Перевал Кату-Ярык и Акташский ретранслятор

17.06.2016 | 41976 просмотров

Удивительное — рядом

Как ни банально звучит заголовок, но он отражает то, что мне удалось испытать и увидеть. Имя ему — Горный Алтай. Расположенный не так далеко от нас и в чём-то похожий на природу Кемеровской области, тем не менее это место оставляет впечатление нетронутости и силы природы. Думаю, что это результат как отношения местного населения к своему наследию, так и отсутствию горнодобывающей промышленности в тех масштабах, которые существуют в Кузбассе. Имею некоторый опыт дальних автопробегов само собой пришло решение использовать автомобиль как наиболее оптимальный вариант для тех задач, которые себе поставил. Идея состояла в том, чтобы за небольшой промежуток времени успеть составить наиболее полное представление о наших соседях. Время —начало октября 2014 г. Итак, моей целью стало достигнуть:

1. Перевал Кату-Ярык.
  2. Акташский ретранслятор.
  3. Потратить на это не более 3 суток и минимум средств.

План маршрута был таков:

• 1 день: перегон Междуреченск — пос.Кузедеево — Бийск — Горно-Алтайск — пос. Акташ, 800 км;
  • 2 день: перевал Кату-Ярык и Акташский ретранслятор, 150 км;
  • 3 день: дорога домой, 800 км.

Старт из Междуреченска был дан в пятницу во второй половине дня. Расчёт маршрута навигатором показал, что время в пути составит 11 часов и в посёлке Акташ я буду за полночь.

В очередной раз хочется отметить дороги в Кузбассе — они содержаться на достаточно приличном уровне, чего не скажешь о наших соседях в Алтайском крае. Ямы, грунтовые дороги — это всё про них. И ведь не скажешь, что власти дорогами не занимаются! Лично наблюдал, как «Кировец» таскал на задней сцепке конструкцию, призванную срезать на грунтовке кочки и следом придавливать дорогу катком. Или другой «гвоздь сезона» — еле ползущий самосвал с дымящимся асфальтом, на нём мужчина с лопатой, который прицельно! сбрасывал асфальт с самосвала прямо на ходу точно в яму. Класс!!! Как-то довелось побывать в музее Кузнецкого металлургического комбината. В нем экспонировалась лопата передовика производства «Паши-экскаватора» времен строительства этого комбината (начало 30-х годов прошлого века). Площадь лопаты составляла 0,25 м². Так у того мужика лопата была не меньше! Приятно, что в наше неспокойное и изменчивое время есть вещи, которые не меняются.

Чуйский тракт

Оставляя г. Бийск в стороне, по объездной дороги выехал на Чуйский тракт. Дорога сама по себе легенда и, уже без всяких оговорок, безупречного качества. Эта старинная дорога — первая ниточка, соединившая Россию, Китай и Монголию много столетий назад. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа. Уже в советское время за дорогу взялись всерьёз: товарищ Сталин по-другому не умел.

Про неё сложена песня, главные герои которой водители 20-30-х годах XX века, по мотивам песни снят кинофильм «Ехали два шофёра» и установлен памятник (на фото). Василий Шукшин, уроженец здешних мест, в 1964 году снял фильм «Живёт такой парень» и тоже о ней, о дороге.

«Чуйский тракт» вошел в топ-10 наиболее красивых автодорог мира по версии National Geographic за номером 5. Теперь я знаю точно — журналисты этого научно-популярного журнала не даром едят свой хлеб!

Но по-настоящему красота дороги раскрывается после Горно-Алтайска. Это совсем другая дорога: по тектоническому уступу степная часть переходит в горную часть и тракт выходит на территорию Республики Алтай. Дорога пересекает ряд горных хребтов Алтая, которые достигают 1900-2000 м над уровнем моря.

Memento mori.

Это значит — помни о смерти. Многие из нас помнят известнейшую песню в исполнении Аллы Пугачёвой «Позови меня с собой». Принадлежит она перу Татьяны Снежиной. Для Тани «Чуйский тракт» стал последней дорогой в её жизни. 106-й километр, микроавтобус, встречка, 6 погибших. Подтверждаю — профиль дороги таков, что за перегибом может «спрятаться» Камаз, все знаки расположены строго по делу и желание «проскочить» равносильно игре в «русскую рулетку».

А ещё мне запомнились глаза… Ночью, двигаясь по Чуйскому тракту, в лунном свете угадываешь вершины гор, подступивших к краю дороги. Выезжая из очередного поворота, в свете фар я увидел, что на меня внимательно смотрят. И это явно не человек! Роста потому что не большого. Что-то вроде крупной собаки. Мне стало не по себе и почему-то подумалось: они — волки! Но волки же ходят стаей (вот где пригодились школьные знания!) и точно — уже боковым зрением увидел множество взглядов, провожающих мою машину со склона горы. От души нажал на «газ». Уехал. За другими поворотами картина повторилась. Оказывается, это пасётся домашний скот.

Но, чёрт возьми, Холмс, почему ночью !?!

Наконец, около 2 часов ночи достиг поселка Акташ. Довольно крупный посёлок с развитой инфраструктурой: гостиницы, АЗС, отделение сбербанка, аптека. Откровением для меня стало, что в 11 км восточнее села располагается Акташский рудник — крупнейшее предприятие страны по добыче ртути. Ныне он недействующий.

А мне предстояло расположиться на ночлег, цель первого дня достигнута. Гостиница расположена прямо на въезде в посёлок. Стоимость номера 1500 руб. Однако, посчитав, что несколько часов сна не стоят этой суммы, я решил выехать за посёлок и спать в машине. Отъехав от посёлка километров 20 в сторону перевала Кату-Ярык, я съехал с основной дороги (чтобы утром проезжающий транспорт меня не потревожил) и улёгся спать.

Каково же было мое разочарование, когда рано утром меня разбудил характерный звук мотора УАЗика. И голоса многих людей — люди приехали на экскурсию посмотреть Пазырыкские курганы. Это древние могилы скифов — предков русских людей. Я невольно заночевал в 20 м от них. Почувствовал себя не в своей тарелке, но делать нечего, привел себя в порядок, поехал дальше.

Перевал Кату-Ярык

Дорога от пос. Акташ до перевала Кату-Ярык представляет собой около 100 км грунтовки хорошего качества, проходимой для любого вида транспорта. Довольно неожиданно, преодолев очередной пригорок, увидел впечатляющую картину: вершины гор, покрытых снегом, ущелья и громадные просторы.

Это верхняя площадка перевала Кату-Ярык. Для более детального ознакомления с местностью, пригодилась топографическая карта Генштаба ВС СССР, найденная в сети интернет. В ней перевал Кату-Ярык обозначен ещё тропой — таковой она была до 1989 г., горы вокруг имеют высоту 3000-3200 м.

На данный момент перевал Кату-Ярык представляет собой серпантин дороги, вырубленный прямо в склоне горы с Улаганского плато в долину реки Чулышман.

*Крутизна склона ~70°. Высота от подножия — 530 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 10°. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. Координаты смотровой площадки — 50°54′49″ с. ш. 88°12′55″ в. д.

Стоя рядом с обрывом глубиной в 500 м, с трудом представил себе ледник, который много миллионов лет назад пробороздил это ущелье, образовал Телецкое озеро (как, впрочем, и озеро Байкал), сменил климат на планете, уничтожив одних животных и дав жизнь другим. По крайней мере, именно так утверждает наука. Данная местность обладает большой сейсмической активностью. В результате Чуйского землетрясения в 2003 г. в пос. Акташ была разрушена средняя школа, полностью был разрушен поселок Бельтир. Землетрясение было такой силы, что, по словам алтайцев, «горы менялись прямо на глазах» (происходили многочисленные оползни), а также «сильный гул стоял». Очевидцы из пос. Бельтир видели, как по земле шла волна, наподобие морской. В этот поселок (он брошен) ездят тоже немало туристов для осмотра оползня: участок склона горы землетрясением был приподнят в воздух и сброшен вниз по склону.

Спуск на перевале Кату-Ярык не представляет каких-либо сложностей — достаточно комфортная дорога. Единственно, хотел бы предостеречь от постоянного пользования тормозом — он может перегреться и отказать.

Но у моей машины дизельный двигатель, который, как известно, обладает высокой степенью сжатия, поэтому, двигаясь на спуск на 1 передаче, иногда приходилось добавлять «газу», т.к. машина практически останавливалась. Тем не менее, на одном из поворотов установлен памятник погибшему человеку. Спустившись вниз, увидел и причину его гибели — давно разбитая белая «Нива». Подъём на перевал также не представляет собой особых проблем. Самый разбитый (и самый длинный) участок — это первый отрезок пути. Кроссоверы и автомобили от ВАЗа (важен клиренс авто) преодолеют перевал без особых трудностей, а прочие иномарки, ну не знаю, я бы не стал испытывать судьбу.

Поездка к перевалу Кату-Ярык у меня заняла целый день, и уже к вечеру я вернулся в пос. Акташ. О заезде к Акташскому ретранслятору не могло быть и речи, решил туда ехать на следующий день. Подумав, что ночевать на могилах (пусть и древних) не самая удачная идея, на этот раз поселился в гостинице.

Утром следующего дня мой путь пролегал на

Акташский ретранслятор

Или точнее — узловая радиорелейная станция № 9, это вышка постройки советских времен УРС-08609 , находится на отметке 3062 м.

Координаты ретранслятора: 50.34001, 87.748672.

Дорога к нему пролегает через заброшенный Акташский ртутный рудник. Месторождение киновари (киноварь — минерал содержащий 86,2 % ртути) было открыто аж в 1842 г., однако промышленным способом добывалось с 1942 г. по 2012 г. до полного исчерпания месторождения. Тут же киноварь и перерабатывалась: в огромную трубу засыпалась руда, нагревалась, при этом происходила возгонка ртути, затем она конденсировалась и приобретала привычный вид. До недавнего времени ГУП «Акташское горно-металлургическое предприятие» было единственным в России предприятием по производству металлической ртути. Вообще, со ртутью на Алтае всегда было хорошо. Алтай является частью Центрально-Азиатского ртутного пояса. Акташское ртутное месторождение — это только одно из самых крупных.

Дорога к руднику, надо сказать, значительно хуже, чем на перевале Кату-Ярык: ручьями промыло глубокие канавы и на поверхности выступили огромные валуны. На легковушке я бы не советовал туда соваться. Пару раз приложился днищем о камни, раз развернуло поперек дороги. Откровенно говоря, было желание развернуться и уехать.

Тем не менее, продолжил путь. 11 км пути до рудника дались нелегко. Таких испытаний моя машина ещё не видела (водитель тоже). Это оказался самый трудный участок пути. Наконец, показались два терриконика рудника и шлагбаум.

О наличии шлагбаума и «часового» я уже был наслышан. О таксе проезда у меня также была информация 100-300 руб. в зависимости от настроения «часового». У меня же настроения не было, поэтому вышел, поднял шлагбаум, проехал, вышел и опустил шлагбаум. Выскочивший из строения мужик бомжеватого вида (тот самый часовой) не произвёл на меня особого впечатления, я продолжил свой путь. Забегая вперед, отмечу, когда возвращался, у того самого строения стояли пара УАЗов, но путь был свободен, уехал без приключений.

Вскоре показался и сам рудник: устье штольни (с полустёртым лозунгом «Слава шахтерскому труду»), здание вентилятора главного проветривания (вентилятор, судя по размеру здания, был совсем небольшой) и ещё одно устье штольни, по которой выдавали «на гора» руду. Непосредственно у склона горы два заброшенных здания. Одно из них, видимо, АБК рудника. На фронтоне здания дата — 1964 г. Другое: оценивая планировку помещений, делаю вывод, что какое-то технологическое.

Вот что мне удалось узнать: «рудник представляет собой километровую штольню, освещённую фонарями, по ней тянулась узкоколейка, по которой электровоз вёз вагонетки с рудой. Температура в шахте была около 0 ° С, а дальше, в зоне вечной мерзлоты, она опускалась и ниже. Борта и кровлю крепили деревом, на почве — деревянные трапы».

Высота места съемки 2370 метров. Рудник находится ниже на 150-200 метров.

Проехав выше рудника метров на 200, машина застряла в снегу — небольшой снежный перемёт. Так мне показалось. Преодолеть его мне удалось через час, активно используя лопату. Еду с очень приличным подъёмом в гору. Дороги не видно, за капотом сразу небо. Просто запомнил, что под колёсами — земля. Визуально уже наблюдаю антенну ретранслятора. Чувствую — машина едет хоть и уверенно, но почти на грани. Существенно похолодало. Бортовой термометр показывает -11 ⁰С. Внизу, в пос. Акташ, был небольшой плюс. Всё, приехали — снега становится так много, что его не преодолеть. Вылез. С трудом удерживая вертикальное положение, оглядываюсь. То, что я увидел, заставляет замереть! Удивительная картина: панорама Северо-Чуйского хребта видна на многие километры. Хотя мне и не удалось достигнуть поставленной цели —до ретранслятора так и не доехал, результат более чем удовлетворил. Такой картины я ещё не никогда видел.

Славится это место и среди астрономов-любителей. На территории бывшего СССР — наилучший астроклимат не на Кавказе или в Узбекистане, а на Алтае в районе Кош-Агач (этот поселок находится в 100 км от Акташа по Чуйскому тракту в сторону Монголии). А вот 3000 метров над уровнем моря — это самые высокие точки в России, доступные для автотранспорта без особой подготовки!

На этом моя поездка на Горный Алтай по большому счёту завершилась. Конечно, предстоял ещё неблизкий путь домой, но это уже был путь по знакомым местам.

Подведя итоги, отмечу:

Поездка, как и планировалось, заняла вечер пятницы и 2 выходных дня. Пробег составил около 1800 км. Денег затратил чуть более 5 тыс. руб. (топливо и ночь в гостинице). Питание брал с собой из дома, чай грел на примусе по дороге и заливал в термос. В кафе ни разу не останавливался. Штрафов и других потерь удалось избежать. Попробуйте и вы, владельцы автотранспорта — «лыжня накатана»! Такие выходные не забыть!

бердск
молодец нормально прокатился только время года неудачно выбрано на пузотерке подняться на перевал без проблем я сам только что оттуда вернулся был там с 23 по 29 мая

ну и еще маленько фото

Стародуб
Едем в круиз этим летом! Маршрут неслабый: Ороктойский перевал, Карагемский перевал, Акташский ретранслятор, Мажой, Актру, Язула... Горный Алтай - место магическое!
taksistNSK:
Комментатор, что за водопад на первой фото и хде он находится?

"Наконец, около 2 часов ночи достиг поселка Акташ. Довольно крупный посёлок с развитой инфраструктурой: гостиницы, АЗС, отделение сбербанка, аптека....." Прям советская энциклопедия, не хватает только - в посёлке проживает 175 членов КПСС. Отличный маршрут выходного дня для более тёплого время года. Ну и карта генштаба в конце..... https://travel.drom.ru/35987/
Passing through the arms of Satan
Reaching for the hands of God

отлично
роупар
Ехать надо летом склоны у ретранслятора покрыты красивейшими цветами ну и выды на горезонте более контрастные
Автор загрузи фотографии в какой-нибудь конкурс обоев для рабочего стола - в рубрику depression, думаю получишь приз :-)...

enzo:
Комментатор, что за водопад на первой фото и хде он находится?
водопад называется куркуре после спуска с перевала кату-ярык сразу будет база с одноименным названием там на лодке переправляемся через чулышман стоит 500 рублей туда и обратно и дальше направо идет хорошая тропа прямо до водопада 4 км

taksistNSK:
Понял, спасибо! Видел его и проезжал, из далека почему-то не впечатлил, а на фото - красивый!)
Не проезжал, а когда спускался с Кату-Ярык я хотел сказать

enzo, на фото водопад Каркуре. Местонахождение: правый берег Чулышмана, 3 км вверх по течению от базы под перевалом.
Октябрь, конечно, не очень удачное время для подъема на ретранслятор... Но и в начале лета тоже сложности. В июне 2014 года не смог проехать до самой вышки из-за сугробов на последнем участке подъёма.

enzo:
Это другой водопад...вниз по течению Чулышмана, а Куркуре с перевала не виден)))

Обидно до злости когда видишь расписаные горе-туристами скалы в Горном Алтае, а также мусор. Что за дикость такая? Поэтому туристам в Горном Алтае не очень-то и рады.

на 3 л паджеро забирались, на хтрейле не хватило мощи подняться
OUTLANDER 2013

Suzuki54:
А прям напротив базы, что у подножья Кату-Ярык как называется водопад? Или это так, ручеек после дождей был?))

Напишите полноценный отчет.

Suzuki54:
Аналогичная просьба об отдельном отчете))

Змеиногорск
-=SerP=-, ты же знаешь, в Школе №4 )))

Михаил424:
Аналогичная просьба об отдельном отчете))
На сайте множество отчетов о подъеме на Акташский ретранслятор - повторяться не хочется)) В моем комменте досадная ошибка - водопад КУРКУРЕ. Кстати, наверху водопада есть чаша со вторым водопадом. Говорят есть и третий этаж, но я туда не добрался.
Несколько снимков из августа 2013 года. Кстати, я проезжал не через рудник - не пустила какая-то зловредная бабёнка... Есть объезд через кедровый лес. При подъезде к руднику влево уходит колея, которая выходит на гравийку выше рудника. Но там проехать можно только на 4х4 и с подходящим клиренсом - попадаются участки с хорошими каменюками и крутыми подъемами.

enzo:
Водопад р. Карасу. Кстати, Салават, хозяин базы "Кату-Ярык" протянул от водопада трубу через Чулышман и устроил классный "водопой" для туристов прямо у дороги...

Дааа,как сказали выше,фото действительно в депресняк вгоняют..*))))

Был на ретрасляторе в прошлом году, поднимались на Xtrail и CRV, наверху шашлык жарили, высота на самой верхней точки по GPS - 3006 метров.

Бердск
поездка что надо! Хороший отчет, читается на одном дыхании. Кстати в Горном есть и другие места, куда планируете еще?

миг23:
На головешках бы у них написать то же самое - чтобы так и ходили.

Юлия
Машины памятники на фоне - это другая история, с песней "позови меня с собой" ваще никак не связана

Иван_05:
Иван! спс на добром слове. В сентябре этого года готовлю маршрут и машину в Монголию.

Отчет интересный, проделанный маршрут внушает уважение. Хотя бы потому, что на ретранслятор суются далеко не все.
Жаль, что автор не указал (или я не заметил), когда, в какое время ездил. Судя по всему, осенью, что ли?
Было бы любопытно знать, на какой машине. Куга, что ли?
А то, что от Акташа до Кату-Ярыка грунтовка хорошего качества - это, мягко говоря, не совсем так. Сначала идет грунтовка более-менее (через Красные ворота), потом плохая грунтовка ("стиральная доска"), потом довольно много хорошего АСФАЛЬТА - до Улагана, потом отличная мегапыльная гравийка до Балыктуюля, а последний отрезок перед перевалом - не очень хорошая грунтовка, но доезжают все, кому не лень.
В мае я возил туда друзей из Междуреченска.
Автору желаю новых интересных путешествий!

Новоалтайск
Что то я тоже не ощутил дороги хорошего качества от Акташа до Кату-Ярык,особенно от Балыктуюля до перевала.Сам перевал да,вопросов по подъёму-спуску не вызвал.Авто Круизер Прадо 120.

Бердск
LebedevSS:
Идея очень заманчивая! Тоже планирую в Монголию, но видимо только на следующий год. Хорошего путешествия, будем ждать отчет!

Читал уже несколько отчетов о акташском ретрансляторе,и так и не понял где начинается заезд на него?
Subaru Outback BR9.2012
Мой отзыв: Hyundai i30 2008

Сообщений: 11915
"скифов — предков русских людей"
стыд - позор русскому человеку такое говорить

Юлия:
+1 Ну и собственно Татьяна Снежина разбилась не там, а на трассе Барнаул—Новосибирск. Сейчас там даже памятник стоит.
Отчёт хорош!

Отчёт хорош!
Только Татьяна Снежина разбилась не там, а на трассе Барнаул—Новосибирск. Сейчас там даже памятник стоит.

пирамидон:
Тоже не сразу нашёл! Пришлось выспрашивать у местных жителей. Короче говоря, выезжаем из п.Акташ и сразу за ним развилка. По левую сторону остаются "Красные ворота" -такой узкий проезд вырубленный в скале характерного красного цвета-(это дорога на Кату-Ярык), а нам надо направо!
Отвечу на другие вопросы...
Время поездки указано в статье. Время —начало октября 2014 г.
Авто Куга1 с дизельным мотором, 4WD, МКПП. Зверь, а не машина :) . Раздатка ей вообще никуда не упиралась. На холостых прет в гору приличного уклона. Момент-с, знаете ли. Правда, уже прода и куплена Куга2 с бензинка.
За поправки-искреннее спс.

Интересно, но маловато красоты выложили.

Максим
Отлично скатал! Я не добрался в августе 2014 до ретранслятора. За рудник проехал но в какой то момент уже не хватило мощности двигателя (2,0 бензин АКПП, Туссан ) тупо не вытянул в подъем на полпути после рудника до ретранслятора.... Удивлен .... считал, что без пониженной туда не попасть.
Автору удачи на дорогах!

пирамидон:
заезжаем в акташ проезжаем его насквозь будет указатель улаган налево а нам направо по дороге вот и все

Поездка интересная, в плане маршрута, но летом красивее.

Добавлю фоток:

Междуреченск, Кемеровская
Виллис (про факту Форд)-отличной сохранности! Респект и уважуха власти )))

продолжение

taksistNSK:
Понятно,интересно,на моём ауте туда можно подняться?
Subaru Outback BR9.2012

был там неделю назад...вдвоем со старшей дочкой
Honda

миг23:
Ну ты же петроглифами любуешься?))) Человек с тех пор не поумнел - весь ответ.)

Максим:
Автору удачи на дорогах!
максим! я доехал до шахт и чуть выше! дальше не хватило мощей! машина как у тебя! и ехали мы туда не через шлагбаум!

пирамидон:
Понятно,интересно,на моём ауте туда можно подняться?
Можно. Возможно, что не на самый верх.

вот сюда доехал!

Хороший отдых,молодцы.

Молодец хорошо прокатился...

Были там в прошлые выходные. Жаль, Чулышман поднялся и до Телецкого 27 км мы не доехали.
Места красивые!

Александр:

enzo:
Когда планируете? Раньше таким маршрутом ездили? Мы тоже хотим, но сами там ещё не были

Это Кавказ, Дагестан, братец.
Да, можно хоть сто минусов поставить. Это ничего не изменит в географии России, где, помимо Горного Алтая, есть КАВКАЗ, ХИБИНЫ, УРАЛ и еще множество прекрасных мест. И от того, что сибирские местечковые "патриоты" "размалюют" посты с их фото красным, они не станут менее привлекательными для тысяч и тысяч людей.

Прекрасное далёко
Это Кавказ, Дагестан, братец.
Одно "Но" - на Алтае безопасно.
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

fesey:
Одно "Но" - на Алтае безопасно.
"Это вы расскажите родственникам семьи журналистов, в т.ч. двоих детей, убитых в 2006 г.

yakushev:
Алексей, куда этим летом?
Так, уже половину отпуска использовал. Ездил на майские на Кавказ - в Дагестан и Чечню. Отчет в очереди на публикацию. Куда еще две недели? Пока не знаю.

Кемерово-Симферополь
Неужели непонятно, что дело не в фото, а в ваших высказываниях?

titchenko1:
Неужели непонятно, что дело не в фото, а в ваших высказываниях?
Здесь админы фильтруют "базар". И только их требования приходится выполнять. Во всем остальном говорю, как считаю нужным.

Кемерово-Симферополь
Да не вопрос. Я про минусы. ИМХО, они касаются не фото, которые вы опубликовали, а ваших высказываний, которые этим фото сопутствовали.

Зашел сегодня посмотреть, понравились ли кому наши фотки, сделанные в тех местах, про которые пишет автор путешествия. Сделанные там же НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ между прочим...
При чем тут, в этой теме ваши Кавказ и Чечня?
Сознаюсь, не был я там. Но зато много где еще был. К примеру из Новосибирска на своей машине дважды пересек Альпы, причем не по тоннелю, а по перевалам Гроссглокнерштрассе и через Стельвио. Если вам это о чем-то говорит, ну да ладно. Южный Алтай мне понравился не меньше, может потому что это свое, родное?
В планах на это лето Аршан и прочий Хамар-Дабан.
НЕ Кавказ и не Чечня. Тупо ссу. :)

alex03_54:
НЕ Кавказ и не Чечня. Тупо ссу. :)
Ну, и зря. Это тоже Россия. И люди там не избалованы туристами. А кроме того, словосочетание "кавказское гостеприимство" говорит о чем-нибудь? На своей т.с.з. "шкуре" его испытал и прямо скажу, что до денежных поборов за проезд на красоты, как на Алтае, там, вряд ли, опустятся.
А что касается Альп... бывал. Помимо этого, еще и Пиренеи дважды довелось пересечь.

ну-ну!!!!!!!
Санта-бегемотик!

видел я как в Пицунде местные бесплатно в туалет бегали! а руссо туристо за 10 рублей!

yakushev:
Алексей, куда этим летом?
Фотографии уже многое обещают.

высота на самом ретрянсляторе к сожалению не дотягивает до 3000 м. по жипиэс.((((
понижайка нужна
крутизна подъема не больше Кату Ярыка.
Лучше поздно, чем никогда.
Всё проходит.

че оказывается у нас рядом не бывает... )

Сколько раз уже втречаю сказки про остатки кузова белой Нивы под Кату Ярыком. Сторож, зимой что охраняет, накосячил, и свалил, машину бросил. Года 3 простояла, все, кому не лень ее разбирали, а то что не гоже- валяется , пугает туристов.

vicet:

Самая высокая точка на ретронсляторе 3200 м. только что от туда!

Хороший рассказ.

Нормально!

алекс
Александр:
Не могу остановиться, еще пара фоток вот
откуда такой вид белых гор?

Сообщений: 31990
Красиво там. У меня по gps трекеру высота на ретрансляторе была 3064м, после рудника на подъёме врубил понижайку и без проблем забрался, на обратном пути раза 3-4 останавливался студил тормоза, на автомате даже на понижайке и акпп в положении L все равно разгоняется под гору. Кату Ярык уже не показался сильно сложным препятствием как на спуске так и на подъёме, а вот дорога до Кырсая да..... 80км довольно убитой гравийки, и когда внизу встретил колонну марк 2 сотый, бмв 5ку и мерседес Ешку, откровенно было жаль их подвески))))) на пузотере я бы обратно только на пароме проехал бы.
Ремонт РВД, токарные и фрезерные работы Бийск 9!3 227 2! о_0

...ЛЁХУС...
"скифов — предков русских людей"
стыд - позор русскому человеку такое говорить
На самом деле автор допустил в своем отзыве достаточно много ошибок. Как исторических, так и топографическо-географических))
Мой отзыв: Mazda Demio 1997

Это Кавказ, Дагестан, братец.
Понимаешь братиша... На Кавказе НЕТ!!! той энергетики которая есть на Алтае. Я был и там и там неоднократно. Много моих друзей бывавших на Кавказе со мной солидарны. Нет там ТАКОЙ энергии гор как на Алтае... Нет...

Reiser
Reiser:Ты, видимо, кроме этих мест нигде и не был? Таких фоток по России можно наделать столько, что устанешь смотреть.Reiser:С речкой? Тоже, пожалуйста!Reiser:Это Кавказ, Дагестан, братец.Да, можно хоть...
Здесь ты прав. Россия великая и необъятная. Но лучшие горы на Алтае...

Посоветуйте стоит рисковать спускаться с перевела на нексии 13года, 1,5 объем движка? Есть шанс, что обратно заберется?

Если про перевал Кату ярык, то можно. Но мы столкнулись с проблемой. Когда сухо - без проблем подниметесь обратно. Когда ездили второй раз, ночевали внизу. Всю ночь шел дождь. Утром с первого раза подняться не получилось. Высадив пассажиров и как следует разогнавшись влетел на пределе в первый подъем ( он самый сложный ). Дальше было проще. Машина была теана 2,5 второй кузов. Продал купил кроссовер )

Здравствуйте! планируем в начале августа поехать на Кату-Ярык, Каменные грибы и ретранслятор. Скажите пожалуйста, на Субару Легаси 2л АКПП заберемся к ретранслятору? и назад на Кату-Ярык от каменных грибов? я так понимаю, это самые сложные места подъема. Машину подзадрали немного (муж любит рыбалку, поэтому поставил проставки и спереди и сзади и колеса побольше).
Татьяна Емельянова
Татьяна, думаю что да-осилите.

А пешкодралом на ретранслятор долго топать ? А то в меня авто только до первой кочки может доехать. )

Zaharrka
Приезжайте буду рад встречи, организую экскурсию!) АликАкташ 89136992222

Приезжайте буду рад встречи, организую экскурсию!) АликАкташ 89136992222
День добрый! Нас двое взрослых и двое детей до 14 лет. Сколько примерно по цене экскурсия будет?

Снежинск
С речкой? Тоже, пожалуйста!
Фото хороши, но почему так хвастливо и высокомерно поданы?

Снежинск
Reiser
Есть география, а есть высокомерно-выпендрежный стиль комментов. Твоих комментов.

Не проезжал, а когда спускался с Кату-Ярык я хотел сказать
Мимо него проехать нельзя, до него можно только дойти и увидеть, с перевала его не видно

Так и называется - Кату-Ярык

Zaharrka
Джип 7 мест на КатуЯрык 14000 вас можно в группу!
Ретро 2000 чел. В круг через Меандры 3000.

Джип 7 мест на КатуЯрык 14000 вас можно в группу!
Ретро 2000 чел. В круг через Меандры 3000.
не в этом году спасибо! Летом 2022 хватило покатушек на Мульт.озёра.