|
Это небольшой отрывок из прошлогодней поездки в Армению путешественника Андрея Сотникова. Публикуемый очерк посвящен посещению русской молоканской деревни в Армении. Автора настолько поразили эти чистые русские люди из позапрошлого века, что он решил посвятить им отдельный очерк.
Самое сильное впечатление в Армении я получил не от самой Армении, а от посещения двух русских молоканских деревень. В Армении нет ничего особенного, что бы отличало её от других кавказских стран — те же горы, храмы, крепости… Это есть везде. Главная достопримечательность Армении — это молокане.
О молоканах я узнал совершенно случайно, когда мне в руки попал путеводитель по Армении, где как об одной из главных достопримечательностей указывали о двух чудом сохранившихся деревнях молокан.
Христиане-молокане — это малознакомая нам традиция. Когда-то очень давно, когда Россия была верующей православной страной, их высылали за каноничность веры — молокане не ходили в православные храмы, не поклонялись кресту, не принимали иконы… Сложно теперь сказать, кто из нас более прав, известно только одно, что благодаря высылке за пределы России, они и выжили и сохранили свою веру.
При въезде в первую молоканскую деревню Фиолетово спугнул целующихся под березками молодых молокан. Они смутились, потупились и быстро пошли в деревню. Березы в Армении не растут, но молокане их семена когда-то принесли с собой из России.
Молокане остановили время, они обратили время вспять — в деревнях, в общинах молокан все осталось, как было и сто, и двести, и триста лет назад. Посещая их деревни, ты оказываешься в золотом веке России, ты видишь совершенное общество, видишь какими были мы, когда были с Богом.
Объяснение, почему автор с бородой.
По мере ухода от нас христианства и прихода язычества, мы перестаем бриться. В России эта мода началась со времен Петра «Великого». Борода — это признак мужского пола. Стоит вспомнить, что и Христос носил бороду, и первые папы римские тоже носили бороды.
Христианство уходит повсеместно, молокане одни из немногих, кто все сохранили в неизменном виде. Ибо христианин — это не тот, кто ходит в храмы, соблюдает посты… Это особая культура, это, прежде всего, образ жизни. Приходится признать, что они выдержали испытание временем, сохранили христианскую веру, мы — почти нет (исключая воцерковленных православных, которых от силы 2-3 процента от общего числа жителей России). Тем молокане и ценны для нас, что мы можем у них учиться. Кто сегодня живет по Закону и имеет счастливые большие семьи? Это молокане и последние воцерковленные православные.
Как остаться человеком
Я пробыл у молокан всего два дня, потому не могу назвать себя специалистом молокан, но рассказать об этом феномене — сохранившейся русской христианской общине в Армении должен со всей подробностью. Думаю, этим феноменом сохранившейся в ХХI веке традиционной общины, феноменом счастливых людей, не принявших цивилизованный уклад жизни, должны заниматься специалисты. Только изучать их, кроме отдельных путешественников, никто не будет. Почему? Об этом этот очерк.
СНОСКА:
Мы плохо себе представляем, что такое община? Это когда все село как одна семья, и ты несешь ответственность за любого члена общины. Скажем, если ты увидел, что соседский сын курит, ты не пройдешь мимо.
Кстати, Сперанский, которого подняли как знамя нынешние либералы, тоже шел по пути разрушения общины. Это было одной из причин, почему у него ничего не получилось. А своими реформами он только приблизил революцию.
Да просто современных специалистов не интересует путь духа, он им не понятен и не интересен. Им не нужны люди здоровые духом и телом, потому молокане продолжают жить в своем небольшом мирке, на этих последних «островах» любви и радости, в своих «закрытых» от всего мира, мало кому известных деревнях.
Альтернативный мир
Молокане не впускают к себе никаких чуждых и враждебных идей и культур, они не смотрят телевизор, не читают газет, не принимают никаких нововведений. Они создали свою особенную «элитарную» культуру на несколько тысяч человек (численность двух сел в Армении). При всей открытости миру (меня здесь, абсолютно незнакомого человека из России, дважды пригласили в дом, напоили чаем, накормили), у них есть мощные «стены», оберегающие их от внешнего мира уже много лет.
В своих путешествиях мне приходилось встречать людей, живущих в чистоте, без света, телевизора и прочих современных «удобств», но то были отдельные люди или семьи, живущие где-то в глубинной России, которые покинули наш мир, чтоб отказаться от его «достижений». А здесь — это целая деревня единомышленников. Не знаю, есть ли еще где русские деревни «из прошлого», но одну я нашел.
Автор понимает, что сегодня Россия не может быть только «молоканской страной». Конечно, молокане — это чистой воды утопия. Автору важно другое, придет время, когда весь мир вновь станет «молоканским», только для этого нас должно очень сильно встряхнуть, чтоб ни у кого не возникало даже мысли об альтернативе.
Опишу две встречи с молоканами. Фотографий моих собеседников нет и быть не может, молокане категорически против фотографий. Если вы увидите где-то снимки молокан, не верьте — это не молокане или их сфотографировали тайно, что автор не практикует. Фотографировал я только их дома и детей, что не возбраняется.
Мы с Богом общаемся напрямую
Из беседы с молоканином Андреем М.
Имеет большой дом, 5 детей, 7 коров и старенькие бэушные «Жигули».
Крестов у нас нет, икон тоже нет, мы напрямую с Богом общаемся.
Разводов у нас не бывает. Как можно разводиться, если свадьбы совершаются на небесах.
Абортов тоже нет, они запрещены по Закону.
На вопрос будут ли у него еще дети, Андрей ответил: «Это не мне решать. Бог даст, значит, будут».
***
Молокане наивны, как дети, они не понимают своей «выгоды». Вместо того, чтоб получать доход от туристов, которые едут к ним постоянно, они на этих туристов смотрят, как на экзотику, как на подопытных кроликов. Молокане не понимают, почему западные люди ездят в дорогих машинах, зачем они тратят время на туризм, когда надо работать, служить Богу и кормить семью. Не понимают, как женщина может ходить без платка и вся напомаженная, она же «клеит» к себе чужих мужчин. И главное, почему их мужья разрешают своим женам так одеваться?!
Но и в молоканских деревнях не все так гладко. Внутри деревни существует как бы два разных мира. Половина молокан сохранили веру отцов, они живут по Закону, но рядом с ними, в той же деревне живут и молокане, принявшие наш с вами современный мир — они смотрят телевизор, не носят бород, не ходят на службы, пьют водку... По численности их примерно равное количество.
Нам с вами не так просто понять, что есть Божий Закон и чем он отличается от закона человеческого, и почему это не одно и то же, отчего они лишь иногда совпадают. Мирскому человеку сложно объяснить в чем разница. Одно можно сказать сразу, что если человеческий закон придумал человек, то Божий и придумывать не надо, он находится в сердце любого из нас.
На полторы тысячи молокан в селе Фиолетово проживает одиннадцать армян, которые и держат здесь единственный магазин со спиртным. Пьют, естественно, только те молокане, отошедшие от веры.
Все можно, но не все полезно
Почему молокане так строги в соблюдении Закона, почему они отторгают от себя «больные клетки», то есть тех членов общины, которые нарушают Закон? Лучше отторгнуть одного, но спасти общину в целом. Мне рассказали случай, когда один молоканин развелся и женился второй раз, община с ним порвала, чтоб болезнь не распространялась дальше. И даже когда его сын вырос и стал дружить с девушкой из общины, родители ее не отдали, потому что гарантии нет никакой, что и его сын не последуют примеру отца. А молоканам нужны полные гарантии.
Закон молоканам ничего не запрещает, он несет им благо. Потому они так за него держатся. Разве это не благо иметь здоровых детей, достаток в семье, быть уверенным в завтрашнем дне, знать, что дети, когда вырастут, тебя не бросят… Это сами молокане не хотят иметь компьютер, дорогой телефон или комфортный автомобиль… Как сказал апостол Павел: «Все мне можно, но не все полезно. Все мне дозволительно, но ничто не должно обладать мною». Ради любви к Богу они от всего действительно лишнего отреклись, от того, что не полезно душе.
Молоканину все можно. Молоканин может позволить себе купить автомобиль за миллион, они очень обеспеченны, но он никогда этого не сделает. Он не разведется со своей женой, даже если ему дашь миллион, потому что знает, тем он погубит себя и своих детей.
Молокане не читают светской литературы. Они не читают даже Пушкиных, Лермонтовых, Чеховых. Им у них нечему учиться. Их основная литература — это Библия и Жития… Все то, что читал русский человек до появления литературы… И они правы, хотя объяснить это современному человеку трудно, почти невозможно.
Ведь при всей своей гениальности Пушкин пришел к Богу только в конце жизни, а это самое главное. Интересно, что и воцерковленные православные перестают со временем читать светскую литературу, включая большую часть классики. Она им не нужна и не интересна.
Не стоит представлять молокан как каких-то полумифических людей, живущих за тысячи километров от нас где-то в горах Армении. Нет, у каждого из нас в ближайшем окружении есть свои «молокане» — это большие, дружные и, как правило, верующие семьи, где много детей, кто много трудится, и при этом они производят впечатление счастливых людей. Как правило, они живут в своих домах, ибо живя в благоустроенной квартире, трудно создать большую, а значит, счастливую семью. Хотя исключения случаются и в городах.
Как же так получается? В телевизоре, на улице, на работе, везде нас убеждают, что семья должна быть минимальной, а автомобиль и квартира, напротив, максимально комфортными и дорогими, а у этих людей все иначе, и они не производят впечатление ущербных людей, а даже наоборот, хочется у них учиться счастью, перенимать их опыт.
Молоканский или русский, улыбающийся Васька.
Кстати, молокане все еще умеют улыбаться. Где вы видели улыбающегося русского? После пережитых нами бесовско-либеральных лет улыбка сошла с лица русского человека, причем везде без исключения. В своих экспедициях я встречал свободную, открытую массовую улыбку только в староверческих скитах и вот еще у молокан.
О вреде и «пользе» развода
Последние сто и более лет нас приучают к мысли, что развод — это нормально, это обычное дело. И действительно, сегодня в России разводится каждая вторая семья (хочу когда-нибудь составить список причин, почему это происходит). Но сейчас хотел сказать о другом: мы должны понимать, что когда идем на развод, тем самым мы подписываем «смертный приговор» и своим детям. Они тоже, вероятнее всего, потом пройдут через развод. Это прекрасно понимают молокане, потому они так строги в соблюдении Закона.
Одна наша знакомая недавно «убила» разводом своего мужа. Перед этим мы года три беседовали у них на кухне, я, грешный, показывал шаги, которые позволят им сохранить семью. Со стороны все виделось достаточно просто… В итоге год за годом приходилось наблюдать, как гибнет семья. Через год после официального развода муж умирает в сорок с небольшим. По закону такие «убийства» не наказуемы, но это только по человеческому закону, по Божьему — факт убийства налицо. Это знают все друзья, об этом с каждым днем все более догадывается и она, это знает Господь.
Уже потом в лекциях отца Геннадия Фаста услышу слова: «Если супруги развелись, их нужно сразу садить в тюрьму. Они совершают преступление намного более серьезное, чем те люди, что сидят в наших тюрьмах. Если девочка никогда не видела, как ее мама слушалась папу, если сын не видел, как папа заботится о семье, им потом создать нормальную семью — легче в космос слетать».
Сам я давно понял, что развод это та же «смерть». Потому давно стараюсь разведенных вычеркивать из телефона как умерших. Появятся вопросы, сами позвонят.
Четвертый рейх
Откуда, вообще, взялась эта сила, разрушающая нас с вами. Слом ценностей произошел очень быстро, особенно во второй половине ХХ века (у нас, как всегда, с запозданием). Даже американское общество до войны было сверхпуританское. Объяснений много, и все они по своему верны, приведу лишь одно из внешних объяснений, почему произошло у нас оскудение нравов — появление четвертого рейха (так как политика это не моя тема, обозначу проблему лишь кратко).
Поняв уже в 1943 году, что война проиграна, нацисты начали вывозить награбленное за пределы Германии, для создания взамен третьего четвертого рейха. Вывозить было что, они ограбили почти всю Европу. Если мы не победили вас с помощью войны, решили они, то мы будем убивать вас с помощью наркотиков, водки, абортов, кино и телевидения… Мы все видим результаты этой «подпольной» войны. Это лишь одно из объяснений разложения морали в нашем мире. Есть еще внутреннее объяснение — наказание цивилизованных стран, забывших о Боге, поддавшихся разрушительному влиянию прогресса, и нацисты тут ни при чем.
В любом случае, тема четвертого рейха совсем не исследована. Истинная власть — она всегда тайная. О ней нет информации даже в интернете, где есть вообще «все». Четвертый рейх это одна из закрытых тем в наше «свободное» время. Но моя задача в том и состоит, чтоб приоткрывать эти темы. Однако вернемся к молоканам.
Молокане против того, чтоб их изучали как подопытных кроликов. Тут и изучать нечего, считают они. Уверуйте в Бога, соблюдайте Заповеди, живите как люди, и у вас сразу появится здоровье, много детей, достаток, вы будете иметь полные закрома счастья.
Мне показалось, что молокане, при всей их любви к России, даже благодарны русским царям, которые их выслали из России, забывающей Бога, потому они и спаслись.
Православие — это «секта»?
Молокан в современных публикациях часто называют сектой. Это происходит от нашего религиозного невежества. Молокане только религиозно необразованному человеку могут показаться сектантами, которые расплодились в постсоветской России. На этих многочисленных нео-язычников (анастасиевцев, виссарионовцев, рериховцев…), переезжающих из квартир в свои дома, создающих поселения вдали от городов. Большинство авторов фильмов и статей о молоканах абсолютно не понимают, зачем нужно иметь много детей, для чего соблюдать Заповеди и ходить в храм... На самом деле, скорее мы, современные обыватели, стали сектантами, чем эти молокане или верующие православные. А уж тем более ошибочно сравнивать молокан с язычниками. Молокане сохранили традиционную христианскую веру, язычники выдумали веру под себя. Но и тех, и других объединяет наличие общины. У молокан она сохранилась в неизменном виде, нео-язычники делают отчаянные попытки ее воссоздать. И те, и другие понимают, что община — это спасение России.
Еще молокан и язычников объединяет отрицание православной веры. Язычники ее отрицают агрессивно, от бессилия, молокане критикуют равнодушно с вершины познанной ими «истины».
Вер много, а истина одна
Беседа с пастором Василием М.
Наши предки из православия ушли. Мы много с чем не согласны. Крест, например, это против Писания. Христос говорил о жизненном кресте, он имел в виду, что мы должны жизнью креста жить, то есть в унижении, в смирении, в любви друг к другу, а не вешать его на себя.
Армяне живут гораздо хуже молокан. Чтоб жить хорошо, надо хорошо работать, а они не любят работать. Очень хитрый народ. Смотрят, где выгоднее, где легче. Вот их Господь и наказал, рассеяв по всему свету. У нас все работают — жена, дети. Мы все трудимся. Пять детей. Одна старшая дочка в Австралии. Ездил к ней на полгода, интересная страна, нации нет, один сброд собран со всего мира.
Постов мы не держим. Когда душа неспокойна, тогда ты сам назначаешь себе 2-3 дня поста.
Случаев развода у нас нет. Мы принимаем Закон и знаем, сладко или горько, разводу не подлежит быть. По молодости, пока не узнают друг друга, бывает поскандалят, подерутся даже, но еще никто не разводился.
Занимаемся в основном коровами. Максимум одна семья держит 67 дойных коров, а общее стадо у них 150 коров. Доят только руками — жена и три дочери. Ферма у них в горах, там света нет.
… А вообще, истину пока в себе не найдешь, ее нигде не найдешь. Вер много, а истина одна. И бесы веруют и трепещут.
* * *
Спросил у подростка-молоканина, племянника пастора, не думает он поступать в ВУЗ? Тот ответил: Нет, здесь спокойнее.
Хлеб по-молокански.
По дому молокане все делают сами. У пастора увидел на кухне «навесной потолок». Спросил, зачем ему евроремонт. Он ответил, что сделал потолок сам из четырехмиллиметрового ДВП, реечки почаще набил, чтоб не провисали, шпаклевкой покрыл, отшлифовал. Получился «натяжной потолок» по-молокански.
Свои продукты молокане в магазины не сдают, чтоб не плодить посредников. У каждого есть свои покупатели. Считается, что несколько тысяч молокан кормят своими продуктами треть Армении. Армян это устраивает — цена на молоканские товары практически та же, а качество сыра, молока, капусты, картошки… намного выше той, что продается в магазине. Молокане чтут Закон и обманывать не умеют.
Молокане почти не пользуются медициной. Господь дает нам болезнь за наши грехи, считают они, а мы, вместо того чтоб исправлять грехи, лечим болезни, а грехи оставляем себе. И через несколько лет получаем новую болезнь. Не случайно даже русский язык нам указывает ответ — слово врач от враг отличает только один звук. Правда, болеют молокане крайне редко, ибо питаются своими продуктами без нитратов, пьют свою родниковую воду, живут в сельской местности, а значит, дышат только чистым воздухом.
Рецепт молоканского сыра
От молокан я узнал рецепт молоканского сыра. Приведу его, ибо по своему опыту знаю, насколько сложно сделать сыр. Молоканский же рецепт очень прост и надежен. И храниться их сыр может сколько угодно, он не портится.
Основа молоканского сыра — закваска, или пепсин. В Армении он продается во всех магазинах, напоминает пакетики с сухими дрожжами. В России его почему-то нет. Но можно эту закваску приготовить и самостоятельно.
Молоко нагревают, примерно, до 35 градусов, оно должно быть чуть горячее парного. Если сильно нагреть, ничего не получится. Закваску пепсин в кружечке сначала разводят водой и выливают в нагретое молоко. На час оставляют, чтоб загустело. Потом нужно полученную массу порезать ножом полосками, чтоб лучше стекла сыворотка и в дуршлаг переложить. Делают рассол, на 5 литров воды добавляют один килограмм соли. В этот рассол кладут сыр на сохранение. Если не положить в соль, он через три дня почернеет. А в рассоле сыр может лежать сколько угодно, только каждые 1,5 месяца рассол надо менять или соль в него добавлять. Перед тем как есть, сыр можно положить в воду, чтоб ушла соль. Сыр этот в бочках они месяцами хранят.
Закваску они раньше сами делали из желудка молодой скотины. Желудок нужно промыть, в рассоле подержать, высушить — получается пепсин. По кусочку его нарезаешь и используешь.
Прививка от вируса цивилизации
И при всем том молокане тоже живут в XXI веке, и у них есть мобильный телефон, а когда возникнет нужда, молоканин сядет в свой автомобиль. Но, в отличие от нас, молоканам кто-то «сделал» прививки от вируса цивилизации. Если они пользуются телефоном, то самым простым, без каких-либо наворотов. Если автомобилем, то покупают тот, «что давно вышел из моды» и ремонтируют его до бесконечности. Молоканам не нужны все современные удобства и навороты, они знают, спасение не в них.
Одно из главных условий спасения молокан — они находятся в чуждой им культуре и вере (если армяне находятся в оккупации, как сами говорят, у них кругом враги, то молокане — в двойной оккупации). Живут молокане в Армении замкнуто и обособленно, почти не контактируя с внешним миром. Живут здесь не первый век, но даже армянского языка не знают. Молокане считают, что Россия погибла, и они создали вне России более правильную Россию, пусть и небольшую по размеру. Молокане живут надеждой, что остальная, заблудшая, потерявшаяся, основная Россия когда-нибудь воспользуется их опытом.
Автомобилями молокане предпочитают пользоваться русскими (советскими). Они подбирают никому ненужное старье и ездят на нем всю жизнь. Наши УАЗики они почему-то называют Виллисами.
Перечислю основные причины, почему молокане смогли создать совершенный мир в нашем несовершенном обществе:
Они сохранили христианскую веру.
Имеют большие семьи.
Не разводятся и не убивают детей.
Живут общиной, на своей земле и от земли.
Много трудятся и воспитывают своих детей в труде.
Не используют медицину.
Имеют «прививку» от цивилизации.
Автор очерка и куст граната.
В Армению стоит ехать уже для того, чтоб посетить молокан. Одно но… Вот пишу теперь о них и понимаю, что делаю для молокан ненужную, вредную рекламу. Другое дело, что они так сильно защищены от всех наших удобств и нововведений, что если они уже просуществовали неизменными сотни лет и сохранились, значит им ничто не страшно и в будущем.
Молокане сказали, что президент России Владимир Путин предложил им переехать в Россию. Им даже готовы бесплатно предоставить землю, но почему-то в Сибири. Молокане подумали-подумали и решили пока не ехать. В той России они были не нужны, в этой их ждут, но они сами не едут.
Весь мир трещит от кризиса, и только у молокан все стабильно, одни они уверены в завтрашнем дне. Это очень интересная область исследования. Почему это происходит? Другое дело, что никто не займется этой проблемой, никто не будет ими заниматься, кроме отдельных странников. Почему молокане «зависли» в прошлом, как распространить их благостный опыт на остальной мир?
Наши люди в Армении
Все происходящее молокане трактуют по-особому, на свой лад. Например, в конце 80-х на волне постсоветского антирусского национализма армяне стали преследовать русских молокан. Тогда очень многие молокане уехали в Россию, оставшиеся каждый день жили в ожидании расправы. В молоканских деревнях постоянно стояли российские миротворцы. Ситуация была настолько критической, что молокане приняли единственно правильное решение — обратиться за помощью к Богу. Они все ушли в общую молитву и пост, до тех пор пока ситуация не разрешилась.
В итоге в Армении произошло знаменитое трагическое землетрясение 1988 года. Все молокане знают, что это была Божья кара Армении за грех национализма. Если в писании написано, что и волос не слетит с головы, то неужели землетрясение могло случиться просто так.
Поставил палатку вблизи молоканской деревни. Когда стемнело, ко мне вышел молодой армянин. Он искал лошадь, освещая путь дорогим сотовым телефоном. Даже в ночи было видно, что его телефон стоит, как молоканский автомобиль. Подумал, что хозяин этого телефона навряд ли является многодетным отцом. Каждому свое — один имеет дорогой телефон, комфортный автомобиль, дом с евроремонтом, а другой много детей, много работы и счастливую семью. Хотя и здесь бывают исключения.
В России сложно найти человека, который скажет, что у нас нет демографических проблем. Последние полстолетия прироста населения в России нет. Мне становится все более понятна позиция тех людей, которые утверждают, что Россия, как, например, и США, к середине XXI века прекратит свое существование, распадется. И хотя с Америкой это произойдет вероятнее всего, но практические доводы говорят об обратном. В США в последние годы запущена программа большая семья. Для современного США 3-4 ребенка это не большая семья, а средняя. Но Америку может даже это не спасти. У Америки очень большая вина перед Богом, у нее «перечеркнуто будущее» (так же как нет будущего, например, у Украины, это чувствует почти каждый ее житель). Но и мы недалеко от них ушли. Единственное, что у нас есть — это искупительный ХХ век, явивший столько новомученников, и наша все еще живая церковь, живая, хоть и малочисленная.
То, что у России есть будущее, автор понял совсем недавно, когда начал разговаривать по душам с абсолютно неверующими людьми. И сделал вывод, что они веруют, даже сами о том не подозревая. Они соблюдают заповеди, не зная Библию, не посещая церковь, они просто родились русскими, и этого достаточно. Как сказал один современный богослов: трагедия Запада, что они на рубеже ХIХ и ХХ веков увлеклись Ницше, который окончательно увел их от Бога. Русский человек тоже прошел через увлечение ницшеанскими идеями, но нас они, напротив, только еще более укрепили в христианской вере. Потому лично я склонен думать, что вся та вакханалия, которая разворачивается теперь в России, цель которой окончательно увести нас от Бога, она, напротив, вернет нас к Нему и на этот раз уже окончательно.
А я еду дальше по Армении.
Продолжение, 3-ю часть очерка читайте в следующем месяце на сайте автора или ДРОМе.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Верующий коммунист
Дороги как таковой в деревню Ж. нет и никогда не было. Дорогу эту можно пройти на тракторе или еще на телеге, которую стали поминать в последнее время добрым словом в глубинных селах. Именно попутная телега с разговорчивым мужичком меня и подвезла до места. Когда мы подъезжали к Ж., хозяин телеги указал на дом, над которым развевался красный флаг, символ некогда великой России: «А здесь живет наш коммунист, но я его уважаю, стойкий мужик». Не часто сегодня увидишь красный флаг, да еще вывешенный по велению души. И хотя я ехал в Ж. для встречи с другим человеком, но зашел и к коммунисту. И надо сказать, что более интересного собеседника, большего патриота своей страны, а плюс к этому безмерно и бескорыстно влюбленного в природу русскую, мне еще не приходилось встречать. Побольше б таких «коммунистов», подумал я, и мы б не испытывали чувство стыда за свою новую ныне либеральную Россию, переживающую непростые смутные времена.
Беседа с Леонидом Николаевичем Шмелевым:
Много стало бродячего народу, когда выбросили людей с работы, куда им деться? Вот по полям, да лесам нашим бродят в поисках какой живности. Обратите внимание, нигде не гукнет трактор, нигде нет борозды. Шестьдесят пять лет живу, никогда такого не видел ранее. По первому образованию я агроном, поработал лесником, потом закончил лесной институт. Очень мне понравилось с лесом работать, с детства я на лесе замешан. И когда вышел на пенсию, купил в деревне дом покосившийся — нельзя было чай попить — приподнял, обсадил кругом деревьями, больше пятисот деревьев посадил. Вы знаете, какая тут теперь прелесть! Если бы вы приехали весной — глаза устают смотреть. Пчела скоро пойдет, она сейчас уже работает, но когда зацветут цветы, она возьмется по-настоящему.
Я всю жизнь проработал на благо Отечества
Что о себе могу сказать? Я человек очень убежденный, а значит, не современный. Я очень много в свое время получил от советской власти. Родители были абсолютно необразованны, даже начальную школу не окончили, — потому что нищие были. А мне советская власть позволила окончить два ВУЗа! Кто-то стремился после окончания института получить хорошее место, побыстрее в партию вступить… В партию я не бежал, тепленькое место мне не нужно было, и деньги мне не нужны были. Когда устраивался на работу, меня никогда не интересовала зарплата, меня интересовала возможность трудиться на благо Отечества. Я всю жизнь проработал на благо своего Отечества — как бы это ни было смешно и странно.
Сегодня этого нет. Вот у нас на реке пропадают табунами молодые мужики, ребята — работы у них нет, заняться больше нечем. Вот они поймают рыбешку, в нарушение всех правил, да и Бог с ними, продадут, вот что-то у них и есть. Я с ними беседовал неоднократно, их эти вопросы меньше всего интересуют. Сейчас опять стали писать о патриотизме — года четыре назад всерьез заговорили о патриотизме. Ну где же ему взяться, патриотизму-то? Может, в городах и иная ситуация, а на село посмотрите? Что там творится? Заколоченные дома, молодежь уезжает, появились даже знаете неблаговидные такие заведения, которых в наших краях и не бывало, гулливые заведения, — девчонки, молодежь ведут себя аморально.
Я родом не из этой деревни, я жил в пяти километрах отсюда, у меня здесь родители захоронены, да и не только родители, не знаю с каких времен, — мы сюда всегда приезжали летом с семьей. В этом доме жил старичок, жена у него умерла, написал мне: «Хочешь купить дом под дачу?» Вот купил и обжил, озеленил, да скотинку завел. Одиннадцать лет тут живу. Жена на лето приезжает. Есть квартира в городе, но я там долго не выдерживаю. Да и поддержка материальная большая. Не думал я, что в 65 лет придется трудиться так упорно. А зимой здесь жить очень даже интересно. И я человек от природы, полностью связан с природой. Я люблю лес, лес — это моя стихия. Жить мне здесь очень даже нравится, работы здесь бесконечно, и тишину я очень даже люблю. Был бы я очень счастливый человек, если бы не безобразия кругом, оно не дает возможности спокойно жить. Такого раньше не было, все раньше были заняты работой. А сколько было по-настоящему верующих людей. Здешний колокольный звон я отлично помню, он был у нас за пять километров слышен — и шли вереницей люди в церковь. Никакого воровства не было и в помине. А сейчас отойти от дома я не могу более чем на полчаса — сижу здесь, как привязанный. Все соседние дома, хозяева которых на зиму уезжают, все обчищено. А так-то жить можно, если ты любишь тишину, любишь труд.
Обида за державу велика
Трактор у меня хоть старенький, но свой — дровишки на нем привезу, сено в сарай привезу, щебень или песок привезу, — тем более могилы родителей все здесь, от Ивана Грозного, наверно, все здесь лежат.
Я привык жить в мощной, гордой, красивой, трудолюбивой стране. Меня не беспокоит, что я потерял какую-то финансовую устойчивость — хотя, конечно, в советское время я жил лучше — меня беспокоит совершенно не это. Потребности у меня небольшие, как у любого деревенского человека — а вот обида за родину, за державу велика и обиду эту я, наверно, с собой унесу.
У меня отец сто километров не дошел до Берлина и оставил он мне в наследство большую любовь к земле своей, к своей родине. Некоторые спрашивают: «Как ты здесь живешь? И голод тебя ломит и скучно, наверно, бывает?». Когда скучно, я вот только перед вами включил телевизор, а так, целыми днями с великим удовольствием копаюсь. У меня же здесь красота какая! Пусть у меня зайцы, мыши сгрызли вдвое больше, чем я посадил, а я все сажаю и сажаю, и все равно выросло. Вот только в доме у меня тут бедновато, но мне ничего и не надо.
Я вырос в лесах, мое родное село стоит в лесах, а тут леса только начинаются. Когда окончил институт, сразу уехал в леса, на северо-запад Вологодчины, и потом ездил туда постоянно. И прошлый год ездил, оставил здесь жену, зарядил ей ружье, сказал как вести себя, пока меня нет. А в этом году не решился ее оставить, уж очень неспокойно стало.
Я сверстник Гагарина
Я сверстник Гагарина — а гагаринское поколение, оно ведь совсем другое, конец семидесятых, это уже совсем другие люди. В наше время самое главное было — это быть патриотом своей родины, не говорить об этом, но быть. Мы все довоенные дети. Я когда поступал в институт, весил 59 килограмм. Представляете, как мы тяжело жили? Но нам были открыты все дороги — я занимался в трех спортивных секциях. Любили девчонок мы совсем иначе, домогаться девчонки — это значило унизить себя, — вот какое нам было дано воспитание. Были, конечно, и такие, которые стремились погулять с девчонкой, набедокурить и бросить — но этих ребят мы не уважали. А в основном все были увлечены спортом. Сегодня президент вроде стремится вернуть уважение к спорту, но разве это возможно, когда все платное? Смог бы я заниматься в трех секциях на двадцатирублевую стипендию? Натаскаешься штангу, придешь в общежитие, из окошка вытащишь сетку, там бутылка с кефиром и с городской булкой — это после штанги-то! Но тяга заниматься была исключительная, несмотря на такие условия. Были мы как-то заряжены на хорошее, не знаю, кто нас так зарядил и до сих пор я не могу понять, как мы это все потеряли. Я не вижу, чтоб сейчас пацаны стремились заниматься спортом. Мне 65 лет, в прошлом году пацаны поджигали траву вокруг моего дома — хотели спалить, я их догнал, хотя одному двенадцать, а другому четырнадцать лет, — так они еще разулись и без ботинок убегали, а я был в сапогах, — вот насколько мы были подготовлены.
Я очень благодарен своим родителям за то, что они приучили меня к труду, я не представляю, как можно сидеть у телевизора. Если меня посадить у телевизора, я бы недели через две заболел и обязательно умер. Сейчас как-то отвернулись люди от труда. А ведь рабочие руки — это самое главное. Согнать людей в палатки, сделать их торгашами легче, а вот сделать работягу из торгаша сделать будет намного сложнее.
Есть здесь у нас зайчишки, лисёнки есть, но в основном всё повыбили. Теперь на «Буранах» охотятся, а «Буран» идет по снегу со скоростью 60 километров — лиса уйти не может, лось уйти не может. Лис мало осталось, лосиного следа здесь не встретишь. Еще в середине 70-х лоси ходили табунами, а как тяжело жить стало, так все и повыбили — что ни попадается на прицел, то и лупят. Любви к животным не осталось. Я помню, учителя у меня были. Весной уедут километров за двести с первым катером и оттуда сплавляются на лодке. Так они уточку не убьют, только селезня. Говорят, зачем же я уточку буду убивать, когда она мне потомство на следующий год принесет. Так же и на зайцев охотились, только в определенные сроки — уйдут километров за пятнадцать по первому снегу или по чернотропу и без зайцев никогда не возвращались. И при этом было бережливое отношение к природе. Сейчас другое отношение, многое изменилось в ту сторону, в которую изменяться бы не должно. А природа она ведь очень чувствительна, она полностью от человека зависит. Вот я свою собаку пустить погулять ночью уже не могу, потому что за рекой капканы и отравленные приманки поставлены.
Я все недостатки прошлого знаю, я никогда не выступлю против того, что движет нас вперед, но такой возврат назад, такое разрушение, такой удар по психологии, по морали человеческой, — это все вынести тяжело. Ведь можно же было все сделать постепенно, зачем нужно было вытаскивать этих чубайсов-либералов… — они поездили по заграницам, они хорошо знают теорию, но душу русского человека они не знают. Разве нельзя было еще тогда дать землю, но прежде чем ее дать, государство должно было создать комплекс заводов по выпуску мини-техники.
Знаете сколько тут непаханых земель? Больше 400 гектаров только вокруг меня. В этом году совхоз засадил 120 гектаров, а пахотных земель 2100. Из моей родной деревни шли четыре дороги, и все они были огорожены плетнями до самого леса и ни одна корова в поле не могла зайти, только в лес, скотину пасли в лесах, потому что все поля были запаханы, земля использовалась на все сто процентов. Я еще помню эти цветущие долы. Когда наступает сенокос, я всегда вспоминаю детство, с пяти-шести лет я уже все помню. Утром услышишь, шаркают. Прибежишь с деревни посмотреть — 40 мужиков косят дол. Так они утром шаркнут, понимаешь, дола нет до самого леса. Часов до девяти мужики покосили, ушли. Через час приходят бабы, тоже человек сорок, с граблями, высушили и на следующий день весь дол в стогах, — все скошено. В стогах или в сараях, но все прибрано. Эта культура, тоска по ней, во мне так и осталась. К нам сейчас люди приезжают, покупают дома, говорят: «Как здесь хорошо». Хорошо, но это красота дикая, а я помню красоту, созданную руками человека.
У меня во дворе красный флаг висит, и я его не сниму; я благодарен ему за то, что он меня научил любить свою землю, любить свою природу, свой народ. Мне больше ничего не надо, главное, что у меня есть в душе.
Мы были счастливые люди, поколение 50-х-60-х годов. Сейчас вырастает поколение с другим понятием счастья. Я своей дочери не смог передать своего понимания счастья, молодые сейчас воспринимают счастье даже не в рублях, а в долларах. А у меня счастье другое: дайте мне возможность трудиться и не мешайте; и, если я люблю труд, я буду материально обеспечен, но труд дает не только материальную устойчивость, труд дает и душевное богатство, — человек, занятый трудом, склонен думать о хорошем. Вот это для меня и есть счастье.
Когда я закончил институт, сказал жене: «Хочется мне поработать в северных лесах. Я не убивец, я пойду на глухариный ток, но ни в коем случае не убью больше одного глухаря, — мне не надо. Пусть поют, ради бога. Очень я люблю лес, лесные просторы, они меня просто манят — я не считаю себя охотником, я, наверно, турист. У меня своя сборная металлическая лодка, под мотор сделана, беру спальный мешок, продукты, фотоаппарат обязательно. И пойду в тайгу по маленьким рекам, хожу обычно один, жил по две, по три недели, как-то я подсчитал, в общей сложности один в тайге я прожил полтора года. Мне не нужно ничего лишнего, я убью только столько, сколько мне нужно покушать. Если лодку вода утащит, все, из тех мест уже не выберешься — все затоплено. Делал записи у костра. Думал, выйду на пенсию, пенсия будет у меня хорошая, напишу книжку «Пятьдесят лет с ружьем» (о природе средней полосы России), но сейчас такая книга будет невостребованной, а записей очень много осталось. Да и пенсия теперешняя не позволяет заниматься литературой.
Эти месяцы — май-август — кормят всю мою семью и дают мне финансовую независимость, хоть небольшую, но все-таки независимость. Что такое моя пенсия полторы тысячи рублей (около пятидесяти долларов). Я прирабатываю еще тысячи по три в месяц от своего хозяйства — это меня устраивает.
Симфония леса
Знаете, какая там прелесть! В природе все имеет свою последовательность. Когда утром просыпаешься, первой закричит белая куропатка, захохочет таким неприятным страшным голосом, — для тебя это уже сигнал. После этого закричит журавлиная стая, потом где-то в другой стороне другая журавлиная стая ей вторит, следующая журавлиная стая, все это еще в сумерках, в темноте, потом закричат тетерева на болотах. Следующим застучит желна по суку. Желна — это такой большой дятел, он выбирает сухой сук на высоком дереве и как забарабанит по нему, так слышно аж за километр. Потом зачинает мелкота и знаете, все вокруг запевает, кругом шум, уже ничего не разберешься — утки крякают, тетерева кричат — настоящая симфония, понимаешь. И что удивительно, перед самым восходом солнца все замолкнет: вот-вот оно появится и в течение двух, трех минут все молчит. И как только солнце покажется над кронами, вся эта птица с новой силой приветствует появление солнца, — снова запевает. Вот в это время если ты пойдешь на глухаря, ты глухариный ток уже не слышишь, настолько все кругом поет, только в темноте глухаря хорошо слышно, часа в три, в четыре ночи. Вот это меня и тянет туда, а не то что кого-то убить. Пропутешествуешь столько, а привезешь пару глухарей, да пару уточек, — зато сколько насмотришься.
155455, Ивановская обл, Юрьевецкий р-н, п\о Костяево, дер. Павлово. Шмелев Леонид Николаевич
ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
Это пример того, как из обычной мотоколяски можно сделать небольшой трактор. Более того, ездить на нем зимой и в непогоду.
Поставил руль, фары, щитки от дождя и даже отопление салона.
Планы А. Сотникова на 2016 год
В августе-сентябре 2016 года планируется экспедиция Сибирь — Казахстан. Почему выбран Казахстан? Большая часть огромного Казахстана — это исконно русские земли, «открытые» русскими казаками, которые по недоразумению временно стали заграницей. Наша с вами задача состоит в том, чтоб мы опять стали единой великой могучей и непобедимой страной.
О поддержке следующей экспедиции
Спонсор прошлых экспедиций А. Сотникова испытывает тяжелые времена и не может в этом году поддержать поездку постоянного автора ДРОМа. Успех этой экспедиции зависит исключительно от помощи читателей. На сегодняшний день поступило 9000 руб. Для совершения полноценной экспедиции нужно еще примерно столько же. Половину затрат на экспедицию автор традиционно берет на себя.
В результате экспедиции будет снят фильм и написана серия очерков (публикуемых в центральных СМИ, а впоследствии в следующей книге автора). Счет для поддержки экспедиции смотрите на сайте автора очерка spasi-hram.ru в разделе помощь. Всем благотворителям, перечислившим 1 тыс. и более, автор готов выслать свою книгу и четыре ДВД-фильма (не забудьте сообщить свой почтовый адрес по телефону или электронной почте).
Некоторые сквозные темы всех фильмов и книги А. Сотникова:
За 10 лет Андрей Сотников совершил более 10 экспедиций по России и соседним государствам: Сахалин, Монголия, Алтай, Тува, Беларусь, Карелия, Украина (пока не окончена, авария), Грузия, Армения…
Главная цель экспедиций, фильмов и книг А. Сотникова — противостояние губительной глобализации и духовному обнищанию современного человека, а также воссоздание Великой России.
Книга Андрея Сотникова: «Быть русским. Книга странствий и паломничеств на скутере». 2015 год, 210 страниц, 70 фотографий.
Фильмы Андрея Сотникова:
Сайт автора spasi-hram.ru
Электронный адрес автора: a_sotnikov (вставить знак «собака») rambler.ru. Телефон 8-952-160-41-83, Андрей Владимирович Сотников г. Томск