированы длительные допросы.
2. Путь через Абхазию и Сочи. Это легально с точки зрения России и Абхазии, а у Грузии позиция следующая: Абхазия — оккупированная (Россией) территория Грузии. Выпустить на территорию Абхазии они могут, но никаких штампов о выезде не будет — они считают, что ты не покидаешь Грузию. Это означает, что при следующем въезде в Грузию через КПП тебя забирают в полицию в связи с нарушением миграционного законодательства, ведь ранее ты нелегально выехал. А учитывая, что на границе Грузии и Абхазии грузинские полицейские регистрируют проезжающих, у них будет информация, что ты посещал оккупированные территории, а это означает допросы, и даже возможна отсидка. Ну то есть это путь в один конец. При этом также значительный крюк и пробки от Адлера до Джубги. А в Абхазию еще нужно оформлять визу в электронном виде, это не менее 2-3 дней. В интернете есть слухи, что в прошлый раз проезжающих через Абхазию из-за ЧП в базу не заносили, но правда это или нет, будет ли так сейчас, было непонятно.
3. Путь через Южную Осетию и Рокский тоннель. Практически аналогичная ситуация, только ЮО еще и не впускает с территории Грузии. В интернете абсолютно не было информации о подобном опыте, поэтому я написал в МИД Южной Осетии, и они утром мне ответили со ссылкой на какой-то свой закон, что въезд на территорию ЮО возможен только с территории РФ.
4. Какой-то мифический паром из Батуми. Информации немного. Перевозит фуры. Расписание неизвестно, в сети есть контакты компании-перевозчика, я не звонил. Есть возможность переправиться в Ильичевск (если не путаю, сейчас его переименовали в Черноморск). Это Украина, проблемы гарантированы. Вроде есть возможность переправиться в Новороссийск. По отзывам за прошлый раз: длительное оформление, очереди, дорого (ориентировочно, 30000 рублей), проблемы с Новороссийской таможней — там вроде бы нет пограничного перехода для пассажиров. Короче, дорога займет неопределенный срок и могут быть проблемы.
5. Путь через Турцию — даже не стал рассматривать. Мало того, что большой крюк, куда потом? В Болгарию — виза, в Грецию — виза, в Иран — виза. Опять таки, вроде был паром Трабзон — Сочи, но ходит ли он сейчас? Как попасть? Наверняка, дорого и долго.
6. Нелегальный путь — пересечение границы без проставления штампов. Собственно, отсутствие штампов — это не преступление, это потом можно объяснить недоразумением, ошибкой пограничников и т. д. Да и штампов у меня много, будут ли их считать. Правонарушение состоит в самом факте нелегального пересечения границы, нахождении в пограничной зоне без разрешения ФСБ, а если развивать эту тему, то тут вспомнят о таких вещах, как контрабанда, терроризм и т.д. Не знаю, насколько это реально, проверять даже не собирался, так как это противозаконно и грозит серьезнейшими проблемами. В принципе, мне известны только 2 перевала, где возможно проехать — Мамисонский (2911) и Клухорский (2781). Один — на территории ЮО, другой — Абхазии, это зоны конфликтов, наверняка охраняются с обеих сторон. Дорогами там перестали пользоваться еще с начала 90-х, когда там прошли границы государств и был построен удобный Рокский тоннель. Подозреваю, что эти дороги непроходимы из-за тех же селей, которые там были за прошедшие 20-30 лет. Больше никаких автомобильных дорог там нет — это центральная часть Кавказа с 5000-ными высотами.
7. Оставить машину в Грузии, улететь самолетом, а после восстановления дороги за ней вернуться. Это не означает, что можно просто оставить машину на улице или на стоянке. Подозреваю, что в аэропорту может быть вопрос: куда ты дел машину, на которой въехал в Грузию через автомобильный КПП. Штампы в паспортах вроде не отличаются у пассажиров и водителей, хотя при въезде их ставят в разных будках. Но в базе наверняка фиксируются данные машины. Так вот, чтобы легально оставить машину, нужно поставить ее на специализированную стоянку то ли в Тбилиси, то ли в Рустави, оформить соответствующие таможенные документы. Вариант недешевый, но реальный. Сейчас пишут, что цены на авиабилеты резко подскочили после этого события, но на тот момент можно было купить по обычным ценам, что-то около 10-12 тысяч рублей с человека до Москвы.
8. Ну и наконец, самый простой вариант — ничего не делать, ждать, когда восстановят дорогу.
Какой вариант выбрали бы вы? Я выбрал оптимальный, ниже будет про то, как это было.
Понятно, что в такой ситуации поспать не удалось, часа 2, наверное, получилось, с перерывами. Это позже сильно осложнило дорогу.
В общем, утром мы решили двинуть в сторону границы в надежде хоть что-то узнать на месте. В интернете к тому времени никаких новостей не появилось. Дорога была абсолютно пустой, попалось несколько местных машин навстречу, но никто никак не сигнализировал. После перевала отстаивались десятки фур, но большинство водителей еще спали. В первом же селе нас остановил полицейский и все рассказал. Оказывается, между Степанцминдой и КПП Дариали, уже практически перед переходом, в результате грозы с Девдоракского ущелья сошли селевые потоки, вода в Тереке значительно поднялась, русло реки изменилось. Из-за этих процессов, примерно километр дороги полностью разрушен, и ее теперь будут строить заново. При этом он предупредил, что, если мы хотим пересидеть здесь несколько дней, то это не поможет — все очень надолго, минимум 3 недели. Естественно, пока дорогу не восстановят, КПП работать не будут, вернуться в Россию здесь будет нельзя.
У меня, конечно, нет фотографий последствий, но они есть у Министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии: https://www.facebook.com/mrdi.gov.ge/
Ну что же, едем через Азербайджан. Я читал много ужасов про эту страну:
1) Залог при ввозе автомобиля в сумме его растаможки, которую называет инспектор, но обычно это 2000-3000 долларов, как я уже писал. Только наличными! На выезде их возвращают. У меня такой суммы, естественно, не было. Вообще, наличкой я пользовался по минимуму — в Грузии пластик принимают в любом ларьке. А к моменту выезда я позаботился о том, чтобы почти все наличные грузинские деньги были потрачены. Была кредитка, хватит ли лимита? Где снять? Что делать с этой суммой, когда ее вернут. Наверное, надо в Дербенте сразу же вернуть на карту, не ехать же с такой суммой через Северный Кавказ… Но таких, как я, уже могут ждать сразу же после границы. В каком случае необходим залог, мне до сих пор непонятно, т. к. азербайджанское законодательство очень расплывчато, и в общем-то, право определения необходимости внесения залога оставляет инспектору. Вроде бы, залог оставляется за машины класса ниже евро-4. Включительно или нет — непонятно, есть какие-то критерии по годам, типа американские машины — от 2004 г. в., европейские машины — от 2005 г. в., японские — от 2011 г. в… Как-то так. Лояльность таможенника обеспечивается легко. Также вроде бы залог точно нужен, если едешь по генеральной доверенности. По другой версии залог не оставляется вообще, если едешь транзитом. Но при этом, если у инспектора возникнут сомнения…
2) Очень долгое ожидание и лютые досмотры на таможне. Во время прошлого катаклизма, говорят, стояли в очереди по 15-20 часов. Никто никуда не торопится. Могут придраться к совершенно безобидным вещам.
3) Дорожных инспекторов много, засады, подставы, вымогательство.
4) Превышение скорости — большой штраф, есть оборудование, которое фиксирует превышение на большом расстоянии. Смысл, конечно, не в штрафе, а во взятке, размер зависит от инспектора.
5) Полностью запрещена тонировка. Даже задние стекла. Даже заводская тонировка. Штраф и сдирать.
6) Запрещены антирадары. Штраф и конфискация. Про радар-детекторы в законе ни слова, но если найдут, будут считать это антирадаром, попробуй докажи иное! Наверное, и за видеорегистратор могут придраться. Мало ли, может, нельзя снимать полицейских без разрешения, а ты это сделал.
7) Сотовые телефоны должны быть зарегистрированы в специальной службе, иначе через 2 недели блокируются и больше в Азербайджане работать не будут. Но это, как раз, не очень страшно.
Не знаю, есть ли там все это, или нам просто повезло, но честно, не пришлось столкнуться ни с чем таким, разве что прохождение границы долгое. А ведь у нас было все, к чему, по слухам, придираются. Евро-4, задняя тонировка, генеральная доверенность на русском языке без перевода, лишний литр вина в багажнике, а под конец еще и движение по встречке, но мы проехали без приключений!
Итак, 24 июня примерно в 10 утра мы развернулись и спустились обратно в Грузию, а через 2 часа уже приехали на границу. Тут надо сказать, что основных пунктов пропуска между Грузией и Азербайджаном два:
Расстояние в итоге примерно одинаковое, но первый более популярен, т. к. выходишь сразу на прямую и легкую магистральную трассу в Баку. Там длиннее очереди, но подозреваю, меньше коррупции, т. к. везде камеры и меньше времени на каждого проезжающего. Как вы поняли, я поехал именно там. В Лагодехи, как пишут, тоже проблем не было, очереди минимальные. Дорога там идет больше по Грузии, она обычная, двухполосная, заходит во все города, есть рельеф. То есть переезд дольше получается.
Выехали из Грузии традиционно быстро, минут 10 на все, и встали в очередь на въезд в Азербайджан, где-то в пятом десятке. Вероятно, мы были в самом начале потока таких же, как мы, потому что пока стояли, очередь сильно выросла, и в основном, это были российские машины. В Азербайджане о ЧП знали, но не стали ничего менять в режиме работы КПП (как и в России на следующий день). В итоге проходили границу 3,5 часа, вещи досматривали без фанатизма, чемоданы открывали. Залог не потребовали, оформили транзит на 72 часа. Взяли дорожный сбор, который зависит от объема двигателя, потом я купил ОСАГО на месяц. Сколько это стоило, точно не могу сказать, где-то 3000-5000 тыс. рублей. Дело в том, что я на тот момент не знал курс маната. Когда оплачивал сбор, я отдал 5000 рублей, мне дали сдачу — 40 манатов и сколько-то рублей, потом 20 манатов и сколько-то рублей я отдал за ОСАГО. Принимают и лари. Наверное, и доллары принимают. По какому курсу все это происходит, понятия не имею, но это была не та ситуация, когда можно было выбирать. Так что я просто отдал, сколько сказали. Не думаю, что сильно обманули.
Потом я выехал с КПП и сразу же заправился на Лукойле, принимают карты. Бензин в Азербайджане дешевле, чем в России и, по-моему, на всех АЗС цены одинаковые. Наверное, государство регулирует. По крайней мере, SOCAR — точно госкомпания.
Через несколько километров от границы пост автоинспекции. Ожидал именно здесь проблем — не остановили. Дальше такие посты еще были, нигде не останавливали. Но я не нарушал вообще ни разу. Дорога была сначала обычной двухполосной, потом пошла хорошая прямая четырехполосная магистраль с разделителем, разрешено то 110, то 90 км/ч. Много камер. Дорога свободная, машин мало, старые «Жигули» и «Волги» в основном, иногда попадались трактора и комбайны.
Азербайджан выглядит примерно так:
Есть еще горы, но они были в стороне, а потом уже проезжали их в темноте. Моря тоже ночью не было видно, хотя оно было рядом.
Как ехать, я примерно представлял — до Баку, а там свернуть на север. Но по карте получалось, что эта дорога слишком сильно уходит на юг, потом до Баку еще подниматься надо километров 70. Сейчас я уже понимаю, почему. На карте самой короткой выглядела дорога через Шемаху, и я решил поехать по ней. Вышли на нее через Уджары — Гёйчай. Из Гёйчая хорошо видна снежная гора Базардюзю, самая южная в России, до нее километров 60 по прямой оттуда, по дороге же это более 400 км!
В тех местах мы поужинали, это отдельная забавная история, и в сумерках приехали в Ахсу. Здесь начались горы, сразу же бесконечный серпантин вверх до Шемахи, оттуда достаточно крутой спуск вниз, в Гобустан. А еще и ремонтные работы. Расстояние небольшое, а ехали долго, в общем где-то в 11 вечера только приехали в пригороды Баку. Наверное, по магистрали было бы быстрее. В Баку можно было бы переночевать, но мы торопились домой, поэтому поехали дальше, борясь со сном. До границы еще 200 километров!
В 2 часа ночи доехал до Губы (Кубы) — последнего города перед границей, до этого все указатели были на него. Соответственно, тут я ожидал увидеть указатели в Москву, Ростов, Махачкалу, хотя бы Дербент, но их не было. Пока ехал по городу, понял, что сейчас уеду или в Гусар, или в Хыналыг, и стал разворачиваться. Как только я это сделал и доехал до первого перекрестка, оттуда выехал полицейский фургон, включил мигалку и уперся в меня. Я приготовился к проблемам. Полицейские наполовину по-русски начали мне объяснять, что так нельзя ехать, тут одностороннее движение. Мне пришлось поступить так же, как делают азербайджанцы, когда они у нас в России: когда ты все понимаешь, но делаешь вид, что не понимаешь. И я сказал, что туда я не хочу ехать, а хочу на границу и ищу нужную дорогу. В итоге они сопроводили меня с мигалкой на выезд, показали дорогу, сказали, что ехать примерно полчаса, пожали руки. И уехали…
И вот, где-то к 3 часам ночи подъехали к границе на КПП «Самур» (последние несколько километров без асфальта). Там рядом есть еще переходы, вероятно, менее загруженные. Не все круглосуточные. Говорят, там без видеокамер, могут быть поборы. Здесь очередь была не очень большая, около 20 машин. Я думал, к рассвету пройдем. На самом деле, до 4 часов не заезжал никто, потом начали пускать фуры. Моя очередь подошла ближе к 7, за это время немного удалось поспать. В течение часа проводились все пограничные процедуры: закрыли транзит, потом досмотрели машины (как повезет, у кого-то минуту пошарились в багажнике, а у кого-то все перерыли и собаку приводили), багаж пропустили через сканер, потом проверяли штрафы, потом сфотографировали и наконец проштамповали паспорта. Все это было медленно, но без придирок. Выехав с азербайджанского пункта пропуска, отстаивались на нейтральной территории, на мосту (!) через Самур. Тут я задумался, какие ПДД мы сейчас нарушаем: российские или азербайджанские? Стояли долго, потом запустили на наш КПП «Яраг-Казмаляр». Это, конечно, худший пропускной пункт, который я видел. Грязно, кабинки, как в аэропортах, только очередь движется в 10 раз медленнее, все лезут отовсюду. От въезжающих азербайджанцев требуют безошибочного заполнения миграционных карт на русском языке, что для многих представляет проблему. Я понимаю, направление сложное, но тут сама организация бестолковая: можно же сделать зеленый коридор / красный коридор, можно сделать отдельные очереди для граждан РФ и для остальных стран (это нормальная практика в Евросоюзе, например), можно водителей пропускать отдельно от пассажиров, т. к. пока ты стоишь в очереди, машина стоит в зоне досмотра, и никто туда заехать не может — поэтому и стоят на мосту. А когда выходишь, ты уже как бы в России, а твоя машина еще там, за забором. Нужно позвать офицера, он опять запустит тебя обратно, и оттуда ты уже выезжаешь на машине. Если выезжаешь. Меня вот поставили в ряд, где проходят процедуру ввоза ТС из Азербайджана. Процедура, похоже, длительная, водители куда-то ушли. В другой ряд там не проедешь, сзади еще несколько машин. Еще полчаса решали эту проблему. Но, честно скажу, никаких противоправных действий со стороны таможенников не было, хотя пост этим славится (наверное, на фурах специализируются). Наконец, после 7,5 часов границы, в одиннадцатом часу утра мы въехали в родной Дагестан.
В Дагестане многие боятся боевиков, на самом деле, встретить их крайне сложно, особенно сейчас, когда все желающие выехали в Сирию. Вероятность примерно такая же, как сход селя. :) Но вот абсолютно точно вы там встретитесь с гаишниками, и не всегда эта встреча бывает приятной. Просто имейте в виду, что тут также нужно все соблюдать. Но и это не гарантия беспроблемного проезда. Периодически я бываю в тех местах, мне хорошо известен пост в Сулаке, где сначала пытаются развести, а потом уже просят деньги просто так. В этот раз так получилось, что в Махачкале была пробка в том направлении — вечер субботы, а по той дороге дачи, турбазы и т. п. Поэтому я поехал через Хасавюрт и нашел там аналогичный пост — в Сулевкенте. Остановили, досмотрели машину, записали в тетрадь, потом один из них предложил пройти в вагончик где-то на задах. Предъявил нарушение скоростного режима и выезд на полосу встречного движения в соседнем ауле. Я говорю, откуда такая информация? Да вот, мне сейчас коллеги позвонили и твой номер сообщили. После того, как я от всего отказался, еще обвинил, что не желаю признавать свои нарушения. Вертел протоколом, грозился лишением, пересдачей экзамена и т. д. Я сказал: есть доказательства, оформляй. Предложил ему посмотреть видео с регистратора, это его расстроило. Ладно, говорит, что можешь предложить? Ничего не могу предложить: все деньги потратил в Азербайджане, есть только банковская карта, по которой я заправляюсь и еду покупаю. И ничего не дам. Естественно, отпустил просто так. Если кто там поедет, не ведитесь, эта ситуация типичная, рассчитана на то, что, если у вас есть сомнения, вы дадите денег. Но вообще-то не было там ни камер, ни радаров.
Больше нигде не останавливали, только на выезде из Дагестана в Калмыкию — поголовная регистрация, аналогичная владикавказской. Через Кизляр — Кочубей — Артезиан — Яшкуль где-то к часу ночи мы доехали до Элисты. Спать уже хотелось так, что пришлось останавливаться в гостинице. Ну и потом был еще день дороги, и только к ночи мы вернулись домой. То есть получилось почти три дня в дороге.
Если прямая дорога из Тольятти в Тбилиси составляет 1800 километров, то через Баку получилось 2600 километров. Это наглядно видно на карте:
Все это время мы читали в интернете, что делают другие застрявшие. Большинство поехали так же, как и мы, через Азербайджан, но чуть позже. У кого время позволяло, заехали в Баку, всем понравилось. Также была информация, что Россия договорилась с Грузией о транзите через Абхазию без занесения в базу данных, вроде бы кто-то так смог уехать. Про паром так ничего и не нашли. Сроки восстановления Военно-Грузинской дороги до сих пор неизвестны, прогнозируется к середине июля.
Вывод. Если поедете в Грузию на своей машине, имейте в виду, что такая ситуация может случиться. Как пишут в грузинских СМИ, имея опыт прошлого селя, в этот раз им удалось своевременно принять меры и обойтись без жертв. Но по прогнозам ученых, в дальнейшем сход селей с ледников Казбека на Военно-Грузинскую дорогу может происходить чаще.